Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обуславливается одним из наиболее важных приоритетов государственной политики России — расширением экспорта образовательных услуг, способствующих реализации геополитических и экономических интересов нашей страны, а также тенденций глобализации в радикальных технологических изменениях в обществе и, особенно, образовательных процессах. Современное образовательное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
    • 1. 1. Математическая компетентность иностранных студентов технических специальностей как психический феномен и цель обучения математике
    • 1. 2. Функции процесса формирования математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНОСТРАННЫХ ИНЖЕНЕРОВ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ
    • 2. 1. Педагогические условия управления формированием «математической компетентности иностранных студентов»
    • 2. 2. Обоснование эффективности процесса «формирования математической компетентности иностранных студентов»
  • Выводы по второй главе

Формирование математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обуславливается одним из наиболее важных приоритетов государственной политики России — расширением экспорта образовательных услуг, способствующих реализации геополитических и экономических интересов нашей страны, а также тенденций глобализации в радикальных технологических изменениях в обществе и, особенно, образовательных процессах. Современное образовательное пространство обладает рядом особенностей мировоззренческого, организационного и методического характера, определяющих направления его дальнейшего развития. Транснациональное производство, усиленное интегральными технологическими переменами, в частности, информационными и коммуникационными технологиями и развитием электронной связи, предъявляют усиленные экстерриториальные требования к качеству профессионального образования и его фундаментальной составляющей. Тенденция интернационализации предопределила конкуренцию региональных вузов и программ дистанционного образования, предлагаемых ведущими университетами мира. Существует и обратная тенденция транснациональному образованию — протекционизм, понимаемый как политические преграды для деятельности иностранных университетов. Эти тенденции оказывают существенное влияние на усиление процесса глобализации вузов, а именно, их превращение в учебные заведения с глобальной ориентацией на мировой образовательный рынок. В академическом плане российская высшая школа имеет необходимые стартовые условия для повышения конкурентоспособности на мировом рынке образования. В 2002 году были приняты «Основные положения Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях».

Тенденция интернационализации образования и возрастания роли международной сотрудничества в современном профессиональном образовании обусловили актуализацию такого направления деятельности российских вузов как обучение иностранных студентов, в том числе и на предвузовском этапе, особенностями которого (А.И. Сурыгин) является обучение на неродном языке с параллельным овладением языком обучения, ориентированным на определенную профессиональную область с учетом национально-специфического опыта учебной деятельности, в условиях интенсивной социально-биологической адаптации и межкультурного взаимодействия.

Следует отметить, что для развития экспортной деятельности вузов России характерна тенденция возрастания числа желающих обучаться математике, информатике, инженерным специальностям, причем главной целью процесса обучения математике становится создание условий для развития математической подготовки каждого иностранного студента инженерного профиля. Новые государственные стандарты специальностей и направлений обязывают расширять и углублять содержание преподаваемых разделов математики для большинства технических специальностей, вводить все больше специальных и дополнительных разделов для отдельных специальностей и направлений (А.Суханов, И. Федоров). Требования выпускающих кафедр инженерного факультета к математической подготовке иностранных студентов, включая и освоение ими математической терминологии на русском языке, увеличение количества различных разделов математики, изучение которых регламентировано новыми государственными стандартами и снижение числа аудиторных часов, отводимых на изучение курса при недостаточном уровне базовой математической подготовки усиливают рассогласованность в преподавании курса математики для иностранных студентов инженерных специальностей.

Анализ психолого-педагогических источников показал, что вопросы по совершенствованию математического образования студентов, в том числе и студентов инженерного профиля, разрабатываются в направлениях развития теории математической готовности специалистов технического вуза (Г.А. Бо-карева), готовности к инженерно-проектной деятельности (НЛО. Бугакова), готовности к выбору профессии (М.Ю. Бокарев), фундаментализации и профессионализации процесса обучения математике (И.А. Володарская, В.М. Тихомиров), информационно-компьютерной готовности инженера (В.А. Денбров,.

И.Б.Кошелева, А.П. Семенова) — потребности в профессионально-ориентированных знаниях как компоненту в структуре готовности будущего морского специалиста к профессиональной деятельности (Е.Н. Кикоть), военно-инженерной готовности (К.В. Греля), профессиональных убеждений студентов технических вузов в составе готовности к профессиональной деятельности (Е.А. Мажаева), профессиональной компетентности военного инженера (А.Ю. Орешков) — фундаментальной компетентности морского инженера (Н.А. Репин). Известна теория профориентированного обучения дисциплинам математического цикла, в частности, система дидактических принципов отбора содержания с целью развития интеллектуальной культуры инженера при усвоении математики и математических методов: принципов преемственности, структурности, предикативности, системной дифференциации, заданного обучения (М.Ю. Бокарев). При этом в исследованиях в качестве целей учебного процесса выступают: формирование системы качеств прикладных знаний при обучении студентов математике (И.Л. Куликова), развитие интеллектуальной сферы студентов технического вуза в процессе обучения математике с применением компьютерных технологий (Р.А. Жаренкова) — развитие критического мышления студентов в процессе обучения математике (С.А. Горькова). Изучались факторы успешности обучения студентов математике в техническом вузе (А.В. Смирнов, М.Н. Матвеев). Проведен ряд исследований, в которых рассматривались формирование в процессе обучения математике в техническом вузе готовности к профессиональному саморазвитию (И.Г. Ильина), готовности к профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения математике (М.С. Чванова, М.В. Вышобокова). Изучена сущность математического аспекта готовности к будущей профессиональной деятельности как самостоятельной целостности и особенности математической подготовки студентов к изучению специальных дисциплин как элемента математической готовности к профессиональной деятельности (Г. А. Бокарева). Таким образом, в научном знании исследуются различные вопросы совершенствования процесса обучения математике в техническом вузе, но вышеупомянутые исследования не затрагивали особенностей математической подготовки иностранных студентов.

В этой связи отметим, что педагогические исследования в сфере профессиональной подготовки иностранных студентов представлены разработками в области русского языка как иностранного (О.Ю. Искандарова, И. Г. Чуксина и другие), а также описанием предвузовской подготовки иностранных студентов как целостной педагогической системы (А.И. Сурыгин), интенсификации предвузовской подготовки иностранных студентов на основе личностной ориентации обучения (С.Б. Калашникова), научно-педагогического обеспечения аккультурации иностранных студентов в российских вузах (Н.К. Маяцкая), разработке модели выпускника подготовительного факультета в пространстве предвузовского математического образования (Т.И.Кузнецова) — формирования готовности иностранных студентов инженерных специальностей к обучению в российских вузах (J1.0. Курышева), теории и практике обучения математике в информационно-педагогической среде, базирующихся на материалах китайских трактатов XII — XIV веков, (В.К. Жаров), возможностям информационных технологий в процессе создания условия адаптации иностранных студентов (А.Я. Алеева, Э. Г. Азимова, Е. А Власова, О.И. Моргун-Руденко и др.).

Успешность в приобретении иностранными студентами профессиональных и общенаучных знаний, в частности, математических, на неродном языке во многом зависит от сформированности у них познавательного интереса (B.C. Ильин, Г. А. Бокарева, Е. Н. Кикоть, Т. А. Медведева и др.). Однако недостаточно изучена взаимосвязь мотивации в овладении математическими методами познания и исследования явлений и процессов окружающего мира и развитием профессиональной компетентности современных инженеров. В педагогической теории и практике не изучены с достаточной полнотой вопросы о составе и структуре фундаментальной математической готовности иностранных студентов инженерных специальностей, обучающихся в российских вузах на предву-зовском этапе к последующему обучению инженерной деятельности. В педагогической практике эта идея реализуется недостаточно: отсутствует концептуальная модель формирования математической компетентности иностранных студентов на предвузовском этапе обучения.

В этой связи установлено противоречие между объективной потребностью трансконтинентального социума в расширении фундаментальной, в том числе и математической, компетентности иностранных специалистов технического профиля и недостаточной разработанностью научного знания в области совершенствования процесса формирования и развития фундаментальной математической компетентности иностранных студентов технических специальностей на всех этапах обучения, включая и предвузовский этап.

Это противоречие определило постановку проблемы исследования: формирование математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах.

Объект исследования: профессионально-ориентированный процесс обучения иностранных студентов в российских вузах.

Предмет исследования: процесс довузовского обучения иностранных студентов математике, развивающий их математическую компетентность.

Цель исследования: разработать педагогические условия профориенти-рованного процесса обучения математике иностранных студентов технических специальностей на предвузовском этапе, развивающего фундаментальную математическую компетентность.

Гипотеза исследования: процесс обучения иностранных студентов математике на предвузовском этапе будет профессионально ориентированным на их последующее обучение в российских вузах и на конкурентоспособную деятельность в любой языковой среде, если:

— в номенклатуру целей этого процесса введена «математическая компетентность иностранных студентов в российских вузах» как психический феномен и компонент процесса;

— предметное содержание математических дисциплин детерминируется профориентационной функцией и отбирается в соответствии с дидактическим принципом проектирования структурных блоков содержания фундаментальных математических дисциплин;

— профориентированная дидактическая среда обучения математике иностранных студентов инженерных специальностей включает систему дидактических средств и методов, в том числе, когнитивные карты формирования математических знаний на неродном языке.

Для проверки выдвинутой гипотезы в соответствии с тенденциями продвижения российских образовательных услуг на международный рынок, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить и описать сущностные характеристики вводимого понятия «математическая компетентность иностранных студентов в российских вузах»;

2. Описать состав «компетентности» как прогностической цели предву-зовского процесса обучения естественнонаучным дисциплинам на неродном языке и как психического феномена, динамику его развития;

3. Выявить функции математической компетентности иностранных студентов, развивающие их фундаментальную математическую готовность к обучению в российских вузах;

4. Расширить систему дидактических принципов профориентированного процесса обучения иностранных студентов технических специальностей путем введения принципа проектирования структурных блоков содержания фундаментальных математических дисциплин;

5. Разработать адекватный цели дидактический комплекс, способствующий формированию и развитию математической компетентности иностранных студентов технических специальностей, обучающихся в российских вузах.

Методологической и общенаучной основой исследования являются теории системно-структурного анализа, целостности образовательного процесса, дифференциально-интегрального подхода к анализу педагогических явленийцелостности личности и ее развития в обучениисовременные теории психологии социального познаниясоциальной педагогикипсихологии профессионализмаа также — педагогико-статистическая методология как система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей в структуре, динамике и взаимосвязи исследуемого психолого-педагогического явления.

Концептуально-методологическую основу исследования определяют: теории общей и педагогической психологии развития личности (И.А. Зимняя,.

A.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн) — фундаментальные теории системного анализа социальных и педагогических процессов (И.В. Блауберг, Ю. М. Иванов, Н. В. Кузьмина, Ф. И. Перегудов, В. А. Садовничий, В.П. Тара-сенко, Э. Г Юдин и др.), основы развития готовности к профессиональной деятельности студентов различных специальностей (Г.А. Бокарева, М. Ю. Бокарев,.

B.C. Ильин, Б. В. Гнеденко, В. П. Ефентьев, Е. Н. Кикоть, И. Л. Куликова, С. Н. Мухина, А. П. Семенова и др.), теории системного подхода в педагогических исследованиях (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Ю. В. Бабулевич, В. П. Беспалько, М. Ю. Бокарев, Г. А. Бокарева, Ю. М. Иванов, А. С. Лобанов, З.А. Ре-шетова, О. О. Чернова, В. Д. Шадриков и др.) — индивидуализации процесса обучения (О.С. Гребенкж, Т. Г. Гребенюк, А. А. Кирсанов, М. В. Кларин, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др.), деятельности и ее субъекте (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др.), деятельности общения и отношений личности (А. В. Мудрик, В. А. Ядов и другие), теории активности познавательной деятельности и творчества (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), творческого характера педагогической деятельности (В.В. Краев-ский, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский и др.), структурирования содержания учебного предмета, единства содержательного и процессуального в обучении (Г.Д. Дмитриев, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин), методологии принципов построения образовательных систем (В.И. Бегун, A.M. Новиков, А.Я. Пырский), дидактических принципов и закономерностей обучения в высшей школе (А.В.Коржуев, В.А. Попков) — принципов моделирования профессиональных компетенций (Г.А. Бокарева, М. Ю. Бокарев, НЛО. Бугакова, Е. С. Врублевская, Е. Н. Кикоть, СВ, Плотникова, С. А. Татьяненко и др.), теории педагогических и информационных образовательных технологий (В.П. Беспалько, М. Ю. Бокарев, А.В. Кор-жуев, Е. С. Полат, В. А. Попков, Л. Д. Столяренко, О. К. Филатов, А. В. Хуторской, Д. В. Чернилевский и др.) — математических основ инженерного образования (Э.Ф. Беккенбах, И. И. Блехман, А. П. Ершов, М. Клайн, Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Мышкис, ЯГ. Пановко и др.).

Особое значение для нашего исследования имеет дифференциально-интегральный подход к исследованию педагогических явлений и процессов (Г.А. Бокарева, М.Ю. Бокарев).

В решении поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс научно-исследовательских методов: теоретические — междисциплинарный логико-семантический анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, философской и социологической информацииобобщение массового и передового педагогического опытасравнительно-сопоставительный анализ педагогических систем непрерывной подготовки иностранных специалистов в вузеструктурно-функциональное педагогическое моделирование процесса обучения студентов дисциплинам «Математика» и «Информатика" — экспериментальные — локальный и лонгитюдный эксперименты, анкетирование, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, динамический мониторинг, сравнительный анализ педагогических систем.

Информационная база исследования. В качестве информационных источников диссертационного исследования использованы: а) научные публикации, материалы конференций, симпозиумов, б) статистические материалы, информация ЮНЕСКО по образованиюв) официальные нормативные документы Российской Федерацииг) результаты расчетов, проведенных в ходе диссертационного исследованияд) информационные ресурсы Internet.

База исследования: Российский университет дружбы народов, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Учебно-образовательный центр «Уникум» при Российском университете дружбы народов.

Организация исследования.

Диссертационное исследование выполнялось с 2001 по 2007 годы, частично в рамках госбюджетной научно-исследовательской работы Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота «Проблема повышения системности подготовки специалистов с высшим техническим морским образованием» (per. № 091.280, 2006 — 2007 гг., науч. рук. Бокарева ГЛ.). В целом исследование проводилось в течение семи лет и состояло из нескольких этапов.

На первом, организационно-концептуальном, этапе (2001 — 2003) изучались и анализировались научные психолого-педагогические теории по профессиональной подготовке иностранных специалистов технического профиля в российских вузахнакапливался и анализировался эмпирический материалосуществлялась практическая педагогическая деятельность по преподаванию математики иностранным и российским студентам и школьникам. Был выполнен анализ современного состояния фундаментальной математической составляющей при осуществлении предвузовской подготовки иностранных студентов инженерных специальностей. На основе этого разрабатывался замысел, формировалась методологическая база исследования, были определены цели исследования, его задачи, формировалась гипотеза исследования, определялись возможные направления их совершенствования. На основе дифференциально-интегрального подхода разрабатывалась и уточнялась модель фундаментальной математической компетентности как перспективной прогностической цели профориентированного обучения математике иностранных студентов на пред-вузовском этапе.

На втором этапе, содержательно-методологическом (2003 — 2004), выполнялся анализ и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальных исследований. Изучались сущность, состав и динамика развития фундаментальной математической готовности иностранных студентов технических специальностей к их последующему обучению на вузовской ступени. Разрабатывалось дидактическое обеспечение профориентированного процесса обучения математике и система заданий для организации личностно-ориентированной, профессионально-направленной самостоятельной работы иностранных студентов. Подготовка учебно-методического комплекса для иностранных студентов осуществлялась адекватно поставленным целям исследования на основе дифференциально-интегрального подхода. Проведен обучающий эксперимент, осуществлен количественный и качественный анализ его результатов.

На третьем, практико-экспериментальном этапе (2005 — 2007), осуществлялся завершающий эксперимент, систематизация и обобщение его результатов. Проводилась апробация комплекса учебно-методических материалов для иностранных студентов технических специальностей. Осуществлялись публикации итогов исследования и применение методов математической статистика для обработки полученных данных, формулировались базовые выводы работы. Оформлялись полученные результаты в виде кандидатской диссертации.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории профессионально ориентированного обучения иностранных студентов путем введения нового дидактического принципа проектирования структурных блоков содержания фундаментальных математических дисциплин, придающего этому процессу профессиональную направленность и позволяющему развивать их готовность к обучению в российских вузах.

Определена адекватная система педагогических закономерностей, раскрывающая сущность процесса формирования и развития у иностранных студентов технических специальностей математической компетентности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые введено понятие математической компетентности иностранных студентов инженерного профиля, раскрыта его сущностные характеристики как педагогической цели и компонента профориентированного процесса обучения, в том числе:

— на основе развиваемого дифференциально-интегрального методологического подхода в единстве с методом педагогического проектирования разработана дифференцированная динамическая модель «компетентности», детерминируемая ее функциями в предпрофессиональной подготовке студентов из зарубежных стран в российских вузах, что развивает методологические основы структурирования целостных образований личности;

— на основе междисциплинарных связей лингвистических и общеобразовательных дисциплин впервые введен дидактический принцип проектирования структурных блоков содержания фундаментальных математических дисциплин, что значительно расширяет систему методологических принципов структурирования содержания;

— определен и обоснован качественно новый подход к организации и проведению практических занятий для иностранных студентов математических специальностей, основанный на формировании индивидуальных многоязычных когнитивных карт системы формирования математических знаний как средства развития «математической компетентности».

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются методологической обоснованностью исходных позиций, обеспечиваются научной методологией дифференциально-интегрального подхода как его теоретической основытеорией профориентированного процесса обучения в высшей школеиспользованием комплексных методов, соответствующих целям и задачам исследованияоптимальным сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальных данныхрепрезентативностью и большим объемом таких данных, согласованностью разработанных положений с теоретическими положениями педагогической наукиположительными результатами внедрения выводов исследования в практику обучения иностранных студентов на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин в Российском университете дружбы народов и в практику довузовского обучения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактического комплекса профессионально-ориентированных пособий по дисциплине «Математика» для иностранных студентов технических специальностей. Этот комплекс апробирован в экспериментальном обучении иностранных студентов инженерных специальностей на предвузовском этапе в Российском университете дружбы народов и может быть применен в российских вузах при обучении студентов из зарубежных стран.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Математическая компетентность иностранных студентов технических специальностей в российских вузах на предвузовском этапе процесса обучения как прогностическая цель этого процесса структурируется взаимосвязями пяти компонентов (интегративно-целевой, мотивационно-гносеологический, креативно-содержательный и операциональный), при этом системообразующим является креативно-содержательный компонент как фактор структурирования трех уровней развития исследуемого свойства личности.

2. Расширение дидактических принципов высшей школы введением принципа проектирования структурных блоков содержания фундаментальных математических дисциплин обусловливает практическую реализацию профориенти-рованных функций процесса обучения иностранных студентов технических специальностей в российских вузах,.

3. Дидактическая среда, закономерно включающая функциональные когнитивные карты, обуславливает целенаправленное управление процессом развития математической компетентности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения получили одобрение на научных конференциях и семинарах: Всероссийской конференции «Теоретические и методические основы технологий предвузовского обучения российских и иностранных студентов» (Москва, ноябрь 2005) — Всероссийской научно-методической конференции «Современное образование: традиции и новации» (Томск, февраль 2006) — XVII и XVIII Всероссийских конференциях по проблемам математики, информатики, физики и химии и методики преподавания математики (Москва, апрель 2006, апрель 2007) — Межвузовском научно-практическом семинаре по предвузовской математической подготовке российских и иностранных студентов (Москва, май 2006, апрель 2007), на Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование качества профессионального образования в университете» (Братск, март 2007), на Научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (Ростов на Дону, 2007), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника университета начала XXI века». — Пермь (2007). Научные результаты на различных этапах исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Института профессиональной педагогики при Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и на заседаниях кафедры математики и информатики Российского университета дружбы народов.

Базовые результаты исследования были отражены в учебных пособиях, научных статьях, докладах и тезисах. Внедрение результатов исследования осуществлялось и по такому направлению, как непосредственная педагогическая деятельность автора: лекции, семинарские и лабораторные занятия, руководство научно-исследовательской работой учащихся и студентов по проблеме. В исследовании принимали участие курсанты и студенты Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, студенты подготовительного факультета Российского университета дружбы народов — всего более пятисот человек. На отдельных этапах выполнения исследования дидактические эксперименты проводили опытные преподаватели под нашим руководством.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, 20 схем, таблиц и рисунков, 141 страница текста.

Выводы по второй главе.

В модель формирования математической компетентности иностранных студентов мы включаем принципы, на которые опирается процесс формирования математической компетентности и блоки реализации этого процесса, к числу которых мы относим: принцип целеполагания, заключающийся в том, что содержание обучения должно быть направлено на реализацию целей математического образования иностранного студента, достижения уровня математической подготовки, необходимого для овладения курсом математики на предвузовском этапе обучения- • принцип интеграции содержания обучения предполагает становление взаимосвязей между отдельными составляющими разделов, получение единого содержания, предусматривающего непрерывную профессиональную подготовку- • принцип функциональной полноты заключается в том, что всякая образовательная система не может функционировать успешно, если набор ее систем не является функционально полнымпринцип преемственности проявляется в содержании, порядке изучения различных разделов курса- • принцип профессионально-педагогической направленности, разработанный А. Г. Мордковичем, включает фундаментализм, бинарность, непрерывность- • принцип систематичности отражает специфику математики как целостного объекта, являющегося сложной системойпринцип личностной ориентации заключается в том, что через содержание обучения и дифференциацию учебного процесса обеспечивается формирование и развитие приемов мыслительной деятельности каждого студента. Эти принципы наиболее эффективно реализуются в совокупности с введенным нами дидактическом принципе проектирования структурных блоков содержания фундаментальных математических дисциплин, в соответствии с которым профессионально-ориентированное содержание дисциплины «математика» для иностранных студентов технических специальностей на предвузовском этапе определяется с учетом цели, задач, процессов усвоения знаний и может быть представлено следующими блоками: предметно-математическим блокомметодико-математическим блокомличностно-профессиональным блокомструктурно-лингвистическим блоком.

Увеличение динамичности и сложности процесса обучения, качественное и количественное изменение учебной информации выступали факторами непрерывных изменений в требованиях к средствам обучения. Использование аудиовизуальных, в частности информационно-экранных средств, в процессе предвузовской подготовки мы связали не только с сообщением обучаемым определенных знаний по конкретной дисциплине (в нашем исследовании — по дисциплине «Математика»), но и с формированием культурных и эстетических идеалов, мировоззрения и активного отношения будущих специалистов к окружающему миру. Как показал эксперимент, использование таких средств при рациональных затратах времени и усилий педагога и студентов позволило реализовать основные дидактические принципы процесса обучения и обеспечить эффективность решения поставленных задач на этапе предвузовской подготовки.

Примененный нами дифференциально-интегральный подход (Г.А. Бокарева, М.Ю. Бокарев) к анализу и проектированию модели математической компетентности, выделению в ее структуре дифференциаций в виде свойств и качеств личности, позволило далее наметить пути организации системы не только обучения, но и воспитания, причем индивидуализация, и дифференциация осуществлялась на всех ступенях обучения. Так, мы придавали особое значение для решения, например, многоаспектной задачи эффективного использования презентаций как информационно-экранных средств в учебном процессе имеет исследование особенностей восприятия и запоминания экранной информации и действующих механизмов начального этапа ее усвоения. В этой связи был осуществлен анализ вопросов, связанных с построением формы учебных презентаций на основе дидактических, психофизиологических и эстетический требований. Оказалось, что организационные формы построения и использования экранного материала с учетом эстетических и семиотических требований способны не только оптимизировать обучение, но и эстетически развить студента, активизировать его творческие способности, способствовать повышению общей культуры и, несомненно, создать благоприятные предпосылки для освоения учебных дисциплин на вузовском этапе обучения.

Внедрение в учебный процесс системы обучения математике на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов осуществлялось с учетом использования учебных презентаций, форм визуального перцептивного поля, возникающего при восприятии экранной информации на качество усвоения учебного материала.

Заключение

.

Изменившиеся социально-экономические и политические условия актуализируют роль и значение человека в обществе. Осознание личности человека как абсолютной ценности, источника прогресса, творца самого себя и обстоятельств своей жизнедеятельности инициирует переосмысление подходов к осуществлению процесса профессионального становления будущего специалиста, в том числе и специалиста технического профиля. В свою очередь это приводит к необходимости пересмотра целей и задач обучения математике в техническом вузе, и прежде всего, их относительной ценности в математическом образовании каждого конкретного студента.

Главной целью процесса обучения математике иностранных студентов технических специальностей в российских вузах становится создание условий для развития математической компетентности каждого студента. При этом математическая подготовка должна обеспечить: готовность успешного продолжения обучения в техническом вузесоциально-психологическую адаптацию иностранных студентов в иноязычной культурной средеспособности для познания окружающего мира. Очевидно в этой ситуации само понятие «математическая компетентность иностранных студентов технических специальностей» должно наполняться новым содержанием, меняться, преобразовываться.

Провозглашая гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, «система математического образования инженеров на сегодняшний день, в целом, далека от реализации данных принципов» (Ю.В. Кузнецов). Так, цель математического образования инженеров состоит, как правило, не в воспитании деятельных способностей личности студента, а в усвоении знанийсодержанием образования выступает уровень усвоения программного материала, а не уровень развития личности как интегральный результат деятельности студента с содержанием обученияпассивная потребительская позиция студентов не сменяется на активную, исследовательскую, продуктивную, то есть самостоятельнуюпреподаватель остается передатчиком учебной информации, а не превращается в организатора творческой, самостоятельной работы студентов.

Математическая компетентность иностранных студентов технических специальностей в российских вузах как целостное свойство личности проектируется как перспективная цель процесса обучения математике на предвузов-ском этапе в российском вузе.

Исходя из представлений психологов и педагогов о структуре личности, «математическая компетентность иностранных студентов технических специальностей в российских вузах» как целостное свойство личности структурируется взаимосвязью системных компонентов — креативно-содержательного, включающего теоретические, прикладные, исторические и профессионально-ориентированные математические знания, которые являются базой для усвоения знаний общетехнических и специальных дисциплинмотивациоппо-гносеологического, включающего умения решать задачи для последующего применения математических методов в технических приложениях, общие интеллектуальные умения и специальные математическиеинтегративно-целевого, включающего стремление, увлечение, потребность в углублении математических знаний и умений, навыков творческого применения их в различных видах учебной деятельности, понимание значения математики для дальнейшего успешного обучения в техническом вузе, для приобретаемой специальности, для общей культурыоперационального, который выделяем как потенциал развития нравственных и деятельностных качеств будущего специалиста.

Наиболее эффективно процесс усвоения знаний математики воздействует на математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах, если в нем реализуется единство функций: функции прикладной значимости математики, когда студенты стремятся углубить свое понимание ее практического использованияфункции актуализации развития мыслительных способностей студентов таких как обобщение, рассуждение по аналогии, путем ассоциаций, интуитивные рассуждения и другиекультурообразующей, способствующей повышению культурного уровня иностранных студентов технических специальностей, обучающихся в российских вузах.

Формирование математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах описывается системой уровней. Выделение уровней формирования и развития математической компетентности основано на общих идеях философов, психологов и педагогов об уровнях развития. При этом используется телеологический признак: высшим считается уровень, более всего соответствующий целям общества. Чем выше уровень развития математической подготовки студентов к изучению специальных дисциплин как целостного свойства личности, тем совершеннее внутренние и внешние связи состава математической подготовки. Выделенные уровни математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах дают возможность диагностировать как исходное, так и текущее состояние этого свойства личности и на этой основе целенаправленно строить процесс формирования математической компетентности.

Результаты педагогического эксперимента, проведенного на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, показали, что разработанная и внедренная автором концепция формирования математической компетентности иностранных студентов технических специальностей, обучающихся в российских вузах, позволяет оптимизировать представление профессионально-ориентированных знаний на неродном языке и качественно изменить методы и организационные формы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука. 1974. — 248с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973. -288 с.
  3. А.Н. Система: философская категория и реальность. -М: Мысль, 1976.
  4. В.Т. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров II Высшее образование в России. 1993. — № 2. — С. 96−98.
  5. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: Автореф. дисс.. д-ра пед.наук.- Екатеринбург, 1997.-42 с.
  6. Г. М. Психология социального познания. Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997.- 239 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.- 36 с.
  8. А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Дис. в виде научн. докл. д-ра психол. наук. М., 1996.
  9. Ю.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды/ Сост. Ю.К. Ба-банский.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  10. В.Н. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004.-№ 11.-С. 15−22.
  11. И.Байкова JI.А., Гребенкина J1.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.
  12. М.Батышев С. Я. Профессиональное образование. М., 1999. 904 с.
  13. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения.- СП.: Изд-во «Свет», 1997.-396 с.
  14. П.Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. -СПб., 1999.-289 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-188 с.
  16. В.М. Вопросы общественного воспитания. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. — М., 1990.-С.504.
  17. А.И., Дриенски Д. П., Перлаки И. М. Научно-техническая революция и инженерное образование / Под ред. Савельева АЯ. М.: Высшая школа, 1988 .-420 с.
  18. И.В., Садовский В. Н. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1971. — 48 с.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.- 270 с.
  20. О.П. Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. -С. 44−48.
  21. М.Ю. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах подготовки (лицей-вуз): Автореф. дис.. канд. пед наук.- Калининград, 2000.- 16 с.
  22. М.Ю. Принцип преемственности в построении содержания математики на основе аналогий // Сб. научных трудов. Вып.42: Проблемы учебно-воспитательного процесса. — Калининград: БГА РФ.- 2001. — С. 4−6.
  23. М.Ю. Профессионально ориентированный процесс обучения в комплексе «лицей-вуз»: теория и практика. Монография.- М.: Издательский цент АПО, 2002.-232 с.
  24. Г. А. Воспитание потребности в знании математики у старшеклассников: Автореф. дисс.. канд.пед. наук. -М., 1971.- 24 с.
  25. Г. А. Дидактические проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1989.
  26. Г. А. О диагностике уровня готовности студентов к профессиональной деятельности // Новые исследования в педагогических науках. № 2. М.: Педагогика, 1987. — С. 63−67.
  27. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Калининград кн. изд-во, 1985. — 284 с.
  28. Е.В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технология. Ростов-на-Дону, 1995.- 180 с.
  29. Г. К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Самара, 2005.-28 с.
  30. Л.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М, 1981. 43 с.
  31. Т.А. Непрерывная математическая подготовка в системе «с~суз-вуз» на математикой): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998.- 16 с.
  32. A.M. Проблемы оптимизации курса математики в техническом университете (для специальностей с непрофилирующей математи-кой):Автореф. дис. .канд. пед. наук. Новосибирск, 1998.-16 с.
  33. Е.А. Профессиональная направленность обучения высшей математике студентов технического вуза: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000. 223 с.
  34. С.И. Основы принятия решений о профессиональном выборе. -М., 1996 .-110 с.
  35. В.Т. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции в условиях широкой социальной конкурентности: Дисс. канд. пед. наук. Армавир, 2001.-165 с.
  36. В.Н., Романкова Л. И. Социальные технологии в образовании // Высшее образование в России.-1998.-№ 1.-С.28−38.
  37. С.М. Профессиональное образование: Словарь ключевых понятий. Актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999. — 538 с.
  38. О.С. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ 1/Высшее образование в России. 2005.-№ 24.-С. 3641.
  39. И.Я., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения // Современная высшая школа. -1988.-№ 2.-С. 143−150.
  40. Е.С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетенции: Дисс. канд. пед. наук.-Челябинск, 2002.- 168 с.
  41. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Альма Матер.- М.-1999. № 3.
  42. .С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  43. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995.- 448 с.
  44. А.Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста // Высш. образование в России. 1994. -№ 2.- С.21−23.
  45. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976 — 495 с.
  46. .В. Математическое образование в вузах. М.: Высшая школа, 1981.- 174 с.
  47. О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования// Высшее образование в России. -1994.-№ 4.
  48. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 577 с.
  49. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности, — Калининград: Изд-во «Янтарный сказ», 2000.-635 с.
  50. В.А. Педагогические условия компьютерно-информационной подготовки специалистов в региональном учебно-методическом центре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2000.- 16 с.
  51. Т.М. Технология довузовской подготовки как средство развития готовности абитуриентов к учебной деятельности в вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Калининград, 2000.-16 с.
  52. А.Н. Развитие образования в современном мире.-М.:ВЛАДОС, 1999.-198 с.
  53. О.В., Шатуновский B.J1. Современные методы и технологии в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.-191 с.
  54. Н.В., Гурьев Г. А. Алгоритмизация процесса обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. 2006. -№ З.-С. 150−152.
  55. М.И., Кандыбович J1.A. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза.- Минск: БГУ, 1978.-320 с.
  56. В.В., Торбунов С. И. Интеграция фундаментального и специального знаний в подготовке инженерных кадров // Alma mater.-2003.-№ 11.- С-14−16.
  57. А.В., Сазонов А. А. Математизация современной науки и организация математической подготовки инженеров // Проблемы повышения математической подготовки специалистов. М., 1978.-С. 9−30.
  58. Заир Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. -СПб., 1993.-216с.
  59. И.А. Компетентностный подход в образовании (методологический аспект) // Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. -М, 2004.-С. 68−70.
  60. Л.Я. Принципы обучения. М.: Педагогика, 1983.
  61. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий.-М.: АПК и ПРО, 2003.-98 с.
  62. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научном теоретическом мышлении. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. — 464 с.
  63. В.В. Педагогические средства проектирования информационного ресурса в современном вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Калининград, 2001.
  64. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981. — С.21−22.
  65. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: ПИТЕР, 2000.-508 с.
  66. Инновационные модели образовательных технологий и систем. / Под ред. А. Е. Марона.- СПб., 1998.-321 с.
  67. В.Н., Сазонова З. И. Инженер: работа на «стыке» профессий // Высшее образование в России. 2006. -№ 4. — С. 106−11
  68. И.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 2004. — 25 с.
  69. Л.И. Педагогические средства формирования готовности слушателей подготовительных курсов к обучению в инженерно-техническом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Самара, 2004.-21 с.
  70. И.П., Харичева Г. И. Логические проблемы мышления при изучении высшей математики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978.-260 с.
  71. О.М. Система профессионально ориентированной подготовки студентов технических вузов (на материале изучения высшей математики): Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2003.- 140 с.
  72. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Изд. центр «Академия», 1999.-216 с.
  73. И.Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград, 2004. — 22 с.
  74. В.Г. Проблемы инженерного образования в России // Высшее образование в России. 1993. — № 2
  75. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1990.
  76. О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Орел, 2003. -18 с.
  77. Е.А. Мотивы профессионального выбора. // Вестник Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. — № 1. — С. 54−58.
  78. М.В. Инновации в обучении: Анализ зарубежного опыта. М.: 1997.-96 с.
  79. Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 1996.
  80. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования// Высш. образ, в России.- 1994.-№ 4.- С.31−36.
  81. И.И. Учебный процесс и формирование процесса в высшей школе: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1975.
  82. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1995.-36 с.
  83. ЯЛ. Избранные педагогические сочинения. В двух томах / Под ред. А. И. Пискунова и др. Т. 1.- М., 1982.
  84. Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. Калининград, 1996.
  85. В.В. Фундаментализация профессионального образования специалиста на основе непрерывной математической подготовки в условиях технического университета: Дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 2000. — 424 с.
  86. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Бюллетень Министерства Образования. Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование, — М.: Московский Лицей. -2006.-№ 1. -С.6−10.
  87. А.В., Попков В. А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. М.: Изд-во МГУ, 2001. -352 с.
  88. И.Б. Педагогические условия формирования информационно-компьютерной готовности лицеистов к продолжению образования в морском вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Калининград, 2000 19 с.
  89. В.В. Методология педагогического исследования// Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 164 с.
  90. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ.1972.
  91. И. Л. Формирование системы качеств прикладных знаний при обучении студентов математики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Калининград, 1996. -21 с.
  92. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высш. образ, в России. -1994. № 2. — С. 103 — 105.
  93. Куровский B. J1.Дидактические условия общенаучной подготовки специалистов в техническом вузе: Автореф. дисс.. д-ра пед.наук. -Норильск, 1993. -24 с.
  94. Ю.А. О дидактических основах управления межпредметными связями // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе на основе межпредметных связей. Тольятти, 1976.
  95. Т.В. Деятельность педагога по формированию у студентов общеинженерных умений и навыков: Дисс.. канд. пед наук.- Л., 1984.120 с.
  96. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн, 1980.
  97. О.Г. Формы и методы контекстного обучения в цикле естественнонаучных дисциплин: На примере курса высшей математики в техническом вузе: Дисс.канд. пед. наук М., 1995.-118 с.
  98. В.П., Орлова В. А., Панов В. И. Психо-дидактические аспекты развивающего образования// Педагогика- 1996. № 6. — С.25−30.
  99. B.C. Содержание образования. М., 1989.
  100. И.А. Индивидуализация обучения в процессе решения задач: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 192 с.
  101. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981. -200 с.
  102. В.Н., Шукшунов В. Е., Лозовский С. В. Фундамента-лизация высшего технического образования: цели, идеи, практика / Учебное пособие. СПб.: Лань, 2006.- 128 с.
  103. Е.А. Дидактические условия развития профессиональных убеждений студентов в процессе обучения математике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Калининград, 1996. -20 с.
  104. Мазаева J1.H. Преемственность довузовской и вузовской подготовки как фактор формирования профессиональной педагогической деятельности: Дисс. д-ра пед. наук. Ярославль, 1997. -392 с.
  105. Е.В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2005.- 19 с.
  106. Т.А. Развитие математической готовности инженеров морского транспорта к конкурентной профессиональной деятельности / Под ред. Г. А. Бокаревой: Монография. Калининград: Изд-во БГ АРФ, 2006. -98 с.
  107. В.М. Российская школа в контексте европейского образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1996.
  108. А.А. О соотношении понятий целостная, всесторонняя и гармоническая личность // Проблемы формирования целостной личности. -Рига: Зинатне, 1976.
  109. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: Издательский дом Русанова, 1996. — 224 с.
  110. И.Т. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей: Дисс.. канд. пед. наук. Тобольск, 1998.-173 с.
  111. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях.- М., 1986. 198 с.
  112. А.Д. Фундаментальное и технологическое знание в инженерно-техническом образовании XXI века / / Инженерное образование.-2005.-№ 3.-С. 26−29.
  113. С.Н. Подготовка студентов к изучению специальныхдисциплин в процессе обучения математике в техническом вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Калининград, 2001.-100 с.
  114. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Ситаров В. А. Дидактика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 367 с.
  115. Г. Н. Проектирование междисциплинарных знаний с использованием информационных технологий / / Педагогика. М. — 2004. -№ 10.-С. 48−54.
  116. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестн. ысш. Шк. 1983. — № 8.- С. 26−31.
  117. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  118. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО. 1997 — 254 с.
  119. В.М., Шершнева В. А. Качество математического образования инженера: традиции и инновации // Педагогика. 2006. № 6. — С. 35−42.
  120. М.В., Шершнева В. А. К теории обучения математике в технических вузах // Педагогика. 2005. -№.1
  121. О.П. Современные технологии обучения в вузе: Сущность,
  122. О.А. Содержание и формы организации тематической беседы в профессиональной среде общения студентов технических специальностей (продвинутый этап обучения): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.- 19с.
  123. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. «КСП+». — М.:" Ювента", СПБ, 1998.-345с.
  124. С.А. Дедуктивный принцип обучения в высшем естественнонаучном образовании // Педагогика. М. — 2004. — № 8.- С.3−18.
  125. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. -М., 1982.-С. 161−176.
  126. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов.- М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  127. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001 — 256 с.
  128. А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Педагогика.-2004. № 9. — С. 13−28.
  129. Ю.М. Модель непрерывного профессионального образования. Н.Новгород. 1994. — 132 с.
  130. С.В. Профессиональная направленность обучения математическим дисциплинам студентов технических вузов: Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000. -160 с.
  131. Л.В. Дидактические приемы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов технического вуза: На примере высшей математики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999.-18 с.
  132. A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности у студентов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1996. 16 с.
  133. Положение о регистре ФЕАНИ «Европейский инженер»: ФЕАНИ, 1992. -14 с.
  134. Попков В. А, Коржуев АЯ., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001.-168 с.
  135. В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004. — 432 с.
  136. Ю.П. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования // Вестник высшей школы. 2003. -№ 10. — С. 3−8.
  137. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специльностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  138. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ. М., 2002. -245 с.
  139. . Человеческое познание, его сфера и границы.- М., 1957. С. 284 -288.
  140. А.А. Психология изучения личности. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999−288 с.
  141. М.И. Теоретические основы педагогики: Учеб. пособие.-Ярославль: ЯГТУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 63 с.
  142. С.А. Формирование математической культуры студентов технических вузов: Дисс. д-ра пед. наук. М., 2003. — 263 с .
  143. Розиков Очил. Теоретические основы оптимального применения системы учебных задач в обучении: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1982. 48 с.
  144. C.JT. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.- 720 с.
  145. В.А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. -2006. -№ 7.-С. 7−15.
  146. . Общество и образование: Пер. с англ./ Общ ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989 — 200 с.
  147. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности М.: ЭКСМОС, 1999. 352 с.
  148. JI.H. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М., 2000.-258С.
  149. Сейтешев А. П. Воспитание профессионально-технической направленности личности учащегося. Фрунзе, 1971 .-78 с.
  150. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.-296с.
  151. А.П. Формирование информационно- компьютерной готовности морских инженеров к профессиональной деятельности в комплексе «морской лицей морской вуз»: Автореф. дисс. .канд. пед.наук. -Калининград, 2004. -20 с.
  152. B.C., Полещук О. Б. Размышление о фундаментальном блоке инженерного образования //Alma mater. 1996. № 4. — С. 11−16.
  153. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. -65с.
  154. Сингх Раджа Рой. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. (81), 1993.-С.7−21.
  155. М.Н. Проблемы современной дидактики.- М., 1980.- 32с.
  156. Е.Ю. Педагогические условия повышения качества обучения математике в техническом вузе (на примере экономических специальностей): Автореф. дисс. канд. пед. Наук. -Калининград, 2000. -20 с.
  157. В.А. Гуманитарная культура специалиста /Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. -М., 1996.
  158. В.А. и др. (ред.) Психология и педагогика. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.- 324 с.
  159. В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Мир образования образование в мире. -2001,-№ 1.-С. 14−28.
  160. И.П. Человек образование — профессия — личность: Монография. — М.:УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.-420 с.
  161. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М., 2001.-321 с.
  162. И.В. Проектирование содержания математического образования будущего инженера (модульно-уровневый подход): Дисс. канд. пед. наук. Барнаул, 2002.-120 с.
  163. И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984.
  164. В.А. Теория развития профессионально- педагогического образования в современных условиях: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Калуга, 2002.- 43 с.
  165. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПС «МОДЕК», 1996.-512 с.
  166. В.М. Образование для новой России / Высшее образование в России. -№ 1. -2000. С. 7−13.
  167. Философский словарь / Под редакцией Фролова И. Т. Издание пятое. -М., 1986.-896 с.
  168. Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностиый подход.- М.: Изд. Центр «Академия», 2005.-240с.
  169. Е.Т. Профессионально-ориентированный комплекс учебно-методических материалов по математике /А.И.Громов, В. И. Кузьминов, Е. Т. Хачатурова // М.: РУДН, 2007. — 50 с.
  170. Е.Т. Иррациональные функции: Учебное пособие для иностранных студентов /Е.Т. Хачатурова // М.: РУДН, 2007. — 16 с.
  171. Хекхаузен Ханц. Мотивация и деятельность. М., 1986. -90 с.
  172. А.В. Ключевые компетенции как компонент личност-но ориентированной парадигмы образования. -2003.- № 5.
  173. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе (Под ред. Д.В.Чернилевского). М.: Экспедитор, 1996. — 228 с.
  174. Н.Ф. Динамическая функциональная модель профессионально-информационного процесса обучения: Монография. Калининград, 2002.-125 с.
  175. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л.: Изд-во ЛТУ, 1986. -96 с.
  176. Н.И. Психология умственного развития. Принцип дифференциацию -М.: АО «Столетие». 1997.-480 с.
  177. А.И., Беев О.В, Криушова А. П. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах в терминах компетенций // Высшее образование в России. 2006. — № 8. С. 9−18.
  178. Н.В. Использование межпредметных связей курса математики во втузе для построения системы задач и упражнений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  179. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. -320 с.
  180. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -95 с.
  181. В.А. Комплекс профессионально-направленных математических задач, способствующих повышению качества математической подготовки студентов транспортных направлений технических вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. -21 с.
  182. Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего// Высш. образ, в России. -1994. № 4. -С.61 — 68.
  183. С.В. Информационно-коммуникативная готовность студентов к профессиональной деятельности: Дисс. д-ра пед. наук. Калининград, 2004. -240 с.
  184. В.А. О роли моделей в познании. Л., 1963.
  185. В.Е., Лозовский В. Н. Фундаментальные основы инженерного образования в XXI веке // Известия МАН ВШ. 2003. — № 2. — С. 7−22.
  186. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. Под ред. С. Я. Батышева.- М.: АПО, 1999. 440 с.
  187. Э.Т. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  188. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. М., 1994. Кн.2.
  189. И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе.- М.: Просвещение, 1996.-215 с.
  190. З.А., Семгина И. А. Математика и инженерные курсы // Вестник высшей школы. 1981.-№ 3.- С. 21−23.
  191. Allport G. W. Uniqueness in students// The Goals jf Higher education/ Cambridge. 1960. — P. 9 -25.
  192. Barglow Raymond. The crisis of the self in the age of information computers, dolphins and dreams. London, Routledge, 1994.
  193. Bloom B.S. The new direction Educational research Alterable variable, Phi Delta Kappan, 61, 382 385, 1980.
  194. Buzan T. Use your head. Britisch Broadcastings Association. London, 1973.
  195. Cusick P. The educational system: Its Nature and Logic/ New York.1992.
  196. Edfelt A.E. A det Meningsfiillt med Studietek isk Training? (Is there a Meaningful study skill training?) Forskning am Utbildring, 3, 1976. P. 15 24.
  197. Gene V. Glass, Julian C. Stanley. Statistical methods in education and psychology. Prentice-hall, new jersey, 1970.-466 p.
  198. Holsti O. R. Theories of crisis decision making// International conflict and conflict management. Ontario, 1984.
  199. Maddi S.R., Costa P.T. Humanism in personology: Allort, Masloy, and Murray. Cyicago: Aldine-Atherton, 1972. Postman N. The end of Education: Redefining the value of scool. N.Y., 1995. — 252 p.
  200. Mokyr Joel. The lever of riches: technological creativity and economical progress. New York: Oxford University Press. 1990.
  201. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.
  202. Zeicher K., Teitelbaum K. Personalized and inguiry-oriented teacher education // Journal of Education for Teaching. 1982. — № 8.- P. 37−45.
Заполнить форму текущей работой