Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Освоение функционального комплекса маркетинга в процессе профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последнее десятилетие появилось много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере: Т. В. Юрьева «Некоммерческие организации: Экономика и управление», «Маркетинг неприбыльной сферы» и др. Экономической оценке маркетинговых решений в сфере услуг посвящена диссертация Т. Беспаловой. И. М. Шестман, Л. И. Якобсон, JI.C. Демидова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ МАРКЕТИНГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
    • 1. Историко-теоретический анализ развития маркетинга как учебной дисциплины
    • 2. Маркетинг как средство профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств
    • 3. Образовательные услуги как объект маркетинга
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА
    • 1. Организация процесса обучения маркетингу в системе профессионального образования
    • 2. Экспериментальная методика обучения маркетингу в системе профессиональной подготовки
  • Выводы по второй главе

Освоение функционального комплекса маркетинга в процессе профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие предпринимательской деятельности, появление многочисленных предприятий, фирм, акционерных компаний в нашей стране обусловили формирование рынка труда. Рынок труда характеризуется возрастающей конкуренцией. В настоящее время выпускники профессиональных учебных заведений трудоустраиваются самостоятельно. Однако рыночный механизм регулирования занятости еще не заработал, базы вакансий в Интернете только формируются. Все это препятствует нормальному развитию трудового потенциала общества.

Нередко выпускники трудоустраиваются не по специальности, и полученные ими знания остаются невостребованными. В среднем по стране доля нашедших работу среди тех, кто окончил вузы, составляет 25−30%, ПТУ -82−86%, техникумы — 50%.Мировой рынок труда специалистов с высшим образованием к началу XXI века характеризуется возросшей конкуренцией, т.к. за последние 40 лет численность обучающихся в вузах возросла почти в 6 раз, а численность «рабочих» мест специалистов с высшим образованиемлишь в 1,8 раза. Таким образом, трудоустройство выпускников является глобальной проблемой. Для улучшения положения с трудоустройством молодых специалистов представляется необходимым расширить систему профориентацииперейти к гибкой системе подготовки кадров на основе мониторинга и прогнозирования востребованности конкретных профессийповысить информированность молодежи о реалиях и перспективах состояния и развития рынка труда.

В связи с этим представляется актуальным решение проблем профессионального образования и рынка труда. Они должны решаться во взаимодействии профессиональных учебных заведений и служб занятости.

В решении этих проблем чрезвычайно важная роль принадлежит вузам, профессиональным лицеям и колледжам. Формирование контингента учебных заведений во многом зависит от маркетинга. Работа маркетинговой службы достаточно сложна и многогранна. Поэтому маркетологов для системы профессионального образования необходимо готовить в вузах. Многие учебные заведения готовят маркетологов для своих отраслей с учетом региональной специфики.

Маркетинговое образование в России активно развивается. Важной вехой этого образования стало введение специальности «Маркетинг» в сфере высшего профессионального образования. Специалистов — маркетологов готовят ряд российских вузов: Государственный университет управления, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Специфика отраслей экономики отражена в программах подготовки маркетологов в Московском химикотехнологическом университете им. Д. И. Менделеева, Сибирской академии потребительской кооперации, Тюменском государственном нефтегазовом университете, Санкт — Петербургской государственной инженерно-экономической академии и др. Эти учебные заведения готовят маркетологов для своих отраслей хозяйства с учетом географического положения, природноклиматических условий регионов.

В настоящее время система образования в России характеризуется глубокими противоречиями. Во-первых, наблюдается дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги: повышается спрос на получение высшего образования, сокращается — на начальное и среднее образование. В-третьих, отсутствие специалистов в области современного образовательного маркетинга, в то время как именно маркетинг способен определить необходимость кадров для любой из отраслей народного хозяйства. Нужна специальная целенаправленная работа по подготовке студентов к данному виду профессиональной деятельности.

Анализ учебных планов специальности «Экономика и управление на предприятиях социально — культурной сферы» Московского государственного университета культуры и искусств показал многообразие специальных предметов «Экономика культуры», «Организация нормирования и оплаты труда в учреждениях культуры», «Управление качеством», «Экономика недвижимости» и др.) Технологические дисциплины отрасли представлены такими предметами, как «Социально-культурная деятельность», «Организационное проектирование и инженеринг», «Технология средств массовой информации», «Технические средства отрасли». Общий объем специальных дисциплин — 750 часов, из них аудиторных — 114 часов. «Маркетинг» включен в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин. На его изучение на заочном отделении отведено 150 часов, из них аудиторных — 28 часов.

Вузовский компонент общепрофессиональных дисциплин включает «Социальный маркетинг» в объеме 70 часов (аудиторных 12 часов) и «Политический маркетинг» в объеме 50 часов (аудиторных 10 часов). В общей сложности на изучение маркетинга на заочном отделении в учебном плане предусмотрено 190 часов, из них аудиторных — 48 часов.

Преподавание «Маркетинга», «Социального маркетинга», «Политического маркетинга» предусмотрено в 6−7 и 8 семестрах.

Анализ контингента студентовзаочников специальности «Экономика и управление на предприятиях социально — культурной сферы» показал, что многие из них работают преподавателями, мастерами начальных и средних профессиональных учебных заведений. Набор учащихся указанных учебных заведений, трудоустройство их выпускников, формирование имиджа учебного заведения являются первостепенными задачами, решение которых может быть осуществлено налаженной службой маркетинга. Но даже в ведущих вузах страны, не говоря уже об учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, еще слабо организована служба маркетинга, что приводит к перепроизводству выпускников, знания и умения которых не находят приложения в трудовой деятельности.

Специфика маркетинга в системе профессионального образования состоит в том, что он должен ориентироваться на опережающий характер деятельности профессионального учебного заведения: на изучение динамики внешней среды учебного заведения. Он выполняет функцию налаживания взаимоотношений партнерства, учета интересов обучающихся и требований рынка труда. Понятие «маркетинг в системе профессионального образования» подразумевает деятельность по формированию контингента профессионального учебного заведения на основе изучения потребностей хозяйства в специалистах различного уровня и профиля, с учетом индивидуальных способностей абитуриентов с последующим их трудоустройством.

В связи с вышеизложенным актуальность данной темы обусловлена противоречиями между потребностью в специалистах, владеющих знаниями, умениями и навыками в области образовательного маркетинга, и отсутствием в учебных планах вуза культуры образовательного маркетинга как учебной дисциплинывозможностью вузов культуры вести подготовку специалистовмаркетологов в сфере профессионального образования и недостаточно разработанной научно-методической базой для преподавания образовательного маркетинга.

Степень научной разработанности проблемы.

Рассматриваемая в диссертации проблема в той или иной степени являлась предметом научного исследования в философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике и т. д. Вопросы философии образования рассматриваются в работах Г. С. Арефьева, Б. С. Гершунского, В. Д. Шадрикова, Ю. Г. Щедровицкого и др.

В трудах А. А. Аронова, А. И. Арнольдова, З. А. Баллера, В. А. Волобуева, JI.C. Зориловой, В. М. Межуева, Э. М. Маркаряна, А. Я. Флиера определяется значение и место культурологических процессов в системе образования.

Социологический аспект проблем образования нашел отражение в трудах А. А. Артюхова, И. В. Бестужева — Лады, Я. Х. Гордона, B.C. Лазарева, О. Е. Лебедева, М. М. Поташника.

В своей работе мы опирались на труды А. В. Брушлинского, С. А. Рубинштейна, Ю. А. Стрельцова, рассматривающих личность как самостоятельный субъект познания, труда и общенияна работы Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Н. К. Баклановой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Ю. Д. Красильникова, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, В. А. Сластенина, раскрывающие психолого-педагогические проблемы образования.

Особое внимание затрагивают работы, где рассматриваются проблемы высшей школы на современном этапе, перспективы ее развития, таких авторов, как Ш. А. Амонашвили, С. И. Архангельский, Ю. П. Азаров, Т. И. Бакланова, Б. П. Беспалько, Е. В. Воронина, Т. А. Дмитриенко, В. В. Краевскийисследования по вопросам профессионального образования П. Я. Гальперина, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Л. В. Занкова, А. Г. Казаковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. В. Кротовой, Н. П. Лапшина, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной, B.C. Садовской, Н. А. Слядневой, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова, В. И. Черниченко.

В отечественной экономической теории, теории управления, педагогике и других науках рассматривают образование Б. А. Амосов, A.M. Бабич, Л. И. Евенко, Е. Н. Жильцов, М. Н. Кахтанов, Ф. М. Русинов и др. Содержание образования и уровни его формирования представлены в работах И. Я. Лернера, В. В. Краевского и др.

Выбору содержания образования, адекватному профессиональной деятельности, уделено внимание в работах В. А. Кабачкова, С. А. Полиевского, С. В. Сиреденко.

Комплексная система контроля качества подготовки специалистов, методы и формы контроля знаний рассматривают С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, А. В. Петровский и др.

Качеству обучения студентов через педагогический мониторинг посвящены труды В. А. Кальней, А. Н. Майрова, Д. Ш. Матроса и др.

Управление профессиональными учебными заведениями нашло отражение в работах В. А. Бодровского, Ю. С. Васильева, B.C. Садовской и др.

Управление образованием исследовано А. А. Артюховым, B.C. Лазаревым, О. Е. Лебедевым, М. М. Поташником и др.

Для нашего исследования большое значение имели теоретические положения менеджмента высшей школы как инструмента реформирования системы профессионального образования, разработанные Е. В. Ворониной. В последнее десятилетие появилось большое количество работ по маркетингу. Общая теория маркетинга разработана зарубежными учеными, работы которых переведены в нашей стране: Б. Берман, Ф. Котлер, Дж. Эванс и др.

Анализ зарубежного опыта маркетинга промышленных товаров представлен Д. И. Барканом, И. Н. Герчиковой, В. Е. Хруцким. Для изучения и практического внедрения маркетинга большое значение имеют труды российских ученых Г. Л. Абрамишвили, А. А. Бревермана, Е. В. Галаевой, И. Н. Герчиковой, Е. П. Голубкова, В. Е. Демидова, П. С. Завьялова, Е. В. Клеппер, Н. В. Кротовой и др. С. Д. Бодрунов, С. И. Майоров, И. В. Маккавей, В. Ф. Уколов и др. затрагивают в своих исследованиях проблему маркетинга услуг.

Теоретические и практические аспекты маркетинговых исследований рынка товаров и услуг освещены в работах Л. В. Ворониной, С. Д. Бодрунова, С. И. Майорова, И. В, Маккавей, В. Ф. Уколова. Особое значение для нашего исследования имеют труды А. П. Панкрухина по проблемам маркетинга образовательных услуг.

Вопросы маркетинга раскрываются во многих диссертациях, главным образом с экономической точки зрения. Это диссертации А. А. Степанова, Д. В. Басова, И. В. Котляровской, О. М. Алексеевой, А. И. Зрюнина и др.

Преподаванию маркетинга в вузе посвящена работа Г. П. Тулупова «Маркетинг». Особенности преподавания маркетинга в вузах культуры и искусства отметил В. Е. Новаторов, раскрыв подсистему практического маркетинга.

Методику подготовки студентов по маркетингу рассматривает в диссертации Е. А. Удольская, формирование маркетинг — менеджмента в системе шоу — бизнеса — А. К. Гласман. Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе рассматривается в диссертации О. В. Митасовой.

За последнее десятилетие появилось много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере: Т. В. Юрьева «Некоммерческие организации: Экономика и управление», «Маркетинг неприбыльной сферы» и др. Экономической оценке маркетинговых решений в сфере услуг посвящена диссертация Т. Беспаловой. И. М. Шестман, Л. И. Якобсон, JI.C. Демидова в монографии «Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере» обосновывают необходимость развития некоммерческой формы организации хозяйственной деятельностиВ.Э. Гордин, JI.B. Хорева, М. М. Хайкин в учебном пособии «Экономика общественного и неприбыльного сектора» уделяют большое внимание вкладу некоммерческого сектора в экономику страны. Однако в этих трудах не уделяется внимание маркетингу некоммерческих (неприбыльных) организаций.

Большое значение для нашего исследования имеют работы по проблемам рынка профессий, трудовой занятости В. Адамчука, В. Бобкова, Д. Карпухина, Г. Горланова, В. Плаксей и др. Экономические, организационно — управленческие аспекты деятельности вузов в рыночных условиях рассмотрены в трудах А. Бабича, Г. Беляевой, А. Воронина, Ю. Кузнецова, С. Стримилина, Т. В. Юрьевой, Л. Щ. Якобсона и др.

Вместе с тем мы не обнаружили специальных исследований, посвященных профессиональной подготовке по маркетингу в системе профессионального образования.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы профессиональной подготовки студентов в процессе освоения маркетинга в системе профессионального образования и обусловили выбор ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка экономистовменеджеров в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования: процесс освоения студентами маркетинга в системе профессиональной подготовки студентов.

Цель исследования: научно обосновать и разработать технологию освоения функционального комплекса маркетинга в системе подготовки студентов вузов культуры и искусств.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что освоение маркетинга будет более успешным, если в процессе профессиональной подготовки будет применяться синтез интерактивных методов, позволяющих освоить современные российские и зарубежные технологии функционирования маркетинга.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1) изучить этапы становления маркетинга как научной и учебной дисциплины;

2) уточнить понятие «маркетинг в системе профессионального образования»;

3) выявить особенности содержания подготовки по маркетингу в системе профессионального образования;

4) определить технологию обучения студентов маркетингу в системе профессионального образования;

5) разработать и экспериментально апробировать программу преподавания маркетинга в системе профессионального образования.

Методологическуюоснову исследования составили фундаментальные положения о единстве сознания и деятельности в трудах B.C. Соловьева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосевао духовном развитии личности — А. А. Аронова, JI.C. Выготского, JI.C. Зориловойразработанные отечественными учеными-психологами и педагогами теории деятельности JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдовасформированные отечественными дидактами выводы о путях и принципах оптимизации педагогического процесса Ю. К. Бабанского, Н. Н. Нечаева, А. А. Вербицкого.

Теоретической основой исследования являются: концепция личностно-ориентированного обучения, разработанная Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдовым, В. Д. Шадриковым, И. С. Якиманскойположения о системно-целостном, личностно-деятельном подходе в условиях подготовки специалистов Н. В. Кузьминой, А. Т. Куракина, Н. А. Паршикова, Н. Ф. Талызиной, Л. И. Рувинского, Л. Ф. Спирина.

В процессе проведения исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали: изучение и анализ научной литературы по философии, педагогике, психологии, социологии, культурологии, менеджменту, маркетингу. Эмпирические методы включали:

— изучение и анализ учебнометодической документации: учебных планов, программ и учебно — методических пособий по маркетингу- -определение современного состояния подготовки и проблем деятельности маркетологов в системе профессионального образования;

— опытно — экспериментальную работу, включающую исследования конкретных педагогических ситуаций (разработка и апробация учебной программы «Маркетинг в системе профессионального образования») — -анкетирование студентовпедагогическое наблюдение за выполнением практических заданийметод моделирования как элемент педагогического проектирования.

Исследование проводилось на базе Института экономики, управления и права Московского государственного университета культуры и искусств в два этапа. На первом этапе (2001;2002) определялось состояние подготовки по маркетингу. Изучалась учебно-методическая документация, осуществлялось наблюдение за процессом обучения маркетингу студентов-заочников III курса. Анализировалось теоретическая литература по философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике, истории, теории маркетинга. Проводился опрос студентов заочного отделения специальности «Экономика и управление на предприятиях социально — культурной сферы» (менеджер — экономист). Было опрошено 142 человека, из них на наше предложение изучить более глубоко маркетинг в системе профессионального образования откликнулось 34 человека (преподаватели московских колледжей, лицеев и техникумов).

Второй этап (2003;2004) исследования включал разработку курса «Маркетинг в системе профессионального образования» на кафедре предпринимательства, маркетинга и менеджмента Московского государственного университета культуры и искусств в рамках учебного плана вузовского компонента. Программа курса включала историко-теоретический анализ маркетинга, определения сущности маркетинга в системе профессионального образования, его цели, функции, направления деятельности, требования к личности менеджера по маркетингу в системе профессионального образования. Был осуществлен педагогический эксперимент по внедрению технологии обучения студентов маркетингу в системе профессионального образования и проверке усвоения программы курса. На этом этапе обрабатывались, обосновывались результаты исследования.

Научная новизна состоит в том, что:

— в процессе исследования уточнено понятие «маркетинг в системе профессионального образования» как деятельности по формированию контингента профессиональных учебных заведений на основе изучения потребностей экономического и социального развития общества с учетом индивидуальных способностей потенциальных абитуриентов с дальнейшим трудоустройством выпускниковвыведена структура маркетинговой деятельности в системе профессионального образования, включающая научно-исследовательский, поисково-информационный, экономико-управленческий и коммуникативный аспекты;

— разработана технология обучения студентов маркетингу в системе профессионального образования, предполагающая использование интерактивных методов и форм обучения: тренинги, дискуссии, деловые и ситуационные игры.

Теоретическая значимость заключается в том, что:

— уточнено содержание подготовки менеджеров-экономистов по маркетингу в системе профессионального образования, включающее историю и теорию развития маркетингаопределение ситуативных условий функционирования организаций, фирм, изучение их потребностей в кадрахизучение конъюнктуры рынка трудаформирование контингента профессиональных учебных заведений;

— обоснованы теоретические аспекты программы «Маркетинг в системе профессионального образования».

Практическая значимость исследования состоит в том, что апробирована разработанная автором технология освоения маркетинга в системе профессионального образованияразработана программа «Маркетинг в системе профессионального образования». Апробация осуществлялась на занятиях со студентами Института экономики, управления и права Московского государственного университета культуры и искусств в 20 012 004 г. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки менеджеров-экономистов, маркетологов в вузах культуры и искусств РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Маркетинг в системе профессионального образования следует понимать как деятельность по формированию контингента профессиональных учебных заведений на основе изучения потребностей экономического и социального развития общества с учетом индивидуальных способностей абитуриентов и дальнейшее трудоустройство выпускников.

2.Содержание подготовки по маркетингу в системе профессионального образования включает теоретические аспекты (сущность, специфика, цели и задачи) и практические задания, способствующие формированию поисково-исследовательских, информационно-аналитических и коммуникативных умений и навыков.

3.Совокупность технологических приемов способствует усвоению маркетинга в системе профессионального образования.

Выводы по II главе.

В главе дан анализ организации процесса подготовки специалистов на уровне университета, факультета, кафедры. Основным объектом подготовки специалистов является преподаватель, от его профессионализма, компетентности зависит качество подготовки.

В основу методики обучения студентов маркетингу в системе профессионального образования был положен личностно-деятельный подход, позволяющий целенаправленно формировать умения и навыки маркетинговой деятельности через систему специально разработанных практических заданий в соответствии с направлениями этой деятельности. Студенты научились анализировать информацию и делать вполне квалифицированные выводы. В результате приобрели навыки поиска информации, ее анализа и оценки состояния рынка рабочей силы и спроса на образовательные услуги.

В результате совместных действий студентами были разработаны анкеты, опросные листы, подготовлены вопросы бесед и интервью со старшеклассниками и представителями учебных заведений, фирм, организаций с целью выявления потребностей в специалистах и желаний выпускников средних образовательных школ приобрести ту или иную профессию.

Студенты закрепили знания основ маркетинговых исследований, приобрели навыки составления плана маркетинговой деятельности профессионального учебного заведения и плана его рекламной кампании.

В результате участия в деловых играх закрепили умение и навыки общаться, отстаивать свою точку зрения, добиваться понимания коллег.

Таким образом, учебный план курса «Маркетинг в системе профессионального образования» был апробирован и внедрен в учебном процессе Института экономики, управления и права Московского государственного университета культуры и искусств. из.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование подтвердило актуальность выбранной проблемы, обусловленной необходимостью решения противоречий между потребностью в специалистах, владеющих знаниями, умениями и навыками в отрасли образовательного маркетинга, и отсутствием в учебных планах вузов культуры образовательного маркетинга в системе профессионального образованиявозможностью вузов культуры вести подготовку специалистов-маркетологов для сферы профессионального образования и недостаточно разработанной научно обоснованной базой для преподавания образовательного маркетинга.

Анализ научной литературы и сложившихся проблем в подготовке специалистов различного уровня и профиля и их востребованности на рынке труда послужил основой следующего определения маркетинга в системе профессионального образования: это деятельность по формированию контингента профессиональных учебных заведений на основе изучения потребностей народного хозяйства в специалистах различного уровня и профиля с учетом индивидуальных способностей и потребностей потенциальных абитуриентов. Задачи, поставленные в исследовании решены:

1) изучены этапы становления маркетинга как научной и учебной дисциплины;

2) уточнено понятие «маркетинг в системе профессионального образования»;

3) выявлены особенности содержания подготовки по маркетингу в системе профессионального образования;

4) определена технология обучения студентов маркетингу в системе профессионального образования;

5) разработана и экспериментально апробирована программа преподавания маркетинга в системе профессионального образования.

Освоение функционального комплекса маркетинга в системе профессионального образования студентов вузов культуры, рассматривалась в двух аспектах. Первый связан с рассмотрением истории маркетинга и его становления как научной учебной дисциплины, уточнением понятия «маркетинг в системе профессионального образования», конкретизацией содержания обучения студентов в соответствии с профессионально-деятельным подходом в подготовке менеджеров-экономистов маркетингу в системе профессионального образования. Второй аспект связан с определением эффективных форм и методов обучения маркетингу в системе профессионального образования и созданием комплекса учебно-профессиональных заданий, способствующих формированию и развитию маркетинговых умений.

На основании анализа содержания предмета «Маркетинг» и опроса студентов специальности «Экономика и управления на предприятиях социально-культурной сферы» Московского государственного университета культуры и искусств исследование дало возможность определить уровень их подготовки, который определяется знаниями общих основ маркетинга, отечественных и зарубежных теорий маркетинга, основных требований к личности и деятельности маркетолога. Опрос студентов заочного отделения показал, что многие из них работают в системе начального и среднего профессионального образования в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения, зав. учебной частью и др. Многие сталкиваются с проблемой учебного воспитательного характера, так как контингент их заведений довольно специфический. Это главным образом дети из неполных или неблагополучных семей. Поэтому имидж многих таких заведений среди благополучной молодежи очень невысок, с одной стороны, а, с другой — город ощущает потребность в специалистах рабочих профессий. Поэтому для этих профессиональных учебных заведений необходима налаженная маркетинговая служба.

В ходе исследования нами разработана и апробирована программа курса «Маркетинг в системе профессионального образования». Особенностью ее явилось то, что она включает в себя набор тем по изучению истории и теории маркетинга, сущности и задачам маркетинга в системе профессионального образования. При разработке учебной программы мы исходили из того, что наряду с теоретическими вопросами необходимо разрабатывать практические задания по таким направлениям маркетинговой деятельности в системе профессионального образования, как научно-исследовательский, поисково-информационный, экономико-управленческий, коммуникативный.

Нами разработана серия профессиональных заданий, выполнение которых требует поисково-исследовательского подхода, коллективных и индивидуальных форм их выполнения. Разработанная нами методика включает комплекс мер по активизации учебного процесса, имеющий интерактивный (диалогический, субъектный) характер.

Материалы педагогического эксперимента подтвердили эффективность сочетания традиционных и проблемных методов обучения. Их применение позволит добиться более качественной подготовки студентов в изучаемой сфере деятельности.

В основу методики преподавания курса «Маркетинг в системе профессионального образования» была положена определенная последовательность: изложение теоретических аспектов маркетинга образованияразработка и решение практических заданий, что обусловило проблемный характер обучения, усиление интерактивного взаимодействия преподавателя и студента.

Использование активных форм обучения (деловых игр, диспутов) способствует стремлению и самостоятельному изучению студентами учебного материала и возможности их применения на практике. Эксперимент показал, что обучение в контексте будущей маркетинговой деятельности возможно в проектировании ситуаций и их решении.

Разработанная нами методика маркетинговой подготовки в системе профессионального образования включала следующий комплекс мер: интеграцию знаний экономических, психолого-педагогических, социологических и др. дисциплинукрепление междисциплинарных связейиспользование интерактивных методов и формобучение в контексте будущей маркетинговой деятельности.

Используя системно-структурный подход в исследовании, мы разработали содержание, методы и формы профессиональной подготовки будущих маркетологов в системе профессионального образования.

Для правильного построения учебного процесса нам было важно проследить динамику профессионального роста студентов, который изучает курс «Маркетинг в системе профессионального образования» на основе концепции личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Синтезируя смыслы деятельностного и личностно-ориентированного подходов, можно аргументировать следующее: методологической основой нашего исследования является современная парадигма образования, включающая деятельность по развитию личности, формированию знаний, умений и навыков профессиональной деятельности в целенаправленной организованной среде.

Активная позиция студентов способствует развитию положительной мотивации, самостоятельности, самооценки.

В процессе педагогического эксперимента нашла подтверждение гипотеза, предполагающая, что освоение маркетинга в системе профессионального образования будет успешным при условии применения интерактивных методов освоения современной технологии функционирования маркетинга.

Полученные результаты являются основанием для определения организационнометодических условий и факторов, обеспечивающих успешность маркетинговой подготовки специалистов в системе профессионального образования:

— организация процесса обучения в контексте маркетинговой деятельности;

— включение студентов в маркетинговую деятельность.

Материалы педагогического эксперимента подтвердили эффективность сочетания традиционных и проблемных методов обучения. Их применение позволяет добиться более качественной подготовки студентов в изучаемой сфере деятельности.

Вместе с тем автор считает, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и многообразия проблемы. В условиях развивающейся системы образования открываются возможности для дальнейшего поиска в этой области.

Социально-экономическое развитие страны требует высокопрофессиональных специалистов-маркетологов в системе профессионального образования. Подготовка таких специалистов может осуществляться в вузах культуры в рамках специальности «Экономика и управление на предприятиях отрасли культуры и искусства» за счет включения в учебные планы курса «Маркетинг в системе профессионального образования». Задания по маркетингу в системе профессионального образования могут быть включены в программу производственно-преддипломной практики, в тематику дипломных работ студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях отрасли культуры и искусства».

1. Примечание: организация исследования осуществлялась в рамках специальности «Экономика и управление на предприятиях социально-культурной сферы», в настоящее время формулировка этой специальности изменилась на :" Экономика и управление на предприятиях отрасли культура и искусство".

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Менеджмент рекламы. М.: ООО «Интел тех», 1993.-80 с
  2. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986.- 126с.
  3. Г. Л. Абрамишвили. В. А. Война, Ю. Ф. Трусов «Маркетинг». -М.: Междунар. Отношения .1976
  4. Г. Л. Проблемы международного маркетинга .-М.: Междунар. Отношение, 1984
  5. В.В. Экономика и социология труда. Учеб. пособие вузов.-М.: ЮНИТИ, 1999 г.
  6. Ю.П. Педагогика отечественной культуры и современность// Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. М.: МГУК, 1997.-С. 3−5
  7. Ю.П. Логика и направленность процесса обучения и контроля знаний студентов // Время культуры и культурное пространство. — М.: МГУКИ, 2000.- С. 121−122
  8. В.А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 190 с.
  9. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник.-М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001
  10. Ю.Алексеева О. М. Маркетинг в формировании агросервисных услуг для агропредприятий: Дис.канд.экон.наук. Челябинск, 2002.-206с.
  11. П.Амонашвили Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000.- № 2.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969
  13. З.Аронов А. А. Сущность и временное пространство культурного ренессанса в России // Время культуры и культурное пространство. М.: МГУКИ, 2000. — С. 20−22.
  14. А.А. Всестороннее и гармоничное развитие личности: утопия или реальность// Ученые записки. Вып.24/ Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н.Н.- М.: МГУКИ, 2003. С. 37−53
  15. А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен).-М.: Грааль, 2000.- 108с.
  16. И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. 2004. № 2.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980. 368с.
  18. Г. С. Общество, познание, практика.-М.: Мысль, 1988- 204с.
  19. Г. С. Социальная философия: Хрестоматия, С.1/Сост. Арефьева Г. С. и др.-М.: Высш. Школа, 1994- 254с.
  20. В.Г. Научно техническая революция, управление, образование. — М.: Политиздат, 1978. — 431 с.
  21. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  22. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии.-1979.-№ 4.-С.35−47
  23. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педагогика, 1977
  24. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней образовательной школе.-М.: Просвещение, 1995
  25. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика 1982. 191с.
  26. A.M., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку.-М.: Центр проблем рыночной экономики, 1993.- 169с.
  27. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник.-М.: Экономика, 1999
  28. Н.К. Профессиональное мастерство и духовность // Духовная ценность и молодое поколение: Тезисы научно практической конференции молодых ученых. -М.: МГУК, 1998.-С.82−83
  29. Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. -М.: МГИК, 1992.- 160с.
  30. Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. М., 1990
  31. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие.-М.: Наука, 1987.-158с.
  32. Д.И. Нормативное регулирование в системе управления научной деятельности: Вопросы теории.-JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.-131с.
  33. Д.В. Маркетинг в стратегическом управлении сбытовым предприятием: Дис. канд.экон.наук. -М.- 2000.- 159с.
  34. А.П. Интегративно модульная педагогическая система профессионального образования.- СПб.: Радом, 1997.-225 с.
  35. И.С. Маркетинг сегодня. М.: Менеджер, 1996. — 128 с
  36. Н.А. Судьба России.- М.: Сов. писатель, 1990. 346 с
  37. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 605с.
  38. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993. — 382с.
  39. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.- 395с.
  40. . Эванс дж. Маркетинг: пер. с анг.-М.: Сирин, 2000.-308с.
  41. В.П. Слагаемое педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  42. .П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989
  43. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика, 1993 .-№ 5 .-С. 12−15
  44. С.Д. Управление рынком информационных продуктов и услуг на основе маркетинга. Дисс. докт.эконом.наук.-М., 1995
  45. В.В. Стандартизация студентов МГУК как критерий освоения культурных ценностей // Духовная культура накануне нового тысячелетия: ф Тезисы научно практической конференции. — 4.2.-М.: МГУК, 1998. — С.60.62
  46. М.К. Наука управления: новый подход (Точка зрения ученого).-М.: Знания, 1990.- 90 с. 51 .Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. Методика и практика.- М.: Экономика, 1997
  47. Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001 ф, 53. Брушлинский А. В. Технология мышления и проблемное обучение.-М.:1. Знание, 1983
  48. М. К. Семенов В.А. Экономика и психология на перекрестке наук: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 1998
  49. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федоров А. В. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Лань, 1999. — 448 с.
  50. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991 «
  51. А.А. Тысяча и одна ночь благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ»//Вестник благотворительности.-М., 1999.-№ 2.-С.25−26
  52. С.М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999 538 с.
  53. Вопросы подготовки для менеджеров образования: управление изменениями: Учебное пособие системы дополнительного профессионально педагогического образования / Под ред. А. Н. Кузибецкого. — Волгоград, 1998. — 132 с
  54. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования.-М.: НИИВО, 1999
  55. Е.В. Менеджмент высшей школы как инструмент реформирования системы профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 240 с.
  56. Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Автореф. дис. д-ра философ.наук. М., 1995. -41с.
  57. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут- центр, 1992.
  58. Вуз как воспитательное пространство / Бозиев Р. С., Борисенков В. П., Шайденко Н. А. и др. // Педагогика. 2002 № 7. — С. 52−71
  59. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат. сб./ НИИ высшего образования. М., 2003
  60. Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968 .- 576с.
  61. Г. М. Финансово экономическая деятельность в учреждениях культуры (стратегия выживания в условиях рыночной экономики). — М.: Издательский дом «Галуцкий и С», 2001. — 331с.
  62. Е.В. Творческий потенциал предприятий и организаций: вопросы управления. -М.: НИИтруда, 1995. 192с.
  63. П.Я. Введените в психологию.-М.: МГУ, 1976.- 149с.
  64. П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии.- М.: МГУ, 1978−118с.
  65. А.П. Управление знаниями. М.: ИПК Госслужбы, 2001
  66. Д.М. Организация и управление. —М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-332 с.
  67. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-501 с.
  68. .С. Стратегические приоритеты развития образования// Педагогика. 1996. — № 5. — С.46−54
  69. .С. Философия образования XXI века (В поисках практико -ориентированных образовательных концепций).- М.: Интер Диалект, 1997. 697 с.
  70. С.А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога: Дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1990.- 256 с
  71. А.К. Формирование маркетинг менеджмент в системе шоу-бизнеса : Дис. канд. экон. наук.- М., 2001 СПб, 197с.
  72. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. -М.: Финпресс, 1998
  73. Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001.
  74. Г. В. Методологические основы эффективного собственника в переходной экономике // Вопросы экономики, управления и права: Сборник статей. М.: С. 12−26
  75. Г. В. Шамхалов Ф.И. Функции государства в трансформируемой экономике// Экономическая подготовка студентов в вузах культуры и искусств: проблема и перспектива.-М.: МГУКИ, 2000.-C.37−58
  76. В.Э., Хорева Л. В., Хайкин М. М. Экономика общественного и неприбыльного сектора: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 1998
  77. Государственные и негосударственные коммерческие организации: формы педагогики и сотрудничества. -М.: Сигналь, 1997.
  78. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544с
  79. В.Е., Завьялов П. С., Кретов И. И. и др. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности-М., 1989.
  80. Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. 2004.- № 2.
  81. В.В. Воспитание и власть: (Анализ взаимоотношений образования и государственной власти в России) // Власть. 2002.- № 9.-С. 17−24
  82. Л.И. Уроки американского менеджмента (вступительная статья) / МесконМ., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг.-М.: Дело, 1995.-С. 5−17
  83. Ю.Я., Костин Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность (философско-методологические аспекты). М.: Изд-во РАГС, 1996. — 160с.
  84. В.И. Организация методической службы в образовательных учреждениях профессионального образования: Методические рекомендации. М.: Компания Спутник, 2003. — 20 с.
  85. А.Д., Жаркова Л. С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Учебное пособие. М.: МГУК, 1994.- 112с.
  86. А.Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Учебное пособие. -М.: МГУК, 1994.-112с.
  87. Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: МГУКИ, 2003. — 234с.
  88. А.Д. Диалектика взаимосвязи социокультурной и культурно -досуговой инфраструктур // Ученые записки. Вып. 24/ Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. М.: МГУКИ, 2003.- С. 95−106.
  89. Е.И., Латков М. С. Менеджмент некоммерческих организаций. Материалы по курсу для студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях социально культурной сферы.» — М.: МГУКИ, 2000. — 24 с.
  90. Е.И., Сорокин В. В. Маркетинг в системе профессионального образования: Материалы по курсу для студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях отрасли культуры и искусства». -М.: МГУКИ, 2004.- 22 с.
  91. Е.И., Сорокин В. В. Историко-теоретический анализ развития маркетинга: Лекция.- М.: МГУКИ, 2004.- 20с.
  92. Е.И., Сорокин В. В. Маркетинг как элемент современной системы экономического образования: Лекция. М.: МГУКИ, 2005. — 16с.
  93. Е.И., Сорокин В. В. Культурологический аспект маркетинга/ Культурология: Новые подходы: Альманах ежегодник № 11 «Экономико-правовые проблемы культуры"/ МГУКИ / Отв. ред. Арнольдов А.А.- М.: МГУКИ, 2004. — С. 145- 148.
  94. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.-М.: Изд-во МГУ, 1995. 185с.
  95. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. -М.: Финстатинформ, 1998. 175с.
  96. П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе.-М.: Россия молодая, 1992.-39с.
  97. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень: Тюм.гос.ун-т, 1990. — С. 5−14
  98. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001
  99. Л.В. Дидактика и жизнь: Избоанные труды. М.: Наука, 1990.-448с.
  100. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 360 с.
  101. Л.С. Духовные идеальные личности: история и практика профессиональной подготовки специалистов вузов культуры: Автореф. дисс. докт. культуролог. М., 1999. — 26с.
  102. A.M. Маркетинг жилищного строительства: Дис. канд.экон.наук.-Н.Новгород, 1999.- 122с.
  103. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430 с.
  104. Е. Трудоустройство выпускников. Задача учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. 2000. -№ 2.
  105. В.А., Полиевский С. А. Методическое пособие.-М.: Высшая школа 1991 г.
  106. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1994.- 260с.
  107. Кеннеди Ларри У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере/ Пер. Ю. А. Константиновой.- СПб.: Просвещение, Санкт Петербург отделение, 1994.- 175с.
  108. А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании: Автореф. доктора пед. наук. М., 2000.-51 с.
  109. B.C., Яценко Л. И. Социальные технологии // Социальное управление: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. — С. 292- 303.
  110. О.И. Культурная политика и менеджмент. М.: Институт молодежи, 1998. — С. 98−99
  111. М.Н., Карпов В. В. Качество специалиста и технология обучения// Современная высшая школоа.-№ 1.- 1991.-С.78−88.
  112. Качество образования. Достижения. Проблемы: Материалы 1У международной научно метод, конфер. / Под общ. ред. А. С. Вострикова. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. — 433 с.
  113. А.Ф., Быстрое И. Е. Рейтинг? Рейтинг. Рейтинг!: Каждый вуз должен знать свое место// Высшее образование сегодня.-2002. № 6. — С. 23−24
  114. Т.Г. Достойны нового столетия// Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет (Сборник статей. -М.: МГУКИ, 2000.-С. 3−10
  115. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально культурной деятельности: Учебное пособие. -М.: МГУК, 1995.- 133с.
  116. Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально культурная деятельность: Учебник. — М.: МГУКИ, 2004. — 539с.
  117. Классики маркетинга: Сборник. СПб.: Питер, 2001
  118. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1977
  119. Е.В. Некоторые проблемы подготовки управленческих кадров для культурно досуговой сферы// Вопросы экономики, управления и права: Сборник статей. — М.: МГУКИ, 2002. — С. 165−178.
  120. Е.В. Деловой менеджмент: Учеб.-метод. пособие. М.1996: МГУК,-56с.
  121. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. Автореф. дис. докт. пед. наук.- СПб., 2000.- 36с.
  122. Ю. От базового образования к непрерывному обучению // Человек и труд. 2004. — № 3. — С. 70−75
  123. Количество институтов останется прежним // Столичное образование. -2004. № 18. — С. 2 .
  124. .К. Образовательные стандарты и программы: Инвариантные аспекты.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-144с
  125. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Сост. И. М. Шестмана Л.И. Якобсон, Л. С. Демидов и др. М.: Наука. 1995 .-156с.
  126. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ, 1999.- 734 с.
  127. Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, контроль. Пер. с англ.- СПб.: Питер Ком, 1999
  128. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е евр. изд. -М.: СПб.: К.: Издательский дом «Вильяме», 2000. -944 с.
  129. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер- Пер. с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой: Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б. А. Соловьев. М.: ООО «Издательство АТС», 2001.- 272 с.
  130. И.О. Соотношение инноваций в образовательном учреждении с профессионально- педагогической квалификацией: Монография/ Под. ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Факел, 1998. — 169 с.
  131. И.В. Маркетинг и его роль в согласовании интересов хозяйственных субъектов в период рыночной трансформации экономики России : Дис. д-раэкон.наук.-СПб., 1997.-319с.
  132. В.В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга», 2001
  133. В.В. Проблема научного обоснования обучения: методологический анализ.-М.: Педагогика, 1997. 274с.
  134. Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: учебное пособие.-М.:МГИК, 1993. 73с
  135. В.В. Организационно-экономические механизмы развития профессионального образования в сфере культуры. Автореферат дис. канд.эконом.наук.- М., 2004. 22 с.
  136. Н.В. Методология управления человеческим капиталом в сфере культуры: Дис. докт. эконом, наук. -М. 2000. 453 с.
  137. Н.В., Кротов В. В. Экономико-правовые основы системы профессионального высшего образования в сфере культуры// Вопросы экономики, управления и права: Сборник статей. М.: МГУКИ, 2002.-С.127−148.
  138. В.П. Преподавание в вузе: Наука и искусство// Педагогика.-2000. № 1.-С. 52−57
  139. Н.В. Аксиологический подход к повышению подготовки специалистов образования// Известия РАО.- 2000. № 1.
  140. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1970. 114с.
  141. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов экон. Спец. Вузов.- СПб: ОЛБИС, 1997. 192с.
  142. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб.: Изд-во СПб университета, 1994
  143. Культурно досуговая деятельность: Учебник/ Под науч. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 461 с.
  144. Л. Педагогическое мастерство: принцип оценки (Анализ кадровой ситуации в системе высшего образования) // Высшее образование в России. 2003 .- № 1. С.78−80
  145. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе.- М.: Республика, 1995. 157с.
  146. А. Маркетинг в деятельности директора школы// Народное образование. 2000.- № 1.- С. 53−60
  147. Е.Б. Управление образование в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
  148. А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государство в сфере образования: Дис. докт. филос. наук. -М, 1996. 391 с.
  149. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений.-М.: Новая школа, 1993. С.27
  150. Н.П. Основы менеджмента в социальной сфере: Учебное пособие. М.: МГУК, 1998.- 80с.
  151. М.С. Профессиональная подготовка студентов вузов культуры в процессе освоения менеджмента: Автореф. дис. канд.пед. наук. -М., 2001. 24 с.
  152. О.Е. Управление качеством образования: Сборник методических материалов- -М.: Росспэн 2002.- 123с.
  153. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991.- 224с.
  154. И.Я. Дидактика средней школы/ Под. ред. М. Н. Скаткина. М., 1982
  155. И.Я. Проблемное обучение.-М.: Знание, 1974.-64с.
  156. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  157. А.А. Педагогическое общение. -М.: Знание. 1979. 46с.
  158. А. Негосударственные вузы в системе профессионального образования// Предпринимательство. 2004. — № 4. — С. 78−91.
  159. А.Ф. Философия, Мифология. Культура.- М.: Мысль, 1991.- 525с.
  160. А.Ф. Дерзание духом. М.: Политиздат, 1988.- 363с.
  161. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя// Высшее образование в России .- 2003. № 1.- С. 40−52
  162. З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании.: Рос. Академия образования, Ин-т информатизации образования, 1997. 273с.
  163. О.В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные коммерческие организации: формы и сотрудничества. -М.: СИГНАЛЬ, 1997.- 176с.
  164. И. Маркетинг на 100%.- 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 320с.
  165. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник/ Под ред. проф. В. А. Алексунина. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002
  166. Маркетинг (конспект лекций) / Автор составитель: Бендана Н.В.- М.: «Приор — издат», 2003.- 176 с.
  167. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно методический комплекс / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова и др. — М.: Юрист, 2002. — 568 с.
  168. Э.С. Теория культуры и современная наука, логико -экономический анализ.-М.: Мысль, 1983. — 284с.
  169. Ю. Маркетинг услуг.- М.: Финансы и статистика, 1996
  170. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга// Школьные технологии. 1999. — № 1−2.- С. 10−21.
  171. В.М. Философия культуры как знание о современности// Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов международной научно-практической конференции/ Науч.рук. Киселева Т. Г., Черничеснко В. И. М.: МГУКИ, 2000.- С.9−11.
  172. Н.Б. Молодежь стратегический ресурс общества // Профессионал. — 2004. — № 3. — С. 11−12.
  173. О.В. Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе. Дис. канд. пед. наук. Брянск, 2001, 207с.
  174. Н.А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально культурной сфере: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 170 с.
  175. Ю.В. Основы маркетинга. М.: ИТК «Дашков и К».2002
  176. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000. № 751. М: М-во образования РФ, 2000
  177. Ю.С., Лившиц В. И. Человеческий капитал и рынок // Бизнес и высшее образование в условиях перехода к рыночной экономике: Тезисы докладов.- Барнаул: Алт.гос.техн. ун-т, 1997. С. 143.
  178. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-166с.
  179. М.В. Педагогические условия и средства управления комплексом непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994
  180. Г. Н. Технологические основы социально культурной деятельности. Учебное пособие. -М.: МГУКИ, 2004.- 175 с.
  181. В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992. — 128с.
  182. A.M. Принципы демократизации профессионального образования// Педагогика.- 2000.- № 1
  183. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации. Монографический сборник// Под ред. Н. А. Селезневой, Ю. Г. Татура. М.: Исследовательский цент качества подготовки специалистов, 2000. — 117 с.
  184. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 ФЗ
  185. Об образовании: Федеральный закон от 11 января 1996 г. № 12 ФЗ .
  186. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125 ФЗ.
  187. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. — 302 с.
  188. Основы рекламы и маркетинга / Под ред. JI.3. Хатхуллина. Уфа: Банк Восток, 1990.- 64 с.
  189. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и последипломном образовании: Учебное пособие.- М: Интерпракс, 1995
  190. А.П. Маркетинг: Учебник. М.: Омега. Л, 2003. — 656 с.
  191. А.П. Маркетинг образовательных услуг.- М.: Интерпракс, 1995.-240 с.
  192. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие.- М.: Интерпракс, 1995.240 с
  193. Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусства. Автореф. дис. докт. пед наук. М., 1999. — 44с.
  194. Н.А. Системный подход в совершенствовании основных видов деятельности вузов культуры и искусств. Проблемы и перспективы. М.: МГУКИ, 2000. — С. 67−71.
  195. Н.А. Полисистемность образования в вузах искусств и культуры// Время культуры и культурное пространство. М.: МГУКИ, 2000. — С.88—89.
  196. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602с.
  197. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 512с.
  198. Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие.- СПб., 1997
  199. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. Высш.пед.учеб.заведений.-З-е изд.-М.: ACDEMIA, 2002.-500с.
  200. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Советская педагогика. 1995.- № 2. — С. 20
  201. М.М., Моисеев A.M. Диссертация по управлению. Состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертации по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, -176 с.
  202. Прогностика целей и содержания образования / Под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994
  203. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования / Под ред. А. Ф. Киселева. М., 2001
  204. Профессиональная технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб.: Ин-т проф. образования, 1995. — 227с.
  205. В.В. Дело государственной важности (Выступление на очередном У11 съезде Российского Союза ректоров) // Высшее образование в России. -2003. -№>1.- С.5−10
  206. В.В. Сумерки просвещения/ Сост. В.юН. Щербаков. М.: Педагогика, 1990.- 624 с.
  207. Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков: НВФ «Студцентр», 1995.-214 с.
  208. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. -М., 2000. С. 117−119
  209. С.Л. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000
  210. Л.И. Методика воспитательной работы. Уч. пособие.-М.: Просвещение -1989.
  211. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие -М.: Инфра-М, 1996.- 350с.
  212. Рынок, маркетинг, менеджмент. Учебное пособие. — 2-е изд.-М.: Изд. торг. Корп. «Дашков и К», 2002. 201 с.
  213. B.C. Педагогические основы формирования культуры быта. Монография.- М.: МГУК, 1996. 203с.
  214. B.C. Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально культурной деятельности// Время культуры и культурное пространство. — М.: МГУКИ, 2000. — С. 98 100.
  215. B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта. Дис. докт. пед.наук. М., 1996. — 358с.
  216. С.М. К вопросу о подготовке специалистов по маркетингу в России // Маркетинг. — 1996. № 2
  217. Т.Н. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике. -СПб., 1999
  218. И.Б. Управление образовательной деятельностью учашихся: теория и практика. М., 2002
  219. Ю.И. Социально — педагогические основы совершенствования профессионального образования (на примере Московского региона): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.- 27с.
  220. И.Б. Управленческая деятельность учителя // Педагогика. -2004.- № 2. С. 48−54
  221. Г. Б. Как проанализировать свою педагогическую деятельность : Учебное пособие для преподавателей / Отв. ред.Ю. А. Кузнецов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — С. 29−30.
  222. В.Н., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997, — 224с.
  223. В.Н. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности. М.: Прометей, — 141с.
  224. В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.-М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1987. — 142с.
  225. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы.- Москва. Тула, 1993.-С.265−274.
  226. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  227. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991
  228. А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. СПб., 2000.- 268 с.
  229. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. 1998. — 256 с.
  230. B.C. Оправдание добра/ Вступит, слово А. Ф. Лосева. — М.: Республика, 1996. 478с.
  231. В.В. Социальная ответственность маркетинга высшего образования // Созидательная миссия культуры: Сб. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2004. -С. 339−343.
  232. В.В. Управление педагогическим процессом в системе вузовского образования // Современные проблемы управления социально -культурной сферой. Сб. докладов. -М.: МГУКИ, 2004. С. 68−70
  233. Г. В. Субъективно деятельностный подход к личностно -профессиональному развитию студентов// Педагогика.- 2004.- № 1
  234. Л.Ф. Теория и технология педагогических задач/ Л. Ф. Спирин.-М., 1997.-С. 19−27- 35−37.
  235. Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. К. Белявского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 432 с.
  236. Ю.А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики: Учебное пособие.-М.: МГУКИ, 1999. 200с.
  237. A.M. Маркетинг в процессе реструктуризации российских предприятий: Дис.канд.экон.наук.-М., 2000.-129с.
  238. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- Изд.2-е.-М., 1984
  239. Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи // Человек и труд. 2004. — № 4. — С. 55−56
  240. Теория маркетинга/ Под ред. М. Бейкерс. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  241. .Т. Социология: Общий курс. М.: Прометей, 1994.- 382 с
  242. Г. П. Маркетинг: Конспект лекции. М.: МГУК, 1999. — 67 с
  243. Тулупов Г. П. PR- Коммуникации успеха. Курс лекций. М.- МГУКИ, 2004.-112 с.
  244. Г. П. Реклама: Учебное пособие. М.- МГУКИ, 2003. — 360 с.
  245. Т.Л. Маркетинг в сфере культуры. СПб., 1995.
  246. Е.А. Содержание и методика подготовки студентов по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования: Дис. канд. пед. наук. М., Москва, 2001, 158с.
  247. В.Ф. Менеджмент в сфере услуг. М.: Луч, 1995
  248. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ Под ред. B.C. Лазарева.- М., 1997
  249. Услуга // Экономическая энциклопедия/ Под общ. ред. Л. И. Абалкина. -М., 1999
  250. Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг»: Учеб. пособие-М.: Финансы и статистика, 1996. 64 с.
  251. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
  252. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Издательство «Ось — 89-» 1996.-64 с.
  253. Федеральная программа развития образования. Приложение к закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51 ФЗ // Российская газета. — 2000. — 15,18 апреля.
  254. П.А. Христианство и культура.-М.: ООО Изд-во ACT, Харьков: фолио, 2001.-663с.
  255. А.Я. Культурогенез: Монография/ Рос. Ин-т культурологии.-М.-1995.-126с.
  256. А.Я. В поддержку гуманитарной культурологии// Время культуры и культурное пространство: сборник тезисов международной научно- практической конференции/ Науч.рук. Киселева Т. Г., Черниченко В.И.-М.: МГУКИ, 2000.- С. 19−20
  257. И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вестник высшей школы. 1989. — № 1. — С. 33−36.
  258. В.Е. Современный маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 1991
  259. В.И. Актуальные проблемы дидактики высшей школы // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. М.: МГУК, 1997.-С.11−14
  260. В.И. Духовность природная основа.культуры// Времякультуры и культурное пространство. М.: МГУКИ, 2000. — С.28−30
  261. В.М. Методические основы обучения профессиональному мастерству// Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М.: МГУК, 1998.-С. 357−381.
  262. В.Д. Философия образования и образовательная политика.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 181с.
  263. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  264. Ю.Г. Педагогика и логика.-М.: Касталь. 1998
  265. В.П., Хроменко Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования.
  266. М.: Российское пед. агентство, 1998. 306с.
  267. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995
  268. В.М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. -М.: Народное образование, 1999.- 432 с.
  269. Ф. Социология образования: прикладные исследования.- М.: Академия, 2001
  270. Е.С., Кальней В. А. Мониторинг: Качество образования в школе.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 320с.
  271. Г. И. Пидкасистый П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного процесса.-М., 1998
  272. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986.-143с.
  273. Дж., Берман Б. Маркетинг : Пер. с анг. М.: Сирин, 2000. — 308с.
  274. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М., 1991. — 174с.
  275. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М.: Знание, 1996.-95с.272. http://www.mesi.ru/ioe/stl54.html273. mcpg/e-mail:direkt@mcpg.:
Заполнить форму текущей работой