Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешное развитие образовательной среды как гуманитарной системы, отвечающей требованиям современного общества, возможно в том случае, если деятельность всех участников образовательного процесса будет основана на фундаментальных знаниях о человеке и детерминантах его развития, в том числе — на знании человека о самом себе как субъекте саморазвития. Одним из путей, ведущих личность к пониманию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации
    • 1. 1. Рефлексия как полинаучная категория в контексте личностно-профессионального саморазвития учителя музыки
    • 1. 2. Учитель музыки как субъект педагогической рефлексии
    • 1. 3. Система работы по развитию педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации
    • 2. 1. Изучение педагогической рефлексии учителя музыки в ходе курсов повышения квалификации
    • 2. 2. Реализация спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство лично-стно профессионального саморазвития учителя музыки» с использованием модели рефлексивного саморазвития.,
    • 2. 3. Развитие педагогической рефлексии учителя музыки на основе модели интонационно-смыслового восприятия музыки
    • 2. 4. Анализ результатов развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации
  • Выводы по главе 2

Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в экономической и политической структурах современного общества, закономерно определяют необходимость перестройки сфер общественного сознания. Базисная роль образования заключается в воплощении в жизнь стратегии воспитания современного человека, готового жить и действовать в новой исторической реальности. Для этого необходимо создать такую образовательную систему, в которой личность получила бы возможность равноценно развиваться и в интеллектуальном, и в духовном направлениях.

Успешное развитие образовательной среды как гуманитарной системы, отвечающей требованиям современного общества, возможно в том случае, если деятельность всех участников образовательного процесса будет основана на фундаментальных знаниях о человеке и детерминантах его развития, в том числе — на знании человека о самом себе как субъекте саморазвития. Одним из путей, ведущих личность к пониманию данных феноменов, может стать развитие рефлексии, которая определяется как «метод познания, не отвлечённый от внутреннего мира человека познающего, его экзистенциальных смыслов, его собственный, начальный способ обработки восприятия и воспринимаемого» (А.Маслоу). Одним из важнейших средств развития у человека рефлексии является музыка, поскольку она позволяет сосредоточиться на собственных чувствах, которые являются важной областью человеческой экзистенции, т. е. «жизни, осмысленной, состоявшейся, полной, целостной» (А.Ленгле).

Педагогическая рефлексия позволяет учителю выйти за рамки самой профессии, посмотреть на нее с позиций социального, культурологического знания, с позиций другого человека, выработать соответствующее суждение и отношение к ней. Особенно это важно для учителя музыки, учитывая духовно-ориентированный характер его профессиональной деятельности.

Развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе профессионального образования предполагает выбор педагогических условий, природосообразных как самому феномену — рефлексии, так и содержанию той образовательной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность субъекта, т. е. музыки. Интонационная природа музыки и невербальный характер её воздействия на эмоционально-чувственную сферу человека представляют уникальную возможность развития педагогической рефлексии учителя музыки, что в свою очередь будет способствовать развитию рефлексивного самосознания ученика.

Потребность в развитии педагогической рефлексии учителя музыки обусловлена положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которые указывают, что ключевую роль в модернизации образования играют квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Это, в свою очередь, предполагает наращивание в образовательных программах подготовки специалиста современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих становление позиции учителя как субъекта саморазвития, ориентированного на самопознание, самосовершенствование, самоактуализацию, преодоление стереотипов в процессе профессиональной деятельности. Одним из инструментов решения проблемы совершенствования профессионализма педагогических кадров, в том числе и учителей музыки, является повышение квалификации, которое может рассматриваться как обогащение личностно-профессионального потенциала педагога. Рефлексия как профессионально значимое личностное качество неотделимо от процесса педагогической деятельности и служит важнейшей предпосылкой роста профессионального мастерства учителя.

Вопрос развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации является полидисциплинарным, что актуализирует его рассмотрение с опорой на философское, психологическое, педагогическое, культурологическое знание. В этой связи, могут быть выделены научные предпосылки, с учетом которых выстраивалась концепция диссертационного исследования:

— философско-методологические основы исследования рефлексии как способности, формирующей представления о внутреннем мире человека, о его самости, ведущей к самопониманию, развитию духовности, раскрываются в работах Р. Барта, А. Бергсона, Ж. Бодрийяра, Х. Г. Гадамера, Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, Дж. Декарта, Дж. Дьюи, И. Канта, Э. Кассирера, В. А. Лефевра, Г. Лейбница, Дж. Локка, Ж. Маритена, Г. Маркузе, А. Маслоу, X. Ортега-и-Гасета, Ж. П. Сартра, П. Тейяр де Шардена, К. Ясперса, М. Фуко, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, У. Эко, А. Г. Асмолова, H.A. Бердяева, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, И. А. Ильина, Э. В. Ильенкова, М.К. Мамарда-швили, Ф. Т. Михайлова, В. И. Слободчикова, С. Л. Франка, Ф. Шлейермахера, А. Шопенгауэра и др;

— психолого-педагогические аспекты развития рефлексии как фактора личностного и профессионального саморазвития, как механизма взращивания смыслов в образовательном процессе, осмысления сущности, условий развития рефлексивности человека в культурно-историческом и социокультурном пространстве, обнаружены в работах К. Э. Изарда,.

A.Ленгле, А. Маслоу, К. Роджерса, К.А.Абульхановой-Славской, Н. А. Бердяева, Л. С. Выготского, В. В. Знакова, Н. Б. Крыловой, А. М. Лобка, Ф. Т. Михайлова, А. Б. Орлова, А. А. Реана, С. Л. Рубинштейна,.

B.И.Слободчикова, И. С. Якиманской и др.- •/—-¦

4J I педагогическая рефлексия, как механизм личностно-профессионального саморазвития учителя в процессе повышения квалификации, рассмотрена в контексте идеи гуманитаризации образования в работах Н. А. Аминова,.

C.Г.Вершловского, В. Г. Воронцова, Г. П. Звенигородской, А. В. Карпова, Л. Н. Куликовой, Е. А. Климова, А. В. Коржуева, М. А. Косова,.

L.

М.И.Лукьяновой, Л. М. Митиной, А. К. Марковой, Э. М. Никитина,.

Н.А.Переломовой, И. Н. Семенова, В. А. Сластенина, С. Д. Степанова,.

Ю.И.Турчаниновой, Н. Б. Шмелевой и др.- '1 1 рефлексия, как педагогическая проблема учителя музыки связанная с развитием музыкального восприятия и музыкального мышления, рассматривалась в контексте работ Б. Асафьева, Т. В. Адорно, А. Л. Готсдинера, Б. И. Додонова, Л .Я. Дорфмана, Г. В. Иванченко, Д. Б. Кабалевского, М. С. Красильниковой, Е. Д. Критской, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, С. И. Олефир, Е. М. Орловой, В. И. Петрушина, В. М. Подуровского, О. С. Рудневой, Л. С. Самсонидзе, Т. В. Себар, М. С. Старчеус, Н. В. Сусловой, К. В. Тарасовой, Б. М. Теплова, А. В. Тороповой, Т. В. Чередниченко, Т. В. Челышевой, Л. В. Школяр и др.

Вместе с тем не получили подробного освещения вопросы развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации, что позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки указанных аспектов во взаимосвязи и, соответственно разработки и внедрения в практику повышения квалификации учителей музыки условий, средств, подходов, способных обеспечить развитие педагогической рефлексии и навыков ее использования в процессе педагогической деятельности.

Следствием недостаточной разработанности вопросов развития педагогической рефлексии учителей музыки в процессе повышения квалификации являются противоречия между: необходимостью совершенствования педагогического мастерства в непрерывном профессиональном образовании, в соответствии с современными требованиями и недостаточной методологической обеспеченностью данного процессаизменившимися требованиями к личности учителя музыки и его профессиональной деятельности, необходимостью развития у него педагогической рефлексии как личностного и профессионально значимого качества, основанного на способности осознавать, оценивать и анализировать собственные личностные качества и профессиональную деятельность, и неопределенностью условий, отсутствием системы работы, обеспечивающих эффективность этого процесса в ходе повышения квалификациинеобходимостью опоры на интонационно-смысловую модель восприятия музыки в процессе развития педагогической рефлексии, учитывая универсальность и силу влияния музыки на человека, и недостаточным использованием этого ресурса для развития педагогической рефлексии учителя музыки в ходе повышения квалификации.

Обозначенные противоречия актуализируют проблему поиска и реализации условий, которые позволят обеспечить развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации, учитывая то, что спонтанного нарастания рефлексии не происходит, т.к. ее развитие является следствием влияния внешних и внутренних детерминант. Актуальность и неразработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации».

Объект исследования: процесс повышения квалификации учителя музыки.

Предмет исследования: условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.

Цель исследованиям выявить и обосновать педагогические условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации. •.

Гипотеза исследования: развитие педагогической рефлексии учителя музыки как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих осознавать, критически анализировать и определять пути конструктивного совершенствования собственной личности и педагогической деятельности, будет осуществляться более эффективно, если в ходе повышения квалификации будут созданы следующие условия:

— создана и реализована модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки- '.

— реализован спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки»;

— создана и реализована модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута решением следующих задач:

1. Определить научные предпосылки проблемы исследования и рассмотреть понятие «рефлексия» как полинаучную категорию в контексте личностно-профессионального саморазвития учителя музыки.

2. Выявить и обосновать условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации и охарактеризовать учителя как субъекта педагогической рефлексии.

3. Определить критериально-диагностические параметры модели педагогической рефлексии учителя музыки как основу диагностики, выявляющей динамику развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации.

4. Разработать и реализовать спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки», способствующий актуализации и обретению знаний учителем о феномене «рефлексия», раскрывающий возможности ее развития средствами музыки.

5. Обосновать возможность развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе реализации модели рефлексивного саморазвития, основанной на интонационно-смысловом восприятии музыки.

6. В ходе экспериментальной работы подтвердить эффективность условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.

Теоретико-методологической базой исследования явились теоретические положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности процессов и явлений окружающего мира и социокультурного пространства, в котором личность испытывает потребность в глубинном, сущностном самоизменении, реализующемся посредством рефлексиио творческой природе личностного, духовно-нравственного становления человекао рефлексивном образовании, способствующем саморазвитию человека, сохранению его целостностио рефлексивном саморазвитии как способе самопознания, ведущем к самоактуализации, самораскрытию внутренних потенциалов и их реализации в профессиональном и личностном направленияхо рефлексивном постижении музыкального смысла в процессе восприятия музыки.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы, были избраны следующие методы исследования:

— теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой литературы, научной периодикиклассификация и синтез методологических подходов к личностно-профессиональному саморазвитию через рефлексивные механизмымоделирование процесса рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки;

— эмпирические: педагогическое наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей музыкианкетирование, беседа, устный и письменный опрос учителей в ходе курсовой подготовкипедагогический экспериментанализ продуктов рефлексивной деятельности участников процесса;

— математические: шкалирование критериально-диагностических параметров педагогической рефлексиирегистрация полученных данных в таблицах, диаграммах, графиках.

Перечисленные методы легли в основу экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.

Исследование проводилось на базе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО). В исследовании приняли участие 157 человек, среди которых — учителя музыки, музыкальные руководители дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, студенты музыкального отделения педагогического колледжа № 1, г. Владивостока.

Организация исследования.

Логика и этапы исследования основывались на ведущих принципах методологии педагогических исследований: определение цели и задач исследования, разработка исходной рабочей гипотезы, анализ и интерпретация основных теоретических положений, характеризующих проблему исследования, уточнение понятийного аппарата, разработка программы исследования, модели рефлексивного саморазвития, критериально-диагностической базы, программы спецкурса.

Исследование проводилось поэтапно в течение шести лет в период с 1998 по 2004 годы.

I этап (1998;2000гг.) был посвящен теоретическому анализу философской, психологической, педагогической, методической литературы в контексте проблемы личностного саморазвитиявырабатывалось представление об объекте и предмете исследованияизучалось состояние проблемы развития педагогической рефлексии учителя музыки и возможности ее решения в процессе повышения квалификацииопределялась степень ее актуальностисоздавалась общая концепция исследованиявыявлялись и обосновывались условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификацииосуществлялся подбор практического материала, разрабатывалась программа спецкурса и модель личностного саморазвития средствами музыки, определялась база исследования, осуществлялся констатирующий эксперимент, разрабатывалась программа исследования.

II этап (2000; 2002гг.) включал корректировку концепциипланирование и проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на реализацию условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификациипреобразующий эксперимент, проверку выдвинутой гипотезы и обозначенных в ней положенийапробацию спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки» и модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки.

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в том, чтобы эмпирическим путём доказать эффективность условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации.

III этап (2002;2005гг.) был направлен на проведение итогового замера, обработку результатов экспериментальной работы, уточнение выводов, оформление материалов в диссертацию.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Обоснована концептуальная идея исследования о необходимости целенаправленного развития педагогической рефлексии учителя музыки, учитывая отсутствие фактов спонтанного нарастания рефлексии;

Определены и обоснованы условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации. Уточнено содержание понятий «рефлексия», «педагогическая рефлексия», сформулировано понятие «рефлексивной деятельности учителя музыки» как педагогической стратегии, реализующейся посредством саморазвития, самопознания.

Определены основные условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.

Разработан спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки», способствующий актуализации личностно-профессиональных смыслов и обогащению знаний учителя музыки о педагогической рефлексии, направленной на эффективное использование духовно-нравственного потенциала музыкального искусства, как средства саморазвития личности.

Создана и апробирована «Модель рефлексивного саморазвития», обогащающая опыт рефлексивной деятельности учителя музыки, как в процессе повышения квалификации, так и в собственной профессиональной деятельности.

Доказано, что реализация спецкурса, модели и создание гуманитарной образовательной среды являются необходимыми условиями, способствующими более эффективному развитию педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных предпосылок и условий развития педагогической рефлексии учителей музыки в процессе повышения квалификации и обогащении на этой основе теории и методики постдипломного образования учителей музыки. В результате исследования:

— проведено системное исследование концептуальных подходов к пониманию феномена развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации;

— уточнено содержание понятия «педагогическая рефлексия», понимаемое как процесс получения аутентичной информации учителя музыки о самом себе как личности и профессионала, выступающий в качестве механизма самопознания и саморазвития;

— раскрыта логика развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе реализации спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки»;

— описаны структурный (профессиональный и личностный) и содержательный (когнитивный, эмоциональный, деятельностный) компоненты педагогической рефлексии учителя музыки, раскрыты показатели, их определяющие;

— раскрыт механизм «наращивания» педагогической рефлексии в процессе реализации модели, основанной на интонационно-смысловом восприятии музыки.

Перечисленные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке различных аспектов теории, связанных с проблемой развития педагогической рефлексии учителя музыки и вопросов постдипломного образования учителей данной категории.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и практически реализована модель рефлексивного саморазвития учителя музыки на основе принципа интонационно-смыслового восприятия музыкиобоснован механизм «наращивания» педагогической рефлексии учителя музыкиразработан и внедрен спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки" — очерчена сфера практического применения научно-методических материалов по личностному саморазвитию в процессе рефлексивной деятельности, которые могут быть использованы в практике курсов повышения квалификации учителей музыки, а также в их собственной профессиональной деятельностиразработаны и в процессе поэтапной диагностики применены критериально-диагностические параметры педагогической рефлексии учителя музыки, позволяющие выявить уровень и динамику развития педагогической рефлексии учителей музыки.

Материалы и результаты исследования внедрены в практику повышения квалификации учителей музыки и способствовали повышению эффективности постдипломного образования данной категории.

Достоверность результатов исследования обеспечивается синтезом философских, психолого-педагогических, культурологических подходов в обосновании ведущих идей рефлексивного образования и рефлексивного саморазвитияприменением методов и методик, адекватных цели, задачам и гипотезе исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работы в системе постдипломного профессионального образования, доказавшей правомерность положений разработанной гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования систематически обсуждались на заседаниях кафедры психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), кафедры профессиональной педагогики и психологии Сибирского государственного технологического университета (Сиб-ГТУ), кафедры педагогики и психологии Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО), кабинета «Искусство» ПИППКРО, музыкального отделения Владивостокского педагогического колледжа № 1- нашли своё отражение в выступлениях автора на краевых, городских и районных семинарах, краевых научно-практических конференциях на базе ПИППКРО (Владивосток, -1998 г., 2000 г., 2001 г., 2003 г., 2004 г.), межвузовских и международных конференциях (ВГУЭС, 2003 — 2005 г. г.). Результаты работы отражены в публикациях автора в педагогических журналах: «Приморская школа», «Вестник ПИППКРО», в научных сборниках: Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие дальневосточного региона России: сб-к материалов международной конференции (ВГУЭС), Гуманная педагогика — путь преобразования человека и мира: сб-к материалов конференции (МГУ, 2005 г.), Хабаровском государственном педагогическом университете (2005г.) Материалы исследования апробированы в процессе курсов повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство»: учителей музыки, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, а также в ходе реализации авторской программы на занятиях со студентами музыкального отделения Владивостокского педагогического колледжа № 1 в течение учебного семестра.

На защиту выносятся следующие положения: 1. «Педагогическая рефлексия» — полинаучная категория, понимаемая как личностно-профессиональное качество, благодаря которому учитель музыки, как субъект педагогической рефлексии, обретает способность к самоактуализации, самопониманию, самоидентификации, саморегуляции, самооцениванию в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности.

2. Развитие педагогической рефлексии является педагогической стратегией, задаваемой в логике курсов повышения квалификации и, может рассматриваться как выбор и реализация совокупности педагогических условий, обеспечивающих обретение учителями представлений о феномене «рефлексия», рефлексивной практикенакопление опыта рефлексивного саморазвития и рефлексивной педагогической деятельности в процессе повышения его квалификации.

3. В основе диагностики уровня и динамики развития педагогической рефлексии учителя музыки лежат критериально-диагностические параметры: структурный (профессиональный и личностный компоненты), содержательный (когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты) и уровневый параметры.

4. Развитие педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации обеспечивается реализацией спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки» и опорой на модель рефлексивного саморазвития на основе интонационно-смыслового восприятия музыки, что способствует приобретению и усвоению знаний о феномене «рефлексия», о взаимообусловленности рефлексивных процессов и личностно-профессионального саморазвития, о возможности развития рефлексии средствами музыки, об участии рефлексивных механизмов в развитии музыкального восприятия и музыкального мышления.

Объем и структура работы: объем основного текста диссертации изложен на 199 страницах. Диссертация состоит из введения, двух глав, за.

Выводы. Во второй главе показан практический результат, полученный нами в процессе реализации каждого из выбранных условий развития педагогической рефлексии учителя музыки, и доказали следующее.

Созданная нами критериально-диагностическая база определения уровня развития педагогической рефлексии позволила дать учителю некоторые ориентиры для личностно-профессионального саморазвития, механизмом которого является рефлексиясформировать мотивацию учителей музыки к развитию рефлексии как необходимого условия для успешной самореализации в личностном и профессиональном направленияхвыявить качественные и уровневые характеристики педагогической рефлексии, влияющие на эффективность его профессиональной деятельностипомочь учителю осознать свои профессиональные возможности, личностные качества, обращаясь к собственным рефлексивным механизмам и определить стратегию собственного личностно-профессионального роста.

Критерии педагогической рефлексии разработаны с учетом специфики педагогической деятельности учителя музыки, ориентированной на развитие эмоционально-чувственной сферы личности, что позволило пополнить их эмоционально рефлексивный опыт, Когнитивный и деятельностный компоненты рефлексии получили импульс к развитию, благодаря феноменологическому и структурноличностному подходу.

В ходе реализации спецкурса «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки» была достигнута поставленная цель, которая предусматривала приобретение и усвоение учителями музыки знаний о феномене рефлексии, о взаимообусловленности процессов личностнопрофессионального саморазвития и рефлексивных процессов, о возможности развития рефлексии средствами музыки, об участии рефлексивных механизмов в развитии музыкального восприятия и музыкального мышления. В процессе реализации курса были решены задачи, направленные на формирование и развитие когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов педагогической рефлексии на личностном и профессиональном уровне.

Практическая реализация спецкурса осуществлялась в рамках блочно-модульного обучения, что нашло отражение в формах его организации, основанных на следующих принципах. Принцип свободы выбора содержания обучения: предоставление максимально возможной свободы выбора культурного содержания в каждый момент времени. Принцип открытости: отсутствие однозначных дисциплинарных (предметных), возрастных, ресурсных (тексты и люди) ограничений при формировании содержания, а так же, рассмотрение проблемы с разных дисциплинарных позиций, что обеспечило возможность выбрать необходимый материал и отчасти воссоздать целостность культуры как связного смыслового поля. Принцип единства синхронического и диахронического подходов позволивших спровоцировать кризис компетентности у слушателей, сподвигнув их, тем самым, к выбору материалов, отвечающих их доминантам развития, доступным их степеням свободы, уровню их личностного развития. Кроме того, синхрония и диахрония позволили создать необходимое пространство интерпретации текстов (что в работе с музыкальным материалом особенно важно) и одновременно удерживать целостность культуры, демонстрируя ее связи и сложность взаимодействия различных подсистем внутри нее. Принцип учета сознательных и бессознательных составляющих в культуре и представлениях педагогов: одновременное наличие в предлагаемом материале (текстах культуры, музыкальных текстах) различных интерпретаций, а также возможность (право) интерпретации слушателем и педагогом-консультантом собственных представлений через интерпретацию порождаемых слушателями и педагогом-консультантом текстов.

В модели, созданной на основе рефлексивного восприятия музыки, мы использовали принцип интонационно-смыслового восприятия музыкального текста. В ходе ее реализации мы проверили и доказали положение о том, что восприятие музыки человеком полноценно, ибо основывается на его собственном интонационно-слуховом опыте, и в определённой мере, автономно от специальных знаний. Это является основанием рассматривать процесс восприятия музыки с точки зрения рефлексии, как метод познания, не отвлеченный от внутреннего мира человека, как метод, основанный на аутентичных смыслах.

Все названные условия отвечали требованиям личностно-профессиональной направленности, проблемности, процессуальности, эмоциональной поддержки, интегративности.

Соблюдение данных требований позволило обеспечить развитие всех видов педагогической рефлексии, в том числе и интрапсихической рефлексии, формирующей адекватную самооценку слушателейсоздание атмосферы доброжелательности и уважения, без которых невозможно осуществлять совместную рефлексивную и творческую деятельностьактивизацию рефлексивных процессов, ведущих к личностно-профессиональному росту.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что специально созданные условия в процессе повышения квалификации учителей музыки, способствуют развитию педагогической рефлексии, однако, необходимо понимать, что в процессе курсовой подготовки, ограниченном узкими временными рамками, эта задача не может быть решена в полной мере. Процесс развития рефлексии, так же как и процесс саморазвития в целом, не имеет определенного предела, поэтому целью данного исследования является выявление условий развития рефлексии учителей музыки, стимулирующих процесс личностного и профессионального саморазвития на основе рефлексивной практики.

Положительные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности созданных педагогических условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено актуальной проблеме развития педагогической рефлексии как механизма личностно-профессионального саморазвития учителя музыки в процессе повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностый подход, что позволяет рассматривать проблему развития педагогической рефлексии в аспекте личностной и профессиональной деятельности учителя музыки.

Развитие педагогической рефлексии в процессе повышения квалификации зависит от системности в решении данного вопроса. Система работы по развитию педагогической рефлексии учителя музыки предполагает создание специальных условий в процессе повышения квалификации.

Исследование данной проблемы позволило сделать ряд общих выводов.

1. В процессе определения научных предпосылок и проблем в исследовании условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в ходе повышения квалификации, было установлено, что в научно-методической, учебно-методической литературе данная проблема ранее в достаточной степени не ставилась и не решалась. Рассмотренное понятие «рефлексия» как полинаучная категория указывает на то, что область его актуальности выходит далеко за рамки собственно психологической науки, охватывая различные области знания, в том числе, педагогическое и музыковедческое, и является важным аргументом личностно-профессионального саморазвития учителя музыки.

2. Дана характеристика учителя как субъекта педагогической рефлексии, конкретизирующая педагогическую рефлексию как значимое личностно-профессиональное качество, благодаря которому учитель музыки обретает способность к самоактуализации, самопониманию, самоидентификации, саморегуляции, самооцениванию в каждом из трёх составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности.

Выявлены и обоснованы условия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения его квалификации, которыми стали критериально-диагностические параметрыспецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки» и модель рефлексивного саморазвития, основанная на принципе интонационно-смыслового восприятия музыки. Реализация данных условий способствует приобретению и усвоению учителями знаний о феномене «рефлексия», о взаимообусловленности рефлексивных процессов и личностно-профессионального саморазвития, о возможности развития рефлексии средствами музыки, об участии рефлексивных механизмов в развитии музыкального восприятия и музыкального мышления.

3. Определены соответствующие критериально-диагностические параметры педагогической рефлексии: структурные (личностный и профессиональный компоненты) — содержательные (когнитивный, эмоциональный, дея-тельностный компоненты) — уровневые (высокий, средний, низкий уровни). Выделенные параметры и уровни развития педагогической рефлексии явилась основным инструментарием определения исходного уровня педагогической рефлексии учителя музыки, динамики ее развития, конечного результата.

4. Разработан и реализован спецкурс «Педагогическая рефлексия как средство личностно-профессионального саморазвития учителя музыки», обеспечивший актуализацию и обретение знаний учителя о феномене «рефлексия» и практически обоснована и доказана возможность развития педагогической рефлексии учителя музыки в ходе реализации модели рефлексивного саморазвития, основанной на интонационно-смысловом восприятии музыки, обеспечена динамика развития опыта рефлексивной деятельности.

5. Положительные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности созданных педагогических условий развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации.

Таким образом, осуществленное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации, а результаты экспериментальной работы и практическая реализация условий подтверждают правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия поставленной проблемы. Ее разработка может быть продолжена в аспектах: внедрение элементов рефлексивного образования в образовательный процесс школы (колледжа, ВУЗа) — использование средств искусства (музыку, живопись, литературу, театр и др.) в процессе развития педагогической рефлексиипедагогическая рефлексия как фактор личностно-профессионального саморазвития учителя и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. — 1983. № 1. С. 14−29.
  3. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. М.- СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.
  4. H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. Ж-л Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 5 — 13.
  5. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М., 1996.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
  7. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, «Освита», 1991.- 111 с.
  8. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности.-М., 1991.-416 с.
  9. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т. 13 1992. № 5. С. 12−25.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// психология формирования и развития личности. М., 1981.11.-Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.- С. 177−178.
  11. O.A. Музыка в воспитании творческой личности./ В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 3. -М., 1964. С. 21.
  12. М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом про-1 цессе композитора// Вопросы музыкального стиля. Л., 1978.
  13. А.Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. — Л., 1971.- С.352
  14. .В. Речевая интонация. М.: Музыка, 1965. С. 135.
  15. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. — Л., 1973. — 144с.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.:Изд. МГУ, 1984.- 104 с.
  17. И.С., Тряпицын A.B. Подготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы. СПб., изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 115с.
  18. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  19. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  20. В. Н., Ревякина И. И. Возрастная динамика развития рефлексии на разных стадиях педагогического профессионализации. Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34)
  21. А.П. интегративно-модульная система профессионального образования. СПб., «Радом», 1997.- 224 с.
  22. Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.- 318с.
  23. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1989.-192с.
  25. И.С. Развитие самосознания и теории игры // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1987. С. 144−172.
  26. А. Два источника морали и религии. М. 1994.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422с.
  28. B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 191 с.
  29. A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 1993. 180 с.
  30. Д.Б., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. Б. и др. Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997.-416с.
  31. A.A. Акмеология и педагогика. // Теория и практика гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1997.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1987.-№ 4
  33. . Система вещей. М., 1995.
  34. М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — С. 103−105
  35. Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т. 13.№ 4. 1992.-С. 99−100.
  36. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  37. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: «Смысл», 1997.
  38. К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1999. — 256 с.
  39. Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984.
  40. И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников. М., 1980 (дисс. канд. псих, н.)
  41. Вахнянская И. Л теория личности и личностный рост в современной психологии.- М.: АПК и ПРО, 1998.
  42. И. Структура профессионального самосознания учителя // Школьный психолог. 2000. № 3, 5, 13.
  43. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  44. A.B. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно-ориентированном подходе к образованию. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
  45. Д.В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение. Ж-л Гуманитарные науки в Сибири. № 1. 2003. С.11−15.
  46. О.Д. Музыка и профилактика негативного влияния ограниченного пространства// Проблемы инженерной психологии. Вып. IV: Эргономика. М., 1979. С. 48−49.
  47. Ю.Л., Доля В. Т., Рыжков В. М. Эксперименты по подготовке специалистов нового типа. М., 1988.
  48. В.З. Образованность: информация рефлексия — знание./ Сб-к Современная антропология и ее развитие в системе непрерывного образования. Томск.: 2000. С.132−134.
  49. В.З. Рефлексия в воспитательной системе школы: возможности управления.//Теория и практика гуманистических воспитательных систем.-Владимир, 1997.
  50. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.- 112 с.
  51. JI.C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика Пресс, 1999. С. 224 — 253.
  52. Выготский J1.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд.5. Изд-во «Лабиринт», М.: 1997. — 416 с.
  53. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  54. С.О. Исторический анализ развития музыкальной психологии в XXI веке. Дис. .канд. пс. Наук. М., 2001.- 189с.
  55. Гадам ер Х. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988. С. 525−537.
  56. Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 38−44.
  57. Г. Сочинения в 6-и т. Т.5. — М.: Наука, 1993. — 715 с.
  58. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3, С. 43−52.
  59. Г. О вариативности музыкального образа // Восприятие музыки/Сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка. 1980. С. 127−140.
  60. В.В. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования. Автореф. дис. на соиск. ученой степ, д-ра пед. наук. — СПб: СПбГУ, 1995. — 44 с.
  61. В.Г. Особенности самореализации профессионально-личностного развития учителя музыки в системе повышения квалификации. Психологический аспект. Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1998 — 185с.
  62. A.JI. Музыкальная психология.-М.: МИП «NB Магистр», 1993.
  63. Э. Собрание сочинений / Под общей ред. В. И. Молчанова. Т. 2: Феноменология внутреннего сознания времени. М.: РИГ «Логос»: Гно-зис, 1994. 329 с.
  64. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., «Логос». 2000.- 224 с.
  65. Э.Н. Повышение квалификации как взаимодействие гуманитарных систем. // психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 2. В 2 ч.-М., 1993.
  66. А.П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема. Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2001.-154с.
  67. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. № 4. 1988. С. 22−32.
  68. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей. // Вопр. психологии. 1990. № 3.
  69. Т.М. рефлексивное управление школой: теория и практика. М-Белгород, 1995, — 251 с.
  70. Р. Сочинения. М., 1989, т.1, 428 с.
  71. Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения. Вопросы психологии. № 1, 2001. С. 131−133.
  72. .И. В мире эмоций. Киев, 1987. 215 с.
  73. Л.Я. Эмоции в искусстве. Теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. С. 137−143.
  74. Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н.М. Никольской- Ред. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
  75. Дж. Введение в философию воспитания. — М., 1921. С. 62.
  76. Дж. Демократия и образование. М., Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  77. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  78. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников, Вопросы психологии. 1978. № 2. *
  79. Г. П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. Хабаровск, 2003. 133с.
  80. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. Психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
  81. В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  82. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  83. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы. Перспективы. М.: Смысл, 2001. — 264с.
  84. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 460 с.
  85. Искусство в школе -М, 1991. № 1.
  86. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // В кн.: Педагогические размышления. -М., 1987.- 186с.
  87. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. — М.: Педагогика, 1986. — 192с.
  88. М.С. Языки культуры // Известия СКНЦ ВШ: Общественные науки. 1990, № 1. С.47−59.
  89. Л.Н. Уроки дали многое. Советская музыка. 1990. № 2. С. 99 101.
  90. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  91. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — С.442−513.
  92. A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики. Психологический журнал, 2003, том 24, № 5, С. 45−57.
  93. A.B., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М., 2000. 323с.
  94. А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс Пресс, 2002.
  95. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры //Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 28 — 30.
  96. Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  97. М.Г. Восприятие музыки. Музыкальное восприятие. Музыкальная психология. Ж -л Мир психологии. № 4, 2003. С.184−194.
  98. Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. 263 с.
  99. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. СПб., 1999.- 182 с.
  100. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.335 с.
  101. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:АПКиПРО, 2002. — 24с.
  102. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение, а Приказу Минобразования России от 18,07.02 г. № 2783.-21с.
  103. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развитии учащихся (Проект)/ В. В. Алексеева, Л. В. Горюнова, И. Г. Димова и др.- Под рук. Б.М.Неменского// Искусство в школе. 1991. — № 1. С. 8 — 15
  104. Концепция повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования. Проект./ НИИ общ. Образования взрослых АПН СССР, Л.: 1988. — 17 с.
  105. A.B., В.А.Попков, Е. Л. Рязанова Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования. Ж-л Педагогика, № 1, 2002.С.18−23.
  106. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 107−114.
  107. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., Академический проект, 2000.- 240 с.
  108. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989.
  109. Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. -М.: Флинта: Наука, 1999. С. 125.
  110. Н.Б. Культурология образования М.: Народное образование, 2000.-270 с.
  111. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. Психологии. 1983. № 2. С. 51−59.
  112. JI.H. Идеи гуманитаризации в системе постдипломного образования: Гуманитарные системы: проблемы управления — Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 1997.- С. 88−97.
  113. JI.H. Проблемы саморазвития личности Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.- С. 126 — 165.
  114. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  115. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПБ., 1996.- 175 с.
  116. Г. М. Психология внутреннего диалога. М., 1988.- 205 с.
  117. Кэрролл Э. Изард/ перев. С англ. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 464с.
  118. И.С. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.-270 с.
  119. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.- 62 с.
  120. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359с.
  121. А. Могу ли я положиться на свое чувство? /Педология. № 3, 2002. С. 5−12.
  122. A.A. Педагогическое общение. И.: Знание, 1979. С. 4853.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  124. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 174−176.
  125. О., Вульфов В. З. Образованность: информация-рефлексия-знание./ Современная антропология и ее развитие в системе непрерывного образования. Томск.: 2000.- С. 132−134.
  126. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск.:1989.- 62 с.
  127. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М., «Наука», 1996. — 484 с
  128. В.А. Интервью с В.А.Лефевром // Вопросы философии, 1990. № 7. С. 52−58.
  129. В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс, 1991. 108 с.
  130. В.А. Конфликтующие структуры. М., 2000.- 136 с.
  131. Т. Самосознание, ощущение и чувство. СПб., 1903. 84 с.
  132. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  133. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. С.642−645
  134. Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3-х т. Т. 1. -М.: Просвещение, 1985. 621 с.
  135. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  136. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: 1999. С. 152−191.
  137. А. Самоактуализация // Психология личности/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982.
  138. А. Мотивация и личность. СПб., Евразия, 1999.- 478 с.
  139. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., Евразия, 1999.-432 с.
  140. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М., 1977.- 242 с.
  141. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 197с.
  142. В.В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Вып. 4., М.: Музыка, 1977. С. 97−112.
  143. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Изд-во «Музыка». М.: 1976. 255с.
  144. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28−38.
  145. Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.". Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 204с.
  146. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопр. психологии. 1998.№ 3.
  147. А. Рефлексивно-игровая технология обучения.// Высшее образование в России 2003 .-№ 4- С.87−92.
  148. Т.Ф. Философия образования: ее реальность и перспективы.// Вопросы философии 2000-№ 8. — С. 92−118.
  149. Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 156−165.
  150. .М. Роль искусства в системе общего образования// Роль искусства в общеобразовательном процессе. М.: Моск. Коми' тет по образ. 1999. — С. З — 26.
  151. А.П. Эстетическое чувство и его педагогическое значение // Русская школа, — 1906. № 2. — С.63−73.
  152. Э.М. Научно-организационные основы федеральной системы повышения квалификации в условиях реформирования образования./ МО РФ РИПКРО. М., 1994. — 47с.
  153. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России — г. Дубна, Изд. центр «Феникс», 1995. -199с.
  154. Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2-х т. Т.1.М., 1990.
  155. Д.А., Чхартишвили А. Г. Рефлексивные игры. М.: Синтег, 2003. С. 4−9.
  156. О путях повышения эффективности труда учителя // Под ред. А. К. Марковой. М., 1987. 104 с.
  157. С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996.
  158. С.И. О путях развития музыкальной психологии. Ж-л Мир психологии. № 4,2003. С.195−202
  159. Д.Б. Об экспериментальном изучении структуры самосознания // Новые исследования в психологии. 1984. № 2. С. 1722.
  160. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. № 2. С. 5−18.
  161. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопр. психологии. 1988. № 1.
  162. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.-С. 230−260.
  163. H.A. Инновационные процессы в системе повышения квалификации. // инновационные процессы в образовании: опыт и перспективы.- Владимир: ИУУ, 1997.
  164. В.А. Музыкальная психология. М.:Владос, 1997 -321с.
  165. Педагогическое образование без отрыва от производства. Ежегодник учебн.-метод. объединения по подготовке учителей без отрыва от производства. МГЗПИ, М: 1991. — № 2 — 282 с.
  166. Дж. Символы, сигналы, шумы. М.: Мир. 1967. 237с.
  167. С.Н. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений учителя школы. Дис.. канд. Пед. Наук. Магнитогорск, 2002.-182с.
  168. A.A. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. М., 1992. С. 15.
  169. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. «Владос». М.:2001. 319с.
  170. Психология и педагогика под ред. А. А. Реана. СПб., 1999.
  171. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96с.
  172. A.A. Психология изучения личности. СПб., 1999.- 288 с.
  173. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  174. РешетоваЗ.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
  175. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-480 с.
  176. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58−65.
  177. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 322 с.
  178. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.-720 с.
  179. Рубинштейн C. JI Избранные философско-психологические труды. М., Наука, 1997.- 463 с.
  180. О.С. Методологические основы подготовки педагога искусства. Педагог искусства: от профессиональной подготовки к мастерству. Сб.-к статей. М.: 2003. С. 159−168.
  181. Т.Н. Рефлексия как средство преодоления профессиональных затруднений педагога инновационного образовательного учреждения. Челябинск, 1999 — 172с.
  182. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Сборник.// Ф. Ницше, Э. Фрейд, Э. Фромм и др.-- М., 1989.
  183. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.142 с.
  184. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.-225 с.
  185. В. П. Управление образовательными системами / Программно-методическое пособие. М., 2000.
  186. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.- 215 с.
  187. В.В. Образование и личность. М., Логос, 1999.- 272 с.
  188. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985. № 3.
  189. И.А. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд., дополн. — Киев, 1909. С. 15.
  190. Скворцов J1.B. Культура самосознания. М.: Политиздат, 1989. -319с.
  191. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР // Перспективы. Вопросы образования. 1990, № 2. С. 142.
  192. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. № 9.
  193. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3. С. 52−58.
  194. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  195. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — С. 60−68.
  196. Е.С. Становление специалиста. — Л.: Изд. ЛГУ, 1989.-136 с.
  197. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1988.
  198. Современная антропология и ее развитие в системе непрерывного образования. Томск.- 2000. СЛ32−134.
  199. Специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Сб. научн. Тр./ Ин-т образования взрослых РАО. Под ред. С. Г. Вершловского. СПб: 1993. — 72 с.
  200. H.H. Диагностика уровня воспитанности личности школьника. Компетентностный подход. // Пособие для социальных педагогов, педагогов-психологов и воспитателей. СПб, 2005.
  201. М.С. Об инвариантных механизмах музыкального вос-приятия//Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. С. 168−177.
  202. Стратегия социально-экономического развития России на 2000 — 2010 гг.
  203. H.B. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — С.6−143.
  204. В.А. /Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т. 3−1981.-С. 181−185.
  205. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.- 254с.
  206. К.В. Онтогенез музыкальных способностей.М.: Педагогика, 1988.-176 с.
  207. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 1999.- 330 с.
  208. .М. Психология музыкальных способностей. — М., 1949. -С.7- 9.
  209. Тейяр де Шарден П. Феномен человека/Пер. с франц. М.: Наука, 1987.-240 с.
  210. A.B. Глубинные психологические механизмы взаимодействия с искусством в музыкально-педагогическом процессе (Возможности музыкально-проективной диагностики особенностей личности ребенка). Ж-л Мир психологии. № 1, 2002. С. 151−170.
  211. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. Вопр. Психол. 1998. № 4. С. 45−57.
  212. Ю.И. Смена образовательной парадигмы и новые задачи системы повышения квалификации работников образования // сихолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуэ. Сб. науч. Тр. Вып. З В 2ч. 4.1. -М., 1994.
  213. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — Т.8.-М.- Л., 1950.-С. 117−119.
  214. Л. Избранные философские произведения. М&bdquo- 1955, т.2.- 564 с.
  215. Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.
  216. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. Ю. Юровской. СПб.: «Лань». 1998.-434 с.
  217. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.- С. 579.
  218. С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 351 357, 359−364.
  219. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 336 с.
  220. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
  221. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  222. М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: 1993. и
  223. Э.А. Мастер самопознания, или Погружение в Я. СПб.: «Лань», «Полисет», 1995. 192 с.
  224. B.C. Развитие педагогической толерантности. Изд-во «Akademia», М.: АПКиПРО, 2003. 57 с.
  225. Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. — М.: АПКиПРО, 2001.-С. 117−124.
  226. В.Д. Способности человека. М., 1997.
  227. В.Д. Происхождение человечности. М., Логос, 1999.-200с.
  228. Г. П. Очерки по философии образования М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. — С. 52.
  229. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. М.: Изд-во «Флинта», 1999. — 83 с.
  230. Н.Б., Косова М. А. Рефлексивная подготовка социальных работников (профессионально-личностный аспект). Отечественный журнал социальной работы. № 3 2003. — С.63−75.
  231. Экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. «Вестник образования» № 8, апрель 2001 г.
  232. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1973. 304 с.
  233. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996.- 267с.
  234. П.А. Основы модульного обучения. — Вильнюс. 1989., Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.- Принципы модульного обучения.// Советская педагогика. — 1990. -№ 1
  235. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: 2000. 110с.
  236. И.С. Развивающее обучение. М., 1998.
  237. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000. 176с.
  238. К. Смысл и назначение истории. М.: 1991.
  239. B.C. Образовательные стандарты высшей школы — методологические основы, разработка и применение: Уч. пособие для преподавателей высшей школы. Часть 1. Омск. гос. пед. инст. — Омск: 1994.-66 с.
  240. М.Г. Идеи Б.М.Теплова о переживании как феномене культуры. Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 63−73.
  241. Adorno T.W. Philosophy of Modern Music. New Jersey: Free Press, 1973.
  242. LefebvreV.A.Psychological theory ofbipolarity and reflexivity. Levinston: The Edvin Mellen Press, 1992.
  243. Deliege I. Melen M. Cue abstraction in the representation of musical form // Perception and cognition of music / I. Deliege, J.A.Sloboda et al (Eds.). Hove (England): Psychology Press- Erlbaum- Teylor & Fransis, 1997. P 387−412.217
Заполнить форму текущей работой