Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная направленность обучения физике в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обратимся к высказыванию П. Р. Атутова: «В средних ПТУ. физика не должна решать непосредственно задачу формирования профессиональных знаний и умений, но она создает теоретические основы как для избранной, так и для смежных профессий, обеспечивает мобильность рабочего, дает ему достаточный запас общетеоретических знаний, чтобы он мог быстро приспосабливаться к новой технике и технологии и грамотно… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИЙ И ^ ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
    • I. Системно-целевой подход как методологическая основа осуществления профессиональной направленности учебного процесса в вузе
    • 2. Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса в вузе в современной практике обучения
    • 3. Теоретический анализ инженерной деятель-^ ности с целью моделирования учебного процесса
  • Глава 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
    • I. Методологические основы профессиональной направленности обучения физике в техни-* ческом вузе
    • 2. Методика осуществления профессиональной 9 направленности обучения физике в лекционном ф курсе
    • 3. Учебные инженерно-физические задачи и их функции в обучении
  • Формирование профессиональных умений у | студентов при выполнении лабораторного практикума
  • Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ й
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • I. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента
    • 2. Содержание и результаты педагогического эксперимента
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБЩИЕ
  • ВЫВОДЫ

Профессиональная направленность обучения физике в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду поставлена задача повышения эффективности социалистического производства на основе ускорения темпов НТП, внедрения научной организации труда во все звенья и сферы общественного производства (12). Ведущая роль здесь отводится инженерным кадрам, за качество подготовки которых отвечает высшая школа.

На необходимость всестороннего повышения качества подготовки специалистов и их идейно-политического воспитания, улучшения качества преподавания в высшей школе, укрепления ее связи с производством, жизнью страны, практикой коммунистического строительства указано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979 г.). Особое внимание в этом постановлении уделяется мировоззренческой, методологической подготовленности, фундаментальности, профессиональной направленности обучения (5, с. 3-II- 45, с. 9).

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, отмечая неудовлетворительную работу в подготовке специалистов, указывает на необходимость приведения содержания и методов работы высшей школы в соответствие с запросами социалистического общества в самые кратчайшие сроки (8). Тем более это важно сейчас, когда задачи реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренные апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС, стимулируют поиски эффективных приемов и методов повышения учебной и трудовой активности в повседневной практике школ, ПТУ, техникумов и вузов (9, 10). Октябрьский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС также указывает на необходимость внедрения эффективных методов и целевых форм обучения, обеспечивающих курс на подготовку в вузах специалистов широкого профиля (II).

Ускорение НТП привело к необходимости перестройки инженер-I но-технического образования. «В обучении специалистов широкого профиля следует предусмотреть углубление теоретической базы, овладение фундаментальными основами инженерной деятельности» ,-отмечается в проекте ЦК КПСС (13).

Одной из основных проблем, которую незамедлительно должен г решать вуз в целях повышения качества подготовки инженеров, является проблема оптимального соотношения общего и специального обучения студентов (45, 51, 71, 74, 80, 114, 115, 117, 125, 139). «Решение этой проблемы, — как отмечают дидакты высшей школы В. М. Загвязинский и Л.й.Грищенко, — связано с определением широты профиля подготавливаемого специалиста, связи специальности и специализации, общетеоретической и специальной подготовки» (71, с. 10). ^ Общетеоретическая подготовка является базой для профессиональной подготовки, а потому должна оказывать существенное влияние на формирование будущего специалиста. Однако существующая система обучения не обеспечивает взаимосвязи общетеоретической и профессиональной подготовки студентов. В связи с этим нами сформулирована следующая задача исследования — определить пути взаимосвязи общетеоретической (на материале физи-Ф ки) и профессиональной подготовки будущего специалиста (на примере инженера-строителя).

Актуальность нашей работы подтверждается следующими обстоятельствами, сложившимися в настоящее время в системе высшего ^ образования.

Как показали исследования, выбор абитуриентом той или иной специальности нередко случаен, и по явному интересу к данной специальности, сформировавшемуся заранее, в инженерный вуз поступает лишь 20% (85, с. 7). Редкий абитуриент представляет) себе ясно, что составляет сущность его будущей работы на производстве. Беседы, проводимые нами в школах г. Челябинска (№ 138, № 147) в 1984;1985 гг., убеждают в том, что большинство старшеклассников не имеет четкой позиции в выборе своего пути после окончания школы. Даже те, кто готовится к поступлению ^ в технический вуз, имеют крайне недостаточные представления об инженерных специальностях. Об этом говорит и тот факт, что учащиеся, записываясь в секции НОУ (научное общество учащихся), организованное при Челябинском политехническом институте, руководителем которого автор является с 1970 г., охотно идут в секции математики, физики, химии, но избегают таких секций как «юный механик», «юный строитель» и др. (189).

Существующая программа по трудовому обучению не обеспечива-| ет формирование у школьников интереса к инженерной деятельности (174). Профессиональное самоопределение у этой части молодежи, к сожалению, осуществляется на основе случайной информации о будущей трудовой деятельности.

Неопределенность профессиональных интересов и склонностей, поверхностное знание собственных возможностей и способностей, обусловливающих недостаточную обоснованность или неадекват-0 ноеть выбора вуза и будущей специальности, отмечает А. Б. Орлов, занимает особое место среди причин неуспеваемости первокурсников и, как следствие, причин отсева студентов. Другой пик отсева студентов из вуза наблюдается на третьем курсе в связи с * их разочарованием в выборе вуза, факультета (128, с. 69).

Действительно, среди опрошенных нами студентов первого и второго курсов (опрошено 325 человек) на вопрос: «Насколько хорошо Вы знаете в чем заключается Ваша будущая работа?» — 61% студентов ответили, что они не знают или представляют очень приблизительно содержание своей профессии. На вопрос: «Убеждены ли Вы, что Ваши способности, черты характера соответствуют избранной профессии?» — только 41% студентов отвечает удовлетворительно. На вопрос: «Много ли времени Вы уделяете подготовке к профессиональной деятельности (читаете специальную литературу, работаете в кружках)?» — 89% студентов отвечают: «Недостаточно», «Не уделяю». Налицо несформированность профессиональных интересов и склонностей, что, несомненно, отрицательно влияет на успеваемость, на творческую активность и на эмоциональный настрой студентов. Вот почему следует искать пути осуществления ранней профессиональной направленности студентов технического вуза. 1.

Другой существенный недостаток системы подготовки специалистов в техническом вузе состоит в том, что знания, сообщаемые студентам, особенно по общенаучным предметам, являются абстрактными, слабо связанными с реальной жизнью (25, 43, 123, 181). Знания же специалиста должны быть действенными, на что указано в проекте ЦК КПСС: «Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у них навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико-экономических проблем, умений находить эффективные решения» (13).

Третий недостаток в вузовской системе обучения состоит в том, что большинство преподавателей строит процесс обучения как процесс взаимодействия с «черным ящиком», который не позволяет получить должного развития интеллекта обучаемых из-за своей неопределенности. Роль преподавателя, по выражению.

В.М.Вергасова, сводится лишь к «наполнению этого ящика доброкачественной информацией» (43, с. 7), в то время как для успешного обучения преподаватель должен исходить из требований к личности выпускника втуза, конкретизированных к процессу преподавания отдельных дисциплин, особенно общенаучных, ответственных за профессиональную направленность студентов на начальном этапе их обучения в техническом вузе.

Мы считаем, что устранению выше указанных недостатков будет способствовать профессиональная направленность процесса обучения студентов, начиная с первого курса. Одно из направлений в реализации этой идеи мы видим в осуществлении профессиональной направленности обучения физике.

В целях выяснения степени решенности проблемы, научной и практической значимости данной работы были изучены статьи периодической печати, монографии и диссертационные работы по следующим аспектам:

1) политехническая и профессиональная направленность обучения физике на различных уровнях обучения: ПТУ, техникумы, вуз,.

2) формирование специалиста в техническом вузе на первомвтором курсах обучения студентов.

В исследованиях, проведенных в ПТУ, техникумах (33, 35, 49, 57, 58, 122, 126, 140, 146, 205), предлагаются способы реализации как политехнического, так и профессионального принципов обучения. Профессиональную направленность обучения физике исследователи предлагают осуществлять путем использования межпредметных связей, утверждая, что эффективная связь теоретических дисциплин с профессиональной подготовкой и преемственность между ними является важным дидактическим условием оптимизации учебного процесса. Реализация межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин обеспечивает у учащихся формирование обобщенных научно-технических знаний. Следуя принципу профессиональной направленности обучения, авторы выбирают путь исследования: отбор содержания самого курса, точнее его вариативного компонентавыбор технических объектов и технологий для иллюстрации физических законов и явленийотбор прикладных лабораторных работотбор задач с профессиональным содержанием.

Не умаляя значимости исследовательских работ по данной проблеме, хотелось бы подчеркнуть, что профессиональная направленность обучения физике свелась авторами к показу примеров применения физических знаний в профессиональной деятельности будущих специалистов, к составлению вариативного компонента курса физики, к расширению его информационного фонда.

Обратимся к высказыванию П. Р. Атутова: «В средних ПТУ. физика не должна решать непосредственно задачу формирования профессиональных знаний и умений, но она создает теоретические основы как для избранной, так и для смежных профессий, обеспечивает мобильность рабочего, дает ему достаточный запас общетеоретических знаний, чтобы он мог быстро приспосабливаться к новой технике и технологии и грамотно управлять ими» (27, с. 22). Автор имеет в виду специальные профессиональные умения. Действительно, приобретая физические знания, умению обрабатывать деталь, разрабатывать сложную конструкцию не обучишься, но интеллектуальным общепрофессиональным умениям обучиться можно. К числу таких умений, необходимых в профессиональной деятельности рабочего и инженера, которые возможно, с нашей точки зрения, формировать у обучаемых при изучении курса физики, мы относим умения формулировать и решать задачи с профессиональным содержанием на основе активного применения физических знаний.

Подробный обзор работ второго аспекта сделан в первой главе диссертации. Анализ их показывает, что проблема формирования специалиста в техническом вузе на первом-втором курсах обучения студентов является актуальной, но до сего времени не решен ее частно-дидактический аспект — осуществление профессиональной направленности обучения физике. Одна из причин нерешенности проблемы, по нашему мнению, заключается в отсутствии в дидактике четкого определения профессиональной направленности обучения основам наук.

Приведем несколько определений, встретившихся в печати.

По мнению Г. С. Гуторова, «под профессиональной направленностью общего образования следует понимать теорию обучения основам наук в условиях их сочетания с профессиональным образованием, иными словами, теорию связи основ наук с профессиональной подготовкой учащихся» (58, с. 6).

С.Я.Батышев видит сущность профессиональной направленности обучения в ПТУ «в неизменном сохранении преподаваемых основ наук в том же объеме и глубине, как и в школе, но с той разницей, что акцент делается на применимость получаемых знаний при овладении конкретной профессией» (33, с. 4).

В методических рекомендациях для преподавателей ПТУ отмечается, что «реализация принципа профессиональной направленности заключается, с одной стороны, в использовании на уроках физики содержания учебного материала, наглядных и дидактических средств, изучаемых и применяемых на уроках профессионально-технического цикла. и, с другой стороны, в выделении базисных, профессионально значимых элементов знания физики, которые могут быть применимы при овладении конкретными профессиями, т. е. в) процессе профессионально-технической подготовки» (140, с. 4).

К сожалению, в этих определениях профессиональной направленности обучения общетеоретической дисциплине рассматривается только содержательная сторона обучения основам наук, в то время как не менее существенную роль в успешности обучения играет его операциональная сторона.

Мы под профессиональной направленностью обучения физике будем понимать такую организацию ее изучения, при которой студенты целенаправленно приобретают теоретические знания, профессиональные умения, и у них развивается профессиональное мышление. Целенаправленность приобретения теоретических знаний при изучении общенаучных дисциплин мы видим в овладении студентами методами данной науки с целью их применения в профессиональной дея-р тельности. Из числа профессиональных интеллектуальных умений мы выделяем одно из основных — умение формулировать и решать профессиональные задачи с применением физических знаний. Профессиональное инженерное мышление имеет также свои особенности, на которые должен быть сделан акцент в процессе подготовки специалиста в втузе. Необходимо сформировать такой тип мышления, который дает возможность обновлять, повышать свою квалификацию, критически мыслить и находить новые оригинальные способы решения профессиональных задач, хорошо ориентироваться в стремительном потоке разнообразной информации.

Профессиональная направленность обучения физике в втузеэто ^ такая организация учебного процесса по ее изучению, при которой студент овладевает знаниями, методами науки с целью приобретения умений формулировать и решать профессиональные задачи.

Актуальность нашего исследования обусловлена социально-педагогической значимостью проблемы профессиональной направленности учебного процесса, с одной стороны, и нерешенностью проблемы профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе.

Объект исследования — профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса в вузе, дидактические основы его обеспечения.

Предмет исследования — совокупность приемов и средств осуществления профессиональной направленности обучения студентов физике в техническом вузе.

Цель исследования — совершенствование методики обучения, состоящее в осуществлении профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе.

Рабочая гипотеза. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что осуществление профессиональной направленности обучения физике во всех формах учебных занятий будет успешным, если.

— раскрывается профессиональная значимость физических знаний,.

— студенты осваивают деятельность, связанную с формулированием и решением задач с профессиональным содержанием на основе активного применения физических знаний,.

— преподаватели ведут целенаправленную работу по обучению студентов умению применять теоретические знания к решению задач с профессиональным содержанием.

Исходя из цели и гипотезы в работе ставились следующие задачи исследования:

I) изучить состояние проблемы исследования в современной теории и практике обучения;

2) выяснить структуру и особенности решения инженерной задачи, особенности инженерного мышления с целью моделирования учебного процесса;

3) обосновать и разработать методическую систему осуществления профессиональной направленности обучения физике во всех формах учебных занятий;

4) экспериментально проверить эффективность предложенной методики;

5) разработать практические рекомендации по осуществлению профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе.

Решение сформулированных выше задач потребовало разработки и решения комплекса подзадач, которые описаны по ходу изложения содержания работы.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие научные методы:

I) изучение и анализ литературы по марксистско-ленинской философии с целью определения методологических основ исследованияизучение партийных и государственных документов о задачах высшей школы по подготовке специалистов с целью определения целенаправленности исследованияанализ монографий и публиИ каций с целью выявления разработанности проблемыизучение и анализ монографий и нормативной документации с целью выявления специфики инженерной деятельностиизучение и анализ теоретических трудов, но педагогике, дидактике и психологии высшей школы с целью разработки методики исследованияанализ учебных программ по физике и специальным предметам (по специальности «Промышленное и гражданское строительство»), учебной и методической литературы с целью выявления межпредметных связей;

2) метод экспертных опросов преподавателей спецдисциплин | с целью выяснения значимости физических знаний для профессиональной деятельности;

3) метод моделирования учебного процесса;

4) разработка методики проведения и анализа результатов педагогического эксперимента. Л.

К методологическим основам исследования относятся марксистско-ленинская теория познания, марксистско-ленинское учение о роли продуктивной деятельности человека в развитии материальных и духовных основ общества, а также современная психолого-педагогическая теория обучения (принцип единства сознания и деятельности, теория формирования профессионального мышления и обобщенных умений в процессе обучения).

Общая характеристика работы. Диссертация посвящена исследо-| ванию методического аспекта проблемы осуществления профессио-1 нальной направленности обучения курсу общей физики в техническом вузе.

Практическая значимость работы состоит в.

— обосновании и разработке методической системы осуществления профессиональной направленности обучения физике, состоящей в формулировке цели, в создании дидактического материала, в раз-щ работке дидактических приемов, а также способов и средств их реализации, в разработке структуры деятельности студентов и преподавателя,.

— в разработке методических указаний для студентов с целью ^ формирования профессиональных умений,.

— в разработке рекомендаций по вопросам методики осуществления профессиональной направленности обучения физике в техничеоком вузе.

Научная новизна исследования состоит в том, что I — уточнено понятие «профессиональная направленность обучения общетеоретической дисциплине в вузе», введено понятие «учебная инженерно-физическая задача» и определены функции этой задачи в учебном процессе;

— выделена профессионально-направляющая функция учебных за9 нятий на основе выявленных общности и специфики структуры познавательной деятельности студента, решающего учебную задачу, и инженера, решающего профессиональную задачу;

— выявлена и обоснована система дидактических приемов профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе, обеспечивающая создание профессиональной мотивации у студентов, развитие у них творческого мышления, умения самостоятельно работать.

На защиту выносятся:

— положение о необходимости и возможности осуществления профессиональной направленности обучения физике в вузе;

— методическая система осуществления профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе;

— результаты педагогического эксперимента.

Исследование осуществлялось в период с 1978 по 1986 гг.

Щ и содержало четыре этапа.

На всех этапах исследования изучались партийные, правительственные документы о высшей школе, а также философская, педагогическая, психологическая и методическая литература по исследуе-^ мой проблеме.

На первом этапе (I978-I98I гг.) были определены социально-политические, философские и психолого-педагогические основы исследования. Проведен теоретический анализ и осуществлен констатирующий эксперимент с целью выяснения состояния проблемы профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе. На основе теоретического изучения проблемы исследования и результатов констатирующего эксперимента была сформулирована гипотеза и определены задачи исследования.

На втором этапе (1981—1983 гг.) выявлены дидактические возможности курса физики по реализации профессиональной направленности учебного процесса. Разработана методика осуществления профессиональной направленности обучения физике. Проведен пробный педагогический эксперимент с целью апробации предложенной методики.

На третьем этапо (1983;1985 гг.) уточнена разработанная методика и проведен систематический обучающий эксперимент по формированию у студентов 1-го и 2-го курсов умений формулировать и решать задачи с профессиональным содержанием на основе активного применения физических знаний. Определены критерии эффективности педагогического эксперимента. По результатам обработки эксперимента сделано заключение об эффективности предложенной методики.

На четвертом эт|апе (1985;1986 гг.) проведен контрольный кателем, обусловлен вания, репрезентать эксперимент с целью проверки достоверности выводов обучающего эксперимента.

На основании доведенного исследования были сделаны окончательные выводы и предложены рекомендации.

Достоверность научных результатов, лично полученных соиса реализацией комплексной методики исследо-вностью и статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализов исследования.

Апробация материалов исследования осуществлялась в форме) публикаций работ в печати и выступлений с докладами на двух Всероссийских конференциях (г. Новосибирск, 1981 г., г. Челябинск, 1986 г.), на трех Зональных научно-методических конференциях (г. Челябинск, I98I-I982 гг.), на одиннадцати межвузовских и вузовских научно-методических конференциях (г. Челябинск, 1979;1986 гг., г. Тамбов, 1985 г.). Ф «.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

В результате выполненного исследования решены следующие задачи.

1. Проведено теоретическое и экспериментальное исследование состояния проблемы профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе и доказано, что осуществлению професf сиональной направленности обучения способствует реализация системно-целевого подхода к обучению и воспитанию будущих специалистов народного хозяйства.

2. Сделан теоретический анализ инженерной деятельности: выявлены этапы решения инженерной задачи, выяснены особенности мышления и личности инженераопределены понятия «профессиональная направленность обучения физике в техническом вузе», «учебная задача с профессиональным содержанием», «учебная инженерно-физическая задача» .

3. Разработана методическая система осуществления профессиональной направленности обучения физике во всех формах учебных занятий: сформулирована цель обучения (формирование инженера в процессе изучения физики) — выделены дидактические приемы осуществления профессиональной направленности обучения физике, а также способы и средства их реализациивыявлена структура деятельности студента и преподавателя.

4. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, которая показала положительное влияние предложенной методики осуществления профессиональной направленности обучения физи ке в техническом вузе на уровни сформированности умений формулировать и решать учебные инженерно-физические задачи, на умение применять знания по физике на практике.

5. Разработаны практические рекомендации по осуществлению профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе.

На основе результатов теоретических исследований и проведенного педагогического эксперимента сделаны следующие выводы:

1. Уровень реализации принципа профессиональной направленности процесса обучения в техническом вузе на начальном этапе обучения студентов не соответствует требованиям к подготовке инженерно-технических кадров, выдвинутым в постановлениях Совета Министров и Центрального Комитета КПСС по высшей школе.

2. К основным профессиональным умениям инженера относятся умения формулировать и решать профессиональные задачи, в том числе задачи на основе применения физических знаний. Учебный процесс в вузе должен быть направлен на формирование этих умений.

3. Успешность формирования у студентов умений формулировать и решать задачи с профессиональным содержанием зависит от многих факторов: целенаправленной деятельности преподавателя, наличия дидактического обеспечения занятий, уровня знаний студентов и умений применять их.

Осуществление профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе обусловлено целенаправленным обуче-6 нием студентов обобщенным инженерным умениям, метазнаниям, установлением межпредметных связей физики с спецпредметами, обеспечивающих усвоение методов науки, применяемых в профессио-> нальной деятельности.

Ь 5. Разработанная автором методическая система осуществления профессиональной направленности обучения физике способствует формированию у студентов умений формулировать и решать задачи с профессиональным содержанием, воспитанию профессиональных качеств личности и пониманию студентами роли изучаемой дисциплины в будущей инженерной деятельности.

Дальнейшей разработки требуют следующие вопросы:

1. Продолжение совершенствования методической системы осуществления профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе.

2. Совершенствование диагностики уровней профессиональной направленности обучения физике и уровней сформированности умений формулировать и решать задачи с профессиональным содержанием на основе применения физических знаний.

3. Расширение и углубление методических рекомендаций для преподавателей с целью осуществления профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе. I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 343−626.
  2. В.И. Рецензия. А.Богданов. Краткий курс экономической науки // Полн. собр. соч. 4-е изд. — Т. 4. — С. 36−37.
  3. Ленин В, И. Задачи революционной молодежи. Письмо первое // Полн. собр. соч. 4-е изд. — Т. 7. — С. 341−356.
  4. КПСС. ЦК. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР от 19 июля 1979 г. Ш 918
  5. Бюл. MB и ССО. 1979. — № 9. — С. 3-II.
  6. Примерный типовой комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения
  7. Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. В. И. Крутова. -М.- Высшая школа, 1984. С. 37−63.
  8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, X98I. -223 с.
  9. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 е.
  10. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  11. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 106 с.
  12. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986−1990 годы и на период до 2000 года // Правда. 1985. — 9 марта.
  13. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХУП съезду Коммунистической партии Советского Союза. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева М. С. 25 февраля 1986 г. // Правда. 1986. — 26 февраля.
  14. Проект ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране // Правда.1986. I июня.
  15. Ю.С., Хохлов Н. Г. Завод втуз как производственно — учебно — научный комплекс // Вестн. высш. шк. — 1983. -№ II. — С. 22−27.
  16. Г. П. Формирование у студентов профессиональных умений на основе применения телевизионно-контролирующих комплексов. Дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 179 с.
  17. Д.Д. Применение визуальной информации для формирования профессиональных умений при обучении с использованием замкнутых систем учебного телевидения (на материале высшей технической школы). Дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 184 с.
  18. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. рабочий, 1973. 295 с.
  19. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. 176 с.
  20. B.S., Пантина H.G. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Сов. педагогика. 1977. -Ш 5. — С. 100−108.
  21. А.В. Психология изобретательского творчества. -Киев: Вища школа, 1978. 176 с.
  22. С.И. Лекции по дидактике высшей школы. → М.: Высш. шк., 197I. 180 с.
  23. С.й. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1974. — 384 с.
  24. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Ы.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  25. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Просвещение, 1970. — 192 с.
  26. II.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. М.: Знание, 1985. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 7).
  27. А.С. Лабораторный практикум по физике. М.: Высш. шк., 1980. — 360 с.
  28. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  29. С.Н. Совершенствование экспериментальной подго-^ товки учителя физики в педвузе на основе углубления знаний радиотехники с другими спецдисциплинами. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1985. — 18 с.
  30. В.А., Воинова Л. Г. и др. Лабораторный практи-) кум по физике. Харьков: Йзд-во Харьк. ун-та, 1969. — 244 с,
  31. II.М. Методологические вопросы инженерного ипроектировочного мышления // Вопросы философии. 1985. — № 5. -ш С. 149−150.
  32. С.Я. Новое содержание профтехобразования J J Народное образование. 1971. — № 7. — С. 3−5.
  33. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Вышэйшая школа, 1983. -224 с.
  34. В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии.у Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 18 с.
  35. Дж. Психология познания: Перевод с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  36. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976. — 127 с.
  37. Г. А. Некоторые вопросы программированного обучения // Совершенствование педагогической работы в вузе / А.К.Та-щев (отв. ред.), Г. И. Калягин, Т. И. Парубочая. Челябинск: ЧПЙ, 1979. — С. 33−53 (Темат. сб. науч. тр.- Ш 240).
  38. E.G. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно-научными дисциплинами. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1984.- 227 е.
  39. Л.М. Психические процессы. JI.: Изд-во ЛГУ, 1974. — Т. I. — 334 е.- 1976. — Т. 2. — 342 с.
  40. А.А. Игровые формы контекстного обучения//В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1983. — С. 3−24.
  41. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1979. — 216 с.
  42. В.М. Активизация познавательной деятельностистудентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1985. →175 с.
  43. B.C. Сборник задач по общему курсу физики.ш М.: Наука, 1979. 351 с.
  44. Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в Москве 6−8 февраля 1980 г.: Сокращенный стенографический отчет. М.: Высш. шк., 1980. — 351 с.
  45. Вузовский учебник состояние и перспективы // Вестн. высш. шк. — 1984. — № 12. — С. 3−7.
  46. П.Я. Введение в психологию. М.: йзд-во МГУ, 1976. — 150 с.
  47. Д.П., дудина Л.К., Сухина Г. В., Фоминых P.II.
  48. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах, М.: Высш. шк., 1980. — 144 с.
  49. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая ^ гвардия, 1982. — 149 с.
  50. К.К., Ковчин С. А., Окороков В. Р. и др. Подготовка инженеров широкого профиля. М.: НЙИВ111, 1981. — 40 е. -(Обзор информ. / НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Обуч. в высш. и сред. спец. школе" — вып. 2).
  51. А.В. Социальные и методологические проблемымеждисциплинарных исследований // Вопросы философии. 1985. -№ 9. — С. Ill—118.
  52. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  53. Й.П. Особенности мыслительной деятельности студентов в работе с учебными текстами. Автореф. дис. канд.психол. наук. М., 1971. — 25 с.
  54. II.Г., йонкин П.А., Чилинкин М. Г. Советы сту→ дентам втузов. М.: Высш. шк., 1972. — 88 с.
  55. Р. С. Формирование системы межпредметных связей естественно-научных и профессионально-технических дисциплин в средних профессионально-технических училищах. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 18 с.
  56. Г. С. Методика и система работы по осуществлению взаимосвязи предметов общеобразовательных и профессионально-технических циклов в среднем профтехучилище. М.: Высш. шк., 1977. — 96 с.
  57. А.А., Яворский Б. М., Милковская Л. Б. Курс физики. М.: Высшая школа, 1973. — Т. I. — 384 е.- 1977. — Т. 2. -375 с.
  58. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений: Перевод с англ. М.: Мир, 1969.440 с.
  59. М.А., Жураховский И. Ф. Сборник задач по курсу общей физики: Методическое пособие. Ч. I. Челябинск: ЧВВАИУ, 1982. — 241 с.
  60. Л.К., Фоминых Р. П. Дидактический материал по фи) зике с элементами адаптации и саморегуляции (механика) / Подред. Г. А. Буденкова. Челябинск: ЧГШ, 1979. — 38 с.
  61. Л.К., Топольский В. Г., Топольская Н. Н., Фоминых Р. П. Механика (законы сохранения). Программированное пособие с элементами адаптации и саморегуляции / Под ред. Г. А.Бу-денкова. Челябинск: ЧПИ, 1981. — 44 с.
  62. М.И., Кандыбович А. А. Психология высшей школы. Минск: Мзд-во БГУ, 198I. — 383 с.
  63. Н.Н., Каган В. Л. Руководство к лабораторным работам по физике. М.: Мзд-во высш. шк., 1970. — 383 с.
  64. Н.П. Процессы мышления в производственной дея-) тельности // Психологические проблемы рационализации деятельности: Межвуз. темат. сб. / Под ред. Н. П. Ерастова. Ярославль- Изд-во ЯГУ, 1979. — С. 3−14.
  65. Жак Л. З. Решая прикладные задачи // Вестн. высш. шк. -1984. № 2. — С. 17−19.
  66. В.И., Грищенко Л. И. Основы дидактики высшей школы: Учебное пособие.- Тюмень: Йзд-во ТГУ, 1978. 91 с.
  67. А.Н. Совершенствование процесса систематизации знаний учащихся в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1978.- 18 с.
  68. Ю.В. Из опыта разработки и внедрения учебногоплана непрерывной подготовки студентов втузов по физике // Сборник научно-методических статей по физике / Под ред. Б. М. Яворского. М.: Высш. шк., 1982. — Вып. 9. — С. 3−10.
  69. А.Л., Филиппов Л. И. Введение в специальность радиоинженера. М.: Высш. шк., 1983. — 176 с.
  70. С.И. Лекция в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1962. — 136 с.
  71. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.-М.: Высшая школа, 1975. 314 с.
  72. Г. А., Тодес О. М. Курс общей физики. М.- Изд-во
  73. Наука, 1967. Т. I. — 339 е.- 1972. — Т. 2. — 352 с.
  74. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  75. А.Ф. Влияние межпредметных связей физики с биологией на развитие интереса к будущей профессии у слушателей подготовительного отделения медвуза. Автореф. дис. канд. пед.tнаук. Челябинск, 1985. — 21 с.
  76. А.А. Межпредметные связи фундаментальных и технических дисциплин в вузе. Дис. канд. пед. наук. М., 198I. 161 с.
  77. Т.А. Лекции в высшей школе. М.: Знание, 1977. -79 с.
  78. Инженерный труд в социалистическом обществе: Учебное пособие для инженерно-технических работников / Под ред. А.К.Та-щева, й.С.Мангутова. М.: Мысль, 1979. — 318 с.
  79. И.З. Задачи по общей физике. М.: Наука, 1979. 367 с.
  80. Использование активных приемов обучения на лабораторных занятиях / Л. В. Путляева, Р. Т. Сверчкова, Н. Г. Баскина и др.
  81. М.: НШВШ, 1981. 48 с. (Обзор информ. / НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Обучение в высш. и сред. спец. школе" — вып. 5).
  82. А.Б. Рождение специалиста. Минск: Изд-во БГУ, им. В. И. Ленина, 1983. — III с.
  83. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 184 с.
  84. И.П. Структура и механизация творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
  85. Ф.И. Совершенствование развивающих профессионально-направленных влияний обучения студентов младших курсов вузов. Дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1983. — 162 с.
  86. Квалификационная характеристика инженера-строителя по специальности 1202 «Промышленное и гражданское строительство».-Челябинск: ЧПИ, 1982. 4 с.
  87. Ф.П., Коликова В. М. Самостоятельная работапри выполнении учебного эксперимента в лаборатории физики: Метод, указание. -Л.: ЛПИ, 1984. 21 с.
  88. Козлов М.М., дульнева Н.М. О структуре и содержании курса общей физики // Методика и практика преподавания в техническом вузе. Л.: ЛГШ, 1983. — С. 79−81.
  89. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дис. канд. пед. наук. Л., 1977. — 257 с.
  90. Н.И. Логический словарь справочник. — М: > Наука, 1976. — 720 с.
  91. А.В., Рублев Ю. В., Куценко А. Н. Практикум по физике. М.: Высш. шк., 1963. — 516 с.
  92. И.П. Для будущих инженеров-производственников // Вестн. высш. шк. 1984. — № 2. — С. 22−23.
  93. Э. Введение в инженерное дело. М.: Энергия, 1970. — 176 с.
  94. Т.В., Штеймец А. Э. Решение задач как средство изучения технических знаний // Вопр. психологии. 1973.№ 3. С. 73−83.
  95. Т.В., Концевой Ю. А. К вопросу об изучении структурных компонентов технического мышления // Вопр. психологии. 1976. -tel.- С. 56−64.
  96. Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. 303 с. щ 101. Кузнецов В. М. Методы повышения эффективности обучения // Вестн, высш. шк. 1980. — № II. — С. 28−30.
  97. Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы // Совр. высш. шк.1. Ь 1977. № 3. — С. 73−89.
  98. В.Д. Организация умственного труда: Курс лекций. М.: МИСиС, 1976. — Ч. I. — С. I-I78- Ч. 2. — С. 179−356.
  99. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.
  100. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  101. В.В. Философы педагогам. М: Прогресс, 1976. — 219 с.
  102. Ю.В. Проблема межпредметных связей в учебном процессе втуза // Вопросы педагогики высшей школы и частных методик / Под ред. Г. Н. Александрова. Уфа: УШИ, 1978.- С. 16−24 (Межвуз. науч. сб.- вып. 2).
  103. Лакатош Дюла. Анализ структуры интересов и профессиональной направленности студентов (на материале венгерских учебных заведений). Дис. канд. пед. наук. Л., 1978. — 171 с.
  104. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.
  105. НО. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  106. И.Я. Дидактические основы методов обучения.ш М.: Педагогика, 1981. 184 с.
  107. B.C. О методическом построении лекции по математике во втузе // Современная высшая школа. 1985. — № I. -С. 123−130.
  108. Ь ИЗ. Мангутов И. С. Инженер. Социально-экономический очерк.
  109. М.: Сов. Россия, 1980. 288 с.
  110. Марквардт К. Г. Принципы формирования инженерного зна
  111. М.Ф. Формирование элементов технического мышления учащихся при обучении физике. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ji., 1974. — 19 с.
  112. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе: Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музеена факультете новых методов и средств обучения. М.: Знание. -1977. — 44 с.
  113. М.й. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / А. В. Усова (отв. ред.), А. Н. Звягин. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. 88−100.
  114. Н.А. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966. — 231 с.
  115. JI.B. Образные компоненты в мышлении. Дис. канд. психол. наук. Л., 1977. — 186 с.
  116. X2I. Мещерякова С. И. Математические модели физических явлений и обучение студентов технического вуза их построению: Дис. канд. пед. наук. Л., 1974. — 151 с.
  117. .М. Проблема содержания прикладных вопросов физики в разных типах средних учебных заведений: Дис. докт. пед. наук. Ташкент, 1980. — 347 с.
  118. А.Ф. Становление системы профессионально-практической деятельности. Вестн. высш. шк. — 1985. — № II. -С. 31−33.
  119. В.А. Психология конструкторской деятельности. -М.: Машиностроение, 1983. 134 с.
  120. Г. О. Методика реализации связей физики с дисциплинами профтехцикла. Дис. канд. пед. наук. М., 1982.188 с.
  121. Оптика. Физика атома и атомного ядра: Задания для программированного контроля на практических и лабораторных занятиях / Под ред. Р. П. Фоминых. Челябинск: ЧПИ, 1977. — 95 с.
  122. А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание, 1981.96 с.
  123. Основы инженерной технологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Высш. шк., 1977. 335 с.
  124. Н.Н., Татур Ю. Г., Гассель S.M. Комплексный подход к управлению подготовки специалистов // Вестн. высш. шк. 1984. — № 12. — С. 17−25.
  125. К.С. Научно-техническое творчество. Социально-философские проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 144 с.
  126. В.Г. Научные основы создания модели специали-) • ста // Наука и учебный процесс в вузе: Материалы Республ. науч. -метод. конференции, посвященной 60-летию Великого Октября / Иод ред. В. А^Кардиварского. Кишинев: Штиница, 1978.1. С. 35−53.
  127. Положение об учебно-методическом комплексе по специальности / Под ред. Г. й.Калягина. Челябинск: ЧПй, 1982. — 35 с.
  128. A.Г.Акопян. Ташкент: ТГШ, 1980. — С. 31−40.
  129. Применение ТКК типа «Фотон» в курсе физики: Учебное пособие / В. Ф. Вахрушева, А. Е. Гришкевич, Н. П. Гресс (отв. ред.Э.Челябинск: ЧПй, 1982. 72 с.
  130. Программа курса физики для инженерно-технических специальностей высших учебных заведений. М.: Высш. шк., 1981.22 с.
  131. Программно-целевой подход к разработке типовых учебных планов инженерно-технических специальностей / А. В. Никитин,
  132. B.А.Юрасов, Т. Г. Михалёва. М.: НМИВШ, 1984. — 36 с. (Обзор информ. / НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Содерж., формы и методы обучения в высш. и сред. спец. школе" — вып. 10).
  133. Профессиональная направленность учебного процесса и качество подготовки специалистов / Тезисы докладов УШ учебно-методической конференции (9-II марта 1983 г.) / Под ред. В. Н. Васильева. Петрозаводск: ПТУ, 1983. — 115 с.
  134. Профессионально-значимый материал в курсе физики средних ПТУ для групп профессии машиностроения и металлообработки: Методические рекомендации. М.: 1985. — 80 с.
  135. Психологические вопросы формирования профессионального мышления / Межвузовский сб. научных трудов / Под ред. В. П. Андронова. Саранск: МГУ, 1984. — 123 с.
  136. Психология применения знаний к решению учебных задач: Сб. статей / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: йзд-во Акад. пед. наук, 1978. — 416 с.
  137. JI.B. Скрытые периоды в процессе поисковой деятельности как продуктивный компонент мышления. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1976. — 20 с.
  138. Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач: Методические рекомендации / А. М. Аверин, Эф Зеер.-М.: Гос. ком. РСФСР по проф.-техн. образованию. 32 с.
  139. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  140. З.А., Баляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины // Вестн. высш. шк. 1985. — № I. -С. 35−39.
  141. Ji.И. Организация самостоятельной работы студентов в связи с лекционным курсом методики преподавания физики. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1983. — 190 с.
  142. P.M. Систематизация и обобщение знаний студентов по общему курсу физики. Автореф. дис. /канд. пед. наук.1 Челябинск, 1982. 18 с.
  143. И.В. Курс общей физики. М.: Наука, 1977. -Т. I. — 416 е.- 1968. — Т. 2. — 335 с.
  144. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: АПН РСФСР, 1962.- 504 с.
  145. З.Б. Роль образного компонента в формировании общеинженерных знаний, навыков и умений. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979. — 20 с.
  146. Н.П., Любичанковский В. А. МетодологическиеIвопросы в курсе физики средней школы. М.- Просвещение, 1979. -86 с.
  147. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 137 с.
  148. Н.К. Взаимодействие наук: Проблема междисципли-^ нарного переноса методов и мобильность научных кадров // Взаипосвязь естественных и технических наук. М.: Институт истории естествознания и техники, 1975. — С. 271−275.
  149. А.А. На тропе в будущее: Размышления о судьбе > изобретений и открытий. М.: Знание, 1983. — 176 с.
  150. М.Й. Труд инженера. М.: Экономика, 1977.144 с.
  151. М.Н. Принципы обучения // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — С. 48−89.
  152. Г. Б. Формирование специальных конструктивных умений инженера при обучении алгоритмам в курсе физики. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. — 18 с.
  153. В.А. Формирование личности учителя советской I школы б процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  154. С.Н. Развитие междисциплинарных процессов в современной науке // Вопросы философии. 1985. — Ш 3. — С.74−84.
  155. Ю.М. Принципы подготовки кадров для автоматизации машиностроения // Вестн. высш. шк. 1985. — i 4.1. С. II—15.
  156. Социально-психологический портрет инженера: По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / Под ред. В. А. Ядова. М.: Мысль, 1977. 231 с.
  157. Стефанова Г. Г1. Формирование у учащихся обобщенных принципов решения физических задач. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 19 с.
  158. В.И., Кустов Ю. А., Короткова Г. М. За непрерывную профессиональную подготовку // Вестн. высш. шк. 1983.1. II. С. 20−22.
  159. S.A. Рациональные особенности формирования инженерно-технической интеллигенции (на материале нефтяной про) мышленности). дис. канд. филос. наук. М., 1981.- 202 с.
  160. Г. В., Фоминых Р. П. Механика: Программированное пособие по аудиторным и домашним заданиям / Под ред. Г. А.Буден9нова. Челябинск: ЧПИ, 1980. — 75 с.
  161. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 133 с.
  162. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. 343 с.
  163. Ф., Крамарюк Р. Электростатика в технике. -М.: Энергия, 1980. 296 с.
  164. .М. Ум полководца // Проблемы индивидуальныхразличий. М.: МГУ, 1961. — С. 252−344.
  165. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. -М.: йзд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  166. Н.А. Система трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы: Учебное пособие. Челябинск: ЧГПЙ, 1985. — 88 с.
  167. Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. Минск: Высшая школа, 1976. — 183 с. (
  168. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под: ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1972. — 204 с.
  169. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на (формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени). Дис. докт. пед. наук. — М., 1969.
  170. Ч. I. 481 е.- Ч. 2. — 448 с.
  171. А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе / Под ред. А. К. Тащева. Челябинск: ЧПИ, 1979. — С. 156−167.
  172. А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин- Пособие для учителей / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. -С. 40−53.
  173. И.М. Педагогические цели и типы учебных задач // Оптимизация педагогической работы в вузе: Межвуз. сб. науч. тр.- Челябинск: ЧПИ, 1983. С. II9-I32.
  174. Ш 239 / Под ред. В. В. Гужавина. Челябинск: ЧПИ, 1979.- С.89−92.
  175. Р.П., Волегов Ю. В., Гребнева B.JI. Инженерные задачи в физике и методические указания к их решению. Челябинск: ЧПИ, 1982. — 40 с.
  176. Р.П., Гребнева В. Л., Головачева З. Д., Мишина Ji.А. Физический практикум с элементами УЙРС: Методические указания. Челябинск: ЧПЙ, 1983. — 37 с.
  177. Л.Н. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208 с,
  178. Ф. Основы общей методики конструирования: Пере-р вод с нем. Л.: Машиностроение, 1969. — 166 с.
  179. В.й. Единство в овладении научными знаниями и методами познавательной деятельности студентов. Дис. канд. пед. наук. Краматорск, 1983. — 184 с,
  180. Н.Г. Инженерно-производственная подготшвка взаводе-втузе // Вестн. высш. шк. 1982. № 10. — С. 21−23.
  181. А.Я. Самостоятельная работа учащихся по решениюи составлению задач как средство повышения качества знаний по математике. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.- 16 с,
  182. Чан Зоан Тьюнг. Зависимость между профессиональной направленностью и умственной самостоятельностью студентов. -Дис. канд. пед. наук. Л., 1976. — 261 с.
  183. Человек и вычислительная техника / Под ред. В.М.Глуш-кова. Киев: Наукова Думка, 197I. — 294 с.
  184. А.Г., Воробьев А. А. Задачник по физике. -М.: Высшая школа, 1981. 495 с.
  185. В.В. Методологические и социальные вопросы взаимосвязи естествознания и технических наук // Взаимосвязь естественных и технических наук. М.: Институт истории естествознания и техники, 1975. — С, 208−213.
  186. В.А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективной деятельностью инженеров. Дис. канд. пед. наук. Л., 1981. — 246 с.
  187. Э.С. Формирование и развитие технического творчества молодого рабочего. М.: Высш. шк., 1979. — 96 с.
  188. Е.А. Инженерная деятельность как источник технического прогресса. Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л., 1975. 18 с.
  189. X. Теория инженерного эксперимента. Пер. с англ. й.Г.Коваленко. М.: Мир, 1972. — 381 с.
  190. В.М. Профессиональная направленность преподавания теоретической физики в педагогическом институте: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1983. — 18 с.
  191. В.А. Проблемы методологии научного познания. -М.: Высшая школа, 1979. 272 с.
  192. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш.1 шк., 1972. 215 с.
  193. Эсаулов А. Ф, Проблемы решения задач в науке и технике. Л.: ЛГУ, 1979. — 200 с.
  194. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  195. .М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 320 с. II
  196. Отношение преподавателей к профессиональной направленности обучения физике в техническом вузе
Заполнить форму текущей работой