Личностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы
Осуществление гуманизации профессиональной подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении на основе личностно-деятельностного подхода к обучению производится на основе модели, включающей в себя три компонента — целевой, процессуальный и диагностический. Целевой компонент, представлен стратегическими и тактическими целями преподавателя и студентов как субъектов… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ '
- ГЛАВА I. ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Становление и развитие гуманистических взглядов на процесс профессиональной подготовки
- 1. 2. Преемственность обучения в ССУЗ как проявление гуманизации профессиональной подготовки специалистов
- 1. 3. Личностно-деятельностный подход к организации профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ технического профиля
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ССУЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
- 2. 1. Анализ гуманистической составляющей профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ технического профиля на основе лично-стно-деятельностного подхода
- 2. 2. Педагогические условия и модель реализации личностно-деятельностного подхода в ССУЗ технического профиля
- 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Личностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" *.
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в современном обществе, выдвигают на передний план проблемы демократизации, гуманизации, усиления интеграционных процессов. Обозначенные тен4 денции в полной мере относятся и к профессиональному образованию, представленному тремя этапами — начальным, средним и высшим.
Одной из наиболее острых проблем, как отмечается в проекте модернизации российской системы образования, является отставание темпов развития образования от изменения жизни в стране и мире. «Образовательная система, доставшаяся новой России от советских времен и относительно успешно решавшая задачи той общественной и экономической формации, пока явно «не встроена» в новую экономику"1. В документе также отмечается, что в образовании превалирует трансляция готовых знаний, проверка памяти, авторитаризм, в то время, как современная жизнь предъявляет к человеку новые требованияумение делать выбор и нести за него ответственность, проявлять творческую инициативу, обладать системой общечеловеческих ценностей, самостоятельностью и др. Если давать обобщенное видение результатов образования, то оно должно обеспечить личную, профессиональную и социальную успешность человека. Достижение обозначенных ориентиров возможно только на основе реализации гуманистической парадигмы, рассматривающей человека как наивысшую ценность, как субъекта социальной жизни, самоопределения и саморазвития.
В русле этого направления рассматривается и проблема гуманизация профессионального образования, актуальность которой связывают с необходимостью преодоления технократических тенденций в профессиональной подготовке рабочих и специалистов, и определяемую как социально-педагогический принцип, влияющий на изменение организационных форм,.
J-> •.
1 Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. — М.: ГУ ВШЭ, 2001.
4 ' * «• «* содержания, методов и средств’профессионального образования (А.П. Беляё- ' • ва). ' ', , •.
Практическая реализация, обозначенного, принципа неразрывно связана с личностно ориентированным (М.Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) или личностно-деятельностным (Б.Г. Ананьев, JI.C. ¦ *.
Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Б. Орлов, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн) подходом. Под подходом в данном случае понимается системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты, а также субъектов взаимодействия. Важно заметить, что личностный компонент в первую очередь связывается с обучающимся — его мотивами, целями, индивидуально-психологическими. особенностями. Деятельностный компонент неразрывно связан с личностным, а их разграничение производится только теоретически, чтобы подчеркнуть самостоятельность проблемы' организации учебной деятельности обучающегося (И.А. Зимняя).
В то же время было бы сильным преувеличением утверждать, что проблема разработки личностно-деятельностного подхода применительно к сфере профессионального образования раскрыта в научных исследованиях достаточно. Вместе с этим отмечается, что в образовательной практике пока не стало нормой учитывать уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся, их индивидуальные темпы усвоения знаний, индивидуальные цели, мотивы, потребности и другие психологические особенности (В.В. Афанасьев), что на наш взгляд непосредственно связано с реализацией личност-но-деятельностного подхода. Это ведет к постановке проблемы исследования: внедрение в практику подготовки обучающихся в средних специальных учебных заведениях личностно-деятельностного подхода как условие гуманизации профессионального образования. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: гуманизация подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении.
Предмет исследования: личностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы.. Гипотеза исследования: внедрение личностно-деятельностного подхода обеспечит эффективность гуманизации профессиональной подготовки.
• > специалистов в среднем специальном учебном заведении, если:
— будут обоснованы необходимость и стратегия личностно-деятельностного подхода в среднем специальном учебном заведении, функционирующем как открытая, многоступенчатая, многопрофильная педагогическая система;
—————будет выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих реализацию личностно-деятельностного подхода, направленного на личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие студентов среднего специального учебного заведения;
— будет разработана модель реализации личностно-деятельностного подхода, охватывающая учебный процесс и внеучебную деятельность обучающихся в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость и стратегию реализации, личностно-деятельностного подхода в педагогической системе среднего специального учебного заведения как объективного явления социально-педагогической действительности, реализующего цели и задачи гуманизации профессионального образования.
2. Выявить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих реализацию личностно-деятельностного подхода как условия гуманизации подготовки специалиста в среднем специальном учебном заведении. 1.
3. Разработать модель реализации личностно-деятельностного подхода в среднем ' специальном учебном заведении и провести ее опытно-экспериментальную проверку.
4'. Разработать методические рекомендации по внедрению личностно-деятельностного подхода в среднем специальном учебном заведении.
Методологической основой исследования являются, философские положения, о противоречиях как движущей силе развитиядиалектико-материалистическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений действительностио ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личностипрактико-ориентированный (праксиологи-" # ческий) подход, основанный на органическом единстве методологии, теории и практикио личности как ансамбле социальных отношенийпсихологические положения об объективных и субъективных факторах развития лично-• • < сти (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Теоретическими основами исследования являются труды ученых, занимающихся проблемами:
— гуманистической теории развития и становления личности (М.Н. Берулава, И. Д. Демакова, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Г. В. Мухаметзянова, Н. Д. Никандров, К. Роджерс, Д. И. Фельдштейн, В. М. Шепель, Е. Н. Шиянов и др-);
— закономерностейобразовательного процесса и их сущности {Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, М. И. Махмутов и др.);
— системно-деятельностного, личностно-деятельностного и личностного подходов к организации педагогического процесса, предусматривающих гармоничное сочетание личных и общественных целей (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, И. А. Зимняя,. А. А. Кирсанов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
— теории педагогических систем, закономерностей их функционирования, развития и управления (В.П. Беспалько, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина,.
В.Н. Максимова, С. А. Маврин, Л. И. Новикова, Л. Ф. Спирин, В. А. Сластенин,. •.
В.П. Симонов и др.) — /.
I * * • построения и оценки системы непрерывного профессионального образования (С.Я. -Батышев, В. И. Жолдак, И. В. Зорин, В. А. Кальньй, В.А.. «.
Квартальнов, AiM. Новиков, В. Д. Чепик, С. Е. Шишов и др.)-,.
— конструирования и технологизации учебного процесса (В.П. Беспалько, Г. А. Бордовский, И А. Зимняя, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Се левко, М. А. Чошанов и др.).
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач, системным подходом, реализованным в ходе опытно-экспериментальной работы. Ведущими методамивыступали следующие: теоретический анализ философской, педагогической психологиче-&diamsской, социологической литературыанализ и синтез эмпирических данных, полученных в ходе исследованияметоды эмпирического уровня: анкетирование, интервьюирование, обобщение независимых характеристик, включенное наблюдение, беседа, взаимои самооценка, ранжирование, графические методики. Основным методом являлась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой удалось получить новые научные данные и проверить их на практике.
Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитаризация образования», «личностный подход», «дея-тельностный подход», «личностно-ориентированное образование», «субъект».
Гуманизм — человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений (И.Д. Демакова).
Гуманизация образования — это создание условий для развития личноf сти через удовлетворение ее базовых потребностей, что связано с реализацией ряда общеметодологйческих принципов: личностно-ориентированного подхода, учета жизненных целей и ценностей, признания отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы' развития и др. (М.Н. Берулава). • ' .
Гуманитаризация образования — это, с одной стороны, усиление в учеб" ном процессе удельногр веса гуманитарных дисциплин, что позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на человека как предмете научного по4 знания, с другой, — формирование у обучающегося особой (человеческой) формы отношения человека к окружающему миру и к себе, своей собствен* (ной деятельности (Г.В. Мухаметзянова).
Личностный подход — это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуальнопсихологических особенностей (К.К. Платонов). .'.
Личностный подход как компонент личностно-деятельностного подхода обеспечивает не только учет индивидуально-психологических особенностей обучающегося, но и формирование и развитие его психики, познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик (А.К. Маркова).
Деятельностный подход, имеющий своим основанием положение о субъектно-субъектном отношении учителя и ученика, активности обучаемого, теорию деятельности, личностно-деятельностного опосредствования, теорию учебной деятельности, неразрывно связан с личностным компонентом личностно-деятельностного подхода, поскольку личность выступает субъектом деятельности, которая в сочетании с другими факторами, определяет его личностное развитие (И.А. Зимняя).
Личностно-ориентированное образование — это совокупность инновационных подходов и разнообразных требований к современному образованию, сочетающих в себе признание основной ценностью становление личности как индивидуальности, наличие альтернативных форм образования, по* ¦ зволяющих осуществлять дифференцированный, разноуровневый подход в обучении, предоставлять каждому ученику право выбора собственного пути.
• развития на основе выявления его. личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений (И.С. Якиманская). '.
Субъект — это человек каксубъект жизни, т. е. осознающий 'и изменяющий себя и мир в процессе практической и теоретической деятельности (СЛ. Рубинштейн). .
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— обоснована необходимость и стратегия реализации личностно-деятельностного подхода в педагогической системе среднего специального учебного заведения, отражающего основные принципы гуманистической педагогики как приоритета всех форм современных образовательных систем, ставящей в центр учебно-воспитательного процесса обучающегося с его ин, дивидуальными возможностями и способностями-.'.
— выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих реализацию личностно-деятельностного подхода: прогностическая концепция развития среднего специального учебного заведения, ориентированная на индивидуально-психологическое и профессиональное становление обучающихсяединая система обучения и воспитания обучающихся в среднем специальном учебном заведенииинформационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении;
— разработана модель реализации личностно-деятельностного подхода в среднем специальном учебном заведении в ходе учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся, включающая в себя целевой, процессуальный и диагностический компоненты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определена роль личностно-деятельностного подхода в процессе гуманизации профессионального образования обучающихся в среднем специальном учебном заведении, заключающаяся в создании условий и организации продуктивной деятельности обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в практической деятельности средних специальных учебных заведений, реализующих программы профессиональной подготовки и мониторинга развития индивидуально-психологических особенностей и профессионального становления обучающихся.
Опытно-экспериментальная база, исследования: базовый государственный политехнический техникум (г. Альметьевск, республика Татарстан).
Педагогическим экспериментом было охвачено около 600 обучающихся и свыше 100 преподавателей техникума и школьных учителей. 4.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1997;2004 гг. и предусматривало три этапа.
На первом этапе (1997;1999 гг.) проводилось изучение научной и учебно-методической литературы, определялись основные подходы к изуче-' нию темы диссертационного исследования, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по применению личностно ориентированных технологий в образовательном процессе. На данном этапе был проведен кой-статирующий эксперимент, обоснована актуальность и практическая значимость проблемы, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (1999;2002 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная проверка гипотезы, анализ и интерпретация полученных данных, обрабатывался материал исследования, проводилась выработка практических рекомендаций по использованию личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательной деятельности в среднем специальном учебном заведении.
На третьем этапе (2002;2004 гг.) происходило теоретическое осмысление работы, проделанной, на предыдущих этапах, литературное оформление диссертации. Проводилось внедрение научно-методических рекомендаций по использованию личностно ориентированных технологий в практике 1 работы среднего специального учебного заведения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в С * процессе непосредственной деятельности диссертанта в качестве преподавателя политехнического техникума (г. Альметьевск), в образовательной системе-которого внедрена в качестве действующей разработанная модель pea- ' лизации личностно ориентированных технологийчерез проведение лекци-, онных, семинарских и практических занятий для преподавателей системы 4 среднего профессионального образования г. Альметьевска. Ход исследования «и его основные результаты докладывались и обсуждались на Совещании преподавателей гуманитарных дисциплин техникумов и колледжей Юго 4.
Восточного региона республики Татарстанна заседаниях постоянно действующего в техникуме научно-методического семинара «Педагогическое мастерство» (в рамках данного семинара диссертантом был разработан и проведен спецсеминар «Гуманизация образования в ССУЗ технического профиля») — на научно-практических конференциях в гг. Казань (1999, 2002), Альметьевск (2000, 2002, 2003), Набережные Челны (2003), Санкт-Петербург (2003), Пенза (2004), Нижнекамск (2004), на заседаниях кафедры педагогики профессионального туристского образования Российской международной академии туризма.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, выбором методов исследования, адекватных его предмету и задачам, единством теоретической и экспериментальной частей исследования, проведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, непротиворечивостью экспериментальных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
Г. Методологическими ориентирами в исследовании стратегии реализации личностно-деятедльностного подхода в педагогической системе среднего специального учебного заведения как объективного явления социально-педагогической действительности, осуществляющего гуманизацию профессионального образования, являются такие его составляющие, как системный позволяющий уточнить цели, содержание, функции среднего специального • профессионального образования), деятельностный (направляющий внимание на’специальную организацию учебной деятельности), личностный и синерге-тический (обеспечивающие учет и развитие индивидуально-психологических 'особенностей).
2. Реализация личностно-деятельностного подхода в среднем специальном учебном заведении обусловлена разработкой прогностической концепции его развития, единой системой обучения и воспитания в нем и информационно-методическим обеспечением обучаемых и обучающихся. «.
3. Модель реализации личностно-деятельностного подхода в среднем специальном учебном заведении охватывает учебную и внеаудиторную деятельность обучающихся и представлена тремя компонентами: целевым, «обеспечивающим выработку и-согласование учебных и индивидуальных целей развития субъектов взаимодействияпроцессуальным, непосредственно реализующим совместную деятельность преподавателя и обучающегося по сохранению и развитию индивидуальности последнегодиагностическим, выполняющим функцию мониторинга индивидуально-психологического и профессионального развития обучающегося и направленного на совершенствование целевого и процессуально-операционального компонентов.
Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, необходимость преодоления технократических тенденций в' профессиональной подготовке рабочих и специалистов актуализирует проблему гуманизация профессионального образования, что с одной стороны, в контексте современных исследований, позволяет говорить о гуманизации как о социально-педагогическом принципе, а с другой — об изменении организационных форм, содержания, методов и средств профессионального образования на основе учета ценности человека.
Гуманизм как признание ценности человека как личности, его права на * ¦. 1 свободное р^вйтиё и 'прбявленйё свбих’способностей находит свое воплощение в гуманизация образования что связано с усилением в учебном процессе удельного веса гуманитарных дисциплин, рассматривающих человека в качестве предмета научного познания, а также с формированием у обучающегося особой формы отношения человека к окружающему миру, к себе и своей деятельности.
Гуманизация профессионального образования в среднем специальном учебном заведении обеспечивается реализаций личностно-деятельностного подхода, который в контексте педагогических исследований рассматривается и как «мировоззренческая категория», вбирающая в себя идеи гуманизма, и как «глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса», определяющая его цели, содержание, формы и другие компоненты.
Системное рассмотрение категорий «личности» и «деятельности» в их единстве и взаимообусловленности позволяет говорить о личностно-деятельностном подходе как о гуманитической концепции развития образовательного процесса, ориентированной на учет и развитие индивидуально-психологических особенностей его субъектов, их личностное становление. Вместе с этим, анализ психолого-педагогических исследований и непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающими средних специ? * «альных учебных заведений, свидетельствует, что в образовательной практике «». пока не стало нормой учитывать уровень' учёбно-познавательной деятельности обучающихся, их индивидуальные темпы усвоения знаний, индивидуальные цели, мотивы, потребности и другие психологические особенности, что, на наш взгляд, говорит о недостаточной разработанности личностнодеятельностного подхода в сфере среднего профессионального образования. .
В рамках нашего исследования обоснована необходимость и стратегия реализации личностно-деятельностного подхода в педагогической системе среднего специального учебного заведения, отражающего основные принципы гуманистической педагогики (в первую очередь, ориентации на человека i как найвысш^ ценность) как приоритета всех форм современных образовав тельных систем, ставящей в центр учебно-воспитательного процесса обучающегося (с его индивидуальными, мотивами, потребностями, возможностями и способностями).
Реализация личностно-деятельностного подхода обеспечивается рядом педагогических условий, наиболее значимыми среди которых являются: прогностическая. концепция развития среднего специального учебного заведения, ориентированная на индивидуально-психологическое и профессиональное становление обучающихсяединая система обученйя и воспитания обучающихся в среднем специальном учебном заведенииинформационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении.
Осуществление гуманизации профессиональной подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении на основе личностно-деятельностного подхода к обучению производится на основе модели, включающей в себя три компонента — целевой, процессуальный и диагностический. Целевой компонент, представлен стратегическими и тактическими целями преподавателя и студентов как субъектов учебно-воспитательного процесса, и заключается в согласовании их представлений о целях, задачах и результатах личностного и профессионального развития. Процессуальный компонент представлен совместной деятельностью преподавателя и обучающих-&diams- «ся по. освоению последними общими и профессиональными знаниями и умениями, «умениями учебной деятельности, присвоению ими системы ценностный отношений, выработкой личностной и профессиональной позиции. Pea* лизация диагностического компонента направлена на социальную, психологическую и профессиональную характеристику обучающихся, фиксацию ди намики и уровня их развития, коррекцию целевого и процессуального ком* < • понентов модели.
Исследование позволило определить роль личностно-деятельностного подхода в процессе гуманизации профессионального образования обучающихся в среднем^ сп~еодмТно1^-^ёбном" з^ создании условий и организации продуктивной деятельности обучающихся, а также разработать методические материалы по реализации личностно-деятельностного подхода в средних специальных учебных заведениях, реализующих программы профессиональной подготовки и мониторинга развития индивидуально-психологических особенностей и профессионального становления обучающихся.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. —М.: «1. Мысль, 1980, -С. 23−97.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического про-цесс'а,— Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — С. 339.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -КГУ, 1998, книга 2.-С. 63−71.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-122 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. -М., Изд. МГУ, -1990, -340 С.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. //Педагогика и психология-N6,-1987,-С.39−47.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М. Просвещение. 1985, -208С.11 -Бабанский Ю. К- Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Наука, 1982. — 192 с.
- Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель.- 1998. № 2. — С. 2−11
- Балащов М.М., Лукьянова М. И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. Ульян (эвск: ИПК ПРО, 1999.
- М.Батаршев А-В. 'Преемственность в дидактических приемах обуче-ния//Советская педагогика. 1987 — № 4.- С. 71−74.• 124 • • •1. <
- Батышев С.Я. Профессионально-техническая подготовка учащихся —• • «ключевая проблема йедагогической науки//Советская педагогика: — 1984. — № 4.- С. 11-iS. ¦ • • '
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы (опьщ поиск, задачи, пути реализации). М.: Высшая школа, 1987. — 343 с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, • •пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 340 с.• ' «
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Пер., с англ. Ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Берулава М.Н. Теория и практика гумманизации образования. М.: Ге-лиос АРВ, 2000. — 338 с.
- Берулава Г. А. Образ мира. Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2001.- 46 с.
- Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. — 88 с.
- Берулава Г. А. Стили индивидуальности. М.: МАГО, 1996. — 45 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы .-Бийск, 1995.-31 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования. 1994.- № 1. — С.3−11
- Берулава М.Н., Берулава Г. А. Технологии индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Сочи: изд-во НОЦ РАО, 1999.- 34 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИР ПО МО РФ, 1995. 304 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с. ' '
- Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1988. 128 с.125
- ЗО.Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия.// Сов. Педагогика. -1991, № 9. -С. 123−128. '.. *31 .Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с. •
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы // Йзучениемотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — С. 7−36
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17
- Бондаревская ' Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.// Инновац.шк. г- 1997. № 1(5). — С. 37−45.
- Бондарёвская Е. Вг Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория.// Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−66.
- Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования.// Педагогика. 1997. — № 4. -С. 23−31'.
- Бондаревская Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориентированного образования.// Педагогика. — 1996. № 5. — С. 55−68.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. Учебное пособие. М., 1999. — 508 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985.— 143 с.
- Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика 1965. -№ 7.- С. 34−41.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 21.6 с.. ,
- Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. — М., 1968. С.47−58
- Вивюрский В.Я. О преемственности между восьмилетней школой и средними учебными заведениями// Советская педагогика. — 1981. № 10. — С. 25−31.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования.- М. у 1956- - С.- 438- -452.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т.-М., 1983, Т. З,-С. 5−528.
- Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дис. .докт. пед. наук Казань, 2000. — 398 с.
- Гальперин П.Я. К проблеме бессознательного. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. -Тбилиси, 1978, -С.35−69.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн. Психологическая наука в СССР. М., 1959. — T.l. — С.441−469.
- Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Педагогика, 1966. -233 с.
- Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания// Хрестоматия по истории педагогики/Сост. Г. К. Весберг, С. А. Желваков, С. А. Фрумов. М.: Учпедгиз, 1940. — Т.2, ч.1. — С. 220−286.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России.// Педагогика. № 5. — 1996. — С. 46−54.
- Глассер У. Школа без неудачников. М., 1995. .'
- Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. //Вопросы психологии, № 3, 1983.-С. 16−28.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — С 300−305.
- Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор. 1994. — № 5.- С.
- Гузеев В.В. Как сделать эффективным урок-семинар. — М.: Международный тренинговый центр НПК «Плутон», 1994. 24 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М., 1996.-112 с.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995. — 135 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1977. — С. 277−282.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
- Данильчук В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов педагогического образования.// Подготовка учителя в педагогическом колледже. Проблемы технологии. Волгоград, 1996. — С. 184−188. .'
- Джеймс У. Психология.-М., 1991.-3'66 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1956.-374с.
- Дистервег А.Ф. Руководство «для образования немецких учите* 4 «л^й/УИзбр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — С.-55−212.• 71. Дифференциация как система. В 2 ч. -.М-., 1992.
- Донцов А.И. Совершенствование личности. — Р.-Д.: РГУ, 1977.
- Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль.//Вопросы пси*хологии. 1988, № 5. -С.88−95!4
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. 316 с. 82.3лобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. -Киев. Наукова думка, 1981.
- Иванова Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования// Завуч, 2002, № 8. С. 100−117.
- Индивидуализация обучения как необходимое условие гуманизации учебно-воспитательного процесса. Сочи: изд-во НОЦРАО. 1998. 121 с.
- Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. М.: МГУП, Г999. — С. 3−10.4
- Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы/ Авт.кол.: Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань: ИССО РАО, 1997.
- Информационно-понятийный словарь по курсу «Цивилизация и куль1.>тура». Учебное пособие/ Под ред. Н. Г. Багцасарьян. Ml, 1992. 48 с.88'.Кан-Калик В. А- Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М., 1−977: -270с.• I
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., Педагогика, 1990. -144 с. I
- Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993.91 .Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. — С. 19−34.
- КларйнМ.В Г Инновационные гических поисках: Пособие к спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика. 1996. — № 2 — С. 15−21.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1. V- с».1989.-95 с.
- Клековкин Г. А. Преемственность в обучении: в поисках теоретических оснований: Пособие для слушателей курсов пед. мастерства. — Самара: Изд-во СОИПКиПРО, 2000. 4.1: Философские и общепсихологические аспекты. — 328 с.»
- Коломок О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз»: Дис.канд. пед. наук Саратов, 1998. — 135 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика// Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 656 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. 254с.
- Коротаева.Е. В. Директор учитель — ученик: пути взаимодействия// отв.ред. М. А. Ушакова. — М.: «Сентябрь». — 2000. — 143 с.
- Краевский В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерно-сти//Дидактика средней Школы: Некоторые проблемы современной педагогики- 2-е изд., перераб. и доп.-М.,-1982.-С. 129−181.
- Кукла Г. П. Дидактические условия эффективной организации кон» ¦ 1троля учебной деятельности школьнйков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1984. 17 с.
- Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. 274 с.
- Левина М.М. О теории и технологии обучения.// Сб. материалов научно-практической конференции. Педагогическое образование для XXI века. — М., 1994. С, 115−117. .- - :
- Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 2-е изд., 1977.
- Леонтьев Д.А. Человек и мир, логика жизненных отношений //Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия, //ред. Б.А. Пара-хонского.- Киев. Наукова думка, 1990.-С.47−58.
- Лернер И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система// Новые исследования в педагогических науках. Дидактика. — № 1(45).-М., 1985 — С. 3034. •
- Личностный подход в образовании: от концепции к технологии и опыту: Тез. докл. гор. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28−29 апр. 1998 г. Волгоград: Перемена, 1998. — 179 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1971. С.182−213.
- Лопухова Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в многоуровневой системе. — Казань, ИСПРО РАО, 1998. — 39 с.
- Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. М., 1994.
- Люблинский А.А. О преемственности учебной работы в школе// Преемственность в процессе обучения в школе: Материалы конференции. Л., 1969.-С. 5−10.
- ИЗ. Максимова В. И. Межпредметные’связи как дидактическая пробле-. ма//Советская педагогика-1981-№ 10-С. 78−84. ' •
- Максимова В.Н. Путь к социальной зрелости// Народное образование. 1994, № 7. с. 37−40.¦
- Манузина Е.Б. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения. // Гуманизация образования: опыт и проблемы: Материалы международной научно-практической конференции .- Бийск: НИЦ
- БиГПИ, 1996.-С. 21−25. ¦ .
- Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности: Тексты. — М., 1982.---------------117. Маслоу.'А.Мотивация и личность. //Сб. .Теории личности.в.западноевропейской и американской психологии. Изд. Дом Бахрах. -М., 1996.
- Махмутов М.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования: Вопросы обучения и воспитания// Советская педагогика. 1986. — № 6. — С. 32−37.
- Машарова Т.В. Основные положения личностно-ориентированной модели образования. // Сознание — мировоззрение — мышление. Киров, 1998. — Вып. 3. — С. 137−148.
- Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования, проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С.11−17
- Мерлин B.C. Индивидуальная система деятельности как опосредующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности // В кн. Проблемы психики личности. — М.: Наука, 1982.
- Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Миронов В.В. К вопросу преподавания философии в профессиональном образовании // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 95−96.
- Митина JI.M.- Учитель как личность и профессионал -М.,.изд-во Дело 1994.-С. 215.. ' ' *125. .Монахов В. М., Орлов Б. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Педагогика. 1990. — № 8. — С. 42−47.
- Мороз А.Г., Малышкаускас’М.А. Техникумы и профессиональная ориентация// Среднее специальное образование. — 1973: № 10. — С. 16−18.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001. -192 с.' *
- Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и* гуманитаризация средней и высшей технической школы. ИССО РАО — Казань, 1996. — 328 с.
- Немов Р.С. Психология. В'3-х томах М., изд-во «Просвещение», 1905.
- Новиков A.M. Профессиональйое образование и национальная безопасность России// Специалист. № 7. — 2003. — С.2−9.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России./ перспективы развития. М.: ИЦПНО РАО, 1997.
- Новиков A.M. Профтехшкола: стратегия развития. — М.: Ровесник, 1991.-С. 21−25. •
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. — М.: ЭГЕС, 2000.
- Олейник П.Н. Проблема преемственности трудовой подготовки учащихся школы и техникума (на примере общеобразовательных восьмилетних школ УССР и машиностроительных техникумов радиотехнического профиля): Дис.. .канд. пед. наук. М., 1974. — 182 с.
- Опыт реализации инновационных технологий гуманизации образования в Сочинском регионе / Под ред. В. А. Лобнидзе, О. В. Негина Сочи, 1998. -46 с. • •
- Осипов П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (Социально-психологический аспект). — Казань: РИЦ «Школа», 2002. 196 с.
- Осипова J1.Я. Преемственность в’экЬномическом образовании и вос-'питании между Средним и высшим учебным заведением: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1995. 160 с.. •
- От профильной подготовки к профессиональному образованию: Сб.4 *материалов науч.-практ. конф. работников образования. М.: Изд-во ИОСО РАО, 2002. — 130 с.
- Палей И.М. Комплексное изучение некоторых индивидуально-типических особенностей человека в связи с различием по силе нервной системы. //Сб. Проблемы общей, инженерной и социальной психологии, изд-во ЛГУ, 1966. -С.97−111.
- Панкратов -Т.К. .Некоторые .методологические вопросы развития’интересов студенчества. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1969. — 48 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1981.
- Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей// Избр. пед. соч.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1981.-Т.1.-С. 61−212.
- Петрова Н.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя. -Казань, 1982,-С.23−98.
- Петровский А.В. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1993.
- Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.- С. 8−18.
- Печерская С.А. Личность: индивидуальный стиль деятельности.// Метод, пособие Бийск, 1996. — 13 с.
- Пидкасистый П.И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы: Учеб. Пособие. — МОПИ им. Н. К. Крупской -М., 1991.-75 с.. .
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., J986. — 184 с.•. 134
- Плигин А.А., Герасимов А. В. Исследование субъектного опыта учащихся'. // Личностно-ориентированные подходы в -образовании. Под ред. Ско-робогатовой М.: МИОО, 2002. — С. 61−75.
- Подласый И.П. Педагогика. -М. Просвещение изд-во Гуманитарный «4 1 •издательский центр ВЛАДОС. 1996. -С.631. 4
- Полани М. Личностное знание. М., 1985. — 89 с.1'54. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество.-М., 1987 -134с. ' ¦ '
- Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Методические рекомендации- НИИ проф. тех. педагогики АПН СССР. М., 1984. — 108 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.- 353 с.
- Психология развивающейся личности / Под’ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Решетников П.Е. Личностно-ориентированный образовательный процесс: Белгор. пед. колледж. // Специалист. — 1995. № 10. — С. 32−35.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М. Изд-во МГУ, 1985. •
- Роджерс К. Вопросы, которые бы я задал сам себе, если бы был учителем// Семья и школа. 1987, № 10. — С. 21−24.
- Роджерс К. К науке о личности. // История зарубежной психологии: Тексты.- М.: Изд-во МПГУ, 1986. С.200−232.
- Розин В.М. Обучение, образование, культура //» Вестник высшей школы. 1987. — № 2. — С. 22−26. '
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах/ гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия. — 1993. — 608 с.
- Роттердамский Э. О первоначальном свободном воспитании детей // • *. <
- Хрестоматия по историипедагогики / Сост. И. Ф. Свадковский.- М.: Учпедгиз, 1935.- Т.1.-С. 127−128.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В'2-х т. / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989.. ' «, '
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов. М.: Про• > *свещение, 1971. С. 221 -253.
- Сборник материалов международного научного симпозиума: «XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы». Сочи: изд-во НОЦ РАО, 2001. 30 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С.32−34.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр. Волгоград, 1994. — 150 с.
- Ситдикова Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школе. Дис. .канд. пед. наук. — Казань, 1985.- 150 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Сухомлинский В.Ф. Разговор с молодым директором школы.-М., 1982.-23 lc. ~ ~
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.136 '. .
- Унт И.Э. 'Индивидуализация и дифференциация обучения. →М.: Педагогика, 1990. 188с.. •
- Ухтомский А.-А. Избранные труды. Д., 1978. — 487 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.: В 2-х т. / Под1.» 'ред. А. И. Пискунова.- М.: Педагогика, 1974.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ЛИзбр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — С. 288−556. ' '
- Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. .Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с. ':
- Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. Пермь: Изд-во Пермск. Госуд. Техн. Ун-та, 2001. 187 с.
- Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного- образования: Сред, шк./ Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № 8. — С. 77−87.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Москва-Томск. 1997. //Институт психологии Межвузовский центр по проблемам интеллектуального развития личности. -С.243−317.
- Человек как интегральная система.// Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АППЦиТП, 1992.-65 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие. Москва-Ставрополь, 1991. — 180 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 11 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдов, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. — № 3.- С.39−46-.137 ' .
- Якиманская И.С.'Лйчностно-ориентированное обучение в современ• .ной школе. М.: Сентябрь, 1996.- 96 с... '
- Якиманская И.С. Методология ЛОО // Построение модели личност-но-ориентированной школы. -М., 2001. — С. 16−18.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 78 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. 1994.- № 2. -С.64−76
- Программа спецсеминара «Гуманизация образования в ССУЗ технического профиля"• ' 139* #1. Пояснительная записка* i ¦ • * • *
- Становлению гуманистической позиции у преподавателей и развитию у них способности к формированию адекватной позиции у студентов призван помочь спецсеминар «Гуманизация образования в ССУЗ технического профи55
- Раскрыть сущность гуманизации образования в средней технической школе как важное условие обновления общества.1. Основные задачи семинара:
- Способствовать формированию у преподавателей необходимости установления субъект-субъектных отношений со студентами.
- Развитие способности преподавателей к самопознанию, самосовершенствованию.
- Занятия должны помочь преподавателю осмыслить категорию• .гуманистическая позиция», осознать, реализует ли он гуманистический подход4 &diams-к личности студента.
- Задача преподавателя сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.1. Тематический план
- Название тем Лекции Семинары
- Гуманизация образования как важное условие обновления общества. 2
- Гуманистическая позиция. Сущность и содержание. Рефлексия и эмпатия как условие становления гуманистической позиции. 2 2
- ЗгГуманистические аспекты самореализации личности учителя. ------2---- .2-.
- Отношение к конфликту проявление позиции преподавателя как человека и профессионала. 2 2
- Формирование гуманистической позиции у студентов. 2 2
- Гуманистическая парадигма личностно-ориентированных технологий. 4 2 >4 '
- Тема 1. Гуманизация образования как важное условие обновления общества. «• * *• *. Основные вопросы темы:. t •
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990. — 340 с.
- Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Ге-лиос АРВ, 2000.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования// Педагогика. 1991. № 1. С. 9−11.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы// Новые ценности образования. Вып 2. М., 1995. С. 16−45.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995.-226 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990.
- Ю.Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней высшей • • *технической школы. — Казань: ИССО РАО, 1996. — 328 с. k * 11. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993. 288 с.• *
- Тема 2. Гуманистическая-позиция. Сущность и содержание. Рефлексия йэмпатия как условие становления гуманистической позиции. •. * k ¦ ¦ •1. Основные вопросы темы:
- Проблема позиции личности (Б. Ананьев, К. Абульханова-Славская, JI.
- Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
- Божович Л.И. Проблема развития ребенка// Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1997.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. —М.: Политиздат, 1984.
- Как строить свое Я/ Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика, 1991. Семинар по теме № 2:
- Позиция личности как система отношений человека к окружающему миру, другим людям, самому себе.
- Сущность и содержание гуманистической позиции учителя. Рефлексия как способность к самоанализу.
- Эмпатия способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
- Конгруэнтность — умение быть самим собой, доброжелательность и искренность.' •
- Рефлексивно-эмпатийные умения.: умение вставать на позицию другого, умение сопереживать, сочувствовать и т. д.
- На занятии можно провести ряд упражнений, например «Отгадай». 1
- Тема 3. Гуманистические аспекты самореализации личности учителя.1. Основные вопросы темы:
- Познание учителем себя. Интеллектуальный, эмоциональный, волевой мир педагога. Психологические особенности, темперамент, характер.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего< •учителя. М., 1988.>
- Брэй Р. Как жить в ладу собой и миром? М., 1992.
- Лещинский В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С. В. Всегда ли прав учитель? М., 1990.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.1. Семинар по теме № 4:
- Анализ причин возникновения конфликта. Проигрывание конфликтных ситуаций и их анализ. •
- Тема 5. Формирование гуманистической позиции у студентов. • «¦• f1. Основные вопросы темы:
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993
- Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса//Воспитание школьников, № 4, 1993.
- Коротяев Б.И. Учение процесс’творческий. — 2-е изд., доп. И испр. — М.: Просвещение, 1989.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1990.
- Львова Ю.Л. Педагогические этюды. М., 1990.
- МинкленаН. А. Воспитание ответственности. М., 1990.
- Семенов И.М. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных тенденций// Гуманизация образования, № 4 С. 39−41.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. -Казань: Изд-во КГУ, 1992.1. Семинар по теме № 5:
- Ученик как субъект педагогического процесса, занимающий определенную позицию.
- Пути формирования гуманистической позиции у студента, содержание• * <предмета, игры и т. д. •
- Тема 6. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированных технологий. t «• 41. Основные вопросы темы:
- Сущность педагогических технологий. Признаки технологий личностно-ориентированного педагогического процесса: — гуманно-личностные технологии-- технологии сотрудничества-- технологии свободного воспитания-1.← эзотерические технологии.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Педагогика. -1997. № 4. — С. 11 -17.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М., 1996.- 112 с.
- Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР. СЭ, 2002. — 480 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 253 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994. — 150 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с. 1. Семинар по теме № 6: * «'
- Функции преподавателя в личностно-ориентированных технологиях.• .— i • ¦ ' Приложение № 2.
- ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНАЯ. СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ1. Цели занятия:
- Обучающие: дать понятие о стратификации, ее исторических типах, раскрыть сущность стратификации российского общества, указать ее своеобразие: дать поцятие о социальной мобильности и ее типах. ,
- Развивающие: способствовать:, , — формированию мыслительных операций-- умению работать с опорным конспектом-- развитию навыков планирования деятельности.
- Воспитательные: способствовать развитию любознательности, самоактуализации, уверенности в себе. План занятия:1. Слагаемые стратификации.
- Исторические типы стратификации.
- Стратификация российского общества, ее своеобразие.
- Стратификация постсоциалистической России.
- Социальная мобильность, ее классификация. Ход занятия:
- Стратификация российского общества, ее своеобразие.
- Стратификация постсоциалистической России. По данному вопросу -используется дополнительный материал:!.
- I. Формирование умений и навыков:
- Что является основными составляющими стратификации?
- Что является источником первой системы социальной стратификации?
- Для какой страны характерен кастовый строй?
- В какой стране ярко выражены пережитки сословного строя?
- Что такое совокупность всех социальных перемещений в обществе?•. <
- Чем различается меж- и внутрищжоленная мобильности?
- В чем особенности стратификации России?150 » .• ¦ • .t г
- Задание на дом: вручить опорный конспект (тема очень обширна ипреподаватель не ставит. задачи, чтобы. материал был записан на занятии, студенты могут его ксерокопировать, переписать после учебных занятий, аiтакже взять домой, но вовремя вернуть).
- Опорный конспект: социальная стратификация и мобильность.
- Социальная стратификация описывает
- Социальное Деление социальных Наличие или отсутстнеравен^ст всГ^^ сл бев~поуровню внев обществе доходов и образу жизни привилегий
- Слагаемые стратификации (термин стратификация: из геологии расположение пластов земли по вертикали).
- Социальные страты — это специальный слой людей, имеющих сходные показатели по четырем шкалам стратификации (доход, власть, образование, престиж).