Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования послужили научные взгляды и труды ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют: о труды, посвященные изучению роли и функций современной системы образования в развитии общества и человека (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.) — о исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИ1Ю-МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ IIPOEKTHO-, ^ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Экологическая ответственность личности как социальнопсихологический феномен и научная категория
    • 1. 2. Образовательный потенциал проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования экологической ответственности у студентов колледжа
    • 1. 3. Педагогические условия формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности
  • ВЫВОДЫ 1Ю ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. СКЫТЙО-ЭКСИЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО- -Q ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Диагностика сформированности экологической ответственности у студентов колледжа (по результатам констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Программа формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человека на естественное природное окружение стала одной из самых насущных проблем современности. Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым является опасным для человеческой цивилизации.

Экологи считают, что обозначенную проблему можно решить только в случае минимизации техногенного вмешательства человеческого общества в природный мир до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы человечество полностью осознало масштабы и подлинную опасность современных экологических проблем. Преодоление экологического кризиса во многом зависит и от экологической ответственности личности каждого человека, при этом формирование такой ответственности должно осуществляться в первую очередь, в системе образования. По мнению отечественных авторов, ответственность во всех ее проявлениях (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. А. Деркач, А. И. Крупнов, Д. И. Фельдштейн и др.) является одним из значимым качеств личности образованного человека. Вместе с тем, проблема формирования экологической ответственности личности не в полной мере разработана в педагогической теории, а в образовательной практике решается бессистемно и недостаточно качественно. Это, вне всякого сомнения, не способствует успешному разрешению существующих проблем экологического характера в системе отношений «человек — природа».

В целом, актуальность настоящего исследования обусловлена наличием следующих противоречий: о необходимостью повышения качества экологической подготовки личности и недостаточным признанием значимости данного направления подготовки в образовательной практике учебных заведенийо необходимостью признания экологической ответственности одним из значимых качеств образованного человека и недостаточной разработанностью проблемы формирования названной ответственности как на научно-теоретическом, так и на образовательно-практическом уровнях.

На современном этапе в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки разрешения названных противоречий. Накоплен достаточный теоретический материал по изучению ответственности как качества личности с позиций философского (Ю.Д. Железнов, JI.C. Мамут, А. Г. Спиркин, В.П. Тугаринов), социального (А.Ф. Плахотный, Г. С. Яковлев), психолого-педагогического (К.А. Абульханова-Славская, К. Муздыбаев, Г. В. Платонов, К.К. Платонов) знания. В психологических трудах А. Н. Леонтьева, JI.C. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и других исследователей раскрыты механизмы формирования личности и ее ответственного поведения. В исследованиях С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, Г. Н. Каропа, И. Т. Суравегиной рассматриваются вопросы, связанные с экологическим образованием личности. Существуют работы в области учебной — исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности (В.А. Бухвалов, B.C. Кузнецов, Л. П. Левчук, А. В. Леонтович, А. В. Николаев, Н. В. Новожилова, В. Я. Сердобиицев, А.С. Сиденко).

Тем не менее, проблема формирования экологической ответственности у студентов колледжа в условиях проектно-исследовательской деятельности решена в педагогической науке и образовательной практике явно недостаточно. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Формирование экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности».

Проблема иселедозания сформулирована следующим образом: каковы сущностные характеристики, структура и содержание основных компонентов экологической ответственности личности и педагогические условия формирования данной ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — экологическое образование студентов в условиях колледжа.

Предмет исследования — процесс формирования экологической ответственности у студентов колледжа в условиях проектно-исследовательской деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: определить сущностные характеристики экологической ответственности как интегративного качества личностис разработать теоретическую модель экологической ответственности как интегративного качества личностио выявить образовательный потенциал проектно-исследовательской деятельности в контексте ее возможностей в формировании экологической ответственности у студентов колледжаобосновать комплекс педагогических условий формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельностио предложить методические рекомендации по формированию экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования экологической ответственности у студентов колледжа будет эффективным, если: выявлены сущностные и структурно-содержательные характеристики экологической ответственности как интегративного качества личности необходимого для гармонизации отношений в системе «человек — общество — природа" — определен и обоснован образовательный потенциал проектно-исследовательской деятельности, а педагогические условия формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности будут обеспечены системой методологических принципов, а также соответствующими образовательными целями, задачами, содержанием и технологией осуществления формирующего эксперимента.

Цель, задачи и гипотеза обусловили совокупность методов исследования: теоретический анализ, обобщение и сравнение научной, нормативной и программно-методической литературыдиагностические: наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, обобщение независимых характеристикэкспериментальные: констатирующий и формирующий экспериментыметоды математической статистики.

Методологическую основу исследования составили аксиологический, компетентности ый, культурологический, личностно-деятельностный, диалогический, индивидуально-творческий подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность студента в контексте субъект-субъектных отношений и в качестве субъекта личностного развития (в противовес знаниевой парадигме образования) — междисциплинарный и системный подходы, способствующие построению процесса развития личности на принципах непрерывности, целостности и системности.

Теоретической основой исследования послужили научные взгляды и труды ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют: о труды, посвященные изучению роли и функций современной системы образования в развитии общества и человека (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.) — о исследования в области теории творческой деятельности, активизации познавательной деятельности и развития творческих качеств личности (М.Н. Берулава, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.) — о исследования в области проблем ответственного поведения и деятельности (Л.И. Дементий, А. А. Домж, К. А. Климова, Д. А. Леонтьев, Н. А. Минкина, К. Муздыбаев, Т. Н. Сидорова, Н. И. Фокина, А. П. Череменина, В. А. Энгельгардт и др) — в исследования в области экологического образования (С.Н. Глазачев, И. Д. Зверев, Г. Н. Каропа, И.Т. Суравегина) — работы в области учебной — исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности (В.А. Бухвалов, B.C. Кузнецов, Л. П. Левчук, А. В. Леонтович, А. В. Николаев, Н. В. Новожилова, В. Я. Сердобинцев, А.С. Сиденко).

Организация, экспериментальная база и этапы исследования. В качестве экспериментальной базы исследования был выбран Элистинский автомобильно-дорожный колледж. В исследовании приняли участие студенты данного колледжа в количестве 130 человек. Из них 63 студента вошли в контрольную группу и 67 — в экспериментальную.

Исследование осуществлялось на протяжении 2002;2008 гг.

1. Подготовительный этап (2002;2003 гг.): о определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цельв определена база исследования, сформулирован его объект и предмето продумана и сформулирована гипотетическая часть исследования, поставлены наиболее общие исследовательские задачи.

2. Теоретический этап (2004;2005 гг.): о определены и научно обоснованы методологические основы исследования проблемы формирования экологической ответственности у студентов колледжао выявлены и проанализированы сущностные характеристики экологической ответственности личности как психолого-педагогического феномена и научной категориио определен и обоснован комплекс педагогических условий формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности.

3. Экспериментально-подготовительный этап (2006 г.): о на основе результатов теоретического анализа определены и обоснованы критерии и показатели сформированности экологической ответственности у студентов колледжао в контексте обоснованных критериев и показателей подобран и разработан комплекс методов и методик по изучению состояния сформированности экологической ответственности у студентов колледжа.

4. Опытио-эксперьтентальный этап (2007;2008 гг.): осуществлен констатирующий этап исследования первоначального уровня сформированности экологической ответственности у студентов колледжана основе полученных первоначальных констатирующих данных окончательно разработана программа формирования экологической ответственности у студентов колледжаосуществлен эксперимент по формированию экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельностипроанализирована динамика развития экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности и разработаны практические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: о раскрыты сущностные характеристики категорий «ответственность» и «экологическая ответственность» в контексте смыслового методологического поля аксиологического подходауточнены структурно-содержательные и функциональные характеристики экологической ответственности применительно к личности студента колледжа, дано авторское определение обозначенной ответственностиопределена и обоснована система общих методологических и теоретических принципов формирования экологической ответственности студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: а разработана теоретическая модель экологической ответственности и обоснована система показателей, критериев и уровней сформированности данной ответственности личности у студента колледжас" определены и обоснованы сущностные характеристики проектно-исследовательской деятельности в контексте ее образовательных возможностей при формировании экологической ответственности у студентова обоснован комплекс педагогических условий формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке авторского учебного курса, обусловливающего возможность формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности. В технологическом аспекте полученные результаты могут быть использованы для совершенствования содержания, форм и методов экологического образования личности. В целом результаты исследования могут быть полезны для педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в системе среднего, среднего профессионального и высшего образования.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечиваются использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборок, использованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения: © экологическая ответственность представляет собой иптегративное качество личности, обусловливающее активно-сберегательное отношение человека к природному миру в процессе своей жизнедеятельности. При этом экологическая ответственность личности человека характеризуется его добровольным (свободным) принятием социально-экологической ответственной зависимости, ориентацией на перспективную внутреннюю ответственность и интервальный локус контроля при выполнении экологически обусловленных обязанностей. В структурном плане обозначенная ответственность представлена аксиологическим (системообразующим), когнитивно-операциональным, мотивационно-волевым, оценочно-рефлексивным компонентамио проектно-исследовательская деятельность является специфической творческой формой организации учебного процесса. Данная деятельность отражает в себе общие характеристики учебной деятельности и состоит из исследовательского, проектного этапов, а также этапа экспериментальной апробации проектадетерминирована внутренней и внешней мотивацией студентов и их субъектной деятельностной позициейинтегрирует в себе основные структурно-содержательные характеристики образовательного процессав качестве средства формирования экологической ответственности у студентов колледжа данная деятельность должна быть ориентирована не только на их обучение в области осуществления экологически ориентированных исследовательских проектов, но и на их воспитание в контексте соответствующего отношения к природному и социальному миру. В этом плане, в рамках проектно-исследовательского обучения наряду с соответствующими экологическими знаниями, умениями и навыками у студентов должна формироваться нравственно-мировоззренческая сфера личности — личностная креативность, ценностные ориентации, взгляды и убеждения социально-экологического характерасистема педагогических условий формирования экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности структурирована следующими взаимосвязанными и взаимообусловленными блоками: методологическим блоком, представленным культурологическим, личностно-деятельностным, диалогическим (полисубъектным) и индивидуально-творческим подходамиблоком целевых, содержательных и технологических педагогических условий. При этом целевые, содержательные и технологические педагогические условия формирования экологической ответственности у студентов колледжа детерминированы соответствующими функционально-содержательными требованиями проектно-исследовательской и природоохранной (экологической) деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Личность в современных исследованиях» (Рязань, 2006 г.) — «Дидактико-методические аспекты современного урока» (Армавир, 2007 г.) — «Этнопедагогика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008 г.) — «Современные технологии повышения качества профессионального образования» (Элиста, 2008 г.) — «Антропологические основы современной теории и практики образования» (Ставрополь, 2008 г.) — «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита» (Ставрополь, 2009 г.) — ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России и собраниях Южного отделения РАО (2008г., 2009 г.). Основные положения и рекомендации исследования отражены в 13 публикациях. Результаты исследования были заслушаны и получили одобрение на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики, семинарах аспирантов Северо-Кавказского социального института (2007;2009).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе подготовки будущих специалистов в Элистинском автомобильно-дорожном колледже.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 297 наименований, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМ ГЛАВЕ.

Наше экспериментальное исследование осуществлялось на экспериментально-подготовительном и опытно-экспериментальном этапе.

На экспериментально-подготовительном этапе было реализовано следующее: определены принципы и научно обоснованы перспективы организации и осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию экологической ответственности у студентов колледжа в условиях проектно-исследовательской деятельностио на основе сформулированных выводов теоретического анализа проблемы определены и обоснованы критерии и показатели сформированности экологической ответственности личности;

0 в контексте обоснованных критериев и показателей подобран и разработан комплекс методов и методик по изучению состояния сформированности экологической ответственности у студентов колледжа в ходе осуществления экспериментальной работы.

На опытно-экспериментальном этапе было осуществлено констатирующее исследование первоначального состояния сформированности экологической ответственности у студентов колледжа. Мы установили, что все характеристики и компоненты экологической ответственности личности студентов, как в контрольных группах, так и в экспериментальных группах респондентов (добровольное (свободное) принятие социально-экологической ответственной зависимостиориентация на перспективную внутреннюю ответственностьаксиологический, когнитивно-операциональный, мотивационно-волевой, оценочнорефлексивный компоненты) сформированы в недостаточной степени.

На основе полученных первоначальных констатирующих данных разработана программа формирования экологической ответственности у студентов колледжа, которая включила в себя два этапа.

На первом этапе в рамках образовательного курса «Проектноисследовательская деятельность в сфере экологических проблем» в экспериментальных группах была осуществлена первичная теоретическая подготовка студентов с целью овладения ими необходимыми знаниями: 1) в области проблем экологического характера- 2) в области проблем влияния (возможно негативного) будущей профессиональной деятельности на окружающую природную и социальную среду- 3) в области функциональных возможностей природоохранной (экологической) деятельности- 4) в области осуществления экологически обусловленной проектно-исследовательской деятельности- 5) в области экологически обусловленного саморазвития своей личности.

При этом данный спецкурс был интегрирован в учебную дисциплину «Экологические основы природопользования», содержание которой нормативно обеспечено соответствующим государственным образовательным стандартом. Исходя из этого, на втором этапе в рамках разработанной образовательной системы была осуществлена проектно-исследовательская деятельность студентов экологической направленности.

Результаты формирующего эксперимента доказали общую эффективность проведенного исследования, как на теоретическом, так и на опытно-экспериментальном этапах. В экспериментальных группах студентов по сравнению с контрольными имела место выраженная положительная динамика всех характеристик и компонентов экологической ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При определении сущностных характеристик и структурно-психологического содержания экологической ответственности личности нами была проанализировано основополагающее понятие «ответственность». Данный анализ был осуществлен в рамках методологических требований аксиологического подхода.

Осуществленный анализ позволил дать определение понятию экологической ответственности личности следующим образом: экологическая ответственность представляет собой интегративное качество личности, обусловливающее активно-сберегательное отношение человека к природному миру в процессе своей жизнедеятельности. При этом экологическая ответственность личности человека характеризуется его добровольным (свободным) принятием социально-экологической ответственной зависимости, ориентацией на перспективную внутреннюю ответственность и интернальный локус контроля при выполнении экологически обусловленных обязанностей. В структурном плане обозначенная ответственность представлена аксиологическим (системообразующим), когнитивно-операциональным, мотивационно-волевым, оценочно-рефлексивным компонентами.

Определение сущности и структуры экологической ответственности личности позволило обратиться к анализу проектно-исследовательской деятельности как средства формирования названной ответственности у студентов колледжа.

Было установлено, что данная деятельность: отражает общие характеристики деятельности и учебной деятельности: детерминирована общественными и личностными потребностями студентовпредметнаинформационно обеспеченаобусловлена процессами интериоризации и экстериоризации в их диалектическом единствев структурном плане представлена системой образовательных целей, предметным содержаниемимеет продуктивно-репродуктивный характеро состоит из наиболее общих этапов: 1) исследовательский этап, на котором, в рамках требований учебной деятельности осуществляется изучение объекта (явления), описание его свойств, существующих противоречий и т. д.- 2) проектный этап, предполагающий разработку проектной модели объекта (явления), в контексте разрешения, существующих противоречий, идеальных требований к качеству разработанной модели и т. д.- 3) экспериментальная апробация проекта, с последующей оценкой его качества и возможной коррекциейв является специфической творческой формой организации учебного процессао детерминирована внутренней и внешней учебной мотивацией студентов, предполагает активную, субъектную позицию студентов в системе отношений с преподавателеминтегрирует в себе основные формы, методы и средства осуществления образовательного процессао предполагает конечный результат — 1) знания, умения и навыки в области исследовательской работы и проектирования, а также в предметной области осуществляемой проектно-исследовательской деятельности- 2) раскрытие творческого потенциала личности студентов- 3) способность к творческому взаимодействию в коллективе в процессе осуществления совместных проектов.

Проектно-исследовательская деятельность в качестве средства формирования экологической ответственности у студентов колледжа должна быть ориентирована не только на их обучение в области осуществления экологически ориентированных исследовательских проектов, но и на воспитание студентов в контексте соответствующего нравственного отношения к природному и социальному миру.

При разработке и обосновании системы педагогических условий формирования экологической ответственности у студентов колледжа мы актуализировали четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных блока данных условий: методологический блок, представленный культурологическим, личностно-деятельностным, диалогическим пол и субъектным) и индивидуально-творческим подходамиблок целевых, содержательных и технологических педагогических условий. Целевые, содержательные и технологические педагогические условия формирования экологической ответственности у студентов в процессе проектно-исследовательской деятельности детерминированы: 1) педагогическими положениями научно-теоретического характера- 2) функционально-содержательными требованиями проектно-исследовательской и природоохранной (экологической) деятельности.

Наше экспериментальное исследование осуществлялось на экспериментально-подготовительном и опытно-экспериментальном этапах.

На экспериментально-подготовительном этапе было реализовано следующее: о определены принципы и научно обоснованы перспективы организации и осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию экологической ответственности у студентов колледжа в условиях проектно-исследовательской деятельностиу на основе сформулированных выводов теоретического анализа проблемы определены и обоснованы критерии и показатели сформированности экологической ответственности личности;

-> в контексте обоснованных критериев и показателей подобран и разработан комплекс методов и методик по изучению состояния сформированности экологической ответственности у студентов колледжа в ходе осуществления экспериментальной работы.

На опытно-экспериментальном этапе было осуществлено констатирующее исследование первоначального состояния сформированности экологической ответственности у студентов колледжа. Мы установили, что все характеристики и компоненты экологической ответственности личности студентов, как в контрольных группах, так и в экспериментальных группах респондентов (добровольное (свободное) принятие социально-экологической ответственной зависимостиориентация на перспективную внутреннюю ответственностьаксиологический, когнитивно-операциональный, мотивационно-волевой, оценочнорефлексивный компоненты) сформированы в недостаточной степени.

На основе полученных первоначальных констатирующих данных разработана программа формирования экологической ответственности у студентов колледжа, которая включила в себя два этапа.

На первом этапе в рамках образовательного курса «Проектно-исследовательская деятельность в сфере экологических проблем» в экспериментальных группах была осуществлена первичная теоретическая подготовка студентов с целью овладения ими необходимыми знаниями: 1) в области проблем экологического характера- 2) в области проблем влияния (возможно негативного) будущей профессиональной деятельности на окружающую природную и социальную среду- 3) в области функциональных возможностей природоохранной (экологической) деятельности- 4) в области осуществления экологически обусловленной проектно-исследовательской деятельности- 5) в области экологически обусловленного саморазвития своей личности. При этом данный спецкурс был интегрирован в учебную дисциплину «Экологические основы природопользования», содержание которой нормативно обеспечено соответствующим государственным образовательным стандартом. Исходя из этого, на втором этапе в рамках разработанной образовательной системы была осуществлена проектно-исследовательская деятельность студентов экологической направленности.

Результаты формирующего эксперимента доказали общую эффективность проведенного исследования, как на теоретическом, так и на опытно-экспериментальном этапах. В экспериментальных группах студентов по сравнению с контрольными имела место выраженная положительная динамика всех характеристик и компонентов экологической ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пуга повышения: автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1989.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. ML, Наука, 1989.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 301 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. — № 5. — С. 3−18.
  6. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: учеб. пособие. -М., 1988.
  7. B.C. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. — № 6. -С. 101 — 106.
  8. Н.А. Организация личностно-ориентированного обучения. -Тюмень, 1996.
  9. И.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности / VII юношеские чтения им. В. Вернадского: сборник методических материалов. М., 2000. — С.5.
  10. А.Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1979.
  11. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. — № 2. -С. 11 — 16.
  12. .Г. Личность, субъект, деятельность, индивидуальность. М.: Педагогика, 1980.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  14. .Г. Психологическая структура как субъекта / Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — Вып. 2.
  15. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 340 с.
  16. И.С. Формирование учебной ответственности у студентов технического университета в процессе физического воспитания: дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 176 с.
  17. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-254 с.
  18. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1982.
  19. Г. А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). М., 1980. — С. 12.
  20. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности. -Ростов-на-Дону, 1980.
  21. Л.И. Системный подход в психологии личности / Принцип системности в психологических исследованиях. М. — 1990.
  22. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Проблемы психологии личности. М. — 1982.
  23. О.С. Деловая игра или проект? // Химия в школе. 2004. -№ 6. — С.70 — 72.
  24. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. — Т.4. — С. 78.
  25. Е.Ю. Психология субъективной семантики: дис. .д-ра психол. наук. М., 1986.
  26. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М.: Знание, 1978.
  27. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  28. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  29. В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  30. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  31. Р. Психоанализ. М., 1997.
  32. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. — № 6. — С. 98 — 111.
  33. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.
  34. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  35. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  36. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 252 с.
  37. Ю.К. Повышение эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  38. А.Ф., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. М., 1983.
  39. А.Ф., Киряшов Н. И. Советская военная психология и педагогика. М., 1987.
  40. Г. С. Воспитание в общении // Учительская газета. М., 1988. -31 марта 1988 г.-С. 2.
  41. Г. С. Особенности культуры глубинного общения. М., 1987.
  42. Г. С. Философско аксиологические идеи в концепции человека J1.C. Рубинштейна // Философские науки. — 1989. — № 7.
  43. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.
  44. В. Аукцион педагогических проблем, или средство творческого саморазвития детей и взрослых // Директор школы. 2001.- № 6. С. 24−33.
  45. Е.П. Временные аспекты «Я» концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 140−147.
  46. Н.А. Мое философское миросозерцание // Философские науки.- 1990. № 6.
  47. Н.А. Самопознание. М., 1990. — 170 с.
  48. НА. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. — 346 с.
  49. Н.А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. -480 с.
  50. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  51. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения . -М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995. 128 с.
  52. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  53. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989. — 191 с.
  54. .Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.-303 с.
  55. . Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.
  56. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  57. С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: Монография. -Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006. 300 с.
  58. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
  59. А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  60. А.А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Советская педагогика. 1980. — № 10. — С. 32 -37.
  61. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 212 с.
  62. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: 2000. — 1536 с.
  63. Е.В. Педагогическая культура как общественная и, личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37 — 43.
  64. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. — 352 с.
  65. В.Н., Борздун Л. А. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки // Методист. 2003. — № 6. — С. 50.
  66. Н.Ф. Педагогические условия становления функции самореализации личности в условиях деловой игры: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
  67. Н.М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1994.
  68. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 9 — 17.
  69. В. А. Общая методика развивающего образования с применением ТРИЗ // Завуч. 2002. — № 6. — С. 104 — 135.
  70. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 177 — 180.
  71. А.П. Дидактические и организационные условия жизненного самоопределения старшеклассников гимназии: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003.
  72. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Л., 1990.
  73. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. — С. 259.
  74. В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.
  75. Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 56 с.
  76. О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота — поддержка -консультирование. — М., 1996.
  77. С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. 147 с.
  78. М.У. Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 18 с.
  79. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  80. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
  81. С.И. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998.
  82. С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы // Методический материал в помощь лекторам и преподавателям нар. ун-тов пед. знаний. -Волгоград, 1982. 42 с.
  83. Н.В. Дидактические условия формирования реального жизненного опыта в процессе обучения: дис.. канд. пед. наук. Тула, 2002.
  84. Г. С. Наука и современность // VII юношеские чтения им. В. Вернадского: Сборник методических материалов. М., 2000. — С. 15.
  85. И. А. Свобода и моральная ответственность. М.: Знание, 1973.-63 с.
  86. Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов на уроках технологии: методическое пособие для учителя. Самара, 2000. — 42 с.
  87. О.В. Педагогические условия развития музыкально одаренных детей: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
  88. Л.М. Система формирования экологической ответственности у старшеклассников во внеклассной работе: автореф. дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 1994. — 19 с.
  89. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 2101 -«Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям). Квалификация — техник. — Москва, 2002.
  90. В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии // Директор школы. 1996. — № 6. — С. 24 — 32.
  91. В.В. От методик к образовательной технологии // Начальное образование. — 1998. — № 7. — С. 84 — 107.
  92. П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2003.-278 с.
  93. А.А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. пособие. М.: Гардарика, 1998.
  94. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
  95. Л.И. Типология ответственности и различные условия ее реализации: дис.. канд. психол. наук. Ташкент, 1989.
  96. Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.-48 с.
  97. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 477 с.
  98. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Изд-во МПСИ, 1999. — 306 с.
  99. Х.Д. Воспитание ответственности // Мудрость воспитания. -М., 1987.-С. 153.
  100. Д. К. Методы проектирования.- М., 1986.- 326 с.
  101. Л.В., Негробов О. П. Школьный проект как результат экологического образования // Экологическое образование. 2003. -№ 1. — С. 10−18.
  102. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
  103. С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подростков : дис.. канд. пед. наук. М., 1970.
  104. Ю.Д. Человек в природе и обществе: введение в эколого-философскую антропологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 298 с.
  105. Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 26 с.
  106. .Е., Шевченко JI.B. Воспитание ответственности у старшеклассников. Минск: Нар. Асвета, 1981. — С. 152.
  107. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2001.
  108. JI.H., Соколова В. В. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — С. 61−77.
  109. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  110. А.Н., Зверев И. Д. Отношения школьников к природе.- М.: Педагогика, 1988. 127 с.
  111. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — С. 56 — 65.
  112. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  113. И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. — Ростов н/Д, 1997.
  114. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1998.
  115. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  116. И.А. О новом человеке // Слово. 1993. -№ 1−2.
  117. B.C. О структуре педагогической теории // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. -Волгоград, 1979. С. 3 — 16.
  118. B.C. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода. М., 1998.
  119. Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2001.
  120. В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 1989. — № 2.
  121. Т.Н. Межпредметные связи в процессе экологического воспитания: методические рекомендации. Гомель, 1990.
  122. Е.Н. Основы исследовательской деятельности: учеб. пособие для лицеистов. Калининград, 2002. — 420 с.
  123. У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925. — 52 с.
  124. У.Х. Основы метода. Л., 1928. — 68 с.
  125. Ю.В. Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристического вуза. М., 2001.
  126. Ю.В. Дневник для выполнения творческого проекта по технологии с методическими рекомендациями: учеб. пособие. -Великий Новгород: РЦРО, 2003. 30 с.
  127. В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. 1999. — № 10. — С.90−98.
  128. В.Г. Организационно-педагогические условия реализации технологии концентрированного обучения в педагогическом колледже: дис.. канд. пед. наук. Казань, 1998.
  129. О.И. Теория проектирования системы формирования готовности студентов к развитию учебной деятельности (на примере изучения математики в сельскохозяйственном вузе): автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тольятти, 2001. — 39 с.
  130. В.А. Творчество как ценность в мргре А. Платонова // Вопросы философии. 1999. — № 10. — С.90−98.
  131. В.М. Система профессионального становления офицера в военных вузах: дис.. д-ра пед. наук. Воронеж, 2002.
  132. Н.В. Организационно-педагогические условия социально-профессиональной подготовки лицеистов (на примере обучения предметам естественно-научного цикла): дис.. канд. пед. наук. -Калининград, 1997.
  133. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  134. В.В. Моделирование в педагогическохм исследовании. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  135. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред.
  136. A.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  137. Краткий психологический словарь / Сост. Абраменкова В. М., 1985. -431 с.
  138. О.С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. — № 6. -С. 20−28.
  139. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств // Психолого — педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1988.
  140. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация.- Волгоград, 1999.
  141. Е.А. Проектирование личностно-ориентированной педагогической ситуации // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Волгоград, 1997.
  142. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: автореф. дис. .д-ра пед.наук. Волгоград, 2000. — 52 с.
  143. B.C. Исследовательско проектная деятельность как форма учебного сотрудничества: дис.. канд. пед. наук. — М., 1996.
  144. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / Под ред. Л. В. Сохань,
  145. B.А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1988. — 189 с.
  146. Культура и развитие человека: Очерк философско-педагогических проблем / под ред. В. П. Иванова. — Киев: Наукова думка, 1989. — 319 с.
  147. И.А. Психологические особенности у различных групп учителей: дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
  148. Н.В. О психологической готовности личности к деятельности // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992.
  149. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  150. Л.П., Жинжило В. Проектное обучение и российская школа // Экологическое образование. 2001. — № 2. — С. 9 — 14.
  151. А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. -2001. № 5. — С. 147- 148.
  152. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  153. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000. Т.21. — № 1. — С.15−25.
  154. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 159 с.
  155. Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997. 152 с.
  156. С.И. Когда легко учиться // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. — С. 59 — 101.
  157. В.И. Формирование профессиональной самостоятельности студентов в индустриально-педагогическом колледже: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 173 с.
  158. Е.В. Толерантность как принцип культуры: дисс. канд. философ.наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 186 с.
  159. И.Ю. Педагогические функции метода проектов и условия их реализации в сельских школах: дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 165 с.
  160. Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. -1999. № 8.-С. 19−28.
  161. А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: дисс. д-ра культурол.наук. -СПб, 2000.-384 с.
  162. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  163. A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР. Ч. 2. — М., 1981. -С. 13 15.
  164. A.M., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С.76−82.
  165. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика.- 2000.- № 4.- С. 38 43.
  166. Н.В. Психология проектной деятельности школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 52 с.
  167. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 365 с.
  168. В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: учеб. пособие. -М.: Логос, 2001.-376 с.
  169. В.М. Культура и история. М., 1997.
  170. Методы активизации процесса обучения / Бобрышов С. В. и др. — Ставрополь: СКСИ, 2000. 127 с.
  171. Методология учебного проекта: сб. статей / ред. сост. Н. Ю. Пахомова. — М.: Изд-во МИОО, 2001.- 132 с.
  172. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  173. Н.А. Воспитание ответственностью: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990.
  174. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989.
  175. М.М. «Метод проектов» как инновационная образовательная технология // Психолого-педагогическое совершенствованиеобразования: поиск новых путей и технологий: материалы международной науч. практ. конф. — Ульяновск: УлГПУ, 2004. — С. 93−96.
  176. М.М. «Метод проектов» как феномен образовательного процесса в средней школе: дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. -229 с.
  177. М.М. Психолого-педагогические аспекты использования метода проектов // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы Всеросс. науч. практ. конф. 27−28 ноября 2003 г. — Чебоксары, 2004. — С. 143 — 145.
  178. Л.Д. Организационно-педагогические условия функционирования службы здоровья в комплексном образовательном учреждении: «детский сад начальная школа»: дис.. канд. пед. наук.- Армавир, 2000.
  179. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. — 240 с.
  180. Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. — Т.1.- 576 с.
  181. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы.- 1983.- № 8.- С. 26−31.
  182. EX., Харламенкова Н. Е. Проблема саморазвития личности в философии и психологии // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 73 -91.
  183. Е.Г., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. — № 9. — С. 113 — 117.
  184. А.В. Проектно-исследовательская деятельность как фактор профессионально-личностного развития педагогов дошкольных учреждений в последипломном образовании: дисс. канд. пед.наук.-СПб, 2003.
  185. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грищанов. М., 1998. -896 с.
  186. A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  187. Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. 2003. -№ 8. — С. 118- 125.
  188. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат и др.- под. ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 271 с.
  189. А. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146 — 148.
  190. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под. ред. Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 923 с.
  191. С.И. Толковый словарь русского языка: 8 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  192. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Морд. Ун-та, 1992.- 148 с.
  193. М.А. Психологические особенности развития социальной ответственности современного подростка: дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.
  194. Отношение школьников к природе / Под. ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988.- 128с.
  195. Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. — № 1. — С. 92 — 96.
  196. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -М.: АРКТИ, 2003. 112 с.
  197. Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. -2000. -№ 1.- С. 41 -45.
  198. Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. -№ 4.-С. 52 — 55.
  199. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений-М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  200. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 967 с.
  201. В.П. Комплексное ' исследование ответственности как системного качества личности : дис.. канд. психол. наук. -Екатеринбург, 2001.
  202. JI.A. Воспитание как общение диалог // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С.56−62.
  203. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  204. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 57 — 66.
  205. А.В. Индивид и его потребность быть личностью II Вопросы психологии. 1981. — № 1.
  206. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1994.
  207. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок, 1992. — 224 с.
  208. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М. Педагогика, 1980. — 240 с.
  209. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  210. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: дис. .д-ра пед. наук. М., 1996. — 402 с.
  211. ГГолат Е. С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 9. — С. 9 — 17.
  212. Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. — М.: Наука, 1988. С.21−25.
  213. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / сост.: JI.C. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2004. — 96 с.
  214. А.П. Социально-психологические основы ответственности: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1971.
  215. .М. Психология делового общения: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. — Ставрополь: СГУ, 1996. — 209 с.
  216. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: ЛГУ, 1973. — 174 с.
  217. Т.П. Проектная деятельность как средство формирования единства индивидуальности и коллективизма студентов педвуза: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
  218. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998.-292 с.
  219. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. Г. Панов М.: Большая Русская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  220. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. -М.: «НОРМА-ИНФА», 1998 672 с.
  221. С.Л. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 324 с.
  222. С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Академия, 1997. — 518 с.
  223. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -141 с.
  224. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.2 — 328 с.
  225. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  226. С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  227. А.С. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне // Гуманизация образования — путь становления личности.- Барнаул, 2000. С. 46- 52.
  228. А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. 2000. — 32. — С. 83.
  229. В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников // Биология в школе. -2002. № 7. — С. 9 — 16.
  230. Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. Волгоград, 2003. — 55 с.
  231. Е.И. Средства и методы воспитания ответственности и организованности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: дис.. канд. пед. наук. Ленинград, 1989.
  232. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  233. И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. — 80 с.
  234. М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис.. канд. пед. наук.- 2004. 21 с.
  235. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография. Волгоград: Перемена, 1994.- 152 с.
  236. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем: учеб. пособие. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  237. С идеи ко А. С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. — № 6. — С. 96 — 111.
  238. Т.Н. Психологические условия воспитания социальной ответственности: дис.. канд. психол. наук. М., 1988.
  239. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы: дис. .д-рапед. наук. Волгоград, 2000.
  240. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. — 48 с.
  241. Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в процессе обучения гуманитарным предметам: автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1990.
  242. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989, 304 с.
  243. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М., 1981.
  244. Словарь современного русского языка. — М., 2000. — 818 с.
  245. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  246. Современный словарь иностранных слов. М.: Изд-во: Русский язык, 1993.
  247. Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1995. — 240 с.
  248. Социальное проектирование / Сост.: Ж. Т. Тощенко, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин. -М., 1982.-254 с.
  249. Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.
  250. Г. А. Психология деятельности: учебное пособие. М., 2003.
  251. И.Т. Ответственное отношение к природе как черта всесторонне развитой личности // Образование по вопросам охраны окружающей среды в школах стран членов СЭВ. — М., 1983. — С. 40 -48.
  252. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  253. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: преджизнь, жизнь, мысль. -М., 1987.
  254. Тен Н. М. Формирование ответственного отношения подростков // Психологические проблемы ответственно-полезной деятельности подростков. М., 1980. — С. 21 — 22.
  255. Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: автореферат канд. пед. наук. — Таганрог, 2006. 21 с.
  256. .Т., Аитов Н. А. Социальное проектирование. М., 1982. -С. 37.
  257. В.П. Личность и общество. М., 1965. — с. 52 — 58.
  258. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.
  259. Г. Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л., 1990.-214 с.
  260. А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем.-М., 1976.-С. 12.
  261. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Л., 1939. — Т.2 -с. 149.
  262. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М. — 1999. — С. 10.
  263. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — С. 8.
  264. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  265. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М., 1990. -366 с.
  266. JI.M., Пушкина Т. А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -207 с.
  267. Т. С. О проблеме ответственности личности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки.- 2009.- № 6(40). С. 36 — 40.
  268. Т. С. Экологическая ответственность: сущность и структура // Вестник ПГЛУ.- 2009.- № 2. С. 364 — 367.
  269. Т.С. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической ответственности будущего специалиста // Гуманизация образования. 2009.-№ 4.-С. 28−33.
  270. Н.П. Основы поведения школьниками исследовагельских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методич. сб. -М.: Народное образование, 2001. С. 120.
  271. П. Наука искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. — М., 1973. — С. 60.
  272. Э.И. Проектирование творческой деятельности учащихся как технология гуманитарного ориентированного обучения математике: автореф. дис.. канд. пед. наук. М. 2001.- 18 с.
  273. Г. А. Психология саморазвития. М.: Интерпрокс, 1995. — 288 с.
  274. Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в общеобразовательной школе в условиях информатизации общества: автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. — 18 с.
  275. АЛ. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: автореф. дисс. д-ра. психол.наук. -М., 1991. 38с.
  276. И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. 1998. — С. 83 — 128.
  277. И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. — Аг°3. -с. 11 — 16.
  278. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 19 996. — № 3.
  279. В.Д. Способности человека. М., 1997.
  280. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  281. Т.И., Малинин А. Н. Инновационные процессы в школе как содержательно- организационная основа механизма ее развития. М., 1993.
  282. В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1989. С. 143.
  283. А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: Владос, 2001.- 122с.
  284. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь, 1991.
  285. Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь: Издательство СКСИ, 2007. — 636 с.
  286. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995. 314 с.
  287. , Е.И., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.
  288. . Оценка проекта или школы продуктивного обучения // Школьные технологии. 2000. — № 4. — С. 96 — 103. .
  289. М. Оценка качества проектной деятельности учащихся // Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 3.
  290. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М. — Воронеж, 2004. — 600 с.
  291. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  292. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костюк, П. Ф. Гамата. — Киев, 1961.
  293. В.А. Век науки и ответственность ученого // Вопросы философии. 1984. — № 1. — С.96−103.
  294. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31 — 42.
  295. С.Г. Формирование ответственности у младших школьников в условиях органического единства обучения и воспитания: дис.. канд. пед. наук. Волшхрад, 1986. — 211 с.
  296. В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2004. -175 с.
  297. В.А. Формирование культуры педагогических отношений с воспитанниками учреждений интернатского типа у студентов педвуза: дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. — 236 с.
Заполнить форму текущей работой