Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема развития творческой познавательной активности будущего учителя технологии разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы преподавателей в современной высшей школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческой познавательной активности студентов очень низок. Многолетние наблюдения, анализ лекций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. 1. Категории самостоятельной работы. Проблемы творческой познавательной активности в ходе выполнения самостоятельных работ
    • 1. 2. Вооружение студентов определенной методологией учебно-познавательной творческой деятельности
    • 1. 3. Самостоятельная работа как условие развития творческой познавательной активности студентов
  • Выводы
  • Глава II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Обучающая функция самостоятельных работ в активизации творческой познавательной активности студентов
    • 2. 2. Дидактические основы развития творческой познавательной активности в ходе самостоятельной работы студентов
    • 2. 3. Методы и организационные формы самостоятельной работы по развитию творческой познавательной активности у будущего учителя технологии
  • Выводы

Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования дидактических основ развития творческой познавательной активности в ходе эффективной организации самостоятельной работы в процессе вузовского обучения обусловлена комплексом социально-педагогических факторов: повышением общественных требований к качеству4ч вузовского образования, увеличением доли самостоятельной учебно-познавательной деятельности сту-ьдентов в рамках государственных образовательных стандарI тов, изменением функций преподавателя в условиях информаf тизации образовательного процесса, качественными преобразованиями характера профессиональной деятельности совре.

I ", менного специалиста высшей квалификации.

Проблема развития творческой познавательной активности в обучении не нова. Значение ее признавали многие пе— дагоги прошлого (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой и др.). При самых разнообразных трактовках проблемы развития творческой познавательной активности главную ее функцию все видели в том, чтобы приблизить обучаемого к учению, чтобы учение стало для него потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его формирование как творческой личности.

Проблема формирования и развития творческой познавательной активности нашла свое отражение и в трудах современных и зарубежных исследователей. Творческая познавательная активность рассматривается не как раз и навсегда данное свойство личности, не как врожденное качество, а как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к предметам и явлениям жизни (А.А. Бодалев, В.Н. Мяси-щев, Е. Ф. Рыбалко и др.), как направленность личности, сформированная в результате ее развития на основе опыта (А.Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина), как один из основных мотивов учебной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Славина и др.), как одно из важнейших средств обучения (В.Б. Бондаревский, Ю. С. Фильков, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина).

Имеется ряд исследований, посвященных: изучению возможностей содержания учебного материала как источника творческой познавательной активности (М.М. Левина,.

B.А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.) — взаимосвязи познавательной активности и организации учебной деятельности (О.А. Абдуллина, Т. Г. Браже, А. Е. Дмитриев, А. И. Уман и др.) — взаимообусловленности развития творческой познавательной активности и обобщенных умений (М.Ф. Беляева,.

C.Л. Фокина).

Психологической основой для развития теории творческой познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Л. И. Божович и др. Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием творчества, так как они вплотную примыкают к проблемам развития познавательной активности, самостоятельности и интереса в познавательной деятельности, решение которых приблизит нас к цели — формирование активной творческой личности.

Важность этой проблемы очевидна и сегодня, так как переход к новым социально-экономическим условиям предъявляет более высокие требования к общему образованию трудящихся. Совершенно ясно, что нельзя стать хорошим специалистом, не проявляя творческой познавательной активности в процессе профессионального становления.

Различные аспекты проблемы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии нашли отражение в исследованиях П. Н. Андрианова, A.M. Новикова, B.C. Леднева, В. Д. Симоненко и др.

Анализ методических работ показал, что частично разработаны условия развития творческой познавательной активности в процессе проведения научно-исследовательской работы с хорошо успевающими студентами (В.П. Беспалько, В. И. Боголюбов, Т. И. Веберг, А. И. Уман и др.). Исследовалась проблема, касающаяся средств развития творческой познавательной активности (П.Н. Зубенко, В-.Д. Симоненко, Т.И. Шамова). Обращались исследователи и к некоторым формам, средствам организации деятельности студентов с целью развития творческой познавательной активности в ходе проведения самостоятельных и лабораторно-практических работ (И.И. Соколов, В. Г. Разумовский и др.) — различным средствам работы с книгой (А.В. Пуляев, О.А. Шатрова).

Важность выделенных средств развития творческой познавательной активности бесспорна, но они, во-первых, не исчерпывают всех возможностей развития творческой активности, и, во-вторых, во всех этих работах нет системного подхода к исследованию средств ее развития. Намечается системный подход в работе Л. П. Заречной, касающейся проблемы развития творческой познавательной активности студентов при изучении образовательной области «Технология». Других диссертационных исследований по данной проблеме нам не удалось обнаружить.

Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема развития творческой познавательной активности будущего учителя технологии разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы преподавателей в современной высшей школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческой познавательной активности студентов очень низок. Многолетние наблюдения, анализ лекций, семинарских, лабораторно-практических занятий, беседы с преподавателями позволили отметить, что в практике подготовки учителя технологии имеются существенные недостатки в организации работы по развитию творческой познавательной активности при изучении дисциплин предметного блока. Результаты опроса показали, что из 56 опрошенных преподавателей учитывают при выборе средств развития творческой познавательной активности содержание учебного материала 41,07%, целенаправленно учитывают уровень знаний студентов 34%, 33% преподавателей выбирают средства развития творческой познавательной активности в зависимости от своих личных возможностей и профессиональных качеств. Фрагментарное, недостаточное использование преподавателями средств стимулирования процесса развития творческой познавательной активности, стихийный, интуитивный выбор этих средств без учета их оптимального сочетания и соответствия определенным условиям приводят к тому, что творческая активность студентов при изучении профессиональных предметов понижается. Причем, у даже будучи творчески возбужденных на первых курсах, студентов их активность постепенно ослабевает к третьему курсу. Так, данные проведенного нами массового изучения творческой активности студентов в учебной деятельности показали, что количество студентов, интересующихся дисциплинами предметного блока, уменьшался со второго (60%) по четвертый курс (32%).

Для нашего исследования были взяты студенты — будущие учителя технологии. Выбор в качестве объекта исследования именно этих студентов сделан нами не случайно: представляется важным исследовать процесс развития творческой активности студентов в самом начале перехода подготовки специалистов технологии на новые образовательные стандарты. Вместе с тем мы учитывали и то обстоятельство, что именно после поступления в вуз начинается процесс падения творческой активности студентов в учебном процессе. Все это говорит, в частности, о существовании противоречия между необходимостью развития творческой познавательной активности студентов и возможностями практического решения этой задачи в вузе при подготовке учителя технологии на основе достигнутого уровня развития теории творческой активности личности и существующих условий педагогической практики.

Из анализа практической деятельности преподавателей вуза и научных работ в русле проблемы развития у студентов творческой познавательной активности при изучении дисциплин предметного блока вытекает необходимость создания такой системы средств развития творческой активности, которая на практике давала бы реальный, ощутимый результат — высокую познавательную активность при приобретении определенной области знаний и, как следствие — активную творческую учебно-познавательную деятельность, развитие интеллекта студента. Все это определило актуальность темы данного диссертационного исследования: «Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ».

Цель исследования — определить дидактические условия, позволяющие целенаправленно, последовательно развивать творческую познавательную активность у будущих учителей технологии, используя самостоятельную работу.

Объект исследования — процесс развития творческой познавательной активности студентов.

Предмет исследования — организационно-педагогические и дидактические условия эффективного развития творческой познавательной активности студентов, с использованием самостоятельной работы по дисциплинам предметного блока.

Гипотеза исследования: развитие творческой познавательной активности студентов будет более эффективным, если: учитывается обучающая функция самостоятельных работ в активизации творческой познавательной деятельности студентовсамостоятельная работа рассматривается как условие развития творческой познавательной активности студентовбудут выявлены и обоснованы дидактические условия развития творческой познавательной активности студентовбудут выявлены и использованы методы и организационные формы самостоятельной учебной работы по развитию творческой познавательной активности у будущего учителя технологии.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1.Ha основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить сущность самостоятельной работы и ее возможности в развитии творческой активности студентов.

2. Выявить предметную направленность и особенности проявления творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работ.

3. Выявить дидактические условия, при которых развитие творческой познавательной активности при выполнении самостоятельных работ протекает оптимально .

4.Определить методы и организационные формы самостоятельной учебной работы по развитию творческой познавательной активности у будущего учителя технологии .

Методологической основой исследования являются важнейшие понятия философии, педагогики и психологии о противоречиях как ведущей движущей силе развития личности, о единстве общего, особенного и единичного, о принципах единства сознания и развитиясубъектно-гуманистический и творческий подход к развитию творческой познавательной активности личности в условиях самостоятельной работы. Теоретико-методологическими предпосылками исследования целостной системы организации самостоятельной работы и развития творческой познавательной активности студентов, обусловливающей становление высокого уровня познавательной деятельности, являются отечественные психолого-педагогические исследования, рассматривающие мотивацию проявления творческой активности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — самостоятельную работу учащихся и студентов (Л.П. Аристова, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и др) — системно-деятельный подход к организации самостоятельной работы, обеспечивающей становление познавательных интересов и активности личности (К.А. Абульханова-Славская, И.Б. Бле-уберг, М. Г. Бушканец и др.).

Методы исследования. Характер диссертационного исследования, цели и задачи обусловили необходимость использования теоретических и эмпирических методов в их взаимосвязи, математических методов обработки результатов исследования в сочетании с опытно-экспериментальной работой .

Теоретические методы: анализ проблемы исследования, системный подход к педагогическим явлениям, моделирование педагогической системы, теоретическое обобщение результатов исследования и их интерпретация с позиций новых фактов и конкретных условий, изучение передового педагогического опыта.

Эмпирические методы: включенное наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, монографическое изучение групп и отдельных студентов, эксперимент, изучение творческих работ, анализ учебной и самостоятельной работы студентов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1993 по 2000 год включительно в Липецком государственном педагогическом институте. В проведении исследования можно выделить четыре этапа.

Первый этап (1993;1994 гг.) — изучение философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Второй этап (1995;1997 гг.) — осмысление и формулирование научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследованияпроведение констатирующего эксперимента по выявлению закономерностей динамики творческой активности, особенностей организации самостоятельной работы студентов, мотивов проявления творческой познавательной активности при изучении дисциплин предметного блока. Полученные данные позволили окончательно определить объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1996;1998 гг.) — проведение формирующего эксперимента по развитию творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работ. Работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом и обобщением полученных результатов.

Четвертый этап (1999;2000 гг.) — проведение анализа и обобщения результатов исследования, литературное оформлек. ние текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: научно обоснована и практически проверена обучающая функция самостоятельных работ в развитии творческой познавательной активности будущих учителей технологиивыявлены дидактические и методические условия развития творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работраскрыт и научно обоснован процесс применения более совершенных методов и организационных форм самостоятельных работ, которые способствуют зарождению и развитию творческой познавательной активности студентов при изучении дисциплин предметного блока.

Практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы педагогическими вузами в работе по совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя технологии. Выявленные дидактические условия, описанные в работе методические приемы, методы самостоятельной работы, формы организации самостоятельных работ, способствующие развитию познавательных способностей, повышают творческую познавательную активность студентов и являются одним из основных условий их дальнейшего успешного профессионального самосовершенствования .

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается избранной психолого-педагогической концепцией и условиями реализации, использованием системного подхода и эффективным выбором теоретических и эмпирических методов изучения в их взаимосвязи, опытной проверкой результатов исследования, моделированием и практической реализацией системы развития творческой познавательной активности студентов, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись публикацией статей по теме исследования, выступлениями на методических объединениях, семинарах, научно-практических конференциях, проводимых кафедрами в Липецком государственном педагогическим институте.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Самостоятельная работа рассматривается как условие развития творческой познавательной активности студентов. Развитие познавательной активности личности рассматривается как активная образовательная деятельность студента. Развитие творческой познавательной активности выступает как прогрессивная идея, исходящая от самого студента, который стремится к развитию своих профессиональных знаний, умений и навыков.

2.Принципы отбора и структурирования углубленного содержания самостоятельной работы, на базе изучения которого происходит развитие творческой познавательной активности студентов.

3.Эффективность процесса развития творческой познавательной активности студентов зависит от дидактических условий, активных методов и форм работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы.

При подготовке учителя технологии в вузе творческая познавательная активность студентов выступает, с одной стороны, как цель профессионального становления, с другой — как средство ее достижения. Так, выпускники института должны уметь организовать и развивать творческую познавательную активность учащихся. Но эту задачу они могут успешно выполнить, если сами непосредственно занимались творческой познавательной деятельностью, проявляя при этом активность в процессе обучения в вузе.

Организуя творческую познавательную активность студентов, необходимо увязывать их деятельность с доминирующей целью учебы, самостоятельной работой — получением профессиональных знаний. Это в свою очередь обусловливает педагогическую целесообразность таких форм творчества, которые способствовали бы формированию профессиональных навыков студентов, органически вплетаясь в учебный процесс.

Опытно-экспериментальная работа показала, что студенты первых и вторых курсов проявляют большую готовность к творческой познавательной активности, чем старшекурсники. Последние компенсируют этот недостаток знанием известных образцов, приемов, а не владеет творческими навыками. Приведем пример. При ответе по подготовленному самостоятельно вопросу стоит только изменить условия, задачу или его формулировку — и у студентов возникают затруднения.

Это говорит о том, что не усвоена его суть, не выявлены и не осмыслены его связи с другими понятиями и явлениями. Встретившись с затруднениями, многие студенты теряют интерес к учебно-познавательной деятельности, понижается их активность в этой деятельности. Неумение отойти от заученного, шаблонного показывает отсутствие творческих навыков или недостаточное владение ими.

Творческая познавательная активность студентов успешно формируется в процессе деятельности и не стихийно, а целенаправленно и систематически от курса к курсу. Для этого студенту необходимо овладеть в ходе самостоятельной учебно-познавательной работы методами анализа, синтеза, обобщения, конкретизацииумение анализировать изученный материал с позиции практикиспособность отойти от заученной системы знаний и перестраивать ее в зависимости от условий, задач, фактороввладение навыками конспектирования первоисточников, литературы и лекцийумение логически построить ответ, план контрольных и курсовых работразвитие воображения.

Развитие творческой познавательной активности зависит от творческих способностей: зоркость в поисках проблемы, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу опыта, целостность восприятия, сближение понятий, готовность памяти, гибкость мышления, способность к оценке, легкость генерирования идей, способность предвидения, беглость речи.

Вычленение творческих навыков возможно только теоретически, а в процессе развития творческой познавательной активности в ходе учебно-познавательной самостоятельной работы навыки реализуются нерасчлененно, как и другие качества и свойства личности, то есть на практике личность проявляется в совокупности всех свойств. Поэтому для развития творческой познавательной активности необходимо не только владеть определенными навыками, но и иметь такие свойства личности, как самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, организованность, дисциплинированность.

Для формирования у студентов навыков проявления творческой познавательной активности важно развивать у них самостоятельность, которая теснейшим образом связана с творчеством, а во многих случаях этот термин отражает творческую деятельность. Если что-то проводится студентом по образцу, — это проявление им репродуктивной самостоятельности, а отход от образца, правила, условия и т. п. -самостоятельность продуктивного, творческого характера.

Чтобы проявить самостоятельность при выполнении самостоятельной работы, надо предварительно студенту изучить и проанализировать имеющееся, соотнести с собственными знаниями и пониманием, и только затем предлагать что-то свое. При этом надо иметь в виду, что это не всегда отрицание известного, а чаще — углубление какого-то положения, обнаружение новой связи явлений или с позиций теории, или с позиций практики. Когда студент отвечает на поставленный вопрос: «не знаю», это может быть не всегда верно. Более правильный ответ: «не умею», потому что чаще всего необходимая информация в несистематизированном виде у него есть, но воспользоваться он ею не может из-за отсутствия навыков творческого мышления при выполнении самостоятельных работ. Главное в том, чтобы студент, выполняя самостоятельную работу, не просто воспроизводил прочитанное, услышанное, но и привносил в него что-то свое, пусть даже на первых порах и не существенное. В этом и будет проявляться творческая познавательная активность студента. Важен сам метод, который ведет к формированию творческих навыков, систематизации и прочному усвоению знаний, добытых в ходе выполнения самостоятельной работы. Поэтому на семинарских занятиях, зачетах, экзаменах ответ студента должен состоять из двух частей: воспроизведения лекционного, книжного и прочего материала и высказывания своего суждения по предложенному вопросу.

Несформированность творческой познавательной активности затрудняет качественное выполнение самостоятельной работы, поэтому не следует бояться затратить время на формирование у студентов творческих навыков. Впоследствии это компенсируется эффективностью усвоения знаний при выполнении самостоятельной работы.

Нами выявлены следующие проявления повышения творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работ:

— активизация усилий студентов, осознанный подход к мотивации учебно-познавательной деятельности, выработка интеллектуального стиля деятельности;

— постоянное руководство самостоятельной работой и помощь со стороны преподавателей (особенно первокурсникам);

— постановка преподавателями перед студентами таких учебных задач, которые требуют самостоятельного решения, делают самостоятельные работы необходимыми и требуют творческого подхода и проявления активности и инициативы;

— обеспечение условий для самостоятельной работы на лабораторно-практических занятиях, в общежитии и библиотеке .

Развитие творческой познавательной активности студентов успешно протекает, если будут определены наиболее эффективные методы и организационные формы самостоятельной учебной работы. Под организационными формами развития творческой познавательной активности в работе понимают целесообразно рациональную организацию учебно-самостоятельной деятельности, вызывающей интерес и потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Методы развития творческой познавательной активности в ходе учебно-самостоятельной работы (репродуктивно-объяснительный, приучения и упражнений, воспитывающая и обучающая ситуации, стимулирования) также, как и организационные формы, органически связаны с содержанием самостоятельной работы и вытекают из него. В исследовании показано, что методы развития творческой познавательной активности — это объективно необходимые способы педагогического влияния на развитие и профессионального становления личности студента с целью формирования у него профессиональных знаний, выработки умений и навыков как конечных результатов учебного процесса в высшей школе. Результативность методов развития творческой познавательной активности при выполнении самостоятельных работ определяется той ролью, которую в ней они выполняют, а также той комбинацией, в какой они выступают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное — исследование проблемы развития творческой познавательной с активности студентов при выполнении учебной самостоятель-«i г», ной работы позволяет сделать ряд заключительных выводов.

Н В современных условиях процесс становления в системе высшего образования определил основные особенности его развития. Это, во-первых, изменение принципов отбора cols держания образования, то есть характер общения должен обеспечивать творческое развитие личности, и, во-вторых, I' в вузе должны внедряться эффективные методы и организационные формы самостоятельной учебной работы, способствую.

Г h f.

1 щие развитию творческой познавательной активности у буду.

I ;

II щих педагогов.

В исследовании учебная самостоятельная работа студентов закономерно рассматривается как важный элемент общей культуры и духовного богатства специалиста, способного проявлять творческую познавательную активность, непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство и образование.

Теоретический анализ философских и психолого-педагогических исследований позволяет рассматривать процесс развития творческой познавательной активности студентов в ходе выполнения самостоятельных работ в различных аспектах. Прежде всего творческая познавательная активность выступает в виде внутреннего ресурса для профессионального саморазвития и самореализации личности в процессе определенного упорядоченного изучения дисциплин самостоятельно .

Разработанная концепция, базирующаяся на социальной и личностной природе проявления творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работ, целостность ее системы, собственных противоречиях как источника саморазвития, позволяет рассмотреть процесс индивидуального проявления творческой познавательной активности, проникнув в его внутреннее строение, ввести в теорию и практику процесса самостоятельной работы его педагогическую сущность как проявление нового мышления.

В качестве исходной предпосылки развития творческой познавательной активности личности студента выступает организованная самостоятельная работа, объективно возникающая в условиях подготовки специалиста. В качестве основного средства развития творческой познавательной активности — целостная система самостоятельных работ, предусмотренных учебными предметами. В качестве главного условия развития творческой познавательной активности учебная деятельность преподавателей и студентов. В качестве внутренних источников развития познавательной активности личности — ее познавательные возможности. Результативная сторона выражается в степени творческой познавательной активности, определяющей учебную деятельность, и потому служит показателем качественной стороны своей учебно-самостоятельной работы. Теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка указанных положений и составляют содержание развивающей в диссертации педагогической концепции развития творческой познавательной активности студентов в ходе самостоятельной работы.

Функции развития творческой познавательной активности направлены: на формирование сложного, интегрального качества личности творчества, включающего организованность при выполнении самостоятельной работы и высокую активностьусидчивость и настойчивость при решении задач, поставленных преподавателемцелеустремленность и деловитостьумение соизмерять свои возможности с масштабами решаемых проблем, видеть пути проявления творческой познавательной активности в трудных ситуациях выполнения самостоятельных работпроектирование системы устойчивых и относительно постоянных мотивов действий проявления творческой познавательной активности. Также принципы развития творческой познавательной активности направлены на изучение творческой деятельности студента как одного из условий успешного выполнения учебной самостоятельной деятельностина изучение закономерностей связей и соотношения содержания процесса развития творческой познавательной активности студентов, с одной стороны, и его организационных форм, методов и педагогических условий — с другойна определение эффективности ориентационно-деятель-ностного метода развития творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работна изучение процесса стимулирования творческой познавательной активности студентов.

Поэтому подход к развитию творческой познавательной активности личности студента следует строить, исходя из следующих основных положений: творчество как качество личности проявляется в сознании, чувствах, эмоциональных состояниях и реализуется в деятельности и отношениях, в познавательном процессевоспитание личности с таким качеством, как творчество, происходит в единстве и взаимодействии внутри студенческого коллектива, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания- —движущей силой процесса развития творческой познавательной активности студента являются противоречия между требованиями, предъявляемыми к нему преподавателем, и его готовностью, возможностью и способностью выполнять эти требования и другие.

Следовательно, успеха в развитии творческой познавательной активности студентов можно добиться, если будут учтены возникающие требования: между педагогической установкой преподавателя и жизненной позицией студента- —между различным отношением к самостоятельной работе, к приобретению знаний, к проявлению творческой познавательной активности при выполнении самостоятельных работ студентом и преподавателем- —между различными уровнями подготовленности преподавателя и студентов к общению, к взаимодействию в разнообразных видах самостоятельных работ- —между позитивными устремлениями преподавателя в данном взаимодействии неравноценным восприятием его со стороны студентов. В ходе развития творческой познавательной активности личности студента преподавателю необходимо опираться на различные формы разрешения противоречий: снятия напряжения — форма разрешения, когда противоречия примиряются или удовлетворяютсяпреодоление трудных ситуаций, встречающиеся в ходе выполнения самостоятельных работ — когда противоречия ликвидируются, в большинстве случаев это бывает при самостоятельном выполнении сложных заданийигнорирование — когда противоречия в ходе развития творческой познавательной активности студентов в процессе выполнения самостоятельных работ как бы остаются незамеченными, остаются без внимания.

Опора на различные формы разрешения противоречий дает преподавателю возможность определить конкретные пути разумной и необходимой организационно-педагогической работы по усовершенствованию психолого-педагогического процесса развития творческой познавательной активности личности студента в ходе выполнения самостоятельной учебной работы.

Специфика педагогического исследования поставленной в данной диссертации проблемы состоит в выявлении возможностей самостоятельной работы в развитии творческой познавательной активности студентов. Через организацию самостоятельной работы преподаватель имеет возможность изменить волевые качества, позицию студента в ходе выполнения самостоятельной работы, в процессе которой он может реализовать свои идеи, задумки, проявить организованность и творческую познавательную активность для успешного усвоения учебного материала. При этом студент должен быть поставлен при выполнении самостоятельной работы в положение, при котором он не только объект педагогического воздействия, но и субъект взаимосвязанной общественно-полезной деятельности. Такой подход к организации всех видов самостоятельных работ, направленных на необходимость зарождения творческой познавательной активности, требует отбора для осуществления самостоятельной работы средств, методов и форм.

Организационные формы подхода к развитию творческой познавательной активности определялись в исследовании содержанием, самостоятельной работой по учебному предмету, сложностью изучения, последовательностью, составом студентов, их уровнем подготовленности, отношением к учебной деятельности и методическими приемами педагогического руководства этой деятельностью.

Дидактические условия развития творческой познавательной активности студентов определялись с учетом содержания самостоятельной работы, с учетом уровня подготовленности студентов. В качестве основных методов воспитания у студентов интереса к предмету обслуживающего труда, получения ими глубоких знаний и прочных профессиональных знаний, умений и навыков на практических занятиях по обслуживающему труду использовались различные методы и формы активизации творческой познавательной деятельности студентов:

1) составление и решение традиционных проблемных задач;

2) моделирование и анализ конкретных учебно-дидактических ситуаций;

3) творческие задания студентам в плане исследуемой проблемы и темы занятия;

4) применение технических средств и наглядных пособий на занятиях;

5} диспуты и дискуссииб) написание рецензий на изделия сокурсников.

Методы использования учебно-дидактических задач и упражнений на практических занятиях по обслуживающему труду также различны:

— устная самостоятельная работа на практическом занятии в течение 10−15 минут, когда каждый студент получает индивидуальное задание, выполняет его и устно докладывает;

— педагогическая оценка действий преподавателя и студентов в той или иной создавшейся учебной ситуации, сравнение нескольких точек зрения, определение своей позиции в этой ситуации;

— анализ педагогических идей и теорий видных педагогов-практиков и методистов;

— анализ причин невыполнения студентами практического задания или теоретического обоснования решения поставленной задачи;

— подбор и обсуждение задач творческого характера самими студентами из своей практики, которые ставились или которые они стремились решить;

— специальные задания, направленные на приобретения студентами практических умений и навыков, в которых сначала дается конкретный пример, а затем предлагается самостоятельно выполнить ту или иную практическую работу;

— определить уровень сформированности творческих способностей, фантазии на основе предложенного задания студентам — смоделировать юбку-брюки и другие практические задания.

Методы, как и организационные формы, органически связаны с содержанием и вытекают из него. В исследовании автор работы особое значение придал и посвятил два раздела дидактическим основам и обучающим функциям самостоятельных работ в активизации творческой познавательной активности студентов. Методы индивидуального подхода к развитию творческой познавательной активности — это объективно необходимые приемы педагогического влияния на формирование и становление личности студента с целью выработки у него социально и личностно ценно творческой познавательной активности как конечного результата подготовки специалиста. Результативность методов в подходе развития творческой познавательной активности определяется ролью, которую они в нем играют, а также той комбинацией, в какой они выступают.

Дидактические условия и методы как способы непосредственного и опосредованного влияния на развитие творческой познавательной активности студентов в ходе самостоятельной работы включает в себя ряд методических приемов, частных способов действий, необходимых для влияния на безынициативных, пассивных, инертных, неорганизованных, не владеющих навыками организации своей самостоятельной работы. Методические приемы составляют структуру метода. Используемые нами методы оказали целостное влияние на развитие творческой познавательной активности студентов в ходе выполнения самостоятельных работ. При организации самостоятельных работ студентов преподавателю необходимо стимулировать их творческую познавательную активность. Как показывают данные нашего эксперимента, проявляемая студентом творческая познавательная активность может быть устойчивой и неустойчивой, он может ее проявлять в ходе выполнения самостоятельной работы систематически или от случая к случаю.

Кроме того, по объективным характеристикам чередования и последовательности изучения дисциплин предметного блока, творче-ская познавательная активность студентов выступает внутренним энергоресурсом личности, который может быть охарактеризован через внутреннее личностно-психологическое состояние, индивидуальный темпоритм включения в деятельность со стороны студента (высокий, неустойчивый, достаточно адекватный, замедленный темп проявления творческой познавательной активности). При этом, в идеале, личностно-психологическое состояние проявления творческой познавательной активности эволюционируется в ходе ее развития и имеет индивидуальный стиль выражения. Как показывает наша опытно-экспериментальная работа, в определенной степени это связано с изменениями в структуре самостоятельной работы личности, расширением перспективы актуального плана действия, развития процессов ее самореализации.

В ходе экспериментальной работы по развитию творческой познавательной активности студентов при выполнении самостоятельных работ мы сумели выработать у них научно обоснованную систему взглядов по вопросам общественно значимой и личностно значимой профессиональной направленности творческой познавательной активности в период перестройки социально-экономического уклада странывооружить их определенными критериями оценки личностно ценной направленности творческой познавательной активности при выполнении самостоятельных работ, глубоким пониманием личной значимости проявления творческой познавательной активности в ходе самостоятельных работ, умением в условиях складывающихся рыночных отношений, опираясь на обновляющуюся мораль, лично выработать творческую познавательную активность, отвечающую ее основополагающим принципамстимулировать познавательную активность в ходе самостоятельной работы, способность противостоять зарождению пассивности и безынициативности.

Первоначально задача развития творческой познавательной активности состоит в том, чтобы научить каждого студента видеть личностно-ценную направленность творческой познавательной активности, проявляемой в ходе самостоятельной работы. Предметом анализа должны стать результаты учебно-познавательной деятельности от проявленной активности и организованности, оценочное суждение о претворении в учебный процесс идеи проявления творчества. Осознанность проявленной творческой познавательной активности определяет уровень знаний, приобретенных умений и навыков студентов. Степень осознания проявленной творческой познавательной активности определяет силу эмоциональных реакций, связанных с переживанием радости от успеха в учебе, от приобретенной в жизнь собственной идеи, стыда, угрызений совести от своего бессилия найти эффективные формы осуществления поставленной преподавателем перед ними задачи при выполненной самостоятельной работы.

Таким образом, проявленная студентом творческая познавательная активность при выполнении самостоятельных работ находит свое отражение в его сознании, поведении и действиях при усвоении учебного материала. Конечно, такое деление весьма условно, поскольку в жизни сознание личности и ее активность, и творчество взаимосвязаны, они взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. Определение уровня проявления творческой познавательной активности является многогранной проблемой. Поэтому важно выделить показатели для определения творческой познавательной активности студентов в ходе выполнения самостоятельных работ.

В качестве таких показателей выступает творческая познавательная активность студента в ходе выполнения самостоятельных работ:

— умения и привычки мобилизовать свою деятельность, целеустремленность в деятельности (умение следовать цели, поставленной преподавателем или выдвинутой самостоятельно, руководствоваться ею в достижении намеченных результатов);

— доведение начатого дела до конца, до получения предполагаемого результатаэлементы планирования своей самостоятельной работы (руководствоваться планом, предложенным преподавателем, и самостоятельно осуществлять намеченную роль последовательности действий);

— учет времени в процессе выполнения самостоятельных работ (рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы, чтобы одновременно со всеми закончить общее для всех задание);

— проявление самоконтроля в ходе выполнения самостоятельных работ (сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия, руководствуясь указаниями преподавателей, сопоставлять свои действия с действиями других) — оценка и самооценка результатов самостоятельной работы (умение обнаруживать достижения и недостатки в собственной работе);

— внешняя организованность творческой познавательной активности (порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, не отвлекаться и не получать дисциплинарных замечаний).

Показатели проявления творческой познавательной активности, как отражено в работе, у студентов проявляются неодинаково. Ведущими побудителями проявления творческой познавательной активности студентов в ходе самостоятельной работы являются осознание, осмысление, потребность, активность, убежденность, ответственность, заинтересованность, предприимчивость, энтузиазм.

Опытно-экспериментальная работа показала, что студенты интенсивно накапливают опыт проявления творческой познавательной активности в ходе выполнения самостоятельных работ. Опыт проявления творческой познавательной активности студентов формируется под влиянием преподавателей, однокурсников, окружающей действительности, педагогических факторов, дидактических условий. Между ними происходит сложное взаимодействие. Влияния взаимодействия опосредуются направленностью творческой познавательной активностью личности, ее психической структурой, характерологическими особенностями (застенчивость, флегматизм, несобранность, неуравновешенность, неорганизованность), устойчивой мотивацией, которые зарождаются и развиваются под влиянием этих воздействий.

Таким образом, мы представляем себе педагогическую теорию развития творческой познавательной активности личности студента в ходе выполнения самостоятельных работ как логическую структуру знаний, которая уже не подчиняется действительности, а владеет ею, когда все факты действительности, отражающие процесс развития творческой познавательной активности, можно объяснить, вывести из возникшего комплекса фактов и условий. Раскрытие педагогического процесса развития творческой познавательной активности личности студента раскрывается через факты действительности. Система индивидуального подхода к развитию творческой познавательной активности складывается из множества частей процесса самостоятельной работы. Факт действительности есть форма существования и непосредственного проявления педагогического процесса развития творческой познавательной активности личности студента в ходе выполнения самостоятельной работы.

Процесс развития творческой познавательной активности личности студента должен опираться не на случайные факты, а всегда лишь на те, которые проникли в систему связи с большинством других явлений и довольно глубоко и прочно связали большинство явлений реального мира и науки, т. е. такие факты действительности, которые многократно повторяются в многочисленных решениях и нерешенных проблемных педагогических ситуациях, возникающих в период систематического выполнения самостоятельных работ по предмету.

Развитие творческой познавательной активности личности студента в ходе выполнения самостоятельных работ как факт педагогической действительности становится фактом науки только при условии его объяснения и интерпретации с позиции определенной теории. Трактовать этот процесс «на глазок» и рассматривать его с субъективной стороны не дает положительного результата. Теоретическое осмысление фактов действительности процесса развития творческой познавательной активности личности студента дает возможность разрушить утверждающиеся в сознании способы суждения, имеющие за собой невыполненную для педагогического знания воображаемую очевидность.

Теоретический анализ педагогических фактов процесса развития творческой познавательной активности личности включает выделение факта или явления, его отделение от других возникающих фактов и явленийопределение состава элементов рассматриваемого факта или явленияраскрытие содержания каждого из элементов данной структурыизучение причин зарождения, образования и формирования каждого из элементов в процессе развития творческой познавательной активности личностираскрытие связи изучаемого элемента с другими. Элементами структуры являются: проникновение в целостный процесс явления действительности развития творческой познавательной активности личности студента при выполнении самостоятельной работыраспознавание положения данного целостного явления действительности в системе самостоятельной работы.

Большое значение имеет комплексная программа изучения творческой познавательной активности студентов как опыт применения системного анализа тех обязанностей, которые возлагаются на преподавателя обществом и которые отражают внутреннею структуру педагогической деятельности по развитию творческой познавательной активности личности студентов. Теоретическая база системного анализа дает возможность рассматривать деятельность преподавателя по индивидуальном развитию творческой познавательной активности студентов как целостный объект исследования. В этом процессе главное внимание должно быть уделено не отдельными ее элементам, а тем ее взаимосвязям, которые составляют основу системы деятельности по развитию творческой познавательной активности студентов. Практика показала, что без учета этих элементов система не может существовать и распадается на ряд не связанных друг с другом функциональных обязанностей преподавателя и поэтому процесс развития творческой познавательной активности студентов будет малоэффективным. Такие объединенные системообразующие характеристики и являются специальным предметом системного изучения процесса развития творческой познавательной активности личности студента при выполнении самостоятельных работ.

Такой метод изучения процесса развития творческой познавательной активности, который нами был избран, был необходим, прежде всего, для определения системы исходных параметров, показателей и оценок. Рождение такой системы было связано с раскрытием сущности процесса развития творческой познавательной активности студента (творческая активность рассматривается как изучаемое явление), которая сказывается и отражается на соответствующем выбранном нами научном аппарате. В ходе изучения процесса развития творческой познавательной активности при выполнении самостоятельных работ следует опираться на философский, психологический и общепедагогический понятийный аппарат.

Для успешного осуществления процесса развития творческой познавательной активности личности студента в ходе выполнения самостоятельных работ преподавателю следует: а) планировать процесс развития творческой познавательной активности личности студента на высоком научно-дидактическом уровне, с учетом всех частей самостоятельной работыб) самостоятельно изучать, описывать и анализировать реальные дидактические явления развития творческой познавательной активности или неорганизованности, принимать обоснованные профессиональные решенияв) самостоятельно расширять свои научно-психологические-педагогические знания в области методики индивидуального подхода к развитию инициативности личности студентаопределять их значение в общей системе самостоятельной работы, их связи с другими частями учебного процесса, при этом быстро и умело ориентироваться в поступающем потоке информации.

Целенаправленность развития творческой познавательной активности студентов имеет успех при постоянно сопровождающемся анализе имеющихся средств контроля отправных предложений и достижением искомого результата, проектированием и планированием системы дидактических воздействий на сам процесс формирования личного мнения, творческого отношения к деятельности, мотивов, побуждающих к проявлению организованности, творческой познавательной активности.

Задача дальнейшего исследования состоит в том, чтобы, используя найденные в данной работе теоретические подходы к проблеме, опираясь на разработанный понятийный аппарат, его основные идеи и выводы, более углубленно изучать проявление творческой познавательной самостоятельности студентов в целостном учебно-воспитательном процессе в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. О. А. Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвузов и задачи ее совершенствования // Сов. педагогика, 1979, № 9. С. 96−103.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986.- С. 154−172.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. Г. Дж. Проверь свои способности: Пер. с англ.- СПб.- Лань, 1955. 173 с.
  6. Актуальные вопросы формирования познавательной активности студентов педвуза. Воронеж: ВГПИ, 1978. -112 с. П
  7. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. — 175 с.
  8. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинёв: МНТЦ Прогресс, 1990. — 237 с.
  9. М. А. Диагностика педагогических способностей.
  10. М.: Институт практической психологии, 1997.- 80 с.
  11. . Г. Познавательные способности и интересы // Психология. Л.: Лениздат, 1959. — 102 с.
  12. . Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968 .- 196 с.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.- Казань: Казанский университет, 1988. 200 с.
  14. В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. Казань: Казанский университет, 1998. — 624 с.
  15. В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программированного обучения // Современная высшая школа, 197 8, № 1. С. 13 — 16.
  16. В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Казанский университет, 1994. — 245 с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  18. П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика, 1996, № 2. С. 11−14.
  19. П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983. 128 с.
  20. П.Р. Образовательная область «Технология» как система // Материалы к заседанию ученого совета ИПСМ. РАО 10 апреля 1995.
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  22. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
  23. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1984.- 192 с.
  24. Г. М. Педагогическое экспериментирование // Советская педагогика, 1990, № 1. С. 32−36.
  25. С.В. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: АПО, 1993. — 91 с.
  26. А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  27. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  28. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  30. Д.Б. Пути к творчеству // Сов. Педагогика, № 10, 1981. С. 14−17.
  31. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества // Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1983. — 201 с.
  32. Д. Б. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления // Сов. педагогика. 1977, № 1. — С. 13−15.
  33. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — С. 24.
  34. .В., Сокорсева С. И. и др. Вузовское обучение: проблемы активизаций. Минск: Университетское, 1989. — 110 с.
  35. В.П. и др. Техническое творчество.- Молодая гвардия, 1955.- 530 с.
  36. А. В. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука / Состав. А. А. Сорокин. М.: Наука, 1967. — С. 13−40.
  37. А. В. Психология мышления и педагогическая практика // Вопросы психологии, 1969, № 3.- С. 61−63.
  38. П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Прогресс, 1990. 192 с.
  39. М.А., Бугаков П. Г. Факторы определяющие познавательную активность студентов // Аксиологические основы современной педагогики. Липецк: ЛГПИ, 1997.- С. 55−62.
  40. М.А. г Вейт С.М. Методологические подходы и теории личностного отношения студента к будущей профессии учителя // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. Липецк: ЛГПИ, 1996. — С. 3−11.
  41. И. П. Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение, 1982. 213 с. 44 .Волков И. П. Учим творчеству. М.: Знание, 1982.- 56 с.
  42. Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология, 1976, № б. С. 4−8. 4 6. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред.
  43. . С. к вопросу о сущности законов педагогики // Сов. педагогика, 1997, № 7. С. 52−58.
  44. . С. Роль принципов обучения в современной педагогической теории и практики. Челябинск: ЧГПИ, 1958. — С. 41−47.
  45. Т. А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992. -154 с.
  46. В. О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М.: Наука, 1971. — 351 с.
  47. А. С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  48. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  49. И.Г. Вербально-графическая технология учебной деятельности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе.- Липецк: ЛГПИ, 1996. С. 130−135.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  51. Дидактика технологического образования. Часть 1 / Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997 .- 203 с.
  52. В.А. Профессиональное обучение безработных граждан: учебные планы и программы // Магистр, 1995, № 2. С. 16−19.
  53. Й. Проблемный подход к преподаванию научных дисциплин // Перспективы. Вопросы образования.- М., 1982, № 4. С. 3−11.
  54. .П. Активизация мышления учащихся в процессе обучения // АПН РСФСР, вып. 20, 1949. С.12−15.
  55. . П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Педагогика, 1961. — 96 с.
  56. Н.П. Методика самостоятельной работы. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  57. М.А. Дидактические проблемы политехнического трудового обчения. Доклад на соиск. учен, степени д. п. н. Л., 1969. -42 с.
  58. X. Тестирование личности. 2-е изд. Перевод с нем. — М.: АО Интерэксперт, 1998. — 198 с.
  59. В.И. О движущих силах учебного процесса // Сов. педагогика, 1973, № 6. С. 66−74.
  60. В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987. С. 147.7 2. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М. :
  61. Знание, 1980. 96 с. 73. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Вестник образования. — М.: Просвещение, 1992, № 11.- С. 2−59.
  62. Л. В. Избранные педагогические труды. М.:
  63. П.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1978. -870 с.
  64. Э.В. Становление личности (к итогам научного эксперимента) // Коммунист, 1977, № 2.- С. 34−37.
  65. Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.- С. 16−19.
  66. Инновации в российском образовании // Среднее профессиональное образование. 1999. М.: МПГУ, 1999.- 180 с.
  67. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорна. Казань, 1990. — 197 с.
  68. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономорёва. М.: МГУ, 1983. — 196 с.
  69. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарёва. М.: МГУ. — С. 11−13.
  70. Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения // Сов. педагогика, 1973, № 3. С. 83−94.
  71. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  72. И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.- 164 с.
  73. Как активизировать познавательную деятельность студентов. Одесса, ОГПИ, 1981. — 74 с.
  74. А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. Л., 1990 — 85 с.
  75. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1998. — 158 с.
  76. .И. учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  77. М. С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Сов. педагогика, 1978, № 9. С. 87−92.
  78. А.И., Пархоменко В. П. Формирование творческой личности. Минск: Народная асвета, 1993.- 41 с.
  79. В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1975.- 214 с.
  80. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 196 с.
  81. Ю.К. О концепции высшего педагогического образования // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Отв. ред. Ю. Г. Круглов.- М.: МГОПИ, 1992. С. 3−14.
  82. Г. И. г Симоненко В.Д., Цырлин М. Д. Основы профессионального творчества. Курск: КГПУ, 1995. -388 с.
  83. А. В. Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технических решений. М.: ВНИИПИ, 1987. — С. 91−94.
  84. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 196 с.
  85. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1969. — 192 с.
  86. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л.: ЛГУ, 1985. — 115 с.
  87. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.- М.: Педагогика, 1971. 112 с.
  88. Ю.Н. Творческие мышления в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1986, № 2. С. 19−22.
  89. А., Курбанова JI.H. Самостоятельная работа в системе подготовки специалистов высшей квалификации // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Прометей, 1993. — С. 112−117.
  90. Н.В. Как формировать и диагностировать познавательные интересы и умственную самостоятельность учащихся: методические рекомендации. Гомель: ГИУУ, 1989. — 48 с.
  91. В.Т. Психолого-педагогические основы организации самостоятельной и межсессионного учета знаний студентов // Организация самостоятельной работы студентов. Саранск: Мордовский гос. университет, 1972. — С. 6−11.
  92. Н.М. Системный подход к определению содержания и организации учебной работы студентов в процессе их дидактической подготовки // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МГТИ, 1986. — С. 10−19.
  93. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991.- 223 с.
  94. Лейте с Н. С. Склонность к труду как фактор одарённости // Известия АПН РСФСР, вып. 25, 1950.- С. 38−42.
  95. А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  96. В.И. Пол. собр. соч. Т.29. С. 320.
  97. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Педагогика, 1982.- С. 13−15.
  98. И. Я. Дидактическая система методов обучения.- М.: Знание, 1976. 64 с.
  99. И. Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знание, 1980. 96 с.
  100. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автор, дис. д-ра пед. наук.- М., 1971. 32 с.
  101. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков: Высшая школа, 1979.- 144 с.
  102. Личностно-ориентированная педагогика / Под ред. С. В. Кульневича, А. С Петелина. Воронеж: ВГПУ, 1997.- 100 с.
  103. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: МГУ, 1984. — 196 с.
  104. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 .- 127 с.
  105. В.Н. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1994. — 172 с.
  106. А.С. Методика трудового обучения: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». — М.: Просвещение, 1977. 189 с. 12 6. Маркс К. г Энгельс Ф. Соч. Т.2. С. 4 90.
  107. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983. — С. 80−88.
  108. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  109. A.M. Загадки одарённости: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993.- 143 с.
  110. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах. Метод, рек. / НИИ профтехпедагогика АПН СССР, 1989. — 156 с.
  111. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. Казань, 1963. — 290 с.
  112. Мялин-Патаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981. 96 с.
  113. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  114. Н.А. К проблеме психологии усвоения знаний // Известия АПН РСФСР, вып. 61., 1954.- С. 31−33.
  115. Е.А. Психология формирования общетрудовых умений. М.: Педагогика, 1973 — 299 с. 13 6. Методологические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в курсе «История педагогики». Рязань: РГПИ им. С. Есенина, 1986.- 30 с.
  116. А. В. Способности и потребности личности.- М.: Мысль, 1983. 2 60 с.
  117. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: МГУ. — С. 3−12.
  118. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: МГУ, 1956.- С. 10.
  119. И.Л. Система практической подготовки молодого учителя. Саранск: Мордов. книж. изд-во., 1972. — 264 с.
  120. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Совет, педагогика, 1982, № 4. С. 90−92.
  121. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Талин, 197 6. — 156 с.
  122. Н.Д. Некоторые проблемы психологии активного познания студентами учебного материала // Активизация познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие для преподавателей вуза. Ростов-на-Дону, 1974. — С. 56−64.
  123. . Мотивация // Экспериментальная психология, вып. 5. М.: МГУ, 1975. — С. 21.
  124. А. В. Способности и труд. М.: 1966.- 99 с.
  125. П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: МГПИ, 1972. — 96 с.
  126. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Просвещение, 1980. 112 с. 153. Пидкасистый П. И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник высшей школы, — 1986, № 9. С. 14−17.
  127. П.И. Обучение школьников умению планировать собственную познавательную деятельность // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. М.: АПН СССР, 1981.- С. 32−39.
  128. В.А. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования: (Беседа с гл. кор. АПН
  129. СССР В.А. Поляковым) // Школа и производство 1990, № 1. — С. 12−18.
  130. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  131. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  132. М.М. Эстафета творчества // Совет. Педагогика, 1987, № 6. С.19−21.
  133. Н.Ю. Творческие стили деятельности (педагогический аспект). Казань, 1989. — 56 с.
  134. Проблемы формирования основ профессионального мастерства студентов в педагогическом вузе. Усть-Каменогорск, 1977. — 162 с.
  135. Пути и методы совершенствования самостоятельной работы студентов. Минск, 1983. — 72 с.
  136. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  137. Развитие у учащихся творческих способностей: Для обсуждения на педчтениях / Под ред. Е. Д. Варнаковой и А. А. Шибанова. М., 1969. — 197 с.
  138. Разумовский. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 218 с.
  139. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики. М.: АПН РСФСР, 1982. — С. 13−15.
  140. И.Г. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Знание, 1984. — С. 32.
  141. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  142. З.А., Колошина И. П. Психологические условия политехнического метода обучения // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1968. — С. 56−70.
  143. Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1975.- 96 с.
  144. С.Л. Принципы творческой самостоятельности. К философским основам советской педагогики // Вопросы философии, 1989, № 4.
  145. С.М. Основы конструирования одежды.- М.: Легкая индустрия, 1981. 112 с.
  146. Г. В. Привитие навыков самостоятельной работы студентам первого курса / / Организация самостоятельной работы студентов. Саранск: Мордовский гос. университет, 1972. — С. 143−145.
  147. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  148. ИЪ.Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984 — 96 с.
  149. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  150. Совершенствование методов и форм организации и контроля самостоятельной работы студентов. Новочеркасск, 1985. — 64 с.
  151. A.M. Логическая структура учебного материала.- М.: МГУ, 197 4. 196 с.
  152. Э. Психопедагогика. М.: МГУ, 1984 .- С. 34.
  153. Ю.С. Умение быть творцом. М.: Знание, 1978. — 43 с.
  154. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  155. З.А. Методическая подготовка будущих учителей к развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии: Авт. дисс. на соис. уч. степ, к. п. н. Брянск, 1997. — 20 с.
  156. .М. Способности и одарённость // Избранные труды: в 2-х т., Т.1. М.: Педагогика, 1985.1. С.15−42.
  157. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: МГУ, 1930. — С.30.
  158. Э. Процесс учения у человека. М.: МГУ, 1935. — С.20.
  159. А. Т. Основы технологии швейного производства. М.: Высшая школа, 1987, — 275 с.
  160. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. Орел: МГПУ, 1993. — 128 с. 192 .Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  161. Унт И.Э. О диагностировании уровня умений самостоятельной работы с учебником // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. М.: АПН СССР, 1981. — С. 46−49.
  162. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Пед. соч. в б-ти томах. Т. 5. М., 1990.
  163. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  164. Формирование творческой активности личности ученика и студента / Сб. статей. Омск, 1977. — 144 с.
  165. В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения).- М.: Просвещение, 1969. 212 с.
  166. Т.И. активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  167. В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
  168. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Педагогика, 1985. — 156 с.
  169. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.- 340 с.
  170. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Сов. педагогика, 1982, № 8. — С. 75.
  171. Экспериментальная программа образовательной области
  172. Технологии". М.: Просвещение, 1994. — 32 с. 204. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1982.- 223 с.
  173. И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы, 1995, № 2 • С • 2 3 2 5 *
  174. Ярлыкова -З.Я. Развитие творческой познавательной активности будущего учителя технологии // Теория и практика образования: история и современность, вып. 1. Липецк: ЛГПИ, 1997. — С. 21−34.
  175. З.П. Самостоятельная работа, как условие развития творческой познавательной активности студентов// Теория и практика образования: история и современность, вып. 2. Липецк: ЛГПИ, 1998. — С. 91−108.
  176. Ярлыков, а З. П. Обучающая функция самостоятельных работ в активизации творческой познавательной деятельности студентов // Теория и практика образования: история и современность, вып. 3. Липецк: ЛГПИ, 1999. — С. 62−72.
Заполнить форму текущей работой