Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования в области педагогики музыкального образования (Т. П. Королева, Е. Д. Критская, А. И. Лагутин, И. П. Манакова, Н. В. Панова, Б. С. Рачина и др.) свидетельствуют о том, что для достижения учебно-воспитательных целей, связанных с решением задач формирования музыкального опыта учащихся, в музыкально-педагогической практике широко применяются различные вспомогательные средства обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методические аспекты использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков. ^
    • 1. 1. Теоретические основы моделирования и исторические предпосылки применения учебных моделей в музыкальном образовании
    • 1. 2. Роль учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков
    • 1. 3. Сущность методики использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков
  • Глава II. Опытно-экспериментальная проверка педагогической целесообразности использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков
    • 2. 1. Организация и результаты поискового (констатирующего) этапа опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Содержание основного (формирующего) этапа опытно-экспериментального исследования
    • 2. 3. Результаты заключительного этапа опытно-экспериментального исследования

Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная практика музыкального образования в массовой школе характеризуется устойчивыми тенденциями поиска новых способов и средств обучения, содействующих интенсификации познавательной деятельности учащихся и обогащению их музыкального опыта.

Знакомство с философской (Д. Беркли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Д. Локк, Д. Юм [198]), музыкально-педагогической (Э. Б. Абдуллин, М. Э. Фейгин, J1. В. Школяр и др. [1, 196, 187]), искусствоведческой литературой (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Г. А. Орлов, А. П. Шаховской и др. [120, 134, 143, 211]) свидетельствует о том, что музыкальный опыт, имея многокомпонентный состав, формируется и обогащается в процессе общения человека с музыкой на протяжении всего его жизненного пути. Начавшись в раннем детстве, этот процесс продолжается и на этапе школьного обучения. Особенно интенсивно формирование музыкального опыта осуществляется у подростков ([10] 11−15 лет), что связано с особенностями психофизиологического развития человека в данный период. Подростковый возраст, по мнению ученых (Г. С. Абрамова, JI. М. Баженова, Р. Берне, С. JL Старобинский, Б. П. Юсов, П. М. Якобсон и др. [3, 17, 20, 181, 225, 227]) — время самоопределения, становления характера, постепенной и активной психологической и физиологической эволюции человека в сторону зрелости. В этот период у подростков активизируется развитие теоретического и формально-логического мышления, что оказывает непосредственное влияние на особенности учебной деятельности учащихся во всех сферах, в том числе и в области музыкального образования.

Именно в это время у ребенка формируются музыкальные предпочтения и интересы, которые постепенно приобретают известную устойчивость, предопределяя направленность ценностных ориентаций учащихся и оказывая непосредственное влияние на особенности их музыкального опыта. Накопленный в подростковом возрасте, этот опыт накладывает отпечаток на формирование идеалов и эталонов красоты, ориентация на которые может определять в дальнейшем субъектность человека — его мотивы, выборы и поступки.

Вместе с тем следует отметить, что процесс накопления музыкального опыта в подростковом возрасте ещё не завершен и находится в стадии становления, что обусловливает необходимость создания специальных условий, поиска путей, средств и методов осуществления учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивали бы решение задач его формирования.

К числу средств, способствующих накоплению и обогащению музыкального опыта можно отнести учебные модели.

Анализ учебно-методической литературы свидетельствует о том, что применение моделей и моделирование в разных областях человеческой деятельности (включая и педагогическую) в XX — начале XXI веков приняло всеобщий характер. Изучению теоретических основ моделирования в педагогической практике посвящены исследования Э. Б. Абдуллина [2], Л. М. Зель-мановой [78], И. И. Ильясова [80], М. В. Кларина [89], И. Я. Лернера [107], А. П. Панфиловой [145], Н. Ю. Русовой [171] и др. В трудах этих ученых модели используются для анализа и прогнозирования различных педагогических явлений, а моделирование рассматривается как ответственный этап проектирования педагогического процесса.

Вместе с тем круг педагогических исследований, посвященных формированию музыкального опыта учащихся подросткового возраста с использованием учебных моделей, сравнительно невелик.

Исследования в области педагогики музыкального образования (Т. П. Королева, Е. Д. Критская, А. И. Лагутин, И. П. Манакова, Н. В. Панова, Б. С. Рачина и др. [98, 187, 102, 117, 144, 167]) свидетельствуют о том, что для достижения учебно-воспитательных целей, связанных с решением задач формирования музыкального опыта учащихся, в музыкально-педагогической практике широко применяются различные вспомогательные средства обучения (схемы, нотные таблицы, ритмические рисунки, графические изображения, упражнения для формирования исполнительской техники и др.), выступающие своеобразными учебными моделями, помогающими ребенку активизировать слуховое восприятие, понять содержание музыки, осмыслить её выразительные средства, проследить и оценить совершающиеся в музыке интонационные процессы.

Однако научному исследованию проблемы моделирования и использования моделей в практике музыкального образования до рубежа ХХ-ХХ1 веков не уделялось должного внимания. Вместе с тем следует отметить, что моделирование в музыкальном образовании имеет глубокие исторические корни и до настоящего времени широко используется в музыкально-педагогической практике. Обращение к учебным моделям обнаруживается в педагогической деятельности ряда отечественных педагогов-музыкантов, которые применяли эти вспомогательные средства для обучения исполнительским приемам, а также в целях облегчения процесса музыкального восприятия и осмысления выразительных средств музыки (Н. Ю. Афонина, Л. А. Баренбойм, Е. В. Назайкинский, В. А. Цуккерман и др. [15, 18, 132, 204]).

На рубеже ХХ-ХХ1 веков активизировалось теоретическое осмысление процесса моделирования в музыкальном образовании. Интерес в данном контексте представляют учебно-методические и научные работы педагога-музыканта А. И. Исенко, посвященные исследованию музыкального моделирования в фортепианном обучении. Изучение моделирования как метода научного познания, анализ эволюции вспомогательных средств фортепианного обучения и процесса композиторского творчества в аспекте моделирования позволили автору этих трудов определить контуры музыкального моделирования как нового метода системной организации и оптимизации начального обучения игре на фортепиано.

Исследованию проблемы моделирования в музыкальном образовании посвящены работы Л. Н. Комиссаровой, выявляющей роль моделей в формировании музыкального восприятия у дошкольников. Опираясь на установленную в ряде психологических трудов (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер) возможность применения метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста, педагог-музыкант разработал систему моделей музыкальной речи, помогающих ребенку понимать смысл средств музыкальной выразительности [97, с. 101−102].

Фрагментарно метод моделирования в аспекте психолого-педагогических проблем музыкального образования исследован в трудах Т. А. Ба-рышевой [19], В. И. Петрушина [149] и др.

Отдавая должное вкладу педагогов, ученых в исследование проблемы использования моделей и моделирования в музыкальном образовании, следует вместе с тем обратить внимание на то, что до сих пор вне поля зрения специалистов остается ряд основополагающих вопросов. К их числу в первую очередь относятся следующие: в чём выражается сущность учебных моделей как средств интенсификации познавательной деятельности учащихся подросткового возрастакакие учебные модели являются наиболее целесообразными и эффективными с точки зрения накопления музыкального опыта у подростковв чем специфика и каковы технологии использования учебных моделей в музыкально-образовательном процессе. Представляется, что получение ответов на эти вопросы, имеющие по своей сущности не только методический, но и методологический характер, будет способствовать разработке теоретических и методических основ использования учебных моделей в музыкальном образовании с целью формирования музыкального опыта учащихся.

Таким образом, существующее противоречие между объективными потребностями теории и практики музыкального образования в осмыслении роли учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся — с одной стороны, и недостаточной разработанностью информационного обеспечения данного процесса на современном этапе развития музыкального образования — с другой позволило сформулировать проблему данного исследования, заключающуюся в выявлении возможностей учебных моделей как средств формирования музыкального опыта школьников.

В исследовании данной проблемы внимание было сосредоточено на подростковом возрасте учащихся как важном периоде в становлении личностных качеств человека в процессе его общения с музыкой.

Все изложенное явилось основанием для выбора темы исследования: «Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков».

Цель исследования состоит в научном обосновании роли учебных моделей в практике общего и дополнительного музыкального образования и разработке на этой основе комплекса теоретико-методических рекомендаций, способствующих оптимизации процесса формирования музыкального опыта учащихся подросткового возраста.

Объект исследования — процесс формирования музыкального опыта учащихся-подростков в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования — учебные модели как средства формирования музыкального опыта учащихся-подростков в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Гипотеза исследования — применение учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков будет эффективным, если:

• методика использования учебных моделей в музыкально-образовательном процессе разработана с учетом структуры музыкального опыта учащихся-подростков;

• применение учебных моделей в образовательном процессе основано на взаимодействии зрительной и слуховой наглядности с собственно музыкальной деятельностью детей — художественной по содержанию и теоретической по уровню мышления;

• в музыкально-образовательном процессе будут учитываться особенности подросткового возраста, а именно: способность к абстрактнологическому мышлению, стремление самостоятельно мыслить, потребность в активной исполнительской деятельности;

• взаимодействие субъектов образовательного процесса основано на принципе сотрудничества, который содействует полноценному развитию учащихся-подростков и является контекстом развивающего обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить специфику учебных моделей как средств интенсификации познавательной деятельности учащихся-подростков.

3. Определить психолого-педагогические условия и границы целесообразности использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков.

4. Разработать методику использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков, экспериментально проверить эффективность её применения в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Методологической основой исследования явились:

— теории моделирования, раскрывающие сущность понятия «модель» (А. Д. Арманд, М. Вартофский, Г. Клаус, А. Н. Кочергин, Я. Г. Неуймин, Е. В. Никитин, Г. А. Орлов, А. В. Славин, А. И. Уемов, А. П. Шаховской, В. А. Штоф и др.) и специфику моделирования в музыкально-образовательном процессе (А. И. Исенко, Т. П. Королева и др.);

— психолого-педагогические концепции развития человека как субъекта деятельности (Б. Г. Ананьев, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Л. Готсдинер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Суслова, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.);

— труды по теории и методике преподавания музыкальных дисциплин, раскрывающие специфику музыкального образования в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова, Б. С. Рачина, Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин и др.);

— концепции музыкального образования и преподавания искусства, выявляющие сущность художественной деятельности как процесса общения с духовными ценностями (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушев-ский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов, В. Н. Шацкая и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: 1) теоретические (анализ исследуемой проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы) — 2) методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение передового педагогического опыта и др.) — 3) методы статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования:

• конкретизированы сущностные характеристики учебных моделей как средств интенсификации музыкально-познавательной деятельности учащихся-подростков;

• педагогически обосновано значение учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков;

• разработана методика использования учебных моделей в процессе формирования музыкального опыта учащихся подросткового возраста и обоснована эффективность ее применения в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования:

• обогащен понятийно-терминологический аппарат педагогической науки: уточнены понятия «учебная модель» и «музыкальный опыт», что позволяет использовать их в качестве исходных теоретических положений в музыкально-образовательном процессеи.

• представлены и охарактеризованы разновидности учебных моделей, способствующие формированию музыкального опыта школьников подросткового возраста;

• раскрыта сложносоставная структура музыкального опыта учащихся-подростков;

• обоснована эффективность использования учебных моделей в процессе формирования музыкального опыта учащихся подросткового возраста;

• выявлены психолого-педагогические условия, предложены принципы и определены границы целесообразности использования учебных моделей в формировании музыкального опыта школьников-подростков. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практике преподавания музыкальных дисциплин в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Предложенные методические рекомендации по использованию учебных моделей в музыкально-образовательной практике могут быть востребованы педагогами общеобразовательных школ, школ искусств, музыкальных школ с целью формирования музыкального опыта учащихся-подростков.

Разработанная и апробированная в процессе исследования методика использования учебных моделей в формировании музыкального опыта подростков способствует совершенствованию образовательной практики с применением наглядно-зрительных и эмоционально-образных средств обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачамиспользованием широкого круга научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положенийприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследованияоптимальным сочетанием теоретического, эмпирического и экспериментального аспектов исследованиявнедрением в практику и апробацией полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебные модели в системе общего и дополнительного музыкального образования рассматриваются как наглядно-зрительные и эмоционально-образные ориентиры, регулирующие и направляющие процесс осмысления музыкального искусства и освоение различных видов музыкальной деятельности в единстве рационально-логического и художественного мышления. С помощью учебных моделей у учащегося-подростка формируются основные компоненты его музыкального опыта: интонационно-слуховой, когнитивный, деятельностный.

2. Эффективность использования учебных моделей в формировании музыкального опыта подростков определяется психолого-педагогическими условиями, адекватными возрастным особенностям учащихся подросткового возраста и отвечающими эстетической сущности музыкального искусства, что предполагает:

— осмысление специфики музыкального опыта подростков и назначения учебных моделей в его формировании;

— организацию изучения музыки подростками как художественной деятельности по содержанию и теоретической — по уровню мышления;

— комплексный подход к применению учебных моделей, основанный на взаимодействии зрительной и слуховой наглядности с собственно музыкальной деятельностью учащихся.

3. Применение учебных моделей в системе массового и дополнительного музыкального образования при благоприятных психолого-педагогических условиях способствует развитию творческого потенциала подростков, формированию их положительной мотивации в общении с музыкой и другими видами искусства.

4. Педагогическая целесообразность методики использования учебных моделей в формировании музыкального опыта подростков обусловлена её соответствием специфике художественной деятельности и особенностям музыки как вида искусства.

Экспериментальная база и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в период с 2005 по 2009 годы и включало три этапа. На первом поисковом (констатирующем) этапе опытно-экспериментальной работы (2005;2006 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература, анализировалось и оценивалось современное состояние исследуемой проблемы, разрабатывался научный аппарат исследования, проводился констатирующий эксперимент на базе общеобразовательной школы № 2 г. Глазова и детской хоровой школы искусств г. Воткинска Удмуртской Республики.

На втором основном (формирующем) этапе опытно-экспериментальной работы (2006;2007 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков.

На третьем (заключительном) этапе (2008;2009 гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, разрабатывался комплекс теоретико-методических рекомендаций для педагогов-музыкантов, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) на заседаниях лаборатории эстетики и психологии творчества при Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко и заседании кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герценаб) на региональных, Всесоюзных и международных научно-практических конференциях (2004, 2005, 2006, 2008 гг.) — в) в публикации исследовательских материалов в городах Глазов, Красноярск, Пенза, Москва, Санкт-Петербургг) в ходе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе № 2 г. Глазова и детской хоровой школы искусств г. Воткинска Удмуртской Республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенное исследование позволило конкретизировать сущностные характеристики учебных моделей как наглядно-зрительных и эмоционально-образных средств, регулирующих и направляющих процесс осмысления музыкального искусства, помогающих подросткам осваивать различные виды музыкальной деятельности в единстве рационально-логического и художественного мышления.

2. Анализ теоретико-методических основ исследования проблемы использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков показал, что предпосылки для применения учебных моделей в практике музыкального образования были заложены в глубокой древности и получили дальнейшее развитие в последующие исторические эпохи. Экскурс в историю позволил выявить многообразие подходов к трактовке учебных моделей, которые рассматривались в различные исторические периоды как важные средства познания музыки.

3. В процессе исследования были уточнены понятия «учебная модель» и «музыкальный опыт», что позволило определить границы целесообразности применения учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков. Для решения задач исследования была разработана модель структуры музыкального опыта и с учетом возрастных особенностей учащихся-подростков охарактеризованы ее основные компоненты: ценност-но-ориентационный, мотивационный, интонационно-слуховой, когнитивный и деятельностный.

4. Проведенное исследование показало, что эффективность методики использования учебных моделей в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков обусловлена рядом факторов. Взаимодействие зрительной и слуховой наглядности с собственно музыкальной деятельностью детей создает предпосылки для комплексного применения учебных моделей в практике музыкального образования. Учет специфики художественной деятельности и природы музыки как интонационно-временного искусства позволяет осваивать язык и содержание музыки адекватными ей средствами. Взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе принципов сотрудничества и развивающего обучения помогает активизировать мышление и творческий потенциал учащихся.

5. Комплекс рекомендаций для педагогов, разработанных на основе проведенного исследования, содержит ряд теоретико-методических положений, раскрывающих особенности использования учебных моделей в музыкально-образовательной практике:

— последовательность действий ученика «слышу-вижу-думаю-чувствую-действую», отвечая специфике художественной деятельности, является основополагающей в представленной методике;

— методическая грамотность педагога, проявляющаяся в понимании функций и выборе учебных моделей в соответствии с поставленными учебно-воспитательными целями и задачами, дальнейшем их применении в музыкально-образовательном процессе и осмыслении своих действий по применению моделей и результатов их использования;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся — важнейшее психолого-педагогическое условие, обеспечивающее успешность применения учебных моделей в обогащении музыкального опыта детей;

— использование заданий с постепенным усложнением их содержания, что в значительной степени отражается на функциях учебных моделей, предполагаемых в содержании заданий (от иллюстративной и репродуктивной — к познавательной и развивающей);

— применение учебных моделей в практике музыкального образования способствует активизации познавательной деятельности учащихся, возбуждает интерес к процессу творчества (способность школьников понимать назначение и содержание учебной модели).

Оптимизация учебного процесса в соответствии с разработанными методическими рекомендациями достигается благодаря организации изучения.

141 музыки подростками как художественной деятельности по содержанию и теоретической — по уровню мышления.

6. В ходе исследования была осуществлена опытно-экспериментальная проверка педагогической целесообразности использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков. По результатам соответствующих подсчетов были установлены статистические значимые различия в степени сформированности компонентов музыкального опыта школьников пятых и шестых классов.

Результаты статистической обработки экспериментального материала позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтверждена.

7. Проведенное научное исследование создает предпосылки для дальнейшего анализа заявленной проблемы. Представляется, что в числе вопросов, требующих рассмотрения в рамках сформулированной проблематики, могут быть следующие: совершенствование средств и способов освоения музыкального искусства на основе современных образовательных технологийанализ значимости гуманитарных технологий в освоении языка и содержания музыкиразработка классификации учебных моделей с учетом дидактических целей музыкального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Методика музыкального образования: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева — под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. — 336 с.
  2. , Э. Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Прометей, 2003. — 224 с.
  3. , Г. С. Возрастная психология : учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Акад. проект, 2001. — 704 с.
  4. , Н. Р. Специфика и принципы графического моделирования философского знания / Н. Р. Аксенов. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. — 250 с.
  5. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дошк. воспитания — отв. ред. Н. Н. Поддъя-ков. М.: АПН СССР, 1985. — 84 с.
  6. , Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  7. , Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков : автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Алиев Юлий Мамед Багирович — АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания. М., 1987. — 32 с.
  8. , Н. М. Алгоритмы разума / Н. М. Амосов. Киев: Навукова думка, 1968. — 86 с.
  9. , Н. М. Моделирование мышления и психики / Н. М. Амосов. Киев: Навукова думка, 1965. — 303 с.
  10. , Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2001. 279 с.
  11. Античные мыслители об искусстве: сб. высказываний древнегреч. философов и писателей об искусстве / сост. В. Ф. Асмус. М.: Изогиз, 1937. — 279 с.
  12. , А. Д. Модели и информация в физической географии/ А. Д. Арманд. М.: Знание, 1971. — 31 с.
  13. , Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. / Б. В. Асафьев — ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. — Изд. 2-е. -Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1971. 376 с.
  14. Ассоциативная психология: сб. / предисл. и коммент. А. А. Карелина. М.: АСТ, 1998. — 543 с. — Содерж.: Основания психологии / Г. Спенсер. Физиологическая психология в 14 лекциях / Т. Циген.
  15. , Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений. Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов вокального факультета / Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон, 1997. — 46 с.
  16. , В. К. Теория права и государства в схемах и определениях / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. М.: Юристь, 1998. — 251 с.
  17. , Л. М. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Баженова Лариса Михайловна — НИИ худ. воспитания АПН СССР. М., 1982. -17 с.
  18. , Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. -М.: Классика-ХХ1, 2007. 192 с.
  19. , Т. А. Диагностика эстетического развития личности: учеб.-метод. пособие / Т. А. Барышева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.- 140 с.
  20. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Роберт Берне- общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  21. Большая психологическая энциклопедия: более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. Самое полное современное изд. — М.: Эскмо, 2007. — 544 с.
  22. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Прохоров. -3-е изд. М.: Большая Рос. энцикл., 2000. — 848 с.
  23. , Е. В. Формирование нравственного сознания старшего школьника : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Бондаревская Евгения Васильевна — ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1980. — 39 с.
  24. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт систем, исследования муз. искусства: монография / Морис Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. — 647 с.
  25. , Н. В. Диалектика педагогического исследования : ло-гико-методол. проблемы / Н. В. Бордовская — Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 2001. — 511 с.
  26. , Т. А. Осенняя гамма: Методические рекомендации к экспериментальной программе «Искусство» (1 класс) / Т. А. Боровик. М.: 2000. — 166 с.
  27. , М. В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV—XVIII вв.еков / М. В. Бражников. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1972.-423 с.
  28. , А. А. Моделирование психики / А. А. Братко. М.: Наука, 1969. — 174 с.
  29. , Д. С. Психология познания : за пределами непосредств. информации / Дж. Брунер — пер. с англ. К. И. Бабицкого — предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  30. , Э. М. Ассоциативный метод в преподавании музыки : (на материале фортепиан. обучения будущих учителей музыки): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Бурвина Элла Моисеевна — Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1990. — 16 с.
  31. , И. Л. Дети рисуют музыку / И. Л. Ванечкина, И. А. Трофимова. Казань: ФЭН, 2000. — 120 с.
  32. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ. / Маркс Вартофский — общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.: ил.
  33. , В. П. Предметный метод обучения // Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров — АПН СССР. М., 1987. — С. 269−323.
  34. , Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер — под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. — 144 е., 16. л. ил.
  35. , В. А. Теория подобия и моделирования / А. В. Веников. -М.: Высшая школа, 1976. 480 с.
  36. , Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлуги-на. М.: Просвещение, 1967. — 413 с.
  37. , А. И. Пути и средства развивающего обучения русскому языку // Совершенствование методов обучения русскому языку: пособие для учителей / сост. А. Ю. Купалова. М., 1981. — С. 125−136.
  38. Вопросы психологии личности школьника: сб. ст. / под ред. Л. И. Божович и Л. А. Благонадежиной. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-407 с.
  39. , О. В. Использование учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 25 (58):. Научный журнал. СПб., 2008. — С. 358−361.
  40. B. Г. Короленко — отв. ред. А. П. Шаховской. Глазов, 2006. — С. 26−35.
  41. C. С. Зорин. Глазов, 2004. — С. 51−56.
  42. B. П. Астафьева — отв. ред. Е. Н. Юши-пицина. Красноярск, 2006. — Т. 2.1. C. 103−105.
  43. , О. В. Роль ассоциаций в системе музыкально-эстетического воспитания учащихся // Психология и педагогика современного образования в России: междунар. науч.-практ. конф., апр. 2006 г.: сб. ст. /
  44. Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского и др. — под ред. В. В. Сохранова, Л. М. Дубового. Пенза, 2006. — С. 324−326.
  45. , В. М. Основания физиологической психологии / соч. Вильгельма Вундта — пер. и доп. по новейшим исслед. Виктор Кандинский. -М.: Н. А. Абрикосов, 1880. [2], VI, 1038 с.
  46. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 93 с.
  47. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский — пре-дисл. А. Н. Леонтьева — коммент. Л. С. Выготского, Вяч. В. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  48. , Л. С. Развитие высших психических функций : из не-опубл. тр. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  49. , Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. — 367 с.
  50. , Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов / Р. В. Габдреев. Казань.: Казан, ун-т, 1983. — 109 с.
  51. , Н. М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Гарипова Наталья Михайловна- Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1990. — 23 с.
  52. , Ю. А. Гомоморфизмы и модели / Ю. А. Гастев. -М.: Наука, 1975. 150 с.
  53. , Ю. Б. Курс развития творческого мышления : (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): первый год обучения (для детей 6−10 лет) / Ю. Б. Гатанов. СПб.: Иматон, 1996. — 64 с.
  54. , Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т.: перевод. / Г. В. Ф. Гегель — [под ред. М. Лифшица]. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — XVI, 312 с.
  55. , Е. В. Античная музыкальная педагогика : учеб. пособие / Е. В. Герцман. СПб.: ИГУП, 1996. — 96 с.
  56. , Е. В. Античное музыкальное мышление: исследование /Е. В. Герцман. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1986. — 224 с.
  57. , Е. Ю. Музыка в четвертом измерении // Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников / Е. Ю. Глазырина. М.: Искусство в школе, 2001. — 372 с.
  58. , А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. М.: Academia, 2005. — 317 с.
  59. , Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. М.: Высш. шк., 1987. — 104с.
  60. , А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. М.: NB Магистр, 1993. — 190 с.
  61. , Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (V-VI классы): пособие для учителей пения восьмилет. шк. / Н. Л. Гродзенская. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 94 с.: нот.
  62. , В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт, теорет. и эксперим. психол. исслед. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  63. , Е. В. и Запорожец, С. Ф. Музыкальная грамота / Е. В. Давыдова, С. Ф. Запорожец. М.: Музгиз, 1956. — 64 с.
  64. Декер-Фойгт, Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003. — 208 с.
  65. , А. В. Музыкальный язык: структура и функции / А. В. Денисов. СПб.: Наука, 2003. — 207 с.
  66. , Н. П. Идеа грамматики мусикийской / Н. Дилецкий — публ., пер., исслед. и коммент. Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1979. -639 с. — (Памятники русского музыкального искусства — вып. 7).
  67. , Л. Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте //Вопросы психологии и личности школьника / АПН РСФСР — под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1961. — С. 94 119.
  68. Жак-Далькроз, Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Э. Жак-Далькроз. М.: Классика-ХХ1, 2008. -247 с.
  69. , В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2006. 176 с.
  70. , Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. М.: Учпедгиз, 1960. — 311 с.
  71. , А. В. Избранные педагогические труды / А. В. Запорожец. М.: Новая шк., 1996. — 431 с.
  72. , Л. Н. Введение в структурную лингвистику / Л. Н. За-сорина. М.: Высш. шк., 1974. — 319 с.
  73. , Л. М. Наглядность в преподавании русского языка / Л. М. Зельманова. М.: Просвещение, 1984. — 158 с.
  74. , В. П. Психологические основы педагогики : (психологопед. основы построения развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова): учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко. — М.: Гарда-рики, 2002.-431 с.
  75. , И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине : пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Логос, 1994. — 208 с.
  76. , И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1986. — 200 с.
  77. , А. И. Музыкальное моделирование как метод комплексного развития музыканта //Процессы музыкального творчества. М., 2000. -С. 208−223. — (Сборник трудов / Рос. акад. музыки им. Гнесиных).
  78. , А. И. Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Исенко Алексей Иванович — Моск. пед. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1996. — 22 с.
  79. Исследование проблем творчества: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. «Достижение науки и практики в деятельности образовательных учреждений» / Глазов, гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко — ред.-сост. А. П. Шаховской. — Глазов, 2002. — 108 с.
  80. , Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. М.: Сов. композитор, 1977. — 254 с.
  81. , Д. Б. Про трех китов и про многое другое : книжка о музыке: для сред, и ст. возраста. / Д. Б. Кабалевский. М.: Дет. лит., 1972. — 224 с.
  82. Калмыкова, 3. И. Психологические принципы развивающего обучения / 3. И. Калмыкова. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  83. Э. В. Моделирование в общественных науках: Филос. -методол. пробл. М.: Высш. шк., 1986. — 101 с.
  84. , М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубеж. опыта / М. В. Кларин. -Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.
  85. , Г. Введение в формальную логику / Г. Клаус — пер. с нем. и предисл. А. А. Ветрова. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 507 с.
  86. , А. А. Музыкально-эстетическое воспитание: дифференцированный подход / Под ред. Н. Н. Яковлевой. Мн.: УП «Техно-принт», 2002. — 408 с.
  87. , Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: МарТ, 2005. — 448 с.
  88. , Н. И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа: учеб. пособие / Н. И. Козлов. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. — 20 с.
  89. , И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская — под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 288 с.
  90. , Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский — [под ред. А. А. Пискунова и др.]. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.- Т. 2. — 576 с.
  91. , Т. П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. Минск: Технопринт, 2003. -215 с.
  92. , Н. П. Увидеть в нотном тексте.: О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они) / Н. П. Корыхалова. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2008. — 256 с.
  93. , А. Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин. М.: Политиздат, 1969. — 224 с.
  94. , Ю. А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. — 231 с.
  95. , Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда — под общ. ред. и со вступ. ст. Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
  96. , Е. А. Готовясь работать с подростками. М.: ТОО, 1993. -151с.
  97. , А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. -М. :МГУ, 1971.-40 с.
  98. , И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 730 / Лернер Исаак Яковлевич — НИИ общ. педагогики АПН СССР. М., 1971. — 38 с.
  99. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  100. , Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман. -М.: Классика-ХХ1, 2007. 145 с.
  101. , Д. О. Музыка и математика / Д. Лившиц. Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 79 с.
  102. , Д. Опыт о человеческом разуме. Пер. и предисл. А. Н. Славина. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1898. 736 с.
  103. Ш. Лотман, Ю. М., Успенский, Б. А. Условность в искусстве // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. — С. 287−288.
  104. , А. А. Очерки психического развития ребенка : (ранний и дошк. возраст) / A.A. Люблинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -546 с.
  105. ПЗ.Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений: элементы музыки и методика анализа малых форм: учеб. спец. курса для муз. вузов / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. — [Ч. 1. — 752 с.
  106. , А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование : пробл. Худож. Интонирования на фортепиано и анализ их разраб. в ме-тод.-теорет. лит. XVI—XX вв.: очерки / А. В. Малинковская. М.: Музыка, 1990. — 189 с.
  107. , С. М. Семантика музыкального знака: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02. / Мальцев Сергей Михайлович — Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1980. — 23 с.
  108. , И. П. Дети. Мир звуков. Музыка / И. П. Манакова, Н. Г. Салмина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 255 с.
  109. , В. И. Игра, пение и молитва в истории русской богослу-жебнопевческой системы / В. И. Мартынов. М.: Филология, 1997. — 207 с.
  110. , М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  111. , В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы : автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02. / Медушев-ский Вячеслав Вячеславович — Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.-М., 1983.-46 с.
  112. , В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  113. , Е. И. Основы композиции : учеб. пособие для сред, и высш. муз. учеб. заведений. / Е. И. Месснер. М.: Музыка, 1968. — 503 с.
  114. Мир музыки и дети: тез. 1-й межрегион, науч.- практ. конф. по проблемам инновационных методов в общ. и спец. образовании. Омск: АДМЭВ, 1999. — 89 с.
  115. , С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б. Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. — М.: Музыка, 1977. — С. 75−85.
  116. , К. Е. Математические модели в кибернетике / К. Е. Морозов. М.: Знание, 1968. — 48 с. с черт.
  117. , Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: сб. ст.: переводы. / сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М., 1983. — С. 3789.
  118. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. — 672 с.
  119. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1973 — 1982.
  120. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. — 574 с.
  121. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  122. , Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. На-зайкинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  123. , Е. В. Настройка и настроение в музыке //Воспитание музыкального слуха / Моск. консерватория им. П. И. Чайковского, каф. теории музыки — сост. А. П. Агажанов. М., 1985. — Вып. 2. — С. 6−40.
  124. , Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  125. , Т. И. Музыка : 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. 8-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007. -191 с.
  126. Научно-методическое обеспечение учебного процесса: сб. науч.-метод. ст. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина — под ред. В. А. Сла-стенина. М.: Прометей, 1989. — 46 с.
  127. , Б. М. Культура искусство — образование : цикл бесед / Б. М. Неменский — Моск. центр худож. культуры и образования. — М.: Центр «ХКО», 1993. — 79 с.
  128. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. — 4-е изд. М.: Музыка, 1982. — 300 с.
  129. , Я. Г. Модели в науке и технике : история, теория, практика / Я. Г. Неуймин — под ред. Н. С. Соломенко. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. — 189 с.
  130. , Е. В. Методология имитационного моделирования в медико-биологических приложениях / В. Н. Крутько, Е. В. Никитин, А. С. Сар-кисов — ВНИИ систем, исслед. Препр. — М.: ВНИИСИ, 1991. — 61 с.
  131. , Д. А. Память и научение : пер. с англ. / Доналд Норман. -М.: Мир, 1985. 159 с.
  132. , В. Б. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире»: учеб. пособие для слушателей ФПК / В. Б. Носина — Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, Фак. повышения квалификации. М.: ГМПИ, 1991. — 54 с.
  133. , Г. А. Древо музыки / Генрих Орлов. СПб.: Сов. композитор — Вашингтон: Flager, 1992. — 408 с.
  134. , Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки: учеб. пособие для учащихся муз. шк. / Н. В. Панова. М.: Престо, 2005. — 101 с.
  135. , А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова — под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. — 368 с.
  136. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И. Б. Котова, С. А. Смирнов, Е. В. Шиянов и др. — под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Academia, 2001.-510 с.
  137. Педагогика: учеб. пособие для фак. педагогики и методики нач. обучения пед. ин-тов / В. А. Сластенин, Т. В. Воликова, А. А. Люблинская и др. — под ред. С. П. Баранова [и др.]. М.: Просвещение, 1976. — 352 с.
  138. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: Сфера, 2005. — 125 с.
  139. , В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М.: Пассим, 1994. — 304 с.
  140. , М. Моделирование сигналов и систем / М. Пешель- пер. с нем. под ред. Я. И. Хургина. М.: Мир, 1981. — 300 с.
  141. , А. А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. 1989. -№ 1.-С. 6−11.
  142. , Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс — пер. с англ. В. В. Кирю-щенко, М. В. Колопотина. СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с.
  143. , Ю. M. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Плотинский. -М.: Логос, 1998. 279 с.
  144. , Э. И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Плотица Эллина Ивановна — Рос. акад. образования. М., 1994. — 17 с.
  145. В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.: ноты.
  146. Практическая логика: Учеб. пособие / А. А. Ивин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
  147. Программы средней общеобразовательной школы школы: Музыка, 1 3-й кл. трехлетней начальной шк. / Науч. рук. Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  148. Программа средней общеобразовательной школы: Музыка, 4−7 кл. / Науч. рук. Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1988. — 201 с.
  149. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  150. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. — под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  151. , О. П. Музыкальное развитие детей : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Дошк. педагогика и психология»: в 2 ч. / О. П. Радынова. М.: ВЛАДОС, 1997. — 276 с.
  152. , В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Раж-ников. М.: Классика-ХХ1, 2004. — 140 с.
  153. , В. Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников. М.: Знание, 1980. — 94 с.
  154. , С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства / С. X. Раппопорт. М.: Советский художник, 1978. — 237 с.
  155. , Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе : учеб. пособие / Б. С. Рачина. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2007. — 544 с.: ноты.
  156. , М. И. Основы музыкального анализа : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. И. Ройтерштейн. М.: ВЛАДОС, 2001.-112 с.
  157. , Н. Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования: монография / Н. Ю. Русова. Н. Новгород: Нижегор. гос. пед. унт, 2002. — 219 с.
  158. , Н. Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала : (на примере образоват. области «Филология»): автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Русова Наталья Юрьевна — РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2000. — 41 с.
  159. , Н. Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала : (на примере образоват. области «Филология»): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Русова Наталья Юрьевна. Н. Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2000. — 438 с.
  160. , С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М. — Л.: Музыка, 1964. — 87 с.
  161. , Б. В. Мультимедийная культура общества: потребность в эстетической информации и художественная коммуникация // Асновы мас-тацтва. 2002. — № 2. — С. 47−55.
  162. , А. В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. М.: Политиздат, 1971. — 271 с.
  163. , М. А. Эмоциональный мир музыки /М.А.Смирнов. -М.: Музыка, 1990. 320 с.: ноты.
  164. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1984. — 1600 с.
  165. Софронова, JL А. Поэтика славянского театра XVII—XVIII вв. / Л. А. Софронова. М.: Наука, 1981. — 262 с.
  166. , А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. М.: Музыка, 1965. — 134 с.
  167. Социологический энциклопедический словарь / ред. координатор Г. В. Осипов. — М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  168. , К. С. Беседы К. С. Станиславского / Запись К. Е. Антаровой. М.: Сов. Россия, 1990. — 80 [2] с.
  169. , Н. В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: 19.00.07/ Суслова Нелли Вячеславовна — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1997.-31 с.
  170. , К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. М.: Педагогика, 1988. — 175 с.
  171. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / НИИ общ. педагогики АПН СССР- под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1989. 320с.
  172. , Б. M. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теп-лов. М. — Л.: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  173. , Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования : учеб. пособие: в 2 ч. / Н. А. Терентьева — РГПУ им. А. И. Герцена, Учеб.-метод. об-ние по общ. пробл. пед. образования. СПб.: Образование, 1994. — 67 с.
  174. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов сред, и высш. учеб. заведений/ Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. — 330 с.: ил.
  175. , М. А. Фреймовая модель в рамках ситуационной семантики // Молодежь и наука XXI века: по материалам VII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2006. — С. 199−201.
  176. , Т. Э. Уроки музыки: система обучения К. Орфа/ Т. Э. Тютюнникова. M.: АСТ, 2001. — 96 с.
  177. , В. С. О природе образа. (Психич. отражение в свете идей кибернетики). М.: Высш. школа, 1963. 123 с.
  178. , А. И. Логические основы метода моделирования / А. И. Уе-мов. -М.: Мысль, 1971. 311 с.
  179. , А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  180. , Д. Н. Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ускова Дарья Николаевна — Перм. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. — 22 с.
  181. , Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. 2-е изд., доп. — М.: Сов. композитор, 1971. — 623 с.
  182. , К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М.: Учпедгиз, 1954. — Т. 1. — 635 с. — Т. 2. — 732 с.
  183. , М. Э. Музыкальный опыт учащихся // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1971. — № 3. — С. 3−39.
  184. Философия: учеб. пособие в структурно-логических схемах / Моск. юрид. ин-т МВД России- под ред. Д. И. Грядового. М.: Щит-м, 1997. -99 с.
  185. Философский энциклопедический словарь/гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. — 839 с.
  186. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
  187. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: сб. ст. / под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 135 с.
  188. , Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  189. , Л. М. Психология детей и подростков : справ, для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.-479 с.
  190. , Н. А. Категория «музыкально-языковая способность» в аспекте педагогических задач // Музыкальное искусство и музыкальное образование: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т — отв. ред. В. И. Адищев. Пермь, 2003. — С. 55−68.
  191. , В. А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке / В. А. Цуккерман. М.: Музгиз, 1957. — 497 с.
  192. , Г. А. Психология саморазвития : задача для подростков и их педагогов: пособие для учителей / Г. А. Цукерман. М.: Интерпракс, 1994. — 156 с.
  193. , Г. М. Обучение игре на фортепиано : учеб. пособие для пед. ин-тов. / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  194. , Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Цыпин Геннадий Моисеевич — Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1978. — 28 с.
  195. , Г. М. Психология музыкально деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся / Г. М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994.-384 с.
  196. , Е. В. Свет далекой истины // Сов. музыка. 1991. -№ 12. — С. 12−23.
  197. , А. П. Ассоциации в системе музыкально-образного мышления // Исследование проблем творчества: сб. ст. / Глазов, гос. пед. инт им. В. Г. Короленко — ред.-сост. А. П. Шаховской. Глазов, 2000. — С. 1720.
  198. , А. П. Музыкальный опыт как фактор музыкально-эстетического воспитания // Мир музыки и дети: тез. 1-й межрегион, науч.-практ. конф. по проблемам инновационных методов в общ. и спец. образовании. Омск, 1999. — С. 11−12.
  199. , А. П. Формирование квантовых моделей композиторского мышления : учеб. пособие / А. П. Шаховской. Глазов: Глазов, гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко, 1999. — 28 с.
  200. , В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  201. , П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника / П. А. Шеварев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
  202. , Б. С. Популярный очерк истории музыки до XIX века / Б. С. Штейнпресс. М.: Красный пролетарий, 1963. — 447 с.
  203. , В. А. Гносеологические функции модели // Вопр. философии. 1961. — № 12. — С. 53−65.
  204. , В. А. О роли моделей в познании / В. А. Штофф. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. — 65 с.
  205. , В. А. Роль моделей в познании / В. А. Штофф. JI.: ЛГУ, 1963. — 120 с.
  206. , О. В. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. В. Шульпяков. Л.: Музыка, 1986. — 128 с.
  207. , Р. О музыке и музыкантах : собр. ст.: в 2 т.: пер. с нем. / [сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент. и указ. Д. В. Житомирского]. М.: Музыка, 1975. — 407 с.
  208. Экспериментальная психология: сб. ст.: пер. с фр. /ред.-сост. Поль Фресс, Жан Пиаже — предисл. и общ. ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1975. — Вып. 5. — 282 с.
  209. , Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин — под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуно-вой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  210. , Л. С. Моделирование / Л. С. Эйгенсон. М.: Сов. наука, 1952. — 372 с.
  211. , В. С. Одаренность: дар или испытание / В. С. Юркевич, Э. В. Чудновский. М.: Знание, 1990. — 77 с.
  212. , Б. П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Юсов Борис Петрович — НИИ общ. проблем воспитания АПН СССР. М., 1980. — 32 с.
  213. Языки науки языки искусства / общ. ред. 3. Е. Журавлевой, В. А. Копцина, Г. Ю. Ризниченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 400с.
  214. , П. М. Эмоциональная жизнь школьника : (психол. очерк) / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
  215. Rosenblueth, A. The role of models in science / Arturo Rosenblueth and Norbert Wiener // Philosophy of Science. 1945. — Vol. 12, N 4. — P. 316−321.
  216. Schakhovskoy, A. Development of musical figurative thinking of young composers: basic principles // The 14 th ISME Research Seminar. Nagoya, Japan, 1992. — P. 299−305.164
Заполнить форму текущей работой