Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация системно-комплексного подхода в работе по развитию детей раннего возраста с детским церебральным параличом в предметной деятельности в условиях медицинского учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, вопросы разработки педагогической технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки, не исчерпываются данным исследованием. В качестве перспективного направления исследования может быть создание системы оценки уровня развития детей младенческого возраста… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РЕЧЕВОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
    • 1. 1. Определение понятия «системный подход»
      • 1. 1. 1. История понятия «системный подход» в философии
      • 1. 1. 2. Системный подход и общая теория систем
      • 1. 1. 3. Цели, задачи, принципы системного подхода
      • 1. 1. 4. Системно-комплексный подход как общенаучное методологическое напрвление научного познания
    • 1. 2. Возрастные закономерности психомоторного развития ребёнка раннего возраста с учётом ведущего вида деятельности
    • 1. 3. Определение понятия «детский церебральный паралич»
    • 1. 4. Психологические особенности детей раннего возраста с детским церебрельным параличом
    • 1. 5. Анализ существующих программ по диагностике и коррекционной работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии
      • 1. 5. 1. Анализ диагностических программ
      • 1. 5. 2. Анализ коррекционных программ
  • Выводы по материалам главы
  • ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1 — 3 ГОДА ЖИЗНИ С ДЦП В УСЛОВИЯХ I ОТДЕЛЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
    • 2. 1. Организация и методика исследования
      • 2. 1. 1. Выбор базы исследования и контингента детей. Этапы проведения констатирующего эксперимента
      • 2. 1. 2. Методика исследования
      • 2. 1. 3. Апробация оценочной системы диагностики
    • 2. 2. Исследование детей 1 года жизни с детским церебральным параличом и анализ результатов
      • 2. 2. 1. Исследование анкеты для родителей
      • 2. 2. 2. Изучение медицинской документации
      • 2. 2. 3. Обследование экспериментальной группы детей по оценочной шкале уровня развития детей в возрасте 1 года
  • Выводы по материалам главы
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 1 — 3 ГОДА ЖИЗНИ С ДЦП В ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ I ОТДЕЛЕНИЯ ОДБВЛ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК
    • 3. 1. Организация и содержание обучающего эксперимента с детьми
  • 1−3 года жизни с ДЦП
    • 3. 2. Динамика развития детей с использованием прогностического планирования и развивающих программ

Реализация системно-комплексного подхода в работе по развитию детей раннего возраста с детским церебральным параличом в предметной деятельности в условиях медицинского учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования.

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В.Коркунов, В. И. Лубовский, Н.Н.Малофеев), среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией.

Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще, у 5−7% [146, С. 316]. К изучению этой патологии приковано внимание многих учёных не только у нас в стране, но и за рубежом.

По зарубежным данным, в 50-х годах распространённость ДЦП варьировалась от 1-го (в Англии) до 4-х (в США) случаев на 1000 школьников. На конференции Американской Академии по изучению церебрального паралича в 1978 году отмечалось, что среди 1000 семилетних детей 5 страдают ДЦП. На 10 000 родов приходилось 32 мальчика и 22 девочки с ДЦП [143, с. 12].

По данным М. Борковской, в Польше в 1989 году на 1000 детей было 2−3 ребёнка с ДЦП.

По данным ЛНИИДОИ им. Г. И. Турнера, в Ленинграде в 1974 году было зарегистрировано 2,5 случая ДЦП на 1000 детей, а в 1988 году — 2,5 — 3 случая на 1000. В то же время, в 80-х годах говорилось о том, что заболеваемость ДЦП резко увеличивается. В 1999 году К. А. Семёнова привела такие данные о распространённости ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году — 1,72 на 1000, в 1982;89 годах — 5,6 — 8,9 на 1000.

Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают улучшение диагностики и учёта детей с ДЦП, общий рост патологии детства, а также успехи медицины в области акушерства. В XX веке значительно снизилась смертность новорождённых, но возросло количество детей с врождённой патологией центральной нервной системы [143, с. 13].

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления и организации адекватного систематического медико-педагогического воздействия можно достичь значительных успехов в развитии ребёнка (JT. О. Бадалян, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, К. А. Семёнова).

Однако основным направлением в реабилитации детей с детским церебральным параличом раннего возраста остаётся медицинское вмешательство. Недостаточное внимание уделяется коррекционно-педагогическому развитию детей раннего возраста с двигательной патологией.

В настоящее время существуют разноречивые данные о нормальном развитии детей раннего возраста. При этом представления авторов о норме детского развития существенно отличаются друг от друга (А. С. Галанов,.

A. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, JI. Н. Павлова, Е. А. Стребелева,.

B. Штрансмайер и др.). Отсюда возникают трудности диагностики познавательной деятельности и речевого развития ребёнка и своевременного выявления отклонений в развитии.

Разносторонний и глубокий интерес к системным идеям со стороны представителей различных наук привёл к тому, что за довольно короткий промежуток времени системный подход начал широко использоваться во многих отраслях научного познания, и в первую очередь в философии, психологии, биологии, социологии, технике и др. (И. В. Блауберг, В. С. Мерлин, Ж. Пиаже, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.). Системные исследования позволяют глубже проникнуть в сущность сходных процессов физиологических систем в норме и патологии, выявить различие в их функционировании, а также грамотно выстроить систему индивидуально обусловленной коррекционной работы (О. JI. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, JI. С. Выготский, В. П. Зинченко, В. В. Коркунов, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.).

Однако, в отечественной и зарубежной педагогике до настоящего времени комплексный подход остаётся ведущим в психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста с ДЦП (Е. Ф. Архипова, Е. А. Стребелева, В. Штрансмайер и др.).

Существующие педагогические исследования, направленные на раннюю коррекцию, принадлежат главным образом зарубежным учёным, однако они не адаптированы для условий российской педагогики и психологии (М. Питерси, 2001, В. Штрансмайер, 2002, программа «Портедж», США, 2004; Н. М. Джонсон-Мартин, 2005).

Отечественные исследования по раннему вмешательству охватывают, главным образом, логопедическую работу с детьми первых лет жизни [19]. Существуют работы, которые посвящены коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида [78], [81]. Однако, в основном в существующих пособиях представлены развивающие упражнения, направленные на последовательное развитие каждой нарушенной или недоразвитой сферы: общей, тонкой моторики, речи, мышления, восприятия, самообслуживания, социальных навыков. В этом случае речь идёт о комплексном подходе в развитии ребёнка.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью разработки и теоретического обоснования мер ранней индивидуальной коррекции на основе научно обоснованной диагностики детей с ДЦП. Для решения задач ранней коррекции необходимо использовать междисциплинарные теоретические подходы, основанные на системно-комплексном рассмотрении этой проблемы.

Таким образом, очевидны возникшие противоречия между:

— необходимостью раннего развития ребёнка с ДЦП и неразработанностью ранней диагностики, оценки и прогнозирования этого развития;

— осознанием необходимости раннего вмешательства и отсутствием единых подходов медицинских работников, педагогов, психологов и родителей.

На основании выявленных противоречий, нами была сформулирована проблема исследования: разработка комплексной технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально организованной коррекционной работы на основе проведённой оценки.

Актуальность, выявленные противоречия и существующая проблема позволили обозначить тему исследования: «Реализация системно-комплексного подхода в работе по развитию детей раннего возраста с ДЦП в предметной деятельности в условиях медицинского учреждения».

Объект исследования — предметная деятельность детей раннего возраста с ДЦП.

Предмет исследования — процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП в условиях специализированного учреждения.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать, апробировать и определить эффективность педагогической технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки, способствующей системно-комплексному развитию детей с двигательной патологией.

Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу:

— разработка эффективной педагогической технологии возможна в процессе реализации системно-комплексного подхода, направленного на выявление индивидуальных особенностей, способностей и возможностей ребёнка и их использование в работе педагогов, психологов, медицинских работников и родителей;

— эффективность коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на раннее развитие ребёнка с ДЦП вероятнее всего существенно повысится в процессе реализации разработанной нами технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) обосновать необходимость и возможность проведения коррекционно-педагогической работы по развитию детей раннего возраста с ДЦП в условиях медицинского учреждения;

2) выявить особенности отклонений в психомоторном и речевом развитии детей первого года жизни с ДЦП, разработать и апробировать оценочную шкалу уровня развития детей раннего возраста, провести анализ полученных результатов;

3) теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию, нацеленную на системное развитие детей раннего возраста с ДЦП в предметной деятельности;

4) оценить эффективность педагогической технологии по системному развитию детей раннего возраста с ДЦП в предметной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— концепция общей теории систем и системной организации научных исследований (О. JI. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, М. С. Каган, В. В. Коркунов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.);

— основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (JI.C. Выготский, П. Я. Трошин и др.);

— концепция деятельности (А.Н. Леонтьев);

— учение об этапах развития предметных действий (Д. Б. Эльконин);

— концепция оказания ранней педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями как условия эффективного преодоления и коррекции отклонений в развитии (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева).

Методы исследования определялись теоретическими позициями специальной педагогики и психологии, а также целью и задачами исследования:

— теоретические методы — анализ философской, медицинской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, разработка педагогической технологии на основе данных современного теоретического изучения проблемы;

— метод моделирования систем диагностики, оценки и последующей кор-рекционно-развивающей работы;

— эмпирические методы — беседа с родителями, педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов, корреляции выявленных нарушений, контроля эффективности проведённых мероприятий;

— биографические методы — сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации (медицинские карты);

— методы математической статистики при обработке экспериментальных данных;

— интерпретационный метод — качественный анализ экспериментальных данных.

Ограничением исследования является экспериментальная база в рамках обозначенной тематики — Областная детская больница восстановительного лечения «Особый ребёнок» г. Екатеринбурга и возрастной диапазон детей с детским церебральным параличом (возраст с 1 года до 3 лет).

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2003 г. по 2006 г. и включало три этапа, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач применялись различные методы исследования.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) — поисково-теоретическом — был осуществлён подбор, изучение и анализ философской, медицинской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.

На втором этапе (2004 — 2005 гг.) — опытно-поисковом — предусматривалась разработка и апробация в рамках педагогического эксперимента оценочной системы педагогической диагностики детей раннего возраста с ДЦП и педагогической технологии, способствующей системному развитию детей с двигательной патологией.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) — обобщающем — систематизировались, обобщались, анализировались и описывались полученные результаты, формулировались выводы по проведённому исследованию.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) получены новые данные о специфике развития детей с ДЦП в возрасте от 1 года до 3 лет с использованием разработанной оценочной системы диагностики;

2) уточнены некоторые термины и понятия, связанные с ранней диагностикой и ранним развитием ребёнка: оценочно-прогностический подходсистемно-комплексный подход.

Теоретическая значимость исследования:

— найдено теоретическое обоснование педагогической технологии системно-комплексного подхода, направленного на коррекцию и развитие детей раннего возраста с ДЦП.

— уточнены представления о психомоторном и речевом развитии детей раннего возраста с ДЦПраскрыт эффективный путь целенаправленной коррекционно-педагогической работы по системному развитию детей раннего возраста с ДЦП;

— показаны значительные потенциальные возможности родителей в реабилитационном процессе развития детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования.

1) разработана, апробирована и рекомендована для практического использования педагогическая технология, включающая в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки;

2) предложены практические рекомендации для педагогов и родителей по качественному и своевременному развитию детей раннего возраста с ДЦП.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходной теоретико-методологической базой, основанной на использовании современных данных философской, медицинской и психолого-педагогической науквнутренней логикой исследования, обеспеченной в соответствии с целями и задачамикомплексом методов исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования и личным участием автора на всех этапах проведённой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики» (Екатеринбург, 2006), на международной научно-практической конференции «Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза» (Екатеринбург, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Внутренние и внешние аспекты качества лечебно-педагогической и социально-терапевтической работы» (Екатеринбург, 2006), на методических объединениях и педагогических советах и специальной коррекционной школы — интернат VI вида (2004 — 2006).

На защиту выносится:

1) педагогическая технология, включающая в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки, способствующей системно-комплексному развитию детей с двигательной патологией.

2) новые данные о специфике развития детей с ДЦП в возрасте от 1 года до 3 лет с использованием разработанной оценочной системы диагностики.

Структура и объём диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, вклю.

Выводы по материалам главы 2.

В соответствии с поставленной задачей исследования для проведения констатирующего эксперимента была разработана диагностическая технология изучения детей в возрасте 1 года с ДЦП, включающая в себя исследование анкеты для родителей, изучение медицинской документации, сбор общего анамнеза, речевого анамнеза, данных о психомоторном развитии ребёнка на первом году жизни, а также обследование ребёнка по оценочной шкале уровня развития детей в возрасте 1 года.

На основе оценочно-прогностического подхода нами была составлена качественно-количественная оценочная шкала, предназначенная для определения уровня развития детей первого — третьего года жизни. При разработке данной системы диагностики мы определили средние нормативные показатели по определённым критериям развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Шкалы составлены и рассчитаны побалльно для следующих возрастов: 1 год, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года. Возможно их использование и в промежуточные возрастные периоды.

Каждая шкала имеет перечень параметров, а также предполагаемую норму оценки в баллах. Количественно-качественная оценка расписана для каждого параметра (задания, навыка) с учётом особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные шкалы включают в себя оценку познавательной деятельности, экспрессивной и импрессивной речи.

По итогам балльной оценки уровня развития ребёнка высчитывается процент от предполагаемой возрастной нормы по выведенной формуле.

Составленные оценочные шкалы были апробированы на группе детей с диагнозом «миатонический синдром», что доказывает возможность осуществления количественной и качественной оценки уровня развития детей раннего возраста через предметную деятельность.

Анализ исследования экспериментальной группы детей в возрасте 1 года с детским церебральным параличом показал, что уровень развития почти всех детей (24 из 25) отстаёт от возрастной нормы, родители часто неадекватно оценивают уровень развития своего ребёнка, а также не обладают знаниями по грамотному развитию своего ребёнка.

Таким образом, результаты изучения экспериментальной группы детей в возрасте 1 года позволили научно обосновать необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию детей раннего возраста с ДЦП в предметной деятельности.

Глава 3. Реализация системно — комплексного подхода в работе по развитию детей 1−3 года жизни с детским церебральным параличом в предметной деятельности в условиях I отделения Областной детской больницы восстановительного лечения «Особый ребёнок».

3.1. Организация и содержание обучающего эксперимента с детьми 1−3 года жизни с ДЦП.

Исходя из исследований, проведённых нами, результаты которых описаны в главе 2 диссертации, становится очевидной необходимость раннего коррек-ционно-педагогического вмешательства.

Обучающий эксперимент проводился на базе I отделения ОДБВЛ «Особый ребёнок» в период с сентября 2003 года по март 2006 года.

Каждый ребёнок из экспериментальной группы за 2 года прошёл 5 курсов лечения, каждый курс длился 10−12 дней.

Обучающий эксперимент по развитию детей 1−3 года жизни с ДЦП в условиях медицинского учреждения носил циклический характер (рис. 2). Каждый курс лечения подразумевал 6 этапов. Данные этапы обучающего эксперимента явились основой эксперимента и повторялись на каждом последующем курсе лечения.

Этапы обучающего эксперимента:

I. Создание и заполнение индивидуальных карт развития на каждого ребёнка (1-й-2-й дни).

II. Составление индивидуального плана коррекционной работы на каждого ребёнка с учётом системно-комплексного подхода (2-й день).

III. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с ребёнком (3-й — 9-й дни).

IV. Проведение групповых занятий (3-й — 9-й дни).

V. Консультирование родителей (3-й — 9-й дни).

VI. Составление индивидуального плана коррекционной работы с ребёнком на время пребывания его дома (для родителей) (10-й день).

Рис. 2.

Модель коррекционно-педагогической технологии по развитию детей раннего возраста с ДЦП в условиях медицинского учреждения с учётом системно-комплексного подхода.

Первый этап обучающего эксперимента предполагал первичное изучение ребёнка и заполнение карты развития. На этом этапе работы педагог изучает медицинскую документацию, анализирует анкету, заполненную мамой (или лицом, её заменяющим) и проводит беседу с родителями на предмет раннего развития ребёнка (физического, психического и речевого).

Все полученные данные заносятся на первую страницу карты развития ребёнка, имеющую следующие графы: Ф.И. ребёнка, домашний адрес, заключения специалистов (невропатолог, отоларинголог, окулист), данные о родителях ребёнка (Ф.И.О., место работы), общий анамнез (от какой беременности, родов ребёнокхарактер беременности, родовоценка по шкале Апгарвес и рост при рождениина какие сутки приложен к грудина какие сутки выписан из роддома, или в какое отделение переведёнтип вскармливанияособенности питания, перенесённые ребёнком заболевания, травмы, интоксикации).

В следующем разделе карты отмечается психомоторное развитие ребёнка: время появления и особенности развития следующих навыков: различение слуховых и зрительных раздражителей: фиксация взгляда на предмете, прослеживаниереакции на звукнавыка хватания и удержания предметаудерживания головки в вертикальном положениинавыков самостоятельного сидения, ползания, стояния, ходьбы.

Очередной раздел карты посвящён сбору речевого анамнеза: особенностей и времени появления гуления, лепета, первых слов, фразовой речи.

Далее экспериментатор проводит обследование органов артикуляционного аппарата на предмет выявления дизартрического синдрома. Отмечаются особенности строения и объём движений следующих органов: губ, зубов, прикуса, языка, подъязычной связки, твёрдого нёба, мягкого нёба, кроме этого исследуется объём артикуляционных движений.

Далее отмечается характер тонуса в органах артикуляционного аппарата (спастика, парез, дистония), наличие саливации, девиациихарактер переключаемое&trade-, а также особенности жевания и глотания пищи.

Вторая и третья страницы карты развития содержат оценочную шкалу развития ребёнка, в которой перечислены все параметры оценки.

Оценочная шкала является стартовой позицией коррекционной работы. Она позволяет грамотно составить план коррекционной работы, опираясь на сильные стороны ребёнка, т. е. на сформированные навыки и умения. Таким образом, исходя из анализа оценочной шкалы, выделяется зона актуального развития и зона ближайшего развития ребёнка на данный момент.

В верхних графах отмечается дата обследования и возраст ребёнка. По мере обследования против каждого параметра выставляется балл, а в графе «примечания» отмечается характер выполнения задания, а также индивидуальные особенности ребёнка.

После обследования подсчитывается общий балл, вычисляется процент от предполагаемой нормы и определяется группа развития ребёнка.

Образец карты развития представлен в Приложении 1.

Второй этап предполагал составление индивидуального плана коррекци-онной работы на каждого ребёнка с учётом системно-комплексного подхода, который также заполняется в карте развития.

Данная система коррекционной работы представляет собой серию пособий, расположенных от простейших, в основе которых лежат манипуляции с предметами, до более сложных, предполагающих включение мыслительных операций. Для каждого пособия разработаны упражнения, имеющие несколько уровней сложности (от двух до пяти в каждой игре).

План коррекционной работы мы представляем в виде таблицы, в которой перечислены пособия и уровни использования каждого пособия (см. таблицу 14).

Заключение

.

Результаты экспериментального исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной психолого-педагогической и медицинской литературы научно доказана необходимость создания педагогической технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки.

2. Обследование детей в возрасте 1 года с ДЦП с помощью разработанной оценочной системы диагностики позволило определить уровень их психомоторного развития, определить процент от предполагаемой возрастной нормы, а также группу развития.

3. Раскрыто содержание работы логопеда — дефектолога в условиях медицинского учреждения, направленное на индивидуальную системно-комплексную коррекцию имеющихся нарушений.

4. Использование разработанной педагогической технологии, включающей в себя педагогической технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки способствует системно-комплексному развитию детей с двигательной патологией.

5. Качественно-количественный анализ полученных экспериментальных данных показал рост темпа развития детей под воздействием созданной системно-комплексной педагогической технологии на протяжении двух лет и приближение их к нормальным к третьему году жизни.

6. Достоверность полученных результатов была проверена с помощью методов статистической обработки данных, а именно по t-критерию Стъюдента и X2- критерию.

Между тем, вопросы разработки педагогической технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки, не исчерпываются данным исследованием. В качестве перспективного направления исследования может быть создание системы оценки уровня развития детей младенческого возраста с ДЦП, что позволит ещё раньше выявлять имеющиеся отклонения в развитии и грамотно организовывать индивидуальную коррекционную работу уже в первые месяцы жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамович-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами. Текст. — Л.: Изд-во Минздрава РСФСР, 1962. — 258 с.
  2. Абрамович-Лехтман Р. Я. Об особенностях нервно-психического развития детей с церебральными параличами Текст. // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2003.-С. 167- 172.
  3. И.С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания) Текст. СПб.: Паритет, 2005. — 112 с.
  4. Р. Планирование в больших экономических системах Текст. / пер с англ. Г. Б. Рубальского — под ред. д-ра тех. наук И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1972.-223 с.
  5. Р. О целеустремлённых системах Текст. / пер. с англ. Г. Б. Рубальского — под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. — 271 с.
  6. К., Акош М. Как можно распознать церебральную дисфункцию в раннем возрасте Текст. // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2003. -С. 136 — 140.
  7. Л., Гудвин С. 68 игр для развития мозга, в которые дети играют с наслаждением Текст. / Л. Акредоло, С. Гудвин — пер. с англ. Е. А. Бакушева. 2-е изд. — Минск: Попурри, 2005. — 240 с.
  8. Н. М. Воспитание детей раннего возраста Текст.: учеб. для отд-ий мед. сестёр дет. учреждений. М.: Медицина, 1969. — 256 с.
  9. О. Л. Особенности функционирования тифлосистем с аномальным оператором Текст. // Дефектология. 1990. — № 1. — С. 4 — 9.
  10. О. Л. Теоретические основы учебной тифлотехники Текст. / На-уч.-исслед. ин-т дефектологии Российской Академии образования. Екатеринбург. — [б. и.], 1992. — 284 с.: ил.
  11. О. Л., Коркунов В. В. Системный подход как методологическая основа научного познания Текст. // Специальное образование. 2002. -№ 1.-С. 6- 17.
  12. О. Л., Коркунов В. В. Ребёнок с дефектом с точки зрения системных представлений : перспективные направления системных исследований в специальной педагогике Текст. // Специальное образование. 2005. -№ 5.-С. 18−25.
  13. . Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев — АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  14. . Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2-х т. / под ред. А. А. Бодалёва, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.
  15. Т. 1 / сост. В. П. Лисенкова. 230 с.
  16. Т. 2 / сост. и авт. предисл. Н. В. Кузьмина. 287 с.
  17. А. Психологическое тестирование Текст.: пер. с англ.: в 2-х кн. -М.: Педагогика, 1982.
  18. Кн. 1.-238 с. Кн. 2.-295 с.
  19. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин — Акад. мед. наук СССР. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  20. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы Текст.: избр. труды. М.: 1978. — 400 с.
  21. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы Текст. -М.: Наука, 1980.- 197 с.
  22. Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом : доречевой период Текст.: кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1989.-76 [3] с. :ил.
  23. Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста Текст.: учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. М.: ACT: Астрель, 2006. — 222 [2] с.: ил.
  24. JT. О. и др. Детские церебральные параличи Текст. / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. Киев: Здоровья, 1988.-326 1. е., [5] л. ил.
  25. Л. О. Невропатология Текст.: учеб. для студентов дефектологических факультетов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
  26. О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 92 с.
  27. В. П., Пасторова А. Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста Текст.: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. СПб.: Ин-т раннего вмешательства, 2005. — 24 с.
  28. Н. Статистические методы в биологии Текст. / пер. с англ В. П. Смилги — под ред. и с предисл. В. В. Налимова. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.-260 с.
  29. В. И. Тридада как фактор системообразования Текст. // Дефектология. 2000. — № 5. — С. 3 — 8.
  30. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода Текст. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  31. И. В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход Текст. // Вопросы философии. 1978. -№ 8. -С. 39−52.
  32. И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода Текст. // Становление системных идей в науке и философии: сб. статей / отв. ред. И. В. Блауберг, В. И. Садовский. М.: ВНИИСИ, 1980. — Вып. 7. — С. 3 — 12.
  33. Д. Что такое детский церебральный паралич? Текст. // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. -СПб.: Дидактика Плюс, 2003.-С. 130- 135.
  34. Л. С. Развитие высших психических функций : из неопубликованных трудов Текст. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1956. — 500 с.
  35. JT. С. Собрание сочинений : Текст.: в 6-и т. / гл. ред. А. В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1982.
  36. Т. 2: Проблемы общей психологии. 1982. — 504 с. Т. 3: Проблемы развития психики. — 1983. — 367 с. Т. 4: Детская психология. — 1984. — 432 с. Т. 5: Основы дефектологии. — 1983. — 369 с. Т. 6: Научное наследство. — 1984. — 397 с.
  37. Л. С. Вопросы детской психологии Текст. СПб.: Союз, 1997.-224 с.
  38. Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Апрель Пресс — ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1007 с.
  39. П. Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] : материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1978. — 118 с.
  40. П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка Текст. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. — 45 с.
  41. П. Я. Введение в психологию Текст.: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Университет, 2000. — 330 с.
  42. А. Н. Вопросы изучения детской речи Текст. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 171 с.
  43. Гегель Г. В. Ф. Сочинения Текст.: в 14-и т / АН СССР, Ин-т философии. -М.: Соцэкгиз, 1959.
  44. Т. 4: Система наук / пер. Г. Шпета. 440 с.
  45. Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора — под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  46. Е. П. Использование системного анализа в принятии плановых решений Текст. М.: Экономика, 1982. — 159 с.
  47. Е. П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений Текст. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 3. -С. 95−115.
  48. Г. Г. и др. Кроха : пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет [Текст] / Г. Г. Григорьева [и др.]. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
  49. Л.П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия у детей с глубоким нарушением зрения Текст. // Дефектология. 1988. — № 6. — С. 10−17.
  50. А. В., Пузыревская Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития Текст.: кн. для логопеда / А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. -М.: Просвещение, 1988. — 93 с.
  51. Л. А. Коррекционная работа при обучении детей с церебральным параличом (по общеобразовательной программе) Текст. // Дефектология. -1972.-№ 4.-С. 56−59.
  52. Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом Текст. Л.: Медицина, 1977. — 117с.
  53. Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3−5 лет, страдающими детским церебральным параличом Текст.: учебно-практическое пособие для логопедов и мед. работников. М.: Гном-Пресс, 1999. — 32 с.
  54. Детские церебральные параличи Текст.: труды конференции, посвящённые дальнейшему улучшению организации помощи детям, страдающим церебральными параличами (Москва, 23−25 октября, 1970). М., 1971. — 228 с.
  55. Детские церебральные параличи Текст.: материалы 1 -й республиканской науч. конф. (10 12 декабря 1974) / под ред. П. Я. Фищенко. — JI.: М-во здравоохранения РСФСР, 1974. — 144 с.
  56. Дефектологический словарь Текст. / под ред. А. И. Дьячкова. М.: Педагогика, 1970.-503 с.
  57. Дефектология Текст.: словарь справочник / авт. — сост. С. С. Степанов — под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
  58. Джонсон-Мартин Н. М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями [Текст]. СПб.: Ин-т раннего вмешательства: КАРО, 2005. — 336 с.
  59. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Текст.: методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова [и др.]. 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2005. — 144 с.
  60. Диалектика и системный анализ Текст.: сб. статей / ВНИИ сист. исслед.- отв. ред. Д. М. Гвишиани. М.: Наука, 1986. — 335 1. с.: ил.
  61. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста Текст. / под ред. С. JI. Новосёловой. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  62. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста Текст. / под ред. Е. И. Радиной. М.: Просвещение, 1967. — 199 с.
  63. Е. П. Системный анализ объекта и предмета политической экономии в «Капитале» К. Маркса Текст. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.-221 1. с.
  64. О. В., Вареница Е. Ю. День за днём говорим и растём Текст.: пособие по развитию детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.
  65. JI. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни Текст. -М.: Медицина, 1981. 271 с.
  66. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности Текст.: сб. статей / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Галызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-238 с.
  67. В. П. Системный анализ в психологии? Текст. // Психологический журнал. 1991.-том 12.-№ 4.-С. 120- 138.
  68. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  69. И. Н. Детский церебральный паралич Текст. // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. JI. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2003. — С. 78 — 101.
  70. Игрушки и оборудование для служб раннего вмешательства Текст. / сост. В. П. Балобанова. СПб.: Ин-т раннего вмешательства, 2001. — 20 с.
  71. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями Текст.: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 160 с.
  72. М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье Текст. -М.: Просвещение, 1980.-47 с.
  73. В. А. Новые методики коррекции двигательной сферы у детей с различной патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата Текст. // Развитие и коррекция. 2002. — № 12. — С. 36 — 42.
  74. М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  75. Ф. К. Комплексный подход к воспитанию школьников Текст. -Ереван, 1985.-С. 35−36.
  76. И. Сочинения Текст.: в 6-и т / под общ. ред. В. Ф. Асмуса [и др.]. -М.: Мысль, 1966.1. Т.5.-564 с.
  77. В. 3. Концептуальные основы реабилитации лиц с нарушением в развитии Текст. // Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: РГПУ, 2000.-С. 36−41.
  78. М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни Текст. М.: Педагогика, 1970. — 223 с.: ил.
  79. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь Текст.: для студентов высш. и сред, педагогических учеб. заведений. М.: Академия, 2000.- 176 с.
  80. В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе : от теоретических моделей к практической реализации Текст.: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. — 124 с.
  81. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания Текст.: методическое пособие / под ред. Стребелевой Е. А. М.: Экзамен, 2004. -128 с.
  82. Кроха Текст.: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. 3-е изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
  83. В. П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии Текст. // Вопросы философии. 1980. -№ 1.-С. 55−73.
  84. Н. Б., Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет Текст. JI.: Медицина, 1974. — 222 с.
  85. И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения, воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  86. А. Н. Проблемы развития психики Текст. 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1965.-572 с.
  87. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  88. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять из развитие и решать проблемы Текст.: кн. для воспитателей дет. сада: пер. с англ. М.: Просвещение, 1991.-220 [3] с.
  89. .Ф. О системном подходе в психологии Текст. // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31 — 45.
  90. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  91. Н. А., Сарычева И. Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2−3 года) Текст.: практическое пособие. СПб.: Паритет, 2004.-112 с.
  92. А. Р. Основы нейропсихологии Текст.: для фак-тов психологии унтов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1973. — 374 с.
  93. А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  94. Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики Текст. //Дефектология.- 1986.-№ 1.-С. 3 10.
  95. И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом Текст. // Дефектология. 1990. -№ З.-С. 23−28.
  96. Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом Текст. // Дефектология. 1973. — № 6. — С. 24 — 29.
  97. Е. М. Нейрогенетический подход к структуре двигательного дефекта при церебральном параличе Текст. // Дефектология. 1985. -№ 1.-С. 23−24.
  98. Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Текст.: кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  99. Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом : младенческий, ранний и дошкольный возраст Текст. М.: Просвещение, 1991.- 156 [3] с.
  100. Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии : ранняя диагностика и коррекция Текст. М.: Просвещение, 1992. — 94 1. с.: ил.
  101. Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селивёрстова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  102. Н. М. и др. Детский церебральный паралич : (Клиника, терапия и орг. мед. реабилитации) [Текст] / Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник — под ред. Н. М. Маджидова. Ташкент: Медицина, 1978. -230 с.: ил.
  103. B.C. Очерк теории темперамента Текст. М.: Просвещение, 1964.-304 с.
  104. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  105. B.C. Психология индивидуальности Текст.: избр. психологич. труды / под ред. Е. А. Климова — Акад. пед. и социал. наук, Моск. психоло-го-социал. ин-т. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии — МОДЭК, 1996.-446 с.
  106. М. Основания общей теории систем : математические основы Текст. / М. Месарович, Я. Такахара — пер. с англ. Э. Л. Наппельбаума — под ред. С. В. Емельянова. М.: Мир, 1978. — 311 с.: ил.
  107. Ю5.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком Текст. М.: Педагогика, 1990. — 156 с.
  108. М.Н. Организация помощи детям, страдающим церебральными параличами Текст. // Педиатрия. 1970. — № 1. — С. 3 — 5.
  109. М.Н. Детский церебральный паралич Текст. М.: Медицина, 1979.-120 с.
  110. Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии Текст.: тезисы докладов / под ред. Т. А. Власовой [и др.]. М.: Педагогика, 1970. — 156 с.
  111. Основы коррекционной педагогики Текст. / под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. 247 с.
  112. Основы специальной психологии Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / JL В. Кузнецова [и др.] - под ред. J1. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. — 480 с.
  113. Павлова JL Н. Раннее детство: развитие речи и мышления Текст.: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез: ТЦ Сфера, 2003. — 168 с.
  114. Л.Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие Текст.: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез: ТЦ Сфера, 2003.-152 с.
  115. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  116. К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. -М.: Просвещение, 1986. 143 1. с.: ил.
  117. . Избранные психологические труды : Психология интеллекта — Генезис числа у ребёнка — Логика и психология Текст.: пер. с англ. и фр. / вступит. Ст. В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Ме-ждунар. пед. акад., 1994. — 675 с.
  118. Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста Текст. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  119. М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Текст.: в 8 кн.
  120. Кн. 1: Введение в программу Текст. / пер. с англ. Н. Грозной. Изд. 2-е. -М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 64 с.
  121. Кн. 2: Индивидуальная программа ребёнка Текст. / пер. с англ. Н. Грозной. -Изд. 2-е. -М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. 128 с. Кн. 3: Навыки общения [Текст] / пер. с англ. Н. Грозной. — Изд. 2-е. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 112 с.
  122. Кн. 4: Навыки общей моторики Текст. / пер. с англ. Н. Грозной. Изд. 2-е. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 176 с.
  123. Кн. 5: Навыки тонкой моторики Текст. / пер. с англ. Н. Грозной. Изд. 2-е. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 176 с.
  124. Кн. 6: Восприятие речи Текст. / пер. с англ. Н. Грозной. Изд. 2-е. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 112 с.
  125. Принцип системности в психологических исследованиях Текст.: сб. статей / АН СССР, Ин-т психологии — отв. ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — 182 [2] с.
  126. О. Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. // Специальная педагогика. М.: Академия, 2000.-С.31 -32.
  127. О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями : коррекционная работа на первом году жизни Текст.: методическое пособие / О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева. 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 96 с.
  128. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Act: Астрель: Транзиткнига, 2004. — 479 с.
  129. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Текст.: метод, пособие / Е. А. Стребелева [и др.] - под ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Просвещение, 2004.- 164 с. + Прил. (268 с. с ил.).
  130. Развитие и воспитание детей раннего возраста Текст. / под ред. Н. И. Ак-сариной. JI.: Медицина- Ленингр. отд-е, 1965. — 292 с.: ил.
  131. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет Текст. / под ред. проф. Н. М. Щелованова. М.: Просвещение, 1965. — 183 с.: ил.
  132. Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста Текст. 2-е изд.- М.: Школьная Пресса, 2003. 160 с.
  133. Е. И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах Текст. Л.: Медицина. — 1977. — 96 с.
  134. С. Л. Основы общей психологии Текст. СПб.: Питер, 2002.- 720 с.: ил.
  135. В. Н. Некоторые принципиальные проблемы построения общей теории систем Текст. // Системные исследования. М.: Наука, 1971. — С. 35−54.
  136. В. Н. Методологические науки и системный подход Текст. // Системные исследования. М.: Наука, 1977. — С. 94 — 111.
  137. К. А. Детские церебральные параличи Текст. М.: Медицина, 1968.-259 с.
  138. К. А. К вопросу о классификации детского церебрального паралича Текст. // Педиатрия. 1972. — № 2. — С. 57 — 61.
  139. К. А. и др. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст]. М.: Медицина, 1972. — 328 с.
  140. К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах Текст. М.: Медицина, 1976. — 184 с.
  141. К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом Текст.: рук-во для врачей / под ред. Н. М. Маджирова. Ташкент: Медицина, 1979. — 488 с.: ил.
  142. А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста Текст.: учеб. пособие для вузов / А. В. Семенович. М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
  143. Д. Занимательные игры с малышами от года до двух лет Текст.: пер. с англ. М.: ЭКОПРОС — Издат. центр, 1997. — 280 с.
  144. Д. Занимательные игры с малышами от двух до трёх лет Текст.: пер. с англ. М.: ЭКОПРОС — Издат. центр, 1997. — 313 с.
  145. Д. Занимательные игры с малышами от рождения до года Текст.: пер. с англ. М.: ЭКОПРОС — Издат. центр, 1997. — 276 с.
  146. Н. В. Формирование познавательной активности и самостоятельности у детей с церебральным параличом Текст. // Дефектология. -1988,-№ 4.-С. 75 -78.
  147. Системный подход в современной науке: (к 100-летию Людвига фон Берталанфи) Текст. / отв. ред. И. К. Лисеев, В. Н. Садовский. М.: Прогресс-традиция, 2004. — 561 с.: ил.
  148. Словарь по социальной педагогике Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.-368 с.
  149. Е. О., Рошка Г. Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 57 — 63.
  150. И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП Текст. -СПб.: Детство-Пресс, 2003. 160 с.
  151. Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста Текст. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  152. JI. И., Хорош С. М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям Текст.: практическое пособие / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 128 с.
  153. Специальная педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Аксёнова [и др.]- под ред. Н. М. Назаровой. -М.: Академия, 2000. 400 с.
  154. Е. А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно развивающего обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. — 2000. -№ 5 — 2001. -№ 1.
  155. Н. М. Системный подход в изучении лексико-грамматической стороны речи у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью Текст. // Специальное образование. -2006.- № 6.-С. 46−51.
  156. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности (Современные подходы в реабилитации) Текст. / сост. Е. В. Клочкова. -СПб.: Ин-т раннего вмешательства, 2003. 24 с.
  157. К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?» Текст. / пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. М.: Теревинф, 1998. — 160 с.
  158. А. Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / пер. с нем. Т. Е. Браудо [и др.]. -М.: Академия, 2003 136 с.
  159. Н. Р. Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие Текст.: кн. для родителей / под ред. Е. В. Клочкоковой. М.: Теревинф, 2001.-317 с.
  160. Р. Р., Ведэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей. Цели и пути раннего обучения Текст. / пер. с англ. Л. А. Чисто-вич, Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 2003. — 16 с.
  161. Л. Зрение у детей : нормальное и с нарушениями Текст. / пер. с англ. канд. биол. наук Е. В. Бобровой, С. В. Куликовой. СПб.: Петербург-XXI век, 1996.-72 с.
  162. Р. Ю. Имитационное моделирование систем искусство и наука Текст.: пер. с англ. / под ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 1978. — 418 с.: ил.
  163. Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич Текст. СПб.: Дидактика плюс, 2001. — 272 с.
  164. Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004. — 368 с.
  165. Н. Н. Развивающее взаимодействие с детьми раннего возраста // Дефектология. 1991. — № 4. — С. 64 — 68.
  166. В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста Текст.: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / пер. с нем. А. А. Михлина, Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2002. — 240 с.
  167. М. Б., Правдина Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления Текст. — М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 275 с.
  168. М. Б. Особенности развития детей с церебральными параличами и коррекционно-воспитательной работы Текст. // Дефектология. 1965. -№ 3. — С. 18−22.
  169. Д. Б. Детская психология. (Развитие ребёнка от рождения до семи лет) Текст. -М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.: ил.
  170. Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 555 с.
  171. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки Текст. М.: Наука, 1978.-391 с.
  172. В. М. Некоторые особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами Текст. // Дефектология. 1977. -№ 2. — С. 23 — 27.
  173. Bobath К., Bobath В. A treatment of cerebral palsy. Based on the patients motor behaviour. «Brit. J. physical. Med.», 1952.V.15, p. 107 — 117.
  174. Frend S. Die infantile cerebrallhamung. Handbuch d. spez. Pathology und Therapie. Henderson I.I. Cerebral palsy in childhood and adolescence (A medical, psychological and social study). Edinburgh-London, 1961. — 304 p.
  175. Peristein M. A. Cerebral palsy. Chicago, 1961. — 376 p.
Заполнить форму текущей работой