Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Активизация формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированный материал, теоретические обобщения и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы в рабочих программах для студентов высших образовательных учреждений по курсам «Информационная культура специалиста», «Основы информационной культуры личности», «Информационные технологии» и другие. Предложенная технология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры
    • 1. 1. Становление и развитие информационной культуры личности
    • 1. 2. Особенности формирования информационной культуры у студентов высшей школы
    • 1. 3. Возможности самостоятельной учебной деятельности в формировании информационной культуры студентов вуза
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Самостоятельная учебная деятельность как инструмент активизации формирования информационной культуры студентов вуза
    • 2. 1. Исследование уровня состояния информационной культуры студентов вуза
    • 2. 2. Технология формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности
    • 2. 3. Результаты экспериментального обучения с целенаправленной активизацией формирования информационной культуры будущих специалистов
  • Выводы по 2 главе

Активизация формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конец XX и начало XXI в. характеризуются резким увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Революционным образом изменилась технология ее передачи, хранения и обработки. Эти кардинальные перемены, затронувшие не только сферу науки, но и образование, экономику, политику, искусство, заставляют нас обратить пристальное внимание на современную информационную культуру. Возникла необходимость в глубоком теоретическом осмыслении тех изменений, которые происходят в обществе и личности. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» на новый подход — «образование в течение всей жизни».

Еще совсем недавно под информационной культурой понималось умение человека работать с информацией, находящейся в основном в книгах и научных журналах. Примерно с середины 80-х гг. XX в. появляются совершенно новые системы передачи, хранения и обработки информации — персональный компьютер, локальные и глобальные информационные сети. Современные системы хранения информации позволяют положить в карман информацию (в прямом смысле), содержащую целые библиотеки в сотни тысяч томов. В этом ряду стоит и работа с информацией в Internet. Усложнение информационных систем требует новых путей их освоения и новой методики работы с информацией. Таким образом, в понятие «информационная культура» вошли в большом объеме совершенно новые элементы. Такие изменения возможностей человека по поиску и использованию информации заставляют по-новому взглянуть на систему образования и обучения.

Модернизация высшего образования предполагает усиление внимания к его качеству, что требует подготовки высококвалифицированных специалистов, мобильных, готовых к решению новых проблем в постоянно изменяющихся условиях, непрерывному личностно-профессиональному росту.

В этих условиях на первое место выходит самостоятельная индивидуальная работа специалиста над различными источниками информации. В связи с этим в вузовском образовании все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования. В новых условиях специалистам необходимо постоянно повышать квалификацию, уметь самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях. Поэтому фундамент самостоятельной учебной деятельности как неотъемлемой части образования и культуры должен закладываться в школе и совершенствоваться при получении профессионального образования в вузе.

Вопросы, связанные со становлением информационного общества, гармоничного развития личности, ее образования и повышения информационной культуры, в последние годы активно обсуждаются в научной литературе.

Первые публикации по построению информационного общества появились на Западе и в Японии в начале 60-х гг. XX в. и были развиты позже в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, П. Дракера, Т. Кана, Р. Катца, М. Кастельса, И. Масуды, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, А. Турена и др. Соответствующий вклад в развитие теории. информационного общества внесли отечественные ученые: B.JT. Иноземцев, С. А. Дятлов, И. С. Менюхин, А. Г. Мовсесян, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул. Место личности в процессах информатизации рассматривают в своих работах ученые Н. С. Злобин и В. Ж. Келле, Ю. Шрайдер, Р. Гиляревский, К. Литинян, Б. Споране.

Среди трудов ученых Бурятии, посвященных отдельным аспектам информационного общества, выделяются работы В. А. Балханова, В. В. Мантатова, а также диссертационные исследования Т. Ж. Бальжировой, JT.B. Мантатовой (духовная детерминация устойчивого развития информационного общества), З. Р. Мардыгеева (социально-философские проблемы воздействия информационных технологий на общество), Л. Г. Сандаковой (модель образования, адекватная информационному этапу развития общества).

Обобщенное представление о причинах актуализации роли информации в общественном развитии дает получившая широкую известность концепция американского ученого А. Тоффлера. Проблеме информации уделяли значительное внимание В. Г. Афанасьев, Б. В. Бирюков, Н. Винер, В. З. Коган, А. Н. Кочергин, В. И. Корогодин, А. Г. Мовсесян, Ю. И. Оноприенко, В. Н. Спицнадель, А. П. Суханов, К. Эрроу, К. Шеннон и др.

Приблизить образование к запросам личности, ее психологии, нравственности позволит гуманитаризация образования. Концепция гуманизации образования раскрывается в трудах таких зарубежных авторов, как Р. Берне, Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др. Среди отечественных ученых выделим Н. И. Алексеева, Д. А. Белухина, Е. В. Бондаревскую, О. С. Газмана, В. В. Серикова, Е. В. Ткаченко, И. С. Якиманскую, в работах которых обосновывается необходимость и возможность развития личностно-ориентированного образования, а также достаточно основательно освещаются философские и психолого-педагогические аспекты образования.

В нашем исследовании понятие культуры охарактеризовано с точки зрения деятельностного подхода (Э.А. Баллер, Ю. Н. Давыдов, JI.H. Коган, В. М. Межуев, Е.Я. Режебак), в соответствии с которым при анализе культуры в центре внимания оказывалась не только совокупность культурных богатств, накопленных человечеством, но и сам человек как субъект культурно-творческой деятельности, как создатель и потребитель культурных ценностей.

Теоретические основания необходимости осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры заложены в трудах профессора М. Г. Вохрышёвой. В составе ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры, следует выделить Н. И. Гендину, А. А. Гречихина, Н. Б. Зиновьеву, Ю. С. Зубова, И. К. Кирпичева, Н. И. Колкову, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубову, В. А. Минкина, И. Г. Моргенштерн, В. М. Петрова, А. И. Ракитова, Б. А. Семеновкер, Н. А. Слядневу, Э. П. Семенюк, Б. Ю. Щербакова, А. Д. Урсула.

Среди трудов ученых Бурятии, исследующих проблему информационной культуры, выделяются работы Л. П. Бурдуковской, Р. И. Пшеничниковой, Л. Г. Сандаковой.

Информационная культура личности является частью базисной культуры, характеризующей информационную сферу его жизнедеятельности. Владение информационной культурой становится необходимым инструментом адаптации личности к условиям внешней среды, способствует гармонизации внутреннего мира человека и достижению успехов в творческих видах деятельности.

При характеристике студента вуза как субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиции мы опирались на труды классиков психологической науки, занимающихся возрастными особенностями как студентов, так и личности в целом: Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. А. Реана, Е. И. Степановой, П. А. Просецкого, Е. М. Никиреева, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и других отечественных и зарубежных психологов.

Проблема формирования информационной культуры студентов вуза рассматриваются в трудах таких исследователей, как О. В. Артюшкин, А. Беляева, В. Т. Гальченко, Н. И. Гендина, Н. И Колкова, Н. В. Лопатина, Л. Нестерова, П. И. Образцов, Л. В. Рожина, И. Л. Скипор, Г. А Стародубова, А. Ткаченко и другие.

В ходе нашего исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература, посвященная формированию самостоятельности и организации самостоятельной работы студентов: работы Б. Ц. Бадмаева, В. И. Загвязинского, Г. А. Железняковой, И. А. Зимней, С. И. Зиновьева, В. М. Ковалевой, И. Кон, П. И. Пидкасистого, Ю. Г. Резниковой, Л. Д. Столяренко, В .Я Якунина и других. Н. А. Бакланова, Е. Н. Радиковская, М. Г. Резниченко определяют роль самостоятельной работы студентов в информационную эпоху. А. Беляева в своей работе рассматривает управление самостоятельной работой студентов в современных условиях.

Роль самостоятельной учебной деятельности в формировании информационной культуры студентов выделяют А. Беляева, JI.B. Нестерова, A.M. Атаян.

Актуальность тематики настоящего исследования определяется наличием противоречий:

— между быстрым развитием компьютерных и информационных систем, появлением все новых, возможностей поиска и обработки информации и значительным запаздыванием учебных программ и методик, их использования в учебном процессе, в том числе и в организации самостоятельной учебной деятельности;

— между потребностью современного общества в специалистах, способных к самообучению, самообразованию, обладающих информационной культурой, критически мыслящих, и отсутствием достаточной готовности студентов к эффективной, рациональной самостоятельной учебной деятельности с использованием современных информационных источников;

— между необходимостью поиска оптимальных путей по формированию информационной культуры студентов, знаний и умений работы с новыми информационными системами и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования информационной культуры личности.

Актуальность и практическая значимость вопроса определили выбор темы и ее проблему: раскрыть теоретические основы и педагогические условия формирования информационной культуры студентов в процессе их самостоятельной учебной деятельности.

Возможные подходы к решению этой проблемы представлены в нашем диссертационном исследовании «Активизация формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности» на примере подготовки студентов гуманитарных специальностей.

Цель исследования: выявить теоретические основы и определить педагогические условия, способствующие активизации формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Объектом исследования выступает процесс формирования информационной культуры студентов в системе высшего образования.

Предмет исследования: условия активизации формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности будет более активным и эффективным, если:

• будет соблюдаться системный принцип формирования информационной культуры в процессе преподавания всех научных и учебных дисциплин, читаемых в вузе, и соответствующая организация самостоятельной учебной деятельности;

• процесс обучения будет строиться на основе поисково-творческого, деятельностного, индивидуального и знаково-контекстного подходов, профессионально ориентированных аудиторных и внеаудиторных форм организации занятий;

• студентам будет показана необходимость овладения информационной культурой в связи со все большей долей самостоятельной работы в процессе получения образования и будущей деятельности.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

— исследовать потенциал системы высшего образования в становлении информационной культуры личности;

— раскрыть содержание понятия «информационная культура» через ее структуру, функции и сферы проявления;

— определить педагогические возможности и роль самостоятельной учебной деятельности в процессе формирования информационной культуры студентов вузаразработать модель формирования информационной культуры;

— создать диагностическую методику определения уровня сформированное&tradeинформационной культуры студентов;

— разработать и апробировать технологию, способствующую активизации формирования информационной культуры студентов вуза.

Методологическую основу исследования составляет система следующих теоретических подходов: концепция личностно-ориентированного образованиядеятельностный подход к развитию и обучениюпонятие культуры с точки зрения деятельностного подходакультурно-исторический подход в развитии личностипроблема формирования личности будущего специалистапсихолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность самостоятельной работыработы о формировании информационной культуры личностиконцепция знаково-контекстного подхода в обучении.

При данном диссертационном исследовании были использованы следующие методы:

— теоретический анализ литературы в области философии, культурологии, психологии и педагогики, в которой человек и культура рассматриваются как единое целое и отражаются тенденции развития культуры в информационном обществе;

— анализ стандартов, программ, учебных пособий, методических материалов по информатике и информационным технологиям;

— наблюдение за ходом образовательного процесса, за учебной деятельностью студентов;

— анкетирование и тестирование студентов (использованы для определения уровня сформированное&tradeинформационной культуры);

— беседы с преподавателями, анализ и обобщение экспериментальной работы;

— статистические методы обработки экспериментальных данных.

Базой исследования являлись юридический факультет Бурятского государственного университета, лингвистический и юридический факультеты Байкальского филиала Гуманитарного института.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (поисковый эксперимент, 2001;2002 гг.) нами была изучена философская, психолого-педагогическая литература по теме исследования. Проведено исследование уровня подготовленности студентов лингвистического и юридического факультетов и анализ содержания обучения информатике и информационным технологиям в вузе.

На втором этапе (констатирующий эксперимент, 2002;2003 гг.) был изучен опыт работы высших учебных заведений г. Улан-Удэ, осуществлялось выявление уровня сформированное&tradeинформационной культуры у студентов лингвистического и юридического факультетов на основе критериев, которые позволяют установить уровни сформированности информационной активности, готовности к информационному общению, информационного стиля мышления, эмоционально-эстетической активности и дифференцировать студентов на уровневые группы (низкий, средний, высокий) с использованием теста-опросника Н. И. Гендиной с некоторыми изменениями.

На третьем этапе (формирующий эксперимент, 2003;2005 гг.) была проведена работа, направленная на решение следующих задач:

— обоснование и, апробирование разработанной технологии по формированию информационной культуры студентов в процессе самостоятельной работы;

— проведение повторной диагностики уровней сформированности информационной культуры у студентов экспериментальных групп по окончании формирующего эксперимента с целью выявления эффективности проделанной работы;

— обобщение результатов исследования.

Было проведено внедрение и проверка эффективности обучения по программе «Информационные системы в лингвистике» и «Информационные технологии» для студентов гуманитарных специальностей с элементами информационной культуры в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы.

Научная новизна исследования:

1) определены условия формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности;

2) представлена классификация уровней сформированности информационной культуры и методика их определения;

3) разработана технология организации самостоятельной учебной деятельности, способствующая активизации формирования информационной культуры.

Теоретическая значимость исследования:

1) уточнена современная трактовка понятия «информационная культура»;

2) расширены научные представления о возможностях самостоятельной учебной деятельности и показана ее роль в становлении информационной культуры студентов вуза;

3) разработана модель формирования информационной культуры студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированный материал, теоретические обобщения и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы в рабочих программах для студентов высших образовательных учреждений по курсам «Информационная культура специалиста», «Основы информационной культуры личности», «Информационные технологии» и другие. Предложенная технология формирования информационной культуры средствами самостоятельной работы и результаты исследования могут быть также применены в практике преподавания других дисциплин — как естественнонаучных, так и гуманитарных. п.

На защиту выносятся:

— результаты теоретического и эмпирического исследования содержания, структуры, функции и ' сферы проявления феномена «информационной культуры» как важного элемента образовательной стратегии подготовки современного специалиста;

— модель формирования информационной культуры студентов высшей школы;

— технология формирования информационной культуры студентов вуза в процессе самостоятельной учебной деятельности;

— результаты экспериментального обучения с активизацией формирования информационной культуры будущего специалиста.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях и учебно-методических пособиях: 1. Формирование информационной культуры студентов в условиях перехода к информационному обществу// Профессиональное образование в структуре непрерывного образования: Сборник научных статей (Санкт-Петербург, 2004). 2. Самостоятельная работа студентов в информационную эпоху// Формирование профессиональной компетентности как цель модернизации образования (секция «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности будущего специалиста»): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бузулук-Оренбург, 2005). 3. Самостоятельная работа студентов-лингвистов на примере разработки презентационных документов// Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования: Материалы 1-й Всероссийской заочной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 2005). 4. Михаэлис С. И. Решение задач в Excel. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2003. — 38 с. 5. Михаэлис С. И. Microsoft Power Point для лингвистов. — Улан-Удэ: Издательский дом «Буряд унэн», 2005. — 22 с. 6. Михаэлис С. И., Михаэлис В. В. Сущность самостоятельной работы в процессе формирования информационной культуры студентов вуза// Наука и образование: Материалы VI Международной конференции. (Кемерово, 2006). 7. Михаэлис С. И. Практикум по HTML — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. — 90 с.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов и выводы по каждой главе, заключения и литературы. В приложении представлены методические и экспериментальные материалы.

Выводы по 2 главе.

Представленные во второй главе материалы исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Выделенные критерии, связанные с определенным этапом работы с информацией, позволили оценить исходный уровень сформированности информационной культуры у студентов вузов и дифференцировать их по трем группам: с низким, средним и высоким уровнем информационной культуры. По итогам констатирующего среза выяснилось, что далеко не все студенты имеют устоявшиеся представления об информационной культуре, преобладающий уровень информационной культуры как в экспериментальной, так и в контрольной группе — низкий.

2. Экспериментально зафиксированы результаты реализации технологии формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Были проанализированы и оценены приобретенные студентами знания и представления об информационном этапе развития общества, общие понятия об информационной культуре специалиста. В ходе экспериментальной работы осуществлен отбор материала, составляющего содержание программы самостоятельной работы студентов по активизации формирования информационной культуры, скорректированной в соответствии со спецификой гуманитарной подготовки студентов.

3. Результаты экспериментального обучения показали, что у его участников произошли положительные изменения, связанные с развитием каждого компонента информационной культуры. По итогам проведенной работы у многих студентов наметилась тенденция к самосовершенствованию и саморазвитию умений и навыков, которые позволят им эффективно действовать в условиях дефицита или избытка информации, помогут овладеть современной технологией поиска нужной информации, ее хранения, обработки и использования в учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.

В результате целенаправленного обучения в ходе эксперимента около 45,8% студентов улучшили свои показатели по овладению информационной культурой. Важным моментом при подведении итогов экспериментальной работы стало то, что у студентов появилось понимание ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания в различных сферах практической деятельности: учебной, исследовательской, а в будущем и профессиональной.

Заключение

.

Проведенное исследование по проблеме активизации формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу и дало основание сформулировать в заключении основные результаты и выводы.

1. Анализ научной литературы позволил дать определение понятия «информационная культура». Под информационной культурой мы понимаем часть базисной культуры личности, характеризующей информационную сферу жизнедеятельности человека и включающей: совокупность знаний, умений и навыков работы с информационными источникаминаличие творческого подхода в сфере информационной деятельности, позволяющего эффективно работать при поиске, передаче, получении информацииумение на этой базе генерировать качественно новую информацию.

2. На основании результатов исследования психолого-педагогической литературы была построена модель формирования информационной культуры в процессе самостоятельной учебной деятельности, включающая: цель, задачи, условия формирования, содержание, методы, формы и средства, а также критерии оценки деятельности студентов.

3. Было показано, что формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим получение студентами специальных знаний и умений.

Инструментами формирования информационной культуры являются: библиотека с современной поисковой системойперсональный компьютер с программами и устройствами получения, передачи, обработки и хранения информациилокальная и глобальная информационные сетиметодика эффективного использования данных инструментов.

4. Исследованы возможности самостоятельной учебной деятельности как средства формирования информационной культуры будущих специалистов. Было определено, что самостоятельная работа в контексте с современными требованиями к качеству выпускаемых специалистов и с учетом того, что она должна иметь целенаправленный, активный и управляемый характер, является эффективным средством формирования информационной культуры.

5. Обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, методы и формы управления самостоятельной учебной деятельностью, обеспечивающей наиболее эффективное формирование информационной культуры будущих специалистов. Показано, что самостоятельная работа должна осуществляться с использованием методов деятельностного, индивидуально-творческого и знаково-контекстного обучения. В целях активизации мотивов учения необходимы специально разработанные учебные задания.

6. В результате теоретического и экспериментального исследований были выделены критерии сформированности информационной культуры и предложено дифференцировать их по трем уровням: низкий, средний и высокий. Проведенный констатирующий эксперимент показал низкий уровень сформированности информационной культуры, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

7. В ходе выполнения экспериментального обучения, проходившего в три этапа, была подтверждена эффективность разработанной модели формирования информационной культуры у будущих специалистов. 45,8% студентов экспериментальной группы повысили свою информационную культуру по каждому ее компоненту. Важным итогом экспериментальной работы стал тот факт, что у многих студентов появилась тенденция к самосовершенствованию и саморазвитию знаний, умений и навыков работы с информационными системами.

Таким образом, в результате проведенной работы удалось значительно повысить общий уровень информационной культуры у студентов лингвистического и юридического факультетов, принявших участие в формирующем эксперименте. Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) / под ред. А. В. Запорожца и др… — М.: изд-во Моск. ун-та, 1983.-288 с.
  2. Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. — 336 с.
  3. Ю.Ф. Картина мира и информация: (Философскиеочерки) / Ю. Ф. Абрамов. Иркутск: изд-во Иркутск. Ун-та, 1998. — 318 с.
  4. Автоматизированные информационные технологии в экономике /
  5. М.И. Семенов и др.- под общ. ред. И. Т. Трубилина. М.: Финансы и статистика, 2002.-416 с.: ил.
  6. Актуальные проблемы культуры XX в. / В. И. Добрынина В.И. и др. М.: правл. о-ва «Знание» России, 1993. — 190 с. — (История и теория культуры / О-во «Знание» России).
  7. И.Ю. Интеллектуальный суверенитет в информационном обществе / И. Ю. Алексеева // Библиотека в эпоху перемен: информ. сб. (дайджест). 2003. — Вып. 3 (19). — С.28−33.
  8. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг и др.- сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М.: Мартис, 1995. — 320 с. -(Классики зарубежной психологии).
  9. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2002. 288 с. — (сер. «Мастера психологии»).
  10. С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С. Г. Антонова // Высшее образование в России. 1994. -№ 1.- С.82−89.
  11. О.В. О формировании информационной культуры преподавателя вуза / О. В. Артюшкин // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования.
  12. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ. — 2005. — С. 52−53.
  13. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 105 с.
  15. А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков // Мир психологии. 2004. — № 1. -С. 179−193.
  16. A.M. Информационная культура личности в условиях информатизации общества Электронный ресурс. / А. М. Атаян. Режим доступа: http://www.viu-online.ru/scienc/publ/bulleten7/page9.htm.
  17. A.M. Организация самостоятельной работы студентов с позиции информационной культуры личности Электронный ресурс. / А. М. Атаян, С. 3. Алборова, А. Ф. Цахоева. Режим доступа: http://www.ito.Su/2003/I/2/I-2−2478.html
  18. .Ц. Методика преподавания психологии / Б. Ц. Бадмаев. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  19. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек / Э. А. Баллер. М.: Сов. Россия, 1984.-272 с.
  20. В.А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения) / В. А. Балханов. Улан-Удэ: издательство Бурятского госуниверситета, 2002. -234 с.
  21. Т.Ж. Интернет как средство коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества : дис.канд.социол.наук / Т. Ж. Бальжирова. Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. технол ун-т, 2003. — 142 с.
  22. B.C. Педагогика: проективная педагогика / В. С. Безрукова. Екатеринбург: изд-во ЕИПУ, 1996. — 344 с.
  23. E.JI. К вопросу о классификации самостоятельных работ студентов / Е. J1. Белкин, Т. Г. Киселева, Н. А. Тербулина // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. Волгоград, 1989.-С.З-10.
  24. Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе / под ред. М. Е. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. — С. 330−445.
  25. А. Управление самостоятельной работой студентов / А. Беляева // Высшее образование в России. 2003. -№ 6. — С. 105−109.
  26. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−25.
  27. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. — № 4. — С.41−45.
  28. В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений : автореф. дис.. канд. пед.наук. JL, 1986.
  29. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. М.: Медицина, 1974. — 152 с.
  30. В.А. Информационный стресс / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с. — (Современное образование).
  31. Большой энциклопедический словарь. 2- изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 1999. — 1456 с.: ил.
  32. Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. -2002. -№ 1.
  33. Л.П. Информационная культура и коммуникация: (На материалах деятельности СМИ Республики Бурятия"): дис.. .канд.культуролог, наук / Л. П. Бурдуковская. Улан-Удэ, 2004. — 185 с.
  34. И. А. Психологические факторы компьютерной тревожности / И. А. Васильева и др. // Вопросы психологии. 2004. — № 5. -С.56−62.
  35. Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение / Н. П. Ващекин, Ю. Ф. Абрамов- науч. ред. А. Д. Урсул. Иркутск: изд-во Иркут ун-та, 1990.-291 с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш.шк., 1991. — 207 с.: ил.
  37. Н. Кибернетика и общество / Норберт Винер- пер. с англ. Е. Г. Панфилова. М.: Тайдекс Ко, 2002. — 184 с. — (Устройство мира).
  38. В.А. Создание информационной культуры для Европы: доклад на VI конференции ЕКСИИД, 23−25 марта 1991 г. Кантербери. Великобритания / В. А. Виноградов, JT. В. Скворцов // Теория и практика обществ.-научн. информатики. 1991. — № 2. — С.5−29.
  39. С. Информация и мы / С. Владимиров, М. Карев. М.: 1970.- 192 с.
  40. Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками эффективное средство самообразования / Л. Д. Воеводин // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. II. — 1996. — № 4. — С.49−62.
  41. Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. -М.: Мол. Гвардия, 1988.-303 е.: ил.
  42. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах) / Ф. С. Воройский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: издательство «Либерея», 2001. — 536 с.
  43. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский- под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.-368 е., ил. — (Акад. пед наук СССР).
  44. В.Т. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов технического вуза : дис.. .канд.пед.наук / В. Т. Гальченко. Белгород, 2003. — 209 с.
  45. Р.С. Преподавание основ информатики в МГУ / Р. С. Гиляревский // Международный форум по информ. и докум. 1996. — № 2. -С. 18−20.
  46. В. На основе гуманизации / В. Горбунов // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С.80−84.
  47. В.Н. Самостоятельная работа и успеваемость студентов в свете статистических закономерностей студенческой аудитории / В. Н. Градов // Пути совершенствования учебного процесса в вузе. Саратов, 1993. -С. 21−28.
  48. Л.П. Культура психотерапевтическое прикрытие человека / Л. П. Гримак // Мир психологии. — 2000. — № 3. — С.59−73.
  49. А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий : формирование информационного общества / А. Р. Даниелов // США, Экономика, политика, идеология. 1996. — № 9. — С. 17−30.
  50. Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Библиотека в эпоху перемен: информ.сб. (дайджест). 2003. — вып. 3 (19). -С.61−66.
  51. В. Гуманитарная информатика / В. Демкин, Г. Можаева // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С.82−84.
  52. В. Психолого-педагогические особенности ДО / В. Демкин, Т. Руденко, Н. Серкова // Высшее образование в России. 2000. -№ 3. — С.124−128.
  53. Л.Г. Усиление воспитательной функции самостоятельной работы студентов / Л. Г. Дидковская // Вопр. обществ, наук. 1990. — вып.76. — С.85−89.
  54. Л. Не ребенок, но еще и не взрослый / Л. Диканенко, А. Олейников // Библиотека. № 10. — 1999. — С. 42−43.
  55. А.В. Личность студента / А. В. Дмитриев, В. Т. Лисовский. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1974. — 184 с.
  56. А.С. Человечество: информационный идеал / А. С. Дриккер // Человек. 2000. -№ 1. — С. 37−45.
  57. Ю. Опыт изучения информационной культуры / Ю. Дусь, А. Садчикова// Высшее образование в России. 2004. -№ 2. — С. 175−176.
  58. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: кн. для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  59. С.А. Принципы информационного общества / С. А. Дятлов // Библиотека в эпоху перемен: Философско-культурологические и информационные аспекты. 2001. — вып. 3(11). — С.34−44.
  60. А.Д. Современная информационная революция / А. Д. Еляков // Социс. 2003. — № 10. — С.29−38.
  61. Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества : опыт проектного развития / Т. В. Еременко // Научные и технические библиотеки. 2004. — № 4. — С. 68−75.
  62. А.П. Избранные труды / А. П. Ершов. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. — 416 с.
  63. JI.B. Учить самостоятельности: кн. для учителя / JI. В. Жарова. М.: Просвещение, 1993. — 205 с.
  64. Г. А. Обучающая компьютерная программа как средство организации самостоятельной работы студентов (на примере изучения иностранного языка): дис. .канд. пед. наук / Г. А. Железнякова. -Улан-Удэ: изд-во Бур. гос. ун-та, 2005. 192 с.
  65. В.И. Основы дидактики высшей школы / В. И. Загвязинский, JI. И. Гриценко. Тюмень, 1978. — 92 с.
  66. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С.16−21.
  67. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2003.-384 с.
  68. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С. И. Зиновьев.-М.: Высшая школа, 1975.-314 с.
  69. Н.Б. Информационная культура личности / Н. Б. Зиновьева. Краснодар, 1996. — 136 с.
  70. Н.С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. -М.: Наука, 1980.-301 с.
  71. А.П. Самостоятельная работа студентов залог успешной подготовки высококвалифицированного специалиста / А. П. Зубехин, Н. В. Ротыч // Методы активизации познавательной деятельности студентов. -Новочеркасск, 1993. — С. 126−129.
  72. Информатика / под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 768 с. :.ил.
  73. Информатика и культура: сб. науч. тр. / отв. ред. И. С. Ладенко. -Новосибирск: наука, сиб. отд-ние, 1990.-231 с.: ил.
  74. Т. Преподаватель как субъект качества образования / Т. Исаева // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С. 17−23.
  75. И.Ф. Ориентация воспитательной деятельности на личность / И. Ф. Кваша, И. В. Кирилленко, В. А. Рыбаков // Образование как основагосударственного устройства России в XXI веке: сб науч.тр. СПб., 2000. -С.150−155.
  76. Е. А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов : автореф. дис. .канд.пед.наук / Е. А. Ковалева. Челябинск, 2001.
  77. Й. Организация самостоятельной работы студентов / И. Ковальский // Высш. Образование в России. -2000. -№ 1. С. 114−115.
  78. В.З. Человек: информация, потребность, деятельность / В. 3. Коган, В. А. Уханов. Томск: изд-во Том. ун-та, 1991. — 192 с.
  79. Е.Я. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования / Е. Я. Коган, Ю. А. Первин // ИНФО. -1995.-№ 1.
  80. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция / К. Колин // Альма матер: вестник высшей школы. 2002. — № 8. -С.3−10.
  81. Кон И. Психология самостоятельности / И. Кон // Знание сила. -1985. — № 7. — С.42−44.
  82. В.А. Информационное право / В. А. Копялов. М. :Юристъ, 2003. — 512 с.
  83. Т.Г. В библиотеку за информационной культурой / Т. Г. Коренькова, О. В. Олифир // Школьная библиотека. 2000. — № 1. — С.52−53.
  84. Культура и культурология: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. -М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 928 с.
  85. Культурология: история мировой культуры / под ред. проф. А. И. Марковой. 2- изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 600 с.: ил. цв.
  86. Культурология. Ростов н/Д: изд-во «Феликс», 2000. — 608 с.
  87. Е.А. Дидактические условия формирования информационной культуры : автореф. дис. .канд.пед.наук / Е. А. Ластовка. -Самара, 1997.
  88. Леонтьев А. Н, Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  89. И .Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М&bdquo- 1976.-64 с.
  90. Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий / Н. В. Лопатина. М.: МГУКИ, 2002.-81 с.
  91. Н.В. Информационная подготовка специалистов в высшей школе как стратегия образовательной политики России в XXI веке / Н. В. Лопатина // Библиотека в эпоху перемен: информ.сб. (дайджест).2003. вып. З (19). — С.43−58.
  92. А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2001.-592 е.: ил.
  93. В.В. Новые информационные технологии в организации внеаудиторной работы студентов / В. В. Малев, А. А. Малева // Образовательные технологии: межвуз.сб.науч.тр. Воронеж: ВГПУ, 2000. -С.19−23.
  94. Л.В. Духовная детерминация устойчивого развития информационного обществ : дис. .докт. филос. наук / Л. В. Мантатова- Бурятский гос. университет. Улан-Удэ, 2003. — 321 с.
  95. Л. Р. К вопросу о формировании информационной культуры студента / Л. Р. Манторова // Материалы VII региональной научнотехнической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». — Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. — С. 13−18.
  96. З.Р. Информационные технологии: социально-философские аспекты: дис.канд. филос. наук / 3. Р. Мардыгеев- ВСГТУ. -Улан-Удэ, 1998.- 127 с.
  97. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М., 1983. — 96 с.
  98. Ф.М. Информатизация в контексте модернизации Российского общества: дис.канд. социол. наук / Ф. М. Махнина. Казань, 1999.
  99. Мац JI.B. Перспективы использования информационных ресурсов вузовских библиотек / JI. В. Мац, А. И. Никитина // Университетская книга. -2002. -№ 2. С.31−33.
  100. В.М. Культура и история (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма) / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  101. В. А. Формирование информационной культуры личности : роль библиографа / В. А. Минкина, В. В. Брежнева // Мир библиографии. 1998. — № 4. — С.21−23.
  102. Михальченко TJI. Информационная культура личности: проблемы и перспективы Электронный ресурс. / Т. JI. Михальченко. Режим доступа: http://siteiston.host.net.kg/bibl/DC-2/414mihalchenko.htm.
  103. Н.Н. Информационное общество / Н. Н. Моисеев // Библиотека в эпоху перемен: информ.сб. (дайджест). 2003. — вып.2 (18). -С.84−86.
  104. Л.Б. Активные методы обучения в высшем образовании / Л. Б. Наумов // Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск. -1981.-С. 35−38.
  105. JI. Информационная культура будущих специалистов / JI. Нестерова, А. Ткаченко // Высшее образование в России. 2003. — № 1. -С.153−158.
  106. JI.B. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: дис. .канд. пед. наук / J1. В. Нестерова. Брянск, 2002. — 227 с.
  107. П. И. Информационная культура студента в контексте информатизации высшего образования / П. И. Образцов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2004. — N 10. — С. 42−44.
  108. А.А. Теория культуры / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. -М.:ФАИР-ПРЕСС, 2003.-416 с.
  109. С.И. Словарь русского языка : около 57 000 слов / С. И. Ожегов- под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд. стереотип. — М.: Рус.яз., 1983. — 816 с.
  110. .В. Информационное общество и социокльтурное пространство книги / Б. В. Орешин // Университетская книга. 1999. — № 9. -С.9−11.
  111. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского. М.: изд-во Моск-го ун-та, 1986. — 304 с.
  112. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  113. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. -М.: издательский центр «Академия», 2003. 512 с.
  114. Педагогика высшей школы. Казань: изд-во казанского университета. — 1985. — 192 с.
  115. Педагогический, энциклопедический словарь / гл.ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.: ил.
  116. Р.Ф. Социокультурные ориентации современной молодежи / Р. Ф. Перцовская // Библиотека в эпоху перемен: информ. сб. (дайджест). 2003. — вып. 3 (19). — С. 115−135.
  117. Ю.И. Культура межличностного общения в структуре культуры личности : автореф. дис. .канд.культурол. наук / Ю. И. Петриев. -Челябинск, 2000. 22 с.
  118. ЮЛ. Формирование информационной культуры -неотъемлемая составляющая процесса повышения квалификации педагога / Ю. Л. Пигичко // Педагогическая информатика. 2001. — № 1. — С. 43−48.
  119. П.И. Организация деятельности ученика на уроке / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. М., 1995. — 80 с.
  120. П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  121. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов- сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1981.-528 с.
  122. В.П. Информационно-сетевая культура пользователей Электронный ресурс. / В. П. Пласичук. Режим доступа: http://ims2002.nw.ru/02-r4fl2.html.
  123. Н. Вопросы гуманитаризации образования / Н. Попкова // Высшее образование в России. -2004. № 2. — С. 106−110.
  124. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / под ред. проф. Р. А. Шмойловой. М: Финансы и статистика, 1999. — 416 с.
  125. Психология / под. ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров.-2001.-584 с.
  126. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»),
  127. Ю.Н. Информационная культура в системе высшего образования / Ю. Н. Pare // Человек в информационном пространстве ф цивилизации: культура, религия, образование: тезисы докладов
  128. Международной науч. конф. (19−21 сентября 2000 г., г. Краснодар -Новороссийск). Краснодар, 2000. — С. 372−374. 1 142. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И.
  129. Ракитов. М.: Политиздат 1991. — 287 с.
  130. Рожина J1.B. Дидактические основы подготовки пользователейновых информационных технологий в высшей школе: автореф. дис.. .канд.пед.наук / JI. В. Рожина. Улан-Удэ, 2000. — 22 с.
  131. В.М. Культурология / В. М. Розин. 2-е изд., перераб и доп.- М.: Гардарики, 2004. 462 с. ф 147. Росс Г. Электронные библиотеки и образование: возможности иперспективы / Г. Росс // Научные и технические библиотеки. 2002. — № 10. -С.64−90.
  132. Самоорганизация студентов первого курса / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, JI. М. Хаславская и др.- под ред. П. Е. Рыженкова. Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 120 с.
  133. Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: дис. .докт. филос. наук. Улан-Удэ: Бурят. Гос. Ун-т, 2003. — 331 с.
  134. Л. Гуманистическая среда воспитания / Л. Санкин, Е. Тонконогая // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С.44−50.
  135. П.А. Культурология / П. А. Сапронов. СПб.: СОЮЗ, 1998.-560 с.
  136. .А. Представление библиотечной и библиографической информации в автоматизированных системах. (Развитие форматов) / Б. А. Семеновкер. М.: Книга, 1992. — 189 с.
  137. Э.И. Информатика: достижения, перспективы, возможности / Э. И. Семенюк. М.: Наука, 1988. — 173 с.
  138. Э.Э. Информационная культура личности / Э. Э. Слабунова Электоронный ресурс. Режим доступа: www.mediaeducation.ru/publ/mo/slabunova.htm.
  139. В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. — М.: издательский центр «Академия», 2004. -'576 с.
  140. Н.А. Синергетические эффекты глобального информационного пространства / Н. А. Сляднева // Библиотека в эпоху перемен: информ.сб. (дайджест). 2003. — вып.2 (18). — С.86−89.
  141. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 2000. -416 с.
  142. Советский энциклопедический словарь: Ок. 80 000 ст. / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. Энцикл., 1990. — 1630 е., [5] л. карт: ил., карт.
  143. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. -740 с.
  144. А.Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарика, 2002. -736 с.
  145. . Личность в информационном обществе / Б. Споране // Научные и технические библиотеки. 2002. — № 10. — С.64−72.
  146. Е.Й. Умственное развитие и обучаемость взрослых / Е. И. Степанова. Л.: ЛГПИ, 1981. — 84 с.
  147. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н-Д: Феникс, 2002. — 672 с.
  148. А.П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. -Новосибирск: Наука, 1988. -190 с. (Сер. «Наука и техн. Прогресс»).
  149. А.П. Мир информации: (История и перспективы) / А. П. Суханов. М.: Мысль, 1986.-204 с.
  150. Г. В. Основы математической статистики для психологов / Г. В. Суходольский. Л.: издательство Ленинградского университета, 1972. — 432 с.
  151. О.В. Освоение базовых понятий и терминов -основа успешного изучения новых информационных технологий Электронный ресурс. / О. В. Токарева. Режим доступа: http://www.ict.nsc.ru/ws/showabstract.dhtml?ru+19+2263
  152. Управление самостоятельной работой: мировой опыт / В. Жураковский и др. // Высшее образование в России. 2003. — С.45−49.
  153. А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику) / А. Д. Урсул. -М.: 1990. 251 с.
  154. А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты / А. Д. Урсул // НТИ. Сер. 2. 1994. — № 12. — С.6.
  155. Э. Компьютер в жизни студента / Э. Фаустова // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С.87−90.
  156. Философия. Ростов н/Д.: Фенкс, 1995. — 576 с.
  157. А .Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.
  158. А.Я. Очерки о культурологии / А. Я. Флиер // Наука о культуре: итоги и перспективы: науч.-инф. сб. М.: изд. РГБ, 1999. — вып.2. — 60 с.
  159. Формирование. информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина и др. М.: Школьная б-ка, 2003. — 296 с.
  160. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. М.: изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  161. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд- составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского. Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 608 с.
  162. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ Опыт. Проблемы Перспективы / Г. В. Фролова. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1988. -173 с. — (Сер. «Наука и технический прогресс»).
  163. Э. Здоровое общество / Э. Фромм // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. С. 273−596.
  164. E.JI. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка : автореф. дис. .канд.пед.наук / Е. JI. Харчевникова. Владимир, 1999.
  165. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  166. Цивилизация, культура, личность / под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 224 с.
  167. Д.А. Личность в контексте современной информационной культуры : автореф. дис. .канд.филос.наук / Д. А. Чекалов. Ростов-на-Дону, 2001.
  168. С.Г. Модернизация юридического образования в условиях информационного общества / С. Г. Чубукова, И. Д. Элькин // Юридическое образование, и наука. 2004. -№ 3. — С. 10−12.
  169. Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982.-208 е.: ил.
  170. А.И. Теория культуры / А. И. Шендрик. М.: ЮНИТИ -ДАНА, Единство, 2002. — 519 с.
  171. Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. 2004. -№ 1. — С.25−53.
  172. .Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Б. Ю. Щербаков- под ред. Г. В. Драча. М.: Логос, 2001. — 144 с.
  173. Г. И. Информация и познавательные потребности / Г. И. Щербицкий. Мн.: изд-во БГУ, 1983. -160 с.
  174. И.В. Курсы по выбору в области информатизации как средство формирования информационной культуры личности студентов-филологов : автореф. дис. .канд.пед.наук / И. В. Щукина. Ставрополь, 2003.
  175. И.В. Курсы по выбору в области информатизации как средство формирования информационной культуры личности студентов-филологов / И. В. Щукина // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. — № 32. — С.88−93.
  176. В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  177. Тест «Информационная культура»
  178. Если вас просят объяснить значение какого-то термина, непонятного вашему собеседнику, как вы это изложите (например, объясните понятие термина «манипулятор»):а) в виде сравненияб) в виде описанияв) в виде определенияг) в виде характеристики
  179. Укажите логическую последовательность действий при принятии нормативных актов: правотворческая инициатива- обсуждение проекта нормативного акта- создание проекта нормативного акта- обнародование нормативного акта- принятие проекта нормативного акта
  180. Какие источники вы будете использовать для подтверждения истинности имеющейся у вас информации: а) периодические изданияб) учебные изданияв) информация преподавателяг) Internetд) другое (укажите)
  181. Выделите ключевые слова приведенного ниже текста, несущие его главную смысловую нагрузку.
  182. Главной мыслью приведенного ниже высказывания
  183. Вычлените общее направление таких источников как ГПК, УПК, АПКа) осуществление правосудияб) рассмотрение экономических споровв) назначение наказания за правонарушенияг) другое (укажите)
  184. Сведения о книгах, статьях, методических разработках по вашей специальности за последний год, пять лет можно получить с помощью следующих изданий (дополнить. фразу)
  185. Вам нужно установить автора монографии «Толкование права». Что при этом может быть использовано? а) систематический каталогб) алфавитный указательв) тематический каталог
  186. Вам необходимо установить наличие в библиотеке журнала «Информационные технологии». Что при этом может быть вами использовано? а) алфавитный каталогб) систематический каталогв) библиографические указателиг) картотеки периодики
  187. С помощью какого источника можно уточнить дату и место принятия решения о создании ООН? а) систематическая картотека статейб) историческая энциклопедияв) библиографический указатель
  188. К вам обратились с вопросом: «Что такое „парламент“?». С помощью какого источника вы сможете ответить на этот вопрос? а) историческая энциклопедияб) словарь синонимовв) словарь иностранных словг) философская энциклопедия
  189. Количество преступлений за отчетный перид12 511. Октябрьский1. Железнодорожный1. Советский
  190. Если информация не входит на дискету, чем необходимо воспользоваться для уменьшения ее объема? а) программой-архиваторомб) антивирусной программойв) дефрагментацией дискаг) программой форматирования диска
  191. Укажите файлы, упакованные с помошью про фа мм-архиваторов:а) архив. ехе-б) arhiv. exe:в) 123 456. гаг:г) asdi23. zip
  192. Поставьте в соответствие имя файла и программы, в котором он создан:1. данные. xls I. MS Excel2. данные. doc 2. MS Access3. данные. mdb 3, MS Power Point4. данные. рр! 4. MS Word
  193. Что такое «графический интерфейс операционной системы»?а) операционная система не имеет текстового сопровождения-б) окно операционной системы имеет графические элементы-в) команды, файлы, папки представляются в виде пиктограмм (значков).
  194. Является ли мультимедиа устройством компьютера? а) даб) нет
  195. Какой из указанных сайтов не относится к поисковым системам? а) http://vvvvvv.yandex.ru-б) http://vvvvvv.rambler.ru-в) http://www.aport.ru-г) http://www.altavista.com.д) http://vvvvvv.mail.ru
  196. Несколько документов, объединенных на одном сервере какой-либо общей темой, называют: а) доменом-б) страницей поиска-в) домашней страницей.
  197. Отметьте верно записанный URL-адрес:а) http://vvvvw.columb.ru/seminar/ccc999.html-б) http:\www.columb.ruseminarccc999.htmI-в) http://vvww//columb.ru/seminar/ccc999.html.
  198. Антивирусные программы необходимы для: а) создания собственной антивирусной базы-б) защиты файлов от вирусов-в) дублирования информации.1. Тест-опрос
  199. Как часто вы пользуетесь библиотекой? а) один раз в неделюб) один раз в месяцв) один-два раза в течение семестраг) точно не могу сказать
  200. Откуда чаше всего вы черпаете информацию для вашей учебной деятельности? а) из периодических изданийб) из учебниковв) из Internet ¦г) из справочно-правовых системд) телевидения
  201. На каком курсе института (или раньше) вы узнали о существовании справочно-правовых систем?
  202. Какие справочно-правовые системы вы знаете? а)
Заполнить форму текущей работой