Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость активизации познавательной деятельности будущих специалистов неязыкового профиля обусловлена рядом причин: потребностью общества в специалисте со сформированной профессиональной коммуникативной иноязычной компетенцией при ограниченных возможностях практики преподавания иностранного языка в неязыковом вузепотребностью во всесторонне подготовленном специалисте, способном… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
    • 1. 1. Проблема развития личности в системе вузовского образования как философская категория
    • 1. 2. Концептуальные основы формирования и развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 3. Индивидуальные особенности студентов как фактор и условие развития их познавательной активности в процессе изучения иностранного языка
  • Выводы по главе I
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 2. 1. Модель формирования и развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 2. Содержание формирующего эксперимента
    • 2. 3. Технология формирования познавательной активности студентов
  • Выводы по главе II

Формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования вызвана необходимостью интеграции знаний мирового сообщества для объединения усилий в развитии науки, новых технологий, в борьбе за выживание человечества, что требует развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка для формирования навыков самовоспитания, самоконтроля, самосовершенствования, способствующих преодолению коммуникативных барьеров:

В век прогресса, развития международного сотрудничества в отраслях народного хозяйства, промышленности, образования, медицины заметно увеличился спрос на высокоэрудированных специалистов, практически владеющих иностранными языками.

Познавательная активность является важным стимулом, создающим «внутреннюю среду развития», значительно меняет учебную деятельность, оказывая влияние на ее характер, функционирование и результат. Постепенно традиционная система обучения «всех одинаково» сменяется новой, направленной на личность, предполагающей обеспечение обучаемых равными возможностями для получения образования, стимулирующей достижение более высоких результатов каждым из них, учет их индивидуальных особенностей. И в этих изменяющихся условиях формирование познавательной активности студентов требует переосмысления многих устоявшихся в педагогике канонов.

С новых позиций познавательную активность следует развивать как устойчивую черту личности студента, обеспечивающую систематическую, активную деятельность при овладении знаниями. Приобретая устойчивость, познавательная активность становится движущей силой развития студента, определяя активность в учении, инициативу в постановке целей, изменяет профессиональную направленность и результаты практических умений и навыков, являясь показателем общей компетентности личности студента. Это важное условие, без которого напрасно пытаться интенсифицировать учебный процесс.

Проблеме познавательной деятельности личности и поиску путей ее развития посвящены труды исследователей: Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Дистервега, Н. А. Добролюбова, Я. А. Коменского, Р. Г. Лемберг, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, B.C. Мерлина, В. Н. Мясшцева, П. И. Пидкасистого, А. Д. Писарева, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, К. Д. Ушинского и др.

С позиций личностно ориентированного обучения, данной проблемой занимались М. Н. Берулава, В. Б. Бондаревская, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.

По отношению к иностранному языку эти вопросы рассматриваются в исследованиях И. Л. Бим, А. А. Вербицкого, Л. С. Ельмеевой, И. А. Зимней, Г. А. Китайгородской, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Р.К. Миньяр-Белоручева, Е. И. Пассова, И. В. Рахманова, Г. В. Роговой, Н. Ф. Талызиной, С. Ф. Шатилова, Л. В. Щербы и др.

В.М. Блинов, Ф. В. Корольков, И. А. Кузнецова, Г. В. Маслова, И. Э. Фосс и другие специалисты указывают на то, что в практике обучения иностранным языкам, особенно в неязыковом вузе, по-прежнему недостаточно учитывается опыт изучения и разработки теоретических и методологических основ создания оптимальной модели формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, в частности, при формировании познавательной активности студентов.

Актуальность проблемы исследования обусловлена следующими противоречиями: между потребностями общества в специалисте со сформированной профессиональной коммуникативной иноязычной компетенцией и ограниченными возможностями практики преподавания иностранного языка в неязыковом вуземежду потребностью во всесторонне подготовленном специалисте, способном аккумулировать информацию, и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теориимежду потребностью в установлении международного информационного обмена на высокопрофессиональном уровне и неподготовленностью специалистов к коммуникативной иноязычной деятельности.

Разработка данной концепции позволит ориентировать процесс обучения на достижение более высокого уровня знаний и умений, общей эрудиции, характеризующейся готовностью к дальнейшему обучению, на воспитание человека с активной жизненной позицией, готового к трудовой деятельности в условиях осознания своей роли в решении современных задач.

Объект исследования — процесс подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях международной интеграции.

Предмет исследования — условия, пути, средства формирования и развития познавательной активности студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка.

Цель исследования состоит в определении педагогических условий, активизирующих формирование и развитие познавательной деятельности студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования. Процесс развития познавательной активности студентов неязыкового вуза посредством иностранного языка будет эффективным, если: организационные формы и технология обучения, взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса обеспечивают каждому возможность максимально реализовать себя в познании и учебной деятельностиобеспечивается оптимальное сочетание путей и способов обучения, активизирующих познавательную деятельностьобеспечивается соотношение пропорций устной-письменной речевой деятельности у студентов в процессе формирования познавательной активностисостояние познавательной активности оценивается в сравнении с собственными возможностями студентов и уровнями притязаний.

Задачи исследования: на основе анализа теории и практики изучаемой проблемы определить рациональные пути развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языкаразработать модель формирования и развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка и проверить ее положения путем опытно-экспериментальной работыразработать условия оптимального соотношения уровней владения студентами устно — письменной иноязычной речевой деятельностью как фактора развития познавательной активностиопределить рациональную технологию развития познавательной активности студентов на занятиях иностранного языка.

Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические концепции личности, раскрывающие ее развитие сквозь призму познавательной деятельности, закономерности ее формирования и развития, идеи о личностно ориентированном обучении, о сущности воспитания, роль форм и средств организации познавательной деятельности и т. п.

Методы исследования: общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение), общепедагогические методы (анализ научной литературы по теме исследования), анкетирование, наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная проверка положений разработанной модели.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе медицинского института Якутского государственного университета.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1998;1999 гг.) — изучение литературы по проблеме исследования, определение целей, задач, гипотезы исследования.

Второй этап (1999;2002 гг.) — опытно-экспериментальная работа, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, изучались теоретические, методологические основы формирования познавательной активности студентов вуза, определялись ее критерии и уровни, разрабатывалась модель на основе личностно-ориентированного обучения, подготовлена теоретическая и практическая база для проведения опытно-экспериментальной работы, проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2002;2003 гг.) — систематизация, обобщение и подведение итогов результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны и обоснованы концептуальные подходы к формированию и развитию познавательной активности студентов неязыкового вуза в изучении иностранного языка: гуманизация образования (признание человека наивысшей ценностьювыявление источника его самоопределения, саморазвития и самореализациираскрытие способности человека к постоянному самосовершенствованиювыбор педагогических технологий, ориентированных на стимулирование учебно-познавательной активности человека) — личностно-ориентированное обучение с признанием студента основным субъектом педагогического процесса, от которого проектируются все остальные звенья, создающие условия для роста самоценности «Я» — уточнено понятие «познавательная активность» в контексте учебной деятельности студентов как осознание ими для профессионального становления последовательной реализации иерархии ближних, средних и перспективных целей в процессе изучения иностранного языкаопределены и обоснованы общепедагогические, дидактические пути и условия, обеспечивающие познавательную активность студентов при изучении иностранного языка: профессиональная направленность изучаемого материала и организационных форм занятий, повышающая мотивацию к изучению иностранного языкасформированность пропорционального соотношения уровней владения устной — письменной речевой деятельностью, создание определенного алгоритма учебно-познавательной деятельностиопределены основные позиции в рационализации технологии повышения познавательной активности студентов: максимальный учет индивидуальных, личностных, национально-этнических особенностей студентовприоритет активной познавательной деятельности над репродуктивным усвоением материалавзаимная трансакция «Я» преподавателя и «Я» студента, обеспечивающая в педагогическом процессе субъект — субъектные отношения и фасилитационную позицию преподавателя;

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели формирования и развития познавательной активности студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка, включающей мотивационно-целевой, содержательный, личностный, оценочный компоненты познания, на основе которых инициируются образовательная и профессиональная потребности студентов в изучении иностранного языка.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: материалы исследования дают преподавателям представление о путях совершенствования и корректировки учебно-воспитательного процесса для активизации познавательной деятельности студентов на занятиях иностранного языкаполученные результаты служат стимулом для повышения профессионального потенциала молодых преподавателей, для поиска творческих путей организации практических занятийподготовлено учебно-методическое пособие по английскому языку «Cognitive English» для студентов I, II курсов лечебного, педиатрического факультетовматериалы работы могут быть использованы для разработки методических рекомендаций в помощь учителям общеобразовательных школ.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологическими и исходными теоретическими позициями, тщательным анализом теоретического и эмпирического материала, использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачам, результатами экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предлагаемых педагогических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на семинарских занятиях аспирантов, на заседаниях кафедры управления образованием педагогического института ЯГУ, научно-практических конференциях: «Качество повышения уровня образования в вузе» (г. Якутск, 2003) — «Проблемы и перспективы подготовки специалистов для промышленно-хозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия)» (2003) — «Декада молодых ученых и аспирантов» (2003) — «Новые информационные технологии» (2000) и др.

На защиту выносятся следующие основные положения формирования и развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка: мотивационно-ценностное отношение к изучению иностранного языка как к средству углубления и расширения профессиональных знанийсовершенствование организационных форм, технологии изучения иностранного языка с опорой на педагогические требования: от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению, от саморегуляции к саморазвитию. пропорциональное соотношение уровней развития устно-письменной речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем диссертации — 162 страницы. В работе содержатся таблицы, схема, диаграммы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Проведенное исследование показало, что познавательная активность является способом обучения, развития и актуализации личности в будущей профессиональной деятельности специалиста. Мы пришли к выводу, что познавательная активность базируется на знаниях, воспроизведении этих знаний и их активном использовании. Однако сами по себе знания не могут инициировать познавательную активность. Стремление к познанию побуждается образовательными и профессиональными потребностями личности. Данное положение позволило рассматривать феномен познавательной активности как ведущий аксиологический мотив обучения студентов в университете.

Мы установили, что познавательная активность представляет собой сложную целостную структуру взаимосвязанных компонентов модели, каждый из которых выполняет определенную функцию: мотивационный — побуждает к учебно-познавательной деятельностисодержательный создает базу для ее осуществленияличностный способствует ее завершаемостиоценочный выполняет функции контроля, корректировки и оценки.

Реализация модели возможна при определении механизмов подготовки будущих специалистов при наличии следующих условий:

1. Осуществление систематического, постоянного психолого-педагогического изучения личностных и профессиональных качеств студентов с использованием различных методов диагностирования. Это дает возможность не только выявлять и фиксировать качества, способности, затруднения студента, но и определять систему работы по их развитию и совершенствованию для личностного роста будущего специалиста.

2. Изменение позиции преподавателя вуза в подготовке будущих специалистов, направленное на развитие интеллектуального багажа студента на основе субъект-субъектных отношений в соответствии с принципом «личность формируется личностью», когда преподаватель примером своей многогранной деятельности формирует и развивает не только профессиональные, но и личностные качества студента.

3. Учет особенностей психологического, интеллектуального развития данного возраста. Каждый этап развития человека своеобразен. «Усредненный» подход приводит постепенно к исчезновению сильных студентов и большому отставанию в развитии слабых студентов. Технология учебно-познавательного процесса требует внимания к межличностным отношениям студентов, социальному окружению, уровню их знаний, интересов, способностей, степени сформированности речевых умений и навыков, усиливает, укрепляет, поднимает на более высокий уровень интеллектуальные потенции личности.

4. Задания сообразно желаниям и способностям. Широкое применение активных методов обучения различной степени сложности.

5. Учет психофизиологических (основные параметры памяти, внимания, восприятия, мышления, типы высшей нервной деятельности), индивидуальных, национально-этнических особенностей индивида в процессе изучения иностранного языка. Достижению максимального результата в развитии познавательной активности личности при изучении иностранного языка способствует знание и использование основных закономерностей этих параметров, помогая решить любые познавательные задачи.

6. Иерархичность и последовательность в подаче языковых средств при обучении иностранному языку. Это предполагает определенную иерархию и последовательность введения языковых средств (лексики, грамматики, фонетики, т.п.). Здесь предполагается соблюдение следующих принципов: 1) «от простого к сложному», за один раз рекомендуется вводить только один элемент сложности или новизны, особенно на первых этапах обучения- 2) частотности, приоритет отдается самым частотным явлениям в языке при обучении- 3) актуальности и приоритетности —акцент на тот вид речевой деятельности, который представляет затруднения для конкретного студента.

7. Воспитание высокого духовно-нравственного потенциала специалиста через язык (текстовой материал, ролевые и деловые игры, ситуативные упражнения, отношение к явлениям действительности и др.).

Анализ опытно-экспериментальной работы со студентами позволил выявить следующие дидактические пути и условия развития познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка, способствующие саморазвитию студентов в учебной деятельности:

• использование активных методов и нестандартных форм обучения для повышения мотивационного и познавательного уровня студентов;

• систематический контроль за самостоятельной работой студентов, обучение навыкам научной организации учебного труда с целью выработки систематичности и регулярности занятий;

• широкое привлечение студентов к развитию познавательных, навыков формируют не только навыки самостоятельного труда, повышают систематичность занятий, но повышают и корректируют мотивационную направленность, интерес к научной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование познавательной активности студентов неязыкового вуза при изучении иностранного языка есть процесс образования и развития личности специалиста на конкретных ценностях.

В информационном обществе, в обществе массовой коммуникации, обмена информацией и всеобщих связей необходимы новые ценностные подходы к формированию познавательной активности будущих специалистов медицинского профиля в постоянно меняющихся условиях жизни.

Необходимость активизации познавательной деятельности будущих специалистов неязыкового профиля обусловлена рядом причин: потребностью общества в специалисте со сформированной профессиональной коммуникативной иноязычной компетенцией при ограниченных возможностях практики преподавания иностранного языка в неязыковом вузепотребностью во всесторонне подготовленном специалисте, способном аккумулировать информацию при недостаточной разработанности проблемы в педагогической теориибыстрым развитием медицины, все увеличивающимся потоком информации при необходимости быстрого внедрения новейших открытий и изобретений в медицинскую практикупотребностью в установлении международного информационного обмена на высокопрофессиональном уровне при неподготовленности специалистов к коммуникативной иноязычной деятельности.

Анализ научных исследований и педагогической практики показывает, что формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка имеет методологические и теоретические предпосылки. К ним относятся: философский, теоретический анализ сущности познания и познавательной активности, особенности предмета «иностранный язык», педагогика «гуманизма», отражающая межчеловеческие отношения на принципах уважения личности студента, педагогика «сотрудничества», включающая взаимодействие участников педагогического процесса на основе взаимодоверия, взаимопонимания, личностных ценностей, связанных с «Я-концепцией», самопознание, самосовершенствование, роль индивидуальных, национально-этнических особенностей и др.

Исследование показало, что организация учебно-воспитательного процесса ориентирована, прежде всего, на удовлетворение потребностей конкретного человека, а не абстрактной личности, включая аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты.

Потребности студентов в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии выступают в роли доминирующих в плане мотивации учебно-воспитательной деятельности и в качестве источника, определяющего действия преподавателя. Современное общество придает системе образования и воспитания приоритет как базовой отрасли по воспроизводству и развитию главной производительной силы общества — Человека. Мы придерживаемся педагогических идей Ю. К. Бабанского, А. К. Марковой, Г. И. Щукиной, которые считают, что воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в группе, постоянное обновление содержания, способов работы, требующее активного поиска, занимательность изложения материала, познавательные приемы, анализ жизненных ситуаций, объяснение общественной и личностной значимости учения и использование знаний в будущей профессиональной деятельности.

Педагогический процесс выступает как развитие интенции студентов в сфере познания, переживания, действия — развитие субъективности. Его содержанием в познании становится построение категориального мира, творческое воображение, поиск неизвестного и парадоксального, децентрация, целеобразование, поиск средств осуществления цели, контроль над исполнением и т. п. При оценке результатов обращается внимание на вчувствование, выявление значимости изученного, самовыражение и т. д. Такая организация учебно-воспитательного процесса обеспечивает выращивание самоценных интенций студентов, таких, как рефлексия, децентрация, категоризация, схватывание целого, независимость, преодоление образцов. В конечном итоге субъектогенез в педагогическом процессе развертывается в четырех формах субъектности: субъект витального отношения к миру, субъект предметного отношения к миру, субъекта общения, субъекта самосознания.

Познавательная активность студентов формируется в процессе обеспечения «надиндивидуального образования», где его механизмом выступает развитие устремленности студента к самоценным и самонасыщенным формам активности, что выражается в действии, Ф — деятельности, деле, деянии. Устремление как психологический феномен несет в себе как ценностный, так и инструментальный аспекты, что в конечном итоге выражается в проявлении единства «хочу» и «могу» действия. При этом создаются условия для того, чтобы сам процесс переживался как наслаждение, а удовлетворение желания действовать порождал рост возможностей действования.

Создается образовательная среда для персонализации студента в значимой для него общности в процессе познавательной деятельности, в которой личность как субъект самосознания переживает сложные противоречивые процессы. Источниками этих процессов являются противоречия между двумя «Я»: «Я» в собственных глазах индивида и гипотетическое собственное «Я» в глазах другого (иммерсивное «Я»), как несовпадение «Я» в собственных глазах и иммерсивное «Я» индивида. Для преодоления этих противоречий в предлагаемую модель включаются идентификация индивида с реальными или воображаемыми людьми той общности, в которой студент стремится быть персонализирован сам. В целом, создаются условия для активно-адаптивных действий всех участников образовательного взаимодействия, а также для всесторонней отраженности их * субъектных проявлений.

Образовательная среда с точки зрения взаимодействия субъектов педагогического процесса характеризуется, с одной стороны, как «социальная организованность», с другой, как «событийная общность». «Социальная организованность» всегда единична, оформляется в рамках совместной деятельности и имеет целевую детерминацию в своем становлении так, по сути, традиционно функционируют коллективы в образовательных заведениях. «Событийная общность» тоже конструируется совместной деятельностью, однако имеет для всех, входящих в общность, единые ценностные основания, где происходит выход члена общности за рамки самого себя и понимание, постижение личности другого, а также чувство ответственности и преданности.

В модели «событийная общность» предполагает взаимодействие преподавателя и студента как «со-бытие». Развивая познавательную активность студентов преподаватель проявляет также свою устремленность к познаниям, творчеству. Инновационные процессы в образовании невозможны без самовыражения преподавателя в значимых для студента видах деятельности. Без субъектного опыта преподавателя, включение его субъективности в резонансные отношения с субъективностью студента, построение образовательной среды как «событийной общности» невозможно. Все это достигается, когда традиционная социо-ориентированная позиция педагога сменяется его антропо-ориентированной позицией в учебно-воспитательном процессе.

Критерием педагогического процесса, развивающего личность и ее познавательную активность является саморазвитие как сознательное жизнетворчество. В процессе осуществления данной триады студент строит или перестраивает образ самого себя, формирует самопознание, самоопределяется через самоустремленную познавательную деятельность.

Механизм реализации положений предложенной модели заключается в технологии организуемого педагогического процесса. Используемая в образовательной сфере технология обусловлена многими факторами, в частности, принимается во внимание и учитывается такое социально-психологическое обстоятельство, как степень совершенства структуры и богатства содержания потребностей личности, которое зависит от уровня интеллекта, индивидуальных способностей, национально-этнических особенностей студентов, способствующих развитию познавательной активности.

Согласно данным опытно-экспериментальной работы мы подтвердили правильность и достоверность следующих положений:

1. Познавательную активность следует рассматривать как специфическое интегративное образование устойчивых личностных качеств, детерминирующее умения и способности человека приобретать и применять знания для решения познавательных задач, включающая в четыре компонента: мотивационно-целевой, содержательный, личностный и оценочный, характеризующихся достаточным уровнем знаний, ценностным отношением к познанию и определённой совокупностью умений, обеспечивающих познавательную деятельность.

2. Качественные критерии и уровни позволяют судить об уровне сформированности познавательной активности студентов неязыкового вуза в. процессе изучения иностранного языка. Они находятся в прямой зависимости от способа организации учебной деятельности. Преобладание одного содействует формированию определенного уровня сформированности познавательной активности студентов. Характер умственных действий студентов, выполняемых ими в процессе познавательной деятельности высшего уровня отличается устойчивой способностью самостоятельно распоряжаться собственным интеллектуальным фондом для самоорганизации своей познавательной деятельности.

3. Разработанные эффективные дидактические условия регуляции учебного процесса способствуют формированию и развитию познавательной активности студентов: грамотное педагогическое управление познавательным процессом (гуманное личностно ориентированное обучение), мотивация студентов к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности, постоянное усложнение и обновление содержания учебной деятельности, приоритет активной познавательной деятельности над репродуктивным усвоением знаний, сформированность рефлективных процедур.

4. Установленный ряд закономерностей, служащих ориентирами в построении схемы учебного процесса направлен на развитие познавательной активности студентов. Выступая в органическом единстве, закономерности обучения иностранному языку образуют концептуальные основы для конструирования научно-обоснованной модели обучения.

5. Модель формирования и развития познавательной активности студентов высшей школы ориентированна на формирование ценностного отношения к познанию в процессе изучения иностранного языка, актуализируется в специально организованной среде, включающей профессиональное содержание, обучающую технологию и взаимодействие.

6. Эффективность обучения возможна лишь при максимальном учете индивидуальных, личностных, национально-этнических особенностей студентов.

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, позволил установить, что наибольший успех при обучении достигается, когда на развитие познавательной деятельности активно влияет сформированность пропорционального соотношения уровней владения устной — письменной речевой деятельностью. При активной системе учебных действий коэффициент успешности развивающего обучения возрастает в 1,5−2 раза.

Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов наглядно показало д инамику роста познавательной активности студентов экспериментальной группы от воспроизводящего до высокого уровня три практической развитости всех показателей исследуемого феномена, в то время как у студентов контрольной группы преобладающим на конец обучения был алгоришический уровень.

Однако мы далеки от мысли, что разработаны все принципиальные позиции, практические рекомендации, натравленные на развитие личности каждого обучаемого. Предстоит многое сделать в направлении определения закономерностей развитая личностного потенциала студентов и технологии педагогического процесса формирующего познавательную активность обучаемых в процессе изучения иностранного языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Личностно-гуманные основы педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Шалмы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б.Г. Ананьев- /Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 127с.
  4. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  5. Л.П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. -М.: Просвещение, 1968. -139 с.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. -М: Мысль, 1976. -158 с.
  7. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования / А. Г. Асмолов //Вопросы психологии. -1986. № 1. — С. 28 — 40.
  8. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  9. Бердяев Н А. В иерархии духовных ценностей / Н. А. Бердяев. — М., 1990.-175 с.
  10. Н.А. Самопознание: (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: «Книга», 1991. — 446 с.
  11. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  12. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава //Педагогика. 1996. — № 4. — С. 23 — 27.
  13. В.В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников: Дисс. на соиск. канд.пед.наук. / В. В. Бессонова. Якутск, 2002. — 148 с.
  14. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН, 1959.-347 с.
  15. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. — Воронеж: «Модэк», 1995. -352 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: псих, исследование / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович //Вопросы психологии. — 1978. № 4. — С. 23 — 35.
  18. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  19. ЕБ. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / ЕБ. Боцдаревская //Педагогика -1997.-№ 4—С. 11 -17.
  20. Е.В. Ценностные основы личностно ориентированного воспитания / Е. В. Боцдаревская //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  21. . Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Боцдаревская, С. В. Кульневич. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  22. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  23. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1983.-412 с.
  24. Брунер Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности
  25. Дж.С. Брунер. -М: «Педагогика», 1971.-391 с.
  26. Дж.С. Психология познания / Дж.С. Брунер. — М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  27. Брушлинский AJB. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский -М: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с.
  28. Д.М., Данилов Д А., Намсараев С. Д. Народная педагогик и современная национальная школа / Д. М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев. — Улан-Удэ: «Бэлиг», 1993. 136 с.
  29. Вайсбург МЛ, Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению / М. Л. Вайсбург, Е. В. Кузьмина. //Иностранные языки в школе.-1999.-№ 1.-С. 5—11.
  30. И.Э. Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучения иностранному языку: Дисс. на соиск. .канд. пед. наук./ И. Э. Васильева. Якутск, 1997. — 122 с.
  31. К.Н. Свободное воспитание: Сб. науч. трудов / К. Н. Вентцель / Сост. Л. Д. Филоненко. М.: АПО, 1993. — 171 с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  33. З.А. «Дикий вуз» не бредовая идея / З. А. Вихман // Учитель Казахстана, 1992. -№ 20. — С. 15−20.
  34. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: Сб. науч. тр. / Редкол. И. Л. Баскакова и др. М: МГПИ, 1979. —104 с.
  35. Волков ГН Эпюпедагагика/ГЛ Вшков. -М: Academia, 1999. -167 с
  36. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  37. Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  38. Л.С. Проблема развития психики / Л. С. Выготский // Сб. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 367 с.
  39. О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманной цивилизации
  40. XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. — М, 1996, Вып. 6. — С. 6−38.
  41. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 427 с.
  42. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  43. . MP. Психологическое содержание личностного самоопределения / MP. Гинзбург //Вопросы психологии -1994. № 3. — С. 43 — 52.
  44. А. Якуты: Очерк / А. Голикова. СПб., 1907. — 44 с.
  45. С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 798 с.
  46. И.В. Педагогические основы оптимального взаимодействия старшеклассников различных типов темперамента при обучении иностранному языку: Дисс. на соиск.канд. пед. наук./ И. В. Гудухина. Якутск, 1997.-141 с.
  47. Гуманитарная среда вуза как фактор профессионального становления личности будущего специалиста: Сб. статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. — 84 с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теор. и экспер. псих, исследования / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. —240 с.
  49. Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании / Д. А. Данилов // Народное образование Якутии. — Якутск, —1993. — № 1.-С. 32−33.
  50. Данилов ДА, Егоров НЕ. Об ицдивцпуалгоаиии обучения в национальной школе / ДА Данилов, НЕ Егоров. -Якутск: Книгоиздаг, 1974. -40 а
  51. М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов //Советская педагогика. 1961. — № 8. — С. 33 — 35.
  52. ДисгервегА Избр. пед. соч. / А Дистервег. -М: Учпедгиз., 1956.-370 с.
  53. .И. О системе «Личность» / В. И. Додонов //Вопросы психологии. — 1985. № 5. — С. 36 — 45.
  54. Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. -М, 1967.—185 с.
  55. Ф.В. Социально-психологические факторы повышения эффектности обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Ф. В. Зимина / Ученые записки. 2001. — Вып. 58. — С. 151 — 155.
  56. Зимняя ИА Гуманизация образования (состояние проблемы, перспективы) / КА. Зимняя // Гуманизация образования. -1995. № 8.—С. 45 -48.
  57. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2000.-384 с.
  58. Зинченко BIT, Моргунов EU. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П Зинченко, Е. Б. Моргунов. -М: Тривола, 1994.—304 с.
  59. А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно ориентированного обучения: Дисс. на соиск. .канд. пед. наук. / А. П. Иванова. — Якутск, 1998.-182 с.
  60. О.Ю. Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста: Дисс. на соиск. доктора пед. наук./ О. Э. Искандрова. — Оренбург, 2000. 320 с.
  61. Е.В., Сафонова В. В. К проблеме описания профессионально ориентированной иноязычной компетенции / Е. В. Кавнатская, В. В. Сафонова / Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. тр. «Еврошкола». М., 1998. — С. 91 —101.
  62. И. Критика чистого разума / И. Канг.-М Мысль, 1994.-591 с.
  63. И. Сочинетия: В 6 т. /И Кант. -М Мысль, 1966,-Т. 6. -743 с.
  64. ПФ. Дидактические очерки. Теория образования / ПФ.
  65. Каптерев // Избр. педагог, соч. М: Педагогика, 1982. — 704 с.
  66. Карнеги Д Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д Карнеш / Под ред. В. П. Зинченко и Ю. М Жукова -М: Прогресс, 1989.-712 с.
  67. Качество образования в ЯГУ (соц. исслед.). Якутск: Изд-во ЯФ СО РАН, 2003.-120 с.
  68. Китайгородская ГА Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ГА. Китайгородская.—М: Высшая шкала, 1982.-141 с.
  69. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Наука, 1997. 222 с.
  70. Коджаспирова ГМ, Коджаширов AJO. Педагогический словарь / ГМ Коджаспирова, А. Ю. Кодашспиров. -М: Идд, Центр «Академия», 2001. -176 с.
  71. Т.Д., Сапожникова И. И. Роль обучающих игр на занятиях по английскому языку / Т. Д. Колетвинова, И. И. Сапожникова / Язык и методика его преподавания: Матер, респ. науч.-практич. конф. Казань, 1999. -С. 69−70.
  72. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1939. — Т. 1. — 320 с.
  73. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  75. Л.Н. Воспитать себя / Л. Н. Куликова. — М.: Просвещение, 1991.-143 с.
  76. Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 316 с.
  77. В. Л ИскуесхБО быть другим /В. Л Леви М: Знание, 1980. -60 с.
  78. В.А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980.-359 с.
  79. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  80. А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А. А. Леонтьев. М., 2001. — 448 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1975. L
  82. А.Н. Избр. психол. произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.-Т.1. — 392 с.
  83. И.Я. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1988.-80 с.
  84. Х.Й. Групповая работа на уроке / Х. Й. Лийметс. — М.: Знание, 1975.-64 с.
  85. Личность, семья, школа /Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб: Изд-воГУПМ, 1996.-218 с.
  86. Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. — М.: Высшая школа, 1991. 359 с.
  87. А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия- /Под ред. Е. Д. Хомской. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 416 с.
  88. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. -М., 1980. 120 с.
  89. А.С. О воспитании / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1990.-414 с.
  90. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / А.С. Макаренко- / Ред. колл. М. И. Кондаков и др. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1−8.
  91. Н.В. Индивидуальный фактор в обучении иностранному языку / Н. В. Маклакова / Язык и методика его преподавания: Матер, респ. науч.-практ. конф. Казань, 1999. — С.74 — 75.
  92. А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, ЛМ Фридман. — М: Педагогика —1983. 65 с.
  93. А.К. Проблема формирования мотивации учебнойдеятельности / А. К. Маркова // Советская педагогика — 1979. -№ 11. С. 63 -71.
  94. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников / А. К. Маркова //Вопросы психологии. -1980. № 5. — С. 47 — 59.
  95. Маркова А. К, Мягис ТА, Орлов АБ. Формирование мотивации учения / АЬС Маркова, ТА Маше, АБ. Орлов. -М: Просвещение, 1990. -192 с.
  96. А. Психология бытия: Приложение: Тест по оценке уровня самоактуализации личности / А. Маслоу. М.: «Рефл-бук», 1997. — 300 с.
  97. . М.В. Мотивация учебы как многоуровневая система и ее формирование / М. В. Матюхина / Сб. науч. тр. Волгоград, 1990. — С. 4 — 6.
  98. . М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М.: Педагогика, 1984- — 144 с.
  99. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  100. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. — 1982. — № 4. С.
  101. Е.М. Гуманитарное знание в новых условиях / Е. М. Махаров /Наука и образование. Якутск, 2002. — № 2. — С. 5 — 9.
  102. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  103. НА. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская- /Под ред. Е. Д. Божович. М. — Воронеж: «МОДЭК», 1999. — 448 с.
  104. НА. Психологические вопросы развития обучения и новой программы / Н. А. Менчинская // Советская педагогика. 1968. — № 6. -С. 30−32.
  105. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин-/Под ред. Е. А. Климова. М., 1996. — 448 с.
  106. B.C. Личность и общество / B.C. Мерлин. — Пермь: 11Г11И, 1990.-90 с.
  107. Методы активизации познавательной деятельности студентов: Сб.ст. по проблемам высшей школы /Отв. ред. С. И. Дуров. Новочеркасск: НГТУ, 1993.-233 с.
  108. Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе: Межвуз. конф. семинар: тезисы докладов: В 2-х ч. Челябинск: ЧПИ, 1990. — Ч. 1. -131с.
  109. Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе: Межвуз. конф. семинар: тезисы докладов: В 2-х ч. Челябинск- ЧПИ, 1990.—42 -128 с.
  110. А. Путешествия на север и восток Сибири / А. Миддендорф. Спб., 1878. Ч. 2. — 833 с.
  111. Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе (общепедагогический аспект): Дисс. на соиск. .канд. пед. наук. / Э. Ю. Мизюрова. Саратов, 2000. — 227 с.
  112. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Автореф. дис. канд. псих. наук. / В. Ф. Моргун. М., 1979. — 22 с.
  113. А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха) / А. В. Мордовская. — М.: Академия, 2000. -176 с.
  114. Морри ван Менте. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. Спб.: Пигер, 2002. — 208 с.
  115. B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. — М.: Академия, 1997.-432 с.
  116. В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психолого-индивидуальных различий / В. Д. Небылицын //Вопросы психологии. -1963. № 5. — С. 38 — 47.
  117. А.И. Педагогическое общение как фактор содиальночтсихопогаческой адаптации студентов к условиям коммуникативного обучения: Дисс. на соиск. .кацд гея. наук. / АИ Нелунов. -Якутск, 2000. -130 с.
  118. Hey строев Н. Д. Этнопедагогика народов Севера / Н. Д. Неустроев. -Якутск, 1999. 136 с.
  119. A.M. Индивидуальный подход в обучении неродным языкам (психолого-методический аспект): Автореф. дис. канд. пед. наук. / A.M. Николаева. М., 1999. — 22 с.
  120. Новейшие методы преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей /Под ред. С.Г. Тер-Минасовой. М.: Изд-во МГУ, 1991.-208 с.
  121. А.Г. О менталитете народа саха / А. Г. Новиков. Якутск, 1995.-142 с.
  122. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации //Иностранные языки в школе. — 2002. -№ 5.- С. 62−68.
  123. А.П. Этнопсихологические особенности народа в воспитании детей / А. П. Оконешникова. — Пермь, 1996. — 149 с.
  124. Ю.М. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза: Проблемы оптимизации учебного процесса: Сб. науч. тр. / Ю. М. Орлов. -М.: IММИ, 1976. -115 с.
  125. Ю.М., Творогова Н. Д., Косарев И. И. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И. Косарев. М.: Высшая школа, 1989. -60 с.
  126. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 77 с.
  127. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 303 с.
  128. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. М., 1977. -214 с.
  129. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды. -М.: Педагогика, 1984.-272 с.
  130. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности
  131. А.В. Петровский //Вопросы психологии. -1987. № 1. — С. 15 — 26.
  132. В.А. Личность в психологии / В. А. Петровский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  133. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  134. Д.И. Избр. соч. / Д.И. Писарев- / Сост. В. В. Большакова. — М.: Изд-во АПН, 1951. 416 с.
  135. Д.И. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Д. И. Писарев. М., 1954. — Т.2. — 234 с.
  136. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Л А. Поварницына. М., 1987. —19 с.
  137. Половникова НА Система воспитания познавательной самостоятельности школьнжов/НА Паловникова-Казань: Kill И, 1975.—101 с.
  138. И.И. Пути и условия повышения учебно-познавательной деятельности школьников-спортсменов: Автореф. дис. канд. пед. наук. / И. И. Портнягин. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. -18 с.
  139. И.С. Этнопедагогика «Кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Дисс. на соиск. доктора пед. наук. / И. С. Портнягин. Якутск, 1999. — 363 с.
  140. Проблемы формирования личности в современном вузе. Респ. межвузовская науч.-метод, конф: Тезисы докладов. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. 4.1.-149 с.
  141. Проблемы формирования личности в современном вузе. Респ. межвузовская науч.-метод. конф: Тезисы докладов. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. 4.2- 139 с.
  142. Профессдовдльная коммуникация как цръ обучения июсграиному языку в неязыковом вузе: Сб. науч. тр. -ММГЛУ. -2000. -Вып. № 454. -134 с.
  143. Профессиональное самоопределение студентов: Сб. науч. тр. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. 206 с.
  144. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски, К. Отто, И. Ломпшер и др. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  145. О.Н. Особенности самоорганизации якутских студентов в учебной деятельности: Дисс. на соиск. канд. пед. наук. / О. Н. Птицына. — Якутск, 1995.-126 с.
  146. Пути повышения эффективности педагогического процесса: Сборник статей аспирантов и молодых ученых /Под ред. Д А. Данилова. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. Вып. 1. -144 с.
  147. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвуз. науч. сб. / Редкол. Л. Г. Вяткин и др. Саратов: Изд-во СГУ, 1979.-119 с.
  148. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др. /Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.-155 с.
  149. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И. В. Рахманов. М.: Высшая школа, 1980. — 120 с.
  150. А.А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — СПб.: Михайлов, 1999. 288 с.
  151. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А. А. Реан. М.: Высшая школа, 1990. — 79 с.
  152. Г. В. Методика обучения английскому языку / Г. В. Рогова. — Л.: Просвещение, 1975. 312 с.
  153. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М., 1994. — 479 с.
  154. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / СЛ. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 328 с.
  155. С.Л. Психологические воззрения И.М. Сеченова и советская психологическая наука / С. Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. — 1955.-№ 5.-С. 34.
  156. А.Д. Лекции по этнопедагогике / А. Д. Семенова -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. 80 с.
  157. В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  158. В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования /
  159. B.Л. Серошевский. 2-е изд., -М., 1993. — 736 с.
  160. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  161. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Аспект — Пресс, 1995. — 271 с.
  162. Совершенствование образовательной системы в PC (Якутия): (Сб. науч. тр.) / Отв. ред. Д. А. Данилов. — Якутск: ЯГУ, 1996. — 81 с.
  163. Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся / Н. Ю. Соколова //Педагогика. 2001. — № 7. — С. 32 — 36.
  164. B.C. Личность, семья, школа / B.C. Соловьев- /Под ред.
  165. C.Г. Вершловского. — Спб., 1996. — 218 с.
  166. А.Н. Лекции по теории речевой деятельности / А. Н. Супрун. Беларусь, 1996. — 287 с.
  167. В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / В.А. Сухомлинский- /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  168. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия, 2001. 288 с.
  169. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  170. .М. Избр. труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов- / Ред. сост. С.С.
  171. Стивене. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. — 329 с.
  172. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избр. психол. тр. / Б. М. Теплов. М., 1998. — 538 с.
  173. .М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын //Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 38 — 47.
  174. В.Ф. Наброски о якутах Якутского округа /Под ред. с примеч. Э. К. Пекарского. Казань: Типо-литог. имп. ун-та, 1911. — 144 с.
  175. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 188 с.
  176. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе: Сб. научлр.: Иркутск: ИГУ, 1985. -155 с.
  177. К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский / Собр. соч. М.: Изд-во АПН, 1949. -Т.6. -449 с.
  178. К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский /Сост. Н. А. Сундуков. — М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  179. К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский- / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. -Т. 5. 528 с.
  180. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / К. Д. Ушинский /Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — Т.1. — 416 с.
  181. JI. Лекция о сущности религии / Д. Фейербах //Избр. философ, произведения: В 2-х т. М.: Политиздат, 1955. — Т.2. — 943 с.• 180. Фельдпггейн Д. И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр. / Д. И. Фельдпггейн. М., 1996. — 512 с.
  182. М.М. Обучение иностранному языку в условияхмногоязычия (двуязычия) / М. М. Фомин. М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. -215 с.
  183. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. -192 с.
  184. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. / X. Хекхаузен- /Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — Т.2. — 392 с.
  185. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития / Г А. Цукерман, Б. М. Мастеров. -М.: Интерпракс, 1995. — 286 с.
  186. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология / Д. В. Чернилевский, А. В. Морозов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.
  187. Г. Познавательная активность студента (О научно-творческом потенциале технических университетов) / Г. Чирков //Высшее образование в России. -1995. № 1. — С.117 — 119.
  188. Н.И. Познавательная активность в системе процессов памяти / Н. И. Чуприкова. М.: Педагогика, 1989. — 188 с.
  189. Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. М.: АО «Столетие», 1997. — 480 с.
  190. С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий- /Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Просвещение, 1964. — Т. 2. — 476 с.
  191. Е.Н. Развитие личности в обучении. / Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2000. -288 с.
  192. Р. Педагогика, основанная на познании человека / Р. Штайнер. -М.: Парсифаль, 1996. 123 с.
  193. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  194. Щукина ГЙ Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Гй Щукина -М: Педагогика, 1988.-208 с.
  195. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: «Педагогика», 1971. — 352 с.
  196. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  197. Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски. Материалы респ. науч.-практ. конф. Якутск, 1999. — 223 с.
  198. И.Н. К вопросу о мотивации в педагогическом процессе технического вуза / И. Н. Языкова / Совершенствование качества подготовки специалистов. Материалы Всеросс. науч.-метод. конф. /Под ред. С. А. Подлесного. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 — 274 с.
  199. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  200. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  201. В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. — 349 с.
  202. David Crystal. The Cambridge encyclopedia of the English language. Cambridge University Press, 1995. 489 c.
  203. Encyclopedia Britannica, USA, 1995 11 том: 80: la- 28 том: 72: la- 23 том: 59: 2a- 29 том: 1025:16- 12 том: 774: За- 29 том: 1025: la.
  204. Н. Douglas Brown. Teaching by principles. An interactive approach to language pedagogy. USA, 1994. 467 c.
  205. Jeremy Harmer. The practice of English language teaching. London and New York, 1991.-296 c.
Заполнить форму текущей работой