Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки
В структуру концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки входят пять компонентов: 1) мотивационный — формирование у студентов заинтересованного, эмоционально-ценностного отношения к собственной музыкально-исполнительской практике- 2) информационный — усвоение будущим специалистом системы знаний о сущности музыкально-педагогической деятельности- 3) операционныйовладение студентом… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое исследование концертмейстерской компетентности в профессиональном формировании будущего учителя музыки
- 1. 1. Понятие и сущность компетентности
- 1. 2. Характеристика профессиональной компетентности педагога
- 1. 3. Специфика концертмейстерской компетентности учителя музыки
- Глава 2. Опытпо-эксперпмепталыюе исследование эффективности комплекса педагогических условий в формировании концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки
- 2. 1. Изучение комплекса педагогических условий, способствующих развитию концертмейстерской компетентности студе нто в-м узы канто в
- 2. 2. Выявление уровня сформированное&trade- концертмейстерской компетентности у студентов музыкально-педагогического отделения
- 2. 3. Внедрение комплекса педагогических условий в логику учебпо-воспитательного процесса с целью развития и совершенствования компонентов концертмейстерской компетентности педагога-музыканта
- 2. 4. Динамика развития концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки
Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема глобализации актуализирует процессы сближения стран и народов, усиление их взаимодействия. Влияние этих тенденций ощущает и образование, что сопряжено с соответствующим профессиональным развитием педагогов.
Профессия учителя музыки требует от педагога, кроме системы знаний, личностного самовыражения в речевом действе, владения музыкальным инструментом, что способствует реализации общегуманистической идеи — диалогу культур. В контексте современной парадигмы образования одной из ключевых проблем педагогической науки является процесс формирования профессиональной компетентности учителя, в том числе концертмейстерской компетентности учителя музыки.
Изучение современных психолого-педагогических исследований (В.А. Адольф, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И: А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, O.E. Лебедев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. В. Рыжаков, Ю. Г. Татур, А. П. Тряницына, A.B. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) свидетельствует о компетентностном подходе, развитии компетенций в условиях модернизации отечественного образования.
Ряд исследований посвящен проблеме профессионально-педагогической компетентности, сущность которой рассматривается с позиций функционально-деятельностного, аксиологического, личностно ориентированного, системообразующего подходов (И.Ю. Алексашина, В. Н. Введенский, В. Г. Воронцова, М. Н. Карпетова, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, О. М. Мутовкина, Е. И. Панина, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина и др.).
В вопросах подготовки учителей музыки к предстоящей профессиональной деятельности накоплен фундаментальный исследовательский опыт, который составляют монографии и диссертации о системе специальных знаний, умений и навыков, личностных качествах, входящих в профессиограмму педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, А. Н. Зимина, А. Г. Менабени, Е. В. Николаева, М. И. Ройтерштейн, Г. П. Стулова, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, J1.B. Школяр и др.).
В ракурсе исследуемой проблемы существенное значение имеют работы в области музыкознания и музыкальной психологии, касающиеся исполнительства (Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, A.JI. Готсдинер, Г. Г. Нейгауз, Б. М. Теплов, В. Н. Холопова и др.).
Специальных исследований, рассматривающих проблему формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки, в настоящее время нет. Имеются отдельные музыковедческие, исполнительские и педагогические версии. В некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности, например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм, P.A. Верхолаз, К. А. Цатурян и др.) — умение музыкального редактирования (А.Б. Гольденвейзер, М. Д. Корноухов и др.) — специфика работы аккомпаниатора с солистом (K.JI. Виноградов, JI.M. Живов, Е. М. Шендерович и др.) и т. д.
В свете настоящего исследования определенный интерес представляет диссертация Д. А. Науказ, в которой впервые в полном объеме рассматривается комплекс профессионально значимых концертмейстерских умений и навыков учителя музыки и предлагается инновационная методика их формирования.
При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной проблематике, недостаточно освещенными остаются некоторые существенные вопросы. К ним относятся теоретические представления о сущностной природе и специфике концертмейстерской компетентностиобоснование педагогических условий, которые способствуют целесообразному и эффективному формированию данного феномена в профессиональной вузовской подготовке учителя музыки.
Анализ вузовских программ для музыкально-педагогических факультетов показал, что учебные дисциплины, решающие задачи расширения музыкального кругозора или обучения исполнительству, в совокупности не дают целостного представления о том, как неодушевленная звуковая материя под руками исполнителя или концертмейстера превращается в одухотворенную форму выражения музыкального образа.
В то же время количество часов, отведенных, согласно стандарту высшего профессионального образования, на изучение дисциплины «Концертмейстерский класс», не соответствует в полной мере ни личным, ни профессиональным потребностям будущих учителей музыки. Сталкиваясь с реальной исполнительской практикой, многие студенты испытывают значительные трудности в реализации имеющихся у них знаний, оказываются неспособными к созданию долговременных программ профессионального роста и самосовершенствования.
Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой практической значимостью формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки и недостаточной разработанностью в психолого-педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике данной интегративной способности педагога-музыкантамежду необходимостью целенаправленного формирования концертмейстерской компетентности в профессиональной подготовке учителя музыки и отсутствием соответствующих научно обоснованных педагогических условий как средств ее реализации.
Указанные противоречия очерчивают проблему исследованияопределение педагогических условий, способных в практике вузовской подготовки целесообразно и эффективно формировать концертмейстерскую компетентность будущего педагога-музыканта в соответствии с ее сущностной природой и спецификой.
С учетом актуальности исследования и неразработанностью данного вопроса и была определена тема исследования — «Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки».
Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.
Объект исследования — процесс формирования концертмейстерской компетентности студента-музыканта в условиях педагогического вуза.
Предмет исследования — педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.
Гипотеза исследования: формирование концертмейстерской компетентности учителя музыки будет проходить более эффективно, если:
— при изучении психолого-педагогических и специальных (музыкальных) дисциплин у студентов развиваются мотивационный, информационный, операционный, музыкально-психологический и профессионально-личностный компоненты концертмейстерской компетентности, которые определяют ее поступательное развитие и совершенствование;
— реализован комплекс психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий;
— в логике учебно-воспитательного процесса осуществляется междисциплинарная интеграция на содержательном и психологическом уровнях;
— разработана система обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, направленная на формирование профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительского искусства.
Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогической науке и опыте работы отечественных педагогических вузов.
2. Охарактеризовать сущностную природу, структуру и специфику концертмейстерской компетентности студента-музыканта.
3. Выявить уровни и динамику концертмейстерской компетентности студентов-музыкантов.
4. Изучить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности будущего учителя музыкиопытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
5. Разработать и адаптировать систему обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, обучающихся в педагогическом вузе.
Методологической основой исследования явились культурологический (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман и др.), творческий (Т.А. Барышева, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, B.C. Мерлин, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Я. А. Пономарев, A.B. Торопова и др.) — личностно ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Г. М. Цыпин и др.) подходы.
Теоретическую основу исследования составляют положения компетентностного подхода в отечественном образовании (В.А. Адольф, В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, М. В. Рыжаков и др.) — исследования, рассматривающие профессиональную компетентность в ракурсе подготовки специалистов (В.Г. Воронцова, И. А. Колесникова, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина и др.) — концепции методологии музыкального образования (Э.Б.
Абдуллин, М. Ш. Бонфельд, E.B. Николаева, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова, Л. В. Школяр и др.) — теория музыкального мышления (М.Г. Арановский, A.C. Соколов, А. Н. Сохор и др.) — психологические аспекты музыкальной формы (Б.В. Асафьев, JT.A. Мазель, В. Н. Холопова и др.) — концепции исполнительской педагогики (JT.A. Баренбойм, Е. И. Кубанцева, Г. Г. Нейгауз, А. И. Николаева и др.).
Реализация поставленных задач потребовала использования группы методов исследования: теоретические (изучение и анализ эстетико-философской, исихолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблемеанализ действующих в педагогическом вузе программ), эмпирические (обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка, организация и проведение педагогического эксперимента).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета. В проведенном исследовании в общей сложности участвовало 68 студентов, обучающихся по специальности «музыкальное образование», 20 человек из числа которых составили экспериментальную группу.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1999;2001 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, выбор темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияподготовка и проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (2001;2003 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы по формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей, уточнение рабочей гипотезы, накопление и анализ фактического материала.
Третий этап (2003;2005 гг.) — проведение контрольного среза по изучению эффективности педагогических условий, подведение итогов, анализ результатов исследования, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнена содержательная трактовка понятий «профессионально-педагогическая компетентность», «концертмейстерская компетентность» применительно к процессу профессиональной подготовки учителя музыкидана характеристика компонентов концертмейстерской компетентности — мотивационного, информационного, операционного, музыкально-психологического, профессионально-личностного;
— разработана диагностическая методика оценки уровней концертмейстерской компетентности;
— выявлен комплекс условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности — психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельностиперевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельностиосознание и понимание потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности) — организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделенияосвоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работыосуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях) — музыкальнодидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентовоптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта);
— разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система формирования концертмейстерской компетентности студентов, направленная на успешное осуществление их музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке сущностной, специфической и уровневой характеристики концертмейстерской компетентности как интегрированной способности педагога-музыканта, а также в определении психолого-педагогичёских, организационных и музыкально-дидактических условий развития этой способности в профессиональной вузовской подготовке.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
— разработанная и апробированная система формирования концертмейстерской компетентности позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки учителей музыки;
— программа экспериментального учебного курса «Школьный концертмейстер используется в Мурманском государственном педагогическом университете;
— методика оценки уровней концертмейстерской компетентности может использоваться в диагностике профессионального уровня учителей музыки и педагогов дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается наличием в исследовании методологической базы, соответствующей его цели и задачам, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, подтвердившей результативность ее положений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концертмейстерская компетентность является интегративной способностью личности педагога-музыканта, которая обеспечивает готовность и успешность осуществления им аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в общеобразовательной школе.
2. В структуру концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки входят пять компонентов: 1) мотивационный — формирование у студентов заинтересованного, эмоционально-ценностного отношения к собственной музыкально-исполнительской практике- 2) информационный — усвоение будущим специалистом системы знаний о сущности музыкально-педагогической деятельности- 3) операционныйовладение студентом системой обобщенных музыкальных и частных концертмейстерских умений- 4) музыкально-психологический — знание психологии музыкального восприятия, художественного и исполнительского творчества, развитие исполнительских способностей- 5) профессионально-личностный — формирование и развитие у потенциальных специалистов профессионально значимых музыкально-личностных и нравственно-волевых качеств.
3. В процессе музыкальной подготовки в педагогическом вузе реализация комплекса условий — психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельностиперевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельностиосознание и понимание, потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности) — организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделенияосвоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работыосуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях) — музыкально-дидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентовоптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта) — способствует формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей.
Апробация п внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета в процессе занятий со студентами, обучающимися по специальности «музыкальное образование" — обсуждались на кафедрах педагогического проектирования и образовательных технологий, музыкального образования Мурманского государственного педагогического университетамеждународной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002) — ежегодных научно-практических конференциях преподавательского состава и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.) — межрегиональных научно-практических конференциях — «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), «Тенденции и перспективы музыкального и художественного образования в XXI веке» (Мурманск, 2005) — через публикацию научно-исследовательских и методических материаловпутем внедрения учебного курса «Школьный концертмейстер» в практику работы факультета культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Заключение
.
1. Проведенное исследование вскрывает ряд существенных аспектов в проблеме подготовки студентов музыкального отделения факультета культуры и искусств к предстоящей профессионально-педагогической деятельности и позволяет внести дополнительные данные в решение этого вопроса.
2. Определению новых аспектов данной проблемы способствовало выявление основных теоретических положений работы. Процесс обучения студентов аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в педагогическом вузе представлен как процесс формирования и развития концертмейстерской компетентности будущих учителей.
3. В результате теоретического анализа был сделан вывод, что концертмейстерская компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях музыкально-исполнительской деятельности.
4. В структурном отношении концертмейстерская компетентность будущего учителя музыки представлена мотивационным, информационным, операционным, музыкально-психологическим и профессионально-личностным компонентами, которые определяют ее.
• поступательное развитие и совершенствование.
5. Экспериментальным путем подтверждена педагогическая целесообразность и эффективность реализации в процессе аккомпаниаторско-исполнительской подготовки студентов-музыкантов комплекса психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий, способствующих развитию концертмейстерской компетентности потенциальных педагогов.
6. Сравнение результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза позволило сделать следующие выводы: число студентов с оптимальным уровнем концертмейстерской компетентности выросло с 20 до 45%, с достаточным уровнем — с 20 до 40%, а удельный вес студентов с допустимым уровнем снизился с 60 до 15%.
7. В процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась и поставленные задачи решены.
Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками одного исследования. Перспективными представляется дальнейшее изучение вопроса формирования и развития концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогическом, искусствоведческом и методическом контекстах.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. — М.: Акдемия, 2004. — 336 с.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1989. 139 с.
- Абдуллина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. -№ 1.- С. 76−84.
- Авизашвили М.Д. Проблема педагогической подготовки кадров в условиях музыкального вуза: Дисс.. д-ра пед. наук. Тбилиси, 1988. -322 с.
- Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога. М.: ГМПИ, 1981.-80 с.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 272 с.
- Ананьев Б.Г. Задачи современной психологии искусства // Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. — С. 246−251.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980.-288 с.
- Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.-236 с.
- П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
- Апраксина O.A. Очерки по истории художественного образования в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956. — 224 с.
- З.Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. / Сост. O.A. Апраксина. М., 1982. -Вып. 15.-С. 32−43.
- Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 56−77.
- Арсланова М.Н. Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя средствами вузовской книги: Дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 2002. — 205 с.
- П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1986. -422 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.: Музыка, 1973. — 144 с.
- Базикова A.A. Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях: Дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. — 170 с.
- Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 14−22.
- Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М. — Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1973. — 270 с.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб: Изд-воРГПУ, 1999.- 140 с.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Академия, 2002. — 416 с.
- Беляева Л.С., Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. -Мурманск: МГПИ, 2000. 83 с.
- Бенюмов М.И. О специфике художественных средств музыканта-исполнителя: Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1984. — 225 с.
- Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964.-220 с.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41−45.
- Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. -2001.-№ 9.-С. 87 -96.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Бирмак A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. -144 с.
- Блажина Т.Н. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 188 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Изд-во Academia, 2002. — 320 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Из-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Бодина Е.А. К вопросу об эстетической сущности исполнительства // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.:МГЗПИ, 1980.-С. 20−31.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Борисов П.П. Компетентностио деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — №j. — С. 58−61.
- Бочкарев JI. J1. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981. — 27 с.
- Бочкарев JI. J1. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.-352 с.
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Дисс.. канд. искусствоведения. — Д., 1972. -163 с.
- Варникова О.В. Формирование у студентов профессиональных умений. -Пенза: ГАСА, 1998. -33 с.
- Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании.-2003. -№ 4.-С. 21−31.
- Верхолаз P.A. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1961. — 20 с.
- Вершинина В.И., Дубенский Ю. П., Ждан H.A. Специфика межпредметных связей в высшей школе // Наука и школа. 2000. — № 4. -С. 6−11.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-415 с.
- Виноградов K.JI. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1998. -С. 156−179.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. -479 с.
- Выготский JT.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Вестник МГУ, серия 14. Психология. — М., 1979. — № 4. — С. 54−63.
- Гейнрихс И.П. Музыкальный слух // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1970. — С. 3−130.
- Гинзбург Л.С. О работе над музыкальном произведением. М.: Музыка, 1981.- 143 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей. М.: Музыка, 1968.-96 с.
- Горецкая Н.В. Комплексный подход к педагогической практике студентов музыкальных вузов (на материале исполнительских кафедр): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. 143 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Издательство международной академии пед. наук, 1993. — 192 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — 238 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1. -С. 29−39.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (печатается по изданию 1881 г.): В 4 т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. — Т. 2. — 779 с.
- Даутова О. Б. Христофоров C.B. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования // Инновации и образование: Сборник материалов конференции. Вып. 29. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 304−309.
- Дахин А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 113−120.
- Добудько A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000. -163 с.
- Дранишников В.В. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2002. -234 с.
- Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998. — Т. 19,-№ 2.-С. 61−70.
- Зимина А.Н., Рычкова H.A. Музыкальное воспитание детей в России: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2002.-67 с.
- Зимняя H.A. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зимняя H.A. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Искакова Ж.Ж. Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития (На материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 154 с.
- Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 Музыкальное образование. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 208 с.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. -192 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 144 с.
- Карнаухова Т.И. Формирование умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной подготовки учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 177 с.
- Карнаухова Т.И., Муцмахер В. И. Роль интеллектуальных и волевых факторов в воспитании слухового самоконтроля // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. научных трудов. Свердловск: СГПИ, 1987. — С. 38−44.
- Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. — 243 с.
- Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990.-48 с.
- Киселев А.Ф. О модернизации общего образования // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2001. — № 6. — С. 4−10.
- Кисель Н.В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом: Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2002. — 178 с.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: ЛГУ, 1973. — 150 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. -№ 2.-С. 14−21.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Т. II. Способности. Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 186 с.
- Коган Г. М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. — 200 с.
- Колесникова Л.И. Совместное проектирование образовательного процесса педагогического колледжа как фактор развития профессиональной компетентности его преподавателей: Дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2002. — 184 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Наука и школа. 2003. — № 1. — С. 3−19.
- Корноухов М.Д. Формирование готовности к редактированию нотного текста у учащихся-музыкантов в процессе обучения: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 2003.- 156 с.
- Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. -18 с.
- Костюк А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А. Г. Костюк. Киев: Радянська школа, 1986. — С. 17−32.
- Кочеков В.Ф. Формирование музыкально-педагогических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе: Дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 169 с.
- Кочкова Т.Ю. Дифференцированный подход в эстетическом воспитании студентов педагогических институтов: Дисс.. канд. пед. наук. Ульяновск, 1994. — 247 с.
- Круль П.Ф. Комплексное сочетание игры с пением как условие профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991. -17 с.
- Крюкова И.А. К вопросу о реализации и углублении межпредметных связей в процессе концертмейстерской подготовки // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: МГПИ, 1978. — С. 2033.
- Крюкова И.А. Развитие концертмейстерских навыков в работе над школьным песенным репертуаром педагога-музыканта // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: МГПИ, 1978. — С. 3342.
- Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. JL: Музгиз, 1961. -72 с.
- Кубапцева Е.И. Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования // Музыка в школе. 2002. -№ 1.-С. 42−46.
- Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб! пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. 192 с.
- Кубапцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. № 5. — С. 52−56.
- Кузьменко P.O. Формирование системообразующих элементов педагогического мастерства будущего учителя музыки общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991.-24 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 111 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JI.: Знание, 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.В., Гинецианский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63−66.
- Курышев Е.В. Формирование исполнительских умений как компонент профессиональной подготовки студентов музыкантов музыкально-педагогических факультетов: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1985.-229 с.
- Лазарев B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 12−18.
- Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 27−38.
- Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Лебедева Е.В. Подбор по слуху в концертмейстерском классе: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов. Мурманск: МГПУ, 2004. — 66 с.
- Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. -320 с.¿-%
- Лейтес Н С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. -2003.-№ 4.-С. 13−18.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.-Т. 1.-391 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
- Лобанова H.H., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетнтность педагога. Самара — Санкт-Петербург, 1997. — 106 с.
- Лобова Л.Г. Педагогическое воздействие на процессы самоорганизации внутренних ресурсов студентов при работе над музыкальным произведением: Дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2001. -185 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Мартынова JI.H. Задачи концертмейстерского класса в профессиональной подготовке студентов музыкально-педагогического факультета // Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: КГПИ, 1983. — С. 89−96.
- Мартынова JI.H. Развивающее обучение и пути совершенствования урока концертмейстерского класса // Специфика и совершенствование инструментальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: КГПИ, 1985. — С. 81−87.
- Матвеева К.П. Роль предмета «Школьная песня» в подготовке учителя музыки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. научных трудов. -Свердловск: СГПИ, 1987. С. 84−90.
- Матюшкин A.M. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М.: АПН СССР, 1985. — 160 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Меситова М.П. Формирование дидактических умений интегративного характера в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Тула, 2002. — 172 с.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.- Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997,-№ 4.-С. 28−38.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200 с.
- Михайлова Л.Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
- Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1989. -32 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
- Назаров А.Ф. Формирование основ музыкально-импровизационного мастерства в процессе профессиональной подготовки учителя музыки //
- Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов: СГПИ, 1982. — С. 56−62.
- Найденышева Г. Е. Межпредметные связи как фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.-136 с.
- Науказ Д.А. Совершенствование. концертмейстерской подготовки учителя. Теоретические и методические аспекты: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.142 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987. -238 с.
- Никифорова В.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 155 с.
- Овчарова C.B. Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки (На материале преподавания фортепиано): Дисс.. канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 177 с.
- Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследований педагогической подготовки учителей в высшей школе // Советская педагогика. 1975. — № 2. — С. 87−94.
- Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985.-21 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. — 900 с.
- Оробинский A.M. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. — 172 с.
- Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1974. — 195 с.
- Оснач В.П. Организационно-педагогические условия непрерывного музыкального образования: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 184 с.
- Падалка Г. Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов педагогического института в процессе их индивидуального фортепианного обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. -21 с.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Писаренко Ю.Г. Совршенствование процесса упражнения в профессиональной подготовке учащегося-музыканта (На материале работы фортепианных классов): Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1995.-267 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1984. — 183 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974. — С. 88−110.
- Приходько В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков: Фолио, 1997,-208 с.
- Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 63 с.
- Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. -М.: Дрофа, 2001,-288 с.
- Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования (На материале изучения педагогических дисциплин): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 1998. — 21 с.
- Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров. Социально-педагогические и психологические аспекты. / Сост. С. Г. Вершловский, Г. С. Сухобская. СПб.: ИОВ РАО, 1994. — 133с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 279 с.
- Пустовит В.И. Формирование распределенного внимания в процессе профессиональной подготовки учителя-музыканта: Дис.. канд. пед. наук.-Минск, 1981.- 188 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. — 395 с.
- Радомская П.Л. Формирование исполнительских способностейучителя музыки в процессе профессиональной подготовки: Дисс.канд. пед. наук. Ровно, 1983. — 226 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.-141 с.
- Развитие творческой одаренности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 160 С-
- Рапацкая Л. А, Левчук Л. Э. Системность общехудожественных знаний как проблема музыкальной педагогики // Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. М.: МПГУ, 1993.-С. 14−22.
- Рапацкая Jl.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. 196 с.
- Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л.: Музгиз, 1963. -36 с.
- Резник H.A., Павлова O.A. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 3: Сборник визуальных дидакт. материалов для учителя и ученика. -СПб.: Информатизация образования, 2002. 73 с.
- Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2001. 112 с.
- Романова Л.Л. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1.-331 с.
- Рубан А.И. Формирование аккомпаниаторских навыков у студентов-баянистов музыкально-педагогических факультетов: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 166 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1990. -720 с.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. № 4. — С. 20−23.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М. Л.: Музыка, 1964.- 187 с.
- Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. — № 3. — С. 29−32.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994,-№ 5-С. 16−21.
- Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для препод, и студ. пед. учеб. заведений. М.: Институт практической психологии, 1997. — 104 с.
- Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989.-64 с.
- Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. — № 5. -С. 45−51.
- Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50−56.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
- Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 608 с.
- Смирнова Л.А. Принципы отбора учебного материала для профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1990.- 196 с.
- Соколова C.B. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей дошкольной педагогики // Начальная школа плюс До и После. 2003. — № 9. — С. 47−50.
- Солянкина Н.Л. Компетентность как задача повышения квалификации педагогов в ИПК РО // VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»:
- Материалы конференции: В 5 т. Т. 3: Педагогика и психология. -Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003.- С. 189−192.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
- Старобинский C.JI. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности / Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» / Сост. Г. П. Сергеева. М., 1995. — С.22−48.
- Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения на музыкальном инструменте (на материале учебной работы в классе баяна и аккордеона): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. — 177 с.
- Стоянова Г. И. К проблеме музыкальности // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной научно-практической конференции / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М., 1996. — С. 86−87.
- Сулейманов Р.Ф. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 1994. — 136 с.
- Сэт Э. К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1973. -21 с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 42−56.
- Тенюкова Г. Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
- Тенютина Е.Д. Научно-теоретическая компетентность учителя и ее влияние на характер результатов обучения: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб, 1999.-224 с.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 329 с. -Т.2. — М: Педагогика, 1985. — 359 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-534 с.
- Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования // Aima mater. Вестник высшей школы. 2003. — № 2. — С. 7−12.
- Тимошенко Н.П. Формирование педагогических умений и навыков у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1992. — 22 с.
- Трудков A.M. Профессиональная культура учителя музыки: Учебное пособие. Мурманск: МГПУ, 2005. — 138 с.
- Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1991. 163 с.
- Ускова Д.H. Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 26 с.
- Усова A.B., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. — 516 с.
- Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. — № 8. — С. 34−41.
- Цыпин Г. М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. O.A. Апраксина. Вып. 10. — М.: Музыка, 1975. -С. 71−85.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1978. — 361 с.
- Черкес-Заде М. Н. Формирование педагогических умений и навыков в процессе учебно-воспитательной практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978.-С. 105−124.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Чугунов Е.В. Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 158 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию (способности человека). М.: Логос, 2002.-159 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 8.-С. 26−31.
- Шахов Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. -М.: Музыка, 1987. 187 с.
- Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. — 206 с.
- Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1987.-60 с.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
- Шишов С. Е, Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?// Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№ 2.-С. 58−62.
- Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (На материале работы в классе фортепиано): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 134 с.
- Шульпин С.Е. Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук.-Курган, 1999.- 183 с.
- Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. — 124 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -Л.: Просвещение, 1967. -266 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.