Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зарубежной и отечественной литературе указывается на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми с церебральным параличом. В работах Л. А. Даниловой, И. И. Мамайчук, Н. В. Симоновой и др. раскрыты основные направления коррекционной работы с детьми с легкими двигательными нарушениями. Описаны ряд приемов коррекционной работы, учитывающих психофизические особенности детей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Проблема детского церебрального паралича в работах отечественных и зарубежных авторов
    • 1. 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
    • 1. 2. Организация и содержание помощи детям и подросткам с детским церебральным параличом
  • Глава II. Психолого-педагогическое изучение особенностей детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие церебрального паралича (экспериментальное изучение)
    • 2. 1. Основные направления изучения особенностей психофизического развития детей с церебральным параличом
    • 2. 2. Особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом
    • 2. 3. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом
    • 2. 4. Особенности познавательной деятельности и личности детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом
    • 2. 5. Социологическое исследование семьи, воспитывающей детей с церебральным параличом
  • Глава III. Основные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом (экспериментальное обучение)
    • 3. 1. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях Центра медико-социальной реабилитации
    • 3. 2. Развитие функциональных возможностей кистей рук для овладения навыками самообслуживания и подготовки руки к письму
    • 3. 3. Формирование продуктивных видов деятельности
    • 3. 4. Развитие речи и коррекция речевых нарушений
    • 3. 5. Формирование продуктивных видов деятельности
    • 3. 6. Семейное воспитание как фактор, определяющий успешность в подготовке к школе детей с тяжелыми проявлениями церебрального паралича
    • 3. 7. Результаты комплексной работы по подготовке к школе детей с церебральным параличом

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития теории и практики коррекционной педагогики и специальной психологии проблема медико-психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом является одной из актуальных. В специальных исследованиях отмечается, что нарушения, вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познания детьми окружающего мировладения знаниями, двигательными умениями и навыкамиприводят к патологическим изменениям личности (Р.Д.Бабенкова, ТАВласова, М. В. Ипполитова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, М. Н. Никитина, К. А. Семенова и др.). Теоретические исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с двигательными нарушениями, подчеркивают важность комплексного изучения психофизического развития детей с церебральным параличом, а также обосновывают роль коррекции различных отклонений в их развитии и создание адекватных условий для формирования готовности этих детей к школьному обучению.

Отмечается рост числа детей с отклонениями в развитии. Так, если по данным Л. О. Бадаляна (1975) число детей с диагнозом церебральный паралич составляло 1,7−1,9 на 1000 родившихся, то по более поздним данным К. А. Семеновой (1999) их число достигло 2−3 на 1000 родившихся. Учитывая тенденцию увеличения числа больных, тяжесть нарушения развития при этом заболевании, а также отсутствие исследований, посвященных проблеме детского церебрального паралича, задача совершенствования психолого-педагогической помощи этим детям становится все более актуальной.

В Российской Федерации существует система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями двигательной сферы, но только в последние десятилетия в эти учреждения стали принимать детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Это связано с гуманизацией отношения общества к лицам с тяжелыми нарушениями развития. Недостаточность методологических и методических разработок по вопросам помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями снижает эффективность коррекционного воздействия. В школьных учреждениях не везде созданы условия для пребывания в них детей с тяжелой патологией двигательной сферы. Важным звеном в системе специального образования ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями является его дошкольная подготовка, но дошкольные учрелзде-ния для детей с тяжелыми двигательными нарушениями отсутствуют. Контингент дошкольных учреждений для детей с церебральным параличом по-прежнему составляют дети, способные к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. В настоящее время дети с тяжелыми двигательными нарушениями находятся вне системы подготовки к школе и к началу школьного обучения оказываются не состоятельными в овладении школьными навыками, особенно письмом.

Отсутствие специальной подготовки к школе тормозит процесс интеграции детей с тяжелыми двигательными нарушениями в образовательные учреждения. В случае отсутствия специальных учреждений по месту жительства ребенка он часто оказывается вне системы образования. Учитывая рост числа новорожденных с церебральной патологией и современные подходы к специальному образованию, проблему подготовки к школе детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития вследствие детского церебрального паралича можно считать социально значимой и актуальной.

Цель исследования — разработать основные направления коррекци-онно-педагогической работы по подготовке к школьному обучению детей с тяжелыми проявлениями церебрального паралича.

Задачи исследования:

1. Разработать и апробировать методические приемы педагогического изучения старших дошкольников с тяжелыми проявлениями церебрального паралича.

2. Выявить особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями.

3. Определить основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом в специально организованных условиях Центра медико-социальной реабилитации.

4. Проверить эффективность коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями.

Объект исследования — процесс формирования двигательных, речевых навыков и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом в системе подготовки к обучению в школе.

Предмет исследования — содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми проявлениями церебрального паралича.

Гипотеза исследования — эффективность коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие церебрального паралича зависит от наличия специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, имеющих множественные нарушения развития.

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения и разработки современной философии, специальной психологии и коррекционной педагогики о человеке как высшей ценности обществаучение Л. С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и коррекции нарушения развития и о соотношении зон актуального и ближайшего развитияположение А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к формированию личноститеория А. Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы, адекватные объекту и предмету исследования: ретроспективный анализ научной и методической литературы по теме исследованияанкетирование родителейбеседапедагогическое наблюдениеконстатирующий, формирующий, контрольный экспериментыкачественно-количественный анализ экспериментальных данных. Исследование проводилось в Центре медико-социальной реабилитации детей-инвалидов г. Махачкалы в период с 1994 по 1997 годы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Выявлены и описаны психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие церебрального паралича. Ранее внимание исследователей было сосредоточено, преимущественно на детях, имеющих более легкую степень двигательных нарушений и владеющих двигательными умениями и навыками, необходимыми для бытовой и учебной деятельности.

В ходе экспериментального обучения определены и апробированы основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию речи, познавательной деятельности, формированию двигательных навыков у детей с церебральным параличом. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблем воспитания, обучения и подготовки к школе детей исследуемой категории.

Описаны специальные педагогические условия, способствующие овладению умениями и навыками, необходимыми в учебной деятельности детям с тяжелыми двигательными нарушениями.

Определена система приемов, которые способствуют оптимизации обучения и воспитания дошкольников с церебральным параличом.

Выявлены данные о потребностно-мотивационных показателях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Показана перспективность комплексной работы по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные направления коррекционно-педагогической работы и ее содержание могут использоваться в учреждениях для дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями (ДОУ, реабилитационных центрах).

Апробированы в исследовании методические приемы изучения и обучения детей с двигательными нарушениями могут быть использованы в работе специалистами-консультантами, психологами, дефекгологами, социальными работниками, имеющими разноаспектные связи с такими детьми и их семьями.

Систематизированы дидактические игры и приемы развития мелкой моторики, речевой и познавательной деятельности, навыков самообслуживания.

Разработана анкета, позволяющая проводить социологические изучения семьи, имеющей ребенка данной категории, предложены пути и формы работы с семьями.

Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки социальных педагогов, педагогов-реабилитаторов, дефек-тологов, консультантов.

По итогам исследования разработаны практические рекомендации для специалистов, работающих с детьми указанной категории.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на кафедре коррекци-онной педагогики ДГПУ (1997), научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Дагестанского государственного педагогического университета (1995, 1997, 1999, 2000), Всероссийских конференциях (1997, 1999, 2000), на заседаниях методического совета психоневрологического Центра г. Махачкалы (1997, 1999,.

2000), педагогическом совете в Центре медико-социальной реабилитации детей-инвалидов г. Махачкалы (1996, 1997, 1999, 2000), лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии ИКП РАО (2001). Материалы исследования использовались в преподавании курсов «Организация и методика работы педагога — реабилитатора с детьми-инвалидами», «Социальная реабилитация детей-инвалидов» в Дагестанском государственном педагогическом университете.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Для своевременного включения в образовательное пространство детей с тяжелыми двигательными нарушениями необходима целенаправленная коррекционно-педагогическая работа.

2. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие церебрального паралича при подготовке к школе нуждаются в комплексном психолого-педагогическом воздействии в специальных условиях, адекватных их психофизическим особенностям и способствующих овладению умениями и навыками, необходимыми в учебной деятельности.

3. Комплексная коррекционно-педагогическая работа с детьми с тяжелой двигательной патологией включающая: развитие и коррекция двигательных навыковсовершенствование речевых, познавательных процессовпсихолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями двигательного развития, обеспечивает подготовку их к школе.

ВЫВОДЫ.

1. У детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича отмечаются сочетания двигательных, речевых нарушений, нарушений познавательной деятельности и личностного развития. Множественность и выраженность этих нарушений существенно затрудняет социальную адаптацию старших дошкольников с церебральным параличом не позволяет им своевременно включиться в образовательное пространство, что обуславливает необходимость проведения коррекционной работы по подготовке их к школе.

2. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича должна быть комплексной и включать следующие направления: развитие двигательных навыков, речевых и познавательных процессов, и осуществляться с применением специальных методов и приемов с учетом их психофизических особенностей детей.

3. Для своевременного включения детей с тяжелыми двигательными нарушениями в образовательное пространство необходимы педагогические условия: всестороннее системное диагностическое изучение, организация и проведение комплексной, коррекционной работы, сочетание лечебных мероприятий с педагогическими, включающими коррекцию речевых и двигательных нарушений развитие познавательной деятельности, целенаправленное коррекционное воздействие на детей через систему семейного воспитания для оптимизации процесса подготовки к их школе.

4. Эффективность подготовки к школе старших дошкольников с церебральным параличом зависит от участия родителей, необходимо формировать у родителей оптимистических установок в отношении возможностей ребенка, обучить их доступным методам и приемам коррекционной работы и привлечение их к подготовке детей к школе.

5. Для осуществления подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми проявлениями церебрального паралича в условиях Центра медико-социальной реабилитации необходимо участие педагогов — дефектологов. Специалисты таких Центров, не имеющие дефектологического образования, должны пройти курсы усовершенствования и овладеть методикой проведения коррекци-онной психолого-педагогической работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями при церебральном параличе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность и своевременность предпринятого нами исследования обусловлены необходимостью разработки основных направлений и содержаний коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми проявлениями церебрального паралича при подготовке к школе в условиях Центра медико-социальной реабилитации.

Множественные нарушения вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познания детьми окружающего мира, овладения знаниями, двигательными умениями и навыками, приводят к патологическим изменениям личности (Р.Д.Бабенкова, М. В. Ипполитова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, КАСеменова и др.).

Теоретические исследования проблемы подчеркивают важность комплексного изучения психофизического развития таких детей, особо выделяя роль коррекции различных отклонений в их развитии и важность создания адекватных условий для формирования готовности таких детей к школьному обучению.

Существуют данные, свидетельствующие об увеличении числа детей с церебральным параличом (АО.Бадалян, 1975; КАХеменова, 1987). Выявление этой тенденции делает актуальной задачу совершенствования медико-психолого-педагогической помощи данной категории.

Современные исследования показали, что в случаях выявления нарушений в первые месяцы жизни и оказания необходимой медикопсихологопедагогической помощи, значительная часть детей демонстрирует положительные динамические изменения и в дальнейшем могут быть интегрированы в социум.

Особую значимость имеет ранее выявление детей церебральной патологией и организация коррекционных мероприятий в первые месяцы и годы жизни (К.А.Семенова, Е. М. Мастюкова и др.). К сожалению, ранняя помощь детям с церебральной патологией оказывается в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких крупных городах России, где есть специальные медицинские учреждения для детей с признаками раннего органического поражения центральной нервной системы. Большинство же детей, проживающих в сельской местности, в районных центрах, даже в части областных городов, не получают необходимой помощи не только в раннем, но и даже в дошкольном возрасте. Вследствие этого дети оказываются не готовы к овладению школьными навыками при начале школьного обучения.

В зарубежной и отечественной литературе указывается на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми с церебральным параличом. В работах Л. А. Даниловой, И. И. Мамайчук, Н. В. Симоновой и др. раскрыты основные направления коррекционной работы с детьми с легкими двигательными нарушениями. Описаны ряд приемов коррекционной работы, учитывающих психофизические особенности детей данной категории, но дети с тяжелыми двигательными нарушениями ранее не становились объектом научного исследования. Причина в том, что до середины 90-х годов XX века дети с тяжелыми двигательными нарушениями не принимались в специальные образовательные учреждения. В последние годы, в соответствие с Законом «Об образовании» РФ, такие дети стали поступать в дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Необходимость изучения этих детей с целью совершенствования коррекционно-развивающего обучения определила научную новизну и практическую значимость нашего исследования.

Вопрос о необходимости целенаправленной работы по подготовке к школе детей был поставлен еще в начале 50-х годов XX века. Анализ этих работ показывает, что они рассчитаны на детей, не имеющих тяжелых двигательных нарушений.

В своем исследовании мы предполагали частично восполнить существующий пробел в разработке подходов к организации и содержанию коррекционной работы со старшими дошкольниками с тяжелыми проявлениями церебрального паралича. Особенности работы по подготовке к школе для этого контингента нигде не описаны, что тормозит деятельность специальных центров, принимающих детей с тяжелыми двигательными нарушениями.

В исследовании участвовало две группы детей пяти-семи лет: экспериментальная (16 детей) и контрольная (15 детей), имеющие сходные проявления детского церебрального паралича в двигательной, речевой, психической сферах.

На подготовительном этапе исследование включало анализ литературных источников по проблеме детского церебрального паралича, анализ работы Центра медико-социальной реабилитации г. Махачкалы, по подготовке к школе, проводимой с детьми данной категории, анализ медико-психолого-педагогической документации на каждого ребенка, разработка анкеты для родителей, с целью изучения влияния семейного воспитания на подготовку детей к школе.

На основном этапе было проведено системное психолого-педагогическое изучение детей, организованы и проведены индивидуальные и групповые занятия по подготовке к школе, осуществлена работа по изучению и оптимизации коррекционно-воспитательного процесса по подготовке детей к школе. Таким образом, на этом этапе были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

На завершающем этапе был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности системы коррекционной работы, проанализированы полученные результаты, которые позволили определить эффективность работы по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие церебрального паралича.

В ходе констатирующего эксперимента у детей были проанализированы особенности, психофизическое развитие старших дошкольников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича.

Только небольшой части детей были доступны элементарные ма-нипулятивные движения: захват и кратковременное удержание предметов.

Вследствие тяжелых нарушений манипулятивных функций многим детям были совершенно недоступны навыки самообслуживанияони не владели навыками личной гигиены, не могли сами одеться, раздеться, застегнуть и расстегнуть пуговицы, не умели обращаться с ложкой или вилкой, не могли взять стакан или чашку.

В клинической картине большую роль играло наличие гиперкинезов и содружественных синкинезий, медлительность, порывистость движений, неуклюжесть, неустойчивость, угловатость, неритмичность движений. Почти у всех детей гиперкинезы затрудняли удержание равновесия, осуществление тонких и точных целенаправленных движений. Иногда гиперкинезы отсутствовали в состоянии покоя и появлялись лишь при активных движениях. Стремление ребенка подавить гиперкинезы часто приводило к уменьшению объема движения и отказу ребенка выполнять эти движения. Движения кистей рук и пальцев нередко осложнялись различными синкинезиями.

Речь детей характеризовалась наличием дизартрических расстройств разной степени выраженности. У детей являлась неясность, смазанность, монотонность речи. Речь была с носовым оттенком, голос слабый, тихий, темп замедленный. У всех детей дизартрические нарушения сочетались с проявлениями общего недоразвития речи. У них была недостаточно сформирована связная речь. Почти у всех детей словарный запас был недостаточным. Большие трудности дети испытывали при понимании и в использовании лексико-грамматических конструкций характеризующие пространственные и временные отношения.

Речевые нарушения ограничивали контакт и общение этих детей со здоровыми сверстниками, взрослыми и отрицательно влияли на развитие познавательной деятельности. Интеллект только у 19% детей соответствовал возрасту, у большинства детей была отмечена задержка психического развития, которая была вызвана сочетанием раннего органического поражения центральной нервной системы, с двигательной депревацией, препятствующее ознакомлению с окружающим миром, социальной депревацией в связи с обездвиженностью, неправильным воспитанием.

Основными проявлениями задержки психического развития являлись: повышенная истощаемость всех психических процессов, неравномерность развития различных психических функций.

Это проявилось в наиболее выраженной задержке формирования пространственных и временных представлений, зрительного восприятия, конструктивного праксиса и других высших психических функций. О многих вещах они не могли рассказать не в силу речевых затруднений, а потому что не имели достаточных представлений и практического опыта. Пространственные нарушения нередко затрудняли формирования математических представлений. Большинство детей не умели держать карандаш, не могли рисовать, лепить из пластилина, конструировать, для них были совершенно недоступны действия с ножницами.

У всех детей исследуемой группы отмечались особенности формирования личности, связанные с двигательными и речевыми нарушениями. По особенностям личностного развития обследованные дети разделились на три группы. У части детей личность характеризовалась незрелостью, инфантильными проявлениями, у других детей на первый план выступало переживание двигательного дефекта, стремление ограничить контакты с окружающими, третью группу характеризовала повышенная эмоциональная возбудимость, истощаемость, неуверенность.

Результаты анкетирования выявили социальные и психолого-педагогические проблемы детей и семьи, имеющих детей с церебральным параличом.

В республике Дагестан до сих пор не создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений, в которых дети с тяжелой двигательной патологией могли бы получить весь комплекс образовательной и психолого-педагогической помощи. Созданный в 1994 г. Центр медико-социальной реабилитации является единственным учреждением коррекционно-образовательного типа для дошкольников с тяжелой двигательной патологией.

Следующим этапом исследования было проведение формирующего эксперимента. Планируя формирующий эксперимент мы сопоставили результаты изучения детей с тяжелыми проявлениями церебрального паралича, с критериями готовности к школьному обучению, разработанные в отечественной педагогике и психологии. Такой сопоставительный анализ позволил нам выделить приоритетные направления по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие церебрального паралича. Такими направлениями являются:

— формирование двигательных навыков, в том числе формирование функциональных возможностей кистей руки для подготовке к письму и расширению навыков самообслуживания, графических навыков;

— формирование конструирования и изобразительной деятельности;

— развитие всех систем речи;

— формирование познавательной деятельности и положительных качеств личности;

— психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с церебральным параличом, по проведению коррекционно-педагогической работы в условиях семьи.

За время формирующего эксперимента дети экспериментальной группы получили комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на формирование двигательных, речевых, познавательных навыков, необходимых для начала школьного обучения. Для улучшения общего состояния детей с церебральным параличом и создания условий для подготовке к школе, дети получали комплексное лечение, включающее ЛФК, массаж, физеотерапевтические процедуры, применение нового метода восстановительного лечения (костюм «Аделли»), с детьми проводились занятия по физической культуре. В ходе формирующего эксперимента были разработаны комплексы логопедических занятий, индивидуальных и малогрупповых занятий по развитию различных психических функций, занятий по развитию самостоятельной игровой деятельности. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа подготовки к школе, включающая развитие двигательных и речевых навыков, развитие познавательной деятельности, профилактику личностных нарушений, работу с семьей. Программа разрабатывалась с учетом не только психофизических особенностей каждого ребенка, но и внутрисемейных отношений.

Исследование позволило четко определить обязанности педагога и воспитателя в ходе комплексной коррекционно-педагогической работы при подготовке детей к школе.

Анализ деятельности медико-социального центра для детей-инвалидов показал, что в учреждениях Министерства труда и социальной защиты мало специалистов в области коррекционной педагогики. К работе в основном привлекаются социальные педагоги, не владеющие навыками диагностики аномального развития и методикой коррекционной работы с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями. Поэтому формирующий эксперимент включал также работу с кадрами — обучение социальных педагогов методам коррекционной работы с дошкольниками с детским церебральным параличом.

По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в котором были повторены тестовые задания констатирующего эксперимента. В контрольном эксперименте участвовали дети экспериментальной группы, которые систематически посещали Центр медико-социальной реабилитации и получали все виды лечебно-восстановительных и коррекционных мероприятий в течение двух лет, и дети контрольной группы, которые получали только назначения курсового медикаментозного лечения и консультации по развитию речи и движению у этих детей. Результаты контрольного эксперимента показали существенные улучшения показателей экспериментальной группы по всем параметрам. Все дети экспериментальной группы достигли такого уровня в развитии речевой, двигательной, психической сфер, на основе которого можно начинать их школьное обучение. Существенная динамика в двигательном и психическом развитии детей в значительной мере была связана с имеющимися у них потенциальными возможностями развития. Эти возможности ранее не были реализованы из-за отсутствия комплексного воздействия, адекватного психолого-педагогическим особенностям детей. Результаты контрольного эксперимента убедительно доказывают необходимость раннего начала коррек-ционной работы для повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Дети контрольной группы остались не готовы к школьному обучению.

На основе проведенного формирующего эксперимента были сделаны следующие общие выводы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Н. Детский церебральный паралич // Ортопедия и травмотология детского возраста. — М: Медицина, 1983. -С. 347−370.
  2. Абрамович-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральным параличом // Лечебная помощь детям с -церебральным параличом. Л., 1982. — С 109−139.
  3. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития // Тез. междунар. семинара. М., 1995: Образование, 1995. -191 с.
  4. М.М. Полноценная жизнь инвалида: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 86 с.
  5. Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: Автореф., дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994.-22 с.
  6. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989. — 79 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем . М.: Медицина, 1975. — 446 с.
  8. Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1977. — 72 с.
  9. Р.Д. Организационно-методические рекомендации по лечебной физкультуре // Коррекционная работа в специальныхшколах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. М., 1975. С. 71−79.
  10. Р.Д., Орлова О. Б. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом // Дефектология. -1983. -№ 3.- С. 70−73.
  11. JI.O. Детская неврология. М.: Медицина, 1984. — 415 с.
  12. Л.О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста, К.: Здоровье, 1980. — 525 с.
  13. Г. И., Семенова К. А., Шамарин Т. Г. Восстановительное лечение детей, больных церебральными параличами, в условиях санатория. К.: Здоровье, 1984. -103 с.
  14. С.А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986 -169 с.
  15. Н. и Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. Пер. с франц. Л.: Медицина, 1964. -150 с.
  16. М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. М.: Секачев, 1997. — 348 с.
  17. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. — 189 с.
  18. Т.А. Научите меня писать буквы! Методика формирования навыков письма у детей, страдающих церебральным параличом // Нач. шк. Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1999. — № 47.-С. 14−16.
  19. JI.C. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. — 524 с.
  20. Т.Ф., Румянцева Е. Ю. Речевые нарушения в медико-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в условиях ортопедо-хирургического стационара // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997. -С. 289−291.
  21. B.C. Коррекционно-развивающая роль наглядных средств обучения в процессе формирования математических умений у дошкольников, страдающих церебральными параличами. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. -17 с.
  22. Т.А. Проблемы преодоления отклонений в развитии детей // Дефектология. -1972. № 1. — С. 3−9.
  23. М.О., Озерецкий Н. О. Невропатология детского возраста. -М., 1935. С. 132−140.
  24. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-центр, 1983. 176 с.
  25. А.П. Система коррекционного физического воспитания инвалидов с частичным поражением спинного мозга в поясничном отделе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. -19 с.
  26. В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. М.: МТОГГУ, 1995.-121 с.
  27. М.Н., Тринина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. JL: Медицина, 1974. — 205 с.
  28. Л.П., Мергельн Т. А., Телалаева Н. Д. Медикосоциальная характеристика контингента лиц освидетельствованных врачебно-трудовыми экспертными комиссиями РФСР общего профиля в 1979−81 г. Обзорная информация. М., 1984. (ЦБНТИ Минсобеса РСФСР) -19 с.
  29. Л.П., Зумовский Б. А. О дальнейшем совершенствовании преемственности в работе лечебно профилактические учреждения и ВТЭК// Здоровье. РФ. -1984. № 10. — С. 5−8.
  30. В.Г. Педагогические основы физической реабилитации инвалидов с нарушением функций спинного мозга: Автореф., дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 33 с.
  31. Г. С. Особенности первоначальных понятий о числе у детей с церебральными параличами // Дефектология. 1977. — № 2. -С. 4045.
  32. JI.A. Коррекционная работа при обучении детей с церебральным параличом // Дефектология. -1972. № 4. — С. 56−59.
  33. JI.A. Методы коррекции речевого и психологического развития у детей с церебральными параличами. JL: Медицина, 1977. — 93 с.
  34. Ж. Ц. Якобишвили В.А. Место инвалидности с детства среди причин инвалидности // Здравоохр. РСФСР, 1991. С. 16−19.
  35. Т.В., Могучая Л. Д., Яныпина Т. А. Массаж и лечебная физкультура с детьми 3−5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Медицина, 1986. — 40 с.
  36. Н.Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. -М.: Советский спорт, 1991. 55 с.
  37. С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей медико-педагогических комиссиях. Альбом Киев: Рад. шк., 1988. — 264 с.
  38. А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах. / Под. ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П. М.: Педагогика, 1986. 316 с.
  39. Е.И., Журавлев А. М., Сорокин Е. В. Соматовегетатив-ное состояние у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом // Всесоюз. конф. по организации психиатрической и неврологической помощи детям: Тез. докл. М., 1980. — С. 98 101.
  40. А .Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. 1978. 95 с.
  41. М.В. Характеристика состава учащихся специальных школ-интернатов // Дефектология. -1980. № 5. — С. 32−35.
  42. М.В. Основные направления в определении содержания и методов обучения детей с церебральным параличом. В кн.: Седьмая науч. сессия по дефектологии. 25−28 марта 1975. М.: 1975.-С. 11−13.
  43. М.В. Организация и содержание специальных индивидуальных занятий по коррекции нарушенных функций в специальных школах- интернатах для детей с церебральным параличом. М.: 1991. — 52 с.
  44. М.В., Мастюкова Е. М. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников, страдающих церебральным параличом // Дефектология. -1982. № 2. — С. 65−67.
  45. М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. — 47 с.
  46. А.Г. Открытая ринолалия. Учеб. пособие для студентов дефектологических фак. пед. институтов. / Под ред. О. Н. Усановой. М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
  47. Игры в логопедической работе с детьми. Кн. для логопеда. / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987. -142 с.
  48. Исторический опыт социальной работы в России. / Рос. акад. образования. Центр социал. педагогики. М., 1994. — 255 с.
  49. Н. Организация игры у детей с церебральным параличом // Матер, седьмой науч. сессии по дефектологии. М., 1975.-С. 605−608.
  50. Э.С. Значение особенностей личности больного, страдающего детским церебральным параличом в программе реабилитации // Детский церебральный паралич. JL, 1974. -С. 44−45.
  51. Э.С., Сапунова Е. В. К вопросу о зрительно-пространственных нарушениях и путях их коррекции у детей-дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. -1975. -№ 6.-С. 17−23.
  52. Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы их коррекции. Методические рекомендации. М., 1982. — 23 с.
  53. Е.И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральным параличом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. -12 с.
  54. А.П. Влияние вредных факторов на плод. М.: Медицина, 1978 — 214 с.
  55. М. Детский церебральный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь. / Пер. с англ. -ПИТЕР, 1998. 280 с.
  56. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральным параличом и задержкой психического развития. М., 1978. — 36 с.
  57. В.В., Коноваленко С. В. Индивцдуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 1998. -132 с.
  58. Н.Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: 1995. — 102 с.
  59. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.
  60. А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -16 с.
  61. Э.Г. Некоторые психоневрологические особенности детей, страдающих церебральным параличом, и их учет в учебно-социальной адаптации. // Изучение динамики речевых и нервно-псизических нарушений. Л., 1983. — С. 97−104.
  62. В.В., Кудряшова Е. П. Внеклассная работа по физическому воспитанию в начальных классах. Метод, пособие. -Белгород, 1985. 41 с.
  63. Г. В. Некоторые методические приемы обучения письму и счету детей с церебральными параличами // Дефектология. -1990. № 4. — С. 58−61.
  64. Г. В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  65. И.Г. Исследование познавательной сферы детей с двигательными нарушениями: к постановке проблемы // Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века: Материалы VI конф. мол. ученых. М., 1998 — Ч. 2. — С. 37−38.
  66. И.Ю. Некоторые вопросы исследования личности больных детским церебральным параличом в связи с задачами их реабилитации. // Тезисы конференции по детской психиатрии и неврологии. Ташкент, 1984. — С. 121−123.
  67. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: Альфа. — 2001. — 149 с.
  68. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  69. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. -174 с.
  70. П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избр. психол. тр. / Под ред. М. П. Ивановой: Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОД ЭК, 1998.-410 с.
  71. Лечебная физическая культура и массаж при детских церебральных параличах. Метод, письмо для врачей, методистов иинструкторов ЛФК (Обл. отд. здравоохранения- психо-невролог. санаторий «Огонек" — обл. физкульт. диспансер). Челябинск, 1972. -42 с.
  72. Ли Л.С., Сальникова К. Д., Медведев А. Н. Изменения органа зрения при детских церебральных параличах // Офтольмолог, 1980. -No 6-С. 353−355.
  73. В.И. Трудовое воспитание детей. Л., -1994. 78 с.
  74. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. / НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -102 с.
  75. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. -172 с.
  76. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 569 с.
  77. Н.Н. Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. -165 с.
  78. И.И. Динамика некоторых вцдов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. -1976. 3. С. 29−34.
  79. И.И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. -1990. Nq З.-С. 23−28.
  80. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1985.-191 с.
  81. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младен., ран. и дошк. возраст. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  82. Е.М., Бабенкова Р. Д. Дифференцированный подход к учащимся с различными формами гиперкинезов при восстановлении и формировании двигательных функций // Дефектология. -1978. № 2. — С. 8−11.
  83. Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1983. — № 1. -С. 67−70 // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 78−82 // Дефектология. -1985.-№ 2-С. 76−79.
  84. Е.М., Переслени Л. И., Певзнер М. С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. -1988. № 4. — С. 12−18.
  85. Е.Н., Раку С. Б. Методические особенности физического воспитания детей с церебральным параличом // Дефектология. -1989. № 3. — С. 72−78.
  86. Н.М., Курбанов У. К., Стерник О. А. Детский церебральный паралич. Ташкент, Медицина, 1978. -120 с.
  87. Методические рекомендации по применению рабочей классификации детского церебрального паралича. / Под ред. К. А. Семенова. М., 1973. 20 с.
  88. Медицинская и социально-трудовая реабилитация детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Киев: РУМК спецшкол. 1982. — 39 с.
  89. Л.И. Формирование координации элементарных движений у учащихся с церебральными параличами // Дефектология. -1979.-№ 2. С. 58−63.
  90. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. 60 с.
  91. Неврология детского возраста / Под ред. Г. Г. Шанько, Е.С.Бондаренко). Минск: Высш. шк. 1985. — 343 с.
  92. М.Н. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1979. -118 с.
  93. М.Н. Медико-социальная реабилитации инвалидов с детства // Педиатрия, 1981. № 2. — С. 3−7.
  94. М.И., Пенин Г. Н. Международный семинар «Актуальные проблемы обучения, адаптация и интеграции детей снарушениями развития»: (Санкт-Петербург, нояб. 1995.: Крат, обзор материалов) // Дефектология. -1996. № 3. — С. 87−91.
  95. Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии. Под ред. Т. А. Власовой, М. В. Ипполитовой. М., 1981 -90 с.
  96. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1985. -127 с.
  97. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии. М.: АПН СССР, 1989. -125 с.
  98. И.И., Щербакова JI.A. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами и особенности приемов логопедической работы // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975. — С. 17−42.
  99. JI.H., Дементьева Н. Ф., Табунова Е. Н. Вопросы отбора детей в дома интер. системы соц. обеспечения // Дефектология. -1990. — № 4. — С. 3−8.
  100. Приказ мин. здр. РСФСР от 4 июля 1991 г. N 117, «О порядке выдачи по медицинских заключений на детей инвалидов в возрасте до 16 лет. М.: 1992.
  101. Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии // Материалы науч.-практ. конф. состоявшейся 5−7 апр. 1994 г. в Санкт-Петербурге. СПб.: Центр пед. информа, 1995. -132 с.
  102. O.JI. Психологическое изучение личности дошкольников с церебральным параличом. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1980.-25 с.
  103. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л.А., Данилова, И. А. Смирнова: Междунар. ун-т семьи и ребенка им Р.Валленберга. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
  104. Реабилитация и комплексная рефлексотерапия в лечении больных детским церебральным параличом. Метод, рек. / Разраб. Т. Р. Пааташвили, АН.Мартынов. Мин-во здравоохранения ГССР. -Тбилиси, 1985.-20 с.
  105. Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. М., 1978. — 34 с.
  106. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 255 с.
  107. О.Л. Экспериментально-психологическое исследование особенностей личности больных, страдающих физическими недостатками // Неврология и психиатрия. 1982. — № 12. — С. 94−98.
  108. П.Т. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду. Л., 1973. С. 32.
  109. П.Т. Умственное воспитание детей. Учебное пособие. Л., 1975. 88 с.
  110. КА. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968.-259 с.
  111. К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе М.: Медицина, 1970. -120 с.
  112. КА., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. -Ташкент: Медицина, 1979. 487 с.
  113. КА., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. К: Здоровье, 1986 -165 с.
  114. .В. Особенности физического воспитания аномальных детей // Дефектология. -1984. № 3. — С. 3945.
  115. М.М., Семаго Н. Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Шк. здоровье, 1996. № 3. — С. 40−54.
  116. Н.В. Динамика игровой деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. -1990. № 5. — С. 71−78.
  117. Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральными параличами // Дефектология. -1980.-№ 6.-С. 3541.
  118. Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. -1981. № 4. — С 82−87.
  119. Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. -1985. -№ 3.-С. 67−71.
  120. И.А. К вопросу изучения особенностей формирования словаря у дошкольников с церебральными параличами // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. JL, 1987. — С. 2932.
  121. И.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. М., СПб., 1999. -С. 19−27.
  122. И.А. Особенности развития детей с церебральными параличами, затрудняющие формирование словаря // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С. 79−81.
  123. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. Дис.. д-ра психол. наук. М., 1978. -404 с.
  124. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учеб. план и прогр. по специализации. М.-Курск: 1996. -196 с.
  125. Е.А. Коррекционно-воспитательная работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии: Метод, рекомендации // Дефектология. -1996. No 4. — с. 75−83.
  126. С.А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшегошкольного возраста: Автореф., дис. канд. психол. наук. М., 1999. -19 с.
  127. В.В. Лечение двигательных нарушения у детей с церебральным параличом // Невропатологии и психиатрии, 1984. -Т. 84, № 10 С. 15−22.
  128. К.М. Особенности решения арифметических задач младшими школьниками с церебральным параличом.: Автореф., дис. канд. пед. наук. М., 1988 -16 с.
  129. КМ. Формирование первоначальных языковых представлений у младших школьников с церебральным параличом.: Дис. канд. пед. наук. М., 1981 г. -156 с.
  130. В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Дис.. канд. психол.наук. М., 1999. — 250 с.
  131. Н.И., Шамарин Б. В. Роль лечебной физкультуры в комплексном лечении церебральных параличей // Тр. Узбек. НИИ травматологии и ортопедии. 1973, Т. 13. С. 99−101.
  132. Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников.: М.: Гном-Пресс, 1999. — 59 с.
  133. Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом: // Дефектология. 1984. — № 5 — С. 63−68.
  134. Л.Б. Некоторые аспекты изучения лексической системы языка учащихся с церебральным параличом: // Дефектология, 1986. № 3.-С. 20−24.
  135. В.В. Играем пальчиком и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999. — 31с.
  136. Л.М. Результаты медицинской и социально-трудовой реабилитации инвалидов детства с церебральными параличами. Автореф., дис. д-ра мед. наук. Днепропетровск, 1972. — 24 с.
  137. В.В. Методика группового психологического консультирования. Методич. рекомендации для психологов, работающих в школе. С.-Петербургский гос. ун-т пед. мает., каф. Психологии. С.-Пб ГУПМ, 1998. 75 С.
  138. З.П. Первый год самый трудный. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  139. З.П. Твой первый класс, учитель. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 188 с.
  140. Н.Б., Лаврова Д. И., Добровольская Т. А. Основные этапы и принципы социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов с ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП. М.: ЦНИИЭТИН, 1981. — С. 60−97.
  141. Шарипов К. К, Иванова М. Т., Бабенкова Р. Д. Применение упражнений на гимнастических снарядах в работе с детьми, страдающими церебральными параличами // Дефектология. -1981, № 1. с. 80−83.
  142. Л.М., Сергеева Т. А., Политова А. В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии: (Науч. метод, документация) // Образование, 1994. — № 6. -120 с.
  143. Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. М.: Медицина, 1979. — 25 с.
  144. М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М.: А.Н. РСФСР, 1959. — 215 с.
  145. Д.Б. Детская психология. М., 1960. С. 3−21.
  146. Aruchstauk W.H. and Bice М. Vpersonolity characheristics. 1980, Syracuge Universpress. P. 135−190.
  147. Asherp P., Schonell F. Survey of 400 cases of cerebral palsy in hood // Arch. Dis Child -1950 -V. 25 P. 124−128.
Заполнить форму текущей работой