Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на: Вторых Сибирских педагогических чтениях, 1995 г., ТГПИнаучно-практических конференциях: «Инновации в педагогической деятельности» 23−30 марта 1995 г., Томск- «Основные направления университетского педобразования» 22−23 февраля 1996 г., Томск- «Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя» 1997 г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Историко-педагогические и теоретические основания профессионально-практической подготовки учителя
    • 1. 1. История становления и развития педагогической практики студентов в России
    • 1. 2. Современные требования к организации профессионально-практической подготовки студентов педвуза в период производственной практики
    • 1. 3. Использование педагогических технологий в организации деятельности студентов в период производственной практики
  • Выводы по ГЛАВЕ I

ГЛАВА II. Анализ экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики. 2.1. Целостный педагогический процесс производственной практики как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза.

2.2. Проектирование экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы в рамках исследования.

Выводы по ГЛАВЕ II.

Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Педагогическое образование является составной частью системы образования России, и его основная задачакадровое обеспечение дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.

В программных документах по развитию образования, в том числе и педагогического (Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Программа модернизации педагогического образования и др.) предусматривается комплекс мер, направленных на повышение научно-методического потенциала образовательных учреждений, а также на повышение качества подготовки специалистов [51,91, 92, 140, 254].

Возникшая и получившая дальнейшее развитие многообразная сеть образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, школы с углубленным изучением предметов, инновационные образовательные учреждения, образовательные комплексы различного вида) потребовала подготовки качественно нового педагога, готового к работе в современных условиях, способного адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. В программе модернизации педагогического образования подчеркивается необходимость преемственности уровней и ступеней образования через его практическую направленность, а это, на наш взгляд, в первую очередь можно реализовать в период производственной практики студентов.

Методологическим проблемам развития образования посвящены работы: Б. С. Гершунского, В. А. Дмитриенко, В. В. Краевского,.

Г. П. Щедровицкого и других [47, 64, 65, 96, 258]. Методологические аспекты, изложенные в этих научных трудах, могут служить основой для исследования концепций педагогических практик. Проблемам образования и, в частности, педагогической практике, посвящены работы таких известных педагогов как: Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, С. И. Гессена, Н. Н. Завьялова, В. П. Каптерева, Г. Кершенштейнера, Н. К. Крупской,.

A.В. Луначарского, Д. И. Менделеева, JI.E. Оболенского, Н. И. Пирогова, М. Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского, Н. Ф. Талызиной, К. Д. Ушинского [27, 28, 29, 48, 86, 87, 99, 117, 163, 178, 217, 218, 233, 234, 235]. В этих работах рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса, через содержательные и организационные элементы обучения. Проблемы развития профессиональных качеств будущего учителя, формирования его педагогически направленного мышления раскрыты в исследованиях С. И. Архангельского, Е. Н. Белозерцевой, Н. Ю. Бочаровой, Н. В. Кузьминой,.

B.Д. Симоненко [12, 13, 103] и многих других. Исследованием содержания и структуры педагогической практики занимались Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, В. К. Розов, О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина, В. П. Тарантей (1991), И. Ф. Харламов, В. П. Горленко [2, 17, 160, 161, 202, 240]. В работах этих ученых рассматриваются общие вопросы формирования и развития профессиональных качеств будущего учителя в период ознакомительных практик на первых-третьих курсах обучения в вузе.

Рассмотрению проблем профессионального становления личности педагога, овладения педагогической профессией, совершенствования его профессиональной подготовки, методов и приемов по разным направлениям деятельности учителя посвящены труды отечественных психологов и педагогов: С. Я. Батышева, П. П. Блонского, В. В. Блюхера, M.JI. Волошиной, Э. А. Гришина, Г. А. Карповой, Н. К. Крупской, B.C. Леднева, А. Н. Леонтьева, Н. Ю. Никитиной, В. И. Ревякиной, К. Д. Ушинского [18, 27, 39, 52, 99, 111, 112, 113]. Вопросам учебно-методического обеспечения процесса педагогической практики посвящены работы О. С. Аранской,.

A.В. Боровиковой, З. И. Васильевой, Н. Н. Завьялова, М. А. Зенковой, П. В. Иванова, Г. М. Коджаспировой, В. П. Тарантея, Е. В. Титовой,.

B.Д. Шарковой [37, 72, 75, 126, 160, 161, 162, 220]. Сущность понятия «профессиональная компетентность» раскрыта в публикациях зарубежных и отечественных авторов: В. В. Башева, Е. В. Вториной, К. Грейя, В. А. Демина, Т. Ф. Кряклиной, Г. Н. Прозументовой, Дж. Равена, А. Реана, Р. Стернберга, Е. Е. Федотовой, И. Д. Фрумина, Э. Херра, М. А. Холодной и др.

Разработке модели специалистов и их будущей профессиональной деятельности посвящены работы В. П. Беспалько, Р. Е. Горбатовой, Е. И. Рогова, Н. Ф. Талызиной, Т. К. Щербакова и других.

В последнее время актуальным становится вопрос исследования процесса стандартизации образования и связанного с ним процесса управления качеством образования. Этим проблемам посвящены труды: В. П. Беспалько, В. И. Блинова, А. П. Крахмалева, Т. П. Лакоцениной, Н. Ф. Лапиной, А. А. Макареня, Т. Д. Макаровой, Д. Ш. Матроса, Н. Н. Мельникова, М. Г. Минина, Д. М. Полева, Н. А. Селезневой, А. В. Сланковой, A.M. Стрижова, А. И. Субетто и др. [23, 26, 118, 119, 122, 200,215].

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования профессиональной компетентности студентов педвуза и многолетнего практического опыта работы в качестве руководителя производственной практики, соискатель пришел к выводу о том, что в научно-методической литературе достаточно широко освещены вопросы профессиональной компетентности. Вместе с тем, необходимо отметить, что в психолого-педагогической области знаний в настоящее время еще не сложилось общепринятое понимание «компетенции» и «компетентности». В то же время условия модернизации высшего профессионального образования диктуют необходимость практического и методологического обоснования использования данной терминологии. По нашему мнению, в применении к процессу производственной практики уместно использовать понятие «компетентность», которое складывается из совокупности формирования «компетенций» подготовки специалистов.

Анализ содержания научной, учебно-методической литературы, требований программы модернизации педагогического образования позволили соискателю выявить следующие противоречия: между существующей системой подготовки специалиста и современными требованиями к подготовке специалиста в высшей школемежду достаточно высокими академическими знаниями студентов и низким уровнем их практического применениямежду традиционной методикой обучения в высшей профессиональной школе и требованиями к школьному специалистумежду стандартами высшего профессионального образования и стандартом школьного образования.

На основании всего выше изложенного нами определена тема исследования: «Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза».

Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке факторов повышения эффективности формирования профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики.

Объект исследования: производственная практика студентов педвуза. Предмет исследования: факторы повышения эффективности формирования профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики.

Гипотезой исследования послужило предположение, что формирование профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики будет более эффективно, если:

— производственная практика выстраивается как целостный педагогический процесс, определяющийся поэтапностью реализации содержания практики, взаимосвязью компонентов между собой и преемственностью форм и методов практического и теоретического обучениятехнология реализации целостного педагогического процесса производственной практики состоит из взаимосвязи проблемного, модульного и дифференцированного обучениясодержание, формы и методы производственной практики будут направлены на формирование у студентов педвуза профессиональной, исследовательской, конструктивной и иных компетенций.

Для реализации цели диссертационного исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и раскрыть теоретические и историко-педагогические предпосылки становления и развития профессионально-практической подготовки студентов педвуза в период производственной практики.

2. Обосновать применение технологии реализации целостного педагогического процесса производственной практики, включающей элементы проблемного, модульного и дифференцированного обучения.

3. Разработать и внедрить в учебный процесс высшей школы интегрированный учебно-методический комплекс обеспечения производственной практики, содержание которого способствует формированию профессиональной компетентности студентов.

4. Экспериментально проверить результаты реализации компонентов целостного педагогического процесса производственной практики.

Для достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования была определена теоретико-методологическая основа исследования, включающая в себя: системный подход к образованию и преобразованию педагогической деятельности (С.И. Архангельский, В. А. Дмитриенко, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Э.Г. Юдин) [12, 13, 17, 27, 103, 263]- парадигмы отечественного профессионального образования (С.Я. Батышев, В. С. Безрукова, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин, В. Д. Симоненко, Т.И.Шалавина) [17, 47, 64, 103]- педагогические концепции организации и проведения педагогической практики (О.А. Абдуллина, JI.B. Боровикова, З. И. Васильева, В. П. Горленко, Н. Н. Загрязкина, Г. М. Коджаспирова, В. В. Розов, В. П. Тарантей, И. Ф. Харламов и др.) [2, 17, 160, 161, 202, 240]- концепции модернизации российского образования (Б.С. Гершунский, М. В. Кларин, П.И. Пидкасистый) [47, 89, 169]- нормативные документы (законы, постановления и распоряжения Правительства, приказы Министерства образования РФ) [51, 91, 99, 140,254].

Для решения проблемы исследования нами использовался комплекс взаимосвязанных между собой методов исследования, таких как: изучение и анализ психолого-педагогической, научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования, действующих учебных планов и программ по подготовке студентов педвуза к осуществлению профессионально-практической деятельности, анализ личного опыта работы соискателя в качестве руководителя педагогической практикой. Для проверки результатов диссертационного исследования были использованы эмпирические методы исследования, которые включали: анкетирование, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы со студентами и преподавателями, анализ результатов проведенных установочных и итоговых конференций по производственной практике, мониторинг определения уровней и качества подготовки студентов педвуза в период производственной практики, тестирование.

Поставленные задачи и выбранная методологическая основа определили ход работы по исследованию проблемы, которая проводилась в три этапа.

На первом этапе (1995;1997 гг.) изучалась психолого-педагогическая, научно-методическая, учебная литература по проблеме исследования, нормативные документы (законы, постановления, распоряжения Правительства, приказы Министерства образования РФ), проводился анализ работы со студентами и преподавателями педвуза, учителями различных образовательных учреждений в процессе производственной практики.

Собранные материалы легли в основу формулирования гипотезы исследования, обоснования выбора темы диссертационного исследования.

На втором этапе (1998;2001 гг.) была организована опытно-экспериментальная работа со студентами факультета экономики и предпринимательства, обучающимися по специальности 30 600 «Технология и предпринимательство», по формированию профессиональной компетентности в процессе производственной практики, были определены цели, задачи, этапы проведения эксперимента, критерии оценки ожидаемых результатовразработаны интегрированные учебно-методические материалы по организации производственной практики.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) экспериментально апробирована и внедрена в учебный процесс Томского государственного педагогического университета технология реализации целостного педагогического процесса производственной практикипроведен мониторинг определения уровней и качества подготовки студентов педвуза в период производственной практики. Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики, как целостного педагогического процесса, внедрены в работу различных образовательных учреждений г. Томска и Томской области (базовые школы проведения производственной практики ТГПУ: №№ 4, 7, 14, 23, 37, 40, 51, 56, центр допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся школ г. Томска, учреждения начального профессионального образования: Технический лицей № 20, Технико-экономический лицей, Лицей молодежной моды, ПУ № 18). Определены критерии оценки эффективности формирования профессиональной компетентности в процессе производственной практики. Разработан и внедрен в практику интегрированный учебно-методический комплекс обеспечения производственной практики. Разработан и внедрен в учебный процесс Томского государственного педагогического университета тестовый контроль знаний студентов, определяющий их готовность к прохождению производственной практики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обосновано, что производственная практика выстраивается как целостный педагогический процесс, являющийся фактором формирования профессиональной компетентности студентов педвуза, в котором определены этапы, содержание, преемственность форм и методов обучения, взаимосвязь педагогического, методического и психологического компонентовобоснована технология реализации целостного педагогического процесса производственной практики, которая осуществляется во взаимосвязи проблемного, модульного и дифференцированного обучения студентовразработаны содержание, формы и методы производственной практики, обеспечивающие формирование у студентов педвуза профессиональной, коммуникативной, организаторской и других компетенций, имеющих важное значение для их последующей профессиональной деятельности и адаптации в мире труда.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность применения целостного педагогического процесса производственной практики как фактора формирования профессиональной компетентности студентов педвуза. Выявлено содержание основных компонентов целостного педагогического процесса производственной практики и определена технология внедрения целостного педагогического процесса производственной практики в учебный процесс вуза. Уточнены типология и содержание видов компетенций, характерных для будущего учителя технологиивыявлено соотношение компетенций и видов педагогической деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

1) разработан и внедрен в практику обучения студентов педвуза целостный педагогический процесс как фактор, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики;

2) определены этапы реализации практики, выявлена взаимосвязь педагогического, методического и психологического компонентов целостного педагогического процесса производственной практики, установлена преемственность целей, задач, форм и методов этих компонентов;

3) реализована технология организации и проведения производственной практики как целостного педагогического процесса, в процессе которого осуществляется формирование компетенций будущего учителя технологии (профессиональная, конструктивная, исследовательская, техническая, предпринимательская и др.);

4) разработан и внедрен в учебный процесс Томского государственного педагогического университета интегрированный комплекс учебно-методического обеспечения производственной практики, содержание и методика которого направлены на формирование профессиональной компетентности студентов педвуза (расширение самостоятельной работы студентов, использование проектной деятельности, проведение мини исследований и др.).

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями, применением совокупности методов, адекватных исследуемому объекту, целям, задачам и логике построения исследования, опытно-экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, конкретным сопоставлением полученных данных с опытом работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на: Вторых Сибирских педагогических чтениях, 1995 г., ТГПИнаучно-практических конференциях: «Инновации в педагогической деятельности» 23−30 марта 1995 г., Томск- «Основные направления университетского педобразования» 22−23 февраля 1996 г., Томск- «Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя» 1997 г., Томскрегиональных научно-практических конференциях: «Сибирская школа молодого ученого», 21−23 декабря 1998 г., Томск- «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в школе и вузе». 22−26 февраля 1999 г., ТГПУ- «Проблемы организации самостоятельной работы студентов» 26−28 января 2000 г., Томск- «Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности» 17−20 ноября, 2003 г., МоскваIX Международная конференция «Технология. Творчество. Личность» 10−12 ноября 2003 г., КурскV Межрегиональная конференция «Совершенствование воспитательной системы образовательных учреждений — основное условие успешности подготовки конкурентоспособности выпускника» 9−10 декабря 2003 г., ТомскVII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 15−20 апреля 2003 г., ТомскВсероссийская конференция «Модернизация содержания школьного образования: проблемы, решения, перспективы».

2003 г., ТомскВсероссийская научно-практическая конференция 2−3 ноября,.

2004 г., г. Юрга Кемеровской области.

О результатах исследования автор ежегодно докладывал на расширенных заседаниях кафедры общей педагогики ТГПУ в период обучения в очной аспирантуре (1998;2001 гг.) — на научно-методических семинарах кафедры технологии и методики трудового обучения" (май 1999 г., ноябрь 2000 г., апрель 2001 г., декабрь 2002 г., май 2003 г.) — на научно-методическом совещании и расширенном заседании кафедры профессионального педагогического образования Томского госпедуниверситета (май, сентябрь 2004 г.).

Исследование осуществлялось при поддержке грантов РГНФ № 02−06−86а и МК-2384.2003.06, в процессе организации и проведения производственной практики студентов факультета экономики и предпринимательства, в базовых образовательных учреждениях Томского государственного педагогического университета.

По теме диссертации опубликованы: два учебных пособия, методические указания «Дневник учебно-технологической и педагогической практик" — учебно-методическое пособие «Производственная педагогическая практика" — 14 научных статей.

На защиту выносятся:

1) экспериментально апробированный целостный педагогический процесс производственной практики, построенный на основе взаимосвязи педагогического, методического и психологического компонентов и преемственности целей, задач, форм, методов, принципов, средств обучения, выступающий фактором формирования профессиональной компетентности студентов педвуза;

2) технология реализации целостного педагогического процесса производственной практики, разработанная на основе взаимосвязи проблемного, модульного и дифференцированного обучения;

3) содержание, формы и методы производственной практики студентов, направленные на формирование основных видов компетентности (профессиональная, конструктивная, исследовательская и др.), способствуют успешной профессиональной деятельности будущего учителя технологии.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 265 источников, приложений.

Выводы по ГЛАВЕ II.

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики доказал верность выдвинутой гипотезы эксперимента. Использование целостного педагогического процесса в производственной практике позволило соискателю определить эффективность формирования профессиональной компетентности студентов педвуза и подтвердить на практике, что целостный педагогический процесс производственной практики содержит педагогический, методический и психологический компоненты.

Исследование педагогического компонента позволило выявить влияние составляющих данного компонента (цели, задачи, принципы, методы, содержание, формы) на формирование профессиональной компетентности студентов педвуза.

Реализация методического компонента, позволила соискателю разработать рабочую программу производственной практики и дифференцированные задания, направленные на формирование компетенций, соотнесенных с видами деятельности. Выявленные компетенции (профессиональные, коммуникативные, организаторские и другие) студентов-технологов составили основу формирования профессиональной компетентности студентов педвуза. Дифференцированные задания были включены в пособие и рекомендации учебно-методического обеспечения производственной практики.

В исследовании психологического компонента, помимо традиционных ЗУН (знания, умения, навыки), были включены понятия: творчество, интеллект, мотивация, обучаемость. Для измерения этих показателей были использованы тесты Р. Амтхауэра, Дж. Равена, Дж. Стернберга, Г. Уиткина [173, 180, 223].

Проектирование экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики позволило определить цель и задачи эксперимента, этапы подготовки и сроки его проведения.

Анализ результатов эксперимента показал, что технология реализации целостного педагогического процесса производственной практики, построенная на основе проблемного, модульного и дифференцированного обучения, существенно влияет на эффективность формирования профессиональной компетентности студентов педвуза.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили решить поставленные задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы диссертационного исследования позволил выявить, что производственная практика является фактором формирования профессиональной компетентности студентов педвуза. Историко-педагогический анализ позволил выявить, что будущие педагоги в процессе производственной практики учатся глубоко анализировать возникающие ситуации, применять общие закономерности педагогики, психологии, частных методик к конкретным обстоятельствам обучения и воспитания. При этом педагогическая деятельность практиканта может рассматриваться, как решение последовательно усложняющихся ряда задач, направленных на познание будущей профессиональной деятельности и формирование профессиональной компетентности. В процессе исследования нами были выделены основания, влияющие на формирование профессиональной компетентности студентов факультета экономики предпринимательства в период педагогической практики. К их числу относятся: целостный педагогический процесс производственной практики, технология его реализации и учебно-методическое обеспечение производственной практики. Установлено, что формирование профессиональной компетентности студентов факультета экономики и предпринимательства педвуза происходит непосредственно в практической деятельности студентов в период практик.

Практическое применение теоретических выводов позволило разработать программу эксперимента по выявлению и апробированию факторов повышения эффективности формирования профессиональной компетентности в целостном педагогическом процессе в период производственной практики.

В соответствии с проведенным исследованием нами было определено, что эффективность формирования профессиональной компетентности повышается, если производственная практика выстраивается как целостный педагогический процесс. Целостный педагогический процесс производственной практики, являющийся фактором формирования профессиональной компетентности, содержит педагогический, методический и психологический компоненты. Структурные составляющие данных компонентов находятся во взаимосвязи и преемственности целей, задач, форм, методов, принципов, средств обучения. Автором было раскрыто содержание технологии, включающей элементы проблемного, модульного и дифференцированного обучения студентов педвуза в период производственной практики и доказана необходимость внедрения данной технологии в учебный процесс педагогического вуза, с целью формирования профессиональной компетентности студентов педвуза.

Доказано, что разработанные формы и методы производственной практики студентов (самостоятельная работа студентов, проведение мини-исследований, проектная деятельность и другое) способствуют формированию у них профессиональной компетентности, включающей следующие виды компетенций: профессиональная, педагогическая, коммуникативная, организаторская, конструктивная, исследовательская, техническая, предпринимательская.

Проведенная экспериментальная работа и опыт соискателя в качестве руководителя производственной практики подтвердил гипотезу о том, что для эффективного формирования профессиональной компетентности студентов педвуза необходима модернизация учебно-методического обеспечения производственной практики, основными составляющими которого являются программы, методические пособия, методические рекомендации и тестовые задания.

Формирующий эксперимент включал использование мониторинга развития компетенций студентов, включенных в дифференцированные задания учебно-методического обеспечения целостного педагогического процесса производственной практики. Результаты опытной работы, как итог педагогического эксперимента подтвердили, что применение учебнометодического обеспечения, включающего дифференцированные задания по производственной практике существенно влияют на повышение эффективности формирования профессиональной компетентности студентов педвуза в период производственной практики.

Результаты проведенного эксперимента, в рамках исследования по формированию профессиональной компетентности студентов факультета экономики и предпринимательства, позволили выявить факторы, влияющие на повышение ее эффективности. Студенты, обладающие профессиональной компетентностью, становятся более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило решить поставленные задачи.

За рамками нашего исследования оказалась совокупность проблем, требующих дальнейшего научного осмысления. К ним относятся вопросы, связанные с организацией практики по подготовке студентов к профильному обучению в школе, проблемы диагностики и формирования профессиональной компетентности будущего педагога профильной школы, осмысление формирования базовых компетенций будущего учителя, способного вести профильные и элективные курсы.

Проведенное исследование не претендует на полное решение комплексной проблемы исследования производственной практики студентов педвуза. Дальнейшей разработки, на наш взгляд требуют вопросы совместной подготовки преподавателей вуза и работников образовательных учреждений к организации и проведению педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Актуализация психолого-педагогических знаний студентов в процессе практики // Советская педагогика, 1973. № 11.-С. 81−90.
  2. О. А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1989. — 175 с.
  3. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России, 1993. № 3. — С. 5.
  4. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1984.-С. 146−159.
  5. Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995.-С. 4.
  6. А.В. Основы предпринимательства. Вита-Пресс, 1995. — 240 с.
  7. В.А. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя // Педагогика, 1998. -№ 1. С. 72−75.
  8. М.К., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик ориентированных на норматив: Учебное пособие. М.: Школа-пресс, 1996.-275 с.
  9. А.В. Психологическое тестирование. М.: Наука, 1982. — Т. 8. -318с.
  10. Н.М. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика, 1998. № 4. — С. 59−62.
  11. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата.: Мектеп, 1980.-208 с.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  14. Архив Томского пединститута. Папка профессора Чуича. Л. 4−36.
  15. П.Р., Кожина О. А., Овечкин В. П., Самоленков В. Д., Хотунцев Ю. Л. Концепция формирования психологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство, 1999. -№ 1.-С. 5−7.
  16. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. // Педагогика, 1976.-№ 7.-С. 19.
  17. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. В вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Радянска школа, 1984. — 287 с.
  18. С.Я. Профессионально-педагогическая подготовка учащихся -ключевая проблема педагогической науки // Советская педагогика, 1984. № 4. — С. 11−18.
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.
  20. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
  21. Е.П. Учитель труда: состояние и перспективы профессиональной подготовки // Советская педагогика, 1983. № 6. -С. 93−99.
  22. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования, 1996. — № 2. — С. 31−36.
  23. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1998. № 2. — С. 3−8.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  25. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  26. П.П. Аксиомы педагогического дилетанства // Вестник воспитания, 1917. -№ 6.-С. 1−23.
  27. П.П. Задачи и методы народной школы // Вестник воспитания, 1916. -№ 1. С. 1−36.
  28. П.П. Мои воспоминания. -М.: Просвещение, 1971.-С. 175.
  29. В.В., Зборовский Г. Е., Карпова Г. А. Инженер-педагог: образ жизни и профессиональная деятельность / Свердл. инж.-пед. ин-т. — Свердловск, 1983. 56 с.
  30. Е.А. Педагогическое возможности социализации студентов-технологов средствами социально-культурной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2002. — 25 с.
  31. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 2-е изд. стереотип. М.: Инст-т практической психологии. — Воронеж: МОДЭК, 1997. — 349 с.
  32. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пос. для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  33. Е.Ф. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.-335 с.
  34. В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении // Завуч, 2004. -№ 6. С. 87−106.
  35. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителя. // Сов. педагогика, 1982. — № 1. — С. 63−67.
  36. Введение в современные социальные проблемы: Метод, пособие для учителя 10−11 кл. Красноярск: КрасГУ, 2002. — 274 с.
  37. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-^ познавательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина,
  38. Д.И. Фельдштейца. М., 1975.- 178 с.
  39. M.JI. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Сов. педагогика, 1991. № 12. — С. 78.
  40. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  41. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917−1941гг.) / ® Под ред. B.JI. Соснина, 1971.- 178 с.
  42. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения Ц педагогики // Сов. педагогика, 1991. № 12.
  43. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям. М.: Университет, 2000. — 239 с.
  44. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России: Ноосфера, 1999. — 272 с.
  45. .С. О взаимоотношениях категорий «целостность», ® «системность» и «комплексность» // Проблемы повышенияэффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1985. — С. 14−24.
  46. .С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  47. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  48. Н.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев: Радянска школа, 1970. — 368 с.
  49. Р.Е. Сравнительный анализ различных направлений разработки моделей специалиста // О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. — Томск: ТГУ, 1979. С. 199−201.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
  51. И.Б. Креативность как профессионально значимое свойство личности учителя // Педагогическое образование, 1991. Вып. 4. -С. 81−85.
  52. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — С. 98−121.
  53. В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии, 2002.-№ 2. -С. 3−10.
  54. В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992. -60 с.
  55. В.В. Организация урока в форме классического семинара // Директор школы, 1994. № 1. — С. 42−48.
  56. В.В. От методик к образовательной технологии // Народное образование, 1998. № 7. — С. 84−98.
  57. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.- 135 с.
  58. А.Н. Педагогический мониторинг, концепция и применение // Школьные технологии, 1997. № 3. — С. 39−42.
  59. А.Н. Содержание образования как сообразная модель жизнедеятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. -№ 6. -С. 51−58.
  60. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. № 4. — С. 34−42.
  61. М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. М., 1980. -366 с.
  62. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  63. В.А. О создании комплексной системы повышения качества подготовки педагога // Основные направления развития университетского образования. Томск: ТГПУ, 1996. — С. 3−4.
  64. В.А. Стратегия развития образования в преддверии 21 века // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всероссийской научной конференции. Томск: ТГПУ, 1996.-Ч. 1.-144 с.
  65. В.А., Домбинская М. Г. Проблемы формирования духовной культуры студента // Образование в Сибири, 1996. № 1. — С. 13−19.
  66. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1983.-С. 50−55.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Университетское, 1976. — С. 17−19.
  68. ЕмановаМ.В. Опыт совершенствования подготовки и повышения квалификации учителя // Сов. педагогика, 1980. № 9.
  69. В. Как школе заработать деньги // Народное образование, 1998. -С. 20−31.
  70. ЕсареваЗ.Ф. К вопросу о педагогической практике студентов университета // Сов. педагогика, 1973. № 2. — С. 66−71.
  71. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для вузов.-М.: Академия, 2001. 188 с.
  72. В.И., Атакахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  73. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  74. А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.-456 с.
  75. А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.-М., 1985. В 2-х т. — Т.2. — 189 с.
  76. А.В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие / Познавательные процессы ощущения и восприятия. — М.: Педагогика, 1982.-С. 50−79.
  77. Э.Ф., Шахматов О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. -245с.
  78. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  79. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997. -№ 5.-С. 3−16.
  80. Избран, педагог, и психологические сочинения в 2-х т. М., 1979. — Т. 1. -С. 39−85.
  81. Инструкция по педагогической практике студентов государственных университетов / Бюлл. Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР, 1986. -№ 8. С. 2−13.
  82. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
  83. Г. М., Каджастров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — 70 с.
  85. Г. Трудовая школа (Пер. с нем) / Избран, соч. СПб, 1915.-322 с.
  86. КларинМ.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998.- 180 с.
  87. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  88. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. 80 с.
  89. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 г.) // Вестник образования, 2002. № 6. — С. 11−40.
  90. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования. Проект // Директор школы, 2002. № 4. — С. 97−114.
  91. А.Д. Педагогические основы подготовки выпускников общеобразовательных школ к практической деятельности в условиях рынка труда. Томск: ТГУ, 1999. — 444 с.
  92. .И. Педагогика, как совокупность педагогических теорий. -М&bdquo- 1986.-С. 70.
  93. Г. С. Психологические основы педагогической антропологии К.Д. Ушинского // Вопросы психологии, 1974. № 2. — С. 19−34.
  94. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. — С. 34−39.
  95. В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика, 2003. № 2. — С. 3−10.
  96. А.П. Качество образования как активная проблема управления: Учебно-методическое пособие. Омск, 2001.-24 с.
  97. Н.К. Предисловие к первому изданию статьи «Народное образование и демократия» / Пед. соч. в Ют.-М., 1957.-Т. 1.-С. 250.
  98. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  99. М.А. Развивающее обучение в системе высшего образования. Методические рекомендации. Благовещенск: Амурский ИППК, 2004. -68 с.
  100. Т.Ф. Социогуманитарное образование как часть профессиональной компетенции специалиста // Специалист XXI века: традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. -Барнаул, 2001.-С. 25−26.
  101. Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Д., 1980. — 193 с.
  102. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Д.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  103. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Д., 1967. -С. 83−123.
  104. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997.-144 с.
  105. КушнирА. Новая Россия подрастает // Народное образование, 1997. -№ 5.-С. 20−27.
  106. Л.Ф., Некрасов С. Д. Контроль качества образования? понятие // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 6. — С. 29−31.
  107. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высшая школа, 1991. -223 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  109. А.Н. Ощущения и восприятия, как образы предполагаемого мира / Познавательные процессы ощущения и восприятия. М.: Педагогика, 1982. — С. 79−83.
  110. А.Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы философии, 1972,-№ 9.-С. 95−108.
  111. И.Я. Качество знаний учащихся и пути их совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. -208 с.
  112. Летняя педагогическая практика в пионерских лагерях. Программа и методические указания / Состав. Е. В. Титова. Л., 1987.
  113. .Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2001.-607 с.
  114. А.В. Педагог и его задачи. Педагогическая энциклопедия. -М., 1957. Т. 1.-С. 10.
  115. Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. № 4. — С. 27−31.
  116. А.К. Психологический аспект профессиональной компетенции учителя // Сов. педагогика, 1989. № 9. — С. 82−88.
  117. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -С. 7−8.
  118. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  120. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  121. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Сов. педагогика, 1973. № 2. — С. 58−65.
  122. Методические рекомендации по организации непрерывной педагогической практики / Состав. О. С. Аранская., В. Д. Шаркова. — Витебск, 1986.
  123. Методические рекомендации по организации непрерывной педагогической практики студентов университета / Состав. М. А. Зенькова, П. В. Иванов, В. П. Тарантей и др. М., 1986.
  124. Методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов университетов. Красноярск, 1985.
  125. Методические указания по курсу «Введение в экономику». Т. 1. -Вып. 1. — СПб.: Экономическая школа, 1992. — 72 с.
  126. Л.Ф. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению будущего учителя в высшей школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 2003. 17 с.
  127. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: ЛГУ, 1984. — 176 с.
  128. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /
  129. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.
  130. Непрерывная школьная практика по психологии. Учебно-методическое пособие. JI., 1987.
  131. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессиональной деятельности: Учебн. пособие для ст-ов. учреждений сред. росс, образования. М.- Мастерство, 2002. — 288 с.
  132. И.Е. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 2003. — 19 с.
  133. А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, ИЦ «Феникс», 1995. — 336 с.
  134. Д.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика, 1996 № 3. — С. 3−8.
  135. А.Н., БухаловаГ.В. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. № 2. — С. 39−42.
  136. Г. П. Система заданий для самостоятельной работы в период педагогической практики / Педагогическая практика в системеподготовки будущих учителей: Сб. научи, трудов МГПИ, 1978. С. 44−66.
  137. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224 с.
  138. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984.-С. 94−98.
  139. JI.E. Новости педологии // Воспитание и обучение, 1900. -№ 8. С. 252−265- - № 9. — С. 273−283.
  140. Общая психодиагностика / Под ред. А. Бодалева, В. В. Стомека. М.: МГУ, 1987.-С. 60−65.
  141. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  142. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М., 1987.
  143. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1986.-С. 15−20.
  144. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989. -237 с.
  145. Е.Н. Педагогическая технология формирования готовности студентов к развитию учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 16 с.
  146. Очерки истории школы педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. -600 с.
  147. Очерки истории школы педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало XX вв. / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Пачанина, Б. К. Тебнева. М.: Педагогика, 1991. — 448 с.
  148. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921−1931 / Под ред. Ф. Ф. Королева, В. З. Смирнова. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.-508 с.
  149. М.П. Всестороннее развитие личности школьника. Томск, 1985.
  150. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерфакс, 1995. — 240 с.
  151. М.Н., Шестеринков Е. Е. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО // Завуч, 2004. -№ 5. С. 11−18.
  152. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  153. Педагогика. Учебное пособие для индустриально-педагогических техникумов / Под ред. А. С. Лынды. М.: Высшая школа, 1970. — 368 с.
  154. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенка, Е. А. Шиянова. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  155. Педагогическая практика / Под ред. В. В. Розова. М., 1981. — С. 96.
  156. Педагогическая практика студентов / Под ред. В. П. Тарантея. Минск: Университетское, 1991. — 206 с.
  157. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для студ. сред, педаг. учебных заведений по специальности 1312 / Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Боровиковой. М.: Изд-кий центр «Академия», 1998. — 144 с.
  158. Педагогические кадры и качество образования // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. № 4. — С. 6−9.
  159. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Биш-Бад- Редколл.: М. М. Безруких и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.-527 с.
  160. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  161. А.П. Психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей // Сов. педагогика, 1983. № 9. — С. 66−73.
  162. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для вузов по пед. специальностям. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. — 500 с.
  163. Пиаже Жан. Психология интеллекта. СПб: Питер, 2003. — 191 с.
  164. П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., дораб. и испр. М.: РПА, 1996. — 602 с.
  165. Н.И. Об уставе новой гимназии, предлагаемой проектом преобразования морских учебных заведений. Морской сборник, 1861. — № 2 / Избр. пед. соч. М., 1985. — С. 271−283.
  166. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов вузов: в 2-х кн. М.: Владос, 2000. — 576 с.
  167. М.М. Понятие «качество образования» // Народное образование, 1999.-№ 6.-С. 167−170.
  168. Практический интеллект Practical intelligence in everuday life / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Формайт, Дж. Хедланд и др.- Пер. с англ. К. Щукиной, Ю. Буткевич. — СПб: Питер, 2002. — 265 с.
Заполнить форму текущей работой