Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные направления развития начального профессионального образования в период его реформирования, выявленные в процессе экспериментального исследования и отмеченные в Федеральной программе развития образования, в том числе осуществление подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на основе самоопределения личности, обновление содержания, методов воспитания и формирования личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования процесса формирования правовых знаний в современных условиях профессионального образования
    • 1. 1. Основные направления развития профессионального образования в условиях его модернизации
    • 1. 2. Влияние характера и содержания профессиональной деятельности квалифицированных рабочих на процесс формирования правовых знаний
    • 1. 3. Структура и содержание правовых знаний в содержании учебных предметов теоретического обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация комплексного подхода к формированию системы правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев
    • 2. 1. Цели и задачи формирования системы правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев
    • 2. 2. Проектирование содержательного компонента в формировании правовых знаний в процессе теоретического обучения
    • 2. 3. Проектирование процессуального компонента формирование правовых знаний в процессе теоретического обучения
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Экспериментальное исследование по формированию правовых знаний у учащихся на уроках теоретического обучения
    • 3. 1. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективности формирования правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев
    • 3. 2. Методика экспериментального исследоос/ния juc/>ofcf-'J> правовых знаний в процессе теоретического обучения
    • 3. 3. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по третьей главе

Комплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью правового обучения и воспитания будущих специалистов различных отраслей предметной деятельности человека социально-интегрированного типа в период реформирования общего и профессионального образования.

Социально-экономическое развитие общества и его перспективы потребовали поиска приоритетных направлений в интенсификации профессионального становления личности конкурентоспособного рабочего и специалиста, владеющего социальной мобильностью, профессиональной самостоятельностью, способностью реализовывать не только накопленный опыт предыдущих поколений, но и свои творческие потенции в освоении новой техники, проектировании и создании новых рабочих мест, производственного оборудования, технологий и услуг. В период создания и развития региональных и национальных рынков труда необходима опережающая подготовка рабочих и специалистов для рыночных условий.

Развивающиеся профессиональные учебные заведения, реализуя стандарты и интегрированные образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, интенсифицируют процесс обучения для рынка труда и удовлетворения образовательных потребностей личности.

В профессиональных училищах, лицеях и колледжах учебно-воспитательный процесс — сложноорганизованная, многоуровневая система, рассматриваемая педагогической наукой как диалектическое единство интеграции и дифференциации, социализации и профессионализации, общественного и индивидуального, противоречивые тенденции общепрофессионального и частнопрофессионального в структуре системного подхода к образованию (А.П.Беляева). Исследование показало, что процесс теоретического обучения может протекать в многообразных формах с использованием различных методов, средств, условий взаимоотношений его компонентов.

Многочисленными исследованиями ученых-педагогов (Н.М.Александровой, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. В. Беспалько, Н. Ф. Гейжан, Р. Х. Джураева, Т. П. Еремеевой, И. А. Ивлиевой, А. М. Коптяева, Т. А. Костиной, О. Б. Макаровой, П. С. Хейфеца, О. Б. Читаевой, А. Е. Шильниковой, А. Х. Шкляра, Л. А. Юровой и др.) доказано, что на основе системного подхода к учебно-воспитательному процессу в период социально-экономических преобразований могут быть прогнозируемы становление, развитие и реализация личности. Вместе с тем выявлено, что для повышения уровня образованности необходимо противодействовать негативным социальным явлениям, которые обусловлены недостаточным вниманием научной и образовательной среды к правовому обучению и воспитанию учащихся, а также к возрастанию роли правового обучения и воспитания, особенно востребованных в процессе перехода к рыночным отношениям.

Сложившаяся образовательная система деятельности профессиональной школы по многим причинам не способна полностью реализовать задачи социальной и образовательной политики, так как для их решения требуется разработка принципиально новой стратегии функционирования профессионального учебного заведения, проведение научно обоснованных преобразований структуры и содержания учебных дисциплин, формирование инновационного обоснованного правового компонента, ориентированного на возможность социализации и профессионализации личности.

Рассматривая конкретные проблемы правового образования, исследователи не всегда обоснованно переносят на систему профессионального образования содержательные, организационные и технические разработки, не учитывают специфику социальных условий, возраст обучаемых и профессиональную направленность обучения.

Практически отсутствуют комплексные междисциплинарные исследования, включающие в себя различные отрасли социальной сферы, по разработке теоретических и практико-ориентированных рекомендаций в современной многоуровневой непрерывной системе профессионального образования.

Существующее противоречие между объективной потребностью в квалифицированных рабочих и специалистах, ориентированных в условиях социальной и профессиональной среды жизнедеятельности на знания и выполнение правовых норм, и отсутствием необходимого содержательного, организационно-педагогического, научно-методического и социально-правового обеспечения их правовой компетентности, конкурентоспособности в профессиональной деятельности является главной проблемой исследования.

Недостаточная разработанность данной проблемы, неудовлетворительное ее психолого-педагогическое осмысление и практическое решение обусловили выбор темы настоящего исследования «Комплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев».

Цель исследования — научное обоснование и реализация комплексного подхода к формированию правовых знаний у учащихся в процессе теоретического обучения на основе преемственности и взаимообусловленности их получения в общеобразовательной и профессиональной школе.

Объект исследования — процесс формирования правовых знаний при теоретическом обучении учащихся профессионального лицея.

Предмет исследования — проектирование содержания и процесса формирования правовых знаний, имеющих профессиональную направленность на основе комплексного подхода.

Гипотеза исследования. Исходя из необходимости реформирования действующей системы профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов различных профессий, предполагающей использование методологических подходов в соответствии с сущностными характеристиками предметной профессиональной деятельности и процессами социализации и профессионализации личности, предполагается, что эффективность формирования правовых знаний определяется:

— комплексным междисциплинарным подходом к их структуре, содержанию и реализации в процессе профессионального обучения;

— целостностью системы правовых знаний для обучения учащихся, базирующейся на комплексе научных дисциплин: социологии, профессиоло-гии, педагогики, психологии, права, технологии и др.;

— социально-профессиональной направленностью правовых знаний, умений, навыков и норм в соответствии со стандартами профессионального образования;

— интегрированностью и дифференцированностью правового учебного материала и механизма реализации системы теоретического обучения и воспитания;

— установлением и обеспечением организационно-педагогических условий, адекватных тенденциям социально-экономического развития, характеру и содержанию труда квалифицированных рабочих и специалистов;

— соответствием содержательных и учебно-организационных образовательных технологий специфическим особенностям профессий, особенностям базового (стартового) образования и ценностного ориентирования личности в производительном труде;

— взаимосвязью и преемственностью общего и профессионального образования.

Достижение цели и проверка научной гипотезы определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Выявить социально-педагогические предпосылки развития правового обучения и воспитания, особенности личностно-ценностного ориентирования будущих специалистов.

2. Определить сущностные характеристики профессиональной деятельности рабочих и специалистов высококвалифицированного труда различного профиля, влияющие на их правовое образование.

3. Выявить и обосновать комплексные цели и задачи формирования системы правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев.

4. Спроектировать содержательный и процессуальный компоненты формирования правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев на основе комплексного подхода.

5. Определить систему организационно-педагогических условий обеспечения эффективности формирования правовых знаний.

6. Разработать и экспериментально проверить методику реализации формирования правовых знаний учащихся на уроках теоретического обучения.

Методологической основой исследования явились:

— философские, социологические, психологические, педагогические и профессиологические идеи о формировании знаний в процессе обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях;

— теоретические положения развития профессионального образования (гуманизации, культурологизации, интеграции, правоведческой обусловленности формирования, воспитания и развития будущих специалистов соци-ально-интегративного типа);

— концепции и программы развития интенсивных профессионально-педагогических систем обучения;

— социализация и профессионализация личности в профессиональном труде;

— методология и теория многоуровневого непрерывного профессионального образования;

— теоретические положения общей и профессиональной педагогики, психологии, дидактики, методики, профессиологии, интеграции и создания интегрированных профессий, соответствующих современному этапу социально-экономического развития страны.

При разработке теоретических основ правового обучения и воспитания, проектирования содержания и процесса формирования правовых знаний использовались междисциплинарный, комплексный, системный, интегратив-ный, профессионально-педагогический подходы, всесторонний анализ состояния исследуемой проблемы, стратегия развития реформирования процесса обучения. Обоснование методологии педагогического правового обучения опиралось на Закон Российской Федерации «Об образовании».

Теоретическую базу исследования составляли:

— основные положения педагогики, дидактики профессионального образования и концептуальные воззрения на учебно-воспитательный процесс (В.И.Белов, А. П. Беляева, В. Г. Бочарова, Н. И. Думченко, В. И. Загвязинский, В. Т. Лисовский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.);

— исследования по проблемам правового обучения и воспитания учащихся (В.В.Альхименко, В. А. Балюк, П. П. Баранов, Н. Ф. Гейжан, С. Н. Головин, А. И. Долгова, Л. М. Зюбин, С. П. Казаков, Н. А. Кузнецов, Г. А. Татаринцева и др.), а также формирования личности на основе ее индивидуально-психологических свойств, психических процессов (М, А. Алемаскин, Э. Ф. Богородская, Г. Г. Бочкарева, Э. И. Дранищева, Л. М. Зюбин, К. Е. Игошев и др.);

— исследования по методологии, теории, изучению и обобщению практического опыта применения комплексного подхода к процессу обучения, воспитания и развития учащихся в профессиональных учебных заведениях (Б.Г.Ананьев, А. П. Беляева, Н. Ф. Гейжан, А. А. Жданов, М. И. Махмутов, Э. М. Мирский, В. А. Штофф и др.);

— исследования по проблеме организационно-педагогического обеспечения условий усвоения знаний, формирования социально-профессионально важных качеств личности (Б.Г.Ананьев, С. Я. Батышев, З. И. Васильева, И. А. Ивлиева, А. В. Колденкова, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, А. В. Усова и др.) — фундаментальные исследования по правовому образованию (Т.В.Болотина, Л. М. Зюбин, Е. А. Певцова, Г. А. Фирсова, З. К. Шнекендорф, Н. И. Элтасберг и др.), по теории и методике правового воспитания (Г.П.Давыдов, А. В. Мицкевич, С. Н. Морозова, В. А. Мосолов, В. М. Обухов, М. И. Шилобод и др.);

— теории профессионального становления и самоопределения личности в профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных качеств личности квалифицированных рабочих и специалистов.

Ш. А.Аминошвили, СЯ. Батышев, Ю. П. Белов, Л. И. Божович, В. Н. Вульфсон, П. Я. Гальперин, А. С. Запесоцкий, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, В. А. Мелехин, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербаков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

Методы теоретического исследования: анализ и синтез методологической, правовой, социологической, педагогической, психологической, дидактической и методической литературы по проблеме исследованияобобщениесравнениеабстрагированиемоделирование систем, комплексов, совокупностей.

Методы эмпирического исследования: педагогический эксперимент, прямое и косвенное наблюдение в учебных заведенияханкетирование и проведение контрольных срезовоценивание качества и уровня подготовки учащихсяаттестация инженерно-педагогических работниковопросинтервьюированиеанализ и оценка уровня и качеств подготовки учащихся и выпускникованализ и оценка опыта реализации требований государственных стандартов к профессии и обучению правовым общепрофессиональным и специальным предметам.

Статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Организация и основные этапы исследования.

Научно-исследовательская деятельность осуществлялась в период с 2002 г. по 2005 г.

Первый этап (2002 г.) включал изучение теоретических источников в области целей, тенденций и перспектив развития, структурирования содержания профессионального образования, обучения, становления, воспитания, развития личности специалиста-профессионала, изучение опыта формирования правовых знаний в процессе обучения и воспитания учащихся в профессиональной структуре общеобразовательной и профессиональной школ.

На данном этапе проходило исследование источников по проблемам образовательной и профессиональной деятельности в соответствии с получаемыми учащимися профессиями или группой профессийпоиск путей и способов совершенствования и диагностирования содержания, форм, методов и средств, применяемых в процессе формирования системы правовых знаний, подготовка к опытно-экспериментальной работе.

Второй этап (2003;2004 гг.) состоял из: установления целей и задач формирования системы правовых знанийизучения руководящих и учебно-методических документов, обуславливающих функции педагогической и правовой деятельностинаучного обоснования и разработки системы правовых знанийапробирования учебных планов и программ по правовому образованиюустановление взаимосвязи форм, методов и средств теоретического и производственного обучения учащихсяпроектирования и разработки программы и методики экспериментального исследованияразработки методики экспериментального исследования и проведения констатирующего эксперимента.

Третий этап (2004;2005 гг.) включал: научное обоснование, создание и экспериментальную проверку научно-обоснованной программы общепрофессионального курса «Основы права» и факультативного курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», обеспечивающих формирование общих и специализированных правовых знаний, значимых при получении образования по различным профессиям.

На данном этапе осуществлялась разработка и внедрение методики формирующего эксперимента, обобщались результаты внедрения нового содержания и процесса формирования правовых знаний, умений, норм и навыков, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейших исследований.

Экспериментальная база исследования.

Основная научно-исследовательская работа проводилась на базе Профессионального лицея дизайна и театральных технологий (Санкт-Петербург) и Электромашиностроительного профессионального лицея (Санкт-Петербург). Исследование базировалось на основных тенденциях общей, профессиональной педагогики, психологии, профессиологии, правоведения, дидактики, методики преподавания, социального, семейного и трудового права.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые в профессиональной педагогике в условиях jjoge-fi/ivjotfuc*. образования проведено на основе комплексного, междисциплинарного и профессиологического подходов исследование формирования правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев, осваивающих различные профессии (портного, закройщика, секретаря-референта, наладчика станков и оборудования в механообработке);

— установлены и раскрыты личностно, общественно и профессионально значимые цели и задачи формирования правовых знаний и их усвоения учащимися профессиональных лицеев;

— спроектирована и реализована структура содержания правового образования в профессиональном лицее;

— научно обосновано системно-комплексное построение содержания правовых знаний и объединение их в интегрированные комплексы и совокупности правовых понятий подсистем права;

— в соответствии с результатами педагогического эксперимента спроектировано и проверено содержание основного и факультативного правового предмета для учащихся профессиональных лицеев;

— установлены и апробированы комплексы методов, средств и форм формирования правовых знаний, умений и навыков;

— обоснована структура среды правового обучения, как встроенная в системы более высокого уровня и содержащая ценностно-целевой, кадровый, процессуальный, информационно-знаниевый, деятельностный, медико-физиологический и коммуникативный блокидана их характеристика;

— создана методика педагогического эксперимента по формированию правовых знаний у учащихся и проведено ее внедрение в действующий процесс правового образования профессиональных лицеев.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— в соответствии с задачами исследования выявлена сущность и содержание категорий «теоретическое обучение», «система», «комплекс» и «совокупность" — понятий «правовые знания», «профессиональная направленность правовых знаний», «образовательная среда», «правовая среда обучения», «комплексы знаний, методов и средств обучения»;

— определены важнейшие методологические функции формирования правовых знаний (образовательная, профессиональная, регулятивная, охранительно-целевая), влияющие на процесс их создания, и дано их обоснование;

— раскрыта динамика влияния на содержание правовых знаний и процесс их формирования характера и содержания профессиональной деятельности (на примере профессий группы «человек — человек», «человек — техника»);

— разработан целевой комплекс формирования правовых знаний, в котором цели представляют собой совокупности (иерархическое объединение) однородных элементов, таких, как обучающие цели, воспитательные цели, цели развития;

— разработан проект содержательного компонента при формировании правовых знаний, установлены и раскрыты следующие принципы комплексного подхода: учета социальных условий и потребностей обществасоответствия содержания правового образования комплексным целям выбранной модели образованиякомплексного структурного единства содержания правовых знаний на различных уровнях общностиединства содержания и процесса формирования правовых знанийнаучности проектирования правового содержанияполипрофессиональной направленности трудовой деятельности и взаимообусловленности общего и специального образования;

— обоснованы и реализованы принципы: причинности, системности, комплексности, прогностичностиединства интеграции и дифференциацииединства изучения социальной и профессиональной деятельностивзаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития как методологический инструментарий управления проектированием процессуального компонента формирования правовых знаний учащихся;

— разработаны комплексы методов обучения, комплексы учебно-методического и материально-технического обеспечения процесса правового обучения, трехмерная модель системы форм организации правового обучения и воспитания;

— спроектирована и реализована системная модель структуры среды правового обучения, в которую в качестве компонентов входят: субъекты образовательного процессасоциальные отношениятехнологии обучениясостав преподавателей в виде взаимодействующих элементов, а также совокупности условий, задающихся системе извне и формирующихся в жизнедеятельности среды, таких, как правовая информацияэмоционально-техническая направленностьбиоэкологическое состояние учебных помещений;

— подтверждено, что комплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения в профессиональных лицеях обеспечивает более высокий уровень усвоения правового содержания образования, ускоряет развитие личностно значимых качеств учащихся и позитивно меняет их отношение к соблюдению правовых норм.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенной работы:

— созданное методолого-теоретическое обоснование комплексного подхода сопровождалось активизацией учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся, при изучении содержания общепрофессионального предмета «Основы права» для учебных заведений начатого и ocjtf^fouuji использованием механизмов оптимизации процесса формирования правовых знаний в условиях теоретического обучения;

— определено содержание этапов проектирования содержательного и процессуального компонентов формирования правовых знаний у учащихся;

— создана и реализована методика педагогического эксперимента по формированию правовых знаний, включающая в себя цели, задачи, методологию, методы исследования и обязательные операции их реализации в практической деятельности учебного заведения начального и среднего профессионального образования;

— разработаны организационно-педагогические условия формирования правовых знаний у учащихся, включая среду теоретического обучения, направленность учебно-воспитательного процесса, создание факультативов и кружков и т. д., обеспечивающих деятельность руководящих работников, преподавателей различных предметов и мастеров производственного обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: методолого-теоретической значимостью исходных параметров и процедур исследованияосновными положениями и выводами, базирующимися на достижениях социологии, педагогики, психологии, профессиологиилогикой комплексного, системного, междисциплинарного и интегративного подходоврациональным использованием методов теоретического и экспериментального исследованияпозитивными результатами педагогического эксперимента, подтверждающими повышение уровня развития личностно, общественно и профессионально значимых качеств учащихся и их правовых знанийличным участием автора в проектировании и внедрении результатов исследования в педагогическую практику профессиональных лицеев.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрастание значимости и востребованности правового образования в период общего и профессионального образования характеризуется социально-общественными условиями, обусловленными требованиями к образовательно-профессиональной системе, прогнозируемым вкладом ее в преобразование общества и необходимостью оперативно реагировать на динамику рынка труда и рынка образовательных услуг в освоении новых знаний, умений и навыков, социальных ролей, поведенческих норм и правил для обеспечения образованности, воспитанности, правоохранности и нравственности будущих квалифицированных рабочих и специалистов соци-ально-интеративного типа.

2. Комплексный подход представляет собой методологический процесс проектирования целей, задач, содержания, процесса и результата формирования правовых знаний. Он представляет собой многоступенчатый процесс, требующий исследований в профессиональном, психофизиологическом, образовательном, мировоззренческом, социальном и правовом научных направленияхпредусматривает единство правового обучения, воспитания и развития личности, открытость и преемственность данных процессовпредполагает, что система формирования правовых знаний у учащихся состоит из разнородных компонентов, объединенных на основе интеграции в комплексы.

3. Реализация комплексного подхода заключается в формулировании личностно, общественно и профессионально значимых целей и задач формирования правовых знанийсистемно-комплексном построении содержания правовых знанийсоздании комплексов методов теоретического обучения, средств и форм организации обученияобосновании среды правового обучения.

Основой формирования правовых знаний является рассмотрение их в качестве компонента профессионального обучения и воспитания. При этом между комплексами существует последовательность и взаимосвязь, способствующие образованию целостного единства — системы.

4. Успешность формирования правовых знаний у учащихся в процессе теоретического обучения в профессиональных лицеях обусловлена созданными организационно-педагогическими условиями:

— осознанием правового образования, воспитания и развития личности как личностно, социально и профессионально необходимой целостной системы образования, активно влияющей на социализацию и профессионализацию педагогов и учащихся;

— правовой обучающей средой, конкретизирующей образовательную среду, всегда специально организующейся и взаимосвязывающей конкретные материальные, коммуникационные, социальные, педагогические, про-фессиологические, психологические условия, которые обеспечивают процессы преподавания, учения, воспитания и развития;

— содержательно-процессуальной системой правового обучения и воспитания, объединившей в единое целое содержание правового образования и процесса его осуществления и доказавшей свою эффективность реализацией программы общепрофессионального предмета «Основы права», программы факультативного предмета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и специфическими методическими приемами и средствами в проведении занятий.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Методолого-теоретическое оснащение, ход исследования и его результаты докладывались и получили положительную оценку на Международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Профессиональные педагогические теории и проблемы их реализации в условиях модернизации профессионального образования» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на Региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированное обучение — как парадигма современного этапа развития профессиональной педагогики» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на заседаниях лаборатории методологических и теоретических основ профессиональной педагогики (2003;2005 гг.), на заседаниях ученого совета ГНУ «Институт профессионально-технического образования» РАО (2003, 2005 гг.). На основе результатов исследования подготовлено 6 научных трудов.

Выводы по третьей главе.

1. На основе теоретического и экспериментального исследований разработана система организационно-педагогических условий обеспечения эффективности формирования правовых знаний и осуществлено междисциплинарное ее построение. Выявлены факторы трех направлений: воздействующие на формирование правовых знаний: правовая образовательная среда учебного заведениясодержательно-процессуальная система правового обучения и воспитания учащихсяпедагогическая и правовая компетентность преподавателей. Направления являются самостоятельными и равнозначными частями единой организационно-педагогической системы в структуре логического построения учебно-познавательной, учебно-производственной деятельности учащихся и профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

2. Опираясь на результаты исследования образовательной среды и компетентность преподавателей правовых учебных предметов определены ключевые компетентности в личностно-ориентированном образовании, обосновано взаимоотношение среды и процесса развития личности специалиста-профессионала. В связи с тенденциями развития профессионального образования в условиях модернизации установлена взаимосвязь социокультурной, профессионально-образовательной, образовательной среды. Установлено, что образовательная среда имеет несколько уровней, проведена ее типологизация и выделены ценностно-целевые компоненты.

3. Спроектирована модель структуры среды правового обучения, более полно отражающая субъектов образовательного процесса, социальные, личностно субъективные отношения учащихся и преподавателей, содержание учебного предмета «Основы права» и технологию теоретического обучения. Обоснованы компоненты среды правового обучения.

4. Система организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования правовых знаний, социализации и профессионализации личности в образовательном и профессиональном процессах имеет знаковое значение и основывается на взаимоотношении среды и личности, взаимодействии учащихся и педагога. Организационно-педагогические условия обеспечивают оптимально благоприятные взаимодействия учащихся друг с другом, учащегося и педагога, учащегося и семьи. В образовательной среде может быть несколько микросред. Установлено, что исследуемые условия создают фон, который на уровне среды правового обучения объединяет ценностно-целевой, процессуальный, информационно-знаниевый, дея-тельностный и другие блоки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты исследований в основном подтверждают положения гипотезы и позволяют сформировать следующие выводы:

1. Основные направления развития начального профессионального образования в период его реформирования, выявленные в процессе экспериментального исследования и отмеченные в Федеральной программе развития образования, в том числе осуществление подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на основе самоопределения личности, обновление содержания, методов воспитания и формирования личности, реализация мероприятий по повышению роли гуманитарной подготовки, обусловленные уменьшением значимости социальных мер, формированием системы жизненных ценностей, невосстановлением единства обучения и воспитания, увеличением темпов роста преступности среди молодежи, явились важнейшей предпосылкой исследования правового образования в начальной профессиональной школе. Правовое образование — неотъемлемая и важная часть обучения, воспитания и развития личности. Улучшение знания правовых норм способствует формированию правосознания. Главная цель правового обучения — введение учащихся в правовое пространство, формирование понимания роли закона в обществе, уважение прав других людей, выработка навыков использования правовой информации, обеспечение мотивационной готовности к изучению права.

2. По результатам педагогического эксперимента можно заключить, что преемственность правового обучения от общеобразовательной школы к профессиональной устанавливается учебно-программной документацией, однако в реальных условиях она нарушается. Поэтому для формирования системы правовых знаний необходим комплексный подход к многоступенчатому, многоцелевому процессу научного исследования, требующего использования профессиологических, общеобразовательных, психолого-физиологических, социальных, правовых его направлений. Соблюдая единство цели и идейного замысла были исследованы характер и содержание труда профессий разного типа (портного, закройщика, секретаря-референта, наладчика станков и оборудования в механообработке), что дало возможность выявить общепрофессиональные и частнопрофессиональные правовые знания, умения, навыки и нормы, доказать уровень правовых знаний учащихся, создать структуру содержания правового образования в профессиональном лицее и структуру системы содержания правовых знаний, которая определила содержание общепрофессионального учебного предмета «Основы права» и факультативного предмета.

3. Инструментарии комплексного подхода получили свое развитие и реализованы в изучении целей и задач формирования системы правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев. Согласно теории интеграции установлены и раскрыты комплексы качеств личности, социально и профессионально значимых целей формирования правовых знаний учащихся при теоретическом обучении. Доказана необходимость их взаимосвязи с практическим обучением.

4. Установлено и обосновано действие методологических функций (образовательной, регулятивной, охранительно-целевой, профессиональной) комплексного подхода к формированию правовых знаний, основанных на функциях права, которые устанавливают направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение и сознание людей.

5. Благодаря комплексному подходу удалось, соблюдая логику, спроектировать иерархию подсистем правовых знаний, создать интегрированные комплексы и совокупности правовых понятий подсистем права, усовершенствовать и успешно апробировать инвариантно-вариативную профессионально направленную программу «Основы права». Этому способствовало выявление, обоснование и применение принципов комплексного подхода к построению содержания правового образования (принципа комплексного структурного единства содержания правовых знаний на различных уровнях общности, принципа научности, принципа полипрофессиональной направленности трудовой деятельности и взаимообусловленности общего и специального образования и др.).

6. Комплексный подход к процессуальному компоненту формирования правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев доказал необходимость введения в учебный процесс на основании принципов причинности, системности, комплексности, прогностичности, непрерывности, обязательности, единства изучения социальной и профессиональной правовой деятельности оптимальность среды обучения, взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития психолого-правового сопровождения в обучении, комплекса методов теоретического обучения, комплекса методов, способствующих активизации самостоятельности, мышления, комплекса методов творческого обучения, комплекса средств и форм организации обучения. Установлены учебно-методические и материально-технические комплексы средств правового обучения, даны рекомендации по их проектированию, взаимосвязи и применению.

7. Обоснован состав образовательной и обучающей правовых сред как важнейший компонент создания норм права. Определено, что под средой правового обучения понимаются взаимосвязанные конкретные материальные, коммуникационные, социальные, педагогические, профессиональные, психологические условия, обеспечивающие процессы преподавания, учения, воспитания и развития. Разработана модель структуры среды правового обучения и была доказана ее жизнеспособность и необходимость.

8. Созданная методика экспериментального исследования формирования правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев, содержащая обоснование методов, средств и этапов эксперимента, раскрывает инструментарий исследований, доказывает его достоверность.

9. Результаты педагогического эксперимента, основанного на изучении компонентов среды обучения (материально-технического, дидактического оснащения, кадров преподавателей, правовой информации и правовых знаний, психолого-физиологических особенностей педагогов и учащихся), позволили откорректировать содержание учебного предмета «Основы права», установить межпредметные и междисциплинарные связи. Положительные результаты эксперимента (повышение уровня знаний по темам откорректированного учебного предмета «Основы права», тенденция в развитии ответственности и активности обучаемых по отношению к правовому образованию, правовым нормам) доказали эффективность применения комплексного подхода и в то же время его условную самостоятельность в решении проблем правового образования. Данный подход менее обширен функционально и структурно, чем системный, в своем воплощении зависит от интеграционных механизмов, а применительно к системе профессионального образования имеет взаимосвязь с профессиологическими, психолого-педагогическими подходами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современного образования: науч. изд. / под ред. М. И. Махмутова. Казань: Центр инновац. технологий, 2001. — 390 с.
  2. В.В. Правовое воспитание молодого поколения / В. В. Альхименко, А. Б. Козловский. -М.: Моск. рабочий, 1985. 95 с.
  3. .Г. Индивидуальное развитие человека и контактность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. М.: Просвещение, 1968. — 335 с.
  4. В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. — 608 с.
  5. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования / А. Г. Асмолов // Вопр. психологии.-1986.-№ 1. С.28−40.
  6. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  7. В.И. Организация профессионального воспитания в учреждении профессионального образования / В. И. Белов, Н.Д.Беляев- ИПК СПО, 2003.-73 е., 2 л. схем.
  8. В.И. Педагогические условия профессионального воспитания учащихся в профтехучилищах: дис.. канд. пед. наук / Белов Василий Иванович. СПб., 1994. — 167 с.
  9. В.И. Профессиональное воспитание: методология, теория, опыт / В.И.Белов- ЛОИРО. СПб., 2000. — 163 с.
  10. Ю.П. Обществоведческие знания как фактор самовоспитания учащихся профтехучилищ / Ю. П. Белов. М.: Высш.шк., 1989. — 48 с.
  11. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А.П.Беляева- Ин-т профтехобразования РАО. СПб.- Радом, 1997. — 227 с.
  12. А.П. Междисциплинарная концепция развития профессиональной педагогики как науки / А. П. Беляева // Модернизация университетского образования в современных условиях / СПбГУ. СПб., 2001. — Вып.2. -С. 63−65.
  13. А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах / А. П. Беляева. М.: Высш.шк., 1974. — 128 с.
  14. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики /
  15. A.П.Беляева- Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 480 с.
  16. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие /
  17. B.П.Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  18. И.В. Системный подход в современной науке / И.В. Блау-берг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С. 7−48.
  19. Э.Ф. Нравственное просвещение учащихся профтехучилищ: метод, рекомендации / Э.Ф.Богородская- ВНИИпрофтехобразова-ния.-Л., 1973.-27 с.
  20. Э.Ф. Работа с трудными учащимися средних профтехучилищ в условиях режима полной занятости: метод, рекомендации / Э. Ф. Богородская, Н.В.Шишина- ВНИИпрофтехобразования. Л., 1987. — 27 с.
  21. В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: дис.. д-ра пед. наук / Болотов Виктор Александрович. СПб., 2001. — 315 с.
  22. С.К. Толерантность: (введ. в пробл.): учеб.-метод. пособие / С. К. Бондырева, Д.В.Колесов- Моск. психол.-социал. ин-т. М.- Воронеж, 2003.-240 с.
  23. Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 3 04 с.
  24. В.И. Словарь по конституционному праву Российской Федерации / В. И. Борисов, А. А. Ильюхов, О. А. Кажанов. М.: Экономика, 2003. -Збб с.
  25. З.И. Система методов нравственного воспитания учащихся профтехучилищ / З. И. Васильева. М.: Высш. шк., 1989. — 39 с.
  26. JI.C. Собрание сочинений: в б т. / А.С.Выготский- ред-кол.: А. В. Запорожец (гл. ред.) и др. М.: Педагогика, 1982. — Т.1: Вопросы теории и истории психологии / под. ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — 488 с.
  27. Н.Ф. Изучение и формирование индивидуальности учащихся в профтехучилище / Н.Ф.Гейжан- Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1993. — 84 с. — Деп. в Ин-те профтехобразования РАО 18.01.93, № 186.
  28. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: дис.. д-ра пед. наук / Гейжан Наталия Федоровна. СПб., 1995. -294 с.
  29. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С.Гершунский- Ин-т теории образования и педагогики РАО. М., 1997. — 697 с.
  30. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. / Дж.Гибсон. М., 1988.
  31. С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Головин Сергей Николаевич. М., 2001. — 20 с.
  32. ГОСТ 9 ПО 02.240−97. Профессия: секретарь-референт. Утв. Минобразования России 17 июля 1997 г. // Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования: в 5 т. — М.: ИРПО, 2001. -Т.5. — С.222−131.
  33. ГОСТ 9 ПО 02.200−95. Профессия: закройщик. Утв. Минобразования России 25 дек. 1995 г. // Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования: в 5 т. — М.: ИРПО, 2001. — Т.4. -С.113−121.
  34. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие / под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  35. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров / Н. И. Думченко. М.: Высш. шк., 1983. — 112 с.
  36. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  37. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Л. Таханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  38. В.М. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001. 192 с.
  39. А.С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  40. Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 397 с.
  41. А.Д. Правовую культуру молодым рабочим: (в помощь изучающим основы правоведения в системе профтехобразования УзССР) / А. Д. Зимин. — Ташкент: Укитувчи, 1987. — 88 с.
  42. JI.M. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы / Л. М. Зюбин. М.: Высш. шк., 1974. — 88 с.
  43. JI.M. Некоторые особенности нравственного воспитания педагогики запущенных подростков / Л. М. Зюбин // Воспитание молодого рабочего: сб. ст. /ВНИИпрофтехобразования.-М.: Высш. шк., 1968.-С. 105−133.
  44. Л.М. Педагогические требования к планированию и организации работы по правовому воспитанию учащихся средних профтехучилищ: метод, рекомендации / Л. М. Зюбин, В.М.Щербаков- ВНИИпрофтехобразования.-Л., 1986.-50 с.
  45. Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: метод, пособие для ПТУ / Л. М. Зюбин. М.: Высш. шк., 1982. — 192 с.
  46. И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки: дис.. д-ра пед. наук / Ивлиева Ирина Анатольевна. СПб., 1988. — 436 с.
  47. К.Е. Семья, дети, школа / К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский. -М.: Юрид. лит., 1989.-446 с.
  48. Е.В. Опыт и проблемы формирования гражданского сознания и активности учащихся в процессе правового воспитания / Е. В. Известнова // Формирование социальной активности учащихся в условиях реформы школы. Рязань, 1989. — С. 79−93.
  49. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием / отв. ред. В. Т. Лисовский, В. А. Сухин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 248 с.
  50. Комплексные социальные исследования / под ред. А. А. Жданова. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 232 с.
  51. Н.А. Модель формирования конкурентоспособных специалистов в профессиональных лицеях / Н. А. Кононец. Ростов н/Д: Икар, 1999.- 120 с.
  52. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Офиц. док. в образовании. 2002. — № 4. — С. 3−31.
  53. В.В. Общие основы дидактики: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  54. В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды / В. А. Крылова // Педагогика. 1999. — № 7. — С.8−10.
  55. B.C. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / B.C.Кукушин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.- Ростов н/Д.: МарТ, 2004.-350 с.
  56. Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  57. Н.Д. Характер и его формирование: стеногр. публ. лекции, прочит, в Центр, лектории О-ва в Москве / Н.Д.Левитов- Всесоюз. о-во по распространению полит, и науч. знаний. М., 1950. — 35 с.
  58. B.C. Содержание образования / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  60. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  61. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: метод, пособие / И. Я. Лернер. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  62. Е.П. Правоведение: учеб. для вузов / Е. П. Магницкая, Е. Н. Евстигнеев. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  63. А.С. Коллектив и воспитание личности /
  64. A.С.Макаренко. -М.: Педагогика, 1972. 336 с.
  65. В.Н. Междисциплинарные связи в процессе обучения /
  66. B.Н.Максимова. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  67. Н.И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1987. — 294 с.
  68. Ф.С. Жить без проступков и правонарушений / Ф.С.Махов- под ред. Г. М. Миньковского. М.: Юрид. лит., 1986. — 157 с.
  69. Ф.С. К вопросу о соотношении и единстве воспитательных мер в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Ф.С.Махов//Сов. педагогика. 1981. -№ 1.-С. 29−35.
  70. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004. -144 с.
  71. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1986.-200 е.: ил.
  72. Методика комплексного подхода к воспитанию учащихся средних профтехучилищ / В. А. Мосолов, Н. Н. Петухов, В. В. Бишенков и др.- ВНИИ-профтехобразования. М.: Высш. шк., 1978. — 112 с.
  73. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования / под науч. рук. и общ. ред. А. П. Беляевой. М.: Высш.шк., 1979. — 224 с.
  74. Методическое пособие по курсу «Основы правоведения» / под ред. Г. А. Кригера, Ю. Г. Трещетникова. М.: Юрид. лит., 1980. — 240 с.
  75. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: сб. науч. тр. / НИИпрофтехобразования АПН СССР- редкол.: А. А. Беляева (отв.ред.) и др. СПб., 1992. — 80 с.
  76. B.C. О путях совершенствования правового образования в РФ / В. С. Морозова // Проблемы гуманитаризации современного образования / под общ. ред. А. Н. Кирсановой. Рязань: РИРО, 202. — С. 132−133.
  77. B.C. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях РФ: (90-е годы XX века): автореф. дис.. канд. пед. наук / Морозова Валентина Сергеевна. — М., 2002. — 22 с.
  78. С.Н. Программы по правоведению «Основы Российского права» для учреждений нач. проф. образования / С. Н. Морозова. СПб.: Учеб.-метод. центр Ком. по образованию СПб., 1998. — 18 с.
  79. В.А. Теория и практика комплексного подхода к воспитанию / В. А. Мосолов. М.: Высш. шк., 1985. — 96 с.
  80. Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования- редкол.: А. П. Беляева (отв. ред.) и др. JI., 1989. — 112 с.
  81. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.
  82. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никандров. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
  83. Нравственно-правовое воспитание учащихся: из опыта работы: кн. для учителя / сост. А. Ф. Никитин. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  84. Об утверждении федеральной программы развития образования: федер. закон принят Гос. думой РФ 15 марта 2000 г.: одобр. Советом Федерации 10 апр. 2000 г., № 51-ФЗ. М.: Ось-89, 2001. — 64 с.
  85. В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Очаров. СПб.- Воронеж: Ин-т образования взрослых РАО, 1995. — 233 с.
  86. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: метод, пособие / под. общ. ред. А.П.Беляевой- НИИпрофтехобразования АПН СССР. СПб., 1992. — 126 с.
  87. Организация и эффективность правового воспитания / Д. А. Кириллов, А. В. Мицкевич, Т. А. Шамба и др.- редкол.: Д. А. Кириллов и [др.]. М.: Мысль, 1983.-285 с.
  88. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования / под науч. рук. и общ. ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1983. — 248 е.: ил.
  89. Основы права: учеб. для системы сред. проф. образования / под ред. А. В. Мицкевича. -М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.-317 с.
  90. Основы права: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Академия, 1997. — 160 с.
  91. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д.Парыгин- под ред. А. С. Запесоцкого. СПб.: ИТУП, 1999.-592 с.
  92. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 1998.-640 с.
  93. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  94. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: Бол. Рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  95. В.Ф. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики правонарушений среды учащихся системы профтехобразования / В.Ф.Пирожков- ВНМЦ проф.-техн. обучения молодежи. М., 1987. -77 с.
  96. Политехническое образование и комплексный подход к развитию личности школьника: материалы семинара, провед. 28 февр. 1 марта 1978 г. в г. Москва / под ред. П.Р.Атутова- РСФСР. Пед. о-во, Центр, совет. — М., 1978.-99 с.
  97. Правоведение: учеб. для неюрид. вузов и фак. / под ред. М. Б. Смоленского. Ростов н/Д: МарТ, 2002. — 408 с.
  98. Правовое воспитание учащихся профтехучилищ в процессе вне-учебной работы: метод, рекомендации / подгот. В.М.Щербаков- ВНИИпрофтехобразования. Д., 1983. — 40 с.
  99. Правовое воспитание учащихся средних профтехучилищ: метод, пособие / редкол.: Л. М. Зюбин (отв. ред.) и др.- ВНИИпрофтехобразования. -М.: Высш. шк., 1988.-71 с.
  100. Предупреждение и коррекция асоциального поведения учащихся профтехучилищ: метод, пособие / подгот. Э. Ф. Богородская, Л. М. Зюбин, Н.Ф.Рагоза- НИИпрофтехобразования АПН СССР. Л., 1991. — 60 с.
  101. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1991.-160 с.
  102. Проблемы методологии науки и научного творчества / под ред. В. А. Штоффа, А. М. Мостепаненко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 183 с.
  103. Проблемы правового обучения и воспитания / Брян. пед. ин-т им. И. Т. Петровского. Брянск, 1993. — 92 с.
  104. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям / под рук. С.Я.Батышева- РАО, Ассоц. «Проф. образование». -М., 1997. 512 с.
  105. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / под ред. А.П.Беляевой- Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 230 с.
  106. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища / Н. Ф. Гейжан, М. К. Андреева, О. М. Мороз и др. -М.: Высш. шк., 1991.-136 с.
  107. С.В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего: (на материале Республики Коми): дис.. канд пед. наук / Рачина Светлана Владимировна. СПб., 1998. — 201 с.
  108. А.А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. — 432 е.: ил.
  109. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия мол., 1992. — 364 с.
  110. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Бол. Рос. энцикл., 1993. Т. 1. — 608 с.
  111. С.Я. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Я. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  112. Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И.Ру-винский. М.: Моск. ун-т, 1981. — 184 с.
  113. Сборник нормативно-методических документов по профессиональному обучению: (Гос. образоват. стандарт): в 2 ч. / Сост. В. В. Шапкин, А. А. Евдокимова, Э.Е.Фейгина- Учеб.-метод. центр Ком. по образованию СПб.-СПб., 1997.-2 ч.
  114. Т.А. Проектирование учебного занятия: метод, рекомендации / Т. А. Сергеева, Н.М.Цварова- ИРПО. М.: Интеллект — Центр, 2003. -84 с.
  115. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования: сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования- редкол.:
  116. A.П.Беляева (отв. ред.) и др. Л., 1987. — 128 с.
  117. В.Н. Системный подход к моделированию учебного процесса в условиях непрерывного образования / В.Н.Скворцов- под ред. Н. А. Лобанова. СПб.: Файндкр Плюс, 2002. — 38 с.
  118. А.Г. Особенности нравственного воспитания учащихся профессионально-технических училищ / А. Г. Соколов // Воспитание молодого рабочего: сб. ст. / ВНИИпрофтехобразования. М.: Высш. шк., 1968. -С. 29−59.
  119. А.Г. Роль коллектива учебно-производственной группы в воспитании учащихся / А. Г. Соколов, Н. Н. Петухов. М.: Высш. шк., 1977. -61 с.
  120. Я.В. Вопросы охраны природы в правовом воспитании школьников: в свете положений Конституции СССР / Я.В.Соколов- науч. ред. Н. А. Сыродоев. М.: Педагогика, 1979. — 63 с.
  121. В.И. Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных училищах и лицеях /
  122. B.И.Сопин- под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2000.-258 с.
  123. М.П. Воспитание дисциплинированности у учащихся средних профтехучилищ / М. П. Старостин. -М.: Высш. шк., 1987. 71 с.
  124. В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский.-М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  125. А.Е. Правовое воспитание старшеклассников: кн. для учителя / А. Е. Тарас. Минск: Нар. асвета, 1988. — 71 с.
  126. Е.В. Правовое воспитание: методология и методика / Е. В. Татаринцева. -М.: Высш. шк., 1990. 174 с.
  127. Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе: сб. науч. тр. / Ин-т профтехобразования РАО- редкол.: А. П. Беляева (отв. ред.) и др. СПб., 1999. — 264 с.
  128. П.И. Школа: Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Нов.шк., 2001. — 58 с.
  129. А.Н. Правовое пространство школы: учеб.-метод. пособие / А. Н. Тубельский. М.: МИРОС, 2001. — 112 с.
  130. Федеральный закон «Об образовании». 2-е изд. — М.: Ось-89, 2002.-48 с.
  131. П.С. Социально-педагогическое взаимодействие коллективов СПТУ, правоохранительных органов и учреждений культуры по профилактике правонарушений среди учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук / Финкер Лазарь Соломонович. Казань, 1988. — 17 с.
  132. Г. А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Фирсов Георгий Александрович. М., 2004. — 57 с.
  133. А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  134. Человек и общество. Обществознание: учеб. для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / под ред. Л. Н. Болюбова, А.Ю.Лазебни-ковой. М.: Просвещение, 2002. -2 ч.
  135. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  136. В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие /
  137. B.И.Шкатулла, В. В. Надвикова, М.В.Сытинская- под ред. В. И. Шкатуллы. -3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. — 336 с.
  138. В.А. К вопросу о методологии комплексного исследования в науке / В. А. Штофф // Проблема деятельности ученого и научных коллективов. М., 1979.
  139. В.М. Правовое воспитание учащихся профтехучилищ в процессе внеучебной работы: метод, рекомендации / В.М.Щербаков- ВНИИ-профтехобразования. Л., 1983. — 39 с.
  140. А.С. Конституционное право: семинарские занятия: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / А. С. Щукин,
  141. C.В.Кирин. М.: Академия, 2004. — 128 с.
  142. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  143. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М., 1998 — 1999. — 3 т.
  144. Н.Н. Формирование социально-ценных убеждений у учащихся профессионально-технических учебных заведений средствами учебной дискуссии: дис.. канд. пед. наук / Юрьева Наталья Николаевна. СПб., 1992.- 128 с.
  145. А.И. Основы правоведения: учеб. для учащихся учреждений нач. проф. образования / А.ИЛковлев. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  146. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. — М., 1989.
  147. Анализ урока теоретического обучения1. Лицей №Год обучения
  148. Группа (экспериментальная, контрольная) №нужное подчеркнуть1. Профессия1. Предмет1. Тема программы1. Тема урока1. Цель урока1. Ф.И.О. преподавателя1. Дата
  149. Показатели анализа урока Результаты наблюдения
  150. Наименование темы. Количество уроков по данной теме. Число уроков, посещенных экспериментатором. Структура урока, дня.
  151. Готовность учащихся к усвоению данной темы
  152. Приобретенные знания, умения и навыки
  153. Материал, который плохо усвоен учащимися. Причины
  154. Затрата времени в учебных часах по тематическому плану
  155. Замена изучаемого материала более легким и ее причины
  156. Типичные ошибки в ответах учащихся: общее количество ошибок- количество типичных ошибок- в % от их общего количества
  157. Предложения по изменению содержания темы и количества учебных часов
  158. Использование эффективных форм и методов обучения
  159. Использование учебно-наглядных пособий
  160. Обеспечение воспитательных возможностей учебной темы, ее роль в системе учебного предмета1. Анкетадля учащегося Электромашиностроительного профессионального лицея № 2
  161. Уважаемый студент! Для проведения исследования, связанного с совершенствованием правового образования, просим вас ответить на вопросы, поставленные в анкете.
  162. От точности ваших ответов будет зависеть правильность последующих выводов. На основании ваших ответов будут разработаны практические рекомендации по совершенствованию содержания правового курса «Основы правоведения».
  163. В этой анкете не требуется указывать вашу фамилию и имя, все ответы являются анонимными.1. Учащийся группылицея №г.1. Дата заполнения
  164. Укажите дату фактического изучения правового курса
  165. Назовите точно профессию, которую вы осваиваете влицее
  166. Перечислите какие основные правовые знания вы получили в период обучения в школе (отрасли права и их основные понятия)
  167. Приведите ситуацию из вашей жизни, когда вам понадобились правовые знания
  168. Укажите каких источников вам недостает для получения более полного объема интересующей вас правовой информации
  169. Сообщите как* часто преподаватель проводит оценивание ваших правовыхзнаний
  170. Укажите три последних оценки, выставленные преподавателем за знание вами правового учебного материала и ихдаты
  171. Укажите какие темы правового учебного курса вам. хотелось бы изучить полнее
  172. Какие трудности вы испытываете при овладении основами права
  173. Каково ваше миемие о качестве правовой подинонки в лицее (этот вопрос для 3−4 курсовобучения)
  174. Какие предложения вы можете представить для улучшения качест ва правовой подготовки влицее
  175. Уважаемый преподаватель! Просим вас ответить на ряд вопросов, поставленных в анкете, ответы на которые являются необходимыми в связи с проводящимся научным исследованием по совершенствованию правового образования в профессиональных учебных заведениях.
  176. От точности ваших ответов будет зависеть правильность последующих выводов.1. Дата заполнения анкеты
  177. Укажите вашу фамилию, имя, отчество и должность, занимаемую вами влицее
  178. Укажите какое учебное заведение вы окончили и в каком году
  179. Какой/какие учебные предметы вы преподаете в лицее и на каком/каких курсах обучения
  180. Считаете ли вы достаточным содержание правовой подготовки учащихся пспрограмме обучения в лицее, обоснуйте, пожалуйста, свойположительный или отрицательный ответ
  181. Выберете, в соответствии с вашим личным мнением, в порядке значимости содержание правовых знаний, необходимых для выпускника лицея (напротив каждое темы содержания поставьте цифру, соответствующую ее значимости)
  182. Коммерческое (хозяйственное) право Основы государства и права
  183. Международное публичное право Административное право
  184. Финансовое право Международное частное право
  185. Гражданское право Гражданское процессуальное право
  186. Трудовое право Конституционное право
  187. Уголовное процессуальное право Уголовное право
  188. Предпринимательское право Экологическое и земельное право
  189. В каких ситуациях в процессе обучения или вне его, вы наблюдали затруднения учащихся в решении вопросов, связанных со знанием права и умением его применить на практике
  190. Обладаете ли вы достаточным объемом правовых знаний, чтобы помочь в такойили похожей ситуации обучаемому
  191. В какие ситуации чаще всего попадают учащиеся, которые требуют правовогс (дисциплинарного, административного, уголовного, гражданского) решения
  192. Нуждаетесь ли вы в курсах повышения квалификации по направлению: обучение правовым знаниям
  193. Здесь вы можете дополнить ваши ответы, если для их полноты и точности не хватило места1. Программаобщепрофессионального курса «Основы права»
  194. Цель формирование общих правовых знаний, умений, навыков, норм поведения, одинаково значимых при получении образования по любой профессии.1. Задачи.
  195. Изучить основные разделы и специализации права общеобразовательного и общепрофессионального циклов обучения до уровня понимания.
  196. Сформировать личностно, социально и общепрофессионально значимые правовые знания.
  197. Корректировать и развивать потребности, интересы и склонности учащихся.
  198. Формировать совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством.1. Организация.
  199. Курс «Основы права имеет часовой объем 30 учебных часов. Из них 20 теоретических занятий и 10 практических занятий. Изучается на 2−3 курсах обучения в зависимости от сроков образования.
  200. Знания на уровнях понимания, усвоение ведущих понятий и терминов, а также разделов права.
  201. Умения принятия общих решений по защите личных, общественно и профессионально значимых прав.
  202. Умения корректировать свое поведение согласно правовым нормам.
  203. Навыки правовых взаимоотношений в сфере образования, семьи, производства, общества, согласующиеся с конституционным правом, основами налогового, уголовного, гражданского, семейного, трудового законодательства.
  204. Содержание курса включает 30 часов, из них: 20 теоретических уроков- 10 практических занятий).
  205. Инвариантная часть программы
  206. История и теория права и государства.
  207. Основные понятия о праве и правовых явлениях (право, закон, подзаконные акты, правопорядок, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, санкции, общая характеристика правосознания и правовой культуры).
  208. Система и деятельность органов государственной власти в России Президент РФ, депутат представительного органа государственной власти, Федеральное Собрание Парламент РФ, Правительство РФ — высший орган.
  209. Избирательное право в России: принципы и порядок выборов.
  210. Конституционные основы организации судебной власти в России.1. Структура Конституции РФ.3. Гражданское право.
  211. Право собственности (приобретение права собственности, прекращение права собственности- государственная собственность, общая и долевая собственность- право собственности на землю, жилые помещения- защита права собственности).
  212. Основные понятия страхового права.
  213. Основные понятия наследственного права.
  214. Основные понятия семейного права.
  215. Уголовное право и криминалистика.
  216. Уголовная ответственность и ее основание.
  217. Виды преступлений по особенной части УК РФ.
  218. Общая характеристика системы правоохранительных органов РФ (подробнее об правоохранительных органах излагается в теме № 7 «Процессуальное право, судопроизводство»).
  219. Вариативная часть программы
  220. В. Предпринимательское право, Международное частное право.
  221. Процессуальное право, судопроизводство.
  222. Перечень понятий обязательного усвоения.
  223. Рабовладельческая демократия. Афинское право. Римское право, абсолютная монархия, феодальное право, буржуазное государство, парламентская монархия.
  224. Управление в социальных и экономических системах, технические и программные средства правовой информатики, информационные системы в области права, нормативные акты правовой информатики, информационно-правовое обеспечение предпринимательства.
  225. Перечень рекомендуемых практических занятий (семинары, деловыеигры).
  226. Проблемы укрепления законности и правопорядка (семинар).
  227. Гражданское общество, государство и социальная безопасность семинар).
  228. Деятельность органов правосудия в России (ролевая игра.
  229. Основные полномочия местного самоуправления (семинар).
  230. Пособие по безработице (понятие, размеры, сроки выплаты) (семинар).
  231. Преступления против гражданских прав (семинар).
  232. Преступления в сфере компьютерной информации (диспут).
  233. Общественная нравственность и покушения на нее (семинар).
  234. Судебное разбирательство (ролевая игра).
  235. Уголовные наказания в отношении несовершеннолетних (семинар).
  236. Получение кредита в банке на развитие производства, предпринимательской деятельности (ролевая, игра).
  237. Законодательные акты, необходимые для основания собственногобизнеса (семинар).
  238. Оформление трудового договора, заявлений работодателю от работника (практическое занятие).
  239. Разрешение трудовых СПОРОВ между работодателем и работником (ролевая игра).
  240. Требования по безопасности труда, охране труда (семинар).
  241. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (семинар).
  242. Бюджетное устройство РФ (семинар).
  243. Правовые режимы земель и ответственность за экологические правонарушения (диспут или ролевая игра).
  244. Основы права: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М.В.Стинская- Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Изд. центр «Акадения», 1997. — 160 с.
  245. Основы права / Под ред. А. В. Мицкевича. М.: ИНФА-М- Изд. группа Норма, 1998.-317с.
  246. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. -Л.: Юрист, 1994.-306с.
  247. И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. Л.: Юрист, 1993.-272с.
  248. З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристь, 1995, — 572с.
  249. Конституция РФ 1993: официальный текст. СПб., 2002.
  250. В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Новый Юрист, 1997. — 288с.
  251. Действующий Гражданский кодекс РФ.
  252. Ю.К. Гражданское право / Т. 1−3. М., 2000.
  253. Действующий Уголовный кодекс РФ.
  254. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
  255. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова М.: Новый Юрист, Кнорус, 1997. — 592 с.
  256. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. М.: Изд-во «Приор», 1999. — 608с.
  257. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. М.: ИНФА-М- Изд. группа1. НОРМА, 1999.-672с.
  258. В.П. Международное частное право: Курс лекций. М.: НОРМА-М- Изд. группа НОРМА, 2000. — 686с.
  259. Действующий Трудовой кодекс РФ.
  260. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Р. З. Лившиц, Ю. П. Орловский. М.: ИНФРА-М- Изд. группа НОРМА, 1999. — 480с.
  261. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М.: Изд-во «Спарк», 1997. — 400с.
  262. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
  263. Действующий Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
  264. Действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
  265. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. М.:. Изд-во «Спарк», 1998. — 544с.
  266. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 1997.-576с.
  267. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 1999.- 600с.
  268. Действующий Земельный кодекс РФ.
  269. .В. Земельное право: Учебник. М., МЦУПЛ, 1999.560с.
  270. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ. 1998. — 688с
Заполнить форму текущей работой