Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия организации становления информационно-технологической компетентности учащегося в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно подчеркнуть, что и в ФЦП «Развитие образования на 2006;2010 гг.» фиксируется необходимость создания «модели преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, обеспечивающей, в том числе, равные стартовые возможности для получения начального общего образования для детей из разных социальных слоев и групп населения». Создание модели становления информационно-технологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информатизация общества и образования — сопряжённые взаимосвязанные составляющие современности
    • 1. 1. Информатизация общества как объективная предпосылка информатизации образования
    • 1. 2. Информатизация образования в условиях модернизации российского образования
    • 1. 3. Учебно-методическое обеспечение информатизации образования: ГОСы, учебные программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, учебно-методическая
  • литература, учебные планы
  • Глава 2. Информационно-технологическая компетентность учащегося школы как важное условие его подготовки к трудовой и профессиональной деятельности
    • 2. 1. Современные подходы к определению понятия компетентность/компетенция
    • 2. 2. Социальная информационно-технологическая компетентность как одна из ключевых составляющих результата общего образования
    • 2. 3. Прогностическая этапно-компонентная модель организации становления информационно-технологической компетентности

    Глава 3. Педагогические условия организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности выпускника общеобразовательной школы в процессе его образования от дошкольной до старшей ступени обучения.

    3.1 Комплекс педагогических условий организации целенаправленного становления информационнотехнологической компетентности.

    3.2 Эмпирическое исследование сформированности информационно-технологической компетентности и её оценка.

    3.3 Пути организации становления информационнотехнологической компетентности

Педагогические условия организации становления информационно-технологической компетентности учащегося в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация современной российской системы образования, происходящая на фоне социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе, согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одной из важнейших задач ставит формирование деятельностного и мыслящего гражданина, умеющего жить в современных условиях, быть образованным, нравственным, предприимчивым человеком, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть способным к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Реализация данной задачи невозможна без качественного информационного обеспечения системы образования, позволяющего обучающимся адаптироваться в современном обществе, которое называют информационным (Р.Ф. Абдеев, Б. С. Гершунский, В. М. Глушков, А. П. Ершов, А. Д. Урсул и др.).

Следует отметить, что информационное общество предоставляет позитивные возможности для сферы занятости, организации труда, рынка рабочей силы, повышает качество жизни. Новые медиасредства требуют от людей и новых качеств — высокого уровня абстрактного мышления, быстроты реакции, готовности к постоянному повышению уровня образования. Система образования является составной частью социальной сферы общества, а потому ей присущи основные его проблемы. Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», развитие отечественного образования происходит в контексте общего процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником необходимого кадрового ресурса.

В разработанной и утверждённой Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005)» перед образованием были поставлены следующие задачи:

— сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;

— повысить качество обучения в образовательных учреждениях, включая образовательные учреждения, находящиеся в отрыве от методических центров (сельские школы, школы в закрытых военных городках и др.), путем организации доступа данных учреждений к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждого образовательного учреждения;

— довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер на 80 учащихся.

В то же время, как свидетельствует анализ данных, приведённый в этой же Федеральной целевой программе, большую часть компьютерного парка «в общеобразовательных школах составляли установленные в 1985;1992 годах компьютеры первого поколения, которые не давали возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7−8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Россия являлась единственной страной в мире, в которой (по данным исследований IE, А в 1999 году) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходился более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах — на 10−15 учащихся. Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимали сельские школы, в которых обучается примерно треть школьников страны. В систему образования страны входят 31 480 сельских школ основного общего образования и около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 года были оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5%. Отсутствие во многих сёлах телефонной связи не давало возможности обеспечить школы обычной электронной почтой — наиболее распространённым и простым телекоммуникационным средством». Приведённый выше анализ ещё раз подчёркивает необходимость изменения ситуации в лучшую сторону: не только введения большего количества компьютеров, но и специальной организации условий обучения, что особенно важно для удалённых и сельских школ.

После завершения ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005)» ситуация в образовательных учреждениях изменилась в сторону улучшения, как отмечено в аналитическом обосновании следующей ФЦП «Развитие образования на 2006;2010 гг.». Для решения поставленных задач до конца 2007 года 52 940 школ (практически все школы России) должны быть подключены к всемирной сети Интернет. В настоящее время Правительством РФ в рамках Национального проекта «Образование» предпринимаются усиленные попытки информатизации образовательного процесса в школах, которые становятся единственными информационными центрами в своих населённых пунктах. Следует подчеркнуть, что в рамках этого проекта, равно как и в других проектах, таких, как «TUNING Project», особое внимание обращается на формирование информационно-технологической компетентности (ИТК) обучающихся, значимость которой отмечена Советом Европы на симпозиуме в Берне (1996) в докладе В. Хутмахера, а также российскими исследователями (И.А. Зимняя, Е. С. Полат, A.B. Хуторской и ряд других). Данная компетентность, как одна из наиболее значимых, важных среди пяти ключевых социальных компетентностей (гражданственности, здоровьесбережения, общения, социального взаимодействия, информационно-технологической), выделенных И. А. Зимней, характеризуется такими компонентами (по И.А. Зимней), как знание, умение, ценностно-смысловое отношение, эмоционально-волевая регуляция, готовность, положенными в основу данного диссертационного исследования и разработки обеспечивающей преемственность модели организации целенаправленного становления ИТК на всех ступенях учебно-воспитательного процесса школы. ИТК предполагает осознанную способность человека принимать, хранить, преобразовывать информацию, относящуюся к различным источникам информации (книги, радио, средства массовой информации, компьютер и т. д.), однако в диссертации рассматривается информация, полученная с помощью компьютера.

Важно подчеркнуть, что и в ФЦП «Развитие образования на 2006;2010 гг.» фиксируется необходимость создания «модели преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, обеспечивающей, в том числе, равные стартовые возможности для получения начального общего образования для детей из разных социальных слоев и групп населения». Создание модели становления информационно-технологической компетентности с учётом педагогических условий как части общей модели возможно лишь на базе общеобразовательного учреждения. Это особенно значимо в связи с тем, что проблема информатизации общества, решаемая через информатизацию образования, входит в противоречие, с одной стороны, с ресурсной необеспеченностью населения, с его низкой компьютерной грамотностью, в то время как образовательные учреждения хоть в какой-то мере оснащаются компьютерной техникой, с другой стороны, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт (В.М. Бокучава, Ю. М. Буцик, Т. П. Горвиц, Рене Даве и др.), в семьях, где есть компьютеры, малыши с дошкольного возраста имеют к нему, как правило, неконтролируемый доступ, часами проводя время за компьютерными играми (по результатам собеседования с родителями). При этом, как утверждают психологи и школьные медицинские работники (В.П. Симонов, Г. И. Сорокина и др.), нарушается зрение, психологическое состояние детей, наступает быстрая утомляемость, остаются невыученными уроки и т. д.

В то же время проведённый анализ учебных планов общеобразовательных школ показал, что дисциплина «Информатика и информационные технологии» преимущественно начинает изучаться с 9 или 10-го класса (хотя есть попытки введения информатики и с 6 класса, а в некоторых школах и с 1 класса), что явно недостаточно для становления информационно-технологической компетентности учащегося и «подготовки квалифицированных пользователей» компьютером как средством получения различных видов информации.

В связи с этим необходимо поставить вопрос о целенаправленном процессе формирования информационной грамотности, который должен начинаться еще в раннем возрасте, и наилучшие результаты в этом процессе будут достигнуты тогда, когда вокруг ребенка в школе будет создано единое информационное пространство, основными принципами построения которого, по результатам многих исследователей (Ю.К. Бабанский, С. М. Годник, М. Н. Калинин, О. В. Купцов, W. Martin и др.), являются непрерывность и преемственность в обучении новым информационным технологиям, наряду с выделенными в работе принципами наглядности, доступности и последовательности.

В настоящее время в теории и практике среднего образования возникла достаточно противоречивая ситуация между требованиями информатизации общества, включающими в себя подготовку полноправных его членов, обладающих совокупностью знаний, умений и навыков в отношении поиска, сбора, анализа, информации, а с другой стороныотсутствием теоретически и научно обоснованной программы организации целенаправленного становления и анализа тех условий, которые способствуют формированию информационно-технологической компетентности. Решение этого противоречия и представляет проблему исследования.

Объектом исследования является информационно-технологическая компетентность учащихся школы.

Предмет исследования — педагогические условия организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащихся общеобразовательной школы.

Цель работы — разработать и теоретически обосновать педагогические условия организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащегося российской массовой школы с учётом его возрастных особенностей от дошкольной до старшей ступени обучения.

Гипотеза исследования: реализация совокупности таких педагогических условий, как целостное системное представление содержательно-компонентного состава компетентности как объекта её становления, дифференциация организации её становления с целью возможности управления ею, последовательное (поэтапное) прохождение каждой её компоненты с учётом возрастных особенностей, внутренняя субъектная активная включённость самого обучающегося, применение соответствующих процессу становления технических средств, эффективность которых обуславливается их совокупным применением, может обеспечить организацию целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащегося общеобразовательной школы от дошкольной до старшей ступени обучения в соответствии с требованиями ГОСа общего образования в условиях массовой российской школы (то есть без технической и методической поддержки вне школы).

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.Ha основе анализа научно-методической литературы по проблеме информатизации общества и информатизации образовательного процесса обобщить существующие подходы к процессу информатизации общеобразовательной школы.

2. разработать и теоретически обосновать прогностическую модель организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности с учётом возрастных особенностей учащихся общеобразовательной школы, опирающуюся на общую характеристику её содержательно-компонентного состава.

3. Систематизировать и комплексно представить необходимые для организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащихся школы педагогические условия, дифференцировав их по ступеням обучения от дошкольной до старшей ступени.

4. Разработать и теоретически обосновать программу в соответствии со спроектированной прогностической моделью организации целенаправленного становления ИТК и соотнести её с требованиями ГОСа общего образования.

Методологическую основу исследования составили общедидактические принципы (наглядности, доступности, а также непрерывности, преемственности и последовательности) — основные положения теории информациитеория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.) — результаты исследования непрерывности системы образования (П. Ленгранд, А. П. Шапошникова, А. Н. Андриянчик, В. А. Черкасов и др.) — современные теории образовательной области «Информатика и информационные технологии» и применения новых информационных технологий в дошкольном возрасте (В .А. Буцик, Ю. М. Горвиц, Т.П. Бокучава) — в начальной школе (С.А. Бешенков, Ю. А. Первин, A.B. Горячев, и.

Т.Н. Данюшевская, Н. В. Ладыженская, Т. А. Ладыженская, Н. В. Матвеева и др.) — в средней школе (Т.В. Добудько, В. В. Дубинина, З. С. Зюкина, И. В. Левченко, И. Б. Мылова, Л. П. Панкратова, В. Н. Просвиркина, H.H. Салтанова, Ю. А. Смирнова, С. Н. Тур, Е. В. Филинкова, E.H. Челак и др.) — в старшей школе (Ю.А. Шафрин, Н. Д. Угринович, Е. А. Ракитина, Е. К. Хеннер и многие другие).

Для проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы по проблеме исследования, научно-методический анализ форм, методов и средств организации учебного процесса в области информационных технологий, анкетирование, сравнение, обобщение, эксперимент, наблюдение, анализ нормативно-правовой документации и др.

Опытно-экспериментальная база: школы Москвы и Оренбургской области.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые поставлена проблема организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащегося общеобразовательной школы и выявления условий её реализации, разработана комплексная четырехэтапная программа этого становления, основанная на поэтапном, последовательном, покомпонентном её формировании с применением соответствующих возрасту технических средств и с учётом требований ГОСа общего образования.

Теоретическая значимость определяется тем, что на основе анализа научно-методической литературы и опыта экспериментального обучения доопределено и расширено понятие информационно-технологической компетентности и её структурно-содержательно-операциональная характеристика для учащихся, оканчивающих общеобразовательную школу, поставлен вопрос соответствия сформированное&tradeэтой компетентности требованиям ГОСа общего образования.

Практическая значимость заключается в том, что разработаны и апробированы программы «Компьютерная грамотность для дошкольников», «Первые шаги школьников в мир компьютерной техники», даны методические рекомендации для работы учителя.

Положения, выносимые на защиту:

— совокупность педагогических условий организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащегося общеобразовательной школы от дошкольной до старшей ступени обучения в соответствии с требованиями ГОСа общего образования, таких, как целостное системное представление содержательно-компонентного состава компетентности как объекта её становления, дифференциация организации её становления с целью возможности управления ею, последовательное (поэтапное) прохождение каждой её компоненты с учётом возрастных особенностей, внутренняя субъектная активная включённость самого обучающегося, применение соответствующих процессу становления технических средств, эффективно обуславливается их совокупным применением;

— комплексная четырехэтапная программа организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащегося общеобразовательной школы, учитывающая совокупность педагогических условий, дифференцированная с учётом возрастных особенностей учащихся в условиях массовой российской школы при строгом соблюдении санитарных норм и правил способствует становлению этой компетентности в соответствии с требованиями ГОСа общего образования.

Диссертационное исследование проходило в три этапа.

Первый этап (2002;2004 гг.) — осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования. Накапливался различный эмпирический материал. На этом этапе были определены тема и цель исследования, поставлены задачи, сформулирована гипотеза и разработана программа исследования.

Второй этап (2004;2005 гг.) — уточнялись теоретические положения, разрабатывалась прогностическая модель целенаправленного становления информационно-технологической компетентности учащегося, определялись условия, способствующие внедрению модели, составлялась программа реализации прогностической модели.

Третий этап (2005;2006 гг.) — осуществлялась реализация программы становления НТК, систематизировался и структурировался теоретический и эмпирический материал, подготавливался текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась автором, а также учителями информатики в московских школах и муниципальной средней школе Оренбургской области. Материалы диссертационного исследования обсуждались на V, VI Международных конференциях «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых», на окружных круглых столах «Проблемы информатизации образования».

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Анализ научно-методической литературы по проблеме компетентностного подхода в образовании, изучение публикаций в области информатизации учебного процесса опыт практической работы в средней школе показали, что довольно большой ряд вопросов требует теоретического осмысления и поиска новых продуктивных путей повышения уровня подготовки учащихся к трудовой и профессиональной деятельности на основе принципа преемственности.

Проведённое исследование позволило разработать прогностическую четырёх этапную содержательную модель организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности ученика общеобразовательной школы. Проведённое эмпирическое исследование показало, что на современном этапе информатизации общества процесс организации целенаправленного становления информационно-технологической компетентности необходимо начинать на раннем этапе обучения детей, на основе принципов преемственности, непрерывности, этапности, наглядности, вариативности, доступности и последовательности.

Выбранное направление исследования предполагает дальнейшее изучение ряда проблем таких как: разработки шкалы оценивания как компонентов информационно-технологической компетентности на различных этапах её становления так и самой компетентности, разработки психологической поддержки учащихся особенно на ранних этапах становления, дополнительных программных и методических средств обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы: Дис.. канд. пед. Наук: Челябинск, 1983.-166 с.
  2. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. -1976.-№ 2.-С.23−35.
  3. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / Издательство Казанского ун-та, 1988. -237с.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. -М.: Высшая школа, 1981.- 240с.
  5. А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза: Дис.канд. пед. наук. Минск, 1978. -239 с.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирования. Л.-М.: Мысль, 1976.-158 с.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 251с.
  8. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, Сиб. отд-ие, 1981.-319 с.
  9. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.: Наука, 1987.-225с.
  10. Ю.Бангеманн М. Европа и глобальное информационное общество/Материалы заседания Европейского Совета на о. Корфу, 1994
  11. П.Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1995.-389с.
  12. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ
  13. З.Беликов В. А. Уровневый характер мотивации учебной деятельности старших школьников // Педагогическая наука и школа. Магнитогорск: МГПИ, 1995.-51 с.
  14. М.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  15. B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) /В кн.: Этическая мысль: Научно-публиц. М.: Политиздат, 1990. — С.16−57.
  16. Т.Н. О психолого-педагогических принципах компьютерной системы обучения ЛОГО// Вопросы психологии. -1986.-№ 2.-С. 164−170.
  17. А.В. Психология мышления и кибернетика. -М.: Мысль, 1970.- 191 с.
  18. В. Обучение младших школьников началам информатики // Информатика и образование. 1991. № 2. С. 32−38.
  19. А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 1−10 классах//Начальная школа. 1964. — № 11. — С.71−84.
  20. Валович Е. С Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучнымидисциплинами (6−7 кл.): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. -227с.
  21. И.А., Магомедов-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991.
  22. А.Н. Преемственность в развитии умения решать задачи в школьных курсах физики и математики (на первой ступени обучения физике): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1990. 197с.
  23. М.А. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в 4−5 классах. В кн.: Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. — М., 1960, С.9−38.
  24. М.Л. Совершенствование управления системы образования с помощью ЭВМ. Казань: Дельта, 1994. — 88с.
  25. Н.К. О преемственности в курсе физики // физика в школе. 1957.-№ 3-С. 25−33.
  26. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-243с.
  27. А.Г., Шолохович В. Ф. Десять лет спустя // Информатика и образование. 1995. № 6.
  28. А.Г. Земля Информатика // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1996. — № 43. — 63с.
  29. ЗО.Гершунский Б. С. Прогностический подход к компьютеризации // Советская педагогика. 1986. — № 7. — с.44−52.
  30. ЗЬГодник С. М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования // Под ред. Б. С. Гершунского. -М.: Педагогика, 1990. -С. 148−163.
  31. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Советская педагогика. 1980. — № 9. — С.52−56.
  32. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / Воронеж, гос. ун-т. -Воронеж, 1981. 208с.
  33. A.B., Лесневский A.C. Программа курса информатики для I -IX классов средней школы // Информатика и образование. 1997.-№ 7.-с. 12−17.
  34. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135с.
  35. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь). Челябинск: ЧГПИ, 1991.- 129с.
  36. В.В. Психологическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование, науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1990. -160с.
  37. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Сов. педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
  38. Г. В., Ефимов СВ., Тимофеева Р. В. Закон отрицания отрицания. -М.: Высш.шк., 1961. 140 с.
  39. С.Е. Преемственность знаний и развития мыслительной деятельности у учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−7 классах. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961. -С.50−105.
  40. А. и др. Роботландия курс информатики для младших школьников / А. Дуванов, Я. Зейдельман, Ю, Первин, М. Гольцман // Информатика и образование. 1989. № 5. С. 37−45
  41. М.Е., Михайлов П. А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе / Ред.кол.: М. Е. Дуранов (отв.ред.), В.А. Черкасов- Челяб. гос. пед. ин-т, 1977.-ВЫП. 11,-СЗ-11.
  42. А.К. Воспитывая интерес. М.: Педагогика, 1984.
  43. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование. 1992. — № 5−6. — с. З-12.
  44. А.П. Школьная информатизация в СССР. От грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. № 6. — с.3−11.
  45. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества.//Коммунист.-1988.-№ 2.-с.82−92
  46. Информатика. Под редакцией Макаровой Н. В. Изд-во «Финансы и статистика», Москва, 1997 г.
  47. Г. И. Категория преемственности в марксистско-ленинской философии. М.: Наука, 1969.
  48. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  49. В.А., Щеголев А. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 9−10 классов сред. Школ. М.: Просвещение, 1989. 265с.
  50. Кан-Калик В. А, Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.-144с.
  51. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. -М.: Наука, 1972. -С.208−219.
  52. Ким Н.А., Коробейникова Г. Ф., Камышова Е. А. Занимательная информатика для младших школьников // Информатика и образование. 1997. -№ 2.-С. 13−16.
  53. В.Г. Образование для формирующегося информационного общества.//Информатика и образование № 5, 2004, с.2−18
  54. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр1. Академия", 2002.-256 с.
  55. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальнаяинформатика: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 350 с.
  56. К.К. О структуре и содержании образовательной области информатика (современная концепция) //Информатика и образование, 2000. № 10. С. 5−10.
  57. К.К. Информатика в системе опережающего образования. Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.
  58. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. С. 180.
  59. Е.С., Горячев A.B. Проект программы по информатике // Информатика и образование. 1995. -№ 1. — с.3−12.
  60. A.A. О разработке стандарта школьного образования по информатике // Информатика и образование. 1994. -№ 1.-с.5−12.
  61. A.A. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования по информатике // Информатика и образование. 1996. -Ш.-С.4−11.
  62. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. -№ 3.-С.63−66.
  63. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. A.A. Кыверялга. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1982 274с.
  64. A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1970.- 19 с.
  65. А.Г. О новом учебнике информатики//Информатика и образование.- 1989.-№ 2, — с.22−26
  66. Кыверялг А. А Сущность преемственности и ее реализация в обучении. // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Методические рекомендации-М: 1984.-С. 3−27.
  67. В.И. Философские тетради // Полн.собр.соч. Т.29. — С. З-620.
  68. А.Н. Проблемы развития психики. М: МГУ, 1959.
  69. A.A. О преемственности учебной работы в школе // Преемственность в процессе обучения в школе / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1969. — С.3−23.
  70. В.Н. Межпредметные связи в процесс обучения. М: Просвещение, 1988. — 192с.
  71. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу. М.: Просвещение, 1987.- 160с.
  72. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975.-103с.
  73. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -112с.
  74. Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм. -М.: Мысль, 1972.-335 с.
  75. Материалистическая диалектика: В 5-ти т. / Под общ. ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Марахова. -М.: Мысль, 1981. т.1 Объективная диалектика /В.П. Бранский, В. В. Ильин, A.C. Кармин и др.- Отв. ред. Ф. Ф. Вяккерев. 374 с.
  76. A.M. Развитие творческой активности школьников. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. -155с
  77. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.: (Педагогическая наука реформе школы). — М.:Педагогика, 1988. -192с.
  78. E.H. О принципах советской дидактики // Сов. Педагогика. -1937.-№ 5.-С.22−31.
  79. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей. Сб. статей / Под ред. В. Н. Федоровой. -М.: Просвещение. 1980.-207с.
  80. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя / A.B. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.: Под ред. A.B. Усовой. 4-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1990. — 319с.
  81. C.B. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике в 5−6-х классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М. 1992. -17с.
  82. П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1982. -20 с.
  83. В.М., Кузнецов A.A., Шварцбурд СИ. Обеспечить компьютерную грамотность школьников // Сов. педагогика. 1985. -№ 1.
  84. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза (на материале школ и вузов УССР): Автореф. дис. канд. пед. наук / Киевский го. ун-т.-Киев, 1972.-24 с.
  85. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. -160с.
  86. A.A. Курс информатики в начальной школе. Чему хочется научить? // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. -№ 17.-С. 1−4.
  87. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. -Казань: Изд-во ИССО РАО, 1996. -328с.
  88. P.C. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. Заведений В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд.- М. Туманит, изд. Центр Владос, 1998. 632 с.
  89. И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников. Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1996. -177с.99.0жегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: «АЗЪ», 1993. -993с.
  90. Основы дидактики./ Под ред. Есипова Б. П. М.: Просвещение, 1967. -472с.
  91. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учеб. для сред. Учеб. Заведений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Сворень. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 224с: ил.
  92. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Под ред. И. А. Зазюна. -М: Просвещение, 1989. -302с.
  93. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет: (педагогическая наука реформе школы) / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С Круглова. -М.: Педагогика, 1988. -192с.
  94. Л.П. Программа непрерывного курса обучения информатике со 2 по 11 класс // Компьютерные инструменты в образовании. 1998. -№ 1.- с. 6−11.
  95. Педагогика школы./ Под ред. Г. Н. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.-383 с.
  96. Педагогический словарь: 2 Т. /Под ред. И. А. Карпова, Н. К. Гончарова, Н. Д. Кузьмина и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
  97. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./ Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. -М.: Педагогика, 1989.-200с.
  98. Ю.А., Дуванов A.A., Зайдельман Я. Н., Гольцман М. А. Роботландия. Книга для школьников. М.: Просвещение. 1992.
  99. Е.А. Дидактические условия формирования компьютерно-алгоритмических умений учащихся средней школы. Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1992. 167с.
  100. A.B. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики впедагогическом вузе: Дис. докт. пед. наук. -Горно-Алтайск, 1996. -400 с.
  101. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. -240с.
  102. С. А. Диссертационные исследования «компетентности» учителя и ученика // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: Сб. науч. статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. 4.1. С. 180−190.
  103. В.Б., Могилев A.B., Миловская JI.C., Ковалев С. А. Федеральный стандарт общего среднего образования по информатике и информационным технологиям («Воронежский альтернативный стандарт») // Педагогическая информатика. 1998. — № 1.- с.31−40.
  104. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. Дис. канд.пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. -221с.
  105. В.Н., Костылевская В. М., Данюшевская Т. Н. Экспериментальная программа по «Азбуке информатики» для младших классов // Информатика и образование. 1997. — № 6. — С. 99−103.
  106. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.?Политиздат, 1990. — 494 с.
  107. В.Г. Обучение и научное познание: проблемы содержания и методов обучения // Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы: Сб. статей под ред. В. А. Полякова, Ю. И. Дика. М.: ИОСО РАО, 1997. С. 58−63.
  108. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок //
  109. Вопросы философии. 1992.- № 5. — с.3−15.
  110. Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М.
  111. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.
  112. И.В. Толкование слов и словочетаний понятийного аппарата информатизации образования//Информатизация и образование, № 6,5, 2004,№ 1,2, 2003.
  113. И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. -М.:Логос, 2005.-460с.
  114. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3. — с. ЗЗ-38.
  115. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / отв.ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1976 — 416 с.
  116. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогическое общество России, 1999.544 с.
  117. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск, 1973. -431с.
  118. H.A. Динамика мотиваций компьютерной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1986. № 5.
  119. B.C. Межпредметные связи курсов математики и физики 6−8 классов в системе задач по математике: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 189с.
  120. М.Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1952. -62 с.
  121. В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. -571с.
  122. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982. -Т.2. -736с.
  123. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. -1600 с.
  124. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. -740с.
  125. H.A. Дидактика: Учеб. пособие для пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1974. 22с.
  126. А.И. Дошкольная педагогика. М.: Учпедгиз, 1961. 340 с.
  127. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  128. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.:Изд.МГУ, 1969.-133с.
  129. Технология эффективной профессиональной деятельности // Рабочая книга практического психолога. М.: Красная площадь, 1996.-400с.
  130. O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки // Вопросы психологии. 1986. — № 7. -с.39−52.
  131. O.K. Психологическая структура диалога «человек-ЭВМ». Вестник Московского университета, серия 14, Психология, 1984, — № 2. — с.26.
  132. Г. П. Психолого-педагогические основы преемственности между детским садом и школой. В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и психологии. — Хабаровск, 1974, С.11−23.
  133. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ: Методическая разработка. -М., 1986.-47с.
  134. И.Г. Приемы повторения в 5 классе знаний по синтаксису, полученных в начальной школе. В кн.: Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. — М., 1960, С. 170−194.
  135. Усова А. В Сущность, знания и основные направления в осуществлении межпредметных связей // Совершенствование процесса обучения физики в средней школе. Челябинск, 1976. -Вып. 3. — С. 3−10.
  136. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: (На материале курса физики I ступени): Дисс.докт. Пед. наук. -JL, 1967. -929с.
  137. A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук // Нар. образование. 1984. — № 8. — С. 78−79.Усова A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. -С.45−48.
  138. A.B. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / Ред.кол.: A.B. Усова (отв.ред.), А.Н. Звягин- Челяб. гос. пед. инт. Челябинск, 1985. — С. 12−24.
  139. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. -171 с.
  140. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Челябинск, 1983.-39с.
  141. К.Д. Материалы к 3-му т. «Педагогической антропологии». Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1950, т. 10, С.53−625.
  142. В.Н. Дидактическое значение взаимосвязей школьных естественнонаучных дисциплин // Межпредметные связи в преподавании основ 1 школе. Челябинск, 1973. — Вып. 1 — С.5−22.
  143. Философский словарь / Под ред. И. И. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  144. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энц., 1989.-815с.
  145. . Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1989. -224с.
  146. X. Мотивация и деятельность: Пер с англ. В 2 т. Т. 1. -М: Педагогика, 1986.
  147. В.Д. Влияние межпредметных связей физики и математики на формирование у учащихся некоторых научных понятий, умений и навыков (на материале курсов физики и математики 5−6 классов): Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1975. 155с.
  148. С.А. Информатизация школьного образования. Почему так медленно? // Информатика и образование. 1997. № 3. с.77−79.
  149. С.А. Информатика и образование. // Системы и средства информатики. Вып.З. Ежегодник. -М.: Наука, 1992. с.98−106.
  150. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.-200с.
  151. Э.С. Дидактические условия реализации преемственности в формировании знаний и умений в общеобразовательной школе. Дис. Канд. пед. наук. Челябинск, 1983.
  152. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника. Дис. докт. пед. наук. Санкт-Петербург. 1991. -436с.
  153. В.А. Моделирование в философии. М., 1967.
  154. Щегол ев А. Г. Информатика и моделирование процессов в природе и обществе. Пробный учебник для 6 класса средней школы. М.: ВШМФ Авангард. 1992.-85с.-ил.
  155. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989.-560с.
  156. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения. -М.: Просвещение, 1969.
  157. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, ЧГПИ, 1991.-128с.
  158. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис.докт. пед. наук.- Челябинск, 1992.-403с.
  159. Masuda Y. The information society as post-industrial society.-Tokyo: Inst. For the inf.soc.1981.-171 p.
  160. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997
  161. Papagiannis G., Milton S. Computer literasy for Development: an evolving Metaphor// Prospects. Vol. XVII. N3 -P.356.
  162. Papert S. Mindstorm: Children, computers, powerful ideas. Brighton- Harvester, 1980. VIII.-P.80.
  163. C.W. (Ed.) Creativity. Progress and potential. N.-Y., -1964.
  164. UNESCO. Computers and Educasion. Rapport on the StanfordUNESCO Symposium. Annex l.P.3.
  165. Vamos T. Education and Computers: the Human Priority /ZProspects. Vol.XVII. N3. UNESCO, 1987. -P.350.
Заполнить форму текущей работой