Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности: В системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют системно-синергетический подход, ориентированный на выделение прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым и переменнымличностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальной личности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.с
  • Глава 1. Теоретико-концептуальные аспекты организации курсовой подготовки и переподготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности как педагогическая проблема
    • 1. 1. Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности преподавателей ССУЗ в период социально-политических и социально-экономических преобразований и модернизации образования в РФ. с
    • 1. 2. Современные концептуальные подходы к воспитанию студентов средних специальных учебных заведений. с
    • 1. 3. Содержание требований к профессиональной готовности преподавателей ССУЗ в воспитательной деятельности. с
  • Глава 2. Педагогические условия реализации профессиональной курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности
    • 2. 1. Разработка содержания и структуры базисного компонента подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности, адекватной современным требованиям общества и государства. с
    • 2. 2. Повышение уровня психолого-педагогической культуры как фактор подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности. с
    • 2. 3. Использование активных форм и методов формирования творческой активности у преподавателей ССУЗ в процессе курсовой подготовки к воспитательной деятельности. с
    • 2. 4. Результаты эксперимента. с

Профессиональная подготовка преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности: В системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время система отечественного образования переживает радикальные изменения и находится на пути поиска новых форм улучшения подготовки специалистов. По мере модернизации экономики и общества все больше возрастает роль институтов постдипломного образования, центров повышения квалификации и переподготовки. При современных запросах рынка роль и значение звена непрерывного образования будет возрастать, т.к. умения и навыки быстро обесцениваются и изменяются потребности современного педагога.

В силу особенностей контингента, нуждающегося в совершенствовании профессионального мастерства, переподготовке, удовлетворении общекультурных потребностей, образование педагогов относительно автономно. Ему противопоказана жесткая регламентация «сверху». Деятельность институтов, занимающихся переподготовкой, повышением квалификации и т. д. эффективна в той мере, в какой она удовлетворяет запросы современных педагогов.

В новых социальноэкономических условиях все чаще приходится говорить о возрастающей роли «совмещенного способа жизнедеятельности» (Л.И.Анциферова), когда образование выступает в качестве органического компонента жизненных отношений личности к миру. В итоге возрастает значение «человекообразующей» функции образования в саморазвитии личности. В этом плане особую роль приобретает содержание образования, т. е. совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную компетентность специалистов. Приобретаемые знания и формирующиеся на их основе умения содействуют развитию личности преподавателя в той мере, в какой они:

— соответствуют его запросам (личностно значимы) — -знакомят с новейшими достижениями науки в той или иной сфере профессиональной деятельности;

— могут быть применены в предметно — практической деятельности;

— интегративны и глобальны в связи с тем, что педагог в жизни встречается не с учебными предметами, а с проблемами, для решения которых необходим «надпредметный» комплекс знаний и умений;

— обеспечивают оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний, поскольку быстрее стареют знания, относящиеся к узкой специализации, медленнее — теоретические;

— носят проблемный, открытый характер.

Все это усложняет деятельность образовательных учреждений: становится все труднее разрабатывать учебные программывозникает необходимость в быстром эффективном обучениисодержание направлено не столько на совершенствовании конкретных профессиональных знаний и умений, сколько на развитие ключевых компетенций (умение разрешать проблемы, креативность, коммуникабельность, готовность учиться и т. д.).

В настоящее время общепризнанным является и тот факт, что возрождение и совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса является одним из ведущих направлений системы образования, всех социальных институтов государства и общество, поэтому требуется серьезное экспериментирование по созданию обновленного содержания педагогического образования.

Анализ современной научной литературы и педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что современный учитель сегодня находится в условиях «информационного бума», в центре огромного потока информации, вследствие чего перед ним встает проблема ориентации и отбора информации, пересмотра своей профессиональной «Я-концепции», прежних форм и методов работы. Одной из важнейшей проблем, с которой сталкивается современный преподаватель, является проблема организации и построения действенной системы воспитательной работы. Проблема заключается также в том, что формы повышения квалификации, существующие в системе профессионального образования, больше ориентированы на подготовку педагогов в области образовательных технологий, юридической осведомленности и других проблем, а проблема воспитания особо не выделяется. На наш взгляд, проблема заключается в противоречии, которое обнаруживается, с одной стороны, в осознании необходимости владения современными концепциями, технологиями, методами воспитания, а с другой — с отсутствием единой программы подготовки преподавателей к воспитательной деятельности в процессе повышения квалификации.

За последние годы выполнен значительный объем исследований, посвященных профессиональной подготовке специалистов. Различные аспекты формирования профессиональной компетентности педагога освещены в работах многих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов, социологов — J1.M. Аболина, В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, Л. И. Анциферовой, С. Г. Вершловского, Л. А. Воловича, В. Ф. Габдулхакова, Р. Х. Гильмеевой, Г. И. Ибрагимова, Р. А. Исламшина, B.C. Леднева, А. К. Марковой, В. Ш. Масленниковой, Г. В. Мухаметзяновой, З. Г. Нигматова, Э. М. Никитина, В. А. Сластенина, Р. Х. Шакурова. Однако теоретико-методологические основы реализации целостной модели подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной работе в процессе повышения квалификации недостаточно разработаны и исследованы. Анализ литературы и практики позволил конкретизировать противоречия процесса реализации повышения квалификации преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности в системе непрерывной профессиональной курсовой подготовки. А именно:

— между интегративным характером содержания профессиональной деятельности преподавателя ССУЗ и неадекватностью содержания и структуры профессиональной готовности преподавателей к воспитательной деятельности;

— между недостаточностью теоретической разработанности проблемы организации воспитательной деятельности в системе профессионального образования и практического внедрения имеющихся концептуальных положений современной идеологии воспитания.

Названные противоречия указывают направление и позволяют обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности профессиональной курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности.

В рамках этой проблемы объектом исследования является процесс повышения профессиональной квалификации преподавателей ССУЗ в области воспитания.

Предмет исследования: педагогические условия совершенствования профессиональной курсовой подготовки преподавателей к воспитательной деятельности в ССУЗ.

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий профессиональной подготовки преподавателей к воспитательной деятельности в ССУЗ.

Цель исследования, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу: профессиональная подготовка преподавателя ССУЗ к воспитательной деятельности в процессе повышения квалификации будет эффективной при реализации следующих условий: разработка и внедрение содержания профессиональной курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности, адекватной современным требованиям к воспитанию в обществе и государствеиспользование в курсовой подготовке активных форм и методов формирования творческой личности преподавателя с целью переноса их в будущую профессиональную деятельность педагога. повышение уровня психолого-педагогической культуры как фактора готовности преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности.

Достижение цели исследования в контексте выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

1. На основе теоретического и практического анализа проблемы выявить современные концептуальные положения об организации воспитательной деятельности в ССУЗ.

2. На основе современных требований к воспитанию определить уровень готовности преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности на современном этапе.

3. Выявить педагогические условия эффективности профессиональной курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности.

4. Выявить критерии готовности преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности.

Методологической основой исследования является философское понимание сущности человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности- 1уманистическая аксиология, в которой человек — высшая ценность и самоцель общественного развитиядиалектическое учение о развитии противоречий.

Методологическую основу исследования составляют системно-синергетический подход, ориентированный на выделение прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым и переменнымличностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальной личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважениедеятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельностьаксиолого-отношенческий подход, означающий воспитание и формирование личности, происходящие путем включения ее в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию и укреплению социальных отношений на основе личностной композиции социально-ценностных отношений, полисубъектный подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствованиякультурологический подход, который задает социально-гуманистическую программу деятельностиантропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания.

Теоретическую базу исследования составили труды по теории личности, ее развитию, различные аспекты которых разрабатывались в трудах П. П. Блонского, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н. Леонтьева и др.

Исследование опиралось на разрабатываемые в педагогике идеи целостности учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько, М. А. Данилов, B.C. Ильин), педагогики творческого саморазвития (В.И. Андреев, А. А. Кирсанов, П.Н.Осипов), личностно-целостного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), приоритетные направления теории проблемно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, М.И. Махмутов), методологические положения проектирования содержания образования (B.C. Леднев, Г. И. Ибрагимов), развитие личности в системе непрерывного образования (С.Г. Вершловский, Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, В.Ш.Масленникова), национально-региональную концепцию содержания образования в системе повышения квалификации работников образования (Р.А. Исламшин), модель профессионального самоопределения преподавателя и повышения уровня профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации (М.Ф. Скрип-ниченко, Р.Х.Гильмеева), теоретические основы формирования педагогического мониторинга (Л.П. Качалова, А.А. Орлова).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась Казанском техникуме легкой промышленности, Казанском кооперативном техникуме, Казанском государственном профессионально-педагогическом колледже, Набережночелнинском медицинском колледже, Нижнекамском политехническом колледже.

В работе применялись следующие методы исследования:

— теоретический (системно-логический) анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования;

— системно-структурный анализ учебных планов и образовательных программ;

— методы опытно-экспериментальной проверки: констатирующий, поисковый и формирующий эксперимент;

— анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, экспертная оценка;

— методы математической статистики и компьютерной обработки данных.

Эффективность проведенной работы определялась результатами опросов преподавателей и оценкой авторских моделей построения воспитательной работы в определенной группе.

Основные этапы исследования.

Исследование велось с 1999 по 2004 гг.

Первый этап -1999;2000гг. — изучение сложившейся практики организации учебного процесса в системе повышения квалификации. Анализ системы повышения квалификации и переподготовки позволил выявить их инвариантные и специфические идеи о профессиональном развитии педагога в процессе повышения его квалификации.

Второй этап — 2001;2002 гг. — подготовка методологической основы и теоретической базы исследования, анализ философской, психологической и педагогической литературы. Формирование идеи о роли педагогических условий в повышении готовности педагога к воспитательной деятельности в системе курсовой подготовки. Анализ содержания, форм и методов обучения, образовательных программ и учебно-тематических планов курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки на предмет их соответствия современным запросам и потребностям преподавателей.

Разработка спецкурса: «Программа подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности» .

Третий этап — 2003 — 2004гг. — организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности спецкурса, направленного на повышение квалификации педагогов ССУЗ к воспитательной деятельности. Формирование системы педагогических условий и принципов построения системы повышения квалификации, стимулирующих профессиональную готовность педагогов к воспитательной деятельности.

Достоверность исследования обусловлена использованием фундаментальных работ отечественных и зарубежных ученыхсистемно-целостным подходом к использованию эмпирических и теоретических методов исследования, сочетанием пробного, промежуточного и заключительного этапов исследованияопорой на передовой педагогический опыт и практику организации курсовой подготовки на основе современных принципов, методов и технологий обученияматематико — статистической компьютерной обработкой педагогических данных эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие профессиональной подготовки к воспитательной деятельности. Профессиональная подготовка преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности — процесс освоения современных концептуальных подходов, системы знаний по организации воспитательной деятельности, создание воспитательного социокультурного пространства и совершенствование профессиональных навыков, умений по использованию инновационных технологий реализации содержания воспитания.

2. Определено понятие базисного компонента профессиональной курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности, методологическим основанием которого является системно-синергетический подход к воспитанию, интегрирующий в себе системно-функциональный подход к воспитательной деятельности педагогов, системно-ролевой подход к воспитанию и самовоспитанию личности и аксиолого-отношенческий подход к содержанию воспитания, состоящий из массива учебной информации (определенного объема культурологических, педагогических, психологических знаний), представляющего собой единство методологических, фундаментальных и прикладных знаний и способствующего формированию умений и навыков специалиста для организации воспитательной деятельности.

3. Выявлен и апробирован комплекс педагогических условий эффективности профессиональной курсовой подготовки, включающей в себя: разработку и реализацию базисного компонента содержания профессиональной курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности, адекватную современным требованиям общества и государстваповышение уровня психолого-педагогической культуры как фактора готовности преподавательских кадров к воспитательной деятельностииспользование активных форм и методов формирования творческой активности в процессе курсовой подготовки.

4. Разработана и апробирована авторская модель курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что прошедшая экспериментальную проверку программа подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности может широко использоваться в педагогической практике подготовки, переподготовки и повышения квалификации зам. директоров по воспитательной работе в системе среднего профессионального образования. Разработанный автором базисный компонент содержания профессиональной курсовой подготовки к воспитательной деятельности может быть использован в процессе повышения квалификации всех преподавателей ССУЗ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная подготовка преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности должна быть направлена на процесс освоения современных концептуальных подходов, системы знаний по организации воспитательной деятельности, на создание воспитательного социокультурного пространства и совершенствование профессиональных навыков, умений по использованию инновационных технологий реализации содержания воспитания.

2. Базисный компонент содержания курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности должен отражать специфическую природу профессиональной деятельности, ориентировать преподавателя — слушателя курсов на интеграцию культурологической, педагогической, психологической информации и формировать у преподавателя качества воспитателя.

3. Формы и методы курсовой подготовки должны строиться на принципах воспитательной деятельности, учитывающих основные направления воспитательной работы и способствующих развитию творческой активности преподавателей.

4. Педагогические условия реализации базисного компонента подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности на курсах повышения квалификации формируются на основе педагогического интегрирования содержания, методов и форм профессиональной курсовой подготовки и включают в себя: диагностику уровня профессиональной готовности к воспитательной деятельности педагогов ССУЗ, современные технологии воспитания, анализ готовности к воспитательной деятельности преподавателей, проектирование авторской модели воспитательной системы, критерии и уровни готовности к осуществлению воспитательной деятельности.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на курсах повышения квалификации в Казанском техникуме легкой промышленности, Набережночелнинском медицинском колледже, а также в лаборатории теории и истории социальной педагогики и социальной работы Института среднего профессионального образования Российской академии образования при непосредственном участии автора. Материалы исследования использовались при подготовке лекций, практикумов, методических материалов к учебным занятия с преподавателями в процессе курсовой подготовки.

Теоретические и практические аспекты исследования были представлены на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях и семинарах, в частности: «Проблемы научного обеспечения системы среднего педагогического образования» Казань, 2002, «Девиантное поведение: вопросы, опыт, направления деятельности» Казань КФЧТИ 2002, «Педагогическое наследие профессора Н. М. Таланчука и современные проблемы социального воспитания» Казань, 2002, «Содержание и технологии профессиональной подготовки специалистов в России и за рубежом» Казань, 2003; «Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования» Казань, 2003; «Развитие личности студента ССУЗ в социокультурном воспитательном пространстве», Казань, 2003; «Инновационные процессы в профессиональной подготовке специалистов в России и за рубежом» Казань, 2003.

Структура работы состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы, в котором 222 источника на русском и иностранном языках, трех приложений.

Выводы к II главе.

1 .Процесс отбора и структурирования содержания базисного компонента включает в себя:

— обеспечение органического единства прикладного, фундаментального и методологического знания, составляющих основу профессиональной готовности преподавателя ССУЗ к воспитательной работе. Несмотря на понятийно-терминологические вариации подходов определения сущности, стратегии педагогической подготовки, речь непременно ведется о базисном компоненте содержания и структуры подготовки педагогов-воспитателей;

— определение базисного компонента: под базисным компонентом содержания курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности мы подразумеваем определенный объем культурологических, педагогических знаний, умений, навыков, непосредственно связанных с удовлетворением профессиональных потребностей преподавателей ССУЗ в совершенствовании воспитательной деятельности.

2. Психолого-педагогическая культура — интеграция, синтез природных и приобретенных личностных свойств и качеств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога — воспитателя. В блок этих качеств и свойств мы включаем развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости, понимание педагогом своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работыналичие целостной Я-концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней оценке труда педагога, обеспечить его профессиональную устойчивость, мотивацию и стремление к овладению высокими образцами труда и педагогическим мастерствоммотивацию и стремление к творчеству как пути развития личности, т. е. реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но и в личностном творчестве.

3. «Программа подготовки педагогов к воспитательной деятельности» призвана дать педагогам необходимые знания и умения, необходимые для успешной воспитательной деятельности. В результате изучения программы педагоги проявили интерес к современным концептуальным подходам воспитания, важнейшим составляющим психолого-педагогической культуры педагога, возможности создания авторской модели воспитания на основе ведущих направлений в воспитании.

4. Формирование профессиональной готовности к воспитательной деятельности педагога должно побуждать его к постоянному педагогическому экспериментированию, понимаемому как возможности выбора, пробы своих потенциальных сил и личностных ресурсов. Поэтому в ходе эксперимента при изучении «Программы подготовки педагогов к воспитательной деятельности» использовался проектный раздел как одна из форм формирования творческой активности в процессе создания и одновременно реализации авторской модели воспитания.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

— подготовка педагогов ССУЗ к воспитательной деятельности связана с разрешением основного противоречия между интегративным характером содержания профессиональной деятельности преподавателя ССУЗ и неадекватностью содержания и структуры модели профессиональной готовности преподавателей к воспитательной деятельности современным требованиям к развитию воспитания;

— профессиональная подготовка педагогов ССУЗ к воспитательной деятельности предполагает в первую очередь целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию свойств и качеств личности, знаний, умений и навыков педагога-воспитателя, отвечающих характеру требований к воспитательной деятельности на основе ее анализа;

— высокий уровень готовности педагогических кадров в воспитании обеспечивается организацией постоянно-действующих курсов повышения квалификации и самосовершенствованием, самореализацией самих преподавателей в процессе создания социокультурного воспитательного пространства в ССУЗ на основе корпоративной культуры педагогов и самоуправления студентов;

— под уровнем готовности педагогов к воспитательной деятельности мы понимаем степень выраженности основных свойств и качеств, отражающих ее диагностические признаки. Основным показателем уровня готовности явилась степень ее проявлений в математическом выражении коэффициента готовности. На основе этих показателей были выявлены три уровня готовности к воспитательной деятельности: высокий, средний, низкий;

— структура и содержание готовности к воспитательной деятельности представляется в виде 3-х компонентов: когнитивный компонент, психолого-педагогический компонент, регулятивный компонент, являющихся критериальными показателями сформированности функций педагога-воспитателя: диагностической, целевой ориентации, планирования, организаторской, мобилизационно — побудительной, коммуникативной, формирующей, контрольно-аналитической и оценочной, координации и коррекции, совершенствования;

— модель подготовки педагогов ССУЗ к воспитательной деятельности основывается на базисном компоненте курсовой подготовки. Под базисным компонентом содержания курсовой подготовки преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности мы подразумеваем определенный объем культурологических, педагогических знаний, умений, навыков, непосредственно связанных с удовлетворением профессиональных потребностей инженерно-педагогических кадров ССУЗ в совершенствовании воспитательной деятельности;

— рациональное сочетание в процессе курсовой подготовки разнообразных форм и методов (информационные лекции, семинары, дискуссии, деловые игры, проектирование авторской модели воспитания) позволяют моделировать профессиональное содержание готовности педагогов ССУЗ к воспитательной деятельности, формировать не только готовность, но и потребности в совершенствовании воспитательной деятельности;

— разработанная и апробированная программа подготовки педагогов ССУЗ к воспитательной деятельности, а также критерии и методика диагностирования способствуют оптимизации процесса формирования готовности педагогов к воспитательной деятельности и определению уровня готовности;

— профессиональная курсовая подготовка действительно обеспечивает изменение мотивации и способствует развитию личных качеств, служит изменению содержания воспитательной работы и способствует повышению профессиональной компетенции преподавателей ССУЗ;

— формирование профессиональной готовности к воспитательной деятельности педагога должно побуждать его к постоянному педагогическому экспериментированию, понимаемому как возможности выбора, пробы своих потенциальных сил и личностных ресурсов. Именно в условиях проектирования авторской модели воспитания с опорой на личностные и профессиональные ресурсы педагога и особенностей личности студента ССУЗ возможна одна из форм формирования творческой активности в процессе создания и одновременно реализации авторской модели воспитания, развивающая потребности и готовность к повышению эффективности воспитательной деятельности.

Важное теоретическое и практическое значение для дальнейшей разработки исследуемой проблемы имеет специальное изучение содержания и методик подготовки и переподготовки педагогов ССУЗ в процессе обучения и повышения квалификации к воспитательной деятельности, изучение личности студента ССУЗ с точки зрения современных подходов и современной социально-экономической ситуации, а также выявление и обоснование внешних и внутренних критериев исследуемых явлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. —448 с.
  3. Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. —335 с.
  4. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. -208 с.
  5. А.А. Нравственное воспитание детей в бытовой игре: Дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 248 с.
  6. В.И. Лаборатория в Храме Свободы. Аксиология и праксиология этических деловых игр. Тюмень: Сибирское отделение АН СССР, 1990.-81с.
  7. В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. -Томск: ТГУ, 1977.-200 с.
  8. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  9. Н.А. О назначении человека.- М., 1993.
  10. Ю.Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.423 с.
  11. В.А. Некоторые особенности проведения педагогических исследований. Куйбышев: КПИ, 1974. -14 с.
  12. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком// Педагогика.-1996.-№ 5.- С.3−9.
  13. ПП. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика.- 1979.-304 е.-1 т.
  14. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. -64с.
  15. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философ-ско-этические основы). Воронеж: ВГУ, 1990. -142 с.
  16. О.С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  17. В.А. Развитие системы дополнительного образования в РТ. Казань: УДОД-1,1997.
  18. АЛ. Психология личности. М.: МГУ, 1988. -188 с.
  19. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979.-40 с.
  20. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.—464 с.
  21. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974.-223 с.
  22. А.О. Игры в семейном кругу. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1995.-255с.
  23. В.Н. и др. Организация и проведение деловых игр. М.: Ин-т проблем управления, 1975.-52 с.
  24. И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
  25. К. Духовное развитие ребёнка. М., 1924. -150 с.
  26. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина 20 века). Казань: КГПУ, 1997. —172 с.
  27. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процессаУ/Педагогика- 1998.- № 4.- С. 12−18.
  28. Введение в педагогическую деятельность/ А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.- Под ред. А. С. Роботовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с.
  29. С.Г. Взрослый как субъект образования// Педагогика, № 8, 2003.- С. 3−9.
  30. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  31. JI.А. Педагогическая культурология. Программа интегративного курса для высших педагогических учебных заведений. Казань: К1 ПИ.—39 с.
  32. ЛА. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования. М.: Магистр, 1997. — С.42−49.
  33. Л.А., Тихонова Л. П. и др. Вариативный подход в системе гуманитарного образования в ССУЗ. М.: Магистр, 1995. -120 с.
  34. В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 1999.-192с.
  35. Воспитание самостоятельности и активности учащихся. Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. / Ред. кол.: Г. И. Щукина, Т. Е. Конникова, К. Д. Радина. — том № 297.-Л., 1966.-284 с.
  36. Воспитаниешкольников.-2001.-№ 1.- 80с.
  37. Воспитание школьников. —1989.-№ 1.- 160 с.
  38. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.:ТЦ «Сфера», 2001.-128с.
  39. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. -Вопросы психологии, 1966, № 6. С.74−75.
  40. Выготский Л. С, Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  41. Г. Г. Организационно-педагогические основьг внутришкольного управления: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1991. —43 с.
  42. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 206 с.
  43. Г. Г. Школоведение. Курс лекций по педагогике. Казань, 1997.-231с.
  44. А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1996. -16 с.
  45. .С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998.—432 с.
  46. Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя.- М., МГПИД 979.-98 с.
  47. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа -Пресс, 1995.-448 с.
  48. С. Гимнастика чувств / тренинг творческой психотехники. JI.-M.: Искусство, 1967.-296 с.
  49. Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М.: Педагогика, 1984. — 108с.
  50. К. Душевная жизнь детей. СПб, 1906. -195 с.
  51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор составитель Соколова Е. ИУ под общей редакцией д.п.н. Селивановой Н. Л. — М.: Педагогическое общество России, 1998.-336 с.
  52. Л.Н., Балашов ДМ. В какое время мы живём? — Согласие- 1990.-№ 1.-С.З-19.
  53. В.В. Теория развития обучения. М., 1996.-448 с.
  54. Демократизация управления воспитательным процессом в школе: Методические рекомендации. М.: МГИУУ, 1989.-121 с.
  55. Н.Н. Нравственное содержание духовности. Дисс. .канд. философ, наук. — М., 1995.-118 с.
  56. М.И., Кандыбович Л. А. Проблемы готовности к деятельности.-Минск, БГУ, 1976, 175 с.
  57. Э. Избранные произведения. М., 1989. — 462 с.
  58. А.Н., Рожков М. И. Молодёжное самоуправление. Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 94 с.
  59. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд-во, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  60. В.Г. Региональные аспекты профессионально-педагогической подготовки преподавателей технических вузов, региональные особенности реализации Федеральной программы «Развитие образования в России». — Казань, 1997.-С. 15−20.
  61. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. М.: Просвещение, 1991.-128 с.
  62. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
  63. Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту: ТГУ, 1973.-360с.
  64. Н.И. Ученическое самоуправление как средство воспитания общественной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Абакан, 1964. — 18 с.
  65. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  66. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М: Педагогика, 1991. —240 с.
  67. И.Ф. Профессиональная педагогическая культура преподавателя. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.—208 с.
  68. Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростка: Автореф, дисс. канд. пед. наук. Р-на-Д, 1990.-20 с.
  69. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1975. —245 с.
  70. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дисс. д-ра пед. наук (в форме обобщающего доклада). М., 1989. — 37 с.
  71. В.А. Грани воспитания. (Раздумья педагога). Челябинск: ЮжноУральское книжное изд-во, 1974. —128 с.
  72. В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процессаУ/Воспитание школьников.- 1993.- №№ 2,3,4.
  73. В.А. Система воспитательной работы с коллективом учащихся средней общеобразовательной школы. (Опыт монографического исследования): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1977. -21с.
  74. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.-Л, Медицина, 1983.-96 с.
  75. П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дисс. д-ра. пед. наук. Казань: КПТУ, 1998.—305 с.
  76. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.-144 с.
  77. ДА. Детские игры и их психологическое и педагогическое значение: Пер. с ит. М.: Московское книжное изд-во Мамонтова, 1909.—266 с.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1989. — 255 с.
  79. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1982. 207с.
  80. К.П. Семейное воспитание и школа. — М., 1994. — 287 с.
  81. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. — 191с.
  82. КорчакЯ. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К. Э. Сенкевич. -М.: Педагогика, 1979.-474 с. 91 .Корчак Я. Как любить детей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  83. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. -316 с. 93 .Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  84. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303 с.
  85. Г. М. По заветам Макаренко: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. -120 с.
  86. Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л., 1967.-237 с.
  87. Кукушкин В. С Теория и методика воспитательной работы.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.- 320 с.
  88. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.-334 с.
  89. А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-237 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. -М., 1983.
  91. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в 19−20 веках). Самара: Изд-во СИУ, 1997. — 85 с.
  92. .Т. Педагогика противления злу насилиемУ/Педагогика.- 1988.- № 4.- С. 18−23.
  93. .Т. Педагогика: курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК. -М.:Юрайт, 2000.-523 с.
  94. М.М. Системно-структурный анализ как метод исследования в дидактике//Вопросы методов педагогических исследований.-М., 1973.- С. 192−199
  95. М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. 2-е изд. — ФРГ: Дюссельдорф — Вена — Нью-Йорк, 1987 /Пер. с нем. — Казань, 1989.-152 с.
  96. Д. Социальная психология /пер. с англ./ СПб: Питер, 1996.-684 с.
  97. АС. Лекции о воспитании детей. Мн.: Нар. Асвеста., 1978.-96 с.
  98. А.С. Лекции о воспитании детей. Лекция 4-я: Трудовое воспитание, отношения, стиль, тон в коллективе. В кн.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. -С. 180−203.
  99. А.С. Методика организации воспитательного процесса. В кн.: Макаренко АС. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — С.267−329.
  100. А.С. Проблемы школьного воспитания. Лекция 3-я: «Педагогика индивидуального действия». В кн.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.4. — М: Педагогика, 1984. — С.161−180.
  101. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Лекция 1-я: «Методы воспитания». В кн.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 123−139.
  102. А.С. Перспектива соч., М.: АПН РСФСР, 1958, -Т.5.-265 с.
  103. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988.-144 с.
  104. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-3 68 с.
  105. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности.// Советская педагогика.- 1983.- № 2.- С.96−104.
  106. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. -183 с.
  107. Марьенко И. С, Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-104 с.
  108. В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. Казань: ИСПО РАО, 2002.—36 с.
  109. В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Дисс.. канд. пед. наук. -Казань: 1982.-203 с.
  110. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Дисс. д-ра пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1996.-446 с.
  111. В.Ш., Юдин В. П. Культура личности педагога. Казань: КГУ, 1994.-78 с.
  112. В.Ш. Актуальные проблемы социализации и социального становления личности //Наука и школа. — 1998. № 7−8 — С.6−12.
  113. В.Ш., Трегубова Т. М. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗ //Магистр,.-1997.- СВ.- С.85−91.
  114. А. Самоактуализация.(Психология личности. Тесты).-М., 1989.-228 с.
  115. Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. 1923 г. Казань: УДОД-2,1997.
  116. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Азаров Ю. П., Байтенова JI.M., Белозерцев Е. П. и др. М.: Просвещение, 1989−335 с.
  117. Методические рекомендации по изучению воспитанности учащихся. Казань: КГПИ, 1985.-23 с.
  118. Методы педагогического исследования / Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. —159 с.
  119. Т.Г. К проблеме совершенствования квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием//Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием.- М., 1988, С. 32−42.
  120. В. Человек. Мораль. Воспитание (теоретико-методологические проблемы): Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975. — 163 с.
  121. Н.И. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика. -М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  122. .Г. Досуг. Методология и методика социологических исследований. М., 1995. — 93 с.
  123. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: ИПП, 1997.-365 с.
  124. А.В. Введение в социальную педагогику. Часть 1. Пенза: ИПК и ПРО, 1994.-172 с.
  125. А.В. Введение в социальную педагогику. Часть 2. Пенза: ИПК и ПРО, 1994.-176 с.
  126. А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  127. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991 .-80 с.
  128. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: ИССО РАО, 1996.-328 с.
  129. Г. В., Масленникова И. Ш., Таланчук Н. М., Трегубова Т. М., Токар В. М., Зиннурова Л. Х. Теоретико-методические проблемы процесса социального становления студентов ССУЗ. Казань: ИСПО РАО, 1999. -144 с. .
  130. Ф.Ш. Сущность, содержание и особенности психологической культуры личности. Казань, 1995. — 92 с.
  131. Народное образование. — 1991.- № 2 192 с.
  132. Народное образование. 2001.- № 2 — 220 с.
  133. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителя о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения).- М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  134. З.Г. Культурологический аспект воспитания будущего учителя /Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования (материалы республиканской научно-практической конференции). Казань, 2002. — С.33−38.
  135. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. Курс лекций по педагогике. Казань: КГТ1И, 1996. -183 с.
  136. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человекаУ/Педагогика.-1988.-№ 4.-С.З-8.
  137. Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации обществаУ/ Педагогика.- 1998.- № 7.- С.36−41.
  138. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.80 с.
  139. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989.-280 с.
  140. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: «Тривола», 1998.-244 с.
  141. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983. —816с.
  142. Н.И. Профессиональное самоопределение студентов в культурно-досуговой деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -186 с.
  143. П.Н. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы //Магистр.-1997.- СВ.- С. 76−84.
  144. П.Н. Ценностные ориентации учащихся // Среднее специальное образование.-1991.-№ 8.-С. 18−20
  145. Педагогика и психология игры //Сб. статей под ред. Н. П. Аникеевой. -Новосибирск, 1985.- 128 с.
  146. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах. Т 3. М.: Советская энциклопедия, 1966. —879 с.
  147. Н.П. Содержание и формы социально-воспитательной работы в педагогическом университете: Дисс. канд. пед. наук. 1999. -202 с.
  148. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. -176 с.
  149. АВ. Популярные беседы по психологии. М.: Педагогика, 1983.224 с.
  150. Т.В. Социальное воспитание в теории и практике отечественной школы второй половины XIX века: Дисс. канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 159с.
  151. М. Как оптимизировать процесс воспитания. М.: Знание, 1984. -80с.
  152. М.М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Просвещение, 1980. -104 с.
  153. Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. —126 с.
  154. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. —240с.
  155. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  156. М.И., Волохов АВ. Воспитательная работа в среднем профессиональном учебном заведении. Методическое пособие. -Казань.: ИСПО РАО, 2001.-96 с.
  157. В.В. Сумерки просвещения. М.: Республика, 1989. —210с.
  158. Ростовский В. П Формирование социальной творческой активности: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999.- 170 с.
  159. СЛ. Игра //В кн.: Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — С.64−75.
  160. С.Л. Принцип творческой самодеятельности// Вопросы философии.- 1989.- № 4.- С. 88.
  161. Л.И. Психолого-педагогичеекие проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981. -128 с.
  162. Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983. — 160 с.
  163. Селиванов В. С Основы общей педагогики: теория и методика воспитьания / Под. Ред. В А.Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
  164. И.Н., Новикова ЛИ. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика.-1998.- № 7.- С. 14−20.
  165. Е. Методы математической обработки в психологии— СПб.: ООО «Речь», 2002.-350 с.
  166. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: КГУ, 1992.-176 с.
  167. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара: СГПИ, 1991 — 243 с.
  168. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Изд. Центр «Академия», 2001.-408 с.
  169. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона./ 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447с.
  170. В.Н., Юзарович ГЛ. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  171. М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук Ярославль, 2000.-18с.
  172. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М: Педагогика, 1986.-165 с.
  173. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СГШ1 специалистов нового поколения /Волович JI.A., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. и др. -Казань: ИСТО РАО, 1999. -104 с.
  174. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образовани-ем.-Л., 1977.- 332 с.
  175. В.А. Мудрая власть коллектива. (Методика воспитания коллектива). М.: Молодая гвардия, 1975. — 238 с.
  176. В.А. Письма к сыну: Кн. для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1987. —128 с.
  177. Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. -М.: АПН СССР, 1991.-182 с.
  178. Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: «Дом печати», 1993.-95 с.
  179. Толстых В. Воспитание чувств // Культура чувств.-М.: Искусство, 1968.-254с.
  180. Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.
  181. КД. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Пед.соч. в 6-ти т. М: Педагогика, 1990. -Т.6.
  182. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  183. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества.- М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  184. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  185. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессиональной технической школы: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. — 327с.
  186. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.—256 с.
  187. C.JI. По ту сторону добра и зла // Новый мир.- 1990.- № 6.- С222 -227.
  188. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  189. Хёйзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с ни-дерл. М.: Прогресс, 1992.-464 с.
  190. Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 222 с.
  191. А.Н. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации личности школьника в педагогической теории и практике: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань: КГПУ, 1997. — 58с.
  192. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 608 с.
  193. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.-158 с.
  194. Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М: 1997. -112 с.
  195. Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности: системно-динамический подход//Профессиональное образование.- 1995.-№ 1.-С. 33−42
  196. Р.Х. Эмоция, личность, деятельность (механизмы психодинамики). Казань.: Центр инновационных технологий, 2001.-182 с.
  197. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. — С16−18.
  198. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1980. -304с.
  199. ПА., Воронина Г. А. Методика и технология социальной работы социального педагога. М: Академия, 2001 —208 с.
  200. В.П. Философема становления личности: ценностный аспект // Магистр.- 1997.- СВ.- С.92−95.
  201. ДЛ. Детская пресса как фактор социального воспитания: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1999, 312 с.
  202. Э. Антикарнеги или человек-манипулятор.-Минск, 1992.178 с.
  203. Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993.-40 с.
  204. ДБ. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1989.
  205. ДБ. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1989.
  206. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  207. Der Lehrer im padagogischen Fltag /Padagogik № 7.- 1990, — s. 566−572
  208. Was kommt nash der Gesamtsehuie Revorm? /Padagogik.- № 8.- 1990.- s. 603−612)
  209. Padagogischer KongraP .-Padagogik.- № 8.- 1989.- s. 673−678
  210. Comments Letters — Suggestions. Wemyr Pfeaier. 1990.
  211. Information und Schiilerinferessen /Padagogik.- № 8.-1990.- s. 43
  212. Anforderungen an Kollektiveziehung und heutigen Bdinungen. /Padagogik.- № 8.- 1989.-s. 721−724
Заполнить форму текущей работой