Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения, включающее в себя: диагностику сформированности профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияпрогнозирование динамики и результатов профессиональной деятельности среднего медицинского персоналавоспитание и самовоспитание… Читать ещё >

Содержание

  • Введение

I. НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Исследование основных научных подходов в сфере форми- ^ ^ рования профессиональной ответственности Сущность и содержание формирования профессиональной

§ 2. ответственности у среднего медицинского персонала в уело- 38−55 виях лечебного учреждения

Анализ современной практики формирования профессио

§ 3. нальной ответственности у среднего медицинского персона- 56−75 ла в лечебных учреждениях РФ

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Организация, содержание методики, критерии и показатели опытно-экспериментального исследования 0 Динамика и результаты опытно-экспериментального иссле- 9-дования

III. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Повышение роли трудовых коллективов в формировании у

§ 1. среднего медицинского персонала профессиональной ответ- 115−129 ственности

Научная организация труда среднего медицинского персонала

Обеспечение готовности среднего медицинского персонала

§ 3. лечебного учреждения к выполнению профессиональных 148−168 обязанностей

Формирование профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития системы медицинского обеспечения населения Российской Федерации характеризуется повышением требований к качествам личности медицинского персонала. Это неизбежно ведет к усложнению задач воспитания сотрудников лечебных учреждений и требует от них высокой ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей. Исследование процесса воспитания медицинского персонала выдвигает проблему формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в число актуальных задач, стоящих перед руководством различных лечебных учреждений.

Проведённое диссертационное исследование показывает, что проблема ответственности и ее формирование у среднего медицинского персонала привлекает внимание многих исследователей. В ряде научных работ рассмотрена общественная ценность ответственности как качества личности, ее роль в регуляции поведения человека и пути формирования.

Социальная природа ответственности и ее взаимодействие с внутренним миром личности рассмотрены в работах E.H. Бобковой, А. Н. Григорьева, Е. В. Левченко, Ю. Д. Мишина, A.B. Немчинова, Т. Г. Самойленко, Н. В. Слесаренко, A.B. Сомова, O.A. Шушериной и др1.

1 См.: Бобкова E.H. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Дис. канд. пед. наук. — Кострома, 2004; Григорьев А. Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных вузов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1990; Левченко Е. В. Социальная ответственность и ее анализ как общественной категории: Дис. канд. филос. наук. — Харьков, 1976; Мишина Ю. Д. Психолою-педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических ВУЗов: Дис. канд. пед. наук. -Томск, 2002; Немчининов A.B. Формирование ответственности как профессионально-личностного качества у курсантов младших курсов военного вуза: Дис. канд. пед. наук. — Саратов, 2005; Самойленко Т. Г. Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. пед. наук. — Пермь, 1998; Слесаренко Н. В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института: Дис. канд. пед. наук. — Благовещенск, 2004; Сомов A.B. Организационные и педагогические условия формирования ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях: Дис. канд. пед. наук. — Воронеж, 2004; Шушерина O.A. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза (На материале технического университета): Дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 1999 и др.

В ряде работ выявляются основные условия, приемы, факторы, влияющие на формирование ответственности1. Так, в некоторых исследованиях этого направления предпринята попытка определения системы параметров ответственности и формирование на ее основе ответственного поведения.

Следует отметить, что научно-практическая потребность в разработке педагогических путей и условий формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения проявлялась и раньше, по мере развития отечественной военно-педагогической теории. Поиски оптимальных путей формирования профессиональной ответственности у медицинского персонала продолжаются в современной педагогической теории и практике.

С самого начала ответственность исследовалась в конкретной профессиональной деятельности, ведущей на данном этапе. Она рассматривалась как свойство личности, поэтому и всё экспериментальное исследование носило формирующий характер.

Анализ научной разработанности диссертационной проблемы показал, что процесс формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения, в прямой постановке не исследовался. В тоже время исследование данной научной проблемы имеет важное практическое и теоретическое значение.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

1 См.: Завадская Ж. Е., Шевченко J1.B. Воспитание ответственности у старшеклассников. -Минск: Народная асвета, 1981. — 152с.- Иванов СП. Особенности формирования мотива социальной ответственности в художественной деятельности подростков // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. — М., 1987. — С. 66−71- Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М., 1968. — С. 328−353- Мнлтс A.A. Личность студента // Общественно-политическая активность студенческой молодежи. -Рига, 1976.-С. 58−59.

Объектом исследования является средний медицинский персонал лечебных учреждений, а его предметом — сущность, содержание и основные педагогические пути формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

Цель диссертации заключается в разработке сущности и содержания процесса формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала, а также обосновании основных педагогических путей повышения его эффективности в условиях лечебного учреждения.

В соответствии с целью в диссертации решались следующие основные задачи:

1. Уточнить и обосновать научные и прикладные основы процесса формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

2. В ходе опытно-экспериментальной работы разработать и проверить результативность целевой педагогической программы формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

3. Обосновать основные педагогические пути повышения эффективности формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала и разработать практические рекомендации по их внедрению в условиях лечебного учреждения.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что профессиональная ответственность среднего медицинского персонала лечебных учреждений нуждается в постоянном учёте и анализе всех детерминант её формирования в практике повседневной деятельности персонала, в тоже время реальное состояние воспитательного процесса таково, что в ходе его организации и осуществления недостаточно используется воспитательный потенциал средств лечебного учреждения в целях формирования у медицинского персонала профессиональной ответственности, что значительно снижает результаты деятельности персонала. Разрешить данное противоречие возможно на основе повышения роли трудовых коллективов в формировании у среднего медицинского персонала профессиональной ответственности, внедрения научной организации труда и обеспечения готовности среднего медицинского персонала лечебного учреждения к выполнению профессиональных обязанностей.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развитияо человеке как главной цели педагогической деятельности, ее объекте и субъектео социально-психологических и экономических первопричинах негативных явлений формирования ответственности и их влиянии на формирование и развитие личностных качество гуманном подходе к профилактической деятельностио влиянии профессиональной деятельности на личность медицинского работника.

Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, передовой педагогический опыт воспитания сотрудников в лечебных учреждениях. Изучению подверглись общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы и публикации в печати.

Тем не менее, несмотря на большое количество публикаций, посвященных исследованию военно-медицинского образования и формированию профессиональной ответственности, профессионально-важных и профессионально-значимых качеств у медицинских работников, многие аспекты данной проблемы остаются до сегодняшнего дня недостаточно изученными и требуют дальнейшего исследования.

Методы диссертационного исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими теоретическими методами явились: теоретический анализ работ в области воспитательной работы с персоналом медицинских учрежденийсистемно-структурный анализобобщениемоделирование и проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетированиепедагогическое наблюдениебеседыанализ документов и результатов деятельности, экспертное оценивание.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 3-х лечебных учреждениях. Базовыми медицинскими лечебными учреждениями были Центральный военный клинический госпиталь № 3 им. A.A. Вишневского, Главный военный клинический госпиталь им. академика H.H. Бурденко, Московская городская клиническая больница № 1 им. Н. И. Пирогова. Такая база обеспечила репрезентативность и статистическую достоверность выборки и обусловила расширение границ распространения выводов исследования, которое включало в себя три взаимосвязанных и взаимодействующих этапа.

Первый этап (май 2005 г. — август 2005 г.) включал: изучение литературных источников и опыта работы по проблемевыбор объекта и предмета исследованияопределение цели и задачмоделирование методики исследовательской деятельностиотбор лечебных учреждений и их подразделений для участия в экспериментеопределение и уточнение рабочей гипотезыорганизационную работу с планируемыми участниками эксперимента.

Второй этап (сентябрь 2005 г. — ноябрь 2007 г.) заключался: в проведении педагогического эксперимента, в ходе которого были проверены выводы и результаты анализа формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияпроведении анализа факторов, влияющих на формирование профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияв разработке целевой педагогической программы формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условия лечебного учрежденияв изучении педагогической деятельности субъектов и объектов формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения в контрольных и экспериментальных группах.

Третий этап (декабрь 2007 г. — март 2008 г.) состоял: в осуществлении всесторонней проверки проделанной работы, анализе, оценке, систематизации и обобщении контрольных данных, полученных в результате экспериментав формулировке выводов и предложенийв обосновании основных педагогических путей формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• осуществлен анализ основных научных подходов к процессу формирования профессиональной ответственностидана характеристика современного состояния процесса формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения. уточнены сущность и содержание процесса формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

• разработана целевая педагогическая программа формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияопределены и апробированы критерии и показатели сформированности профессиональной ответственности.

• обоснованы основные педагогические пути повышения эффективности формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения как целостного социально-педагогический процесса воздействия и взаимодействия субъектов и объектов воспитания, реализующего последовательную совокупность задач по развитию у медработников такого интегрального качества личности, которое обеспечивает готовность личности действовать в соответствии с нормами морали и права общегражданского социума, особенностями профессиональной врачебной деятельности, на основе глубокого осознания медицинского долга, этики профессионального поведения и необходимости отвечать за свои поступки.

2. Содержание формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения, включающее в себя: диагностику сформированности профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияпрогнозирование динамики и результатов профессиональной деятельности среднего медицинского персоналавоспитание и самовоспитание среднего медицинского персонала посредством реализации профилактической функции и побуждения к самовоспитаниюпрофилактику отклоняющегося поведения среднего медицинского персоналапроведение комплекса мероприятий на двух уровнях: уровне лечебного учреждения и уровне отделенийорганизацию самостоятельной работы и профессиональной подготовки среднего медицинского персонала и другие направления работы.

3. Разработанная и опытно-экспериментально проверенная комплексная педагогическая программа формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения, основными структурными компонентами которой являются: ценностно-ориентирующий, нормативно-регулирующий, оценочно-контрольный и побудительный компоненты, характеризующиеся определёнными целями, субъектами, методическим инструментарием, временными рамками, содержанием профессиональной деятельности и прогнозируемыми результатами.

4. Обоснованные и экспериментально проверенные основные педагогические пути повышения эффективности формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения, включающие в себя: повышение роли трудовых коллективов в формировании у среднего медицинского персонала профессиональной ответственностинаучную организацию труда среднего медицинского персоналаобеспечение готовности среднего медицинского персонала лечебного учреждения к выполнению профессиональных обязанностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияв разработке и обосновании целевой педагогической программы формирования профессиональной ответственностив уточнении научных и прикладных основ формирования профессиональной ответственности: сущности, содержания, структуры и особенностейв обосновании основных педагогических путей формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияв обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы при анализе и разработке других, социально-психологических и педагогических явлений и процессов профессиональной деятельности лечебных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предназначено для различных категорий должностных лиц лечебных учреждений, ответственных за организацию и осуществление процесса воспитания средних медицинских работниковвыявленные критерии и показатели позволяют оценивать эффективность формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияпредставленная целевая педагогическая программа может способствовать повышению результативности деятельности лечебных учреждений по оказанию услуг населению, повышению уровня трудовой дисциплины, оздоровлению морально-психологического климата в подразделениях лечебных учреждений.

Апробация теоретических выводов и внедрение результатов. Содержащиеся в работе теоретические положения и результаты научного исследования докладывались и обсуждались: на межвузовской научной конференции на базе факультета безопасности Санкт-Петербургского государственного педагогического университета в 2006 г.- в научном сообщении на заседании кафедры педагогики Военного университета на тему: «педагогические пути формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения». Полученные результаты апробировались путём внедрения в деятельность должностных лиц Центрального военного клинического госпиталя № 3 им. A.A. Вишневского, Главного военного клинического госпиталя им. академика H.H. Бурденко, Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова целевой педагогической программы формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения, что подтверждается документально (см. приложение № 1).

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений: Глава I. Научные и прикладные основы формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияГлава И. Опытно-экспериментальное исследование формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учрежденияГлава III. Основные педагогические пути формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ:

1. В данной главе обосновываются теоретические и практические рекомендации по внедрению выявленных путей в практику деятельности должностных лиц лечебных учреждений: повышению роли трудовых коллективов в формировании у среднего медицинского персонала профессиональной ответственностинаучной организации труда среднего медицинского персоналаобеспечению готовности среднего медицинского персонала лечебного учреждения к выполнению профессиональных обязанностей.

2. Все предложенные способы решения воспитательных задач могут быть использованы как руководителями, так и всеми другими представителями трудового коллектива. При этом в ходе реализации задач необходимо добиваться устойчивого соединения указанных способов с рассмотренными ранее формами работы. Именно единство способов и форм обеспечивает воспитательной работе устойчивость и непрерывность. Система способов решения воспитательных задач выступает еще одним критерием функционирования воспитательной системы трудового коллектива. Выявив частоту применения каждого из способов и эффективность воздействия на те или иные отрицательные тен денции, воспитатель может сделать вывод о степени готовности к решению воспитательных задач трудового коллектива в целом и его воспитательного актива в частности.

3. Поставленные вопросы позволяют заключить, что основными причинами нереализации программы НОТ в здравоохранении являются: недостаточная подготовка кадров в области управления, слабая материально-техническая база, неэффективное использование рабочего времени, отсутствие высокоэффективных управленческих технологий, слабая информационная база медицинских учреждений, которая должна носить комплексный характер и определять решения проблем комплектации, объемов и циркуляции информационных потоков и связей как внутри стационара, так и между ним и другими учреждениями и органами в секторе здравоохранения и других секторах, с общественными организациями и населением.

Эти данные подтверждают результаты проведенного анализа конкретных ресурсов учреждения и показывают первоочередные направления по их оптимизации.

4. Становление среднего медицинского персонала в процессе обучения и профессиональной деятельности в лечебном учреждении представляет собой чрезвычайно динамичную систему: здесь закладываются основы знаний. Индивидуальный стиль деятельности, научные интересы и, наконец, определенная профессиональная мотивация и направленность. Это время в формировании личности профессионала бесценно и должно быть структурировано и наиболее эффективно прогнозируемо, в зависимости от вида прогноза, его удаленности от настоящего, глубины прошлого, на основе которого он строится, в качестве оснований могут использоваться как эмпирические данные, накопленные в опыте отдельного среднего медицинского работника, так и закономерности, отражающие общечеловеческие знания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты проведенного исследования позволили автору сформулировать следующие практические рекомендации по формированию профессио нальной ответственности у среднего медицинского персонала лечебных заведений:

1. Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации целесообразно рассмотреть возможность использования разработанной в диссертации методики оценки сформированности у среднего медицинского персонала ответственности за выполнение должностных обязанностей и на ее основе подготовить организационно-методические указания для руководителей лечебных заведений: «Технология формирования профессиональной ответственности у медицинского персонала лечебных учреждений» и добиться внедрения его положений в повседневную жизнь медицинских коллективов.

2. Муниципальным департаментам здравоохранения в субъектах РФ в целях повышения эффективности воспитательной работы рекомендуется осуществить организацию и проведение ежегодных научно-практических конференций по проблемам формирования у среднего медицинского персонала профессиональной ответственности за выполнение должностных обязанностейобеспечить организацию и поддержку научных исследований, публикаций и просветительской деятельности по пропаганде ответственного выполнения служебных обязанностейввести соответствующие изменения в планы аттестации среднего медицинского персонала.

3. Руководству лечебными учреждениями рекомендуется использовать при подведении итогов воспитательной работы систему разработанных критериев и показателей оценки уровня сформированности профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала за выполнение должностных обязанностей.

4. Руководству и профессорско-преподавательскому составу лечебных учреждений целесообразно в целях повышения уровня сформированности профессиональной ответственности у среднего персонала лечебных учреждений использовать апробированный в диссертации комплекс форм и методовцелесообразно организовать работу постоянно действующего семинара по изучению и обобщению передового опыта формирования профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала, технологии ее эффективного осуществления, методики разработки воспитательных целей в соответствии с потребностями должностного предназначения;

5. Среднему медицинскому персоналу лечебных учреждений рекомендуется в целях самовоспитания ответственности систематически изучать передовой опыт исполнения должностных обязанностей.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим основным направлениям:

• оптимизация педагогической деятельности руководства лечебными учреждениями по формированию профессиональной ответственности у медицинского персонала;

• интенсификация процесса формирования профессиональной ответственности у различных категорий медицинского персонала, педагогических особенностей формирования профессиональной ответственности;

• развитие профессиональной ответственности медицинских работников лечебных учреждений и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы вмежгрупповом взаимодействии//Вопросы психологии., 1982.-№ 6.-С. 101 -106.
  2. Е.П. Время петровских реформ, Лениздат. 1989 г.
  3. A.B. Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика (теория, опыт, проблемы). М.: Военный университет, 1995. — 108 с.
  4. С.И. Врачебная этика в курсе истории медицины, ж. Сов. Медицина. № 6, 1981 г.
  5. И.Ю., Давыдов В. М., Олейников Д. Б. От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. // Воен.-мед. журнал. — 2000. -№ И. ч
  6. И.Ю., Корзунин В. А., Петрукович В. М. и др. Сравнительная оценка профессионально важных качеств военных врачей в различных условиях деятельности // Воен.-мед. журнал 2001. № 8.
  7. E.H. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004
  8. М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. BMA СПБ. 2000.
  9. JI.M. и др. Вопросы права и деонтологии в подготовке и воспитании врача: Учебное пособие для студентов. // Ярославский гос. мед. институт. Я. -1986.
  10. Е.А. Раздумья о врачебном долге. Пермь. Книж. из-во, 1974.
  11. Е.А., Росновский A.A. О самовоспитании врача. — Пермь. 1976.
  12. М.Врачебная этика и деонтология в медицинском вузе. (Учебное пособиедля студентов) М., 1974.
  13. Виш И. М. Деонтология и этика в медицинской и педагогической деятельности. Тамбов, 1982.
  14. А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М. Медицина, 1969.
  15. Э.Д. История развития медицинского образования. Учебное пособие. М. 1974.
  16. А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных вузов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990
  17. A.A. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев. 1982. с.165
  18. Деонтология в медицине. Под общей ред. ак. Б. В. Петровского. М., Медицина, 1988 г.
  19. В.В., Косарев И. И. О профессии врача. (Некоторые аспекты высшего медицинского образования) М. Знание. 1978.
  20. И.И., Лисицын Ю. П. Формирование врача. Учебно-методическое пособие для студентов. М. 1985. (Минздрав СССР, 1-й мед. Институт).
  21. И.Ф. Врач и закон. Правовые вопросы врачебной деятельности. Л., 1972.
  22. В.П. От Гиппократа до наших дней. М., Знание. 1987. с.59
  23. Р.В. Н.И.Пирогов и вопросы врачебной этики. Ж. Сов. здравоохранение № 12. 1981 г.
  24. Л.А. Лещинский. Деонтология в практике терапевта. М., Медицина, 1989 г.
  25. И.Ф., Изуткин A.M. Становление личности врача: Уч.-мет. Пособие. Горький: ГМИ 1985.
  26. Методические указания по этико-деонтологическому воспитанию студентов в процессе обучения на кафедре инфекционных болезней. М. 1986.
  27. М.Б. Медицина России 16−19 веков. М.: РОССПЭН, 1996 г.
  28. B.C. Пути совершенствования профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения учебного процесса ВВУЗа. // Воен.-мед журнал. 2001. № 4. с. 9.
  29. H.H. Вопросы хирургической деонтологии. М. 1-ое изд., 1946.
  30. М. Две позиции в отношении результатов образования // Народное образование. 1999. -№ 9. v
  31. С.А. Философские проблемы врачебной этики. Автореферат дисс. на присуждение уч. степени канд. философских наук. Минск, 1965.
  32. Пособие по врачебной этике и деонтологии. (Сборник статей). Саратовский ГМИ. С. Изд-во Саратовского Университета, 1979.
  33. Приказ министра здравоохранения СССР от 31.07.63 № 395 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР».
  34. Приказ Минздрава СССР от 27.07.70 № 501 «Об улучшении анестезиоло-го-реанимационной службы в стране».
  35. Письмо Минздрава СССР от 20.01.78 № 02−14/8 «О квалификационных характеристиках должностей служащих учреждений здравоохранения».
  36. Приказ Минздрава СССР от 04.04.83 № 375 «О дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы в стране».
  37. Приказ Минздрава СССР от 24.02.84 № 200 «О дальнейшем развитии и совершенствовании радиоизотопной (радионуклидной) диагностики в лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР».
  38. Приказ Минздрава СССР от 21.12.84 № 1440 «Об утверждении условных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур, норм времени, положений о физиотерапевтических подразделениях и их персонале».
  39. Приказ Минздрава СССР от 23.04.85 № 540 «Об улучшении организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях».
  40. Приказ Минздрава СССР от 11.06.86 № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению».
  41. Приказ Минздрава СССР от 30.06.87 № 920 «Об утверждении Положения об отделе автоматизированных систем управления (вычислительном центре) учреждения здравоохранения».
  42. Методические рекомендации по организации централизованных стерили-зационных в лечебно-профилактических учреждениях. Утверждены Минздравом СССР 01.02.90, № 15−618.
  43. Приказ Минздрава СССР от 12.04.90 № 155 «О совершенствовании деятельности учреждений Службы крови в условиях нового хозяйственного механизма».
  44. Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.91 № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики».
  45. Постановление Минтруда России от 1.0.11.92 № 30 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих».
  46. Приказ Минздрава России от 16.06.93 № 137 «О дополнении к приказу Минздрава РСФСР от 02.08.91 № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики».
  47. Приказ Минздрава России от 11.11.93 № 264 «Об утверждении Положения о директоре государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения».
  48. Приказ Минздрава России от 30.11.93 № 283 «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
  49. Постановление Минтруда России от 20.01.94 № 7 «О внесении дополнений в тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих».
  50. Письмо Минздравмедпрома России от 02.03.94 № 04−15/ 7−15 «О внесении дополнений в тарифно-квалификационные характеристики».
  51. Приказ Минздравмедпрома России от 05.04.96 № 128 «О дополнении к приказу Минздрава РСФСР от 02.08.91 № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики».
  52. Приказ Минздравмедпрома России от 31.05.96 № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
  53. Постановление Минтруда России от 06.06.96 № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих».
  54. Приказ Минздрава России от 29.04.97 № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Минздрава Российской Федерации».
  55. Приказ Минздрава России от 05.05.97 № 131 «О введении специальности «Клиническая фармакология».
  56. Приказ Минздрава России от 29.05.97 № 172 «О введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей специальности «трансфузио-логия».
  57. Приказ Минздрава России от 19.08.97 № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала».
  58. Приказ Минздрава России от 25.12.97 № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
  59. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37, с дополнениями, внесенными постановлениями Минтруда
  60. России от 24.12.98 № 52, от 22.02.99 № 3, от 21.01.00 № 7.
  61. В.О. История Российской медицины. М. Эпидавр, 1997.
  62. С.А. Военная медицина в вооруженных силах Московского государства в XVII веке. М., 1952.
  63. .Л. О врачебном долге. Киев: Здоровье, 1987.
  64. А.А. Доминанта как фактор поведения // Собр. Соч. Л., 1950.
  65. М.Д. Русская военно-медицинская старина (1616−1752) // Восн.-мед. журн. 1869. -Ч. 104, № 1.
  66. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1.
  67. Э.П. Врачебная этика. М., Медицина, 1970.
  68. Чиж И.М. О первоочередных задачах медицинской службы // Воен. -мед. журнал 1997. № 7.
  69. ЧистовичЯ.А. История первых медицинских школ в России. СПб, 1883.
  70. С.И. Система работы по воспитанию этики будущего врача: Автореферат дисс. на соискание степени кандидата пед. наук. Гос. пед. институт. Ташкент, 1991.
  71. Abrahamson Stephen. Doctors to be. // Lancet.-1992. № 8826. — P. 1023.
  72. Boffen Ph. U.S. Military medical care faulted \ Int. Herald Tribune, 1985, Jan. 192, P.3.
  73. De Charms R. Affiliation motivation and productivity in small groups. -Journal of Abnormal and Social Psichology, 1957, 55.
  74. Genther R.W. Personal Responsibility // Encyclopedia of Clinical Assessment by Robert Henley Woody. San Francisco. California. 1980. — P. 410.
  75. Finsten K. Priorization of medical combat deficiencies. Government Reports. — 1984. Vol.84.
  76. SO.Hafner B., Becker H.P. The training of military surgeons in the German Armed
  77. Helkama K. Toward a cognitivie-developmental theory of attribution of re-sponsibiliti.-Helsinki, 1981.
  78. Heider F. Social perception and phtnomenal causality.- Psychological Reviem, 1944,-51,358−374.
  79. Kohlberg L. The philosphy of moral development: Moral studes and the ideal of justige. San-Francisko, 1981, -v. 1. 441 p.
  80. Latane B., Darlej J.M. The Unresposive Bystander: Why Doesn’t he Help ?1. N.Y., 1970.131 p.
  81. Lefcourt H.M. Lokus of control: Current trends in theory and research. Hill-cdale, 1976.-211 p.
  82. Lewellyn C.N. Education and training for war surgery // Milit. Med/ 1990. -Vol. 256, № 15.
  83. Lowe C.A., and Medway C.A. Effects of valence, severity, and rele-vanse on responsibility and dispositional attribution. Journal of Personality, 1976,44.518−538.
  84. McClelland D., Atkinson J.W., Clark R.A., and Lowell E.L. The achievement motive. New York, 1976. — 386 p.-
  85. Mahoney M., Thoresen C (1974) Self-control: Power to the person. Monterey. CA: Brooks/Cole
  86. , D.H. (1977) Cognitive-behavior Modification. New York: Plenum.
  87. Piaget J. The moral judgement of the child. -London, 1977. 399 p.
  88. Rosenzweig S. An outline of frustration theory In: J. McV Hant (Ed.) Personality and the behavior disoders. — New York, 1944. — V. 1. — 379−388.
  89. Rotter J.B. Social Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs, New York, 1954.-466 p.
  90. Schwartz Sh. H. Elicitation of moral obligation and selfsacrificing behavior.
  91. Forces // Rev. Int. Serv. Sante Forces Armees. 1997. T. 70, № 10−11−12.
Заполнить форму текущей работой