Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения) — устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста) — синкретизм (единство вербального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 1. 1. Историко-культурологическое исследование фольклора как явления народной культуры
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором
    • 1. 3. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре
  • Глава II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
    • II. 1. Состояние современной практики по ознакомлению с музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста
    • 11. 2. Методика приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре
    • 11. 3. Содержание, ход и методы опытно-экспериментальной работы по приобщению детей к традиционной народной культуре

Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К. Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов). Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.

Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В. В. Зеньковского, П. Ф. Каптерева, B.C. Соловьева, К. Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н. А. Бердяевым, B.C. Библером, И. А. Ильиным, П. А. Флоренским и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследованы ведущими отечественными фольклористами: В. П. Аникиным, В. Е. Гусевым, Ю. Г. Кругловым, Б. Н. Путиловым, К. В. Чистовым и др. Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э. Е. Алексеева, Н. Н. Гиляровой, Е. В. Гиппиуса, И. И. Земцовского, A.M. Мехнецова, Е. В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г. С. Виноградовым, Т. И. Калужниковой, С. М. Лойтер, А. Н. Мартыновой, М. Н. Мельниковым, А. Ф. Некрыловой, М. Ю. Новицкой, М. В. Осориной, М. П. Чередниковой и др.

Однако, как показал анализ практики приобщения детей к народным традициям, в дошкольном образовании музыкальный фольклор по-прежнему осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом, песни, танцы, игры разучиваются по нотам, предлагаются в обработках и т. д.

Появление данной работы обусловлено необходимостью преодолеть противоречие между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и неразработанностью этих вопросов в методике музыкального воспитания дошкольников.

Проблема исследования вытекает из специфики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами муI зыкального фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр.

Цель данного исследования — разработка теории и методики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.

Объект исследования — процесс приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.

Предмет исследования — педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста музыкальным фольклором.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что народная музыка как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

1) в педагогическом процессе музыкальный фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;

2) овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность;

3) включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;

4) эффективность музыкально-фольклорных занятий с дошкольниками определяется комплексным подходом к освоению музыкального фольклора;

5) методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;

6) процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:

— охарактеризовать музыкальный фольклор как явление народной культуры;

— выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором;

— определить педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе;

— разработать и апробировать методику приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, J1.H. Гумилев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, B.C. Соловьев, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.) — положения теории личности и творчества (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Т. И. Бакланова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. А. Некрасова, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, Т. Я. Шпикалова и др.) — отдельные положения психологии музыкального восприятия и исполнительства (А.Л. Готсдиннер, Б. М. Теплов и др.) — теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (Т.В. Антонова, А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, Н. П. Сакулина, О. А. Соломенникова, Е. А. Флёрина, Е. В. Харчевникова и др.).

Методы исследования:

— теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических, фольклористических источников по теме исследования, анализ, синтез, обобщение;

— эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, беседа;

— экспериментальные методы: эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный);

— методы статистической обработки: сравнительный анализ результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в государственных образовательных учреждениях гг. Москвы (детские сады №№ 2356, 2282, 2352, 1508, 1089, 681, 407, 406, 375) и Зеленограда (детский сад № 2096), а также в сфере дополнительного образования — дошкольных группах фольклорно-музыкальной студии Московского Городского Дворца Детского (Юношеского) Творчества.

Этапы исследования. I этап — поисковый (1994;2003 гг.) — предусматривал изучение и анализ литературы по теме диссертацииопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияразработку педагогических условий и методов приобщения детей к традиционной народной культуре, выстраивание оптимального содержания, выявление состояния современной практики по ознакомлению детей с музыкальным фольклором.

II этап — обучающий (2003;2005 гг.) — включал в себя проведение формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента с целью проверки на практике разработанного содержания, форм и методов приобщения детей к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.

III этап — заключительный (2005;2007 гг.) — обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— обосновано значение подлинных видов музыкального фольклора в формировании духовного мира детей старшего дошкольного возраста;

— разработаны педагогические условия эффективного приобщения детей к традиционной культуре, представленные в педагогическом процессе взаимосвязью компонентов: духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практическогокомплексным походом к освоению музыкального фольклораознакомлением детей с региональными народными традициямивоссозданием элементов традиционного уклада жизни: атмосферы большой семьи, уютного дома, сотворчества детей и взрослых;

— выстроена методика приобщения детей к народной культуре, опирающаяся на традиционный народный опыт;

— проанализирован новый этнографический материал Московского региона (на основе фольклорных экспедиций автора) и показаны пути его включения в жизнедеятельность дошкольного учреждения;

— предложен диагностический инструментарий и критериальный аппарат, позволяющий судить об уровне приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.

Теоретическая значимость:

— проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к народной культуре:

— разработан и научно обоснован комплексный подход в ознакомлении дошкольников с музыкальным фольклором, который представлен единством л:}>-дожественных систем (словесной, музыкальной, хореографической, драматической), взаимосвязью фольклорного текста и этнографического контекста', междисциплинарной интеграцией;

— расширены представления о содержании, формах и методах приобщения детей к народной культуре путем введения специфических для музыкального фольклора составляющих (жанры народной музыкимузыкально-фольклорные занятия, праздники, досугподражание, совместные действия, диалог и др.);

— выделены художественно-исполнительские характеристики музыкального фольклора как музыки устной традиции, доступные детям 5−7 лет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные содержание, формы и методы ознакомления детей с музыкальным фольклором способствуют совершенствованию процесса приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.

Материалы исследования могут использоваться музыкальными руководителями и воспитателями дошкольных учреждений, руководителями фольклорных ансамблей, педагогами музыкальных школ и сферы дополнительного образования, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования: положения и выводы диссертации обеспечиваются научной обоснованностью исходных позиций, адекватностью методов исследования поставленным задачам, междисциплинарным характером изучения проблемы, экспериментальным подтверждением гипотезы, качественным и количественным анализом полученного теоретического и практического материала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения) — устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста) — синкретизм (единство вербального, певческого, танцевального, инструментального, театрально-игрового начал) — вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец) — коллективность (ансамблевая природа народных песен, коллективное и индивидуальное начало в детском творчестве) — функциональность (связь фольклорного текста с жизнью, ситуацией исполнения).

2. Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре зависит от выявленных педагогических условий и предполагает:

— организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовным, музыкально-фольклорным, познавательным и бы-тийно-практическим компонентами) через ознакомление детей с фольклорными текстами в широких контекстных связях;

— комплексный подход к освоению музыкального фольклора, сочетающий фольклористический и педагогический аспекты;

— овладение музыкальным фольклором в его региональной специфике;

— сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

3. Методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия: подпевание, подхватывание, пение «за следом» и т. д., диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традициисемейно-общинные встречи — посиделки, толоки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.- народные праздники на традиционной основевключение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудиои видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

— проведение опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях гг. Москвы и Зеленограда, в сфере дополнительного образования (г. Москва);

— работа по подготовке преподавателей музыки (МГГУ им. М. А. Шолохова, 2003;2007 гг.), воспитателей дошкольных учреждений с дополнительной квалификацией «организатор деятельности детей средствами музыкального фольклора» (московский педагогический колледж № 12,1984;2003 гг.);

— организация и проведение открытых занятий и семинаров для воспитателей, музыкальных руководителей, заведующих детскими садами, руководителей детских фольклорных коллективов (в Западном, Юго-Западном, Северном административных округах г. Москвы, а также в гг. Вологде, Зеленограде, Новокузнецке, Химках);

— чтение лекций и проведение авторских семинаров для работников дошкольных учреждений в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;

— разработка и проведение авторских радиопередач «Как во нашем дому» (более 30 выпусков) («Народное радио», 2006;2007 гг.);

— выступления с докладами на конференциях (Третья международная конференция памяти А. В. Рудневой, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, 2004; III Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М. А. Шолохова, Москва, 2004; IV Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М. А. Шолохова, Москва, 2005; Научно-практическая конференция «Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт, проблемы. Перспектива». Вологда, ВГПУ, 8 апреля 2005 г.- V Международная конференция «Русское литературоведение на современном этапе», МГОПУ им. М. А. Шолохова, Москва, 2006);

— обсуждение материалов исследования на кафедре хорового дирижирования факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М. А. Шолохова;

— публикация научно-исследовательских и фольклорно-этнографических материалов.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сформулировать выводы.

1. Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизации процесса приобщения способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность. Особенностью ознакомления детей с музыкальным фольклором является обращение к его подлинным формам.

2. Выявленные психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с народной музыкой демонстрируют существенную научно-практическую значимость теории эстетического воспитания, этнокультурологии и фольклористики детства в разработке содержания, форм и методов приобщения дошкольников к традиционной народной культуре. Изложенные концепции, положения, идеи, наблюдения служат основанием для построения педагогического процесса по ознакомлению детей с музыкальным фольклором как ценностью устной традиции.

3. Восприятие детей дошкольного возраста возможно целенаправленно ориентировать на освоение художественных возможностей музыкального фольклора, этот возраст является благоприятным периодом для развития и обогащения опыта эмоционального выражения интереса как к произведениям музыкального фольклора, так и ко всей традиционной народной культуре.

4. Разработанные и проверенные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура в педагогическом процессе представлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентовосуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклорареализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых и др.) позволяют повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально-фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.

5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики, в которой приобщение к традиционной народной культуре является результатом развития интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений фольклора, формирования представлений о жанрах народной музыки (по существенным признакам поэтики, музыки, исполнительской манеры и функции произведения) и народных традициях, овладения основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, народной хореографии, игры на музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством. Разработанная методика выстроена на основе традиционного народного опыта (подражание, подпевание, «подхватывание», пение «за следом», диалог, детское творчество и т. д.) и технологий современного образования (личностно-развивающие, интерактивные и суггестивные методы, возможности аудиои видеозаписей и др.).

6. В диссертации охарактеризовано состояние проблемы в современной практике дошкольного воспитания: музыкальный фольклор осваивается с точки зрения письменной культуры, используются формы и методы профессионального искусства, доминируют демонстрационные задачи, отсутствует понимание специфики «живого» интонирования, практически не используется региональный материал.

7. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об интенсивной положительной динамике показателей приобщения детей к традиционной народной культуре в процессе их ознакомления с народной музыкой. Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, характере и содержании музыкально-фольклорной деятельности, представлениях детей о музыкальном фольклоре, их знаниях о народных традициях. Это свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к традиционной народной культуре.

8. Исследование показало, что наиболее сенситивным периодом ознакомления с народной культурой является младший дошкольный возраст, когда у детей ярко выражена естественная потребность и интерес к фольклору (детским народным играм, песенкам, прибауткам и т. д.). Этот период требует отдельного исследования.

Разработанные содержание и методика ознакомления детей с фольклором могут быть широко использованы на различных занятиях в дошкольных учреждениях (развитии речи, ознакомлении с окружающим, обучении грамоте, лепке, рисованию, ручному труду, физкультуре и др.), в сфере дополнительного образования, в семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методологические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992.-72 с.
  2. Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Издательство «Индрик», 2000.-336 с.
  3. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. -241с.
  4. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. -240 с.
  5. В.П. Теория фольклора. Курс лекций. 2-е изд., доп. — М.: КДУ, 2004. — 432 с.
  6. В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 128 с.
  7. Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (на примере музыкально-ритмической деятельности). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед наук. М., 2000 г. — 253 с.
  8. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  9. .В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбае-ва. Л.: Музыка, 1987. — 248с.
  10. А., Соколов-Каминский А. Краткий терминологический словарь. // Народный танец: проблемы изучения. Сборник научных трудов. -СПб.: 1991. С. 207−216.
  11. С.С. На подступах к подлиннику // Педагогическое училище сегодня: Коллективная монография: Методология, теория, практика: В 2 ч. /
  12. Сост. и науч. ред. Т. В. Челышева. М.: АПК и ПРО, Трубчевское педагогическое училище, 1998.-Ч. 1.-С. 96−111.
  13. А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 248 с.
  14. Н.А. Мир творчества и природы // Самопознание. М.: Мысль, 1990.- 175с.
  15. Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 256 с.
  16. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.- 544 с.
  17. Е.Г. Духовные стихи в воспитании детей дошкольного возраста. Вологда: «Русь», 2005. С. 78−83.
  18. О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Село Плехово (Курская область): Обучение основам музыкальной традиции. М.: Всероссийский Дом народного творчества, 1992. 147 с.
  19. И.И. Белгородские карагоды. Белгород: Изд-во «Везе-лица», 1993.- 114 с.
  20. Г. С. Детские игровые прелюдии // Г. С. Виноградов «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. Санкт-Петербург: «Историческое наследие». 1999.-С. 141−390.
  21. Виноградов Г С. Детский народный календарь (из очерков детской этнографии). // «Страна детей». Избранные труды из этнографии детства. -Санкт-Петербург: «Историческое наследие». 1999. С. 5−33.
  22. Г. С. Детский фольклор в школьном курсе словесности // Родной язык в школе. 1927. № 2. С. 57.
  23. Г. С. Детский фольклор и быт (программа наблюдений). Иркутск, 1925.
  24. Г. С. Детский фольклор // Г. С. Виноградов «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. Санкт-Петербург: «Историческое наследие», 1999. — С. 391 — 423.
  25. Виноградова J1.H. Стереотипы игрового поведения в рамках обряда Традиционная народная культура, 2001. № 1. С. 43−47.
  26. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод, пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  27. А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников /Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960.
  28. Восточнославянский фольклор: Слов, научн. и нар. терминологии / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. Минск.: Навука i тэхнжа, 1993. -478 с.
  29. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344с.
  30. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  31. Н.Н. Голоса Хопра. М.: ООО Издательство «Научтехлитиз-дат». 2001.-99 с.
  32. Н. Н. Фрумкин А.А. Детский фольклор Рязанской области. -Рязань, 1994.- 172 с.
  33. Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. В. Е. Гусев. JI., 1980. — С. 23−36.
  34. АЛ. Музыкальная психология. М., 1993. — 192 с.
  35. А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Материалы актива по изобразительной деятельности. М.: МИГГКРО, 2000.-231 с.
  36. С.В. Традиционные игры и праздники Московии. // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание / Ред.-сост.: Е. В. Борисов, С. В. Григорьев. М.: ОДИ-International, 1998. С. 107 111.
  37. М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -448 с.
  38. Гумилёв J1.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: А/О Издательская группа «Прогресс» ACT, 2002. — 316 с.
  39. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Исскусство, 1972.-318 с.
  40. В.Е. Эстетика фольклора. JI.: Наука, 1967. 320 с.
  41. Г. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Ил. J1. Ермиловой. М.: Дет. лит., 2001. — 159.
  42. Детские песни /Сост. П. Бессонов с сотр./ М.: Ф. В. Морозов, 1868- -256 е., 6 илл.)
  43. Детский игровой фольклор Волгоградской области. Репертуарно-методический сборник. Волгоград, 1997. — 42 с.
  44. Детский поэтический фольклор. Антология / Сост. А. Н. Мартынова. -М.: «Дмитрий Буланин», 1997. 576 с.
  45. Детский фольклор / Сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. М. Ю. Новицкой, И. Н. Райковой. М.: Русская книга, 2002. — 560 с. (Б-ка русского фольклора- Т. 13).
  46. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, перераб. СПб, Акцидент, 1996. — 224 с.
  47. И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя-и музыкального руководителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1985. -160 с.
  48. Т.Б. Проблема исполнителя в теоретической и полевой фольклористике // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Федора Мартыновича Селиванова. М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 55−58.
  49. Н. От составителя /К.Д. Ушинскии Родное слово. Книга для родителей. М.: Лъствица", 2003. — 496 с.
  50. .Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 1993. -152 с.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Инфра-М, 2002.
  52. И. Народная музыка и современность (К проблеме этному-зыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора. Л.: ЛГИТМИК, 1983.
  53. И.И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры: Сб. статей / Отв. ред. Ю. Бромлей. М., 1991.-С. 152−189.
  54. И.И. Культура народного пения: традиция и искусство -Материалы научно-практической конференции 13 16 мая 2000 года — М.: МГИМ, 2001 — 120 с.
  55. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1996. -272 с.
  56. А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304.
  57. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. М., 1987. — 40 с.
  58. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — Т.2. — 478 с.
  59. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. -304.
  60. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с.
  61. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста/ Авт. коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. Потапова Н.Н. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 137 с.
  62. О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, Собирание. Обзор материала. Л.: Прибой, 1928. — 222 с.
  63. О.И. Поэзия крестьянских детей // В помощь просвещенцу: Ежемесячник Наркомпроса Авт. КССР. Петрозаводск, 1928. № 3−5. С. 33−39.
  64. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Библиотечка журнала «Вестник образования» / Ред. О. Н. Халюта. М.: Про-Пресс, 2003. № 3.-80 с.
  65. П.Ф. О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб.: Б.И., 1898. — Вып. 4. С. 1−57.
  66. А.С. Вступительная статья // Традиционная культура. 2000. № 1.С. 3−4.
  67. М.Т. Школа русского фольклора: Обучение в 5−8 классах: В 2 ч. М., 1999.-72 с.
  68. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  69. К. Избранные труды в двух томах. Том 2. М.: «Советский композитор», 1973. — 423 с.
  70. А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. Изд. 3-е. М.: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. — 320 с.
  71. О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 1998. — 304 с.
  72. Н.П. Русская народная бытовая песня. M.-J1.: АН СССР, 1962.-284с.
  73. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.- 176 е.- ил.
  74. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  75. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. — 120 с.
  76. Кон И. С. Этнография детства (Проблемы методологии) // Сов. этнография. 1981, № 5. С. 3−13.
  77. Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  78. В.А. Обрядовое хлестание в детской потешке // Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов / Сост. С. Г. Айвазян. М.: Гос. респ. центр, русского фольклора. 1994. С. 102 — 122.
  79. Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебн. пособие. М.: Высш. школа, 1982.-272 с.
  80. Ю.Г. Русский фольклор. Книга для учителя. М.: «Советский писатель», 2000. — 266 с.
  81. А.В. Поэзия календарных и семейных праздников Москвы и Подмосковья // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание / Ред.-сост.: Е. В. Борисов, С. В. Григорьев. М.: ОДИ-International, 1998. С. 35−61.
  82. А.В. Свадебный обряд. // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание. / Редакторы-составители: Е. В. Борисов, С. В. Григорьев. -М.: ОДИ-International, 1998. С. 147−153.
  83. И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 176 с.
  84. Г. А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей / Отв. ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. — С. 162−170.
  85. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 232−240.
  86. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1.-С. 7−17.
  87. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. -М.: Изд-во Московского университета, 1971.-40 с.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  89. Г. В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художественная система. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. -224 с.
  90. С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: исследование и тексты. Петрозаводск: КГПУ, 2001. — 296 с.
  91. Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.-С. 16−22.
  92. Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. -10: Семиотика культуры. Тарту, 1978. — (Ученые записки ТГУ. — Вып. 463).
  93. С.В. Историческая энтология: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 445.
  94. А.Н. Импровизационность народных колыбельных песен // Проблемы изучения русского народного поэтического творчества / Межвузовский сборник научных трудов. М., 1981. С. 81−92.
  95. А.Н. Русская народная колыбельная песня. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Петрозаводск, 1976. — 19 с.
  96. А.А. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913.
  97. Е.И. Детский фольклор Каргопольского Обозерья. Опыт освоения местной традиции. Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. М., 1991. — 103 с.
  98. М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. 2101 «Рус. яз и лит.» М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  99. Л. И. Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. М.: Гном-Пресс, 2000. — 88 с.
  100. A.M. О задачах комплексного описания фольклора // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 1. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 360 371.
  101. A.M., Валевская Е. А. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1.-М., 1990.-С. 105−134.
  102. С. Народная песня в воспитании // Беседа. 1872. № 10. С. 278−279.
  103. Н.Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход // Традиционная культура, 2002. № 3. С. 8 15.
  104. И.А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX XX вв.). — М.: Индрик, 2004. — 920 с.
  105. И.А., Слепцова И. С., Островский Е. Б., Смольников С. Н., Минюхина Е. А. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь.-М., 1997.-432 с.
  106. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество- Детство / Сост., подг. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина- Подбор ил. В. Жигулевой- Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит., 1991. — 589 е., ил.
  107. И.А. Слепцова И.С, Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх. М., Изд-во «Роман-газета», 1994. 96 с.
  108. М.А. Собирание игрового фольклора // Традиционная народная культура русских. Сборник программ и вопросников для этнографических исследований. Рязань, 1997.-С. 137−139.
  109. Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: Музыка, 1972.-383с.
  110. Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 е.: ноты.
  111. Народная культура в современных условиях: Учебн. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии- Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. -219 с.
  112. Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. Псков: издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 1.-688 с. Т.2.-816 с.
  113. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под. ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 208 с.
  114. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Пед. общество России, 1996. 143 с.
  115. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
  116. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А Пашина. СПб.: Композитор, 2005. — 568 е., нотн. прим., ил.
  117. Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Академия, 1996. — 133 с.
  118. М.А. Народное искусство России в современной культуре. М.: «Коллекция М», 2003. — 256 е., 16 ил.
  119. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XX в. — JI.: Искусство, 1988. — 215 с.
  120. А.Ф., Головин В. В. Роль отца в традиционной народной педагогике // Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов / Сост. С. Г. Айвазян. М.: Гос. респ. центр, русского фольклора. 1994. С. 7−26.
  121. А.Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX начале XX в.). Санкт — Петербург, 1992. — 32 с.
  122. С.Е. О методах описания народных конфессиональных культур: лингво-культурологический подход // Традиционная культура. 2002. № 1.С. 3−13.
  123. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Москва, 1994. 158 с.
  124. М.Ю. Ведение в народоведение. Родная земля: Кн. для учителя. 3 кл. М.: Дрофа, 2003. — 192 с.
  125. М.Ю. Новый предмет традиционная народная культура // Интегральная педагогика и жизнь. 1998. № 2. С. 36−38.
  126. М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. — 200 с.
  127. М.Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры). Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1984. — 20 с.
  128. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева и др.- Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1989. 79 с.
  129. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под. ред. докт. филол наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1984. -797 с.
  130. М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Сов этнография. 1983. № 3. С. 34−45.
  131. М.В. Секретный мир в пространстве взрослых. Изд. 3-е. -СПб.: «Речь», 2004. 276 с.
  132. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.-390 с.
  133. Т. Основы русской народной музыки. М.: «Музыка», 1977. — 224 с.
  134. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1993. — 736 с.
  135. Православные священники собиратели русского фольклора. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. — 416 с.
  136. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
  137. В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М., 2000. 192 с.
  138. С.В. Приобщение детей к традициям народной культуры / Живая старина. 2004. № 1 С. 63−64.
  139. .Н. Фольклор и народная культура- In memoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 464 с.
  140. О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. -М.: ВЛАДОС, 1995.-296 с.
  141. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит высш и средн. пед. учебн. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.-240 с.
  142. Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
  143. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 450с.
  144. В.В. Три главные принципа образования // Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620с.
  145. С.Л. Проблемы общей психологии: Для препод, вузов и аспирантов. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  146. А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975.- 310с.
  147. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000. — 296 с.
  148. Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит, ст. и ком-мент. С. М. Лойтер. Петрозаводск: Карелия, 1991. — 280 с.
  149. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Владимирский областной институт усовершенствования учителей. Владимир, 1995. — 184 с.
  150. Русское устное народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие / Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова. Под ред. Ю. Г. Круглова. М.: Высш. шк., 2003. 710 с.
  151. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. -2-е изд. М.: Просвещение, 1982. -208с.
  152. Серия «Фольклорные сокровища Московской земли». Т. 4. Детский фольклор. Частушки /Ред. В. М. Гацака, вст. статья, сост., коммент. Т.М. Анани-чевой, Е. Г. Ворониной, А. Н. Мартыновой, М. Ю. Новицкой, Е. А. Самоделовой. М.: «Наследие», 2001. — 496 с.
  153. Сказки: Кн.1 / Сост., вступ.ст., подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круг-лова М.: Сов. Россия, 1988. — 544 с. (Б-ка русского фольклора).
  154. В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. Москва-Ярославль, 2004. — 10 с.
  155. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. -М.: Рус.яз., 1987.608с.
  156. Смоленский музыкально-этнографическй сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. М.: «Индрик», 2003. — 760 с.
  157. Ю.М. Работа по русскому фольклору за революционный период//Этнография. 1926. № 2. С. 153−178.
  158. В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX начало XX века. — М.: Наука, 1979. 287 с.
  159. Соколова J1.B., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-Пресс, 2003. — 208 с.
  160. B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. — 491 с.
  161. О.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 164 с.
  162. А. Гениальные представители лучших сторон звания учительского и основных начал воспитания и обучения. (Дидакт. очерки). Киев, 1901.-111 с.
  163. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1983. — 304 с.
  164. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. -М., 1971.-С. 292−309.
  165. .М. Психология музыкальных способностей / Избранные труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — С. 42−222.
  166. С.М. Фольклор и этнолингвистика // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 1. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. С. 118−133.
  167. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Г. В. Емельянова и др. Под общей ред. Е. И. Якубовской. СПб.: СПбАППО, 2005. 288 с.
  168. Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения среднего Урала. Сост., нотация, вст. ст. и коммент. Т.И. Калужнико-вой. Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора. Банк культурной информации, 2002. — 197 с.
  169. А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд., М., 1972. -77 с.
  170. К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании // Из статьи «О народности в общественном воспитании. // Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1968. С. 278−284.
  171. К.Д. Родное слово. Книга для родителей. М.: Лъствица, 2003.-496 с.
  172. А.С. Русский детский песенник: Сборник песен с народными напевами. М., Б.И., 1875.
  173. О.А. Фольклорно-этнографические классы новая практика регионального образования / Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. — Вологда, 2002. С. 8−18.
  174. Е.А. Педагогика народной игрушки // Игра и игрушка. М.:1973. С. 85−90.
  175. Фольклор. Текст. Традиция: Сб. ст. / К. В. Чистов. М., ОГИ, 2005. -272 с. — (Нация и культура: Новые исследования: фольклор).
  176. С.Л. Духовные основы общества: Сборник // Сост. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. — 373с.
  177. Е.В. Формирование интереса к русской народной песни у детей 4−6 лет на занятиях по постановке голоса. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1996. — 19 с.
  178. Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Геннадий Моисеевич Цыпин- Тамб. гос. муз-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2005. — 337 с.
  179. Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов Музыка в условиях педагогических училищ. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1991. — 19 с.
  180. М.П. «Голос детства из дальней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) /Сост., науч. ред., примеч., библиографический указатель В. Ф. Шевченко. М.: «Лабиринт», 2002. — 224 с.
  181. Т.В. Музыка в истории культуры. Пособие для студе-нотов немузыкальных вузов. Выпуск первый. Долгопрудный, Аллегро-Пресс, 1994.-224 с.
  182. М.Б. Народная музыкальная культура Подмосковья. Проблемы. Памятники // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание / Ред.-сост.: Е. В. Борисов, С. В. Григорьев. М.: ОДИ-lnternational, 1998. С. 62−78.
  183. К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л.: Наука. Ленингр. отд, 1986. — 303 с.
  184. В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв.еков. (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-236 с.
  185. П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Т.1, вып. 1. СПб.: Акад. наук, 1898, XXVIII, — 376 с.
  186. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания средствами театра. -М.: ВЦХТ, 1998. 139 с.
  187. Школа этнической социализации детей раннего возраста. Методическое пособие. Новосибирск: Книжица, 2004. — 60 с.
  188. Школьное пение. Учебно-методические заметки к 1-му выпуску учебно-музыкальной хрестоматии А. И. Богородицкого /Сост. И. Малинин -М.: 1875.
  189. Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965. 19 с.
  190. В.М. Манера пения вполголоса в русской народной традиции / Звук в традиционной народной культуре. Сборник научных статей. М., 2004. — 253 е., нот., ил., аудиоприложение.
  191. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256.
  192. Этнокультурное образование. Программно-методический комплект 1−11 кл.: Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. ст. Н. П. Лабзенко. Екатеринбург: Учебная книга, 2002. — 236 с.
  193. .Л. Статьи, воспоминания, письма: В 2 т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича М.: Музыка, 1964. — Т.1. — 670 с.
Заполнить форму текущей работой