Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональный рост персонала как фактор повышения качества образования в учреждении среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что доказана эффективность авторских программ корпоративных семинаров «Профессиональный рост персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте всеобщего управления качеством», «Подготовка персонала к оценке качества образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования» — технология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального роста персонала в учреждениях среднего профессионального образования в контексте качества образования
    • 1. 1. Тенденции развития качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования
    • 1. 2. Профессиональный рост персонала как объект педагогики профессионального образования
    • 1. 3. Соотношение понятий «качество профессионального образования», «качество персонала», «профессиональный рост» персонала учреждения среднего профессионального образования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Проектирование технологии реализации модели профессионального роста персонала колледжа в контексте качества образования и опытно-экспериментальная оценка её эффективности
    • 2. 1. Опытно-экспериментальная работа как необходимое условие становления инновационных процессов в учреждении среднего профессионального образования
    • 2. 2. Технологическое обеспечение профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования
    • 2. 3. Мониторинг эффективности профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования
  • Выводы по главе 2

Профессиональный рост персонала как фактор повышения качества образования в учреждении среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Одной из важнейших тенденций развития российского образования XXI столетия стало освоение сферой образования новой системы управления — всеобщего управления качеством (Total Quality Mangement — TQM). ЮНЕСКО придает высокоприоритетное значение решению задач, связанных с повышением качества образования. На 47-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 2004г) основное внимание было решено уделить теме «Качественное образование для всей молодежи: основы, тенденции и приоритеты» [82, С5]. Как и в международных документах, в Концепции общероссийской системы оценки качества образования (2007г), особо подчеркивается значимость качественного преобразования профессионального образования, в том числе и среднего профессионального образования [82].

В последнее время развитие и функционирование системы среднего профессионального образования, а также качество производимого этой сферой трудового капитала вызывает серьезные нарекания работодателей. Новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на идеологии формирования содержания образования «от результата», предполагают разработку контрольно-измерительных материалов и оценивая результатов профессиональной подготовки современного специалиста. Профессиональная подготовка выпускника в учреждении среднего профессионального образования (СПО) напрямую связана с процессом совершенствования подготовки персонала этих учреждений к работе в реальных социально-экономических условиях.

Стандарты нового поколения требуют диверсификации форм повышения квалификации, переосмысления ключевых методологических подходов к проектированию содержания, моделей и технологий подготовки персонала учреждений среднего профессионального образования. Однако социологические опросы, встречи с персоналом учреждений среднего профессионального образования настойчиво показывают, что они не учитывают различные затруднения с достижениями нового качества профессионального образования. Несмотря на обилие подходов к повышению квалификации педагогических кадров существующих в отечественной системе уровней образования, при всей их очевидной целесообразности и необходимости модели обучения часто имеют, к сожалению, разобщенный характер. В то же время анализ литературы по данному вопросу показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность как толкования системообразующих понятий, так и основанных на них подходах к педагогическому процессу. Все это актуализирует проблему профессионального роста персонала учреждений среднего профессионального образования в контексте качества образования, являющегося важнейшим условием прогрессивного развития общества.

Многие современные исследователи: Е. В. Анисимов [5], Т. В. Алтыпова [8], Е. В. Васина [22], В. А. Волкогон [28], А. И. Голубева [40], В. И. Горовая [42], Г. Н. Иванова [66],, Т. В. Максимченко [94] и др. поддерживают необходимость процессов формирования и развития квалификации персонала в контексте качества образования. Условием, обеспечивающим профессиональный рост персонала учреждений образования, является постдипломное образование, по образному выражению С. Г. Вершловского, призванного «обеспечить результаты, качественно отличающиеся от тех, что дает образование, осуществляемое в соответствии с традиционной или функционально-ролевой моделью» [25, С31]. Теоретической базой развития этой системы являются исследования, посвященные вопросам компетентностного обучения (В.А. Болотов [12], В. П. Борисенков [14], И. А. Зимняя [64], Д. А. Иванов [67], A.B. Хуторской [178], Е. А. Царькова [179]), развитию образовательных технологий (В.П. Беспалько [11], Е. В. Бондаревская [13], А. Дахин [50], В. М. Монахов [109], J1.A. Мончинская.

110]), разработке теоретических основ непрерывного образования (С.Г. Вершловский [25], В. Б. Гаргай [37], Т. В. Горбунова [44], С. И. Змеев [65], Э. М. Никитин [114] A.M. Новиков [119]).

Таким образом, компетентностный подход представляет собой попытку привести образование, в том числе и среднее профессиональное, в соответствие с потребностями рынка труда. Выявлению сущности о содержании качества профессионального образования посвящены исследования таких ученых, как И. А. Зимняя [63], В. П. Панаскж [126, 127], М. М. Поташник [136, 137], Е. И. Сахарчук [146], H.A. Селезнева [149], В. А. Трайнев [163], П. И. Третьяков [165, 166] и др.

В диссертационных исследованиях рассматриваются различные аспекты качества подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования (Е.В. Анисимов [5], Л. П. Борисова [15], Н. Ф. Гамаюнова [36], М. Е. Елочкин [57], Д. А. Саховский [147], Е. А. Царькова [179], В. А. Целых [180], И. В. Чистова [182], Ю. А. Читаева [183], М. В. Шаповалов [186] и др.).

Однако, несмотря на всю ценность результатов исследований по повышению качества подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, многие аспекты этой многогранной проблемы остаются недостаточно разработанными. Необходимо существенное уточнение содержательной характеристики феномена «профессиональный рост персонала» в контексте качества образования, что предполагает обновление содержания, методологий и моделей постдипломного образования и соответствующей среды обучения.

Следствием недостаточной разработанности педагогических элементов профессионального роста персонала учреждений среднего профессионального образования в контексте качества образования является то, что его значительная часть овладевает этими знаниями лишь преимущественно в ходе самостоятельной практической профессиональной деятельности.

Приведенные выше обстоятельства обуславливают противоречия между:

— возросшими требованиями современного общества к персоналу учреждений среднего профессионального образования в области качества образования и неготовностью основной массы таких специалистов удовлетворять современным ожиданиям общества;

— укоренившейся практикой традиционного обучения на курсах повышения квалификации институтов повышения квалификации и настоятельной необходимостью создания новых инновационных моделей обучения на рабочем месте;

— обозначившейся спецификой корпоративного обучения персонала учреждения среднего профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических условий, необходимых для этого.

Выделенные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в научном обосновании процесса профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования. Сущность проблемы определила тему исследования: «Профессиональный рост персонала как фактор повышения качества образования в учреждении среднего профессионального образования».

Цель исследования: научно обосновать и проверить в условиях опытно-экспериментальной работы педагогический процесс профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования.

Объект исследования: профессиональный рост персонала в контексте качества образования в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования: процесс профессионального роста персонала в контексте качества образования в учреждении среднего профессионального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовым опытом, если:

— понимание сущности профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества образования, должно осуществляться на основе построения понятийного тезауруса проблемы, включающего понятия «качество образования», «качество профессионального образования», «качество персонала»;

— модель профессионального роста персонала в контексте качества образования отразит логику восхождения к целостности знаний через развитие мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-процессуального компонентов;

— определены педагогические условия эффективного профессионального роста персонала на рабочем месте в исследуемом направлении;

— в качестве ведущего условия профессионального роста персонала в контексте качества образования выступят корпоративные семинары, актуализирующие знания у обучающихсяапробирована технология реализации теоретической модели в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

1) обосновать совокупность положений и современных идей, составляющих теоретико-методологические основы содержания понятия «профессиональный рост» персонала учреждений среднего профессионального образования в контексте качества образования;

2) разработать теоретическую модель профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования;

3) определить педагогические условия профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования;

4) в ходе эксперимента по проверке эффективности технологии реализации теоретической модели выявить потенциал корпоративных семинаров как ведущего условия профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составляют:

— философские, психологические и педагогические концепции и теории о личности как субъекте педагогических и профессиональных отношений, познающей и профессионально преобразующей себя (К.А. Абульханова-Славская [1], Б. Г. Ананьев [3], А. Н. Леонтьев [93], В. Д. Шадриков [184] и др-);

— общенаучные принципы системного подхода в образовании (А.Б. Ананьев [3], В .П. Беспалько [11], Б. С. Гершунский [38], В. М. Монахов [109], В. В. Краевский [86], А. И. Субетто [157], Г. П. Щедровицкий [188] и др.);

— общая теория деятельности и деятельностного развития личности (Л.С. Выготский [33], П. Я. Гальперин [35], А. Н. Леонтьев [93] и др.).

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют:

— личностно-ориентированная концепция проектирования содержания профессионального образования (Е.В. Бондаревская [13], В. А. Болотов [12], Э. Ф. Зеер [62], A.M. Новиков [119], И. П. Смирнов [155], И. С. Якиманская [191] и др.);

— концепция компетентностно-ориентированного подхода в образовании (И.А. Зимняя [63,64], В. А. Кальней [189], A.B. Хуторской [178], С. Е. Шишов [189] и др.) — исследования сущности и специфики начального и среднего профессионального образования (В.В. Арнаутов [7], С. Я. Батышев [133], А. Т. Глазунов [39], И. П. Смирнов [155] и др.);

— теории социального и педагогического проектирования (В.П. Беспалысо [11], М. М. Левина [92], В. М. Монахов [109], В. В. Сериков [151,152]и др.);

— теории постдипломного профессионального образования педагогических работников (С.Г. Вершловский [25], М. В. Кларин [73], Н. В. Кузьмина [88], Э. М. Никитин [114], А. М. Новиков [119], Г. С. Сухобская [4], JI.M. Сухорукова [158] и др.);

— исследования по проблеме качества образования (Армстронг [6], Deming W Е [51], И. А. Зимняя [63,64], Ю. А. Конаржевский [80], В. П. Панасюк [126,127], М. М. Поташник [136,137], Е. И. Сахарчук [146], А. П. Стуканов [156], А. И. Субетто [157], П. И. Третьяков [165,166], Т. И. Шамова [185], Р. Х. Шакуров [187] и др.).

Методы исследования: теоретические — изучение философской, педагогической и психологической, научной литературы и диссертационных исследований, логико-исторический анализ отечественного и зарубежного опыта, моделированиедиагностические — анализ документов, продуктов педагогической деятельности, анкетирование, беседа, экспертная оценкаобсервационные — прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) — квалиметрические методы измерения результатов исследования мониторинг, статистическая обработка результатов квалиметрии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась системной методологий, адекватной цели, предмету и задачам исследования, структурной и содержательной целостностью, логикой последовательного изложения материала, применением комплекса теоретических и эмпирических методоваргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, подтвержденных методами математической статистикинепротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследованиявозможностью повторения экспериментальной работыширокой апробацией материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осмысление значимости профессионального роста персонала в учреждениях среднего профессионального образования в контексте качества образования, представленной в виде концептуальных знаний и умений.

2. В данном контексте разработана модель профессионального роста персонала, включающая модули (методологический, содержательно-процессуальный) и компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-процессуальный). Выявлены педагогические условия, стимулирующие этот процесс.

3. Представлены: теоретически обоснованная технология реализации разработанной модели в образовательной практике политехнического колледжа, дополнительные программы авторских корпоративных семинаров с направленностью на профессиональный рост обучающихся в контексте качества образования с учетом потребностей рынка труда.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

— раскрыто понятие «профессиональный рост персонала образовательного учреждения» в контексте качества образования, обосновано содержание его структурных компонентов: мотивационно-ценностногокогнитивно-деятельностногоэмоционально-процессуальногоразработаны подходы и принципы проектирования содержания корпоративных семинаров в контексте качества образования и проанализирована их практика с точки зрения актуализации заложенных в них профессиональных и личностно-развивающих ресурсов для персонала учреждений СПО;

— апробирована технология реализации разработанной теоретической модели.

Теоретическая значимость исследования определяется развитием теории и методики профессионального образования в рамках адаптации компетентностного подхода через: и.

1) систематизацию понятийно-терминологического аппарата по проблеме профессионального роста персонала в контексте качества образования в учреждениях среднего профессионального образования, расширение представления о категории «качество профессионального образования»;

2) разработку и апробацию теоретической модели профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования, представленной в исследовании как система, процесс и результат целенаправленной образовательной деятельности;

3) уточнение критериев, показателей и уровней профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования.

Результаты исследования будут способствовать расширению и углублению научных представлений исследовательской проблематики профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования в теории и практике профессионального образования.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что доказана эффективность авторских программ корпоративных семинаров «Профессиональный рост персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте всеобщего управления качеством», «Подготовка персонала к оценке качества образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования" — технология освоения персоналом новой парадигмы педагогической деятельности в контексте качества образования. Подходы к отбору содержания или ее фрагменты, словарь основных понятий по теме диссертационного исследования и диагностический инструментарий определения уровня сформированности компонентов профессионального роста персонала колледжа могут применяться в профессиональном образовании при проектировании содержания образовательной программы, в учреждениях повышения квалификации работников образования, факультетах повышения квалификации вузов при обучении других категорий педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на научных семинарах молодых ученых, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиевамеждународных научно-практических конференциях «Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования» (Смоленск, 2007), «Информационные технологии в гуманитарном образовании» (Пятигорск, 2008), «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (Чебоксары, 2009), всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы современной практической психологии: Дагестан-Россия» (Махачкала, 2007) — межрегиональных конференциях «Инновационные процессы в системе НПО в регионе: научные основы, пилотные проекты, потенциал повышения квалификации ИПР» (Лермонтов, 2007), «Управление качеством образования» (Лермонтов, 2008) — Алиевских педагогических чтениях (научная сессия) (Карачаевск, 2007), краевых педагогических чтениях им. Я. М. Неверова (Ставрополь, 2007).

Результаты исследования внедряют в практику работы ГОУ СПО Ставропольского государственного политехнического колледжа, ГОУ СПО Регионального многопрофильного колледжа г. Ставрополь, ГОУ СПО Ставропольского колледжа сервисных технологий и коммерции, ГОУ СПО Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента № 23 г. Москва, ГОУ НПО Профессионального лицея № 20 г. Саратова Саратовской области, ГОУ СПО Нефтекумского регионального политехнического колледжа, в ГОУ ДПО Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования.

Базой исследования выступали ГОУ СПО Ставропольский государственный политехнический колледж, ГОУ НПО Профессиональный лицей № 32 г. Ставрополя, ГОУ СПО Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерциина различных этапах исследования в нем участвовали 300 студентов, 120 инженерно-педагогических работников (60 -в экспериментальной группе, 60 — в контрольной группе).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение шести лет и включало три этапа:

Первый этап (2004;2005 г. г.) — поисково-теоретический. Выявлены исходные теоретико-методологические положения, проведен анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Определен научный аппарат, экспериментальная база исследования. Разработана программа эксперимента и теоретическая модель профессионального роста персонала учреждения СПО в контексте качества образования. Проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2005;2008 г. г.) — опытно-экспериментальный. Разработана технология реализации теоретической модели, выполнена программа формирующего экспериментауточнен понятийный аппарат, скорректирована гипотеза, выявлен комплекс условий, обеспечивающих процесс профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образованияобоснована и апробирована технология реализации разработанной модели в образовательном процессе политехнического колледжапроведен мониторинг основных компонентов профессионального роста персоналаразработаны и апробированы авторские программы корпоративных семинаров, диагностический инструментарий.

Третий этап (2008;2009 г. г.) — заключительно-обобщающий. Проведен анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных, подведены итоги экспериментальной работы, сформулированы выводы по проделанной работе, оформлено диссертационное исследование.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональный рост персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования рассматривается как процесс изменения, преобразования педагогической деятельности, что приводит к устойчивому повышению качества подготовки специалистов.

2. Теоретическое обоснование систематизированного понятийно-терминологического аппарата качества профессионального образования, представляющего собой совокупность компонентов (качество содержания образованиякачество методов, технологии обучения и воспитаниякачество образованности личности, качество персонала образовательного учреждения).

3. Модель профессионального роста персонала в контексте качества образования разработана на компетентностной основе как система, процесс и результат целенаправленной образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования.

4. Условиями профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования являются корпоративные семинары как новая модель обучения на рабочем местемодульное построение содержания учебного материала в экспериментальных программахиспользование андрагогических технологий обученияотношение к обучающемуся как взросломупредоставление возможностей слушателю как личности и профессионалу для самореализации.

Личный вклад автора состоит в выявлении педагогических условий эффективной реализации модели профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования, программно-методическом обеспечении функционирования корпоративных семинаров на рабочем месте, разработке диагностического инструментария оценки уровней сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-процессуального компонентов профессионального роста персонала политехнического колледжа.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 191 источник и 8 приложений. Текст содержит таблицы, рисунки, диаграммы, схему.

Выводы по главе 1.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу начинает формироваться новая концепция отношения к человеку, его интеллектуальным возможностям как основному ресурсу развития. Реализация этой концепции в рамках рыночной экономики определяет качество человеческого капитала как степени его востребованности, карьерный рост, отвечающий общественным запросам и личным устремлениям специалиста.

Образование рассматривается как важный фактор и колоссальный ресурс прогресса общества. Качество образования напрямую связано с качеством жизни. Мир осознал, что решение глобальных проблем современности, экономическое, политическое, социальное и культурное благополучие, равно как и конкурентоспособность, на мировом рынке зависит от высокого качества образования, высокого уровня его развития.

На основе анализа содержания проблемы качества образования, качества подготовки специалистов, качества персонала, профессионального роста персонала в учреждениях среднего профессионального образования в педагогической теории и практике профессионального образования мы можем сделать следующие выводы:

1. Категория «качество образования» находится в центре внимания отечественной и зарубежной педагогики, она выступает как ведущий фактор общественного прогресса и развития цивилизации. Трактовка понятия «качество образования» постоянно рассматривается и углубляется на основе осмысления и интерпретации данных различных исследователей.

2. Качество образования рассматривается как новая философия, новое мышление административных и педагогических работников. В исследовании данная категория рассматривается в разных аспектах: философскомсоциальномна уровне конкретных уровней образования, в том числе и среднего профессионального образования, сферы развития персоналом учреждения среднего профессионального образования.

3. История развития феномена «качество образования» показывает, что его исследование базируется не только на отечественных традициях, но и мировых. В главе проанализированы ведущие мировые и отечественные тенденции развития качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования и делается вывод, что исследуемая проблема является важной и одновременно сложной. Это обусловлено потребностями современного общества, факторами модернизации экономики, рынком труда, работодателями.

4. Важнейшим условием достижения высокого качества подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования является профессиональный рост его персонала. Изменения должны происходить в двух направлениях: 1) пересмотре содержания обучения: главным становится не выполнение инструкций, а творческое проектирование учебного процесса для достижения высших результатов в обучении- 2) расширение квалификационных требований к персоналу в связи с усилением их направленности на применение процедур, методики оценки качества педагогических объектов и процессов.

5. Деятельность персонала первого и второго уровней учреждений среднего профессионального образования по профессиональному росту персонала как на федеральном, так и на уровне региональных систем и отдельных образовательных учреждений должна опираться не только на достижения отечественной теории и практики профессионального образования, но и на мировую теорию и практику управления человеческими ресурсами. В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано на индивидуальную работу с персоналом, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.

6. Для осуществления стратегии устойчивого повышения качества образования в учреждении среднего профессионального образования необходимы:

— разработка модели профессионального роста его персонала в контексте качества образования;

— разработка и апробация программ корпоративного обучения с целью пополнения и актуализации недостающих знаний.

7. Отвечающая вызовам времени модель профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования может быть создана в контексте концепции всеобщего управления качеством, включающей четко разработанную часть по управлению человеческими ресурсами (мотивационный и образовательный компоненты). Мотивационный компонент профессионального роста персонала предполагает научно обоснованные, доказавшие свою эффективность теорий, соответствующих современным реалиям общества и уровню развития педагогической и психологической науки. Образовательный компонент включает содержание знаний, умений и навыков, необходимых персоналу в исследуемом направленииконструирование учебных планов и программ корпоративных семинаровопределение технологий обученияразработку мониторинга образовательного процесса и сформированности выделенных в ходе исследования компонентов профессионального роста.

8. Разработанная модель профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования представляет собой определенную череду модулей (методологический, содержательно-процессуальный), на каждом из которых определена последовательность действий по достижению конечного результатагарантированной качественной подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования. Предлагаемая нами модель позволяет перейти к гибкой непрерывной системе обучения через всю жизнь, содействует профессиональному росту персонала колледжа.

9. Деятельность персонала учреждения среднего профессионального образования становится эффективнее лишь в том случае, если он поддерживает идеологию концепции TQM и практически участвует в работе по повышению качества подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании и работа в исследуемом направлении осуществляется на основе разработанной модели профессионального роста персонала колледжа, представляющую собой общую схему деятельности.

Глава 2. Проектирование технологии реализации модели профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования и опытно-экспериментальная оценка её эффективности 2.1 Опытно-экспериментальная работа как необходимое условие становления инновационных процессов в учреждении среднего профессионального образования.

Ставропольский государственный политехнический колледж является старейшим образовательным учреждением в крае, созданный приказом Ставропольского управления трудовых резервов от 1 марта 1943 года как Ставропольская фабрично-заводская школа № 9. В этом же году школа была реорганизована в специальное ремесленное училище № 5. Позже на базе училища было создано строительное училище № 1. В 1989 году на базе двух строительных училищ № 1 и № 24 был создан отраслевой учебно-производственный комплекс № 1. Приказом Министерства образования Ставропольского края от 20 августа 2002 года государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 1» преобразовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ставропольский государственный политехнический колледж».

Колледж является многоуровневым образовательным учреждением, ведет подготовку специалистов по шести специальностям СПО (технология деревообработкистроительство и эксплуатация зданий и сооруженийтехническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортасварочное производствоохрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсовправоведение) и по восьми профессиям НПО.

В рамках реализации Программы развития образовательного учреждения предполагается разработка модели «Колледж — ресурсный центр «Деревообработка и строительство».

Политехнический колледж в своем инновационном поиске в течение последних пятнадцати лет прошел все этапы: от стихийно-эмпирического к эмпирическому и его высшему — теоретическому уровню. Стихийно-эмпирический уровень хронологически затрагивал начало девяностых годов XX века. В этот период изменялись отдельные компоненты учебно-воспитательного процесса (отдельные технологии, приемы и методы деятельности на основе внедрения идей передового педагогического опыта). Эмпирический уровень инновационного поиска завершился переходом к новой модели учебного заведения — от типичного учреждения начального профессионального образования к новой модели — колледжу.

Однако оба уровня инновационного поиска (стихийно-эмпирический и эмпирический), как справедливо отмечает A.M. Саранов, являются «различными формами эмпирической практики, так как результативность преобразований проявляется в совершенствовании отдельных элементов, не затрагивая ее сущностных основ». Для эмпирической практики переход от одного состояния инновационного развития к другому методологически не рефлексируется, теоретически не обосновывается [145, С86−87].

Высшей формой инновационного поиска, как уже отмечалось, является теоретический этап. В этом случае образовательное учреждение от состояния функционирования переходит к состоянию саморазвития. Этот этап заключается «в переходе от уровня эмпирического инновационного поиска к теоретическому, что означает переход к решению иного класса задач, которые также возникают в практике, но носят комплексный характер и принципиально не могут быть решены имеющимися в арсенале педагогического коллектива средствами, их решение лежит в сфере теоретического познания» [145, С87].

В 2003 году Ставропольский государственный политехнический колледж переходит в режим саморазвития и становится краевой экспериментальной площадкой по теме: «Оптимизация контроля качества образования в профессиональных учебных заведениях», решение названной проблемы и составило цель исследования [112].

Объектом исследования явился процесс обучения в профессиональном учебном заведении.

Предметом исследования выступают целевой, содержательный и процессуальный аспект системы контроля качества профессионального образования.

Политика и стратегия колледжа в области качества образования получила отражение в концепции управления качеством, которая разработана в ходе эксперимента. Концепция имеет четкую направленность на:

1) определение уровней и подсистем качества, включенных в единую систему управления качеством образования;

2) формирование критериев оценки по каждой составляющей;

3) выработку основных методов и процедур контроля качества образования.

В функцию методической службы колледжа включено сопровождение таких приоритетных направлений в области качества как:

— управление качеством образовательных программ;

— управление качеством информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

— научно-методическое обеспечение программы эксперимента;

— обучение персонала колледжа;

— мониторинг профессионального и личностного развития обучающихся, профессионального роста персонала колледжа третьего уровня.

Базируясь на теоретико-методологические подходы экспериментальной деятельности (В.В. Краевский [86], A.M. Новиков [119], A.C. Сиденко [153] и др.), в колледже были определены факторы и условия, влияющие на эффективность педагогического эксперимента. Так, A.C. Сиденко выделяет объективные и субъективные факторы, влияющие на уровень экспериментальной деятельности. К числу субъективных относится внутреннее самоопределение экспериментатора, уровень его личностных притязаний. К числу объективных, относятся социальные нормы, предъявляемые к экспериментальной деятельности. К условиям успешности педагогического эксперимента относятся следующие: 1) правовые- 2) кадровые- 3) мотивационные- 4) информационные- 5) материально-технические и финансово-экономические- 6) научно-методические [153, С4.

5].

Как видим, в числе условий значится кадровая подготовка к профессиональному осуществлению педагогического эксперимента.

Ученые (В.В. Краевский [86], A.M. Новиков [119], A.M. Саранов [145], В. В. Сериков [152] и др.) отмечают, что успех экспериментальной деятельности в немалой степени зависит от участия в ней педагогов, степени, их готовности к введению новшеств, уровню знаний сущности, значимости и преимуществ вводимых нововведений и их последствий. В зарубежных исследованиях понятие «восприимчивость» часто употребляется как восприятие новшества и трактуется как решение использовать какое-либо нововведение.

Американский ученый Э. Роджерс считает процесс восприятия новшеств как сложный многостадийный мыслительный этап принятия решения, в ходе которого происходит оценка значения и последствий принятия решения. Он делит этот процесс на следующие пять этапов: 1) ознакомление с проблемой- 2) анализ проблемы- 3) анализ имеющихся путей ее решения- 4) выбор пути- 5) принятие последствий выбора решения.

В соответствии с этим Э. Роджерс выделяет следующие основные этапы процесса восприятия новшества. Ознакомление человека с новшеством: человек впервые слышит (узнает) о новшестве, но еще не готов к получению дополнительной информации. Второй этап характеризуется как появление интереса: человек проявляет заинтересованность в новшестве и начинает искать дополнительную информацию о нем. Эта информация еще не окрашена мотивами восприятия. Третий этап называется «оценка»: человек мысленно «применяет» новшество к своей существующей или предполагаемой ситуации, а затем решает, стоит ли его опробовать. Обычно на этом этапе человек ищет более лицензированную информацию (советы, консультации о новшестве, чаще всего у своих коллег). Четвертый этап восприятия новшества Э. Роджерс называет апробацией: новшество апробируют в сравнительно небольших масштабах, чтобы установить возможность применения его для решения своих проблем или в данной конкретной ситуации. На этом этапе ведется поиск специализированной информации относительно наилучших методов использования новшества. Пятый этап является этапом окончательного восприятия новшества.

На «выходе» процесса восприятия новшества возможны, по мнению Э. Роджерса, также варианты:

— восприятие и последующее использование новшества;

— полный отказ от новшества;

— отказ от новшества с последующим восприятием.

По нашему глубокому убеждению, готовность педагогов — практиков к инновационной деятельности формируется в процессе включения в опытно-экспериментальную работу, что ставит их в позицию непрерывного творческого переосмысления действительности и приводит к совершенствованию их мастерства, профессионализма. С учетом этого в программу вышеназванной темы экспериментальной площадки включена подпрограмма «Персонал политехнического колледжа в контексте его готовности к инновационной деятельности».

Для определения возможностей профессионального роста персонала колледжа в области качества образования была разработана и реализована программа экспериментального исследования. Проводя такое исследование, мы исходили из того, что: а) учреждение среднего профессионального образования, по мнению общества, не выполняет своей главной миссии по подготовке конкурентоспособных специалистовб) персонал колледжа преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин, мастера производственного обучения, руководители учреждения образования), в своем большинстве, не готовы к объективной самостоятельной оценке образовательной деятельности, с учетом ее новейших тенденций и принятых в мире критериев, не владеют технологиями коррекции критериев оценки в связи с перспективой перехода к компетентностной модели образования.

Задача опытно-экспериментальной работы с персоналом учреждения, являющегося субъектом образовательной деятельности колледжа, состояла в разработке содержания, форм и методов их профессионального роста для адекватного осознания ими проблемы качества в современном образовании, критериев и механизмов оценки качества образовательной деятельности, качества подготовки специалистов, а также освоение соответствующих педагогических средств. Повышение квалификации персонала колледжа осуществлялось в форме корпоративного семинара, методической работы с субъектами образовательного процесса (педагогами, студентами, родителями).

Обоснование этапов эксперимента осуществлялось на основе методологических подходов A.C. Сиденко, выделившей четыре этапа: подготовительный, практический, обобщающий, внедренческий.

В таблице представлены основные этапы педагогического эксперимента. В исследовании мы придерживались трех этапной организации эксперимента.

Заключение

.

Полученные в ходе исследования и описанные в диссертации результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу и показали, что потребность современного российского общества в образованных индивидах, способных к компетентному профессиональному действию (конкурентоспособных), к самостоятельному и ответственному принятию решений, предъявляет особые требования к деятельности персонала учреждений среднего профессионального образования. Именно поэтому профессиональный рост персонала должен быть достаточным для решения проблем качественной подготовки специалистов.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Проведенный анализ отечественных и зарубежных источников, научных исследований показал, что переход к компетентностно-ориентированному образованию в учреждениях среднего профессионального образования рассматривается как закономерное явление, отвечающее требованиям современного этапа развития общества.

2. Обоснована и доказана идея о том, что качество профессионального образования, оценивающегося не только и не столько в формате «знаний выпускников», сколько в терминах способов деятельности и готовности к ней, находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня профессионального роста персонала учреждений среднего профессионального образования. В то же время уровень его теоретического обоснования и концептуального обеспечения остается недостаточно разработанным. Доказательством служит отсутствие единого понятийно-терминологического аппарата в теории и практике процесса профессионального роста персонала учреждений среднего профессионального образования в контексте качества образования. В ходе диссертационного исследования в содержание понятия «качество профессионального образования» введен дополнительный компонент качество персонала", что предполагает его профессиональный рост. Эти понятия соотносятся как общее к частному.

3. Доказано, что процесс профессионального роста персонала учреждения среднего профессионального образования в контексте качества образования исходит из следующих методологических и теоретических положений:

— с позиции гуманистического подхода личность понимается как уникальная, целостная, открытая система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку;

— для профессионального роста персонала необходимы педагогические условия для раскрытия личностного потенциала. Это прежде всего андрагогический подход к организации процесса обучения персонала как взрослых: учение для них — деятельность, помогающая в решении личных и профессиональных проблеммотивация учения зависит от возможности реализовывать полученные знания на практикесам процесс учения имеет самообразовательный характерактуальное содержание занятий с представлением широкого спектра подходов к пониманию понятия «качество образования" — практическая направленность занятийорганизация среды как коллектива слушателей;

— управление процессом профессионального роста персонала строится с соблюдением принципов научности, оптимальности, сознательности, современности, самостоятельности, связи теории с практикой.

4. Модель профессионального роста персонала в контексте качества образования является развивающей и включает:

— разработку программ корпоративного обучения;

— обеспечение приоритета обучения на рабочем месте как эффективной формы необходимого системного обновления умений и навыков, повышения квалификации персонала в контексте экспериментальной работы;

— использование активных форм обучения (разбор конкретных ситуаций и деловых игрметод мозгового штурма, индивидуальные и микрогрупповые творческие задания и т. д.).

5. Динамичность непрерывного профессионального роста персонала в системе корпоративных семинаров обеспечивается комплексом инновационных технологий:

— обучение на рабочем месте: «Саморазвитие», «Деятельное обучение», «Самооценка и оценка окружающими», «Структурированное групповое обучение" — проблемным содержанием обучения: дискуссионного обучения, корпоративного обучения, коллективной мыследеятельности, модели обучения для развития критического мышления, потребность в определении собственной позиции при осмыслении психолого-педагогических категорий, понятий, феноменов.

6. Пятиэтапная технология реализации теоретической модели (диагностический, подготовительный, образовательный, личностный, аналитико-деятельностный), построенная на задачном подходе, позволила определить ориентиры профессионального роста персонала: процесс обучения предусматривает конкретную, практическую деятельность обучающихся;

— результаты обучения интегрируются в опыт персонала и соотносятся с возможностями их профессионального использования и проявляются в показателях качества обучения в учреждении среднего профессионального образования;

— расширилась сфера общекультурного, научного и профессионального общения персонала (открытые занятия, мастер-классы городского и краевого уровней, выступления на педагогических советах, научно-практических конференциях по итогам опытно-экспериментальной работы);

— появились авторские учебные программы, элективные курсы, цифровые образовательные ресурсы и разработки электронных уроков.

Таким образом, полученные результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования убеждают в эффективности системы мер содействия профессиональному росту персонала политехнического колледжа в контексте качества образования. В рамках одного исследования невозможно охватить все стороны такой сложной проблемы, как профессиональный рост персонала колледжа. За пределами данного исследования остаются проблемы влияния инноваций на профессиональный рост персонала колледжаширокого внедрения международных стандартов по качеству образования в процесс управления учреждением среднего профессионального образования, разработка пособий, программных средств, дидактических материалов для персонала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни: М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Т.А. Профессиональные совершенствования педагогических кадров как условие качественной подготовки специалистов: системно-профессиональный подход // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8. С. 4−8.
  3. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых: М.: Просвещение, 1972. 230 с.
  4. Андрагогика постдипломного педагогического образования: Научно-методическое пособие: / Под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб.: СПб АППО, 2007. 196 с.
  5. Е.В. Формирование и развитие профессиональной квалификации персонала: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2004. 24 с.
  6. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: / Пер. с англ. М.: ИНФра, 2002.328с.
  7. В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования. Методология, теория, практика: / Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 253 с.
  8. Т.В. Системное управление качеством образовательного процесса в колледже // Среднее профессиональное образование. 2005. № 6. С. 35−39.
  9. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: / Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. 344с.
  10. Белотелова J1.H., Новицкая В. А. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 41−46.
  11. П.Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: 1989. 298 с.
  12. В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования // Вестник образования. 2007. Июль 14. С. 47−53.
  13. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Ростов-на-Дону.: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2000. 352 с.
  14. В.П. Стратегия образовательных реформ в России // Педагогика. 2006. № 7. С. 3−17.
  15. Л.П. Диагностика качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2009. 20 с.
  16. Ю.Н. Компетентпостно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2006. 22 с.
  17. A.A. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия: М.: Флинта, Наука, 1998. 168с.
  18. Будущее за высокой компетентностью // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 10. С. 22 — 27.
  19. А.И., Переверзев В. Ю., Голяева Н. В. Оценка качества подготовки на основе Байесовской процедуры адаптивного критериально-ориентированного тестирования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 18−21.
  20. Е.В. Факторы, влияющие на качество образования // Завуч. 2005. № 7. С. 6−11.
  21. Н.В., Михайлова H.H. Образовательные технологии в профшколе // Профессиональное образование. Столица. Приложение «Инновации в профессиональной школе». 2008. № 11. 56 с.
  22. Е.В., Веретенникова Е. П. Совещание по качеству путь к дальнейшему совершенствованию // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 2−4.
  23. B.C., Постникова H.H. Развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателя // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2009. № 1. С. 93−96.
  24. А. Качество образования и региональная система повышения квалификации // Директор школы. 2006. № 9. С. 5−10.
  25. С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8.С. 3−8.
  26. Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: Сборник научно-методических материалов. / Сост. Л. И. Филатова, науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПК и ППРО, 2005. 152 с.
  27. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: М.: НМУ СПО, 1999. 538 с.
  28. В.А. Международный уровень управления качеством подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 2004. № 7. С. 9−13.
  29. В.Г. Гуманитарно-аксиологическая основа постдипломного образования педагога: Псков: ПОИНКРО, 1997. 83 с.
  30. Т.Ю. Экспериментальная работа колледжа по созданию модели профессионального образования в области индустрии питания на основе интеграции // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 11. С. 15−20.
  31. Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, 2001. 1312 с.
  32. Всеобщее управление качеством. Учебник для вузов: М.: Радио и связь, 1999. 600с.
  33. Л.С. Педагогическая психология: М.: Педагогика, Пресс, 1996. 533 с.
  34. Д., Каркушин Н. Мониторинг качества образования // Народное образование. 2006. № 1. С. 60−66.
  35. П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды: М.: Психологи России. 2008. 480 с.
  36. Н.Ф. Формирование обобщающе-повторительных курсов на основе мониторинга качества общеобразовательной подготовки студентов СПО: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2008. 28 с.
  37. В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. 2004. № 8. С. 8791.
  38. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций): М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608с.
  39. А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики: М.: НИИ школьных технологий, 2006. 192 с.
  40. А.И. Управление педагогическим коллективом колледжа в условиях подготовки конкурентоспособного специалиста // Среднее профессиональное образование. 2008. № 5. С. 14−17.
  41. А. Процессуальная модель качества образования // Директор школы. 2005. № 10.
  42. В.И., Ерин В. В., Харченко Л. Н. Творческая направленность личности руководителя как условие организации инновационного образовательного процесса в колледже / Монография: Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 164 с.
  43. О.Ю. Интегрированная модель многоуровневого профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 15−17.
  44. Т.В., Фадеев С. А. Системный подход к организации непрерывного профессионально-педагогического образования // Среднее профессиональное образование. 2004. № 11. С. 36−39.
  45. B.B. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. 2007. № 10. С. 25−29.
  46. В. Оценочные шкалы в образовательной технологии // Народное образование. 2002. № 5. С. 115−119.
  47. В.И., Сериков В. В. К прогнозу развития образовательных систем // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия педагогические науки. 2004. № 1. С. 3−7.
  48. А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Народное образование. 2002. № 2. С. 55−59.
  49. Deming W.E. Out of Crisis Cembridg, mdiss: mit Center for Advanced Engineering Stady, 1982.
  50. .В. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Профессиональное образование. 2003. № 8. С. 5.
  51. Г. Управление персоналом: / Перевод с англ. М.: Издательство «Бином», 1997.
  52. A.B., Давыдова А. И. Моделирование и алгоритмизация процесса повышения качества деятельности педагогического коллектива // Среднее профессиональное образование. 2008. № 6. С. 22−24.
  53. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условиядостижения качества дополнительного педагогического образования» // http: // Bank. Orenipk. ru / Fext/ uch saitr.htn.
  54. B.K. Сотрудничество в обучении: M.: 1994. 204с.
  55. М.Е. Подготовка специалиста дизайнера среднего звена в условиях организации инновационной образовательной среды: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2008. 23 с.
  56. М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов //Педагогика. 2005. № 7. С. 55−59.
  57. М.Ж. Образование, ориентированное на результат, как новая модель школьного образования // Открытая школа. 2003. № 12 (25). С. 3−6.
  58. A.A., Исаева З. А., Тихомирова В. Т. Модель обучения для профессионального роста: Алмата: РИПКСО, 2004. 60 с.
  59. Заир-Бек Е. С. Современные подходы к измерениям в образовании в современной международной практики: Тезисы на 2 республиканской научно-практической конференции «Новые технологии в образовании», htt:// cdesakha.ru /arxiv/ Vilyi/ II vilpes HTM.
  60. Э.Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующий фактор становления личности студента: Свердловск: СГПИ, 1987.416 с.
  61. И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18−21.
  62. С.И. Технологии обучения взрослых // Педагогика. 1998. № 7. С. 4225
  63. Г. Н. Менеджмент качества в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 5−6.
  64. Д.А. Компетенция и компетентностный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. 2008. № 1. С. 4−24.
  65. Инновации в российском образовании. Начальное профессиональное образование: М.: Издательство МГУП, 2001. 176 с.
  66. Инновации в среднем профессиональном образовании. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / Федеральное агентство по образованию: М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. 353с.
  67. А.Я. Основы управления персоналом: Учебник: / 2-е изд,. перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2008. 447с.
  68. М.В. Влияние компетентностного подхода на качество образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 8. С. 8−10.
  69. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. С. 14−20.
  70. Е.А. Психология профессионала: М.: Воронежский институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  71. A.B. О понятии «конкурентоспособность» рабочего // Профессиональное образование. Столица. 2006. № 12. С. 26.
  72. Т.В. Исследование проблемы маркетинга в образовательной среде педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2008. № 5. С. 29−32.
  73. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
  74. O.A. Проблема определения понятия «Профессиональная компетентность педагога» // Управление современной школой. Завуч. 2008. № 8. С. 6−11.
  75. Компетенции в образовании: типы проектирования: сборник научных трудов / Под ред. A.B. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
  76. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление: М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.
  77. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. Сборник приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. № 6. С. 10−40.
  78. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. // Вестник образования России. 2007. Август. С. 19−40.
  79. А. Система оценки качества работы учителя // Директор школы. 2008. № 3. С. 30−32.
  80. Г. С. Организация развивающего пространства в учреждении профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. Приложение «Инновации в профессиональной школе». 2008. № 12. 48 с.
  81. Е.А., Иванченко С. Н. О некоторых путях повышения качества образования // Завуч. 2006. № 3. С. 5−12.
  82. В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов педвузов: Москва — Волгоград: Перемена, 2002. 163 с.
  83. А.Г. Модернизация методической службы образования // Методист. 2006. № 6. С. 11−15.
  84. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения: М.: Высшая школа, 1990. 119с.
  85. С.И. Интенсификация развития образовательной системы на основе гибких технологий управления // Среднее профессиональное образование. 2005. № 10. С. 4−7.
  86. Е.В. Управление колледжем в инновационном режиме: модель развития педагогического коллектива // Образовательные технологии в профшколе. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2007. № 6. 52с.
  87. В.В. Достижения результата в образовании // Методист. 2006. № 7. С. 35−39.
  88. М.М. Технологии профессионального образования: М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: М.: Просвещение, 1977. 304с.
  90. H.A. Комплексный мониторинг образовательного процесса //Профессиональное образование. 2006. № 5. С. 17.
  91. В.В., Нагель О. П. Коммуникативная компетентность преподавателя как условие профессионально-нравственного развития студентов // Среднее профессиональное образование. 2008. № 5. С. 40−43.
  92. А.К., Деркач A.A. Психология развития профессионала: М.: Академия, 2000. 192с.
  93. А. Самоактуализация. // Психология личности: тексты А. Маслоу: М.: 1982.110с.
  94. М.Д. Способы оценки качества постдипломного образования // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научнометодическое пособие / Под ред. С. Г. Вершловского, С. Г. Сухобской. СПб: СПб АППО, 2007. С. 87−142.
  95. Е.Ю. Ценностно-мотивационные детерминанты профессионального роста преподавателя высшей школы: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск: БГУ, 2003. 199 с.
  96. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования: М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. 88 с.
  97. Т.А. Управление качеством профессионального образования в парадигме интегративного комплекса «Техникум ВУЗ — предприятие» // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 7−11.
  98. B.C. Качество образования в современных школьных реформах на Западе // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 123−126.
  99. Л.М. Модернизация российского образования и профессиональное развитие педагога // Вестник образования России. 2006. № 5. С. 5−8.
  100. М.В. Мониторинговая структура в вузовской оценке качества образования. Тезисы докладов. // Седьмой симпозиум: квалиметрия человека в образовании: методология и практика. М.: ИЦ, 1998.
  101. H.H., Орлова В. Н., Шеламова Г. М. Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях освоения образовательной технологии // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 27−37.
  102. Модернизация управления образовательным учреждением: / Под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: АПК и ПРО, 2004. 162 с.
  103. Л.В., Панасюк В. П. Мониторинг качества образования в регионе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 77−83.
  104. В.М. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя: Волгоград: Перемена, 1999. 54с.
  105. H.A., Тарасова С. И., Подорога И. А. Организационно-педагогические основы контроля качества образования в профессиональном учебном заведении: М.: Народное образование- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 192 с.
  106. H.A. и др. Технологии контроля и оценки качества подготовки специалистов: М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 80 с.
  107. Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования // Школа. 1998. № 3. С. 4−6.
  108. Е.И. Развитие технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: методический аспект // Методист. 2006. № 7. С. 10−13.
  109. И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов: Волгоград: Учитель, 2007. 91с.
  110. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т.З. 692 с.
  111. A.M. Построение системы непрерывного образования: М.: Издательский центр АПО, 2000. 45 с.
  112. Образование для всех. Императив качества. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ: Юнеско, 2004. 434 с.
  113. Образование в XXI веке: Проблемы и поиски их решения: Челябинск, 2003. 592 с.
  114. В.И. Образование без отрыва от работы: опыт организации // Педагогика. 1995. № 2. С. 68−71.
  115. С.И. Словарь русского языка: / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. 797 с.
  116. И. Качество образования: критерии и показатели конкретной школы // Директор школы. 2005. № 3. С. 17−24.
  117. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития / Сборник методических материалов: Волгоград: Перемена, 2003. 152 с.
  118. В.П. Школа и качество: выбор будущего: СПб.: КАРО, 2003. 384 с.
  119. В.П. Системное управление качеством образования в школе: / Под ред. А. И. Субетто. Изд-е 20-е. СПб, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 239 с.
  120. В.П., Арцев, М.Н. Управление качеством в муниципальной системе образования. Экспериментальная учебная авторская программа:
  121. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 38 с.
  122. М.В. Информационно-коммуникативная технология как средство модернизации образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика», 2006. № 5. С. 133−139.
  123. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник: М.: Новая школа, 1995. 256 с.
  124. Профессиональное образование в XXI веке: М.: ЦИСН, 2000. 84 с.
  125. Профессиональная педагогика: М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.
  126. По дорога И. А. Гуманистический аспект мобильности учащихся // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 7. С. 26−27.
  127. По дорога И. А. Оценка достижений учащихся в аспекте реализации компетентностного подход // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. Выпуск 61. С. 160−167.
  128. М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его // Народное образование. 2006. № 4. С. 163−172.
  129. М.М. Управление качеством образования: М.: Педагогическое общество России, 2004. 448 с.
  130. Проблемы качества образования. Управление качеством образования // Материалы Х1У Всероссийского совещания. Книга5. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 69 с.
  131. О.О. Психологический основы организации активного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 87−103.
  132. Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография: Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.
  133. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: СПб: Питер, 2000. 432 с.
  134. Rogers Е.М. Duffusionof innovations. Free Press. 1983. № 4.
  135. С.Л. Проблемы общей психологии: М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  136. Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога. Монография: М.: РИД «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. 272 с.
  137. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория практика: Монография: Волгоград: Перемена, 2000. 259 с.
  138. Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: Учебное пособие к спецкурсу: Волгоград: Перемена, 2002. 136 с.
  139. Д.А. Контроль как средство оценки качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 22 с.
  140. А.И., Поторочин A.B. Мониторинг как технологическая подсистема управления качеством образования // Профессиональное образование. 2006. № 7. С. 26−29.
  141. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: М.: 2003. 208 с.
  142. Т., Уварова H. Новые формы повышения квалификации в муниципальной образовательной системе // Народное образование. 2007. № 2. С. 120−123.
  143. В.В. Индивидуализация управления качеством в образовательном учреждении // Модернизация управления образовательным учреждением: М.: АПК и ПРО, 2004. С. 4−20.
  144. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем: М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  145. A.C. Педагогический эксперимент: от начала до разработки. Пособие: М.: Ассоциация учителей физики, 2001. 64 с.
  146. В.М. Реализация заданного подхода при изучении раздела «Теории, технологии и практика дидактических систем» // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. С. 48−55.
  147. И.П. Теория профессионального образования: М.: Российская академия образования- НИИРПО, 2006. 320 с.
  148. А.П. Управление образовательными системами: Армавир, 2007. 48 с.
  149. Л.М. Аналитический потенциал программы Унитвин (Юнеско) доступности повышения квалификации и профессиональной переподготовки для создания общественно-просветительского пространства: Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2009. 40 с.
  150. Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект: М.: ФИРО, 2007. 52 с.
  151. Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1992. № 4. С. 18−26.
  152. В. Качество управления и служебные конфликты // Директор школы. 2006. № 3. С. 18.
  153. В.В. Всероссийское совещание-семинар «Обеспечение качества подготовки специалистов среднего звена в региональной системе непрерывного многоуровневого профессионального образования» // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 23−32.
  154. В.А., Мкртчян С. С., Савельев, А .Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики: М.: Изд-во Торговая корпорация «Данилов и К°», 2007. 392 с.
  155. П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, H.H. Бояринцева- Под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003. 368 с.
  156. П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. 268 с.
  157. П.И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образования по результатам: Практика педагогического менеджмента: М.: Новая школа, 2001. 368 с.
  158. В.Б. Национально-региональный компонент как фактор повышения качества среднего образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2006. 22 с.
  159. А.П., Радионова Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия. Педагогические науки. 2004. № 1(06). С. 45−49.
  160. H.B. Социальное партнерство как фактор повышения качества профподготовки // Профессиональное образование. Столица. 2006. № 9. С. 32−33.
  161. Ф., Федоров С. Возможно ли непрерывное профессиональное образование // Народное образование. 2002. № 5. С. 110−114.
  162. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю, Базарова, Б. Ю, Еремина. М.: ЮНИТИ, 2003.560 с.
  163. Управление знаниями как стратегия развития факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Ростов-на-Дону: Изд-во «Мини-Тайп», 2008. 82 с.
  164. И.Г. Мониторинг результативности образовательного процесса // Профессиональное образование. Столица. 2006. № 10. С. 2223.
  165. Л.Д., Рыкова Е. А. Оценка качества начального профессионального образования: М.: Издательский центр АПО, 2000.54 с.
  166. Философский энциклопедический словарь: М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  167. В.П., Тарасова С. И., Подорога И. А. Содержание, процедуры оценки качества и эффективности деятельности колледжа: Ставрополь: ООО «Мир данных», 2006. 184 с.
  168. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58−65.
  169. Е.А. Проектирование содержания подготовки квалифицированных рабочих на основе компетентностного подхода: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2007. 21 с.
  170. В.А. Влияние мониторинга образовательных стандартов на качество обучения в средних профессиональных учебных заведениях (на материалах деятельности колледжа строительного профиля): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 24 с.
  171. В.П. Кадровая политика взгляд на карьеру // Персонал. 2002. № 5. С. 12−16.
  172. И.В. Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2003. 24 с.
  173. Ю.А. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе национальных стандартов профессионального образования (Европейский союз и Россия): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2009. 21 с.
  174. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности: М.: Наука, 1987. 185с.
  175. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами / Под ред. Т. Н. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 384 с.
  176. М.В. Образовательный мониторинг в управлении качеством подготовки учащихся начальной профессиональной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь: СГУ, 2003. 22 с.
  177. Р.Х. Социально-психологическая основа управления: руководитель и педагогический коллектив: М.: Просвещение, 1990. 208с.
  178. П.Г. Система педагогических исследований (методологический анализ): М.: 1993. 220 с.
  179. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе: М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.
  180. Л.В. Оценка педагогической деятельности преподавателя // Среднее профессиональное образование. 2004. № 5. С. 43−46.
  181. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе: М.: Сентябрь, 2000. 176 с.183
Заполнить форму текущей работой