Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивационно-ценностный показатель — наличие у студентов высокой мотивации к освоению навыков поликультурного взаимодействия в профессиональной деятельности, стремление к презентации культурного потенциала региона при предоставлении туристских услуг и услуг гостеприимстваналичие установки на овладение умениями осуществления эффективной межкультурной коммуникацииосознание необходимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы профессионального поликультурного образования в современных социально-экономических условиях
    • 1. 1. Профессиональное поликультурное образование как педагогическая категория и социально-педагогический феномен
    • 1. 2. Современный туристский бизнес и гостиничный сервис как область профессионального поликультурного взаимодействия
    • 1. 3. Состояние профессиональной подготовки специалистов для регионального рынка туристских услуг и гостиничного сервиса в поликультурном социуме
    • 1. 4. Разработка теоретической модели формирования у будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию
    • 2. 1. Обогащение содержания и технологий профессиональной подготовки менеджеров туризма
    • 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов
  • Выводы по второй главе

Формирование у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на то, что в последнее время профессионально-практической подготовке уделяется большое внимание и в этом направлении накоплен значительный положительный опыт, среди теоретиков и практиков еще нет единого мнения относительно отбора наиболее эффективных педагогических технологий формирования требуемой компетентности специалистов, работающих в сфере туризма и гостиничного сервиса. Система профессиональной подготовки кадров для сферы туризма и гостиничного сервиса существует более десяти лет, однако проблема ее организации до сих пор весьма актуальна, особенно в современных условиях повышения интенсивности интеграционных процессов во всех сферах общественной жизни, которая приобретает явно выраженный поликультурный характер.

Именно поликультурность признается сегодня одной из специфических характеристик социальной действительности, означающей, что современный мир развивается как многообразие самобытных и уникальных культур. Взаимодействие культур является условием и средством устойчивого развития мирового сообщества, а идея поликультурности — интегрирующим фактором современного образования.

Под поликулътурностъю в образовании понимается построение образования на принципах культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных группнедопустимость дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, понимание разнообразия общества как значимого фактора его развитияобеспечение адаптации человека к меняющимся условиям существования, формирование более многогранной картины мира.

Поликультурное образование — это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание. Именно поликультурное образование призвано разрешить на социально-педагогическом уровне противоречие между правом человека на национально-культурное самовыражение в этнически поляризованном мире и умением взаимодействовать в поликультурном социуме, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.

Проблема поликультурного образования становится на современном этапе основным компонентом и российского образования. Необходимость построения образовательных стандартов с учетом современных социальных ориентиров определяется полиэтничностью и многокультурностью российского общества.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловливается противоречием между реально существующей в общественном сознании идеи поликультурного образования как важного условия и источника прогресса развития всех сфер жизни современного общества и неразработанностью моделей реализации этой идеи в педагогической теории и образовательной практике.

В последние десятилетия проблема подготовки молодежи к конструктивному поликультурному взаимодействию стала предметом внимания педагогов как за рубежом (Дж. Бэнкс, Д. Голлник, Р. Гарсия, К. Ирвин, Д. Хоуп, К. Грант, К. Картес, П. Янг), так и в России (Ю. В. Арутюнян, В. А. Ершов, Н. М. Лебедева, В. В. Макаев, 3. А. Малькова, С. У. Наушабаева, М. Н. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, И. Ю. Макурина, Л. Л. Супрунова).

Значимый вклад в разработку идеи поликультурного образования внесли классики зарубежной социологической науки (Э. Геллнер, М. Вебер, Л. Козер, Ф. Хайек, Э. Шилз и др.), исследовавшие поликультурное взаимодействие. В философии (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Швейцер и др.) изучен феномен национального в динамике культуры. Теоретико-методологические вопросы изучения культуры в аспекте поликультурного взаимодействия освещены в работах отечественных исследователей (А. Н. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. М. Гумилев, Э. С. Маркарян, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др.). Вопросы поликультурного общения исследованы М. И. Богомоловой, Г. X. Гасановым,.

A. Ф. Дашдамировым, В. П. Комаровым, В. Г. Крысько, 3. Ф. Мубиновой и др.

Особую значимость, данная проблема приобретает в сфере профессионального образования, которое должно обеспечить подготовку специалистов нового типа, готовых осуществлять профессиональную деятельность на принципах эффективного поликультурного взаимодействия. Одной из сфер профессиональной деятельности, в которой наиболее интенсивны поликультурные контакты, является сфера туризма и гостиничного сервиса. Именно эта сфера деятельности требует наличия высокообразованных специалистов, готовых к конструктивному и эффективному поликультурному взаимодействию.

В связи с разработкой теоретико-методологических основ профессионального туристского образования (И. В. Зорин, А. И. Зорин, А. Д. Каурова,.

B. А. Квартальнов и др.) активизировалась научно-исследовательская деятельность в области подготовки специалистов для этой сферы. Исследуются общетеоретические вопросы содержания и технологии туристского образования (Н. Б. Байкова, Т. К. Горячева, Е. Н. Ильина, Е. В. Мошняга, Н. Г. Пироженко), методические аспекты подготовки менеджеров гостиничного сервиса (И. М. Асанова, Д. В. Ермилова, И. Г. Соколова, И. В. Тропынин, И. В. Черни-ченко, А. X. Чупанов и др.), проблемы создания многоуровневых систем туристского образования (С. А. Свириденко, Е. В. Стукашев, Е. В. Шешегова). Проблемы использования культурного наследия отдельных регионов при предоставлении туристских услуг рассмотрены в работах А. В. Дегтяренко, А. И. Рыженко, Н. В. Табуновой, В. Т. Устименко, А. Л. Юрченко. Однако вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса в условиях поликультурного социума в научной литературе почти не освещены.

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется противоречием между признанием необходимости становления будущего специалиста в сфере туризма и гостиничного сервиса как субъекта профессиональной деятельности в поликультурном социуме и неразработанностью приемов и средств готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию.

На основании перечисленных противоречий и анализа актуальности проблемы и темы сформулирована проблема исследования: при каких организационно-педагогических условиях возможно формирование у студентов готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию.

Цель исследования заключается в обосновании и разработке модели формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию у будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса и в проверке в ходе опытно-экспериментальной работы эффективности этой модели и организационно-педагогических условий формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию.

Объектом исследования является процесс поликультурного образования в профессиональной подготовке будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию.

Гипотеза исследования. Формирование готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию будет успешным, если: разработать теоретическую модель формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию у будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса, основанную на культурологическом и компетентностном подходахдля реализации модели создать следующие организационно-педагогические условия: 1) обновление содержания образовательного процесса подготовки специалистов за счет целенаправленного усиления культурологического аспекта учебных курсов национально-регионального содержания, основанного на изучении языкового и культурного своеобразия региона и знакомства с разнообразием этнокультур современного мира- 2) организация внеаудиторной деятельности студентов с ориентацией на освоение способов профессионального поликультурного взаимодействия и овладение профессиональными компетенциями специалиста сферы туризма и гостиничного сервиса- 3) использование методов активного обучения, обеспечивающих успешность учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов в направлении изучения полиэтнических особенностей и культурно-исторического потенциала региона и иных этнокультур- 4) привлечение студентов к активному и деятельному участию в экскурсионной, выставочной и ярмарочно-фестивальной деятельности на вузовском, региональном и международном уровнях.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основании анализа философской, социологической, психолого-педагогической научной литературы уточнить понятия «поликультурность», «поликультурное образование», «поликультурное взаимодействие», «готовность к профессиональному поликультурному взаимодействию», раскрывающие содержание современных социально-педагогических феноменов.

2. Проанализировать сущность готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию, разработать ее показатели и критерии, охарактеризовать уровни ее сформированности у студентов колледжа, обучающихся по специальности «Туризм», «Гостиничный сервис».

3. Предложить обоснованную теоретическую модель формирования у студентов колледжа, обучающихся по специальности «Туризм», «Гостиничный сервис», готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию на основе культурологического и компетентностного подходов.

4. Обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие практическую реализацию модели формирования готовности будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса к профессиональному поликультурному взаимодействию.

5. Подтвердить эффективность разработанной модели и выявленных организационно-педагогических условий ее реализации в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философское учение о мировой культуре как синтезе достижений национальных культур (Н. О. Лосский и др.) — философские идеи целостности культурно-исторического развития человечества (Н. А. Данилевский, Э. Мейлер,.

A. Тойнби, Ю. Яковец) — концепции «диалога культур» (М. М. Бахтин,.

B. С. Библер, М. Бубер, М. С. Каган, Л. М. Лузина, К. Ясперс и др.) и поликультурной коммуникации (В. Г. Костомаров, С. Г. Тер-Минасова, Н. М. Фирсова, Л. И. Харченкова) — существующие зарубежные и отечественные концепции поликультурного образования.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияанализ отечественного и зарубежного опытаанализ учебно-программной документации по специальностям среднего профессионального образованияпедагогическое наблюдение за ходом образовательного процессаанкетирование студентов и педагогов, собеседования, опрос работников туристических фирм, туристических баз, предприятий гостиничного и ресторанного бизнесамоделированиеопытно-экспериментальная работаколичественный и качественный анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в 2002—2005 гг. на базе ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» в колледже технологий сервиса. В исследовании на этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие 56 студентов (28 студентов в контрольной и 28 студентов в экспериментальной группе). Всего в исследовании на разных этапах его проведения участвовали 156 студентов, 330 работников сферы туризма и гостиничного сервиса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены понятия «поликультурность», «поликультурное образование», поликультурное взаимодействие". Раскрыто содержание понятия «готовность к профессиональному поликультурному взаимодействию» применительно к подготовке в колледже технологий сервиса менеджеров туризма и гостиничного сервиса, включающей проявление желания и умений действовать сообразно современным задачам развития туризма в условиях глобализации культуры, наличие умений и навыков соотнесения, сопоставления и понимания культурных традиций, норм, систем ценностей, стилей жизни своей и иной этнокультур, распознавание и учет в туристской деятельности культурных стереотипов, предубеждений и предрассудков взаимодействующих сообществ, самостоятельный поиск путей и методов межкультурного диалога.

2. Создана теоретическая модель формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию у будущих специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса, основанная на культурологическом и компе-тентностном подходах, представленная диагностическо-целевым, организационно-проектировочным и программно-содержательным блоками.

3. Определены критерии сформированности готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию в соответствии с компонентами структуры готовности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и оценочный) и дана характеристика уровней сформированности готовности (низкого, среднего, высокого) в показателях, диагностируемых в. учебно-профессиональной деятельности студентов.

4. Обоснована совокупность организационно-педагогических условий реализации теоретической модели формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию специалистов-менеджеров туризма и гостиничного сервиса: 1) обновление содержания образовательного процесса подготовки специалистов за счет целенаправленного усиления культурологического аспекта учебных курсов национально-регионального содержания, основанного на изучении культурного своеобразия региона и знакомства с разнообразием этнокультур современного мира- 2) организация внеаудиторной деятельности студентов с ориентацией на освоение способов профессионального поликультурного взаимодействия и овладение профессиональными компетенциями специалиста сферы туризма и гостиничного сервиса- 3) использование методов активного обучения, обеспечивающих успешность учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов в направлении изучения полиэтнических особенностей и культурно-исторического потенциала региона и иных этнокультур- 4) привлечение студентов к активному и деятельному участию в экскурсионной, выставочной и ярмарочно-фестивальной деятельности на вузовском, региональном и международном уровнях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что идея поликультурного образования воплощена в теоретической модели подготовки специалистов к профессиональному поликультурному взаимодействию, выявлены условия реализации модели в реальном образовательном процессеопределены и обоснованы критерии и показатели сформированности готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию у будущих менеджеров туризма и гостиничного сервиса, которые могут быть рассмотрены как основа для изучения особенностей профессионального поликультурного взаимодействия специалистов в других видах аналогичной социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в образовательный процесс подготовки специалистов сферы туризма и гостиничного сервиса успешно внедрена теоретическая модель формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию, разработана и используется диагностическая программа определения уровней сформированности готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию у студентов колледжапредложены рекомендации по организации образовательного процесса, ориентированного на формирование данной готовности, которые могут быть полезными при чтении спецкурсов, проблемных лекций, в проведении семинаров, конференций, деловых игр, в организации производственной практики.

Материалы исследования могут быть использованы для работы со студентами других специальностей среднего профессионального образования, а также при разработке программ повышения квалификации работников сферы туризма и гостиничного сервиса.

Достоверность исследования обеспечивается разработанностью его методологической базы, адекватной объекту, предмету, цели и задачам исследования, количественной обработкой и интерпретацией результатов опытно-экспериментальной работы на всех ее этапах, положительной динамикой показателей сформированности у студентов колледжа готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию.

Этапы исследования:

На первом этапе (2002—2005) анализировалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литератураопределялись методологические основы и формулировалась концепция исследованияотбирались методы исследованиясистематизировался и анализировался эмпирический материал.

На втором этапе (2005—2006) разрабатывалась программа для опытно-экспериментальной работы по формированию у будущего специалиста туризма и гостиничного сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию.

На третьем этапе (2006—2007) выявлялась динамика уровней сформированности у студентов колледжа готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию, систематизировались, обобщались и интерпретировались результаты исследования, формулировались выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования включены как составляющий компонент в разработку концепции многоуровневой профессиональной подготовки специалистов туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса ПРОЕКТ — ТЕМПУС (ТОШШМЕБиС БСМ Т005А005−2004) (ХГУ им. Н. Ф. Катанова (Абакан) — УГТУ— УПИ (Екатеринбург). Результаты исследования докладывались на IX международной научно-практической конференции «Экономика. Сервис. Туризм. Культура» (Барнаул), международной научно-учебно-практической конференции «Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий» (Томск), VII всероссийской конференции с международным участием молодых исследователей «Теоретические знания в практические дела» (Кызыл), XII международной конференции «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург), региональных научно-практических конференциях «Культура, искусство и образование в регионах Сибири» (Кызыл), региональных педагогических Катановских чтениях «Школа — колледж — вуз» (Абакан), региональной научно-практической конференции с участием Русской Православной Церкви и абаканской и кызыльской Епархии «Свято-Инокентьевские чтения» с темой «Поликультурное образование и современность». Материалы исследования обсуждались на заседаниях методического совета в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова, институте технологий сервиса и дизайна, колледже технологий сервиса. Материалы исследования используются в образовательном процессе колледжа технологий сервиса при подготовке менеджеров туризма и гостиничного сервиса, в Институте технологий сервиса и дизайна при подготовке специалистов по специальности «Социокультурный сервис и туризм», при повышении квалификации работников сферы туризма и гостиничного сервиса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическая модель формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию у студентов колледжа технологий сервиса, позволяющая реализовать содержание образовательного процесса, обновленное специальными учебными курсами национально-региональной тематикипроводить диагностику образовательного потенциала студентов первого курса с целью выявления у них знаний о культурной специфике региона и сопредельных территорий.

2. Готовность к профессиональному поликультурному взаимодействию применительно к подготовке в колледже технологий сервиса менеджеров туризма и гостиничного сервиса предполагает а) проявление желания и умений действовать сообразно современным задачам развития туризма в условиях глобализации культурыб) наличие умений и навыков соотнесения, сопоставления и понимания культурных традиций, норм, систем ценностей, стилей жизни своей и иной этнокультурв) распознавание и учет в туристской деятельности культурных стереотипов, предубеждений и предрассудков взаимодействующих сообществг) самостоятельный поиск путей и методов межкультурного диалога.

3. Критерии сформированности готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию определяются в соответствии с компонентами структуры готовности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и оценочный) и характеризуются на низком, среднем и высоком уровнях сформированности готовности в показателях, диагностируемых в учебно-профессиональной деятельности студентов.

4. Организационно-педагогические условия формирования готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию включают: 1) обновление содержания образовательного процесса подготовки специалистов за счет целенаправленного усиления культурологического аспекта учебных курсов национально-регионального содержания, основанного на изучении культурного своеобразия региона и знакомства с разнообразием этнокультур современного мира- 2) организацию внеаудиторной деятельности студентов с ориентацией на освоение способов профессионального поликультурного взаимодействия и овладение профессиональными компетенциями специалиста сферы туризма и гостиничного сервиса- 3) использование методов активного обучения, обеспечивающих успешность учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов в направлении изучения полиэтнических особенностей и культурно-исторического потенциала региона и иных этнокультур- 4) привлечение студентов к активному и деятельному участию в экскурсионной, выставочной и ярмарочно-фестивальной деятельности на вузовском, региональном и международном уровнях.

5. Осуществление образовательного процесса с привлечением работников предприятий туристского бизнеса и гостиничного сервисареализация образовательного процесса в колледже как открытой системы, интегрированной в поликультурное пространство региона.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, 6-ти приложений. В тексте работы 15 таблиц и 9 рисунков.

Список литературы

представлен 150 источниками.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Необходимость исследования проблемы формирования готовности к поликультурному взаимодействию в учреждениях среднего профессионального образования вызвано современными процессами развития общества, поликультурность которого становится его важнейшей характеристикой. В ходе опытно-экспериментальной работы мы проанализировали педагогические условия формирования у студентов колледжа этой готовности. Осознавая, что ее основой является понимание будущими специалистами сущности и смысла поликультурности, особенностей межкультурной коммуникации, мы уделяли особое внимание формированию у студентов необходимых знаний о культурном своеобразии региона как среды их будущей профессиональной деятельности. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к поликультурному взаимодействию заключала в себе выпол нение следующих действий:

1. Определение критериев уровней сформированности показателей готовности студентов к поликультурному взаимодействию.

2. Определение педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к поликультурному взаимодействию.

3. Опытное внедрение корректив содержательного и методического характера в процесс профессиональной подготовки будущего менеджера.

Используя инструментарий для диагностики уровня сформированности готовности студентов к поликультурному взаимодействию, мы провели количественную обработку и качественный анализ, и интерпретацию полученных данных. Результаты констатирующего этапа показали недостаточный уровень сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и оценочного показателей готовности студентов к поликультурному взаимодействию. Будущие менеджеры недооценивали важность данной деятельности, кроме того, не осознают собственного отношения к межкультурной коммуникации. На начальном этапе исследования был выявлен низкий уровень способности будущих менеджеров к такой деятельности, недостаточное владение умениями целеполагания, планирования, прогнозирования и оценивания результатов своей деятельности. В результате опытно-экспериментальной работы были получены данные о том, что показатели всех составляющих готовности будущего менеджера к поликультурному взаимодействию в группе, где соответствующая работа проводилась целенаправленно и систематически, охватывая все составляющие образовательного процесса, превышают соответствующие показатели в другой группе, работа в которой ограничивалась реализацией требований ГОС и планов формирования общей культуры специалистов. У студентов первой группы были более ярко выражены осознание значимости поликультурного взаимодействия, понимание сущности и смысла межкультурной коммуникации, владение способами данной деятельности. У них наблюдались большая уверенность в себе и своих возможностях, готовность принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, что свидетельствует об уровне сформированности готовности к поликультурному взаимодействию, достаточном для начала самостоятельной работы в учреждениях сферы туризма и гостиничного сервиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование, развитие и подготовка к жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе человека, способного эффективно функционировать и реализовать себя как носителя культуры и субъекта поликультурного взаимодействия является одной из наиболее значимых целей образования на этапе его модернизации. Недостаточное внимание к вопросам воспитания поликультурности как качества личности, формирования необходимых для этого знаний и умений межкультурной коммуникации может привести непониманию, неприятию представителей иных культур, что может привести к обострению социальных конфликтов, проявлениям в среде детей и молодежи социально опасных явлений и попыткам агрессивными методами разрешить социально-культурные противоречия. В связи с этим актуальной педагогической проблемой в современных условиях становится формирование у будущих специалистов любой сферы профессиональной деятельности готовности к межкультурной коммуникации и конструктивному поликультурному взаимодействию.

Проблема соотношения развития культуры и становления личности человека обществе в науке достаточно исследована. В психолого-педагогических исследованиях убедительно доказано, что влияя на условия формирующей личность среды, можно педагогическими средствами регулировать процесс его формирования различных качеств человека, направлять процессы его социализации, интериоризации в культуре, личностного становления и развития. Особую значимость в последнее время приобретает проблема формирования готовности к бесконфликтному межнациональному и межкультурному общению, интеграции человека в общую и национальную культуру. Внести определенный вклад в разрешение данной педагогической проблемы возможно, обеспечив формирование у молодежи готовности к поликультурному взаимодействию.

Анализ научной литературы по проблеме формирования профессиональной готовности в профессиональном образовании показал, что феномен готовности к поликультурному взаимодействию в среде подготовки специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса до настоящего времени специально глубоко не исследовался. Мы сочли возможным рассмотреть формирование данного рода готовности будущего менеджера туризма и сервиса в общем русле профессиональной подготовки, выделяя при этом определенные формы и методы работы, направленные на формирование показателей готовности к поликультурному взаимодействию. Данная готовность имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями будущей профессиональной деятельности менеджера: необходимостью осмысления важности и значимости межкультурной коммуникации, воспитания уважения к иностранному потребителю туристских услуг и гостиничного сервиса как носителю иной культуры.

Готовность будущего менеджера к поликультурному взаимодействию выступает как многомерное интегральное состояние личности, включающее мо-тивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и оценочный компоненты, которые одновременно можно рассматривать как показатели в оценке деятельности. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены и выступают как целостность, вне которой данная профессиональная готовность не может быть обеспечена.

Мотивационно-ценностный показатель — наличие у студентов высокой мотивации к освоению навыков поликультурного взаимодействия в профессиональной деятельности, стремление к презентации культурного потенциала региона при предоставлении туристских услуг и услуг гостеприимстваналичие установки на овладение умениями осуществления эффективной межкультурной коммуникацииосознание необходимости установления прочных межкультурных контактов с целью обмена информацией о культурных ценностях. Когнитивный показатель — степень усвоения будущими специалистами сферы туризма и гостеприимства знаний о культурной специфике региона, знание способов представления этих знанийполнота и устойчивость, глубина и прочность знаний о культурах населяющих регион народов и специфике их взаимовлияний. Деятельностный показатель — степень овладения студентами способами инициирования межкультурных коммуникаций, умениями и навыками, необходимыми для осуществления эффективного поликультурного взаимодействия, оперирование этими умениями и навыками. Оценочный показатель — сформированность у студентов адекватной самооценки и самоанализа результатов поликультурного взаимодействия с потребителями туристских услугпредставителями иных культур. В зависимости от степени выраженности принятых критериев целесообразно выделить три уровня сформированности у будущих специалистов готовности к поликультурному взаимодействию: высокийсредний (достаточный) — низкий (минимальный).

В ходе выполнения опытно-экспериментальной работы в образовательном процессе колледжа были реализованы педагогические условия реализации разработанной модели формирования готовности к поликультурному взаимодействию: использование методов активного обучения, усиление исследовательского характера самостоятельной работы во время практики, обогащение содержания и форм внеаудиторной деятельности студентов ориентацией на освоение способов поликультурного взаимодействия. Образовательная среда колледжа была интегрирована в поликультурное пространство региона средствами активного включения студентов в общественно-культурную жизнь города и республики.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности реализации обоснованных нами педагогических условий формирования в педагогическом процессе колледжа готовности к поликультурному взаимодействию. Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что может констатировать решение задач исследования.

В качестве перспективного направления продолжения и развития диссертационного исследования выделяется проблема формирования готовности к поликультурному взаимодействию в системе непрерывного педагогического образования «колледж — вуз».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров: Сб. науч. трудов Текст. /Отв.ред.Р. Ф. Жуков.-Л., 1990.-127с.
  2. , А.Г., Горбачева Ю. С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе Текст. / А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. -Уфа: Творчество, 1997.
  3. , В.И. Саморазвитие творческой конкурентносопосбности личности менеджера Текст. /В.И.Андреев. Казань: СКАМ, 1992.-207 с.
  4. , Ю.П. Учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско-экскурсионного бюро Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук (13.00.08) / Ю. П. Апакова. М., 2002. — 24 с.
  5. Ю. В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю. В. Ару-тюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998. -271с.
  6. , Н.Б. Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности колледжа туристского профиля Текст.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Н. Б. Байкова. М., 2002. — 22 с.
  7. , С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации Текст. М.: Высшая школа, 1987. — 340 с
  8. , М.М. Собрание соч.: Т1: Работы 1940-х-нач. 1960-х годов М.: Рус. слово, 1997.-731 е.- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат- 1991.-412с.
  9. , А.Ю. Идея поликультурности в учебном процессе Текст. / А. Ю. Белогурова // Высшее образование в России. 2005. — № 3. — С. 109 112.
  10. , А.Ю., Супрунова JI.JI. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования Электронный ресурс. Интернет.
  11. , И.С. Поликультурная направленность образования в современной России Электронный ресурс. Интернет.
  12. , B.C. Культура: диалог культур Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — с.33−38.
  13. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. Текст.- М.: ООО «Русские словари" — ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2003. 957 с.
  14. , Е.В. Моделирование как средство обучения в профессиональной подготовке менеджеров туризма Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08) / Е. В. Вакулич. М., 2003. — 18 с.
  15. , И.Г. Реализация стандарта профессиональной подготовки специалистов в колледже Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / И.Г. Валиев- Казань, 1996. 22 с.
  16. , В.В. Практическая подготовка менеджеров туризма в системе высшего образования Текст. / В. В. Васильев. М.: Наука, 2002. — 240с.
  17. , В.В. Учебно-производственная зарубежная практика менеджеров туризма в системе высшего профессионального образования Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Васильев. Сходня, 2000. -25 с.
  18. , Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур Текст. / Л.Г. Веденина// Межкультурная коммуникация: Тез. докл. Иркутск, 1993. — 216 с.
  19. , А. А. Активное обучение в высшей школе Текст. М., 1991. -207 с,
  20. , Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии Текст. / Т. И. Власова. М.: Советский спорт, 2001. — 148 с.
  21. , Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии Текст. / Т. И. Власова. М.: Советский спорт, 2001. — 148 с.
  22. , Т.В. Формирование профессиональных знаний и умений студентов вузов туристского профиля методами творческих проектов Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т. В. Ворошилова. Сходня, 1999. — 20 с.
  23. , Б.З., Гуров, В.Н. и др. Концептуальные подходы к формированию современной личности ребенка в поликультурной среде Текст. / Б. З. Вульфов, ВН. Гуров. Ставрополь: СКИПКРО, 2002. -16 с.
  24. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат 98. — 19 с.
  25. , В.А., Чепик, В.Д. Туризм как образовательное пространство Текст. / В. А. Горский, В. Д. Чепик // Дополнительное образование. 2000. — № 7−8. — С.19−26.
  26. , Т.К. О региональном туризме и подготовке кадров Текст. / Т. К. Горячева // Туризм и социально-экономическое развитие территории:
  27. Материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции. Шушенское, 7−8 июля 2004 г. Шушенское, 2004. — 216 с.
  28. , Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона Текст. / Т. К. Горячева: Автореф. дисс.канд. пед. наук (13.00.08). М., 1999. — 43 с.
  29. Гук, Ю. А. Экономическая подготовка студентов туристского вуза с использованием специализированных компьютерных программ Текст. / Ю. А. Гук: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). М., 2006. — 24 с.
  30. Э. Нация и национализм. -М, 1991. -25 1с.
  31. , А.Г. Правительственная политика по отношению к этноконфес-сиональным меньшинствам Текст. / АГ. Далгатов. СПб., 2002.
  32. , A.B. Культурно-исторический потенциал региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации Текст. / A.B. Дегтяренко: Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 2007.18 с.
  33. , Г. Д. Многокультурное образование Текст. / Г. Д. Дмитриев. -М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  34. Н. А. Россия и Европа. М: Книга, 1991.-572 с,
  35. Еремин, J1.B. К истории создания первого музея заповедника в республике Хакасия Текст. JI.B. Еремин // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России. Абакан, 2005. — С.85−87.
  36. , Д.В. Методика и практика применения зарубежных моделей обучения профессионала-менеджера в высших образовательных учреждениях туристского профиля России Текст. / Д. В. Ермилова: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Сходня, 2000.-26 с.
  37. , В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы Текст. / В. А. Ершов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук М., 2000. — 22 с.
  38. , Е.А. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма средствами современных телекоммуникационных технологий Текст. / Е. А. Ершова: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). М., 2000. — 23 с.
  39. , М.А. Коммуникативная подготовка студентов туристского вуза в процессе использования игровых методов Текст. / М. А. Жерновая: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 24 с.
  40. И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. — Изд. 2-е, доп., перераб и испр. М.: Логос, — С. 80.
  41. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: РМАТ, 1997. 240 с.
  42. , Л.А. Поликультурное образование и воспитание толерантности учащихся Текст. / Л. А. Ибрагимова // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 5. — С. 46−47.
  43. , Л.Н. Методические основы организации учебного процесса в учреждениях туристского профиля Текст. / Л. Н. Ивлева: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. Сходня, 2000. — 20 с.
  44. , E.H. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу Текст. / E.H. Ильина: Автореф. дисс.. канд. пед. наук М., 1998. — 24 с.
  45. , И.А., Кожемякин, Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу Текст. / И. А. Ильяева, Е. А. Кожемякин. Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. — 159 с.
  46. , Л.Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов Текст. / Л. Г. Ионин // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998.
  47. , М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. Текст. / М. С. Каган. М., 2003. — С. 304−308.
  48. В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000 — 360 с.Текст. — М., 2000.
  49. , Г. М., Коджаспирова, А.Ю. Педагогический словарь: для высших и ср. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  50. , Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография Текст. / Е. А. Кожемякин. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. -119 с.
  51. , Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании Текст. / Л. В. Колобова: Автореф. дисс.. докт. пед. наук (13.00.01). Оренбург, 2006. — 41 с.
  52. Кон, И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) Текст. / И. С. Кон // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия /Ю.В. Чернявская Минск: Харвест, 1998. — С. 40−42.
  53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М., 2002. — 96 с.
  54. , Э.М. Креативное образование современного менеджера Текст. / Э. М. Короткое // Бизнес-образование. 1998. — № 1.
  55. , В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования Текст. /В.В. Краевский. Волгоград, 1994.
  56. , В.В. Методология педагогического исследования Текст. / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 165 с.
  57. , Е.Р. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза в условиях экскурсионного бюро Текст. / Е. Р. Красюк: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002. — 46 с.
  58. , Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. Культурная и муль-тикультурная среда школ. М.: Народное образование, 1996.
  59. , Н.Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000.
  60. Л.Н. Общая характеристика культуры, ее строение и функции// введение в теорию художественной культуры. СПб., 1993. — С.7 -15.
  61. , М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России Текст. / М. Н. Кузьмин // Педагогика 1999 — № 6 — С.3−11.
  62. В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд. — М.:Рус.яз., 1990. — С. 246.
  63. В.Г., Бурвикова Н. Д. Об одной из единиц описания текста в аспекте диалога культур // Иностранный язык в школе № 6, 2000 ~ с. 3−5.
  64. , Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие Текст. / НМ. Лебедева-М:Ключ-С, 1999.
  65. , И.С. Содержание и методы профессиональной подготовки финансовых менеджеров в образовательных учреждениях туристского профиля Текст. / И. С. Лутошкина: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). -М., 2003.-20 с.
  66. Ю.М. Об искусстве.- С.-Пб.: Искусство, 1998.- С. 287.
  67. З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы / Башкирский гос. университет. — Уфа, 2000.
  68. , В.В., Малькова, З.А., Супрунова, JI. JL Поликультурное образование актуальная проблема современной школы Текст. / В. В. Макаев, З. А. Малькова, JI.JI. Супрунова // Педагогика — 1999 — № 4 — С. 5.
  69. , А.В. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирма Текст. / А. В. Медников: Дисс.. канд. пед. наук. Сходня, 2000. — 119 с.
  70. , Т.Б., Поликультурное образование: Программы и методы Текст. / Т. Б. Менская // Общество и образование в современном мире: Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2. М., 1993.
  71. , C.B., Смирнова, Е.В. Поликультурное образовательное пространство Текст. / C.B. Митрофанова, Е. В. Смирнова / Под общ. ред. Л. П. Погребняк. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. — 88 с.
  72. , Н.К. Столярова, О.В. Проблемы подготовки маркетологов в сфере туризма Текст. / Н. К. Моисеева, О. В. Столярова // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина.-М:РАЕН, 2006.-С. 130−141.
  73. , Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности Текст. / Е. В. Мошняга: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1997. — 25 с.
  74. , Н.В. Развитие профессиональной компетентности студентов туристского вуза Текст. Н. В. Набатова: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Сходня, 2000. 20 с.
  75. , З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса Текст. / З. А. Нагимова. СПб.: Питер, 2004. — 144 с.
  76. , С.Д. Игровые методы подготовки кадров Текст. М., 1995. -200 с.
  77. , С.Д. Методика проведения и структура организационно-обучающих игр Текст. // Теория и практика физической культуры. 1988. -№> З.-С. 25.
  78. , Н.Д. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. трудов Текст. /Н.Д. Никандров. М., 1991.
  79. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / Бабайцев А. Ю. -Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с. — (Мир энциклопедий
  80. A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3.
  81. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы Текст. / А. М Новикова. М.: Ассоц. «Проф.образование», 1996. -130 с.
  82. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении Текст. / A.M. Новиков. М, 1996. — 131 с.
  83. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1995.-928 с.
  84. Отдельные технологии поликультурного образования Текст. // Тезисы докладов VII ежегодного собрания Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. Ч. II. С. 16−18.
  85. А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования Текст. / А. Б. Панькин. Волгоград, 2001.
  86. , Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства Текст. Г. А. Папирян. М., 2000. — 132 с.
  87. , М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования Текст. / М. Ф. Пафова. Педагогика. — 2005. -№ 9.
  88. , М.Н., Ширин, А.Г. Билингвальное образование в контексте мирового опьгга Текст. / М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин. -Новгород, 1999.
  89. , Н.Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма Текст. / Н. Т. Пироженко: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. 19 с.
  90. Н. Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 19
  91. , З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) Текст. / З. И. Равкин // Педагогика. 1995. — № 5. -С. 15−5.
  92. Реальность этноса: Образование и проблемы межэтнических коммуникаций Текст. СПб., 2002.
  93. Региональный университет в поликультурном пространстве: интервью с ректором Текст. // Высшее образование в России. 2005. — № 3. — С. 78−88.
  94. , А.И. Культурное наследие России в подготовке специалистов туристской сферы Текст. / А. И. Рыженко: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08) М., 2007. — 16 с.
  95. , С.А. Преемственность профессиональной технологической подготовки студентов в системе «туристский колледж туристский вуз» Текст. / С.А. СВириденко: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). -М, 2007. — 26 с.
  96. , P.P. Образование в условиях меняющегося мира Текст. / P.P. Сингх //Перспективы. № 1. — 1993.
  97. , Н.В. Проблемы поликультурного взаимодействия в образовании Текст. / Н. В. Соковнина // Вестник ДГТУ. 2004. — Т.4. — № 1(19). -С.128−133.
  98. Социальная психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, редактор-составитель JI.A. Карпенко, ред. A.JI. Венгер. М.: ПЕР СЭ, 2005.
  99. Социология: Энциклопедия Текст. / A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Т. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
  100. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений Текст. / JI.B. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  101. , И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества Текст. / И. А. Снежкова // Советская этнография 1982 — № 1 -С.80 — 88.
  102. Современные проблемы и перспективы развития образования: Межрегиональный сборник научных трудов Текст. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 160 с.
  103. , И.Г. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма средствами дополнительного образования Текст. / И. Г. Соколова: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). М., 2002. — 18 с.
  104. , Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У. Солдатова. М., 1999.
  105. , Е.В. Преемственность подготовки специалистов по гостеприимству в региональной системе «колледж-вуз» Текст. /Е.В. Стукашев: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). М., 2007. — 24 с.
  106. Супрунова, JI. J1. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии Текст. / JLJL Супрунова. // Magister 2000 — № 3. — С. 77 — 81.
  107. , A.B. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека Текст. / A.B. Сухарев: Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психол. наук. М., Психологический институт РАО, 1999. — 42 с.
  108. , A.B., Степанов, И.Л., Струкова, А.Н., Луговской, С.С., Халдеева, Н. И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека Текст. / A.B. Сухарев, И. Л. Степанов // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 84−86.
  109. Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии// Magister. 200. — № 3. — С. 77−89.
  110. , A.A. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие Текст. / A.A. Сыродеева. М., 2001.- 192 с.
  111. , HB. Менеджмент качества в средних профессиональных образовательных учреждениях Текст. / HB. Сличная // Экологическая педагогика: Сб. науч. статей. Екатеринбург, 2006. — С. 289- 297.
  112. , HB. Методология формирования профессиональной направленности специалистов Текст. / HB. Сличная // Экологическая педагогика: Сб. науч. статей. Екатеринбург, 2006. — С. 298−306.
  113. , HB. Формирование навьжов поликулыурного взаимодействия в процессе подготовки специалистов Текст. / HB. Сличная // Культура, искусство и образование в регионах Сибири. Кызыл, 2007. — С. 84−87.
  114. , HB. Поликультурное образование: диалог культур // Теоретические знания впрактические дела: VII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых исследователей. Омск, 2007. — С. 144−145.
  115. Н.В. Подготовка будущих менеджеров туризма к профессиональной деятельности в поликультурном регионе / авг.-сост. Н. В. Сличная (текст): Учебное пособие. -Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова 2007 г.
  116. Н.В. Диагностика сформированности у будущих менеджеров туризма готовности к поликультурному взаимодействию / авг.-сост. НВ. Сличная. Абакан: Изд-во ХГУ им. НФХатанова, 2007.
  117. , Е.Ф., Сорокин, Ю.А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения Текст. / Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.
  118. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. Слово/81оуо, 2000.
  119. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  120. , И.В. Формирование профессиональной готовности менеджеров для учреждений санаторно-курортного профиля (на примере Красноярского края) Текст. / И. В. Тропынин: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08). -М., 2002. -24 с.
  121. Туризм и социально-экономическое развитие территории Текст.: Материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции. Шушенское, 7−8 июля 2004 г. Шушенское, 2004. — 216 с.
  122. Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук Текст. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — 335 с.
  123. , В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства: Методические рекомендации для проведения деловой игры в помощь менеджеру туризма Текст. М.: РИБ «Турист», 2000. — 96 с.
  124. Л.И. О соотношении дисциплин культурологической направленности в преподавании народных языков // Русский язык как иностранный. Теория. Исследования. Пратика. Вып. 9 -СПб., 2000. — С.7−13.
  125. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001 -2005 годы // www.goverment.gov.ru Электрон, ресурс. / Правительство Российской федерации М.: http://goverment.gov.ru
  126. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.) Текст. // Российская газета. 1996. — 3 декабря. — С. 4.
  127. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд. — М.: Республика, 2001. — 560 с.
  128. Философский энциклопедический словарь Текст. / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.
  129. , И.В. Психолого-педагогические основы деятельности менеджера туризма Текст. / И. В .Черниченко: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Моек гос. ун-т. культуры и искусств. —М, 1999.—17 с.
  130. Л.А. Профессиограмма туристского менеджера: Основы менеджмента туризма: Учеб. пособие Текст. / Л. А. Чудина. — М.: РМАТ, 1996.
  131. , А.Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма Текст. / А. Х. Чупанов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук, (13.00.08). Махачкала, 2006 — 34 с.
  132. , М.А. Социальная адаптация в контексте свободы Текст. / М.А. Шабанова// Социологические исследования. 1995. -№ 9. — С. 84−85.
  133. , Д.М., Вахрушева, И.Г. Теория и практика планирования карьеры в школе и вузе: Инновации в образовании / Д. М. Шакирова, И. Г. Вахрушева. Казань, 2002.
  134. , В.К. Этнокультурная направленность российского образ ова-ния Текст. / В. К. Шаповалов: Дисс.. докт. пед. наук. Ставрополь, 1997.
  135. , А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Текст. / А. В. Шафрикова: Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1999.
  136. , Е.В. Содержание регионального компонента в многоуровневой системе профессионального туристского образования (на примере Красноярского края) Текст. / Е. В. Шешегова: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (13.00.08).-М., 2002.-23 с.
  137. Banks J. Multicultural Education: Development, Dimensions and Chaltenges. -Philadelphia: Phi Delta Kappa, 1993. 134 p.
  138. Furnham A., Bochner S., Culture Shock: Psychologycal reactions to unfamiliar environments Text. L.&N.Y., 1986.
  139. Richards G. Tourism Marketing Education in Europe Text. London: ATTT Presentation, 1997. — P. 6−8.
  140. Социально-экономические условия развития сферы сервиса и туризма в Республике Хакасия и реализация проекта ТЕМПУС SMS Т005А05 «Разработка концепции многоуровневой подготовки специалистов для туристского, ресторанного и гостиничного бизнеса»
  141. Все профессиональные организации региона, работающие в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, испытывают, прежде всего, необходимость в переподготовке кадров и повышении квалификации своего персонала.
  142. Под региональной схемой понимается единый механизм привлечения ииспользования административных, профессиональных, университетских компетенций для реализации многоуровневой подготовки специалистов данного сектора.
  143. Проект TEMPUS SMS Т005А05 «Разработка концепции многоуровневой подготовки специалистов для туристского, ресторанного и гостиничного бизнеса»
  144. Суть проекта: сформировать единый механизм всех административных, профессиональных компетенций в области высшего и среднего профессионального образования.
  145. Цель проекта: разработка региональной схемы непрерывного образования в сфере туризма, ресторанного и гостиничного хозяйства- внедрение и распространение концепции региональной схемы многоуровневой подготовки на территории Хакасии.
  146. Государственный Комитет по туризму Республики Хакасия Министерство образования и науки Республики Хакасия Управление федеральной государственной службы занятости населения по Республике Хакасия
  147. Разработка методологии, проведение анкетирования и диагностики для разработки региональной схемы многоуровневой подготовки специалистов. Выбор модели региональной схемы образования.
  148. Опираясь на разработанные УГТУ- УПИ методики выявление в Республике Хакасия потребностей в кадрах и новых профессий в сфере сервиса и туризма.
  149. Разработка системы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Разработка программы повышения квалификации преподавателей для исследуемой сферы.
  150. Открытие ресурсного центра.
  151. Внедрение механизма модульного обучения в непрерывное образование.
  152. Распространение региональной схемы и методологии на территории Республики Хакасия.
  153. Используемые методы исследования:
  154. Анкетирование для анализа потребностей в подготовке специалистов в сфере сервиса и туризма.
  155. Экспертное интервью для оценки наиболее востребованных профессий в сфере социального сервиса и туризма.
  156. Анализ документов для сопоставления выявленных профессиональных компетенций с существующими в этом секторе профессиями-
  157. Моделирование для разработки модульных учебных планов для подготовки профессиональных кадров в сфере сервиса и туризм
  158. Региональное законодательство в сфере туризма по Республике Хакасия
  159. На деловых встречах с профессионалами ресторанного бизнеса были определены следующие востребованные профессии в ресторации:• Директор ресторана• Повар• Официант
  160. Анализ потребности в подготовке кадров в сфере сервиса и туризма Республики Хакасия
  161. В учреждениях профессионального образования Республики Хакасия объем подготовки специалистов для ресторанного бизнеса и гостиничного хозяйства осуществляется не равномерно для каждой сферы.
  162. Программа СПО по специальности «Гостиничный сервис» реализуется в
  163. По специальности среднего профессионального образования 2307 «Туризм, гостиничные, туристические комплексы» подготовка реализуется в Саянском техникуме экономики, менеджмента и информатики.
  164. Региональные участники рынка сферы сервиса и туризма Республики Хакасия и их взаимодействие
  165. Некоммерческая организация «Хакасская ассоциация туризма» (ООО
Заполнить форму текущей работой