Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию: на примере естественнонаучных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию включает в себя три этапа. В ходе мотивационно — информационного этапа происходит осознание рационального природопользования как ценности, принятие данной ценности на уровне понимания, («принятия умом»). На оценочном этапе происходит принятие ценности «рациональное природопользование» на уровне… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию. J). — '
    • 1. 1. Проблема рационального природопользования в научной литературе
    • 1. 2. Сущностные характеристики ценностного отношения к рациональному природопользованию
    • 1. 3. Обоснование модели процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию в обучении естественнонаучным дисциплинам
  • Выводы первой главы
  • ГЛАВА 2. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию
    • 2. 1. Диагностика формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию
    • 2. 2. Реализация модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию
    • 2. 3. Динамика формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию в ходе опытно — экспериментальной работы
  • Выводы второй главы

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию: на примере естественнонаучных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования К началу XXI века расширение масштабов развития рыночной экономики и истощение природных ресурсов привели мир к необходимости пересмотра прежних представлений об источниках экономического роста. Существование человечества на Земле становится возможным лишь в рамках экологически устойчивого равновесия. Неотъемлемой! частью нового мышления становиться концепция устойчивого социально-экономического развития, то есть более гармоничного взаимодействия социальных систем с окружающей средой, отвечающего текущим потребностям, обеспечивающего сохранение качества и природно-ресурсного потенциала окружающей среды, его способности удовлетворять потребности нынешнего и грядущих поколений.

Актуальность рационального природопользования в современном мире отражена в резолюции «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1981; во всемирной хартии природы, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 годув «Повестке дня на XXI век», Декларации по окружающей среде и развитию, подписанной на Конференции ООН в Рио — де — Жанейро в 1992 году.

В силу того, что отказаться от использования природных ресурсов и перестать воздействовать на среду обитания, человек уже не может, необходимо пересмотреть свое отношение к этой проблеме. Выход из создавшейся ситуации видится в формировании личности, способной подходить к вопросу природопользования с позиций разумного потребления природных богатств.

Соотнесенность рационального природопользования с ценностью человека, общества, сохранением и развитием жизни предопределяют его ценностный статус, социальную и личностную значимость, что определяет необходимость культивирования в обществе идей разумного использования природных богатств. Важнейшая роль в решении этой задачи отводится системе образования. Это связано с системностью школьного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Большое значение для формирования ценностного-отношения к рациональному природопользованию имеют естественнонаучные дисциплины, так как специфика естественнонаучного познания связана с ценностно-смысловым освоением взаимоотношений «человек — окружающая-среда».

Сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию является старший школьный возраст в силу присущего ему ценностного самоопределения. Формирование системы ценностных отношений происходит в течение всей жизни человека, но наиболее активное их развитие происходит в старшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Это обусловлено рядом социальных, психологических, культурно-исторических факторов. Психологические возможности данного возраста позволяют старшекласснику сделать осознанный-выбор своей жизненной позиции. Школьник не только осваивает материал, нои формирует свое отношение к изученному, определяет свою позицию, которую он-занимает относительно изучаемых проблем.

Анализ состояния школьной практики формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию позволяет сделать вывод, что зачастую формирование данного личностного качества происходит стихийно. По результатам констатирующего эксперимента, целенаправленной работе по формированию ценностного отношения к рациональному природопользованию старшеклассников уделяют внимание 18% учителей, 64% уделяют внимание иногда, не придают значение этой проблеме 18% преподавателей.

Анализ применяемых в массовой-практике учебно-методических комплексов показал, что они недостаточно сориентированы на формирование обозначенного личностного образования. Наиболее используемые в школе дидактические средства, прежде всего, направлены на увеличение информации, касающейся t природопользования и, как следствие, на экстенсивное расширение данных знаний, которые преимущественно носят формальный характер, не системны, не затрагивают эмоциональную сферу личности, слабо влияют на ее жизненную позицию. Значительная часть старшеклассников (67%) демонстрирует низкий (безразлично-потребительский) уровень сформированности у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Проблемы, связанные со спецификой формирования ценностных отношений у старшеклассников исследовались А. В. Кирьяковой, JI. П. Разбегаевой, Е. Н. Шияновым и др. Природопользование рассматривалось в контексте изучения его структуры, функций, значения для жизни и общества (В. Н. Чапек, Г. Д. Кулагина, М. В. Гальперин, В. Г. Глушкова, С. В. Макар и др.), экономической составляющей (И. Я. Бляхцин, В. А. Минаев, П. Г., Олдак, О. Веклич, М. Н. Лойтер и др.). Рассмотрением экологического образования как одного из важнейших аспектов учебно-воспитательного процесса в школе занимались А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. А. Карпеев, О. Н. Короткова, В. М. Назаренко, В. М. Сенкевич, И. Т. Суравегина и др. Однако процесс формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию не являлся предметом отдельного исследования.

Таким образом, значимость и актуальность выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате изучения и анализа состояния массовой практики обучения старшеклассников основам рационального природопользования. Это противоречия между:

— обострением глобальных экологических проблем и недостаточным отражением путей их преодоления в содержании и технологиях образования;

— возрастающей ролью рационального природопользования, необходимостью реализации его ценностных аспектов — с одной стороны, и отсутствием научного обоснования процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию с другой;

— потенциалом естественнонаучных дисциплин по формированию ценностного отношения к рациональному природопользованию и недостаточной подготовленностью учителей для решения этой задачи;

— закономерностями становления ценностного сознания учащихся в юношеском возрасте, актуализацией потребности учащихся в самореализации и самопознании и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в ходе обучения в контексте ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Проблема исследования заключается в потребности научного обоснования процесса формирования у школьников ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у школьников ценностного отношения к рациональному природопользованию определили выбор темы исследования: Формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию (на примере естественнонаучных дисциплин).

Объект исследования'. обучение старшеклассников предметам естественнонаучного цикла.

Предмет исследования: формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам.

Цель исследования: обосновать процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию в обучении естественнонаучным дисциплинам.

Гипотеза исследования: процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию будет более эффективным, чем в массовом опыте, если:

• формирование ценностного отношения к рациональному природопользованию будет является одной из ведущих целей процесса обучения естественнонаучным дисциплинам и личностно-значимым приоритетом старшеклассниковв логика процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию будет обусловлена спецификой обобщенного ценностного механизма: «поиск — оценка — выбор — проекция», а содержание этапов моделируемого процесса — уровнем сформированности у учащихся ценностного отношения к рациональному природопользованию;

• в системе средств формирования у старшеклассников данного личностного образования на всех этапах процесса приоритетными будут личностно значимые педагогические ситуации.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к рациональному природопользованию, определить критерии и уровни сформированности у старшеклассников данного личностного образования.'.

2. Обосновать модель процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию с учетом обобщенного ценностного механизма: «поиск — оценка — выбор — проекция».

3. Разработать и экспериментально проверить систему оптимальных педагогических средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Теоретике — методологическую основу исследования составили:

— концептуальные идеи теории целостного педагогического процесса (В. С. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев), проявляющиеся в организации определенной последовательности его этапов: цель — средство — результат. Системообразующим фактором выступают цели этапов, которые организуют используемые дидактические средства в определенную систему;

— идеи личностно ориентированного подхода (В. В. Сериков, Е. А. Крюкова), обусловившие выбор средств формирования исследуемого личностного образования в двустороннем педагогическом процессе;

— теория деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин, Н. Ф. Талызина) позволила опираться на концепцию-поэтапного формирования умственных действий, что обусловило логику формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию и включение учащихся в активную творческую деятельность;

— ценностный подход в образовании (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева) ориентированный на осознание, осмысление и принятие школьниками ценностей. Определение педагогических средств каждого этапа конструируемого процесса в рамках данного подхода, способствовало максимально эффективному использованию ценностного потенциала естественнонаучных дисциплин для формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованиямоделирование формирующего эксперимента;

— экспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, полупроективные методики), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов развития и обучения), диагностирующий и формирующий педагогический эксперименты, математические методы обработки результатов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованиякорректной организацией опытно-экспериментальной работыоптимальной количественной базой экспериментаприменением методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследованиястатистической значимостью экспериментальных данных и контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнены сущностные характеристики ценностного отношения применительно* к рациональному природопользованию и специфики его проявления в старшем школьном возрасте. Описаны уровни проявления этого сложного личностного образования у старшеклассников. Конкретизирована модель процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию. Разработаны проблемные задачи ценностно-смыслового характера, выступающие системообразующим-, средством создания личностно-значимых педагогических ситуаций, уточнены условия при которых они являются эффективным средством формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в разработку общей теории формирования экологической компетентности выпускника школы. Внесен вклад в разработку новых возможностей личностно-значимых педагогических ситуаций как средства, способствующего формированию у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию, что является теоретической основой для дальнейших исследований данных ситуаций. Предложена логика формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию, определены этапы, задачи и средства для их решения, что может служить теоретической основой для исследования формирования данного личностного образования на различных этапах онтогенеза, посредством интеграции различных учебных дисциплин.

Практическая ценность результатов исследования:

— составлена и апробирована комплексная методика оценки уровней сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию, что позволяет педагогу диагностировать у школьников исследуемое личностное образование;

— разработана и экспериментально проверена модель процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию, что может служить основой для дальнейшего исследования формирования данного личностного образования на различных этапах онтогенеза;

— выявлены возможности использования системы задач ценностно-смыслового характера для формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию, которые позволяет педагогу учитывать типичные затруднения, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса в школе;

— результаты исследования* могут служить основой для решения таких актуальных задач практики, современного образования, как совершенствование системы дидактических средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на аспирантских семинарах ВГПУ, на 11 — й научно-практической конференции (Санкт — Петербург, 2004 год), научно-практической конференции «Инновационные технологии в экологическом образовании: пути, формы и методы их реализации» (Волгоград, 2004 год), на XI Годичном собрании Южного отделения РАО, XXII психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского Региона» (Ростов н/Дону, 2004 год), IX региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2004 год).

Внедрение результатов исследования проходило в 9,10,11 классах гимназии № 7 Волгограда, гимназии № 1 г. Николаевска, МОУ СОШ № 34 г. Волгограда.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностное отношение к рациональному природопользованию представляет собой интегративное, относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «рациональное природопользование», включающее в себя знания о рациональном природопользовании, эмоциональное отношение к нему, а также осознание рационального природопользования как личностно и социально значимой ценности, проявляющееся в практической деятельности.

Компоненты ценностного отношения к рациональному природопользованию обладает определенной функциональной заданностью. Когнитивный реализует информационную функцию: мотивационно-смысловой — рефлексивную функциюэмоциональный — функцию эмоционального подкреплениядеятельностный — преобразующую функцию. Содержательное наполнение компонентов ценностного отношения: к рациональному природопользованию обусловлено спецификой естественнонаучных дисциплин и особенностями присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте. Когнитивный компонент предполагает усвоение личностью системы знанийлежащих в основе рационального природопользованияМотивационно-смысловой компонент предполагает осознание роли и места естественнонаучного знания в контексте определения ценностного отношения к рациональному природопользованиюпоиск, осознание и принятие старшеклассником личностного и общественного смысла ценности «рациональное природопользование». Эмоциональный компонент заключается в особом, эмоционально окрашенном отношении к рациональному природопользованию. Деятельностный компонент предполагает связь конкретного субъекта отношений с окружающей средой, другими людьми. Данная связь реализуется посредством активной сознательной деятельности.

Выбор критериальных оснований обусловлен его компонентным составом. В качестве показателей проявления когнитивного компонента выступает полнота знаний о ценности «рациональное природопользование" — мотивационно-смыслового — степень осознанности общественной и личностной значимости рационального природопользованияэмоционального — характер объектов эмоционального отношения к ценности «рациональное природопользование», устойчивость эмоционального отношения к ценности «рациональное природопользование" — деятельностного — степень сформированное&tradeучебных умений по оценке состояния окружающей среды, применению правовых норм для и сохранения и восстановления природных богатств, самостоятельного поиска решений наиболее рационального способа использования природных ресурсов.

В соответствии с выделенными показателями (критериями) были определены следующие уровни проявления исследуемого личностного образования у старшеклассников: безразлично-потребительский, нейтрально-пассивный, осознанно-действенный.

2. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию включает в себя три этапа. В ходе мотивационно — информационного этапа происходит осознание рационального природопользования как ценности, принятие данной ценности на уровне понимания, («принятия умом»). На оценочном этапе происходит принятие ценности «рациональное природопользование» на уровне смысла, что обеспечивает регулятивную функцию данной ценности по отношению к реальному поведению старшеклассника в природной среде. Деятельностно-практический этап предполагает становление практического опыта рационального поведения в природной среде, что проявляется в системе привычек разумного, рационального отношения к природе. Логика процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию обусловлена спецификой обобщенного ценностного механизма: «поиск — оценка — выбор — проекция».

3. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию эффективен при организации личностно значимых педагогических ситуаций, стимулирующих нравственную позицию личности в отношении проблем взаимодействия человека с природой. Личностно-значимые педагогические ситуации рассматриваются как единицаучебно-воспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю деятельность учащихся, адекватная в определенном отношении разносторонней деятельности взрослых. Системообразующим дидактическим средством создания личностно значимых педагогических ситуаций выступают проблемные задачи ценностно-смыслового характера различного уровня сложности: репродуктивного, частичнопоискового, исследовательского. Усложнение происходит по трем основным направлениям (разнообразие подходов к решению данной задачи, степень самостоятельности ученика в процессе решения поставленной задачи, количество исходной информации по рассматриваемой задаче).

Базой исследования являлись гимназия № 7 г. Волгограда, гимназия № 1 г. Николаевска, МОУ СОШ № 34 г. Волгограда.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (2003;2004 год) — поисково — теоретический. На данном этапе изучалась литература, проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2004;2006год) — опытно — экспериментальный. Целью данного этапа было конструирование процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию и выявление средств, обеспечивающих его эффективность, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2006;2007 год) — описательно — итоговый. На данном этапе осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление текста диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация (140 с.) состоит из введения (11 е.), двух глав (гл. 1−62 е., гл. 2−62 е.), заключения (5 е.), списка литературы (241 наименование), 10 приложений. Основной текст диссертации содержит 24 таблицы, 1 схему.

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

Ход опытно — экспериментальной работы по формированию у старшеклассников ценностного отношения к рациональному включал в себя диагностические и формирующие этапы:

— На диагностическом этапе исследования был выявлен ряд факторов, характерных для традиционного массового обучения, препятствующих эффективному формированию ценностного отношения к рациональному природопользованию: недостаточно разработанный учебно — методический комплекс, который не позволяет в полной мере использовать потенциал естественнонаучных дисциплин для формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованиюслабая подготовленность педагогов к целенаправленной работе по развитию у школьников ценностного отношения к рациональному природопользованию;

В процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла, старшеклассники не могут в полной мере реализовать свои потребности в области сохранения природных богатств и, соответственно не могут наиболее эффективно развивать в себе ценностное отношение к рациональному природопользованию.

— Реализация целей мотивационно — информационного этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию связана со спецификой создаваемых личностно — значимых педагогических ситуаций, в которых используются репродуктивные проблемные задачи ценностно — смыслового характера, направленные на установление взаимосвязи между человеком и природой, осознание рационального природопользования как ценности.

Реализация целей оценочного этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию определяется спецификой создаваемых личностнозначимых педагогических ситуаций, предполагающих использование частично поисковых проблемных задач ценностно — смыслового характера, направленных на установление старшеклассником личностного и общественного смысла ценности «рациональное природопользование».

Реализация целей деятельностно — преобразующего этапа рассматриваемого процесса определяется спецификой создаваемых личностно — значимых педагогических ситуаций, предполагающих использование исследовательских проблемных задач ценностно — смыслового характера, направленных на принятие личностного смысла ценности «рациональное природопользование» и интеграцию её в систему отношений старшеклассника с миром.

Анализ полученных в ходе эксперимента значимых данных о достижении высокого — 14,6% (8,2% на начало опытно — экспериментальной работы), среднего — 56,1% (44,7%) уровней учащихся экспериментальной группы вместе с уменьшением школьников отличающихся низким 29,3% (47,1%) уровнем, сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию является свидетельством положительной динамики формирования этого личностного образования в ходе формирующего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Достижение положения результатов формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию осуществлялось последовательно.

Так, первой задачей данного исследования являлось выявление сущностных характеристик ценностного отношения к рациональному природопользованию, определение критерий и уровней сформированности у старшеклассников данного личностного образования.

Было выявлено, что ценностное отношение к рациональному природопользованию характеризуется связью личности с ценностью «рациональное природопользование», которая приобретает для субъекта личностный смысл, становится его личностной ценностью, рассматривается им как нечто значимое для его собственной жизни и жизни общества, принимается в качестве таковой и проявляется в соответствующей деятельности.

Структуру ценностного отношения к рациональному природопользованию составляют следующие компоненты: когнитивный, мотивационно — смысловой, эмоциональный и деятельностный. Содержание компонентов ценностного отношения к рациональному природопользованию обусловлено потенциалом естественнонаучных дисциплин, отражающим проявление ценности «рациональное природопользование» и спецификой присвоения ценности «рациональное природопользование» в старшем школьном возрасте.

Когнитивный компонент предполагает обеспечение усвоения системы знаний, лежащих в основе рационального природопользования. Мотивационно — смысловой компонент предполагает осознание роли и места естественнонаучного знания в контексте определения ценностного отношения к рациональному природопользованиюпоиск, осознание и принятие старшеклассником личностного и общественного смысла ценности «рациональное природопользование». Эмоциональный компонент заключается в особом эмоционально окрашенном отношении к ценности «рациональное природопользование». Деятельностный компонент предполагает связь конкретного субъекта отношений с окружающей средой, другими людьми. Данная связь регулируется посредством активной сознательной деятельности.

Компонентный состав ценностного отношения к рациональному природопользованию определил выбор его критериальных оснований. В качестве показателей проявления когнитивного компонента выступает полнота знаний о ценности «рациональное природопользование" — мотивационно — смысловогостепень осознанности общественной и личностной значимости рационального природопользованияэмоционального — характер объектов эмоционального отношения к ценности «рациональное природопользование», устойчивость эмоционального отношения к ценности «рациональное природопользование" — деятельностного — степень сформированности учебных умений по оценке состояния окружающей среды, применению правовых аспектов для сохранения и восстановления1 природных богатств, самостоятельного поиска решений наиболее рационального способа использования природных ресурсов, а также полнота реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к рациональному природопользованию в индивидуальной преобразующей деятельности.

Выделенные показатели (критерии) служат исходным моментом для определения уровней сформированности у старшеклассников данного личностного образования. При выделении уровней сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию исходным было методологическое положение о том, что система в своем развитии проходит ряд этапов от зарождения отдельных элементов, их группировки через объединение всех элементов в единую систему к целостности (В. С. Ильин). Было выделено три уровня сформированности исследуемого личностного образования: низкий или безразличнопотребительский, средний или нейтрально — пассивный и высокий или осознаннодейственный.

Второй задачей исследования являлась конструирование модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию с учетом обобщенного ценностного механизма: «поиск — оценка — выбор — проекция».

Логика процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию обусловлена спецификой обобщенного ценностного механизма: «поиск — оценка — выбор — проекция» (А. В. Кирьякова). Учитывая особенности функционирования каждого из компонентов механизма, а также уровни сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию, выделяем следующие этапы формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию: мотивационно — информационный, оценочный, деятельностно — практический. На каждом из этапов наибольшую нагрузку несет какой — либо элемент механизма. На мотивационно — информационном этапе таким элементом является поискна оценочном — выбор, оценкана деятельностно — практическомпроекция. Целевая структура каждого из этапов направлена на достижение определенного уровня исследуемого личностного образования.

Мотивационно — информационный этап предполагает формирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию на низком (безразлично — потребительском) уровне сформированности рассматриваемого личностного образования. Оценочный этап формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию рассчитан на формирование у старшеклассников данного личностного образования на среднем (нейтрально — пассивном) уровне сформированности. Целью деятельностно — преобразующего этапа является достижение высокого (осознанно — действенного) уровня сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Третьей задачей исследования являлась разработка системы оптимальных педагогических средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию эффективен при организации личностно — значимых педагогических ситуаций, стимулирующих активность личности по присвоению ценности «рациональное природопользование». Личностно — значимые педагогические ситуации рассматриваются нами как единица учебно — воспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю деятельность учащихся, адекватная в определенном отношении разносторонней деятельности взрослых (В. С. Ильин). Системообразующим дидактическим средством создания личностно — значимых педагогических ситуаций выступают проблемные задачи ценностно — смыслового характера.

Проблемные задачи ценностно — смыслового характера были классифицированы по нескольким основаниям: по содержанию, по уровню сложности.

По содержанию проблемные задачи ценностно — смыслового характера подразделялись на три группы:

1. Задачи, направленные на установление взаимосвязи между человеком и природой, осознание рационального природопользования как ценности. Используются на всех этапах формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию, но являются ведущими на мотивационно — информационном этапе.

2. Задачи, направленные на установление старшеклассником личностного и общественного смысла1 ценности «рациональное природопользование». Используются на всех этапах формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию, но являются ведущими на оценочном этапе.

3. Задачи, направленные на принятие личностного смысла ценности «рациональное природопользование и интеграцию её в систему отношений старшеклассника с миром. Используются на всех этапах формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию, но являются ведущими на деятельностно — преобразующем этапе.

Проблемные задачи ценностно — смыслового характера классифицируются соответственно их уровню сложности и целесообразности использования на том или ином этапе процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию. Необходимо выделить репродуктивные, частично — поисковые, исследовательские проблемные задачи ценностно — смыслового характера, которые используются соответственно на мотивационно — информационном, оценочном, деятельностно — практическом этапах процесса формирования ценностного отношения к рациональному природопользованию.

Усложнение происходит по трем основным направлениям:

• разнообразие подходов к решению данной задачи;

• степень самостоятельности ученика в процессе решения поставленной задачи '.

•, количество исходной информации по рассматриваемой задаче.

Анализ полученных в ходе эксперимента значимых данных о достижении высокого — 14,6% (8,2% на начало опытно — экспериментальной работы), среднего — 56,1% (44,7%) уровней учащихся экспериментальной группы вместе с уменьшением школьников отличающихся низким 29,3% (47,1%) уровнем сформированности ценностного отношения к рациональному природопользованию является свидетельством положительной динамики формирования этого личностного образования в ходе формирующего эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Ф. Роль оценочных действий в формировании творческой личности // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа: Башкир, пед. ин-т, 1985. — 137 с.
  2. О. Н. Научно педагогические условия формирования ценностного огтношения студентов к учебно — познавательной деятельности в процессе инновационного обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Липецк, 2001. — 25 с.
  3. А. И., Николина В. В. Население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 320 с.
  4. Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 212 с.
  5. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. -392с.
  6. . Г. Избранные психологические труды: В 2 — х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Л., Изд во ЛГУ, 1968
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 256 с.
  9. В. Основы природопользования. Теоретические аспекты. М.: Мысль, 1978.-293 с.
  10. Ю.Арсеньев В. Р. Звери боги — люди. (Беседы о мире и человеке). — М.: Политиздат, 1991. — 160 с.
  11. И. С. Ценности и воспитание. // Педагогика. 1999. — № 4. — с.117−121
  12. Э. А. и др. Природопользование: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 312 с.
  13. Арустамов ЭА, Левакова ИВ, Баркалова НВ Экологические основы природопользования: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп./ Рук. Авт. Колл. Э. А. Арустамов. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-320 с.
  14. JI. М. Моральные ценности и современность // Вопр. Философии. 1983. — № 1 — с. 90'
  15. В. Г. О системном подходе в социальном познании. // Вопросы философии. 1971. — № 4.
  16. Т.К., Кирьякова А. В. Ориентации и деятельность школьников. М.: Прометей, 1991. — 160 с.
  17. М. Г. Формирование научного мировоззрения. — Рига: Зинатне, 1984.-234 с.
  18. В.И. Моральный выбор цели, средства, результаты. — Томск, 1977.-316с.
  19. В., Седов В. Концепция взаимодействия экономики и природы. — М.: Мысль, 1984. 125с.
  20. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444с.
  21. С. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно смыслового содержания: Дис.. канд. пед. наук. — Волоград, 1995
  22. В. С. Диалог культур (философия, психология, педагогика)/Шр:// archive. 1 september.ru/ upr/1997/no 12htm
  23. В. С. Мышление как творчество. Введение в логику диалога. М.: Политиздат, 1975. 399с.
  24. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, с. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина / авт. сост. Т. И. Чайка. — Волгоград: Учитель, 2007.-271 с.
  25. . П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1997. -347 с.
  26. А. В. Становление ценностного отношения студентов социально — педагогического колледжа к профессиональной деятельности. Афтореф. дис.. канд. пед. наук. — Петрозаводск, 2000: 23 с.
  27. И. Я., Минеев В. А. Производственные силы СССР и окружающая среда. М., 1988.-221 с.
  28. А.С. Опредмечивание ценности и социологическое познание // Социологические исследования. — 1975. № 2 — с53 — 61
  29. JI. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972
  30. Е. В. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995. -172 с. 31 .Бондаревская Е. В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Советская педагогика. 1990. — № 12.
  31. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно -ориентированного образования // Педагогика. 1997 № 4. с. 65 70.
  32. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4.
  33. А. Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. Афтореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996
  34. Будинайте Г. JL, Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — с.99−105.
  35. В. А. Мораль и общественная практика. — М.: МГУ, 1983. -175с.
  36. В. А. Ценность и ценностные отношения. // Проблемы ценности в философии. М. — Л.: Наука, 1966 с. 40- 46.
  37. И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. — М.: Изд во Моск. ун — та, 1980
  38. Васильева 3. И. Воспитание убеждений в. процессе обучения: Учеб. пособие, к спецкурсу. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1981. 82 с.
  39. В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. Л.: Наука, 1966 — с40−49
  40. И. Ф. Бытие: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. 212с.
  41. О.А. Эколого экономические противоречия. — М.: Наука, 1990. — 120 с.
  42. О.А. Эколого экономическое природопользование. Киев, Л 991. -256 с.
  43. В. И. Размышления натуралиста. Кн.1 М., 1975.
  44. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: изд — во Моск. ун-та, 1980. 288 с.
  45. В. Р. Популярная экономика природопользования. М., 1991. — 311 с.
  46. В. Р. Роль экологического фактора в общественном производстве// Экономические науки 1988 № 5 с34,
  47. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. унта, 1976.-142 с.
  48. Н. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология: Учебник для 10−11 кл. профил. шк. М.: Просвещение, 1998. — 270 с.
  49. А. П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. -304 с.
  50. Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999
  51. Л. С. История развития высших психологических функций // Выготский Л. С. Собрание соч.: В 6 т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. 329 с.
  52. Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.-580 с.
  53. Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально -политический журнал. 1994. — № 3. — с.16−32.
  54. X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М., 1988. 699 с.
  55. М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2002. — 256 с
  56. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М: Наука, 1986.- 276 с.
  57. Л. Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. Пособие: для учащихся средней школы и. абитуриентов. Mi: Московский Лицей, 2001. — 120 с.
  58. . С. Общечеловеческие ценности в образовании. Mi, 1992. — 67 с.
  59. . С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. // Педагогика. 1992. — № 5−6. с. З — 13.
  60. В. Г., Макар С. В. Экономика природопользования: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. 448 с.
  61. Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд — во Моск. •ун-та, 1987.-176 с.
  62. Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград: Перемена, 1998. 22с.
  63. Н. А. Стимулирование рационального природопользования в рекреационных системах. Дис.. канд. экономических наук. Пятигорск, 1998.- 175 с.
  64. В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск: Пеленг, 1992.-116 с.
  65. В. В. Теория развивающего процесса обучения. — М.: Интор, 1996
  66. В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -^423 с.
  67. В. И. Гуманитаризация физического образования в школе. Личностно гуманитарная парадигма. Волгоград: Перемена, 1996.
  68. И. А. Категория активности и её место в системе психологического знания./ В кн.: Категория материалистической диалектики / Под ред. Л. И. Анциферовой.-М., 1988. 56 -89с.
  69. . И. Эмоциональная направленность личности: Дис.. доктора психолог. Наук. Симферополь, 1978. — 383 с.
  70. . И. Эмоция как ценность. -М., Политиздат, 1978. 272 с.
  71. Дрейер Ot К., Лось В. А. Развивающийся мир и экологические проблемы. -М.: Знание, 1991.-62 с.
  72. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. — М.: Политиздат, 1967 351с.
  73. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. —М. — Л., 1966 — 261с
  74. В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В. П. Дронов, В. Я. Ром 8-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 202.- 384 с.
  75. С.Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 ют.: Учебник общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002
  76. И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. — М.: Просвещение, 1998. 78 с.
  77. И. Д. Формирование ответственного отношения к природе // Советская педагогика. 1983. — № 1284.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Изд — во Полит, лит-ры, 1986
  78. А. А. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. — № 3. — с.31 -43
  79. В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  80. М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  81. М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис. 1997. — 205с.
  82. М. С. Человеческая деятельность. М.: Знание, 1974. — 86 с.
  83. Н. Н. Школьная валеология: Учеб. пособие для студ. пед. университетов / Под ред. проф. П. П. Мочаловой. Волгоград: Перемена, 1996. — 136 с.
  84. А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. // Ориентация и деятельность школьников./ Под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М.: Педагогика, 1991. — с. 56 — 70.
  85. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Афтореф. дис.. докт. Пед. наук. — СПб, 1991. — 35 с.
  86. А.В. Ориентация школьников на социально — значимые ценности. Теория и диагностика. Л.: J1111И, 1991. — 84 с.
  87. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Ориенбург, 1996. 187с.
  88. Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10−11 кл.: Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология«/ Под ред. В. Б. Захарова. М.: Дрофа, 2001 — 224 с.
  89. И. А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. — 1999.- № 8. с. 56 — 62
  90. Н.Г. Геоэкология и природопользование: Учебное пособие для-высш. пед. учеб. заведений / Н. Г. Комарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  91. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М: Международная пед. Академия, 1994.
  92. Н. И. Логический словарь справочник. — М.: Наука 1976 -720с.
  93. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Дис. д-ра пед. Наук-Л., 1970
  94. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440 // Собр. Законодательства РФ. Офиц. Изд. -М, 1996. № 15
  95. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. (Рио- де Жанейро, 1992). / Информационный обзор, РАН, СО, Новосибирск, 1992.-24 с.
  96. JT. С. Дидактический материал по общей биологии: 11 кл. пособие для учителя веч. (смен.) общеобразоват. школы. — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. — 63 с.
  97. В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара: Изд — во Самар. гос. пед. ин — та. 1994.- 165 с.
  98. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина- Сост. Э. М. Доржева, Н .Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. -479с.
  99. Е. А., Пасечник В. В. Экология 10 (11) класс: Тематическое планирование: методическое пособие. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 80 с.
  100. И. В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 213 с.
  101. Е. А. Личностно развивающие образовательные технологии, природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена, 1999. — 196 с.
  102. Г. Д. Экономика природопользования: учебно — практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 1999. — 157 с.
  103. И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие 3-е изд. М.: Изд — во УРАО, 1997. — 158 с.
  104. А. В. Общая биология. И класс: Метод, пособие. СПб.: «Паритет», 2003. — 256 с.
  105. А. В. Общая биология. 10 класс. (К учебнику под ред. Д. К. Беляева): Метод, пособие. СПб.: «Паритет», 2001. — 192 с. (Серия «Поурочное планирование».
  106. С. В. Педагогика личности от концепции до технологии. -Ростов н / Дону: Творч. Центр «Учитель» 2001. 160 с.
  107. В. М., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. Т.13. — № 3. — 1992. — с. 140 147.
  108. А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1994. 62 с.
  109. А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  111. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — с 15−26
  112. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  113. . Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993
  114. Т. А. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Методическое пособие к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс/ Т. А. Ловкова, н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2002.-128 с.
  115. М.Н. Природные ресурсы и эффективность капитальных вложений. М.: 1974. с264
  116. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 296 с.
  117. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова М.: Наука, 1984. — 444 с.
  118. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2 с.31−45
  119. .Ф. Системность в психологии: Избранные псих, труды / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишченой, В. А. Пономаренко. Москва — Воронеж: Моск. псих. — соц. ин — т, 1996. — 383 с.
  120. В. А. Взаимоотношение общества и природы. М.: Знание. 1989 с.
  121. А. Беседы об эстетическом гуманизме//История. 1995 -№ 3
  122. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  123. В. П. Социальная и экономическая география мира.: Поурочное планирование. М.: Просвещение, 2007. — 114 с.
  124. В. П. Экономическая география мира. 10 кл.: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1998. 113 с.
  125. В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2003. — 496 с.
  126. В.П. Экономическая и социальная география мира.10 класс. М.: Просвещение, 2005.
  127. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наук. Думка, 1984. -286с.
  128. Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 139 с.
  129. С.Г., Захаров Н. И., Сонин Н. И. Биология: Общие закономерности.9 кл.: Учебник общеобразовательных учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б., Захаров, Н. И. Сонин. М. Дрофа, 2002. — 288 с.
  130. С. Е., Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9−11 кл.: Школьный практикум. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 112 с.
  131. Е. И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989
  132. А. М. Системность развития в свете законов диалектики //Вопросы философии, 1975,-№ 8-с92−99
  133. Мир детства: юность / Под ред. Хрипковой А. Г., отв. ред. Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 1988
  134. Н. В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии: 10 кл. Пособия для учащихся веч. (смен.) и заоч. шк. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  135. Н. Н. Человек, среда, общество. М., 1982. — 69 с.
  136. А.В. Время поисков' и решений или старшеклассником о них самих. М: Просвещение, 1990. 191с.
  137. А.В. О воспитании старшеклассников: кн. для классного руководителя. М. Просвещение, 1981 — 176с.
  138. В. С. Возростная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. Аседема, 2000. — 435 с.
  139. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426
  140. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1960.-Т.2.-360 с.
  141. В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма ленинизма на отношения человека // Психология.- Л., 1995
  142. В.Н. Психология отношений: Избр. псих, тр.: Изд — во «Институт, педагогической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
  143. В. В. В поисках иных смыслов / Ред. И. И. Блауберг. М.: 1993. 280 с.
  144. И.С. Ценность и полезность// философские науки. 1969. — № 3. -с. 11−28.
  145. Наука и ценности: проблема интеграции естественно научного и социогуманитарного знания. / Под ред. М. С. Кагана. Л.: Изд — во ЛГУ. 1990.-182 с.
  146. Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 688 с.
  147. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2 т. Т. Г / пер с англ. М.: Мир, 1993. — 424 с.
  148. В. В., Алексеев А. И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1997. -192 с.
  149. JI. И. Нравственные ценности нашего современника. М., 1971
  150. А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов на — Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  151. И. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». — М.: Дрофа, 2001.-192 с.
  152. И.Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономаревой-М. Вентана Графф, 2003. — 224 с.
  153. Природа и дух: мир философских проблем: Учебн. научное пособие. В 2 кн. 1 Человек в мире и мир человека / В. М. Бурень, В. В. Василькова, Р. А. Зобов и др., Под ред. В. Л. Бухова. — СПб, 1995. — 209 с.
  154. В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6−10 классы: Метод. Пособие. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998. — 192 с.
  155. JI. П. Концепция ценностно — ориентированного образования: целевой, и содержательный аспекты: Теоретические исследования. / Науч. Ред. В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000. — ИЗ с. t
  156. JI. П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно коммуникативный подход — Автореферат. доктора пед. наук. — Волгоград, 2001. — 48 с.
  157. JI. П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 289 с.
  158. Л. А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально — ценностного отношения к природе (на материале преподавания спец. дисциплин): Дис.. канд. пед. наук. —s Волгоград, 1996.
  159. Г. Науки о природе и науки о культуре. —СПб, 1911. — 128с. j
  160. Н. Н., Пашканг К. В. Охрана и преобразование природы: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. пед. ит тов. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — 47 с.
  161. Н. С. Культура, ценности и развитие образования. Основные реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992
  162. Ром В. Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «География России. Население и хозяйство. 9 кл.»: Пособ. для учащихся общеобразоват.учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998. — 176 с.
  163. Т. Н. Формирование ценностного отношения студентов к учебно — познавательной деятельности (на примере методики преподавания5
  164. С. JI. Избранные философско психологические труды: основы онтологии, логики и психологии/ РАН. — М.: Наука, 1997. — 463 с.
  165. С. Л. Основы общей психологии. — М.: Гос. учебно — педагогическое изд-во, 1946. — 704 с.
  166. С.Л. Основы общей психологии.-М.: Педагогика, 1989, т-2-с328
  167. С.Л. Проблемы общей прихологии. — М., Изд — во АПН СССР, 1973
  168. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. унта 1984. 146 с.
  169. А. А. Социальные ценности и норма. Киев, 1976. — 152 с.
  170. В. Н. Системный подход к классификации ценностей. М. 1979.-119 с.
  171. В. Н. Ценность и смысл // Философские науки. 1987. — № 10. 105 с.
  172. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004. 172 с.
  173. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004. 141 с.
  174. Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно — научно — педагогических комплексов. (Вопросы теории): монография. С. Петербург — Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.
  175. О. И. Экономика природопользования / Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 320 с.
  176. В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. -№ 5.-с. 16−21
  177. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  178. В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999. 272с.
  179. В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10−11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова- под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. — 3-е изд., испр. -М.: Дрофа, 2007.-368 с.
  180. И. В. Формирование у подростков ценностной ориентации на человека в детских общественных объединениях. Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 219 с.
  181. А. П. Проблемы познания отношений в советской педагогике. Ставрополь, 1971. — 286 с.
  182. Сидельковский» А. П. Человек и природа: формирование отношений. -Ставрополь, 1975. 209 с.
  183. Современный человек: цели, ценности, идеалы. Реферат. Сборник к 18 всемирному философскому конгрессу. -М.: ИНИОН АН СССР, 1988. В.1. — 234 с.
  184. В. И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М.: Наука, 1990 154 с.
  185. Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6−8 кл.: Метод пособие. — 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. — 160 с.
  186. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М., 1983
  187. О. К. Вклад А. Н. Леонтьева в общую психологию // А. Н. Леонтьеви современная психологи. — М.: Изд во Моск. ун — та,, 1984. — 269 с.
  188. О. К. Психология мышления. М.: Изд — во Моск. ун — та, 1984.-272 с.
  189. В.П. Марксистская философия и проблема ценностей // Проблема ценностей в философии. — М. Л., 1966
  190. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд — во ЛГУ, 1968. -124 с.
  191. А. И. Вещи, свойства и отношения. — М.: Изд во Академии Наук СССР, 1963.-184 с.
  192. Ю.Федоров М. М. Проблемные исследования в системе природопользования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд во Политехи, ун — та, 2004. — 304 с.
  193. О. П. Формирование ценностно смыслового отношения старшеклассников к предметам естественно — математического цикла: Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2000
  194. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. -6-е изд., перераб. И' доп. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  195. Философский словарь. Москва: Политиздат, 1975. — 495 с.
  196. Философский словарь: в Зх т. — М.: Политиздат, 1964
  197. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. Б. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энцик., 1989. — 815с.
  198. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997−576с.
  199. Фомичев E. Bl Экономика природопользования: Учебник. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 396 с.
  200. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.2^.Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.- 169 с.
  201. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева, М.: Прогресс, 1990 — 356 с.
  202. Л. И. логико психологический анализ решения школьниками учебных задач. — М., 1997. — 207 с.
  203. Харламов- под. ред. Ю. М. Соломенцева. Mh Высшая школа, 2002. 253 с.
  204. С.К. Механизм организации управления природопользованием в условиях перехода экономики к рынку: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д. э. н. Одесса, 1992
  205. А. В. Формирование ценностного эстетического отношения как личностного образования старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам. Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2001. 195 с.
  206. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 212 с.
  207. В.Н. Экономика природопользования: Учеб. пособие. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 208 с.
  208. Н. В. Теоретические основы учебно — методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Дисс.. д. п. н. СПб, 1998.- 534 с.
  209. Человек — природа — технология (безопасность через образование) // Вести высш. шк. 1992. — № 1. с. 44−47.
  210. Н. М. И др. Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. 2 -е изд. -М.: Просвещение, 1998. 240 с.
  211. С. М. Что такое общечеловеческие ценности. // Человек, его ценности и жизненный путь. 41. Барнаул, 1997. — 84 с.
  212. В.А. Человек как субъект познания. В кн.: Методологические проблемы изучения человека. — JL, 1979. — С.69−70.
  213. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. 152с.
  214. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с. 234.1Цукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  215. Н. А. Ценностные отношения. // Воспитание школьников. — 1993. -№ 3. с.17−22.
  216. Экологические основы природопользования: Учеб. пособ. для сред. спец. учеб. заведений / В. Г. Еремин, В. В. Сафронов, А. Г. Схиртладзе, Г. А., Г. А. Харламов- Под ред. Ю. М. Соломенцева. М.: Высш. шк., 2002. — 253 с.
  217. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 412 с.
  218. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972 с.27
  219. М. Г. Переживание и драма развития личности (последнее слово JI. С. Выготского) // Вопросы философии. — 1993. № 3 с. 82−91.
  220. В. А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе. // Психологический журнал. — 1994. № 3. с. 70−73.
  221. В. А. Личностное отношение к природе у школьников: Дис.. канд. психол. Наук. Даугавпилс, 1993. — 174 с.
Заполнить форму текущей работой