ofcf-'J> правовых знаний в процессе теоретического обучения
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью правового обучения и воспитания будущих специалистов различных отраслей предметной деятельности человека социально-интегрированного типа в период реформирования общего и профессионального образования.
Социально-экономическое развитие общества и его перспективы потребовали поиска приоритетных направлений в интенсификации профессионального становления личности конкурентоспособного рабочего и специалиста, владеющего социальной мобильностью, профессиональной самостоятельностью, способностью реализовывать не только накопленный опыт предыдущих поколений, но и свои творческие потенции в освоении новой техники, проектировании и создании новых рабочих мест, производственного оборудования, технологий и услуг. В период создания и развития региональных и национальных рынков труда необходима опережающая подготовка рабочих и специалистов для рыночных условий.
Развивающиеся профессиональные учебные заведения, реализуя стандарты и интегрированные образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, интенсифицируют процесс обучения для рынка труда и удовлетворения образовательных потребностей личности.
В профессиональных училищах, лицеях и колледжах учебно-воспитательный процесс — сложноорганизованная, многоуровневая система, рассматриваемая педагогической наукой как диалектическое единство интеграции и дифференциации, социализации и профессионализации, общественного и индивидуального, противоречивые тенденции общепрофессионального и частнопрофессионального в структуре системного подхода к образованию (А.П.Беляева). Исследование показало, что процесс теоретического обучения может протекать в многообразных формах с использованием различных методов, средств, условий взаимоотношений его компонентов.
Многочисленными исследованиями ученых-педагогов (Н.М.Александровой, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. В. Беспалько, Н. Ф. Гейжан, Р. Х. Джураева, Т. П. Еремеевой, И. А. Ивлиевой, А. М. Коптяева, Т. А. Костиной, О. Б. Макаровой, П. С. Хейфеца, О. Б. Читаевой, А. Е. Шильниковой, А. Х. Шкляра, Л. А. Юровой и др.) доказано, что на основе системного подхода к учебно-воспитательному процессу в период социально-экономических преобразований могут быть прогнозируемы становление, развитие и реализация личности. Вместе с тем выявлено, что для повышения уровня образованности необходимо противодействовать негативным социальным явлениям, которые обусловлены недостаточным вниманием научной и образовательной среды к правовому обучению и воспитанию учащихся, а также к возрастанию роли правового обучения и воспитания, особенно востребованных в процессе перехода к рыночным отношениям.
Сложившаяся образовательная система деятельности профессиональной школы по многим причинам не способна полностью реализовать задачи социальной и образовательной политики, так как для их решения требуется разработка принципиально новой стратегии функционирования профессионального учебного заведения, проведение научно обоснованных преобразований структуры и содержания учебных дисциплин, формирование инновационного обоснованного правового компонента, ориентированного на возможность социализации и профессионализации личности.
Рассматривая конкретные проблемы правового образования, исследователи не всегда обоснованно переносят на систему профессионального образования содержательные, организационные и технические разработки, не учитывают специфику социальных условий, возраст обучаемых и профессиональную направленность обучения.
Практически отсутствуют комплексные междисциплинарные исследования, включающие в себя различные отрасли социальной сферы, по разработке теоретических и практико-ориентированных рекомендаций в современной многоуровневой непрерывной системе профессионального образования.
Существующее противоречие между объективной потребностью в квалифицированных рабочих и специалистах, ориентированных в условиях социальной и профессиональной среды жизнедеятельности на знания и выполнение правовых норм, и отсутствием необходимого содержательного, организационно-педагогического, научно-методического и социально-правового обеспечения их правовой компетентности, конкурентоспособности в профессиональной деятельности является главной проблемой исследования.
Недостаточная разработанность данной проблемы, неудовлетворительное ее психолого-педагогическое осмысление и практическое решение обусловили выбор темы настоящего исследования «Комплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев».
Цель исследования — научное обоснование и реализация комплексного подхода к формированию правовых знаний у учащихся в процессе теоретического обучения на основе преемственности и взаимообусловленности их получения в общеобразовательной и профессиональной школе.
Объект исследования — процесс формирования правовых знаний при теоретическом обучении учащихся профессионального лицея.
Предмет исследования — проектирование содержания и процесса формирования правовых знаний, имеющих профессиональную направленность на основе комплексного подхода.
Гипотеза исследования. Исходя из необходимости реформирования действующей системы профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов различных профессий, предполагающей использование методологических подходов в соответствии с сущностными характеристиками предметной профессиональной деятельности и процессами социализации и профессионализации личности, предполагается, что эффективность формирования правовых знаний определяется:
— комплексным междисциплинарным подходом к их структуре, содержанию и реализации в процессе профессионального обучения;
— целостностью системы правовых знаний для обучения учащихся, базирующейся на комплексе научных дисциплин: социологии, профессиоло-гии, педагогики, психологии, права, технологии и др.;
— социально-профессиональной направленностью правовых знаний, умений, навыков и норм в соответствии со стандартами профессионального образования;
— интегрированностью и дифференцированностью правового учебного материала и механизма реализации системы теоретического обучения и воспитания;
— установлением и обеспечением организационно-педагогических условий, адекватных тенденциям социально-экономического развития, характеру и содержанию труда квалифицированных рабочих и специалистов;
— соответствием содержательных и учебно-организационных образовательных технологий специфическим особенностям профессий, особенностям базового (стартового) образования и ценностного ориентирования личности в производительном труде;
— взаимосвязью и преемственностью общего и профессионального образования.
Достижение цели и проверка научной гипотезы определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выявить социально-педагогические предпосылки развития правового обучения и воспитания, особенности личностно-ценностного ориентирования будущих специалистов.
2. Определить сущностные характеристики профессиональной деятельности рабочих и специалистов высококвалифицированного труда различного профиля, влияющие на их правовое образование.
3. Выявить и обосновать комплексные цели и задачи формирования системы правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев.
4. Спроектировать содержательный и процессуальный компоненты формирования правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев на основе комплексного подхода.
5. Определить систему организационно-педагогических условий обеспечения эффективности формирования правовых знаний.
6. Разработать и экспериментально проверить методику реализации формирования правовых знаний учащихся на уроках теоретического обучения.
Методологической основой исследования явились:
— философские, социологические, психологические, педагогические и профессиологические идеи о формировании знаний в процессе обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях;
— теоретические положения развития профессионального образования (гуманизации, культурологизации, интеграции, правоведческой обусловленности формирования, воспитания и развития будущих специалистов соци-ально-интегративного типа);
— концепции и программы развития интенсивных профессионально-педагогических систем обучения;
— социализация и профессионализация личности в профессиональном труде;
— методология и теория многоуровневого непрерывного профессионального образования;
— теоретические положения общей и профессиональной педагогики, психологии, дидактики, методики, профессиологии, интеграции и создания интегрированных профессий, соответствующих современному этапу социально-экономического развития страны.
При разработке теоретических основ правового обучения и воспитания, проектирования содержания и процесса формирования правовых знаний использовались междисциплинарный, комплексный, системный, интегратив-ный, профессионально-педагогический подходы, всесторонний анализ состояния исследуемой проблемы, стратегия развития реформирования процесса обучения. Обоснование методологии педагогического правового обучения опиралось на Закон Российской Федерации «Об образовании».
Теоретическую базу исследования составляли:
— основные положения педагогики, дидактики профессионального образования и концептуальные воззрения на учебно-воспитательный процесс (В.И.Белов, А. П. Беляева, В. Г. Бочарова, Н. И. Думченко, В. И. Загвязинский, В. Т. Лисовский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.);
— исследования по проблемам правового обучения и воспитания учащихся (В.В.Альхименко, В. А. Балюк, П. П. Баранов, Н. Ф. Гейжан, С. Н. Головин, А. И. Долгова, Л. М. Зюбин, С. П. Казаков, Н. А. Кузнецов, Г. А. Татаринцева и др.), а также формирования личности на основе ее индивидуально-психологических свойств, психических процессов (М, А. Алемаскин, Э. Ф. Богородская, Г. Г. Бочкарева, Э. И. Дранищева, Л. М. Зюбин, К. Е. Игошев и др.);
— исследования по методологии, теории, изучению и обобщению практического опыта применения комплексного подхода к процессу обучения, воспитания и развития учащихся в профессиональных учебных заведениях (Б.Г.Ананьев, А. П. Беляева, Н. Ф. Гейжан, А. А. Жданов, М. И. Махмутов, Э. М. Мирский, В. А. Штофф и др.);
— исследования по проблеме организационно-педагогического обеспечения условий усвоения знаний, формирования социально-профессионально важных качеств личности (Б.Г.Ананьев, С. Я. Батышев, З. И. Васильева, И. А. Ивлиева, А. В. Колденкова, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, А. В. Усова и др.) — фундаментальные исследования по правовому образованию (Т.В.Болотина, Л. М. Зюбин, Е. А. Певцова, Г. А. Фирсова, З. К. Шнекендорф, Н. И. Элтасберг и др.), по теории и методике правового воспитания (Г.П.Давыдов, А. В. Мицкевич, С. Н. Морозова, В. А. Мосолов, В. М. Обухов, М. И. Шилобод и др.);
— теории профессионального становления и самоопределения личности в профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных качеств личности квалифицированных рабочих и специалистов.
Ш. А.Аминошвили, СЯ. Батышев, Ю. П. Белов, Л. И. Божович, В. Н. Вульфсон, П. Я. Гальперин, А. С. Запесоцкий, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, В. А. Мелехин, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербаков и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
Методы теоретического исследования: анализ и синтез методологической, правовой, социологической, педагогической, психологической, дидактической и методической литературы по проблеме исследованияобобщениесравнениеабстрагированиемоделирование систем, комплексов, совокупностей.
Методы эмпирического исследования: педагогический эксперимент, прямое и косвенное наблюдение в учебных заведенияханкетирование и проведение контрольных срезовоценивание качества и уровня подготовки учащихсяаттестация инженерно-педагогических работниковопросинтервьюированиеанализ и оценка уровня и качеств подготовки учащихся и выпускникованализ и оценка опыта реализации требований государственных стандартов к профессии и обучению правовым общепрофессиональным и специальным предметам.
Статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
Организация и основные этапы исследования.
Научно-исследовательская деятельность осуществлялась в период с 2002 г. по 2005 г.
Первый этап (2002 г.) включал изучение теоретических источников в области целей, тенденций и перспектив развития, структурирования содержания профессионального образования, обучения, становления, воспитания, развития личности специалиста-профессионала, изучение опыта формирования правовых знаний в процессе обучения и воспитания учащихся в профессиональной структуре общеобразовательной и профессиональной школ.
На данном этапе проходило исследование источников по проблемам образовательной и профессиональной деятельности в соответствии с получаемыми учащимися профессиями или группой профессийпоиск путей и способов совершенствования и диагностирования содержания, форм, методов и средств, применяемых в процессе формирования системы правовых знаний, подготовка к опытно-экспериментальной работе.
Второй этап (2003;2004 гг.) состоял из: установления целей и задач формирования системы правовых знанийизучения руководящих и учебно-методических документов, обуславливающих функции педагогической и правовой деятельностинаучного обоснования и разработки системы правовых знанийапробирования учебных планов и программ по правовому образованиюустановление взаимосвязи форм, методов и средств теоретического и производственного обучения учащихсяпроектирования и разработки программы и методики экспериментального исследованияразработки методики экспериментального исследования и проведения констатирующего эксперимента.
Третий этап (2004;2005 гг.) включал: научное обоснование, создание и экспериментальную проверку научно-обоснованной программы общепрофессионального курса «Основы права» и факультативного курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», обеспечивающих формирование общих и специализированных правовых знаний, значимых при получении образования по различным профессиям.
На данном этапе осуществлялась разработка и внедрение методики формирующего эксперимента, обобщались результаты внедрения нового содержания и процесса формирования правовых знаний, умений, норм и навыков, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейших исследований.
Экспериментальная база исследования.
Основная научно-исследовательская работа проводилась на базе Профессионального лицея дизайна и театральных технологий (Санкт-Петербург) и Электромашиностроительного профессионального лицея (Санкт-Петербург). Исследование базировалось на основных тенденциях общей, профессиональной педагогики, психологии, профессиологии, правоведения, дидактики, методики преподавания, социального, семейного и трудового права.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— впервые в профессиональной педагогике в условиях jjoge-fi/ivjotfuc*. образования проведено на основе комплексного, междисциплинарного и профессиологического подходов исследование формирования правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев, осваивающих различные профессии (портного, закройщика, секретаря-референта, наладчика станков и оборудования в механообработке);
— установлены и раскрыты личностно, общественно и профессионально значимые цели и задачи формирования правовых знаний и их усвоения учащимися профессиональных лицеев;
— спроектирована и реализована структура содержания правового образования в профессиональном лицее;
— научно обосновано системно-комплексное построение содержания правовых знаний и объединение их в интегрированные комплексы и совокупности правовых понятий подсистем права;
— в соответствии с результатами педагогического эксперимента спроектировано и проверено содержание основного и факультативного правового предмета для учащихся профессиональных лицеев;
— установлены и апробированы комплексы методов, средств и форм формирования правовых знаний, умений и навыков;
— обоснована структура среды правового обучения, как встроенная в системы более высокого уровня и содержащая ценностно-целевой, кадровый, процессуальный, информационно-знаниевый, деятельностный, медико-физиологический и коммуникативный блокидана их характеристика;
— создана методика педагогического эксперимента по формированию правовых знаний у учащихся и проведено ее внедрение в действующий процесс правового образования профессиональных лицеев.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— в соответствии с задачами исследования выявлена сущность и содержание категорий «теоретическое обучение», «система», «комплекс» и «совокупность" — понятий «правовые знания», «профессиональная направленность правовых знаний», «образовательная среда», «правовая среда обучения», «комплексы знаний, методов и средств обучения»;
— определены важнейшие методологические функции формирования правовых знаний (образовательная, профессиональная, регулятивная, охранительно-целевая), влияющие на процесс их создания, и дано их обоснование;
— раскрыта динамика влияния на содержание правовых знаний и процесс их формирования характера и содержания профессиональной деятельности (на примере профессий группы «человек — человек», «человек — техника»);
— разработан целевой комплекс формирования правовых знаний, в котором цели представляют собой совокупности (иерархическое объединение) однородных элементов, таких, как обучающие цели, воспитательные цели, цели развития;
— разработан проект содержательного компонента при формировании правовых знаний, установлены и раскрыты следующие принципы комплексного подхода: учета социальных условий и потребностей обществасоответствия содержания правового образования комплексным целям выбранной модели образованиякомплексного структурного единства содержания правовых знаний на различных уровнях общностиединства содержания и процесса формирования правовых знанийнаучности проектирования правового содержанияполипрофессиональной направленности трудовой деятельности и взаимообусловленности общего и специального образования;
— обоснованы и реализованы принципы: причинности, системности, комплексности, прогностичностиединства интеграции и дифференциацииединства изучения социальной и профессиональной деятельностивзаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития как методологический инструментарий управления проектированием процессуального компонента формирования правовых знаний учащихся;
— разработаны комплексы методов обучения, комплексы учебно-методического и материально-технического обеспечения процесса правового обучения, трехмерная модель системы форм организации правового обучения и воспитания;
— спроектирована и реализована системная модель структуры среды правового обучения, в которую в качестве компонентов входят: субъекты образовательного процессасоциальные отношениятехнологии обучениясостав преподавателей в виде взаимодействующих элементов, а также совокупности условий, задающихся системе извне и формирующихся в жизнедеятельности среды, таких, как правовая информацияэмоционально-техническая направленностьбиоэкологическое состояние учебных помещений;
— подтверждено, что комплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения в профессиональных лицеях обеспечивает более высокий уровень усвоения правового содержания образования, ускоряет развитие личностно значимых качеств учащихся и позитивно меняет их отношение к соблюдению правовых норм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенной работы:
— созданное методолого-теоретическое обоснование комплексного подхода сопровождалось активизацией учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся, при изучении содержания общепрофессионального предмета «Основы права» для учебных заведений начатого и ocjtf^fouuji использованием механизмов оптимизации процесса формирования правовых знаний в условиях теоретического обучения;
— определено содержание этапов проектирования содержательного и процессуального компонентов формирования правовых знаний у учащихся;
— создана и реализована методика педагогического эксперимента по формированию правовых знаний, включающая в себя цели, задачи, методологию, методы исследования и обязательные операции их реализации в практической деятельности учебного заведения начального и среднего профессионального образования;
— разработаны организационно-педагогические условия формирования правовых знаний у учащихся, включая среду теоретического обучения, направленность учебно-воспитательного процесса, создание факультативов и кружков и т. д., обеспечивающих деятельность руководящих работников, преподавателей различных предметов и мастеров производственного обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: методолого-теоретической значимостью исходных параметров и процедур исследованияосновными положениями и выводами, базирующимися на достижениях социологии, педагогики, психологии, профессиологиилогикой комплексного, системного, междисциплинарного и интегративного подходоврациональным использованием методов теоретического и экспериментального исследованияпозитивными результатами педагогического эксперимента, подтверждающими повышение уровня развития личностно, общественно и профессионально значимых качеств учащихся и их правовых знанийличным участием автора в проектировании и внедрении результатов исследования в педагогическую практику профессиональных лицеев.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возрастание значимости и востребованности правового образования в период общего и профессионального образования характеризуется социально-общественными условиями, обусловленными требованиями к образовательно-профессиональной системе, прогнозируемым вкладом ее в преобразование общества и необходимостью оперативно реагировать на динамику рынка труда и рынка образовательных услуг в освоении новых знаний, умений и навыков, социальных ролей, поведенческих норм и правил для обеспечения образованности, воспитанности, правоохранности и нравственности будущих квалифицированных рабочих и специалистов соци-ально-интеративного типа.
2. Комплексный подход представляет собой методологический процесс проектирования целей, задач, содержания, процесса и результата формирования правовых знаний. Он представляет собой многоступенчатый процесс, требующий исследований в профессиональном, психофизиологическом, образовательном, мировоззренческом, социальном и правовом научных направленияхпредусматривает единство правового обучения, воспитания и развития личности, открытость и преемственность данных процессовпредполагает, что система формирования правовых знаний у учащихся состоит из разнородных компонентов, объединенных на основе интеграции в комплексы.
3. Реализация комплексного подхода заключается в формулировании личностно, общественно и профессионально значимых целей и задач формирования правовых знанийсистемно-комплексном построении содержания правовых знанийсоздании комплексов методов теоретического обучения, средств и форм организации обученияобосновании среды правового обучения.
Основой формирования правовых знаний является рассмотрение их в качестве компонента профессионального обучения и воспитания. При этом между комплексами существует последовательность и взаимосвязь, способствующие образованию целостного единства — системы.
4. Успешность формирования правовых знаний у учащихся в процессе теоретического обучения в профессиональных лицеях обусловлена созданными организационно-педагогическими условиями:
— осознанием правового образования, воспитания и развития личности как личностно, социально и профессионально необходимой целостной системы образования, активно влияющей на социализацию и профессионализацию педагогов и учащихся;
— правовой обучающей средой, конкретизирующей образовательную среду, всегда специально организующейся и взаимосвязывающей конкретные материальные, коммуникационные, социальные, педагогические, про-фессиологические, психологические условия, которые обеспечивают процессы преподавания, учения, воспитания и развития;
— содержательно-процессуальной системой правового обучения и воспитания, объединившей в единое целое содержание правового образования и процесса его осуществления и доказавшей свою эффективность реализацией программы общепрофессионального предмета «Основы права», программы факультативного предмета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и специфическими методическими приемами и средствами в проведении занятий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Методолого-теоретическое оснащение, ход исследования и его результаты докладывались и получили положительную оценку на Международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Профессиональные педагогические теории и проблемы их реализации в условиях модернизации профессионального образования» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на Региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированное обучение — как парадигма современного этапа развития профессиональной педагогики» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на заседаниях лаборатории методологических и теоретических основ профессиональной педагогики (2003;2005 гг.), на заседаниях ученого совета ГНУ «Институт профессионально-технического образования» РАО (2003, 2005 гг.). На основе результатов исследования подготовлено 6 научных трудов.
Выводы по третьей главе.
1. На основе теоретического и экспериментального исследований разработана система организационно-педагогических условий обеспечения эффективности формирования правовых знаний и осуществлено междисциплинарное ее построение. Выявлены факторы трех направлений: воздействующие на формирование правовых знаний: правовая образовательная среда учебного заведениясодержательно-процессуальная система правового обучения и воспитания учащихсяпедагогическая и правовая компетентность преподавателей. Направления являются самостоятельными и равнозначными частями единой организационно-педагогической системы в структуре логического построения учебно-познавательной, учебно-производственной деятельности учащихся и профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
2. Опираясь на результаты исследования образовательной среды и компетентность преподавателей правовых учебных предметов определены ключевые компетентности в личностно-ориентированном образовании, обосновано взаимоотношение среды и процесса развития личности специалиста-профессионала. В связи с тенденциями развития профессионального образования в условиях модернизации установлена взаимосвязь социокультурной, профессионально-образовательной, образовательной среды. Установлено, что образовательная среда имеет несколько уровней, проведена ее типологизация и выделены ценностно-целевые компоненты.
3. Спроектирована модель структуры среды правового обучения, более полно отражающая субъектов образовательного процесса, социальные, личностно субъективные отношения учащихся и преподавателей, содержание учебного предмета «Основы права» и технологию теоретического обучения. Обоснованы компоненты среды правового обучения.
4. Система организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования правовых знаний, социализации и профессионализации личности в образовательном и профессиональном процессах имеет знаковое значение и основывается на взаимоотношении среды и личности, взаимодействии учащихся и педагога. Организационно-педагогические условия обеспечивают оптимально благоприятные взаимодействия учащихся друг с другом, учащегося и педагога, учащегося и семьи. В образовательной среде может быть несколько микросред. Установлено, что исследуемые условия создают фон, который на уровне среды правового обучения объединяет ценностно-целевой, процессуальный, информационно-знаниевый, дея-тельностный и другие блоки.
.
Результаты исследований в основном подтверждают положения гипотезы и позволяют сформировать следующие выводы:
1. Основные направления развития начального профессионального образования в период его реформирования, выявленные в процессе экспериментального исследования и отмеченные в Федеральной программе развития образования, в том числе осуществление подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на основе самоопределения личности, обновление содержания, методов воспитания и формирования личности, реализация мероприятий по повышению роли гуманитарной подготовки, обусловленные уменьшением значимости социальных мер, формированием системы жизненных ценностей, невосстановлением единства обучения и воспитания, увеличением темпов роста преступности среди молодежи, явились важнейшей предпосылкой исследования правового образования в начальной профессиональной школе. Правовое образование — неотъемлемая и важная часть обучения, воспитания и развития личности. Улучшение знания правовых норм способствует формированию правосознания. Главная цель правового обучения — введение учащихся в правовое пространство, формирование понимания роли закона в обществе, уважение прав других людей, выработка навыков использования правовой информации, обеспечение мотивационной готовности к изучению права.
2. По результатам педагогического эксперимента можно заключить, что преемственность правового обучения от общеобразовательной школы к профессиональной устанавливается учебно-программной документацией, однако в реальных условиях она нарушается. Поэтому для формирования системы правовых знаний необходим комплексный подход к многоступенчатому, многоцелевому процессу научного исследования, требующего использования профессиологических, общеобразовательных, психолого-физиологических, социальных, правовых его направлений. Соблюдая единство цели и идейного замысла были исследованы характер и содержание труда профессий разного типа (портного, закройщика, секретаря-референта, наладчика станков и оборудования в механообработке), что дало возможность выявить общепрофессиональные и частнопрофессиональные правовые знания, умения, навыки и нормы, доказать уровень правовых знаний учащихся, создать структуру содержания правового образования в профессиональном лицее и структуру системы содержания правовых знаний, которая определила содержание общепрофессионального учебного предмета «Основы права» и факультативного предмета.
3. Инструментарии комплексного подхода получили свое развитие и реализованы в изучении целей и задач формирования системы правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев. Согласно теории интеграции установлены и раскрыты комплексы качеств личности, социально и профессионально значимых целей формирования правовых знаний учащихся при теоретическом обучении. Доказана необходимость их взаимосвязи с практическим обучением.
4. Установлено и обосновано действие методологических функций (образовательной, регулятивной, охранительно-целевой, профессиональной) комплексного подхода к формированию правовых знаний, основанных на функциях права, которые устанавливают направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение и сознание людей.
5. Благодаря комплексному подходу удалось, соблюдая логику, спроектировать иерархию подсистем правовых знаний, создать интегрированные комплексы и совокупности правовых понятий подсистем права, усовершенствовать и успешно апробировать инвариантно-вариативную профессионально направленную программу «Основы права». Этому способствовало выявление, обоснование и применение принципов комплексного подхода к построению содержания правового образования (принципа комплексного структурного единства содержания правовых знаний на различных уровнях общности, принципа научности, принципа полипрофессиональной направленности трудовой деятельности и взаимообусловленности общего и специального образования и др.).
6. Комплексный подход к процессуальному компоненту формирования правовых знаний у учащихся профессиональных лицеев доказал необходимость введения в учебный процесс на основании принципов причинности, системности, комплексности, прогностичности, непрерывности, обязательности, единства изучения социальной и профессиональной правовой деятельности оптимальность среды обучения, взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития психолого-правового сопровождения в обучении, комплекса методов теоретического обучения, комплекса методов, способствующих активизации самостоятельности, мышления, комплекса методов творческого обучения, комплекса средств и форм организации обучения. Установлены учебно-методические и материально-технические комплексы средств правового обучения, даны рекомендации по их проектированию, взаимосвязи и применению.
7. Обоснован состав образовательной и обучающей правовых сред как важнейший компонент создания норм права. Определено, что под средой правового обучения понимаются взаимосвязанные конкретные материальные, коммуникационные, социальные, педагогические, профессиональные, психологические условия, обеспечивающие процессы преподавания, учения, воспитания и развития. Разработана модель структуры среды правового обучения и была доказана ее жизнеспособность и необходимость.
8. Созданная методика экспериментального исследования формирования правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев, содержащая обоснование методов, средств и этапов эксперимента, раскрывает инструментарий исследований, доказывает его достоверность.
9. Результаты педагогического эксперимента, основанного на изучении компонентов среды обучения (материально-технического, дидактического оснащения, кадров преподавателей, правовой информации и правовых знаний, психолого-физиологических особенностей педагогов и учащихся), позволили откорректировать содержание учебного предмета «Основы права», установить межпредметные и междисциплинарные связи. Положительные результаты эксперимента (повышение уровня знаний по темам откорректированного учебного предмета «Основы права», тенденция в развитии ответственности и активности обучаемых по отношению к правовому образованию, правовым нормам) доказали эффективность применения комплексного подхода и в то же время его условную самостоятельность в решении проблем правового образования. Данный подход менее обширен функционально и структурно, чем системный, в своем воплощении зависит от интеграционных механизмов, а применительно к системе профессионального образования имеет взаимосвязь с профессиологическими, психолого-педагогическими подходами.