Программно-методические условия интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе: На примере художественно-творческих занятий с младшими школьниками
Опытно-экспериментальная работа по программе показала ее довольно высокую эффективность в развитии. художественно-творческой активности школьников, о чем свидетельствует: инициативность, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельностимногообразие и качество творческих продуктов (рисунков, элементарных музыкальных сочинений, коротких рассказов, танцев, ролей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы интеграции основного и дополнительного образования детей
- 1. Проблема целостности образовательного пространства в современных педагогических исследованиях
- 2. Концептуальные основания создания единой системы основного и дополнительного образования детей в начальной школе
- 3. Роль и специфика образовательной программ!, I в развитии системы дополнительного образования детей
- Выводы по первой главе
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Программно-методическое обеспечение художественно-творческих занятий младших школьников в процессе взаимодействия основного дополнительного образования
- 1. Художественно-эстетическое направление дополнительного образования детей и особенности его программного обеспечения
- 2. Организационная модель интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе: художественное направление
- 3. Авторская программа «Волшебный мир искусства»: основные принципы, организация, результативность
- 4. Совместная методическая работа учителей начальной школы, и педагогов дополнительного образования
- Выводы по 2-й главе
Программно-методические условия интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе: На примере художественно-творческих занятий с младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Проблема воссоздания целостности образовательного пространства приобретает все большую актуальность в наши дни. В педагогическом сообществе происходит осознание важности поиска путей и средств противостояния деструктивным явлениям в социально-политической жизни страны. Образование выступает одним из наиболее важных стабилизирующих факторов, той сферой, где возможно реальное объединение человеческих, материально-технических, программно-методических ресурсов.
Процессы интеграции в образовании являются отражением общей закономерности познания мира человеком: по мере познания происходит не только продвижение вглубь, но и одновременно продвижение вширьболее детальное знание позволяет преодолеть прежние границы знания, расширить само пространство науки. Очевидно, что сегодня речь идет не столько о поиске различных межпредметных связей, сколько о взаимосвязи различных образовательных сфер, в частности, об интеграции основного и дополнительного образования. Решение этой проблемы позволяет рассчитывать на создание содержательного единства образования, на взаимодействие педагогов различных специальностей, формирование у детей и подростков более целостной картины мира.
Большое значение развитие интеграционных процессов имеет и для начальной школы, где предметная дифференциация меньше выражена, чем на средней ступени, однако уже в младшем школьном возрасте дети начинают общаться с разными учителями, учатся принимать разные системы требований и ценностей. Все это затрудняет вхождение их в школьную жизнь зачастую приводит к серьезным психологическим проблемам. Однако, неизбежные сложности взросления можно уменьшить, создав единое образовательное пространство. Путь к нему представляется наиболее продуктивным через включение детей и педагогов в совместную художественно-творческую деятельность на уроке, во пнеурочной работе, на занятиях дополнительного образования. Эффективность такой интеграции прежде всего зависит от программно-методическог о обеспечения.
Проблемы интеграции и целостности образовательного пространства рассматривались многими видными учеными: О. С. Анисимовым, Б. З. Вульфовым, М. В. Кларипым, Б. Т. Лихачевым, М. П. Скаткиным, П. М. Третьяковым. В последние годы достаточно активно стали рассматриваться различные аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования (Е.Б.Евладова, В. И. Казаренков, З. А. Каргина, Н. А. Морозова, М.О.Чеков).
Все это свидетельствует об усилении интеграционных процессов и образовании в целом, и об активизации поиска путей взаимосвязи основного и дополнительного образования детей в том числе. Между тем сегодня ощущается острая потребность в изучении тех условий, которые обеспечили бы интеграцию основного и дополнительного образования на уровне конкретных исполнителей — учителей, воспитателей, руководителей творческих объединений школьников. В связи с этим появилась потребность в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программно-методических условий, способствующих интеграции основного и дополнительного образования детей, в разработке материалов, обеспечивающих совместную деятельность учителей-предметников и педагогов дополнительного образования, в том числе и тех, кто ведет занятия художественным творчеством школьников.
Однако вопросы эти пока недостаточно изучены, что позволило сформулировать тему исследования: «Программно-методические условия интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе (на примере художественно-творческих занятий с младшими школьниками)».
Объект исследования — процесс интеграции оснопного и дополнительного образования детей в начальной школе.
Предмет исследования — программно-методические условия, обеспечивающие художественно-творческие занятия младших школьников в процессе интеграции основного и дополнительного образования.
Цель исследования — определить программно-методические основы взаимодействия основного и дополнительного образования детей в рамках художественно-эстетического направления.
Гинотеза исследования состояла в предположении, что интеграция основного и дополнительного художественного образования детей в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если удастся:
— определить наиболее значимые концептуальные положения, раскрывающие сущность интеграционных процессов в образовании и во взаимодействии основного и дополнительного образования детейвыяснить роль дополнительной образовательной программы в процессе интеграции учебной деятельности, дополнительного образования, внеурочной работыопределить организационные условия взаимодействия основных структурных элементов основного и дополнительного художественного образования в начальной школеконкретизировать принципы, содержательные и методические основы взаимодействия учителей начальной школы, учителей музыки и изобразительного искусства, воспитателей, руководителей художественно-творческих объединений школьниковопределить эффективности интеграционных процессов в системе основного и дополнительного образования начальной ¡-иколы в рамках художественно-эстетического направления деятельности.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
— проанализировать теоретические подходы к исследованию проблем интеграции образования в целом и в системе взаимодействия основного начального образования и дополнительного образования детей, в частности;
— изучить роль образовательной программы как основы и условия интеграции учебной деятельности, внеучебной работы и дополнительного образования школьниковопределить специфику дополнительных образовательных программ художественного направлениясоздать организационную структуру, обеспечивающую взаимодействие всех элементов образовательного пространства, как внешних так и внутреннихна уровне объектов (учреждения, творческие объединения, уроки, программы) и на уровне субъектов (педагоги, дети, родители) — разработан, и экспериментально проверить авторскую образовательную программу, ориентированную на развитие творческой активности младших школьников средствами искусствобеспечивающую содержательную основу для сотрудничества учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования;
— создать условия и определить организационные формы и содержание проведения совместной методической работы учителей начал!, ной школы, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
— выяснить эффективность предложенных программно-методических условий для интеграции основного и дополнительного образования детей в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи философов, педагогов, психологов, культурологов, в работах которых рассматриваются проблемы целостности системы образования, особенностей интеграционных процессов в современном образовании, системного подхода к учебно-воспитательному процессу, сущности и роли дополнительного образования детей, специфики художественно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте. Предметом особого изучения стали:
— концептуальные подходы к проблемам интеграции в образовании и работах таких авторов, как Берулаева М. И., Е. В. Бондаревская, Гершунский Б. С., Данилюк Л. Я., Егоров Ю. Л., Краевский В. В., Кларин М. В., Куркин Е. Б.,.
A.Н. Новиков, Паладьев СЛ., Поташник М. М., Равкин Д. В., Рябова C.B., Семенов В. Д., Сериков В. В., Слободчиков В. И. и др.;
— работы, посвященные изучению образовательного пространства и педагогической системы как его основного элемента Б. П. Беспалько, В. А. Караковского, М. В. Кузьминой, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Новиковой, П. И. Третьякова, Ф. Ф. Королева, Е. Б. Куркина, Ю. П. Сокольникова и др.;
— труды по проблемам содержания образования в начальной школе Ш. А. Амоношвили, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, К. Д. Ушинского;
— исследования внешкольного образования как особой сферы развития личности П. П. Блонского, К. Н. Венцеля, П. Ф. Каптерева, Н. А. Корфа, И. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, E.H.Медынского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого;
— работы по различным аспектам дополнительного образования детей, по проблемам интеграции основного и дополнительного образования, специфики его организации и программного обеспечения В. А. Березиной,.
B.В.Беловой, Е. Б. Евладовой, И. В. Калиш, Л. Г. Логиновой, А. В. Золотаревой,.
C.Л. Паладьева;
— труды по проблемам воспитания школьников на основе системного, комплексного подхода, культурологического подхода, по вопросам воспитания средствами искусства Е. В. Бондаревской, Л. В. Грековой, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селиваной, Е. Б. Евладовой, И. С. Марьенко Т.И.Петраковой, В. Я. Коровиной, Т. Я. Шпикаловой.
— труды ученых в области гуманизации и гуманитаризации образования П. П. Блонского, В. И. Бочкарева, Б. З. Вульфова, О. С. Газмана, И. И. Зарецкой, П. Ф. Каптерева, В. А. Караковского, В. Ф. Кривошеева,.
A.C.Макаренко, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, В. А. Полякова,.
B.А.Сухомлинского, Е. А. Ямбурга.
Методологической основой исследования являются концептуальные представления о становлении и развитии систем, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, идеи непрерывного образования, теории системного подхода к изучению явлений.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, как теоретических (анализ психолого-педагогической, философской, культурологической литературы, программ по предметам начального образования и дополнительных образовательных программ художественного направления), так и эмпирических (педагогическое наблюдение, изучение передового опыта, анкетирование, беседы).
Экспериментальной Стой исследования явились общеобразовательные учреждения №№ 570, 120 В, 1804 «Кожухово», 1907 «Жулебино», Центр детского творчества «Зодчие» г. Москвы.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
1 этап (1999; 2000 гг.).
Изучение литературы по проблеме исследования, определение теоретических позиций, знакомство с практикой организации дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, определение базы опытно-экспериментальной работ!"!.
2 этап (2000 — 2002 гг.).
Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Разработка и внедрение авторской образовательной программы для совместной деятельности учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования. Подготовка I публикаций к печати.
3 этап (2002 — 2003 гг.).
Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов н рекомендации исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
— исследованы теоретические основания интеграции основного и дополнительного образования детей в общеобразовательном учрежденииизучены возможности образовательной программы в качестве фактора интеграции учебной деятельности, внеучебной работы и дополнительного образования школьников;
— разработана организационная модель взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках художественно-эстетической деятельности младших школьников;
— определены содержательные основы комплексной образовательной программы художественно-творческой деятельности младших школьников на уроках и занятиях в системе дополнительного образования;
— разработаны формы совместной методические деятельности учителей начальной школы, воспитателей, педаг огов дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе анализа теоретических работ определены положения, идеи, подходы, наиболее значимые для развития интеграционных процессов в системе основного и дополнительного образования детейраскрыто понимание образовательной программы как условия интеграции основного и дополнительного образования в общеобразовательном учреждениисформулированы требования к программно-методическому обеспечению художественно-творческих занятий младших школьников в процессе взаимодействия основного и дополнительного образованияпоказаны основы совместной методической работы педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, воспитателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем вывод!, 1 и рекомендации могут выть использованы руководителями школ создании блока дополнительного образованияпедагогами дополнительного образования, учителями начальной школы, воспитателями в их деятельности с младшими школьниками по художественно-эстетическому направлениюруководителями методических объединений школ и учреждений дополнительног о образования детей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследованияполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов цели п содержанию исследования, разнообразием и полнотой привлеченных источников, сочетанием теоретических и опытно-экспериментальных методов исследования.
Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
— интеграция основного и дополнительного образования детей является необходимым условием целостности образовательного пространства;
— взаимосвязь и взаимодействие субъектов педагогической системы обеспечивается образовательной программой, которая рассматривается как модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности;
— программно-методическими условиями интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе является: создание организационной структурыкомплексной образовательной программметодического объединения, обеспечивающего взаимодействие учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на педагогических советах школ № №№ 570, 1208, 1804 «Кожухово»,.
1907 «Жулебино», художественных сонетах Центра детского творчества «Зодчие» г. Москвы, в докладах автора с изложением результатов диссертационного исследования на заседании лаборатории дополнительного образования Института общего образования Минобразования РФ, в публикациях автора.
Выводы по 2 главе.
Анализ авторских программ дополнительного художественного образования — лауреатов конкурсов разных уровней (всероссийского, регионального, учрежденческого) свидетельствует о том, что значительно увеличилось число и разнообразие программ, ориентированных на приобщение детей к художественно-эстетической деятельностивырос.
139 интерес к занятиям традиционной народной культурой, художественными промыслами. Качественными характеристиками большинства авторских программ в области художественного творчества являются преимущественная ориентация на: углубленный уровень освоения содержаниягрупповые формы работызанятия в рамках определенного профиля и вида деятельностиподготовку к той или иной профессии в области художественной деятельностидолгосрочную работу с воспитанниками в течение трех и более лет.
Основным противоречием авторских программ является декларация личностно-ориентированные целей и задач, хотя содержание, формы работы и критерии оценки достижений детей свидетельствуют о преимущественном внимании развитию умений и навыков, получению определенного круга знаний. Недостаточное внимание в программах уделяется решению воспитательных задач, взаимосвязи основного и дополнительного образования, сотрудничеству руководителей творческих объединений с учителями школы, с родителями воспитанников. Выявление достоинств и недостатков авторских программ было необходимо для того, чтобы учесть их при разработке собственной авторской программы «Волшебный мир искусства».
2. Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), была разработана модель интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе на примере одного направления: художественно-эстетического. В ней представлены взаимосвязи объектов образования (урокизанятия в творческих объединенияхпраздники, конкурсы, экскурсии, концерты) — педагогов учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями) — содержательных направлений (основные тематические линии комплексной программы «Волшебный мир искусства»).
3. С целью формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире средствами искусства, в процессе художественно-творческой леяюлыюс! и и на основе нстрико-культурологического подхода была разработана программа «Волшебный мир искусства», носящая комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности направленности, различных видов художественной деятельности) интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Основными принципами построения программы были определены — системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонталисистема праздниковсистема внеурочных делисторико-культурологическая основа деятельности творческой деятельности школьниковопора на содержание основного образования, ключевых тем учебных программвоспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблемигровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогикивключение родителей в совместную со школьниками деятельностьпринцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.
4. Наиболее значимыми содержательными линиями программы были определены: культурологические пласты трех исторических эпох: первобытности, Древнего мира Египта и Греции, раннехристианской Византии и Древней Руси, а ключевыми понятиями, вокруг которых строится программа, стали: Мир, Миф, Храм. Работа по соответствующим темам основывалась ¡-та разнообразной художественной деятельности «в духе эпохи», и реализовывалась в процессе подготовки музыкально-драматических постановок, театрализованных праздников, ролевых игр, интегрированных уроков, уроков-путешествий, дидактических игр, интеллектуальных состязаний на материале истории и культуре изучаемой эпохи.
5. Опытно-экспериментальная работа по программе показала ее довольно высокую эффективность в развитии. художественно-творческой активности школьников, о чем свидетельствует: инициативность, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельностимногообразие и качество творческих продуктов (рисунков, элементарных музыкальных сочинений, коротких рассказов, танцев, ролей в спектаклях и пр.) — развитие общей художественной культуры (повышение интереса к разным видам искусства, чтению художественной литературырасширение кругозора и знаний об истории, культуре, искусству изучаемых эпохумение дать содержательную и эмоциональную оценку художественному произведению) — повышение успеваемости и позитивного отношения к предметам образовательной области «Искусство», к литературному чтениюразвитие эмоционально-образной сферы, желание и способность находить яркие образы в выполняемой художественной деятельностиразвитие способностей, связанных с занятиями разными видами искусства (пластичность и легкость движений, артистизма, улучшение дикции) — развитие коммуникативных качеств и самостоятельности.
6. Успешность интеграции основного и дополнительного образования зависит от профессионализма педагогов, повышения которого в условиях школы осуществляется через методическую службу. Одной из эффективных форм методической деятельности является педагогическая мастерская, которая и была определена основной для работы педагогов по программе «Волшебный мир искусства». Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественнотворческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагоговпостоянной рефлексии собственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.
7. Программно-методическое обеспечение деятельности педагогов позволило добиться важных результатов, о чем свидетельствует: рост активности и конструктивности сотрудничества учителей начальной школы, воспитателей, руководителей дополнительного образованиярасширение образовательного и культурного пространства их совместной деятельностиразвитие общекультурного кругозора, интереса к искусству, истории различных времен и народоввозможность лучше узнать детей, с которыми педагог работаетсовершенствование профессионального мастерства, в частности, за счет освоения методов театральной и музейной педагогикисоздания авторских образовательных программразвитие воспитательного потенциала уроков и занятий в системе дополнительного образованиясовершенствование содержания и форм работы с родителямиактивизация исследовательской и опытно-экспериментальной работыразвитие системы опытом, проведения открытых занятий, мастер-классов.
Среди нерешенных проблем были определены: увеличение загруженности педагога, повышение интенсивности его труда в процессе взаимодействия с коллегаминедостаточное использование возможностей морального и материального поощрения участников совместной педагогической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема интеграции в образовании рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из наиболее важных. Многие ученые отмечают большое значение процессов интеграции для образования, в том числе и по отношению к таким частям системы общего образования детей как основное и дополнительное образование. Вопросы определения основ, принципов и закономерностей интсгративиого подхода к содержанию образования и его структурированию в образовательном пространстве заняли сегодня устойчивую позицию в современной педагогике.
Анализ литературы, диссертационных исследований и практического опыта показал, что идея интеграции получила сегодня самое широкое распространение и оказалась продуктивной в осуществлении концепций вариативности, непрерывности в сфере образования через создание образовательных комплексов, объединение однопрофильных, но разноуровневых учреждений в образовательные центры на основе одной программы, цели и нужного результата, использования форм организации учебного процесса, межпредмстных связей и т. д. Однако смысл понятия «интеграция» не сводится только к данному пониманию, а более адекватно раскрывается через категории единства, целостности, системы, процесса, гармонии, связи.
Проведенное нами исследование позволило установить, что интеграция — это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграционные процессы могут действовать как в уже сложившихся системах (в образовательных учреждениях или на отдельных ступенях образовательного процесса), повышая уровень их целостности и организованности, так и при создании новых систем из ранее не связанных между собой, относительно автономных элементов. Другими словами, интеграция является инструментом или механизмом восстановления целостности (содержания и всех форм его выражения) в границах определенного пространства через освоение такого типа упорядоченных отношений как взаимодействие, взаимосвязь.
Было выявлено также, что основным элементом единого образовательного пространства является педагогическая система. Она рассматривается как социально — обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности. Именно педагогическая система есть показатель структурности пространства, независимо от его масштаба (отдельное объединение детей и взрослых или учреждение). В конкретном учреждении педагогическая система включает в себя основные подсистемы (обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование детей) и происходящие в них образовательные процессы.
Важный вывод, который удалось сделать в ходе теоретического изучения данной проблемы, состоит в том осознании важной роли дополнительного образования детей, которое обеспечивает целостность и функциональную полноту образовательного пространства. Дополнительное образование детей — это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством образовательных программ как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Оно строится на таких приоритетных идеях, как: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.
Соотношение между общим (основным или школьным) образованием и дополнительным образованием детей характеризуется как сотрудничество, содружество, корреляции, взаимосвязь и взаимодействие.
Категория взаимодействия является наиболее существенным методологическим принципом не только познания феномена дополнительного образования детей, но п управления его функционированием и развитием как сложной образовательной системы. Взаимодействие отражает процессы влияния различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Обращение к обширному опыту дополнительного образования детей, имеющегося в нашей стране, и в частности к организационным и содержательным основам в условиях общеобразовательного учреждения, позволило установить: в создании системы основного и дополнительного образования детей в школе, тем более на начальном ее ступени, особое значение имеет такой подвид взаимодействия как отношение преемственности, что подчеркивает изначальную общность идей, целей, приоритетов основного и дополнительного образования. Широкий спектр видов деятельности сферы дополнительного образования, предназначенный для удовлетворения потребностей и интересов детей, направленный на развитие мотивации к творчеству и познанию каждого ребенка предопределяет возможность интеграции с любым предметом основного образования на основе преемственных связей.
Интегративные процессы в начальной школе имеют больше оснований, чем на средней или старшей ступени, когда окончательно начинает преобладать дифференциация обучения. Сближение основного и дополнительного образования в начальной школе продиктовано рядом объективных условий: особенностями организации учебного процесса, отличающегося большей внутренней связанностью школьных дисциплинодин учитель и он лее воспитательбольшая целостность восприятия мира ребенком.
Оптимальный способ построения педагогического процесса в каждом образовательном учреждении или в отдельной его подсистеме связан с разработкой и реализацией образовательной программы, которая представляет собой организационно — управленческое знание, позволяющее реализовывать в практической деятельности принцип личностной ориентации образования. Образовательная программа является системообразующим фактором, компоненты которой отбираются неслучайно, а ориентированы на цель ее создания, значимость ее для учреждения и управления педагогическим процессом.
Применительно к системе дополнительного образования детей образовательная программа — это направляющая модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности. Основная характеристика образовательных программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются по сути педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации.
Эффективность процесса интеграции основного и дополнительного образования школьников во многом зависит от продуманности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы. С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, представленный в виде схемы, в которой отражаются их основные характеристики и связи. Перспективный путь проектирования модели организации заключается в целевой структуризации, т. е. построении блочно-целсвых структур на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления для наиболее эффективного соединения управления с интересами личности и коллектива, предполагающего учет специфических особенностей каждой категории работников, учащихся в школьном коллективе, а также родителей и общественности.
Разработка такой модели стала составной частью опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в школах № 570 и 1907 г. Москвы в течение четырех лет (с 1999 по 2003 год). Специфика нашей деятельности по созданию такой модели заключалась в том, что мы пытались вычленить лишь одно направление интеграции основного и дополнительного образования в начальной школехудожественно эстетическое. Разработанная модель включала в себя объекты основного образования (уроки), дополнительного образования (занятия в творческих объединениях), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии, концерты), деятельность во внешкольных учреждениях (ДМШ, библиотека, Детская филармония), содержание которых связано с эстетическим воспитанием и занятиями искусством.
В рамках данной модели осуществлялось многообразное взаимодействие всех педагогов — учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями. Важным условием тесного сотрудничества педагогов, работающих в разных сферах образования, было наличие программы, обеспечивающей содержательный уровень их взаимодействия. Авторской программа «Волшебный мир искусства» была Программа построена в русле историко-культурологических подходов к воспитанию, разрабатываемых Е. Б. Евладовой и Т. И. Петраковой, и согласуется с основными положениями их программы «Путешествие к истокам».
Программа «Волшебный мир искусства» носит комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, использование различных видов художественной деятельности), интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Она строится на следующих принципах: системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонталисистема праздниковсистема внеурочных делисторико-культурологическая основа деятельности творческой деятельности школьниковопора па содержание основного образования, ключевых тем учебных программвоспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблемигровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогикивключение родителей в совместную со школьниками деятельностьпринцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий, а не только победы в конкурсе.
Наиболее значимыми содержательными линиями программы были определены: культурологические пласты трех исторических эпох: первобытности, Древнего мира Египта и Греции, раннехристианской Византии и Древней Руси, а ключевыми понятиями, вокруг которых строится программа, стали: Мир, Миф, Храм. Работа по соответствующим темам («Открытие мира», «Мир мифов и легенд», «Мир храмов и замков»), основывалась на разнообразной художественной деятельности «в духе эпохи», и реализовывалась в процессе подготовки музыкально-драматических постановок, театрализованных праздников, ролевых игр, интегрированных уроков, уроков-путешествий, дидактических игр, интеллектуальных состязаний на материале истории и культуре изучаемой эпохи.
Работа по программе «Волшебный мир искусства» проводилась автором программы и под ее руководством коллективом педагогов — учителей начальной школы, воспитателей, руководителей детских художественных объединений. С целью координации деятельности педагогов была создана творческая группа и регулярно проводилась совместная методическая работа в рамках педагогической мастерской.
Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественнотворческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов и потребностей педагоговпостоянной рефлексии собственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями.
Анализ проводившейся опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности использования в практике школы подобной комплексной программы. Основными показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьниковуровень взаимодействия педагогов, участвовавших в реализации программысоздание условий для включения родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
На основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Теоретическими основаниями интеграции основного и дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении являются концепции образовательного пространства, целостности педагогической системы, самоценности дополнительного образования детей как единой системы, имеющей ряд взаимосвязанных субъектов, идеи взаимосвязи и взаимодействия как наиболее существенные в дополнительном образовании детей.
2. Образовательная программа является основой и условием интеграции учебной деятельности, внеучебной работы и дополнительного образования школьников. В системе дополнительного образования детей образовательная программа — это направляющая модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать общечеловеческие ценности.
З.Основными программно-методическими условиями интеграции основного и дополнительного образования в рамках художественно-эстетического направления являются: создание организационной структур I"!, обеспечивающей взаимодействие всех элементов образовательного пространства, как внешних (ДМШ, библиотека, районные или городские мероприятия), так и внутренних (уроков, занятий в творческих объединениях, различных внеурочных дел);
— разработка комплексной, интегрированной, модульной программы, ориентированной на развитие творческой активности младших школьников средствами искусстваобеспечивающей содержательную основу для сотрудничества учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования (прежде всего учителей музыки и изобразительного искусства и руководителей художественно-творческих объединений), обеспечивающей системность на организационном и содержательном уровнях, учитывающей содержание основного образования;
— создание условий для проведения совместной методической работы учителей начальной школы, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
4. Эффективность предложенных программно-методических условий для интеграции основного и дополнительного образования детей в начальной школе заключается в:
— создании структуры, обеспечивающей интеграционные связи между основным и дополнительным образованием школьниковразвитии художественно-творческой активности младших школьниковустановлении творческих связей между педагогами дополнительного образования, между ними и учителями начальной школымежду педагогами, работающими в школе и педагогами учреждений дополнительного образования детей и учреждений культурырасширении сферы сотрудничества совершенствовании содержания и форм работы с ними.
Список литературы
- Амонашвили 1.I.А. Личиостно — гуманистическая основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. -560с.
- Арчажникова К.Г. Профессия — учитель музыки. — М., Просвещение, 1984).
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогике к педагогике развития.//Стенограмма межрегионального семинара — Совещания 13−15 марта 1996 г. — Петрозаводск, 1996. — с.4−13.
- Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности// Психология личности.т.2.Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — с.345 -385.
- Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности// Психология с человеческим лицом, с. 238.
- Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования//Методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авторской программой. -М.-1996.- 25с.
- Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. кан. пед. наук М., 1998 — 147с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования.//Педагогика. 1996.-№ 1. — с.9−12.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия//Педагогика. 1993. -№ 5. — с. 16 — 25.
- Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду.-Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. З: Теория и история педагогики. М.: Изд во У РАО, 2001.-152с., с.28−51.
- Бондаревскан Е.В. Ценностные основания личностно — ориентированного воспитания//Педагогика.-1995. -№ 4. с. 76−81.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно -ориентированного-образования//Педагогика.—1997.№ 4.с. 11−17
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1968.464с. 291.
- Братусь Б.С. Психология личности//Психология личности.т.2.Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.- с. 385 — 457.
- Братченко С.Л. Введение гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -М.:Смысл, 1999.- 137с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.-М.:Педагогика, 1990, 144с
- Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей//Директор школы. 1995.- № 2.- с. 1219.
- Бруднов А.К. От внешкольной работе к дополнительному образованию детей//Внешкольник. — 1996.- № I.- с.2−5.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216с.
- Буйлова Л.Н., Кочнева С. В. Клубная общность как социальный фактор воспитания. -М., 1999. -33с.
- Валнцкая А.П. Культурно творческая школа: концепция и модель образовательного процесса.//Педагогика. -1998. — № 4.- с. 12−18.
- Вариативные педагогические системы. -М.:Центр инноваций в педагогике. 1995.-162с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики/Митология педагогической мысли России второй половины XIX начала ХХв. -М.: Педагогика, 1990.-е. 517- 563.
- Вснтцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей//Хрестоматия по истории педагогике. -М.: 1936, т. 4. с. 184 — 190.
- Войдова Л.В. Искусство черио-белой фотографии. //Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Художественная номинация. М.2003, с. 332−348).
- Волчков А.П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно педагогический аспект: Дне. кан. пед. наук. -М., 1999.
- Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. Серия: «Инструктивно методическое обеспечение содержания образования в Москве». Отв. ред. Г. Д. Кузнецов -М.: Центр инноваций в педагогике, 1998 — 128с.
- Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования//Материалы городской научно — практической конференции.Москва. 19февраля 1997 г. М.:МИРОС, 1997. — 208с.
- Воспитательное пространство как объект педагогического исследования//Под ред. Н. Л. Селивановой отв. редактор Л. И. Новикова, Е. И. Соколова. — Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. -248с.
- Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории. Под. ред В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.:Сентябрь, 1997. 112с.
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-метод. пособие. Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской.-М.: Гумиит.издат. центр ВЛЛДОС, 2000.-272 с.
- Всеобщая декларация прав человека. М.: Инф. Центр ООН в Москве.
- Вульфов Б.З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности). —М.: «Просвещение», 1978.- 192с.
- Вульфов Б.З., Харькин В.Н.Педагогика рефлексии.- М.?Магистр, 1995.-112с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М: Просвещение, 1991.-93 с.
- Выготский Л.С. Проблема развития возраста: Сборник сочинений. — М., 1984. 117с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода//Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — с. 1 -13.
- Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей// Педагогика. -1997.-№ 4. с. 45 -52.
- Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод. пособие.СПб.:Паритет, 2003.-160 с.
- Герасимова Р. Н. Учитель в учебно-воспитательном комплексе ЛУУчебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы .-М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1989.-120с. с.66−83).
- Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей//Отв. ред. Горячев Ю. А. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 224с.
- Горецкий В.Г., Климанова Л. Ф. Голованова М.В. Чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2003. = 124 с.
- Горский В.А., А.Я. Журкина, Л. Ю. Ляшко, В. В. Усанов. Система дополнительного образования детей (Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования РАО)//Дополнительное образование. 2000. 1−4.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования//Педагогика. 1994. — № 6- с. 31 -37.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX — 90-е г. г.ХХв.):Тезисы доклад, и выст. М.:ИТОП РАО, 1998. — 280с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. -Казань: Изд-во «R — пресс».2000. -164с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя//Под. ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М., 1997. 222с.49