Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия обучения научному стилю речи учащихся-иностранцев на довузовском этапе образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современное отечественное образование характеризуется интернационализацией, тенденцией интеграции в мировой образовательный процесс. Данная тенденция проявляется, в частности, в деятельности государственных, общественных и образовательных структур по привлечению иностранной молодежи в вузы России. Тем не менее известные политические и социально-экономические процессы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
  • ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ИНОСТРАНЦЕВ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Научный стиль как общепедагогическое средство овладения специальностью
    • 1. 2. Коммуникативные функции научного стиля
    • 1. 3. Характеристика средств обучения
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА
    • 2. 1. Этнические факторы в процессе освоения научного стиля речи
    • 2. 2. Мониторинг овладения учащимися научным стилем речи
    • 2. 3. Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения
    • 2. 4. Проектирования учебного курса и его экспериментальная апробация

Педагогические условия обучения научному стилю речи учащихся-иностранцев на довузовском этапе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное отечественное образование характеризуется интернационализацией, тенденцией интеграции в мировой образовательный процесс [Сухорукова J1.M., 1999; Данилюк А. Я., 2001]. Данная тенденция проявляется, в частности, в деятельности государственных, общественных и образовательных структур по привлечению иностранной молодежи в вузы России. Тем не менее известные политические и социально-экономические процессы, происходящие в последние 10−15 лет в стране, обусловили значительное сокращение числа иностранных учащихся, приезжающих в Россию для получения образования. Более подготовленный интеллектуально и профессионально контингент молодежи предпочитает получать образование в других странах — прибывающие в Россию учащиеся, имеют сниженный уровень общей и профессиональной подготовки к получению высшего образования. Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость поиска дополнительных педагогических ресурсов в отечественном образовании, используя которые можно было бы повысить качество общей и профессиональной подготовки иностранной молодежи. Такие ресурсы вполне справедливо искать в сферах довузовского образования, поскольку именно на этом этапе начинают свое обучение в структуре подготовительных факультетов иностранные учащиеся в России [Чернышов В.Н., 2002; Простов И. К., 2002; Шведова Л. П., 2002]. Таким образом, именно на этапе довузовской подготовки необходимо восполнить имеющиеся у иностранных учащихся пробелы знаний, которые могли бы компенсировать недостатки зарубежных национальных систем образования, и обеспечить необходимую подготовку к следующему этапу обучения. Настоящее диссертационное исследование обращено и к пограничной (между средним общим и высшим профессиональным образованием) области.

Другой проблемой, поднятой в исследовании и определяющей его актуальность, является проблема обучения иностранных учащихся научному стилю речи как важнейшему средству будущего учебно-профессионального общения.

Повышение роли языка науки как средства учебно-научного общения является отражением процесса все большего сближения и слияния учебного и научного познания. Очевидно, что реализация учебно-профессиональной деятельности вчерашних учащихся в условиях современного единого информационно-исследовательского пространства требует серьезной предметно-научной компетентности, развитого научного мышления.

Результаты предварительной диагностики общетеоретической подготовки иностранных учащихся, а также результаты выпускных и вступительных экзаменов российских школьников свидетельствуют, что иностранные и российские учащиеся во многих случаях уже на уровне школы оказываются слабо подготовленными именно по данному параметру. Отчасти это обстоятельство можно объяснить переориентацией общего образования на гуманистическую парадигму, учитывающую экзистенциальные, личностные, смысловые структуры учащихся [Бондаревская Е.В., 1997; Кульневич С. В., 1997; Фоменко В. Т., 1996; Сурыгин А. И., 1991; Калашникова С. Б., 2002]. Сказанное относится прежде всего и к контингенту иностранных учащихся. Несмотря на положительные тенденции в сфере российского образования, многолетний опыт преподавания научного стиля речи, результаты текущих и итоговых контролей, выпускных экзаменов на подготовительных факультетах все чаще показывают неудовлетворительный уровень владения учащимися основными речевыми навыками в аспекте научного стиля речи. Преподаватели первых курсов университета, на базе которого выполнялось исследование, не удовлетворены уровнем довузовской подготовки иностранных учащихся, не способных осуществлять коммуникацию в основных подсферах учебно-профессионального общения (слушание и запись лекций, участие в семинарах и т. д.). Сказанное актуализирует поиск педагогических условий обучения, обеспечивающих высокое качество овладения научным стилем речи учащимися-иностранцами на довузовском этапе обучения.

Русский язык при этом из традиционно лингвистического учебного предмета, вступая в связь с фундаментальными школьными учебными курсами биология, физика, химия), «питаясь» их специфическими и общенаучными понятиями и конструктами, переводится в ранг общедидактического, а значит, общепедагогического феномена — фактора межпредметной интеграции. Обучение учащихся-иностранцев научному стилю речи предстает как комплексный динамический процесс, реализуемый в трех ракурсах: общедидактическом (горизонтальном: «от центра к периферии» — от русского языка к другим общеобразовательным, прежде всего, общенаучным предметам) — профессионально-дидактическом (вертикальном: перевод языка науки с общеобразовательного уровня на научно-профессиональный язык вузовского уровня) — лингводидакти-ческом (обучение языку предстает в общедидактических понятиях).

Подчеркивая актуальность настоящего исследования, обозначенного как педагогические условия обучения научному стилю речи учащихся-иностранцев на довузовском этапе образования, отметим, что в указанном аспекте довузовская подготовка иностранных студентов в педагогике либо не рассматривалась, либо рассматривалась в весьма науковедческом подходе в отрыве от лингвистической подготовки.

Объект исследования — обучение учащихся-иностранцев русскому языку на довузовском этапе образования.

Предмет исследования — обучение иностранных учащихся научному стилю речи на довузовском этапе образования.

Цель исследования — изучение педагогических условий, обеспечивающих овладение иностранными учащимися научным стилем речи, и создание на этой основе коммуникативно-направленной, профессионально-ориентированной дидактической системы обучения научному стилю, обеспечивающей преемственность общеобразовательной, общенаучной и научно-профессиональной подготовки обучающихся.

Гипотеза исследования. Качество обучения научному стилю речи иностранных учащихся, будущих студентов, повысится, если:

1) на подготовительном этапе обучение научному стилю речи приобретает приоритетное значение в рамках межпредметной координации и интеграции;

2) педагогические, общедидактические, профессионально-дидактические и лингводидактические принципы обучения будут учитывать специфику национально-этнических, социальных, индивидуально-психологических характеристик учащихся, их исходный культурный и образовательный уровень;

3) обучение научному стилю речи, сфокусированное на научно-речевой деятельности иностранных учащихся, будет связано коммуникативными функциями языка и рассматриваться как коммуникативный процесс, с элементами опережающих профессионально-ориентированных ситуаций;

4) педагогические условия обучения научному стилю речи обеспечиваются блочно-модульным построением учебного процесса, охватывающим различные виды текстов общенаучного и учебно-научного характера, адекватных профилю вуза.

Задачи исследования:

1. Определить и описать основные аспекты совокупности педагогических условий обучения учащихся-иностранцев научному стилю речи как языку специальности будущих студентов.

2. Выявить характер изменений, связанных с педагогическими условиями обучения научному стилю речи, и определить их влияние на образовательный процесс.

3. Обосновать необходимость новых. подходов к обучению научному стилю иностранных учащихся в условиях гуманистической педагогической парадигмы в рамках профессионально-ориентированного обучения.

4. Разработать эффективные средства обучения научному стилю речи, адекватные изменившимся педагогическим условиям.

5. Экспериментально проверить эффективность авторской концептуальной модели обучения научному стилю речи и адекватного ей учебного комплекса.

Методологической основой диссертационного исследования являются: коммуникативно-деятельностный подход к обучению [Рубинштейн C. JL, 1959; Леонтьев А. Н., 1964; Зимняя И. А., 1971; и др.]- положения теории поэтапного формирования умственных действий [Выготский JI.C., 1956; Гальперин П. Я.,.

1966]- положения теории оптимизации и интенсификации учебного процесса [Леонтьев А.Н., 1964; Бабанский Ю. К., 1977; Зимняя И. А., 1989; Леонтьев А. А., 1969; Пассов Е. И., 1989; Давыдов В. В., 1996; и др.]- основы теории обучения на неродном языке, принципы обучения иностранных учащихся русскому языку на довузовском этапе образования [Митрофанова О.Д., 1976; Щукин А. Н., 1979; Вишнякова Т. А., 1980; Вятютнев М. Н., 1984; Сурыгин А. И., 1991; Мете Н. А., 1994; и др.]- гуманистические идеи концепций личностно-ориентирован-ного образования, целостного и системного подхода к педагогическому процессу [Фоменко В.Т., 1996; Бондаревская Е. В., 1997; Кульневич С. В., 1997; Шоган В. В., 2000; Сластенин В. А., 2002; и др.].

Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследованиянауковедческий анализ учебной литературы по профильным дисциплинам со-циолого-педагогический (анкетирование, тестирование, опрос, беседы) — экспериментальный (констатирующий и итоговый срезы, обучающий эксперимент) — статистический (количественный и качественный анализ экспериментального обучения).

Эмпирический объект исследования. Экспериментальная работа проводилась в учебных группах учащихся из стран Азии, Африки, Арабского востока и Латинской Америки. В опытно-педагогической работе участвовало 200 студентов и 15 преподавателей русского языка.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996 — 1998) анализировался процесс обучения научному стилю речи в соответствии с требованиями типовых программ обучения по русскому языку как иностранному на подготовительных факультетах и по другим предметам в соответствии с профилем вуза: изучались педагогические условия обучения, выявлялись факторы, влияющие на уровень сформированно-сти языковой и речевой компетенции.

На втором этапе (1998 — 2001) осуществлялось проектирование учебного комплекса по научному стилю речи с учетом изменившихся условий обучения, новых методических подходов к построению образовательного процесса, изменивших его функции и цели. Рассматривались варианты технологий профессионально-ориентированного обучения, наилучшим образом подходящие для данного контингента учащихся.

На третьем этапе (2001 — 2004) проводился обучающий эксперимент с использованием спроектированного учебного комплексасистематизировались и обобщались результаты педагогического эксперимента, результаты исследования оформлялись в текст диссертации.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обеспечены опорой на достижения лингвистики, психолингвистики, педагогики, методикиподтверждаются теоретическими и научно-методическими трудами, на которые опирался автор, результатами педагогического эксперимента, внедрением в практику обучающего комплекса для подготовительных факультетов медико-биологического профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение учащихся-иностранцев научному стилю речи является важнейшей предпосылкой продуктивности их последующей учебно-профессиональной, а затем и профессиональной деятельности.

2. Обучение научному стилю речи иностранных учащихся на довузовском этапе образования обусловлено меняющимися коммуникативными потребностями обучающихся в учебно-профессиональной сфере.

3. Личностные, когнитивные и мотивационные характеристики учащихся, предопределяют необходимость использования в обучении развивающих методик в рамках общего и профессионально-ориентированного обучения.

4. Обучение научному стилю речи иностранных учащихся на довузовском этапе образования обеспечиваются коммуникативно-деятельностным подходом, принципом сознательно-практического изучения материала и блочно-модульной структурой пособия, наилучшим образом соответствующих требованиям профессионально-ориентированного обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе определены оптимальные формы и методы организации работы с иностранными учащимися по овладению научным стилем речивыявлены содержание и педагогические условия обучения научному стилю иностранных учащихсяобоснованы направления деятельности педагога по проектированию и организации процесса обучения научному стилю речивпервые исследованы педагогические особенности обучения научному стилю речи учащихся-иностранцев на довузовском этапе образования в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обогащаются базовые педагогические понятия: «образовательное пространство «вуз — школа», «преемственность» и «непрерывность образования», «опережающий характер учебного процесса», «профильное обучение" — углубляются идеи сближения учебного и научного познания в рамках вузовского и довузовского образованияна конкретном материале конкретизирована связь общедидактического, профессионально-дидактического и лингводидактического подходов в педагогике, следовательно, обогащается общая и профессиональная педагогика.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлены факторы совокупности педагогических условий, отрицательно влияющие на процесс обучения научному стилю речи, определены пути повышения эффективности образовательного процесса, спроектированы и внедрены педагогические средства обучения научному стилю речи в виде учебного комплекса и с учетом принципа интернационализации высшего образования в России.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы в процессе опытно-экспериментального обучения на кафедре русского языка № 1 подготовительного факультета для обучения иностранных учащихся Ростовского государственного медицинского университета и на Международном факультете Донского государственного технического университета, обсуждались на научно-практических конференциях: Межвузовская научно-методическая конференция «Международное образование в региональном вузе» (Воронеж, 2005) — Международная научная конференция «Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков» (Таганрог, 2005) — Научно-методическая конференция РостГМУ «Педагогический контроль — одна из основных форм организации учебного процесса» (Ростов-на-Дону, 2005).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 44,0 усл. п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, рекомендациями по практическому использованию и перспективами дальнейшего исследования проблемы, заключения, списка литературы из 167 наименований и 4 приложений. Основной текст диссертации изложен на 173 страницах. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 14 рисунками (из них 10 таблиц и 10 рисунков — в Приложениях).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обучение иностранных студентов в России является частью единого образовательного процесса, включенного в мировое информационно-образовательное пространство, требующее новых современных подходов к педагогическому, психологическому, методологическому обоснованию и обеспечению процесса обучения с учетом новых социально-экономических и педагогических реалий, модернизации всей системы высшего образования на основе интернационализации, информатизации, глобализации всей образовательной системы.

России. Обучение иностранных студентов русскому языку является одной из важнейших задач на пути подготовки будущих специалистов, для которых русский язык является не только главным средством межнационального общения, но и инструментом, средством изучения специальности, языком специальности.

Таким образом, научный стиль речи, то есть язык учебно-научной литературы, является одним из важнейших предметов изучения на довузовском этапе обучения, без овладения которым не может быть речи об успешном овладении специальностью.

Проблемы обучения научному стилю речи становятся важнейшими объектами лингвометодических исследований, которые обеспечивают реализацию теоретических и практических задач обучения разных контингентов студентов на разных этапах обучения, с учетом различных профилей и других специфических параметров. В данном исследовании разрабатывались проблемы обучения научному стилю речи на довузовском этапе обучения медико-биологического профиля, в результате чего:

— были охарактеризованы и классифицированы педагогические условия обучения научному стилю речи студентов-иностранцев, представленные в виде совокупности вариативных и условно инвариативных факторов, взаимодействие между которыми предопределяет выбор адекватных средств обучения и эффективность образовательного процесса;

— были описаны лексические, морфологические, синтаксические, фонетические, структурно-композиционные особенности современного русского языка науки, составляющие лингвистическую основу занятий по русскому языку в аспекте «научный стиль речи»;

— при рассмотрении психологического и методического аспектов обучения языку специальности по традиционной методике были определены факторы, снижающие эффективность обучения и требующие разработки специальных средств, предусматривающих мотивационную и методическую обеспеченность учебного процесса;

— были описаны условия реализации одной из важнейших функций языка науки — коммуникативной функции, определяющей сущность и назначение языка как средства общения;

— были определены важнейшие сферы учебно-профессиональной деятельности студентов-иностранцев на первых курсах медицинских вузов с учетом последних изменений в содержании обучения и современных требований к подготовке высококвалифицированных специалистов;

— были установлены основные этнологические, социально-культурные, психофизиологические особенности современного контингента иностранных учащихсясформулированы рекомендации, позволяющие индивидуализировать процесс обучения научному стилю речи;

— была представлена подробная характеристика и классификация современных средств обучения научному стилю речи в условиях гуманистической парадигмы образования в рамках профессионально-ориентированного обучения;

— была разработана технология и пользования навыкообразующих и мотиваци-онно-организационных средств, эксплицитно и имплицитно представленных в учебном интегративном комплексе для обучения научному стилю речи;

— было дано сравнительное описание основных пособий по научному стилю речи, используемых в процессе обучения, произведенное с учетом существующей модели многофакторного количественного анализа учебников русского языка, а также на основе предложенной автором схемы оценки представленных в пособии средств обучения и степени их аутентичности декларируемым целям.

В результате данного исследования была разработана коммуникативно-направленная, профессионально-ориентированная методика обучения языку специальности, включающая проектирование педагогических средств обучения, адекватных новым педагогическим реалиям и наиболее полно способствующих удовлетворению коммуникативных потребностей студентов в учебно-профессиональных сферах общения.

Созданный интегрированный учебный комплекс по научному стилю речи, включающий базовое пособие по научному стилю речи, книгу для преподавателей, сборник текстов лекций, сборник тестов, справочные материалы, лингафонный курс к лабораторным работам, отвечает современным требованиям к учебной литературе нового поколения и учитывает возможности инновационных образовательных технологий.

Разработанный и апробированный учебный комплекс позволяет значительно повысить эффективность обучения студентов научному стилю речи, обеспечив формирование профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для реализации общения в сферах учебно-профессиональной деятельности на первых курсах медицинских вузов.

За рамками данного исследования остались многие важнейшие вопросы, требующие скорейшего разрешения как в теоретическом плане, так и в практическом:

1) этнопсихологические аспекты взаимодействия субъектов в процессе обучения научному стилю речи;

2) проблемы интенсификации обучения научному стилю речи на основе использования современных средств обучения, включая компьютерное обеспечение;

3) лексикографический аспект в обучении научному стилю речи (медико-биологический подстиль) и создание русско-иностранных толковых словарей общенаучной и терминологической лексики для довузовского этапа обучения;

4) проблемы речевой адаптации иностранных студентов в процессе этнокультурного взаимодействия и учебно-профессионального общения и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Новое в русской медицинской лексике: семантика, прагматика, стилистика // Известия Самарского научного центра РАН. 2003. Вып. 3. С. 23−31.
  2. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. JL, 1975. С. 115 с.
  3. Е. О. Белобородова JI.B. Обучение чтению научного текста. Начальный этап. М., 1992. 184 с.
  4. Т.Е., Алексеева Н. Н. Пособие по обучению аудированию и записи лекций. М., 1989.
  5. .Н., Соколовский В. Г. Словарь клинических терминов с переводным и толковым значением. Киев. 1969. 247 с.
  6. Н.Н. Методические приемы обучения научному стилю речи при доминирующей роли слушания письма: Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. М., 1990.
  7. Н.Ф. Виды письменных работ при обучении студентов-иностранцев научному стилю речи. Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. метод, статей. М., 1973. № 33. С. 5.
  8. А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М., 1990. 166 с.
  9. А.Р., Трушина Л. Б., Чеботарев П. Г. Многофакторный количественный анализ учебников иностранных языков // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного / Сост. Л. Б. Трушина. М., 1981. С. 58.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. 168 с.
  11. Е.А. Системность научного текста // Человек коммуникация -текст. Вып. 4. 2002. С. 63.
  12. С.П. и др. Учебное пособие по русскому языку. М., 1971. 364 с.
  13. С.А. Соотношение артикуляционной базы языка с системой и нормой // Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977.
  14. Л.Н. Обучение грамматике научного стиля речи. М., 1987. 136 с.
  15. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.
  16. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М., 1964.
  17. Бим. И. Л. Ключевые проблемы теории учебника. Структура и содержание // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного / Сост. Л. Б. Трушина. М., 1981.
  18. Бим. И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977. 288 с.
  19. Г. А. Создание учебных комплексов и проблема оптимизации обучения русскому языку иностранных учащихся. Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. метод, статей. М., 1987. № 24. С. 5.
  20. А.П. Использование графов при обучении иностранцев языку специальности // Русский язык для студентов-иностранцев. М., 1979.
  21. Т.Л. Биология: Задания и упражнения для поступающих в вузы. М., 1991.350 с.
  22. Н.Г. Языковая догадка и факторы способствующие ее формированию при чтении // Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977.
  23. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманитарных теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений, слушателей УПК и ФПК. Ростов н/Д., 1997. 560 с.
  24. Бонифилд-Морковина А.В., Кочнева Е. М. Семантизация языковых единиц в таксономическом рассмотрении // Русский язык за рубежом. 1999. № 4.
  25. В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества: Учеб. пособие для студентов и учителей. Рига, 1995.
  26. К.Е. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991. 124 с.
  27. А.Н. Вопросы стилистики в преподавании русского языка иностранцам. М., 1972.
  28. В.Н. Логико-смысловой анализ научного текста. Киев, 1984.
  29. Л.М., Давыдов В. А., Дубинская Е. В. и др. Методические руководство к пособиям по научному стилю речи комплекса «Старт». Аудирование. М., 1989.
  30. Э.А. Тестирование как педагогическая и психолингвистическая проблема // Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977. 150 с.
  31. В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. 1955. № 1.
  32. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. М., 1963.
  33. Т.А. Обучение русскому языку студентов нефилологов. М., 1980. С. 19.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  35. И.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984. 143 с.
  36. И.В. Нормальная анатомия человека. Т. 1. СПб., 2000. 560 с.
  37. П.Я. К проблеме дифференциаций или стилей речи // Проблемы современной филологии. М., 1965. С. 73.
  38. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  39. П.Я., Леонтьев А. Н. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1964. № 10.
  40. И.К. Текст как объект речевой деятельности// Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977.
  41. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1955.
  42. Л.Н. Использование идиом для развития лингвострановедческой компетенции при работе с текстами по специальности // Омский научный вестник. 2003. № 1. С. 201−203.
  43. Г. Г. Обучение речи и технические средства. М., 1979. 206 с.
  44. П.С. Психология и педагогика. М., 2004. 352 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  46. Г. И., Кузина О. С., Малащенко Н. М. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. М., 1989. 248 с.
  47. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2001.
  48. С.А., Шацкая К. П. и др. Химия: Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов н/Д., 2000.
  49. Л.Ю., Волощенко О. И., Калинина Л. П. Пособие по биологии для студентов-иностранцев довузовского обучения медико-биологического профиля. Ростов н/Д., 2002. 410 с.
  50. Е.Н. Комплексное исследование лексико-семантических групп и основные аспекты введения их в учебных процесс // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978.
  51. В.И. Особенности адаптации зарубежных специалистов постдипломного периода обучения: Материалы Всероссийской научной конференции. Волгоград, 2001. С. 59.
  52. И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.
  53. И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М., 1971.
  54. С.В. Эмотивность текстов научного стиля // Лингвистическая мозаика: наблюдение, поиск, открытия. Вып. 2. 2001.
  55. М.И. Этнолингвистическая панорама России и «нового зарубежья» // Русская словесность. 2003. № 6. С. 76−79.
  56. Г. М., Каджаров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
  57. С.Б. Интенсификация предвузовской подготовки иностранных студентов на основе личностно-ориентированного обучения: Автореф.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2002.
  58. Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М., 1979. 224 с.
  59. А.И. Химия: Учеб. пособие для студентов-иностранцев. М., 1970.
  60. Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978.
  61. А.В. О функциях строевых средств актуального синтаксиса в научной речи // Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977.
  62. Л.П. Обучение языку специальности. М., 1987. 160 с.
  63. Т.В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы языкознания. 1979. № 6. 53 с.
  64. О.JI., Костина И. С. Урок учебника и аудиторное занятие // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. М., 1986.
  65. Г. В. Пути оптимального построения и оформления учебного аудиотекста. М., 1980.
  66. Я.Б. Обучение лексике // Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов. М., 1984. С. 83.
  67. Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию. М., 1983. 86 с.
  68. О.А. О некоторых синтаксических тенденциях в стиле современного русского языка. М., 1966.
  69. Н.М. Лингвистическая и коммуникативная компетенции в практическом курсе русского языка. Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному: Сб. статей // Под ред. В. В. Морковкина, Л. Б. Трушиной. М., 1986. 204 с.
  70. Н.М. О значении межстилевых сопоставлений при обучении иностранцев русскому языку // Русский язык для студентов-иностранцев. М., 1972.
  71. Н.М. Особенности изучения синтаксиса научного стиля речи: В помощь преподавателям русского языка иностранцам. М., 1964. 49 с.
  72. В.В. Частотный словарь языка учебных пособий медицинского института. М., 1966.
  73. Э.Н. Некоторые принципы построения пособия по русскому языку с учетом специальности // Русский язык: Сборник методических статей. М., 1973.
  74. А.А. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания. М., 1969.
  75. М.И. Изучение медицинской терминологии на материале текстов по специальности // Новые подходы к формированию профессиональных и личностных качеств иностранных учащихся на довузовском этапе обучения в современных условиях. Ростов н/Д., 2002.
  76. Г. И. Методика отбора и структурирование лексических минимумов для подготовительных факультетов // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978. 189 с.
  77. JI.B. Принцип градуальности в учебной лексикографии // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978. 189 с.
  78. С.Г. Биология: Справочное издание. М., 1991.
  79. Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. А. Н. Щукина. М., 1990. 231 с.
  80. Н.А. Особенности синтаксиса научного стиля речи и проблемы обучения иностранных учащихся. М., 1973. 54 с.
  81. Т.С. Использование наглядности на начальном этапе обучения русскому языку. М., 1981. 120 с.
  82. О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1976. 128 с.
  83. Г. Г. Когнитивная стилистика и стилистическая типология // Вестник московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 3.
  84. В.В. Об одном способе синтеза системы учебных словарей и некоторые вопросы семантизации слов в словарях // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978. 189 с.
  85. Е.И. Язык и специальность. М., 1983. 150 с.
  86. И.Г. Значение слова и семантизация лексики // Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977. 126 с.
  87. М.М., Сивенко Л. С., Шевелев Н. Б. Пособие по обучению письму. Материалы для работы со слуха: Учеб. пособие для подготовительных факультетов вузов СССР. М., 1988.
  88. Оре О. Графы и их применение. М., 1965.
  89. В.И. Обучение грамматике иностранцев на начальном этапе. М., 1983.
  90. И.Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология: Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов н/Д., 1996. 240 с.
  91. В.П. Обучение конспектированию. М., 1989. 96 с.
  92. Р.В. Язык, функция, коммуникация // Вопросы языкознания. 1979. № 6.
  93. И.Р. Выражение определительных отношений в научном стиле речи: В помощь преподавателю русского языка как иностранного. М., 1967.
  94. Е.Н. Коммуникативное иноязычное образование // Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 2001.
  95. Е.Н. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. 276 с.
  96. Подготовительные факультеты: организация работы по обучению студентов в современных условиях: Тезисы научно-методической конференции, ростов н/Д., 1995. 80 с.
  97. Пособие по химии (для подготовки в учебные заведения медико-биологического профиля): В 3 ч. / Под ред. В. Н. Чернышова, А. С. Егорова. Ростов н/Д., 1994.
  98. Проблемы учебной лексикографии / Под ред. П. Н. Денисова, В.В.Мор-ковкина. М., 1977. 189 с.
  99. Программа по русскому языку // Сборник документов по организации учебного процесса на дорвузовском этапе обучения иностранных учащихся: Медико-биологический профиль. М., 1997.
  100. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  101. П.А. Педагогические и психологические основы наглядности в обучении иностранным Языкам / Под ред. В. А. Артемова, И. В. Карпова и др. // Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам. Ученые записки МГПИНЯ. Т. 4. 1947.
  102. В.Н., Саенко Л. П. Приемы и формы контроля по научному стилю речи: Практическая методика русского языка на начальном этапе. М., 1990. 220 с.
  103. Н.В. Средства выражения знания в научно-учебной речи // Интеграция образования. 2001. № 3.
  104. И.М. Роль глобализации и языка (языков) международного общения в решении актуальных вопросов нового времени // Иностранный язык в школе. 2003. № 6. С. 8−14.
  105. А.Ю. Исследование критериев и разработка модели описания, анализа и оценки учебника русского языка для иностранцев: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983.
  106. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981. 248 с.
  107. М.А. Проблема минимизации словарного состава в русской лин-гводидактике // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978. 150 с.
  108. В.А. Педагогика. М., 2002. 512 с.
  109. И.П. О выделении лексико-семантичсеких групп // Русский язык за рубежом. 1972. № 4.
  110. А.А., Жукова С. В. Биология. Киев, 1987. 415 с.
  111. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002. 672 с.
  112. А.Е. Некоторые свойства учебного словаря и словарь для обучающего // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978.
  113. Л.Л. Стратегические линии реформирования общего образования в Индии // Педагогика. 1996. № 1.
  114. А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся: основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 1991. 39 с.
  115. Л.М. Научные школы в педагогической науке юга России: Ав-тореф. дисс.. докт. пед. наук. Ростов н/Д.: 1999.
  116. Е.В. Общеевропейская шкала уровня владения иностранным языком и постпороговый уровень русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1999. № 1.
  117. С.А., Марюков Л. А. Акмеологический подход к обучению иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки // Международное академическое сотрудничество на рубеже тысячелетий. Тверь, 1999. 105 с.
  118. В.И. Теория и практика международной педагогической лексикографии в едином информационно-исследовательском пространстве: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2002.
  119. Н.А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. М., 1991. 528 с.
  120. Е.С. Проблема содержания и построения учебных материалов при ускорении обучения взрослых иностранному языку (начальный этап) // Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Т. А. Вишняковой. М., 1977. 150 с.
  121. В.Т. и др. Современные образовательные процессы: Содержание, технологии, организационные формы. Ростов н/Д., 1996.
  122. Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998. 150 с.
  123. P.M. Степень понимания текста как критерий оценки объема словаря-минимума // Психология и методика обучения второму языку. М., 1967.
  124. Г. П. Химия для поступающих в вузы. М., 1986. 340 с.
  125. Л.И. Об исследовании в учебнике типовых речевых единиц учебно-профессионального общения. Учебники и словари в системе средств в обучении русскому языку как иностранному: Сб. статей / Под ред. В. В .Морковкина, Л. Б. Трушиной. М., 1986. 2004 с.
  126. B.C. Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам. М., 1970.
  127. Частотный словарь общенаучной лексики / Под ред. Е. М. Степановой. М., 1970.
  128. Н.В. К обоснованию общей концепции системы учебников и учебных пособий по русскому языку для нерусской аудитории // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного. М., 1981.
  129. Е.П. Переход полнозначных слов в предложении. М., 1967.
  130. Л.П. Традиции и новации в преподавании русского языка // Новые подходы к формированию профессиональных и личностных качеств иностранных учащихся на довузовском этапе обучения в современных условиях. Ростов н/Д., 2002.
  131. Л.П., Панова С. Ф., Прокудайло Т. А. и др. Пособие по русскому языку. Ростов н/Д., 1996. 260 с.
  132. В.В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования: Автореф.. докт. пед. наук. Ростов н/Д., 2000.
  133. А.Н. К вопросу о функциях наглядности на занятиях по языку // Русский язык для студентов-иностранцев. Вып. 17. М., 1977.
  134. А.Н. Средства обучения русскому языку на начальном этапе: Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного. М., 1979.
  135. М.Н., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе: укрупнение дидактических единиц: Книга для учителя. М., 1996. 320 с.
  136. Е. Ликвидация неграмотности одна из коренных задач страны: Индия // Азия и Африка сегодня. 2000. № 12.
  137. В.Н. и др. Биология. Кн. 1. М., 1997. 448 с.
  138. Bertran Y. Contemporary theories and Practice in Education. Madison. Wisconsin, 1995.
  139. Bruner J. The process of education. Cambridge, Harvard University Press, 1994.
  140. Cooden A. Computers in the classroom. Apple press, 1996.
  141. Hall J. Access through innovation: new colleges for new students. New York, 1991.
  142. Kerr C. The uses of the university. Cambridge, Harvard University Press, 1982.
  143. May W. Ethics and higher education. New York, 1990.
Заполнить форму текущей работой