Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование умений педагогического проектирования в образовательном процессе у будущих специалистов профессионального обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют системный подход (В.Г.Афанасьев, Г. Н. Сериков, Г. П. Щедровицкий, Э.Г.Юдин), основные положения деятельностного подхода в психологии и педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Т. В. Габай, ПЛ. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина), теоретические основы проектирования (В.П.Беспалько, В. И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты педагогического проектирования
    • 1. 1. Особенности подготовки педагогов профессионального обучения в процессе непрерывного образования
    • 1. 2. Инженерно-педагогическое проектирование — компонент в подготовке будущих специалистов профессионального обучения
    • 1. 3. Педагогическое проектирование как компонент теории социального проектирования в системе профессионального образования
    • 1. 4. Теоретические аспекты педагогического проектирования подготовки студентов — будущих специалистов профессионального обучения
  • ГЛАВА 2. Организация подготовки будущих специалистов профессионального обучения к педагогическому проектированию
    • 2. 1. Деятельностный подход как основа модели формирования у студентов умений педагогического проектирования
    • 2. 2. Содержание модели формирования у студентов умений педагогического проектирования
    • 2. 3. Экспериментальное обоснование модели формирования у студентов педагогического вуза умений педагогического проектирования деятельности в образовательном процессе

Формирование умений педагогического проектирования в образовательном процессе у будущих специалистов профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Диалектика развития профессиональной школы порождает противоречия между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагога и недостаточным уровнем его сегодняшней квалификации. Профессиональное и личностное становление педагога во многом зависит от качества педагогической подготовки студента в стенах педагогического вуза. Современная педагогическая действительность характеризуется усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Более чем когда-либо, образовательным учреждениям необходим педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы, как своих подопечных, так и собственные, способный к постоянному личностно-профессиональному самосовершенствованию. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость индивидуально-ориентированного подхода к подготовке психолого-педагогических кадров. Специфика деятельности педагога такова, что личностные характеристики работника наряду с его профессиональными качествами являются одним из основных инструментов воздействия на подопечных и фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности. Действующие государственные образовательные стандарты высшего, профессионального педагогического образования определяют требования к содержанию и уровню подготовки студента педагогического ВУЗа. Важнейшая составляющая такой подготовки — формирование умений, предполагающих изучение, определение и развитие профессиональных проектных возможностей студентов. Между тем, в массовой практике подготовки будущих педагогов существует такая система подготовки умений, которая недооценивает индивидуальные особенности студента, его стремления, умения и навыки. Из-за этого выпускники ВУЗов оказавшись в условиях образовательного учреждения, нередко испытывают трудности, которые сказываются на ходе и результатах работы. А образовательные учреждения начального профессионального образования ждут педагогов, не просто излагающих учебный материал в рамках программы учебного предмета, действующих по сложившимся стереотипам и ориентирующихся на готовые методические рекомендации и инструкции, а педагогов, владеющих глубокими техническими, педагогическими, психологическими и методическими знаниями, умело использующих различные способы профессионально-педагогической деятельности для творческого решения педагогических задач. Поэтому сегодня в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования подготовки специалистов, в том числе и педагогических кадров, выдвигается ориентация образования на овладение будущими специалистами методологией и технологией творческого проектирования объектов профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование становится во всех сферах человеческой деятельности универсальным деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность, гибкость и вариативность. Не является исключением и сфера образования. В педагогической науке исследуется проектированиеактивно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (А.Н.Алексеев, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, В. И. Гинецинский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). В профессионально-образовательном аспекте педагогическое проектирование во многих вузах стало рассматриваться и изучаться как учебная дисциплинашироко внедряются различные учебные курсы проектировочного направлениясоздаются учебные пособия, рассматривающие отдельные направления педагогического проектирования. Педагогическое проектирование требуется как для создания моделей образовательных учреждений, системных образовательных технологий, разноплановых педагогических объектов (учебные программы, стандарты, различные дидактические средства), так и для проектирования конкретных педагогических ситуаций. Несмотря на то, что развиваются многие аспекты педагогического проектирования, необходимо подчеркнуть, что оно еще не стало для каждого отдельного педагога способом профессионального мышления и деятельности. Оно еще недостаточно разработано как способ практической педагогической деятельностине обоснованы и содержательно не разработаны многие процессуально-технологические вопросы педагогического проектирования. Внимание педагогической науки в большей степени акцентировано на исследовании проблем проектирования систем более высокого порядка, таких как образовательная система школы, образовательные стандарты, образовательные программы, концепции развития учебного заведения и др., которые не являются повседневным предметом деятельности отдельно взятого педагога. Между тем для отдельного педагога как инженерно-педагогического факультета, так и других факультетов, важнейшими являются вопросы, связанные с проектированием учебной дисциплины, индивидуальной воспитательной системы, учебного занятия, педагогической ситуации, различных дидактических средств с учетом конкретных условий обучения и воспитания. Педагоги ежедневно сталкиваются с проблемами: как осуществлять це-леполагание, как оптимально и правильно конструировать структуру занятия, как связать в единую технологическую цепочку цели, процесс, средства и результаты. Если раньше педагог мог ориентироваться на готовые методические рекомендации преподавания каждой темы и каждого занятия, где были уже определены предпочтительные структуры занятия, учебного материала, методы обучения и т. д., то сейчас коренным образом изменилось содержание педагогической деятельности — педагогу приходится самому определять весь процесс обучения от целеполагания до индивидуального проекта занятия, отвечающего современным требованиям. Возросла потребность педагога в дея-тельностных инструментариях — методах и технологиях педагогической деятельности. Вместе с тем в настоящий момент в профессиональной педагогике не достаточно представлены для широкого использования учебные пособия, ориентированные на обучение педагогов профессиональной школы проектированию учебных занятий и внеурочных мероприятий это относится и к работам В. П. Беспалько, И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко, О. А. Орчаков и др. Необходимость подготовки будущих педагогов к проектированию учебного процесса, подчеркивается в работах Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина,.

А.И. Щербакова, И. С. Якиманской и др. Но пути и средства обучения будущих педагогов проектированию теоретически разработаны недостаточно полно, что связано с тем, что не до конца осмыслен, обоснован и содержательно проработан процесс проектирования педагогической деятельности будущих специалистов профессионального обучения. Ориентация на будущего специалиста профессионального обучения, способного осуществлять проектирование теоретического обучения, по предметам профессионально-технического цикла, а также выполнять функции мастера производственного обучения, делает актуальным построение обоснованной модели формирования умений педагогического проектирования, которая позволит в процессе подготовки будущего специалиста профессионального обучения сформировать умения проектировать свою деятельность в рамках образовательного процесса. Это обеспечит будущему специалисту профессионального обучения, не имея официальных методических указаний и разработок, возможность самостоятельно проектировать преподавание как новых занятий, учебных тем, разделов, так и дисциплин в целом, заниматься процессом не только обучения, но и воспитания подрастающего поколения. Успех деятельности педагога профессионального обучения зависит от степени овладения способом педагогического проектирования, уровня самостоятельности и творчества. К сожалению, медленно создается и реализуется на практике передовой опыт целенаправленного формирования умений педагогического проектирования деятельности будущих специалистов профессионального обучения.

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в недостаточной научной разработке методических подходов к формированию у будущего специалиста профессионального обучения умений педагогического проектирования своей деятельности в рамках образовательного процесса.

Имеет место противоречие между потребностью педагогов профессиональной школы в овладении способом педагогического проектирования как важнейшим деятельностным инструментарием педагогического труда и недостаточным уровнем формирования у будущего специалиста профессионального обучения умений педагогического проектирования своей деятельности в процессе вузовского обучения.

Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы диссертационного исследования: «Формирование умений педагогического проектирования в образовательном процессе у будущих специалистов профессионального обучения».

В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов межвузовского инженерно-педагогического факультета педагогического вуза.

Предмет исследования — процесс формирования у будущих педагогов профессиональной школы умений педагогического проектирования своей деятельности.

Цель исследования — обосновать и разработать модель формирования у будущих специалистов профессионального обучения умений педагогического проектирования в рамках образовательного процесса.

Гипотеза исследования. Овладение будущими специалистами профессионального обучения умениями педагогического проектирования будет достигнуто, если процесс формирования данных умений будет:

— основываться на понимании педагогического проектирования как целостного способа профессионально-педагогической деятельности;

— строиться на основе последовательного освоения студентами всех этапов педагогического проектирования, а на каждом этапе будет определено содержание выполнения проектировочной деятельности студента с учетом специфики объекта проектирования;

— ориентироваться на формы и методы обучения, активизирующие самостоятельность и сознательность учебной деятельности студента.

Цель и гипотеза определили необходимость решения исследовательских задач:

— определить научно-теоретические основы педагогического проектирования в рамках непрерывного профессионального образования;

— разработать и обосновать теоретическую модель формирования умений педагогического проектирования;

— выявить критерии и показатели сформированности умений педагогического проектирования в подготовке будущих специалистов профессионального обучения;

— экспериментально проверить эффективность разработанной модели.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют системный подход (В.Г.Афанасьев, Г. Н. Сериков, Г. П. Щедровицкий, Э.Г.Юдин), основные положения деятельностного подхода в психологии и педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Т. В. Габай, ПЛ. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина), теоретические основы проектирования (В.П.Беспалько, В. И. Гинецинский, В. В. Гузеев, И. И. Ильясов, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская, Е. Н. Богданов, Н. А. Аитов, Г. А. Антонюк, И.В.Бестужев-Лада, Г. И. Иконникова, И. В. Котляров, И. И. Ляхов, Т. В. Горбунова, М. В. Розин, Ж.Т.Тощенко), фундаментальные работы в области теории обучения (Ю.К.Бабанский, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В.А.Онищук), теоретические положения, касающиеся исследования проблемы подготовки педагога (О.А.Абдуллина, Е. Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков. А.Э.Щтеймец), работы исследователей профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, А. А. Бытев, Г. Е. Зборовский, Э. Ф. Зеер, В. И. Никифоров, Г. М. Романцев, Б. А. Соколов, Е. В. Ткаченко, В.В.Шапкин), труды по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, А. П. Беляева, В. И. Загвязинский,.

Л В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А.Я.Найн).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемепедагогическое наблюдение за деятельностью препо.

1 I давателей и студентов с целью выявления особенностей реальной практики * образованиясистематизация и обобщение теоретического и практического опыта, анкетирование, изучение и анализ индивидуальных практических работ, педагогический эксперимент в естественных условиях, методы математической статистики.

Организация исследования проводилась поэтапно в течение пяти лет (1998;2003гг.). В соответствии с гипотезой, задачами исследования была разработана программа эксперимента. Целью эксперимента являлась проверка возможности повышения качества подготовки студентов к педагогическому проектированию в соответствии с последними достижениями педагогической науки. Опытно-экспериментальной базой исследования явился Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского, межвузовский инженерно-педагогический факультет, профессиональный лицей № 16 г. Калуги, Сосенский радиотехнический колледж, профессиональный лицей № 34 г. Тарусы.

На первом этапе (1998;1999 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по предмету исследования с целью определения ее актуальности, изучалось состояние педагогического проектирования и его необходимость в вузовской подготовке. Ц

На данном этапе были определены проблема исследования, цель, задачи и выдвинута гипотеза. Проводился отбор материала, необходимого для постановки и проведения эксперимента. Анализировалась научная литература по вопросам диссертационного исследования.

На втором этапе (1999;2002 гг.) была разработана и проводилась опытная экспериментальная работа, в процессе которой были отработано и апробировано содержание подготовки будущих специалистов профессионального т обучения к педагогическому проектированию, условия формирования практических умений у студентов. Разработана модель формирования умений педагогического проектирования. Проводился преобразующий эксперимент по формированию у студентов системы умений, нацеленных на педагогическое проектирования.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) обобщались данные, полученные в ходе экспериментальной работы, ее результаты подвергались систематизации, обобщению, обработке с помощью методов математической статистики, обрабатывались на ЭВМ, оформлялись выводы исследования.

Достоверность исследования обеспечивалась корректированием одних методов другими, репрезентативностью выборки, которая обеспечивает 95% доверительной вероятности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Определена и обоснована структура педагогического проектирования в рамках образовательного процесса.

Разработана модель формирования умений педагогического проектирования в рамках образовательного процесса у будущих специалистов профессионального обучения, основанная на деятельностном подходе.

Выявлены сущность критерий и показателей результативности сформированных умений педагогического проектирования в подготовке будущих специалистов профессионального обучения.

Проверена эффективность модели с помощью математических методов и эксперимента.

Теоретическая значимость исследования состоит в формировании целостного представления о процессе педагогического проектирования, являющегося результатом анализа и синтеза элементов технологического, социального и педагогического проектирования, содержания методической деятельности педагога и в обосновании возможности использования данного представления как основы построения учебной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель формирования у будущих специалистов профессионального обучения умения педагогического проектирования учебных занятий и внеурочных мероприятий. На основе представленной модели разработаны рекомендации по проведению лабораторно-практических занятий в рамках курса «Методика профессионального обучения», дисциплины специализации. Практические результаты исследования получили положительную оценку в Калужском государственном педагогическом университете на научной конференции, результаты исследования обсуждались и были одобрены на семинарах-совещаниях директоров профессиональных лицеев города Калуги и Калужской области, при подготовке мастеров производственного обучения в Сосенском радиотехническом техникуме, ПЛ-16 г. Калуги, ПЛ-34 г. Тарусы. Результаты апробированы при проведении педагогических практик студентов межвузовского инженерно-педагогического факультета в лицеях и техникумах города и области. Обобщенные результаты могут быть использованы при подготовке педагогических кадров в средних и высших учебных заведениях, а также в учреждениях, осуществляющих переподготовку или повышение квалификации педагогов.

На защиту выносятся:

Комплекс сущностных характеристик педагогического проектирования в рамках непрерывного профессионального образования.

Модель формирования у будущих специалистов профессионального обучения умения педагогического проектирования учебных занятий и внеурочных мероприятий, основанная на деятельностном подходе.

Педагогические критерии и показатели, обеспечивающие проверку эффективность сформированности у будущих педагогов профессионального обучения умений педагогического проектирования на каждом этапе.

Диссертация: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 227 источника, приложения.

Заключение

.

В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи, цели, в основном, достигнуты, подтверждены выдвинутые гипотезы.

Изучение состояния проблемы формирования у будущих специалистов профессионального обучения в педагогической практике и теории показало, что: 1) в педагогике еще недостаточно теоретически осмыслено и разработано педагогическое проектирование деятельности педагога профессионального обучения именно в рамках образовательного процесса как целостного способа Ш педагогической деятельностиб) обучение студентов данному способу реализуется как обучение планированию занятий, изучение проектирование системы и технологий, что уже чем педагогическое проектированиев) формирование умений целесообразно осуществлять на основе деятельностного подходаг) педагоги профессиональной школы испытывают существенную потребность в овладении способом проектирования своей деятельности особенно в рамках образовательного процесса.

Необходимость рассмотрения педагогического проектирования как целостного способа профессионально-педагогической деятельности потребовало разработки структуры и содержания данного способа.

Процесс педагогического проектирования в рамках образовательного процесса в работе представлен в виде совокупности функционально связанных друг с другом этапов создания дидактического проекта всех занятий в рамках образовательного процесса. Выделена структура этого процесса, содержание действий его составляющих. Разработана модель формирования у студентов умений педагогического проектирования в рамках своей деятельности. В основу данной модели положен деятельностный подход. Основная суть модели • подготовки заключается в поэтапном овладении студентами в ходе лекционных и практических занятий целостным способом педагогического проектирования своей деятельности в рамках образовательного процесса. Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой модели.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Осуществленный теоретико-методологический анализ проблемы показал, что формирование умений педагогического проектирования необходимо рассматривать в контексте непрерывного профессионального образования. Выявлена аналогия и взаимосвязь основных принципов построения алгоритмов педагогического и технического проектирования. Показана роль и значимость основ теории социального проектирования для формирования у студентов умений педагогического проектирования. Изучение состояния проблемы необходимости формирования у будущих специалистов профессионального обучения в педагогической практике и теории элементов педагогического проектирования показало, что: а) педагоги профессиональной школы испытывают существенную потребность в овладении способом педагогического проектированияб) формирование умений целесообразно осуществлять в ходе обучения в учебном заведении, используя весь арсенал педагогической науки.

2. В работе разработана модель формирования процесса педагогического проектирования занятий, включающая в себя функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проекта: постановка дидактических целейвыдвижение реализуемых на занятии дидактических принципов, идей и направлений достижения целейотбор, моделирование и конструирование содержания материала занятиямоделирование и выбор структурыразработка содержания деятельности педагога и учащихся на каждом этапе занятиявыбор системы методов и средствразработка системы контроля и оценки уровня сформированное&tradeзнаний и способов действий учащихся, а также их коррекцииоформление проектаапробация проекта на практике и внесение соответствующих корректив. Разработано содержание каждого этапа, на основе которых определен состав формируемых у студентов умений педагогического проектирования деятельности в рамках образовательного процесса.

3. Выявлены критерии и показатели, свидетельствующие об эффективности сформированности умений педагогического проектирования у будущих специалистов профессионального обучения. Которые обобщены в виде таблице по каждому этапы модели формирования умений педагогического проектирования.

4. Экспериментально показана эффективность предложенной модели формирования у студентов профессионально-педагогического вуза умений педагогического проектирования деятельности в рамках образовательного процесса на примере учебных занятий и внеурочных мероприятий.

Проведенное исследование не исчерпывает проблемы формирование у будущих педагогов профессионального обучения умений педагогического проектирования деятельности в рамках образовательного процесса и не претендует на окончательность. Широкие возможности открываются для поиска новых средств, способов и условий реализации педагогического проектирования деятельности специалиста профессионального обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: МГУ, 1980.- 170 с.
  3. Н.А. Методологические основы социального управления. -Минск, 1997.-98 с.
  4. А.Н. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: Дисс. докт. пед. наук. Тюмень: Тюм. гос. унт, 1987.-310 с.
  5. Г. А. Социальное проектирование //Под ред. проф. Г. П. Давидюка. Минск: Наука и техника, 1978. — 128 с.
  6. В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 18−20.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  8. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  9. Verlad, 1998 (Leuchtturm-Schriftenreihe ingnieurpadagogik. Bd.39). ISBN 3−88 064−284−2. NE: GT. С. 114.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. С.П., Болотина JI.P., Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ- 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. — 368с.
  12. В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? //Специалист.- 1993.-№ 9.-С. 25−26.
  13. В., Ляйкауф Г. Образование в России: Словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 2001. — 112 с.
  14. B.C. Педагогика: Уч. пособие для инж.-пед. специальностей.- Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
  15. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Науч.-иссл. лаб. «Альтернативная педагогика», 1992. — 94 с.
  16. В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.-344 с.
  17. И. В. Межпредметные связи в изучении технологии (технический труд) // Школа и производство. 2000. — № 6. — С. 14−18.
  18. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.
  22. Бестюжев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. 256 с.
  23. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−11.
  24. О. Г. В помощь методическому работнику профессионального образования. М.: Институт развития профессионального образования, 1997.- 103 с.
  25. О. Г. Работа методиста по развитию организационных форм профессионального обучения. М.: Институт развития профессионального образования, 1995. — 73 с.
  26. А.А. Научные основы методической подготовки инженера-педагога //Актуальные проблемы подготовки инженеров-педагогов: Тез. докл. науч.-практ. конф. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1983. — с.156−158.
  27. Ю.В. Конструирование организационной структуры управления (производственного объединения). М., 1982. — 254с.
  28. В., Романкова Л. Социальные технологии в образовании // ВО в России, № 1, 1998.-С. 14−18.
  29. Л.С. Психология искусства. М., 1968.- 144с.
  30. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. — 256с.
  31. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965. -51 с.
  32. В.И. Знание как категория педагогики. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1988. — 144 с.
  33. Е. К. Проектирование содержания специальных дисциплин // Специалист. 1997. — № 11. — С. 29 — 32.
  34. Голыжбина 3. С. О межпредметных связях // Специалист. 1997. — № 7. -С. 21 -22.
  35. Д.Д. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 15−19.
  36. В.В. Интегральная образовательная технология. М.: Знание, 1999.- 158с.
  37. В.В. Постановка целей и дифференциация образовательного процесса. М.: Знание, 1998. — 68с.
  38. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.- 135 с.
  39. В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. 156 с.
  40. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедизд., 1960.-299 с.
  41. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1 // Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  42. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  43. А. Избр. пед. соч. М.: Учпедиздат, 1965. — С. 118.
  44. Я. Проектирование и конструирование: системный подход.-М., 1981.- 175 с.
  45. О.В., Шатуновский B.JT. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высш. шк., 1990. — 180 с.
  46. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  47. М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высш. шк., 1987.-267 с.
  48. Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  49. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974.- 111 с.
  50. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  51. Н.Н. Духовная культура в социальном управлении. Минск, 1984.- 117с.
  52. Г. Е. Инженер-педагог глазами социолога // Социально-психологические особенности личности инженера-педагога. Свердловск: СИПИ, 1988. — С. 20−32.57
Заполнить форму текущей работой