Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрабатывая теоретические аспекты, мы опирались: на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д.М. Гви-шиани, М. С. Каган, В. Д. Могилевский, Э. Г. Юдин и др.) — на положения об активной сущности человеческой деятельности (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, М. Е. Дуранов, В. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. J. Теоретические и методологические основы решения проблемы развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения
    • 1. 1. Теоретические основы развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения
    • 1. 2. Методологические подходы к решению проблемы развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения
    • 1. 3. Комплекс дидактических условий развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у учащихся умений самоконтроля в процессе бизнес-обучения
    • 2. 1. Цели, задачи и диагностический аппарат экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика развития у школьников умений самоконтроля и ее экспериментальная проверка
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • Выводы по Главе 2

Дидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей. Развитие рыночных отношений в экономике, разнообразие форм собственности, обновление всей совокупности средств и методов производства, распределения, обмена и потребления, новая роль личности в современных экономических условиях определили необходимость изменений в системе среднего образования. Сегодня школе нужно готовить не только фундаментально образованных людей, но и умеющих нестандартно мыслить, способных постоянно совершенствовать свое образование, творчески применять знания и управлять своей деятельностью.

Способность же управлять своей деятельностью является основой не только повышения качества обучения, но и фактором непрерывного образования и адаптации личности к жестким рыночным условиям развития общества. Самоконтроль как функция процесса самоуправления играет в этом особое значение. Без развития у школьников умений контролировать свою деятельность, выявлять ошибки, устранять их и находить способы их предупреждения трудно рассчитывать на подготовку специалистов, соответствующих требованиям современного общества.

Развитие умений самоконтроля у школьников является неотъемлемой частью всех направлений среднего образования. Особое значение оно приобретает в процессе бизнес-обучения, так как отсутствие у специалистов умений контролировать свою деятельность и находить способы предупреждения ошибок может привести к существенным экономическим издержкам.

Для исследования проблемы развития у школьников умений самоконтроля в процессе бизнес-обучения имеются определенные предпосылки. Достаточно широкий спектр философских аспектов самоуправления личности уже исследован Б. С. Гершунским, Г. Г. Гранатовым, М. С. Каган, Б. Т. Лихачевым, Г. И. Ойзерманом, А. П. Шеитулиным и др.

Имеются серьезные наработки в обосновании психологических основ самоуправления личности (JI.C. Выготский, Б. М. Величковский, В.П. Зин-ченко, В. А. Крутецкий, Ю. Н. Кулюткин, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Р. С. Немов, Н. А. Синягин и др.).

Вопросам разработки концепций и технологий формирования и развития управленческой и самоуправленческой деятельности субъектов дидактического процесса были посвящены исследования В. Г. Афанасьева, В. А. Беликова, В. П. Беспалько, И. В. Блауберга, М. Е. Дуранова, Т. А. Ильиной, А .Я. Найна, В. М. Распопова, Э. Г. Юдина и др.

Самоуправление как фактор контроля качества и оценки образования основательно исследовано в работах В. А. Болотова, Н. В. Гороховатской, B.C. Леднева, Э. А. Красновского, В. В. Фирсова и других российских ди-дактов.

Существенное внимание в педагогической науке уделено исследованию самоуправления как средства активизации познавательной деятельности обучаемых, воспитания и развития их личности (В.М. Вергасов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, В. И. Кондрух, О. В. Лешер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, А. И. Подольский, В. П. Ушачев, Т. И. Шамова и др.), а также вопросам организации самоуправленческой деятельности (В.Ф. Бес-сараб, А. С. Гаязов, С. А. Курносова, А. С. Лында, С. Е. Матушкин, В. Г. Рындак, А. Н. Сергеев, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и др.).

Однако следует отметить, что в отечественной педагогике не достаточно полно исследованы вопросы самоконтроля обучаемых и, в частности, такие аспекты, как: рассмотрение проблемы развития умений самоконтроля школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами и одновременно как процесса, включающего в себя планирование, организацию и контрольосуществление самоконтроля на всех этапах учебной деятельностивыделение объекта и субъекта самоконтроля как единого целого с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системамипредставление комплекса дидактических условий эффективного развития умений самоконтроля и методики развития названных умений.

Анализ научной литературы, нормативных документов, изучение опыта современной школы, результатов практической деятельности учителей и школьников позволили определить следующие противоречия между:

— возросшими требованиями обновляющегося общества к экономическому образованию школьников и неспособностью школ удовлетворить современные ожидания общества;

— объективной потребностью в повышении эффективности самоуправленческой деятельности школьников в процессе экономического обучения и существующим низким уровнем сформированности у них умений самоконтроля.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в обеспечении эффективного развития умений самоконтроля школьников в процессе обучения.

Актуальность и профессиональная значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Дидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании, экспериментальной проверке и реализации комплекса дидактических условий, обеспечивающих эффективное развитие умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения.

Объект исследования — процесс самоуправления школьников в учебной деятельности.

Предмет исследования — дидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения.

В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована следующая гипотеза: развитие умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения будет эффективным, если в основу управления развитием будет положен процессно-системный подход, предусматривающий рассмотрение самоконтроля как подсистемы процессуальных функций процесса самоуправления, а также обеспечена реализация следующего комплекса дидактических условий:

1) создание положительной мотивации как связующей функции процесса самоконтроля;

2) использование учебно-познавательных задач как дидактических средств развития умений самоконтроля;

3) осуществление субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействий учителя и учащихся.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы развития у школьников умений самоконтроля в теории и практике и выявить понятийный аппарат исследования.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс дидактических условий, обеспечивающий развитие у школьников умений самоконтроля в процессе бизнес-обучения.

3. На основе процессно-системного подхода разработать модель развития у школьников умений самоконтроля в процессе бизнес-обучения.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей средних школ по развитию у учащихся умений самоконтроля.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирафилософские положения о социальной природе психической деятельности человека, творческой активности и самостоятельности, ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования.

Разрабатывая теоретические аспекты, мы опирались: на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д.М. Гви-шиани, М. С. Каган, В. Д. Могилевский, Э. Г. Юдин и др.) — на положения об активной сущности человеческой деятельности (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, М. Е. Дуранов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А .Я. Найн и др.) — на концепцию процессно-системного управления, деятельностный, системный и личностно-ориентированный подходы к организации обучения (В.А. Беликов, П. Я. Гальперин, О. В. Лешер, В. М. Распопов, В. Г. Рындак, А. Н. Сергеев, И. С. Якиманская и др.).

Важное значение для нашего исследования имели концептуальные положения об организации самостоятельной работы и самоуправленческой деятельности школьников (Б.П. Есипов, А. С. Лында, П. И. Пидкасистый, Н. А. Томин, А. В. Усова и др.) — концепции активизации познавательной активности и самостоятельности обучаемых, воспитания и развития творческих способностей личности (В.И. Андреев, В. М. Вергасов, М.И. Махму-тов, А. И. Подольский, В. П. Ушачев, Т. Н. Шамова и др.).

Исследование проводилось в течение 1998;2001 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1998;1999 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике развития умений самоконтроля школьников в процессе учебной деятельности, изучалась философская и психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме. Была сформулирована рабочая гипотеза и намечены задачи исследования. Проведен констатирующий этап эксперимента, в ходе которого выявлен сложившийся уровень умений самоконтроля школьников.

На первом этапе применялись следующие методы исследования: анализ нормативных документов, анализ литературы по изучаемой проблеме в психолого-педагогической теории и практике, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.

На втором этапе (1999;2000 гг.) разрабатывалась методика реализации дидактических условий, способствующих эффективному развитию умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обученияпроводился формирующий этап эксперимента, в ходе которого апробировалась методика эффективного развития умений самоконтроля школьников.

На втором этапе эксперимента применялись следующие методы исследования: моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и анализ результатов учебной деятельности школьников.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) анализировались и обрабатывались полученные данные, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертационного исследования.

На третьем этапе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ результатов учебной деятельности школьников, систематизация, методы математической статистики и др.

Основными базами исследования служили средняя общеобразовательная школа № 8 г. Магнитогорска и бизнес-школа «Капитал» г. Магнитогорска.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) разработана классификация методов самоконтроля с позиций про-цессно-системного подхода;

2) разработана модель развития у школьников умений самоконтроля;

3) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс дидактических условий, способствующих развитию у школьников умений самоконтроля;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что совокупность положений научной новизны диссертационной работы дополняют современные представления о специфике и сущности самоконтроля школьников, его совершенствовании и развитии в процессе обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования и рекомендации по развитию умений самоконтроля школьников могут быть использованы не только в практике бизнес-обучения средних общеобразовательных учебных заведений, но и в практике учебных заведений среднего специального и высшего образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исследования, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся:

1. Сущность, содержание и структура самоконтрольной деятельности школьников в процессе обучения.

2. Комплекс дидактических условий развития у учащихся умений самоконтроля, включающий:

— создание положительной мотивации как связующей функции процесса самоконтроля;

— использование учебно-познавательных задач как дидактических средств развития умений самоконтроля;

— осуществление субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействий учителя и учащихся.

3. Модель развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в работе Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи» (Барнаул, 2000) — в работе Всероссийской научно-практической конференции «Реализация новой парадигмы образования через образовательную область «Технология» (Новосибирск, 2000) — в работе межвузовской научно-практической конференции «Теория и практика подготовки учителя технологии и предпринимательства» (Ульяновск, 2001) — публикаций результатов в сборниках молодых ученых МаГУ (2000, 2001 гг.) — выступлений на ежегодных научно-практических конференциях Магнитогорского государственного университета (1999;2002 гг.) — отчетов на заседаниях кафедры экономики и предпринимательства МаГУвыступлений на заседании кафедры педагогики МаГУ, на заседании методического объединения учителей экономики г. Магнитогорска, на совещаниях методической комиссии учителей экономики школы № 8 и бизнес-школы «Капитал», на педагогических советах школы № 8 и бизнес-школы «Капитал» г. Магнитогорска.

По теме исследования опубликовано семь работ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. В экспериментальной работе по реализации комплекса дидактических условий функционирования системы развития у учащихся умений самоконтроля удалось решить следующие задачи:

• выявить и уточнить критерии развития у учащихся умений самоконтроля;

• изучить начальный уровень развития у учащихся умений самоконтроля;

• определить эффективность выделенного комплекса дидактических условий функционирования и системы развития у учащихся умений самоконтроля;

• разработать и осуществить экспериментальную проверку зависимости реализации комплекса дидактических условий от уровня развития у учащихся умений самоконтроля;

• разработать практические рекомендации по созданию эффективной системы развития умений самоконтроля учащихся.

2. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у учащихся недостаточно развиты умения самоконтроля: большая часть учащихся владеет названными умениями на побудительно-исполнительском и побудительно-воспроизводящем уровне, процесс развития у них соответствующих умений осуществляется без опоры на базовые теории, на предыдущий опыт и носит стихийный характер.

3. Формирующий этап эксперимента показал, что овладение учащимися умениями самоконтроля осуществляется более успешно на основе процессно-системного подхода и разработанной нами модели.

4. Для эффективного развития у учащихся умений самоконтроля требуется следующий комплекс дидактических условий:

— создание положительной мотивации как связующей функции процесса самоконтроля;

— использование учебно-познавательных задач как дидактических средств развития умений самоконтроля;

— осуществление субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействий учителя и учащихся.

5. Основным показателем развития у учащихся умений самоконтроля является их продвижение на более высокий уровень по выделенным критериям сформированности названных умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования по проблеме развития у школьников умений самоконтроля в процессе учебной деятельности, позволяют сделать следующие выводы:

1. Изменения в социально-экономической жизни общества требуют качественных изменений в системе образования в общем и в учебном процессе в частности. Сегодняшний выпускник средней школы должен быть не только фундаментально образованным человеком, но и творческой личностью, наделенной умениями самоуправления.

2. Изучение имеющегося опыта решения в теории и практике проблемы развития умений самоконтроля школьников выявило один из возможных эффективных путей развития названных умений — применение в процессе учебной деятельности по развитию умений самоконтроля учащихся процессно-системного подхода, а также комплекса дидактических условий.

3. В нашем исследовании под самоконтролем мы понимали осознанное управление школьниками своей учебной деятельностью, заключающееся в умении планировать, организовывать и контролировать свою учебную деятельность.

4. Согласно процессно-системному подходу, процесс развития у школьников умений самоконтроля следует рассматривать и как совокупность последовательных действий (процесс), и как систему подсистем этих действий.

5. Развитие умений самоконтроля в процессе учебной деятельности не происходит автоматически, без создания соответствующих дидактических условий, сознательного и целенаправленного их влияния на эффективность развития данных умений. Педагогическое воздействие реализуется через комплекс дидактических условий:

1) создание положительной мотивации как связующей функции процесса самоконтроля;

2) использование учебно-познавательных задач как дидактических средств развития умений самоконтроля;

3) осуществление субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействий учителя и учащихся.

6. Способ реализации заявленных в гипотезе исследования дидактических условий представлен нами в контексте процессно-системного подхода и характеризуется использованием различных методов, форм и средств для достижения цели, а также поэтапной их организацией.

7. Результаты формирующего этапа эксперимента свидетельствуют, что наиболее эффективно проблема развития у школьников умений самоконтроля решается путем реализации выделенного нами комплекса дидактических условий.

Проведенное нами исследование показало общедидактическую значимость внедрения результатов исследования в практическую деятельность. Вместе с тем, оно не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы и показывает необходимость более глубокого структурного и функционального анализа процессно-системной модели самоконтроля, исследования влияния ее межкомпонентных связей на сформированность у школьников умений самоконтроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-350с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. Альдерфер. Теория «ERG» // Писатели об организациях: Хрестоматия. Жуковский, 1992. — 111 с.
  4. А.Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи / Учащаяся молодежь и рынок: Сборник научных трудов. Зелена Гура- М., 1994.-С. 101−112.
  5. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Ба-долова, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — В 2 т. — 385 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. Кн. 1. — 59 с.
  7. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. — № 7. — С. 97−111.
  8. А.Я. Очерки по теории самовоспитания.- Фрунзе: 1961 .-19 с.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект.- М.: Педагогика, 1982 208 с.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  12. К.А. Организационно-дидактические условия формирования экономической культуры будущих учителей экономики и предпринимательства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 23 с.
  13. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект.-М., 1990.-204 с.
  14. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  15. В.А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях: Методические рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-40 с.
  16. В.А., Хлоповских О. Г., Щеблева С. В. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 41 с.
  17. Н.Ф. Повышение качества знаний школьников. Челябинск, 1976.-84 с.
  18. В.П. Основы теории пед. систем. Воронеж: Изд-во Воронежского пед. ин-та, 1983. — 150 с.
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Новая школа, 1995. — 37с.
  20. Беспалько В. Г1. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973 — 270 с.
  22. В.А. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-45 с.
  23. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  24. А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. 1965. — А. — № 7. — С. 34 37.
  25. В.В. Алгоритмические задания в самостоятельной работестудентов высшей школы: Дис. канд. пед. наук. -М, 1978. 180 с.
  26. В.А. К вопросу о «механизме» развития теоретического познания// Вестник Московского университета. Сер. 8. Экономика, Философия. — 1964. — 32 с.
  27. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. ML: Педагогика, 1983. — 96 с.
  28. JJ.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 75 с.
  29. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. 2-е изд. доп. и перераб. — Киев: Вища школа, 1985. -49 с.
  30. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 420 с.
  31. Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5−8 классов в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998.-20 с.
  32. Л. А. Дидактические условия повышения эффективности экономико-статистического обучения студентов экономических специальностей педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 21 с.
  33. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления советской психологии. М.: МГУ, 1966. — С.88−124.
  34. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Сер. 14. Психология. 1979. -№ 4. с. 54−63.
  35. Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития. //Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. — 39 с.
  36. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977.-Т. 3.-471 с.
  37. Ф. Теория ожидания // Управление людьми: Адаптивный русский перевод. Жуковский, 1992. — 62 с.
  38. М.Н. Менеджмент: Учебник М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.-423 с.
  39. . С. Философия образования для 21 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  40. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  41. И.В. Оценка качества в образовании: цель или средство? Материалы международной конференции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-133 с.
  42. Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 196с.
  43. Гудыма А. Г1. Усиление обучающе-развивающих возможностей текущего контроля знаний студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1981. -25 с.
  44. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 69 с.
  45. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  46. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. -224 с. 49 .Дураков И. М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогикавоспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МаГУ, 2001. -356 с.
  47. Е. О. Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 21 с.
  48. .П. Пути совершенствования методов обучения // Советская педагогика. 1965. — № 2. — С. 21.
  49. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. Взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения// Известия АПН СССР.-Вып. 115.-М.: АПН СССР, 1961.-89 с.
  50. Жарова J1.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 199 349 с.
  51. В.И. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента педагогического вуза: Монография/ Под ред. М. Е. Дуранова. Магнитогорск: МаГУ, 1999. — 116 с.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 156 с.
  53. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательский Дом Ореол-Лайн, 1998. — 192 с.
  54. JT.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-432 с.
  55. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Прогресс, АПН, 1961.-354 с.
  56. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике / Под ред. Н. М. Шахмаева. М., 1977. — С. 3−18.
  57. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986, — 200 с.
  58. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1971. 225 с.
  59. Л.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 216 с.
  60. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995. 175 с.
  61. И.В. Дидактические условия экономико-экологического обучения студентов экономических специальностей педагогических вузов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 19 с.
  62. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  63. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. — 98 с.
  64. Н.И. Логический словарь. М., 1971. — 450 с.
  65. В.И. Теоретические основы исследовательской подготовки педагогов колледжа: Монография. Челябинск: Челяб. фил. УГНОЦ РАО, 2000.-251 с.
  66. В.И. Теория самоуправляемого обучения как основа создания обучающей программы дистанционного обучения // Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения: Матер, науч.-метод, конф. Новосибирск: НИПК РО, 1996. — С. 56−58.
  67. .И. Учение процесс творческий: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989. — 75 с.
  68. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  69. Р.Ф., Силютшш О. Ф. Функции проверки и оценки вучебном процессе // Советская педагогика. 1980. — № 11. — С. 60−65.
  70. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.- 180 с.
  71. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: Изд-во ОЛБИС, 1997. — 218 с.
  72. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: 1985.- 180 с.
  73. Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  74. А.И. Влияние различных учебных ситуаций на продуктивность умственной деятельности старших школьников в зависимости от силы и уравновешенности нервных процессов // Вопросы психологии. -1978. -№ 1.-С. 10−11.
  75. С.А. Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 212 с.
  76. B.C. Содержание общего среднего образования. М.: Педагогика, 1980.-320 с.
  77. Н.С. Индивидуальные различия в способностях // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСП, 1959. — Т. 2. — 216 с.
  78. В.А., Ойзерман Г. И. Субъект, объект, познание. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  79. В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. сочинений. Т. 45. — 139 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 184 с.
  82. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должныбыть? М: Знание, 1978. — 46 с.
  83. Ъб.Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 130 с.
  84. Г. А., Савва Л. И. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 124 с.
  85. .Т. Философия воспитания. Спецкурс: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Прометей, 1995. — 170 с.
  86. ЛоккДж. Соч.: В 3 т. М., 1985. — Т. 3. — 412 с.
  87. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М., 1979. — 340 с.
  88. Ляудис В. Я, Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — С. 24−27.
  89. В.Н. Познавательный интерес и проблемное обучение // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С. 12.
  90. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990, — 94 с.
  91. Т.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в педагогических классах в условиях многопрофильной гимназии: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 189 с.
  92. С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиск. -Челябинск: ЧГУ, 1998. С. 17−18.
  93. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. — № 1. — С. 9−17.
  94. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  95. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 387 с.
  96. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1 989 218 с.
  97. М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1994. — 800 с.
  98. Могилевский В Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999.-251 с.
  99. В.М. и др. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 42−47.
  100. Э.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использования педагогического опыта // Советская педагогика. 1979. ~ № 2. — С. 4−13.
  101. А. Объяснение поведения человека на основе его потребностей // Управление людьми: Адаптивный русский перевод. Жуковский, 1992.- 156 с.
  102. А. Самоактуализация // Психология личности. Тесты. -М.: ИП, 1982.- 186 с.
  103. Наш А. Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челябинской обл. Фил. ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  104. А.Я. Культура делового общения. Челябинск: Изд-во ТОО «Версия», 1997.-256 с.
  105. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: ЧГАФК, 1996. — 143 с.
  106. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Южно-Уральск. книжное изд-во, 1993. — 240 с.
  107. Р.С. Психология. В 3 книгах. М., 1999. — Кн.1. Общие основы психологии. — 235 с.
  108. А.В. Активизация самостоятельной профессионально-познавательной деятельности студентов технического вуза как условие развития у них точности знаний: Дис. канд. пед, наук. Челябинск, 1999. — 167 с.
  109. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 89 с.
  110. Г. С. Самоконтроль человека. JI., 1989. — 267 с.
  111. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педвузов / В. А. Беликов. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 68 с.
  112. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
  113. Г. И. Эмпирическое и теоретическое: различие, противоположность, единство // Вопросы философии. 1989. — № 1. — С. 74−86.
  114. Е.К. Самостоятельная работа студентов как средство активизации интеллектуальной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Душанбе, 1978.- 160 с.
  115. Основы дидактики/ Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967.-72 с.
  116. И.П. Избранные труды / Под ред. М. А. Усиевича. М.: Наука, 1954.-418 с.
  117. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин, Т. Н. Малъковская, Е.П. Белозер-цев, В. А. Поляков, Д. М. Гришин. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  118. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М.: 1984.- 102 с.
  119. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: Педагогика, 1982. 361 с.
  120. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980 — 298 с.
  121. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Просвещение, Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  122. М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 17−26.
  123. З.И. Стимулирование как педагогический процесс// Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований иситории советской школы. Йошкар-Ола, 1972. — С. 45−58.
  124. Распопов В. М, Распопов В. В. Основы менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 227 с.
  125. В.М. Концепции менеджмента: Методические указания. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 38 с.
  126. В.М. Основы менеджмента: вопросы теории и практики выполнения лабораторных работ: Учеб. пособие для студентов вузов. -Магнитогорск: МГПИ, 1996. 112 с.
  127. В.М. Планирование и организация подготовки деятельности учителя технологии. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — С. 157.
  128. В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1989. — 55 с.
  129. В.М. Самоменеджмент предпринимательской деятельности: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 164 с.
  130. В.М. Система самоменеджмента предпринимателя: Метод. разработка. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 56 с.
  131. В.М. Теория и практика планирования и организации деятельности учителя технологии: вопросы перспективного планирования.-Магнитогорск: МГПИ, 1996. 181 с.
  132. В.М., Распопова Т. В. Модель управления и самоуправления педагогическими процессами: Материалы XXXVIII научной конференции преподавателей МаГУ. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — С. 88.
  133. В.М., РаспоповаТ.В. Процессно-системный подход к анализу педагогических явлений: Материалы XXXVI научной конференции преподавателей МГПИ. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — С. 102−103.
  134. В.М., Синицына О. Н. Контроль как функция процесса обучения// Наука-Вуз-Школа: Сб. науч. тр. молодых исследователей. Магнитогорск, 2000. Вып. 6. — С. 38.
  135. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-485 с.
  136. СЛ. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Тексты. М., 1982. — С. 18−24.
  137. Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания // Психологические исследования. М., 1970. — С. 38−46.
  138. З.П., Соломатин Н. А. и др. Менеджмент организации. М.: ИНФРЛ-М, 1995. — 230 с.
  139. В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя в процессе освещения педагогических инноваций. М.: Педагогический вестник, 1998. — 116с.
  140. В.Ю. и др. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 256 с.
  141. Н.Я., Сычкова Н. В. Непрерывное воспитание: Учебнометодическое пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1987. — 105 с.
  142. Г. С. Педагогические условия эффективности формирования экономического мышления у студентов колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 24 с.
  143. Дж. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. Спб., 1902.
  144. Т.А. Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курсов алгебры и начала анализа. Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 16 с.
  145. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. -Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.-21 с.
  146. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. 4.1. Системное видение образования. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994.- 167 с.
  147. ИМ. Психология поведения: Избранные психологические труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. — 320 с.
  148. О.Н. Дидактические условия формирования умений самоконтроля // Теория и практика подготовки учителя технологии и предпринимательства: Межвузовский сборник научных статей / Ред. В. И. Котелъникова, С. Н. Шайланов. Ульяновск, 2001. — С. 83.
  149. О.Н. Дидактические условия формирования умений самоконтроля школьников: Методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2001.- 14 с.
  150. О.И. Проблемы улучшения качества знаний // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: Педагогический университетский вестник Алтая. http: // bspu. secna. ru / Journal/ vestnik. html. — Барнаул, 2001.
  151. O.H. Точность как характеристика качества знаний учащихся // Ценностные приоритеты профессионального образования: Сб. матер, междунар. науч.-практ. конф. Казахстан. Чимкент: ЧГПУ, 2000 -С. 57−59.
  152. Н.А. Личность творческая, свободная, самостоятельная // Народное образование. 1993. — № 4. — С. 21−26.
  153. М.Н. Методология и методика пед. исследований. М.: Педагогика, 1986. — 169 с.
  154. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 340 с.
  155. Современный словарь иностранных слов. М.: Изд-во «Русский язык», 1993.-740 с.
  156. В.А. Педагогическая исследовательская рефлексия в системе формирования самооценочной деятельности будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 220 с.
  157. В.П. Что такое качество знаний? // Народное образование. М., 1972. — № 9. — С. 15−19.
  158. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: МГУ, 1983.-243 с.
  159. В.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 2.-357 с.
  160. .М. Практическое мышление // Хрестоматия об общей психологии: Психология мышления. -М.: МГУ, 1981. -400 с.
  161. Л.Н. В книге Гершунского Б.С. «Философия образования для 21 в.». М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 167 с.
  162. А.И. Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ, 2001.-23 с.
  163. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  164. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 173 с.
  165. А.В., Беликов В. А. Методические рекомендации по овладению умением учиться, самостоятельно приобретать знания. Челябинск: ЧГПИ, 1985.-39 с.
  166. Э.А. Курс менеджмента. М.: Изд-во «Зеркало», 1998. -318 с.
  167. В.П. Творчество в системе образования: Монография. -М.: Московский пед. ун-т, 1995. 219 с.
  168. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974. — Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. — 354 с.
  169. Философская энциклопедия/ Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1962. — Т. 2. — 347 с.
  170. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  171. В.В. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- С. 95−98.
  172. И.В. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрист, 1997.- 512 с.
  173. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. 2-ое изд., перераб. и доп. / Сосг. Алексеев П. В., Панин А. В. — М.: Проспект, 1998. — 576 с.
  174. Цурковский Я. И, Теория и практика исследования контрольных психических процессов у спортсменов //Учен. зап. Львовского институтафиз. культуры. Вып. 3.-Львов- ЛГИФК, 1958.- С.36−44.
  175. ИМ. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 76 с.
  176. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  177. А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967.-375 с.
  178. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160 с.
  179. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. М. 1988. — 208 с.
  180. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.-352 с.
  181. А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.- Л., 1948 — 134с.
  182. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — С. 12−14.
  183. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 — 96с.
  184. ИМ. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-384 с. 191 .Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Полиус, 1998.-639 с.
  185. М.Г., Петровский А. В. Психологический словарь. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 93 с.149
Заполнить форму текущей работой