Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования в практику осуществлялась через публикации и выступления на межвузовских и международных научно практических конференциях в г. Волгограде (1997;2000 гг.), г. Смоленске (1999 г.) — на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России и собраниях Южного отделения РАО (1999;2001 гг.), методологических семинарах памяти профессора B.C. Ильина (1999;2001 гг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре
    • 1. 1. Сущность, структура, критерии и уровни развития функции самореализации личности старшеклассников
    • 1. 2. Развитие функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий, способствующих развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре
    • 2. 1. Диагностика уровня развития функции самореализации личности старшеклассников
    • 2. 2. Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В период социально-экономической нестабильности предъявляются иные требования к подрастающему поколению. Современному обществу необходима личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. А это требует обновления теоретических взглядов и практических действий по развитию личности ребенка в образовательном процессе.

Центрация на человеке, утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытиярассмотрение личности как целостной развивающей системыопределение ее места в современном миресоздание условий для развития сущностных сил личности, ее духовного потенциалапопытки найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности свидетельствуют о смене ориентиров в сфере социально-педагогических ценностей и тенденции перехода от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Специфика личностно ориентированного образования видится в том, что в образовательном пространстве личности воссоздается система таких жизненых ситуаций, которые востребуют проявления, а следовательно, и развития не только познавательных, но и личностных функций учащегося, своего рода личностного способа жизнедеятельности (В.В. Сериков).

Чрезвычайная сложность перехода от традиционного, в большей части авторитарного образования, к личностно ориентированному объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества и государства и, как следствие, образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса.

С одной стороны, в сложившихся социальных условиях молодой человек должен надеяться, прежде всего, сам на себя, на свои силы и волю. С другой возрастает роль педагога в создания условий, направленных на развитие самостоятельности, творческой активности, самореализации, способности регулировать и совершенствовать поведение личности.

Развитие указанных процессов происходит наиболее продуктивно в старшем школьном возрасте, для которого характерно возрастание роли и потребности в саморазвитии и самореализации. Именно данный возрастной период связан с появлением способности и потребности познать и реализовать свои возможности, потенциал (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В.А. Петровский).

Многочисленные исследования последних лет показали, что современный выпускник школы чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемым извне ценностям, достигать цели самореализации.

В философской и психологической литературе понятие «самореализация» личности трактуется в самом общем виде как процесс реализации человеком своего потенциала, способностей, потребностей и опредмечивания сущностных сил. Различные аспекты самореализации, а также факторы, их обуславливающие, обсуждаются в работах многих авторов. В частности, затрагиваются аспекты самоутверждения и самопроявления личностидеятельность и жизнедеятельность как способы самореализации личностипротиворечия процессов самореализациижизнетворчество как способ самореализацииаксиологические аспекты жизненного самоопределения личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б. С. Братусь, И. Ф. Ведин, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Л. Н. Коган, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и ряд других ученых).

Философский аспект рассмотрения проблемы самореализации имеет наиболее давнюю историю, но в сравнении с другими науками он многосторонен и затрагивает обширный культурный план. Анализ историко-философского контекста позволяет выделить два, наиболее важных, но различных подхода по данному вопросу: эссенциалистический и экзистенциалистический (Аристотель, Сартр, Сократ, и др.).

Все психологические концепции касаются феномена самореализации человека, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования. Поэтому термин «самореализация» (self-realization) часто является синонимом «реализация своих возможностей» (self-fulfillmrnent) и «самоактуализация» (self-actualization). Они описывают очень близкие явления: полную реализацию подлинных возможностей (К. Хорни) — стремленние человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс) — внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения (Ф. Перлз) — стремление человека стать тем, чем он может стать (А. Маслоу).

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике, в теории и практике обучения и воспитания основное внимание уделялось проблеме деятельностной самореализации: трудовой (Л.И. Антропова, Н.И. Полубабкина) — профессиональной (С.А. Воломеев, Т.И. Торгашина) — коллективной (В.В. Ковров) — учебной (Г.И. Ковалева, Е. В. Маликина, В. В. Садовая, Н.Г. Чевтаева).

С позиций личностно ориентированного образования, направленного на создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций (группы функций ответственностирефлексиисамореализации) субъектов образовательного процесса (В.В. Сериков, 1999), возможно представление самореализации человека как функции личности.

Понятие «функция личности» рассматривается в работах Ф. Баррока, Г. А. Ковалева, М. В. Коротовой, М. Полани, Г. Рея, С. Л. Рубинштейна и др. Под ним подразумевается: «. базовая способность человека проектировать себя» (Ф. Баррок) — «способность определять свое отношение к миру» (С.Л. Рубинштейн) — «способность человека конструировать собственную жизнедеятельностъ» (Г.А. Ковалев). К. Роджерс «полноценно функционирующую личность» характеризует как личность, которая продуктивно реализует свои функции в жизнедеятельности: оптимальная, конструктивная актуализация своей личности, насыщенность жизни, бытие «здесь-и-теперь», свобода выбора и ответственность за его результаты, творчество, подвижность, сочетание эмоциональности, эмпатии и рефлексии, доверия к себе и открытость миру и опыту, нацеленность на изменение, саморазвитие.

Однако рассмотрение самореализации личности старшеклассников как функции человека, связанной с развитием способности к выявлению, раскрытию сущностных сил и возможностью их реализации не являлось проблемой специального изучения, поэтому остается на периферии педагогической науки и практики.

Совершенствование образовательного процесса предполагает разработку новых педагогических идей, нацеленных на реализацию личностного подхода в образовании и ориентирующих педагога на развитие личности, ее самореализацию. Важное место в решении данной проблемы отводится и игровым средствам обучения.

Философские, философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром, нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо и др.).

Роль игры как социально — психологического феномена раскрывается в работах отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, JT.C. Выготского, Б. Элькони-на, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и других. Проблемы психологии детской игры исследовали: М. Я. Басов, П.П. Блон-ский, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, B.C. Мухина, С. Т. Шацкий и другие.

Психологи выделяют в игре способ реализации творческого потенциала личности ребенка и средство его интенсивного развития (Л.С. Выготский), считают, что дети не доигравшие в детстве, получают «игровую дистрофию» (В.П. Зинченко), называют игру школой жизни и «практикой развития» (С.Л. Рубинштейн), трактуют игру как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых (Д.Б. Эльконин).

Социально-педагогические аспекты исследовались в работах Ю. П. Азарова, И. П. Аникеевой, О. С. Газмана, В. М. Григорьева, И. П. Иванова, А. А. Люблинской, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, A.M. Новиковой, П. И. Пидкасистого, Е. А. Покровского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ж. С. Хайдарова, С. А. Шмакова, Н. Е. Щурковой и других.

Педагоги подчеркивают, что в игре ребенок — уже зреющий человек, он пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями (К.Д. Ушинский) — что воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре (А.С. Макаренко). Многие ученые, уделяя большое внимание игре, подчеркивают ее основную роль в развитии ребенка (П.П. Блонский) — считают, что в игре происходит его эмоционально-действенная ориентировка в мире социальных отношений (Л.И. Божович) — утверждают, что детство без игры и вне игры аморально (С.А. Шмаков).

В последнее время в научной и методической литературе все больше внимания уделяется использованию деловых игр (Н.В. Борисова, А. А. Вербицкий, В. Я. Платов, Г. П. Щедровицкий и другие).

Методология и методика деловой игры рассматривается в работах Ю. В. Иронимуса, Ю. Д. Краевского, Е. А. Хруцкого и других.

Разработками деловой игры занимались М. М. Бирштейн, В. Н. Бурков, Р. Ф. Жуков, В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров, В. И. Рыбальский, В. Я. Платов, Б. Н. Христенко и др.

В научной литературе деловая игра рассматривается как:

1) особое отношение личности к окружающему миру;

2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3) социально заданный и усвоенный учеником вид деятельности (или отношение к миру);

4) особое содержание усвоения;

5) социально — педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

Учебно-деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным объяснением, условия развития и самореализации личности.

В старшем школьном возрасте игра рассматривается, как возможность проверить свои силы, направлена на формирование готовности к решению жизненных проблем, выбор профессии. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни, отвечает потребностям «быть взрослым». Игра позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий. Все это способствует активному раскрытию своего «Я» и самореализации.

Большой интерес, проявляемый к учебно-деловым играм учителями школ, обуславливается еще и тем, что они направлены на повышение мотивации к обучению старшеклассников через создание неформальной обстановки обучения, необходимость быстрых действий, возможность удовлетворения различных потребностей личности учащихся.

Всякая педагогическая система может успешно функционировать только при соблюдении соответствующих условий: внешних и внутренних (Ю.К. Бабан-ский, Г. И. Вергелес, М. Е. Дуранов, B.C. Ильин, Ю. П. Соколиков и др.). В учебно-деловой игре возможно создание условий, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализацииучился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за нихсамостоятельно и творчески подходил к деятельности.

Однако необходимо отметить, что в массовой практике учебно-деловая игра применяется учителями без четкого осознания и направленности целей и механизмов их достижения. Специального изучения данной проблемы в педагогических исследованиях не проводилось.

Проблема исследования заключается в необходимости выявления педагогических условий, способствующих развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре.

Важность, актуальность, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначенных проблем определили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях лично-стно ориентированного образования.

Предмет исследования: педагогические условия развития функщт самореализации личности учащихся старшего школьного возраста в учебно-деловой игре.

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре.

Основу гипотезы исследования составил ряд предположений о педагогических условиях развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре. Решение этой важной задачи возможно если:

— при построении учебно-воспитательного процесса будут приняты во внимание представления о функции самореализации личности как универсальной личностной способности к выявлению и использованию человеком своих возможностей, потенциала и сущностных сил;

— развитие функции самореализации личности старшеклассников будет рассматриваться как одна из специфических целей личностно ориентированного образования, нуждающаяся в специальном и содержательно-процессуальном обеспечении;

— генезис учебно-деловых игр осуществляется в соответствии с логикой развития функции самореализации личности старшеклассниковпри этом на каждом этапе один из компонентов будут выделен в качестве приоритетного в соответствии с их иерархической соподчиненностью, и на его основе будет строиться типология ситуаций самореализации личности.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность функции самореализации личности учащихся старшего школьного возраста.

2. Определить уровни, критерии и методы диагностики уровня развития функции самореализации личности старшеклассников.

3. Обосновать возможность развития функции самореализации личности в учебно-деловой игре.

4. Выявить педагогические условия, способствующие развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре.

Методологическую основу исследования составили: положения гуманистической философии и психологии (К.А. Абульханова-Славская, Н. А. Бердяев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) — основы целостного, системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (B.C. Ильин, В. В. Краевский, И .Я. Лернер) — психологические теории развития личности, рассматривающие ее самореализацию (Л.И. Анцыферова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Л. А. Коростылева, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. Роджерс,.

С .Л. Рубинштейн, Э. Фромм, К. Хорни и др.) — идеи личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина и др.) — положения теории деятельности и деятельностно-го подхода к развитию личности и обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,.

С.JI. Рубинштейн, Г. Г1. Щедровицкий и др.) — теории игровой деятельности и деловой игры, рассматриваемые в отечественной психологии и педагогике (М.М. Бирштейн, П. П. Блонский, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, J1.C. Выготский, О С. Газман, А Н. Леонтьев, В. Я. Платов, К. Д. Ушинский, Б. Н. Христенко, Е. А. Хрупкий, С. Т. Шацкий, С. А. Шмаков, П. Щедровицкий, Д. В. Эльконин и др).

Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы по теме исследованияизучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ педагогической практикиопытно-экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий и формирующий экспериментынаблюдение, опрос, тестирование и анкетирование, метод экспертных оценокизмерения и математическая обработка результатов исследования, их системный и качественный анализ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, разработкой комплекса диагностических методик, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые теоретически обоснована и представлена сущность функции самореализации личности учащихся старшего школьного возраста как универсальной способности личности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных силопределены уровни и критерии развития функции самореализации личностиобоснованы возможности учебно-деловой игры в развитии личности старшеклассниковвыявлены и описаны педагогические условия, обеспечивающие эффективное развития исследуемой функции в учебно-деловой игре.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие концепции личностно ориентированного обучения применительно к сфере общего образования на материале естественнонаучных дисциплин. Выявлены возможности учебно-деловой игры в развитии функции самореализации личности учащихся старшего школьного возраста. Разработана типология ситуаций самореализации личности в учебно-деловой игре. Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования специфики развития функции самореализации личности на различных возрастных этапах и для дисциплин гуманитарного цикла.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что разработана и экспериментально апробирована система учебно-деловых игр, ориентированная на развитие функции самореализации личности старшеклассников, дающая возможность широкого использования ее в практике общеобразовательной школы. Разработана типология ситуаций самореализации личности в учебно-деловой игре на различных этапах, а также рекомендации по их созданию в учебно-воспитательном процессе. Представлен комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня развития функции самореализации личности старшеклассников.

Апробация результатов исследования в практику осуществлялась через публикации и выступления на межвузовских и международных научно практических конференциях в г. Волгограде (1997;2000 гг.), г. Смоленске (1999 г.) — на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России и собраниях Южного отделения РАО (1999;2001 гг.), методологических семинарах памяти профессора B.C. Ильина (1999;2001 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Реализация государственной молодежной политики как условие социализации молодежи» (г. Волгоград, 1999 г.). Основные положения исследования и выводы по результатам эксперимента обсуждались на семинарах аспирантов и заседаниях кафедры педагогики ВГПУна научно-практических конференциях сотрудников ВГПУ (г. Волгоград, 1998;2001 гг.). Результаты изложены в 7 публикациях.

Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации и научные доклады, автором разработан и апробирован теоретический семинар «Возможности деловой игры в условиях личностно ориентированного образования» (Волгоградский колледж нефти и газа, 1999 г.) — читается теоретический курс «Игровые технологии в условиях личностно ориентированного образования» (Инженерно-технический лицей № 5 г. Волгограда, 2000, 2001 гг.).

К защите представляются следующие основные научные положения.

1. Сущность функции самореализации личности. Под ней понимается универсальная способность личности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил. Это личностное образование, содержащее в себе компонентами: самостоятельность, свободу и творчество, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

2. Критерии уровня развития функции самореализации личности старшеклассников. Представленные через степень сформированное&tradeее ведущих компонентов: мотивационно-оценочного, эмоционально-волевого и деятельностно-практического, — они выглядят следующим образом: мотивы-стремления своими силами продвигаться к целиспособность к рефлексии собственных возможностей и поведенияосуществление взаимодействия личности с окружающим социумомспособность личности к автономному поведениюкреативность в деятельностиответственность за свои действия и поступки.

3. Авторские методики диагностики уровня развития функции самореализации личности старшеклассников. В основе построения: а) репрезентативность известным методикам, валидность и надежность которых доказана многочисленными исследованиямиб) использование метода независимых экспертиз с применением квалиметрического инструментария.

4. Система учебно-деловых игр. Ее введение в учебно-воспитательный процесс предполагает постепенное разворачивание в соответствии с логикой развития функции самореализации личности, которая осуществляется как взаимообусловленная последовательность этапов — от развития способности личности к самостоятельности, связанной с рефлексией и целенаправленностью в действиях, к развитию способности к свободе и независимости в принятии решений, межличностному общениюк креативности в деятельности и ответственности за нестандартные решения в создании нового.

5. Педагогические условия. К основным из них, способствующим развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре, нами отнесены ценностно-смысловые, организационные, дидактические и поведенческие.

Базой исследования явились инженерно-технический лицей № 5- инженерно-техническая школы № 33 г. Волгограда.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1997;1998 гг.) — теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме самореализации личностиформулирование общей методологии дидактического исследования, проблемы, целей, задач и рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (1998;1999 гг.) — организация опытно-поискового экспериментаопределение общей стратегии, выявление уровней и критериев развития функции самореализации учащихся старшего школьного возраста в условиях учебно-деловой игры. Определение педагогических условий, способствующих развитию функции самореализации старшеклассников, а также разработка диагностических методик.

Третий этап (1999;2001 гг.) — проведение формирующего экспериментасистематизация и обработка материалов, выявление педагогических условий и критериев развития функции самореализации личности старшеклассников в условия учебно-деловой игрыоформление диссертации.

Структура и объем диссертации

Диссертация объемом в 187 страниц состоит из введения (13 стр), двух глав (глава 1−96 стр.- глава 2−50 стр.), заключения, списка литературы (297 наименований), 9 приложений. Содержание диссертации включает в себя 7 таблиц- 3 рисунка- 2 схемы.

Выводы по главе 2.

Опираясь на результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление педагогических условий, способствующих развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре, можно констатировать следующее:

1. Организацию и проведение учебно-деловых игр в процессе обучения необходимо строить в определенной системе, позволяющей добиться более эффективных результатов.

2. Опытно-экспериментальная работа велась в три этапа, что позволило выявить педагогические условия, позволяющие более эффективно осуществлять развитие функции самореализации личности старшеклассников.

3. Выявление педагогических условий, показало высокую эффективность использования учебно-деловых игр в развитии функции самореализации личности старшеклассников.

4. С учетом особенностей развития функции самореализации личности старшеклассников был разработан комплекс методик, включающий в себя качественные и количественные методы обработки полученных данных, введение в работу «независимых экспертов».

Заключение

.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

1. Выявлена сущность функции самореализации личности учащихся старшего школьного возраста, которая понимается нами как универсальная личностная способность к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил. В качестве сущностных характеристик нами выделены: самостоятельность как универсальная способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и другихсвобода как универсальная способность личности к автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействиютворчество как универсальная способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.

2. В структуре функции самореализации личности старшеклассников нами выделены следующие структурные компоненты: самостоятельность, свобода и творчество и функциональные компоненты: мотивационно-оценочный, эмоционально-волевой и деятельностно-практический.

3. В качестве критериев функции самореализации личности старшеклассников выступают: — наличие целенаправленности в действиях (мотивы и потребности в реализации своих возможностей и способностей, направляющих личность на самостоятельную деятельность, на достижение поставленных целей) — мотивационно-оценочный компонент;

— наличие способности к рефлексии (проявление критичности в отношении своих возможностей, самооценка и оценка других через призму собственных убеждений) — мотивационно-оценочный компонент;

— осуществление взаимодействия с окружающим социумом (положительный эмоциональный настрой, совместное решение конфликтных ситуаций, диалог) -эмоционально-волевой компонент;

— наличие способности к автономному поведению (проявление волевых усилий в различных ситуациях при переходе от изменения смысла действия внешними способами (влияниями извне) к внутренним способамсаморегуляция поведения) — эмоционально-волевой компонент;

— наличие креативности в деятельности (не репродуктивный, а творческий характер деятельностиоригинальность, неповторимость продуктов жизнедеятельности, независимость в суждениях) — деятельностно-практический компонент;

— наличие ответственности за свои поступки и действия (проявление чувства долга, добросовестность и честность в действиях, поступках и отношениях с окружающими) — деятельностно-практический компонент.

4. Разработана и апробирована система учебно-деловых игр, содержащая ситуации самореализации, ориентированные на развитие функции самореализации личности старшеклассников: самостоятельности действийсвободы выбора и принятия решенийкреативности в деятельности.

5. Выявлены следующие педагогические условия, способствующие развитию функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре:

1) Личностное осмысление и принятие учителем идей, концепций и технологий личностно ориентированного образования.

2) Целенаправленное развитие функции самореализации личности старшеклассников должно быть в числе первостепенных задач всего процесса обучения учеников.

3) Эффективное развитие функции самореализации личности учащихся старших классов возможно на основе интеграции возможностей всех предметов естественнонаучного цикла.

4) Развитие мотивации, направленной на самостоятельность учеников с целью осознания ими важности и потребности в раскрытии и использовании сущностных сил и возможностей не только на уроке, но и в жизни (мотивационно-оценочный компонент).

5) Развитие автономности и независимости в принятии решений, умений вести диалог и строить межличностные отношения в классе учеников с целью осознания ими важности и потребности в раскрытии и использовании сущностных сил и возможностей в общении (эмоционально-волевой компонент).

6) Развитие творческой активности, способностей и возможностей личности на основе решения нестандартных задач, поиск нового и неповторимого решения проблемы, ответственность и креативность в деятельности (деятельностно-практический компонент).

7) Создание ситуаций самостоятельности действий, ориентированных на развитие функции самореализации личности старшеклассников, которые формируют потребность в знании своих возможностей и способностей, направляют на определение цели деятельности ученика, побуждают его к рефлексии своих возможностей и способностей,.

8) Создание ситуаций свободы выбора и принятия решений, ориентированных на развитие функции самореализации личности старшеклассников, которые формируют потребность в свободе проявления своих возможностей и способностей, направляют на саморегуляцию деятельности ученика, пробуждает его эмоции и проявления воли в достижении цели.

9) Создание ситуаций креативности в деятельности, ориентированых на развитие функции самореализации личности старшеклассников, которые формируют потребность в нахождении нового, создание оригинального решениянаправляют на проявление ответственности за деятельность (свою и товарищей), пробуждают к реализации своих сущностных сил при достижении цели.

10) Использование учебно-деловых игр, направленных на самостоятельную постановку цели, целеустремленность в деятельности, поиск истины и рефлексию.

11) Организация учебно-деловых игр, направленных на свободу выбора цели, роли и принятия решения в деятельности, коллективную работу и достижении успеха.

12) Организация учебно-деловых игр, направленных на творческий подход в деятельности, принятие оригинальных решений.

Обзор полученных данных позволил сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза в целом подтверждена. В процессе работы возникли новые идеи и проблемы, требующие дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Г. Деловая игра в системе повышения квалификации. — Ростов н/Дону, 1986.
  2. И.Г. Игротехнические приемы. СПб.: Образование, 1992.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1998.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общении // Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия. 2-е изд., доп. -Самара, 1999.
  5. И.Г. Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
  6. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения // Деловая игра: Учеб.-метод. пособие для студ. психол. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
  7. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. — № 4.
  8. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки народного образования: Метод, реком. / Сост.: А. Н. Вырщиков, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков. -Волгоград, 1987.
  9. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Тюмен. ун-т, Тюмень, 1997.
  10. Ю.Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного образования: Дис. д-ра. пед. наук. Тюмень, 1997.
  11. И.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
  12. .Г. Избранные психологические труды: В 2 тт. / Под ред. А. А. Бодалева и др. Т. 1−2. — М.: Педагогика, 1980.
  13. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
  14. В.И. Педагогика творческого развития. Казань: Изд-во Казан, унта, 1996.
  15. Аникеева Н. Г1. Воспитание игрой: Кн. для учителя. Новосибирск, 1994.
  16. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1980.
  17. В.В. Внутрешкольное управление развитием авторских педагогических систем: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  18. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  19. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. Т.2. — 1991. — № 2.
  20. Аристотель. Собр. соч. Т.4. — М.: Наука, 1981.
  21. Т. Игра как способ моделирования действительности. Проблемы практической психологии. Таллин, 1984.
  22. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агенство, 1996.
  23. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М: Наука, 1981.
  24. Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.
  25. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978.
  26. А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер Ком, 2000.
  27. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моек ун-та, 1990.
  28. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
  29. Н.К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1988.
  30. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика 1989. — № 3.
  31. B.JI. Деловые игры по экономической и социальной географии. -М.: Просвещение АО «Учебная книга», 1995.
  32. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. — № 2.
  33. БатраковаС.И., Левина М. М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения // Советская педагогика. 1981. — № 3.
  34. А.С. Ситуация успеха как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  35. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.
  36. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  37. Н.А. Судьба России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  38. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  39. Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психилогия человеческой судьбы. СПб: Лениздат, 1992.
  40. Р. Развитие Я-концепции и воспитания личности человека. М., 1986.
  41. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  42. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. обзор. М.: Моск. психол.- социал. ин-т: Флинта, 1998.
  43. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  44. Jl.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  45. Л.И. Проблемы формирования личности. М., — Воронеж, 1995.
  46. Д.Б. О путях к творчеству // Наука и жизнь. 1977. — № 2.
  47. Большая Советская Энциклопедия. Т.З. — М.: Сов. энцикл., 1973.
  48. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Педагогика. 1991. — № 1.
  49. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4.
  50. Е.В. «Круглый стол» теория и практика личностно ориентированного обучения // Педагогика. — 1996. — № 5.
  51. Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1997.
  52. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.
  53. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИНК и ФПК. Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.
  54. Н.В. Новые технологии обучения и деловой игры. М., 1991.
  55. Н.М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994.
  56. М.И. Психологические особенности саморазвития подростка. -Киев, 1980.
  57. Н.В. Некоторые аспекты взаимосваязи гармоничности и социальной зрелости личности старшеклассников: Сб. науч. тр. «Целостный учебновоспитательный процесс как основа всестороннего развития личности». -Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1986.
  58. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис. д-рапед. наук. СПб., 1991.
  59. Н.В. Самостоятельность личности школьника (системно-структурный анализ) JI.: Рост. гос. пед. ун-та., 1991.
  60. Н.В. Ситуация выбора «единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб. науч. тр. — 4.2. — Волгоград: Перемена, 1992.
  61. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. -1997. № 5.
  62. .С. Анатомия личности. М.: Мысль, 1988.
  63. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев.: Здоровье, 1989.
  64. БольшоЙ энциклопедический словарь. М. — Т.25.
  65. М.Э. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников // Вестник психол.-социал. и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. — № 2.
  66. Д.Д., Кислякова Н. А. Практикум по менеджменту. Деловые игры. -М.: Высшая школа, 1998.
  67. И.Ф. Теорема личности: дороги и тупики самосозидания. М.: Молодая гвардия, 1988.
  68. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991.
  69. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высшая школа 1982. — № 3.
  70. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.
  71. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика / Ст. ред. И. С. Ладенко Новосибирск: Наука СО. АН. СССР, 1987.
  72. А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: Науч. доклад дис. д-ра. пед. наук М., 1991.
  73. А.А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для ср. спец. учеб. завед.) М., 1990.
  74. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук Л., 1990.
  75. Ветошкина Т А. Самореализация личности в творческой деятельности. Автореф. дис. канд. фил. наук Свердловск, 1980.
  76. М.Ф. Игры для интенсивного обучения. М.: Прометей, 1991.
  77. С.А. Профессия как фактор самореализации личности: Автореф. дис. канд. фил. наук М., 1998.
  78. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  79. Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983. — Т.1., Т.З.
  80. О.С. Каникулы: игра, воспитание. М., 1998
  81. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. — № 2.
  82. Л.Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические исследования супружеских отношений М., 1987.
  83. Г. Игра в бисер / Пер. с нем. Новосибирск, 1993.
  84. Е.И. Идеи самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: РАО., 1996.
  85. А.А. Личность в современных условиях // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов н/Д, 1996.
  86. В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Науч. доклад дис. д-ра. пед. наук. М., 1998.
  87. Н.Г. Значимость саморазвития личности // Специалист. 1998. -№ 6.
  88. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988.
  89. В.В. О месте категории деятельности в совершенствовании теоретической психологии // Деятельность: теория, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.
  90. В.В. О понятии личности в психологии // Психология. 1988. — Т.9. — № 4.
  91. В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе: Дис. в форме науч. доклада.. д-ра пед. наук. -Волгоград, 1997.
  92. Деловые игры: Раздаточный материал / Сост. С. А. Войтовой, Е. И. Зубань. -СПб., 1990.
  93. В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся: Дис.. канд. пед. наук Волгоград, 1995.
  94. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Щадрикова. Саратов, 1989.
  95. Е.А., Сохань И. В. Формирование различных потребностей личности. Киев: Наукова думка, 1984.
  96. В.Н. Психология общих способенностей. М., 1996.
  97. И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самореализация. Н. Новгород, 1995.
  98. Н.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1994.
  99. В.М., Комаров В. Ф. Введение в упрвленческие имитационные игры.- М.: Наука, 1980.
  100. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 108.3еленцова А. В. Ответственность за доверие // Народное образование. -1997.- № 9.109.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся / Очерки российской психологии. М., 1994.
  101. Ю.Зотов Ю. Д. Организация современного урока. М., 1984.
  102. И.Игровое моделирование: методология и практика / Под ред. И. С. Ладенко.1. Новосибирск: Наука, 1987.
  103. Э.В. Что же такое личность? И с чего начиниется личность? / Изд.-во 2-е. М., 1984.
  104. З.Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.
  105. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000 — (Серия «Мастера психологии»).
  106. А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.
  107. Пб.Ингекамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика. -1995. — № 6.
  108. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. — № 1.
  109. Л.П. К изучению по личности. Из антологии русской философии. -СПб., 1993.
  110. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984.
  111. В. А. Формирование творческой активности учащихся как условие их подготовки к производственному труду // Трудовое обучение. Воспитание профориентации в условиях комплексного подхода Волгоград: Пед. ин-т, 1982.
  112. Е.В. Самопроявление личности как педагогическая проблема // Педагогика. 1993.
  113. Д. А. Потребности, поведение, воспитание М.: Мысль, 1968.
  114. Н.В. Социально-философский анализ потребностей: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1997.
  115. О. А. Жизненный путь как процесс самореализации личности // Жизненный путь личности. Киев: Наукова думка, 1987.
  116. М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. 1985. -№ 6.
  117. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. -М., 1991.
  118. Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения учебных задач: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  119. В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996.
  120. JI.M. Самореализация личности как социальный процесс // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. Свердловск, 1983.
  121. JI.M. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
  122. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика 1995. — № 6.
  123. Комплексная деловая игра «Мысль»: Метод, пособие / Под ред. И. Г. Абрамовой, М. В. Брагинского, Н. А. Даниличевой, В. А. Ченобытова. -М.: Высш. шк. 1991.
  124. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
  125. Кон И. С. Как построить свое «я» / Под ред. В. П. Зиненко. М.: Педагогика, 1991.
  126. Кон И. С. Психология юношеского возраста И Проблемы формирования личности: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.
  127. C.JI. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. — № 2.
  128. М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994.
  129. В.М. Взаимодействие развивающихся функций личности // Советская педагогика. 1989. — № 2.
  130. Е.А. Для чего нужны личностно ориентированные технологии обучения // Специалист. 1998. — № 3.
  131. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д., 1994.
  132. А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Ред. жур. «Адуктацыя- выхаванне», 1996.
  133. А.И. Педагогическая диагностика. Славянск-на-Кубани, 1998.
  134. Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра псих, наук.: РАО., 1995.
  135. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6.
  136. JI.B. Из опыта проведения деловой игры // Химия в школе. -1995. -№ 3.
  137. Ян. Игра в процессе обучения // Советская педагогика. 1988. -№ 3−4.
  138. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: Дис.. д-ра пед. наук. -Волгоград, 2000.
  139. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена, 1999.
  140. Л.И. Активные методы обучения или деловой игры // Вестник высш. шк. 1988. — № 1.
  141. H.JI. Самореалюадия личности как философская проблема: Автореф.. канд. фил. наук. Киев, 1992.
  142. Личность: определение и описание // Вопросы психологии.-1992. № 3−4.
  143. С.В. Педагогика личности: Учеб. пособие. 4.1. — Ростов н/Д., 1995.
  144. И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995.
  145. И.Я., Тряпицына А. П. Раздвигая границы привычного. Лениздат, 1990.
  146. С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. В., 2000.
  147. А.Н. Психологические проблемы детской игры: проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.
  148. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  149. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Под ред. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. СПб.:Тускарора, 1996.
  150. Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Петровского и др. Ульяновск: УГПУ, 1985.
  151. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса: Учеб. пособие. Новосибирск, 1995.
  152. Личность и сознание: проблемы развития: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. А. А. Алексеева. Л.: ЛГПИ им. Герцина, 1989.
  153. Личность школьника как объект педагогических исследований: Сб. нач. трудов / Под ред. В. И. Максаковой. М.: АПН СССР, НИИ ООП, 1980.
  154. В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. -М.: Прогресс, 1990.
  155. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982.
  156. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Междунар. пед. академия, 1994.
  157. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Мектей, 1978.
  158. Е.Ф. Духовные потребности как фактор самореализации личности // Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л., 1979.
  159. А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта: соч. в 7 тт. -Т.5.-М., 1958.
  160. Е.В. Вариативное обучение как средство самореализации старшекласников: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995.
  161. А. Дальние пределы человеческой психики. / Пер. с англ. А. М. Татлыдеевой. СПб, 1997.
  162. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
  163. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  164. Т.В. Интеллектуальное обеспечение саморазвития подростка / Ярославский педагогический весник. Педагогика и психология. 1998. -№ 2.
  165. И.М., Чаплыгин А. К. Потребность в самореализации и ее роль в формировании творческого потенциала личности. Киев: Выща школа, 1985.
  166. Методология деловых игр // Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1976.
  167. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. М., 1966.
  168. Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. -1982. № 4.
  169. М.Я., Воронина Г. А. Слагаемые педагогичекой технологии в обучении студентов // Деятельностный подход в обучении студентов. Сб. науч. ст. Киров: Вятский гос. пед. ун-т, 1997. — С. 56−57.
  170. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград.: Перемена, 1995.
  171. Мотивадия поведения и формирования личности. / Под ред. В. Г. Алексеева. -М.: Мысль, 1976.
  172. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии / Психология и педагогика. Ученые записки ЛГУ. № 244. — Серия философских наук. -Вып. 11. — Л., 1957.
  173. К.М., Никольский Ю. С. Свобода личности при социализме (Некоторые философско-методологические): Монография. М.: Высш. шк., 1984.
  174. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. — М.: ИПК и ПРНО ОМ, 1996.
  175. Новые подходы в обучении и воспитании учащихся: поиски, проблемы, задачи. Одесса, 1992.
  176. Новые технологии обучения и деловой игры / Под ред. Н. В. Борисовой. -М., 1991.
  177. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. ~№ 2.
  178. В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. -№ 3.188.0сницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М., — Нальчик.: Изд.-во Центр «Эль-Фа», 1996.
  179. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.
  180. Педагогический словарь: в 2-х т. М.: Изд-во Акад. пед. наук., 1960.
  181. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. / Гл. ред. Капров И. Я. М.: Сов. энцикл., 1964.
  182. Е.Н. Самосознание как база самореализации личности // Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л., 1979.
  183. А.В. Быть личностью. М., 1990.
  184. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  185. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов н/Д.: Феликс, 1996.
  186. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3.
  187. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. — М.: Рос. пед. агенство, 1996.
  188. В.Я. Деловая игра: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 1991.
  189. Полу бабкина Н. И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис.. канд. фил. наук. М., 1995.
  190. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
  191. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
  192. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психол. журнал. 1991. -№ 1. -Т.12.
  193. Постановление Правительства РФ о национальной доктрине образования в РФ. (от 4.10.2000. № 751) // Официальные документы в образовании. -№ 21(132), ноябрь 2000.
  194. Практические занятия по психологии с использованием деловой игры и групповых дискуссий: Метод, реком. препод, психологии. Ростов н/Д.: РПИ., 1985.
  195. А.С. Теория и практика игровой технологии и экономического воспитания школьников: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1997.
  196. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся // Вопросы психологии. 1987. — № 4.
  197. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд.-во Инст-т практ. психологии. — Воронеж: НПО МО ДОК, 1996.
  198. Психологические основы формироввания личности в педагогическом процессе I Под. ред. А. Коссаковски и др. М.: Педагогика, 1981.
  199. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
  200. Психолого-педагогические проблемы игры: Межвуз. сб. науч. тр. -Новосибирск, 1995.
  201. Психология личности. Т.2. — Самара.: Изд-во Дом «Бахрах», 1999.
  202. Пути профессиональной и личностной самореализации человека: Учеб. пособие / Под ред. J1.A. Коростылевой, Н. Е. Кравченко. СПб. — 1997.
  203. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу (Леонтьев Д.А.) // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
  204. Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. Изд-во второе, доп. — Т. 1.-2. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.
  205. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  206. Е.И. Психология человека. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — (Азбука психологии).
  207. К. Взгляды на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994.
  208. В.П. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знания // Вопросы философии. 1986. -№ 4.
  209. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  210. С.Л. Творческая самодеятельность // Вопросы философии. -1989. № 4.
  211. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  212. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1961.
  213. С.Л. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1976.
  214. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3.
  215. В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: Дис.. д-ра пед. наук. -Казань, 1999.
  216. В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1999.
  217. Е.И. Средства и методы воспитания ответственности и организованности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: Дис.. канд. пед. наук. Ленинград, 1987.
  218. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2.
  219. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография. СПб. — Волгоград.: Перемена, 1997.
  220. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1995,-№ 5.
  221. В.В. Личностно ориентированное образование: вопросы и ответы // На пути к педагогике личности: Сб. метод, материалов и документов / Сост. В. С. Литвин, О. П. Топченко, В. В. Зайцев и др. Волгоград: Перемена, 1997.
  222. В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 2000.
  223. В.В. Личностно-ориентированное образование: путь к целостности: Материалы методол. семинара памяти проф. В. С. Ильина. Вып.4. -Волгоград: Перемена, 1997.
  224. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.
  225. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.
  226. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография. Волгоград: Перемена, 2000.
  227. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы: Дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000.
  228. В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: Изд-во «Учитель-2».
  229. В.М. Подготовка старшеклассников к применению знаний основ информатики и вычислительной техники при решении технико-экономических задач: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1991.
  230. М.М. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986.
  231. Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в процессе обучения гуманитарным предметам: Дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1990.
  232. В.И. Категории возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2.
  233. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
  234. П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности // Жизнь как творчество. Киев: Наукова думка, 1985.
  235. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1981.
  236. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Д., 1973.-№ 1.
  237. Современный философский словарь / Под общей ред. д-ра фил. наук, проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998.
  238. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  239. Спиноза. Избр. произведения. Т.1. — М., 1957.
  240. И.И. Самореализация личности в буржуазной социологии досуга // Известия АН БССР.: Сер. «Общественные науки». Минск, 1986.
  241. И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. М.: НИИВШ, 1981 // Обзор инф. НИИ проблем высшей школы: Серия обучения в выс. и сред, спец. школе. Вып.6. — М., 1990.
  242. Теории и личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах., 1996.
  243. .М. Психология: Учебник для ср. школы. М., 1953.
  244. .М. Избранные труды: Т.1. М., 1985.
  245. A.M. Формирование личности старшеклассника в коллективной учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Институт развития личности. М.: РАО, 1996.
  246. Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении. Саратов, 1997.
  247. Т.Н. Научно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческого потенциала. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999.
  248. В. Деловая игра как средство творения // Almamater. 1991.3.
  249. Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
  250. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 тт. Т.2.
  251. Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. М.: Изд. РОУ, 1994.
  252. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999.
  253. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  254. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии. М., — Л., 1930.
  255. Фрейд 3. Либидо. -М.: Гуманитарий, 1996.
  256. Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). -М, 1993.
  257. Философская энциклопедия. Т.25. — М., 1967.
  258. Философский словарь / Под ред.: И. Т. Фролова 6-е изд. — М.: Полит издат., 1991.
  259. Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978.
  260. В.Б. Деловая игра в учебном процессе: Учеб. пособие. -Челябинск.: ЧПУ, 1983.
  261. В.Б. Школа деловой игры // Социально-полит, журнал. 1994. -№ 1−8.
  262. Е.А. Организация проведения деловой игры. М.. Высшая школа, 1991.
  263. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.
  264. Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
  265. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
  266. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. — Рига, 1997.
  267. Н.Г. Самореализация личности в развитии знаний: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Свердловск, 1989.
  268. Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. СПб., 1998.
  269. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М., 1982.
  270. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.
  271. В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
  272. Н.И. Самореализация личности: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Свердловск., 1979.
  273. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.
  274. С.А. Игра учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.
  275. С. А. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса: Учеб. пособие. Новосибирск, 1995.
  276. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. -М.: Педагогика, 1979.
  277. Е.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
  278. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  279. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
  280. С.Г. Формирование ответственности у младших школьников в условиях органического единства обучения и воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1986.
  281. Adler A. Individual Psychology. Haii C.S. Lindzey. G. (Eds). Theories of Personality. N.Y., 1965, p. 1672.
  282. Fromm E. The revolution of hope. Toward a humanized technology. Toronto. -N.Y. -L., 1968., p.86.
  283. Homey К/ Neurosis and Human Growth. N.Y., 1950, p. 17.
  284. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Harper and Row, 1970. XXX+369p., c.79.
  285. Maslow A.H. Toward a psychology of Being/ 2-nd ed. N.Y.: Nostrand, 1968. XVI+240p. C.25.
  286. Учебно-деловая игра «ФЕРМЕР"переработанный вариант игры «ЛГРО» B.JI. Батурин)1. Урок географии 9 класс
  287. Тема: Территориальная структура АПК в природной зоне.
  288. Характеристика ЭГП района.
  289. Условия дифференциации сольского хозяйства:1. изменения тарифа на транспортировку в зависимости от расстояния и вида грузов-2. возможность выбора производимой продукции-3. учет изменения цен под воздействием природных условий и коньюктуры рынка.
  290. Характеристика социально-экономического потенциала.
  291. Природные условия и природные ресурсы региона.5. Население региона.
  292. Социально-экономическая ситуация региона и динамика ее изменения.
  293. Уточнение позиций, по которым может возникнуть конкуренция и неопределенность последствий принимаемых решений.
  294. Неопределенность вносят природные катаклизмы наводнения, засухи, заморозки, град и изменения рыночной коньюктуры — появление или падение спроса, перепроизводство отдельных видов продукции.
  295. Игровая модель: На доску вывешивается карта района, на территории которого будет разворачиваться игра.
  296. Для производства Зт молока на 1 корову требуется 25 к.е., которые можно получить с 5га постбшц, 5 т кормовых и 2,5 т зерна. Но зерно требуется предварительно отвезти в в город и переработать по цене 50 руб. за 1 т.
  297. Игроки выбирают вид земледелия и на аукционе приобретают земельные участки под ссуду в банке (беспроцентный заем в размере 10 ООО руб. Все остальные заемы даются под 5% годовых).
  298. Выбирается и объявляется вид с/х деятельности (цветоводство, животноводство и т. п.). Более одного вида деятельности в конкретный год выбирать нельзя. Деятельность ежегодно должна меняться.
  299. После обозначения всех хозяйств на карте каждый должен рассчитать свой годовой доход и заключить договор с постребителем.
  300. После заключения договоров извлекается карточка из конверта «Случайные события» (см. табл.), делается перерасчет.
  301. После проведения расчетов между всеми участниками игры и получения годовой прибыли (дохода), принимаются решения о видах деятельности на следующий год. Подводятся предварительные итоги.
  302. После завершения трехгодичного цикла производства, соответствующего максимальному севообороту, выводятся окончательные оценки. Выявляются «миллионеры» и «банкроты». ж
  303. Гипотетический пригородный сельскохозяйственный район100 га 100 га 100 га Юга Юга Юга ЮОга0,1 0,1 од Юга1. Юга од город од 100 га 0,1 од од Юга1. Юга Юга ЮОга100 га ЮОга
  304. Цена земли и стоимость аренды по участкамзоны цена аренды, рублен за га цена покупки, рублей за га1 5 000 15 0002 500 30 003 50 10 001. Начальная цена продукции.
  305. Наименование продукция единица измерения продуктивность цена, рублей за т кормовые единицы
  306. Цветы ппЛга 20 000 1 за ЮТ —2.Овощи тга 25 500 —1. З. Картофель тга 15 200 —4. Зерно тга 3 150 105. Кормовые тга 3 75 5б. Пастбище корм, е д. 5 — —
  307. Молоко (1 кор) т 3 300 25 корм. ед
  308. Овцы (мясо) т од 3000 50 корм. ед
  309. Пакет «Случайные события».случай Потери количество карточек данного достоинства5 2 11. Засуха 10% 25% 50%1. Наводнение 10% 20% 30%
  310. Отсутствие горючего 10 дней 30 дней 90 дней
  311. Снижение прибыли от 10% 50% 100%отсутствия сбыта
  312. Суммарное количество 20 8 4карточек с событиями равно 32 примечание: общее количество карточек, включая чистые, равно 65
  313. Учебно-деловая игра «КОНКУРС»
  314. Урок географии 9 класс. Тема: Состав и значение АПК.
  315. Цель игры: дать понятия о структуре и значении АПК, его основных звеньях- развитие навыков самостоятельной работы, самоанализ и анализ выступлений товарищей, саморегуляции поведения учащихся, умения настойчиво продвигаться к намеченной цели.
  316. Для выступления необходимо из большого объема информации выбрать самую существенную, подобрать наглядный материал и скомпоновать все выступление в 5 минут.
  317. Остальные учащиеся деляться на комиссии по науке, имеджу и зрительскую, получая для работы инструкции и протоколы (см. далее). Заслушиваются выступления каждого конкурсанта.
  318. После каждого выступления члены научной и зрительской комиссии задать по вопросу, если были неточности или неясности. Подводятся итоги по общей сумме баллов всех комиссий.
  319. Инструктивная карточка для научной комиссии.
  320. Вести учет используемых терминов, следить за правильностью их расшифровки.
  321. При возникающих неясностях задавать вопросы.
  322. Оценить по пятибальной шкале грамотность и последовательность изложения материала.
  323. После выступления вывести средний балл конкурсанту и, а конце игры дать оценку его выступлению.
  324. Не забыть о том, что помимо недочетов, всегда можно найти и достоинства. Не забудьте их
  325. ПУСТО TTcrBfeuTlx>cTOClHaaf
  326. Инструктивная карточка для комиссии по имиджу.
  327. Следить за правильностью,'образностью речи и речевых оборотов.
  328. Оценить по пятибальной шкале внешний вид, манеру поведения, умение говорить и работать с наглядным материалом.
  329. После выступления вывести средний балл конкурсанту и в конце игры дать оценю/ его выступлению.
  330. Не забыть о том, что помимо недочетов, всегда можно найти и достоинства. Не забудьте их упомянуть в итоговой речи.1. О"1. И помните
  331. ТГУСПП? тгсгвбэ1Атг>остоаниа!
  332. Инструктивная карточка для зрительской комиссии.
  333. Внимательно слушать выступления конкурсантов, оценить его по степени доступности изложения материала.
  334. При возникающих неясностях задавать вопросы.
  335. После выступления вывести средний балл конкурсанту и в конце игры дать оценку его выступлению.
  336. Не забыть о том. что помимо недочетов, всегда можно найти и достоинства. Не забудьте их упомянуть в итоговой речи.1. И помните тгуспл? тгсгБбоитгюстоаниа! и"конкурсант, название программы оЬицие впечатления балл
Заполнить форму текущей работой