Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили теоретические положения и концептуальные идеи, разработанные в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе: идеи отечественных психологов и педагогов о связи между обучением и общением (Б.Г.Ананьев, И. А. Зимняя, А. А. Кидрон, Л. П. Петровская и др.) — акмеологическая теория (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина) — системный подход… Читать ещё >

Содержание

  • к
  • Глава 1. Коммуникативная компетентность в профессиональной юридической деятельности
    • 1. 1. Юридическая деятельность и особенности ее коммуникативной подструктуры в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Теоретические подходы к изучению коммуникативной компетентности
    • 1. 3. Сущность, структура и функции профессиональной коммуникативной компетентности юриста
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в условиях учебно-воспитательного процесса вуза
    • 2. 1. Пути и средства развития коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе и педагогических исследованиях
    • 2. 2. Педагогические условия развития профессиональной коммуникативной компетентности в образовательном процессе вуза
    • 2. 3. Критерии оценки уровня развития коммуникативной компетентности юриста и методы их диагностики
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Эмпирическое исследование возможностей развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста в условиях УВП вуза через реализацию авторской программы
    • 3. 1. Этапы проведения, организации и методическое обеспечение опытноэкспериментальной работы
    • 3. 2. Цели, задачи и содержание программы экспериментального обучения
    • 3. 3. Результаты эмпирической проверки эффективности экспериментальной программы
  • Выводы по главе 3

Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование российского общества, становление новой государственности, создание эффективно действующей рыночной экономики и борьба с преступностью потребовали высококвалифицированного правового обеспечения и сделали профессию юриста одной из самых популярных. Широкая востребованность юридических кадров и то влияние, которое оказывают юристы на процессы, происходящие в российском обществе, определили повышение требований к качеству профессиональной подготовки юристов, их компетентности.

В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации постоянно приходится общаться с различными людьми, добиваясь взаимопонимания с ними, поддерживать на должном уровне контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на коммуникативные процессы. Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить как об особом самостоятельном виде профессиональной деятельности. Успешность в достижении профессионально значимого результата в значительной степени зависит от уровня развития коммуникативной компетентности юриста.

Феномен коммуникативной компетентности исследовался в работах С. Л. Братченко, А. А. Деркача, М. Г. Дебольского, Ю. Н. Емельянова, Г. А. Кудрявцевой, А. А. Кидрона, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Л. А. Петровской, Е. В. Сидоренко, Г. С. Трофимовой, Ю. Л. Ханина и др. Исследователями определена структура коммуникативной компетентности, которая состоит из трех компонентов: когнитивного, поведенческого и эмотивно-го. Выявлены источники формирования коммуникативной компетентности, которые условно разделены на объективные и субъективные.

Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел изучалась МХ. Дебольским, О. П. Кондауровой, С. Е. Кораблевым, М. И. Марьиным, И. Б. Свирской, В. П. Трубочкиным, Л. Б. Филоновым и др. Исследователями выявлены особенности коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, определяемые спецификой их профессиональной деятельности: жесткой регламентацией, властными полномочиями, персональной ответственностью, экстремальным характером службы и др. В рамках профессиональной педагогики ставились вопросы развития и совершенствования коммуникативной компетентности сотрудников право-охраны. Вместе с тем, понятие, содержание и сущность профессиональной коммуникативной компетентности юриста — сотрудника правоохранительных органов требуют уточнения и конкретизации.

Вопросами развития коммуникативной компетентности специалистов в системе высшего образования занимались С. В. Дрокина, Г. Е. Жондорова, Т. В. Казанина, В. И. Кашницкий, Л. А. Савенкова, Е. В. Семенова, Г. С. Трофимова, Ф. Б. Хусаинова, Д. В .Ширшов, А. Д. Щербов и др. Определены педагогические и дидактические условия развития коммуникативной компетентности будущих профессионалов в условиях учебно-воспитательного процесса вуза, разработаны технологии развития коммуникативных умений и навыков.

Изучение научно-теоретической литературы показало, что проблема развития профессиональной коммуникативной компетентности (ПКК) юристов — сотрудников правоохранительных органов требует специального исследования, что обусловлено сложившимися противоречиями:

— между социальным заказом общества на высококвалифицированные юридические кадры правоохранительной системы с высокой коммуникативной компетентностью и недостаточной разработанностью технологии реализации социального заказа.

— между осознанием необходимости развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста и недостаточной определенностью в понимании ее содержания и разработанности методологических и технологических основ формирования и развития исследуемого профессионально-значимого качества.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать научную проблему исследования: каковы дидактические условия развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста (сотрудника правоохра-ны) в процессе профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования (ВПО).

Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования:

Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего образования".

Объектом исследования является педагогический процесс развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования.

Предметом исследования являются дидактические условия развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих юристовсотрудников правоохранительных органов.

Опираясь на теоретические положения и эмпирический поиск, была сформулирована гипотеза исследования:

1.Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования будет эффективным при условии:

• разработки комплекса дидактических средств, предполагающих моделирование ситуаций профессионального взаимодействия юриста и качественный самоанализ и осмысление полученного опыта;

• наличия программы целенаправленного развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста через реализацию дидактического комплекса, представляющего собой интеграцию теоретического и практического блоков;

• организации «субъект-субъектного» общения и взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения, диалогичносги между ними.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность дидактических условий и разработанной на их основе программы развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста (сотрудника правоохранительных органов).

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы профессиональной коммуникативной компетентности в научной психолого — педагогической литературе и определить пути и методы целенаправленного развития профессиональной коммуникативной компетентности.

2.Выявить специфические особенности коммуникативной деятельности юриста.

3.Разработать теоретическую модель профессиональной коммуникативной компетентности юриста, определить ее структуру и обосновать дидактические условия ее эффективного развития.

4.Определить показатели и критерии оценки уровня развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста;

5.Разработать программу развития профессиональной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования и опытно — экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ научной литературы по юридической психологии, социологии, педагогике, профессиональной педагогике и другим смежным областям знания, относительно исследуемой проблематикисистематизацияанализ и синтезсравнение и обобщениемоделирование.

— эмпирические: опросные методы (устный опрос — беседа, интервью, письменный опрос — анкетирование) — тестирование начальное и итоговое, сравнение результатовцеленаправленное педагогическое наблюдениеколичественный и качественный анализ продуктов деятельности студентов с использованием статистических методов обработки экспериментальных данных.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения и концептуальные идеи, разработанные в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе: идеи отечественных психологов и педагогов о связи между обучением и общением (Б.Г.Ананьев, И. А. Зимняя, А. А. Кидрон, Л. П. Петровская и др.) — акмеологическая теория (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина) — системный подход к изучению профессиональной деятельности и подготовки специалистов в высшей школе (С.И.Архангельский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.). Методологическими ориентирами послужили системный, личностно — ориентированный, деятельностный, коммуникативно — когнитивный подходы в рамках гуманистической образовательной парадигмы.

В качестве теоретической основы исследования нами приняты теоретические идеи о специфических особенностях юридической деятельности и их влиянии на профессиональное общение юристов (В.Л.Васильев, М. Е. Еникеев, А. Э. Жалинский, М. О. Калашников, В. В. Романов, Н. Н. Силкина, А. М. Столяренко, В. Г. Третьяк, Ю.Ф.Чуфаровский) — идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке (Б.Г.Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Якунин и др.) — теоретические положения концепции личностно — деятельностного подхода к развитию личности (И.Б.Ворожцова, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А.Н.Леонтьев) — идеи о коммуникативно — предметной природе обучения, о единстве познания (учения) и общения как средства психического развития человека (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев) — концепция проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (О.А.Абдуллина, Т. К. Ахаян, В. И. Гинецинский, Г. И. Михалевская, В. А. Сластенин, М.И.Щербаков).

Опытно — экспериментальная работа проводилась на базе Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД РФ. Опытно — экспериментальной работой на разных этапах было охвачено 175 студентов — курсантов 4,5 годичной формы обучения по специальности «Правоохранительная деятельность».

Этапы исследования:

На поисково — аналитическом этапе (2000;2002г.г.) определялся выбор и происходило уточнение проблемы исследованияизучение отечественной и зарубежной научной и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, анализ нормативных и правовых актов регламентирующих общение и деятельность юристов — сотрудников правоохранительных органовизучение современного состояния проблемыформулирование гипотез исследованияразрабатывалась теоретическая модель профессиональной коммуникативной компетентности юриста и выявлялось ее содержание.

На эмпирыко — теоретическом этапе (2002;2004г.г.) осуществлялось выявление значения профессиональной коммуникативной компетентности юриста, содержательное понимание ее основных функций в деятельности сотрудника правоохранительных органов. В ходе эмпирического исследования использовались: стандартизированное наблюдение за процессом взаимодействия сотрудников ОВД с гражданамианкетирование курсантов с целью изучения мотивации поступления в Ижевский филиал Нижегородской Академии МВД РФконтент-анализ сочинений участников контрольной и экспериментальной группопросы руководителей и сотрудников ОВД, психологическое тестированиеразработка авторской программы «Основы коммуникативной деятельности юриста».

НоVTVIOninHOTjmrtnL.-un /¦ИпГ)И.111ГГЧ1Уг)1110Л, 1? 1 ТТОЛЛГГО ПОГЧ-.

11U IKsj-/ VUVllsI и / HAJIU! 1УУ ijsVjjJjYIVljjy HJ wyx^jvlJ | / fH/ lis | ЛJJ ^ ZiWUJC.C.y fl-J j IUJILIVL) возможность создания условий для развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста в рамках опытно — экспериментального обучения курсантов Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД РФ посредством реализации авторской программы «Основы коммуникативной деятельности юриста».

На обобщающем этапе (2005;2006г.г.) осуществлялись: статистическая обработка данных, анализ и обобщение полученных результатов экспериментаформулирование выводов по исходным позициям исследования (достижение цели исследования, решение задач, подтверждение состоятельности основных гипотез исследования).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• Уточнено понятие «профессиональная коммуникативная компетентность юриста», обоснована структура профессиональной коммуникативной компетентности юриста, содержание компонентов, определены основные функции и условия ее развития в системе ВПО.

• Разработаны критерии оценки уровня развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста, на основании которых выделены пять уровней развития ПК К юриста: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

• Разработана теоретическая модель профессиональной коммуникативной компетентности юриста, с опорой на которую обоснована и внедрена в образовательную практику программа развития ПКК юриста «Основы коммуникативной деятельности юриста», представляющая собой комплекс дидактический модулей и реализующая выделенные дидактические условия развития ПКК юриста.

Теоретическая значимость исследования:

• Систематизированы различные теоретические подходы к проблеме коммуникативной компетентности" — уточнено понятие «профессиональной коммуникативной компетентности юриста», выявлены: структура, функций и факторы развития ПКК юриста с учетом специфики деятельности правоохранительных органов.

• Раскрыта структура профессиональной коммуникативной компетентности юриста как комплекс взаимосвязанных компонентов: информационно — коммуникативного, аффективно — коммуникативного и регу-лятивно — коммуникативного.

• С позиции системного подхода теоретически обоснованы критерии оценки уровня развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста.

Практическая значимость исследования:

• Совокупность теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволяет усовершенствовать на основании, выделенных дидактических условий и критериев оценки систему профессиональной подготовки юристов (сотрудников правоохранительных органов).

• Создана учебная программа «Основы коммуникативной деятельности юриста», реализующая авторский дидактический комплекс, которая внедрена в Ижевском филиале Нижегородской Академии МВД РФ и может быть использована в системе повышения квалификации сотрудников МВД России.

Обоснованность и достоверность основных результатов, положений и выводов исследования обеспечивалась непротиворечивостью исходных методологических оснований, теоретической обоснованностью и валидностью использованных диагностических методик, репрезентативностью эмпирического материала, использованием методов математической статистики, оценкой значимости полученных различий при помощи вычисления коэффициента значимости по критерию Стьюдента.

Основные положения, выносимые на защиту.

1 .Профессиональная коммуникативная компетентность юриста — это качественная характеристика субъекта профессиональной юридической деятельности, которая определяется как способность к целесообразному, в рамка поставленных профессиональных задач, процессуальному и не процессуальному взаимодействию, с учетом правовых норм и коммуникативных возможностей партнера и предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.

2. Модель профессиональной коммуникативной компетентности юриста состоит из трех структурных компонентов: информационно — коммуникативного, аффективно — коммуникативного, регуляционно — коммуникативного, актуализация которых обеспечивает повышение уровня профессиональной коммуникативной компетентности юриста.

3. Развитие ПКК юриста осуществляется при соблюдении ряда дидактических условий: интеграции лекционного курса и группового тренингаравноправного «субъект — субъектного» взаимодействия преподавателя и студентов в форме диалогасоздания в процессе обучения ситуаций имитирующих профессиональную деятельность и тренировки профессиональных уменийрефлексии и осмысления полученного опыта.

4. Использование программы «Основы коммуникативной деятельности юристов» в системе ВПО позволяет повысить уровень развития профессиональной коммуникативной компетентности юриста и каждого из ее структурных компонентов, в частности, перевести с уровня «ниже среднего» на «средний» и «выше среднего», а со «среднего» уровня на «выше среднего» и «высокий» уровни.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД РФ. Основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования были представлены и обсуждены на научно — практических конференциях и семинарах различного уровня: международных научно-практических конференциях (Балашов, 2003; Саратов, 2004) — региональных научно-практических и методических конференциях (Ижевск, 2001, 2002, 2003, 2005) — аспирантских семинарах (2001 — 2005) и нашли свое отражение в научных публикациях. Всего по теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 216 наименовании и приложения.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, цель достигнута, поставленные задачи решены.

Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития ПКК юриста в условиях УВП вуза. Изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в дальнейшем разработка системы интегрированных программ профессиональной подготовки юристов — будущих сотрудников правоохранительных органов, включающие следующие проблемы: разрешение конфликтов в деятельности сотрудников ОВД и саморегуляцию эмоциональных состояний.

Заключение

.

Повышенное внимание к проблеме профессиональной коммуникативной компетентности юриста — сотрудника правоохранительных органов, * обусловлено изменением концепции деятельности правоохранительных органов, в частности повышением требований к профессионализму и компетентности сотрудника ОВД, который должен ориентироваться не только в узко профессиональных вопросах, но и владеть комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих понимать других людей, уметь оказывать влияние, управлять процессами взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста. -Нижний Новгород, 2000. 80с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд — во МГУ, 1990. 240 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания,— М.: Наука, 1977. 380 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания,— JI.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.
  5. .Г. Воспитание характера школьника. Л.: Л-ский городской институт усовершенствования учителей, Вып. № 7, 1941. 84 с.
  6. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
  7. Г. М. Социальная психология: Учебник, — М.: Наука, 1996, 416 с.
  8. И.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. 2000. 19 с.
  9. П.К. Избранные труды. Философский аспект теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.3−19.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 104 с.
  12. И. Я Вас слушаю. М., 1998,112 с.
  13. В.Н. Системность. Восприятие. Общение, — М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  15. Н.Н., Петровская Л. А. К вопросу о методах активной подготовки к педагогическому общению. // Сов. Педагогика, 1992, № 71. С. 59−63.16
Заполнить форму текущей работой