Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В структуру концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки входят пять компонентов: 1) мотивационный — формирование у студентов заинтересованного, эмоционально-ценностного отношения к собственной музыкально-исполнительской практике- 2) информационный — усвоение будущим специалистом системы знаний о сущности музыкально-педагогической деятельности- 3) операционныйовладение студентом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое исследование концертмейстерской компетентности в профессиональном формировании будущего учителя музыки
    • 1. 1. Понятие и сущность компетентности
    • 1. 2. Характеристика профессиональной компетентности педагога
    • 1. 3. Специфика концертмейстерской компетентности учителя музыки
  • Глава 2. Опытпо-эксперпмепталыюе исследование эффективности комплекса педагогических условий в формировании концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки
    • 2. 1. Изучение комплекса педагогических условий, способствующих развитию концертмейстерской компетентности студе нто в-м узы канто в
    • 2. 2. Выявление уровня сформированное&trade- концертмейстерской компетентности у студентов музыкально-педагогического отделения
    • 2. 3. Внедрение комплекса педагогических условий в логику учебпо-воспитательного процесса с целью развития и совершенствования компонентов концертмейстерской компетентности педагога-музыканта
    • 2. 4. Динамика развития концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки

Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема глобализации актуализирует процессы сближения стран и народов, усиление их взаимодействия. Влияние этих тенденций ощущает и образование, что сопряжено с соответствующим профессиональным развитием педагогов.

Профессия учителя музыки требует от педагога, кроме системы знаний, личностного самовыражения в речевом действе, владения музыкальным инструментом, что способствует реализации общегуманистической идеи — диалогу культур. В контексте современной парадигмы образования одной из ключевых проблем педагогической науки является процесс формирования профессиональной компетентности учителя, в том числе концертмейстерской компетентности учителя музыки.

Изучение современных психолого-педагогических исследований (В.А. Адольф, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И: А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, O.E. Лебедев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. В. Рыжаков, Ю. Г. Татур, А. П. Тряницына, A.B. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) свидетельствует о компетентностном подходе, развитии компетенций в условиях модернизации отечественного образования.

Ряд исследований посвящен проблеме профессионально-педагогической компетентности, сущность которой рассматривается с позиций функционально-деятельностного, аксиологического, личностно ориентированного, системообразующего подходов (И.Ю. Алексашина, В. Н. Введенский, В. Г. Воронцова, М. Н. Карпетова, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, О. М. Мутовкина, Е. И. Панина, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина и др.).

В вопросах подготовки учителей музыки к предстоящей профессиональной деятельности накоплен фундаментальный исследовательский опыт, который составляют монографии и диссертации о системе специальных знаний, умений и навыков, личностных качествах, входящих в профессиограмму педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, А. Н. Зимина, А. Г. Менабени, Е. В. Николаева, М. И. Ройтерштейн, Г. П. Стулова, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, J1.B. Школяр и др.).

В ракурсе исследуемой проблемы существенное значение имеют работы в области музыкознания и музыкальной психологии, касающиеся исполнительства (Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, A.JI. Готсдинер, Г. Г. Нейгауз, Б. М. Теплов, В. Н. Холопова и др.).

Специальных исследований, рассматривающих проблему формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки, в настоящее время нет. Имеются отдельные музыковедческие, исполнительские и педагогические версии. В некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности, например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм, P.A. Верхолаз, К. А. Цатурян и др.) — умение музыкального редактирования (А.Б. Гольденвейзер, М. Д. Корноухов и др.) — специфика работы аккомпаниатора с солистом (K.JI. Виноградов, JI.M. Живов, Е. М. Шендерович и др.) и т. д.

В свете настоящего исследования определенный интерес представляет диссертация Д. А. Науказ, в которой впервые в полном объеме рассматривается комплекс профессионально значимых концертмейстерских умений и навыков учителя музыки и предлагается инновационная методика их формирования.

При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной проблематике, недостаточно освещенными остаются некоторые существенные вопросы. К ним относятся теоретические представления о сущностной природе и специфике концертмейстерской компетентностиобоснование педагогических условий, которые способствуют целесообразному и эффективному формированию данного феномена в профессиональной вузовской подготовке учителя музыки.

Анализ вузовских программ для музыкально-педагогических факультетов показал, что учебные дисциплины, решающие задачи расширения музыкального кругозора или обучения исполнительству, в совокупности не дают целостного представления о том, как неодушевленная звуковая материя под руками исполнителя или концертмейстера превращается в одухотворенную форму выражения музыкального образа.

В то же время количество часов, отведенных, согласно стандарту высшего профессионального образования, на изучение дисциплины «Концертмейстерский класс», не соответствует в полной мере ни личным, ни профессиональным потребностям будущих учителей музыки. Сталкиваясь с реальной исполнительской практикой, многие студенты испытывают значительные трудности в реализации имеющихся у них знаний, оказываются неспособными к созданию долговременных программ профессионального роста и самосовершенствования.

Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой практической значимостью формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки и недостаточной разработанностью в психолого-педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике данной интегративной способности педагога-музыкантамежду необходимостью целенаправленного формирования концертмейстерской компетентности в профессиональной подготовке учителя музыки и отсутствием соответствующих научно обоснованных педагогических условий как средств ее реализации.

Указанные противоречия очерчивают проблему исследованияопределение педагогических условий, способных в практике вузовской подготовки целесообразно и эффективно формировать концертмейстерскую компетентность будущего педагога-музыканта в соответствии с ее сущностной природой и спецификой.

С учетом актуальности исследования и неразработанностью данного вопроса и была определена тема исследования — «Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки».

Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.

Объект исследования — процесс формирования концертмейстерской компетентности студента-музыканта в условиях педагогического вуза.

Предмет исследования — педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования: формирование концертмейстерской компетентности учителя музыки будет проходить более эффективно, если:

— при изучении психолого-педагогических и специальных (музыкальных) дисциплин у студентов развиваются мотивационный, информационный, операционный, музыкально-психологический и профессионально-личностный компоненты концертмейстерской компетентности, которые определяют ее поступательное развитие и совершенствование;

— реализован комплекс психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий;

— в логике учебно-воспитательного процесса осуществляется междисциплинарная интеграция на содержательном и психологическом уровнях;

— разработана система обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, направленная на формирование профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительского искусства.

Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогической науке и опыте работы отечественных педагогических вузов.

2. Охарактеризовать сущностную природу, структуру и специфику концертмейстерской компетентности студента-музыканта.

3. Выявить уровни и динамику концертмейстерской компетентности студентов-музыкантов.

4. Изучить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности будущего учителя музыкиопытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

5. Разработать и адаптировать систему обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, обучающихся в педагогическом вузе.

Методологической основой исследования явились культурологический (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман и др.), творческий (Т.А. Барышева, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, B.C. Мерлин, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Я. А. Пономарев, A.B. Торопова и др.) — личностно ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Г. М. Цыпин и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составляют положения компетентностного подхода в отечественном образовании (В.А. Адольф, В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, М. В. Рыжаков и др.) — исследования, рассматривающие профессиональную компетентность в ракурсе подготовки специалистов (В.Г. Воронцова, И. А. Колесникова, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина и др.) — концепции методологии музыкального образования (Э.Б.

Абдуллин, М. Ш. Бонфельд, E.B. Николаева, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова, Л. В. Школяр и др.) — теория музыкального мышления (М.Г. Арановский, A.C. Соколов, А. Н. Сохор и др.) — психологические аспекты музыкальной формы (Б.В. Асафьев, JT.A. Мазель, В. Н. Холопова и др.) — концепции исполнительской педагогики (JT.A. Баренбойм, Е. И. Кубанцева, Г. Г. Нейгауз, А. И. Николаева и др.).

Реализация поставленных задач потребовала использования группы методов исследования: теоретические (изучение и анализ эстетико-философской, исихолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблемеанализ действующих в педагогическом вузе программ), эмпирические (обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка, организация и проведение педагогического эксперимента).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета. В проведенном исследовании в общей сложности участвовало 68 студентов, обучающихся по специальности «музыкальное образование», 20 человек из числа которых составили экспериментальную группу.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1999;2001 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, выбор темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияподготовка и проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2001;2003 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы по формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей, уточнение рабочей гипотезы, накопление и анализ фактического материала.

Третий этап (2003;2005 гг.) — проведение контрольного среза по изучению эффективности педагогических условий, подведение итогов, анализ результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена содержательная трактовка понятий «профессионально-педагогическая компетентность», «концертмейстерская компетентность» применительно к процессу профессиональной подготовки учителя музыкидана характеристика компонентов концертмейстерской компетентности — мотивационного, информационного, операционного, музыкально-психологического, профессионально-личностного;

— разработана диагностическая методика оценки уровней концертмейстерской компетентности;

— выявлен комплекс условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности — психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельностиперевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельностиосознание и понимание потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности) — организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделенияосвоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работыосуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях) — музыкальнодидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентовоптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта);

— разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система формирования концертмейстерской компетентности студентов, направленная на успешное осуществление их музыкально-исполнительской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке сущностной, специфической и уровневой характеристики концертмейстерской компетентности как интегрированной способности педагога-музыканта, а также в определении психолого-педагогичёских, организационных и музыкально-дидактических условий развития этой способности в профессиональной вузовской подготовке.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработанная и апробированная система формирования концертмейстерской компетентности позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки учителей музыки;

— программа экспериментального учебного курса «Школьный концертмейстер используется в Мурманском государственном педагогическом университете;

— методика оценки уровней концертмейстерской компетентности может использоваться в диагностике профессионального уровня учителей музыки и педагогов дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается наличием в исследовании методологической базы, соответствующей его цели и задачам, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, подтвердившей результативность ее положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концертмейстерская компетентность является интегративной способностью личности педагога-музыканта, которая обеспечивает готовность и успешность осуществления им аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в общеобразовательной школе.

2. В структуру концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки входят пять компонентов: 1) мотивационный — формирование у студентов заинтересованного, эмоционально-ценностного отношения к собственной музыкально-исполнительской практике- 2) информационный — усвоение будущим специалистом системы знаний о сущности музыкально-педагогической деятельности- 3) операционныйовладение студентом системой обобщенных музыкальных и частных концертмейстерских умений- 4) музыкально-психологический — знание психологии музыкального восприятия, художественного и исполнительского творчества, развитие исполнительских способностей- 5) профессионально-личностный — формирование и развитие у потенциальных специалистов профессионально значимых музыкально-личностных и нравственно-волевых качеств.

3. В процессе музыкальной подготовки в педагогическом вузе реализация комплекса условий — психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельностиперевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельностиосознание и понимание, потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности) — организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделенияосвоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работыосуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях) — музыкально-дидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентовоптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта) — способствует формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей.

Апробация п внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета в процессе занятий со студентами, обучающимися по специальности «музыкальное образование" — обсуждались на кафедрах педагогического проектирования и образовательных технологий, музыкального образования Мурманского государственного педагогического университетамеждународной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002) — ежегодных научно-практических конференциях преподавательского состава и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.) — межрегиональных научно-практических конференциях — «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), «Тенденции и перспективы музыкального и художественного образования в XXI веке» (Мурманск, 2005) — через публикацию научно-исследовательских и методических материаловпутем внедрения учебного курса «Школьный концертмейстер» в практику работы факультета культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Заключение

.

1. Проведенное исследование вскрывает ряд существенных аспектов в проблеме подготовки студентов музыкального отделения факультета культуры и искусств к предстоящей профессионально-педагогической деятельности и позволяет внести дополнительные данные в решение этого вопроса.

2. Определению новых аспектов данной проблемы способствовало выявление основных теоретических положений работы. Процесс обучения студентов аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в педагогическом вузе представлен как процесс формирования и развития концертмейстерской компетентности будущих учителей.

3. В результате теоретического анализа был сделан вывод, что концертмейстерская компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях музыкально-исполнительской деятельности.

4. В структурном отношении концертмейстерская компетентность будущего учителя музыки представлена мотивационным, информационным, операционным, музыкально-психологическим и профессионально-личностным компонентами, которые определяют ее.

• поступательное развитие и совершенствование.

5. Экспериментальным путем подтверждена педагогическая целесообразность и эффективность реализации в процессе аккомпаниаторско-исполнительской подготовки студентов-музыкантов комплекса психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий, способствующих развитию концертмейстерской компетентности потенциальных педагогов.

6. Сравнение результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза позволило сделать следующие выводы: число студентов с оптимальным уровнем концертмейстерской компетентности выросло с 20 до 45%, с достаточным уровнем — с 20 до 40%, а удельный вес студентов с допустимым уровнем снизился с 60 до 15%.

7. В процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась и поставленные задачи решены.

Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками одного исследования. Перспективными представляется дальнейшее изучение вопроса формирования и развития концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогическом, искусствоведческом и методическом контекстах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. — М.: Акдемия, 2004. — 336 с.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1989. 139 с.
  3. O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. -№ 1.- С. 76−84.
  4. М.Д. Проблема педагогической подготовки кадров в условиях музыкального вуза: Дисс.. д-ра пед. наук. Тбилиси, 1988. -322 с.
  5. В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога. М.: ГМПИ, 1981.-80 с.
  6. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 272 с.
  7. .Г. Задачи современной психологии искусства // Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. — С. 246−251.
  8. .Г. Избранные психологические труды. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980.-288 с.
  9. Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.-236 с.
  10. П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  11. O.A. Очерки по истории художественного образования в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956. — 224 с.
  12. З.Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. / Сост. O.A. Апраксина. М., 1982. -Вып. 15.-С. 32−43.
  13. М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 56−77.
  14. М.Н. Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя средствами вузовской книги: Дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 2002. — 205 с.
  15. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  16. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  17. Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1986. -422 с.
  18. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.: Музыка, 1973. — 144 с.
  19. A.A. Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях: Дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. — 170 с.
  20. В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 14−22.
  21. JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
  22. Л.А. Путь к музицированию. М. — Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1973. — 270 с.
  23. Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб: Изд-воРГПУ, 1999.- 140 с.
  24. Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  25. Л.С., Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. -Мурманск: МГПИ, 2000. 83 с.
  26. М.И. О специфике художественных средств музыканта-исполнителя: Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1984. — 225 с.
  27. Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964.-220 с.
  28. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41−45.
  29. В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. -2001.-№ 9.-С. 87 -96.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  31. A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. -144 с.
  32. Т.Н. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 188 с.
  33. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 173 с.
  34. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Изд-во Academia, 2002. — 320 с.
  35. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Из-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  36. Е.А. К вопросу об эстетической сущности исполнительства // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.:МГЗПИ, 1980.-С. 20−31.
  37. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  38. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  39. П.П. Компетентностио деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — №j. — С. 58−61.
  40. Бочкарев JI. J1. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981. — 27 с.
  41. Бочкарев JI. J1. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.-352 с.
  42. Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Дисс.. канд. искусствоведения. — Д., 1972. -163 с.
  43. О.В. Формирование у студентов профессиональных умений. -Пенза: ГАСА, 1998. -33 с.
  44. В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании.-2003. -№ 4.-С. 21−31.
  45. P.A. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1961. — 20 с.
  46. В.И., Дубенский Ю. П., Ждан H.A. Специфика межпредметных связей в высшей школе // Наука и школа. 2000. — № 4. -С. 6−11.
  47. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-415 с.
  48. K.JI. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1998. -С. 156−179.
  49. JI.C. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. -479 с.
  50. JT.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  51. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Вестник МГУ, серия 14. Психология. — М., 1979. — № 4. — С. 54−63.
  52. И.П. Музыкальный слух // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1970. — С. 3−130.
  53. Л.С. О работе над музыкальном произведением. М.: Музыка, 1981.- 143 с.
  54. А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей. М.: Музыка, 1968.-96 с.
  55. Н.В. Комплексный подход к педагогической практике студентов музыкальных вузов (на материале исполнительских кафедр): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. 143 с.
  56. А.Л. Музыкальная психология. М.: Издательство международной академии пед. наук, 1993. — 192 с.
  57. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  58. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — 238 с.
  59. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1. -С. 29−39.
  60. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (печатается по изданию 1881 г.): В 4 т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. — Т. 2. — 779 с.
  61. О. Б. Христофоров C.B. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования // Инновации и образование: Сборник материалов конференции. Вып. 29. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 304−309.
  62. А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 113−120.
  63. A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000. -163 с.
  64. В.В. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2002. -234 с.
  65. В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998. — Т. 19,-№ 2.-С. 61−70.
  66. А.Н., Рычкова H.A. Музыкальное воспитание детей в России: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2002.-67 с.
  67. H.A. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  68. H.A. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  69. B.C. Формирование личности школьника. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  70. .Ж. Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития (На материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 154 с.
  71. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 Музыкальное образование. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 208 с.
  72. Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. -192 с.
  73. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  74. А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 144 с.
  75. Т.И. Формирование умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной подготовки учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 177 с.
  76. Т.И., Муцмахер В. И. Роль интеллектуальных и волевых факторов в воспитании слухового самоконтроля // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. научных трудов. Свердловск: СГПИ, 1987. — С. 38−44.
  77. З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. — 243 с.
  78. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990.-48 с.
  79. А.Ф. О модернизации общего образования // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2001. — № 6. — С. 4−10.
  80. Н.В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом: Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2002. — 178 с.
  81. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: ЛГУ, 1973. — 150 с.
  82. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. -№ 2.-С. 14−21.
  83. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Т. II. Способности. Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 186 с.
  84. Г. М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. — 200 с.
  85. Л.И. Совместное проектирование образовательного процесса педагогического колледжа как фактор развития профессиональной компетентности его преподавателей: Дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2002. — 184 с.
  86. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392 с.
  87. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Наука и школа. 2003. — № 1. — С. 3−19.
  88. М.Д. Формирование готовности к редактированию нотного текста у учащихся-музыкантов в процессе обучения: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 2003.- 156 с.
  89. Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. -18 с.
  90. А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А. Г. Костюк. Киев: Радянська школа, 1986. — С. 17−32.
  91. В.Ф. Формирование музыкально-педагогических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе: Дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 169 с.
  92. Т.Ю. Дифференцированный подход в эстетическом воспитании студентов педагогических институтов: Дисс.. канд. пед. наук. Ульяновск, 1994. — 247 с.
  93. П.Ф. Комплексное сочетание игры с пением как условие профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991. -17 с.
  94. И.А. К вопросу о реализации и углублении межпредметных связей в процессе концертмейстерской подготовки // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: МГПИ, 1978. — С. 2033.
  95. И.А. Развитие концертмейстерских навыков в работе над школьным песенным репертуаром педагога-музыканта // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: МГПИ, 1978. — С. 3342.
  96. Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. JL: Музгиз, 1961. -72 с.
  97. Е.И. Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования // Музыка в школе. 2002. -№ 1.-С. 42−46.
  98. Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб! пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. 192 с.
  99. Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. № 5. — С. 52−56.
  100. P.O. Формирование системообразующих элементов педагогического мастерства будущего учителя музыки общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991.-24 с.
  101. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 111 с.
  102. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JI.: Знание, 1985.-32 с.
  103. Н.В., Гинецианский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63−66.
  104. Е.В. Формирование исполнительских умений как компонент профессиональной подготовки студентов музыкантов музыкально-педагогических факультетов: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1985.-229 с.
  105. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 12−18.
  106. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 27−38.
  107. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
  108. Е.В. Подбор по слуху в концертмейстерском классе: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов. Мурманск: МГПУ, 2004. — 66 с.
  109. Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. -320 с.¿-%
  110. Лейтес Н С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. -2003.-№ 4.-С. 13−18.
  111. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  113. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.-Т. 1.-391 с.
  114. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  115. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  116. H.H., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетнтность педагога. Самара — Санкт-Петербург, 1997. — 106 с.
  117. Л.Г. Педагогическое воздействие на процессы самоорганизации внутренних ресурсов студентов при работе над музыкальным произведением: Дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2001. -185 с.
  118. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  119. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
  120. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  121. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
  122. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  123. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  124. JI.H. Задачи концертмейстерского класса в профессиональной подготовке студентов музыкально-педагогического факультета // Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: КГПИ, 1983. — С. 89−96.
  125. JI.H. Развивающее обучение и пути совершенствования урока концертмейстерского класса // Специфика и совершенствование инструментальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: КГПИ, 1985. — С. 81−87.
  126. К.П. Роль предмета «Школьная песня» в подготовке учителя музыки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. научных трудов. -Свердловск: СГПИ, 1987. С. 84−90.
  127. A.M. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М.: АПН СССР, 1985. — 160 с.
  128. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  129. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  130. М.П. Формирование дидактических умений интегративного характера в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Тула, 2002. — 172 с.
  131. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.- Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  132. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
  133. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997,-№ 4.-С. 28−38.
  134. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200 с.
  135. Л.Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  136. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  137. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
  138. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1989. -32 с.
  139. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  140. А.Ф. Формирование основ музыкально-импровизационного мастерства в процессе профессиональной подготовки учителя музыки //
  141. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов: СГПИ, 1982. — С. 56−62.
  142. Г. Е. Межпредметные связи как фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.-136 с.
  143. Д.А. Совершенствование. концертмейстерской подготовки учителя. Теоретические и методические аспекты: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.142 с.
  144. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987. -238 с.
  145. В.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 155 с.
  146. C.B. Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки (На материале преподавания фортепиано): Дисс.. канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 177 с.
  147. И.Т. Актуальные проблемы исследований педагогической подготовки учителей в высшей школе // Советская педагогика. 1975. — № 2. — С. 87−94.
  148. И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985.-21 с.
  149. С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. — 900 с.
  150. A.M. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. — 172 с.
  151. Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1974. — 195 с.
  152. В.П. Организационно-педагогические условия непрерывного музыкального образования: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 184 с.
  153. Г. Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов педагогического института в процессе их индивидуального фортепианного обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. -21 с.
  154. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  155. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  156. Ю.Г. Совршенствование процесса упражнения в профессиональной подготовке учащегося-музыканта (На материале работы фортепианных классов): Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1995.-267 с.
  157. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1984. — 183 с.
  158. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  159. В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974. — С. 88−110.
  160. В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков: Фолио, 1997,-208 с.
  161. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 63 с.
  162. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. -М.: Дрофа, 2001,-288 с.
  163. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования (На материале изучения педагогических дисциплин): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 1998. — 21 с.
  164. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров. Социально-педагогические и психологические аспекты. / Сост. С. Г. Вершловский, Г. С. Сухобская. СПб.: ИОВ РАО, 1994. — 133с.
  165. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  166. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 279 с.
  167. В.И. Формирование распределенного внимания в процессе профессиональной подготовки учителя-музыканта: Дис.. канд. пед. наук.-Минск, 1981.- 188 с.
  168. Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. — 395 с.
  169. П.Л. Формирование исполнительских способностейучителя музыки в процессе профессиональной подготовки: Дисс.канд. пед. наук. Ровно, 1983. — 226 с.
  170. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.-141 с.
  171. Развитие творческой одаренности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 160 С-
  172. Рапацкая Л. А, Левчук Л. Э. Системность общехудожественных знаний как проблема музыкальной педагогики // Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. М.: МПГУ, 1993.-С. 14−22.
  173. Jl.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. 196 с.
  174. О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л.: Музгиз, 1963. -36 с.
  175. H.A., Павлова O.A. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 3: Сборник визуальных дидакт. материалов для учителя и ученика. -СПб.: Информатизация образования, 2002. 73 с.
  176. М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2001. 112 с.
  177. Л.Л. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
  178. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1.-331 с.
  179. А.И. Формирование аккомпаниаторских навыков у студентов-баянистов музыкально-педагогических факультетов: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 166 с.
  180. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1990. -720 с.
  181. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. № 4. — С. 20−23.
  182. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М. Л.: Музыка, 1964.- 187 с.
  183. Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. — № 3. — С. 29−32.
  184. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994,-№ 5-С. 16−21.
  185. Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для препод, и студ. пед. учеб. заведений. М.: Институт практической психологии, 1997. — 104 с.
  186. П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989.-64 с.
  187. В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. — № 5. -С. 45−51.
  188. В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50−56.
  189. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  190. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
  191. Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 608 с.
  192. Л.А. Принципы отбора учебного материала для профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1990.- 196 с.
  193. C.B. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей дошкольной педагогики // Начальная школа плюс До и После. 2003. — № 9. — С. 47−50.
  194. Н.Л. Компетентность как задача повышения квалификации педагогов в ИПК РО // VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»:
  195. Материалы конференции: В 5 т. Т. 3: Педагогика и психология. -Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003.- С. 189−192.
  196. А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
  197. C.JI. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности / Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» / Сост. Г. П. Сергеева. М., 1995. — С.22−48.
  198. Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения на музыкальном инструменте (на материале учебной работы в классе баяна и аккордеона): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. — 177 с.
  199. Г. И. К проблеме музыкальности // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной научно-практической конференции / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М., 1996. — С. 86−87.
  200. Р.Ф. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 1994. — 136 с.
  201. Сэт Э. К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1973. -21 с.
  202. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  203. Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 42−56.
  204. Г. Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  205. Е.Д. Научно-теоретическая компетентность учителя и ее влияние на характер результатов обучения: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб, 1999.-224 с.
  206. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
  207. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  208. .М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 329 с. -Т.2. — М: Педагогика, 1985. — 359 с.
  209. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-534 с.
  210. П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования // Aima mater. Вестник высшей школы. 2003. — № 2. — С. 7−12.
  211. Н.П. Формирование педагогических умений и навыков у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1992. — 22 с.
  212. A.M. Профессиональная культура учителя музыки: Учебное пособие. Мурманск: МГПУ, 2005. — 138 с.
  213. Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1991. 163 с.
  214. Д.H. Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 26 с.
  215. A.B., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений М.: Знание, 1987. — 80 с.
  216. С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. — 516 с.
  217. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. — № 8. — С. 34−41.
  218. Г. М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. O.A. Апраксина. Вып. 10. — М.: Музыка, 1975. -С. 71−85.
  219. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1978. — 361 с.
  220. Черкес-Заде М. Н. Формирование педагогических умений и навыков в процессе учебно-воспитательной практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978.-С. 105−124.
  221. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  222. Е.В. Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 158 с.
  223. В.Д. Введение в психологию (способности человека). М.: Логос, 2002.-159 с.
  224. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 8.-С. 26−31.
  225. Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. -М.: Музыка, 1987. 187 с.
  226. Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. — 206 с.
  227. Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1987.-60 с.
  228. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
  229. Шишов С. Е, Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?// Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№ 2.-С. 58−62.
  230. Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (На материале работы в классе фортепиано): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 134 с.
  231. С.Е. Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук.-Курган, 1999.- 183 с.
  232. О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. — 124 с.
  233. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -Л.: Просвещение, 1967. -266 с.
  234. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
Заполнить форму текущей работой