Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
Основой внутренней предпосылки формирования духовных ценностей молодёжи является развитие эстетических чувств и представлений на примере богатства художественных впечатлений. В этом неоценимую роль играет самое испытанное поколениями и естественное средство — народное прикладное искусство, воспитывающее красотой предметов народного творчества и целесообразностью народных ремёсел. Народное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЧУВАШСКОЙ ФИЛОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
- 1. 1. Сущность и содержание понятия «эстетическая культура» студента
- 1. 2. Педагогический потенциал чувашского народного прикладного искусства
- 1. 3. Модель процесса формирования эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЧУВАШСКОЙ ФИЛОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
- 2. 2. Педагогические условия формирования эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью возрождения национальной культуры этносов, этнокультурных традиций, которые необходимы для развития эстетической культуры и дальнейшего прогресса современного общества, когда возможностям человека должны соответствовать определённые эстетические идеалы и культурные ценности в условиях благоприятного воздействия и реализации потенций.
Современная социокультурная ситуация характеризуется размыванием иерархии социальных ценностей, в ряду которых духовность во все времена возводилась и возводится в ранг высших гуманитарных идеалов, актуализируя проблемы образования, связанные с деинтеллектуализацией общественного сознания, разрывом социальных процессов, когда нарушается г' система воспроизводства знаний, эмоций, переживаний, когда приходит визуальная культура вместо целеустремлённого творческого начала молодёжи. Всё это приводит к угасанию у молодых интереса к культуре родного края, развивая национальный нигилизм и пренебрежение к своему этносу. На современном этапе развития российского государства назрела необходимость определения общенациональной системы ценностей, национальных культурно-воспитательных идеалов, составляющих гуманистический компонент государственной политики.
Между тем, именно в переломные периоды общества огромную роль играют процессы социализации личности и привлечение молодого поколения к богатому народному наследию, к формированию национальной культуры и идентификации личности (чувство национального достоинства, интерес и положительное усвоение традиций своего народа, изучение народного прикладного искусства, овладение народными ремёслами), ибо всё это является источником формирования национального менталитета и связующим звеном поколений.
Поэтому закономерно, что именно в переломный период конца XXначала XXI века возрождается интерес к национальной культуре, обычаям, языку, народному прикладному искусству и ремёслам, а так же к народному костюму как предмету особой национальной гордости, который является основным компонентом семейных праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Народный костюм — это своеобразная область декоративно-прикладного народного творчества, где тесно переплелись многие виды ремёсел, а так же воплощено понятие народа об идеальном облике людей одной нации во взаимосвязи с окружающей природой, культурой социума, представлениями о космогоническом устройстве мира, философии бытия.
Современное высшее образование призвано обеспечить разностороннее гармоничное развитие личности, приобщая студентов к достижениям отечественной и мировой культуры, помогая усвоению народного искусства — источника глубоких и обширных знаний об общечеловеческих и национальных ценностях, обычаях своего народа, о фольклорном искусстве, о красоте, неповторимости и многообразии народного костюма, о мудрой практичности народных ремёсел.
Формирование нравственности и эстетической культуры, подготовка студентов к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей развития общества и государства. Поэтому в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохраняя и развивая национальную культуру, воспитывая бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России.
Общеизвестно, что образование формирует личность человека, способного к самоопределению в мире культуры, нравственно и эстетически развитого. Кроме того, современный выпускник вуза должен быть конкурентоспособным на мировом рынке труда, способным к профессиональному, творческому и духовному росту, профессиональной мобильности, способности к самореализации, должен соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к будущим специалистамвыпускникам вузов, иметь возможность приобретать в процессе учёбы дополнительные профессиональные квалификации, в том числе и в области народного прикладного искусства.
Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной программе воспитания детей и молодёжи в Российской Федерации «Будущее России» ориентировано на создание дополнительных образовательных программ в системе среднего, дополнительного и высшего образования с целью получения молодёжью уже в процессе обучения различных дополнительных квалификаций.
В Национальных проектах Чувашской республики в сфере образования обозначены тенденции модернизации системы высшего образованияприоритетные национальные проекты в области профессионального образования предписывают ориентировать учащихся на смыслопоисковое обучение. Знание при этом может быть полноценным в том случае, когда включен в процесс усвоения механизм развития личности студента в соответствии с его национальным мировоззрением и с учётом национально-региональных особенностей республики (102, 103). При этом совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов предполагает создание широкого поля возможностей для получения дополнительных профессиональных квалификаций в соответствии с регионально-этническими особенностями вуза, а также с национально-региональным компонентом содержания образовательных программ.
В этой связи особое значение приобретают педагогические исследования, направленные на разработку современного содержания и технологии процесса формирования эстетических ценностей у студентов в системе вузовского образования. Анализ последнего периода развития нашего общества говорит нам о неравномерности развития образования. Это связано с его определяющими новыми социально-экономическими условиями, в связи с чем возрастает роль и значение личности человека, жизненные ориентиры которого определяются ценностями эстетическими.
Осмысление социально-культурного опыта предыдущих эпох и современности позволяет сделать вывод, что, несмотря на успехи современной западной цивилизации в области техногенного развития и во внешне более благополучном образе жизни, идеология потребительского общества и массовой культуры Запада способствует нарастанию глобальных кризисов в области культуры.
В последние годы из большинства проблем, обозначенных оргкомитетом Международной конференции по проблемам социологической теории (Кембридж, август-сентябрь 2000 г.), наиболее актуальными признаны те, которые связаны с подменой целеустремлённого творческого начала молодёжи визуальной культурой. Это привело к угасанию у молодёжи интереса к истории и культуре родного края, пренебрежению к своему этносу, к кризису системы образования и культуры, проявилось в кризисе знаний о многовековой культуре, народной исторической памяти, истории, нарушилась система воспроизводства знаний и нравственных установок. Поэтому изучение и осмысление социально-культурного опыта системы народной педагогики и её воспроизведения, возрождение народных традиций, народных ремёсел, эстетики народного искусства необходимы в деле формирования у студенческой молодёжи национального менталитета.
Кроме того, для формирования новой мировой цивилизации необходима пропаганда знаний о прогрессивных исторических событиях и особенностях культуры разных народов, что способствовало бы разностороннему гармоничному развитию как стран сообщества, так и каждой личности, приобщению её к высоким достижениям отечественной и мировой культуры. Поэтому стратегия педагогического образования нашего государства в XXI веке направлена на преодоление кризиса культуры, образования и духовности. В ее реализации необходимо обеспечить эстетическое воспитание студенческой молодёжи средствами народного прикладного искусства, когда усвоение народных ценностей обогащает каждого, когда принцип преемственности предыдущих поколений последующими является важнейшим направлением национальной педагогической культуры. Однако необходимо понимать, что формирование национальной культуры у студентов происходит в поликультурной среде, а ценности каждой этнической культуры специфичны, ценны и отличаются по содержанию и приоритетности от национальных ценностей других этносов. Поэтому приобщение молодёжи к этнокультурным ценностям своего народа — это решающий фактор их интегрирования в полиэтническую культуру страны.
С древнейших времён проблема использования национальной культуры в эстетическом воспитании молодёжи волновала великих мыслителей Аристотеля, Демокрита, Платона и др. В их трудах придавалось огромное значение чувствам, эмоциям, душе, познанию мифов, легенд, ремёсел в деле нравственного и эстетического воспитания молодого поколения.
Период культурологического подхода в философии педагогики и в педагогической науке XVIII — XIX веков характеризуется изучением идей развития культуры в историческом срезе с учётом национальных особенностей и с учётом эволюции таких национальных ценностей, как религия, нравственность, эстетика социальных ценностей. Научные труды о формировании эстетических способностей молодёжи, об освоении народного искусства и разнообразных ремёсел в процессе учебной деятельности нашли отражение в трудах педагогов-философов Я. А. Коменского (97, 98), Ж. Ж. Руссо (93), Д. Локка (123, 124), И. Г. Песталоцци (151, 152), И. Канта (87), Г. В. Гегеля (56) и др. Благодаря их трудам в области научной и педагогической деятельности в обществе создавались педагогические теории, которые формировали идеи сотрудничества педагогики и культурологии.
Взглянуть шире на проблему эстетического воспитания и определить значение и роль народного искусства в воспитании и развитии творческого потенциала молодёжи помогли нам труды русских педагогов В. Г. Белинского,.
B.И.Герцена, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского (205, 206), Н. Г. Чернышевского и др. Русский педагог К. Д. Ушинский выдвинул следующую идею об особенностях народного воспитания: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника» (206, 119).
В развитие педагогики чувашского народа большой вклад внесли народные педагоги из крестьян С.М. Михайлова-Яндуш и С. Иванов.
C.М.Михайлов-Яндуш собрал научный материал по этнографии, истории и фольклору чувашского, марийского и русского народов, в котором отмечена необходимость приобретения общего образования и трудовых, художественных и ремесленных навыков крестьян, в результате чего, по его мнению, обычно и происходит формирование и развитие личности (131, 24). *.
Важнейшим действенным средством развития и воспитания молодёжи в народной педагогике считались художественные ремесла, развивающие эстетические чувства и мышление. В педагогическом творчестве чувашского просветителя И. Я. Яковлева эстетическое воспитание будущих учителей чувашской школы было поставлено в один ряд с умственным развитием. Для этого в деятельности Симбирской чувашской учительской школы были активно использованы сокровища чувашской народной педагогики и народного искусства.
Учебно-воспитательные традиции чувашской этнопедагогики рассмотрены в трудах чувашских учёных И. Я. Яковлева (227, 228, 229), В. К. Магницкого, Н. В. Никольского, Н. И. Ашмарина (20, 21), Д. Е. Иванова, В. Ф. Каховского.
В последние годы процесс формирования эстетической культуры у студентов на основе народного прикладного искусства получило многостороннее теоретическое обоснование. В диссертационных исследованиях Х. М. Дикинова, Т. Н. Иванова, A.M. Кадырова, JI.B. Кузнецовой, Г. А. Никитина, Н. Б. Смирновой, М. Г. Харитонова, А. А. Ефимовой, О. И Голованёвой и др. разработаны программно-методические варианты совершенствования и повышения эстетической культуры молодёжи разных регионов Российской Федерации на традициях народной педагогики.
Важными для нашего исследования являются исследования на следующие темы: сущность национальной социализации личности (Ш.М. Алиев, Г. Н. Волков, Б.Т. Лихачёв) — анализ, структура, классификация ценностных ориентаций этноса (С.Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов) — методологические подходы к формированию ценностных ориентаций этноса (В.М. Богуславский, Н.Д. Никандров) — теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности (Г.Н. Волков, К. Ж. Кожахметова, Н. А. Корякина, JI.B. Кузнецова, Т. Н. Петрова, М.Г. Тайчинов) — учебно-воспитательный процесс художественных традиций чувашской этнопедагогики (И.Я. Яковлев, В. К. Магницкий, Н. В. Никольский, Н. И. Ашмарин, Д. Е. Иванов, В. Ф. Каховский, Г. Н. Волков) — теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности и поликультурного воспитания молодёжи (Г.Н Волков, Х. М. Дикинов, Т. Н. Иванов, A.M. Кадыров, JI.B. Кузнецова, Н. Б. Смирнова, М. Г. Харитонов, А. А. Ефимова, О.И. Голованёва) — создание моделей процесса национального воспитания (М.Б. Кожанова, Г. А. Никитин, М. Г. Харитонов, М.В. Чернова) — разработки возрождения и освоения технологий чувашских народных ремёсел, способов их популяризации и практического применения в эстетическом воспитании молодёжи (Е.И. Ефремова, Е. Н. Жачева, А. И. Ильбекова, В.А. Минеева).
Основой внутренней предпосылки формирования духовных ценностей молодёжи является развитие эстетических чувств и представлений на примере богатства художественных впечатлений. В этом неоценимую роль играет самое испытанное поколениями и естественное средство — народное прикладное искусство, воспитывающее красотой предметов народного творчества и целесообразностью народных ремёсел. Народное прикладное искусство во все времена привлекало возможностью его воспроизводства, творческого созидания, что делало его демократичным и универсальным видом творчества. Чтобы использовать педагогические и эстетические возможности чувашского народного прикладного искусства в процессе формирования эстетической культуры студентов, необходимо ввести его в сферу учебно-воспитательного процесса вуза, что способствовало бы выпускникам вузов гуманитарных специальностей дальнейшей трудовой деятельности и получении дополнительных профессиональных квалификаций.
Проблема формирования эстетической культуры у студентов средствами чувашского народного прикладного искусства актуализирует научно-методические разработки, направленные на освоение чувашского народного прикладного искусства в учебно-воспитательный процесс вуза.
Введение
курса специализации «Народный костюм и ремёсла» позволит выпускникам вузов расширить профессиональные возможности в качестве специалистов по чувашской филологии с определённым уровнем развития духовно-нравственных качеств, обладающих высокой эстетической культурой, вкусом, пониманием прекрасного, умением создавать предметы прикладного характера.
Актуальность темы
исследования определяется существующим противоречием между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования эстетической культуры у студентов средствами народного прикладного искусства, и недостаточной её научно — методической разработанностью для системы высшего образования, в частности для подготовки специалистов по чувашской филологии.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.
Цель исследования — выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.
Объект исследования — процесс формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии.
Предмет исследования — педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.
Гипотеза исследования основана на том, что эффективности процесса формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
— разработка и внедрение в практику модели формирования эстетической культуры у студентов, включающей цель, принципы, задачи, приоритетные направления, формы и методы, результат;
— создание благоприятной творческой обстановки, обеспечивающей активность студентов, их развитие и самореализацию в процессе изучения чувашского народного костюма, как необходимой базы для будущей профессиональной деятельности;
— обеспечение необходимого теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по формированию эстетической культуры у студентов;
— осуществление диагностики уровня сформированное&tradeэстетической культуры у студентов на основе разработанных критериев.
Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:
1. Раскрыть и охарактеризовать педагогический потенциал народного прикладного искусства как средства формирования эстетической культуры у студентов.
2. Разработать и практически реализовать модель формирования эстетической культуры студентов средствами народного прикладного искусства, включающую: цель, задачи, приоритетные направления, средства и методы, планируемые результаты.
3. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у студентов, будущих специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства.
4. Определить критерии оценки сформированности эстетической культуры студентов.
Методологической основой исследования являются: программнонормативные документы (Закон Российской федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Закон Чувашской Республики «Об образовании») — фундаментальные положения о роли народных традиций и ценностей в обучении и воспитании студентовконцепции личностно — деятельностного и системного подходов в образовании.
В разработке проблемы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов:
— теоретико-поисковый анализ философской, социологической, науковедческой, психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследованияисторически-эволюционный, историко-педагогический анализ историографических, научно-педагогических этнографических источников, архивных документов (ЦГА ЧР, ЧГГИ, ЦГАУ, ЧГХМ, ЧНМ), материалов системы образования ЧРсравнительно-сопоставительный анализ, системно-структурный анализ различных подходов к проблеме формирования эстетической культуры;
— ретроспективный анализ и изучение продуктов деятельности студентов, наблюдение занятий, обобщение и описание передового опыта преподавателей;
— опытно-экспериментальная работа, анкетирование, непосредственная преподавательская деятельность автора, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы с применением методов математической статистики и др.
Экспериментальной базой исследования стали ГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова», факультет чувашской филологии и культуры, кафедра чувашской филологии и истории Батыревского филиала. В эксперименте приняло участие 100 человек.
Хронологические рамки исследования охватывают 1990 — 2007 гг. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:
Первый этап (1990;2000 гг.) — поисково-теоретический — посвящен изучению состояния проблемы, анализу философской, социологической, этнопедагогической, методической литературы по теме исследования, формированию общей идеи предстоящего исследования, вхождению в различные аспекты проблемы, оценке современного состояния проблемы изучения народного прикладного искусства и освоение различных видов народных ремёсел.
Второй этап (2000;2005 гг.) — опытно-экспериментальный — был связан с проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
В данный период были выявлены типичные трудности преподавателей вуза в процессе формирования эстетической культуры у студентов средствами чувашского народного прикладного искусствавнедрялась авторская программа «Народный костюм и ремёсла».
На третьем этапе (2005;2007 гг.) была осуществлена качественная и количественная обработка экспериментального материала, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование основных теоретических выводов и научно-методических рекомендаций, завершение оформления диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём: выявлен педагогический потенциал чувашского народного прикладного искусства как эффективного средства формирования эстетической культуры у студентов;
— разработана и реализована модель процесса формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами чувашского народного прикладного искусства, представляющая собой целостную систему, основными компонентами которой являются цель, задачи, содержание формы, методы, средства обучения и воспитания, результат деятельности;
— определены критерии сформированности эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии (когнитивный — теоретические знания о народном прикладном искусстве, народном костюме, народных ремёслахпрактический — освоение и овладение народными ремёсламикреативный — развитие творческого потенциала студентов в области народного прикладного искусства) — выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами чувашского прикладного искусства (разработка и внедрение в учебный процесс программы специализации «Народный костюм и ремёсла" — создание благоприятной творческой обстановки, обеспечивающей активность, самореализацию в области чувашского народного прикладного искусстваосуществление диагностики уровня сформированности эстетической культуры у студентов).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.
— уточнены и расширены представления о процессе формирования у студентов — филологов эстетической культуры средствами чувашского народного прикладного искусства;
— внесены дополнительные элементы в теорию и методику их профессионального образования;
— создана теоретико-методическая основа для новых исследований проблемы формирования эстетической культуры у студентов средствами чувашского народного прикладного искусства.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза авторская программа «Народный костюм и ремёсла», которая может быть использована в вузовской образовательной практике на гуманитарно-художественных факультетах, а также в системе повышения квалификации г учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования. Материалы исследования могут быть полезными в практической деятельности педагогов в области чувашского народного прикладного искусства и при разработке содержания национального регионального компонента вузовского образования. Основные научно-методические идеи исследования нашли реализацию в учебно-воспитательном процессе Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.
Достоверность результатов и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены исходными методологическими позициями на всех его этапах, глубоким анализом предмета исследования, логической структурой его построения, применением теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, многолетней практической деятельностью автора, значительным охватом числа студентов в проведении педагогического эксперимента, использованием результатов исследования в вузах и школах Чувашской Республики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты нашли отражение в программе спецкурса «Народный костюм и ремёсла», в научных статьях, докладах и тезисах докладов автора. Ход исследования, его результаты проверялись в процессе опытно-экспериментальной работы, чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий в Чувашском государственном институте образования, Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова на факультетах «Дизайн и компьютерные технологии», чувашской филологии и культуры, на кафедре чувашской филологии и истории. Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультетов чувашской филологии и культуры, дизайна и компьютерных технологий, филиала в селе Батырево Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Чувашское народное прикладное искусство как национальный историко-культурный феномен имеет большой педагогический потенциал, заключающийся в возможности воспитания красотой и целесообразностью изделий традиционных ремесел, научении разнообразным трудовым навыкам студентов, что способствует формированию у них целостного представления о человеке как о представителе своего народа, пониманию художественно-эстетических традиций этноса, его философии, нравственных представлений. На этой основе формируется эстетическая культура студента, включающая комплекс знаний, представлений о прекрасном в жизни и искусстве, эстетические потребности и предпочтения, творческую деятельность по преображению действительности по законам красоты, обеспечивающей жизненное самоопределение и профессиональную реализацию.
2. Эффективность формирования эстетической культуры будущих специалистов по чувашской филологии обеспечивается реализацией модели процесса формирования эстетической культуры средствами народного прикладного искусства, включающей цель — формирование эстетической культуры средствами народного прикладного искусствазадачи — вооружить студентов теоретическими знаниями о чувашском народном прикладном искусствеобучение практическому владению различными видами народных ремёсел: формирование их духовно-нравственных качествпринципы, содержание, формы, методы, результат.
3. Необходимыми педагогическими условиями, способствующими повышению эффективности формирования эстетической культуры студентов-филологов средствами чувашского народного прикладного искусства, являются:
— реализация модели формирования эстетической культуры студентов, представляющей собой целостную систему, основными компонентами которой являются: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результат;
— создание благоприятной морально-психологической обстановки, обеспечивающей активность студентов, их саморазвитие и самореализацию в области чувашского народного прикладного искусства;
— повышение теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по формированию эстетической культуры студентов средствами чувашского народного прикладного искусства;
— осуществление диагностики уровня сформированности эстетической культуры у студентов.
Структура диссертационного исследования определяется логикой исследования и поставленными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Библиографический список состоит из 254 наименований. Диссертация включает в себя 1 схему, 20 таблиц, 1 диаграмму. В конце диссертации представлен дополнительный материал в виде 9 приложений.
выводы.
При планировании педагогического процесса с культурологическими качествами в контексте содержания образования присутствуют составляющие структуры культуры в различных её проявлениях, прежде всего духовной культуры. Компоненты содержания образования — общая, базовая и профессиональная культуры.
Основные принципы воспитания и формирования эстетической культуры студенческой молодежи средствами чувашского народного прикладного искусства — обучение, образование, а основополагающий принцип — зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями обучения студентов гуманитарной направленности.
Формирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии происходило по трём направлениям:
1) теоретическое: овладение системой фундаментальных знаний мировой, отечественной, региональной, чувашской культуры, истории художественных народных промысловосознание взаимосвязи народного прикладного искусства с обычаями, традициями, философией миропонимания чувашского народа;
2) методическая подготовка: овладение студентами технологией и практическими навыками освоения народных ремёсел чувашского народного прикладного искусства;
3) практическая подготовка студентов к эстетической и творческой деятельностивооружение приёмами и навыками чувашского народного прикладного искусства в области народных ремёсел.
Необходимые педагогические условия, способствующие повышению эффективности эстетического воспитания студентов-гуманитариев средствами чувашского народного прикладного искусства, следующие:
— разработка и реализация модели формирования эстетической культуры студенческой молодёжи, представляющей собой целостную систему, основными компонентами которой являются: цель, задачи, содержание: формы, методы, средства и результат;
— создание благоприятной морально-психологической обстановки, обеспечивающей активность студенческой молодёжи, их саморазвитие и самореализацию в области чувашского народного прикладного искусства;
— обеспечение необходимого теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по формированию эстетической культуры студентов средствами чувашского народного прикладного искусства;
— осуществление диагностики уровня сформированности эстетической культуры студентов на основе разработанных критериев (овладение студентами достаточно глубокими и обширными теоретическими знаниями в области истории и теории чувашского народного прикладного искусства, осознание значения эстетики народного костюма, степень художественно-практического освоения народных ремёсел, творческое этнокультурное самообразование, участие в выставках, научно-практических конференциях, фольклорных мероприятиях).
Задачи, которые были поставлены, решались творческой деятельностью студентов. В ходе эксперимента определялись:
— качество изменения теоретических знаний и практических навыков по показателям готовности их применить в практической, исследовательской деятельности и качественности исполнения;
— динамика усвоения теоретических знаний и практических навыков специализации «Народный костюм и ремёсла», а так же подготовленность к профессиональной деятельности.
Анализ педагогической деятельности в ходе освоения программы курса специализации «Народный костюм и ремёсла» показал, что вырос уровень теоретических знаний, возросло качество практической деятельности и готовность студентов к использованию традиций народного искусства в творческой и научной работе. Результаты эксперимента подтвердили возможность включения данного материала по изучению и воссозданию чувашского народного костюма, освоению народных ремёсел в содержание курса специализации «Чувашский народный костюм и ремёсла» в качестве дополнительного образования вуза на факультетах и кафедрах чувашской филологии на основе преемственности и свободного выбора учебного материала. Предполагается в процессе освоения учебного материала серьёзное изучение материальной культуры чувашского народа и строгое следование старинным технологиям изготовления и оформления народного костюма для убедительных результатов.
Анализ результатов опытно-экспериментальных исследований позволяет сделать выводы, что у студентов, изучивших курс специализации «Народный костюм и ремёсла»:
— вырос уровень теоретических знаний об истории чувашского народа;
— появились способности применения полученных знаний и умений в творческих и научно — исследовательских аспектах;
— появилась возможность и желание связать свою творческую деятельность со специализацией «Народный костюм и ремёсла».
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что введение в учебно-воспитательный процесс вузов специализации «Народный костюм и ремёсла» повысил уровень этнографических знаний о культуре родного края, возросла заинтересованность в освоении народных ремёсел, выросло число студентов, участвующих в научно-практических конференциях, студенческих выставках народно-прикладного творчества, фольклорных мероприятиях. Студенты, неоднократно участвующие в выставках Национального музея 2002 и 2005 гг., в выставке народного творчества художественного музея 2004 года, студенческой научно-практической конференции факультета ДиКТ ЧГУ, выигравшие грант Президента Чувашской Республики в 2004 году, доказали свою заинтересованность в предмете курса специализации «Народный костюм и ремёсла», в своих творческих возможностях, в перспективности данного направления деятельности.
Заключение
.
Обобщая результаты проведённого исследования, есть основания заключить, что поставленные задачи решены, гипотеза получила подтверждение. Итогом теоретического и опытно-экспериментального исследования явились следующие выводы:
1. Определены сущность и понятие «Эстетическая культура», что является совокупностью всех феноменов социальной жизни (мировоззрения, практических установок, общественных институтов), а так же эстетически значимое поле художественной культуры. Эстетическая культура студентаэто уровень эстетического воспитания, вкуса и образования личности, которое невозможно достичь без совершенствования духовно-нравственных качеств, этических (волевых) и гносеологических (познавательных) способностей молодёжи. Учитывая важнейшие возрастные особенности интеллектуального развития студенческой молодёжи (переориентация самосознания, появление ценностно-смыслового определения, формирование жизненных планов, основанных на профессиональном самоопределении, осознание своего места в общественной жизни социума), необходимо: формировать устойчивый познавательный интерес, поддерживать состояние активной заинтересованности студентов, раскрывать эстетическую красоту чувашского народного прикладного искусства, народного костюма и ремёселподдерживать внутреннюю работу эстетического самовоспитания студентов.
2. Педагогический потенциал чувашского народного прикладного искусства способствует: чёткому представлению о культурном наследии чувашского народа, форм бытования и развития народного прикладного искусства в системе материальной культурыформированию целостного представления о человеке как о представителе своего народапониманию художественно — эстетического вкуса этноса, его философии, нравственных представлений, самобытного понимания мироздания.
Используя творческий потенциал чувашского народного прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе, формируется эстетическая культура личности студента, способного к творческой самореализации, учитывающего свои возможности и потребности, обеспечивающего жизненное самоопределение. При изучении курса специализации «Народный костюм и ремёсла» студенты развивают: полихудожественное мышление, потребность в расширении и углублении культурного кругозора, уважительное отношение к народным традициям и обычаям, любовь к народному творчеству, потребность в созидании и исследовательской деятельности в области народного прикладного искусства.
3. Необходимость введения курса специализации «Народный костюм и ремёсла» в систему учебной программы вуза продиктована потребностями практики преподавания чувашского языка в школах Чувашии, в которой интеграция народного искусства в освоение национального языка обусловливает необходимость комплексного подхода к процессу формирования эстетической культуры у студентов — филологов, который проходил на основе разработанной учебной программы специализации «Народный костюм и ремёсла» для будущих специалистов по чувашской филологии. Реализация принципа преемственности в формировании эстетической культуры у студентов способствовала подготовке студентов к непрерывному самообразованию и самореализации как необходимому условию их творческой успешности.
4. В ходе введения курса специализации «Народный костюм и ремёсла» в качестве профориентации и профессионализации обучения выявлены эффективные формы и методы эстетического воспитания студенческой молодёжи. Анализ передовой практики обучения и использование вариативности учебных программ для достижения логической последовательности в изучении чувашского народного костюма и основных видов ремёсел позволил студентам добиться значительных успехов в освоении народных ремёсел и изучении эстетики чувашского народного костюма.
5. Нами сформулированы критерии сформированности умений и навыков специалистов широкого профиля в области народного прикладного искусства, народного костюма и ремёсел, которые в процессе профессиональной подготовки мы определяем как качественные показатели, а уровни — как количественные характеристики.
6. В результате проведения опытно-экспериментальной работы формирования эстетической культуры студентов средствами народного прикладного искусства основное внимание было уделено профессиональной ориентации в области чувашского народного прикладного искусства, на основе чего нами был сделан вывод, что эффективность формирования эстетической культуры студентов средствами народного прикладного искусства возможна при следующих педагогических условиях:
— разработка и реализация модели формирования эстетической культуры студенческой молодёжи, представляющей собой целостную систему, основными компонентами которой являются: цель, задачи, содержание: формы, методы, средства и результат;
— создание благоприятной морально-психологической обстановки, обеспечивающей активность студенческой молодёжи, их саморазвитие и самореализацию в области чувашского народного прикладного искусства;
— обеспечение необходимого теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по формированию эстетической культуры студентов средствами чувашского народного прикладного искусства;
— осуществление диагностики уровня сформированности эстетической культуры студентов на основе разработанных критериев (овладение студентами достаточно глубокими и обширными теоретическими знаниями в области истории и теории чувашского народного прикладного искусства, осознание значения эстетики народного костюма, степень художественнопрактического освоения народных ремёсел, творческое этнокультурное самообразование, участие в выставках, научно-практических конференциях, фольклорных мероприятиях).
7. Задачи, которые были поставлены, решались творческой деятельностью студентов. В ходе эксперимента определялись:
— качество изменения теоретических знаний и практических навыков по показателям готовности их применения в практической, исследовательской деятельности и качественности исполнения;
— динамика усвоения теоретических знаний и практических навыков специализации «Народный костюм и ремёсла», а так же подготовленность к профессиональной деятельности.
8. В результате опытно-экспериментальной работы возросло качество практической деятельности и готовность студентов к использованию традиций народного искусства в творческих и научно-исследовательских аспектах, появилась возможность и желание связать свою творческую деятельность со специализацией «Народный костюм и ремёсла».
9. Профессиональная деятельность будущих специалистов по чувашской филологии в области народного прикладного искусства предполагает наличие функциональных направлений — диагностической (степень приобщённости к народным традициям, выявление степени интереса к народному прикладному искусству), организаторской (стимулирование выставочной, исследовательской, организационно-методической работы), просветительской (развитие концертно-выставочной деятельности, воссоздания музыкально-поэтических жанров фольклора, сотрудничество со студенческими фольклорными коллективами).
10. Эффективность опытно-экспериментальной работы по данной проблеме прослеживается в следующем: знание народного искусства способствует раскрытию студентами в культурах российских народов общих элементов народных традиций, формирует миролюбиепрофориентация и профессионализация дополнительного образования в системе учебной программы вуза вселяет в студентах уверенность в процессе профессиональной адаптации послевузовского периода.
11. Исследование процесса подготовки будущих специалистов по чувашской филологии в области народного прикладного искусства позволяет:
— обмениваться опытом по возрождению традиционной народной культуры и восстановлению этнических традиций;
— на курсах повышения квалификации педагогов-прикладников обмениваться опытом в области освоения народных ремёсел и воссоздания народного костюма.
12. Выполненное нами исследование предполагает дальнейшую разработку актуальных проблем формирования эстетической культуры студентов средствами народного прикладного искусства:
— определение содержания программы и средств её претворения при формировании эстетической культуры у студентов в отдельных блоках учебных дисциплин вузаисследования междисциплинарных связей в структуре формирования эстетической культуры специалистов по чувашской филологии в области народного прикладного искусства;
— разработку содержательных основ в области изучения народного прикладного искусства, ремёсел, национальных традиций;
— дальнейшее совершенствование процесса формирования эстетической культуры у студентов средствами народного прикладного искусства.
13. Результаты данного исследования подтверждают — народный опыт эстетического и трудового воспитания молодёжи влияют на творческое освоение традиционной народной культуры, активизацию познавательных интересов студентов, расширение горизонтов познания и раскрытие творческих возможностей у студенческой молодёжи, приобщение к музейной, реставрационной, выставочной, научной деятельности, формирование культуры межнационального общения, возрождении традиционных видов народных ремёсел.
Список литературы
- Проект Закона Чувашской Республики об образовании // Нар. школа. -1992.-№ 1.-С. 2−59.
- Закон Чувашской Республики об образовании // Нар. школа. 1993. — № 2−3.-С. 1−37.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 4. — С. 97−126.
- Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики: 1998. -10.
- Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания // Чаваш ен. 2000. — 16 июня.
- Аверинцев, А. А. //Бахтин М. Собр. соч. т. 1 М., 2003 С. 446 447.
- Айги, Г. Н. Слово о чувашах, моём добром народе / Г. Н. Айги // Лик Чувашии. 1995. — № 3. — С. 170−172.
- Амлинский, В. И. Преодоление / В. И. Амлинский. М.: Педагогика, 1991.-432 с.
- Амонашвили, Ш. А. Созидая человека / Ш. А. Амонашвили. -М.:3нание, 1982. 96 с.: ил. — (Нар. ун-т. Пед. фак.- № 4)
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Борис Герасимович Ананьев. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 282 с.: ил., табл. — (Мастера психологии).
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази- пер. с англ. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1982. — 295 с. — Библиогр.: с. 242−276.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человека / Б. Г. Ананьев. 2-е изд., перераб. и доп. — Питер, 2001. — 263 с. — Библиогр.: с. 257−261.
- Андреев, В. И. Интенсификация творческой деятельности студентов / В. И. Андреев, Н. Г. Мельхр. Казань: Изд-во КГУ, 1990. — 200с.
- Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Просвещение, 1986. — 376 с.
- Анисимов, О. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога : творчество и культура мышления: автореф. дис. / О. С. Анисимов. М., 1994. — 53 с.
- Анисимов, О. С. Исследования по педагогической инноватике и культуре педагогического мышления / О. С. Анисимов. М.: Высшая школа, 1991. — 123 с.
- Анисимов, О. С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. М.: Высшая школа, 1989. — 410 с.
- Анцыгина, А. А. Учимся вышивать : метод, рекомендации в помощь любительским объединениям по нац. вышивке и рук. кружков по нар. искусству / А. А. Анцыгина. Чебоксары, 1992. — 77 с.
- Архангельский, Д. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / Д. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- Архангельский, Д. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / Д. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1980.- 368 с.
- Архангельский, Д. И. Учебный процесс в советской высшей школе: пособие для преподавателей вузов / Д. И. Архангельский. 2-е изд. -М.: Высш. школа, 1975. — 250 с.
- Архангельский, Д. И. Чувашские узоры / Д. И. Архангельский. -Ульяновск, 1925. 31 с.
- Ашмарин, Н. И. Болгары и чуваши / Н. И. Ашмарин. Казань: Императ. ун-т, 1902. — 76 с.
- Ашмарин, Н. И. Словарь чувашского языка / Н. И. Ашмарин. Казань: Типолитогр. Императ. ун-та, 1910. — 160 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988.-480 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бакушинский, А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский. М., 1981.-567 с.
- Баймурзина, В. И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: автореф. дис. / В. И. Баймурзина. Казань, 1992.- 18 с.
- Басин, Е. Я. Двуликий Янус: психология художественного творчества / Е. Я. Басин. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Батищев, С. Г. Деятельная сущность человека как философский принцип / С. Г. Батищев // Проблема человека в современной философии: сб. науч. ст. М.: Наука, 1978. — С. 159 -177.
- Бахарева, JI. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / JL Н. Бахарев // Начальная школа. 1991. — № 8. — С. 48−52.
- Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Аспект Пресс, 1994. — 230 с.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 147 с.
- Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры : два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
- Божович, J1. И. Проблемы формирования личности / JI. И. Божович. -М.:ИПП, 1995.-348 с.
- Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 16 / под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1974. — 616 с.
- Валишин, Ю. Культура мира важнейшее направление ЮНЕСКО / Ю. Валишин // Воспитание школьников. — 2003. — № 1. — С. 9.
- Васильев, Е. В. Воспитание у учащейся молодёжи гумманости в сфере межнациональных отношений / Е. В. Васильев. Чебоксары, 1996. — 468 с.
- Васильев, Е. В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений: автореф. дис. / Е. В. Васильев. Казань, 1996. — 50 с.
- Васильев, И. А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В. К. Полужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 268 с.
- Вахтерев, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтерев. М.: Типография И. Д. Сытина, 1916. — 596 с.
- Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для пед. вузов / А. С. Роботова. М.: Академия, 2000. — 208 с.
- Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. 2003. — Сер. 3 — № 14
- Визгин, В. П. Вернер Гейзенберг и Габриэль Марсель: резонанс творческой мысли / В. П. Визгин // Визгин, В. П. На пути к другому: отшколы подозрения к философии доверия / В. П. Визгин. М., 1962. — С. 424
- Волков, Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопедагогический очерк / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чу в. кн. изд-во, 1970.-96 с.
- Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1965. — 60 с.
- Волков, Г. Н. Педагогические воззрения чувашского народа в пословицах и поговорках // Ученые зап. Чув. НИИ лит. и истории. -1954.-Вып. 10.-С. 183−208.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. М., 1997. -441с.
- Волков, Г. Н. Обыкновенное дело педагога / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. — 336 с.
- Волков, Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократизации и гуманизма в сфере образования / Г. Н. Волков // Лекции, прочит, в Чувашском РИПКРНО весной 1993 г. -Чебоксары, 1993. 86 с.
- Выводы 46-й сессии Международной конференции по образованию и предлагаемые действия // Перспективы. 2003. — № 1. — С. 106.
- Вопросы археологии и истории Чувашии: учёные зап. Вып. XIX. -Чебоксары: Чув. гос. изд-во, 1960. — 381 с.
- Воронов, Н. В. Предварительные итоги работы экспедиции по изучению художественных промыслов в Чувашской АССР / Н. В. Воронов // Чувашское искусство: сб. ст. НИИ. Вып. 1. — Чебоксары, 1971.-С. 196−202.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Камезо. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Временный государственный образовательный стандарт. Общее и среднее образование // Начальная школа. 1993. — № 7. — С. 68−70.
- Выгодский, JI. С. Предисловие к русскому переводу книги Торндайка «Принципы обучения, основ, на психологии». М., 1982. — С. 4. -243 с.
- Выготский, JI. С. Собрание: в 6 т. Т.4. / JI. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. — 432 с.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / Лев Семенович Выготский.- М.: Педагогика-пресс, 1999. 534 с. — (Психология: Классические труды).
- Гайденко, П. П. Космос и душа, Учение о Вселенной и человек в Античности и Средние века / П. П. Гайденко. М., 2005. — 241 с.
- Гегель, Г. В. Сочинения: т. 5. / Г. В. Гегель. М.: Педагогика. — 1937. -715 с.
- Гоголь, Н. В. О национальном: избранные статьи / Н. В. Гоголь. М.: Современник, 1980. — 332 с.
- Грачёв, М. К. Психология развивающейся личности / М. К. Грачёв. -Тула: Педагогика, 1986. 132 с.
- Громова, М. П. Педагогические основы образования взрослых / М. П. Громова. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 162 с.
- Громыко, Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Методология педагогики: сб. ст. Вып. 4. — М., 1997. — С. 7.
- Гумилёв, Л. Н. Азиатский исток традиций чувашского народного искусства / Л. Н. Гумилёв // Сов. Чувашия. 1996. — 12 янв.
- Гурье, Л. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее / Л. Гурье, Т. Кочканян // Народное образование. 1999. — № 9.
- Давыдов, В. В. Нерешённые проблемы теории деятельности / В. В. Давыдов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13 (№ 2). — С. 3−12.
- Дмитриев, В. Д. История Чувашии XVIII века / В. Д. Дмитриев. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 528 с.
- Дробницкий, О. Г. Моральная философия : избр. тр. / О. Г. Дробницкий. М., 2002. — С. 15.
- Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.
- Дубовицкая, Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. — Т. 24 (№ 5). — С. 103−109.
- Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи — пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 204 с.
- Иванов, Г. Н. К вопросу об изученности чувашского народного костюма / Г. Н. Иванов // Вопросы истории и теории искусств: сб. ст. ЧНИИ. Чебоксары, 1992. — С. 159−179 .
- Иванов, JI. И. Формирование этнографических групп и подгрупп чувашей (на территории Чувашии) / Л. И. Иванов. Чебоксары, 1992. -103 с.
- Иванов, Г. А. Современный быт и культура сельского чувашского населения / Г. А. Иванов. Чебоксары, Чув. кн. изд-во, 1973. — 124 с.
- Иванова, А. А. Ручное вышивание / А. А. Иванова. М.: Культура и традиции, 2004. — 159 с.
- Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. М.:Изд-во Акад. пед. наук, 1959. — 190с.
- Игнатьев, Е. И. Обучение. Оценка. Отметка / Е. И. Игнатьев. М.: Педагогика, 1990. — 96 с.
- Ильясов, И. И. Проектирование курса по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Логос, 1994. — 206 с.
- Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке. М.: Логос, 1998. — 351 с.
- Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления: избранные статьи / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. — 190 с.
- Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989. — 189 с.: нот. ил. — (Библиотека учителя музыки).
- Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант — пер. с нем. Н. Лосского. -СПб.: Университетская книга, 1993. 472 с.
- Каптеров, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптеров. 3-е изд., перераб. и доп. — Сиб., 1914. — 489 с.
- Каптеров, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптеров. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Караковский, В. А. Общечеловеческая ценность основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 4. — С. 2−8.
- Карпец, И. И. Современные проблемы образования / И. И. Карпец // Вопросы философии. 1873. — № 11. — С. 70.
- Каховский, В. Ф. Памятники материальной культуры ЧАССР / В. Ф. Каховский. Чебоксары, 1957. — 173 с.
- Киященко, Н. И. Искусство в борьбе за человека / Н. И. Киященко. М.: Знание, 1977. — 120 с.
- Киссельгоф, С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С. И. Киссельгоф. JL: Наука, 1973. — 152 с.
- Коев, И. Следы быта и языка праболгар в болгарской народной культуре / Иван Коев. Вып. 17. — Чебоксары, 1969. — 234 с.
- Комарова, Т. А. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографии и этнопедагогической науке / Т. А. Комарова. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 209 с.
- Коменский, Я. А. Семейное воспитание / Я. А. Коменский. М.: Издательский Дом, 2002. — 224 с.
- Коменский, Я. А. Избранные сочинения / Я. А. Коменский. М., 1955.-С. 300−301.
- Коржуев, А. В. Как формировать критическое мышление? / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. JT. Рязанова // Высшее образование в России. -2001.-№ 5.-С. 55−58.
- Кочетов, А. И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников / А. И. Кочетов. Минск, 1982. — 84 с.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения : методолог, аспект / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 335 с.
- Крюкова, Т. Китайские письмена в чувашской вышивке / Т. Крюкова, М. Хван, JI. Гумилёв// Сов. Чувашия. 1996. — 31 янв. — С. 3.
- Кузин, В. С. Психология : учебник / В. С. Кузин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
- Кузьмина, Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: тексты лекций / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухорев. Гомель, 1967.-57 с.
- Кузнецова, JI. В. Воспитательные возможности художественной культуры чувашского народа / JI. В. Кузнецова // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов / Чуваш, гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 1999.
- Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. -СПб.: Университетская книга, 1997. 630 с.
- Коменский, Я. А. Коменский: избр. тр. / Я. А. Коменский— сост., предисл. И. Д. Чечель. М.: Амонашвили, 1996. — 223 с. — (Антология гуманной педагогики).
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Academia, 2001. — 271 с. — Библиогр.: с. 268−269.
- Леднев, В. С. Содержание общего среднего образования : проблемы структуры / В. С. Леднев. М., 1980.
- Трудовое начало школы: концепция трудового воспитания / П. С. Лернер и др. М.: ВНИК «Школа», 1990. — 44 с.
- Лейбниц, Г. Теория познания : хрестоматия по философии: учеб. для вузов / Г. Лейбниц. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 452 с.
- Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разуме / Г. В. Лейбниц. М.: Соцэкгиз, 1936. — 484 с.
- Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для вузов по спец. «Психология» / Алексей Николаевич Леонтьев. -М.: Смысл, 2000.-511 с.
- Лефевр, В. А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. М.: Высшая школа, 1967. — 226 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций для вузов / Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
- Лихачёв, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б. Т. Лихачёв. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Лихачёв, Б. Т. Философия воспитания : специальный курс: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачёв, Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачёв — РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин Дом). 2-е изд., доп. — СПб.: Блиц, 1999. — 191 с.
- Лихачёв, Д. С. Процесс сохранения прошлого, открытия в старом нового. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем / Д. С. Лихачёв. М.: Сов. Россия, 1988. — 142 с.
- Лихачёв, Д. С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачёв // Избранные работы: в 3 т. Т. 1. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1987.-С 357.
- Лихачёв, Д. С. «Концептосфера русского языка» / Д. С. Лихачёв Избранные работы: в 3 т. Т. 1. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1987.-С 324.
- Локк, Дж. Об управлении разумом: педагогическое наследие / Дж. Локк- сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-249 с.
- Локк, Дж. О воспитании разума / Дж. Локк. М.: Учпедгиз, 1939. -319с.
- Лук, А. Н. Эмоция и личность / А. Н. Лук. М., 1982. — 174 с.
- Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
- Максимов, В. Г. Технология формулирования профессиональной творческой личности / В. Г. Максимов. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1996. — 227 с.
- Максимов, В. Г. Программа подготовки учителя воспитателя к профессионально-диагностической деятельности / В. Г. Максимов- Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. — М., 1993. — 82 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещения, 1993. — 193 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-351с.
- Маслоу, А. Рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
- Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С Мерлин. М.: ИПП, 1996. — 446 с.
- Митина, Л. М./ Л.М.Митина // Вопросы психологии. -1997. № 4. -с. 28−38)
- Михайлов-Яндуш, С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С. М. Михайлов-Яндуш. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1962,421 с.
- Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А. Г. Молибог. М.: Высш. школа, 1971. — 396 с.
- Мордовский народный костюм: альбом / сост. и авт. текста Т. П. Прокина, М. И. Сурина. Саранск, 1990. — 382 с.
- Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика / М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 343 с.
- Нестеров, В. А. Над картой Чувашии: историко-топонимические заметки / В. А. Нестеров. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1980. — 139 с.
- Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: книга для учителя / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1987.-253 с.
- Немов, Р. С. Психология образования : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р. С. Немов. М.: Владос-Пресс, 1994. — 496 с.
- Неаполитанский, С. М. Сакральная геометрия / С. М. Неаполитанский, С. А. Матвеев. СПб., 2006. — 630с.
- Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 10.
- Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Николай Дмитриевич Никандров. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
- Никитин, Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство средство формирования эстетической культуры подростков: автореф. дис. / Г. А. Никитин. — Чебоксары, 1997. — 21 с.
- Никитин, Г. А. Чувашское народное изобразительное искусство / Г. А. Никитин, Т. А. Крюкова. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. — 168 е.: ил.
- Никольский, Н. В. О пословицах чувашского народа / Н. В. Никольский — НИИ яз., лит., истории и экономики при Совмине Чуваш. АССР. Чебрксары: НИИЯЛИЭ., 1958. — 24 с.
- Овинникова, Ю. А. Эстетика / Ю. А. Овинникова, В. Б. Рожковский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 184 с.
- Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли / М. Ф. Овсянников. М.: Высш. шк., 1984. — 336 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. -М.: Русский язык, 1993. 955 с.
- Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. И.: Ювента, 1998.-245 с.
- Отдел рукописи РГБ. Ф. 361, к 28. д. 58.
- Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи: ч. 1. / П. С. Паллас. Санкт — Петербург при императорской академии наук, 1773. — 774 с.
- Парсонс, Г. Человек в современном мире / Г. Парсонс. М.: Прогресс, 1985.-428 с.
- Патмар, Э. И. Чаваш халах календаре / Э. Патмар. Чебоксары, 1995.- 111 с.
- Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.
- Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Карпова. М.: Сов. энцикл., 1965. — 912 с.
- Песталоцци, И. Г. Я. А. Каменский, Л. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци. М., 1989. -412с.
- Песталоцци, И. Г. Песталоцци: избр. тр. / И. Г. Песталоцци— сост., предисл. В. М. Кларин. М.: Амонашвили, 1998. — 222 с. -(Антология гуманной педагогики).
- Петрова, Т. Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в 15−16 вв. / Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1996. — 207 с.
- Петрова, Т. Н. Отстаивание национальной идеи : историческая этнографика / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
- Петрова, Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации / Т. Н. Петрова — Междунар. пед. акад.- Моск. пед. гос. унт — Чуваш, гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева- науч. ред. Г. Н. Волков. -М.: Прометей, 2000.-91 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Мысль, 1986.-231 с.
- Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-311 с.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Положение о Чувашском отделе при Народном Комиссариате по делам национальностей. Первый общечувашский рабочее-крестьянский съезд 9−13 июня 1918 г. ИГА ЧР, Ф.499, onl, д. 29, л. 5455.
- Полонский, В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований / В. М. Полонский // Сов. педагогика. 1988.- № 1. С. 48−54.
- Пономарёв, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Поташкин, М. М. Права на эксперимент / М. М. Поташкин // Народное образование. 1989. — № 9. — С. 33−38.
- Президентская программа «Новая школа». Чебоксары, 1997. -29 с.
- Психолого-педагогический словарь / авт., сост. В. А. Мижериков.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
- Разумный, В. А. О природе художественного общения / В. А. Разумный. М.: Соцэкгиз, 1950. — 143с.
- Революция искусство — дети: реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции: в 2 т. — М., 1997.
- Рол, Д. Утраченный завет / Дэвид Рол. М.: ЭКСМО, 2005. — 525 с.
- Рубанова, О. И. Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин: дис. / О. И. Рубанова. СПб., 2003. — 159 с.
- Рубинштейн, С. JI. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: автореф. дис. / С. JI. Рубинштейн. -Новосибирск, 2000. 198 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 485 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 1. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Рубинштейн, С. JL Бытие и сознание. Человек и мир / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн — сост., коммент., послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.: ил. — (Мастера психологии).
- Салмин, А. К. Народная обрядность чувашей / А. К. Салмин. -Чебоксары, 1994.- 338 с.
- Салин, А. К. Сематика дома у чувашей / А. К. Салин. -Чебоксары: Чув. гос. ин-т гуман. наук, 1997. 58 с.
- Салтыков, А. Б. Самое близкое искусство / А. Б. Салтыков. М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
- Саидбаев, Т. С. Национальная школа: что дальше? / Т. С. Саидбаев // Педагогика. 1996. — № 3.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -56с.
- Сафина, Ф. Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала / Ф. Ш. Сафина. Казань: Фон, 1996. — 204 с.
- Светлова, J1. П. Азбука орнамента / Л. П. Светлова. М.: Гном, 2001.- 126 с.
- Система воспитания школьников / под ред. С. А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.
- Симонов, В. П. Педагогическая практика в школе : учеб.-метод. пособие для преп. и студ. / В. П. Симонов — Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. 180 с. — (Библиотека педагога-практика).
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогического исследования: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, J1. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Словарь иностранных слов / под ред. А. Я. Абрамовича и др. -М.: Русский язык, 1988. 608 с.
- Словарь русского языка / гл. ред А. П. Евгеньева. М.: Русс, яз., 1981.-794 с.
- Словарь иностранных слов / под ред. А. Я. Абрамовича и др. -М.: Русский язык, 1988. 608 с.
- Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14−22.
- Слободчиков, В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
- Смирнова, С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 1999. — 96 с.
- Сусоколов, А. А. Модель национальной школы для Северного Кавказа : социокультурный и политические аспекты / А. А. Сусоколов,
- Г. С. Денисов, P. X. Шогенов // Известия Российской академии образования. 1999. — № 3.
- Сокольников, Ю. П. Общая педагогическая теория : системное понимание педагогической действительности / Ю. П. Сокольников. -М. :БГУ, 1997.-31 с.
- Соловьёв, В. Философия Серебрянова века / В. Соловьев. М.: Прогресс-традиция, 2001. — 468 с.
- Сухомлинский В.А. Собр. Соч. -М., 1979. -т 1,3.
- Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника : подросткового и юношеского возраста / В. А. Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961. -223 с.
- Станиславский, К. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 4. М., 1988. (399 с.) 557 с.
- Система воспитания школьников / под ред. С. А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.
- Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика: сб. науч. тр. / гл. ред.: И. В. Иванов, JI. А. Борисова. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я Яковлева, 2000. — 285 с.
- Сокольников, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Сокольников. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Страницы истории высшей школы Чувашии: учебное пособие / под ред. В. Д. Димитриева. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. -190 с.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании : выдержки из книг и статей. / В. А. Сухомлинский- сост., вступ. очерк С. Соловейчик. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1975. — 272 с.: 1 л. портр.
- Талызина, Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. — 133 с.
- Тезисы к докладу Художественного подотдела Чувашполитпросвета -ЦГА ЧР, onl, дбб, л. 38.
- Толстой, JI. Н. Толстой : избр. тр. / Л. Н. Толстой- сост., вступ. ст. С. Ф. Егоров. М.: Амонашвили, 1997. — 221 е.- (Антология гуманной педагогики).
- Трофимов, А. А. Мастера народного искусства и художественных промыслов / А. А. Трофимов. Чебоксары: Чув. гос. ин-т гуман. наук, 2004. — 126 с.
- Трофимов, А. А. Проблемы народного искусства Чувашии / А. А. Трофимов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд -во, 1985. — 112с.: ил.
- Трофимов, А. А. Орнамент чувашской народной вышивки / А. А. Трофимов. Чебоксары, 1977. — 110 с.
- Трофимов, А. А. Коллекция чувашской вышивки / А. А. Трофимов // Чувашское искусство / Тр. ЧНИИ. Чебоксары, 1975. -Вып. 56. — С. 179−204.
- Трудовое начало школы. Концепция трудового воспитания / сост. П. С. Лернер и др. М.: ВНИК «Школа», 1990. — 44 с.
- Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский — под ред. В. Я. Струминского. М., 1953. — 638 с.
- Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / Избранные пед -е сочинения: в 2 т. Т. 1. / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974. 548 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинени : в 2 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский. М.: Гос. учеб. пед. изд-во, 1939. — 415 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский — под ред. В. Я. Струминского. М ., 1953. — 638 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии. Собр. Соч. М., 1950 -т. 1. 253 с.
- Ушинский, К. Д. Ушинский : избр. тр. / К. Д. Ушинский- сост., предисл. П. А. Лебедев. М.: Амонашвили, 1998. — 222 с. — (Антология гуманной педагогики).
- Фадеева, Т. Образ и символ / Т. Фадеева. М.: Новалис, 2004. -254 с.
- Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / С. Хантингтон. М.: Россмэн, 2003. — 367 с.
- Харисова, Л. А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры : автореф. дис. / Л. А. Харисова. Казань, 1995. — 18 с.
- Харитонов, М. Г. Профессиональная ориентация будущего учителя в системе этнопедагогических классов : учебное пособие / М. Г. Харитонов — Чув. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2005.- 116 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / под. ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — С 35.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
- Художественный музей и культура: сб. ст. / Чув. гос. ин-т гуман. наук. Чебоксары, 2002. — 188 с.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интер-пракс, 1995. — 286 с.
- Шаймарданов, P. X. Личностно ориентрованная технология педагогического процесса : учебное пособие / P. X. Шаймарданов. -Сургут: Сур. ГПИ, 2002. 267 с.
- Шаймарданов P. X. Развивающая личностный потенциал ученика технология обучения : учебное пособие / P. X. Шаймарданов. Елабуга: ЕГПИ, 1999.-32 с.
- Шамионов, Р. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте : дис. / Р. М. Шаймардинов. СПб., 1997. — 157 с.
- Штоф, В. А. Моделирование и познание / В. А. Штоф. Минск, 1974.-211 с.
- Щедровицкий, Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. Знание, 1964. — 489 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г. И. Щукина. Просвещение, 1986. — 144 с.
- Эльдаров, М. М. Трактовка проблемы гармонического воспитания в педагогической теории И. Я. Яковлева и его школы. // Ученые зап. И. Я. Яковлева. -Чебоксары: Чуваш, кн. издат-во, вып. 23. 1971. -с.215−219.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / С. Я. Батышева. М. :АПО, 1999. -Т.№. — 488 с.
- Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 178 с.
- Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев- подг. текста О. П. Яковлевой и др. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1983. — 286 с.
- Яковлев, И. Я. Моя жизнь. Воспоминания / И. Я. Яковлев. М.: Республика, 1997. — 696 с.
- Яковлев, И. Я. Симбирская учительская школа и её роль в просвещении чуваш / И. Я. Яковлев — под ред. М. Я. Сироткина. -Чебоксары: Чув. гос. изд -во, 1959. 144 с.
- Яковлева, Л. Г. Описание техники швов чувашской вышивки / Л. Г. Яковлев // Чувашское искусство / тр. ЧНИЦ. Чебоксары, 1975. -Вып. 56. — С.170−178.