Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управленческое взаимодействие как один из способов общения участников образовательного процесса, строится в. соответствии со способностями, задатками обучаемого, направлено на использование современных личностно ориентированных технологий обучения, на профессиональные интересы каждого участника образовательного процесса, на выполнение ряда важных функций, таких как образовательновоспитательная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки управленческого взаимодействия в процессе обучения физике студентов педвуза
    • 1. 1. Методология управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов педвуза в процессе обучения физике
    • 1. 2. Управленческое взаимодействие в условиях персонализированного подхода при обучении физике студентов педвуза
    • 1. 3. Тьюторское сопровождение процесса обучения физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Методика обучения физике студентов педвуза на основе форм управленческого взаимодействия
    • 2. 1. Задачи эффективного управления качеством результатов обучения физике студентов педвуза
    • 2. 2. Управленческое взаимодействие участников образовательного процесса на основе модульно-рейтингового контроля учебных достижений студентов по физике
    • 2. 3. Обучение физике студентов педвуза в условиях тьюторского сопровождения как формы управленческого взаимодействия участников образовательного процесса
  • Выводы по П главе
  • Глава III. Педагогический эксперимент: организация, методика проведения, результаты
    • 3. 1. Задачи, условия организации, критерии и показатели педагогического эксперимента
    • 3. 2. Констатирующий и поисковый эксперименты, их результаты
    • 3. 3. Обучающий и контрольный эксперименты, их результаты
  • Выводы по Ш главе

Обучение физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многофакторность и высокие скорости протекания образовательных процессов усложняют задачи управления ими как в общеобразовательных средних, так и в высших учебных заведениях. Современные технологии обучения переносят функции управления в плоскость управленческого взаимодействия, участников образовательного процесса.

Современные тенденции в развитии системы высшего образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» отражают его направленность на подготовку специалистов нового поколения, стремящихся к самовыражению своей сущности, к самореализации устремлений. В системе высшего образования России акценты в настоящее время переносятся с узкопрофессионального на разностороннее развитие таких качеств личности, которые определяют компетентность выпускника. Основу ее составляет взаимосогласованность личных и социальных образовательных целей управления образованием, социальной и индивидуальной удовлетворенностью содержанием, методами, средствами и формами образования иными словами интеграцией составляющих, определяющих сущность управленческого взаимодействия.

Анализ сущности управленческого взаимодействия субъектов образовательного процесса целесообразно начинать с целевых установок, которые условно можно разделить на две группы. Первая отражает социальный заказ, проявляющийся в ценностных устремлениях участников образования. Вторая выражает внутриличностные целевые установки, которые принципиально не противоречат принятым социальным ценностям: Обе группы целей побуждают участников образовательного процесса к сотрудничеству, партнерству, самовыражению (Д.Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков).

Управленческое взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется в их познавательной деятельности. Психологические аспекты деятельности раскрыты JI.C. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, С. Я. Рубинштейномметодологические.

— В. И. Загвязинским, Т. М. Ковалевой, В. В. Краевским, A.M. Новиковым, Д. А. Новиковым, П. В. Копниным, В. А. Лекторским, В. И. Садовским, B.C. Швыревым, Г. П. Щедровицким, Э. Г. Юдинымпедагогические (управленческие) В. И. Андреевым, С. И. Архангельским, В. П. Беспалько, Г. А. Бордовским, В. В. Гузеевым, В. И. Земцовой, И. Я. Лернером, М. М. Поташникомметодические — И. Л. Беленок, В. А. Бетевым, С. В. Бубликовым, М. Д. Даммер, Ю. П. Дубенским, Л. Я. Зориной, П. В. Зуевым, С.Е. Каменец-ким, И. С. Карасовой, А. Н. Крутским, В. В. Мултановским, А. В. Петровым, Н. С. Пурышевой, Ю. А. Сауровым, Н. Н. Тулькибаевой, А. В. Усовой, Л. С. Хижняковой, Т. Н. Шамало, А. А. Шаповаловым, Н. В. Шароновойинформационные в обучении физике — Н. Н. Гомулиной, С. В. Грызловым, Б. М. Игошевым, В. А. Извозчиковым, Д. А. Исаевым, А. С. Кондратьевым, В. В. Лаптевым, Е. В. Оспенниковой, А. В. Смирновым, М. И. Старовиковым, А. П. Усольцевым и др.

Управленческое взаимодействие реализует идеи персонализированного подхода в установлении способов общения между участниками образовательного процесса. Идеи персонализма (Э. Мунье) нашли отражение в работах современных исследователей (Е.В. Бондаревской, М. В. Кларина, Д. Г. Левитеса, М. В. Потаповой, Н. С. Пурышевой, И. С. Якиманской и др.). Принципы персонализации и открытости в процессе управленческого взаимодействия обеспечивают: достижение «субъектно-значимого Я» во взаимодействии с социумом, с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образованиярасширения сферы «Я-компетентность» (В.И. Андреев).

Управленческое взаимодействие как один из способов общения участников образовательного процесса, строится в. соответствии со способностями, задатками обучаемого, направлено на использование современных личностно ориентированных технологий обучения, на профессиональные интересы каждого участника образовательного процесса, на выполнение ряда важных функций, таких как образовательновоспитательная, нормативно-предписывающая, социально-стимулирующая. Разработано немало средств, реализующих выше названные функции управленческого взаимодействия. Однако изученная литература убеждает в том, что вопросам управленческого взаимодействия при обучении физике уделяется недостаточное внимание. Между тем, эти вопросы чрезвычайно важны, они требуют специального исследования в условиях открытого образования, которое строится в соответствии с принципом персонализации. Реализовать его можно с помощью целевого компонента обучения физике студентов педагогического вуза, правил организации процесса обучения, технологий управленческого взаимодействия. Таким образом, противоречие между сущим и должным определяет актуальность настоящего исследования. Это противоречие: между стратегией управленческого взаимодействия, которая определяется правовыми основами образовательной деятельности ее участников, их социально-ценностными устремлениями и традиционными средствами, побуждающими всех участников управленческого взаимодействия к сотрудничествумежду необходимостью осуществления управленческого взаимодействия в условиях персонализированного подхода и неразработанностью дидактических основ его реализациимежду необходимостью включения в образовательный процесс по физике новых форм управленческого взаимодействия и недостаточной разработанностью механизмов их включения в образовательный процесс вуза. Необходимость разрешения вышеназванных противоречий определила проблему исследования, заключающуюся в поиске ответа на вопрос: какой должна быть методика обучения физике студентов педагогического вуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса? В соответствии с указанной проблемой сформулирована тема исследования: «Обучение физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса».

Объект исследования: процесс обучения курсу общей и экспериментальной физике студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: содержание, формы, методы и средства обучения физике студентов педвуза в условиях таких форм управленческого взаимодействия, как тьюторское сопровождение и модульно-рейтинговая технология контроля и оценки учебных достижений студентов.

Цель исследования состоит в научном обосновании и разработке методики обучения физике студентов педвуза на основе двух форм управленческого взаимодействия участников образовательного процессатьюторского сопровождения и модульно-рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений студентов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обучение физике студентов педагогического вуза может быть более результативным, ценностно-ориентированным, направленным на развитие познавательной самостоятельности, если: 1) определить теоретические основания управленческого взаимодействия, включающие принципы персонализации и открытости- 2) реализовать модель управленческого взаимодействия, включающую такие ее формы как тьюторское сопровождение и модульно-рейтинговую технологию контроля и оценки учебных достижений студентов- 3) включить в образовательный процесс совокупность средств, реализующих формы управленческого взаимодействия — модульно-рейтинговый инструментарий, индивидуальную карту студента, регламент самостоятельной работы студента, модель матричного поля, прогнозирующую динамику изменения способов тьюторского сопровождения.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в области управления и самоуправления при обучении физике студентов педагогических вузов.

2. .Обосновать необходимость использования двух форм управленческого взаимодействия участников образовательного процесса: модульнорейтинговой технологии контроля и оценки знаний и умений студентов по физике, тьюторского сопровождения их учебно-познавательной деятельности.

3. Осуществить методологический анализ организации учебно-познавательной деятельности студентов с целью установления связей между ее составляющими (процесс, система, свойство, результат) при обучении их физике в педвузе.

4. Разработать модель управленческого взаимодействия участников образовательного процесса (преподаватель — студент) на основе идей персонализации.

5. Разработать методику обучения физике студентов педвузов, обеспечивающую реализацию принципов персонализации и открытости в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса. Осуществить прогнозирование характера управленческого взаимодействия участников процесса обучения физике в педагогическом вузе на основе метода матриц.

6. Провести педагогический эксперимент, в ходе которого проверить гипотезу исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектическая логика как теория познаниятеория развивающего обучениязаконы динамического развития личности, в основе которых лежит принцип персонализациитеория систем и психологическая теория деятельности, раскрывающие процессуальные компоненты деятельности во взаимосвязи и взаимообусловленноститеория управления, рассматривающая организацию деятельности в соответствии с циклом Деминга (планируй, исполняй, изучай, действуй) — концепция открытого образования, включающая, тьюторское сопровождение как форму управленческого взаимодействия участников образовательного процессатеория содержания общего образованиятеория формирования понятий, обобщенных уменийсистема подходов (системный, деятельностный, компетентностный).

Для решения поставленных задач применялись теоретические и экспериментальные методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения научной и методической литературыанализ теоретических исследований и практических разработок по методике обучения физике студентов педвузованализ теоретических исследований и практического опыта по организации управленческого взаимодействия участников образовательного процессаанкетирование и интервьюирование студентов и преподавателей педагогических вузовтестирование студентованализ чек-листов модульно-рейтинговой системы и письменных работ студентовстатистическая обработка результатов педагогического экспериментаэкспериментальное преподавание.

Научная новизна проведенного исследования:

1. Обоснована необходимость обучения физике студентов педвуза в условиях новых форм управленческого взаимодействия участников образовательного процесса. Эта необходимость определена: 1) субъект-субъектным взаимодействием участников образовательного процесса, требующим от преподавателя нормативной и регулятивной деятельности- 2) взаимосвязью этапов организации познавательной деятельности студентов в соответствии с циклом постоянного улучшения (планируй, исполняй, изучай, действуй) — 3) реализацией трех составляющих принципа персонализации (достижения «субъектно-значимого Я», согласования «собственного Я» с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, расширения сферы «Я-компетентность») — 4) построением индивидуальной траектории обучения студентов в соответствии с принципом открытости (тьюторское сопровождение).

2. Разработана методика обучения физике студентов педвуза в условиях двух форм управленческого взаимодействия участников образовательного процесса: модульно-рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений студентов и тьюторского сопровождения на основе трех составляющих персонализированного подхода: парадигмальной, раскрывающей цели развития субъектной позиции студентасинтагматической, определяющей правила организации управленческого взаимодействия в соответствии с ценностно-смысловыми установками каждого студентапрагматической, ответственной за развитие активной субъектной позиции студента в процессе усвоения профессионально значимых знаний и умений.

3. Разработана модульно-рейтинговая технология контроля и оценки учебных достижений студентов для всех разделов курса общей и экспериментальной физики (механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика, квантовая физика) как форма управленческого взаимодействия участников образовательного процесса на основе «весового» инструментария и метода матриц.

4. Обосновано, что поэтапное усложнение видов учебной деятельности студентов: от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, а от нее к учебно-профессиональной целесообразно осуществлять в условиях одной из форм управленческого взаимодействиятьюторского сопровождения (антропологического, социального, информационного).

5. Разработана совокупность средств управленческого взаимодействия: индивидуальная карта студента, регламент самостоятельной работы студента, модель матричного поля, прогнозирующая характер тьюторского сопровождения в процессе изменения видов учебной деятельности студента, инструментария отслеживания учебных достижений, способствующих не только решению задач повышения качества знаний и умений студентов по физике, но и развитию их познавательной самостоятельности.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выделены основания управленческого взаимодействия: принципы персонализации и открытостиперсонализированный подход, составляющие которого (парадигмальная, синтагматическая, прагматическая) определяют целевой, технологический и организационный компоненты управленческого взаимодействияпринцип открытости, раскрывающий признаки, функции, условия, средства и характер взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Уточнено содержание понятия «управленческое взаимодействие участников образовательного процесса» с позиций принципов персонализации и открытости образования, формами реализации которого в экспериментальном обучении стали тьюторское сопровождение и модульно-рейтинговая технология отслеживания результатов учебных достижений студентов при обучении физике.

3. Разработана модель организации познавательной деятельности студентов педвуза при обучении их физике в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса, включающая цикл Деминга (PDSA) — организационный компонент познавательной деятельности (процесс, система, свойство, результат) — этапы управленческого взаимодействия (нормативный, регулятивный).

Практическая значимость исследования заключается:

1.В разработке методических рекомендаций по использованию тьюторского сопровождения в процессе обучения физике в педагогическом вузе, включающих определение функций тьютора — наставника, тьютора — репетитора, электронного учебно-методического комплекса, индивидуальной карты студента физического факультета.

2. В обеспечении студентов физического факультета дидактическим средством «Индивидуальная карта студента физического факультета», выполняющим функции тьюторского сопровождения и включающим разделы: 1) документы, регламентирующие учебную деятельность студентов в вузе- 2) виды и способы организации самостоятельной работы студентов- 3) анкеты, тесты для отслеживания удовлетворенности студентов организацией самостоятельной работы, модульно-рейтинговой системой контроля и оценки их учебных достижений.

3. В разработке регламента самостоятельной работы студента во внеучебное время, включающего виды, критерии, весовые единицы трудозатрат на ее выполнение, методическое обеспечение, перечень формируемых компетенций в ходе выполнения самостоятельной работы по каждому модулю изучаемого раздела общей и экспериментальной физики.

4. В разработке учебно-методического комплекса на основе модульно-рейтинговой системы отслеживания учебных достижений студентов по общей и экспериментальной физике на этапах учебно-познавательной, учебно-исследовательской, учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения физике в педагогическом вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация осуществлялась путем выступлений и обсуждений на методологических семинарах, заседаниях методических комиссий физического факультета и вуза, лаборатории «Молодой ученый» Челябинского государственного педагогического университета (ГОУ ВПО «41 НУ») — в публикациях и выступлениях на Международных конференциях «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (г. Москва, 2007;2010 гг.), на Международных конференциях «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2005 г., 2009 г.), на Международных научно-практической конференциях «Вузовское преподавание: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2007 г., 2009 г.), на Международной научно-методической конференции «Современное образование: вызовам времени — новые подходы» (Томск, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Актуальные направления развития современной физики и методики ее преподавания в вузе и школе» (г. Борисоглебск, 2009 г.), на.

Всероссийской научно-практической конференции «Теоретико-методологические основы совершенствования естественно-научного и технологического образования в школе и педагогическом вузе» (Челябинск, 2005 г.), на Всероссийской конференции «Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития» (г. Красноярск, 2008 г.), на конференциях по итогам научной работы ГОУ ВПО «ЧГПУ» (2003;2010 гг.). Результаты исследования внедрены на физическом, математическом факультетах и факультете информатики ГОУ ВПО «ЧГПУ», на физических факультетах Армавирского государственного педагогического университета и Борисоглебского государственного педагогического института.

Исследование проводилось в несколько этапов (2003 — 2010 гг.).

На первом этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлено осмысление теоретико-методологических оснований исследованиявыявлена сущность понятий «управление», «управленческое взаимодействие" — определены методологические аспекты исследования (проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования) — изучены структура и содержание курса общей и экспериментальной физики в педвузе с целью выделения содержательных модулей как самостоятельных дидактических единиц обученияразработана рейтинговая система отслеживания учебных достижений студентов по курсу общей и экспериментальной физики в соответствии с выделенными модулямипроведен констатирующий и пробный эксперимент по апробации концептуальных положений управленческого взаимодействия преподавателя и студента.

На втором этапе (2006 — 2008 гг.) на основе идей управленческого взаимодействия разработана методологическая модель организации познавательной деятельности студентов педвуза при обучении их физикеопределены две формы управленческого взаимодействия: модул ьно-рейтинговая технология отслеживания учебных достижений студентов по физике, тьюторское сопровождение всех видов деятельности студентов на основе «Индивидуальной карты студента" — использован метод матриц для анализа этапов и характера прогнозирования видов и форм управленческого взаимодействияосуществлена проверка влияния форм управленческого взаимодействия на качество усвоения элементов знаний по физике, повышение мотивации к учению студентов, а так же их активности и познавательной самостоятельности. Проведены поисковый и обучающий эксперименты по проверке разработанных приемов и средств, используемых в условиях тьюторского сопровождения процесса обучения физике студентов педагогического вуза.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) педагогического исследования осуществлена проверка результативности методики тьюторского сопровождения процесса обучения студентов педагогического вуза физике в соответствии с усложняющимися видами их учебной деятельности: от учебно-познавательной к учебно-исследовательской, а от нее к учебно-профессиональной. Проведен контрольный эксперимент по проверке влияния форм управленческого взаимодействия на развитие познавательной активности студентов в процессе изучения ими курса общей и экспериментальной физики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием взаимодополняющих методов педагогического исследования, адекватных поставленным задачамдлительностью эксперимента, его повторяемостьюприменением статистических методов обработки результатов экспериментасоблюдением основных требований к организации педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современная формула общения участников, образовательного процесса, взаимосвязь основных организационных компонентов учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза при обучении физике предполагает необходимость замены управленческих функций на функции управленческого взаимодействия субъектов образовательного процесса. К формам осуществления управленческого взаимодействия участников образовательного процесса относятся модульно-рейтинговая технология контроля и оценки знаний и умений студентов по физике, тьюторское сопровождение их учебно-познавательной деятельности.

2. Модель управленческого взаимодействия участников образовательного процесса отражает субъект-субъектный характер взаимодействия, построена на основе принципов персонализации и открытости образования и реализует три составляющие: достижение «Я-образа», согласование «собственного Я» с социумом, расширение сферы «Я-компетентность».

3. Методика обучения физике студентов педвуза в условиях двух форм управленческого взаимодействия (модульно-рейтинговой технологии отслеживания учебных достижений студентов и тьюторского сопровождения) включает целевой компонент, отражающий непротиворечивость социальных и личностных мотивов учения, которые побуждают участников образовательного процесса к сотрудничествусодержательный компонент, представленный в виде совокупности связанных модулей, элементы которого имеют законченную структуру и разноуровневый характерпроцессуальный компонент обучения, включающий средства управленческого взаимодействия.

4. Дидактические средства двух форм управленческого взаимодействия реализуются с помощью: 1) инструментальных весовых единиц оценивания результатов обучения в соответствии с объективной сложностью изучаемого материала по механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, квантовой физике- 2) индивидуальной карты студента- 3) регламента самостоятельной работы студента- 4) метода матриц, позволяющего прогнозировать характер тьюторского сопровождения.

5. Модель матричного поля, прогнозирующая характер управленческого взаимодействия участников образовательного процесса при обучении студентов педагогического вуза физике, построена так, что строки, столбцы и ячейки матрицы соотносятся с видами и содержанием учебной деятельности, формами учебных занятий, видами тьюторского сопровождения, способствующего повышению результативности процесса обучения физике студентов педвуза, развитию их познавательной самостоятельности.

Экспериментальная база исследования: физический, математический факультеты и факультет информатики ГОУ ВПО «ЧГПУ».

Структура диссертации. Диссертационное исследование общим объемом 197 страниц, в том числе 140 страниц основного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (171 наименования) и 3 приложений. Диссертация содержит 20 рисунков и 11 таблиц.

Выводы по III главе.

Анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы:

• модульно-рейтинговая технология отслеживания учебных достижений студентов по общей и экспериментальной физике на физическом, математическом факультетах и факультете информатики выполняет задачи управленческого взаимодействия участников образовательного процесса, способствует повышению качества усвоения знаний и умений студентов;

• улучшение организации образовательного процесса по физике возможно при расширении применения методов тьюторского сопровождения (антропологического, социального, информационного). Одним из средств тьюторского сопровождения может стать «Индивидуальная карта студента», ре.

134 шающая задачи формирования познавательной самостоятельностиряда общекультурных и профессиональных компетенций;

• сформированность общекультурных и профессиональных компетенций на основе форм управленческого взаимодействия при обучении студентов физике выше у студентов пятого курса, по сравнению со студентами второго курса;

• участие в процессе управленческого взаимодействия на основе двух его форм привело к переосмыслению студентами ценностных ориентаций в сторону материальных и практических ценностей при сохранении приоритетного отношения к духовным ценностям, которые реализуются в лучшим образом в сферах образования и семейной жизни. Опосредовано можно наблюдать возрастание мотивации обучения у студентов старших курсов, принимающих участие в управленческом взаимодействии.

Итак, предположение о результативности двух форм управленческого взаимодействия в условиях системного и персонализированного подходов: 1) модульно-рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений студентов в процессе обучения их физике, 2) тьюторского сопровождения индивидуальной траектории обучения физике студентов педвуза, подтвердилось.

Заключение

.

Изучение современных требований к высшему образованию, убедило в том, что построение образовательного процесса должно основываться на нормативной базе подготовки учителей физики, современных технологиях образования и в соответствии запросами общества.

В диссертационной работе решены следующие задачи: изучено состояние проблемы в области управления и самоуправления при обучении физике студентов педагогических вузовобоснована необходимость использования двух форм управленческого взаимодействия участников образовательного процесса: модульно-рейтинговой технологии отслеживания учебных достижений студентов и тьюторского сопровождения их познавательной деятельности при обучении физикеразработана модель управленческого взаимодействия участников образовательного процесса (преподаватель*-«студент) на основе персонализированного подходаразработана модель методики обучения физике студентов педвуза на основе двух форм управленческого взаимодействия участников • образовательного процесса: модульно-рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений студентов и тьюторского сопровожденияразработана технология включения в образовательный процесс по физике совокупности средств управленческого взаимодействия: индивидуальной карты студента, инструментария для отслеживания учебных достижений студентов, регламента самостоятельной работы студента, модели матричного поля для прогнозирования видов учебно-познавательной деятельности студентов на основе тьюторского сопровожденияпроведен педагогический эксперимент, в ходе которого проверена гипотеза исследования.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 1. Организация учебно-познавательной деятельности студентов связана с управленческой деятельностью преподавателя (нормативной, регулятивной).

Все организационные компоненты этой деятельности (процесс, система, результат, свойство) реализуются через систему действий: планирование, выполнение, изучение (анализ), действие (коррекция).

2. Реализация задач эффективного управления качеством обучения физике студентов педвуза может осуществляться в процессе выполнения следующих требований: 1) механизм управления образовательным процессом должен соответствовать сложности структуры и содержания самого объекта, интеллектуальным возможностям субъекта образовательной системы- 2) вариативность управленческих решений должна соответствовать выбранным критериям, системе обратной связи между объектом и субъектом- 3) управленческую систему необходимо рассматривать как сложную нелинейную открытую систему, в которой действуют законы самоорганизации, поэтому в процессе управления такой системой трудно получить однозначный запланированный результат.

3. Взаимосвязь основных организационных компонентов учебно-познавательной деятельности студентов педвуза при обучении физике характеризуется не управленческими функциями, а функциями управленческого взаимодействия.

4. Взаимоуправление реализуется в соответствии с формулой: субъект (преподаватель) <-" образовательная среда субъект (студент). Оно обладает прямой и обратной связьювключает 1) психолого-педагогические, распорядительно-правовые, экономико-стимулирующие компоненты- 2) образовательно-воспитательную, 3) нормативно-предписывающую, 4) социально-стимулирующую функции.

5. Сущность управленческого взаимодействия в обучении физике студентов педвуза можно раскрыть на основе трех составляющих персонализированного подхода. Первая составляющая (парадигмальная) определяет цель обучения: не формировать обучаемого, не придавать ему устоявшийся облик в соответствии с определенными профессиональными требованиями, а мягко направлять, помогать избавляться от ошибочных ориентаций в достижении намеченной цели. Вторая составляющая (синтагматическая) определяет правила организации процесса обучения, направленного на социально-профессиональное развитие личности, основу которого определяет стремление к самоактуализации и самосовершенствованию. Третья составляющая (прагматическая) связана с технологиями управленческого взаимодействия (базовыми и вспомогательными). Базовые технологии направлены на развитие активной субъектной позиции студентов. Вспомогательные включают научно-исследовательскую работу студентов, их социальную, культурную, досуговую деятельность, основанную на самопознании.

6. Управленческое взаимодействие может строиться на основе двух форм: модульно-рейтинговой технологии контроля учебных достижений студентов и тьюторского сопровождения их учебной деятельности.

7. Рейтинговая технология контроля и оценки учебных достижений студентов в условиях персонализированного подхода предполагает возможность построения студентом индивидуальной траектории в достижении намеченной целиповышение мотивации учения, активизации познавательной самостоятельности в освоении образовательных программ по общей и экспериментальной физике.

8. Тьюторское сопровождение как форма управленческого взаимодействия участников образовательного процесса на основе таких дидактических средств как индивидуальная карта студента, регламент самостоятельной работы, метод матриц способствует активизации учебной деятельности студентов, развитию познавательной самостоятельности, повышению ценностно-смысловых предпочтений студентов.

9. Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования и доказали педагогическую результативность методики обучения физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия. Две формы управленческого взаимодействия — тьюторское сопровождение и модульно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений успешно реализуются с помощью совокупности дидактических средств (индивидуальной карты студента, регламента самостоятельной работы, метода матричного поля, инструментария для отслеживания модульно-рейтинговой системы), способствуя повышению качества результатов обучения, активизации учебной деятельности студентов.

В данной исследовательской работе осуществлено решение ряда задач, направленных на повышение результативности обучения общей и экспериментальной физике в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса. Диссертационное исследование имеет перспективное направление для дальнейшей работы, связанной с разработкой форм и средств управленческого взаимодействия, направленных на повышение профессиональной компетентности студентов физического факультета педагогического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) Текст.: учеб. пособие: в 2 кн. / А. А. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. — 2 кн.
  2. , В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс Текст. В 2 кн. Кн. 1 / В. И. Андреев. Казань: Казан, ун-т, 1996. -568 с.
  3. , В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс Текст. В 2 кн. Кн. 2 / В. И. Андреев. — Казань: Казан, ун-т, 1998 — 320 с.
  4. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы Текст. / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1988. 368 с.
  5. , С. С. Оценка качества педагогического образования как условие его совершенствования (на материале естественно-математических дисциплин) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ахметова С. С. -Красноярск, 2002. 25 с.
  6. , Ю. К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: школа Текст. / Ю. К. Бабанский // Сов. педагогика. 1982. — № 11. — С. 30−39.
  7. , И. JI. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики) Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Беленок И. JI. Новосибирск, 2000. — 345 с.
  8. Н. А. Самопознание Текст.: соч. / Н. А. Бердяев. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. — 624 с.
  9. , Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. — М.: Б. и., 1990. -287с.
  10. Ю.Берулава, Г. А. Методологические ориентиры современной психологии Текст. / Г. А. Берулава. М.: Изд. дом Рос. акад. образования, 2009. — 176 с.
  11. , М. Н. Теория и практика гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 340 с.
  12. , В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 352 с.
  13. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: ИПО МО России, 1995. — 336 с.
  14. , В. П. Персонализированное образование (теория) Текст. / В. П. Беспалько // ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: науч.-практ. журн. шк. технолога (завуча). 2007. — № 4. — С. 40−55.
  15. , В. П. Природосообразная педагогика Текст.: лекции по нетрадиц. педагогике / В. П. Беспалько. М.: Нар. образование, 2008. — 510 с.
  16. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. -№ 1. — С. 3−8.
  17. , Е. В. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Изв. Рос. акад. образования. 1999. — № 3. — С. 23−33.
  18. , Г. А. Управление качеством образовательного процесса / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
  19. , О. Н. Пути повышения качества вузовского образования Текст. / О. Н. Бочкарева // Современное образование: вызовам времени -новые подходы: материалы междунар. науч.-метод. конф., 31 янв. 1 февр. 2008 г. — Томск, 2008. — С. 76−78.
  20. , О. Н. Преподавание курса общей физики при переходе на двухуровневую систему высшего образования Текст. / О. Н. Бочкарева // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VII междунар. конф. -М., 2008. С. 91−94.
  21. , О. Н. Тьюторство в системе пропедевтической подготовки студентов педвуза Текст. / О. Н. Бочкарева, М. В. Потапова // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VII междунар. конф., Москва, МПГУ. М., 2007. — С. 82−85.
  22. , Н. Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Важеевская Н. Е. — М., 2002. 473 с.
  23. , JI. А. Некоторые проблемы современного высшего образования в России Текст. / JI. А. Вербицкая, В. Т. Лисовский // Вестн. высш. шк.- 1997.-№ 2.-С. 8−11.
  24. , Ю. Ф. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза Текст.: учеб. пособие / Ю. Ф. Верещагин, В. П. Ерунов. Оренбург, 2003. — 105 с.
  25. , JI. Г. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования — условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента Текст.: моногр. / JI. Г. Викторова. Красноярск: Сиб. ГТУ, 1999. — 45 с.
  26. Всемирная энциклопедия Текст.: Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT- Мн.: Харвест: Соврем, литератор, 2001. — 1312 с.
  27. , JI. С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  28. , Л. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский- под ред. А. А. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1993. 368 с.
  29. , П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1979. — № 4. -С. 78−90.
  30. , Е. Б. Создание системы менеджмента качества в вузе Текст. / Е. Б. Гаффорова // Методы менеджмента качества. 2002. № 12. — С. 12−16.
  31. , Г. В. Ф. Собр. соч. Текст. В 13 т. Т. 5. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: Соцэкогиз, 1937. — 715 с.
  32. , Б. С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  33. , С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию Текст.: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. — М.: Школа-пресс, 1995. -447 с.
  34. , Т. Н. Проектирование целостной модульной технологии обучения физике на основе информационных моделей внутри- и межпредметных связей Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Гнитецкая Т. Н. — М., 2007.-271 с.
  35. , К. К. Толковый словарь, школьника по физике Текст.: учеб. пособие для сред. шк. / К. К. Гомоюнов, М. Ф. Кесаманлы, Ф. П. Кесаманлы- под общ. ред. К. К. Гомоюнова. СПб.: Спец. лит.: Лань, 1999. — 384 с. — (Учеб. для вузов. Спец. лит.).
  36. , Н. Н. Компьютерные коммуникации и проектная учебная деятельность школьников по физике и астрономии Текст. / Н. Н. Гомулина // Информационные технологии в образовании: материалы междунар. конф. -М., 1999. С. 207−208.
  37. , Н. Н. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы Текст. / Н. Н. Гомулина // Первое сентября. Физика. — 1999. № 12.-С. 2.
  38. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  39. , Г. Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий) Текст.: учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. М.: Флинта, 2005. — 576 с.
  40. , Г. Г. Концепции современного естествознания: (картина природы и феномен человека) Текст.: учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 351 с.
  41. , Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: самопознание, диалектика и жизнь Текст. / Г. Г. Гранатов. — Челябинск: ЧГПИ, 1991.- 128 с.
  42. , В. В. Педагогические условия персонализации образования в высшей школе Текст.: моногр. / В. В. Грачев. М.: Изд-во СГИ, 2006. -120 с.
  43. , В. В. Матрица разнообразия и модели обучения Текст. / В. В. Гузеев // Химия в шк. 2002. — № 5. — С. 11−15.
  44. , В. В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с. (Б-ка журн. «Директор школы». Вып. 4).
  45. Дик, Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Дик Ю. И. — М., 1996. — 59 с.
  46. , Н. П. Дидактика физики: исследовательско-конструкторский подход Текст.: учеб. пособие / Н. П. Дубенский. Омск: Омский ун-т, 1995.-130 с.
  47. , И. В. Психология Текст. / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова,
  48. A. М. Прихожан. М.: ACADEMIA, 2001. — 462 с.
  49. , В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  50. , В. Н. Практическая дидактика Текст.: учеб. пособие для пед. специальностей ун-тов и ин-тов повышения квалификации работников образования / В. Н. Зайцев. М.: Нар. образование, 2006. — 244 с.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: Сфера, 2005. — 63 с. — (Правовая б-ка образования).
  52. , В. И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода Текст.: моногр. / В. И. Земцова. М.: Компания Спутник+, 2008. — 208 с.
  53. , П. В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / П. В. Зуев СПб., 2000. — 343 с.
  54. , Н. Д. Оценка качества знаний и умений по физике учащимися старшей профильной школы в условиях дифференциации и индивидуализации обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Зырянова Н. Д. Челябинск, 2006. — 224 с.
  55. Иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / ред. кол. :
  56. B. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. М.: Большая Рос. энцикл., 1997. — 894 с.
  57. , В. А. Болонский процесс и преподавание физики в педагогическом вузе Текст. / В. А. Ильин // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз. — М., 2005 — С. 4−10.
  58. , В. Ф. Теория управления образованием Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. учреждений / В. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М: ВЛАДОС, 2004. — 344 с.
  59. Индивидуальная карта студента физического факультета Текст.: метод, материалы / сост. О. Н. Бочкарева, М. В. Потапова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. — 89 с.
  60. , С. Е. Методика решения задач по физике в средней школе Текст. / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. М.: Просвещение, 1987. — 335 с.
  61. , И. С. Изучение и обобщение физических теорий в школе и вузе в условиях преемственности (научно-методические основы и педагогический опыт) Текст.: моногр. / И. С. Карасова, М. В. Потапова. М.: Прометей, 2003.-200 с.
  62. , И. С. Современные технологии обучения физике Текст.: метод, пособие для преподавателей / И. С. Карасова, Т. С. Кузьмина. -Челябинск: Образование, 2008. -211с.
  63. , Р. Я. Рейтинговой контроль Текст. / Р. Я. Касимов, В. Я. Зинченко, И. И. Грандберг // Высш. образование в России. 1994. -№ 2. —С. 83−86.
  64. , М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  65. , М. В. Технология учебного процесса в зарубежной дидактике Текст. / М. В. Кларин // Современная дидактика: теория практика. — М., 1994.-С. 68−75.
  66. , Т. М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.thetutor.ru/higher/articleO 1 .htm
  67. , Т. М. Теоретические основы становления инновационной школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ковалева Т. М. М., 2000. — 277 с.
  68. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 1 /Я. А. Коменский. — М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  69. , Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1975. — 720 с.
  70. В. В. Методология педагогического исследования Текст.: пособие для педагога исследователя [Текст] / Краевский В. В. — Самара: Изд-во СГПИ, 1994.- 165с.
  71. Краткий психологический словарь Текст. / сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  72. Краткий словарь по социологии Текст. / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лыпина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. -479 с.
  73. , И. А. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе предметной подготовки по информатике в условиях информационно-образовательной среды Текст.: дис.. канд. пед. наук / Кулакова И. А. Красноярск, 2004. — 154 с.
  74. , В. Н. О скорости забывания Текст. / В. Н. Ланге // Вопр. психологии. 1982. — № 4. — С. 142 — 145.
  75. , М. П. Методологические основы подготовки специалистов на физическом факультете классического университета Текст.: моногр. / М. П. Ланкина. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 356 с.
  76. , Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии Текст. / Д. Г. Левитес. — М.: Ин-т практ. психологии, 1998. — 288 с.
  77. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев- М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  78. А. Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст.: курс лекций /
  79. A. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1994. 62 с.
  80. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  81. , И. Я. Природа принципов обучения и пути их установления Текст. / И. Я. Лернер // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / ред. кол. А. В. Усова (отв. ред.), А. Н. Звягин. -Челябинск, 1985. С. 35−40.
  82. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии Текст.: моногр. / В. В. Сериков, В. И. Данильчук,
  83. B. М. Симонов и др.- Волгоград, гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000.- 147 с.
  84. , А. К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  85. , И. А. Инструментарий оценки эффективности функционирования системы открытого образования вуза с применением дистанционных компьютерных технологий Текст.: дис.. канд. экон. наук / Масуд И. А. — М., 2004.- 162 с.
  86. , Э. Манифест персонализма Текст.: пер. с фр. / вступ. ст. И. С. Вдовиной. М.: Республика, 1999. — 559 с.
  87. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: какой ей быть? Текст.: (парламент, слушания) // Alma mater. 1999. — № 11. — С. 310.
  88. , К. Применение теории систем к теории управления Текст. / К. Негойце- пер. с англ. В. Б. Тарасова. — М.: Мир, 1981. — 180 с.
  89. , Н. Д. Программированное обучение и идеи кибернетики Текст.: анализ зарубеж. опыта / Н. Д. Никандров. М.: Наука, 1970. — 206 с.
  90. , М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование Текст.: дис.. канд. псих. наук. -Курган, 2007. 237 с.
  91. , М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза Текст. / М. В. Овчинников // Молодые ученые СГА. -М., 2008.-С. 107−119.
  92. , В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики Текст.: учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 288 с.
  93. , Е. В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе Текст. В 2 ч. Ч. 2. Система методов обучения: учеб. пособие по спецкурсу / Е. В. Оспенникова. — Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2001. — 208 с.
  94. , В. П. Школа и качество: выбор будущего Текст. / В. П. Панасюк. СПб.: КАРО, 2003. — 384 с.
  95. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов [Текст]. 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  96. Педагогика Текст.: учеб. пособие / под ред. Пидкасистого П. И. М.: Пед. о-во России, 2009. — 576 с.
  97. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JI. В. Трубайчук. М.: Восток, 2003.-274 с.
  98. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебова и др. М: Большая Рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  99. , А. В. Развивающее обучение: основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике Текст.: моногр. / А. В. Петров- под ред. А. В. Усовой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 256 с.
  100. , Е. П. Управление качеством образования в техникуме (на примере негосударственного учебного заведения газовой промышленности) Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук / Политов Е. П. — Казань, 2006 — 26 с.
  101. , А. А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект) Текст.: моногр. / А. А. Попова. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 217 с.
  102. , К. Р. Открытое общество и его враги Текст. В 2 т. Т. 1 / К. Р. Поппер. М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. -446 с.
  103. , М. В. Моделирование образовательного процесса в педвузе в условиях интегративных связей Текст. / М. В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. 2005. -№ 10.-С. 347−352.
  104. , М. В. Поиски новых технологий Текст. / М. В. Потапова, В. В. Шахматова, Н. Д. Зырянова // Физика в школе: науч.-метод. журн. -2007. № 8. — С. 16−21.
  105. , М. В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа — педвуз) Текст.: моногр. / М. В. Потапова. — М: Прометей, 2008. — 256 с.
  106. , М. В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза (научно-педагогические основы и педагогический опыт) Текст.: моногр. / М. В. Потапова. — М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. 120 с.
  107. , М. В. Пропедевтический курс общей физики Текст.: учеб.-метод. указания по курсу / М. В. Потапова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. — 206 с.
  108. , М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе Текст.: метод, пособие / М. М. Поташник. — М.: Центр пед. образования, 2009. — 448 с.
  109. , И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой Текст.: пер. с англ. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-310 с.
  110. , В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 102−111.
  111. , И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) Текст. / И.
  112. B. Роберт. М.: ИИО РАО, 2007. — 234 с.
  113. , С. JI. Основы общей психологии Текст. В 2 т. /
  114. C. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1989. — 2 т.
  115. , А. И. Информационное обеспечение управления качеством общего среднего образования Текст.: дис.. д-ра пед наук / Севрук А. И. -Тюмень, 2004. 345 с.
  116. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст. В 2 т Т. 1 / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2006. — 816 с.
  117. , Н. К. Концепция непрерывного педагогического образования: от функциональной к личностной парадигме Текст. / Н. К. Сергеев // Изв. Рос. акад. образования. 1999. — № 3. — С. 84−89.
  118. , Г. Н. Теория управления образованием Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. учреждений [Текст] / Г. Н. Сериков, В. Ф. Ильясов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 344 с.
  119. , Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация Текст.: моногр. / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 320с.
  120. , С. Д. Болонский процесс: перспективы развития в России Текст. / С. Д. Смирнов // Высш. образование в России. 2004. — № 1. — С. 4351.
  121. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования Текст. / С. Д. Смирнов. М.: АСПЕКТ Пресс, 1995. — 271 с.
  122. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1986. — 1600 с.
  123. Современный экономический словарь Текст. / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 494 с.
  124. Социологический энциклопедический словарь Текст. / ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. — 448 с.
  125. , А. И. Качество человека как объект квалиметрии образования Текст. / А. И. Субетто // Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования: вЗ ч.-М., 1999.-Ч. 1.-С. 37.
  126. , Е. В. Педагогические аспекты деятельности в области менеджмента качества Текст.: моногр. / Е. В. Тельманова, Н. Н. Тулькибаева. Челябинск: ПИРС, 2009. — 132 с.
  127. , В. И. Диагностика качества профессиональной подготовки будущего учителя физики в педагогическом вузе Текст. Ч. 1. Сборникконтрольно-измерительных материалов / В. И. Тесленко. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. 184 с.
  128. , В. И. Оценка качества профессионально-педагогической подготовки Текст. / В. И. Тесленко, Н. А. Эверт. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 28 с.
  129. , В. И. Психолого-педагогические основы диагностики и прогнозирования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педвузе Текст. / В. И. Тесленко. — Красноярск: КГПУ, 1996. — 217 с.
  130. , В. И. Управление качеством профессиональной подготовки будущего учителя на основе программно-целевого подхода Текст.: моногр. / В. И. Тесленко- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск: ЬСГПУ, 2005. -306 с.
  131. , Н. Н. Обеспечение качества образовательного процесса в профессиональной школе: теория и практика Текст.: моногр. / Н. Н. Тулькибаева, В. М. Рогожин. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. — 183 с.
  132. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  133. Управление школой: теоретические основы и методы. Текст.: учеб. пособие / под ред. В. С. Лазарева. М.: ЦСиЭИ, 1997. — 336 с.
  134. , А. В. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения Текст. / А. В. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 2004. — 53 с.
  135. , А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации Текст. / А. В. Усова. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995.-31 с.
  136. , А. В. О статусе принципов дидактики Текст. / А. В. Усова // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1985. — С. 12−23.
  137. , А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе Текст.: избр. / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 221 с.
  138. , А. П. Синергетика педагогических систем Текст.: моногр. /
  139. A. П. Усольцев- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: УГПУ, 2005. — 263 с.
  140. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  141. , Г. Синергетика Текст.: пер. с англ. / Г. Хакен. М.: Мир, 1985.-419 с.
  142. , Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии Текст. / Г. Хакен. Москва- Ижевск: Ин-т компьютер, исслед., 2003. — 320 с.
  143. , Н. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике Текст.: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / под. ред. А. В. Петрова. — Горно-Алтайск: ПАНИ, 2006. 160 с.
  144. , Д. В. Технологии обучения в высшей школе Текст. / Д.
  145. B. Чернилевский. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  146. , А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики Текст.: дис. д-ра пед. наук / Шаповалов А. А. Барнаул, 2000. — 479 с.
  147. Школа и открытое образование Текст.: сб. науч. тр. по материалам III Всерос. науч. тьюторской конф. (12−14 февраля 1998 г.) и регион, семинаров /отв. ред. И. Д. Проскуровская, А. О. Зоткин. М.- Томск: Том. гос. пед. ун-т, 1999.- 153 с.
  148. , В. Э. Управление учебно познавательной деятельностью Текст. / В. Э. Штейнберг // Шк. технологии. 2002. — № 4. с. 17−24.
  149. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст.: методол. проблемы совр. науки. — М.: Наука, 1978. —391 с.
  150. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. 95 с. — (Директор школы- Спецвып. 2).
  151. , Е. В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика Текст.: моногр. / Е. В. Яковлев. — Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000. 148 с.
  152. , Е. В. Внутривузовское управление качеством образования Текст.: моногр. / Е. В. Яковлев. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2002. -390 с.
  153. , Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — М.: ВЛАДОС, 2006. -239 с.
  154. , Е. В. Управление качеством образования Текст.: учеб. практ. пособие. Ч. 1 / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2000. 147 с.
  155. , Н. М. Теория и практика педагогического творчества Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 124 с.
  156. Якунин, В. А. Педагогическая психология Текст. / В. А. Якунин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 348 с.
Заполнить форму текущей работой