Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования: на примере подготовки социальных педагогов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной задачей студентов является учеба. Но она не является самоцелью. Диплом о высшем образовании — это множество возможностей и перспектив. Что думают об этом сами студенты, видно из ответов на вопрос, зачем они учатся. Диплом о высшем образовании, как считают первокурсники, дает, прежде всего, перспективу в жизни (50,6% ответов в 2005 г. и 61,6% в 2006 г.). На втором месте среди преимуществ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Онтологический статус студентов педвузов в современных социально-экономических условиях развития общества
    • 1. 2. Социальный статус студентов педвузов как объективный фактор их самоутверждения, профессионального и личностного развития
    • 1. 3. Проблема адаптации студентов в современных социально-экономических условиях функционирования вуза
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Методологические и теоретические предпосылки и современные реалии развития педагогического образования в стране
    • 2. 2. Основополагающие подходы и направления в формировании профессионально значимых и личностных качеств будущих педагогов в вузе
  • ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
    • 3. 1. Научно-методическое обеспечение достижения качества педагогического образования, проблема критериев и контрольно-оценочных процедур
    • 3. 2. Социальная и познавательная активность как важнейшее педагогическое условие качественной подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная работа и оценка ее результатов

Социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования: на примере подготовки социальных педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях получение среднего и высшего образования для большинства молодежи стало насущной необходимостью. В журнале «Современное образование в России» за 2005 год отмечается, что каждый второй молодой человек хочет получить высшее и среднее специальное образование. Новые социально-экономические условия и высокие требования к духовно-нравственному, интеллектуальному и профессиональному развитию ставят перед системой образования в целом сложные задачи, что непосредственно отражается и на системе вузовской подготовки педагогов, где понятие «качество» приобретает все большее значение. Это связано с тем, что жизнь современного человека определяется такими параметрами, как качество жизни, качество труда, качество продукции, качество образования, управление качеством. Во всем мире качество превратилось в мерило экономического развития отдельных организаций и государства. В современных условиях конкуренции на рынке интеллектуального труда возрастание роли высшего образования происходит вместе с ростом требований к его качеству.

Актуальность проблемы управления качеством высшего образования (в том числе и педагогического) подтверждается рядом международных и отечественных документов в области управления образованием, обогащения его содержания, концептуальных положений. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» важнейшей задачей на ближайшую перспективу объявлено повышение качества подготовки специалистов, усиление интегративных процессов в образовательном процессе внутри Европейского Союза, России и Запада, внутри субъектов Российской Федерации. В Болонской декларации говорится о необходимости предоставления вузам автономии и свободы, возрождения гуманистических европейских традиций в их деятельности, достижения неразрывной связи между наукой и учебным процессом, что вполне приемлемо для российской системы высшего образования. Но в то же время необходимо критичное отношение к зарубежной системе образования (это особенно касается двухступенчатой системы высшего педагогического образования).

Вузовская система образования должна строиться на принципах фундаментальности, доступности, общечеловеческих и регионально-национальных ценностях, соответствовать современным и перспективным потребностям общества. В профессиональной вузовской подготовке учителей центральное место должны занять психолого-педагогические знания и умения, которые интегрируют знания физиологии, антропологии, социологии, экологииформирование у будущих учителей педагогической направленности, интереса и склонности к педагогической деятельностидуховно-нравственные качества.

Различные аспекты отечественного педагогического образования освещались в трудах таких исследователей, как С. Н. Архангельский, В. И. Андреев, С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, С. И. Зиновьев, Т. А. Ильина, М. С. Каган, В. К. Кириллов, О. В. Кириллова, А. Г. Ковалев, А. А. Колесников, В. В. Краевский, М. Г. Круглов, Е. Н. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский, М. М. Поташник, Н. С. Розов, В.А. Сласте-нин, Н. Ф. Талызина и др.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы отмечается, что роль образования в рейтинге задач социально-экономического развития России заключается в: создании условий для повышения конкурентоспособности личностиразвитии инновационной сферыформировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страныповышении качества профессионального образованияприведении содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного обществаразработке механизмов управления, адекватных задачам развития системы образованиясоздании экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную направленность образования.

Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» перечислены условия, повышающие качество (достижение соответствия всех аспектов образования определенным целям, потребностям заинтересованных сторон) профессиональной подготовки работников образования. К ним, в частности, отнесены: разработка на культурологической основе примерных образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами по предметам гуманитарного цикларазработка методологии и методики построения учебников на основе принципа диалога культурыукрепление единства культурного и образовательного пространстваобеспечение условий сохранения и развития всех языков народов России, государственной поддержки обучающихся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной средыпроведение экспертизы программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и осуществление их экспериментальной проверки и др.

На основе вышеизложенного следует констатировать, что достигнуты определенные успехи в исследовании разных аспектов деятельности высшей школы, в том числе и в подготовке педагогических кадров. Анализ философской, социально-педагогической, психологической и педагогической литературы показывает, что сегодня в области образования начали доминировать социологический и антропологический подходы, на которых основываются личност-но-ориентированная (опора на природные задатки, способности, интересы, духовные потребности растущего человека), социально-ориентированная (на потребности современного общества) парадигмы. На базе этих парадигм, их концептуальных социально-педагогических идей, образовательно-воспитательные учреждения начали строить следующую образовательную работу:

1) когнитивную (определение результатов обучения по качественным показателям знаний, умений и навыков, интеллектуальному, общекультурному развитию);

2) мотивационно-потребностную (ориентированную на осознание своего «я», самоопределение, самореализацию учащегося);

3) здоровьесберегающую (оценка деятельности образовательно-воспитательного учреждения по состоянию здоровья обучающихся);

4) креативную (оценка результатов образования по уровню сформированное&tradeу обучающихся ориентации к творческой деятельности, на социальную активность);

5) воспитательную (ориентированную на социализацию личности, развитие психических процессов).

Изменения, происходящие в социально-экономической сфере нашего общества выдвигают новые, более высокие требования к личности. Это достижение гармонии с природой, системное мышление, выработка целостных знаний о целостном мире, целостного взгляда на современный мир, на свое место в этом мире. Все это требует подготовки широко образованных педагогов-профессионалов, эрудированных в смежных областях знаний и культуры, обладающих высокими духовно-нравственными качествами.

Однако исследование современного состояния педагогического образования показало, что сегодня в его научно-методическом обеспечении имеется ряд недостатков. К ним относятся: недостаточный уровень готовности к профессиональной деятельности, низкий уровень онтологического и социального статуса студенческой молодежи, ее социальной и познавательной активности, профессиоиально-педагогических и личностных качеств будущих педагоговснижение престижа педагогической профессиинекомпетентность выпускников педвузов в вопросах управления качеством образования, руководства образовательно-воспитательным учреждениемрезкое снижение объема психолого-педагогической подготовки в системе университетского педагогического образованияслабое владение выпускниками методологической культурой, недостаточная подготовленность к работе с разными категориями учащихся и др.

В этих условиях становится актуальным поиск путей и средств совершенствования педагогического образования.

Таким образом, налицо противоречие между общественной потребностью совершенствования вузовского педагогического образования и недостаточной разработанностью концептуальных положений, средств и методов для такого совершенствования. Исходя из наличия этого противоречия, нами сформулирована проблема исследования: «Каковы социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования на современном этапе социально-экономического развития нашего общества?» Решение данной проблемы является целью нашего исследования. Реализация цели требует анализа, обобщения и использования исторического опыта организации отечественного педагогического образования, критического осмысления и сопоставления принципов школьной и вузовской дидактики, научно-методического, ресурсного, организационно-педагогического, морально-этического, нормативно-правового обеспечения учебного процессаиспользования здоровьесберегаю-щей технологиидостижения оптимальной адаптации студентов в новых социально-экономических условиях, повышения конкурентоспособности в сфере образовательных услуг и др.

Объект исследования — педагогическое образование и особенности его развития в современных условиях.

Предмет исследования — социально-педагогические условия повышения качества вузовского отечественного педагогического образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что качество вузовского педагогического образования повысится, если:

— содержание педагогического образования, технологии обучения, оценка качества работы образовательно-воспитательных учреждений, ресурсное обеспечение, управление качеством образования, статус студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава вуза приведены в соответствие с требованиями и потребностями общества;

— определены основополагающие подходы и направления формирования профессиональных и личностных качеств будущих учителей в вузовском учебном процессе, повышения их компетентности в вопросах обучения, воспитания;

— усилена роль психолого-педагогических дисциплин в формировании личности будущего педагога, развитии его способностей к профессиональной рефлексии, межличностному взаимодействию, профессиональному росту;

— разработана и внедрена модель системы формирования готовности к профессиональной деятельности, определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие повышение качества вузовского педагогического образования.

Задачи исследования.

1. Выявить онтологический и социальный статус и условия оптимальной адаптации студентов педвузов и факультетов университетов в современных социально-экономических условиях как объективные факторы профессионального и личностного становления и повышения качества вузовского педагогического образования.

2. Проанализировать особенности функционирования отечественного педагогического образования, научно-методологическое обеспечение повышения его качественных показателей и дальнейшего развития, совершенствования.

3. Определить социально-педагогические условия, основополагающие подходы и направления формирования профессионально значимых и личностных качеств будущих учителей в учебном процессе вуза, повышения готовности к профессиональной деятельности.

4. Разработать модель системы формирования готовности социальных педагогов к профессиональной деятельностивыявить показатели, критерии и уровни готовности будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования теоретических положений и научно-методических рекомендаций исследования.

Методологической основой исследования являются принципы объективности, диалектические законы и положения, комплексность и конкретность научно-педагогического анализа. При изучении проблемы использовались системно-структурный, функциональный подходы, логика восховдения от абстрактного к конкретному, принцип единства эмпирического и теоретического.

Теоретическую основу исследования составляла идея реформирования и модернизации системы образования в целом, в том числе и системы высшего педагогического образования в отечественных программах и концептуальных документах (о чем сказано выше), наполнения их конкретным содержанием, а также труды таких отечественных исследователей в различных областях знаний: социальных философов — П. А. Балахина, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, А. Н. Кочергина, В. И. Купцова, Г. К. Овчинникова и др.- педагогов — В. И. Андреева, А. Л. Гройсмана, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, А. В. Петровского, Л. И. Рувинского, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др.- психологов — А. Адлера, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Д. И. Фельдштейна и др.- специалистов теории управления и управления качеством образования — B.C. Аванесова, В. Г. Версана, Э. Деминга и др.

Методы исследования: теоретико-поисковый, сравнительно-сопоставительный, системно-структурный анализ, ретроспективный, прокси-метрический, анкетирование, тестирование, изучение архивных и других материалов, обобщение опыта, опытно-экспериментальное исследование.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова».

Исследование проводилось с 2001 по 2007 год в несколько этапов.

Первый этап (2001;2002rr.) — изучение состояния разработанности различных аспектов проблемы, моделирование логической структуры исследования, его инструментария, обобщение опыта, разработка авторских исходных позиций.

Второй этап (2003;2004гг.) — дальнейшее расширение научной базы исследования, выявление его новых граней, уточнение и расширение терминологического аппарата, содержания исследования.

Третий этап (2005;2006гг.) — выявление социально-педагогических условий, повышающих качество вузовского педагогического процесса, разработка критериальных положений для оценки деятельности образовательно-воспитательных учреждений, включая педагогические вузы, педагогические факультеты и отделения университетов, внедрение научно-методических рекомендаций в систему школьного и вузовского учебного процесса.

Четвертый этап (2007г) — оформление результатов исследования в виде монографии и кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Осуществлено комплексное исследование научно-педагогических предпосылок совершенствования вузовского педагогического образования, общеметодологические принципы и подходы трансформированы в конкретные научные принципы, лежащие в основе стратегии совершенствования системы высшего педагогического образования.

2. Установлено, что качество высшего педагогического образования является многомерным и многоаспектным педагогическим явлением, в определении понятия «качество образования» исходным является понятие «социальные потребности».

3. Поставлена и решена научно-педагогическая проблема выявления основополагающих направлений, системы социально-педагогических условий, способствующих повышению качества вузовского педагогического образования, где интересы сторон рассмотрены как побудительные мотивы в развитии и совершенствовании подготовки кадров в сфере образования.

4. Разработана авторская модель формирования готовности социальных педагогов к профессиональной деятельности, уточнен и расширен терминологический аппарат исследования, осуществлены структурно-функциональный, аксиологический, личностно-ориентированный подходы к исследованию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— оно направлено на расширение и углубление теоретических и прикладных знаний о современном состоянии отечественного вузовского педагогического образования, его проблемах, противоречиях, а также средствах и методах их преодоления, повышения качества подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями и потребностями общества;

— в нем уточнены и расширены объем и содержание многих понятий, таких как «онтологический и социальный статус студента», «качество образования», «управление качеством», «непрерывное профессионально-педагогическое образование», «готовность социальных педагогов к профессиональной деятельности», «этническое самосознание», «адаптация студентов в современных социально-экономических условиях» и др.;

— выявлены теоретико-методологические основы отечественного педагогического образования, особенности дидактической системы высшей школы, этапы познавательного процесса, роль компьютерных технологий в учебном процессе школы и вуза;

— разработана педагогическая модель формирования готовности социальных педагогов к профессиональной деятельности, создающая возможность охватить в единой системе специфику подготовки социальных педагогов в вузе, способствующая расширению педагогического знания об изучаемом процессе, создано соответствующее методическое обеспечение;

— теоретические и прикладные аспекты соотнесены с основополагающими концепциями и целевыми программами развития образования и приоритетными задачами социально-экономического развития страны.

Практическая значимость исследования выражается в том, что в нем:

— выявлены социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования, несоответствие ресурсного обеспечения задачам социально-экономического развития страныразработаны и апробированы научно-методические рекомендации по совершенствованию управления педагогическим образованием, его качеством;

— результаты исследования могут быть использованы: для дальнейшего углубления исследования различных аспектов совершенствования вузовского педагогического образования в странедля обоснования научных подходов к решению проблем и противоречий современного педагогического процессадля прогноза путей инновационного развития высшего педагогического образования, качества подготовки педагогических кадровдля разработки и внедрения спецкурсов, учебно-методических пособий в системе высшего педагогического образования;

Разработанные рабочие программы спецкурсов «Педагогическое проектирование», «Сущность и структура проектной деятельности и проектного обучения школьников», «Элективные курсы и курсы по выбору. Методическое обеспечение» и их апробация в процессе подготовки социальных педагогов создают реальные предпосылки обновления содержания педагогического образования. Использование данных спецкурсов привело к совершенствованию системы подготовки социальных педагогов и повышению готовности к профессиональной деятельности студентов.

Осуществленные в исследовании классификации профессионально-педагогических умений, профессионально значимых качеств педагога, методики использования компьютерных программ, модели вузовского познавательного процесса и др. могут быть использованы для повышения качественных показателей подготовки педагогических кадров в современных условиях.

Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий ряда социально-гуманитарных дисциплин вуза, направленных на повышение уровня готовности социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, методологией, логической структурой, соотнесением общего, особенного, единичного в содержании работы, личным участием автора в вузовском процессе подготовки социальных педагогов и в качестве заместителя директора школы № 40 по научно-методической работе, где особое внимание обращалось на качество научной и орагнизационно-педагогической подготовки молодых специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Качество высшего педагогического образования, будучи многомерным, многоаспектным понятием, является показателем соответствия содержания, процесса и результата подготовки учительских кадров, потребностям, ожиданиям, запросам заинтересованных сторон.

2. Совокупность социально-педагогических условий, повышающих качество педагогического образования (научно-методические, ресурсные, управленческие, организационно-педагогическое обеспечение педагогического образованияповышение познавательной, социальной активности студентов, их онтологического и социального статуса в системе общественных отношенийускорение процесса адаптации первокурсников в режимы учебы в вузе, а также жизнедеятельности в рыночных условиях студенческой молодежиформирование у студентов профессионально значимых личностных качеств, желания и готовности к педагогической деятельностиповышение профессионализма про-фессорско-педагогического состава вуза и др.).

3. Критериальные характеристики эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в вузе (качественные показатели знаний, умений и навыков, готовность к профессионально-педагогической деятельности, обладание необходимыми духовно-нравственными качествами, коммуникативной, педагогической культурой, твердой жизненной позицией и ДР-).

4. Авторские учебные планы и учебные программы спецкурсов, обеспечивающие высокий уровень готовности студентов — будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе непосредственной вузовской подготовки социальных педагогов и в общеобразовательной школе, участия в 2001;2006 годах на методологическом семинаре кафедры, научно-практических конференциях в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Новочебоксарске, Казани, Саранске, производственных совещаниях школьного коллектива, в чтении спецкурсов в ЧГУ «Педагогическое проектирование», «Сущность и структура проектной деятельности и проектного обучения школьников», «Элективные курсы и курсы по выбору. Методическое обеспечение», а также в 18 публикациях научных и научно-методических статей по проблеме исследования в межвузовских сборниках и других периодических педагогических изданиях. Автор непосредственно участвовала в планировании и организации констатирующего, обучающего и контрольно-аналитического этапов эксперимента, результаты которых подтвердили гипотезу исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 218 наименований, из них 12 наименований на иностранных языках, приложений. Общий объем диссертации составляет 206 страниц, из них 189 страниц основного текста, 10 приложений. Работа содержит 22 таблицы, 4 схемы, 10 графиков.

Выводы по третьей главе.

1. В современных условиях важнейшей задачей педагогического образования является формирование профессионала в области обучения и воспитания, что невозможно без соотнесения знаний педагогики, психологии, социальной философии, социологии, физиологии и других наук, т.к. рациональное, логическое зиждится на знаниях научных истин, эмоционально-волевое — на чувственной сфере, самосознании, этнической идентичности. При этом педагогика, будучи наукой о воспитании и обучении, должна рассматриваться как ведущий фактор прогресса культуры и социального прогресса в целом, как средство педагогизации общества. Отсюда знание педагогики, ее истории является важнейшим условием приобщения будущих учителей, воспитателей к общей профессиональной культуре специалиста. Цикл психолого-педагогических дисциплин интегрирует совокупность всех тех знаний, которые относятся не только к культуре в самом широком понимании, но и к тому, что может быть условно названо человековедением. Естественно, одним из условий повышения результативности вузовской подготовки учителей является компетентность в области педагогики, психологии профессорско-педагогического состава. При этом необходима педагогизация психологии, психологизация педагогики.

2. Необходимым условием готовности выпускников педвузов является владение ими методологией педагогики, истории педагогики. Методология педагогики наряду с общими вопросами философии образования должна содержать знания о структуре и функции состава знания (его анатомию), педагогическом творчестве, принципах и закономерностях гносиологии.

3. Будущие учителя должны быть ориентированы в учебном процессе на сочетание знаний и умений, на соотнесение учебной работы с дидактическими принципами, на систематическое занятие педагогическим самообразованием, на восхождение от простых упражнений к комбинированным, требующим комплексного использования разнообразных знаний и умений, на современную методику проведения различных форм учебных занятий, на выполнение педагогических требований к ним (они перечислены в работе), требований к мониторингу качества обучения и воспитания (они также перечислены в работе).

4. Важным условием повышения качества учебной работы является знание различных уровней усвоения знаний и умений (в исследовании охарактеризованы классификации этих уровней М. Н. Скаткина и И. Я. Леннера — 3 уровняи В. К. Кириллова — 4 уровня). Необходимость достижения тех или иных уровней усвоения знаний школьниками и студентами в вузе (В.К. Королев) зависит от требований учебных программ, удельного веса учебного материала в системе знаний.

5. Содержание профессионального самообразования включает различные знания: методологические, сущностные, частнометодические, этические, психодиагностические, знания об управлении педагогическими системами, управлении качеством образования и др.

6. В качестве важнейших условий, повышающих результативность учебного процесса, можно выделить создание благоприятной атмосферы, связанной с ценностной ориентацией, установкой на непрерывное профессиональное и личностное совершенствование, дифференцированным подходом к оценке деятельности студентов. Важнейшим условиям, стимулирующим личностный рост студента, является его участие в различных студенческих объединениях по интересам: спортивным, культурно-массовым, научно-исследовательским и др. Опытно-экспериментальная работа показала также необходимость фундаментальной психолого-педагогической подготовки, подготовки к управлению качеством образования, к руководству образовательно-воспитательным учреждением, что значительно расширяет взгляд будущих педагогов на профессиональную деятельность, понимание ее сложности, многоаспектности, необходимость адаптироваться к новым социально-экономическим отношениям в стране. Для разносторонней психолого-педагогической подготовки будущий педагогов необходимо основательно корректировать учебные планы в направлении обогащения цикла психолого-педагогических дисциплин, помня, что успех в профессионально-педагогической деятельности во многом зависит от богатства личности учителя, его эрудиции, умения заинтересовать учащихся не только своим учебным предметом, но разносторонней деятельностью в учебное и в неучебное время.

7. Опытно-экспериментальная работа показала, что имеются резервы значительного повышения готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности и повышению уровня самосовершенствования как в личностном, так и в профессионально-педагогическом плане. Контрольно-проверочное анкетирование 135 студентов педагогических факультетов и отделений университета показало, что 80% из них дают высокую оценку самостоятельной работе студентов и учителей по пополнению своих психолого-педагогических знаний по рекомендованным автором первоисточникам- 75% опрошенных будущих педагогов утверждают, что самостоятельная работа, социально-педагогические тренинги способствуют приобретению практических умений и навыков, необходимых в образовании. Респонденты также отметили в качестве важнейших условий, повышающих уровень готовности к профессионально-педагогической деятельности, повышение общего культурного уровня, компетентности в смежных областях знаний, решение педагогических задач, имитирующих различные педагогические ситуации, свободное обсуждение проблем педагогики на семинарских и практических занятиях, активное участие в педагогической практике, ведение раздела дневника педпрактики «Мои педагогические размышления».

Заключение

.

В настоящем исследовании были поставлены задачи, решение которых позволило нам: проанализировать объективные факторы профессионального и личностного становления и повышения качества вузовского педагогического образования: онтологический, социальный статус и условия оптимальной адаптации студентов педвузов и факультетов университетов в современных социально-экономических условияхособенности функционирования отечественного педагогического образования, научно-методологическое обеспечение повышения его качественных показателей и дальнейшего развития, совершенствованияопределить социально-педагогические условия, основополагающие подходы и направления формирования профессионально значимых и личностных качеств будущих социальных педагогов в учебном процессе вуза, повышения готовности к профессиональной деятельностиразработать модель системы формирования готовности социальных педагогов к профессиональной деятельностивыявить показатели, критерии и уровни готовности будущих социальных педагогов к профессиональной деятельностиа так же выявить и проанализировать социально-экономические условия повышения качества вузовского педагогического образования. Исследование проблемы подтверждает основные положения выдвинутой гипотезы и дают основания сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического характера и рекомендаций прикладного характера.

В результате проведенной работы установлено: 1. Ценностная ориентация современного студенчества в большей степени зависит от его материально-бытовых условий, которые складываются из стипендииродительской помощи (каждый пятый студент, не отрицая наличия таковой, считает ее несущественной) — заработной платы (которую сегодня имеют 13% студентов: дополнительный доход имеет каждый пятый студент — 27% юношей, 14% девушекзарплата — 13%, разовые заработки — 9%, перепродажа товаров — 2%, прибыль от акций, вкладов — 2%, незаконный бизнес — 2%, пенсия, пособие — 3%). Вследствие этого сегодня для студентов важно найти постоянный заработок и сохранить трудовые отношения в период обучения. Заработок на стороне требует дополнительного времени и, соответственно, определенным образом влияет на качество образования. Однако этот негативный фактор может быть устранен, если дополнительная работа связана с будущей профессией. Но у половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои знания частично.

2. Стремление самоопределиться в бытовой сфере у части студентов связано с наличием собственной семьи. Уже на III курсе 11% студентов состоят в браке, 4% имеют детей. К выпускному курсу число семейных достигает 40−50%, а у половины из них уже есть дети. Студенческие семьи нуждаются в поддержке — это бесспорный факт.

3. Большинство студентов (80%) довольны выбором вуза и специальности, но к выпускному курсу общая удовлетворенность снижается. Такая динамика объясняется тем, что в сознании молодых специалистов расходятся интерес к профессии и интерес к работе. Это также связано с материально-бытовыми причинами.

4. Основной задачей студентов является учеба. Но она не является самоцелью. Диплом о высшем образовании — это множество возможностей и перспектив. Что думают об этом сами студенты, видно из ответов на вопрос, зачем они учатся. Диплом о высшем образовании, как считают первокурсники, дает, прежде всего, перспективу в жизни (50,6% ответов в 2005 г. и 61,6% в 2006 г.). На втором месте среди преимуществ образования — возможность развивать свои способности. Доля ответов на этот вопрос оба года была равной и составила 12,1%. Третьекурсники более оптимистичны в своих ответах. 72,2% опрошенных считают, что образование может дать перспективу в жизни. Возможность улучшить свое материальное положение с помощью более высокого уровня образования видят 10,1% опрошенных. Студенты Чувашского государственного университета считают, что образование дает, прежде всего, перспективу в жизни (45,2%), возможность развивать свои способности (21,4%). Студенты хорошо понимают, что диплом о высшем образовании необходим не любой, а только тот, который дает больше шансов «устроиться в жизни». Наиболее перспективными в этом плане считаются экономическое и юридическое образования. Вызывает тревогу тот факт, что только немногим более половины первокурсников отчетливо представляют себе характер будущей профессии, а треть из них не смогла ответить на заданный вопрос. Студенты старших курсов более отчетливо представляют себе характер будущей профессии.

5. Исследования показывают, что выпускники вузов планируют применение своих знаний либо по профилю, либо в коммерческих структурах: 42% в госсекторе и 23% - в коммерческих структурах. Плохое социальное самочувствие значительной части студентов в любом случае вызвано плохо решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности доходит до 60%, она значительно выше у девушек, чем у юношей. Годы студенчества — вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые выступают в качестве лич-ностно-образующих факторов и определяют модель своего социального поведения.

6. Успешность профессионального образования, его функциональную и содержательную стороны можно рассматривать с позиции отдельной личности, гражданского общества, семьи, государства. Мотивами выбора специальности в вузе являются: интерес к профессии, возможности проявлять свои способности в выбранной специальности, авторитет вуза в регионе, России в целом, перспектива получить хорошо оплачиваемую работу после окончания вуза, влияние семейных традиций, советов и желаний родителей, родных, близких и знакомых. После окончания вуза около 16% студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской работой. Большая часть студентов ориентирована на науку в университете и медицинском институте.

7. Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизньвыполнение общественных поручений и членство в политической организации перестали быть индикатором социальной активностимногие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Все более значимыми становятся не столько общественные, сколько личные интересы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные проблемы, носящие личностный характер: на дело по душе, высокий заработок, хорошее отношение в семье, на любовь и др. Представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждается в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологогемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но ориентация на порядочность, искренность в межличностных отношениях, справедливость при всех издержках является позитивным моментом.

8. В исследовании социальный статус студента рассмотрен как объективный фактор самоутверждения, самосозиданияизмерен в отдельности по отношению 1) к учебной работе, 2) по социально-коммуникативному фактору, 3) общественно-полезной и 4) организационно-педагогической деятельности с использованием формул IX «I*- о &-НУ.

О iJm —-• о, —-• Oi — •.

N- «NN-1 где Si — социометрический статус, Sj+ - положительный выбор, Sj.- отрицательный выбор, N — число членов группы (подробно см. выводы по первой главе).

9. Теоретико-методологической основой современного вузовского педагогического образования являются общественные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины психолого-педагогического цикла, история педагогики, история психологии, коррекционная педагогика, основы профессионально-педагогического общения, теория и методика руководства ученическим коллективом, управление педагогическими системами. Характерной особенностью педагогики высшей школы является формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, педагогического мировоззренияимеет место фундаментализация содержания образованияпереход от интериоризации к экстериоризации, выработка обобщенных приемов умственной деятельности, приводящих к системному представлению системных объектов, движение от общего к мысленно выводимым частным, от монолога к диалогу, решению педагогических задач и др. В национальном докладе РФ «Политика в области образования и новые информационные технологии» на втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» сделана попытка определения новой образовательной парадигмы, среди приоритетов которой названы фундаментальность, целостность и ориентация на интересы развития личности. Осуществление требований названных приоритетных направлений в педагогическом образовании требует новой креативной технологииосуществления учебного процесса с соблюдением как традиционных, так и новых дидактических принципов (современность, жизненность, структурированность и др.), использования спирального, многофакторного, междисциплинарного подходов, системной методологии, мультимедиа технологии. Университет не только вооружает студентов научными знаниями и умениями, но и формирует умения и навыки самостоятельно добывать знания, помогает им овладеть основами научного и педагогического творчества, педагогического мастерства, основами профессионализма. Продолжительный интеллектуальный труд ученого-педагога выступает как решающий фактор его творческого долголетия. В таком труде основные ресурсы организма не только реализуются, но и интенсивно воспроизводятся. Сочетание деятельности молодых и достигших преклонного возраста ученых-педагогов в системе университетского образования является необходимым условием поднятия уровня учебно-воспитательной работы и продуктивности вузовской науки.

10. Совокупность психических свойств образует психический склад личностисовокупность профессионально значимых качеств, степень их реализации в той или иной сфере деятельности характеризует профессионализм. Это положение полностью относится и к учительской профессии, требующей наличия определенных личностных качеств, общих и специальных знаний, умений и навыков, культуры общения, которые исходят из педагогической морали, сущности и особенностей педагогического труда, где между объектом и субъектом педагогического процесса устанавливаются сложные взаимоотношения, творческий характер педагогической деятельности требует от учителя наличия специфических черт личности, куда относятся перцептивные, интеллектуальные, характерно-логические, мотивационные, конструктивно-содержательные, конструктивно-оперативные, организационные, гностические, коммуникативные умения, моральная, психологическая готовность к профессионально-педагогической деятельности. Объективными показателями профессионализма выступает успешность в педагогической деятельности и удовлетворенность педагогическим трудом, наличие у учителя коллективистических, когнитивных, праксиологических, аксиологических, креативных качеств, владение педагогической моралью, профессионально-педагогической этикой.

11. Необходимым условием готовности выпускников педвузов является владение ими знаниями психолого-педагогических дисциплин, историей и методологией педагогики. При этом методология педагогики, наряду с общими вопросами философии образования, должна содержать основополагающие идеи — педагогическую науку и практику, знания о педагогическом творчестве, принципах и закономерностях гносиологии. Важным условием повышения качества подготовки педагогов в вузе является знание об уровнях усвоения школьниками содержания образования.

12. Содержание профессионального самообразования, саморазвития студентов — будущих педагогов включает сущностные, методологические, ча-стносистемные, этические, психологические знания, знания об управлении качеством образования, педагогическими системами.

13. Опытно-экспериментальная работа показала целесообразность, жизненность научно-методических рекомендаций, значительный рост качественных показателей в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами. Она состояла из четырех взаимосвязанных составных частей: подготовительной (выявление критериальных показателей и уровней готовности выпускников к профессиональной деятельности), констатирующей, формирующей и контрольно-аналитической. Опытно-экспериментальная работа показала, что имеются значительные резервы в содержании и процессе организации педагогической подготовки студентов в вузе для повышения качественных показателей обучения и воспитания.

14. В исследовании социально-педагогические условия, способствующие повышению качества вузовской подготовки студентов — будущих социальных педагогов, подразделены на три группы: общие, специальные и инструментальные. При этом под качественным образованием понимается соответствие его результатов поставленным целям и задачампод педагогическим мастерством — лучший образец педагогического трудапод профессионально-педагогической компетентностью — осведомленность учителя о педагогическом труде, его методах, средствах, обладание психолого-педагогическими качествами, необходимыми для профессиональной деятельностипод педагогическим творчеством — поиск и нахождение принципиально новых средств и способов педагогического труда, новаторство, педагогическая изобретательность. Общие условия исходят из целей и задач оптимального функционирования и развития учебно-воспитательных учреждений, материального и морального стимулирования учителей, достижения требуемого обществом уровня обучения и воспитания обучающихся. В исследовании к этим условиям отнесены и проанализированы: осведомленность руководителей и учителей о стратегии развития образования и образовательной политике в странео целях, задачах, содержании, формах, методах обучения и воспитаниясовременных педагогических концепциях и технологияхтребованиях госстандартовумении выявлять насущные проблемы и находить эффективные пути и средства их решения и др. Специфические условия относятся к научно-методическому обеспечению вузовского учебно-воспитательного процесса. Они исходят из таких задач как формирование профессионала в области обучения и воспитания подрастающего поколения, развитие у будущих учителей творческих способностей, социально значимых личностных качеств, системного видения педагогических процессов и явлений и др. К таким условиям мы относим повышение онтологического и социального статуса студенчества, формирование у него умения адаптироваться к современным социально-экономическим условиямвладение профессорско-преподавательским составом методикой и логикой проведения лекционных, семинарских и практических занятий, понятийно-категориальным аппаратом теории воспитания, дидактики и т. д.- а также методикой анализа педагогической деятельности, формирования целостной системы знаний и умений у обучающихся на основе применения системной методологии и др.

К инструментальным условиям относится владение современными педагогическими технологиями, основами научного знания, умением формировать у обучающихся его составных элементов: научных фактов, понятий, законов и закономерностей, правил, алгоритмов, частносистемных теорий и др.

Обязательным условием повышения качества вузовского педагогического образования является формирование целостной системы знаний и умений у обучающихся на основе применения системной методологии, реализация основополагающих признаков научного знания: полноты, гибкости, осознанности, прочности, родовидовых связей и отношений, достижения оптимальных уровней усвоения знаний, учебного материала в целом. При этом логическая структура качественного педагогического образования в дидактическом плане должна представлять восхождение по следующей цепочке:

1. Знание об отдельных свойствах объекта.

2. Знание об объекте как о целостном предмете.

3. Знание об объекте как о составной части локальной системы.

4. Знание о целостной системе в той или иной предметной области.

5. Знание о межсистемном взаимодействии.

Непременным условием повышения качества вузовского педагогического образования является самообразование, профессиональное и личностное самосовершенствование, саморефлексия, повышение познавательной активности, формирование профессионального самосознания, совершенствование профессиональных умений и личностных духовно-нравственных качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .М., Насабаев А. П. Дидактико-логический принцип построения теории. Алма-Ата: Наука, 1973. -430с.
  2. О.А., Кузьмин Е. Н. Структура, содержание общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов. М., 1984. -30с.
  3. К.А. Психология и сознание личности. Москва — Воронеж, 1999.-213с.
  4. Г. С. Возрастная психология. М., 1997. — 186с.
  5. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. М.: Изд. дом «Бахрах», 2000. — 102с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1995.-195с.
  7. Актуальные проблемы гуманизации образования. Сборник научных трудов. Оренбург, 1996.-324с.
  8. О.Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995. 185с.
  9. .Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь) // Советская педагогика, 1966.№ 1. -С.33−53.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-379с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1968. — 339с.
  12. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. — 608с.
  13. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
  14. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991. -415с.
  15. Арт А. Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1983. — 173с.
  16. В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Соц.-гуманит. знания, 2002. № 4. С.163−175.
  17. JI.H., Кожевникова B.C., Капустина Н. Г. Мониторинг в гимназии // Стандарты и мониторинг в образовании. № 4, 2004. С.61−64.
  18. JI.H., Кожевникова B.C., Капустина Н. Г. Мониторинг лич-ностно-профессионального развития учителей гимназии // Стандарты и мониторинг в образовании. № 1, 2006. С.43−50.
  19. С.Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. -216с.
  20. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.:Смысл, 2001. 416с.
  21. Н.А. Концептуальные основы педагогической психологии // Педагогика, 1973. № 6. С.98−111.
  22. Ю.К. Активизация процесса обучения: общепедагогический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256с.
  23. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 183с.
  24. С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Профессиональное образование, 1997.- 512с.
  25. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: Изд-во «Свет», 1997. — С.121−126.
  26. С.В. Диалогическая позиция учителя как основа его педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1998. — С.22−27.
  27. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 88 с.
  28. Ф. Великое восстановление наук. Соч. T.l. М.: Мысль, 1977. -379с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  30. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. — С. З-12.
  31. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Прогресс, 1990.-243с.
  32. Бим-Бау Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М.: Педагогика, 1994. — 325с.
  33. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1993. -270с.
  34. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64с.
  35. М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX в.) // Педагогика, 1998. № 7. С.82−87.
  36. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. № 1. С. 17−24.
  37. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 392с.
  38. JI.A. Профессиональная адаптация будущих учителей в процессе практики. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1991. — 210с.
  39. С.Н. Моя родина // Новый мир, 1989.№ 10. С.13−24.
  40. М.С. Понятие и функции методологии педагогики // Сов. педагогика, 1990. № 10. С.74−77.
  41. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: «Питер», 2001. 118с.
  42. Васильев B. J1. Психологический анализ коррупции, теневой экономики и организованной преступности // Научн. труды С.-Петербуржского юридического института, 1999.
  43. И.В. Психологические основы группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. М.: Изд-во «Ось -89», 2000.-224с.
  44. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гуманитарного центра, 2000. — 136с.
  45. М.Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Высшая школа, 1989. 160 с.
  46. Возрастные возможности усвоения знаний (Под ред. Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова). М., 1976. 326с.
  47. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике //Современная высшая школа. 1988.№ 2.- С. 143−150.
  48. Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1986.-280с.
  49. А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания подростков. Ярославль: ЯГПИ, 1987. — 36с.
  50. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения./ Под общ. ред. И. Е. Курова. Нижний Новгород: НГПУ, 1994. — 160с.
  51. О.С., Вейес P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. -М., 1995.- 103с.
  52. О.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры в процессе преподавания учебной дисциплины «Гимнастика»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997.-24 с.
  53. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «совершенство», 1998.-605с.
  54. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М, 1976.-310с.
  55. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуального развития // Вопросы психологии, 1983.№ 3.C.16−28.
  56. B.C., Урсул А. Д., Семенюк Э. П. О единстве научного знания. М.: Знание, 1977.-64с.
  57. Ю.А. Дидактическая логика и теория обучения // Советская педагогика, 1974.№ 11. С.139−142.
  58. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1983. — 144с.
  59. Л.Н. От Руси к России. М., 1992. — 364с.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. -424с.
  61. В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психологический журнал, 1988. Т.9. —№ 4.
  62. В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии, 1976.№ 4.С.8−12.
  63. Н.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1995. — 196с.
  64. М.А., Малинин В. Методологические основы построения педагогической теории // Советская педагогика, 1972.№ 2
  65. Э. и другие. Серия работ «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 15,2000. М.: НТК «Терек», 2000. — 33с.
  66. А.Е. Прикладные вопросы вузовской педагогики и психологии. Киев: КНСИ, 1986. 88с.
  67. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971.- 144с.
  68. Е.Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2004. — 41с.
  69. И.А. Самовоспитание личности: филос. этог. проблемы. -М.: Политиздат, 1984.-285с.
  70. В.Е. Алгоритмы проблемного обучения и их использование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по ФК: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 196 с.
  71. Л.Г. Теория и практика принятия решения. М.: Экономика, 1984.- 175 с.
  72. С.Б. Профессиональное самосовершенствование учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143с.
  73. А.А., Матвеев С. Ф. Актуальные проблемы теории физической культуры в свете перестройки высшего и среднего специального образования. Киев: КГИФК, 1990. — 86 с.
  74. В.И. Дидактика высшей школы. Челябинск: ЧГПИ, 1990.-95с.
  75. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  76. Зак А. З. Как определить уровень развития школьника. М.: Знание, 1982.-96с.
  77. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-61с.
  78. Л. Статистическое оценивание. М., 1976. -157с.
  79. А. П. Дидактические умения в деятельности учителя физической культуры и методика их формирования у студентов педагогических институтов. Дис. канд. пед. наук. Ульяновск: 1990. — 226 с.
  80. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-170с.
  81. И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999. — 384с.
  82. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. -144с.
  83. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975. -186с.
  84. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991.№ 3.
  85. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997. № 5.-С.З-16.87. Известие. 1996. 6 марта.
  86. Г. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 184с.
  87. Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М., 1968. — 265с.
  88. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Просвещение, 1981. 146с.
  89. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991.-384с.
  90. М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-206с.
  91. Н.В., Лукьянова М. И. Психологический аспект развития социальной компетентности школьников: Монография. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.-206с.
  92. И. Антропология с прагматической точки зрения. Характер народа. // Соч. Т.6. М, 1966. С.562−572.
  93. Квин Вирджиния. Прикладная психология. Санкт-Петербург: «Питер», 2000. — 148с.
  94. В.К. Воспитательный процесс: сущность, содержание, технология. Часть I. Чебоксары, 1994. — 276с.
  95. В.К. Межпредметные связи в системе совершенствования учебного процесса. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1986. — 50с.
  96. В.К. Основы педагогического мастерства. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1986. — 36с.
  97. В.К. Психолого-педагогические условия и средства, повышающие эффективность учебных дисциплин. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1987.-45с.
  98. В.К. Системность знаний учащихся и пути ее формирования. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1985. — 36с.
  99. В.К. Теоретические и прикладные аспекты научно-педагогических исследований. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1994.-254с.
  100. В.К. Учебный процесс, повышение его эффективности. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1987. 32с.
  101. В.К. Формирование системы профессионально-педагогических знаний и умений в учебном процессе университета. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1986. 36с.
  102. В.К., Москевич К. В. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности: Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1994. — 268с.
  103. Т.В. Теоретико-методологические основы технологии формирования у учащихся целостной системы естественнонаучных дисциплин. Часть I- Часть II. Москва-Чебоксары, 2001. — 374с.
  104. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-49с.
  105. Ю9.Клюкин Ю. Н. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.-165с.
  106. В.О. Русская история. Книга первая. М.: Наука, 1995.
  107. Ш. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1993. -256с.
  108. Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 1976. — 134с.
  109. ПЗ.Коломинский Я. Л. Система личных взаимоотношений. Минск, 1972.-192с.
  110. В.М. Социальное качество образования // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. Спб.: Санкт-Петербуржское философское общество, 2003. — С.394−396.
  111. Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической подготовленности студентов педагогических институтов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Кривой Рог, 1987. — 48с.
  112. Пб.Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -244с.
  113. М.И. Труд в системе ценностей русского народа //Русская история. Проблема менталитета, 1990. С.140−216.
  114. А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и мониторинг, 2001.
  115. В.П. Ценности современной молодежи: взгляд социолога. // Внешкольник, 2002. № 10. С.15−16.
  116. Ч. Основы общей дидактики. Пер. с польского. М.: Высшая школа, 1986. 368с.
  117. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159с.
  118. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. — 168с.
  119. B.C. Содержание образования: сущность, содержание, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  120. A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  121. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996. № 4. С. 10−24.
  122. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.№ 1.-48с.
  123. Л.А. Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. -232с.
  124. А.Н. Изучение зависимости характера взаимоотношений в группах от психодинамических особенностей личности. // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1970. — 10с.
  125. Ю.С. Воспитание средой. Нижний Новгород: НГУ, 2003. -119с.
  126. К. Образование, социология и проблема общественного сознания // Мир образования, 1997. № 2. С.49−52.
  127. А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 86.
  128. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М., 1977.-182с.
  129. Р. Структура личности. // Экспериментальная психология. /
  130. Под ред. П. Фреее, Ж.Пиаже. М., 1975. Вып.5.
  131. B.C. Психология индивидуальности. Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.-448с.
  132. Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях // Сборник научных трудов под редакцией Я.С. Тру-бовского. -М.: АНН СССР, НИИ общей педагогики, 1980. 115с.
  133. С.И., Митина И. Д. Педагогическое образование в условиях пластического университета // Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы. Ульяновск: УлГУ, 2001. С.6−11.
  134. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: «Флинта», 1998.-200с.
  135. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1974. — 216с.
  136. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. М., 2001. № 24. -С.3−13.
  137. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998. № 3. -С.3−10.
  138. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика, 1988. № 4.-С.3−8.
  139. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280с.
  140. Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом. //Человек и общество. Л., 1973. — Вып. 13.
  141. Образование: идеалы и ценности. Историко-теоретический аспект / Под ред. З. И. Ровника. М.: Педагогика, 1985. — 133с.
  142. Общество и политика. СПб: Изд-во С.-Петербуржского университета, 2000.-512с.
  143. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-239с.
  144. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М.: Академия, 1995. — 270с.
  145. Основы дидактики (Под ред. Б.П. Есипова). М.: Просвещение, 1967. -472с.
  146. Основы педагогики и психологии высшей школы (Под ред. А.В. Петровского). М.: Изд-во МГУ, 1986. -294с.
  147. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. -504с.
  148. Педагогические проблемы и перспективы их решения (Под ред. Т.В.Кирилловой). Межвузовский сборник научных статей. Москва-Чебоксары, 2005. — 163 с.
  149. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 111с.
  150. А.В. Стратометрическая концепция интрагрупповой активности в коллективах. // Социально-психологические аспекты общественной активности. Ярославль, 1975. — С. 16−24.
  151. О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1996. -40с.
  152. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -225с.
  153. Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения учителя. Нижний Новгород: НГПУ, 2002. — 166с.
  154. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование, 1996.№ 5.С.10−15.
  155. Я.А. Психология творчества и педагогика. М: Педагогика, 1973.-273 с.
  156. Поташник М. М. Творческая лаборатория педагога // Советская педагогика. № 10, 1985. С.67−74.
  157. Практическая психодиагностика / Под. ред. Д. Я. Райгородского Самара, 1998.- 148с.
  158. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 400с.
  159. Пути руководства учебно-воспитательным процессом в средних учебных заведениях. М.: Пед. общество РСФСР, 1982. — 182с.
  160. П.В. Факторы, определяющие эффективность методической подготовленности будущих учителей ФК в процессе педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 201 с.
  161. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  162. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. Социс. -№ 10,1997.
  163. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140с.
  164. В.Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования. // Педагогика, 2004. № 1. С.42−48.
  165. Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987.-207с.
  166. Д.Ш. Формирование дидактических умений у студентов ФФК в контексте будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 21с.
  167. В.Е. Духовно-нравственные ценности главный фактор возрождения России // Россия сегодня: новые горизонты сознания / Под ред. В. Н. Келасьева и др. — СПб, 1994.
  168. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. // Педагогика, 2002. № 1. С.11−17.
  169. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: «Перемена», 1994. — 182с.
  170. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1991. — 232с.
  171. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Изд-во МГПИ, 1990. — 133с.
  172. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: психология человека. Учебное пособие для вузов. М.: Школа -Пресс, 1995.
  173. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1986.-260с.
  174. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.-736с.
  175. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272с.
  176. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе.
  177. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  178. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки модели специалиста. Саратов: СГУ, 1987. — 174 с.
  179. А.Дж. Россия и Запад // Цивилизация перед судом истории. -М., 1995.
  180. В.Н. Научно-технологическая революция и проблемы образования //Вопросы философии, 1973.№ 2.С.19.
  181. О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. М., 1994. — С.48−64.
  182. Учебный процесс, реализация его основополагающих функций в современных условиях. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. В. Кирилловой, 2004. 97с.
  183. Федеральная программа развития образования // Российская газета. 18 апреля, 2000 г.
  184. О.Н. Синергическая модель образования. // Мир образования, 1997. № 5. С. 14−17.
  185. Д.И. Проблема развитая личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире, 1995. № 3. С. 6−11.
  186. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. Часть I. -М.: SVR-Аргус, 1994.-421с.
  187. JI.M. О корректном использовании статистических методов в психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1971. № 3. -С.64−67.
  188. Халперн Дайана. Психология критического мышления. СПб.: «Питер», 2000.-168с.
  189. В.Н., Гройсман A.JI. Тренинги самостановления и самосозидания. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Изд-во Магистр, 1999. — 240с.
  190. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпракс, 1995.-288с.
  191. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 38с.
  192. И.А. Основы профессионального самосовершенствования будущего учителя. Монография. Чебоксары: Стат. управ. ЧР, 2001.-85с.
  193. В., Геворкян Е., Калабин С., Киринюк А., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. 2001. № 1. — С.29−38.
  194. С.А. Методы науки и методы обучения // Советская педагогика, 1976.№ 7. С.20−26
  195. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество, 1997. № 6. С.48−50.
  196. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. -М.:Академия, 2000. -288с.
  197. М.И. Учителю о воспитании школьников. М.: Педагогика, 1990.-144с.
  198. Н.Б. Научно-методические аспекты подготовки личности специалиста как профессионала // Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы. Ульяновск: УлГУ, 2001. С.3−6.
  199. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика, 1990. № 12. С.60−65.
  200. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  201. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: «Сентябрь», 1996. — 95с.
  202. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: «Сентябрь», 2000. — 128с.
  203. Baumann I.I. Handbuch der Moral nebst Abriss der Rechtsphilosophie. Leipaig S. Hirzel, 1879. -445s.
  204. Becker H. Through values to social interpretation. N.'V., 1968. — 124p.
  205. Bernal Alemany, Rafael. Estudio-trabajo: una innovacion pedagogika // Pedagogika, 86. Jemas generales. Havana, 1986. -p.43−78.
  206. Dery D., Mosk T.I. Information support systems for problem solving decision support systems. 1985,1, № 2. p. 103−109.
  207. Klaus Alfred. Lebensplane in Schuljugendalt. Jn.: Padagogik. — Berlin 40 (1985) 9.-s. 467−476: Lit.
  208. Kron F.W. Grandwissen Pedagogik. Muenchen — Besel, 1991. — 286s.
  209. Leonard K. Akzentuierte Personliehkeiten. Berlin, Volk und Gesundheit, 1968.-287s.
  210. Maslow A. Some educational implication of the humanistic psychology // Ju: Harvard Educational Review. 1968, N. 38. № 4. — 688p.
  211. Rinteleu F.I. Values in European thought. Pamplona, 1972. — 266p.
  212. Roeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
  213. Stefanov R. Understanding industry now. London: Heinemann Educational, 1981.-121p.
  214. Werigeh I. Dialogue and dialogism in a socio-cultural approach to mind/ Ju: Markova and Foppa, 1990. 155p.
Заполнить форму текущей работой