Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс развития математической компетентности студентов гуманитарного профиля в теории и методике профессионального образования специально не рассматривался. Требование социума к интеллектуальной готовности будущих специалистов гуманитарного профиля в профессиональной деятельности не соотносится с трудностями реализации требований учебной программы при изучении математических дисциплин… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. 1. Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей как педагогическая проблема
    • 1. 2. Возможности практико-ориентированного обучения в развитии математической компетентности студентов
    • 1. 3. Моделирование процесса развития математической компетентности студентов в практико-ориентированном обучении
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • 2. МЕТОДИКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
    • 2. 1. Информационное пространство развития математической компетентности студентов в практико-ориентированном обучении
    • 2. 2. Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении групповому выбору
    • 2. 3. Проверка эффективности развития математической компетентности студентов в практико-ориентированном обучении
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный образовательный процесс ориентирован на реализацию Болонского соглашения, утвердившего приоритет развития основных компетенций личности в процессе ее становления в разных сферах жизнедеятельности. Одна из ведущих компетентностей субъекта образования — профессиональная компетентность, являющаяся сложной полифункциональной структурой. Математическая компетентность является значимым компонентом профессиональной компетентности будущих специалистов.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации математика является обязательным учебным предметом для студентов гуманитарных специальностей. Содержание образовательных стандартов, паспортов специальностей гуманитарного профиля, учебной и специальной литературы по курсам математики предполагает развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей как обязательного условия повышения качества профессионального образования.

Реализация требований учебной программы по математике для студентов гуманитарных специальностей затруднена ограниченностью учебного времени, необходимого для всестороннего раскрытия сферы применения математического знания в будущей профессиональной деятельности, что удлиняет срок вхождения выпускника вуза в профессиональную деятельность, снижая ее эффективность.

Процесс развития математической компетентности студентов гуманитарного профиля в теории и методике профессионального образования специально не рассматривался. Требование социума к интеллектуальной готовности будущих специалистов гуманитарного профиля в профессиональной деятельности не соотносится с трудностями реализации требований учебной программы при изучении математических дисциплин и применения математических знаний в учебно-производственной практике и рассматривается обособленно от этих процессов. Студенты не считают опыт реализации математики в гуманитарном познании значимым для будущей профессиональной деятельности и недостаточно ориентированы на развитие своих математических знаний. В процессе обучения математике студентов гуманитарного профиля игнорируется практико-ориентированная направленность данного процесса, что сдерживает развитие их математической компетентности. Разобщенность процессов развития математической и профессиональной компетентности студентов гуманитарных специальностей порождает ряд противоречий между:

— социальным заказом общества в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на компетентное применение выпускником вуза гуманитарной специальности математических знаний в профессиональной деятельности и недостаточной его готовностью к такому применению;

— потребностью педагогической науки в знаниях о процессе формирования математической компетентности студентов гуманитарных специальностей и недостаточной изученностью средств ее развития;

— необходимостью совершенствования позитивной мотивации студентов по практическому применению математических знаний в профессиональной деятельности и недостаточным методическим обеспечением этого процесса.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких дидактических условиях практикоориентированное обучение способствует развитию математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Теоретические предпосылки для разрешения поставленной проблемы содержатся в философской, психологической, педагогической литературе.

В философии соотношение теории и практики в развитии компетентности человека рассматривали Г. Гегель, В. В. Ильин, И. Кант, С. А. Лебедев, B.C. Степин, Г. П. Щедровицкий, Б. Г. Юдин.

В психологии необходимость предметной, практической деятельности учащихся и студентов в процессе обучения обосновали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, их последователи. С позиции теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина изучали процесс формирования практических умений и навыков учеников. Психологические основы соотношения теории и практики в профессиональном образовании при развитии компетентности как единства знаний и опыта специалиста выявили К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ги-нецинский, H.A. Зимняя.

Накоплен значительный опыт обучения студентов математике и информатике. Профессиональному обучению математике специалистов разного профиля посвящены работы М. А. Айзермана, Ф.Т. Але-скерова, В. И. Вольского, П. В. Греса, В. И. Данилова, С. Ю. Жолкова, О. О. Замкова, З. М. Лезиной, Н. В. Назарова, А. Н. Сотского, В. Я. Турецкого, A.B. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных.

Обширная литература посвящена проблеме компетентности школьников и студентов. Компетентность как основной результат профессионального образования рассматривается зарубежными (Э.Клакхон, Ю. Рот, Э. Т. Холл) и отечественными (И.Д. Белонов-ская, В. Г. Гладких, H.A. Гордеева, Э. Ф. Зеер, Н. Ф. Искандеров,.

А.В.Кирьякова, B.B. Кузнецов, Н. С. Сахарова, Г. К. Селевко, И. А. Серяева, А. П. Тряпицына, П.И. Чернецов) исследователями. Среди видов компетентности выделяется и такой ее вид, как математическая компетентность.

Поскольку математическая компетентность студентов гуманитарных специальностей, как и любая компетентность, представляет собой единство знания и опыта его применения, постольку возрастает необходимость организации разнообразной практики использования математических знаний. Идею необходимости соединения обучения с практической деятельностью ученика в педагогике рассматривали И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Дж. Дьюи, С. А. Шапоринский.

Гуманистическая педагогика (В.А, Сухомлинский, Ш. А. Амо-нашвили) рекомендует опираться в обучении на личный, практический, опыт деятельности учащегося. Автор концепции знаково-контекстного обучения A.A. Вербицкий предлагает моделировать не только предметное, но и социальное, практико-ориентированное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций, разработанная A.C. Белкиным, основана на актуализации жизненного, практического опыта личности. Личностно — ориентированное обучение (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) основано на усилении значимости индивидуального практического опыта жизнедеятельности человека в образовании.

В методологическом плане практико-ориентированное обучение представляет собой переход от идеальных моделей к реальным объектам познания (A.B. Хуторской).

Такое понимание практико-ориентированного обучения постепенно реализуется в профессиональном образовании. Различные аспекты практической направленности профессионального образования исследовали С. А. Батышев, B.C. Леднев, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, A.M. Новиков, Е. Ю. Пряжникова, Г. Н. Романцев, М. В. Рыжаков, В. А. Сластенин, И. П. Смирнов, С. Д. Смирнов.

Вместе с тем система знаний о процессе развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей далека от завершения. Нуждается в обосновании возможность и целесообразность развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении.

Большая теоретическая и практическая значимость проблемы, ее недостаточная изученность, определили выбор темы исследования: «Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении».

Объект исследования: процесс развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Предмет исследования: практико-ориентированное обучение как фактор развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Цель исследования: выявить и обосновать дидактические условия развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении.

Гипотеза исследования: развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей целенаправленно происходит в практико-ориентированном обучении, способствующем реализации предметного знания в социальном и культурном контекстах, если в образовательном процессе:

— осуществлен отбор содержания математического образования, имеющего одновременно общекультурную и профессиональную значимость для студентов;

— избрано теоретико-множественное изложение основ математики в качестве ведущего подхода к усвоению содержания математического образования;

— математическая компетентность раскрывается студентам как личная и профессиональная ценность;

— создаются ситуации применения студентами математических знаний в практической деятельности, с учетом структуры математической компетентности.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:

1 Выявить структуру математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

2 Раскрыть возможности практико-ориентированного обучения в развитии математической компетентности студентов гуманитарных специальностей;

3 Разработать модель развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении.

4 Подтвердить в опытно-экспериментальной работе значимость практико-ориентированного обучения в развитии математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Методологическую основу исследования составили положения о ведущих аспектах современного профессионального образования:

— значимости практической направленности познания в становлении специалиста (Б.С. Грязнов, A.C. Майданов, B.C. Степин);

— единства теории и практики в дидактических концепциях сообщающего (В.И. Загвязинский), программированного (П.Я. Гальперин, JI.H. Ланда, Н.Ф. Талызина), проблемного (И.Я. Лернер, М.И.Махмутов), опережающего (С.Н. Лысенкова), развивающего (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) — личностно-ориентированного (В.С.Библер, Е. В. Бондаревская, К. Роджерс, В. В. Сериков, И.С.Якиманская), знаково-контекстного (A.A. Вербицкий) обучения;

— усиления роли математических знаний в профессиональной деятельности (Е.А. Беляев, Г. Вейль, H.A. Киселева, А. Н. Колмогоров, В. Я. Перминов, Д. Пойа, У.У. Сойер).

Методы исследования: анализ нормативных документов, регулирующих вопросы преподавания математики для студентов гуманитарных специальностейсистематизация и классификация учебной и методической литературы по развитию математической компетентности студентовмоделирование процесса практико-ориентированного обучения студентов математикеопытно-экспериментальная работаанкетированиестатистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) проводился анализ состояния проблемы преподавания математических дисциплин и спецкурсов для студентов гуманитарных специальностейтеоретически обосновывалась готовность студентов гуманитарных специальностей к практическому применению математики на основе математической компетентностиуточнялись методологические положения исследования.

На втором этапе (2000 — 2004 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке справедливости теоретически разработанной структуры математической компетентности студентов гуманитарных специальностейосуществлялся подбор и разработка диагностирующих материалов по предметувыявлялся уровень компетентности студентов в применении математического аппарата в практической деятельностиосуществлялась оценка эффективности разрабатываемой дидактической концепции, проводилась констатирующая диагностика.

На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов исследованияуточнялись теоретические положения и их соответствие результатам формирующего этапа опытно-экспериментальной работыизучалась динамика роста математической компетентности студентов в разработанной дидактической моделиобосновывались педагогические условия развития математической компетентности студентов в практико-ориентированном обучении.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлен состав математической компетентности студентов гуманитарных специальностей, включающий ее общекультурный, познавательный, мотивационный, прикладной, утилитарный компоненты.

— установлены возможности практико-ориентированного обучения в развитии математической компетентности студентов гуманитарных специальностей (применение операций математического мышления в профессионально значимых ситуацияхматематическая интерпретация ситуаций профессиональной деятельностиобъяснение социальных явлений средствами математического моделированияраскрытие студентам математической компетентности как личной и профессиональной ценности);

— разработана модель развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практикоориентированном обучении, раскрывающая ее структурные компоненты (цель, дидактические условия, виды практики реализации предметного знания, направления практико-ориентированного обучения математике студентов гуманитарных специальностей, этапы развития математической компетентности);

— раскрыты педагогические условия развития математической компетентности будущих специалистов-гуманитариев в практико-ориентированном обучении: отбор содержания математического образования, имеющего общекультурный и профессиональный интерес для студентовтеоретико-множественное изложение основ математикираскрытие студентам значимости математической компетентности как личной и профессиональной ценностисоздание ситуаций применения студентами математических знаний в профессионально значимой деятельностираскрытие студентам математической компетентности как личной и профессиональной ценности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы исследования обогащают теорию профессиональной педагогики:

— реализация установленных в исследовании направлений практико-ориентированного обучения математике студентов гуманитарного профиля способствует совершенствованию концепции математического образования студентов-гуманитариев;

— опора на знания о структуре практико-ориентированного обучения позволяет уточнить положения теории и методики профессионального образования, связанные с педагогической категорией «практика»;

— положение о взаимосвязи профессиональной и математической компетентности создает методологическую основу для совершенствования процесса отбора содержания математического образования для студентов гуманитарных специальностей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в учебном процессе вуза:

— дидактической модели развития математической компетентности студентов-гуманитариев по практическому применению математики в профессиональной деятельности;

— спецкурса, допускающего в зависимости от гуманитарной специализации вариативность его изменяющейся математической надстройки при сохранении инвариантного теоретико-множественного ядра;

— системы заданий практико-ориентированной направленности как средства включения математики в информационное пространство студентов широкого спектра гуманитарных специальностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Математическая компетентность студентов-гуманитариев включает общекультурный, познавательный, мотивационный, прикладной и утилитарный компоненты и проявляется в готовности применения математики будущими специалистами в профессиональных и социокультурных ситуациях.

2 Развитие математической компетентности студентов-гуманитариев происходит наиболее эффективно в практико-ориентированном обучении, которое осуществляется по четырем основным направлениям: овладение операциями мышления при решении математических задачматематическая интерпретация профессионально значимых социальных ситуаций выбораосознание идентичности методологических подходов к рассмотрению профессионального и математического знаниясовершенствование практики применения математических знаний в учебном процессе.

3 Практико-ориентированное обучение способствует развитию математической компетентности студентов гуманитарного профиля при создании ситуаций осмысления будущими специалистами разных контекстов применения математического знания на практике: общекультурного, мотивационного, утилитарного, прикладного, познавательного.

4 Развитие математической компетентности студентов-гуманитариев в практико-ориентированном обучении обеспечивается педагогическими условиями: происходит отбор содержания математического образования, имеющего общекультурную и профессиональную значимость для студентовреализуется теоретико-множественное изложение основ математикираскрывается состав математической компетентности в практическом применении математических знанийосознается студентами математическая компетентность как личная и профессиональная ценность.

Достоверность результатов исследования обеспечена: определением методологических основ исследования, их соответствием поставленной проблемеприменением комплекса методов, адекватных предметуобъективной качественной и количественной обработкой экспериментальных данныхвозможностью воспроизведения полученных результатовположительной динамикой развития математической компетентности студентов, достигнутой в экспериментальных группах.

Экспериментальной базой исследования явились факультеты филологии и журналистики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Оренбург, 2003 — 2006 гг.). Основные положения диссертационного исследования были изложены в публикациях, депонированы в ВИНИТИ (03.02.05 № 167-В05, 3.02.05 № 168-В05, 03.02.05 № 170-В05, 03.02.05 № 171-В05) — внедрены в практику факультетов филологии, журналистики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет" — филиала НОУ «Московский институт предпринимательства и права» в г. ОренбургеГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Личный вклад автора состоит в осуществлении:

— научно-теоретического анализа проблемы развития математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в качестве результата практико-ориентированного обучения;

— разработки и внедрения в учебный процесс университета способов реализации практико-ориентированного обучения студентов, направленных на развитие математической компетентности будущих специалистов-гуманитариев;

— систематизации профессиональных ситуаций эвристического и творческого характера по развитию математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Выводы по главе 2.

В главе раскрыты практические результаты исследования:

1. Приведена методическая разработка практико-ориентированного обучения математике для студентов гуманитарных специальностей, достаточная для внедрения преподавателем математических дисциплин в образовательной среде, состоящая из базовой теоретико-множественой части и содержательной надстройки, включающей основы теории группового выбора.

2. Практически раскрыты методические и предметные математические возможности по развитию различных компонентов математической компетентности студентов гуманитарного профиля в реализованном спецкурсе.

3. Представлена диагностика компонентов математической компетентности личности в практико-ориентированном обучении математике, допускающая адекватное измерение их уровней.

4. Доказана эффективность разработанного практико-ориентированного математического спецкурса в развитии математической компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

Развитию математической компетентности будущих специалистов гуманитарного профиля способствует практико-ориентированное обучение студентов математике.

Раскрытие основных видов практики применения математических знаний при познании социальных явлений позволяет студентам гуманитарного профиля более полно сориентироваться в процессе обучения математике.

Реализация различных видов практики в разработанном спецкурсе способствует развитию математической компетентности студентов гуманитарного профиля, как процесса перехода от идеальной модели знания к реализации его на реальных объектах.

Теоретико-множественный подход в изучении основ математического знания. позволяет усилить практико-ориентированную направленность учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Под ред. Б. Ф. Ломова, К.А. Аб-дульхановой-Славской // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С. 11−134.
  2. Абдульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 355 с.
  3. М.А. Выбор вариантов: основы теории / М.А. Ай-зерман, Ф. Т. Алескеров. М.: Наука, 1990. — 236 с.
  4. , А.Д. Основания геометрии / А. Д. Александров. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  5. В.М. Оптимальное управление / В. М. Алексеев, В. М. Тихомиров, C.B. Фомин. М.: Наука, 1979. — 432 с.
  6. , H.A. Личностно-ориентированное обучение в школе / H.A. Алексеев. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006. — 332 с.
  7. , Ю.А. Дискретная математика и математическая логика : учебник / Ю. А. Аляев, С. Ф. Тюрин. М.: Финансы и статистика, 2006. — 368 с.
  8. , Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Наука, 1995. — 310 с.
  9. , A.B. Канторовская теория множеств / A.B. Архангельский. М.: Издательство МГУ, 1988. — 1 12 с.
  10. , Ю.К. В поисках оптимального варианта / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 183 с.
  11. , Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 272 с.
  12. , В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. 3-е изд. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. — 128 с.
  13. , С.Я. Реформа профессиональной школы : Опыт, поиск, задачи, пути реализации / С. Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. — 340 с.
  14. , A.C. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / A.C. Белкин // Школьные технологии. 1998. — № 3. — С. 15−20.
  15. , И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: монография / И. Д. Белоновская. М.: Институт развития профессионального образования, 2005. — 351 с.
  16. , Е.А. Некоторые особенности развития математического знания / Е. А. Беляев, H.A. Киселева, В. Я. Перминов. М.: Изд-во Московского университета, 1975. — 1 10 с.
  17. , А.Г. Управление качеством профессионального образования : автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Бермус. Ростов н/Д: Изд-во «Парус», 2003. — 43 с.
  18. , B.C. Культура: Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 20−24.
  19. , Д.Н. Формирование приемов умственной деятельности как путь развития мышления и активизации учения / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1962. — № 4. — С. 74−82.
  20. , Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Е. Д. Божович. М.: Изд. «МО-ДЭК», 2000. — 210 с.
  21. , JT.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  22. , Е.В. Гуманистическая парадигма личност-но-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  23. Бондаревская, Е.В. .Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2000. — 351 с.
  24. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, Л. В. Духовнева, B.C. Кукушин, Г. В. Сучков. Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. — 319 с.
  25. , И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И. Н. Буторина, З. И. Васильева. М.: Издательский центр Академия, 2005. — 432 с.
  26. , Г. Основы исследования операций: В 3 томах / Г. Вагенер. Т. 1. — М.: Мир, 1972. — 336 с.
  27. , Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач / Ф. П. Васильев. 2-е изд. — М.: Наука, 1988. — 520 с.
  28. , Г. Математическое мышление / Г. Вейль. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  29. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 120 с.
  30. , В.И. Голосование в малых группах: процедуры и методы сравнительного анализа / В. И. Вольский, З. М. Лезина. -М.: Наука, 1991. 192 с.
  31. , Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 205 с.
  32. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  33. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во «КДУ», 2006. — 336 с.
  34. , Г. Философия религии: В 2-х томах / Г. Гегель. Пер. с нем. П. П. Гайденко. Т. 2. — М.: Мысль, 1977. — 573 с.
  35. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций / Ю. Б. Гермейер. М.: Наука, 1971. — 383 с.
  36. , Б.С. Философия образования для 21 века : учебное пособие для самообразования / Б. С. Гершунский 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Пед. общество России, 2002. — 512 с.
  37. , В.И. Место и функции аксиологического знания в структуре профессионально-педагогической деятельности : материалы международ, научно-практ. конф «Педагогическое образование для XXI в.» / В. И. Гинецинский. М.: Магистр, 1994. — 188 с.
  38. , В.И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1992. — 154 с.
  39. , A.B. Язык, математика и лингвистика / A.B. Гладких // Математика в школе. 1994. — № 1. — С. 2−9
  40. A.B. Математика в гуманитарной школе / A.B. Гладкий, Г. Е. Крейдлин // Математика в школе. 1991. — № 6. — С. 69.
  41. , А.В. Элементы математической лингвистики / А. В. Гладкий, И. А. Мельчук. М.: Просвещение, 1969. — 220 с.
  42. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учебное пособие / В. Е. Гмурман. 13-е изд. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с.
  43. , Б.В. Математика и математическое образование в современном мире / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Код специальности 20 100 философия. ЕН. Ф.01 «Математика и информатика».
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Код специальности 21 700 филология. ЕН. Ф.01 «Математика и информатика».
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Код специальности 21 738 английский язык. ЕН. Ф.01 «Математика и информатика».
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Код специальности 21 739 французский язык. ЕН. Ф.01 «Математика и информатика».
  48. , П.В. Математика для гуманитариев : учебное пособие / П. В. Грес. М.: Логос, 2005. — 160 с.
  49. , Б.С. Логика. Рациональность. Творчество / Б. С. Грязнов. М.: Наука, 1982. — 312 с.
  50. , П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 320 с.
  51. , В.В. Виды обобщения в обучении / В, В. Давыдов. М.: Наука, 1972. — 422 с.
  52. , В.И. Механизмы группового выбора / В. И. Данилов, А. Н. Сотсков. М.: Наука, 1991. — 172 с.
  53. , Б.П. Элементы теории множеств в курсе математического анализа : учебное пособие для студентов / Б. П. Демидович. М.: ACT: Астрель, 2006. — 63 с.
  54. , О.О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. О. Денина. Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. — 20 с.
  55. , А.Н. История педагогики : учебное пособие для студентов пед. вузов / А. Н. Джуринский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  56. , А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М.: Наука, 1956. — 528 с.
  57. , Г. В. Дифференциация в обучении математике : тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции / Г. В. Дорофеев. М.: МГПУ, 1989 — С. 21−25.
  58. , Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. Пер. с анг. М.: ВЛАДОС, 1997. — 412 с.
  59. , В.А. Вера и знание в математическом образовании / В. А. Еровенко, М. В. Мартин // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 41−45.
  60. , Н.В. Высшая геометрия / Н. В. Ефимов. 7-е изд.- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 584 с.
  61. , Н.В. Линейная алгебра и многомерная геометрия / Н. В. Ефимов, Э. Р. Розендорн. 3-е изд. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004.- 464 с.
  62. , О.Б. Общая методика преподавания математики : учебное пособие для студентов физико-математических специальностей институтов / О. Б. Епишева. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. — 258 с.
  63. , С.Ю. Математика и информатика для гуманитариев / С. Ю. Жолков. М.: Изд. «Гардарики», 2002. — 531 с.
  64. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  65. , О.О. Математические методы в экономике : учебник / О. О. Замков, A.B. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. — 368 с.
  66. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во «Мир», 1998. — 132 с.
  67. , Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во «Фонд Мир», 2006. 330 с.
  68. , Э.Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. М.: Издательство «Академия», 2006. — 240 с.
  69. , Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н. О. Садовникова. М.: Издательство «Академический проект», 2006. — 189 с.
  70. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. — № 11. — С. 15−20.
  71. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -М.: Издательство «Логос», 2005. 384 с.
  72. , Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования / Е. О. Иванова // Завуч. -2002. № 8. — С. 110−115.
  73. , Т.А. Гуманитаризация общего математического образования : монография / Т. А. Иванова. Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. институт, 1998. — 206 с.
  74. , В.И. Дидактическое взаимодействие логики и математики / В. И. Игошин // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 51−56.
  75. , В.И. Логика и индукция в математическом образовании / В. И. Игошин // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 40−53.
  76. , В.В. Философия : учебник: В 2х томах / В. В. Ильин. Т. 1. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006. — 832 с.
  77. , И.Г. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 25 с.
  78. Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / E.H. Кабанова-Миллер. М.: Логос, 1968. — 288 с.
  79. , М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций / М. К. Кабародов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 34−38.
  80. , И. Критика чистого разума: Сочинение в 6 томах / И. Кант. Т. 3. — М.: Наука, 1964. — 265 с.
  81. , Р.П. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / Р. П. Кини, X. Райфа. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1981. — 560 с.
  82. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / A.B. Кирьякова. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.
  83. , И.А. Педагогическая праксеология : учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  84. , А.Н. Математика наука и профессия / А. Н. Колмогоров. — М.: Наука, 1988. — 288 с.
  85. , А.Н. Математика / А. Н. Колмогоров // Математический энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1988. — С. 7−38.
  86. , А.Н. Математическая логика / А. Н. Колмогоров, А. Г. Драгалин. издание 3-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 240 с.
  87. , А.Н. Элементы теории функций и функционального анализа / А. Н. Колмогоров, C.B. Фомин. М.: Наука, 1989. — 624 с.
  88. , Ю.М. Русская школа и математическое образование / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 2001. — 318 с.
  89. , Ю.М. Математическое образование / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, М. И. Шабунин, Н. Е. Федорова // Математика в школе. 2002. — № 10. — С.17−18.
  90. , А.И. Введение в алгебру : учебник для вузов / А. И. Кострикин. Часть I. Основы алгебры. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. — 272 с.
  91. , В.В. Наука об образовании в современной России: Методологический анализ / В. В. Краевский // Известия РАО. -М.: Наука, 1999. С. 45−51.
  92. , В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. М.: Издательство «Академия», 2006. — 255 с.
  93. , В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 36 с.
  94. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 3−10.
  95. , П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П. Ф. Кубрушко. М.: Изд. «Высшая школа», 2001. — 235 с.
  96. , A.A. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / A.A. Кузнецов. М.: Наука, 1987. — 322 с.
  97. , О.П. Дискретная математика для инженера / О. П. Кузнецов, Г. М. Адельсон-Вельский. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 480 с.
  98. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1989. — 248 с.
  99. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. -М.: Просвещение, 1966. С. 12−29.
  100. , Д.И. История педагогики: ист. образования и пед. мысли: учебное пособие для вузов / Д. И. Латышина. М.: «Гардарики», 2006. — 603 с.
  101. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М: Наука, 2001. — 374 с.
  102. , B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (теория и практика) / B.C. Леднев. -М.: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. 220 с.
  103. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  104. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  105. , С.Н. Когда легко учиться / С. Н. Лысенкова. -2-е изд. М.: Педагогика, 1985. — 136 с.
  106. , A.C. Искусство открытия: методология и логика научного творчества / A.C. Майданов. М: Ретро, 1993. — 175 с.
  107. , М.И. Рынок и профессиональное образование / М. И. Махмутов // Современная педагогика. 1991. — № 5. — С. 85−92.
  108. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  109. , Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели / Э. Мулен. М.: Мир, 1991. — 464 с.
  110. , H.B. Периодизация историко-педагогического процесса как компонент деятельности исследователя : автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Назаров. М.: МГПУ, 1995. — 36 с.
  111. , Е.Ю. Особенности содержания математического образования учащихся классов экономического направления : автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Ю. Никонова. М.: МГУ, 1995. — 26 с.
  112. , A.M. Опережающее профессиональное образование : научно-практическое пособие / A.M. Новиков, В. М. Зуев. М.: РГАТ и 3, 2000. — 266 с.
  113. , A.M. Принцип фундаментализации образования / A.M. Новиков // Специалист. 2005. — № 1. — С. 15−20.
  114. , A.M. Проект концепции профессионально-педагогического образования / A.M. Новиков. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1996. — 24 с.
  115. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М.: Эгвест, 2000. — 272 с.
  116. , Т.А. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования : автореф. дисс.. кандидат педагогических наук: 13.00.01 / Т. А. Оболдина. Челябинск: ЧГУ, 1999. — 18 с.
  117. , С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей / С. И. Ожегов. -М.: Наука, 1953. 848 с.
  118. , А.И. Принятие решений: Теория и методы разработки управленческих решений / А. И. Орлов. Серия «Учебный курс». — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 496 с.
  119. , Г. Теория игр / Г. Оуэн. М.: Наука, 1971. — 230 с.
  120. Паспорт специальности 20 100 философия.
  121. Паспорт специальности 21 700 филология.
  122. Паспорт специальности 21 738 английский язык.
  123. Паспорт специальности 21 739 французский язык.
  124. Педагогика: учебное пособие для вузов / Под ред. В. Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. — 495 с.
  125. , И.Г. Избранные педагогические сочинения / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1980. — 254 с.
  126. , Д. Как решать задачу / Д. Пойа. М.: Учпедгиз, 1959. — 208 с.
  127. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д. Пойа. М.: Наука, 1975. — 464 с.
  128. Пряжникова, ЕЛО. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 496 с.
  129. , Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. Пер. с анг. (Competence in Modern Society/ Its Identification, Development and Release) / Дж. Равен. M.: Когито — Центр, 2002. — 400 с.
  130. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 484 с.
  131. , Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  132. , И.О. Основы профориентологии : учебное пособие для вузов / И. О. Садовникова, A.M. Павлова Э. Ф. Зеер. -М.: Высшая школа, 2005. 159 с.
  133. Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 39−45.
  134. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1988. — 256 с.
  135. , Г. К. Компетентность и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138.
  136. , Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.
  137. , Г. II. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сергеев. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  138. , В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  139. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  140. , В.А. Дидактика / В. А. Ситаров. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  141. , В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, Н. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс 1998. — 512 с.
  142. , В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
  143. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  144. , A.A. Проблемы психологии памяти / A.A. Смирнов. М.: Просвещение, 1966. — 422 с.
  145. , И.П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. М.: Российская академия образования: НИИРПО, 2006. — 320 с.
  146. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2005. — 304 с.
  147. , У.У. Прелюдия к математике / У. У. Сойер. М.: Просвещение, 1972. — 192 с.
  148. , Ч. Структура интеллекта / Ч. Спирмен. М.: Наука, 1996. — 216 с.
  149. , А.Н. Информатика : учебник для вузов / А. Н. Степанов. 4-е изд. — СПб: Питер, 2005. — 684 с.
  150. , B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / B.C. Степин // Вопросы философии. 1989. — № 10. -С. 15−20.
  151. , A.A. Логические проблемы преподавания математики : автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.02 / A.A. Столяр. -М.: МГПУ, 1969.- 37 с.
  152. , Д.Я. Краткий очерк истории математики / Д. Я. Стройк. Пер. с нем. 5-е изд. — М.: Наука, 1990. — 256 с.
  153. , В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. -М.: Политиздат, 1982. 270 с.
  154. , В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев: Изд-во «Рассвет», 1988. — 350 с.
  155. , II.Ф. Педагогическая психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
  156. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. -344 с.
  157. Требования работодателей к системе профессионального образования / Под ред. Т. Д. Клячко, Г. А. Красновой. М.: МАКС Пресс, 2006. — 128 с.
  158. , А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А. П. Тряпицына. -М.: Педагогика, 1991. 396 с.
  159. , В.Я. Математика и информатика / В. Я, Турецкий. 3-е изд. испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 560 с.
  160. , К.Д. Педагогические сочинения: в 6 томах / К. Д. Ушинский. -Т. 5. М.: Педагогика, 1988. — 269 с.
  161. , А.Р. Психология становления личности профессионала : учебное пособие / А. Р. Фонарев. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 240 с.
  162. , Н.Г. Становление математической компетентности будущего учителя при подготовке в педагогическом вузе / Н. Г. Ходырева. Электронный ресурс: http://borytko.nm.ru/papers/subject3/hodireva.htm. Проверено: 15.06.2007.
  163. , A.B. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С.55−61.
  164. , A.B. Методика личностно-ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному? / A.B. Хуторской. М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2005. — 383 с.
  165. , A.B. Современная дидактика : учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  166. , Д.С. Ключевые компетенции менеджера 20 века : практический курс / Д. С. Цодикова. Электронный ресурс: htpp:/ www.buk.irk.ru/chairs/management/programs/ zodikova.htm. Проверено: 15.02.2007.
  167. , С.Д. Дискретная математика : курс лекций и практических занятий / С. Д. Шапорев. СПб: БХВ — Петербург, 2006. — 400 с.
  168. Шапоринский, С. А. Обучение инаучное познание / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  169. , Е.В. О математической составляющей гуманитарного образования : доклад на Всероссийской конференции Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков / Е. В. Шикин. Дубна, Ратмино 18−22 сентября 2000 г. Сайт www.mccme.ru.
  170. , Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Наука, 1995. — 800 с.
  171. , Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий // Выработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. 1975. № 1. — С. 74−91.
  172. , Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — С. 3−200.
  173. , Д.Б. О структуре учебной деятельности : избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  174. , Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д. Б. Эльконин, A.A. Венгер. М.: Педагогика, 1981. — 157 с.
  175. , Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки / Б. Г. Юдин. М.: Наука, 1986. — 260 с.
  176. , C.B. Введение в дискретную математику / C.B. Яблонский. М.: Высшая школа, 2002. — 384 с.
  177. , В.А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М.: Изд-во «Добросвет», 1999. — 596 с.
  178. , И.С. Личностно ориентированное образование : тезаурус для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» / И. С. Якиманская. Выпуск 1. — М.: Педагогика, 1995. — С. 55.
  179. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  180. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Наука, 1979. — 128 с.
  181. , Н.В. Введение в теорию и практику межкультурной коммуникации : учебное пособие / Н. В. Янкина. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 317 с.
  182. , Н.В. Формирование межкультурной компетентности студентов университета : монография / Н. В. Янкина. М.: Дом педагогики, 2005. — 370 с.
  183. Aleskerov, F. Arrovian aggregetion models / F. Aleskerov. -Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1999. 250 p.
  184. Arrow, К. Social Choice and Individual Values / K. Arrow. -New York: John Wiley, 1963. 155 p.
  185. Borda, J.C. de. Memoire sur les elections au Scrutin / J.C. Borda. Paris: Histoire de TAcademie Royale des Sciences, 1781. — 251. P
  186. Condorcet Marquis de. Essai sur l’application de l’analyse a la probabilite des decisions rendues a la pluralite des voix / J.C. Borda. -Paris: Histoire de TAcademie Royale des Sciences, 1785. 30 p.
  187. Moulin, H. Axioms of cooperative decision making / H. Moulin. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — 416 p.
Заполнить форму текущей работой