Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что: проведено исследование проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ УШ вида, обогащающее теорию и практику коррекционной педагогики (олигофренопедагогики) — получены данные, характеризующие состояние знаний об основах здорового образа жизни, а также соответствующих умений учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам здорового образа жизни школьников
    • 1. 1. Анализ понятийных категорий исследования
    • 1. 2. Понятие «здоровый образ жизни» как педагогическая проблема
  • Глава 2. Изучение проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
    • 2. 1. Изучение уровня владения основами здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
    • 2. 2. Изучение деятельности семьи и школы, направленной на обучение основам здорового образа детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Глава 5. Содержание работы по повышению эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
    • 3. 1. Обоснование условий повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
    • 3. 2. Организация и проведение работы по повышению эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VTII вида
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментальной работы

Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о здоровье.

Здоровые дети, согласно данным различных медицинских учреждений и институтов, составляют не более 10% от общего числа детей [100]. По данным министерства здравоохранения — в школах обучаются 62% детей, имеющих различные проблемы со здоровьем, от 7% до 15% практически здоровых, на момент выпуска из школы таких детей остается только 5%. Стремительно увеличивается распространенность хронических заболеваний у школьников, достигающая 70% и более. Среди заболеваний лидируют болезни нервной, пищеварительной, мышечной систем. Значительная часть школьников утрачивает здоровье, еще не закончив школу. За годы учебы число здоровых детей снижается в 4−5 раз [80]. Среди неблагоприятных тенденций особое место занимают распространение среди детей и подростков вредных привычек и несоблюдение ими правил заботы о здоровье [137].

В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и ряде других документов отмечается огромный потенциал школы в развитии у учащихся знаний и формировании умений, направленных на сохранение здоровья.

Деятельность образовательных учреждений, ориентированная на повышение компетентности школьников в вопросах сохранения здоровья, должна охватывать детей, обучающихся не только в массовых, но и в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Имеется значительное число исследований, авторами которых внесен существенный вклад в разработку концепции обучения навыкам заботы о своем здоровье учащихся общеобразовательных школ (И.И.Брехман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и др.), детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии (Е.А.Екжанова, Е. А. Стребелева, И. М. Новикова и др.), применительно к учащимся специальных (коррекционных) школ VIII вида исследованы лишь отдельные аспекты их обучения в данной области (Г.Л.Андросова, Е. Н. Денисова и др.).

Разработка и повышение эффективности обучения знаниям и умениям из области заботы о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью имеет особую актуальность, что обусловлено наличием у них сопутствующих заболеваний и большей подверженностью приобретению вредных привычек, трудностями самостоятельного осознания значимости заботы о здоровье.

Основная цель обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида — подготовка детей к дальнейшей самостоятельной жизни, способствование максимальной адаптации детей в обществе. Одним из факторов успешной социализации является умение заботиться о себе, поддерживать свою работоспособность, а также вести образ жизни, не наносящего вреда как собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Возникает необходимость научных исследований, посвященных формированию, развитию и закреплению знаний о здоровом образе жизни, а также соответствующих умений у детей с интеллектуальной недостаточностью, поиску условий повышения эффективности их обучения основам здорового образа жизни.

Противоречие между необходимостью теоретического и практического решения вопросов обучения основам здорового образа жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида и их недостаточной разработанностью определило формулировку проблемы диссертационного исследования: каковы условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида? В рамках указанной проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида».

Под основами здорового образа жизни мы понимаем начальные знания и умения в области ухода за организмом, организации режима дня, безопасного поведения, которые необходимы детям для сохранения и укрепления здоровья.

Цель исследования — определение и научное обоснование педагогических условий, способствующих повышению эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Объект исследования — знания и умения учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VHI вида в области заботы о здоровье.

Предмет исследования — процесс формирования, развития и закрепления знаний и умений из области заботы о здоровье у учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что: в у учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида отмечается недостаточный уровень сформированное&tradeзнаний и умений, необходимых для заботы о своем здоровье. Возникает необходимость в повышении эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII видав педагогическими условиями повышения эффективности обучения школьников основам здорового образа жизни являются: организация комплексной работы, включающей проведение факультативных занятий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, соблюдение этапов формирования и развития знаний, умений и навыков учащихся, задействование мотивационного компонента в структуре их деятельности, в сочетании с взаимодействием педагога со школьным врачом и родителями школьников.

В соответствии с указанной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы и исследовать состояние проблемы обучения навыкам здорового образа жизни учащихся в общей и специальной психолого-педагогической литературе.

2. Сформировать диагностический блок исследования и определить критерии качественно-количественного анализа сформированности основ здорового образа жизни у учащихся.

3. Изучить состояние знаний, умений и мотивационного компонента в области заботы о здоровье учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

4. Определить и научно обосновать педагогические условия повышения эффективности обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью основам здорового образа жизни.

5. Разработать содержание комплексной работы, способствующей повышению эффективности обучения учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида основам здорового образа жизни: разработать и апробировать программу факультативных занятий, дополняющих содержание программы специальных (коррекционных) школ VIII вида по отдельным учебным предметам в области знаний и умений, связанных с заботой о здоровьеформы взаимодействия педагогов с родителями учащихся, а также школьным врачом.

6. На основе экспериментального исследования проверить эффективность проведенной работы.

Для решения поставленных задач и выявления состоятельности гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— научный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, учебных программ и учебников специальных (коррекционных) школ VIII вида;

— изучение и анализ педагогического опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида по обучению учащихся знаниям и умениям из области заботы о здоровье;

— изучение школьной документации, проведение бесед и анкетирования среди школьников, их родителей и педагогов;

— организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов;

— качественный и количественный анализ результатов исследования.

Методологическую основу исследования составили: философский подход к проблеме здоровья и формированию здорового образа жизни (Аристотель, Ф. Бэкон, Гиппократ и др.), концепции развития и коррекционно-развивающего обучения детей с, интеллектуальной недостаточностью (Л.С.Выготский, В. В. Воронкова, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, М. С. Певзнер, Е. А. Стребелева, Ж. И. Шиф и др.) — концепции здоровьесбережения (Р.А.Амасьянц, И. И. Брехман, Р. А. Даирова, Е. А. Екжанова, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, Д. М. Маллаев, В. М. Мозговой, Н. К. Смирнов, и др.), концепции личностно ориентированного и деятельностного подходов (Ш.А.Амонашвили, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — положения о роли мотивационного компонента в структуре деятельности (Л.И.Божович, Н. Г. Морозова, М. Рутковски, В. А. Сластенин, А. Г. Щедрина и др.), принципы педагогической диагностики (А.Н.Баринова, С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Р. С. Немов и ДР-).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20 042 008 г. г. на базе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида № 442, № 869, № 29, № 35 г. Москвы. В исследовании участвовало 105 школьников (из них 20 учащихся 9 классов, 85 учащихся 5 классов), диагноз детей легкая умственная отсталость (F-70) — 85 родителей школьников- 16 педагогов (учителя, ведущие предметы «Природоведение», «Естествознание», «Социально-бытовая ориентировка», а также факультативные занятия поздоровому образу жизни).

Исследование проводилось в три этапа: первый этап (2004;2005г.г.) был посвящен изучению и анализу общей и специальной литературы по проблеме исследованияопределению понятийного аппарата исследованияразработке программы констатирующего экспериментавторой этап (2005;2007г.г.) предусматривал проведение констатирующего эксперимента, качественный анализ результатов исследования, разработку и обоснование педагогических условий и содержания работы по повышению эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII видатретий этап (2007;2008г.г.) включал проведение обучающего и контрольного экспериментовкачественный и количественный анализ полученных результатовоформление текста диссертации.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, состоят в определении педагогических условий и разработке научно-обоснованного и экспериментально подтвержденного содержания работы (программа, направления, методы, приемы), направленного на повышение эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Научная новизна исследования заключается в том, что: проведено исследование проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ УШ вида, обогащающее теорию и практику коррекционной педагогики (олигофренопедагогики) — получены данные, характеризующие состояние знаний об основах здорового образа жизни, а также соответствующих умений учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ УШ вида (сформированность знаний и умений на низком уровне, недостаточный уровень осознания необходимости заботы о здоровье и своей роли в его укреплении, отсутствие потребности в заботе о здоровье и преобладание безразлично-потребительского отношения к нему). Выявленное состояние знаний и умений школьников обусловлено не только имеющимся у них интеллектуальным недоразвитием, но и недостаточной разработанностью путей решения данной проблемыопределены и апробированы педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида (организация комплексной работы, включающей проведение факультативных занятий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, соблюдения этапов формирования и развития знаний, умений и навыков учащихся, задействования мотивационного компонента в структуре их деятельности, в сочетании с взаимодействием педагога со школьным врачом и родителями школьников). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: дополнены существующие в олигофренопедагогике знания о состоянии проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII видао теоретически обоснованы педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида- • выявлена специфика процесса формирования основ здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях семьи (организация воспитания детей в большинстве случаев осуществляется без учета имеющихся у них психофизических особенностей развития и образовательных возможностей). Практическая значимость исследования заключается в том, что: ® разработаны и апробированы условия, содержание, методы, приемы, формы комплексной работы, направленной на повышение эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихсяв разработаны методические рекомендации по развитию знаний об основах здорового образа жизни и закреплению соответствующих умений у учащихся 5 классов для учителей специальных (коррекционных) школ VHI видаразработана памятка для родителей учащихся, включающая рекомендации по выполнению основных правил сохранения здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей их здоровьяв результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки, повышения квалификации и переподготовки учителей-дефектологов, социальных педагогов в системе высших и средних педагогических учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Московского открытого социального университета, на научных конференциях молодых ученых Московского педагогического государственного университета 2004;2008 гг., на педагогических советах и методических объединениях специальной (коррекционной) школы № 442.

Разработанные методические материалы используются в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 442 г. Москвы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена:

— методологическим подходом к проблеме исследования, опирающимся на теорию личностно-ориентированного и деятельностного подходов,. концептуальными положениями о роли специального коррекционного воздействия на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью- - качественноколичественным анализом результатов исследования- -применением методов и приемов, адекватных поставленным задачам и общей логике исследования- -опытно-экспериментальной проверкой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения: в Современное научно — методическое и программное обеспечение не, решает в полной мере существующей в коррекционной педагогике проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. * в Состояние знаний и умений учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в области заботы о собственном здоровье характеризуется низким уровнем, отсутствием ценностного отношения к нему, недостаточным осознанием значения здоровья и своей роли в его укреплении, отсутствием необходимых навыков для ведения здорового образа жизни. Повышение эффективности обучения учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида основам здорового образа жизни обеспечивает создание специальных педагогических условий, заключающихся в организации комплексной работы, включающей проведение факультативных занятий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, соблюдения этапов формирования и развития знаний, умений и навыков учащихся, задействования мотивационного компонента в структуре их деятельности, в сочетании с взаимодействием педагога со школьным врачом и родителями школьников.

Публикации результатов исследования. Основное содержание диссертации отражено в 9 научных публикациях (2,2 п. л.).

Структура и объем диссертации

В соответствии с общим замыслом и логикой построения исследования его итоги изложены в диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации насчитывает 167 машинописных страниц основного текста. Работа содержит таблицы, рисунки.

Список литературы

включает 243 источника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере педагогики является поиск оптимальных и эффективных условий повышения уровня знаний и умений школьников в области заботы о здоровье, что обусловлено постоянно ухудшающимся состоянием здоровья подрастающего поколения.

Особого внимания решение данной проблемы требует в области коррекционной педагогики в связи с неумением детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно познавать составляющие окружающего мира, накапливая при этом опыт, в том числе знания и умения из области заботы о здоровье, которые являются необходимым условием успешного включения ребенка в самостоятельную жизнь.

Необходимость теоретического и практического решения данной проблемы и ее недостаточная научно-практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что: ® у учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида отмечается недостаточный уровень сформированности знаний и умений, необходимых для заботы о своем здоровье. Возникает необходимость в повышении эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII видав педагогическими условиями повышения эффективности обучения школьников основам здорового образа жизни являются: организация комплексной работы, включающей проведение факультативных занятий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, соблюдения этапов формирования и развития знаний, умений и навыков учащихся, задействования мотивационного компонента в структуре их деятельности, в сочетании с взаимодействием педагога со школьным врачом и родителями школьников.

Исследование проводилось с учетом данных, полученных в результате анализа психолого-педагогической литературы, свидетельствующих о недостаточной разработанности условий и путей решения проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся специальных (коррекционных) школ УШ вида.

Исследование опиралось на представленную в психолого-педагогической литературе трактовку основополагающего понятия «здоровый образ жизни» как деятельности в целях укрепления и сохранения здоровьяа также на уточненное нами в процессе анализа литературных источников понятие «основы здорового образа жизни», которое рассматривалось в нашем диссертационном исследовании применительно к учащимся с интеллектуальной недостаточностью как начальные знания и умения в области ухода за организмом, организации режима дня и отдыха, безопасного поведения.

Согласно полученным данным, в основе здорового образа жизни лежит поведение человека, направленность которого определяется системой имеющихся потребностей, а непосредственно образ жизни зависит от мировоззрения и личностных ценностей человека. Данные положения позволили определить ключевые элементы работы, направленной на повышение эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся — формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, а также потребности в заботе о нем.

В ходе констатирующего эксперимента анализировались программы и учебники специальных (коррекционных) школ VIII вида, изучались состояние знаний об основах здорового образа жизни и соответствующих умений у школьников, их отношение к здоровью, а также наличие интереса и мотивации к овладению знаниями и умениями из области заботы о здоровье, уровень компетентности родителей учащихся в вопросах здоровьесбережения детей, проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в процессе преподавания материала, связанного со здоровьем.

Результаты проведения исследования показали, что организация дополнительной работы, направленной на повышение эффективности обучения основам здорового образа жизни школьников, является актуальной необходимостью.

На основании сделанных в результате констатирующего эксперимента выводов были разработаны условия и содержание работы по повышению эффективности обучения учащихся основам здорового образа жизни.

В качестве условий выступали: необходимость организации комплексной работы, включающей проведение факультативных занятий в сочетании с взаимодействием педагога со школьным врачом и родителями учащихсясоблюдение поэтапности формирования знаний, умений и навыков учащихсяих формирование, развитие и закрепление на основе максимальной осознанности, формирование потребности в их усвоении и применении, заинтересованного и ценностного отношения к здоровьюпривлечение и расширение собственного опыта ребенка, применение личностно-ориентированного и деятельностного подходовиспользование межпредметных связей.

Проведение обучающего эксперимента позволило разработать методические рекомендации для педагогов, направленные на повышение эффективности обучения учащихся основам здорового образа жизни, а также информационные материалы для родителей.

Данные контрольного эксперимента подтвердили результативность предложенной работы по повышению эффективности обучения учащихся основам здорового образа жизни.

Итоги исследования подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Данные, полученные в результате теоретического анализа проблемы обучения школьников навыкам заботы о здоровье свидетельствуют о том, что представленные в специальной психолого-педагогической литературе исследования, а также современное научно-методическое и программное обеспечение специальных (коррекционных) школ УШ вида не решают в полной мере существующей в коррекционной педагогике проблемы обучения учащихся основам здорового образа жизни.

2. Диагностический блок, направленный на исследование сформированности основ здорового образа жизни у школьников, включает изучение состояния их знаний и умений в данной области, преобладающих мотивов и типа отношения к здоровью. В качестве основных критериев анализа уровня сформированности основ здорового образа жизни у учащихся следует рассматривать состояние содержательного, действенного и мотивационного компонентов (правильность, полноту, действенность знаний, доминирующий тип отношения к здоровью, преобладающие мотивы к овладению основами здорового образа жизни).

3. Владение основами здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ УШ вида характеризуется низким уровнем, трудностями переноса теоретических знаний в практические действия, недостаточным осознанием детьми значения здоровья и своей роли в его укреплении, преобладанием безразлично-потребительского отношения к здоровью, а также доминированием отрицательных мотивов к усвоению знаний и умений из области заботы о здоровье.

4.Педагогическими условиями повышения эффективности обучения учащихся основам здорового образа жизни являются: организация комплексной работы, включающей проведение факультативных занятий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, соблюдения этапов формирования и развития знаний, умений и навыков учащихся, задействования мотивационного компонента в структуре их деятельности, в сочетании с взаимодействием педагога со школьным врачом и родителями-школьников.

5. Комплексная работа, направленная на повышение эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся включает: организацию с детьми факультативных занятий, дополняющих содержание программы специальных (коррекционных) школ VIII вида по отдельным учебным предметам в области знаний и умений, связанных с заботой о здоровьеконсультаций и пролонгированного сопровождения семей школьников, разработку индивидуальной памятки для родителейосуществление консультативного взаимодействия педагога, ведущего факультатив, со школьным врачом.

6. Доказана эффективность предложенной работы. Результаты сравнительного анализа в экспериментальной и контрольной группах подтвердили гипотезу о возможности повышения эффективности обучения школьников основам здорового образа жизни на основе предложенных педагогических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: Автореф.дис. .докт.пед.наук.-Барнаул, 2001.-41с.
  2. Н.П. Здоровье детей //Культура здоровья рождается в семье.- 2006.- № 12.-С. 32−34.
  3. Л.И. Формирование мотивов здорового образа жизни будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Дисс. канд.пед.наук.- Волгоград, 1999.-210с.
  4. В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей, в дошкольном образовательном учреждении //Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Карус, 2007.-С.123−128.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Ш. Амонашвили, 2001, — 463 с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 1987.-64с.
  7. Н.М. Алгоритм здоровья. М.: Буква, 1998.- 267с.
  8. Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1−2 кл. нач. шк.-М.: Просвещение, 2002.-143с.
  9. В.И. Педагогика.- Казань: ЦИТ, 2000.- 608с.
  10. Ю.Андросова Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» какпедагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дис. канд. пед.наук.- Екатеринбург, 2003.- 214с.
  11. П.Антропова М. А., Кузнецова Л. М. Как наблюдать за развитием и здоровьем ребенка. М.: Вента — Граф, 2004.-24с.
  12. Л.В. Физическое развитие детей и подростков.- Киев: Здоровье, 1985.- 67с.
  13. JI.В., Попова Л. А. Медицинская валеология.- Киев: Стара Лука, 2000.- 186с.
  14. И.Антропова М. В. и др. Режим дня школьника. М.: Вентана-Графф, 2002.-24С.
  15. Е.А. Здоров ли ваш ребенок? — М.: Вентана-Графф, 2002,-32с.
  16. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2005.-192с.
  17. Баранова Э. А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.-128с.
  18. О.П. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы- Под.ред. Ж. И. Шиф.- М.: Просвещение, 1965.-230с.
  19. И.М. Программы для учащихся специальной (коррекционной) школы УШ вида: 0−4 классы. М.: Просвещение, 2003. -220с.
  20. В.Н. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым.- М.: Вентана-Графф, 2002.-32с.
  21. М.Н. Гуманистическое образование: проблемы и перспективы, — Бийск, 1995, — 31с.
  22. Бестужев Лада И. В. Прогнозирование образа жизни.- М.: Парус, 1997.- 221с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1989.- 464с.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности //Избр. психол. труды. — М.: Институт практ. психологии, 1995. — С. 15−16.
  25. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения// Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. Вып. 73.- М.: Известия АПН СССР, 1955.- С. 3−44.
  26. Е.В. Воспитание и развитие личности в обновленной системе образования //Педагогические системы в школе и в ВУЗе: Тезисы докладов научн. конф.- Волгоград, 1993.- 74с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личности //Педагогика.1997.-№ 4.- С. 11−17.
  28. Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии //Педагогика.-1993.-№ 3 .-С. 12−15.
  29. И.И. Валеология наука о здоровье.- М.: Пит, 1990.-210с.
  30. А.А. Индивидуальный подход в обучении/ЯТедагогика.-1965.-№ 7. С.70−89.
  31. С.В. Тело человека.- Киев: Белфаксиздатгрупп, 2007.- 15с.
  32. А.П. Образ жизни: проблемы и суждения: — М.: Панин, 1978. -34с.
  33. Н.Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие.- М.: Знание, 1998.- 304с.
  34. В.О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников: Автореф.дис.канд.пед.наук.- Пятигорск, 2002.-34с.
  35. Буянов В. М. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1981.-192с.
  36. Ф. Новая Атлантида: Сочинение Франциска Бэкона, англинскаго канцлера- Перевод с французскаго, — М.: Типографии г-жи Божуковой, 1921.- 118 с.
  37. Валеология: Здоровый образ жизни. Дубровский В.И.- 2-е изд., доп., Дубровский В .И-, RETORIKA-A, 2001.-278с.
  38. Э.Н. Валеология.- М.: Наука, 2002.- 76с.
  39. Э.Н. Вопросы об основополагающих признаках валеологии//Валеология, — 1997.- № 4.- С. 5.
  40. Э.Н. Как сохранить здоровье учеников: Методические разработки для учителей.- М.: Чистые пруды, 2006.-32с.
  41. Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе //Здоровье детей.- 2006.- № 13.- С32−38.
  42. Великий тлумачний словник сучасноТ украшсько1 мови / Уклад, i голов, ред. В. Т. Бусел. — К.- 1рпшь: ВТФ «Перун», 2004. 140 с.
  43. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1977.-159с.
  44. Д.А. Формирование социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых детей-сирот во внеурочное время: Дисс. канд.пед.наук.-М., 1992.-210с.
  45. В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5−9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы УШ вида: Пособие для учителя.- М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2006.-247с.
  46. В.Г. Гуманизация образования: теория и практика.- СПб.-Рифауз, 1994.- 96с.
  47. Э. Все в твоих руках //Здоровье детей.-2007.- № 16.-С. 16−31.
  48. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе- Под ред. В. В. Воронковой.- М.: Школа-пресс.- 1994.-79с.
  49. JI.C. Избранные психологические исследования.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.-519с.
  50. И.С. и др. Дети специальной медицинской группы: Примерная программа для уроков физкультуры. М.: Чистые пруды, 2005.-32с.
  51. В.В. Социально-бытовая ориентировка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений УШ вида: Методическое пособие.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.-192с.
  52. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1965.- 270с.
  53. В.И., Петрова Н. Ф. Идея системности в определении понятия здоровья // Фундаментальные исследования. Ставрополь, 2006. — С. 8.
  54. С.М. Воспитаем у детей навыки чистоты и опрятности/ С.М. Громбах- Пер. А. Шатиряна. Пер. с 2-го доп. изд. — Ереван: Армгиз, 1939. — 42 с.
  55. О. С. Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие.- Калининград, 2000.- 572с.
  56. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: 1996.- 544с.
  57. В.В. Психологические проблемы формирования у школьников потребностей и мотивов учебной деятельности \Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М.: МОПИим. Н. Крупской- 1980.- С. 3−23.
  58. В.В. Виды обобщений в обучении.- М.: Педагогика, 1972.-423с.
  59. Ц.Ц. Традиционные представления бурят о здоровье и здоровом образе жизни как составной компонент содержания основного общего образования: Дисс. канд. пед. наук, М.: 2001.- 240с.
  60. Т.А. и др. Социально-бытовая* ориентировка в специальных (коррекционных) школах УШ вида: Пособие для учителя. М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2004.
  61. Р.А. Эффективность немедикаментозных методов лечения бронхиальной астмы у детей в катамнезе: Дисс.канд.мед.наук.- М., 1988.
  62. Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: Дисс.канд. пед. наук.- М., 1998.
  63. Р.А. Бегай, ползай, прыгай //Здоровье детей.-2007.- № 4.-С 1628.
  64. С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации на здоровый образ жизни студентов: Дисс.канд.пед.наук.- Казань, 2003.- 210с.
  65. Н.П. и др. Воспитание учащихся вспомогательной школы.-М.: Просвещение, 1968.-186с.
  66. Д. Реконструкция в философии- Пер. с англ. М. Занадворов М.: Логос, 2001−216с.
  67. Е.А., Стребелева Е. А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР// Методика и технология.-2002.-№ 5.-С.5−9.
  68. И.В. Здоровье подростка: социальный анализ. М.: Институт социологии РАН, 2002.- 178с.
  69. Е.А. Давай посмотрим на мир: Образовательная программа по охране зрения.- М.: Чистые пруды. 2005.-32с.
  70. A.M. Социология медицины. Киев: Радонеж, 1981.- 97с.
  71. А.И. Проблемные ситуации- и пути их создания на уроке.-М.: Знание, 1985.- 80с.
  72. Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.- 189с.
  73. И.И. Структура процесса учения.- М.: Изд МГУ, 1986.- 198с.
  74. В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Дисс. канд. псих.наук.- М.-2002.- 280с.
  75. Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: методическое пособие. М.: Чистые пруды, 2007.-32с
  76. В.Г. Психология: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1989.- 308с.
  77. В.Н. Особенности воспитания педагогически запущенных детей в специализированной спортивной школе: Автореф. дис— канд.пед.наук. Иркутск, 1983.- 22с.
  78. Э. М. Панина Т.С., Казначеев В. П. Методология и организационные подходы к проблеме валеологизации образования и воспитания.-Кемерово, 1997.- 197с.
  79. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека.- М.: Правда, 2000.- 232с.
  80. В.П., Баевский Р. П., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения.- Л.: Медицина, 1980. 137с.
  81. Как сохранить сердце ребенка здоровым/ Безобразова В. Н. и др.- М.: Вентана Графф, 2002.-32 с.
  82. П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. -М.: Медицина, 1988.-289с.
  83. С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития . психолого-педагогического комфорта в семье: Дисс.канд.пед.наук.- Карачаевск.-2004. —167с.
  84. В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. — М.: Вако, 2004. 296с.
  85. Л.Г. Стратегия сохранения здоровья школьников.- М.: Рига, 2000.- 135с.
  86. С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Внутренние органы человека. -М.: Школьная пресса, 2005.-16с.
  87. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе.- СПб.: Питер, 1992.- 105с.
  88. В.В. Валеология в школе.- СПб.: Ладога, 1992.- 52с.
  89. Я.Л. Психологическое развитие в норме и патологии. -СПб.: Ладога, 2004.- 480с.
  90. Комплексная программа, «Здоровье в общеобразовательной школе». // Здоровье детей.-2005.-№ 13.- С. 3−14.
  91. Кон И. С. Социология личности.- М.: Развитие, 1967.- 28с.
  92. В.В. Социологические проблемы здорового образа жизни.- М.: РАГС, 1998.- 278с.
  93. З.А. Биология. Растения. Бактерии, грибы 7 класс. -М.: Просвещение, 2003.-94с.
  94. Н.П. Организация учебной деятельности младших умственно отсталых учащихся в условиях внутриклассного дифференцированного обучения: Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1991.-260с.
  95. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М.: Харвест, 1999.- 384с.
  96. М.И. и др. Личная безопасность школьника. Памятка. -М.: Изд-во НЦ Энас, 2006.-96с.
  97. С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: Дисс.канд.пед.наук. -СПб., 2000. 165с.
  98. В.М. Взаимосвязь учения с мотивами учебных действий\Советская педагогика.- 1980.-№ 11.- С. 66−70.
  99. Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека: Программа для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006, -112с.
  100. Н.С. Здоровье человека как философская проблема: Тезисы выступлений участников VII Всесоюзных философских чтений молодых учёных «Человек в современном мире: социально-философские проблемы».- Москва: Серебряный Бор.- 1987.-С.67−79.
  101. М.Л. Культура здорового детства.- М.: Мозаика-Синтез, 2000.-189с.
  102. С.А. Здоровье не купишь. Заботься сам.//Охрана труда и социального страхования.- 2002.- № 12.- С.57−60.
  103. Л.К. Красивая улыбка: Образовательная программа для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006 -32с.
  104. JI.И. Творим здоровье души и тела. Валеология в детском саду, в школе, в семье.- СПб.: Каспарус, 1992.- 494с.
  105. Г. А. Что и как мы едим // Здоровье детей.-2008. -№ 11.-С.34 -38.
  106. А.Н. Потребности, мотивы и сознание\Мотивы и сознание в поведении человека.-1966.- № 2.- С.5−12.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 томах/Т.2.- М.: 1983.- 274с.
  108. Л.А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. -М.: Вентана-Графф, 2002.-16с.
  109. Лисицын Ю: П. Образ жизни и здоровье населения.- М.: Знание, 1982.-65с.
  110. Ю.П. Здоровье человека социальная ценность.- М: Медицина, 1998.- 89с.
  111. С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе У1П вида. 5−9 классы: Пособие для учителя. М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2005.-136с.
  112. А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.: Вентана-Графф, 2002. 32с.
  113. Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.-Москва: Просвещение, 2009.-128с.
  114. A.M. Проблемные ситуации в обучении.- М.: Педагогика, 1972.-126с.
  115. М.И. Организация проблемного обучения1 школьников.-М.: Просвещение, 1997.-118с.
  116. Межпредметные связи курса физики в средней школе- Под ред. Д. И. Дюк, И. К. Турышева.- М.: Просвещение, 1987.- 191с.
  117. B.C. Мотивационные структуры личности. JL: Нева, 1982.-134с.
  118. В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 283с.
  119. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей.-М.: Просвещение, 1969.-320с.
  120. А.Г., Сагдулаев А. А. Роль биологических и социальных факторов в происхождении умственной отсталости у детей при алкоголизме родителей//Дефектология.-1989.- № 6.- С. 16−24.
  121. Мотивация познавательной деятельности.// Сб. научных трудов/Под ред. Ю. Н. Кулюткина. JL: 1972.- 117с.
  122. Н. Б. Нарушения осанки. Типичные ситуации. М.: Чистые пруды. 2005.-32с.
  123. Мысли о здоровье- Сост. П. Ф. Дудников, — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Знание, 1975.-57с.
  124. В.М. Теоретические основы эколого-химического образования,— М.: Приори, 1996, — 37с.
  125. А.И., Теремов А. В. Биология животные: 8 класс. М.: Просвещение, 2004.-232с.
  126. А.И., Арсевич Н. И. Естествознание. Неживая природа: 6 класс.- М.: Просвещение, 1998.-123с.
  127. Никифоров Т. С. Психологическое здоровье- Учебное пособие.-СПб.: Речь, 2002.-256с.
  128. Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. М.: Пересвет, 2002.-205 с.
  129. И.И. Состояние и развитие помощи умственно отсталым в Свердловской области: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1975- 21с.
  130. Новый взгляд на грамотность- Под ред. Ковалева Г. С. и др. — М.: Логос, 2004.-78с.
  131. И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 2007.-238с.
  132. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений//Б.П.Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.- Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2002. -272с.
  133. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой-18-е изд.-М.: Русский язык, 1986. 797 с.
  134. Опыт работы в коррекционной школе //Здоровье детей.-2008.-№ 2.- С.16−31.
  135. Основы олигофренопедагогики/ Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А.А.- М.: ACADEMIA, 2008.-224с.
  136. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни /Под ред. Смирнова Б.Н.-М.: Крокус, 2001.- 106с.
  137. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся 5−6 классов общеобразовательных школ/Под ред. В. Я. Сюнькова.- Переиздание .-М.: ГОМЦ «Школьная книга». 2001.-208с.
  138. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 7−8 классов общеобразовательных школ/Под ред.В. Я. Сюнькова, 2-изд., перераб. и доп.-М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2002.-224с.
  139. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы- Под ред. Ж. И. Шиф.- М.: Просвещение, 1965.
  140. . С.М. Личностный подход в обучении школьников народов Севера //Тезисы 15 Всероссийской конференции.-Екатеринбург, 1996, — С. 26−28.
  141. Педагогу о здоровом образе жизни: Книга для учителя/ Под ред. Л. В. Баль. -М.: Просвещение, 2005. 189 с.
  142. Педагогика: Учебное пособие- Под ред. Сластенина В.А.- М.: Школа-Пресс, 2000.- 512с.
  143. В.П. Основы валеологии.-М.: Виктори, 1996.- 335с.
  144. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Автореф. дисс. докт. пед наук.-М., 1974.-38с.
  145. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-236с.
  146. Поговорим о наших детях.- 2-е изд./Составитель Григорова А.Л.- М.: Просвещение, 1967.- 231с.
  147. Проблема валеологической подготовки будущих учителей в системе личностно-ориентированного образования: Сборник тезисов научной конференции //Развитие педагогических систем в регионе: личностное образование.- Волгоград, 1994.- С.23−26.
  148. Проблемы, поиски и решения внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.- М.: ДО ЦОУО, 2005.-56с.
  149. Программа для младших классов специальных (коррекционных) школ VIII видаУПод ред. В. В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2003.-78с.
  150. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5−9 классы.: в 2 сб.- Под.ред.В. В. Воронковой. -М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001.-Сб. 1.-232с
  151. Программы для учащихся специальной (коррекционной) школы УШ вида: 5−9 классы. — Под ред. Бгажноковой И.М.-М.: Просвещение, 2007. -295с.
  152. Профилактика курения, употребления алкоголя, наркотиков для младших школьников //Здоровье детей.- 2007.- № 19.- С 27−28.
  153. Е.Б. Почему курят наши дети \ Здоровье.- 1982.-№ 9.-С.54−58.
  154. JI.A. Индивидуальное здоровье: стратегия управления//Здоровье и образование: Материалы 2 международной конференции валеологов.- СПб., 2000.-С.43−56.
  155. С.В. Валеология в школе и дома.- СПб.: Союз, 1997. -256с.
  156. Психология- Под ред. Корнилова К. Н., Н. А. Смирнова.- М.: Учпедгиз, 1948.- 456с.
  157. Психология современного подростка- Под ред. Д.И. Фельдштейна-М.: Ювента, 1987.- 240с.
  158. Психологический словарь- Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440с.
  159. С.М. Учебное пособие по ОБЖ для начальной школы.-М.: Аквариум, 1998, 64с.
  160. А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. Кишинев: Штиница, 1982.- 132с.
  161. Региональный базисный учебный план для специальных коррекционных школ УШ вида.- М.: Просвещение, 2003.-54с.
  162. Российская педагогическая энциклопедия.- 1993, Т 1.- 608с.
  163. B.C. Формирование и развитие знаний о гомеостазе при обучении биологии. Дисс. канд.пед.наук. -М.: 2000.-187 с.
  164. Н.А. О некоторых приемах возбуждения познавательного интереса на уроке//Биология в школе.-1967.-№ 6. -С 34−36.
  165. С.Я. Психология умственно отсталого ребенка М.: Просвещение, 1986.- 191с.
  166. C.JI. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946- 704с.
  167. C.JI. Принципы детерминизма и психологическая теория мьшшения//Психологическая наука в СССР.- М.: Союз, 1959.-340с.
  168. Румянцева А. В Пути повышения эффективности усвоения знаний учащимися 5 классов в курсе естествознания вспомогательной школы.-JL, 1976. Дисс. канд. пед. нак. М., 1971. — 171 с.
  169. М. Педагогические пути повышения мотивации учебной деятельности у учащихся вспомогательной школы: Дисс.канд.пед.наук.-М., 1996. -187 с.
  170. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственноненормальных детей.- СПб., 1903.-203с.
  171. А.К. Современные образовательные технологии. — М.: Крокус, 1998.-76с.
  172. Т.А. Программа уроков здоровья в начальных классах коррекционной школы//Развитие и коррекция: Аналитический научно-методический центр «Коррекция и развитие». — 2000 .- № 8. — С. 46−52.
  173. В.В. Подготовка учащихся к труду в процессе изучения общеобразовательных предметов в школе.- М.: Парус, 1986.- 96с.
  174. В.В. Личностно-ориентированное обучение //Педагогика.-1994.- № 5.-С 16−21.
  175. В.И. Естествознание. Человек: Учебник для 9 класса. -М.: Просвещение, 1990.- 102 с.
  176. Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения.- М.: Владос, 2004.-150с.
  177. В. А. Доминанта деятельности/ТНародное образование.- 1988.- № 9.- С 23.
  178. В.А., Шиянов Е.Н Гуманизации образования и педагогические ценности//Гуманитарное образование и человек,-1996.- с 60.
  179. Словарь иностранных слов.- М.: Библиус, 2007.-321 с.
  180. Н. К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья //Здоровье детей. 2005.-№ 6.-С. 30.
  181. А.Т. Понятия, о привычках здорового образ жизни //ОБЖ.- 1996. № 3.- С. 14−16.
  182. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы. М.: Аркти, 2003. — 272с.
  183. Т. А. Международные аспекты педагогики.- Киев: Родина, 1989.-167с.
  184. В.Д., Анохина И. А. Как правильно закаливать ребенка -М.: Вентана-Графф, 2002.-56 с.
  185. А.И. О развитии самостоятельности учащихся на уроках труда \Проблемы обучения и воспитания в начальной школе -М.: АПН РСФСР С. 52−94.
  186. Социальные аспекты и проблемы здоровья/Под ред. Матрос Л. Г. -Новосибирск:Наука, 1992.- 205с.
  187. А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2005.- 736 с.
  188. Л.С. Коррекционно-практическая направленность обучения естествознанию в вспомогательной школе Дисс .канд. пед. наук.- Киев, 1973.-197 с.
  189. Страхова И. Б Здоровый образ жизни как способ интеграции в социум: Дисс. канд. пед. наук. — М, 2005.- 425с.
  190. В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радуга, 1988.-272с.
  191. Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний: Дисс.докт. пед. наук.- М.: 1969.- 524с.
  192. Л.Г. Валеология и основы безопасности жизни ребенка.- СПб., 1994.- 240с.
  193. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи.- Таллин: Арфа, 1982.- 53с.
  194. Л.Ф. Теоретико методические основы здоровьесберегающей педагогики: Монография-Под ред. М. И. Рожкова. — Ярославль: ЯГПУ, 2004. -238 с.
  195. В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы.- М.: Союз, 1975.- 29с.
  196. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.: Учебн. для учащихся 5−6 классов общеобразоват. учреждений.- 4 -е изд.- М.: Просвещение, 2002−157с.
  197. В.П. О ценностях жизни.- Л.: ЛГУ, I960.- 256с.
  198. А.А. Школа безопасности: Учебник для 1 класса нач. шк. по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» .-3-е изд., перераб.- М.: ACT, 1999.-168 с.
  199. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  200. Уроки здоровья. Методические рекомендации//Здоровье детей,-М.: Методическая газета для учителей. 2006. -№ 15:'.- С. 46−52.
  201. Философский словарь. М.: Тезарус, 2004.-230 с.
  202. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5−9 кл.- Учебно-методическое пособие- Под ред. JI.В.Баль. М.: Владос. 2002.-192 с.
  203. Хан Н. А. Будем творцами своего здоровья //Проблемы школьного воспитания.-1997.-№ 3.-G.71−78.
  204. О.А., Хлебосолов Е. И. Природоведение.- М.: Владос, 2004. 81 с.
  205. Е.Д., Кремнева С. Н. Развитие речи. 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) школ УШ вида.-М.: Аркти, 2003.- 96с.
  206. Е.Д., Федорова Г. А. Развитие речи. 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) школ VHI вида.-М.: Аркти, 2 003 120с.
  207. Е.Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром.3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) школ УШ вида.-М.: Аркти, 2004.-160с.
  208. Е.Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром.4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) школ VHI вида.-М.: Аркти, 2005.- 151с.
  209. Е.Д., Барышникова Д.И Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром: 1 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: Аркти, 2006- 93 с.
  210. Е.Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства- с окружающим миром. 2 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: Аркти, 2006. — 93 с.
  211. Е.Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. 3 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: Аркти, 2004. — 176 с.
  212. Е.Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. 4 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: Аркти, 2006. — 89 с.
  213. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни//Вопросы психологии.-1997.- № 2.- С.3−14.
  214. А.Е. Современные научно-философские представления о человеке и его здоровье. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1998.- 187 с.
  215. А.Е. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры.- Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 1997. 136 с.
  216. Т.И., Шарай Н. А. Система промежуточной аттестации школьников \3авуч.- 1998.-№ 2.- С.8−20.
  217. Г. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Волгоград: Учитель, 2007.-115 с.
  218. Шиф Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления детей -олигофренов / Сб. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1961 34 с.
  219. Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.
  220. Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность.- М.: Чистые пруды, 2006 — 32 с.
  221. А.Г. Понятие индивидуального здоровья как центральная проблема валеологии.- Новосибирск: Лада, 1996.- 159 с.
  222. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты.- Новосибирск: СО РАМН, 2003.- 109 с.
  223. А.И. Научные аспекты валеологии.-М.: Библио, 2001.-230с.
  224. Эк В. В. Урок во вспомогательной школе: Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. научных трудов/ Ред. кол.: В. В. Воронкова и др.- М., 1988. -125 с.
  225. Энциклопедия для девочек. СПб.: ТОО Респекс, 1994.- 516 с.
  226. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Радуга, 1996.- 128 с.
  227. С.М. Безопасность: книга для дошкольников.- М.: Эфна, 1997.
  228. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения.- М.: Просвещение, 1969.- 317 с.
  229. O.Speck Socijalna I osobna integracija//Pregled problema mentalno retardira nih osoba. Munchen, 1975. — C.6−17.
Заполнить форму текущей работой