Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены, обсуждены и получили одобрение на межвузовских научно-практических конференциях: «Современные научно-технические проблемы совершенствования и направления развития вооружений ПВО» (Ярославль, ЯЗРИ, 1999) — «Актуальные проблемы развития экономической теории, ее преподавания и совершенствования методологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Подготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений как педагогическая проблема
    • 1. 1. Особенности принятия решений в профессиональной деятельности офицера
    • 1. 2. Подготовка специалиста к принятию самостоятельных решений в структуре специального военного образования
    • 1. 3. Анализ подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений
  • Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений
    • 2. 1. Педагогические условия подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений
    • 2. 2. Система учебных задач в учебном процессе как педагогическое средство формирования подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений
    • 2. 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы

Подготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в политической и экономической жизни России, ее социальной сфере и, как следствие этого, пересмотр ранее существовавших подходов к обороноспособности страны и строительству Вооруженных Сил выдвинули на первый план необходимость выработки новых требований к офицерским кадрам, их профессиональной подготовке. Сегодня резко возросла потребность в специалистах, имеющих широкий военно-политический кругозор, глубокие военные, военно-технические и экономические знания, умеющих гибко и творчески мыслить, способных не только традиционно руководить подчиненными, но и самим активно участвовать в разработке проблем военной политики, строительстве Вооруженных Сил в соответствии с систематически уточняемыми доктриальными положениями и концептуальными взглядами на Вооруженные Силы России, обладающих знаниями, навыками и умениями принятия самостоятельных решений в военно-профессиональной деятельности. Однако, как известно, современный руководитель не может возникнуть сам собой как «природный талант» или сформироваться в результате какой-либо краткосрочной акции.

Учитывая то, что новое время потребовало от офицеров-экономистов глубоких знаний в широком объеме многих категорий экономики, финансов, военного дела, педагогики и психологии, широкого их переноса, гибкости мышления, самостоятельности и творчества в принятии профессиональных решений, составляющих основу успешной управленческой деятельности, принятие решений в профессиональной деятельности военного экономиста-руководителя все больше становится личностно-деятельностНым актом, в котором необходимо учитывать все многообразие условий обстановки, характера деятельности и личностных способностей (качеств) офицера.

Министр обороны ВС РФ, оценивая деятельность военных экономистов, на научно-практической конференции в военном финансово-экономическом университете в апреле 1999 года подчеркнул, что «финансово-экономическая служба еще недостаточно работает по вопросам финансово-экономического обоснования принимаемых решений и вносимых предложений и не приучает к этому других должностных лиц» [40].

Следовательно, существующая практика подготовки военных экономистов не обеспечивает в должной мере решения новых задач: необходимы планомерные усилия по организации обучения этой категории военных кадров с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным способностям и личным качествам управленцев, связанных прежде всего с их подготовленностью к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

Указанные обстоятельства подчеркивают насущную необходимость более углубленного изучения избранной нами проблемы. Есть основания утверждать, что имеются реальные неразрешенные противоречия, основное из которых проявляется в том, что признается вступление современной военной образовательной практики в эпоху личностной ориентации педагогических систем, тогда как профессиональная подготовка военного экономиста по-прежнему ориентируется на традиционную «знаниевую» парадигму.

Анализ проблемы подготовки выпускников военно-экономического вуза к профессиональной деятельности позволил зафиксировать объективно существующие противоречия, которые актуализируют проблему исследования.

Это противоречия:

— между новыми требованиями общества и армии к личности военного экономиста как руководителя с высоким уровнем творческой активности и самостоятельности в управленческой деятельности и низким уровнем подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности;

— между потребностью в специальной подготовке курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности и недостаточным уровнем необходимого для этого научно-методического обеспечения в вузе.

В соответствии с требованиями военной и военно-экономической практики и усиления внимания военной науки к проблемам подготовки офицеров всех специальностей к современной военно-профессиональной управленческой деятельности возникла необходимость исследования подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в будущей профессиональной деятельности как педагогического процесса.

Это обусловило постановку проблемы: каковы педагогические условия и средства подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений?

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих подготовку курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной управленческой деятельности.

Объект исследования: процесс подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия и средства подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что подготовка курсантов к принятию самостоятельных решений будет эффективна, если обеспечивается включенность курсантов в творческую учебную деятельность, которая способствует формированию у них управленческих способностей и инновационного видения способов решения учебных и профессиональных задач;

— формируется мотивация обучаемых в творческой учебной деятельности, сущность которой составляет ориентация курсантов на личностно-значимые результаты в подготовке к принятию самостоятельных решений и стремление осуществлять творческий подход к решению учебных задач для получения эффективных результатов собственной деятельности;

— используется система учебно-творческих задач, которая строится с учетом принципа вариативности, трансформации междисциплинарных связей и средств их решений и позволяет реализовать в учебно-воспитательном процессе функционально-деятельностный, личностно-ориентированный и проблемно-исследовательский подходы в подготовке курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений;

— осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие курсантов и преподавателей в процессе подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений при освоении системы управленческих и профессиональных знаний в форме учебно-творческих задач.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «самостоятельное решение офицера».

2. Выявить особенности подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

3. Разработать критерии и показатели подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений.

4. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие подготовку курсантов к принятию самостоятельных решений.

5. Определить эффективные педагогические средства подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений.

Исследование строилось с учетом директивных документов по реформированию государственного и военного образования, современных требований к организации учебно-воспитательного процесса в военных вузах.

Теоретической базой исследования явились:

— системный подход как методология научного познания социальных процессов (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.);

— теория управления и идеи подготовки руководителей к управленческой деятельности (Е.Е. Вендеров, А. В. Карпов, Н. С. Мангутов, Л. И. Уманский, Р. Х. Шакуров и др.);

— личностно-ориентированные концепции обучения и воспитания учащихся (В.В. Афанасьев, J1.B. Байбородова, О. С. Гребенюк, J1.B. Давыдова, М. И. Рожков, Г. Н. Кочетов, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.);

— идеи профессиональной подготовки военных кадров, которые предусматривают сочетание общественных и личных целей этой подготовки (А.В. Барабанщиков, И. В. Биочинский, В. В. Бондарь, С. П. Желтобрюх, М. И. Житницкий, В. П. Завойстый, JLA. Кандыбович, А. К. Кротов,.

A.Н. Пахомов, В. Ф. Перевалов и др.);

— положения о развитии творческого опыта обучаемых (В.И. Андреев,.

B.В. Афанасьев, И. Я. Лернер, М. М. Махмутов и др.).

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1991;1995гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался эмпирический материал, определялись методологические и методические подходы к проблеме. На этом этапе разрабатывались понятийный аппарат, гипотеза, программа опытно-экспериментального исследования.

На втором этапе (1995 — 1999 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась рабочая гипотеза и велась апробация комплекса средств, обеспечивающих реализацию организационно-педагогических условий подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

На третьем этапе (1999 — 2000 гг.) производилось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление диссертации, подготовка научно-теоретических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Ярославского высшего военного финансового училища (с 1 апреля 1999 года — Ярославского филиала Военного финансово-экономического университета). В исследовании использовались результаты опросов и наблюдений, проведенных в Военном финансово-экономическом университете, Костромском филиале Военного университета РХБЗ, Ярославском военном зенитном ракетном институте ПВО. Исследованием было охвачено 158 офицеров и 2340 курсантов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс методов. Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической, социологической, военно-педагогической и военно-научной литературы, документации учебно-воспитательного процессаанализ и синтез эмпирических данныхмоделированиесравнительно-логический анализретроспективный анализ собственной педагогической деятельности. Эмпирические: изучение и обобщение опыта подготовки курсантов к управленческой деятельностианкетирование, беседы, интервьюирование обучаемых и изучение отзывов на недавних выпускников военно-экономического вуза, социометрические методы, опосредованное и включенное наблюдение. Проводились опытная и экспериментальная работа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологией исследования, адекватной целям, предмету и задачам исследованиядлительному включенному наблюдениюсочетанием теоретического анализа и практической деятельности по исследуемой проблемерезультатами экспериментальной проверки основных положений диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

— определены критерии и показатели подготовленности курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности;

— выявлены педагогические условия подготовки военных экономистов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности;

— разработана система учебно-творческих задач профессиональной направленности, способствующая развитию у курсантов нешаблонного, неординарного мышления и формированию у них способностей, характеризующих подготовленность к принятию самостоятельных решений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— рассмотрены сущность понятия «самостоятельное решение офицера» и специфика подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности;

— обоснована непрерывность и многоуровневость подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений;

— охарактеризованы особенности управленческой деятельности военных экономистов и установлена зависимость ее эффективности от подготовленности выпускников военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что реализация комплекса педагогических условий и средств подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений позволяет преодолевать существующие недостатки в подготовке военного специалиста-руководителя и максимально снизить период адаптации выпускников вуза к профессиональной управленческой деятельностиперейти от предметоцентристских и случайных влияний на этот процесс к обоснованному управлению им.

Разработаны учебные и методические материалы, обеспечивающие подготовку курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решенийсоставлен комплекс учебно-творческих задач, которые могут использоваться при изучении дисциплины «Тактика Сухопутных войск» .

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены, обсуждены и получили одобрение на межвузовских научно-практических конференциях: «Современные научно-технические проблемы совершенствования и направления развития вооружений ПВО» (Ярославль, ЯЗРИ, 1999) — «Актуальные проблемы развития экономической теории, ее преподавания и совершенствования методологической подготовки военных финансистов-экономистов» (Ярославль, ЯВФВУ, 1997) — «Актуальные проблемы и перспективы подготовки военных кадров в современных условиях» (Москва, 1998) — на межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы в области психологии «(Ярославль, ЯГУ, 1997) — на межвузовской научно-методической конференции «Проблемы повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах» (Ярославль, ЯВЗРКУ, 1997) — на научно-педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому «Педагогическое образование в современных условиях» (Ярославль, ЯГПУ, 1997) — в «Школе молодых ученых» (Ярославль, ЯГПУ, 1997 и 1998) — в научной дискуссии на страницах журнала «Армейский вестник» (Москва, 1998).

На защиту выносятся:

1. Особенности подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности, определяемые социальным статусом выпускника военно-экономического вуза и как военного экономиста, и как военного руководителяспецификой деятельности военных экономистов, которая характеризуется многоплановостью и неординарностью решаемых в новых экономических условиях задач.

2. Критерии подготовленности курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений: личностно-позиционный, когнитивный, мотивационный и деятельностно-практический, а также показатели, их характеризующие.

3. Комплекс педагогических условий подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений: обеспечение включенности курсантов в творческую учебную деятельностьформирование у курсантов мотивации в творческой учебной деятельности, стимулирование творческих подходов к решению учебных задачосвоение системы управленческих и профессиональных знаний в форме учебных задач, позволяющих осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие курсантов и преподавателейиспользование системы учебно-творческих задач для обеспечения перманентности и управляемости процесса подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

4. Система учебно-творческих задач, представляющая совокупность взаимосвязанных задач, построенных на принципах вариативности, трансформации междисциплинарных связей и средств их решения, как комплексное педагогичес5кое средство, позволяющее реализовать в учебно-воспитательном процессе функционально-деятельностный, личностно-ориентированный и проблемно-исследовательский подходы в подготовке курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

5. Этапы подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений в ходе учебно-воспитательного процесса: ориентировочный, репродуктивный, эвристический и исследовательский.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Подготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений тесно связана с его развитием как личности. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Вместе с тем в результате целенаправленного воздействия на обучаемых со стороны командного и профессорско-преподавательского состава вуза профессиональные качества в процессе обучения курсанта начинают оказывать влияние на формирование личности. Успехи в профессии (учебной деятельности) стимулируют личность и активизируют формирование способностей, определяющих подготовленность курсанта к принятию самостоятельных решений.

2. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений, являются: обеспечение включенности курсантов в творческую учебную деятельностьформирование у курсантов мотивации в творческой учебной деятельности, стимулирование творческих подходов к решению учебных задачосвоение системы управленческих и профессиональных знаний в форме учебных задач, позволяющих осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие курсантов и преподавателейиспользование системы учебно-творческих задач для обеспечения перманентности и управляемости процесса подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

3. Реализация в учебно-воспитательном процессе педагогических условий подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений тесно связана с использованием в обучении системы учебно-творческих задач. Система учебно-творческих задач, представляющая определенную совокупность взаимосвязанных задач, построенных на принципах вариативности, трансформации междисциплинарных связей и средств их решения, способствует повышению уровня профессиональной подготовки курсантов к управленческой деятельности, позволяет реализовывать в учебно-воспитательном процессе функционально-деятельностный, личностно-ориентированный и проблемно-исследовательский подходы в профессиональной подготовке будущих военных экономистов. Она подразумевает рефлексию обучаемыми своих действий и выступает как комплексное педагогическое средство формирования и развития у курсантов управленческих способностей, характеризующих их подготовленность к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

4. Основным показателем подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности является уровень подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений, который характеризует развитие у курсантов комплекса управленческих способностей.

5. Итоги опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что целенаправленное использование в учебно-воспитательном процессе комплекса педагогических условий и средств подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений способствует удовлетворению потребности в развитии интеллекта и креативности обучаемых, необходимых для вхождения в пространство современной профессиональной деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование было направлено на разработку педагогических основ подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в будущей военно-профессиональной управленческой деятельности.

В ходе изучения установлено, что понятия «самостоятельное решение» и «подготовка курсантов к принятию самостоятельных решений» многогранно и может рассматриваться в различных аспектах: социальном, психологическом и педагогическом.

На основе анализа исторического, зарубежного и отечественного опыта выявлена роль подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений в общей структуре специального военного образования.

С учетом современных экономических реалий в стране и особенностей функционирования Вооруженных Сил определена специфика подготовки будущих военных экономистов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности.

Доказано, что принятия решений является определяющим фактором любой управленческой деятельности. Подготовка к принятию самостоятельных решений рассматривалась как целостная психолого-социально-педагогическая система и исследовалась она в трех взаимосвязанных аспектах: психологическом, социальном и педагогическом.

В диссертации обоснованы подходы в подготовке курсантов к принятию самостоятельных решений, которые повышают ее педагогическую эффективность, стимулируют учебную творческую активность обучаемых.

Проанализированы общая структура принятия управленческих решений, их классификация и этапы принятия. Выявлены характерные виды управленческих решений, наиболее отвечающие управленческой военно-экономической деятельности.

Исходя из проблемы и предмета исследования, соблюдая структуру общего феномена управленческой деятельности, подготовка курсантов военноэкономического вуза рассмотрена как личностно-деятельностная подготовка. В ходе исследования обоснованы и экспериментально проверены критерии и показатели, по которым можно судить о педагогической эффективности формирования подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений в будущей профессиональной деятельности: личностно-позиционный, когнитивный, мотивационный и волевой. Необходимость непрерывной многоуровневой (поэтапной) подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений обусловлена: сложностью и многогранностью данного процессавозросшими требованиями к управленческой деятельности военных экономистовбольшим количеством неопределенностей при принятии ими самостоятельных решенийнеобходимостью формирования инновационного и творческого потенциала будущего офицера-экономиста.

Теоретический анализ и длительное изучение подготовки курсантов военно-экономического вуза к профессиональной управленческой деятельности позволили сконструировать и экспериментально апробировать модель подготовки курс антов к принятию самостоятельных решений. С позиций концепций, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход к управленческой деятельностипоэтапное формирование учебных знаний, умений и навыковтворчество и самостоятельность как важнейшие факторы самореализации личности в учебной деятельности, пересмотрены взгляды на этот процесс и педагогическое управление им.

Обоснован и экспериментально подтвержден комплекс педагогических условий и средств, при которых обеспечивается формирование подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений.

В ходе комплексного изучения проблемы, как педагогическое средство формирования подготовленности курсантов к принятию самостоятельных решений определена система учебно-творческих задач, а решение их в ходе учебно-воспитательного процесса — как необходимое педагогическое условие обеспечения данного процесса.

Проведенное исследование подтвердило в целом выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Важным фактором социального становления и быстрой адаптации выпускников военно-экономического вуза в профессиональной деятельности является их подготовленность к принятию самостоятельных решений. Вследствие этого подготовка курсантов к принятию самостоятельных решений должна стать важнейшей целевой функцией военно-экономического вуза. Социально-психологический аспект этого процесса определяется личностно-деятельностным подходом к обучению курсантов в вузе и формированием у них потребности в самооценке управленческих знаний, умений и навыковвыходом на личностно-значимые результаты в своей деятельности.

2. Важная роль в подготовке курсантов к принятию самостоятельных решений отводится принципу предметно-методологической адекватности, который означает, что каждому уровню подготовленности должен соответствовать уровень сложности решаемых курсантами учебно-творческих задач.

3. Подготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности — это целенаправленная, сознательная, личностно-значимая деятельность. Результатом такой подготовки является подготовленность курсантов к принятию самостоятельных решений, которая характеризуется следующими критериями: личностно-позиционным, когнитивным, мотивационным и деятельностно-практическим.

4. Процесс формирования у курсантов военно-экономического вуза подготовленности к принятию самостоятельных решений включает несколько этапов: ориентировочный, репродуктивный, эвристический, исследовательский и рассматривается как перманентный, переходящий от педагогически управляемого мотивационно-установочного (ориетировочного) к самоуправляемому (исследовательскому) этапу.

5. Механизм подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности будет представлять набор средств-операций, направленных на формирование у курсантов подготовленности к принятию самостоятельных решений: выбор учебно-творческих задач в соответствии с уровнем подготовленности курсантов к их решению, определение способов решения задач, их решение, анализ способа и творческого компонента решения.

6. Необходимыми педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений, являются: включенность курсантов в творческую учебную деятельностьформирование у курсантов мотивации к творческой учебной деятельностиосвоение системы управленческих и профессиональных знаний в форме учебных задачиспользование системы учебно-творческих задач для обеспечения перманентности и управляемости процесса подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений и формирования у них управленческих способностей.

7. Комплексным дидактическим средством подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений является система построенных на принципах вариативности, трансформации междисциплинарных связей и средств решения учебно-творческих задач, выполняющая мотивационную, познавательную и развивающую функции в процессе подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений.

Исследование проблемы подготовки курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности является продолжением разработки положений о подготовке будущих офицеров к управленческой деятельности. Проведенное исследование позволило разработать методические рекомендации, которые используются при организации подготовки курсантов к принятию самостоятельных решений на военно-специальных кафедрах и в целом в учебно-воспитательном процессе военно-экономического вуза, способствует повышению качества подготовки выпускников к управленческой деятельности и их быстрейшей адаптации к профессиональной деятельности.

Исследование показало целесообразность дальнейшего изучения проблемы в следующих аспектах: формирование у курсантов в ходе подготовки к управленческой деятельности готовности к самосовершенствованиюусловия педагогического регулирования подготовки курсантов к профессиональной управленческой деятельности на основе диагностики специальных управленческих способностей в ходе учебно-воспитательного процессаподготовка курсантов к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности, занимающихся по индивидуальным планам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: методические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263с.
  2. Активные методы обучения // Сборник научных статей. Л.: 1987. 108с.
  3. АлтунинАА. На службе отечеству. М.: Воениздат, 1985. 560с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335с.
  5. В.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ. 1968. 339с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан унта, 1988. 238с.
  7. В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань.: 1992. 208с.
  8. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. с.21−29
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158с.
  10. Ю.Афанасьев В. В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Дис.. в виде научного доклада на соискание учёной степени доктора пед. наук. Ярославль. 1997. 61с.
  11. П.Афанасьев В. В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач: автореф. дис.. доктора пед. наук. 1997. с. 58.
  12. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368с.
  13. В.М., Зараковский Т. М., Королёв Б.А./под редакцией Ломова Б. Ф. М.: Воениздат, 1983. 224с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254с.
  15. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: 1982. 192с.
  16. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Я.: ЯГПИ, 1998.
  17. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: учебное пособие. Я.: ЯГПИ, 1991. 111с.
  18. Л.В. и др. Изучение эффективности воспитательной системы школ. Псков, 1994. 91с.
  19. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. М.: Воениздат, 1968.
  20. А.В., Демин В. Г. О закономерностях педагогического процесса. М.: ВПА. 1967.
  21. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985.
  22. А.В., Фесенко И. Ф. История советской военной психологии. М.: ВПА, 1983.
  23. Г. И., Шамова Т. И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения // Советская педагогика. 1980. № 8. С. 69 75.
  24. О. Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук, 1985. 24с.
  25. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1988. № 1. С. З 8.
  26. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров высших училищ Сухопутных войск: дис. .канд. пед. наук. Казань. 1993.
  27. Боевой устав Сухопутных войск, часть II. (батальон рота). М.: Воениздат, 1989. 463с.
  28. С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины 19-начала 20 века: дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА 1992. 214с.
  29. Введение в научное исследование по педагогике./ Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239с.
  30. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. / Фролов И. Г., Араб-Оглы З.А. и др. М.: Политиздат, 1989. ч. 2. 639с.
  31. Е.Е. Некоторые социально-психологические проблемы оценки деловых качеств руководителей научных подразделений. // Оценка деятельности научных инженерно-технических работников и улучшение их использования. М.: 1973. С.77−82
  32. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: 1969.
  33. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика. 1969. 59с.
  34. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. 530 с.
  35. В.И. Военно-педагогиченские качества офицера и пути их формирования. М.:ВПА. 1971.
  36. И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности. JL: 1974. С.77−87
  37. Н.П. К вопросу о методах оценки организаторских способностей // Вестник МГУ: Экономика, философия, права, 1986.
  38. С.В. Русский офицерский корпус. М.: 1993. 112с.
  39. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /под ред. Т. И. Шамовой. М.: Просвещение, 1981. 190с.
  40. Вступительное слово Министра обороны РФ // Материалы научно-практической конференции «Финансово-экономические проблемы военного строительства в современных условиях» от 26 27.4.99 г. М.: Изд-во ВФЭУ, 1999. С.2−10
  41. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  42. JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519с.
  43. JI.E. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студента университета: дис.. канд. пед. наук. Кемерово.: 1998. 248с.
  44. Ю., Колесников А. Школа российского офицера. М.: Воениздат, 1993. 106с.
  45. П.Я. Развитие исследований и формирование умственной деятельности // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  46. Ф. Психология управления. М.: 1982.
  47. . С. Прогностика управленческих решений в образовании // Педагогика, 1988. № 1. С. 50−56.
  48. И.В. Целеполагание и интеллектуальная творческая деятельность // Интеллектуальные системы и творчество. Новосибирск, 1990. ч.1. С.62−64
  49. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: Изд-во ВПА, 1983. 341с.
  50. О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986. 48с.
  51. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: 1970. 176с.
  52. Г. А. Профессиональная предрасположенность и её формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.
  53. Л.В. Педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений у студентов технолого-экономического факультета педагогического вуза: дис. .канд. пед. наук. Комсомольск -на-Амуре, 1997. 179с.
  54. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. 64с.
  55. М.И. Психология высшей военной школы. Минск .: 1971. 383с.
  56. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956. 688с.
  57. В.В., Конторов Д. С. Идеи, алгоритмы, решения. М.: 1972.
  58. И.Ф., Петров В. П. «Профессиоцентрический» и «антропоцентрический» подходы к определению профессинальной пригодности специалиста. М.: Экономика, 1975.
  59. Дюре Ласаль О звании генерала. СпБ.: 1815. 496с.
  60. В. А. Развитие личности и психология творчества // Психологический журнал. 1991. № 5.
  61. Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя, автореф. .дис. канд. псих, наук. Л.: 1975.
  62. З.Ф. Психология высшей школы. Минск.: 1981. 383с.
  63. С.П., Завойстый В. П. Педагогическое мастерство преподавателя высшего военного учебного заведения. Ярославль.: Изд-воЯВВФУ, 1998. 152с.
  64. С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1996. 137с.
  65. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: дис.. .канд. пед наук. М.: 1986.
  66. М.И. Некоторые проблемы подготовки будущего офицера в высших военных учебных заведениях. Л.: 1984. 56с.
  67. А.Л. Об изучении личности руководителя производственного коллектива// Проблемы психологии личности. М.: 1982. С.74−82.
  68. А.Л. Социально психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Прогресс, 1983.
  69. Ю.М. Процессы принятия решений на сенсорно -перцептивном уровне // Проблемы принятитя решений. М.: 1976. С.33−39
  70. С.И. Андрогогика: становление и пути развития. М.: Педагогика, 1995. 204с.
  71. В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986. 160с.
  72. Р.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов в процессе проведения практических и семинарских занятий // Вопросы обучения и воспитания студентов. Куйбышев.: 1974. № 7. С.58−59
  73. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950 1990): автореф. дис. .докт. пед. наук. Казань, 1993. 41с.
  74. Т.А. Структурно системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике: Сб. научн. работ / Под ред. Н. М. Шахмаева. М.: 1997. С.3−18
  75. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание, 1968. Вып. 1. 60с.
  76. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. С.34−97
  77. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: 1981.
  78. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВНП, 1980. 260с.
  79. А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. Новосибирск, 1991. 264с.
  80. А.И. Современная высшая военная школа: Состояние, проблемы и перспективы развития. Новосибирск, 1991. 127с.
  81. JI.A. Проблемы профессиональной готовности курсантов // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск.: Народная асвета, 1982, С.49−58
  82. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль.: 1988.
  83. А.В. Психология менеджмента. М.: Гароаки, 1999. 584с.
  84. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. М.: 1991.
  85. А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: 1998.
  86. А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности: дис.. докт. психол. наук. Ярославль.: 1993. 423с.
  87. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. .докт. психол. наук. СПб.: 1992. 36с.
  88. М. Дж. Ранговые корреляции. М.: Просвещение, 1975.
  89. В.И., Рябчук В. Д. Психология решения командира. М.: Воениздат, 1976. 206с.
  90. Д. Психологическая теория решений. М.: 1979. 504с.
  91. Концепция военной реформы, М.: МО РФ, 1997. 18с.
  92. П.В. Идея как форма мышления. Киев.: 1963.
  93. Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений. // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  94. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль.: 1974. 74с.
  95. A.M. Кому быть офицером? // Морской сборник, JL: 1982, № 5. С.5−9
  96. A.M. Проблемы профессионального отбора и подготовки курсантов в военно-морских учебных заведениях // Военная мысль, 1983, № 2, С.61−83
  97. Г. Н. Соответствие способностей человека видам деятельности и пути профессионального отбора // Советская педагогика, 1972. № 6, С.35−51
  98. С.В. Особенности формирования организаторских умений у студентов технического вуза: дис. канд. псих. наук. JL: 1979.
  99. В.В. Методология педагогичесского исследования. Самара.: Изд-во Сам. ГПИ, 1994, 165с.
  100. Л.Д. Изучение эффективности управляющей деятельности: дис. канд. псих. наук. Л.: 1997.
  101. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: 1970.
  102. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: «Ось-89», 1997. 304с.
  103. Т.А. Дидактические основы формирования научного мышления старшеклассников: дис.. канд. псих. наук. Липецк.: 1994. 139с.
  104. Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: 1981.
  105. И. Эффективность управленческих решений. М.: 1975.
  106. Клаузевиц. О войне, т.1, Изд.4. М.: Воениздат, 1937. 987с.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. т.2
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с.
  109. А.Н. Психология общения. Тарту.: 1974.219с.
  110. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 184с.
  111. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.
  112. В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учеником как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М.: Педагогика, 1983. С.64−73
  113. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности/Под ред. В. А. Ядова. Л.: 1983. 176с.
  114. А.С. О моем опыте.// Пед. соч.: в 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. т. 4. С. 248−266
  115. А.С. Сочинения в 7т., т.4. М.: Изд-во АПН, 1984. 448с.
  116. Н.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. 312с.
  117. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Педагогика, 1990. 84с.
  118. Материалы выступления министра обороны РФ перед профессорского преподавательским составом Ярославского ЗРИ ПВО, 1999
  119. А.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С.170−186
  120. М.М. Организация проблемного обучения в школе. М.: 1977. 240с.
  121. Л.Е. Формирование готовности курсантов вузов Сухопутных войск к руководству подразделениями (на опыте преподавания военных дисциплин): автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: 1975.
  122. Е.Н. Развитие психологической диагностики профессиональной пригодности в СССР // Психологический журнал, 1983. т.4, № 3.
  123. JI.B. Педагогические основы управления первоначальной профессиональной подготовкой военных летчиков в многопрофильном вузе: дис. канд. псих. наук. Липецк.: 1998.
  124. Э. Принять решение, но как? М.: 1987. 192с.
  125. И.Б. Системный стиль мышления. -М.: Знание, 1986. 64с.
  126. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. М.: Высшая школа, 1986. 288с.
  127. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автореф. дис. .канд. псих. наук. М.:1984. 24с.
  128. А.Н. Педагогические условия формирования качеств руководителя у курсантов военно-экономического вуза: дис.. канд. пед. наук. Ярославль.: 1996. 155с.
  129. В.Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными // Военная мысль, 1994, ,№ 3.
  130. В.П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсантов вуза: дис.. канд. псих. наук. М.: 1984.
  131. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: 1984.
  132. А.И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии, 1985. № 5.
  133. Д. Как решить задачу. М.: Учпедиз, 1959. С. 200−204
  134. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: 1957.
  135. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974.
  136. М.И. Десять проблем управления. М.: 1993.
  137. М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности М.: Высшая школа. 1988.
  138. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань.: Татар, кн. изд-во, 1987. 119с.
  139. М.И., Трегубова Т. М. Подготовка учащихся к управленческой деятельности: методическое пособие. М.: 1994.
  140. А.Т. Психологические предпосылки формирования профессиональной подготовки в вузе. Минск.: Народная асвета, 1982. С.42−48
  141. А.Т. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров. М.: Воениздат, 1982.
  142. С.А. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416с.
  143. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: 279с.
  144. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 95с.
  145. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. 200с.
  146. Советский энциклопедический словарь. М.: 1990. 226с.
  147. Т.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.: 1985. 78с.
  148. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 334с.
  149. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1975. 343с.
  150. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1988. 65с.
  151. ТарлеЕ. Наполеон. М.: 1941.
  152. .М. Ум полководца. // Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961.
  153. Ю.А. Управленческое решение. М.: Наука, 1972.
  154. Л.И. Психология организаторский деятельности школьников. М.: 1980. 160с.
  155. Устав полевой службы. Спб.: 1912. 288с.
  156. К.Д. Соч. т. 10. М.: изд-во АПН РСФСР, 1953.
  157. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  158. М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1984. 497с.
  159. И.Ф. Развитие личности и целостность учебно-воспитательного процесса // Советская педагогика, 1985. № 7. С.32−37.
  160. З.А. Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников в научных обществах. Казань.: 1975.202с.
  161. X. Мотивация и деятельность. М.: 1986.
  162. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л.: изд-во ЛГУ, 1986. 161с.
  163. Э.С. Социально-психологические проблемы инженерного клиринга // Психологический журнал, 1982. т. З, № 3. С.63−69
  164. B.C. Этапы деятельности учителя и учащегося в процессе обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: 1982. № 1(39). С.36−39
  165. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185с.
  166. В.Д. Способности и деятельность. М.: 1995.
  167. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 208с.
  168. Т.И. и др. Оценка управленческой деятельности руководителям школы: Метод, пособие. Вологда.: 1995. 73с.
  169. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. 248с.
  170. Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров воздушно-десантных войск: автореф. дис. .докт. пед, наук. Ярославль, 1999. 38с.
  171. А.Ф. Вопросы психологии в управлении войсками. М.: Воениздат, 1973. 196с.
  172. С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: 1975. 194с.
  173. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. 80с.
  174. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391с.
  175. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов в учебной, служебной и общественной деятельности в условиях вуза: Дис. канд. пед. наук. 1992. 131с.
  176. United Sfateg Armu War College. 1989. 30p.
  177. Laufbahnem der offiziere. Bonn. 1989. 125s.
  178. The Air Force Academy. Colorado Springe. 1990 p. 1 156.
  179. Stanislav Schorm. What do the Commahders and of students of Military Shools in Europe mean about Military Education? // The joornal of Slavic Military Studees. 1996. Vol. № 1. p. 55−68.
  180. Gwendolyn Stevens. Military Academits alg ingtruments of Yaliue Chenge // Armed Forces and Socieity. 1994. Vol. 20. № 3. p. 473 494.
  181. Bernd Pfeiffer. Durechgekampf // Truppenpraxis / Wehrausbilidunge (ФРГ). 1996. № 3. s. 179−194.136
Заполнить форму текущей работой