Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для нас принципиальное значение в оценке актуальности проблемы имели появившиеся в последнее время специальные и психолого — педагогические исследования, посвященные вопросам безопасности и управления деятельностью коллектива в экстремальных ситуациях. Эти исследования охватывают следующий круг вопросов: сущность и функциональная направленность аспектов безопасности, внутренние и внешние… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования проблемы управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
    • 1. 1. Основания решения проблемы управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
    • 1. 2. Комплекс организационно — педагогических условий эффективного управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
    • 1. 3. Модель управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА. М. Экспериментальная работа по повышению эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
    • 2. 1. Критерии и показатели результативности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
    • 2. 2. Особенности реализации комплекса организационно -педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
    • 2. 3. Организация, анализ и оценка результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблему нашего исследования мы видим в необходимости обеспечения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач. В качестве аргументов в обосновании актуальности выбранной проблемы исследования можно привести следующие положения.

1. В основе профессиональной деятельности коллективов лежат объективно сложившиеся и вновь возникающие профессиональные задачи. Профессиональные задачи определяют особенности профессиональной сферы и характер деятельности коллектива. К сожалению, в теории управления не нашли должного места и не получили полного обоснования особенности управления деятельностью коллектива с учетом решаемых им профессиональных задач.

2. Человек, своей непродуманной техногенной деятельностью, непрерывно вступает в противоречия с природой. Нарастающий разрыв связей в системе «природа — человек», влекущий за собой чрезвычайные события с тяжелыми социальными и экономическими последствиями, выводит проблему защиты населения Земли и отдельного индивидуума на первое место в системе приоритетов человечества. В чрезвычайных ситуациях при решении коллективом профессиональных задач, связанных с обеспечением безопасности людей, эффективное управление его деятельностью (деятельность МЧС, государственной противопожарной службы и т. д.) делают поставленную проблему особенно актуальной.

3. В основе многих кризисных ситуаций лежит непрофессионализм выполнения членами коллектива своих функциональных обязанностей, во многих случаях дополняющийся низкой социальной и профессиональной ответственностью. Непрофессиональные действия членов коллектива во многом определяются и недостаточно высоким уровнем управленческой компетентности руководителя. Современные исследования, в том числе и наше, показывают, что в реальной практике руководители профессиональных коллективов зачастую не имеют должной управленческой подготовки. Это снижает эффективность управления деятельностью коллектива, особенно в кризисных сшуациях.

4. Решение большинства профессиональных задач требует взаимодействия не только членов коллектива между собой, но и взаимодействия различных служб, предприятий, производственных коллективов. Имеющиеся исследования раскрывают лишь принципы и механизмы внутриколлектив-ного взаимодействия и слабо освещают проблему межколлективного взаимодействия. На наш взгляд, это взаимодействие должно носить системный характер и включать в себя управленческое взаимодействие на всех этапах решения профессиональных задач.

5. Анализ исследований в области управления, профессиональной деятельности, теории коллектива, профессиональной подготовки и образования специалистов позволяют более четко представить цель и направления решения поставленной проблемы нашего исследования.

Теоретические основы управления функционированием и развитием образовательных систем рассматриваются в исследованиях В.И. Загвязин-ского, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М. М. Поташник, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др. Проблеме организации управления посвящены работы А. Файоля, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Г. Кунца, С.О. Доне-ля, Ф. Тейлора и других зарубежных ученых. Изучению функций управления посвящены исследования В. И. Бовыкина, И. П. Волкова, С.А. Гильмано-ва, Е. В. Глущенко, Е. В. Захаровой, Ю. В. Тихонравова и др. Проблемы совершенствования управленческих умений руководителей в процессе повышения квалификации исследуются в работах Р. Б. Козиной, A.C. Красикова, Г. Н. Подгалимовой, H.A. Токсиной и др. Вопросы профессионального образования рассматриваются в работах С .Я. Батышева, В. Ф. Башарина, H.H. Булынского, Э. Ф. Зеера, В. Щербинина, С. А. Шапоринского и др. Современная теория коллектива формируется благодаря исследованиям Л. И. Новиковой, Г. А. Рогалевой, В. Д. Семенова и др.

Анализ современных исследований дает возможность сделать вывод о наличии необходимой теоретической базы для решения поставленной проблемы.

Для нас принципиальное значение в оценке актуальности проблемы имели появившиеся в последнее время специальные и психолого — педагогические исследования, посвященные вопросам безопасности и управления деятельностью коллектива в экстремальных ситуациях. Эти исследования охватывают следующий круг вопросов: сущность и функциональная направленность аспектов безопасности, внутренние и внешние механизмы обеспечения безопасности (В.Д. Могилевский, Д. А. Поспелов, A.M. Степанов и др.) — психолого — педагогические условия и средства подготовки специалистов и руководителей к решению задач по обеспечению безопасности (H.H. Брушлинский, В. И. Козлачков, М. И. Марьин, Я. С. Повзик, В.М. Пана-рин и др.). Однако, несмотря на появление такого рода исследований, до сих пор проблема эффективного управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, особенно в экстремальных ситуациях, остается слабо разработанной. Аспектная представленность в научной литературе исследований по данной проблеме является теоретической предпосылкой для поиска условий усиления профессионального потенциала коллективов средствами управления.

Таким образом, перечисленные выше факторы дали нам возможность сделать заключение об актуальности выбранной проблемы и сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач».

В качестве объекта исследования выступает деятельность коллективов, связанная с решением профессиональных задач по обеспечению безопасности населения.

Предмет исследования — процесс управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

Выбранный предмет определил постановку цели исследования: выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно — педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что повышение эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач может быть обеспечено при выполнении следующего комплекса организационно — педагогических условий:

— управление профессиональной деятельностью коллектива строится на принципах локальности, глобальности и целостности учета внутренних и внешних факторов;

— внутри — и межколлективное взаимодействие осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности коллектива в полном управленческом цикле (от информационно — аналитической до ре-гулятивно — коррекционной функции);

— повышение профессиональной и управленческой компетентности сотрудников выстраивается на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям профессиональной деятельности коллектива;

— управление профессиональной деятельностью коллектива осуществляется с максимально полным учетом индивидуальных особенностей сотрудников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) выявить особенности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач;

2) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно — педагогических условий эффективного управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач;

3) разработать модель управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, удовлетворяющую комплексу организационно — педагогических условий;

4) разработать методические рекомендации по реализации выявленных организационно-педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

Методологической основой исследования выступают: теория безопасности динамических систем (В.Д. Могилевский, Д. А. Поспелов, A.M. Степанов и др.) — теория деятельности (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — педагогическая теория коллектива (A.C. Макаренко, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский и др.) — теория управления профессиональными коллективами, представленная в исследованиях отечественных (A.M. Гвишиани, В. И. Зверева, С. Д. Ильенкова, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков, В. П. Симонов и т. д.) и зарубежных ученых (М. Вебер, Ф. Тейлор,.

A. Файоль, Г. Эмерсон) — теория управления профессиональной подготовкой кадров (Г.Г. Гранатов, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, О. В. Лешер, А. Я. Найн,.

B.М. Распопов, А. Н. Сергеев и др.) — системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько и др.) — личностно — ориентированный подход (В.А.Беликов, Э. Ф. Зеер, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.) — ситуативный подход (Н.В. Кухарев, В. Г. Кабуш, Д. Я. Казак и ДР-).

Существенное значение для нашего исследования имеют работы ученых, в которых рассмотрены вопросы теории и практики обеспечения пожарной безопасности (H.H. Брушлинский, В. П. Иванников, И. Ф. Кимстач, В. И. Козлачков, П. П. Клюс, В. Л. Семиков, А. Ю. Хохлова и др.) и подготовки специалистов к работе в экстремальных условиях (Л.М. Аболин, Б. Г. Бовин, Г. Д Горбунов, Б. А. Вяткин, И. В. Иванихина, С. И. Ловчан, М. И. Марьин, П. С. Савельев, В. Л. Семаков и др.).

Цель и задачи определили логику и содержание теоретико — экспериментального исследования, которое осуществлялось с 1994 по 2000 год в три этапа.

Первый этап (1994 — 1995 гг) был посвящен определению круга вопросов, охватывающих проблему повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, анализу литературы по данной проблеме и выделению направлений ее решения. На данном этапе в аспекте выбранной проблемы нами были изучены нормативно — правовые документы, теоретические и практико — ориентированные работы по повышению эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач. Все это позволило сформулировать исходные позиции нашей работы. Кроме этого, на данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент.

Основными методами исследования на данном этапе были: анализ литературы по проблеме, сравнительный анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта, изучение документации и результатов профессиональной деятельности различных коллективов, констатирующий эксперимент. Результатом данного этапа явилось определение.

Второй этап (1996 — 1999 гг) был посвящен выделению и уточнению комплекса организационно — педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, разработке модели управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, удовлетворяющей выделенному комплексу организационно — педагогических условий, проведению экспериментальной работы по реализации комплекса организационно — педагогических условий в рамках разработанной модели.

Основными методами исследования на данном этапе были: наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, изучение документации, моделирование, эксперимент, статистическая обработка и анализ данных.

Результатом данного этапа исследования явилось определение комплекса организационно — педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, построение и модели управления профессиональной деятельностью коллектива в рамках выделенного комплекса организационно — педагогических условий.

Третий этап (2000 — 2001 гг) был посвящен анализу и теоретическому обобщению полученных результатов, оформлению диссертационного исследования, разработке методических рекомендаций по материалам исследования.

Основными методами данного этапа были: контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования, компьютерно — статистическая обработка и сравнительный анализ данных, их наглядное представление, обобщение теоретических выводов.

Результатом третьего этапа явилось подтверждение выводов о правильности поставленной гипотезы исследования.

Основной базой исследования явился коллектив государственной противопожарной службы г. Магнитогорска, дополнительной базой исследования выступали государственные противопожарные службы Челябинской области. В исследовании принимали участие 745 сотрудников государственной противопожарной службы.

Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что:

1. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно — педагогических условий, реализация которых обеспечивает повышение эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

2. На основе комплекса организационно — педагогических условий разработана модель управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении особенностей и условий управления деятельностью коллектива с учетом специфики решаемых профессиональных задач.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами комплекс организационно — педагогических условий и модель управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, а также методические рекомендации реализации данного комплекса организационно — педагогических условий способствуют повышению эффективности управления профессиональной деятельностью коллективов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования определяются опорой на положения современных психологических и педагогических теорий профессиональной деятельности и управления коллективомиспользованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностированияповторяемостью результатов исследованияподтверждением гипотезы исследованиярепрезентативностью выборокобработкой экспериментальных данных методами математической статистики с использованием ЭВМ, а. также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику управления деятельностью коллективов при решении профессиональных задач.

Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась путем: публикаций в печативыступлений на научно — практических конференциях (1999;2001 гг.) — выступлений на ежегодных областных совещаниях руководителей подразделений государственной противопожарной службывыступлений с докладами и сообщениями на совещаниях и конференциях МИПБ МВД России, а также в рамках курсах повышения квалификации (1995;1999 гг.) — проведения независимых экспертиз и комплексных проверок профессиональной деятельности коллективов ГПС Челябинской области (1997;2000 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышение эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач обеспечивается реализацией комплекса организационно — педагогических условий.

2. Реализация данного комплекса осуществляется в рамках модели управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, компонентами которой являются организационно — деятельностный, уровневый, субъективный, содержательный, результативный и функциональный.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.

ф Результаты исследования имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы в практике управления профессиональной деятельностью коллектива при решении тех или иных задач по обеспечению безопасности населения, а также в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Обобщая результаты теоретико — экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:

1. Проведенное исследование подтвердило важность организационно-педагогического аспекта решения поставленной проблемы — повышение эфф фективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач. Актуальность проблемы обусловлена различными кризисными ситуациями, связанными с уменьшением для человека пространства безопасности, и необходимостью выявления организационно-педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

2. Исследование показало, что повышение эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач обеспечивается выделенным нами комплексом организационно — педагогических условий.

3. Управление деятельностью коллектива при решении профессиональных задач осуществляется на основе модели, выстроенной с учетом комплекса организационно — педагогических условий и положений системного, деятельностного, личностно — ориентированного и ситуативного подхода. Модель включает деятельностный, уровневый, субъективный, содержательный, функциональный и результативный компоненты. Ядром модели выступает профессиональная задача, определяющая своеобразие и особенности управления профессиональной деятельностью коллектива.

Вместе с тем, выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы управления деятельностью коллектива при ^ решении профессиональных задач. Так, актуальным представляется выявление роли и места современных компьютерно — информационных технологий в управлении профессиональной деятельностью коллективавесьма значима дальнейшая разработка критериев и показателей эффективности управления профессиональной деятельностью коллективав русле нашего исследования важной является проблема поиска оптимального учета внешних и внутренних факторов в процессе управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, а также принципов и условий межколлективного взаимодействия в кризисных ситуациях и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ряду актуальных проблем общечеловеческого, цивилизационного характера, требующих своего изучения и решения, в последние годы выдвигается проблема безопасности. Актуальность данной проблемы обусловлена быстрым ростом технологического пространства, все нарастающим разрывом связей в системе «природа — человек», влекущим за собой чрезвычайные события с тяжелыми социальными и экономическими последствиями. В педагогическом аспекте решение проблем безопасности сопряжены с развитием у человека новой системы ценностей, овладения новыми способами мышления, исходящими из системно — целостного подхода к миру. Функциональный аспект отражает необходимость выявления условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, связанных с обеспечением безопасности населения.

В исследовании мы рассматриваем конкретное направление — пожарная безопасность. В обобщенной системе безопасности проблема пожарной безопасности занимает одно из центральных мест, поскольку охватывает чрезвычайные события природного, техногенного и антропогенного характера с тяжелыми социальными, экономическими и экологическими последствиями, которые выражаются в гибели десятков тысяч людей, огромных материальных потерях, исчезновении флоры и фауна и нарушении климата планеты.

Проведенное нами теоретико — экспериментальное исследование показало, что сегодня управление деятельностью коллектива при решении профессиональных задач по обеспечению пожарной безопасности осуществляется недостаточно эффективно. Необходимо разработать комплекс организационно — педагогических мер, направленных на повышение эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

На основе теоретического анализа поставленной проблемы нами были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Отправной точкой для нашего исследования выступал анализ особенности управления деятельностью коллектива с учетом специфики решаемых профессиональных задач.

В ходе исследования были выделены следующие особенности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач по обеспечению пожарной безопасности: управление охватывает три системы: охраняемую, систему защиты и оценку безопасностирешение профессиональной задачи — обеспечение пожарной безопасности, связывает две системы — охраняемую систему и систему защиты на основе оценки безопасностипринципы организации и управления деятельности коллектива при решении профессиональных задач требуют оценки многообразных факторов охраняемой и охраняющей систем и возможностей системы защиты.

Выявленные особенности предопределили наш подход к поиску организационно — педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач по обеспечению пожарной безопасности. При выделении условий мы в полной мере осознавали и учитывали невозможность решения проблемы управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач путем реализации одного какого — либо условия. Сложность профессиональной деятельности коллектива ГПС, специфические особенности профессиональных задач, решаемых данным коллективом, предопределили выделение комплекса организационно — педагогических условий.

Проведенное исследование показало, что повышение эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач обеспечивается следующим комплексом организационно — педагогических условий:

— управление профессиональной деятельностью коллектива строится на принципах локальности, глобальности и целостности учета внутренних и внешних факторов;

— внутри — и межколлективное взаимодействие осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности коллектива в полном управленческом цикле (от информационноаналитической до ре-гулятивно-коррекционной функции);

— повышение профессиональной и управленческой компетентности сотрудников выстраивается на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям профессиональной деятельности коллектива;

— управление профессиональной деятельностью коллектива осуществляется с максимально полным учетом индивидуальных особенностей сотрудников.

С учетом выделенных организационно — педагогических условий и положений системного, деятельностного, личностно — ориентированного и ситуативного подходов нами была разработана модель управления деятельностью коллектива ГПС при решении профессиональных задач. Ядром модели выступает профессиональная задача — обеспечение пожарной безопасности, определяющая своеобразие и особенности управления профессиональной деятельностью коллектива ГПС.

Управление профессиональной деятельностью коллектива ГПС рассматривается нами как система, являющаяся подсистемой системы управления пожарной безопасности области как целостного образования. Основными компонентами системы управления профессиональной деятельностью коллектива ГПС являются:

1) организационно — деятельностный — мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, организация и результаты.

2) уровневый — уровни функционирования и развития системы (коллектива ГПС), их взаимосвязь.

3) субъективный — профессиональные качества и отношения сотрудников к профессиональной деятельности;

4) содержательный — содержание основных видов деятельности коллектива при решении задач пожарной безопасности;

5) функциональный компонент — функции управления;

6) результативный — комплекс критериев и показателей эффективности управления.

Процесс управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач носит уровневый характер. Нами выделены и рассмотрены четыре уровня управления: неэффективный уровень управления (очень низкий) — минимально эффективный уровень управления (низкий) — эффективный уровень управления (средний) — оптимально эффективный управления (высокий).

Переход с одного уровня на другой, более высокий, возможен при совершенствовании профессиональной деятельности всего коллектива. Важную роль при этом играют профессионально — ценностные ориентации и мотивы членов коллектива.

Критериями, характеризующими эффективность управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач, являются: профессиональная и управленческая компетентность членов коллективапрофессиональное и управленческое мастерство (умения) — профессиональноценностные ориентациисостояние обстановки с пожарами.

Основные положения данного исследования апробированы и внедрены в практику деятельности коллектива ГПС города Магнитогорска. Осуществленный эксперимент показал, что реализация комплекса организационно — педагогических условий в рамках предлагаемой нами модели повышает эффективность' управления профессиональной деятельностью коллектива и уровень профессионального мастерства и управленческой компетентности сотрудников. Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Целостность и управление.- М.: Наука, 1974,-3 84с.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К.А., Васина Н. В. и др. Психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  4. А.Н. Системное познание мира. М.: ИПЛ, 1985. — 363 с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: ЮГУ, 1996. — 560 с.
  6. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.-247 с.
  7. К.П. Избранные труды: Философские аспекты функциональных систем. М.:Наука, 1978. — 400 с.
  8. Л.И. Психология формирования и развития личности.- М.: Педагогика, 1981. 318 с.
  9. А.Г. О предмете психологии личности// Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С.118−125.
  10. В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. — 101 с.
  11. В.Г. Научно техническая революция, управление, образование. — М., 1972. — 153 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. Л.Е. Качество как объект измерения//Философские науки.- 1976.-№ 4.-С.141.
  14. A.B. и др. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. — 103 с. т
  15. В.А. Дидактические основы организации учебно познавательной деятельности школьников. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «факел», 1994.- 157 с.
  16. В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -40 с.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1983.- 175 с.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995. — 336 с. ф 19. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  20. Боевой устав пожарной охраны. М.: МВД РФ, 1996. — 48 с.
  21. H.H. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. М.: Стройиздат, 1981. — 96 с.
  22. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с. ф 24. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  23. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т. Н. Шамовой. М., 1991.- 123 с.
  24. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Л.: Лениз-дат, 1989.-222 с.
  25. В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, 1974. — 112 с.
  26. JI.C. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  27. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1969.
  28. В.М., Сон Э.Г., Панова Р. Г. Применение методов математического моделирования при оценке пожарной опасности//Вопросы экономики в пожарной охране. Вы.4. М., ВНИИПО МВД СССР, 1995.-С.34−48.
  29. Д 32. Гвишиани М. Д. Наука управления: проблемы и перспективы организационного управления/ Актуальные проблемы управления. М., 1972. 4.1. — с.20 — 44.
  30. Д.М. Организация и управление. М., 1971. — 129 с.
  31. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вищ. шк., 1986. — 216 с.
  32. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике. Изд-во «Прогресс», М., 1976. — 495 с.
  33. М.И., Краснявская К. А. Применение математической ста-ф тистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.:1. Педагогика, 1977.- 135 с.
  34. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении //Педагогика, N1,1995. С. 45−51.
  35. Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -195 с.
  36. Г. Г., Каминский A.C. Метод дополнительности в развитии у студентов профессионально педагогического мышления. — Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 76 с.
  37. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  38. В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. -М., 1978−80. Т. 1,-699 с.
  39. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-314с.
  40. В.И. Профессионально педагогическая направленность личности студента: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Оренбург, 1999. — 46 с.
  41. В.И. Методология и методика дидактического ис-* следования. М.: Просвещение, 1982.- 160 с.
  42. Задачи, организация и методика проведения педагогического эксперимента// Метод, пособие. Челябинск: ЧГИФК, 1996.- 22с.
  43. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников// Знание. М.: Знание, 1982.- 95 с.
  44. Закон Российской Федерации от 05.03.1992. № 2646−1. «О безопасности"// Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992.
  45. Закон Российской Федерации. О пожарной безопасности. Санкт -ф Петербург, 1995. — 31 с.
  46. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  47. А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996.-317 с.
  48. В.П., Клюс П. П. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Стройиздат, 1987. — 288 с.
  49. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 3. М.: «Знание», 1973. — 78 с.
  50. Инновационное обучение: стратегия и практика. -Материалы Первого научно-прктического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г. / Под ред. ВЛ.Ляудис. -М., 1994. -203 с.
  51. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. Москва-Белгород: МПГУ, 1993. — С. 125−126.
  52. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  53. В. Структурные уровни и определение некоторых кате-^ горий, связанных с развитием// Развитие концепции структурных уровней вбиологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
  54. И.Ф. Организация тушения пожаров в городах и населенных пунктах. М.: Стройиздат, 1977. — 144 с.
  55. Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учебно методическое пособие. — Магнитогорск, МаГУ. — 96 с.
  56. Т.Е. Педагогическая диагностика: Методические рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 52 с.
  57. Ф.С. Организационно педагогические основы подготовки ки руководителей образовательных учреждений к опытно — экспериментальной работе (в деятельности ИИК): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва. 1997.-27с.
  58. В.И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях: Дисс. докт. филос. наук. Москва, 1991. — 352 с.
  59. Ю.А. Педагогический анализ учебно воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Дис. докт. пед. наук. — Челябинск, 1980.- 490 с.
  60. В.П. Системность как ступень познания: Системные исследования. М.: Наука, 1973.
  61. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  62. Н.В., Савельев Г. В. Управление учебно воспитательным процессом в школе. — Минск: БГУ, 1987. — 296 с.
  63. A.A. Методы исследования в профессиональной педаго-ф гике.- Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.
  64. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993. — 87 с.
  65. О. Потребитель всегда прав/Известия.-1998.- 6 марта.-№ 43.
  66. О.В. Проблемы теории и практики интерсоциального вос-ф питания молодежи. Челябинск: Факел, 1996. — 137 с.
  67. A.C. Проблемы школьного советского воспитания// Соч. в 7 т. -М., 1985. Т.5.
  68. C.B. Педагогические условия развития познавательной активности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.-23 с.
  69. С.Н. К вопросу оценки деятельности пожарной службы// Вопросы экономики в пожарной охране. Вып. 4. М., ВИПТШ МВД СССР, 1975. — С.17−28.щ
  70. В.Д. Безопасность как показатель системного каче-ства//Препринг ИПМ им. М. В. Келдыша, РАН, 1992. № 66. — 35 с.
  71. В.Д. Методология систем: вербальный подход (Безопасность систем). М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. — 251 с.
  72. В.Д. Проблемы безопасности динамических систем/ Сб. тр. XLV НТК. -М.: МИРЭА, 1997. С.127−131.
  73. В.Д., Степанов А. М. Информационная безопасность систем при стрессе// Препринг ИПМ им. М. В. Келдыша, АН СССР. 1991. -№ 118.-30 с.
  74. А .Я. Рефлексивное управление образовательным учреждени-ф ям: теоретические основы/ Монография. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999.-328 с.
  75. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УГАФК, 1996.- 143с.
  76. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 280 с.
  77. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.-97 с.
  78. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982.816 с.
  79. Основы научной организации управления и труда в пожарной охране: Учебное пособие/ H.H. Брушлинский, М. В. Гуськов и др. Под ред. В. Л. Семикова. М., 1979. — 222 с.
  80. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС/ Марьин М. И., Иванихина И. В., Ловчан С. И. и др.: Методическое пособие. М.: ВНИИПО, 1998.- 117 с.
  81. И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. З, кн. 2, М.-Л., АН СССР, 1951.
  82. С.Н. Формирование общественного мнения органами местного самоуправления. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 118с.
  83. В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.-213 с.
  84. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  85. Педагогика. Учебное пособие для ст-тов педвузов и педколледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 637 с.
  86. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  87. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  88. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: «Логос», 1998. — 280 с.
  89. А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Монография. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1997. — 237 с.
  90. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь -справочник. М.: Новая школа, 1995. — 255 с.
  91. Д.А. Ситуативное управление. Теория и практика. М.: Наука, 1986.-216 с.
  92. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект.- Казань, 1989.- 204 с.
  93. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1993.
  94. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990 (сер. «Педагогика и психология»). — 112 с.
  95. М.М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 1991 (сер. «Педагогика и психология»). — 107 с.
  96. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы .М.: Нов. школа, 1995. 462с.
  97. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. Новая школа. М., 1997. — 350 с. ф 105. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. -212 с.
  98. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова, М.:Наука, 1983.-477 с.
  99. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975. — 512 с.
  100. В.М., Распопов В. В. Основы менеджмента: Учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 227 с.
  101. С.А. Программно- целевой принцип в теории и практике ф управления областной образовательной системой: Автореф. дис.. докт.пед. наук. Челябинск, 1999. — 37 с.
  102. З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах// Политехнический музей. М.: Знание. — 1986. — С. 3537.
  103. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.//Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Русская энциклопедия, 1994.- 604 с.
  104. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.
  105. H.H. Общая теория статистики.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Статистика, 1971, — 368 с.
  106. Савинков J1.А. Педагогическое обеспечение преемственности управления образовательным процессом: Автореф, дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1998. 21 с.
  107. Г. И. Надежность результатов социологического исследования. Л., 1983. — 214 с.
  108. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск, 1973.-431 с.
  109. А.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиздат, 1982. — 79 с.
  110. В.Л. Разработка научно технической политики в системе противопожарных и аварийно — спасательных служб России: Дисс. докт. технич. наук. — М., 1992. — 318 с.
  111. Г. К., Тюрина В. А. Организация обучения, ориентированного на непроизвольное запоминание знаний// Вестник харьковского ун-та, Вып. 14, — Харьков: Выща школа, 1981.- с. 18−25.
  112. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. -Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. 464 с.
  113. Г. Н. Теоретические основы системного управления. -Челябинск: ЧГПИ, 1993.- 172 с.
  114. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФПК. М.: Межд. пед. акад., 1995. — 192 с.
  115. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1995. — 226 с.
  116. Системный анализ и проблемы безопасности народного хозяйства/ Под ред. H.H. Брушлинского. М.: Стройиздат, 1988. — 413 с.
  117. В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Школа-Пресс, 1997.- 571 с.
  118. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование//Процесс подготовки учителя в системе высшего пед. образования: Межвуз. сб. науч. трудов/Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982. — С.14−28.
  119. В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе ее профессиональной подготовки. -М.: ИП, 1976.- 107с.
  120. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993. — 260 с.
  121. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. — 224 с.
  122. Совершенствование организации и управления пожарной охра-ной/Н.Н. Брушлинский, А. К. Микеев, Г. С. Бозуков и др. —М.: Стройиздат, 1986.- 152 с.
  123. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  124. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 1600 с.
  125. В .А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.
  126. П.И. Некоторые подходы к созданию целостной системы управления школой в г. Москве. Сборник Гособразования СССР. М., 1988.-241 с.
  127. П.И. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школой в крупном городе: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1992.
  128. П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.-283 с.
  129. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико ориентированная монография. — М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  130. Т.Н. Организационно педагогические условия инновационной деятельности факультета: Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1996.- 182 с.
  131. Управление развитием школы: Пособие для руководителя образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  132. Управление учебно воспитательным процессом в школе/ Под ред. В. Г. Кабуша и Д. Я. Казака. — Минск, 1983. — 143 с.
  133. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: (На материале курса физики I ступе
  134. Ф ни): Дисс. докт. пед. наук.- Л., 1967.- 929 с.
  135. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты.- Челябинск, 1983.- 39 с.
  136. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 171 с.
  137. Устав службы пожарной охраны. М.: МВД РФ, 1996. — 56 с.
  138. А.П., Утюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М.:Изд-во «Колос», 1993. — 112 с.
  139. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Сов. ф энциклопедия», 1989. — 815 с.
  140. О.Г. Организационно педагогические условия повышения эффективности начальной профессиональной подготовки учащихся на основе дифференциации образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000. — 25 с.
  141. А.Ю. Экспресс оценка пожарных рисков при осуществлении государственного пожарного надзора: Дисс. канд. технич. наук. -М., 1998.- 190 с.
  142. A.A. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Оренбург, 2000. -22 с.
  143. Т.И. Менеджмент в управлении школой. М.: Магистр, 1995.-223 с.
  144. В.А. Моделирование в философии. M., 1967.
  145. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978.-391 с.
  146. В.А. Методология и техника социологического исследования. Тарту, 1969. — 217 с.
  147. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: «Наука», 1987. — 248 с.
  148. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения// Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С.46−52.
  149. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Просвещение, 1996. — 145 с.
  150. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. докт.пед.наук. Челябинск, 1992. — 403 с.
Заполнить форму текущей работой