Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация разработанной нами программы учебного курса на основе личностно-ориентированной технологии представляется как совокупность этапов: определить цели развития культуры безопасной жизнедеятельности, организовались различные виды учебно-профессиональной и внеаудиторной деятельности в процессе диалога обучаемых и преподавателейсоздавались и решали задачи и ситуации, разъясняющих безопасную… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. Научно-теоретические основы развития парадигмы культуры безопасной жизнедеятельности
    • 1. 1. Культурологическая основа проектирования учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»
    • 1. 2. Безопасность жизнедеятельности как общечеловеческая ценность
    • 1. 3. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»
  • Выводы по первой главе
  • Вторая глава. Научно-педагогические основы проектирования курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» при подготовке специалистов в системе дополнительного образования
    • 2. 1. Педагогические условия развития культуры безопасной жизнедеятельности в учебном процессе
    • 2. 2. Интегративные процессы в образовании как основа проектирования курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»
    • 2. 3. Опытно-педагогическая работа по проектированию курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»
  • Выводы по второй главе

Педагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В начале XXI столетия основной доминантой развития образования становится признание обществом приоритета общечеловеческих интересов. Усиление роли значимости общечеловеческих ценностей, их приоритет в решении глобальных проблем цивилизации, актуализирует проблемы жизнедеятельности и обеспечение ее безопасности. В этом контексте проблема формирования культуры безопасной жизнедеятельности, ее образовательная направленность актуальна и для современной России. Практическое выполнение действий организации защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от социальных потрясений становятся одной из важнейших задач. В современных условиях эта тенденция оказывается связанной не только с гармонизацией отношений человека с природой, но и человека с человеком, человека с обществом, т.к. гуманистическое мышление ориентируется, прежде всего, на теории уважения, признания свободы и безопасности личности, опирается на внутреннее саморазвитие и самоконтроль каждого человека.

В этом контексте актуальной задачей становится развитие у будущих специалистов такого важного интегративного качества личности как культура безопасной жизнедеятельности. Закон Российской Федерации «О ф безопасности» 1992 г. сформулировал понятие безопасности с учетом существующей на сегодняшний день содержательной стороны этой категории. «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Воспитание данного качества личности обусловлено рядом микро и Л макрофакторов, из которых важными на микроуровне являются способность выживания, сбережения, потребность противостоять опасностям и угрозам, знания о причинах и условиях их возникновения и способах борьбы с нимивоспитание у человека, обладающего внутренним богатством и личной культурой, необходимости преобразования адекватно изменениям общества, его ценностей. Одним из существенных макрофакторов является потребность перехода к безопасному обществу с безопасными социальными структурами и системами отношений, к обществу, формирующему безопасность личности (А. Б. Василенко, Ю. Н. Мотин, С. А. Проскурин).

Обращаясь к феномену культуры, мы исходим из того, что культура безопасной жизнедеятельности и общая культура личности диалектически взаимосвязаны, соотносятся как часть, целое, отдельное, особенное и общее. Однако культура безопасной жизнедеятельности носит личностный характер, измеряется глубиной интериоризации личностных, но значимых культурных ценностей, в том числе ценностей жизни, здоровья, свободы и безопасности.

В изучении сущности исследуемого качества диссертант анализирует теории, идеи, гипотезы по различным аспектам безопасности государства и безопасности личности в различных срезах жизнедеятельности. Так, отдельные проблемы культуры безопасной жизнедеятельности рассмотрены.

B.Я.Ананчуком, А. П. Беляевой., С. В. Беловым, А. Б. Василенко, Б. В. Григорьевым, В. И. Деркачом., А. О. Деркачевым, О. Г. Коломийцем, Т.Н. Мар-чуком, А. К. Маренго, В. Р. Мединским, J1.A. Михайловым, Я. Н. Мотиным,.

C.А. Проскуриным, Б. Т. Путилиным, В. П. Соломиным, С. В. Смульским, В. И. Русаком, И. И. Топоровым, А. А. Шайдоровым, В. И. Ярочкиным.

В результате теоретического и источниковедческого анализа выявлено, что на сегодня главной проблемой является невысокий уровень значимости приоритета культуры безопасной жизнедеятельности в обществе, структуре педагогической деятельности образовательных учреждений, в том числе и на факультетах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, второго высшего образования, недостаточное понимание этого феномена в образовательном пространстве. Это позволяет констатировать, что развивается ряд противоречий между необходимостью иметь четкое представление по структуре культуры безопасной жизнедеятельности, логике ее формирования у слушателей и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике дополнительного образования. Это и обусловило выбор темы исследования «Педагогические средства проектирования иитегративного курса „Основы культуры безопасной жизнедеятельности“».

Объект исследования — педагогические теории безопасной жизнедеятельности личности в образовательном учреждении.

Предмет исследования. Процесс формирования культуры безопасной жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Цель исследования, обосновать систему педагогических средств проектирования содержания учебного курса, раскрывающего основные положения культуры безопасной жизнедеятельности и апробировать его в образовательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выполнить науковедческий анализ теоретического массива, информационных ресурсов по безопасности жизнедеятельности и культуре безопасной жизнедеятельности, являющиеся основой проектирования учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности».

2. Определить состав и функции культуры безопасной жизнедеятельности, выявить содержание учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» ее специфику формирования в дополнительном образовании.

3. Разработать и апробировать программу-проект курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» для системы дополнительного образования.

Гипотеза исследования. На основании теоретического, науковедче-ского анализа литературы, обобщения опыта и реального состояния формирования культуры безопасной жизнедеятельности в образовательном учреждении, сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в следующем:

1. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности специалистов в процессе дополнительного образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки, второго образования) будет эффективно, если культура безопасной жизнедеятельности рассматривается как целостное качество слушателя и как конечная цель специально организованной деятельности в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

2. Изменение содержания дополнительного образования обусловлено в его повороте к человеку и культуре, что создает необходимую методологическую основу для рассмотрения безопасной жизнедеятельности личности в контексте ее культурной идентификации и являющееся теоретической основой проектирования учебного курса.

3. В качестве основного условия проектирования учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» будет выступать целостная культурно-педагогическая и информационная среда образовательного учреждения, в которой слушатель, студент занимает позицию субъекта своего культурного развития (саморазвития) в самообразовании.

4. Процесс проектирования учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» будет осуществлен на основе межпредметной интеграции.

5. Если содержание дополнительного образования будет реализовано через различные формы и технологии обучения, включающие лекционные, лабораторные, семинарские, практические и другие виды и формы занятий в целях закрепления и уточнения, обобщения и систематизации знаний в области культуры безопасной жизнедеятельности и технологий правотворчества, то оно является и основой для построения учебно-воспитательного процесса, развивающего личность безопасного типа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• концепция личностно-ориентированного образования (Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, JI. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, И. А. Колесникова, С. В. Кульневич, В. И. Лишинская, А. Б. Орлов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская);

• теория гуманизма в ее общефилософском пониманииположение о приоритете общечеловеческих ценностей, о гуманизации как социально-ценностной и нравственной основе общественной жизни и отношениями между людьми, о сотрудничестве и культурном диалоге (В. И. Вернадский, П. Тейяр-де-Шарден, В. Соловьев, Н. Н. Рерих, Л. Н. Толстой и др-);

• философские аспекты образования и методологические проблемы педагогики (С. И. Гессен, В. П. Зинченко, В. В. Краевский и др.);

• системный, деятельностный, синергетический и личностный подход в образовании;

• комплекс идей и научных положений, обусловленных парадигмой здравотворчества, концепцией здорового образа жизни (Л. И. Алеф шина, А. М. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. П.

Казначеев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, Г. И. Царегородцев и др.);

• ценностный, творческий и деятельностный подходы к культуре (А. И. Арнольдов, В. Л. Бенин, Н. С. Злобин, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарьян, В. М. Межуев и др.);

• теоретические положения концепции педагогической культуры учителя, гуманизации образования (Е. В. Бондаревской, М. Я. Вилянский, О. С. Газман, И. Ф. Исаев, И. В. Колесникова, Н. Б. Крылова, И. Я. Лернер,.

В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

• междисциплинарная интеграция (JI. Г. Вяткин, В. Я. Ермолаев, Г. И. Железовская, И. Д. Зверь, Б. М. Кедров, А. Н. Колмогоров, В. Н. Максимова, Н. Г. Михайлов, В. Н. Федоров, В. Д. Хомутинский, М. Г. Чепи-ков);

• системно-целостный подход к личности и процессу ее формирования (В. И. Ильин, В. В. Краевский, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — • культура жизни как основа безопасной жизнедеятельности (В.Я.Ананчук, В. Я. Беличева, С. В. Белов, А. П. Беляева, А. Б. Василенко, Б. В. Григорьев, В. И. Деркач, А. О. Деркачев, О. Г. Коломиец, Т. Н. Марчук, А. К. Маренго, В. Р. Мединский, J1.M. Михайлов, Я. Н. Мотин, С. А. Проскурин, Б. Т. Путилин, В. Е. Соколов, В. П. Соломин, С. В. Смульский, В. И. Русак, И. И. Топоров, А. А. Шайдоров, В.И. Ярочкин).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

В нем обозначен процесс воспитания и образования личности, важнейшей ценностью которой являются ценности здоровья, свободы, культуры здоровья, безопасности жизнедеятельности, культуры безопасной жизнедеятельности .

Обоснована концепция формирования культуры безопасной жизнедеятельности, как интегративной области педагогического знания, включающего теории, идеи, модели культуры жизнедеятельности личности.

Разработана технология проектирования учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» для системы дополнительного образования, повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, которая предполагает реализацию принципов культурообра-зующего личностно-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в развитие личности безопасного типа с позиции ценностей здорового образа жизни, культуры здорового образа жизни и в контексте профессионального, дополнительного вузовского образования, культуры безопасной жизнедеятельности.

Дополнительное образование рассматривается как процесс культурной идентификации, обосновывается новый тип образовательной деятельности — методологический, целью которого является: интеграция культуры и норм безопасности жизнедеятельности человека в контексте культуры.

Определено, что содержанием процесса безопасности жизнедеятельности является процесс построения личностного образа человека культуры, ценностью которого является безопасный тип личности, его жизнь. Выделены такие компоненты как: культура, безопасность, жизнедеятельность.

Практическая значимость исследования.

Определена и обоснована система педагогических средств, на основе которых разработан и внедрен интегративный курс «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» для системы дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе выступлений на конференциях, семинарах, научно-методических совещаниях, более чем в 30 публикациях.

Результаты работы внедрены и используются в Московском государственном социальном университете, филиал в. Батайске, НОУ Донская академия экономической безопасности, г. Ростов-наДону, 2001 г., 2002 г. Ростовском государственном педагогическом университете, ФППК, педагогических колледжах г. Каменска и г. Константиновска Ростовской области, НИИ социальных и педагогических проблем образования РАО.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вывод о том, что культура безопасной жизнедеятельности есть целостное личностное образование, имеющее свою структуру и обладающее интегративными свойствами целого, несводимого к свойствам отдельных частей. В основе процесса формирования культуры безопасной жизнедеятельности находится учебно-воспитательный процесс, сущность которого состоит в приобщении слушателей к общечеловеческой и национальной культурам, стремление организовать свою жизнь на основе ценностных ориентаций здоровья, здорового образа жизни, культуры здоровья, культуры безопасной жизнедеятельности.

2. Теоретической основой разработки программы-проекта курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» являются идеи интеграции содержания образования, под которой понимается не только синтезирование элементов разных учебных предметов, но, прежде всего процесс интеграции сознания и знания культурных аспектов.

3. Процесс проектирования учебного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» есть последовательность этапов, реализующих логику его построения, предполагающего не только овладение способами решения ситуаций безопасности жизнедеятельности, но и осознания КБЖ, как ценностного качества личности.

4. При проектировании программы-проекта курса диссертант опирается на сущностные характеристики современного принципа образования — культурособразность. Культурологический компонент содержания безопасной жизнедеятельности имплицитно содержится во многих изучаемых дисциплинах системы дополнительного образования, что указывает на необходимость специальной работы преподавателя вуза по его выявлению, обогащению и использованию в профессиональной подготовке слушателей.

6. Педагогические средства проектирования — педагогически обоснованная цель содержания технологии обучения основам КБЖ.

Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографию из 240 источников, приложения. Диссертация исполнена на 185 страницах, имеет 2 рисунка и 7 таблиц.

Выводы по второй главе:

Теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы позволил выявить следующие предпосылки проектирования курса «Основы безопасной жизнедеятельности»: личностная значимость проблемыпотребность в культуре безопасной жизнедеятельности как актуального качества личности и др.

Реализация разработанной нами программы учебного курса на основе личностно-ориентированной технологии представляется как совокупность этапов: определить цели развития культуры безопасной жизнедеятельности, организовались различные виды учебно-профессиональной и внеаудиторной деятельности в процессе диалога обучаемых и преподавателейсоздавались и решали задачи и ситуации, разъясняющих безопасную жизнедеятельность в современном социокультурном пространствеобеспечивалась внеаудиторная деятельность на основе принципа воспитывающего обучения (В. С. Ильин) — создавался эмоциональный фон в процессе овладения знаний культуры безопасной жизнедеятельностиорганизовывался мониторинг учебной деятельности обучаемых.

При реализации эксперимента, направленного на апробацию курса «Основы безопасной жизнедеятельности» были применена технология модельного обучения. Структурно-компонентный состав определялся блоками: модуль, включающий в себя лекционные, семинарские, практические занятиясоставление схем-конспектов по материалам лекцийрешение проблемных ситуацийтестирование с целью контроля знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Системы дополнительного и высшего образования в условиях информационной цивилизации должны развивать и усиливать свою способность к изменению и стимулированию изменений в личности и образованности в обществе, поддерживать идеалы солидарности и равенства, сохранять точность и оригинальность в науке как непременные условия высокого качества образования, а также учитывать нужды и интересы слушателей и студентов (в рамках непрерывного образования), чтобы помочь им интегрироваться в глобальное общество будущего столетия, как, личностям безопасного типа.

Усиление роли значимости общечеловеческих ценностей, примат, отдаваемый им в решении глобальных проблем цивилизации позволяет говорить сегодня о создании научно-философской концепции гуманистического мышления.

Историческая обусловленность формирования безопасного поведения человека рассматривается как многоаспектное, многостороннее явление.

Глобальное взаимодействие в связке «человек — природа — общество» позволяет говорить о необходимости формирования и развития культуры поведения человека — безопасного для всех элементов данной системы. Целесообразно готовить человека к взаимодействию с окружающей средой заблаговременно и постепенно.

Анализ научных исследований по проблеме формирования личности безопасного типа и безопасного поведения человека показал, что в настоящее время соотношение конкретно практических занятий и умений со всеобщим познанием места человека в природе позволяет говорить о возможности влиять на этот процесс подготовленного в профессиональном плане специалиста.

Общечеловеческие ценности, по классическому философскому определению, это такие ценности, которые являются одними и теми же для всех людей — жизнь, мир, труд, знания, культура, Отечество, здоровье, благополучие, счастье и много другое, т. е. «это ценности, которые принимают все люди, подавляющие большинство, весь род человеческий». К числу общечеловеческих ценностей объективно относится так же безопасность жизнедеятельности и культура безопасной жизнедеятельности.

Рассматривая педагогический процесс как сложную, многоцелевую, ценностно-ориентированную педагогическую систему, обладающую внутренним «механизмом» самовоспроизведения и саморазвития, мы считаем необходимым заметить, что он является необходимым условием для развития такого качества личности как «культура безопасной жизнедеятельности».

Для обоснования предпосылок проектирования курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» нами были проанализированы подходы к определению понятий учебная дисциплина, учебный предмет, учебный курс, образовательная программа, представленные в работах В. И. Генецинского, В. 3. Кагана, Т. В. Наумова и др.

Модель может выступать в роли промежуточного звена между теорией и действительностью. Т. е. в условиях существования теории исследуемого объекта необходимость моделирования вызывается либо задачами дальнейшего развития теории, либо трудностями ее непосредственного применения, или нуждами интерпретации и координации теории. Однако существуют ситуации, в которых применение моделирования обусловлено причинами иного рода, когда модели используются для исследования объектов, недоступных для экспериментального моделированияили посредством их осуществляют практическую проверку тех или иных положений, непосредственное подтверждение которых не представляется возможным. В реальной практике. В основании моделирования лежит процедура установления, отношения соответствия (сходства) между исследуемым объектом и некоторым другим объектом. Как отмечает ряд исследователей, надобность в моделировании, которое является опосредованным методом исследования, может появиться лишь в том случае, если методы непосредственного изучения объекта не дают эффективных результатов.

Намеченные пути включения здравотворческого материала в содержание вузовского образования, в период обучения студентов в университете, и школьного, в процессе их собственной преподавательской деятельности, интегративных курсов культуры безопасной жизнедеятельности и экологии преподавателями, а затем и самими будущими учителями соответственно, будут способствовать непрерывному формированию и становлению культуры безопасной жизнедеятельности и культуры здоровья слушателей и студентов в системе образовательных учреждений: школа — вуз — дополнительное образование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 08.07.92 № 3245−1 «О внешней разведке».
  2. Закон РФ от 08.07.92 № 3246/1−1 «О федеральных органах государственной безопасности».
  3. Указ Президента РФ от 08.11.92 № 1341 «О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия».
  4. Закон РФ от 24.09.92 № 3534−1 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  5. Постановление ВС РФ от 21.07.93 № 5486−1 «О порядке введения в действие закона Российской Федерации „О государственной тай-не“».
  6. Постановление Правительства РФ от 23.08.93 № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  7. Указ Президента РФ от 12.02.93 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации».
  8. Конституция Российской Федерации (12.12.1993). М.: Известия, 1996. 63 с.
  9. Закон РФ от 24.09.92 № 3531−1 (ред. от 24.12.93) «Об обороне».
  10. Закон РФ от 28.04.93 № 4884−1 (ред. от 24.12.93) «О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц».
  11. Закон РФ от 05.03.92 № 2446−1 (ред. От 24.12.93) «О безопасности».
  12. Федеральный закон от 05.08.95 № 126-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.95).
  13. Письмо Минсвязи РФ от 19.06.95 № 112-У «О создании первого регионального аттестационного центра по специальной экспертизе, защите информации и объектов».
  14. Указ Президента РФ от 23.06.95 № 633 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона „Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации“».
  15. Федеральный орган от 23.06.95 № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят ГД ФС РФ 26.05.95).
  16. Постановление Правительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
  17. Указ президента РФ от 10.07.96 № 1024 (ред. от 02.10.96) «Вопросы совета безопасности Российской Федерации».
  18. Федеральный закон от 27.05.96 № 57-ФЗ «О государственной охране» (принят ГД ФС РФ 24.04.960.
  19. Указ Президента РФ от 27.05.96 № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» (вместе с «Положением о войсках гражданской обороны Российской Федерации»),
  20. Указ Президента РФ от 20.01.96 № 71 (ред. от 06.06.96) «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны».
  21. Указ Президента РФ от 18.07.96 № 1039 «Об утверждении положения о министерстве внутренних дел Российской Федерации».
  22. Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера».
  23. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед.наук Ростов-на-Дону, РГПУ, 1989. — 180с.
  24. Р.Г. Человек нация — общество. — Москва, 1991.184с.
  25. Н.Т., Семенов И. Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач // Новые исследования в психологии.-1979,-№ 2.
  26. .Г. Межнациональное общение как объект социально-психологического анализа: Диссертация канд.филос.наук.- Баку, 1989.-197с. Амлин Д. Эдуард Клапаред // Перспективы.-1987.-№ 3.
  27. Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса // Перспективы.-1990. № 4
  28. Л.В. Специфика интернационалистского воспитания в новом многонациональном производственном коллективе (на матер. Саянского ТПК) Автореферат диссертации канд. филосфк. наук .- Москва, 1985.- 16с.
  29. О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса. Автореферат диссертации канд. пед. наук,-Москва, МГПУ, 1997 22с.
  30. Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в вузе. «Иностранные языки в школе», № 1, 1993.
  31. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368 с.
  32. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  33. П.Базиян В. Б. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического ВУЗа (на матер.обуч.ин.яз.). Диссертация канд.пед.наук, Ростов н/Д, 1992.- 147с.
  34. B.C. Социальное познание на пороге постиндустриального общества // Общественные науки и современность.-1993 .-№ 1.
  35. И., Мурави М. Психология безопасности труда / Пер. с венг. М.6 Профиздат, 1968. 207 с.
  36. В. И. Управление психологией безопасности жизнедеятельности. Технология управления охраной труда. СПб.: МАНЭБЖ, 1996. С. 15.
  37. Т.М. Культурные межэтнические традиции как фактор семейного воспитания (на материале семей Магаданской области РФ) Автореферат диссертации канд. пед. наук.- Москва, 1998 24с.
  38. А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. 207 с.
  39. С. В., А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1999. 448 с.
  40. Безопасность человека. / Под ред. Шершнева Л. И. М. Фонд национальной и международной безопасности. 1994.
  41. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранный язык».- М.: Просвещение, 1988, — 253с.
  42. Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбург М. Л., Якушина О. З. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе// Иностранные языки в школе.- 1990.- № 5.
  43. Бим-Бад Б.М., Песталоцци И. Г.: концепция развивающего обучения// Советская педагогика.- 1986.- № 3.
  44. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 280 с.
  45. Л.С. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей раннего и развитого средневековья // Западноевропейская школа и педагогическая мысль. Вып.1.4.1.-Москва, 1989,-78с.
  46. В.М. Гуманистические идеалы педагогического образования в Германии // Свободное воспитание. Вып. I.-Москва, 1992.-239с.
  47. О.С. Перспективное планирование в системе профессиональной подготовки студентов. «Иностранные языки в школе», № 4, 1994.
  48. М. В. Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. Май.
  49. М. В. Корнетов Г. Б. Проблема моделирования в историко-педагогических исследованиях // Научные достижения и передовой педагогический опыт. Вып. (7) 19.- М., 1991.
  50. А.Е. Интерференция при обучении ин. языкам (на примере парадигматической лексико-семантической интерференции) и возможные пути ее преодоления в процессе работы над лексикой) Автореферат диссертации канд. пед. наук.- Москва, 1995.- 18с.
  51. М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы XIII—XIV вв.. // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени.-Москва, 1990.-214с.
  52. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988.- 373с.
  53. Л.В. Современное художественное образование в Германии (в школах федеральной земли Nordrhein Westfalen), Автореферат диссертации канд.пед.наук, Таганрог, 1997.- 16с.
  54. М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности.- М.: Просвещение, 1989, — 173с.
  55. А. А. Модели коллективного поведения в социально-экономических процессах. // Математическое моделирование. М., 1989. № 5.
  56. М. Избранные произведения.- М., просвещение, 1990.645с.
  57. К.Н. Основные задачи нравственного воспитания //Вестник воспитания. № 1, 1996.
  58. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвостра-новедение в преподавании русского языка как иностранного: Методическое руководство, 4-е издание, Москва, Русский язык, 1990.- 167с.
  59. Вопросы сопоставительного изучения языков и методики преподавания ин. языков в национальной аудитории // Сборник статей под ред. Э. А. Самимова, Казань, 1976 147с.
  60. Вопросы лингвистики и оптимизации обучения иностр. языкам.-Минск, Наука/Техника., 1990.- 143с.
  61. Вопросы лингвострановедения в курсе ин. язык для специальных целей //Сборник статей //МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990.- 135с.
  62. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие под ред. Бондаревской Е. В. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995, — 172с.
  63. Ю.А. Лексика немецкого языка в культурологическом аспекте: Автореферат диссертации канд.филол.наук. Москва, 1994.- 16с.
  64. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994. 223 с.
  65. О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч.1.-Москва, 1993.-124с.
  66. М. Национальная Гуджарская школа (Проспект): Пер. с англ. // Воспитание души. -Кировоград, 1992.-216с.
  67. Р. Конец Нового времени// Вопросы философии.-1990.4.
  68. Гез Н. И. Ляховитский М.В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Высшая школа, 1982.
  69. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр.-1991, Июнь.
  70. Н.В. Воспитание способности к овладению иностранным языком у студентов педвуза, как аспект их профессиональной подготовки. Автореферат диссертации канд.пед.наук. Ростов н/Д, РГПИ, 1988.-16с.
  71. Е.А. Первые шаги эксперимента // Иностранные языки в школе.- 1988.- № 4.
  72. Н.В. Подготовка учителей европейской средней школы в условиях реализации инновационных образовательных процесов. Санкт-Петербург, 1997.- 17с.
  73. Государственная программа национального возрождения народов Российской Федерации (конденция).- Москва: Совет национальностей Верховного Совета Российской Федерации, 1992.- 23с.
  74. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.еков.- М., 1990, — 270с.
  75. В. Избранные труды по языкознанию. Москва, Прогресс, 1984.-397с.
  76. М.А., Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Образование школьников в условиях трансформирующегося социума// Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Вып. 12 (24).- М., 1991, — 184с.
  77. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореферат диссертации канд.пед.наук, Москва, 1998.-23с.
  78. И. О психологии национальных конфликтов //Коммунист № 1, 1990.
  79. М.А. Лингвострановедческий словарь: Народное образование в СССР //Под ред.Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова //2-е изд.дополн.- Москва, Русский язык, 1983.- 231с.
  80. А.Н. Заруежная школа: История и современность. -Москва, 1992.-183с.
  81. Дидактика обучения иностранным языкам //Формирование коммуникативной и профессиональной компетенции //Сборник научных трудов. Москва, МГУ, 1988.- 136с.
  82. А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр.пед.соч.-И., 1956.-278с.
  83. Н.А. Лексико-семантическое поле «культура» в языковой картине мира: Автореф.дис.канд.филол.наук.- Донецк, 1995- 16с.
  84. Д.В., Цымбурский В.Л.Генотип европейско цивилизации//Полис (Политические исследования).-1991.-№ 1.
  85. Т.М. Язык и социальная психология.- М.: Просвещение, 1980.
  86. Л.М. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межэтнических отношений.// Москва, Мысль, 1981.- 263с.
  87. Л.И. Социально-культурные особенности личности и национальные установки//Советская этнография, № 3, 1971.
  88. О.А. Обучение ин.языку как средство гуманизации личности специалиста в техническом ВУЗе. Диссертация канд.пед.наук, Ростов н/Д, 1992. -241с.
  89. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». М.: Республика, 1992. 63 с.
  90. А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII—V вв.. До н.э. -Ленинград, 1985.-317с.
  91. И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. «Иностранные языки в школе», № 1, 1970.
  92. Т.А. Некоторые пути экспериментальной работы в школе// Иностранные языки в школе.- 1991.- № 1.
  93. В.Н. Эксперимент продолжается // Иностранные языки в школе.- 1990.-№ 5.
  94. Н.А. Профессионально-нравственное воспитание студентов неязыковых ВУЗов в процессе преподавания ин.яз. Диссертация канд.пед.наук,-Одесса, 1987.- 205с.
  95. Э.В. Как организовать процесс обучения.- М.: Высшая школа, 1983.
  96. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования //Под ред. З.И. Равкина// Москва: ИТП и МИО РАО, 1994.- 88с.
  97. История менеджмента / Под ред. А. Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 1997. 254 с.
  98. А.З. Эстетическое воспитание учащихся на уроках английского языка. «Иностранные языки в школе», № 1, 1987.
  99. С.И. Формирование методов самовоспитания в процессе обучения в ВУЗе (на материале преподавания ин. языков) Автореферат диссерации канд.пед.наук, Москва, 1985.- 16с.
  100. И. О педагогике // Трактаты и письма.- М., 1980.- 464с.
  101. . Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль. 1985. 120 с.
  102. Г. А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя. Автореферат диссертации канд.пед.наук, Ростов-на-Дону, 1995.- 18с.
  103. Г. Основные вопросы школьной организации: Пер. с нем. -Пг., 1920.-154с.
  104. В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации: Пер. с англ.-Москва, 1980.-238с.
  105. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Полн.собр.соч.: В 2-х т. T.I.-Москва, 1911.-473с.
  106. Т.А. Подготовка учителя к формированию у школьников критического отношения к буржуазной пропаганде (в процессе преподавания иностр. языка) Автореферат диссертации кан.пед.наук РГПИ, Ростов-на-Дону, 1989.- 18с.
  107. Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения. Автореферат диссертации канд.пед. наук. Нижний Новгород, 1997.- 21с.
  108. П.Я. Исследования мотивационных предпосылок изучения иностранного языка студентами неязыкового ВУЗа (на материале нем. яз.), Минск, 1976.-23с.
  109. Л.В. Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка. Автореферат диссертации канд. Пед. наук, Оренбург, ОГПУ, 1997.- 17с.
  110. Коммуникативный и номинативный аспекты единиц языка. Ленинград: ЛГПУ, 1989.- 164с.
  111. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание .-Москва, 1984.-176с.
  112. П.В. Теория и методика идейно-политического воспитания в советской школе. Автореферат диссертации доктора пед. наук АПН СССР НИИ общих проблем воспитания.- Москва, 1988.-38с.
  113. Т.В. О современных тенденциях в обучении французскому языку как иностранному. «Иностранные языки в школе», № 3, 1989.
  114. Концепция общего среднего образования (проект) // Учительская газета. 16 августа 1988 г.
  115. Г. Б. Педагогическая традиция западной цивилизации: начало становления // Свободное воспитание.Вып.З.-Москва,-1993.-272с.
  116. Конституция Российской Федерации (12.12.1993). М.: известия, 1996. 63 с.
  117. Г. Б. «Воспитание для юношества руководитель.» (Педагогическое наследие Демокрита) // Свободное воспитание. Вып.З.Москва, 1993.-218с.
  118. Г. Б. Народная педагогика в народных памятниках феодальной Руси// Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. Москва, 1989.-189с.
  119. Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики // Свободное воспитание. Вып. 2.- М., 1993.- 215с.
  120. М. А. Несчастный случай: психологические причины. СПб., 1993.82 с.
  121. B.C. Чайникова Т. Н. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения иностранному языку. «Иностранные языки в школе», № 4, 1994.
  122. Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента // Труды Санкт-Петербургского университета. СПб., 1994. 206 с.
  123. М. Воспитание культуры межнационального общения подростков в художественных внешкольных учреждениях. Автореферат диссертации канд.пед.наук. Москва, 1991.-18с.
  124. Ю.Н. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX в. Автореферат дисссертации канд.пед.наук. -Нижний Новгород, 1996.-22с.
  125. В.Б. Педагогическая антропология: истоки. Направления, проблемы. -Свердловск, 1988.-122с.
  126. А.И. Передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации работников образования. Автореферат диссертации кандпед наук.-Москва, 1995.-18с.
  127. В.Р. Взаимосвязь поведения, общения и развития в психологической модели обучения иностранным языкам. Автореф. диссертации канд.псих.наук. Нижний Новгород, 1996.- 26с.
  128. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Автореф. диссертации канд.пед.наук.-Москва, 1992.-24с.
  129. А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе.- 1985.- № 5.
  130. И .Я. Принцип гуманизации педагогического процесса // Педагогическая теории: идеи и проблемы.-Москва, 1992.-224с.
  131. Лингвострановедение и текст. // Сборник статей. Составители Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров. Москва, Русский язык., 1987.- 179с.
  132. Д.С., Благово Н. В., Белодубровский Е. Б. Школа на Васильевском. Москва, Просвещение, 1990.- 350с.
  133. Л. Евразийство: Пер. с нем. // Вопросы философии.-1993.6.
  134. Н.М. Методические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания. Авто-реф.дис.канд.пед.наук. Москва, 1994.-40с.
  135. К. Диагноз нашего времени: Пер. с англ.-Москва, 1992.-283с.
  136. А. К. Менеджмент производственно-охранной культуры предприятия. М.: РИАМА, 2000. 28 с.
  137. А. К. Трудоохранная культура: человек-природа-производство. М.: РЭФИА, 1997. 120 с.
  138. А. К. Производственно-охранная культура // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № И. С. 41.
  139. А. К. Трудоохранная культура: педагогическая теория и практика. Монография. СПб.: Алетейя, 2001.
  140. Н. В. Уроки безопасности. М.: Профиздат, 1991. 112с.
  141. К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Политиздат, 1969. С. 1. 107 с.
  142. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии.-1989.-№ 5.
  143. М., Альберт М., Хедуори Ф. М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.
  144. Методологические проблемы сравнительной педагогики // Сборник научных трудов АПН СССР НИИ теории и истории педагогики. Отв.ред. З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон // Москва АПН СССР, 1991 92с.
  145. В. П. Применение моделей и методов, моделирование в дидактике. М.: Педагогика, 1977. 95 с.
  146. Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995. 94 с.
  147. Н. Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999. 288 с.
  148. JI.А. Формирование экономических представлений старшеклассников при изучении иностранных языков. Автореферат диссертации канд. пед. наук, Волгоград, 1998.- 20с.
  149. М. Значение среды в воспитании// Русская школа за рубежом.-Прага. 1926. Кн.17.-449с.
  150. К.Х. Совершенствование культуры межнационального общения в социалистическом трудовом коллективе: Диссертация канд.филос.наук.- Москва, 1987.- 204с.
  151. Н.С. Психологические детерминанты эффективности обладания иностранным языками в ВУЗе. Автореферат диссертации канд.псих.наук., Москва, 1986.- 16с.
  152. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Сборник статей Гнтенко П. И., Кострюкова Л. О., УССР, 1990.- 152с.
  153. Национальный вопрос за рубежом.- Москва, Просвещение, 1989, — 235с.
  154. В.И. Дидактический подход к проблеме современного урока. «Иностранные языки в школе», № 1, 1987.
  155. А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование. Автореферат диссертации докт.филос.наук, Москва, 1993.- 30с.
  156. .М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии.- 1991.- № 3.
  157. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика.-1990.-№ 9
  158. Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997. 150 с.
  159. А. Интернациональное воспитание старшеклассников //Из опыта работы учителей немецкого языка сред. шк.№ 10 г. Майкопа // Краснодар, 1071.- 47с.
  160. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика.- 1990.- № 9.
  161. Н.И. О воспитании и наставлении детей // Москва, 1985.-296с.
  162. Образование в поисках человеческих смыслов. Под ред. Чл. корр. РАО, проф. Бондаревской Е.В.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995.-216с.
  163. Э.А. Обыденная культура: организационные формы// Структура культуры и человек в современном обществе: Москва, Просвещение, 1987.- 182с.
  164. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. 4.1.-Москва, 1998.-154с.
  165. И. П. Мозг и психика. М.: ИПП, 1996. 319 с.
  166. Панова J1.C. Обучение иностранному языку в школе.- Киев: Ра-дяньска школа, 1989.- 157с.
  167. Педагогическая психология //Под ред. В. В. Давыдова. Москва, Педагогика, 1991.- 476с.
  168. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1968. 911 с.
  169. В. Ф., Шершнев JI. И. Безопасность человека. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. 472 с.
  170. С.В. Повторяемость и вариативность при освоении страноведческой информации. «Иностранный язык в школе», № 5, 1992.
  171. П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. № 10, 1991.
  172. Э.А. Иммиграционная политика США после Второй мировой войны. Л., 1975.-21с.
  173. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. Автореферат диссертации канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1996.- 17с.
  174. Проблемы безопасности и непрерывное образование по экологии БЖД. СПб Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности. 1996. 94 с.
  175. Н. Ф. Экологизация: введение в экологическую проблематику. М., 1994. 99 с.
  176. Г. В. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. «Иностранные языки в школе», № 3, 1989.
  177. В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. Москва, 1991.-238с.
  178. Н. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) // Вестник высшей школы. 1991.- № 12.
  179. Роль и место иностранных языков в современной школе (Заседание «круглого стола») // Иностранные языки в школе.- 1988.- № 1.
  180. Л.И. Теория самовоспитания.- Москва.: Изд-во МГУ, 1974.-Юс.
  181. О. Н. и др. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: МА-НЭБ, 1992. 115 с.
  182. М.В., Чупров В. И. Этнический статус в молодежной среде// Социологические исследования. № 7, 1992.
  183. С.Л. Политика Реформации в области образования // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового Времени.-М., 1990.
  184. В.М. Национально-лингвистическая специфика фразеологических трансформаций. Автореферат диссертации канд.филол. наук. -Одесса, 1984, — 13с.
  185. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 85 с.
  186. П. Н. Человек как объект и субъект безопасности. // Безопасность, № 10−12, М. 1997.
  187. B.JI. Проблема социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде. Автореф. диссертации канд.философских наук.-Москва, 1993,-16с.
  188. В. М. Иордан М.В., Бабаков В. Г., Самогонов В. А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР, — Москва, Просвещение, 1991, — 317с.
  189. В. В. Социальная безопасность России: концептуальный подход. ИСПИ РАН, М. 1995.
  190. М., Макки У. Образование и двуязычие. Москва, Педагогика, 1990, — 180с.
  191. Советский энциклопедический словарь. Издание третье. «Советская энциклопедия», «Паруса», М. — 1985.
  192. B.C. Основные направления в обучении русскому языку в США. Москва, 1976, -25с. (АПН СССР)
  193. B.C. Смысл любви: Избр. произв. Москва, 199ё.-248с. 4
  194. JI.M. Пути осуществления единства обучения и интернационального воспитания студентов (на материале преподавания ин.яз. в техническом ВУЗе). Диссертация канд.пед.наук, -Одесса, 1988. -175с.
  195. Сопоставительная лингвистика и обучение ин. языкам в условиях двуязычия // Сборник статей.- Чебоксары, Чувашский университет, 1976.- 137с.
  196. Социальная безопасность. Часть 1. Учебное пособие / Под ред. Василенко А. Б., Проскурина С. А. М.: ТОДЖИ, 1997.
  197. Социальная безопасность. Часть 2. Учебное пособие / Под ред. Василенко А. П., Проскурина С. А. М.: ТОДЖИ, 1998.
  198. JI.A. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика.- 1992.-№ 5−6.
  199. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. Москва, Педагогика, 1984, — 471с.
  200. Страноведение и лингвострановедение в практике преподавания русского языка иностранным студентам // Сборник научных трудов под ред. Э. А. Исаева. Москва, Дружба Народов, 1987.- 151с.
  201. К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии. Автореф. диссертации канд.пед.наук. -Москва, 1995.-17с.
  202. СусловаИ.П. Немецко-русские параллели в области общественно-политической интернациональной лексики. Автореф. Диссертации канд.филол.наук.-Москва, 1980.-16с.
  203. Тагор Р Национализм. Пг., 1922.-137с.
  204. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.
  205. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта // Учебно-методическое пособие для факультетов психологии гос. Ун-тов. Москва, МГУ, 1987.-63с.
  206. А.В. Влияние миграции на этнонациональную структуру // Социологические исследования .- № 7, 1993.
  207. И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. СПб.: СПбГТУ, 1995. 151 с.
  208. Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. Москва, 1989.- 287с.
  209. Т.Ф. Размышления об эксперименте // Иностранные языки в школе.- 1991.- № 3.
  210. К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Сбор.соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 450 с.
  211. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр.пед.соч.: В 2-х т. TI.-Москва, 1974.-612с.
  212. Федеральный закон о пожарной безопасности (21.12.94 г.). М., 1994.
  213. Фесуненко О. А, Подготовка студентов университета к социально-педагогической деятельности. Автореф. Диссертации канд.пед.наук,-Ростов н/Д, 1992.-21с.
  214. В.М. Семинарские и практические занятия по методике обучения немецкому языку в средней школе (с использованием групповых дискуссий и деловых игр).- Ростов-на-Дону: РГПИ, 1989.- 27с.
  215. Т.Д. Тенденции этнического развития немцев СССР.- Москва, 1989.- 315с.
  216. Д. Невоенные аспекты безопасности: системный подход ИНИОН РАН, М. 1994.
  217. Харченко Т. И. Развитие познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языком на среднем этапе обучения в школе. Автореф. диссертации на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. -Москва, 1984.-19с.
  218. Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников ВУЗов. Автореф. диссертации канд.пед.наук.-Волгоград.-1996.-21с.
  219. Е. А. Система безопасности. // Безопасность, № 7−9 (39), ФНМБ, М, — 1997.
  220. В.Р. Проблемы социальной идентичности личности (этнокультурный аспект).-Москва, 1991, (МПГУ им. В.И. Ленина).
  221. А.А. Лингвострановедческий анализ английских личных имен. Автореф. Диссертации канд.филол.наук.-Москва, 1995.-16с.
  222. А. А., Ланцев И. А. Безопасность жизнедеятельности. Новгород, 1995. 250 с.
  223. Н.Д. Формирование у школьников культуры межнационального общения в процессе обучения. Автореф. диссертации канд.пед.наук.-Москва, 1992.-17с.
  224. А. Н. Тавадов Р.Т. Личность в системе национальных отношений // Вестник МГУ, Москва.- № 2, 1992.
  225. Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука. М.: Мир, 1978. 150 с.
  226. Л. И. Учитель как создавать безопасности. // Безопасность, № 11(31), ФНМБ, М. 1995.
  227. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде// Сборник научных трудов под ред. И. С. Гурвич, — Москва, 1989.- 172с.
  228. Этнопсихолингвистика. Отв. Ред. Ю. А. Сорокин.- Москва, АН СССР, Наука, 1988,-214с.
  229. В. Н., Бажанова Е. С. Экономические принципы управления безопасностью труда. СПб.: МАНЭБ. 91 с.
  230. Е. Б. Реконструкция элементов концептуальной области «духовная жизнь человека». Автореферат диссертации канд. филол. наук.- Москва, 1995.- 15с.
  231. Л.З. Страноведческий аспект содержания учебных занятий как стимул познавательной активности учащихся. Сборник научных трудов, М., 1983.
  232. В. И. Основы теории методологии безопасности человек, общество, государство. МАКБП, М. — 1998 (учебно-методический комплекс).
  233. В. И. Секьюритология наука о безопасности жизнедеятельности. -М.: «Ось-89», 2000.
  234. К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе Москва. 1986.-244с.
  235. Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов. Автореф. диссертации канд.пед.наук. -Волгоград, 1998.-19с.
Заполнить форму текущей работой