Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная направленность курса «Информатика» для студентов математиков педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполнен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме применения информационных технологий для задач обучения, проведены исследования состояния уровня знаний в области информатики, причин отсутствия практических навыков, способствующих профессиональному применению компьютера в учебном процессе, что позволило констатировать незавершенность поисков решения данной проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • f ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Психолого-педагогические и методологические аспекты использования компьютера в профессиональной деятельности учителей математики
    • 2. Роль информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей математики
    • 3. Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программ курса «Информатика» для студентов педагогического вуза
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА»
    • 1. Структура и содержание программы курса «Информатика» для студентов-математиков педагогического вуза
    • 2. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей при обучении информатике
      • 2. 1. Профессиональная направленность комплекта лабораторных работ по офисному пакету MS Office
      • 2. 2. Методические основы использования модели объектно-ориентированного программирования
      • 2. 3. Комплект лабораторных работ по объектно-ориентированному программированию
    • 3. Организация педагогического эксперимента

Профессиональная направленность курса «Информатика» для студентов математиков педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе стремительного развития информационных технологий возрастают требования к уровню профессиональной подготовки учителя математики. Для успешного решения стоящих в данной области задач необходимо непрерывное совершенствование всего учебного процесса в педагогическом вузе, в том числе курса «Информатика». Новое качество профессиональной подготовки учителя математики в области ИТ требует дополнительных исследований по содержанию и приемам обучения информатике, что должно способствовать формированию профессионализма и развитию общей педагогической и информационной культуры будущего учителя математики. Содержание курса информатики должно дополняться использованием современных информационных технологий непосредственно в учебном процессе.

Проблемами профессиональной подготовки учителя занимались многие психологи, педагоги и методисты. Психолого-педагогические принципы построения обучения в педвузе исследовались в трудах Ф. С. Авдеева, С. И. Архангельского, В. А. Гусева, В. И. Загвязинского, Ю. М. Колягина, Н. В. Кузьминой, Г. Л. Луканкина, Н. В. Метельского, А. Г. Мордковича, Н. Д. Никифорова, Э. Д. Новожилова, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, Г. И. Саранцева, Н. Ф. Талызиной, Р. С. Черкасова, А. И. Щербакова и др.

Проблемам образования в условиях информатизации общества, использования новых педагогических технологий посвящены труды И. Н. Антипова, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, В. М. Монахова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, И. В. Марусевой, И. В. Роберт И.А.Румянцева, Н. Ф. Талызиной и многих других авторов.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителей различных областей знаний в области ИТ, повышения ее качества, другие аспекты использования ИТ в образовании рассматривались в исследованиях В. В. Алейникова, А. Л. Денисовой, С. Р. Домановой, Н. В. Клемешовой,.

Е.В.Клименко, Г. А. Кручининой, Т. А. Лавиной, Д. П. Муравлева, Г. Н. Некрасовой, К. Р. Овчинниковой, С. В. Панюковой, С. Н. Позднякова, Т. А. Поляковой, Д. Е. Прокудина, Л. В. Рожиной, В. Л. Рудик, Н. А. Сизинцевой, А. В. Слепухиным, Н. К. Солоповой, О. А. Соседко, О. К. Филатова, И. А. Цвелая, Г. П. Чепуренко, Т. В. Шангиной, Т. Ш. Шахнабиевой и др.

Фактор непрерывного развития информатики существенно влияет на решение проблемы подготовки специалистов в области информационных технологий. Это выражается не только в появлении новых версий операционных систем, офисных пакетов, средств разработки, графических ^ пакетов, но и в смене модели использования этих новых средств в профессиональной деятельности. В частности, переход от модели алгоритмического программирования к парадигме объектно-ориентированного программирования, широкое использование понятия объекта в большинстве программных средств, развитие технологий Интернет, постоянное совершенствование программных средств, выражающееся в развитии их новой функциональности, приводит к необходимости пересмотра принципов использования и обучения информационным технологиям в профессиональной подготовке студентов. * В настоящее время можно говорить о широком использовании во многих сферах человеческой деятельности офисного пакета MS Office, разработанного компанией Microsoft, а также о все большем проникновении технологий, лежащих в основе Интернета, и в особенности World Wide Web. Однако, несмотря на широкое использование данных программных средств, отсутствует теоретическое обоснование необходимости использования их в обучении. Кроме этого, практически не рассматривалась профессиональная направленность использования офисного пакета MS Office и технологий Интернет в аудиторных занятиях по курсу «Информатика» для студентов ф математиков педагогического вуза.

Развитие модели объектно-ориентированного программирования, появление таких средств визуального программирования как Visual Basic, Delphi, языка программирования Java, языков программирования для.

Интернет (JavaScript, VBScript, PHP, Rerl и др.), а также невостребованность традиционного алгоритмического программирования в самом ближайшем будущем, требует нового подхода к обучению студентов основам программирования, когда основными решаемыми задачами должны стать задачи, способствующие применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Необходимо повышать уровень мотивации использования информационных технологий в профессиональной деятельности, т.к. пока приходится констатировать факт незначительного применения информационных технологий в профильном обучении, которое базируется на традиционной, без компьютерной, модели обучения. Полученные знания в области информационных технологий, навыки использования программных средств почти остаются невостребованными.

Не в полной мере используется потенциал математической подготовки студентов при разработке учебно-методических материалов по курсу «Информатика» .

Все сказанное выше, указывает на актуальность тематики нашего исследования «Профессиональная направленность курса „Информатика“ для студентов математиков педагогического вуза».

Проблема исследования заключается в разработке содержания обучения основам информатики и совершенствовании профессиональной подготовки студентов математиков в данной области.

Цель исследования состоит в выявлении:

— организационно-дидактических и методических условий использования информационных технологий для совершенствования процесса обучения студентов математиков педагогического вуза;

— возможностей использования офисного пакета MS Office, модели объектно-ориентированного программирования и технологий Интернет для задач профессионального использования ИТ в учебном процессе.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей математики в педагогическом вузе.

Предмет исследования: содержание и методы обучения информатике студентов математиков.

Гипотеза исследования: совершенствование профессиональной подготовки студентов математиков при изучении курса «Информатика» происходит, если:

— курс рассматривается в едином контексте профессиональной подготовки учителя математики и формирования общей педагогической, ф математической и информационной культуры;

— курс реализует методическую готовность будущих учителей математики к практическому использованию информационных технологий в учебном процессе;

— в процессе изучения данного курса происходит активизация познавательного интереса обучаемых.

В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи.

1. Обобщить опыт использования информационных технологий в системе % подготовки будущих учителей.

2. Выявить психолого-педагогические и методические особенности применения информационных технологий для задач обучения.

3. Создать курс «Информатика», обеспечивающий профессиональную направленность обучения студентов-математиков.

4. Разработать методику обучения информатике для студентов-математиков.

5. Разработать комплект лабораторных работ для студентов математиков по офисному пакету MS Office, имеющий профессиональную направил ленность.

6. Выявить методические основы использования модели объектно-ориентированного программирования и разработать комплект лабораторных работ по ее использованию.

7. Экспериментально проверить эффективность обучения с использованием разработанных учебно-методических материалов.

В процессе работы над поставленной проблемой использовались следующие методы: теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и технической литературы по проблеме исследованияанализ государственных образовательных стандартов профессионального образования, вузовских и школьных программ, учебников и учебных пособий по информатикеизучение программных средств и Интернет-технологийэкспериментальные — наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический экспериментстатистические — корреляционный и регрессионный анализы, а также критерий различия t — Стьюдента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— создана концепция курса «Информатика», позволяющая комплексно осуществлять профессиональную подготовку учителя математики в данной области и формировать общую педагогическую и информационную культуру;

— разработаны методические подходы совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей математики при обучении информатике;

— разработана методика обучения информатике студентов-математиков с учетом профессиональной направленности.

Практическая значимость состоит в том, что разработаны:

— содержание курса «Информатика» для студентов-математиков;

— комплект лабораторных работ по офисному пакету MS Office с профессиональной направленностью;

— методические основы использования модели объектно-ориентированного программирования и комплект лабораторных работ по ее использованию;

На защиту выносятся:

1. концепция содержания обучения информатике студентов-математиков;

2. программа курса «Информатика» для математического отделения педагогического вуза;

3. методика обучения студентов математиков информатике.

4. комплекты лабораторных работ по офисному пакету MS Office и * объектно-ориентированному программированию,.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются использованием теоретических положений психолого-педагогической и методической науки по теме исследования, адекватностью методов исследования целям, поставленным в работе, сочетанием качественного и статистического анализа результатов педагогического эксперимента.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные 4 теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики МПУ, на ежегодных научно-практических конференциях в МПУ, на общеуниверситетском семинаре МПУ «Информационные технологии образования» (1997, 1998 и 2000 г.), на Международной конференции «Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы» (Москва, МПГУ, 1994), на научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения педагога-математика И. К. Андронова (Москва, МПУ, 1994), на 1-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие систем тестирования в России» (Москва, МПГУ, 1999). Исследования, посвященные технологиям гипертекста и Web, были представлены на Первый Всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования», где заняли второе место (Москва, 1998).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе проведения занятий по курсу «Информатика» на математическом отделении физико-математического факультета Московского педагогического университета в 1996;2000 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы, в соответствии с задачами и целями были получены следующие результаты.

1. Выполнен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме применения информационных технологий для задач обучения, проведены исследования состояния уровня знаний в области информатики, причин отсутствия практических навыков, способствующих профессиональному применению компьютера в учебном процессе, что позволило констатировать незавершенность поисков решения данной проблемы в системе высшего педагогического образования.

2. Разработано содержание курса «Информатика» с профессиональной направленностью, создающее условия обучения, положительно влияющие на все основные компоненты и качества личности будущего учителя, формирующие его готовность использовать полученные знания в предстоящей профессиональной деятельности, способствующие развитию информационную культуру будущего учителя математики.

3. В ходе исследования на основании анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме подготовки учителя в области информатики, обобщения опыта работы коллег и собственного разработана методика изучения курса «Информатика», способствующая усилению профессиональной направленности курса.

4. Разработаны учебно-методические материалы по курсу «Информатика», включающие комплект лабораторных работ по офисному пакету MS Office с профессиональной направленностью.

5. Разработаны методические основы использования модели объектно-ориентированного программирования в курсе информатики, опирающиеся на основные принципы, заложенные в современные средства разработки программного обеспечения.

6. Разработаны учебно-методические материалы по использованию объектно-ориентированного программирования, формирующие у студентов математиков знания, умения и навыки по созданию программных средств учебного назначения.

7. Экспериментальная проверка, разработанных учебно-методических материалов по курсу «Информатика показала их эффективность. Было установлено, что данные материалы способствуют формированию у студентов основ профессионализма в области информационных технологий, обеспечивая методическую готовность будущих учителей математики к использованию ИТ в профессиональной деятельности.

Основные публикации по теме диссертации.

1. Грамаков Д. А. Совершенствование математической подготовки студентов математиков при изучении основ объектно-ориентированного программирования //Международная конференция «Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы»: Тезисы докл. — М.: МПГУ, 1994.-С.110−111.

2. Грамаков Д. А. Совершенствование математической подготовки студентов математиков при изучении основ объектно-ориентированного программирования //Актуальные проблемы методики преподавания математики в школе и педагогическом вузе: Тезисы докл. научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения педагога-математика профессора И. К. Андронова. — М.: 1994. С. 23.

3. Грамаков Д. А. Использование технологии гипертекста и Web в образование/Первый Всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования»: Сборник материалов и рекомендаций. -М.: Академия админ. образования, 1998. — С.47−48.

4. Грамаков Д. А. Использование технологий Интернет при тестовом контроле// Труды 1-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы тестирования в России». Вып. 4: Тезисы докл.- МПГУ, 2000. -С.44−45.

5. Грамаков Д. А. Профессиональная направленность лабораторных работ по информатике для студентов математиков педагогического вуза //Народное образование в XXI веке: Тезисы докл. Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию МПУ. — М.:2001. — С. 35.

6. Грамаков Д. А. Активизация познавательной деятельности студентов при использовании Web-технологии на лабораторных занятиях по курсу «Ин-форматика"//Народное образование в XXI веке: Тезисы докл. Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию МПУ. — М.:2001. — С. 39−40.

36.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Е. Нотация как средство мышления: Пер. с англ. // Лекции лауреатов премии Тьюринга (1966−1988) — М.: Мир, 1993.С. 392−450.
  2. В. В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1998.- 18 с.
  3. В.В. Методические особенности применения пакета прикладных программ в обучении математике и информатике: Дис.. канд. пед. наук, — Л., 1990, — 205 с.
  4. В.М. и др. Математическая логика в программировании. Обзор // Математическая логика в программировании: Сб. статей 19 801 988 гг.: Пер. с англ.- М.: Мир, 1991, — С. 331−407.
  5. И.Н. Содержание и методы обучения программированию в средних учебных заведениях: Дис.. докт. пед. наук.- М., 1981, — 207 с.
  6. И.Н., Боковнев О. А., Ермолаев О. Ю. Черепашка на языке ЛОГО //Учительская газета, — 1993, — 7 сентября, — С. 5.
  7. Е.В., Бешенков С. А. Об использовании ЭВМ в обучении началам анализа: школа N 354 Москвы // Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе.- М., 1987.С. 101−111.
  8. Е.В. Методика создания формализованного описания учебного материала по математике для реализации компьютерного обучения: Дис.. канд. пед. наук, — Л, 1990.- 158 с.
  9. А., Кошелюк М. Солдатова Г. Телекоммуникации и компьютерные среды //Информатика и образование. 1989. — № 2. — С. 3−10.
  10. В.П. Методические указания по теоретическим основам программного управления процессом учения.- М.: Изд. учебно-методич. кабинета, 1966
  11. Н., Раков С. Учебная экспертная система //Информатика и образование, — 1992. -№ 2.
  12. Г. А., Извозчиков В. А. Компьютер в педвузе // Вестник высшей школы, — 1986, — N 6, — С. 22−24.
  13. Р.В., Киселев Г. М. Компьютерные игры в преподавании физики //Новые технологии в обучении школьной физики: (Тезисы докладов). -Саранск: МРИПКРО. 1993. — С.37.
  14. Ю. Компьютеры в школах Японии //Народное образование. -1986. -№ 2. -С.85−86.
  15. Ю. С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персонального компьютера: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1990 .223 с.
  16. М.М. Подготовка учителя решение проблемы информатизации // Информатика и образование.- 1991 — N 4 — С. 93−95.
  17. Буч Гради. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: Пер. с англ. М., Конкорд, 1992, — 519 с., ил.
  18. Е.П. Новые информационные технологии в школе // Информатика и образование.- 1986.- N 1, — С. 18−22.
  19. Е.П. Информатика актуальное направление развития советской науки //Кибернетика: становление информатики.-М.: Наука, 1986.-С. 10−21.
  20. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, — М.: Высш. шк., 1991, — 207 с.
  21. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова.- М.: Прогресс, 1988, — 336 с.
  22. Л.С. Собр.соч.: В 6 т. -ТЗ.-М., 1982.
  23. Е.В. Психологические особенности введения школьников в содержание научных понятий при использовании предметно ориентированных компьютерных учебных сред (на материале естествознания): Дис.. канд. псих, наук, — М., 1991,-151 с.
  24. П.Я., Талызина Н. Ф. В основе управление процессом усвоения знаний //Вестник высшей школы. — 1965. — № 6.
  25. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. 1985. — № 3.
  26. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
  27. Б. В. Бирилко Ю.И. Математические модели и программированное обучение//Сов. педагогика, 1966. -№ 2.
  28. Э. Дисциплина программирования: Пер. с англ.- М.: Мир, 1978.-277 с.
  29. А.Л. Микро ЭВМ в системе самостоятельной работы студентов: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1988, — 297 с.
  30. А. Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра пед. наук, — М., 1994.- 32 с.
  31. Э. Микрокомпьютеры в преподавании естественно-математических дисциплин: Пер. с англ. // Перспективы: вопросы образования, — 1988,-N4,-С. 105−117.
  32. С. И. Литвинов Б.Ю., Сбитнев А. И. Персональные ЭВМ: Турбо Паскаль V7.0. Объектное программирование. Локальные сети. Киев: Инфюрмсистема сервис, 1993.
  33. Л. И. Подготовка учителей к разработке и использованию педагогических программных средств в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук Свердловск, 1990.- 386 с.
  34. С. Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ 1995, — 39 с.
  35. А.А. Информатика: предмет и задачи // Кибернетика. Становление информатики, — М.: Наука, 1986, — С. 22−28.
  36. В.П. Язык программирования ЛОГО.- М.: Радио и связь, 1991 .144 с. 46
  37. П. Компьютеры в школе: международное значение национальных стратегий // Перспективы: вопросы образования. 1991.- N 2.
  38. ЕгоренковД.Л., Фраоков А. Л., Харламов В. Ю. Основы математического моделирования. Построение и анализ моделей с примерами MATLAB. С-Пб., 1994.
  39. А.П. Информатика: предмет и понятия//Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.
  40. А.П. Как учить программировать // Микропроцессорные средства и системы, — 1986, — N 1.- С. 91−93.
  41. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Программирование, — 1990, — N 1, — С. 5−25.
  42. А.П. Компьютерный всеобуч // Учительская газета. 1984 11 сентября.- С. 2.
  43. А.П. Компьютерный всеобуч //Учительская газета. -1984.-11 сентября.-С.2.
  44. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности -к культуре//Информатика и образование.-1987.-№ 6.-С. 3−11.
  45. А.П. Школьная информатика: от грамотности к культуре //Сб. Информатика и компьютерная грамотность. — М. 1989. — с. 3−12.
  46. А.П., Звенигорский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Новосибирск, 1979. (Препринт/АН СССР. отд. ВЦ. 152 с.)
  47. С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Дис.. канд. пед. наук, — М., 1992.- 36 с.
  48. Д.В. Создание и использование компьютерных программ поддержки обучения грамоте: Автореф. канд. пед. наук.-М., 1993.
  49. Т. А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение //Советская педагогика. 1967. — № 2.
  50. Информатика и культура: Сб. научных статей / Под ред. И. С. Ладенко.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990- 133 с.
  51. Информатика: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / А. Р. Есаян, В. И. Ефимов, Л. П. Лапицкая и др.- М.: Просвещение, 1 991 288 с.
  52. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих.-М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  53. Исследование методов построения обучающих систем в высшей школе на базе персональных ЭВМ: Отчет о НИР (закл.) / Рук. Буняев М. М. (МГПИ). -М&bdquo- 1987, — 125 с.
  54. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике.-М.: Просвещение, 1964.
  55. Г. М. Реализация разноуровневого подхода в подготовке будущего учителя к использованию ЭВМ в учебном процессе. Дисс.. канд.пед.наук.-М., 1995, — 18 с.
  56. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.: Радио и связь, 1987, — 176 е.- (Межизд. серия «Человек и компьютер»).
  57. Н. В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук- М., 1999, — 23 с.
  58. Е. В. Интенсификация обучения математике студентов технических вузов посредством использования новых информационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук- М., 1999 18 с.
  59. Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура"-региональный компонент школьного образования //Информатика и образование. -1995.-№ 1.-С.21−28.
  60. . Информационные технологии источник новых учебных ситуаций // Перспективы: вопросы образования — 1991 — N 2.
  61. А.Ю. Применение АОС для контроля знаний учащихся (на примере курсов информатики и математики в педвузе): Дис.. канд. пед. наук, — М., 1991, — 172 с.
  62. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент: Введение в информатику с позиции математического моделирования.-М.: Наука, 1988.
  63. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, — 1988.- N 6, — С. 3−29.
  64. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. -1988. -№ 6. -С.3−31. 1990. -№ 1. -С.3−9.
  65. Концепция информатизации высшего образования. М., 1994, 100 с.
  66. А.Г. Психологические условия использования компьютера как средства организации совместной учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1988, — 148 с.
  67. В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  68. В.А. Развитие умственных способностей //Советская педагогика. -1971. № 8.
  69. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: дис.. д-ра пед. Наук. Нижний Новгород. 1996.- 40 с.
  70. А. А. Компьютерная программа и дидактика //Информатика и образование. -1986.-№ 2.
  71. А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук, — М., 1988. 47 с.
  72. Э.И. Новые информационные технологии обучения математике // Математика в школе, — 1990.- N 5, — С. 5−8.
  73. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогических институтах: Дисс. доктора пед. наук. М., 1990. 277 с.
  74. Э.И., Шерпаев Н. В. Элементы информатики на уроках геометрии // Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / Сост. В. М. Монахов и др.- М.: Просвещение, 1987 С. 111−119.
  75. Т. А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1996, — 18 с.
  76. С.К. Электронные таблицы на уроках математики // Математика в школе. 1990.-N5.-C. 8−10.
  77. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования //Информатика и образование,-1991.N 6, — 1992, — N 1.- С.3−6.
  78. М.А. Формирование у студентов педагогических вузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1988, — 178 с.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:
  80. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.217 с.
  81. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта: Пер. с франц.- М.: Мир, 1991.-568 с.
  82. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.. докт. пед. наук,-Л., 1989, — 59 с.
  83. Дж. Реляционный язык Пролог и его применение: Пер. с англ. / Под ред. В. Н. Соболева.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990, — 464 с.
  84. МарселлусД. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе. -М.: Финансы и статистика, 1994. 232 с.
  85. Материалы к концепции общего среднего образования. Информационные технологии обучения и перспективы информатизации школьного образования/Сост. О. И. Бахтина, А. А. Кузнецов. М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1989. 78 с.
  86. Материалы Международной конференции „Применение новых компьютерных технологий в образовании“, 24−26 июня 1992 г., Троицк-ЦИ „Байтик“ ТРИНИТИ, 1992, — 166 с.
  87. В.Л., Ждановым С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя. М., „Проблемы информатизации высшей школы“, № 1−2 (11−12), 1998, с. 157−173.
  88. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы.-М.: Знание, 1986.- 80 с.
  89. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения,— М.: Педагогика, 1988, — 191 с.
  90. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  91. О. Б., Уваров А. Ю. Региональная образовательная компьютерная сеть //Информатика и образование. 1994. — № 5. — С. 64−68.
  92. МетешкинА.А. Чтобы преодолеть психологический барьер//ВВШ, 1985.-С.32−33.
  93. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский.- М.: Просвещение, 1980 -368 с. 92
  94. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980, — 172 с.
  95. С.И. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике в 5−6-х классах: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1992, — 141 с.
  96. В.И. Методика получения и обработки данных в психолого-педагогических исследованиях.- М.: Изд. УДН им. П. Лумумбы, 1986, — 83 с.
  97. Ю. Программное сопровождение курса планиметрии // Информатика и образование. 1990, — N 3. — С. 78−80.
  98. М.М. и др. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1990, — 192 с.
  99. ЮО.МичиД., Джонсон Р. Компьютер-творец.-М.: Мир, 1987.-С. 52.
  100. И.И. Алгоритмы развития. -М.: Наука, 1987. -С.251−282.
  101. В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии обучения на уроках математики // Математика в школе.- 1991.- N 3, — С. 58−62.
  102. В.М. Резервы совершенствования методической системы обучения//Советская педагогика, 1987. -№ 3.-С.29.
  103. Муравлев, Дмитрий Петрович Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.- 22 с.
  104. Ю. и др. Машинный подход к решению математических задач: Пер. с англ.- М.: Мир, 1977.- 351 с.
  105. В., ПыпькииА. Рекомендации по оценке качества прикладных программ //Информатика и образование. 1987. — № 6. — С.45.
  106. JI.C. Модульная структура компьютерной поддержки обучения математике в школе: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993.212 с.
  107. К. Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск. 1999, — 28 с.
  108. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
  109. А.В. Использование новых информационных технологий при преподавании математики в старших классах средней школы: Дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1992.- 171 с.
  110. ПиажеЖ. Избранные психологические труды.-М., 1969.
  111. Е. Телекоммуникации в системе образования //Информатика и образование. -1988.-№ 5.-С. 110−113.
  112. И.П. Педагогические программные средства. Омск, 1991 .41 с.
  113. Т.Х. Методические особенности обучения математике в старших классах технического направления: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1992, — 17 с.
  114. Э.В. Экспертные системы. Решение неформальных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука, 1987.
  115. Г. А. Особенности использования диалоговых обучающих программ в обучении алгебре: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992, — 136 с.
  116. Программа курса „Основы информатики и вычислительной техники“ (для объявления конкурса на создание учебника) // Информатика и образование, — 1986,-N 1- С. 49−54.
  117. Программа курса „Основы информатики и вычислительной техники“. Для объявления конкурса на создание учебника //Информатика и образование. 1986. — № 1. — С.49−54.
  118. Д. Е. Методические основы курса „Новые информационные технологии в образовании“ для педагогических вузов (направление „Естествознание“): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998, — 17 с.
  119. Разработка программного и методического обеспечения автоматизированного обучающего комплекса на основе микро- и миниЭВМ: Отчет о НИР (итоговый) / Рук. Пономарев В Н. (МГПИ). -М., 1988.-390 с.
  120. Разработка содержания и методического обеспечения основных направлений внедрения информатики и вычислительной техники в учебный процесс школы и педвуза: Отчет о НИР (итоговый) / Рук. Фролов Г. Д.- Отв. исп. Кузнецов Э. И. (МГПИ). М., 1988. — 132 с.
  121. Д. Инженерная графика в САПР: Пер. с англ.- М.: Мир, 1989.391 с.
  122. Л. Эксперименты с локальными сетями микро-ЭВМ. -М.: Мир, 1990.
  123. А.И. Философия компьютерной революции,— М.: Политиздат, 1991, — 287 с.
  124. И. В. Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения //Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств. Ротапринт НИИ СОиУк АПН СССР. М., 1991.
  125. И. В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения //Педагогическая информатика. 1993. -№ 1.
  126. И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, — 1991, — N 4, — С. 18−25.
  127. И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук М., 1994 — 51 с.
  128. Н.Ю. Мультимедиа в образовании// Информатика и образование. -1994. -№ 4. -С. 89−97.
  129. В. В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения//Информатика и образование. 1989.-№ 3.
  130. Рудик, В Л Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Автореф. дис.. канд. пед. наук, — М., 1997, — 16 с.
  131. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) // Информатика и образование 1991.-N 1.-С. 3−10.
  132. . ФостерД.Л. Программирование экспертных систем на Паскале.- М.: Мир, 1990.
  133. Н. К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификациии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук-Тамбов. 1997, — 23 с.
  134. Л., Шапиро Э. Искусство программирования на языке Пролог: Пер. с англ.- М.: Мир, 1990 235 с.
  135. Л. В. Педагогические основы повышения эффективности учебного процесса в вузе с помощью применения автоматизированных обучающих систем (АОС): Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1984. 122
  136. Сьюэлл Дэйв Ф., Ротерей Дейвид Р. Основные направления применения ЭВМ: Пер. с англ. // Перспективы: вопросы образования. 1988, — N 3. -С. 60−69.
  137. Н. Ф. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя. М., 1986. — С.24.
  138. Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе //Современная высшая школа. -1977. № 1. — С. 91−96.
  139. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1969.
  140. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975.-356 с.
  141. А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу. М.,» Проблемы информатизации высшей школы", № 1−2 (11−12), 1998, с. 11−26.
  142. Толковый словарь по вычислительной технике Microsoft. /Пер. с англ,-М.Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd», 1995.-496 с.:ил.
  143. Г. А., Масленников А. С., Наводное В. Г., Куклин В. Ж. Методика составления тестов по определению качества знаний, умений и навыков (по системе Беспалько В.П.). -Йошкар-Ола, 1992. 98 с.
  144. В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе, -М.: Просвещение, 1990. 146 с.
  145. Н.Е. Методическое обеспечение профильной дифференциации обучения математике в старших классах средней школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.- 28 с.
  146. О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук М., 1999, — 45 с.
  147. Г. П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1993, — 19 с.
  148. Т. В. Методические основы развития познавательной деятельности студентов гуманитарного вуза в процессе изучения информационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1999, — 17 с.
  149. Эксперимент на дисплее. Первые шаги вычислительной физики. М.: Наука, 1989.
  150. Экспертные системы //Вычислительная техника и ее применение.-1990. -№ 10.
  151. Экспертные системы в обучении //Информатика и образование. 1989. -№ 4.
  152. Экспертные системы. Состояние и перспективы /Под ред. Поспелова Д. А. -М.: Наука, 1989.
  153. Ю.Лапчик М. П. Вычислительная техника и программирование. М.: Просвещение, 1987. 178 с.
  154. И. М. Образное мышление, алгоритмическое мышление, компьютеры. Компьютер в обучении: психолого педагогические проблемы (Круглый стол) //Вопросы психологии. — 1986. — № 5. — С. 69−70.
  155. Л. Л. Формирование графических образов многогранников с использованием педагогических программных средств: Дис.. канд. пед. наук, — М., 1990, — 142 с.
  156. А.В. Методика использования персонального компьютера как средства совершенствования уроков систематизации и обобщения знаний по математике: Дис.. канд. пед. наук, — М., 1992. 193 с.
  157. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М.: Высшая школа, 1986.
  158. Brooks F. No silver bullet: Essence and Accidients of Software Engineering. ШЕЕ Computer. 1987. vol. 20(4) p. 11.
  159. Carlson P. A. A Way of Incorporating User Feedback into Online Documentation. In E. Barret (Ed) // Text, ConText, and Hypertext. Writing with and for the Computers. MIT Press series in information systems, 1988. p.93−110.
  160. Engelbart D.C. Toward Augmenting the Human Intellect and Boosting our Collective IQ // Coram/ of the ACM, August 1995 /Vol.38/ No.8, P. 30−32
  161. Nelson, T.N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // in. ACM 20th National Conference Proceedings (Clevelend, Ohio, 1965) pp. 84−100.
  162. Nelson, T.N. As we we will think in Online 72 // Proceedings of the International Conference on Online Interactive Computing. Uxbridge, UK: Online Computer Systems Ltd. 1983 pp. 439−454
  163. Vierimaa M. A Hypertext Approach to Application Understanding: A Maintenance Perspective. Espoo. -1996. -76 p.: ill
Заполнить форму текущей работой