Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамизм развития общества тесно связан с обновлением всей системы образования, переосмыслением задач, содержания и технологии процесса обучения, разработкой новых подходов к его организации. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация задатков и склонностей школьника являются стратегической задачей учебного процесса. Для решения этой задачи приоритетными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
    • 1. 1. Анализ психолого-педагогических подходов к развитию творчества детей в учебной деятельности
    • 1. 2. Построение модели готовности учителя к развитию творчества учащихся начальных классов
    • 1. 3. Современное состояние готовности педагога к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественноматематического цикла
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
    • 2. 1. Формирование интеллектуально-мотивационной готовности учителя к развитию творчества учащихся начальных классов
    • 2. 2. Информационно-содержательная подготовка педагога к развитию творчества младших школьников при изучении предметов естественно-математического цикла
    • 2. 3. Практико-ориентированная готовность к развитию творчества детей в процессе изучения ими математики

Подготовка учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно — экономические изменения, происходящие в нашей стране, ставят новые задачи перед образовательными учреждениями, а значит и в сфере профессиональной подготовки учительских кадров для различных типов учебных заведений.

Динамизм развития общества тесно связан с обновлением всей системы образования, переосмыслением задач, содержания и технологии процесса обучения, разработкой новых подходов к его организации. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация задатков и склонностей школьника являются стратегической задачей учебного процесса. Для решения этой задачи приоритетными направлениями в области образования представляются вариативное образование, образование по выбору, сохранение единого образовательного пространства, дифференциация сети образовательных учреждений, развитие многоуровневой подготовки кадров. Создаются различные модели альтернативных школ по западному образцу, которые основаны на различных педагогических концепциях. Имеются вполне успешные образовательные системы, отвечающие цели содействия развитию школьников, в которых оптимально сочетаются положительные черты традиционной и альтернативной школ. Наиболее известные из них в отечественном образовании — это авторские школы (В.А Караковского, А. Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга и другие), которые нацелены на воспитание инициативных, духовно свободных людей с современными подходами к актуальным проблемам.

В процессе обновления системы отечественного образования повышается роль и значение ценностных аспектов естественно-математических знаний, которые формируют целостное представление о мире в его диалектическом, научном, техническом развитии, отражают взаимосвязь и взаимообусловленность природы, человека, общества.

Теоретические положения и практические вопросы преподавания предметов естественно-математического цикла раскрыты в трудах исследователей (Н.Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. Ф. Виноградова, С. И. Волкова, В. А. Гусев, В. В. Данилова, Н. Б Истомина, Л. Г. Петерсон, A.M. Пышкало, JI.C. Славина,.

А.А. Смоленцева, А. А. Столяр, В. Ф. Шаталов и др.). Ученые отмечают, что система обучения, сложившаяся в учебных заведениях, недостаточно ориентирована на развитие мыслительных, творческих способностей, познавательных потребностей учащихся в процессе изучения предметов естественно-математического цикла, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте, отрицательно влияет на весь ход развития личности.

Действительно, как показывают анализ имеющегося богатого опыта учебно-воспитательной работы в системе образования и наши наблюдения состояния обучения детей в начальной школе, гуманитарные потенциалы отдельных предметов, в частности математики, используются далеко не полностью и не всегда последовательно. Наряду с обеспечением прочной арифметической грамотности всех детей в начальной школе, развитием, расширением их алгебраических, геометрических представлений (подготовкой для изучения систематических курсов алгебры, геометрии) необходимо целенаправленно развивать творческие, познавательные способности младших школьников, формировать умения самостоятельно обновлять, пополнять, использовать полученные знания для усвоения новой информации в течение всей жизни. Поскольку только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализоваться. Пока в нынешней социальной, в том числе педагогической практике мы имеем дело со стереотипами в мышлении, поведении, общественной жизни — и с неумением их преодолевать.

Еще в начальной школе необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию устойчивых познавательных потребностей, умений и навыков мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Пока, к сожалению, в практике преподавания и функционирования в целом начальной школы все еще распространен прием действий учащихся по образцу. Излишне часто учителя предлагают ученикам упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления поисковой активности и инициативы, рассчитанные на шаблонные повторения одних и тех же действий, которые пагубно действуют на интерес школьника к обучению.

Наши исследования состояния образования в начальной школе показывают, что, к сожалению, современная массовая школа еще во многом сохраняет нетворческий подход к усвоенною знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению правил действий, типовых способов решения заданий.

Из психологических и педагогических исследований ученых В.А. Крутец-кого, Ю. Н. Кулюткина, Н. С. Лейтеса, A.M. Мапошкина, Н. В. Метельского, известно, что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия, постепенно теряют способность к творчеству.

Как показывают результаты ряда исследований, проведенных учеными нашей страны и США, именно в школьный период у детей происходит резкое падение уровня креативности: в возрасте шести лет 37% детей проявляют нестандартное мышление, творческие способностик семи годам этот показатель падает до 17%- а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных личностей. Следовательно, развитие творчества человека необходимо начинать именно с младшего школьного возраста. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве, и всего лучше выражаются в играх» (54, с.6).

Экономические, экологические и различные другие причины порождают аномалии в каждом новом поколении детей. Тем самым возрастает неравномерность их возможностей и способностей в усвоении стандартов образования. А это означает, что школа все острее ощущает необходимость индивидуализации и дифференциации обучения, которые возможны при высоком уровне творчества. Ведь для каждого ученика надо найти адаптированную методику обучения, обеспечивающую формирование индивидуальности и развитие его творчества.

При этом систему обучения следует организовывать так, чтобы она была нацелена на развитие познавательных потребностей учащегося. Познавательные т потребности ученика приобретают функции побудительного мотива, а его исследовательская активность — характер саморегулирующей деятельности.

Как нам представляется, большие возможности для развития творчества младших школьников открываются перед учителем начальных классов в процессе обучения труду, изобразительному искусству, родному языку, другим предметам и особенно при изучении математики. Общее образование человека нельзя представить без осмысленного овладения математическими знаниями.

Начальная школа в нашей стране рассматривается как отдельная ступень в овладении школьным курсом математики в целом. В начальном курсе математики логически объединены основы арифметики, элементы геометрии, начала алгебры. Содержание предмета — при создании психолого-педагогических условий и соответствующей организации учебной математической деятельности детей — в значительной мере способствует развитию у них гибкого, творческого мышления, позволяющего осуществлять продуктивное преобразование проблемных ситуаций. Способность к преобразованиям выступает неотъемлемым свойством творческих процессов. Поскольку интенсивный процесс развития умственных и творческих способностей протекает в младшем школьном возрасте, то нельзя упустить возможность максимально содействовать ему и математическими средствами. Из вышесказанного следует, что проблема подготовки учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла является достаточно актуальной, значимой.

• Таким образом, актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена необходимостью воспитания творческого типа личности ученика, подготовки его к жизни. С позиции психологии, способности человека к творчеству тесно связаны с его общими способностями, которые являются базой для развития специальных способностей, одаренности в любой области.

Организовать поисковую деятельность учащихся и побуждать искать у себя творческие начала может учитель, который сам умеет активно мыслить, действовать. При обучении студентов педагогических вузов стоит проблема воспитания специалиста, способного помочь учащимся начальных классов развить, реализовать свой интеллектуальный потенциал. А это означает, что вузовскую подготовку следует направить на формирование творческих качеств будущих учителей (О.А.Абдуллина, С. П. Баранов, В. В. Данилова, А. Е. Дмитриев, З. С. Левчук, М.Н. Скаткин).

Механизмы, отдельные стороны творческого процесса, а также факторы, ** определяющие креативность, вскрыты, обоснованы многими отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Л. Б. Ермолаева — Томина, Б. М. Кедров, В. Н. Козленко, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, С. Я. Рубинштейн, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Б. М. Теплов, O.K. Тихомиров и др.) и зарубежными психологами — гуманистами (К. Гольдштейн, А. Комбс, К. Роджерс, А. Маслоу, Б. Саймон), л Выполнен ряд исследований, посвященных психологическим принципам развития творчества детей в дошкольном возрасте и в начальной школе (Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес, А. К. Маркова, A.M. s.

Матюшкин, H.A. Менчинская, H.H. Поддьяков, А. И. Савенков, B.C. Юрке-вич, П. М. Якобсон, М.Г. Ярошевский).

Творчество детей можно рассматривать как деятельность, способствующую созданию, открытию чего-либо нового, оригинального, ранее неизвестного для самого субъекта. Расположенность к творчеству может проявляться в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, а также учебной, то есть там, где создается, изобретается нечто качественно новое. Масштаб его может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.

Значимая характеристика природного творчества проявляется как потребность в новизне, оригинальности, инициативности, стремление к преобразованиям. В педагогическом процессе творчество — всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей как учителя, так и учащихся.

Исходя из исследований отдельных сторон творческого процесса, которые являются необходимыми для осмысления сущности педагогического творчества, проведенных учеными — педагогами, психологами, можно сформулировать понятие готовности учителя к развитию творчества детей. Это способность педагога создавать «среду содействия развитию» личности каждого младшего школьника. Под созданием «среды содействия развитию» личности понимается следующее:

— изучение условий жизни и природных данных ученика;

— прогнозирование и планирование перспектив развития школьника, соответствующего его коррекциисоздание радостной творческой атмосферы учения, положительного эмоционального настроя ребят, продуктивного общениястимулирование возникновение у детей познавательных вопросов, создавая для этого проблемные и дискуссионные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность, познавательные интересы школьниковумение глубоко и всесторонне анализировать действия учащихся и свою педагогическую деятельность.

Готовность учителя к развитию творчества детей определяется мерой сформированности ядра его личности, в основе которой лежат познавательные потребности, поисковая активность, самостоятельность.

Приоритетными направлениями формирования готовности педагога к данной деятельности являются:

— изучение и внедрение новых методик, информационных технологий, которые ориентированы на развитие фантазии, воображения и побуждающие детей к творчеству, самостоятельному получению и использованию знаний;

— учет личных качеств как студентов, так и учащихся, которые проявляются, раскрываются, развиваются в творческом процессе.

Решение проблемы формирования готовности учителя к развитию творчества младших школьников стало возможным благодаря тому, что разработаны некоторые подходы, стимулирующие развитие детей в учебном процессе. Это концепции развития и воспитания в социуме (А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий, JI.C. Выготский, В.Д. Семенов) — обучения, ориентированного на ближайшую перспективу в развитии ученика (JI.C. Выготский) — деятельностного подхода к обучению (А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) — развивающего обучения, основанного на теоретическом обобщении (В.В. Давыдов, Д.Б. Эль-конин), развивающего обучения при ведущей роли теоретических знаний и на высоком уровне трудности (JI.B. Занков) — формирования у школьников обобщенных приемов учебной работы (Д.Н. Богоявленский, А. З. Зак, Н.А. Менчин-ская) — математического развития и умственной активности учащихся (В.А. Гусев, Н. Б. Истомина, Б. А. Кордемский, A.M. Пышкало, В.Ф. Шаталов) — поэтапного управления формированием у детей умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — гуманно — личностного подхода к учащимся, базирующегося на сотрудничестве и сотворчестве (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский) — проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) — диалогического обучения (B.C. Библер, С. Ю. Курганов, И.Е. Берлянд). Эти концепции обогатили теорию обучения, создали возможность для развития творчества школьников, их продуктивного мышления, познавательных потребностей.

Научные основы подготовки творческого специалиста в педагогических вузах нашли свое отражение в работах ученых. С. И. Архангельский, Ю.К. Ба-банский, А. Е. Дмитриев, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин и др. выявили закономерности, создали концепцию развития творческой деятельности учителя.

Сущность, структурные компоненты педагогического творчества и формирования творческих качеств учителя изучали исследователи: А. П. Азаров, Ф. Н. Гоноболин, С. Б. Елканов, В. Н. Загвязинский, М. Н. Дьяченко, Л.А. Канды-бович, В.А. Кан-Калик, А. В. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. В. Мудрик, Н.Д. Ни-кандров, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.

Творческую природу педагогического труда раскрыли В.А. Кан-Калик,.

В.В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин и др.

Взаимосвязь творческой деятельности с рефлексией доказана во многих педагогических, психологических, философских исследованиях (В.В. Давыдов, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, В. В. Столин, И.И. Чеснокова).

Философские вопросы рассматривались в трудах Е. А. Ануфриева, В. Т. Афанасьева, Н. А. Бердяева, Б. М. Кедрова, А. Г. Спиркина и др.

Роль творчества в познавательной деятельности рассмотрена в работах B.C. Библера, А. В. Брушлинского, В. В. Давыдова, Л. С. Занкова.

Существенный вклад в разработку проблемы развития творческого начала ученика в учебном процессе и подготовки учителя к осуществлению рассматриваемой деятельности внесли педагоги С. П. Баранов, А. Е. Дмитриев, П.И. Пидка-систый, А. И. Савенков, В. А. Сластенинпсихологи Ш. А. Амонашвили, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкинметодисты В. А. Гусев, Н. Б. Истомина, Б.А. Кордем-ский, A.M. Пышкало, В. Ф. Шаталов.

Анализ трудов педагогов, психологов, философов показал, что накоплен богатый опыт в разработке изучаемых вопросов. Вместе с тем в теории обучения недостаточно рассмотрены положения, определяющие систему подготовки учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла, содержание, структура подготовки педагога к осуществлению рассматриваемой деятельности, критерии и уровни готовности студентов к развитию творчества детей, а также направления и условия, обеспечивающие эффективную подготовку учителя к данной деятельности. Все это обусловило в соответствии с задачами обучения и воспитания учащихся выбор темы: «Подготовка учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла».

Проблема: каковы педагогические условия подготовки учителя начальных классов к развитию творчества детей в процессе изучения предметов естественно-математического цикла.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — подготовка учителя начальных классов.

Предмет исследования — процесс подготовки учителя к развитию творчества младших школьников при изучении предметов естественно-математического цикла.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой подготовка учителя к развитию творчества учащихся будет эффективной, если в процессе изучения предметов естественно-математического цикла будут сформированы:

— интеллектуально-мотивационный компонент, предполагающий осознание формирования творчества детей как общественно и личностно значимого процесса;

— содержательный компонент готовности, включающий овладение студентам-и теоретическими знаниями, методами, приемами, формами развития творчества младших школьников;

— технологический компонент готовности, состоящий в овладении студентами умениями, необходимыми для развития творчества учащихся начальных классоврефлексивный компонент готовности, направленный на формирование у студентов адекватных представлений о собственной личности, профес.

Ь сионализме, методах работы.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать особенности развития творчества ученика в процессе изучения предметов естественно-математического цикла.

2. Разработать модель готовности учителя к работе по развитию творчества младших школьников, включающую мотивационный, содержательный, технологический, рефлексивный компоненты.

3. Выявить, обосновать критерии и уровни готовности учителя к развитию творчества детей при изучении предметов естественно-математического цикла.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности подготовки учителя начальных классов к развитию творчества учащихся в процессе изучение студентами естественно-математических дисциплин.

Методологической основой исследования явились научные положения диалектического материализма о деятельности как факторе развития личности, творческом характере труда, роли творчества в развитии индивидуальности и в социализации человека. При разработке плана исследования мы опирались на теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин) — развития личности в деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — поэтапного управления формированием у детей умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) — формирования качеств личности учителя (М.И. А Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В.А. Сластенин) и его творческого мышления (В.А.

Гусев, Н. Б. Истомина, A.M. Пышкало).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы и педагогического опыта в аспекте изучаемой проблемымоделирование, анализ эффективности ряда организационных форм работы по методике преподавания математики в вузе по предлагаемой методикепроведение поискового эксперимента, разработка и реализация системы работы % по подготовке учителя к развитию творчества детейанкетированиетестированиеинтервьюированиепедагогическое наблюдение за деятельностью студентовопрос учащихся, учителей, студентов, с целью определения рейтинга готовностисамооценкаоценка экспертов.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Формирование готовности учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла ^ осуществлялось в Московском педагогическом государственном университете на факультете начальных классов и в средних школах № 26, 1128, 1723, 1255 г. Москвы.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1990;1996гг.) — аналитико-поисковый. В этот период анализировалась литература по теме исследования, изучалось практическое состоя* ние обучения младших школьников математике в школе, отношение учителей начальных классов к развитию творчества учащихся. На основе теоретического изучения проблемы, анализа личного опыта преподавания курса «Методика преподавания математики в начальных классах» по разным учебным планам (на базе общего среднего и среднего специального образования) создавалась модель готовности учителя к работе по развитию творчества младших школьников.

Второй этап (1996;1998гт.) — формирующий эксперимент. На этом этапе проводилась экспериментальная проверка гипотезы в процессе изучения предметов естественно-математического цикла. Работа включала моделирование содержания и технологии формирования готовности к осуществлению деятельности по развитию творчества детей и их апробацию. По ходу формирующего эксперимента уточнялась гипотезаиспользовались методы: анкетирование, ин-терьюирование, тестирование, контрольные срезы, педагогическое наблюдение за деятельностью студентов, опрос учащихся, учителей, студентов, с целью определения рейтинга готовности, самооценка, оценка экспертов, анализ получен ных результатов.

Третий этап (1998;2000гг.) — заключительно — обобщающий. Он был посвящен систематизации материала, обобщению результатов исследования, литературному оформлению работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем.

— раскрыта сущностная характеристика развития творчества ученика в процессе изучения предметов естественно-математического цикла;

— разработана, апробирована модель профессиональной готовности учителя к развитию творчества младших школьников при изучении естественно-математических дисциплин;

— определены структура и критерии, выявлены, обоснованы уровни готовности студентов к работе по развитию творчества учащихся;

— установлена эффективность подготовки учителя к развитию творчества детей и сформированность мотивационного, содержательного, технологического, рефлексивного компонентов в процессе изучения предметов естественно-математического цикла.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определены, экспериментально проверены методики формирования профессиональной готовности учителя к работе по развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла.

В ходе опытно-экспериментальной работы разработаны, апробированы методические рекомендации по развитию творчества ученика для учителей начальных классов, студентов вузов, педагогических колледжей, которые дали положительный результат в процессе их применения в учебной деятельности.

Подготовлена, апробирована вузовская учебная программа курса «Методика преподавания математики в начальных классах».

Материалы исследования могут быть использованы преподавателями при чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий в вузах, педагогических колледжах, на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, опирающегося на научные положения о деятельности как факторе развития личности, о роли творчества в развитии индивидуальности и социализации человекаэкспериментальной проверкой практических рекомендаций и выводовдлительным характером опытно-экспериментальной работы, контрольным сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие творчества младшего школьника в процессе изучения предметов естественно-математического цикла — это форма деятельности, выражающаяся в постановке и решении нестандартных, интеллектуальных задач, в поиске различных способов их решения, в постановке собственных познавательных вопросов и проблем.

2. Модель готовности учителя к работе по развитию творчества детей представляет собой единство мотивационного, содержательного, технологического и рефлексивного компонентов.

3. Критерии и уровни готовности учителя к развитию творчества младших школьников определяются его познавательной активностью, продуктивным творческим мышлением, владением технологией развития творчества детей, культурой педагогического общения и труда.

4. Педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку учителя начальных классов к развитию творчества учащихся, представляют собой особые формы включения студентов в активную самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, направленную на формирование мотивационного, содержательного, технологического, рефлексивного компонентов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавания в ходе экспериментальной работы на факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Основные положения, результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе факультета начальных классов Ml JUL Уна научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы Ml JUL У (1996 — 2000 гг.). С учетом результатов исследования разработана учебная вузовская программа курса «Методика преподавания математики в начальных классах».

Наши выводы подтверждаются результатами исследования. Так, 57,5% учителей считают, что, обучаясь в вузе или педагогическом колледже, они не получили достаточной подготовки для работы по развитию творчества у младших школьников. Педагогами были названы и следующие причины: недостаток знаний — 27% опрошенных, недостаток соответствующих умений — 52% (каждый респондент мог назвать несколько причин недостаточной готовности к развитию творчества учащихся). 18% учителей указали некоторые методы и приемы, способствующие развитию творчества детей, а 3% - затруднились ответить.

Сказанное выше достаточно убедительно свидетельствует о том, что на практике обучение и развитие детей младшего школьного возраста ведется пока с опорой лишь на региональные возможности или на инициативу отдельных учителей, то есть напрямую зависит от индивидуальных качеств личности учителя начальных классов.

Создание вариативных программ для начальных классов, альтернативных (авторских) школ играет немаловажную роль в решении многих вопросов развития творчества детей. Содержание обучения в начальной школе пополняется новыми методиками: Н. Б. Истоминой, С. И. Волковой, Т. К. Жикалкиной, Л. Г. Петерсон, Б. П. Гейдман, П. М. Эрдниева, системами: Л. В. Занкова, Д.Б. Элькони-на — В. В. Давыдова, что способствует как улучшению качества преподавания математики в начальной школе, так и стимулированию развития творчества учащихся.

Функционирование традиционных и альтернативных учебных заведений и возможность работы по индивидуальным, вариативным программам акцентируют внимание на проблеме подготовки педагогов, ориентированных на формирование и развитие творчества детей, так как содержание, методы, приемы и формы обучения позволяют применять не только известные, но и создавать свои оригинальные способы организации учебной деятельности младших школьников.

Результаты анализа материалов констатирующего эксперимента позволяют нам говорить, что успешная деятельность учителя по развитию творчества у учащихся возможна при соблюдении следующих условий:

— понимании учителем роли и значения развития творчества младших школьников в учебной деятельности. Для этого необходимо установить зависимость между способностями к творчеству и учебными успехами детей, выяснить, как влияет творческая деятельность учащихся на уроках математики, чтения, русского языка, природоведения на усвоение ими конкретных знаний: соответствующих понятий, свойств, правил, вычислительных приемов, способов действий;

— наличии у учителя начальных классов теоретических знаний по физиологическим, психолого-педагогическим основам творчества, творческих способностей и индивидуальных личностных особенностей мышления, памяти, воображения, интересов, поведения и развития психики детей;

— наличии высокого уровня теоретических знаний и методических умений учителя, включающих владение практическим комплексом приемов по развитию творчества у младших школьников;

— владении педагогом рефлексивно-аналитическими умениями;

— присутствии качеств личности, которые составляют основу творческой деятельности учителя: хорошее владение специальностью, самостоятельность, настойчивость, рефликсивность, инициативность, активность, широкий кругозор, общая эрудированность, гибкость ума, богатая фантазия, критический анализ, любовь к детям, трудолюбие.

Проведенное исследование дает нам основание полагать, что массовая подготовка учителя начальных классов к развитию творчества учащихся неосуществима в различных коллективных формах повышения квалификации, так же как и в процессе самообразования. Как показывает практика, пробелы вузовского образования в подготовке педагога к развитию творчества детей редко восполняются учителями в ходе их практической педагогической деятельности, почти не приобретаются в процессе самообразования по ряду причин:

— педагоги, как правило, не ставят задачу развития творчества младших школьников, упор делается на приобретение учащимися знаний;

— недостаточная сформированность у учителей необходимых профессионально важных и личностно значимых качеств;

— отсутствие интереса и склонностей к организации творческой деятельности детей в учебно-познавательной деятельности;

— невысокий уровень развития у учителей способностей к творчеству;

— сложности, связанные с большой комплектацией классов, индивидуальными различиями учащихся начальных классов. т* Педагоги, накопившие опыт в развитии творческой деятельности у детей и успешно ведущие работу по формированию у них качеств творческой личности, составляют незначительный процент от общего количества учителейпричем, они пришли к своей методике самостоятельно, эмпирическим путем, методом проб и ошибок, затратив несколько порой и достаточно много лет.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что готовность учителей начальных классов к развитию творчества школьников нуждается в существенном ^ совершенствовании.

Во второй серии констатирующего эксперимента исследование проводилось со студентами-выпускниками педагогических колледжей г. Москвы, обучающихся в Mill У на факультете начальных классов. Всего участвовало — 80 студентов.

Изучение готовности к развитию творчества учащихся проводилось на if четырех уровнях по структурным компонентам:

— мотивационному (наличие установки на развитие творчества школьников);

— содержательному (знание физиологических и психолого-педагогических основ, методов и приемов развития творчества учащихся начальных классов);

— технологическому (владение умениями, необходимыми для осуществления творческого развития детей);

— рефлексивному (познание и анализ явлений собственного сознания и деятельности, взгляд на собственную мысль и действия со стороны).

Для определения уровня мотивационной готовности студентов к развитию творчества младших школьников использовалось анкетирование, тестирование (анкета-тест N2) и интервьюирование студентов. В ходе интевьюирования студентам задавались следующие вопросы:

— Следует ли педагогу содействовать развитию творчества у ребят?

— Что Вы понимаете под развитием творчества детей?

— Развитие творчества учащихся начальных классов по Вашему мнениюэто потребность практики или мода на нововведения?

— Какие качества личности необходимы учителю для творческого развития младших школьников?

Анализ результатов ответов респондентов показал, что подавляющее большинство студентов признают необходимость развития творчества у учащихся (94%) и считают, что это потребность практики, но не совсем четко представляют, как содействовать развитию творчества младших школьников.

На четвертый вопрос респонденты не смогли дать аргументированных, обоснованных ответов. Среди наиболее важных качеств личности, необходимых для творческого развития учащихся, были названы такие как организованность, творческое воображение, высокий интеллект, глубокое знание предмета и то, что учитель сам должен быть творческой личностью, новатором, уметь находить индивидуальный подход к детям и гораздо реже назывались такие качества как инициативность, самостоятельность, активность, рефлексивность, фантазия, широкий кругозор, эрудиция, эмпатия, любовь к детям, понимание их. Указанное обстоятельство говорит о недооценке студентами необходимости создания благоприятной психосоциальной среды в ученическом коллективе. Ибо диалогическое общение, межличностные отношения, познавательная потребность, которые являются условиями, способствующими развитию творчества школьников (см. § 1), проявляются, в полной мере реализуются в свободном, непринужденном общении субъектов образовательного процесса. При этом немаловажное значение имеет самопознание, саморазвитие, самосовершенствование учителями как своих личностных качеств, так и в целом процесса развития творчества учащихся.

Из вышеизложенного следует, что наиболее важной предпосылкой, необходимой для развития творчества младших школьников, является стиль взаимоотношений субъектов образовательного процесса, рефлексия, личностно-ориентированные творческие технологии, так как, по мнению психологов, (см. § 1) развитие способностей, проявление, раскрытие творческого потенциала детей легче достигается в демократической атмосфере, которая характеризуется доброжелательным, уважительным отношением к детям, на реальной сознательной заинтересованности в развитии их творчества. Вполне очевидно, что демократический стиль взаимодействия с учащимися в сочетании с рефлексивной деятельностью учителя является наиболее благоприятным для развития творчества младших школьников.

Как отмечают исследователи, стиль взаимодействия педагога с учащимися не является врожденным качеством, а формируется, воспитывается на основе глубокого осознания индивидуумом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений (238).

Стиль взаимодействия студентов с младшими школьниками мы выявили, пользуясь вопросником Т. И. Чирковой (271).

Диагностика стилей взаимодействия субъектов образовательного процесса показала, что принадлежность студентов к различным категориям взаимодействия следующая: авторитарный стиль взаимодействия с детьми у 53% студентов, у 37% - демократический и у 10% - либеральный.

Ориентируясь на основные профессионально-методические знания и умения, являющиеся уровневыми показателями компонентов готовности учителя к развитию творчества младших школьников, студентам были предложены тестовые задания.

При разработке тестов нами использовались различные формы тестовых методических заданий: закрытой формы, в которой выбираются правильные ответы из нескольких предложенных;

— открытой формы, где ответы дают сами испытуемыена установление правильной последовательности (операций, действий, вычислений) — на соответствие, в которых элементам одной совокупности необходимо поставить в соответствие элементы другой совокупности.

В тестовых заданиях закрытой формы обычно правильным является один ответ, но возможен выбор и нескольких правильных ответов.

Тестовое задание 1. (открытая форма).

Обведите кружками номера заданий, которые способствуют развитию творчества учащихся. Обоснуйте выбор.

1. Могут ли различные геометрические фигуры иметь одинаковую площадь? Приведи конкретные примеры.

2. Раздели данную фигуру на 3 треугольника одним отрезком.

3.Яйцо варится 4 минуты. Сколько будет вариться 2 яйца?

4. Вычисли значения выражений: 24+8 37+4 59+6.

43+9 76+5 68+7.

5. Вставь в «окошки» числа, чтобы получились верные равенства:

6 +Q = 9 5 = П + 2.

Ц + З =7 7 +Г1 = 5 + 4 б. Составь с числами 2, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 15, 27, 36 верные числовые равенства.

Тестовое задание 2. Выпишите упражнения тренировочного типа из первого теста, преобразуйте их в творческие задания.

Тестовое задание 3. Разработайте варианты учебных заданий, направленные на подготовку младших школьников к изучению темы «Многоугольники».

Тестовое задание 4.

Придумайте две простые задачи так, чтобы из них можно было составить составную задачу.

Тестовое задание 5. При изучении какой темы следует предлагать учащимся следующие задания: а). Найди рисунок, которому соответствует выражение 3−6. 0 000 00 00 000.

0 0 00 00 000 0 00 00 000.

000 000 000 б). Вставь числа в «окошки», чтобы получились верные равенства. 5+5−0+0=5−4.

Q3 = 90+90+90.

1. Конкретный смысл умножения.

2. Табличное умножение.

3. Связь между компонентами и результатом умножения.

4. Название компонентов умножения.

5. Свойства умножения.

Обведите кружком номер правильного ответа.

Исходя из компонентов готовности учителя к развитию творчества учащихся, распределение студентов по уровням сформированности мотивационного, содержательного, технологического и рефлексивного компонентов к выполнению изучаемой деятельности оказалось следующим:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вводную и заключительную части лекции проводил преподаватель.
  2. Студенты задавали устные вопросы и в ходе лекции. Преподаватель играл роль ведущего пресс-конференции, дополнял, направлял, систематизировал, обобщал рассматриваемый материал.
  3. В конце занятия студенты решали занимательные задачи с элементами алгебры, способствующие развитию творчества детей.
  4. ЗАДАНИЯ: 1. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
  5. Сумма каких двух натуральных чисел больше, чем их произведение?
  6. Какие знаки арифметических действий нужно поставить между восемью двойками, записанными одна за другой, чтобы результат этих действий был равен 8?
  7. Из разговора 1 сентября: «Сколько тебе еще учиться?» «Столько, сколько ты уже проучился. А тебе?» — «В полтора раза больше». Кто в какой класс перешел?
  8. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича?
  9. Тема. Методика изучения величин в начальном курсе математики.
  10. Общие вопросы методики изучения основных и некоторых производных величин.
  11. Методика изучения мер длины и формирования навыков измерения.
  12. Методика формирования у детей представлений о массе и емкости, знакомство с единицами измерения и их соотношением.
  13. Методика изучения площади геометрических фигур.
  14. Время и его измерение. Таблица мер времени. Решение простейших задач на вычисление времени.6. Действия с величинами.
  15. Становление методики ознакомления с измерениями.8. Метрическая система мер.9. Старые русские меры.
  16. Или же, рассматривая тему «Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел», лекцию преподавателя будущий учитель дополнял сообщением «Цифры у разных народов».
  17. Практико-ориентированная подготовка учителя к развитию творчества детей в процессе изучения ими математики.
  18. Основное назначение практико-ориентированного образования научитьстудентов решать творческие методические задачи, имеющие практическое значение для предстоящей работы.
  19. В ходе экспериментального обучения мы использовали семинары повторительно обобщающего типа и поисково-творческие семинары.
  20. Свободное общение обучаемых, их деловой разговор по исследуемой проблеме в условиях ограниченности во времени способствовали более полному раскрытию творческого потенциала и возможностей у будущих учителей.
  21. Для проведения деловой игры «Семинар-конференция» мы выбрали тему: «Традиционные и альтернативные системы и методики обучения математике в начальной школе». Студенты заранее распределились в группы.
  22. В игре приняли участие и студенты других групп, которые способствовали более полному осуществлению учебной деятельности, задавали «учителям» интересующие вопросы, выполняли задания, отмечали наиболее удачно разыгранную роль.
  23. Проведение деловых игр помогло будущим учителям осмысленно и глубже проникать в рассматриваемую деятельность.
  24. Активная поисковая деятельность студентов с использованием различных технологий обучения позволила им освоить наиболее перспективные, в плане личностного развития младших школьников, методы, средства и формы работы.
  25. Значимую роль в практико-ориентированной подготовке учителя к развитию творчества учащихся сыграла педагогическая практика.
  26. Все это способствовало формированию у студентов убеждения в необходимости изучения уровня интеллектуальных и творческих способностей млад-Ш ших школьников, создания у них установки на развитие ученика и подготовки его к жизни.
  27. Значимым фактором в практико-ориентированной подготовке студентов к развитию творчества младших школьников явились их поисковые и исследовательские умения.
  28. Владеющий навыками поисковой и исследовательской деятельности учи-^ тель может с научных позиций, продуктивно включаться в решение педагогических проблем, связанных с творческим развитием детей.
  29. В процессе изучения психолого-педагогических дисциплин у студентов формировались навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, что способствовало овладению ими методами научного познания.
  30. Выводы студентов показали сформированность у них мотивационного, содержательного и рефлексивного компонентов готовности к осуществлению исследуемой деятельности.
  31. Диагностируя стиль взаимодействия студентов с младшими школьниками до и после опытно-экспериментальной работы, мы получили следующие результаты.
Заполнить форму текущей работой