Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования
Содержание курса является основой учебного процесса и определяет все входящие в него структурные элементы. Основными компонентами содержания вокального развития студентов в классе вокальной подготовки являются обучение вокальной технике, формирование педагогической установки (обучение методике вокально-педагогической работы) и развитие музыкального мышления на основе аналитической… Читать ещё >
Содержание
Актуальность исследования. Современный этап реформирования отечественного образования требует особого внимания к проблеме подготовки учительских кадров. Учитель с древнейших времен имел особый статус в обществе, являясь олицетворением и транслятором опыта, накопленного человечеством за всю историю своего существования. Без освоения и творческого преобразования культурного наследия, оставленного старшими поколениями младшим, приходящим им на смену, общество перестало бы существовать и развиваться.
Этические принципы и идеалы, высшие человеческие ценности, наполняющие человека духовно, есть суть культурного пласта и содержание искусства. Высокое искусство призвано служить для демонстрации гармонии мира, делиться важными нравственными и познавательными ценностями. И в этом контексте ведущую воспитательную функцию формирования человека как духовной личности, его преображения и образования (буквально «изменения образа») принимает на себя учитель искусства.
Это в полной мере относится и к учителю музыки, перед которым в качестве основной ставится задача приобщения учащихся к культурным и духовным отечественным и мировым традициям. Эта сложная задача выдвигает к подготовке учителя музыки качественно и количественно новые профессиональные требования, которые невозможны вне рамок методической системы, основанной на взаимосвязи структурных и функциональных компонентов процесса вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Деятельность учителя музыки отличается сложностью и многоаспектностью, и важнейшее место в ней принадлежит голосовой нагрузке. Голос нужен учителю не только для рассказа, показа, объяснения, как и для учителя любого профиля, но и для основных специфических составляющих обучающего процесса — пения и эмоционального выражения. Особенность деятельности учителя музыки заключается в том, что ему приходится работать в пограничных областях восприятия человека — в области аффекта и интеллекта. Путь педагога к ученику лежит через сочетание эмоции и разума. Поэтому от степени совершенности владения своим ведущим инструментом — голосом — зависит степень воздействия на ученика, на глубину понимания преподносимого педагогом учебного материала, прочность и долговременность памяти, качество усвоения учебного материала, эмоциональное состояние, желание работать и прочие составляющие учебного процесса.
Еще с древнейших времен пение являлось частью священнодействия. Голос, как универсальный человеческий инструмент, богатый интонационными и тембровыми красками, был единственным выразителем душевного состояния человека. Пение было звуковым проявлением человека во всех его жизненных обстоятельствах. Об этом свидетельствуют труды представителей древнейших ветвей музыкальной культуры: индийской -«Гиталанкара» Бхараты (I в. до н.э.) «Брихаддеши» Матанги (VII в.) — китайской — Лицзы (III-II вв. до н.э.), Лецзы (III в. до н.э.) — ближневосточные трактаты Фараби (IX-X вв.), Ибн-Сины (X-XI вв.), Аш-Ширази (XIII-XIV вв.) — древнегреческие труды Платона, Аристотеля, Аристоксена и др.- учения средневековых философов Августина, Боэция, Гвидо из Ареццо- мыслителей Возрождения Царлино, Глареана- ученых XVII в. Кеплера, Кирхера, Лейбница и др.
Певческий голос как проявления человеческой сущности в искусстве рассматривается учеными Б. Асафьевым, В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, А. Н. Сохором, В. А. Цуккерманом и др. с научных позиций отечественного музыковедения.
Сольному пению как отдельному виду музыкального исполнительства посвящен целый ряд научно-теоретических и практических исследований, среди них труды Д. Аспелунда, В. А. Агадурова, В.В. Васиной-Гроссман, Л. Б. Дмитриева, А. Г. Менабени, В. И. Мордвинова, В. П. Морозова, И. К. Назаренко, В. В. Тимохина, С. А. Юдина, J1.K. Ярославцевой и других. Раскрываемые в них проблемы связаны с историей вокальной педагогики, методикой обучения сольному пению, вокальной речью, вокальным слухом и голосом, а так же формированием голоса певца.
Физиологические аспекты теории голосообразования и моторики нашли отражение в научных трудах П. К. Анохина, H.A. Бернштейна, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, на современном этапе — H.H. Даниловой, A.JI. Крыловой и др.
Проблему профессиональной подготовки учителя музыки исследовали Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, С. Н. Масный, H.H. Прушковская, Т. Н. Тюрина, Т. А. Юманова и др. В трудах JI.C. Брусиловского, В. И. Петрушина, C.B. Шушарджана анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования.
Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки является содержанием научных работ И. Ю. Алиева, Е. А. Баженовой, О .Я. Клиппа, М. М. Мякишевой, И. В. Сокериной и др.
Специфика обучения музыке, начиная с музыкальной школы, такова, что каждый ученик изначально выбирает специальность, которой он будет заниматься, определяет тот или иной специальный музыкальный инструмент для его освоения. Этот инструмент становится ведущим на всех ступенях музыкального обучения, включая обучение в вузе. Но вне зависимости от того, какой музыкальный инструмент является для студента основным, выпускник музыкального факультета получает квалификацию «учитель музыки», следовательно, владеет всеми видами профессиональной деятельности, ей соответствующими, в то числе — работой с голосом.
Практика показывает, что студенты в процессе обучения получают достаточно высокий уровень исполнительской подготовки как инструменталисты и с успехом могут осуществлять концертную деятельность. Это обусловлено отчасти наличием базовой инструментальной подготовки, с которой абитуриенты приходят в вуз. Вокальная подготовка, как правило, у студентов-инструменталистов отсутствует, что не освобождает будущих специалистов от видов музыкальной деятельности, связанных с голосом, а также элементарного умения им правильно пользоваться во избежание профессиональных заболеваний.
Анализ процесса вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования позволил выявить ряд противоречий между:
— требованиями современного осмысления принципиально новых потребностей в подготовке студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования, выбора приоритета их вокального развития и недостаточным использованием методического потенциала запускающего процесс личностно-профессионального становления субъектов музыкально-педагогической подготовки в вузе-
— увеличивающимся числом обращений ученых и практиков к определению понятия «вокальное развитие студентов», его структуре и отсутствием четкой методической системы, способствующей его содержательному осмыслению-
— большой голосовой нагрузкой, сопровождающей работу учителя любой специальности, и низким уровнем знаний гигиены голоса- наличием объективной потребности образовательной среды в определении теоретико-методологических основ проектирования методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования и отсутствием действенных теоретических разработок в данной области-
— доминированием инструментальной подготовки при полном отсутствии базовой вокальной подготовки у студентов — не вокалистов и профессиональными требованиями к выпускнику музыкального факультета вуза, предусматривающими системную методическую работу всех субъектов образовательного процесса-
— требованиями современной общеобразовательной школы и учреждений системы дополнительного образования, предъявляемыми к методической подготовке будущего учителя музыки, универсально владеть комплексом всех видов музыкальной деятельности, включая вокальную, и неспособностью выпускников продуктивно реализовывать на практике свои методические знания.
Изложенные противоречия и необходимость их разрешения обусловили проблему исследования, которая заключается в разработке структуры и содержании методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей.
Указанная проблема определила тему исследования: «Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования».
Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя музыки.
Предмет исследования — методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить методическую систему вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Гипотеза исследования:
Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования будет продуктивной с точки зрения возложенных на нее функций, если:
— занятия в классе вокальной подготовки будут представлять собой единство технического и художественного компонентов-
— ее реализация будет осуществляться через комплекс экспериментальных методов и подходов к вокальному обучению студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки, а именно: показ голосом (демонстрация), метод осознания мышечных действий, упражнения, объяснение, методы сравнения, образных представлений, ассоциаций, метод вокально-технического, художественного и самостоятельного поиска, методы зрительной самооценки и слухового самоанализа-
— если основными подходами к организации учебного процесса станут индивидуально-дифференцированный, творческий и деятельностный, а ведущие принципы будут основываться на природосообразности и положительные мотивации личности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить современное состояние рассматриваемой вокальной подготовки студентов различных исполнительских специальностей в педагогической теории и образовательной практике.
2. Раскрыть специфику вокальной подготовки студентов различных музыкальных специальностей в цикле профильных дисциплин на основе системы критериев и показателей вокального развития студентов.
3. Определить психолого-педагогические аспекты вокального развития студентов-инструменталистов.
4. Определить систему принципов и подходов вокальной подготовки в контексте учебного процесса.
5. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать методическую систему вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— взгляды педагогов, психологов и философов на специфику искусства как форму общественного сознания и его роль в воспитании личности (Г.-Ф.-В. Гегель, H.A. Бердяев, И. И. Йоффе, Б. Т. Лихачев, П. А. Флоренский и др-) —
— принципы: системности, творческой и деятельностной природы человека, единства сознания и деятельности, опоры на положительное в личности (И.В. Блауберг, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Краевский,
A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) —
— современные концепции развития личности (Ш.А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, А. И. Арнольдов, В. Н. Мясищев, В. А. Сластёнин и др.) —
— основные принципы физиологического учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности-
— научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России: A.A. Аронов, А. Я. Айзенберг, Н. К. Бакланова, Т. И. Бакланова, A.A. Вербицкий, Л. С. Жаркова, Л. С. Зорилова, А. Г. Казакова, О. П. Коршунов, Н. П. Лапшин, В. П. Подвойский,
B.C. Садовская, H.A. Сляднева, Ю. Н. Столяров, Ю. А. Стрельцов, В. И. Черниченко, В. М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.-
— исследования в области педагогики музыкального образования, представленные Э. Б. Абдуллиным, Ю. Б. Алиевым, В. И. Закутским, Т. А. Колышевой, Е. И. Максимовым, Л. Л. Надировой, Г. М. Цыпиным, А. И. Щербаковой и др. научные труды, раскрывающие особенности процессов звукообразования и звуковосприятия у певцов, а также вопросы формирования вокальных навыков (Л.Б. Дмитриев, В. В. Емельянов, В. П. Морозов, Р. Юссон и др).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс методов исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования- консультации и взаимопосещения коллег, анализ опыта их работы- анализ учебных пособий, программ и методических материалов по вокальной работе- консультации, наблюдение за ходом учебного процесса, за деятельностью студентов, анализ результатов этой деятельности- ведение педагогического дневника, аудиозапись хода практических занятий, а также видеозапись концертных выступлений с последующим их анализом- ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя класса вокальной подготовки музыкально-педагогического факультета
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», преподавателя по классу вокала ДМШ № 1 города Мытищи Московской области, а также внедрение в практику преподавания на музыкальном отделении и отделении педагогов дополнительного образования Московского педагогического колледжа № 7 «Маросейка» апробации экспериментальной работы- педагогический эксперимент по внедрению методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования- анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается:
— в конкретизации содержания понятия «методическая система вокального обучения предмету» как комплекса общих и специальных музыкально-педагогических мероприятий по повышению эффективности обучения студентов, а также определении взаимосвязи ее структурных и функциональных компонентов в процессе вокального развития студентов различных исполнительских специальностей-
— в выявлении основных структурных элементов методической системы вокального развития студентов и их специфических особенностей. Таковыми особенностями являются: контингент студентов, различающийся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном, структурой учебной мотивации- формы обучения, включающие учебно-плановые, внеплановые и вспомогательные формы — с одной стороны, и очно-заочную формы обучения
— с другой- способы дидактического взаимодействия, охватывающие весь спектр педагогического инструментария, обеспечивающего эффективность учебного процесса-
— в разработке содержания понятия «формирование педагогической установки» как процесса ориентирования студентов-инструменталистов на педагогическую составляющую предстоящей профессиональной деятельности и обучения их поиску и отбору путей вокально-педагогической коррекции-
— в определении системы критериев и показателей основных компонентов профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки, к которым относятся: качество владения студентом вокальной техникой, уровень сформированности педагогической установки, уровень развития музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы, изменение структуры учебной мотивации, позволяющих в своей совокупности оценить эффективность функционирования методической системы.
Теоретическая значимость исследования заключается:
— в определении термина «вокальное развитие» как процесса раскрытия и становления одной из профессиональных квалификационных составляющих учителя-музыканта, входящих в его специальную подготовку, и содержащего комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих, наряду с теорией и практикой постижения искусства пения, процессы саморазвития и самореализации личности студента в целостном процессе вузовского обучения-
— в обосновании необходимости вокального развития студентов-инструменталистов как одного из показателей их профессиональной подготовки-
— в разработке и обосновании методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей, в условиях вузовского образования, которая способствует разработке инновационных подходов в вокальной подготовке студентов- в определении содержания и методов работы с учетом специфических особенностей и выявлении ее основных структурных элементов-
— в выявлении и обосновании психолого-педагогических аспектов эффективности функционирования методической системы, направленной на вокальное развитие студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных в ходе исследования данных разработана и внедрена в учебный процесс методика вокального развития студентов. Специфика направленности данной методики состоит в том, что обучение студентов пению начинается при полном отсутствии базовой вокальной подготовки. Поэтому данная методика может применяться также в учреждениях дополнительного образования как профессиональной, так и развивающей направленности, в обучении любителей музыки, не имеющих музыкального образования. Кроме того, она может найти применение в музыкальной терапии для устранения соматических проблем, поскольку позволяет контролировать физическое и эмоциональное состояние человека, способствует раскрытию его личностного творческого потенциала, обеспечивает возможность для самовыражения и общения. Методика предусматривает различные подходы к решению конкретных задач с учетом физиологических и психологических особенностей, музыкальных данных и общей музыкальной подготовки обучаемых.
Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и музыкальных факультетов педвузов, а также в курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей музыки.
Этапы исследования:
Первый этап исследования (2004−2006 гг.) строился на изучении и анализе научно-педагогической литературы по теме исследования, обобщении педагогического опыта, соответствующего поставленной проблеме, проведении сравнительного анализа существующих методических материалов по вокальной подготовке студентов вуза. На данном этапе исследования осуществлялась разработка его концепции, понятийно-категориального аппарата, исходных теоретических положений.
Второй этап исследования (2006−2011 гг.) включал в себя разработку критериев, направленных на диагностику профессиональной подготовки будущих учителей музыки, выявление исходного уровня сформированности профессиональных навыков у студентов. На данном этапе осуществлялась реализация методической системы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей согласно специфическим особенностям ее основных структурных элементов.
Третий этап исследования (2011−2013гг.) — контрольная диагностика уровня сформированности профессиональных навыков у студентов-выпускников музыкально-педагогического факультета вуза, анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов, оформление текста диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования:
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский Городской педагогический университет» — студенты музыкально-педагогического факультета- магистранты, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации. В экспериментальной работе приняло участие 147 обучающихся.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на основополагающие методологические и теоретические положения- применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам- логикой исследования, репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы- комплексным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и
выводы исследования обсуждались на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях (Москва, 2010−2012 гг.), на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования музыкальнопедагогического факультета
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», международной научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского (2009 г.), в процессе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами различных специальностей в классе вокальной подготовки
ГБОУ ВПО МГПУ. Разработанные методические рекомендации нашли применение в подготовке бакалавров и магистрантов
ГБОУ ВПО МГПУ и студентов Московского педагогического колледжа № 7 «Маросейка».
На основе исследования разработан учебно-методический комплект, включающий хрестоматию и методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей, представляет собой комплекс общих и специальных педагогических действий по повышению эффективности обучения студентов и основывается на взаимосвязи ее структурных и функциональных компонентов: цели и содержании курса- рационального выбора комплекса методов, обусловленного задачами конкретного этапа обучения- комплексного сочетания различных форм работы.
2. Система критериев и показателей вокального развития студентов, к которым относятся: качество владения студентом вокальной техникой, уровень сформированности педагогической установки, уровень развития музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы, изменение структуры учебной мотивации, позволяющих в своей совокупности оценить эффективность функционирования методической системы.
3. Специфика комплексной системы методов вокального обучения студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки, включает в себя: показ голосом- метод осознания мышечных действий- объяснение- методы сравнения, образных представлений, ассоциаций для создания внутреннего регулировочного образа- метод вокально-технического и художественного поиска- система специальных упражнений для овладения вокальной техникой- самостоятельный поиск.
4. Система принципов и подходов к построению методической системы в контексте учебного процесса,. где основными подходами организации учебного процесса станут индивидуально-дифференцированный, творческий и деятельностный, а ведущие принципы будут основываться на природосообразности и положительные мотивации личности, которые позволяют учесть: особенности контингента студентов, различающихся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном и структурой учебной мотивации- специфику построения учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете при любой форме обучения.
Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы 2 главы.
1. Содержание курса является основой учебного процесса и определяет все входящие в него структурные элементы. Основными компонентами содержания вокального развития студентов в классе вокальной подготовки являются обучение вокальной технике, формирование педагогической установки (обучение методике вокально-педагогической работы) и развитие музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы. Каждый из перечисленных компонентов имеет свою логику развития, технологию его освоения с определенной последовательностью усложняющих шагов.
2. Содержание обучения требует его практической реализации, поэтому в работе со студентами различных исполнительских специальностей очень важен выбор комплекса педагогических подходов и принципов построения учебного процесса. Функционирование методической системы базируется на принципе системности, который позволяет изучить в отдельности каждый ее структурный и функциональный элемент, объединив их в целостную структуру, выявить их взаимные связи и динамику развития. Основными принципами к организации процесса вокального развития студентов стали творческий, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, принцип опоры на положительные мотивации в личности.
3. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования позволяет изменить структуру мотивации учебной деятельности, где внутренние мотивационные ориентации (направленность на профессию, результат и интерес к процессу обучения) начинают доминировать над внешними мотивами (оценка, избегание неприятностей). Это обстоятельство положительно влияет на качество усвоения учебного материала и результативность учебного процесса в целом.
4. Ведущими методами вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования являются: показ голосом (демонстрация), метод осознания мышечных действий, объяснение, методы сравнения, образных представлений, ассоциаций, метод вокально-технического и художественного поиска, анализ и синтез, упражнения, самостоятельная работа.
Заключение
.
Проведённое исследование подтвердило необходимость вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования как необходимого направления их профессиональной подготовки. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деятельность учителя музыки в силу своей широкой педагогической и концертно-просветительской направленности связана с серьезной голосовой нагрузкой. Многоаспектность применения голоса как специфического рабочего инструмента учителя-музыканта обусловливает способность применять его соответственно профессиональным видам деятельности и предполагает знание основ его гигиены, владение вокальными навыками и специфическими музыкально-педагогическими умениями.
2. Указанные требования, предъявляемые учителю музыки любой исполнительской специальности и связанные с голосовой работой, являются содержанием курса вокального развития студентов в классе вокальной подготовки. Сюда входят следующие компоненты: обучение вокальной технике, формирование педагогической установки (знание методических приемов обучения пению, основ певческой культуры и умение формировать певческую культуру обучающихся), развитие музыкального мышления на основе аналитической и вокально-слуховой работы.
3. Эффективность вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования возможна лишь на основе системного рассмотрения процесса, приводящего к учету всех сторон и особенностей структурных элементов рассматриваемой системы. Такими особенностями на музыкально-педагогическом факультете являются: контингент студентов, различающийся базовой подготовкой, широким возрастным диапазоном и мотивацией к учениюформы обучения, включающие учебно-плановые, внеплановые и вспомогательные формы — с одной стороны, и очно-заочную формы обучения — с другойспособы дидактического взаимодействия, охватывающие весь спектр педагогического инструментария, обеспечивающего эффективность учебного процесса.
4. Предложенная методическая система обеспечивает эффективность процесса профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе, реализовываясь через применение комплекса экспериментальных методов и подходов к вокальному обучению студентов, не имеющих базовой вокальной подготовки. Этот методический комплекс составили: показ голосом (демонстрация), метод осознания мышечных действий, упражнения, объяснение, методы сравнения, образных представлений, ассоциаций, метод вокально-технического и художественного поиска, методы зрительной самооценки и слухового самоанализа, самостоятельная поиск. Основными подходами явились творческий, деятельностный и личностно-ориентированный, а ведущими принципами выступили принципы природосообразности и опорьг на положительное мотивации в личности.
5. В исследовании доказано, что предлагаемая методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования положительно влияет на динамику мотивации учебной деятельности, повышая тем самым качественность аудиторной и самостоятельной работы и самостоятельность творческого поиска студентов.
Содержание диссертации не исчерпывает в полной мере решение проблемы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования. Возможные направления дальнейшего исследования могут быть связаны с развитием концертно-исполнительской стороны профессиональной подготовки молодых специалистов, обучением студентов разнообразным методам вокальной работы с различными возрастными категориями учащихся, работе над стилевыми и жанровыми исполнительскими особенностями и т. д.
1. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. М.: Изд. Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 186 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. М.: ВЛАДОС, 2000.-336 с.
4. Алиев, И.Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Алиев Игорь Юльевич. М., 2003. — 354 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония. Трилогия / Ш. А. Амонашвили. -М.: Международный Центр Рерихов, 2002. 672 с.
6. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьевпод ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 432 с.
7. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. Л., ЛГУ, 1961. — 456 с.
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2010. -288 с.
9. Анохин, П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии / Художественное и научное творчество / П. К. Анохин: сборник статей под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1983. — № 2. — С. 259−279.
10. Ю. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Медицина, 1975. 446 с.
11. Антонец, Н. П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики), дис.канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1979. 175 с.
12. Апрелева, В. А. Философия творчества в процессе музыкального образования: Инновации и образование / В. А. Апрелева. Сборник м-лов конф. Серия «Symposium». — Вып.29. — СПб, 2003. — С. 28−31.
13. З. Арнольдов, А. И. Культура и горизонты XXI века / А. И. Арнольдов. Вестник МГУКИ. — 2003. — № 1.-С. 9−18.
14. Н. Аронов, A.A. Дворянство в русской культуре / A.A. Аронов. М. :. Эконом-Информ, 2009. 180 с.
15. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. J1.: Музыка, 1973. — 151 с.
16. Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунд. — М. —Л.: Музгиз, 1952. -352 с.
17. Арановский, М. Г. Мышление, язык, сематика // Проблемы музыкального мышления / М. Г. Арановский. М., 1974. — С. 90−128.
18. Арсеньев, A.C. Анализ развивающегося понятия / A.C. Арсеньев, B.C. Библер, Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 439 с.
19. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
20. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидакт. аспект. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
21. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багадуров. — М.: Музгиз, 1956.-265 с.
22. Баженова, Е. А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Баженова Евгения Александровна. — Чебоксары, 2003. — 165 с.
23. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры / Н. К. Бакланова. М.: МГУКИ, 2003. — 224 с.
24. Барвинская, Е. М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Барвинская Екатерина Михайловна. М., 2009. — 208 с.
25. Белая, H.JI. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов: дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Белая Наталья Леонидовна. Киев, 1985. -212 с.
26. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций / Д. А. Белухин. М.: Ин-т практ. психологии. — М.: МОДЭК. — 1996. — 318 с.
27. Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. Л.: Лениздат, 1991. — 416 с.
28. Бернштейн, H.A. Биомеханика и физиология движений / H.A. Бернштейн. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. 688 с.
29. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж: изд-во Воронеж. Ун-та, 1977. 304 с.
30. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогические технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2001. 300 с.
31. Библер, B.C. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) / B.C. Библер. В кн.: Научное творчество. — М.: Педагогика, 1969.-238с.
32. Благинина, Т. И. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкальных произведений на уроке: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Благинина Татьяна Ивановна. М., 1995. — 188 с.
33. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, В. Г. Юдин. М.: Наука, 2010. — 358 с.
34. Болонский процесс: середина пути / Под науч. Ред. В. И. Байденко. М.: Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалистов: Рос. Нов. Ун-т, 2005. — 379 с.
35. Борев, Ю. А. Эстетика / Ю. А. Борев. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
36. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв. — М.: Институт психологии РАН, 1997. 352 с.
37. Бочкарев, Л. Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии: психологический журнал / Л. Л. Бочкарев. — 1986. № 4. — С.138−148.
38. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловскийпод ред. В. Е. Рожнова. М., 1985. — 116 с.
39. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 94 с.
40. Будик, И. Б. Модель формирования профессионально значимых качеств личности будущего педагога в условиях многоуровневой системы подготовки: стандарты и мониторинг в образовании / И. Б. Будик, Н. Б. Алексеева. 2001. — № 1. — С.53−54.
41. Васильев, И. А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, B. JL Поплужный. O.K. Тихомиров. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1980. 192 с.
42. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. — 152 с.
43. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2. Интонация. Композиция / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. — 368 с.
44. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
45. Вертель, И. В. Творческая активность эстетического сознания как фактор саморазвития личности: автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.00 / И. В. Вертель. Киев, 1987. — 19 с.
46. Видгоф, В. М. Целостность эстетического сознания: деятельный подход/ Опыт философского анализа / В. М. Видгоф: под ред. В. Н. Саганского. Томск: Изд-во Томского ун-та им. В. В. Куйбышева, 1992. — 230 с.
47. Видгоф, В. М. Целостность эстетического сознания как предмет философского исследования: автореф. дис. .д-ра философ, наук: 09.00.00 / В. М. Видгоф. -Екатеринбург, 1993.-31 с.
48. Ворохоб, А. Н. Формирование образного мышления у студентов графического факультета средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Ворохоб Александр Анатольевич. М., 200Q- 29 с.
49. Выготский, JI.C. История развития высших психических функций / J1.C. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 328 с.
50. Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации / Вопросы психологии / П. Я. Гальперин. 1966. — № 6. — 26с.
51. Гегель, Г. В.Ф. «Эстетика», Т. 1. Перевод. / Г. В. Ф. Гегельпод ред. М.Лившица. -М.: Искусство, 1968. 312 с.
52. Герман, Ш. М. Беседы об эстетике / Ш. М. Герман, В. К. Скатерщиков. М.: Знание, 1982.-224 с.
53. Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейя 1995.-336 с.
54. Герцман, Е. В. Тайны истории древней музыки / Е. В. Герцман. СПб.: АзбукаклассикаНота МИ, 2004. — 576 с.
55. Глазырина, Е. Ю. Информационная природа звука: материалы конф. «Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке» к 70-летию ИХО РАО, 1−6 февраля. / Е. Ю. Глазырина. -М., 1999.
56. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер М.: МИП «NB Магистр», 1993 .-215 с.
57. Готсдинер, А.Л. О восприятии и музыкальном слухе /Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / А. Л. Готсдинер. М., 1981. — С. 41−57.
58. Глюжецкене, Т. В. Факторы учебной успешности студентов заочного технического вуза: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Глюжецкене Т. В. -Л., 1986, — 16 с.
59. Грановская, P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1994. — 178 с.
60. Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыкальное исполнительство / Т.Н. Грум-Гржимайло. -М.: Знание, 1984. 158 с.
61. Давыдкина, В. В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Давыдкина Валентина Викторовна. М., 2004. — 159 с.
62. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
63. Давыдов, В. В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма / Деятельность: теории, методология, проблемы / В. В. Давыдовсост. Касавин И. Т. М.: Политиздат, 1990. — 365 с.
64. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 288 с.
65. Данилова, H.H. Психофизиология / H.H. Данилова. М.: Аспект Пресс, 2007. -368 с.
66. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, A.JT. Крылова. М.: МГУ, 1989. — 400 с.
67. Джалагония, Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения / Вопросы психологии / Л. А. Джалагония. 2001. -№ 1. — С.130−133.
68. Джемс, У. Дж. Личность. / Мир философии. II ч. / У. Дж. Джемс. М.: Политиздат, 1991. — 624 с.
69. Диденко, В. Д. Искусство и философия / В. Д. Диденко. М.: Знание, 1986.
70. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии / Общ. ред. и вступит, ст. А. Ф. Лосева. — М.: Мысль, 1979.-620 с.
71. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. М.: Музыка, 2007.-368 с.
72. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е издание. СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
73. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин — СПб.: Питер, 1999.-356 с.
74. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
75. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. — 204 с.
76. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Серия «Мир медицины» / В. В. Емельянов. СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 192 с.
77. Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижёра с музыкальным коллективом / Г. Л. Ержемский. М.: Музыка, 1988. — 80 с.
78. Ермолаева, М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е изд. / М. В. Ермолаева. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 376 с.
79. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учеб. пособие / Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков.-М.:МГУКИ, 2001.-288 с.
80. Жданов, В. Ф. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения: автореф. дис.канд. искусствоведения: 17.00.02 / Жданов Владимир Фомич. М., 1993. — 25 с.
81. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Наука, 1987. — 120 с.
82. Иванченко, Г. В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции / Г. В. Иванченко, М. Ю. Казарян, Н. В. Кошелева. М.: Смысл, 2012, -192 с.
83. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 252 с.
84. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Мыслители XX века / Э. В. Ильенков. — М.: Изд. полит, лит., 1991. 459 с.
85. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
86. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. Вып. 1. — М.: Знание, 2002. — 72 с.
87. Ильясов, И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, H.A. Галатенко. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.-208 с.
88. Исаева, Л. А. Развитие конструктивных умений в процессе профессионально-педагогической подготовки учителя музыки / Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе / Л. А. Исаева. — Вып. 1. Саратов, 1978. — С. 41−46.
89. Иоффе, И. И. Избранное. Синтетическая история искусств.
Введение
в историю художественного мышления / И. И. Иоффе. М.: РАО Говорящая книга, 2010. — 655 с.
90. Каган, В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе / В. И. Каган, И. А. Сычеников. -М.: Высш.шк., 1987. 142 с.
91. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
92. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1991.-383 с.
93. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
94. Казакова, А. Г. Основы педагогики высшей школы / А. Г. Казакова. М.: ИПО Профиздат, 2000. — 124 с.
95. Казунина, И. В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся училищ в классе фортепиано: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Казунина Ирина Вадимовна. -М., 1998. 143с.
96. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: автореф. дис. .д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Кирнарская Дина Константиновна. М., 1997. — 38 с.
97. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты — XXI век, 2004. — 469 с.
98. Клипп, О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Клипп Олег Яковлевич. М., 2003. — 19 с.
99. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 780 с.
100. Ковалева, O.A. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДМШ: дис.канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1995. 113 с.
101. Коджаспирова, Г. М. История образования и пед. Мысли / Г. М. Коджаспирова. М.: Владос, 2003. — 223 с.
102. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. 175 с.
103. Козырева, Л. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Козырева Лариса Петровна. Елец, 2008. — 25 с.
104. Колышева Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Колышева Татьяна Александровна. — М., 1997.-51 с.
105. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
106. Корина, B.C. Формирование профессионального мышления будущих учителей музыки в классе инструментальной подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Корина Светлана Станиславовна. Краснодар, 2003. -26 с.
107. Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев. Сов. Педагогика. — 1970. — № 9. -С. 103−112.
108. Королева, Т. П. Стимулирование профессионально-педагогической направленности студентов музыкально-педагогического факультета в процессе индивидуальных занятий: дис.. кан. пед. наук: 13.00.08. Минск, 1988. — 154 с.
109. Косов, Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Косов. — Ин-т практ. Психологии. Воронеж: МОДЭК, 1977. — 48 с.
110. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения / Методологический анализ / В. В. Краевский. -М.: Педагогика, 1977. 264 с.
111. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. -М.: Академия, 2008. 352 с.
112. Критская, Е. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема./ Теория и методика музыкального образования детей: научно-педагогическое пособие / Е. Д. Критская, JI.B. Школяр, М. С. Красильникова, и др. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 1999.-256 с.
113. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства / Е. П. Крупник. -М.: Институт психологии, 1999. 234 с.
114. Кузьмина, Н. В. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки учителя / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский. Советская педагогика. — 1982. -№ 3. — С. 63−66.
115. Куракин, А.Т. О системном подходе в теории и воспитании / Проблемы теории воспитания / А. Т. Куракин. М., 1974. — 4.1. — С. 223 — 236.
116. Курбонова, Г. Н. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке учителей музыки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Курбонова Галина Николаевна. М., 2005. — 155 с.
117. Кущев, В. М. Художественное сознание: отражение и прогнозирование развития действительности: автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.11. М., 1990.-24 с.
118. Ладыгина, А. Б. Искусство в системе духовных ценностей общества / А. Б. Ладыгина, В. В. Гринин. М.: Знание, 1986. — 244 с.
119. Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д. Г. Левитес. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2001. — 256 с.
120. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
121. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 317 с. — Т. 2.
122. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2010. —511 с.
123. Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. — М.: Знание, 1979.-47 с.
124. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лернер. М.: Просвещение, 1981. — 157 с.
125. Лилов, A.A. Природа художественного творчества / A.A. Лилов. М.: Искусство, 1981. — 479 с.
126. Лихачёв, Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачёв. М.: Педагогика, 1972. — 160 с.
127. Лихачёв, Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс: учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
128. Личность: развитие и реализация в творчестве: сборник научных трудов / ред. колл.: П. Ф. Кравчук и др. Курск: Б.н., 1996. — 170 с.
129. Локк, Дж. Соч. в Зт. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1985;1988. — Т.Т. 1−3.
130. Мазель, Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки / Интонация и музыкальный образ / Л. А. Мазель. М., 1965. — 225−263 с.
131. Малинковская, A.B. Фортепианно-исполнительское интонирование / A.B. Малинковская. -М.: Музыка, 1990. 191с.
132. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 205 с.
133. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова. Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 82−88.
134. Масный, С. Н. Пути совершенствования специальной подготовки учителей музыки общеобразовательной школы: автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02. — Киев, 1982. 15 с.
135. Матонис, В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В. П. Матонис. Л.: Музыка, 1988. — 88 с.
136. Медушевский, В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / Восприятие музыки / В. В. Медушевский. — М.: Музыка, 1980. С. 179 194.
137. Медушевский, B.B. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. -М., 1993;234 с.
138. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
139. Менабени, А. Г. Вокальные навыки / Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете / А. Г. Менабени. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — С. 74−79.
140. Менабени, А. Г. Специфика индивидуальной вокальной подготовки учителя музыки: дис. канд.пед.наук: 13.00.02. -М., 1972. -257 с.
141. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Ин-т практической психологии, МОДЭК, 1996. — 488 с.
142. Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева. -Педагогика. 2006. — № 3. -С. 57−61.
143. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / И. В. Кузьмина и др. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
144. Милыптейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства: сборник статей / Я. И. Милыптейн. М.: Советский композитор, 1983. — 266 с.
145. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин, O.A. Анисимова. М.: Академия, 2005. — 368 с.
146. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: МПСИ, 2001. — 200 с.
147. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 324 с.
148. Михайлова, Л.Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: дис. канд.пед.наук: 13.00.02 / Михайлова Людмила Борисовна. -М., 1993. 273 с.
149. Модернизация современного образования: теория и практика: сборник научных трудов /под ред. И. М. Осмоловской. М.: ИТ и ИП РАО, 2004. — 524 с.
150. Моисеев А. Н. К проблеме оптимизации воспитательной функции обучения: проблемы оптимизации обучения и воспитания учащихся / А. Н. Моисеев. М., 1984. 17−27 с.
151. Мордвинов, В. И. Практика основной работы по постановке голоса / В. И. Мордвинов. M.-JI.: Музгиз, 1948. — 112 с.
152. Морозов, В. П. Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. М.- J1.: Музыка, 1965.-361 с.
153. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов. Л.: Наука, 1967. — 257 с.
154. Мосейко, Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной учебной деятельности: психолого-педагогогические аспекты интенсификации учебной деятельности / Е. В. Мосейко. М., 1983. — С. 15−24.
155. Мудрик, A.B. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. М.: Academia, 1999. -260 с.
156. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания. / A.B. МудрикМ.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
157. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / Сост. Л. И. Дысь. Киев: Муз. Украина, 1989. — 1&1 с.
158. Мякишева, М. М. Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Минниямал Мухарамовна. Краснодар, 2009. — 25 с.
159. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности: психология личности: тексты / В. Н. Мясищев под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 35−38.
160. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
161. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 373 с.
162. Назаренко, И. К. Искусство пения / И. К. Назаренко. М.: Музыка, 1968. -624 с.
163. Науменко, С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности: вопросы психологии / С. И. Науменко. — 1982. № 5. — С. 85−93.
164. Немыкина, И. Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1982. 177 с.
165. Никифоров, A.JI. Деятельность, поведение, творчество: деятельность: теории, методология, проблемы / A.JT. Никифоров сост. Касавин И. Т. М.: Политиздат, 1990. — 365 с.
166. Обучение и развитие / Под ред. Занкова JI.B. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
167. Огородников, Ю. А. Особенности воздействия искусства на человека: учебное пособие / Ю. А. Огородников. М.: Б.Н., 1992. — 92 с.
168. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов. 22-е изд. / С. И. Ожегов под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. язык, 1990. — 921 с.
169. Орлов, А.Б., Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
170. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 2&8 с.
171. Павлов, И.П.: pro et contra / И. П. Павлов. М.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 1999. — 800 с.
172. Павлова, Е. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Павлова Елена Владимировна. — Чебоксары, 2003. 212 с.
173. Педагогика: учебник для студентов вузовпод ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
174. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
175. Петелин, A.C. Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Петелин Анатолий Степанович. Воронеж, 2006. — 493 с.
176. Петриков, С. М. Закономерности развития художественного мышления: автореф. дис. .д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Петриков Сергей Михайлович. СПб., 1998. — 30 с.
177. Петровский, A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности: вопросы психологии / A.B. Петровский. —1987. -№ 1. С. 15 — 26.
178. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
179. Петрушин, В. И. Теоретические основания музыкальной психотерапии: журнал Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова / В. И. Петрушин. М., 1991. — Т. 91 (март). — С. 96−99.
180. Пиджоян, Л. А. Развитие профессиональной компетентности Будущих учителей музыки на основе интеграции музыкальной и педагогической составляющих: дис.. канд. пед. наук.: 13.00.01 / Пиджоян Лариса Анатольевна. -Елец, 2007.-161 с.
181. Пидкасистый, П.И. О некоторых особенностях учебного процесса в вузе / П. И. Пидкасистый. Сов. Педагогика, 1986. — № 7. — С. 38−40.
182. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-252 с.
183. Плеханова, O.E. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Плеханова Ольга Евгеньевна. Екатеринбург, 2006. — 230 с.
184. Подуровский, В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В. М. Подуровский. М.: ВЛАДОС, 2011. — 318 с.
185. Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 1997. -258 с.
186. Прушковская, H.H. Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Прушковская Нина Николаевна. — Киев, 1983. 16 с.
187. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. — 400 с.
188. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учебное пособие для ВУЗов. — М.: Владос, 2001. 320 с.
189. Психология исследования творческой деятельности: отв. ред. O.K. Тихомиров. — М.: Наука, 1975. 253 с.
190. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, H.H. Киященко, К. В. Тарасова и др.: под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. -386 с.
191. Психология одаренности: От теории к практике / Адаскина A.A., Битянова М. Р., Дружинин В. Н. и др. М.: Институт психологии, 2000. — 96 с.
192. Психология: Словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
193. Психология человека от рождения до смерти / под ред. A.A. Реана. Большая Университетская библиотека. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 651с.
194. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: дис. д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.02 / Ражников Владимир Григорьевич. М., 1993.
195. Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
196. Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 576 с.
197. Рожко, Е. П. Формирование полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепиано: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Рожко Елена Павловна. М., 2002. — 230 с.
198. Розе, H.A. Психомоторика взрослого человека / H.A. Розе. Л.: ЛГУ, 1970. 128 с.
199. Романова, Л. Л. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности учителя музыки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Романова Л. Л. М., 1992. — 314 с.
200. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2012.-720 с.
201. Садовская, B.C. Основы коммуникативной культуры / B.C. Садовская, В. А. Ремизов.-М.: ВЛАДОС, 2011.-288 с.
202. Савенков, А. И. Педагогическая психология. В двух томах / А. И. Савенков. М.: Academia, 2009. -Т.1 — 416 е.- Т.2 — 238 с.
203. Сахнова, И. В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Сахнова Ирина Владимирована. М., 2008. — 27 с.
204. Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов / Вопросы психологии. — 1983,-№ 2. -С. 35−42.
205. Серебрякова, Е.А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов музыкальных факультетов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Серебрякова Елена Андреевна. — М., 2005. — 205 с.
206. Серегина, И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф.. дис. канд.псих.наук: 19.00.07 / Серегина Илона Альбертовна. М., 1999. — 28 с.
207. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы / И. М. Сеченов. -М.: Либроком, 2013. 128 с.
208. Сеченов, И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. — 416 с.
209. Сидоров, C.B. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности / C.B. Сидоров, А. Г. Гаврилов / Мир науки, культуры, образования. 2010. — № 1. — 253−256 с.
210. Симонова, Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: дис. .канд. психол. наук: 13.00.02. — М., 1982. 172 с.
211. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
212. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2004. 480 с.
213. Сластенин, В. А. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной педагогической деятельности: Вопросы методологии и теории / В. А. Сластенин, М. Я. Виленский / Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 6. — С. 5−7.
214. Словарь иностранных слов. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. 853 с.
215. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. 800 с.
216. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин, 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест, 2003. — 976 с.
217. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки: исследование / М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1990. — 114 с.
218. Сокерина, И. В. Становление личностно-профессиональных качеств будущего педагога музыканта (в процессе вокальной подготовки студентоввуза): автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Сокерина Ирина Владимировна. М., 2011. — 24 с.
219. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. Л.: Музыка, 1975.-64 с.
220. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. М.: Сов. композитор, 1975. — 202 с.
221. Стариченко, Н. Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01 / Стариченко Нина Леонидовна. М., 1984. — 18 с.
222. Старчеус, М. С. Слух музыканта / М. С. Старчеус. М.: Моск. гос. Консерватория им. П. И. Чайковского. — М., 2003. — 640 с.
223. Степанов, С. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчеств: Вопросы психологии / С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина, — 1991.-№ 5.-С. 35−38.
224. Столович, Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
225. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 2003.-296 с.
226. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Школьная пресса, 2003. — 192 с.
227. Теплов, Б. М Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 254 с.
228. Тимохин, В. В. Выдающиеся итальянские певцы / В. В. Тимохин. М.: Музгиз, 1962.-243 с.
229. Тюрина, Т. Н. Обучение будущих учителей взаимоконтролю и самоконтролю усвоения знаний как средство формирования педагогической направленности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Тюрина Т. Н. Л., 1983. 16 с.
230. Уколова, Л. И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Уколова Любовь Ивановна. М., 1991. 163 с.
231. Ушинский, К. Д. Избранные труды в 4-х кн. Кн.1. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. М.: Дрофа, 2005. — 640 с.
232. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. — 432 с.
233. Фельдштейн, Д. И. Психология формирования человека как личности / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. — 2 т.
234. Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1999. — 576 с.
235. Флоренский, П.А. О логическом и символическом аспектах научно-философского мышления / П. А. Флоренский. М.: Канон +, Реабилитация, 2012. 172 с.
236. Фрейд, 3.
Введение
в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. — М.: Наука, 1991. -456 с.
237. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 320 с.
238. Цуккерман, В.А. О двух противоположных принципах слушательского раскрытия музыкальной формы / Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1971. — С. 8−25.
239. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника: учебное пособие для студентов муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Цыпин. М.: Академия, 1999. 192 с.
240. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб.: Алтейя, 2001. — 320 с.
241. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд. педвузов и коне. / Г. М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. — 374 с.
242. Черепанова, O.K. Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Черепанова Ольга Кузьминична. М., 2000. — 205 с.
243. Черниченко, В. И. Дидактика высшей школы. История и современные проблемы / В. И. Черниченко. М.: Вузовская книга, 2007. — 136 с.
244. Чикурова, С. Е. Некоторые особенности формирования навыков сольного пения у студентов музыкально-педагогического факультета / Совершенствование подготовки учителя музыки и пения: сборник научных трудов / С. Е, Чикурова. -Свердловск, 1975. С. 109−118.
245. Швырёв, B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории / Деятельность: теории, методология, проблемы / В. С, Швырёв сост. Касавин И. Т. М.: Политиздат, 1990. — 365 с.
246. Шубин, М. Г. Средства и методы формирования дидактических умений в процессе непрерывной педагогической практики студентов в школе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 /Шубин М.Г. -М., 1990. 18 с.
247. Шульпяков, О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков. Л.: Музыка, 1986. — 128 с.
248. Шушарджан, C.B. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.03.11 / Шушарджан Серей Ваганович. М., 1994. — 24 с.
249. Щелканова, О. Г. Формирование профессионально-значимых навыков учителя музыки: (на материале работы дирижерско-хоровых отделений музыкальных факультетов педвузов): дис. канд.пед.наук: 13.00.02 / Щелканова Ольга Георгиевна. М., 2000. — 181 с.
250. Щербаков, А. И. Волевые процессы и свойства личности. Природа и формирование: Лекции из курса «основы общей психологии для студентов заоч. и вечерних отделений пед. ин-та / А. И. Щербаков. Л., 1963. — 88 с.
251. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М. Н. Щетинин. -М.: ред. журнала «Физкультура и спорт», 2000. 155 с.
252. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сборник научных трудов. М.: ИХО РАО, ВГПУ, 2003. — 206 с.
253. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методол. пробл. соврем, науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
254. Юдин, С. П. Формирование голоса певца: учебное пособие для высших и средних муз. учеб. заведений / Э. Г. Юдин. М.: Музгиз, 1962. — 167 с.
255. Юманова, Т. А. Сопоставительный анализ музыки и поэтического текста как метод активного изучения хоровых произведений: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Юманова Т. А. M., 1979. — 16 с.
256. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного./ Пер. с нем. / К. Г. Юнг. М.: Канон, 1994. — С. 320 — 423.
257. Юссон, Р. Певческий голос, исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. Пер. с фр. / Р. Юссон. М.: Музыка, 1987.-189 с.
258. Юцевич, Ю.Е. Организационно-педагогические проблемы вокальной подготовки учителей музыки и пения на музыкально-педагогическом факультете педагогического института /Музыка в школе / Ю. Е. Юцевич. Киев: Музична Украина, 1972.-Вып. 1,-С. 31−38.
259. Ярославцева, Л. К. Зарубежные вокальные школы / Л. К. Ярославцева. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — 90 с.
260. Ярошенко, H.H. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей / Науч. ред. Е. М. Клюско, H. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2007.