Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Алехин И. А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1995; Барабанщиков А. В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. — М.: ВПА, 1987. — С. 47−48- Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. — М., 1985; Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные и прикладные основы педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части
    • 1. Проблема предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
    • 2. Сущность и структура процесса педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части
    • 1. Анализ практики педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих
    • 2. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы
    • 3. Ход и проверка результативности педагогического эксперимента по повышению эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих
  • Глава 3. Основные пути и условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части
    • 1. Совершенствование организационных основ подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих
    • 2. Оптимизация содержания подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих
    • 3. Методическое сопровождение подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих

Повышение эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих является приоритетным направлением теории и практики превентивной педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Наблюдаемый рост правонарушений, негативных явлений в воинских коллективах, значительное количество военнослужащих, призываемых в Вооруженные Силы РФ с различными отклонениями в поведении, актуализируют задачу педагогической подготовки будущих офицеров к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих.

Полученные результаты педагогических исследований показывают, что признаки асоциального поведения (склонность к пьянству, насилию, употреблению наркотических, токсических веществ, хулиганству, воровству и др.) характерны для 35% призывников. Более 2% из них имеют высокий суицидальный риск, 5,5% злоупотребляли алкоголем, 4,5% пробовали наркотики, более 7% имели приводы в милицию, 1,5% - судимости1. Особую тревогу вызывает количество самоубийств в армии. В 2005 году 276 военнослужащих покончили жизнь самоубийством. Это в значительной степени усложняет воспитательную деятельность офицеров в частях и подразделениях.

Анализ практики подготовки курсантов показывает, что неэффективность работы с такими военнослужащими является результатом отсутствия целенаправленной подготовки курсантов военных вузов к работе с трудными военнослужащими.

В связи с этим принимаются попытки возродить практику целенаправленной подготовки офицеров-воспитателей ротного и батальонного звена. Уже в 2007 году планируется выпустить 452 офицера. Сейчас занятия по соответствующим программам проходят в 11 учебных группах военных вузов3.

Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о том, что.

1 См.: Красная Звезда. — 2006. — 18 февраля.

2 См.: Аргументы и факты. — 2006. — № 5. — С. 8.

3 См.: Независимое военное обозрение. — 2006. — 17 февраля — 2 марта. — С. 1. данная проблема является одной из первостепенных для частей и подразделений армии и флота. Около 80% из числа опрошенных войсковых офицеров, педагогов военных вузов, заявили о необходимости подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности, поиска более эффективных путей ее практического функционирования1.

Выступая перед депутатами Государственной Думы по проблеме неуставных отношений в армии, заместитель Председателя Правительства, Министр обороны РФ С. Б. Иванов указал на необходимость внесения изменений в программы обучения в военных вузах, усиление акцента на привитие будущим офицерам навыков превентивной индивидуально-воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.

Проведенное диссертационное исследование выявило определенные трудности и нерешенные проблемы подготовки молодых офицеров к работе с трудными военнослужащими. К ним можно отнести: низкую мотивацию к данному виду деятельности, слабые знания и недостаточный опыт практической превентивной работы с данной категорией военнослужащих. Особую значимость и актуальность в этих условиях приобретает проблема повышения эффективности подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности.

Научный анализ процесса подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности представляет значительный интерес и практическую потребность. В новых социально-экономических, политических, идеологических, правовых и других условиях, как свидетельствует изучение войсковой практики, аналитических документов, отзывов из войск на выпускников военных вузов за последние годы, в значительной мере изменилось содержание педагогической деятельности офицеров. Больше времени в воспитательной деятельности офицеров требуется на работу с трудными военнослужащими. В тоже время, полученные в диссертационном исследовании результаты, показывают, что в воспитательной работе офицеров звена «взвод-рота» на эти виды превен.

1 В опросе участвовали: преподавательский состав, командиры курсантских подразделений экспериментальных военных вузов, слушатели ВУ МО РФ, офицеры МВО по 6 видам анкет (см. приложение 7). тивной деятельности расходуется лишь от 3% до 5% рабочего времени. Названные и многие другие нерешенные проблемы свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования педагогических основ подготовки курсантов военно-учебных заведений к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части. Современное состояние процесса подготовки офицерских кадров к воспитательной работе с трудными военнослужащими предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию и методике.

Научная задача данного исследования заключается в разработке и обосновании сущности, структуры, путей и условий повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих, имеющая важное значение для превентивной педагогической теории и практики в современных условиях.

Актуальность и недостаточность теоретической разработки и важность совершенствования практики педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих позволили определить тему кандидатской диссертации, её замысел и методологический аппарат.

Объектом исследования является превентивная педагогическая теория и практика в Вооруженных Силах РФ, а предметом — сущность, структура, пути и условия педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы уточнить и обосновать структурные основы педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

Задачи исследования: 1. Изучить и обобщить опыт по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащихвыявить и уточнить научные и прикладные основы процесса педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащихпроанализировать современное его состояние в военно-учебных заведениях.

2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих.

3. Обосновать основные пути и условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

Гипотеза исследования состоит в том, что в частях и подразделениях Вооруженных Сил РФ наблюдается основное противоречие между возросшей потребностью в эффективной превентивной деятельности с трудными военнослужащими и недостаточной педагогической подготовкой курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в их поведении. Разрешить данное противоречие возможно на основе совершенствования организационных основ, оптимизации содержания и методического сопровождения педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих, обеспечивающей взаимосвязь теоретической и практической подготовки будущих офицеров к данному виду деятельности.

Для достижения целей и решения задач исследования, проверки гипотезы использовалась комплексная целевая программа повышения эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части1.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования л ^ являются положения: общей теории обучения — дидактики высшей школы — пе.

1 См.: приложение 3.

2 См.: Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982; Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М., 1990. — С. 5- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989; Короткое Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. — М., 1990; Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. — М.: Высшая дагогики высшей военной школы1- различные аспекты проблемы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих2.

В диссертации использовались: общенаучные принципы системного и дея-тельностного подхода — теоретические подходы к изучению проблем взаимошкола, 1991; Лернер И Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980;

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знания. -М., 1978 и др.

3 См.: Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. — М.: Высшая школа, 1980; Сластенин В. А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. — М.: Прометей, 1989; Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2003 и др.

1 См.: Алехин И. А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1995; Барабанщиков А. В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. — М.: ВПА, 1987. — С. 47−48- Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. — М., 1985; Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Дис.. д-ра пед. наук. — М. 2000; Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров: Дис.. д-ра пед. наук. — М.: ВПА, 1983; Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — М., 2003; Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов ВУЗов: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1997; Новиков В. Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (на материалах вузов РВСН): Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1999; Руденко Ю. С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов ВУЗов: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 2002; Самойлов В. Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. .д-ра пед. наук. — М.: ВУ. 2002 и др.

2 См.: Андреев С. И. Теория и практика подготовки педагогов к воспитательной работе с нравственно-аномальными подростками: Дис. .д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1997; Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Социальное здоровье России, 1994. -С. 10−13- Буранов С. Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей СВ: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1999; Герасимов В. Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1996; Гетманский В. Г. Педагогическая профилактика криминогенного поведения солдат и сержантов в части: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1994; Дюндик Ю. Н. Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1998; Каминер A.M. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении допризывной молодежи: Дис. .канд. пед. наук. — М., 2002; Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: Дис. .д-ра. пед. наук. -Казань, 2003; Миронов А. С. Педагогическая профилактика наркомании и таксикомании у военнослужащих частей ВВС, ВМФ: Дис. .канд. пед. наук. — М., 2000; Разуванов К. Д. Педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у военнослужащих частей железнодорожных войск РФ: Дис. .канд. пед. наук. — М., 2001; Федотов А. А. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота): Дис. .канд. пед. наук. — М., 1989 и др.

3 См.: Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих, труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. -Т. 2. — С. 45- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1973; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. действия личности и общества, социальной обусловленности образования и воспитания1- основные положения педагогической прогностики, проектирования и моделирования образовательного процесса в высшей школе2.

Источниковедческую базу диссертации составили научно-педагогические труды отечественных авторов по исследуемой проблеме. Изучению подверглись учебные планы и программы ряда военных вузов. В исследовании также применялись общегосударственные и нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы военных вузов, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. В ходе решения задач исследования использовались методы: анализ работ в области педагогики высшей военной школысравнительный анализобобщениепроектирование и моделированиеконстатирующий и формирующий экспериментпедагогическое наблюдениеопросанкетированиебеседыанализ документов и результатов деятельностиэкспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе трех военных вузов МО РФ: Военный университет, Московское высшее военное командное училище (военный институт), Казанское высшее военное командное училище (военный институт). Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап, подготовительный (1999 — 2001 г. г.) включал сбор и изучение научной информации по проблеме исследования, обработку и систематиза.

— С. 285−286- Рубинштейн C.JI. Принцип и пути развития психологии. — М.: АПН СССР, 1959.-С. 118 и др. См.: Выготский JI.C. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. — С. 49−53- Петровский А. В., Шкопинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978 и др.

2 Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004; Краевский В. В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие. -М, 1988. — С. 107−112- Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. — М.: ТЦ СФЕРА, 2004; Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992; Руденко Ю. С., Денисенко С. И., Лобанова Е. В. Контроль учебной деятельности курсантов в высшем военно-учебном заведении: Учеб.-метод. пособие. — М.: ВУ, 2000; Шняк В. А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов высших военных учебных заведений. Дис. .канд. пед. наук. — М., 2001. цию источников. Разрабатывалась концепция исследования, формулировались его объект, предмет, цель, задачи и другие научные элементы. Уточнялся методический замысел, подбирался инструментарий исследования, обосновывались методика и критерии оценки эффективности подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности. Анализировалось состояние подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности в военных вузах. Проводилась содержательная и организационная работа по подбору состава контрольной и экспертной групп, подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работе.

Второй этап, основной (сентябрь 2001 — декабрь 2003 г. г.) представлял собой экспериментальную часть исследования в Военном университете МО РФ, Московском высшем военном командном училище, Казанском высшем военном командном училище. Основным содержанием данного этапа явилась разработка и внедрение комплексной целевой программы повышения эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих в экспериментальных группах, изучение динамики изменений в контрольных и экспериментальных группах, внесение корректив в систему мер педагогического воздействия, достижение поставленных целей и задач педагогического эксперимента. Одновременно формулировались и апробировались предварительные теоретические выводы и практические рекомендации для совершенствования психолого-педагогической подготовки курсантов военно-учебных заведений к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих, осуществлялась проверка гипотезы исследования.

Третий этап, заключительный (2004 — 2005 г. г.) Осуществлялась проверка эффективности всей исследовательской работы путем сопоставления исходных и последующих данных изменения уровня подготовки курсантов в контрольных и экспериментальных группах. Обрабатывались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации, отражались полученные научные данные в учебно-методических пособиях, в докладах на научных конференциях, в научных публикациях, в ходе лекций и других формах научной, учебно-методической работы, внедрялись в практику подготовки курсантов. Завершающий этап включал также оформление текста диссертации и подготовку автореферата.

Общий объем проделанной работы. Изучено более 200 научных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 40 диссертаций по различным аспектам данной проблемы. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 8 специальностям, 22 учебных планов, более 40 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах военно-учебных заведений. Было опрошено в ходе бесед, опросах-интервью, анкетах 112 офицеров, 42 преподавателя, 11 начальников кафедр и 209 курсантов по 6 типам анкет1. Проведено более 200 бесед с различными категориями военнослужащих. Разработан и опробован спецкурс «Предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обобщен педагогический опыт по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих. Обоснованы сущность, содержание и структура процесса педагогической подготовки курсантов военно-учебных заведений к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

2. Разработана и опытно-экспериментальным путем апробирована комплексная целевая программа повышения эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащихопределены критерии и показатели оценки эффективности педагогической подготовки курсантов к работе с трудными военнослужащими.

3. Выявлены основные пути и условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

1 См.: приложение 7.

Положения, выносимые на защиту: 1. Выявленные тенденции подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих в современных условиях: повышение требований социального заказа к офицеру-выпускнику военно-учебного заведенияснижение эффективности системы подготовки курсантов к работе с трудными военнослужащимиусиление роли воспитательного потенциала и образовательной деятельности военных вузовизменение приоритетов, ценностей, убеждений, мотивов, социально-экономических, социокультурных, политических условий в обществе и армии, концептуальных подходов к подготовке будущих офицеров к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащихвозрастание потребности в разработке теоретических и методических основ подготовки курсантов к превентивной деятельности, в использовании накопленного отечественного и зарубежного опыта и др.

2. Сущность подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих как целенаправленного и организованного процесса по овладению ими системой знаний, навыков и умений, формированию необходимых личностных качеств, эффективному решению превентивных педагогических задач и ситуаций в соответствии с должностным предназначениемсодержание процесса подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности, включающего в себя в единстве учебную, методическую, воспитательную и научную работуструктура процесса педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих, предполагающая совокупность субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей, противоречий, принципов, функций, методов, приемов, средств и форм его реализации, видов контроля, результатов образовательной деятельности, а также путей и условий повышения эффективности рассматриваемого процесса.

3. Комплексная целевая программа повышения эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части, включающая в себя организационные, методические и практические мероприятияразработанные критерии оценки эффективности подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности: целевой, деятельностный, содержательный, организационный, результативный и их показатели.

4. Выявленные пути педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих: совершенствование организационных основ подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащихоптимизация содержания подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельностиметодическое сопровождение подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты содержат решение важной научной задачи педагогики высшей военной школы — обоснование сущности, содержания и путей повышения эффективности педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих, которая вносит определенный вклад в развитие превентивной теории и практики. Разработанные научные и прикладные положения рассматриваемой проблемы позволяют более адекватно отразить современные научное представление о психолого-педагогических основах данного процесса и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки офицеров к воспитательной работе с трудными военнослужащими.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают возможность уточнить сущность и содержание педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих и более эффективно ее организовать. Реализация комплексной целевой программы повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих позволит повысить эффективность профессиональной подготовки будущих офицеров. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия научно обоснованных управленческих решений по совершенствованию подготовки будущих офицеров к превентивной педагогической деятельности в части.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации обсуждались на заседаниях кафедр, в ходе учебно-методических сборов преподавательского состава, на научно-методических конференцияхапробировались при проведении учебных занятий с курсантами, в ходе командирской подготовки офицеров военных вузов, на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного университета, а также с молодыми офицерами частей и подразделений МВО. Основные положения исследования учитывались в процессе создания учебных программ и тематических планов по курсам: «Психология и педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», спецкурса «Предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения" — при разработке диссертантом методического пособия «Педагогическая подготовка курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части». По данной проблеме готовились рекомендации руководству военных вузов и факультетов1. Результаты исследований нашли отражение в ряде публикаций автора.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Научные и прикладные основы подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части. Глава III. Основные пути и условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части.

Выводы по главе.

Материалы, полученные в ходе диссертационного исследования, экспериментальная проверка и подтверждение выдвинутой гипотезы, позволили выявить и обосновать основные пути и обеспечивающие их условия повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих части.

1. Совершенствование организационных основ подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих.

Реализация данного пути на практике предполагает создание следующих основных условий:

— соединение полученных знаний с передовым педагогическим опытом и личным творчеством;

— внедрение в практику педагогической подготовки курсантов специальной подготовки к превентивной педагогической деятельности в рамках спецкурса, включающего в себя использование методики, сочетающей теоретическую и практическую подготовку;

— обучение курсантов практике превентивной педагогической деятельности по диагностированию отклоняющегося поведения военнослужащихпроведение индивидуальной воспитательной работы с трудными военнослужащими с использованием научно обоснованных диагностических моделей негативного поведения военнослужащих, оптимальных форм и методов изучения трудных военнослужащихумение осуществлять индивидуальный подход к различным типам трудных военнослужащих.

2. Оптимизация содержания подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности.

Условия реализации данного пути:

— формирование и развитие направленности к превентивной педагогической деятельности (сознательное отношение к познаваемомуразвитие активности обучаемыхизучение передового педагогического опытаформирование личностного смысла данного вида деятельностиактивизация психолого-педагогического самосовершенствования курсантов);

— повышение педагогического мастерства преподавательского состава (формирование личной заинтересованности педагога в своем профессиональном ростесоздание положительной установки на превентивную педагогическую деятельность, необходимость педагогического самосовершенствования, творческое отношение к делу);

— использование социально-педагогических и психологических возможностей воинского коллектива (понимание курсантами важности значения воинского коллектива в исправлении трудных, знание его психологических и воспитательных возможностейучет официальных и неофициальных структур в превентивной деятельности);

— умение активизировать самосовершенствование военнослужащих с отклоняющимся поведением, вооружение курсантов методикой самоисправления трудных военнослужащих и руководства им.

3. Методическое сопровождение педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих.

Педагогическими условиями, значительно влияющими на повышение эффективности обучения курсантов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих, являются:

— владение преподавателями методикой обучения курсантов к превентивной педагогической деятельности, основанной на активных методах обучения, проектировании превентивных учебных задач и ситуаций;

— обучение курсантов методике превентивной педагогической деятельности с использованием широкого круга методов, приемов, средств и форм воспитательной работы с трудными военнослужащими, теоретических и практических знаний и методов построения взаимодействия и общения с трудными.

Практические рекомендации.

Проведенное исследование позволяет сформулировать практические рекомендации, реализация которых может способствовать решению организационных, содержательных и методических задач по повышению эффективности подготовки курсантов военных вузов к работе с трудными военнослужащими части.

1. Органам управления военного образования предлагается предусмотреть:

— введение в содержание издаваемых документов, регламентирующих организацию и методику образовательного процесса в военно-учебных заведениях положений, направленных на усиление роли и значения педагогической подготовки курсантов к работе с трудными военнослужащими;

— проведение совещаний, семинаров, конференций по проблеме подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности;

— введение в военно-учебных заведениях в рамках курса «Психология и педагогика» спецкурса по подготовке курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих. Использовать с этой целью предложенную диссертантом учебную программу и тематический план (см. приложение 1);

— предусмотреть на страницах газет и журналов постоянно действующие рубрики («Методика подготовки будущих офицеров к превентивной педагогической деятельности в части», «В помощь преподавателям по подготовке курсантов к работе с трудными воинами», «Методика преподавания превентивной педагогики в образовательном процессе военно-учебных заведений», «Проблемы подготовки курсантов военно-учебных заведений к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих», «Методика подготовки курсантов военных вузов к превентивной педагогической деятельности», «Содержание процесса подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности», «Анализ практики психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов к превентивной педагогической деятельности» и др.), предназначенные для публикации и широкого информирования различных категорий воспитателей о результатах проведенных исследований, обобщения и распространения передового педагогического опыта подготовки воспитателей к работе с трудными военнослужащими.

2. Руководству военно-учебных заведений, начальникам кафедр, факультетов, преподавательскому составу рекомендуется:

— организовать обучение постоянного состава военных вузов методике подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности с различными категориями военнослужащих;

— предусмотреть возможность изменения содержания соответствующих тем в курсе «Психология и педагогика» с целью включения в них вопросов по проблеме подготовки курсантов к работе с трудными военнослужащими в соответствии с предложенным в диссертации тематическим планом (см. приложение 1);

— при подготовке курсантов к превентивной педагогической деятельности использовать методику, разработанную в диссертации (см. гл. III), а также комплексную целевую программу повышения эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих (см. приложение 3);

— при анализе качества и эффективности подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности использовать разработанную в диссертации систему критериев и показателей для более конкретной оценки данного процесса (см. § 2. гл. И);

— издать серии брошюр по профилактике основных видов отклоняющегося поведенияразработать и выпустить сборник педагогических задач и ситуаций по проблеме отклоняющегося поведения военнослужащих, практических заданий по подготовке курсантов к работе с трудными военнослужащими, учебных и учебно-методических пособий (см. методическое пособие «Педагогическая подготовка курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих», разработанное диссертантом);

— творчески использовать совокупность выявленных и апробированных в проведенном исследовании методов, приемов, средств и форм подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности (см. § 3. гл. III);

— продолжать научную разработку проблем подготовки воспитателей к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих. С этой целью использовать, разработанные диссертантом, содержательные основы, выявленные пути повышения эффективности подготовки курсантов к превентивной педагогической деятельности.

3. Курсантам военно-учебных заведений необходимо:

— совершенствовать свои знания, навыки и умения по проблеме предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих;

— активно накапливать положительный педагогический опыт работы с трудными военнослужащими;

— работать над формированием у себя необходимых для работы с трудными военнослужащими качеств личности и направленности.

Дальнейшее исследование проблемы повышения эффективности подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих целесообразно проводить по следующим направлениям: углубление практической направленности подготовки курсантов к работе с трудными военнослужащимиуправление процессом подготовки курсантов военных вузов к превентивной педагогической деятельностиорганизационное и методическое обеспечение процесса подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащихобучение курсантов педагогическому диагностированию отклоняющегося поведения как составной части их подготовки к работе с трудными военнослужащими и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойско-40 вых офицеров в ввузе командного профиля: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.1. СПб., 2002.
  2. И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.
  3. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих, труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. -С. 45.
  4. О.Ю. Дидактическое обеспечение учебной работы в ввузе: Дис. .канд. пед. наук.-М., 2004.
  5. С.И. Теория и практика подготовки педагогов к воспитательной работе с нравственно-анамальными подростками: Дис. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  6. П.И. Педагогические основы оптимизации общения корабельных офицеров с подчиненными: Дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. М.: Высшая школа, 1980.
  8. А.А. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава вооруженных сил ФРГ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  9. Р.А. Интегральные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. -Казань, 2000.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982.1.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избранные педагогические труды. М., 1989. — С. 491.
  12. О.В. Педагогические основы предупреждения уклонений от воен-^ ной службы у солдат и сержантов частей РВСН: Дис. .канд. пед. наук. М., 1997.
  13. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990. -С.5.
  14. А.В. Дидактические проблемы высшей военной школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. -М., 1980.
  15. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей ВУЗов // Сов. Педагогика. -№ 1.-1981.
  16. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко И. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. -М.: ВПА, 1987.
  17. А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика. -М.: ВПА, 1995.
  18. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. -М., 1985.
  19. В.Г. О детских книгах. Полн. Собр. Соч. М.: АПН РСФСР, 1954. — Т.4. — С.79.
  20. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. — С. 10 -13.
  21. А.С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников: Дис.. д-ра. пед. наук. М., 1980.
  22. А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на этапе обучения студентов в высшей школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989.
  24. П.П. Очерки научной психологии. М.: Работник просвещения, 1921.-С. 13.
  25. П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и псих, соч.: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — С. 201.
  26. П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1930. — С. 59.
  27. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  28. С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава ввоенной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.
  29. О.Н. Вопросы теории малых групп в педагогике США. -М.: Советская педагогика, 1982. С. 111−113.
  30. А.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 1981- Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
  31. .С. Аномалии личности. -М: Мысль, 1988.
  32. Буг С. В. Об оценке эффективности подготовки военных специалистов // Военная мысль. 2001. — № 1.
  33. С.Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей СВ: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1999.
  34. А.К. Совершенствование педагогической техники преподавателей высших военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  35. А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Дис. .д-ра пед. наук. -М. 2000.
  36. Ю.С. Совершенствование процесса педагогической профилактики неуставных взаимоотношений военнослужащих внутренних войск МВД РФ: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2001.
  37. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицеров: Дис. .д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1983.
  38. Вдовюк В. И, Шабанов Г. А, Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. Учебное пособие. -М., 1996.
  39. Т.В. Антиобщественные явления: социальная природа и пути преодоления: Дисс. канд. философ, наук. -Киев, 1992.
  40. JI.C. Педагогическая психология. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980. -С. 49−53.
  41. Л.С. Собр. Соч. В 6 т. М., 1982.Т.1.
  42. A.M., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения (концептуально-технологический аспект). Учебное пособие. М., 2001.
  43. В.Н. Превентивная педагогика. -М.: ВУ, 2000.
  44. В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе службы: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. — С. 152−170.
  45. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах Ррссии (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996.
  46. И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. -Т.1. — С. 160−168.
  47. В.Г. Педагогическая профилактика криминогенного поведения солдат и сержантов в части: Дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  48. Г. И. Педагогическая теория и практика подготовки рядового и сержантского состава ВС США: Дис. .канд. пед. наук. М., 1990. — С. 95.
  49. A. JI. Совершенствование военно-педагогической подготовки командиров подразделений (по опыту мотострелковых и танковых частей Сухопутных войск): Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  50. А.Н. Типы трудных детей. -М., 1930.
  51. Гук А. И. Методология оценки эффективности профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МВД: Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1990.
  52. В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2003.
  53. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1977.
  54. А. Дисциплина в школе. Избр. Соч. М.: Учпедгиз, 1956. -С. 209−212.
  55. М.И. Учебник тактики. СПб, 1881. — С. 31.
  56. Ю.Н. Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1998.
  57. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.-С.27.
  58. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995.
  59. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.бО.Занков JI.B., Певзнер В. Ф., Шмидт В. Ф. Трудные в школьной работе. М.: Учпедгиз, 1933.
  60. Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров российской армии XVIII -начала XX века (историко-педагогический анализ): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.
  61. Из боевого прошлого русской армии. М., 1944. — С. 116−117.
  62. Из истории профилактики социальных отклонений молодежи (20-е гг.). Под. ред. В. А. Попова. //Советская педагогика. 1989.-№ 9. — С. 109−115.
  63. Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование. 4.2. М.: Изд-во МГУП, 2000.
  64. Информационно-аналитический сборник. Выпуск № 2.- М.:ГУВР, 1999. -С. 7.
  65. Г. А. Система военного образования и гражданские вузы // Военная мысль. 2001, — № 2.
  66. А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М, 2000.
  67. Какая армия нужна России? Взгляд из истории. М.: ВУ, 1995. — С.168.
  68. А.С. Педагогические основы индивидуализации воспитания1. Viкурсантов военного училища: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1994.
  69. A.M. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении допризывной молодежи: Дис. .канд. пед. наук. М., 2002. — С.198.
  70. П.Ф. Педагогическая психология. СПб., 1914, — С. 378−383.
  71. А. Актуальные проблемы совершенствования качества подготовки офицерских кадров // Военное образование. -№ 1. -1997.
  72. А. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров // Военное обозрение. -№ 2. 1997. — С. 12.
  73. М.Ф. О воспитании оратора. В кн. Глебовский В. А. Древние педагогические писатели в биографиях и образах. СПб., 1903. — С. 110−111.
  74. Квятковска-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения: Дис. .канд. пед. наук. М., I960.
  75. В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода (на материалах командно-инженерных училищ РВ): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  76. Г. Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных ВУЗов: Дис. .канд. пед. наук. М., 2001.
  77. Я.А. Великая дидактика. Избр. соч. М.: Учпедгиз, 1995. -С. 175.
  78. П.Ф. Педагогическая психология. СПб., 1914. — С. 378−383.
  79. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. М., 1990.
  80. И.М. Повышение эффективности обучения студентов негосударственных вузов: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2003.
  81. Коч JI.A. Креативная этика. Психология и методика освоения подростками этических норм и понятий. М., 1999.
  82. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие. -М., 1988. С. 107 — 122.
  83. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — С. 226.
  84. Н.К. К вопросу о морально-дефективных детях // Пед. соч.: В 10-ти т. Из-во.: АПН РСФСР, 1958. — Т.2. — C.15I-I53- Очередные задачи Нар-компроса. — С.232- 0 беспризорных. — С. 152, 241.
  85. Ю.М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: Дис. .д-ра. пед. наук. -Казань, 2003.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL, 1973.
  87. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. д-ра псих. наук. JL, 1965.
  88. Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М., 1999.
  89. Ю.Н. Культура групповых дискуссий. -СПб, 1997.
  90. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
  91. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 1991.
  92. Ленев Ю. А Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование на материалах вузов войск связи): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.
  93. В.И. Государство и революция // Полн. Собр. Соч. Т.ЗЗ. С. 91.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -С.285−286.
  95. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т.2.
  96. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980.
  97. П.Ф. Собр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1954. -Т.З. — С.5.
  98. И.А. Социальная педагогика: методический анализ: Учебное пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
  99. И.А., Скопылатов И. А. Прогнозирование в военной педагогике. С.-Пб., СПВВИУС, 1993. — С. 29.
  100. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. — С. 64−68.
  101. А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  102. Дж. Содержание, цели и организация воспитания. Пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1939.-С. 19.
  103. Ч. Преступление / Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1900. — С. 3−25.
  104. А.А. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1990.
  105. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов ВУЗов: Дисс. .д-ра пед. наук. -М., 1997.
  106. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
  107. В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000. — С. 6, 53.
  108. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.
  109. Е.И. Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. -М., 1992.
  110. К. Население, преступность и пауперизм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.13.-С.515.
  111. Методология и методики исследования проблем профессиональной подготовки военных кадров. Учебно-методическое пособие / Под. ред. О. Х. Рахимова. -М.:ВУ, 2000.
  112. Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей вузов МВД РФ: Дис.. .канд. пед. наук. М., 2001.
  113. А.С. Педагогическая профилактика наркомании и таксикомании у военнослужащих частей ВВС, ВМФ: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2000.
  114. В.Г. Формирование у курсантов высших военно-морских училищ готовности к педагогической деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1991.
  115. М. Опыты. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -Т.1. — С. 189−212.
  116. В.Н. Трудные дети в школе // Трудные дети в массовой школе. -М.: Изд-во Пединстит., 1933. С. 7−16.
  117. Э.Щ. Приемы педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1972.-С. 7.
  118. И.А. Предупреждение и преодоление педагогически запущенных школьников: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1982.
  119. B.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу, -М.: Педагогика, 1988.
  120. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
  121. В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (на материалах вузов РВСН): Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1999.
  122. Л.Ю. Дидактическое моделирование содержания обучения студентов юридической специальности вузов: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2005.
  123. Новые педагогические технологии: Пособие для учителя. М., 1997.
  124. Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебнго заведения МО РФ / Пр. МО РФ № 10 от 4 января 2000 г.
  125. М.А. Пути и средства воспитательно-профилактической работы с подростковыми группами асоциальной направленности: Дис. .канд. пед. наук.- Тбилиси, 1990
  126. С.И. Словарь русского языка. -М., 1952. -С.574−575.
  127. А.Е. Социально-психологические предпосылки и последствия перехода ВС США на контрактную систему комплектования: Дис.. канд. псих. наук. М., 1990. — С. 68−118.
  128. Л.П. Подготовка будущих педагогов к общению с делин-квентными подростками: Дис. .канд. пед. наук. Вильнюс, 1990.
  129. Педагогика //Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988. — С. 30 — 31.
  130. Педагогические технологии в системе подготовки будущего учителя. Сборник статей. Шадринск, 1996.
  131. И.Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. Избр. пед. соч. в 2-х т. -М.: Педагогика, 1981. Т. 2. С. 39−40.
  132. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -Т.1.- С. 63−72.
  133. Повесть временных лет. В кн. Полн. Собр. Летописей. СПб., 1820. -Т.1. -С. 80−99.
  134. С.П. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении военнослужащих при подготовке и ведении боевых действий: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1998.
  135. В.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1988.
  136. К.Д. Педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у военнослужащих частей железнодорожных войск РФ: Дис. .канд. пед. наук.-М., 2001.
  137. Г. М. Проблемы делинквентных групп в США: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990.
  138. Дж. Грамматика фантазии. М., 1978 (2-е издание -М., 1995).
  139. С.Л. Принцип и пути развития психологии. М.: АПН СССР, 1959.-С. 118.
  140. Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. -М, 2002.
  141. Ю.С., Денисенко С. И., Лобанова Е. В. Контроль учебной деятельности курсантов в высшем военно-учебном заведении. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2000.
  142. И.М. Становление и развитие теории и практики обучения курсантов в военно-учебных заведениях в период с 1918 по июнь 1941 гг.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993.
  143. А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров (ПО опыту частей и подразделений РВСН): Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1997.
  144. В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил РФ: Дисд-ра пед. наук. М., 2002.
  145. С.В. Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов вузов: Дис— д-ра пед. наук. -М., 2002.
  146. Симеоновская летопись. Полн. Собр. Летописей. СПтб., 1820. — Т. 18. — С. 63−65.
  147. М.Н. Методология и методика исследования. М.: Педагогика, 1989.-С. 180−195.
  148. А.С. Социальные технологии: теоретические и методические основы проектирования и внедрения. -М., 1996.
  149. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2001.
  150. Т.С. Правовая подготовка курсантов вузов (педагогическое исследование на материалах военных университетов): Дис. .канд. пед. наук. -М., 2002.
  151. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2003.
  152. Современные технологии обучения. Сборник научно-методических трудов. Вып.1.-СПб., 1995.-С. 4.
  153. Современные технологии обучения. Тезисы докладов Международной конференции 16−17 мая.-СПб., 1995.
  154. С.В. Повышение эффективности подготовки студентов вузов: Дис.. .канд. пед. наук. М., 2003.
  155. СМ. Воспитание военнослужащих, участвовавших в неформальных объединениях молодежи (педагогическое исследование на материалах внутренних войск): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  156. Социальные технологии: теоретические и методические основы проектирования и внедрения. М., 1996. — С. 3.
  157. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. —Мч 1997.
  158. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.- С. 346−362.
  159. А.В. Наука побеждать. СПб., 1809.
  160. Табель о рангах. Полн. собр. Законов Российской империи с 1649 г.- СПб., 1830. Т.6. — С. 486−493.
  161. Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М., 1975.
  162. Г. В. Исследовательский подход в обучении слушателей военных академий (на опыте преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  163. С.В. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя вуза: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2001.
  164. .М. Избранные труды: В 2-х т. М, 1985.
  165. Д., Голоушова Г., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.: Прага, 1994.
  166. К.Д. Избр. пед. произв. М.: Просвещение, 1968. — С. 340.
  167. Е. И. Педагогические проблемы реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи: Дис.. .канд. пед. наук.-М., 2004.
  168. Н.Ф., Галицкий В. Д. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. М.: ВПА, 1981.
  169. С.М. Психолого-педагогическая теория и практика подготовки личного состава Вооруженных Сил Великобритании: Дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-С.27, 102−126.
  170. М.Н. Теория и практика перевоспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательно-трудовых колониях: Дис. .д-ра пед. наук. -Киев, 1991.
  171. В. Введение в криминологию / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1985. -С. 155.
  172. Формирование учебной деятельности студентов. Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1989.
  173. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков. М., 1989. — С. 13.
  174. Ф.А. Педология: мифы и действительность. М.: Знание, 1991. -С. 282.
  175. Фрейд 3. Психология обыденной жизни. М., 1925. -С. 4−95.
  176. Д.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. -С. 32−33.
  177. Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии).-М., 1993.
  178. Воениздат, 1957. Т.2. — С. 212.
  179. Ховрина J1.H. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 г.: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1996.
  180. В.Б. Сборник психологических задач. М., 1999.
  181. Хрестоматия по русской военной истории. М.: Воениздат, 1947. — С. 43.
  182. В.Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений: Дис. .канд. пед. наук. М., 2003.
  183. С.Т. Живая работа // Избр. пед. соч, — В 2-х Т. -М.: Педагогика, I960. T.I. — С.270−288- Изучение жизни и участие в ней // Пед. соч.: В 4-х Т. — М.: Просвещение, 1964. — Т.2. — С.296−297.
  184. В.В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ: Сущность, состояние, пути формирования: Дис. .канд. социол. наук.-М., 2005.
  185. В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов высших военных учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. М., 2001.
  186. С.А. Оптимизация преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2000.
  187. Ф. Ротное строевое учение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т.15. -С.282.
  188. Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб., 1996.
  189. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников: Дис. .д-ра. пед. наук. М., 1991.
Заполнить форму текущей работой