Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особо актуализируются педагогические исследования специфики различных субъектов воспитания, направленных на развитие личности и индивидуальности подростков в системе образования. В ряде педагогических трудов обоснована роль воспитания в развитии индивидуальности школьника (Ю.А. Гагин, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, У. В. Кала, JI.A. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, E.H. Степанов, А. И. Ткаченко, Н. Е… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития индивидуальности подростка в системе дополнительного образования
    • 1. 1. Научное обоснование индивидуальности как приоритетной характеристики развития личности и объекта воспитания
    • 1. 2. Система дополнительного образования школы — педагогическая среда развития индивидуальности подростка
    • 1. 3. Теоретические подходы моделирования детского объединения системы дополнительного образования как специфического средства развития интегральной индивидуальности подростка
  • Глава II. Процесс функционирования детского театрального объединения системы дополнительного образования школы как средства развития индивидуальности подростка
    • 2. 1. Концептуальные основы опытно — экспериментальной работы
    • 2. 2. Моделирование деятельности детского театрального объединения как специфического средства оптимизации процесса развития индивидуальности подростков
    • 2. 3. Содержание и результаты завершающего этапа опытно-экспериментальной работы

Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начало XXI века ознаменовано возрастанием роли образования в жизни общества и каждого его члена. Историческая роль образования в государственных программных документах определяется как важнейший источник демократического развития российского общества, государства, совершенствования современного человека.

Теоретико-методологическое осмысление роли образования, его основных коллективных и индивидуальных субъектов (человека, образовательных сообществ, учреждений) в формировании человека нового тысячелетия — личности и индивидуальности — приобретает исторически и социально обоснованное научно-практическое значение.

Актуальной становится проблема осмысления социально-педагогических инноваций, которые, в частности, проявляются: а) в становлении системы непрерывного и открытого образования (государственного и общественного, во всем многообразии структур, форм образовательной деятельности) — б) в создании новых типов школ, ориентированных на индивидуализацию образования (обучения и воспитания) — в) в становлении в системе основного образования детей блока дополнительного образования.

Совершенствование системы образования органично связывается с углубленным познанием природы человека, его индивидуальных возможностей, оптимальным их развитием и реализацией в самостроительстве и позитивном преобразовании окружающей жизни. В эффективном разрешении проблемы роли образования в целостном развитии человека значимым становится овладение современными научными знаниями об индивидуальности человека и о закономерностях, методах, способах их использования в реальной практике. Познание индивидуальности — новое направление человекознания, подчеркивал Б. Г. Ананьев.

Особую актуальность приобретают исследования, выявляющие специфику влияния образования на процесс становления и развития индивидуальности человека на этапе Детства, который осуществляется при педагогически организованных условиях в деятельности детских образовательных учреждений разных типов (дошкольных, школьных, внешкольных).

Особо актуализируются педагогические исследования специфики различных субъектов воспитания, направленных на развитие личности и индивидуальности подростков в системе образования. В ряде педагогических трудов обоснована роль воспитания в развитии индивидуальности школьника (Ю.А. Гагин, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, У. В. Кала, JI.A. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, E.H. Степанов, А. И. Ткаченко, Н. Е. Щуркова и др.). Гуманистическая парадигма воспитания как фактор становления творческой индивидуальности подростка нашла отражение в работах В. А. Сухомлинского, М. Д. Виноградовой, В. И. Максаковой, Л. И. Новиковой, А. Б. Резника. Педагогическая поддержка как педагогическая деятельность, обеспечивающая процесс индивидуализации человека, становления его самости, представлена в трудах Е. А. Александровой, В. П. Бедерхановой, О. С. Газмана, В. И. Слободчикова, С. Д. Полякова и др.

Изучением социально — педагогических проблем дополнительного образования занимались JI.H. Буйлова, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, В. Я. Коровина, Э. И. Кубышкина, B.C. Кузин, Л. Н. Николаева, М. Н. Поволяева, А. Б. Фомина, А. И. Щетинская и др.

Особо отметим педагогические исследования, в которых обоснована специфика такого субъекта воспитания, как детское объединение: различные формы его деятельности (C.B. Ерохин, Т. П. Щербакова, М. В. Колосова, Г. В. Телицина, H.A. Смирнова и др.), развитие творческих способностей, творческого стиля жизнедеятельности, творческой индивидуальности в детских объединениях (В.В. Белова, Р. У. Богданова, М. Д. Виноградова, Н. Е. Коробкина, Ю. Л. Львова, В. И. Максакова, В. В. Полукаров, О. Д. Чугунова и др.).

При значительном количестве работ, отражающих проблему развития индивидуальности ребенка в детском сообществе, отсутствуют специальные исследования, посвященные влиянию детского объединения системы дополнительного образования школы на развитие индивидуальности подростка.

Анализ состояния научных знаний и практики позволил сделать выводы об имеющихся противоречиях и актуальных проблемах педагогических исследований.

Одно из существенных противоречий — несоответствие между объективной потребностью формирования индивидуальности человека и реально действующей системой образования детей, все еще ориентированной на стандарт «всесторонне развитой личности». Даже инновационные школы, провозглашающие своей целью личностно ориентированное и индивидуализированное образование, испытывают трудности, так как вынуждены решать эти задачи на традиционной программно — методической базе, выполняя все исходящие сверху рекомендации и директивы.

Другое противоречие заключается в том, что современные научные психологические, социологические, педагогические концепции о человеке как личности, индивидуальности, субъекте несколько оторваны от педагогической практики и не учитывают ее модернизационных процессов. В частности, инновационная система дополнительного образования еще недостаточно теоретически осмыслена учеными как специфическая среда развития индивидуальности.

Все это позволило определить тему исследования: «Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростка», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы возможности детского объединения системы дополнительного образования школы в развитии индивидуальности подростка?

Цель исследования — выявить специфический социально-воспитательный потенциал детских объединений системы дополнительного образования школы и определить механизм его эффективной реализации в процессе развития индивидуальности подростка как важной задачи современного образования.

Объект исследования: детское объединение как специфический субъект социального воспитания.

Предмет исследования: детское объединение школьной системы дополнительного образования как средство развития индивидуальности подростка.

Гипотеза исследования:

Детское объединение системы дополнительного образования эффективно влияет на процесс развития индивидуальности подростка, если:

— приоритетным целевым назначением его является воспитание, а ведущим процессом — развитие личности и индивидуальности подростка;

— руководитель объединения осознает и эффективно реализует социально-педагогическую специфику детского объединения дополнительного образования, свою особую позицию в нем (воспитателя, профессионала, образца для подражания детей), ориентируясь на выявление и развитие индивидуальности воспитанника;

— дополнительная образовательная деятельность школьного объединения является органичным блоком общего образования детей, фактором повышения эффективности основного образования школы;

— расширяет воспитательное пространство самореализации подростка, взаимодействуя с детскими объединениями в рамках системы дополнительного образования;

— принципами его создания и функционирования являются: добровольность участия, личный выбор, самодеятельность, лично и социально значимое содержание многообразной деятельности;

— в основе жизнедеятельности объединения — гуманистические отношения (к людям, социуму, друг другу) как важное условие самореализации подростка в различных субъектно — объектных ролях и позициях;

— основным показателем эффективности деятельности объединения становится: новая позиция подростка (отчетливо выраженное индивидуальное «Я»), отражающая позитивные индивидуальные природные особенности подросткаиндивидуальные личностные новообразованияизменения в индивидуальном стиле отношений, в стиле деятельностив самоопределении выбора ценностей, идеаловв проявлении творчества в жизнедеятельности коллектива.

Задачи исследования:

— проанализировать педагогические исследования, современный массовый опыт становления инновационной системы дополнительного образования и выявить воспитательную роль детских объединений системы дополнительного образования как особой среды развития индивидуальности подростка;

— дать уточненное научно-обобщенное представление об индивидуальности как педагогической категории, особенностях и показателях развития индивидуальности подростка в условиях детских объединений системы дополнительного образования школы;

— определить специфику педагогического обеспечения деятельности детского объединения системы дополнительного образования школы как главного условия реализации его потенциала в развитии индивидуальности подростка (на примере детского театрального объединения);

— разработать и апробировать модель детского объединения системы дополнительного образования школы как средства оптимизации процесса развития индивидуальности подростка.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

— философские положения о человеке и его индивидуальности (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М. Бубер, Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев и др.) — синергетические представления о человеке как сложноорганизованной системе (С.П. Курдюмов, Ф. Т. Михайлов, И. Р. Пригожин, Г. Хакен и др.) — исследования саморазвития личности и роли творчества в становлении индивидуальности (H.A. Бердяев, B.C. Библер, C.JI. Франк и др.) — об индивидуальности как особой форме человеческого бытия (И.С. Кон, И. И. Резвицкий и др.);

— основы психологической теории о развитии личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейн и др.).

— педагогические концепции: о воспитании как управлении процессом развития личности и индивидуальности ребенка (В .А. Караковский, Х. И. Лийметс, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.);

— о развитии индивидуальности ребенка в школе (М.Д. Виноградова, О. С. Гребенюк, В, И. Максакова, E.H. Степанов, С. Д. Поляков и др.) и в детских и клубных объединениях (Л.В. Алиева, О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов, С. Л. Паладьев, В. В. Полукаров и др.);

— о развитии личности и индивидуальности ребенка в объединениях дополнительного образования (В.А. Березина, Т. А. Долматова, Е. Б. Евладова, В. И. Казаренков, Е. В. Леонова, Л. Г. Логинова, М. Н. Поволяева, А. Б. Фомина и др.);

— об организации жизнедеятельности детских объединений дополнительного образования (О.Н. Бессонова, Б. А. Дейч, A.B. Золотарева и др.);

— о деятельности педагога дополнительного образования (Т.Ф. Асафова, М. А. Валеева, H.A. Жокина, Л. В. Иванова, Е. В. Леонова, А. И. Щетинская, Д. Е. Яковлев и др.);

— методологические принципы педагогических исследований (В.В. Краевский, A.M. Новиков, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин, Я. С. Турбовской и др.).

Методы исследования: анализ философской, психологической, педагогической литературыобобщение, анализ массового опыта дополнительного образования школопытно-экспериментальная работа, а также эмпирические методы исследования: включенное целенаправленное наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, тренинги, стандартизированные монохарактеристики подростков, самодиагностика, педагогические ситуации, анализ творческих работ подростков.

База исследования: детские объединения дополнительного образования школы № 234 г. Москвы и ДЮЦТТ «Медведково». Опыт воспитательной деятельности детских объединений внеурочной направленности и дополнительного образования 20 школ 12 регионов РФ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2006 год.

Первый этап (1999;2000 гг.) — изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме, массового опыта дополнительного образования школразработка теоретической модели детского объединения дополнительного образования как средства развития индивидуальности подростка.

Второй этап (2000;2005 гг.) — опытно-экспериментальная работа по апробации теоретической модели и оптимизации образовательной деятельности детского театрального объединения школы в выявлении и развитии индивидуальности подростков.

Третий этап (2005;2006 гг.) — анализ результатов опытно-экспериментальной работы, апробация результатов исследования, оформление диссертационной работы, подготовка публикаций по итогам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— индивидуальность — характеристика человека и личности рассмотрена как объект педагогического исследования, приоритетная цель социального воспитания детей в новых исторических условиях;

— система дополнительного образования детей теоретически и практически обоснована как инновационная воспитательная среда развития индивидуальности на подростковом этапе, во многом определяющем дальнейшее становление человека;

— дана социально-педагогическая характеристика детского объединения дополнительного образования школы как средства выявления и развития индивидуальных особенностей подростков в специфической образовательной деятельности, отвечающей их возрастным и личным запросам и интегрирующей обучение и воспитание;

— определены принципы, содержание взаимодействия детских объединений системы дополнительного образования школы как условия развития природных индивидуальных возможностей, способностей подростков и формирования индивидуальных новообразований в воспитательной системе школы и пространстве окружающего социума;

— обосновано содержание педагогического обеспечения жизнедеятельности детского объединения как условия его позитивного и эффективного влияния на процесс развития индивидуальности подростков.

Теоретическая значимость результатов исследования.

1. Выявлены особенности и основные этапы педагогически организованного процесса развития индивидуальности подростка и показатели результативности воспитательного влияния детского объединения на данный процесс, что обогащает теоретические знания о роли и специфике различных субъектов воспитания.

2. Определены комплекс организационно-педагогических методов реализации специфического потенциала детского объединения системы дополнительного образования школы в развитии индивидуальности подростка и система диагностирования их результативности, развивающие теоретические основы методики воспитания.

3. Обоснована специфика позиции педагога дополнительного образования и педагогического обеспечения эффективного функционирования детского объединения системы дополнительного образования в школе, которая позволит определить содержание профессиональной подготовки педагога (в средних, высших образовательных учреждениях, системе повышения квалификации).

4. Разработаны теоретико-методологические основы инновационной образовательной программы театрального объединения дополнительного образования.

5. Создана опытная модель детского театрального объединения — средства развития индивидуальности подростка в системе дополнительного образования школы, системообразующего блока воспитательной системы школы.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы: руководителями образовательных учреждений и педагогами — воспитателями в создании на базе школ блоков дополнительного образованияв разработке новых образовательных программ, пособий по организации воспитательной работы с детьми через детское объединениев системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования, воспитателей, организаторов работы с детскими коллективами, социальных педагогов, в обучении студентов вузов, учащихся педагогических училищ.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических и научно — методических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям, задачам исследованияопорой на личный опыт работы с детским объединением системы дополнительного образования школысопоставлением данных монографического изучения с результатами массового и передового современного опыта, экспериментальной проверкой полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система дополнительного образования детей — специфическое государственно-общественное образовательное пространство детского досуга, среда эффективного развития индивидуальности на подростковом этапе.

2. Детское объединение как разновидность детского сообщества (естественной среды жизнедеятельности ребенка) и субъект системы дополнительного образования и социального воспитания — действенное средство удовлетворения возрастных и индивидуальных потребностей подростков, становления и развития их индивидуальности.

3. Индивидуальность в характеристике подростка определяется как динамичный интегрированный показатель свойств, качеств становящейся личности, делающий ее отличной от других, придающий черты самобытности, относительной автономности, самостоятельности.

4. Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования (ее профессиональная познавательная и практическая направленностьспецифика обучения и самообучения, воспитания и самовоспитанияколлективная жизнедеятельностьотношения сотрудничества разных поколенийсубъектная позиция ребенка и взрослогопотенциал накопления социального опытапозитивные нравственно-духовные ценностиорганичная связь с основным школьным образованием) — благоприятная, преимущественно досуговая, ближайшая социальная среда позитивного проявления подростком своей самости, уникальности (своего «Я»), самовыражения в кругу сверстников и взрослыхпространство, отвечающее возрастным потребностям подростков.

5. Педагогическое обеспечение деятельности объединения по развитию индивидуальности подростка осуществляется педагогически компетентным профессионалом и включает:

— постижение специфики влияния основного вида дополнительной профессионально-образовательной деятельности на выявление и развитие индивидуальных особенностей подростков и грамотную методическую обеспеченность этих процессов;

— рефлексию и диагностирование результативности влияния образовательной деятельности объединения на индивидуальность членов данного объединения;

— управление взаимодействующими процессами становления и развития детского объединения и индивидуальности подростка — члена данного объединения — на основе изучения возрастных и индивидуальных интересов, потребностей детей, индивидуализации, дифференциации содержания их деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось путем обсуждения на международных и всероссийских научно-практических конференциях (Йошкар — Ола 1999 г., Москва 2000 г. и 2006 г., Ярославль 2000 г., Владимир 2001 г. и 2006 г., Гродно 2001 г., Тула 2002 г., Санкт — Петербург.

2004 г., Пермь 2004 г., Тверь 2005 г., Тольятти 2006 г.) — на семинарах, круглых столах и заседаниях Центра теории воспитания ИТИП РАО. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы семинаров для руководителей СВУО, ОУМЦ СВАО, школьных и внешкольных учреждений СВАО г. Москвы, на базе школы № 234 и ДЮЦТТ «Медведково» (2000 г., 2003 г., 2005 г.), во временных оздоровительных летних лагерях «Искра» Московской области (1999 г., 2000 г.) и «Заря» Крымской области (с 1999 по.

2005 гг.).

По теме исследования подготовлено и опубликовано 20 работ.

Выводы ко второй главе.

В целом результат опытно-экспериментальной работы подтвердил положения гипотезы о специфике театральной деятельности объединения в развитии творческой индивидуальности и субъектной позиции подростка. Участие в детском театральном объединении и развитие когнитивной сферы подростков усилило их потребность в приобретении знаний об отношениях, о собственной индивидуальности, создало условия для самоутверждения и дальнейшего самораскрытия ребят в продуктивной общественно полезной деятельности в школе и в социуме.

Обобщая результаты опытно — экспериментальной работы специфической образовательной театральной деятельности, мы определили содержание педагогического обеспечения функционирования детского театрального объединения как специфического средства развития индивидуальности школьника:

— включение детей и взрослых в активное сотворчество;

— приоритет самостоятельного сценического искусства над ознакомлением и «потреблением» театрального искусства;

— применение эвристических, исследовательских методов над объяснительно-иллюстративными и репродуктивными;

— обусловленность педагогического обеспечения данным процессом индивидуально-личностными особенностями развития детей;

— актуализация и развитие творческого потенциала педагога;

— постоянное расширение информационной вооруженности (через специализированные театральные знания, умения, навыки, способы выполнения действий, приемы, выработка автоматизма);

— качественное и количественное структурирование круга актуального общения и деятельности;

— эмоционально — нравственный опыт детей, ориентированность формирующейся у них системы ценностей на приоритет понятий «Человек» и «Я» (образ самого ребенка) в совокупности с иными человеческими ценностями;

— сформированность установки на творчество как способ самореализации;

— учет общего и особенного в сущностных характеристиках игрового и сценического творчества с целью обеспечения преемственности, необходимой динамики в самовыражении субъектов творчества, акцентированного внимания к ведущим средствам театрализации: образному ролевому перевоплощению и органическому диалогизму.

Детское объединение, приобретая дополнительные возможности через систему дополнительного образования школы и выходя за рамки школы, превращает окружающий социум в среду, развивающую индивидуальность подростка, динамично расширяет сферу своего влияния, создавая новое пространство для самопроявления и самореализации подростков.

Специфику детского объединения системы дополнительного образования школы определяем: а) взаимодействием с основным образованием школыб) ролью в создании и функционировании воспитательной системы школыв) приоритетом воспитания в деятельности педагогов дополнительного образования.

Заключение

.

Научно-практическое решение проблемы становления и развития индивидуальности человека в новых условиях третьего тысячелетия становится методологической и теоретической основой определения новой роли системы образования и воспитания в формировании человека — личности, субъекта жизни общества и собственной жизни. Интегральная индивидуальность подростка как динамичное свойство становящейся личности, результат ее самоопределения, самореализации, самоактуализации в жизнедеятельности детского объединения дополнительного образования характеризуется показателями, которые представляют сочетание типичных возрастных и индивидуальных особенностей, активности, отношений, устойчивых интересов, творчества и новых ценностей и определяется формируемой новой позицией подростка — субъекта объединения и собственного «Я».

Эффективность функционирования процесса развития индивидуальности зависит как от объективных, так и субъективных условий. Субъективным фактором и внешним условием развития индивидуальности в нашем исследовании выступает воспитание, педагогически грамотная организация процесса развития личности. Анализ научных данных о феномене развития индивидуальности позволяет охарактеризовать ее как социально-педагогическую категорию, объект педагогического исследования. В нашем исследовании это педагогически сконструированное детское объединение системы дополнительного образования школы, наиболее оптимальное для подросткового возраста средства развития индивидуальности подростка. Теоретическое и практическое обоснование инновационной системы дополнительного образования подвело к выводу о специфических возможностях в развитии индивидуальности ребенка и роли детского объединения как особого ее субъекта.

Детское объединение системы дополнительного образования школы определено как: а) сензитивная подростковому возрасту ближайшая среда педагогически организованной жизнедеятельностиб) специфическое открытое образовательное пространствов) воспитательное средство позитивного влияния на процесс становления и развития индивидуальности подросткаг) органичный блок основного образования школы и ее воспитательной системы.

Специфика деятельности детского объединения дополнительного образования школы в развитии индивидуальности подростков определяется: реализацией основной образовательной деятельности объединения и особенностями организации коллективной жизнедеятельностиустановкой на творчество как способ самореализациипреемственностью с основным образованием школысферами общественно-полезной деятельности объединениякомплексом стимулов позитивного проявления творческой активности, самостоятельности, творчества и нивелирования негативных качеств.

Теоретически обоснованная и проверенная в опытно-экспериментальной работе модель детского объединения системы дополнительного образования школы — средство развития индивидуальности отражает процесс взаимовлияния детского объединения и становящейся индивидуальности подростка.

Главным условием реализации специфического воспитательного потенциала объединения является педагогическое обеспечение и выявленная личностнопрофессиональная позиция педагога дополнительного образования, основанная на педагогической индивидуальной поддержке воспитанников, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей членов объединения, сочетая коллективные и индивидуальные основы деятельности как творческое и деловое сотрудничество детей и взрослых.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о воспитательной специфике детского объединения системы дополнительного образования и ее реализации в развитии индивидуальности подростка. Исследование не претендует на исчерпывающее решение всех вопросов, затронутых в нем. В дальнейшей работе предстоит продолжить изучение воспитательных возможностей различных типов и форм детских объединений по выявлению индивидуально-личностных возможностей ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К, А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — с. 19−44
  2. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дисс.канд. псих., наук. — М., —1994. — 21 с.
  3. JI.B. Детское общественное объединение субъект воспитательного пространства //Воспитательный процесс как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000. — 104 с.
  4. Алиева JIB. Детское движение субъект воспитания. Теория, история, практика. — М.: Макс пресс, 2002. -221 с.
  5. JI.B. Детское движение субъект воспитания //Современные концепции воспитания. — Ярославль, -2000. -167 с.
  6. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. /Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — С. 103 — 128 .
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380 с.
  8. Г. А. Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий подростков воспитанников учреждений дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристического центра): Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Сходня, 1999.-21 с.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
  10. Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми российской провинции второй половины XX века. Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Кострома. 2002. — 23 с.
  11. П.Белова В. В. Взаимодействие внешкольного учреждения и школы в воспитании творческой индивидуальности подростка: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1986. -23 с.
  12. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995.-234 с.
  13. H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. -446 с.
  14. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1998.-22 с.
  15. Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Якутск, 1999. 17 с.
  16. О.Н. Организация жизнедеятельности детских объединений в учреждениях социального обслуживания населения: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кострома, 2002. -22 с.
  17. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность// Педология и воспитание/ Под ред. Залкина А. Б. М.: Работник просвещения, 1928. — 224 с.
  18. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии (аналитический обзор). -М&bdquo- 1999.- 134 с.
  19. Р.У. Возможные подходы к педагогическому исследованию творческой индивидуальности современного школьника. //Современный школьник: внутренний мир, ценности и образ жизни. СПб, 2002. — С. 44−61
  20. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования. СПб.: РГПУ, 2000. — 220 с.
  21. A.A. Психология личности. -М.: Из-во МГУ, 1988. 183 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исследования. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  23. Л.И. Особенности самосознания у подростков//Вопросы психологии-1955, № 1. С. 3−8.
  24. М. Я и ты. М.: Просвещение, 1993
  25. Л.П. Социальная среда и сознание личности- М., 1968. 268 с.
  26. Л.П. Человек: деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  27. .В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Тюмень, 1998. -22 с.
  28. М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 18 с.
  29. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса //Педагогика. 1998. -№ 4.-С.12
  30. А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998. -127 с.
  31. Е.Б. Личность и индивидуальность: история и теория. П-К, 1996
  32. Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка: Автореф. дисс.канд. психол. наук. -М., 1991. -26 с.
  33. М.Д. Влияние классного коллектива на индивидуальный интерес подростков (из опыта изучения внутриколлективных отношений). М., 1967. — 29 с,
  34. М.Д. Формирование творческой индивидуальности школьника в системе коллективных отношений // Нравственное формирование личности в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1978.-С. 68−79
  35. М.Д., Максакова В. И. Развитие творческой индивидуальности подростка в коллективе как условие успешного формирования активной жизненной позиции личности, //Советская педагогика 1977. — № 6. — С.38−45
  36. М.Д., Максакова В. И., Первин И. В. Совместная деятельность школьников и ее влияние на личность / Сб. науч. трудов: Личность школьника как объект педагогических исследований/. М., 1960. — С. 52−55
  37. Н.Ш. Драматические игры для детей. М., 1999
  38. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой/ М., 1967. — 360 с.
  39. Возрастная психология. Хрестоматия. /Сост. B.C. Мухина, A.A. Хвостов/. М., 2000
  40. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М&bdquo- 1998, — 208 с.
  41. Воспитательная деятельность в образовательном учреждении /Под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М.: Академия, 2005. — 55 с.
  42. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы всероссийской НПК /Под ред. Газмана О. С. М., 1996, — 76 с.
  43. Воспитание индивидуальности- учебно-методическое пособие /Сост. Алексеева Н. А. Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2005. — 217 с.
  44. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования Калуга, 2000. -248 с.
  45. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1981- 96 с.
  46. ВульфсонБ.Л. Проблемы европейского воспитания//Педагогика. -2000. -№ 2.-71 с.
  47. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. — 93 с.
  48. Л.С. Детская психология// Собр. Соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  49. Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 94−101.
  50. Л.С. Педология подростка // Собр. Соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984 — С. 5−242.
  51. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, -1965. -372 с.
  52. Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Автореф. дисс.канд. пед. наук. СПб, 1996.
  53. О.С. Детский коллектив как объект и субъект воспитания: автореф. Дисс.канд. пед. наук. М, 1974. — 26 с.
  54. О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
  55. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Выпуск 3 М., 1985, — С. 58−63
  56. О.С. Проблемы формирования личности школьника в игре //Педагогика и психология игры. Новосибирск, 1985. — С.14−28.
  57. О.С. Развитие и воспитание временного детского коллектива //Советская педагогика. 1978. — № 8. — С.37−43.
  58. О.С. Роль игры в формировании личности школьника //Советская педагогика. -1982. № 9. — С.60−64.
  59. В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев, 1982. — 133 с.
  60. Н. А. Технология мониторинга индивидуальности школьника: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Калининград, 2000. -19 с.
  61. С.И. Основы педагогики, введение в прикладную философию. М., 1995. — 448 с.
  62. И.З. Воспитание или формирование //Педагогика, 2000. — № 5. -20 с.
  63. Н.С. Проблема индивидуальности человека в социальной философии. -Барнаул, 2005
  64. О.С. Авторская концепция педагогики индивидуальности //Актуальные проблемы педагогики индивидуальности. Калининград, 2002. -4.1. — С.7−17
  65. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.
  66. Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Дисс.канд. пед. наук. -М., 2000. 221с.
  67. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000. — 44 с.
  68. И.Д. Должность или призвание М., 1991,
  69. Т.А. Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования: Автореф. дисс.канд. пед. наук -М., 2001.- 18 с.
  70. К.В. Событийный подход в приобщении старших подростков к художественной культуре: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Владимир, 2004. — 24 с.
  71. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей. М.: Владос, 2002. — 349 с.
  72. H.A. Жизненный цикл детского общественного объединения в школе как педагогический феномен: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ульяновск, 2002. — 22 с.
  73. С.В. Развитие эмоциональной сферы подростка во временном детском объединении. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кострома, 2000.
  74. П. М. Технология актерского искусства. М., 1992. — 285 с.
  75. JI.B. Организационно педагогически, условия социализации ребенка во временном школьном объединении. Ярославль, 1995.
  76. H.A. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Киров, 1996.-21 с.
  77. P.P. Педагогические условия развития творческой активности подростков в процессе совместной деятельности в детских сообществах: Автореф. дисс.канд. пед, наук. Ульяновск, 2003. — 20 с.
  78. В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика. 2000. — № 5, — 3 с.
  79. ВТ. Коллектив и личность. JL: Из-во ЛГУ. — 1971. -120 с.
  80. И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: автореф. дисс.докт. пед. наук. Л., 1972. 62 с.
  81. Л.В. Оптимизация профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования: Автореф. дисс.канд. псих. наук. М., 2001. -23 с.
  82. О.Л. Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности. Екатеринбург, 2001. 23 с.
  83. Игры, обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994. — 366 с.
  84. B.C. Формирование личности школьника/целостный процесс/. -М., 1984. 144 с.
  85. Изучение личности подростка члена самодеятельного коллектива /Сборник диагностических методик- М., 1993.-50 с.
  86. Изучение и обобщение педагогического опыта на диагностической основе (учебные тесты)-М., 1992.-39 с.
  87. Индивидуальность педагога и развитие личности школьника Даугалвпис, 1988
  88. Индивидуальные различия и личность. Хрестоматия. СПб., 1996.
  89. Индивидуальность человека: условия проявления и развития (тезисы докладов научной сессии, посвященной 90-летию со дня рождения B.C. Мерлина) — Пермь, 1988.
  90. М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности. Л.: ЛГПИ, 1983. 82 с.
  91. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования.-Л.: ЛГПИ, 1981.-69 с.
  92. H.A. Временные характеристики индивидуального стиля деятельности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2000. — 16 с.
  93. Т.Г. Пути формирования интегративных развивающих сред для реализации творческой индивидуальности учителя и ученика//Дополнительное образование. 2001. № 3. -С. 8−13,№ 4.-С. 17−19.
  94. В.А. Система воспитательной работы с коллективом учащихся средней общеобразовательной школы /Опыт монографического исследования/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 21 с.
  95. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! М.: Педагогическое общество России. 2000. — 254 с.
  96. Е.М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кострома, 2004. -21 с.
  97. С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении: Автореф. дисс.канд. пед. наук-СПб., 1996. -21 с.
  98. В.А. Дополнительное образование в условиях малокомплектной школы. -Калуга, 1999.-29 с.
  99. Клубная и кружковая работа в школе: Хрестоматийный сборник. /Под. ред. Н. Н. Иорданского. М.-Л.: Моск. Акционерное об-во, 1936. -136 с.
  100. С.П. О значении концепции педагогики индивидуальности. //Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе. Калининград, 2000-С. 12−20
  101. В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1996.-21 с.
  102. Е.А. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Оренбург, 2000.-20 с.
  103. H.A. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1999. -25 с.
  104. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова,-Лениздат, 1987. 144 с.
  105. В.П. Становление индивидуальности: социологический аспект: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1994
  106. Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. Минск, 1984. — 239 с.
  107. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  108. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  109. Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника //Советская педагогика. 1969. -№ 11. — С. 27−38
  110. М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М. 1994. -22 с.
  111. Н.Е. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Хабаровск, 2000.-15 с.
  112. A.C. Педагогические основы творческого самовыражения как фактора становления будущего учителя: Автореф. дисс. докт, пед. наук. Хабаровск. — 36 с.
  113. Г. Б. Идея воспитания «человека как человека» в педагогике конца XIX -начала XX веков. //Теоретические исследования ИТИП РАО в 2005 г. М., 2006. -172 с.
  114. Л.И. Психологические условия развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс.канд. психол. наук- М., 1988. 17 с.
  115. Л.Ю. Формирование творческой самодеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -23 с.
  116. Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Кострома, 1999.-21 с.
  117. А.Т. Вопросы структуры школьного коллектива. М., 1967. -36 с.
  118. А.Т., Новикова Л. И. Проблемы коллектива и личности в современной педагогике //Советская педагогика. 1982. — № 6. — С. 43−48.
  119. А.Т., Новикова Л. И., Лийметс Х. Й. Коллектив и личность школьника: Основы теории воспитательного коллектива. Таллин, 1981 4.1. -79 е.- 4.2. — 124 с.
  120. А.Ф. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. Тесты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова-М.: Из-во МГУ, 1982. -С.179−198.
  121. Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000, — 22 с.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  123. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? /Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 12 М.: Знание, 1982. — 96 с.
  124. P.A. Взаимодействие классного руководителя и отрядного пионерского вожатого в процессе развития самодеятельности пионеров: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1980.-24 с.
  125. Личность школьника как объект педагогических исследований. СПб. 1980.
  126. Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. ~М.: Академия, 2003.- 131 с.
  127. В.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 64−93.
  128. .Ф. Проблема личности в советской психологической науке //Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 4−11
  129. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  130. К.И. Школьный клуб. М., 1924. — 24 с.
  131. ЮЛ. Развивать дар творчества. Киев, 1987. -133 с.
  132. A.C. Вроде методического плана клубной работы //Пед. соч. в 8 томах, — М., 1983. -Т.1.-С.64−67
  133. В.И. Проблема развития индивидуальных возможностей школьников в коллективе //Советская педагогика. 1980. — № 12. — С. 23−28
  134. С.С. Из истории психологии //Мир психологии. 2001. — № 4
  135. Материалы коллегии Министерства науки и образования от 9.11.04 -М., 2004, 40 с.
  136. А. Психология бытия. М., 1997. -304 с.
  137. А. Самоактуализация /Психология личности. Тесты. М., 1982, — С. 108 — 118.
  138. Е.И. Диалог на уроке как средство развития индивидуальности подростка: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 23 с.
  139. B.C. Психология индивидуальности. М. — Воронеж, 1996. — 444 с.
  140. Ф.Т., Общественное сознание и самосознание индивида: Автореф. дисс—докт. философ, наук. -М., 1987. 51 с.
  141. H.H., Юсфин С. М. Процесс совместного преодоления или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления //Директор школы. 1997. — № 2. — С. 3−13
  142. Моложавенко В Л. Моделирование личностно-ориентированной образовательной среды, сохраняющей индивидуальность учителя и ребенка //Межличностные взаимодействия и развитие индивидуальности. Тюмень, 1999. Вып. 1.-е. 52−65
  143. A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. -М., 1997,-365 с.
  144. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1994. 15 с.
  145. JI.A. Подготовка подростков к самообразованию в процессе коллективной и познавательной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  146. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителя о психологии ученического коллектива. М., 1988. — 144 с.
  147. И.Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии (на примере республики Марий Эл): Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  148. Н. О. Духовные ценности и воспитание человека//Педагогика. 1998. — № 4. Зс.
  149. З.И. Общение в клубном самодеятельном коллективе как фактор нравственного формирования личности: Автореф. дисс.канд. пед, наук. М., 1979. — 24 с.
  150. Л.И. Воспитание как педагогическая категория //Педагогика. 2000. — № 6,28 с.
  151. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Дисс. докт. пед. наук-М., 1967,-385 с.
  152. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания /Сост. В. П. Голованов. М., 1995. -190 с,
  153. С.И. Содержание, формы и методы работы творческих объединений старшеклассников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Одесса, 1971. — 19 с.
  154. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. ~М., 1991.-287 с.
  155. Ю.М. Личность и индивидуальность: лекции по курсу психологии. М., 1997.
  156. A.A. Личность и индивидуальность? //Школа технологии. 2001, — Т.1. — С. 33−37
  157. С.Д. Клубный коллектив в системе воспитательной работы школы: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1988.- 19 с.
  158. С.Д. Клубный коллектив в системе воспитательной работы школы: Дисс.канд. пед. наук. -М.5 1989. — с.205
  159. В.И. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. Материалы 4-й российская НПК по экологической психологии. М., 2005. -С.4−11
  160. Педагогическое руководство деятельностью клубных объединений. Ч. 1, Л, 1997.
  161. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  162. A.B. Развитие личности. Возрастная периодизация. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. — С. 38−75
  163. A.B. Психология межличностных отношений в группах и коллективах //Советская педагогика. 1974. — № 4. — С.81−92.
  164. В.И. Художественно педагогическая деятельность театрального коллектива подростков: автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1981,
  165. В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. -М., 1988.-80 с.
  166. В.В. Развитие личности старшеклассника в процессе коллективной внеурочной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1984. — 24 с.
  167. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Автореф. дисс.докт. пед. наук. -М., 1994. -31 с.
  168. С.Д. Воспитание и развитие классного коллектива старших школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
  169. С.Д. Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования //Директор школы. 1997. — № 2. — С. 18−25 149. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. — М., 1996.-159 с.
  170. С.Д., Морозова Г. В., Резник А. И., Егорова И. Г. Управление развитием личности в учебном процессе. М., 1999
  171. M.B. Формирование творческой индивидуальности учителя в процессе коллективной педагогической деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук, M., 1995. -18 с.
  172. Психология личности в трудах отечественных психологов /Хрестоматия. Спб. — М. Харьков — Минск, 2002
  173. Психология личности /Хрестоматия. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2000. — 445 с.
  174. Развитие индивидуальности средствами искусства /Сост. C.B. Анчуков, С. С. Венцлав. -СПб, 2004. 275 с.
  175. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. М. — СПб., 2005.-233 с.
  176. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве //Материалы всероссийской НПК. Йошкар-Ола, 1999. — 96 с.
  177. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. -М., 2001.-282 с.
  178. Т.В. Взаимодействие первичных коллективов в воспитательной системе школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук-М., 1994. 17 с.
  179. Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности школ Калининградской области. Калининград, 2002. -148 с.
  180. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. -М., 1984, С. 38.
  181. К. Эмпатия /Психология эмоций: тексты/. -М., 1984. С. 235−238.
  182. А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1990.
  183. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с.
  184. E.JI. Становление и развитие пионерского отряда. Дисс.канд. пед. наук. -М&bdquo- 1991, — 220 с.
  185. Л.Г. Развитие самодеятельности старших подростков в школьных клубных объединениях по интересам: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1991. — 19 с.
  186. C.B. Теория и практика самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дисс.докт. пед. наук. -М., 1996. 35 с.
  187. H.A. Социально педагогическая помощь старшеклассникам -представителям юношеских субкультур: Дисс. канд. пед. наук. — Кострома, 2005, — 214 с.
  188. Сборник диагностических методик: изучение личности подростка члена самодеятельного объединения. — М., 1993.
  189. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей //От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. М., 2000. — 184 с.
  190. Н.Л. Процесс формирования коллективных отношений подростков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1979. 18 с.
  191. В.И., Исаев Е. И. Психология человека /Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  192. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
  193. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. М.В. Гамезо) -М., 2001. 128 с.
  194. Словарь-справочник по теории воспитательных систем /Сост. Степанов П. В.- М.: Педагогическое общество России, 2002. 29 с.
  195. С.А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1993. -17 с.
  196. С.А. Понятие режиссуры игры в педагогике /Вестник высшей школы. 1987. — № 6. -С.34−38.
  197. Е.И. Клубные объединения: учебное пособие для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 1977. — 160 с.
  198. H.A. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -СПб., 1995. 17 с.
  199. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания, /Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев. Пермь, 2001, — 124 с.
  200. Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства /Тезисы участников и программа летней научной школы. Тверь, 2005. -127 с.
  201. Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: вопросы теории и практики. -М.: Сов. Россия, 1984. 160 с.
  202. П.В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М.: Академия, 2003. — 82 с.
  203. Сулейманова Сания Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Пермь, 2004. -23 с.
  204. В.А. Методика воспитания коллектива-М.: Молодая гвардия, 1975,239 с.
  205. Театр-студия «Дали». Программы-репертуар-уроки /Сост. Никитина А. Б. М., ВЦХТ, 2001.-168 с.
  206. Г. В. Актуализация ценностно целевого аспекта содержания образования в процессе формирования познавательной активности и самостоятельности школьников. — М., 2000.-23 с.
  207. А.И. Игра как средство формирования творческой индивидуальности младшего подростка: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1977. — с. 19 с.
  208. Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 22 с.
  209. В.З. Ролевая игра как средство регуляции поведения подростков// Педагогика и психология игры. Новосибирск, 1985. — с. 88−95.
  210. А.Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению //Школа технологии. 2001. -№ 6.-С. 27−38.
  211. А.Н. Педагогическая поддержка в школе развития индивидуальности //Школа и открытое образование. М.-Томск, — 1999 — С. 63−68.
  212. Я.С. Коллективизм как педагогическая основа воспитания индивидуальности: о системе воспитания Макаренко А. С. /Образование и общество. Орел, 2005.-№ 3.-С. 81−95
  213. Г. Ю. Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специальном учебном заведении: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Краснодар, 1999.-20 с.
  214. Т.В. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2000. -21 с.
  215. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 348 с.
  216. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе /Поляков С.Д., Резник А. И., Морозова Г. В., Егорова И. Г.- М., 1999, 143 с.
  217. Фейербах J1. Основы философии будущего. М., 1937
  218. Фельдштейн Д. И, Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс.докт. психол. наук. Душанбе. — 49 с.
  219. Д.И. Психология развивающейся личности. М. — Воронеж, 1996. — 510 с.
  220. Д.И. Психология развития подростка //Советская педагогика. 1991. -№ 4.-С. 31−38.
  221. А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. 1996. — 24 с.
  222. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально педагогическая модель. Учебно — метод, пособие. — М., 1996 -150 с.
  223. Э. Человеческая ситуация. М., 1995
  224. Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 32 с.
  225. Н.Т. Индивидуальная педагогическая поддержка школьников //Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе. Калининград, 2000. -С. 62−65
  226. О.Д. Детское общество как способ педагогического влияния на социальную активность подростков. Кострома, 2000. — 18 с.
  227. Школа творчества. Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. -1998- № 3.
  228. Е.Б. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастном внешкольном объединении: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2000. -23 с.
  229. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности. Ростов на Дону, 1997.
  230. Н.Е. Классное руководство. М., 2000. — С. 154−185
  231. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996
  232. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Заполнить форму текущей работой