Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в новых социально-экономических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап готовности нами был определен как начальный (установочный) этап (обучающиеся усваивают специальные знания, пытаются систематизировать, выделять базовые алгоритмы и делают попытки самостоятельно находить межпредметные связиу них появляется чувство личной причастности к решению задач, активность, ответственность, коллективизм, то есть социально — ориентированные качества, однако они еще… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Гуманизация дидактических отношений образовательного процесса вуза как основа формирования профессионализма студентов
    • 1. 2. Особенности профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в новых социально -экономических условиях
    • 1. 3. Теоретические аспекты технологии профессиональной подготовки специалистов сфере швейного производства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Разработка модели профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства
    • 2. 2. Проектирование этапов технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства
      • 2. 2. 1. Методологические основы технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства
      • 2. 2. 2. Отбор содержания обучения
      • 2. 2. 3. Планирование последовательности технологических операций педагогического процесса
    • 2. 3. Экспериментальная апробация технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства
  • Выводы по второй главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в новых социально-экономических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Экономические реформы, проводимые в России, изменяют соотношение собственности, способствуют социальной мобильности населения. В настоящее время в регионах наблюдается тенденция к росту дефицита в специалистах, способных работать в новых социально-экономических условиях, отвечающих по уровню подготовки новым требованиям, предъявленным специфическими в данных условиях видами деятельности. В то же время из-за консервативности старой системы профессионального образования и учебных заведений, как составной ее части, последние не сориентированы на производство таких специалистов и продолжают подготовку в основном по традиционным специальностям с использованием системы обучения, не отвечающей современным требованиям рынка труда. В то время как в новых условиях, в результате возникших противоречий между ускорением темпов развития общества и способностью образования, специалист оценивается с точки зрения его мобильности в деятельности, самостоятельности и высокой степени профессионализма.

Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, активностью в самообразовании скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложного организованного значения.

За последние годы внесен большой вклад в развитие системы профессионального образования известными учеными-педагогами и психологами (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Ю. П. Ветров, Н. В. Кузьмина, К. Н. Волкова, Н. Д. Левитов, З. А. Решетова, Н.Ф.Талызина), что позволило в условиях диверсификации образования значительно расширить академические свободы, уровень самостоятельности, вариативности и альтернативности. Новая стратегия профессиональной подготовки позволяет готовить специалистов в соответствии с потребностями работодателей, с потребностями экономической деятельности региона, запросами субъектов рыночных отношений.

Перед системой профессионального образования ставятся задачи обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи еще более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки специалиста в сфере швейного производства.

Требования, предъявляемые к квалификации современных специалистов, постоянно пересматриваются. Особенно это становится очевидным в связи с предстоящим вступлением России во всемирную торговую организацию, что потребует, в частности, от специалиста сферы швейного производства, творческого саморазвития и нового типа мышления. Современный специалист все в большей степени нуждается в междисциплинарных знаниях и умениях, способствующих развитию рефлексии, проектированию, моделированию, трансформации и использованию информации применительно к различным ситуациям и системам (Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, Ж. Пиаже, В.А. Сластенин).

Особо отметим, что по прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года предполагается приоритетное развитие ряда отраслей экономики, в том числе швейной. Поэтому в настоящее время необходима стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов в данной отрасли. Однако изучение опыта профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства, состояния рынка труда, востребованности специалистов позволило выявить ряд факторов, отрицательно сказывающихся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности, что объясняет необходимость их интерпретации и поиска способов преодоления:

• между потребностью рынка труда в высококвалифицированных образованных и компетентных специалистах и недостаточной разработанностью вопросов формирования профессиональных и личностных качеств, предъявляемых к выпускникам со стороны работодателей;

• между усиливающимися потребностями достижения современного качества образования и реальным его соответствием актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

• между ускорением темпов развития общества и способностью образования в профессиональной подготовке специалистов к деятельности в быстроменяющихся условиях.

На основе выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: какова профессиональная подготовка специалиста в сфере швейного производства, отвечающая требованиям локальных рынков труда?

Актуальность и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования состоит в научном обосновании, разработке и практической реализации технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в условиях вуза.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалиста в сфере швейного производства.

Предмет исследования: содержание и организация технологии профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства в новых социально — экономических условиях.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная подготовка специалиста в сфере швейного производства в процессе обучения в вузе в новых социально — экономических условиях будет наиболее эффективной, если:

• цели и задачи образовательного процесса будут реализовываться в соответствии с научно — обоснованной моделью профессиональной подготовки специалиста;

• разработана технология профессиональной подготовки специалиста, ориентированного на требования современного общества;

• проектирование содержания и организация процесса профессиональной подготовки будет осуществляться с учетом условий развития общества, научно-технического прогресса, рынка труда, и с учетом изменения профессионально-важных и социально — значимых качеств личности;

• технология профессионального обучения будет способствовать построению целостной системы структур учебных дисциплин, обеспечивающих эффективное использование связей между содержанием и прочностью его усвоения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные требования к профессиональной подготовке специалистов в сфере швейного производства в условиях вуза.

2. Определить основополагающие теоретические аспекты технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства.

3. Разработать и апробировать модель профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства, а также выявить механизм ее реализации в условиях в условиях вуза.

4. Изучить содержание учебных курсов с целью выявления возможности реализации междисциплинарного подхода в процессе профессиональной подготовки.

5. Выполнить проектирование этапов технологии профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства.

6. Определить уровни готовности студентов к профессиональной деятельности как целостного интегрированного личностного и социально-психологического образования, а также этапы ее реализации.

Теоретике — методологической основой исследования послужили фундаментальные работы в области образования, методологии психолого-педагогической науки, теории и методики профессионального образования. К ним относятся:

• межпредметные концепции, изложенные в работах Г. Бергера, Н. В. Борисова, В. Г. Буданова, В. И. Вершинина, В. Каган, В. Н. Максимовой, Э. М. Мирского, Н. Чебышева, Б. Чендова и др.;

• теории и концепции развития личности в контексте профессиональной подготовки (А.Г. АсмоловМ.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондарев-ская, C.B. Кульневич и др.);

• теоретико — методологические и содержательно-технологические аспекты современного образования (A.B. Барабанщиков, В. П. Беспалько, A.A. Вербицкий, Ю. П. Ветров, Б. С. Гершунский, И. Ф. Исаев., В.В. Краев-ский, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, и др.);

• концептуальные основы стандартизации образования и повышения его качества (Б.С. Гершунский, В. И. Гинецинский, И. Ф. Исаев и др.);

• труды, посвященные изучению вопросов, связанных с инновационными процессами в образовательной практике и проблемами управления в образовании (A.A. Арламов, М. С. Бургин, Д. М. Вердиев, А. П. Волчкова,.

A.M. Воронин, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, J1.C. Поды-мова, А. П. Тряпицына, Шамова и др.);

• труды в области проблем профессионального образования в сфере дизайна одежды и вопросов, связанных с теорией и практикой непрерывного профессионального образования (А.ИБеляева, Т. О. Бердник, A.A. Вербицкий, А.Ф. Евсегнеев-Беляков, И. Д. Клочков, Н. Е. Кузнецова, М. И. Махмутов,.

B.Ю. Серебрякова, В. В. Соловьева, Ю. С. Тюнников, О. Ф. Фёдорова, В. Д. Шадриков и др.);

• исследования в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (A.B. Брушлинский, J1.C. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, В. А. Петровский, C.JI. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, E.H. Шиянов и др.).

Методы исследования:

• теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы и электронных информационных ресурсов по теме исследованиядокументов Российской Федерации в области образованияизучение зарубежного и отечественного опыта в организации технологии профессиональной подготовки на основе междисциплинарного подхода;

• эмпирические: наблюдениедиагностирование (анкетирование, тестирование, шкалирование, ранжирование) — экспериментальные (констатирующий и формирующий педагогический эксперимент) — статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, системный и качественный анализ данных, их графическая интерпретация).

Экспериментальная база исследования. 127 студентов Невинномыс-ского государственного гуманитарно-технического института, обучающихся по специальности 260 902 — Конструирование швейных изделий, а также 48 преподавателей этого же вуза.

Организация и основные этапы исследования.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) был осуществлен подбор и изучение научно-педагогической, специальной и психолого-педагогической литературы, касающейся проблемы данного исследованияпроизведено изучение учебных планов и рабочих программопределены цель, задачи и методы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) производилась проверка гипотезы, совершенствовалась логика педагогического эксперимента, уточнялись научно-педагогические основы технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производствабыл проведен формирующий эксперимент, в процессе которого апробировалась разработанная модель.

На третьем этапе (2006 — 2007 гг.) осуществлялась анализ полученных результатов, формулировались и уточнялись основные экспериментальные и теоретические выводы, производилась математическая обработка полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• определены теоретические основы реализации технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в контексте междисциплинарного подхода;

• разработана модель профессиональной подготовки специалистов в области швейного производства, в рамках которой обозначены этапы и механизмы реализации технологии;

• выявлены и научно обоснованы качественные характеристики уровней и этапов формирования и реализации готовности специалистов к профессиональной деятельности в новых социально — экономических условиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие содержательных и технологических составляющих междисциплинарной технологии профессионального образования и открывает перспективы дальнейшего совершенствования учебного процесса высших учебных заведений в новых социально — экономических условиях.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования разработанной технологии профессиональной подготовки обучения в контексте совершенствования качества образования в высших технических учебных заведениях. Разработанные конкретные рекомендации по реализации педагогических, методических и организационных составляющих модели реализации технологии могут использоваться в учебном процессе подготовки специалистов разных профилей.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленных целям и задачамметодологической обоснованностью исходных теоретических позицийсочетанием количественного и качественного анализа полученных данныхнепротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета (2003 — 2007 гг.) — на итоговых научно-практических конференциях Северо-Кавказского государственного технического университета (2004 — 2007 гг.) — на итоговых научных сессиях Невинно-мысского государственного гуманитарно-технического института (2005; 2007 гг.) — на региональной научно-практической конференции «Формирование образовательной программы высшего профессионального образования и методика ее реализации» (Невинномысск, 2003) — Региональная научно-практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование в России: теория, история, опыт и тенденции развития» (Невинномысск, 2004) — Международной научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2006) — Международной научно-исследовательской конференции «Социокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже ХХ-ХХ1 века» (Невинномысск, 2006).

По материалам исследования опубликовано 8 работ.

Результаты исследования были внедрены в практику образовательного процесса Невинномысского государственного гуманитарно — технического института.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация технологии профессиональной подготовки специалистов сфере швейного производства проходит в трех направлениях:

• содержание образования;

• педагогическая деятельность преподавателя;

• учебная деятельность студента.

2. Модель профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства представляет собой определенную череду этапов, в которой определены последовательность действий для достижения конечного результата — гарантированной подготовки будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на формирование готовности к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях: первый этап — поисково — моделирующий (определение компонентов организации подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности) — второй этап — организационно — деятельностный (организация самого образовательного процесса в вузе, подготовка преподавателей, студентов, создание условий эксперимента) — третий этап — результативно — коррекционный (получение результатов в процессе апробации модели и на их основе переработка отдельных изначальных положений разработанной технологии, требующих коррекции).

3. Механизм реализации модели профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в условиях вуза включает четыре компонента: информационный, образовательный, развивающий и мотиваци-онный.

4. Перечисленные компоненты образуют структуру готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности на современном предприятии как целостного интегрированного личностного и социально-психологического образования, которое может быть реализовано в три основных этапа.

5. Дисциплины, соответствующие требованиям разработанной технологии профессиональной подготовки, отличаются от традиционных тем, что наряду с обязательными для изучения темами сформулированы цели и задачи обучения, дифференцированные по уровням усвоения и степени фундаментальности, даны характеристики учебного материала и указаны дидактические приемы и методы изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Модернизация образования создает условия не только для роста самостоятельности вузов в выборе образовательной стратегии, но и для свободного самоопределения студентов, для реализации потребности в проявлении активности, достижения успеха, в обретении личной ответственности в формировании собственной конкурентноспособности, востребованности на рынке труда.

Среди требований, предъявляемых рынком труда, на которые необходимо ориентироваться при разработке технологии профессиональной подготовки можно выделить следующие:

• повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста;

• воспитание профессионально и личностно — значимых качеств, социально-нравственной зрелости;

• повышение уровня интеллектуального развития в связи с тенденцией интеллектуализации труда;

• гуманизация содержания и процесса профессиональной подготовки студентов;

• возрастание роли социальных, экономических, психологических знаний;

• придание знаниям, умениям, навыкам междисциплинарного характера путем их интеграции на основе социально-экономической, педагогической, психологофизиологической общности, существующей в производстве и профессиональной подготовке;

• усиление исследовательских и творческих начал в профессиональной подготовке студентов.

Установка на интеграцию гуманитарных и естественнонаучных, специальных, технических и технологических дисциплин в профессиональном образовании гуманизирует дидактические отношения в образовательном процессе, обогащает его содержание, активизирует познавательную деятельность, меняет мотивацию интереса к учению.

Профессиональная подготовка специалистов в сфере швейного производства характеризуется адаптацией выпускника в условиях многоролевой профессиональной деятельности, проектированием и осуществлением личностной и профессиональной самореализацией, способностью строить межличностные, деловые, профессиональные, связи и отношения, продолжать самообразование. Специалист — это тот, кто профессионально владеет какой-либо специальностью, обладая при этом специальными умениями, навыками междисциплинарного характера.

Поэтому является особо актуальной разработка теоретических и методологических основ технологии профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства, исследование содержания и сущности, глубокого анализа и опыта выявления новых направлений повышения эффективности обучения.

Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов сфере швейного производства в нашей работе имеет три вектора:

• содержание образования;

• педагогическая деятельность преподавателя;

• учебная деятельность студента.

Важнейшими знаниями, умениями, методами и средствами, которые должны найти отражение в содержании учебных программах, являются:

• методологические знания исследовательской деятельности;

• главные проблемы соответствующей науки;

• современные методы, используемые в науке, технике, технологии;

• средства интенсификации научно-технической деятельности;

• приемы познавательной деятельности, самообразования.

Наиболее эффективными подходами к построению содержания и технологий обучения любым дисциплинам следует признать следующие:

• активной внедрение на всех стадиях обучения компьютерной поддержки;

• развитие технологий обучения, основанных на продуктивной деятельности;

• развитие эффективной системы научно-технического творчества студентов:

• углубление фундаментальной подготовки с усилением компонента профессиональной деятельности;

• преобладание форм, методов и средств обучения, моделирующих реальные условия.

В условиях вуза основные требования к преподавателю можно представить следующим образом:

1. Каждый преподаватель должен вести подготовку к учебным занятиям не с позиции своей дисциплины, а с позиции всей специальности в целом. Он должен знать, где, в какой момент и для чего требуются его знания и умения студенту — будущему специалисту.

2. Должны быть определены четкие критерии деятельности преподавателя: что ему необходимо формировать у студента и как это делать.

3. Необходимо, чтобы каждый преподаватель мог проектировать деятельность студентов по своему предмету.

4. В деятельности преподавателя необходим подход с позиции развития познавательной деятельности студента, а не только с позиции научного знания. Это требует перестройки мышления преподавателя, исходя из потребности пересмотра своего отношения к предмету.

Педагогическая деятельность преподавателя должна способствовать формированию познавательных интересов у студента к учебному предмету, помогая каждому из них осмысливать значимость предмета для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

В учебной деятельности студентов все предлагаемые в воспитательно-образовательном процессе вуза виды познавательной деятельности становятся формами профессиональной подготовки, если у студента при их выполнении проявляется осознание их профессиональной значимости.

Обобщив данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента, можно, сделать вывод о том, студенты специальности 260 902 — Конструирование швейных изделий имеют недостаточный уровень готовности к профессиональной деятельности в сфере швейного производства.

Чтобы изменить существующее положение, на наш взгляд, необходимо переструктурировать содержание специальных дисциплин, усилить их интеграцию, практическую направленность, активизировать мотивацию учебной и учебно — исследовательской деятельности, повысить качество организации практик.

Основные пути, способы преодоления возникших проблем:

1. Для достижения целостности подготовки, развития профессионального мышления необходимо ориентироваться не столько на полноту изучаемой дисциплины, сколько на интегративный, междисциплинарный подход.

2. Развитию умений и навыков учебного труда будут способствовать активные формы и методы обучения.

3. Для усиления практической направляющей подготовки специалиста, обучение должно строится в контексте будущей профессиональной деятельности с применением проблемных методов.

4. Успешность профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства зависит от формирования положительной профессиональной мотивации, применения специального комплекса мер по повышению профессиональной направленности.

С этой целью нами была разработана модель профессиональной подготовки специалистов в области швейного производства, включающая в себя три этапа:

• первый этап — поисково — моделирующий. Определение компонентов организации подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности;

• второй этап — организацинно — деятельностный. Организация самого образовательного процесса в вузе, подготовка преподавателей, студентов, создание условий эксперимента;

• третий этап — результативно — коррекционный. Получение результатов в процессе апробации модели и на их основе переработка отдельных изначальных положений разработанной технологии, требующих коррекции.

Исследование позволило определить механизм реализации модели в условиях вуза. Механизм включает четыре компонента: информационный, образовательный, развивающий и мотивационный.

1. Информационный компонент предполагал информирование участников проекта — преподавателей и студентов о ценном опыте зарубежной и отечественной педагогической теории и практики, об удачных и неудачных экспериментах в данной сфере.

2. Мотивационный компонент заключался в пробуждении у студентов интереса к осмыслению необходимости овладения знаниями, подходам к организации профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

3. Образовательный компонент был направлен на обучение преподавателей и студентов новым концепциям, инновационному стилю мышления, овладение продуктивными технологиями обучения.

4. Развивающий компонент включает все формы и методы воздействия на студентов.

Перечисленные компоненты образуют структуру готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности на современном предприятии.

С целью реализации разработанной модели нами были проанализированы объекты деятельности специалиста — учебные элементы. Это позволило определить уровень усвоения, уровень изложения и объем усвоения материала, после чего были сформулированы диагностические цели обучения, а так как отобранные учебные элементы представляют собой содержание, то на основе полученных данных нами была доработаны рабочие программы спецдисциплин. Они несколько отличаются от обычной рабочей программы тем, что наряду с обязательными для изучения темами сформулированы цели и задачи обучения, дифференцированые по уровням усвоения, а и степени фундаментальности Д даны характеристики учебного материала и указаны дидактические приемы и методы изучения.

В соответствии с представленным алгоритмом была произведена постановка диагностических целей содержания обучения для каждого уровня (занятия, темы, дисциплины, специальности) и составлены рабочие программы, что способствует интенсивной подготовке специалистов в сфере швейного производства при изучении всех дисциплин учебной программы.

Задача совершенствования процесса профессиональной подготовки специалиста в сфере швейного производства определяется не только содержанием, но и методами, средствами, формами организации обучения.

Основным методом, стимулирующим познавательный процесс и повышающим общую активность обучающихся, формирующим познавательную направленность личности, способствующим выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, мы определили проблемное обучение, создающее условия для творческого решения профессионально ориентированных задач.

При оценивании успешности функционирования предлагаемой технологии профессиональной подготовки мы опирались на психологические критерии оценки эффективности учебной деятельности:

1. Критерий удовлетворенности, реализуется через отношение к конечной цели обучения — приобретению высокого уровня профессионализма.

2. Уровень учебной мотивации. Отношение студента к самому процессу движения к указанной конечной цели, выражающей систему отношений студента к процессу учения, весьма сложно структурированную по различным видам занятий, формам контроля, а также дисциплинам, представляющим содержание профессиональной подготовки.

3. Активность личности, выраженная как качественная и количественная мера взаимодействия человека с окружающей средой. Качественная сторона активности с точки зрения профессионального обучения раскрывается через такие критерии как профессиональная направленность и учебная мотивация. Количественная сторона активности выражается через те или иные характеристики познавательной деятельности. К особым формам проявления активности относятся — самостоятельность и творчество и как высшее проявление выступает саморегуляция или самоуправление.

Исходя из перечисленных психологических критериев, мы определили, что готовность студентов к профессиональной деятельности как целостное интегрированное личностное и социально-психологическое образование может быть реализована в три основных этапа.

Первый этап готовности нами был определен как начальный (установочный) этап (обучающиеся усваивают специальные знания, пытаются систематизировать, выделять базовые алгоритмы и делают попытки самостоятельно находить межпредметные связиу них появляется чувство личной причастности к решению задач, активность, ответственность, коллективизм, то есть социально — ориентированные качества, однако они еще не умеют находить аналогии в новых теориях, испытывают трудности в выводах и обобщениях, не понимают логической связи между изучаемыми предметами, мало проявляют самостоятельности, ответственности при изучении новых теорий, не могут применять полученные знания на практике).

На втором этапе развития готовности происходило овладение умениями усваивать и применять специальные знания на практике (у обучающихся появляется заинтересованность в синтезе знаний, они хотят создавать модели с использованием сведений из различных предметов, исследовать поведение этих моделей, заранее создавая критические ситуациистуденты более самоорганизованы, сознательны, быстрее ориентируются в производственных ситуациях, повышается уровень их социального развития, что расширяет творческую поисковую деятельность).

На третьем этапе готовности при овладении творческими способами освоения и применения знаний осваивались темы и задания, которые требовали развитого прогностического мышления, умения находить оптимальные варианты решения поставленных задач (для студентов этот этап характеризуется готовностью обучающихся к профессиональной деятельности, так как наряду с «вызреванием» интеллектуальных качеств и свойств личности начинается активное становление профессиональных убеждений).

На каждом выделенном этапе готовности студенты могли достичь одного из трех уровней.

Высокого уровня готовности достигают студенты, показавшие хорошие знания, умения и навыки в ходе обучения. Их показатель по уровню усвоения учебного материала не должен быть менее 0,8 баллов. В группу студентов, достигших среднего уровня готовности, входят те, кто имеет определенные знания, однако у них частично отсутствуют умения использовать эти знания в процессе работы. Показатели уровня усвоения учебного материала колеблются от 0,6 до 0,8 баллов. У студентов с низким уровнем готовности показатель уровня усвоения учебного материала не поднимается выше 0,6 баллов.

По результатам подсчетов знакового теста П. Ф. Рокицкого мы получаем Ъ < Ъш, т. е. полученные результаты достоверны при 2% уровне значимости, поэтому мы можем отклонить нулевую гипотезу и считать проведенную опытно-экспериментальную работу достаточно эффективной.

Итак, можно утверждать, что предложенная междисциплинарная технология профессиональной подготовки студентов в сфере швейного производства является эффективной, так как положительно влияет на качество профессиональной подготовки, существенно повышая ее уровень.

В результате теоретико — экспериментального исследования технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в новых социально-экономических условиях мы пришли к следующим выводам:

1. Технология профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства основывается на личностно — ориентированном подходе в организации воспитательно — образовательного процесса в вузе.

2. Реализация технологии профессиональной подготовки специалистов сфере швейного производства в нашей работе проводится по трем направлениям:

• содержание образования;

• педагогическая деятельность преподавателя;

• учебная деятельность студента.

3. Модель профессиональной подготовки специалистов в области швейного производства включает в себя три этапа: поисково — моделирующий, организационно — деятельностный, результативно — коррекционный.

4. Механизм реализации модели в условиях вуза включает четыре компонента: информационный, образовательный, развивающий и мотивацион-ный.

5. Перечисленные компоненты образуют структуру готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности на современном предприятии.

6. Дисциплины, соответствующие требованиям разработанной технологии профессиональной подготовки, отличаются от обычной рабочей программы тем, что наряду с обязательными для изучения темами сформулированы цели и задачи обучения, дифференцированые по уровням усвоения, а и степени фундаментальности /3, даны характеристики учебного материала и указаны дидактические приемы и методы изучения.

7. Основным методом, стимулирующим познавательный процесс, повышающим общую активность обучающихся, формирующим познавательную направленность личности, способствующим выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, создающим условия для творческого решения профессионально ориентированных задач является проблемное обучение,.

8. Оценка успешности функционирования предлагаемой технологии профессиональной подготовки основывается на психологических критериях удовлетворенности обучением, уровнем учебной мотивации и активностью личности.

9. Готовность студентов к профессиональной деятельности как целостное интегрированное личностное и социально — психологическое образование может быть реализована в три основных этапа. На каждом выделенном этапе готовности студенты могут достичь одного из трех уровней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Маркова Н. Инновации и стандарты / Высшее образование в России, 1999. № 5 С. 78 — 83
  2. Н.В., Егоров A.C., Реброва Н. П. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. // Сборник научных трудов JL, 1983. — С.79
  3. H.A., Морозова H.A., Смятских A.JI. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992. — С. 45 — 69.
  4. .Г. Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук //Высшее образование.- 2000.-№ 7. С. 13 -18.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: Изд-во Казанского университета. 1998. — С.238.
  6. Н.Ф. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса: Новые идеи, формы, методы: Материалы научно-методической конференции. Омск, 23−27 марта 1998 г. -Омск: Изд-во СибАДИ, 1998. С. 156 .
  7. A.A. Развитие интеллектуальной сферы студентов // Высшее образование в России. 2003. — № 2 .- С.51−55.
  8. И.В. Развитие познавательного интереса к химии у учащихся средней школы: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1969.
  9. H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.-С.218.
  10. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностями направлениям. 2-е изд., перераб. И доп. — М.- Ассоциация «Профессионаланое образование», 1999. С. 904.
  11. В.И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста // Профессиональное образование. 2004. — № 5. -С.18−21.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер //Трактат по социологии знания. М., 1995.
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  14. Беспалько В. П Слагаемые педагогической технологии М: М.: Академия профессионального образования. 2003. — С.40.
  15. В.П., Беспалько Л. В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. Вып. 2(6). М.: Знание, 1989. С. З — 53
  16. В.Н. Педагогические условия подготовки инженера в техническом вузе//Высшее образование. 2004. — № 4. — С. 13.
  17. Бойцов Б, Шленов Ю., Крянев Ю. С чего начинается качество? / Высшее образование в России, 2000. № 1. С. 40 — 47.
  18. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // ж. Педагогика. 1997. — № 4. -С.12.
  19. Н.В., Реан A.A. Педагогика / Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века». Санкт — Петербург. — Москва — Харьков -Минск — 2000. — С.75.
  20. Бружукова Н. М Технология развития педагогического творчества: Монография. Невинномысск: НГГТИ. — С.2004.
  21. Буланова Топоркова М. В. Классификация педагогических технологий // Педагогические технологии. — 1997. — С.31- 4.
  22. Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений- Под редакцией А. В. Петроского. М.: Школа-Пресс, 1986.-С. 186.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. М.: Высшая школа, 1991. — С.207.
  24. A.A. Активное обучение в высшей школе: контестный подход. учеб. пос .- М.: Школа — Пресс, 1997. — С.32 .
  25. Вестник воспитания. -1917. № 1. — С.25.
  26. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В .А .Сластенина.- М .: Педагогическое общество России, 2004.-С. 192.
  27. В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию /Высшее образование в России, 1998. № 4. С. 9 -15.
  28. В.Г. О путях совершенствования профессиональной подготовки специалистов в гуманитарном (педагогическом) ву-зе//Педагогическое образование .- 2005, — № 8. С.31−35.
  29. Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. — С.79.
  30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 260 902 «Инженер"от «23» марта 2000 г.
  31. A.A., Крамаров С. О., Черкезов С. Е. Информационная культура учителя // Педагогическая информатика. 1999. — № 1. — С.3−10.
  32. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.1. С. 415.
  33. JI. Методологические подходы в подготовке компетентного специалиста// Высшее образование. 2005. — № 7. — С.43 — 46.
  34. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  35. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. -Казань 1972.
  36. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Крылова. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С. 224.
  37. Э., Аркадьев А., Образовательный стандарт на «Вчера», «Сегодня», и «Завтра//Высшее образование. 2003. — № 5. — С.32−42.
  38. М.И., Кандыбович JI.JI. Психология высшей школы. -Минск. -1981.-С.26.
  39. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.:ЛГУ, 1991 -С. 106.
  40. А.Н. Энциклопедии профессионального образования: М.,-1999.-С.307.
  41. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988. — С. 160.
  42. Заир Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1995.
  43. Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога: текст лекций. Свердловск, 1987. — С Л 57.
  44. Э.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки студентов инженерно педагогического вуза. Содержание и перспективы развития инженерно — педагогического образования. Свердловск.: Свердловский инженерно — педагогический институт, 1990. -С.128.
  45. A.C., Яковличева А. Ф. Эффективность реализации учебно-воспитательных целей в парном общении учителя с учени-ком.//Психология педагогического общения. Р-н-Д.: Рост. н ДГПИ, 1978. — С.77−92.
  46. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1986. — С.32.
  47. Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии, 1986. № 2. С. 138 149.
  48. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — С. 496.
  49. А.Б. Рождение специалиста/А.Б.Каганов// Профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ. — 1983. — С.111.
  50. Е. И. Условия формирования лингвистической и коммуникативной компетенции // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Труды./Моск. гос. лингв, ун-т- вып. 437., 1999.-С. 24−23.
  51. В.Н. Виды психологических знаний / В.Н. Каранды-шев // Психология: введение в психологию. 2000.
  52. Ю.В. Профессиональная подготовка специалиста социальной сферы// Партнерство через образование. 2004. — № 3. — С.24.
  53. A.A. Гуманизация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17.
  54. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. 1994 — № 5 — С. 104−109.
  55. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе М., 1989.
  56. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростом на Дону.: Феникс, 1996. — С.512.
  57. Ковалева Ф. Р. Подготовка инженеров швейного производства к творческой конструкторско-технологической деятельности: Монография.- Москва: ИРПО, 2003. С. 176.
  58. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 176.
  59. A.A. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Высш. Образование в России. 2001. — № 4. — С. 13- 28.
  60. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  61. Е.А., Самолдина Л. Н., Сохабеев В. М. Концепция практи-коориентированной технологии обучения // СПО. 2004. — № 10. -С.21−24.
  62. В.П. Методическая подготовка инженеров педагогов. М.:1. МГАУ, 1998.- 144с.
  63. В.Г. Технологизация процесса обучения иностранному языку при формировании коммуникативной компетентности учащихся вузов// Высш. Образование в России. 1999. — № 7. — С. 13 — 28.
  64. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1990. — С.142.
  65. П.Ф. Содержание профессионально педагогического образования. — М.:Высш. шк., 2001. — С.236.
  66. Е. В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — С.446.
  67. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности . Рыбинск, 1999. — С.65.
  68. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во ЛГУ им. A.A. Жданова. — 1970. — С.114.
  69. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов. / Высшее образование в России, 1994. № 2. С. 103 — 105.
  70. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалиста// Высш. Образование в России. 2001. — № 4. — С. 13 — 28.
  71. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учебных заве-дений.-М.: Издательский центр «Академия, 2001. С. 272.
  72. B.C. Содержание образования: сущность. Структура, перспективы. 2-е изд. перераб. — М.: Высш.шк., 1991. — С.224.
  73. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа. — 1994. -С.238.
  74. И.М. «Стандартизация, метрология и сертификация»: Учебник. М.: Юрайт — Издат, 2002. — С.296.
  75. Т.Б. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — С.528.
  76. Т.Б. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — С.528.
  77. Ю.А., Михнеева И. Ф. Методы педагогической диагностики. Ставрополь. — 1994. — С.85.
  78. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. -1999.-№ 4.-С.З -9.
  79. Г. И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обуче-ния//Педагогическое образование. 2002. — № 10. — С.33−37.
  80. В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореферат диссертации доктора психологических наук. М., 1982.
  81. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  82. А.К. Формирование интереса к учению у школьников. -М.: Педагогика. 1986.
  83. М.Н. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика. 1975. — С. З 67.
  84. Д.А. Технология проектирования учебных про-грамм//Педагогическое образование. 2002. — № 6. — С.7−10.
  85. Е.И. Психолого педагогичесие проблемы компьютеризации обучения. — М., 1998. — С. 137.
  86. Т.В. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие для вузов. Горно — Алтайск, 1998. — С.421.
  87. Межпредметные связи естественных дисциплин / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение. — 1980.
  88. О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) // Высшее образование в России, 2000. № 5.С. 19−25.
  89. Методы активизации познавательной деятельности студентов: Сб. научных трудов / Под ред. С. Н. Дурова. Новочеркасск: Новочеркасский государственный технический университет. — 1993. — С.232.
  90. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой JI, 1984.
  91. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.-С.152.
  92. H.A. Педагогика среднего профессионального образования : Учеб. пособие для студентов высших пед. Учебных заведений.- 2-е изд., спр. И доп. М. ¡-Издательский центр «Академия», 2001.-С.272.
  93. В.Е., Чаленко Е. А. Основы функционирования технологических процессов швейного производства: Учебное пособие для ВУЗов и СУзов: Компания Спутник +, 2001. — С.299.
  94. Мышление в проблемном обучении: лекция / Под ред. JI.B. Путляе-ва. М.: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1990.-С.36.
  95. Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: изд — во МГУ, 1985. — С.113.
  96. P.A. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд — во Казанского университета. -1975.-С.305.
  97. H.H. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. М.: Мастерство, 2002. — С.288.
  98. A.M. Интеграция базавого профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С.З.
  99. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С.236.
  100. П.И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. -С.З 17.
  101. Оганесов В. А. Подготовка конкурентноспособного специалиста в условиях диферсификации высшего образования: Монография.-Ставрополь: СГУ. 2003. — С. 156
  102. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н .Ю. Шведовой. -21-изд ., перераб. и доп. М .: Русский язык, 1989. — С.924 .
  103. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение. — 1968. -С.208.
  104. Н.В. Формирование профессиональной компетентности // Профессиональное образование. 2004. — № 1.- С. 18−21.
  105. A.M., Зеер Э. Ф. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования // Образование и наука, 2002. № 1. С. 103 — 115.
  106. В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России.-1997. № 2. — С.7−10.
  107. К.С. Формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у студентов младших курсов технического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 1991.-С.20.
  108. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д:Феникс, 2002. — С.544.
  109. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ Белозерцев Е. П.,. Гонеев А. Д, Пашков А. Г. и др.- Под. Ред. Сластенина. В.А. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С.368.
  110. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика обучения» / Баранов С. П., Болотина JI.P., Сластенин В. А. и др.- Под ред. Баранова С. П., Сластенина В. А. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — С.336.
  111. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. — С.320.
  112. Педагогический энциклопедический словарь / Безруких М. М., Болотов В. А., Глебова JI.C. и др.- Под гл. ред. Б.М. Бим-Бада. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 528.
  113. В.А. Педагогические условия компетентного специалиста // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С.42−46.
  114. М. Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию? // Российский экономический журнал. 2000. — № 3.
  115. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Гном и Д», 2001. -С.192.
  116. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С.256.
  117. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — С.432.
  118. M.JI. Как подготовить конкурентноспособного выпускника М.: Академия профессионального образования. 2003. — С.40.
  119. В.А., Коржуев A.B. Критический стиль мышления субъектов высшего профессионального образования. М.: Агроконсалт, 2002. — С.236.
  120. Практическая психология: Учебник /Под ред. М. К. Тутушкиной, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд — во «Дидактика Плюс», 1998.1. С. 336.
  121. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1976.
  122. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. K.M. Гу-ревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: УРАО, 2000. — 304с.
  123. Психологические тесты / Под ред. А. А, Карелина: В 2 т. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 2. — С.248.
  124. Психология: Учебник / Под ред. Крылова A.A. М.: Проспект, 1998. — С.584.
  125. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Дисс. д-ра пед. наук. С.- Пб., 1996. С. 103 — 104.
  126. В.В. Общие требования к учету возрастных особенностей младших школьников в процессе организации учебной деятельности // Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. М., 1975. — С.91.
  127. A.A. Проблемы формирования модели специали-ста//Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С.46.
  128. Российская педагогическая энциклопедия. В 2тт./ Гл.ред. Давыдов B.B. М.- Большая Российская энциклопедия. 1993. Т1. — С.388.
  129. Н.Г. Индивидуально-творческий подход в процессе психолого-педагогической подготовки студетов: Дис. на соискание канд. Пед.наук. 1991.-С.264.
  130. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — С.256.
  131. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия, 2001. С. 272.
  132. В.В. Личностно ориентированный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1995.
  133. Г. Стандартизация профессионального образования //
  134. Высш. Образование в России. 2001. — № 4. — С. 13−28.
  135. М. Н. О критериях эффективности и качества завершенных научно педагогических исследований // Советская педагогика -1980.-№ 5.
  136. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И ., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пос. М.: Школа — Пресс, 1997. — С.32 .
  137. С.А., Котова И. Б. и др.- Педагогика: педагогические теории. Системы, технологии: Учеб. для студ.высш. и сред.пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 512.
  138. Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. — № 4. — С. 131.
  139. Э.Ф. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
  140. И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: Диссертация кандидата педагогических наук. Ставрополь. -1997.-С.51−52.
  141. Г. Рыночная экономика и смена приоритетов // Высшее образование в России, 1997. № 3. — С.54 — 56.
  142. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. — С.544.
  143. Н.В., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. В. Пути разработки профилей специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 176с.
  144. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ. -1984. — С.344 с.
  145. В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Информационные технологии для будущих экономистов // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С.113 -116.
  146. А.И. Формирование содержание непрерывного профессионального образования специалиста сферы швейного производства в системе «лицей- колледж» //НГГТИ, 2004.- С.173
  147. Ю.С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ: Диссертация доктора педагогических наук. Казань. — 1990. — С.234.
  148. Н.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе творческого и производственного обучения. М.: Высшая школа. -1970. — С.35.
  149. Чернова Ю. К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти: Развитие через образование, 1998. — С.28−29.
  150. В.И. Современные технологии в образовании: Учеб. пособие .- Владивосток: ДВГУ, 2000. С. 77.
  151. В.Ф. Содержание, формы и методы компьютерной подготовки студентов в гуманитарном вузе. Дисс. канд. пед.н. М., 1999. — С.121.
  152. E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., 1991
  153. Л.В. Технологизация образовательного процесса. Учебно-методическое пособие. Курган: ИПКПРО, 2002. — С. 144.
  154. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — С.49.
  155. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.-С.340.
  156. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  157. Brener G.D., Shubik V. The war gamesia critique of military solving. -L.: Harvard University Press. 1979. p.385.
Заполнить форму текущей работой