Методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки
Структура курса физики на макроуровне в рамках дополнительной подготовки должна быть ступенчатой, отражать структуру образовательного стандарта по физике, а на микроуровне — реализовывать блочно-модульный подход к обучению, обеспечивая единство содержательного и процессуального компонентов курса. Ведущая роль в системе дополнительной подготовки должна принадлежать самостоятельной работе учащихся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Процесс обучения физике учащихся спортивных классов как объект педагогического исследования
- 1. 1. Задачи школ спортивного профиля и задачи дополнительного образования в аспекте социального заказа общества
- 1. 2. Анализ роли курса физики в системе формирования технических знаний и системе непрерывного технического образования
- 1. 3. Особенности изучения курса физики в центрах образования спортивного профиля
- 1. 4. Психолого-педагогические основания дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Теоретические основы и методика обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки
- 2. 1. Содержание курса физики для учащихся центров образования спортивного профиля в рамках дополнительной подготовки
- 2. 2. Методика проведения семинарских занятий
- 2. 3. Методика проведения практикума по решению задач
- 2. 4. Организация и методика проведения лабораторных занятий
- 2. 5. Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся и контроль знаний
- 2. 6. Модель методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. Педагогический эксперимент
- 3. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента
- 3. 2. Констатирующий педагогический эксперимент
- 3. 3. Поисковый педагогический эксперимент
- 3. 4. Обучающий педагогический эксперимент
- Выводы по главе 3
Методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фундаментом становления личности является школьное образование. Возрастающая интенсивность учебно-познавательной деятельности обусловливает все более высокие требования, предъявляемые к здоровью детей. По данным НИИ гигиены детей и подростков Минздрава России за последние годы, 90% школьников России имеют те или иные отклонения и проблемы со здоровьем. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р одобрена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», предусматривающая, в частности, оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой. Комитетом физической культуры и спорта Правительства России созданы Центры образования (ЦО) спортивного профиля, где изучение общеобразовательных дисциплин сочетается с занятиями по специализированным программам физического воспитания. Эти ЦО успешно выполняют социальную задачу воспитания молодых людей, ведущих здоровый образ жизни.
Ежегодно Центры образования спортивного профиля выпускают сотни учащихся, из них становятся чемпионами и посвящают себя профессиональному спорту — единицы. У большинства выпускников спортивных классов возникает проблема продолжения образования. Они теряют прежние жизненные ориентиры и не находят новые (известно, что неразвитые на ранних этапах образования способности сложнее развиваются или почти не развиваются в будущем). В подобных ситуациях возрастает вероятность психологического срыва, а в наиболее тяжелых случаях происходит социальный распад личности.
В ЦО спортивного профиля интенсивные тренировки не согласованы системно с занятиями по общеобразовательным дисциплинам, изучение которых ограниченно базовым уровнем. Это не позволяет в достаточной мере раскрыть у спортсменов способности в не связанных со спортом областях деятельности вообще, и в науке и технике в частности.
Вместе с тем, многие спортсмены закончили технические вузы, стали хорошими специалистами, смогли добиться выдающихся результатов в науке, проявили себя как разносторонне талантливые люди. Анкетирование, проведенное в рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента, показало, что 30% выпускников спортивных классов хотели бы продолжить обучение в технических вузах. В то же время, по результатам анкетирования, учащиеся спортивных классов испытывают значительные трудности при изучении физики в школе и на подготовительных курсах и в итоге оказываются неподготовленными к поступлению и дальнейшему обучению в техническом вузе.
Социальные аспекты обучения и дальнейшего трудоустройства молодых специалистов, система образования в новых общественных условиях и другие проблемы социального характера рассматриваются в исследованиях Б. С. Гершунского, А. А. Вербицкого, Д. Л. Константиновского, Ю. А. Огородникова, В. Г. Харчевой и других. Однако проблема адаптационной подготовки спортсменов к дальнейшему обучению в техническом вузе раннее не исследовалась и не высказывалась идея о возможностях дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов в решении этой проблемы.
Взаимосвязь физики с различными естественнонаучными и техническими областями знания определяет особую роль физики в инженерном образовании. Это позволило предположить, что на основе изучения именно этого учебного предмета при условии научно обоснованной дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов можно способствовать развитию естественнонаучных и технических способностей учащихся.
Продуктивность системного подхода в решении научно-методических проблем позволяет предположить, что дополнительная подготовка по физике учащихся спортивных классов должна представлять собой методическую систему, основной целью которой выступает обеспечение адаптации к обучению в техническом вузе. Под методической системой обучения будем понимать совокупность целей, содержания, методов, форм и средств обучения, в которой ведущую роль играют цели обучения, определяя стратегию педагогической деятельности.
Под адаптацией к обучению в техническом вузе понимается адаптация (от латинского слова adaptatio — приспособление) выпускников спортивных классов к структуре технического вуза, к содержанию обучения в нем, его требованиям, к своим обязанностям, к новым формам и методам учебной работы, к новым формам контроля знаний.
Таким образом, анализ опыта обучения физике в центрах образования спортивного профиля и данных констатирующего эксперимента свидетельствует о существовании противоречия между потребностью общества в образованных, развитых интеллектуально и физически здоровых молодых людях, обладающих прочными знаниями по физике и способных пополнить ряды специалистов в области высоких технологий (в том числе нанотехнологий), информатики, оборонных отраслей, с одной стороны, и существующими методиками обучения физике, не позволяющими реализовать возможность получения технического образования определенной частью выпускников центров образования спортивного профиля, с другой стороны.
Это противоречие определяет актуальность исследования на тему «Методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки» .
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, какой должна быть методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, чтобы она позволяла адаптироваться им к обучению в техническом вузе?
Цель исследования состоит в обосновании и разработке методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, обеспечивающей их адаптацию к дальнейшему обучению в техническом вузе.
Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся спортивных классов.
Предметом исследования является методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки.
Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что если методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки будет построена с учетом психофизических особенностей учащихся и специфики распределения учебного времени в условиях профильного спортивного образования, а также интеграции обучения физике на базовом уровне и формирования элементов знаний и умений, лежащих в основе развития способностей к инженерной деятельности, то: повысится уровень знаний учащихся по физике;
— будет обеспечена адаптация выпускников к обучению в техническом вузе.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы подготовки по физике учащихся школ спортивного профиля.
2. Изучить специфику учебного процесса в Центрах образования спортивного профиля и техническом вузе.
3. Проанализировать психофизические особенности спортсменов.
4. Проанализировать роль физики в подготовке специалистов технического профиля.
5. Разработать модель методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки.
6. Наполнить конкретным содержанием компоненты методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки: определить цели дополнительной подготовки по физикесформулировать критерии отбора учебного материалавыявить методы и формы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовкиразработать способ диагностики успешности адаптации учащихся спортивных классов к обучению в техническом вузе.
7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики. Под эффективностью понимается повышение уровня знаний учащихся по физике в целом и обеспечение адаптации учащихся спортивных классов к обучению в техническом вузе.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
• на философском уровне — теория познания, основные положения и идеи системного подхода (Ю.К. Бабанский, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.);
• на социологическом уровне — социальные аспекты обучения и дальнейшего трудоустройства молодых специалистов, система образования в новых общественных условиях (Б.С. Гершунский, А. А. Вербицкий, Д. Л. Константиновский, Ю. А. Огородников, В. Г. Харчева и др-);
• на психолого-педагогическом уровне — психологические аспекты развития личности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. И. Калмыкова, Н. Ф. Талызина, А. А. Деркач, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов и др.) и спортсменов в частности (Е.М.Чумаков, Ю. А. Шулика, Я. К. Коблев и др.);
• на методическом уровне — исследования в области теории и методики обучения физике в общеобразовательной школе и вузе (С.Е. Каменецкий, t.
Н.Е. Важеевская, Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова и др.) и на подготовительных отделениях в частности (В.Ф. Костина, Э. Я. Шипук и др-);
• на технологическом уровне — работы, в которых рассматриваются технологии обучения (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, А. Н. Кушнир, Т.С.
Фещенко и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности: теоретический анализ литературы философского, — социального, психолого-педагогического, научно-методического характераанализ технической и естественнонаучной литературы, имеющей отношение к теме исследованияанализ нормативных документовмоделирование и проектирование методической системы, наблюдение, анкетирование, тестирование учащихся спортивных классов и студентов, экспериментальное преподавание, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента, методы математической статистики.
Исследование проводилось с 1993 по 2008 год в три этапа.
Первый этап (1993;1997гг.) — проведение констатирующего эксперимента (изучение состояния проблемы обучения физике учащихся центров образования спортивного типавыявление численности контингента спортсменов, сориентированных на обучение в технических вузахобоснование необходимости и целесообразности создания методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки). На основе результатов констатирующего эксперимента была определена тема исследования, обоснована актуальность проблемы обучения физике учащихся спортивных классов с целью адаптационной подготовки их к обучению в технических вузах.
Второй этап (1997—2000 гг.) — проведение поискового эксперимента (изучение методологических и теоретических подходов к организации дополнительной подготовки и самостоятельной работы по физике учащихся спортивных классовопределение современных эффективных технологий обучения для данного контингента учащихсяразработка методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки).
Третий этап (2000;2008 гг.) — проведение обучающего эксперимента (проверка гипотезы исследования, проверка эффективности предложенной методической системы, уточнение и коррекция методики дополнительной подготовки и организации самостоятельной работы учащихся спортивных классов на занятиях по физике).
Научная новизна исследования.
1. Обоснована необходимость создания специальной методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки в целях обеспечения условий для их дальнейшего обучения в техническом вузе при ведущей роли самостоятельной работы как основной формы образовательного процесса.
2. Создана модель методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, представленная через структурные компоненты — целевой, содержательный, процессуально-технологический и контрольно-диагностический. Особенностью модели выступает взаимосвязь спортивной подготовки, образования по физике и инженерного образования.
3. Разработана методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, позволяющая обеспечить адаптацию учащихся спортивных классов к обучению в техническом вузе через интеграцию обучения физике на базовом уровне и формирование элементов знаний и умений, лежащих в основе развития способностей к инженерной деятельности, а именно: сформулированы цели и задачи дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов (обеспечение мотивации изучения физики и дальнейшего выбора продолжения образования в техническом вузе в качестве образовательной траектории, адаптации к успешному обучению в техническом вузеформирование прочных знаний и адекватных им умений по физике в соответствии с Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по физике не только на базовом уровне, но и на уровне, приближающемся к профильномуформирование элементов технических знаний и инженерного подхода к решению физических задач, развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся) — сформулированы требования к содержанию дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов (взаимосвязь с содержанием школьного курса физики, с физическими основами биологических процессов в организме человека, занимающегося спортом, с содержанием курса физики технического вузавозможность организации самостоятельной работы и создание условий формирования элементов инженерного подхода к решению физических задач) — показано, что основными методами и формами обучения должны явиться методы стимулирования и мотивации учения, использующие потенциал технического вуза, методы самостоятельной работы — работа с учебником, ресурсами Интернет, выполнение дифференцированных заданий, участие в олимпиадах и проектной деятельности, а также методы контроля учебных достижений учащихся в форме рейтинга с привлечением преподавателей вуза и с опорой на формы Интернет-контроляпоказано, что для диагностики успешной адаптации выпускников спортивных классов к, обучению в вузе могут быть применены такие способы, как анализ статистических данных о выборе обучения в техническом вузе в качестве образовательной траектории, данных об успеваемости студентов целевого приема, результатов анкетирования студентов и преподавателейсоздано учебно-методическое обеспечение дополнительной подготовки по физике.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования:
1. Получили развитие идеи педагогической интеграции, в частности, в основу методической системы дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов положена взаимосвязь задач спортивной подготовки, образования по физике и инженерного образования.
2. Получили развитие идеи внутренней дифференциации в обучении физике в рамках дополнительной подготовки учащихся профильных спортивных классов на основе учета психофизических особенностей учащихся (способов восприятия и быстроты переработки информации, волевых качеств и других) через формы представления учебных заданий, методы организации самостоятельной работы, контроля знаний.
3. Создана модель методической системы дополнительной подготовки по физике учащихся профильных спортивных классов.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что:
1. Разработана программа обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки.
2. Создано учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ и технических вузов «Дополнительная подготовка по физике учащихся подготовительных отделений и общеобразовательных школ в системе непрерывного образования «школа — технический вуз».
3. Сформулированы методические рекомендации по проведению семинарских и лабораторных занятий при дополнительной подготовке по физике для учащихся спортивных классов.
4. Разработаны задания (обучающие и диагностические), которые позволяют установить уровень знаний и умений учащихся и помогают учащимся спортивных классов адаптироваться к формам контроля знаний, применяемым в техническом вузе.
Применение созданных учебно-методических материалов способствует обеспечению адаптации учащихся спортивных классов к обучению в техническом вузе и повышению уровня их знаний и умений по физике в целом, позволяет формировать способности к инженерной деятельности и развивать познавательную самостоятельность.
Апробация результатов исследования.
Основные идеи результаты исследования докладывались на IX Всероссийской научно-методической конференции «Развитие тестовых технологий в России» (Москва, 2007 г.), VII и VIII Международных научно-методических конференциях «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (МПГУ, Москва, 2008, 2009 гг.), Второй всероссийской научно-методической конференции «Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании» (МИСиС, 2008 г.), IX Региональной научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методики преподавания в системе „школа-вуз“ в условиях перехода к единой форме государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений» (МИРЭА, Москва, 2009 г.), X Международной конференции «Физика в системе современного образования» (СПб., 2009 г.), а также на заседаниях кафедры физики ГТУ МИСиС, кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, конференциях учителей МГФСО, ЮЗОУО, а так же во время преподавания физики в экспериментальных и контрольных группах в период с 1993 по 2008 гг. во время внедрения и апробации методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки на базе центра образования спортивного профиля «Самбо-70» и МИСиС.
В диссертации три главы.
В первой главе «Процесс обучения физике учащихся спортивных классов как объект педагогического исследования» сделан вывод о необходимости создания методической системы обучения физике в рамках дополнительной подготовки для той части учащихся спортивных классов, которые хотят продолжить обучение в техническом вузе, об использовании для этих целей потенциала технического вуза, что должно обеспечить формирование знаний и умений по физике на уровне выше предусмотренного образовательным стандартом среднего (полного) общего образования базового уровня и приближающемся, по возможности, к профильному уровню.
Показано, что методика обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки должна основываться на общепедагогических принципах системности, непрерывности образования, внутренней дифференциации, блочно-модульном структурировании учебного материала, идее взаимосвязи задач спортивной подготовки, дополнительного образования по физике и инженерного образования.
Во второй главе «Теоретические основы и методика обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки» рассматриваются теоретическое обоснование и содержательный и процессуально-технологический компоненты методической системы.
В третьей главе «Педагогический эксперимент» дается общая характеристика педагогического эксперимента и описаны его этапы. Подтверждается гипотеза исследования.
В заключении подведены итоги проведенного исследования и сформулированы выводы.
Основные результаты исследования отражены в следующих работах автора:
1. Конарева, Е. В. Дидактические особенности обучения естественнонаучным дисциплинам в непрофильных классах с использованием потенциала вуза [Текст] / Е. В. Конарева, Ю. А. Андреенко // Наука и школа. — 1997. — № 6. — С. 13−14. 0,2 п.л. (авторских 50%).
2. Конарева, Е. В. Система непрерывного образования «школа-технический вуз»: роль информационно-коммуникационных технологий в методике обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки [Текст] / Е. В. Конарева // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 8. — С. 38−42. 0,32 п.л.
3. Дополнительная подготовка по физике учащихся подготовительных отделений и общеобразовательных школ в системе непрерывного образования «школа — технический вуз». Механика [Текст]: учебное пособие для преподавателей общеобразовательных школ и технических вузов / Ю. А.
Андреенко, Д. Е. Капуткин, Е. В. Конарева, Н. С. Пурышева. — М.: Учёба ,.
2007. — 91 с. 3,8 п. л (авторских 25%).
4. Конарева, Е. В. Роль ИКТ на уроках физики в спортивных классах [Текст] / Е. В. Конарева // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VIII Международной научно-методической конференции. — М. :МПГУ, 2009. — Ч. 3. — С. 139−140. 0,08 п.л.
5. Андреенко, Ю. А. Взаимодействие вуза и школы как заинтересованных сторон [Текст] / Ю. А. Андреенко, И. В. Говоркова, Е. В. Конарева // Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании: материалы Второй всероссийской научно-методической конференции. — М.: Издательский дом МИСиС, 2008. — С. 2427. 0,18 п.л. (авторских 33%).
6. Андреенко, Ю. А. Специфика дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов в системе непрерывного образования «школатехнический вуз» [Текст] / Ю. А. Андреенко, Е. В. Конарева // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VII Международной научно-методической конференции. — М.: Школа будущего,.
2008. — Ч. 3. — С. 4−5. 0,1 п.л. (авторских 50%).
7. Андреенко, Ю. А. Дидактические особенности организации процесса обучения естественнонаучным дисциплинам в непрофильных классах [Текст] / Ю. А. Андреенко, Е. В. Конарева // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. Вып. № 2. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. — С. 52−54. 0,12 п.л. (авторских 50%).
8. Андреенко, Ю. А. О некоторых аспектах взаимодействия школы и вуза как фактора повышения качества естественнонаучного образования в непрофильных классах [Текст] / Ю. А. Андреенко, JI. Я. Зорина, Е. В. Конарева // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Серия: Инструктивнометодическое обеспечение содержания образования в Москве. Вып. № 1. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — С. 62−64. 0,15 п.л. (авторских 33%).
9. Дополнительная подготовка по физике учащихся непрофильных классов общеобразовательной школы в системе непрерывного инженерного образования [Текст] / Ю. А. Андреенко, Д. Е. Капуткин, Е. В. Конарева, Н. С. Пурышева // Физика в системе современного образования: материалы X Международной конференции. — СПб., 2009. — Т. 2. — С. 3−5. 0,3 п.л. (авторских 30%).
10. Некоторые аспекты развития системы тестирования на основе опыта работы Федерального центра тестирования и Государственного технологического университета «МИСиС» [Текст] / Ю. А. Андреенко, И. В. Барышева, Д. Е. Капуткин, К. JI. Косырев. А. Е. Пареньков, Ю. А. Пустов, Е. В. Конарева, Р. А. Лайшев, Ю. П. Васильев // Развитие тестовых технологий в России: материалы IX Всероссийской научно-методической конференции. — М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. — С. 469. 0,15 п.л. (авторских 25%).
11. Андреенко, Ю. А. Взаимосвязь общего и профильного подходов к организации самостоятельной работы учащихся как основа методологии обучения в системе непрерывного образования [Текст] / Ю. А. Андреенко, И. В. Барышева, А. П. Гриднев, С. В. Жевелев, Е. В. Конарева // Профессиональная ориентация и методики преподавания в системе «школа — вуз» в условиях перехода к единой форме государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений: сборник трудов IX Региональной научно-практической конференции. — М., 2009. — Т. 1. — С. 58−62. 0,17 п.л. (авторских 20%).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В основу методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки целесообразно положить идеи учета психофизических особенностей учащихся и специфики распределения учебного времени в условиях профильного спортивного образования, а также идеи интеграции обучения физике на базовом уровне и формирования элементов знаний и умений, необходимых для развития способностей к инженерной деятельности.
2. Основными целями дополнительной подготовки по физике учащихся спортивных классов следует считать создание условий социальной адаптации спортсменов и адаптации их к успешному обучению в техническом вузе.
3. Структура курса физики на макроуровне в рамках дополнительной подготовки должна быть ступенчатой, отражать структуру образовательного стандарта по физике, а на микроуровне — реализовывать блочно-модульный подход к обучению, обеспечивая единство содержательного и процессуального компонентов курса. Ведущая роль в системе дополнительной подготовки должна принадлежать самостоятельной работе учащихся. При этом следует учитывать такие требования к содержанию, как взаимосвязь с содержанием школьного курса физики, взаимосвязь с физическими основами биологических процессов в организме человека, занимающегося спортомвзаимосвязь с содержанием курса физики технического вуза.
4. В методической системе обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки целесообразно применять методы стимулирования и мотивации к учению, отражающие специфику вузовского инженерного образования, методы организации самостоятельной работы учащихся в таких формах организации учебных занятий, как семинары, практикумы по решению задач, лабораторные работы на базе учебных лабораторий технического вуза, экскурсии, использование ИКТ, дистанционное ' обучение.
Основные результаты и выводы исследования: на основе анализа состояния проблемы подготовки по физике учащихся школ спортивного профиля сделан вывод о необходимости создания методической системы обучения по физике в рамках дополнительной подготовки для той части учащихся спортивных классов, которые хотят продолжить обучение в техническом вузе, а также об использовании для этих целей потенциала технического вузаопределена целесообразность учета таких психофизических особенностей учащихся профильных спортивных классов, как быстрота переработки образно-двигательной информации, волевые качества и другие, в методике обучения физике через способы представления учебных заданий, методы организации самостоятельной работы, контроля знанийна основе анализа роли курса физики в инженерном образовании выявлена необходимость введения при дополнительной подготовке по физике элементов знаний, лежащих в основе инженерного подхода к решению задач (знаний и умений по использованию рисунка, координатного метода, действий над векторами, использования функциональной зависимости) — создана модель методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, представленная через структурные компоненты — целевой, содержательный, процессуально-технологический и контрольно-диагностический. Особенностью модели выступает взаимосвязь спортивной подготовки, образования по физике и инженерного образованияразработана методика обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, основанная на общепедагогических принципах системности, непрерывности образования, внутренней дифференциации, блочно-модульном структурировании учебного материала, идее взаимосвязи задач спортивной подготовки, дополнительного образования по физике и инженерного образования;
— проведен педагогический эксперимент, который показал, что если в основу методической системы обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки положить идеи учета психофизических особенностей учащихся и специфики распределения учебного времени в условиях профильного спортивного образования, а также интеграции обучения физике на базовом уровне и формирования элементов знаний и умений, лежащих в основе развития способностей к инженерной деятельности, то повысится уровень знаний учащихся по физике, будет обеспечена адаптация выпускников к обучению в техническом вузе.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Перспектива дальнейшего развития идей исследования может быть связана с внедрением полученных результатов в практику дополнительной подготовки по физике учащихся не только спортивных, но и других непрофильных классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Ан, А. Ф. Опыт довузовской и инженерной подготовки в системе непрерывного физического образования Текст. / А. Ф. Ан // Физическое образование в вузах. 2007. — Т. 13, № 2. — С. 78 -88.
- Андреенко, Ю. А. Совершенствование методики преподавания физики на подготовительных отделениях технических вузов (в целях подготовки слушателей к дальнейшему обучению) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Андреенко. М., 1988. — 240 с.
- Андреенко, Ю. А. Физика в системе целевой подготовки контингента обучаемых технических вузов Текст. / Ю. А. Андреенко, А. Е. Пареньков, К. JI. Косырев // Физическое образование в вузах. 2008. — Т. 14, № 2. — С. 56 -62.
- Андреенко, Ю. А. О некоторых аспектах увеличения методологического ресурса обучения на лабораторных занятиях по физике
- Текст. / Ю. А. Андреенко, Н. С. Пурышева // Современный физический практикум: материалы X Международной учебно-методической конференции. Астрахань: Издательский дом Московского физического общества, 2008. — С. 80 -81.
- Асмолов, А. Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. — М., 1985.
- Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов. — Донецк, 2001. — 187 с.
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1985.-208 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: Методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Беляков, С.А. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты Текст. / С. А. Беляков, B.C. Вахштейн, В. А. Галичкин. Науч. рук. А. Е. Карпухина — Сер. Мониторинг. Образование. Кадры. М.: МАКС Пресс, 2006. — 340 с.
- Бендриков, Г. А. Физика. Сборник задач Текст. / Г. А. Бендриков, Б. Б. Буховцев, В. В. Керженцев, Г. Я. Мякишев. 8-е изд. — Ульяновск: Книгочей, 1998.-413 с.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. М., 1972.
- Важеевская, Н. Е. О целях школьного физического образования: вперед к прошлому Текст. / Н. Е. Важеевская // Физика в системе современного образования (ФССО-07): материалы IX Международной конференции. СПб., 2007. — Т. 1. — С: 37 -39.
- Валянский, С. И. Теория информации и образование. Условия выживания России Текст. / С. И. Валянский. М., 2005. — 140 с.
- Васильева, И. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. -24 с.
- Вербицкий, А.А. Кросс-культурный контекст образования и становление новой педагогической парадигмы / А. А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. — С. 28—31.
- Волькенштейн, В. С. Сборник задач по общему курсу физики Текст. / В. С. Волькенштейн. М.: Наука, 1990.
- Восканян, Ф. В. Методические средства организации самостоятельной работы слушателей подготовительных отделений при обучении физике Текст.: дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 222 с.
- Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский // Сб. науч. тр. М.: Педагогика, 1991. — 346 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1966. — С. 236 -277.
- Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Педагогика, 1998.
- Генденштейн, Л. Э. Физика 10 Текст. / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. — М.: Илекса, ОАО Московский учебник, 2007. — 287 с.
- Генденштейн JI. Э. Физика 11 Текст. / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. М.: Илекса, ОАО Московский учебник, 2007. — 400 с.
- Гольдфарб, Н. И. Сборник вопросов и задач по физике Текст.: учебное пособие для поступающих в вузы / Н. И. Гольдфарб. — Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1973. — 352 с.
- Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов Текст. / Г. Б. Горская. Краснодар, 1995. — 184 с.
- Грачев, А. В. Физика 7 Текст. / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. М.: Вентана-Граф, 2007.
- Гребенёв, И. В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса Текст.: монография / И. В. Гребнев. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2005. — 247 с.
- Гурова, Р. Г. Педагогические проблемы марксистской социологии воспитания Текст.: дис.. докт. пед. наук. — М., 1979. — 469 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Дайри, Н. Г. Как подготовить урок истории Текст. / Н. Г. Дайри. -М.: Просвещение, 1969. 128 с.
- Дежникова, И. С. Пути демократизации школы Текст. / И. С. Дежникова // Советская педагогика. 1991. — № 12. — С. 38 —47.
- Деркач, А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования Текст. / А. А. Деркач. — М.: Издательство РАГС, 2006.
- Дзюдо. Система и борьба Текст. / под общ. ред. Ю. А. Шулики, Я. К. Коблева. Ростов н/Д: Феникс. 2006. — 795 с.
- Дзюдо Текст. / сокр. пер. с японского В. И. Силина. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 115 с.
- Донец, М. Б. Реализация принципа преемственности физического образования в колледже и инженерном вузе (на примере радиотехнического колледжа) Текст.: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2005. — 199 с.
- Ерофеева, Г. В. Обучение физике в техническом университете на основе применения информационных технологий Текст.: дис.. степени докт. пед. наук: 13.00.02 / Г. В. Ерофеева. Томск, 2005. — 337 с. РГБ ОД, 71: 06−13/166
- Строение и свойства металлов и сплавов Текст.: лаб. практикум / В. А. Займовский, А. В. Лютцау, Е. И. Поляк. М.: МИСиС, 1986. — 116 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Зинченко, В. П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
- Зубов, В. Г. Задачи по физике Текст. / В. Г. Зубов, В. П. Шальнов. -11-е изд., перераб. М.: Наука, 1985. — 256 с.
- Иродов, И. Е. Задачи по общей физике Текст. / И. Е. Иродов. М.: Наука, 1979.-368 с.
- Ишкова, Л. В. Методологическая система осуществления связей физики с математикой в учебном процессе подготовительного отделения пединститута Текст.: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 1980. — 189 с.
- Каган, В. Л. Теоретическое обобщение знаний слушателей при дедуктивном построении лекционного курса физики на подготовительном отделении вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук. — М., 1983. 225 с.
- Казакова, Ю. В. Развитие мышления учащихся основной школы в процессе информационной деятельности при обучении физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2009. — 23 с.
- Каменецкий, С. Е. Особенности курса физики в технических вузах России Текст. / С. Е. Каменецкий // Наука и школа. 2006. — № 3. — С. 489.
- Кантор, Р. В. Некоторые вопросы обучения физике на подготовительных отделениях педагогических институтов Текст.: дис.. канд. пед. наук. J1, 1976. — 190 с.
- Карпухина, Е. А. Межпредметные задачи как средство предпрофильной подготовки учащихся при обучении физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. — 20 с.
- Кесаманлы, Ф. П. Самостоятельная работа студентов при решении задач по физике Текст.: методические указания / [сост. Ф. П. Кесаманлы, В. М. Коликова]. Д., 1987. — 32 с.
- Китаев-Смык, JI. А. Психология стресса Текст. / JI. А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-367 с.
- Ковалёва, Г. С. Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России Текст. / Г. С. Ковалева, К. А. Краснянская // Школьные технологии. — 2001. — № 4.-С. 134−135.
- Коган, Б. Ю. Сто задач по электричеству Текст. / Б. Ю. Коган. — М.: Наука, 1976. 62 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах Текст. / Г. М. Коджаспирова. — М.: Айрис пресс, 2008. — 256 с.
- Конарева, Е. В. Роль ИКТ на уроках физики в спортивных классах Текст. / Е. В. Конарева // Физическое образование: проблемы и перспективыразвития: материалы УШ Международной научно-технической конференции. — М.: МПГУ, 2009. Ч. 3. — С. 139 -140.
- Конарева, Е. В. Дидактические особенности обучения естественнонаучным дисциплинам в непрофильных классах с использованием потенциала вуза Текст. / Е. В. Конарева, Ю. А. Андреенко // Наука и школа. -1997.-№ 6.-С. 13−14.
- Константиновский, Д. JI. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности: круглый стол Текст. / Д. JL Константиновский, Н. Д. Сорокина, С. А. Шаронова // Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 89 -100.
- Корышева, С. Е. Модульный принцип организации учебной работы студентов заочной формы обучения в современных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 23 с.
- Костина, В. Ф. Пути развития познавательных возможностей слушателей подготовительных отделений вузов при обучении физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. —26 с.
- Косырев, К. JI. Сборник материалов для подготовки контингента целевого приёма в МИСиС Текст.: учебное пособие для преподавателей, абитуриентов и студентов технических вузов. Вып. 1. / К. JI. Косырев, А. Е. Пареньков, Ю. А. Андреенко. М., 2005. — 45 с.
- Косырев, К. JI. Сборник материалов для подготовки контингента целевого приёма в МИСиС Текст.: учебное пособие для преподавателей, абитуриентов и студентов технических вузов. Вып. 2. / К. JI. Косырев, А. Е. Пареньков, Ю. А. Андреенко. М., 2006. — 29 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Купавцев, А. В. Совершенствование обучения физике на подготовительном отделении вуза на основе теоретического обобщения знаний слушателей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1981. — 26 с.
- Куприянова, Е. В. Воспитание социальной компетентности школьников Текст. / Е. В. Куприянова // Наука и школа. 2006. —№ 6. — С. 30 — 32.
- Курьянова, Т. Г. Проектная деятельность как средство реализации компетентностного подхода в профильном образовании Текст. / Т. Г. Курьянова // Наука и школа. 2006. — № 3. — С. 58−59.
- Ланге, В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку Текст. / В. Н. Ланге. М.: Наука, 1974. — 96 с.
- Ларионов, В. В. Проблемно-ориентированная система обучения физике студентов в технических университетах Текст.: автореф.. .дис. докт. пед. наук. М., 2008. — 40 с.
- Ларионов, В. В. Лабораторно-проектные работы в системе физического практикума технических университетов Текст. / В. В. Ларионов, С. Б. Писаренко, А. М. Лидер // Физическое образование в вузах. 2007. — Т. 13, № 2.-С. 69−77.
- Ле Ни, Ж. Ф. Обучение конкретным знаниям Текст. / Ж. Ф. Ле Ни // Психологические основы программированного обучения — под ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 5−22.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социальной личности Текст. / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 11 -16.
- Мамаева, Н. А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов (на примере дисциплин математического цикла) Текст.: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук / Н. А. Мамаева. — Великий Новгород: Изд-во НГУ, 2007. 24 с.
- Мапельман, В. М. Как подготовить реферат по истории науки и техники Текст. / В. М. Мапельман, П. И. Черноусое, Н. А. Коротченко // История металлургии в современной науке и образовании: материалы школы-конференции. М.: Учёба, МИСиС. — 2007. — 77 с.
- Маркова, А. С. Самостоятельная работа слушателей подготовительного отделения втуза в процессе теоретического обобщения знаний по механике Текст.: дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 196 с.
- Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М., 1972.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Мороз, А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1972.
- Мякишев, Г. Я. Программа «Физика 10−11 классы» Текст. / Г. Я. Мякишев. М.: Дрофа, 2004.
- Мякишев, Г. Я. Физика Текст.: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. М.: Просвещение, 2005. — 336 с.
- Мякишев, Г. Я. Физика Текст.: учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. М.: Просвещение, 2005. — 336 с.
- Огородников, Ю. А. Философские подходы к подготовке журналистов Электронный ресурс. / Ю. А. Огородников — Электрон, учебник // Российское образование: Система федеральных образовательных порталов // Основы журналистского образования.
- Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / И. М. Осмоловская. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1998. — 112 с.
- Оспенникова, Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества Текст.: дис.. .докт. пед. наук. — Пермь, 2003. — 751 с.
- Павлов, Ю. В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента : материалы лекций, прочитанных в политехническом музее на факультете программированного обучения / Ю. В. Павлов. М.: Знание, 1972. -32 с.
- Паршиков, А. Т. МГФСО / А. Т. Паршиков. М.: Физкультура испорт, 1998.-80 с.
- Потапова, М. В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании в школе и педвузе Текст.: дис.. докт. пед. наук / М. В. Потапова. Челябинск, 2008. — 312 с.
- Проект концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г. Приложение № 1 к материалам комиссии Минобрнауки России 06.10.2004 г. // Потенциал. Январь, 2005. — 80 с.
- Прояненкова, JI. А. Деятельностный подход в обучении физике Текст. / JL А. Прояненкова // Физика в школе. 2005. — № 1. — С. 34—41.
- Пурышева, Н. С. Физика 7 : учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2008. — 208 с.
- Пурышева, Н. С. Физика 8 : учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2007. — 256 с.
- Пурышева, Н. С. Физика 9 : учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2006. — 285 с.
- Пурышева, Н. С. Дифференциация обучения физике в средней школе Текст. / Н. С. Пурышева. М.: Прометей, 1993. — 161 с.
- Пурышева, Н. С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе Текст.: дис.. докт. пед. наук. М.: 1995.
- Разумовский, В. Г. Методология совершенствования преподавания физики Текст. / В. Г. Разумовский // Физика в школе. 1983. — № 3. — С. 10−17.
- Рубинштейн, С. JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1968.
- Курс общей физики Текст. В кн. Кн. 1. / И. В. Савельев. М.: ACT: Астрель, 2003. — 253 с.
- Сачков, Ю. В. Научный метод и его структура Текст. / Ю. В. Сачков // Вопросы философии. 1983. — № 2. — С. 31−42.
- Селиверстова, Н. С. Форма представления условий физических задач как фактор успешности их решения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Рязань, 2006. 20 с.
- Смирнов, А. В. Что такое мультимедиа? Текст. / А. В. Смирнов // Наука и школа. 2006. — № 4. — С. 54 — 56.
- Советский энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова [и др.] М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
- Талызина, Н. Ф. Теоретические основы программированного обучения Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1969. — 134 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
- Тихомирова, С. А. Физика 10 Текст. / С. А. Тихомирова, Б. М. Яворский. М.: Мнемозина, 2008. — 272 с.
- Тихомирова, С. А. Физика 11 Текст. / С. А. Тихомирова, Б. М. Яворский. М.: Мнемозина, 2008. — 271 с.
- Толстенева, А. А. Модель методической системы дифференцированного обучения физике студентов технических вузов Текст. / А. А. Толстенева // Физическое образование в вузах. 2007. — Т. 13, № 1. — С. 49 -58.
- Турчина, Н. В. Физика в задачах для поступающих в вузы Текст. / Н. В. Турчина. М.: Оникс — Мир и Образование, 2008. — 768 с.
- Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Усова, А. В. Условия успешного формирования у учащихся научных понятий Текст. / А. В. Усова // Наука и школа. 2006. — № 4. — С. 57−59.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 гг. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г., № 803.
- Федорова, В. Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин Текст. / В. Н. Федорова // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин [под ред. В. Н. Федоровой]. М.: Просвещение, 1980. — С. 3—40.
- Федорова, В. Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин Текст. / В. Н. Федорова // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин [под ред. В. Н. Федоровой]. — М.: Просвещение, 1980. С. 3 — 40.
- Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. М., 1995.
- Фещенко Т. С. Использование технологий в обучении физике: метод, сб. № 75 ЮЗОУО / И. В. Павлова, Т. С. Фещенко. М., 2007.
- Физика. Механика Текст.: лаб. практикум / под ред. Г. М. Ашмарина. М.: МИСиС, 2000. — 132 с.
- Фрадкин, В. Е. Физика в профильной школе Текст.: пособие для учителей («Профильное обучение») / В. Е. Фрадкин, И. Ю. Лебедева. — СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2005. 159 с.
- Холодная, М. А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения Текст. / М. А. Холодная // Школьные технологии. 2000. — № 4. -С. 12−16.
- Часовских, Н. С. Организация самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по общей физике в условиях развивающего обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2006.
- Чумаков, Е. М. Сто уроков самбо Текст. / Е. М. Чумаков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 400 с.
- Шахмаев Н. М. Физика 9 Текст. / Н. М. Шахмаев, А. В. Бунчук. -М.: Мнемозина, ОАО Московский учебник, 2007. 232 с.
- Шахмаев, Н. М. Физика 7 Текст. / Н. М. Шахмаев, Ю. И. Дик. М.: Мнемозина, ОАО Московский учебник, 2008. — 144 с.
- Шахмаев, Н. М. Физика 8 Текст. / Н. М. Шахмаев, Ю. И. Дик. М.: Мнемозина, ОАО Московский учебник, 2008. — 240 с.
- Шеменёв, Г. И. Природа, специфика, функции технических наук / социальные и методологические проблемы Текст.: автореф. дис. .докт. философ, наук. М., 1972. — 30 с.
- Шипук, Э. Я. Содержание и методические особенности изложения курса физики на подготовительных отделениях при вузах Текст.: дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 172 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1989. — 420 с.
- Якиманская, И. С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.