Формирование социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях
Первый этап (2003;2004) — был связан с изучением философских и психолого-педагогических трудов отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих теоретические аспекты проблемного поля исследованияосуществлялся анализ состояния проблемы формирования социального опыта личности в научно-методической литературе и специфика педагогической реализации рассматриваемых идей в образовательной практике… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты формирования социального опыта личности будущего педагога в молодежных общественных объединениях
- 1. 1. Формирование социального опыта личности как педагогическая проблема
- 1. 2. Сущность и структура социального опыта личности
- 1. 3. Возможности молодежных общественных объединений в формировании социального опыта личности будущего педагога
- Выводы по первой главе
- Глава II. Практика формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений
- 2. 1. Актуализация аксиологических доминант самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работе
- 2. 2. Гуманистическое обогащение характера, форм и методов деятельности добровольных студенческих объединений педагогической направленности
- 2. 3. Развитие умений и навыков организации другодоминантного взаимодействия в молодежной студенческой среде
- Выводы по второй главе
Формирование социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Происходящие в российском социокультурном пространстве процессы, связанные с изменением представлений о сущности и целях образования, обусловили необходимость поиска педагогических подходов к организации деятельности образовательных субъектов, обеспечивающих возможность наиболее полной самореализации личности в изменяющемся социуме. Успешность развития современного общества во многом зависит от того, насколько молодое поколение будет готово к принятию и построению социальных отношений нового типа, какие межкультурные, межэтнические и межличностные поведенческие стратегии приобретут статус приоритетных в формировании индивидуального опыта социального взаимодействия.
Продуктивное решение обозначенной социализирующей проблематики выступает особенно актуальным в сфере образовательной подготовки будущего учителя как одного из главных субъектов гуманитарного модуса бытия человеческой культуры, олицетворяющего высокие идеалы нравственности, духовности и профессионализма в контексте самопорождающего усвоения и сотворческой трансляции социального опыта культурного существования.
Названная сфера образовательного взаимодействия регулируется совокупностью отечественных нормативно-правовых документов, в числе которых — «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка», Закон Российской Федерации «Об образовании», федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», материалы коллегии Минобразования России «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации», «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях».
Формирование социального опыта личности во многом связано с поведенческим освоением взрослеющим человеком гуманистических ценностей, степенью ответственного принятия и утверждения базовых целей жизнедеятельности (Ш.А. Амонашви-ли, А. Г. Асмолов, Б. П. Битинас, К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Я. Корчак, Б. Т. Лихачев, Дж. Локк, Т. Н. Мальковская, Г. А. Мелекесов, М. Мон-тень, В. А. Сухомлинский, Е.В. Ткаченко).
При этом ведущим психолого-педагогическим механизмом становления социального опыта личности выступает общественно значимая деятельность (Г.С. Батищев, В. А. Беликов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. П. Иванов, М. С. Каган, У. Килпатрик, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, М. Мид, Т. Шибутани), осуществляемая в расширяющемся пространстве социального взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, Р. Берне, Я. Л. Коломинский, Л. И. Новикова, Ю.В. Сенько) в условиях возрастания потенциала субъектности, позволяющей творчески преодолевать фактор тотальной зависимости поведения человека от внешних условий (А.В. Белошицкий, И. Ф. Бережная, Б.С. Гершун-ский, И. П. Иванов, Н. А. Каргапольцева, Н. Д. Никандров, Т. А. Ольховая, А. И. Санникова, К.Д. Ушинский).
В работах отечественных (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондарев-ская, Г. А. Бутрым, В. И. Жернов, С. Д. Поляков, В.Г. Рындак) и зарубежных (П. Драганов, R. Garvey, R. Glifton, C. Grane, D. Gwinet, I. Kotasch, R.M. Milgram, N.A. Milgram, R.F. Peck, J.A. Tucker) ученых выявляются личностно развивающие возможности социальных структур образовательных учреждений, раскрывается социализирующий потенциал практической педагогической деятельности студентов.
Особая и незаменимая роль в формировании социального опыта личности принадлежит детским, подростковым и молодежным общественным объединениям — группам, командам, отрядам, клубам, союзам, обществам, в которые самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане с целью удовлетворения личностно значимой потребности в совместной деятельности (А.В. Волохов, О.С. Газ-ман, С. С. Гиль, Э. А. Мальцева, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А.П. Тряпицына).
В исследованиях отечественных ученых освещаются ис-торико-педагогические аспекты социального взросления личности как субъекта самодеятельных детско-юношеских объединений (Л.И. Божович, О. С. Газман, И. С. Кон, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, С.Т. Шацкий), раскрываются теоретические основы социализирующей эффективности различных форм современных детских и молодежных объединений (Л.В. Байбородо-ва, В. А. Березина, О. И. Волжина, А. В. Волохов, В. А. Караковский, В. Т. Лисовский, Л. И. Новикова, А. А. Реан, Н. Л. Селиванова, Д.И. Фельдштейн).
В настоящее время ведущим социальным институтом постиндустриального общества становится образовательное учреждение университетского типа (А.Г. Асмолов, Б. С. Гершунский, Ж. Делор, Н. Д. Никандров, Е.В. Ткаченко).
Как отмечают исследователи, подготовка современного специалиста в высшей школе включает неотъемлемой составляющей его нравственно-духовное становление, с наибольшей успешностью осуществляемое в социально-ориентированном образовании.
Социально-ориентированное образование создает необходимые условия для формирования активной жизненной позиции, развития аксиологического потенциала и обогащения социального опыта личности лишь в том случае, если студенты привлечены к действительной социально-преобразующей практической деятельности, включены в настоящие серьезные и ответственные дела (И.П. Слюсарева). Вместе с тем, в содержании образовательной подготовки будущих специалистов пока еще превалирует слово, а не дело: по некоторым оценкам, практическая составляющая названного процесса занимает лишь 2−3% времени от затраченного в целом. В этом отношении расширение сферы участия студенческой молодежи в самодеятельных общественных объединениях социально-образовательной направленности трудно переоценить.
Следует также отметить, что прекращение с начала 90-х годов отечественного детско-юношеского движения, деятельности строительных и педагогических студенческих отрядов привело к утрате образовательными учреждениями одного из действенных механизмов реализации своих воспитательных функций. В настоящее время в Российской Федерации детско-юношеское движение представлено немногочисленными организациями и объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания, партийно-политического движения. Однако степень вовлеченность детей и молодежи в названную сферу общественного взаимодействия составляет — по некоторым данным — не более 10%. Кроме того, существенно изменились и условия, в которых предстоит действовать самодеятельным общественным объединениям молодежи.
Тем самым перед современным образованием выдвигается в качестве одной из важнейших задача расширения круга субъектной представленности молодых людей в самодеятельных общественных объединениях с тем, чтобы способствовать обретению взрослеющим человеком адекватного опыта социальных взаимоотношений, выступающего базовой основой успешной социализации личности будущего педагога.
Продуктивное решение обозначенной проблемы во многом обусловлено необходимостью образовательного разрешения существующих противоречий между:
— утверждением рыночных приоритетов в современной российской социально-экономической системе, предполагающих инициативность, предприимчивость, расширение индивидуальной свободы и ответственности личности и еще имеющими место в отечественном образовании явлениями педагогического авторитаризма, доминантного менторства и назидательного дидактизма;
— очевидной значимостью становления социального опыта личности для профессионально-компетентностного развития будущего специалиста как субъекта ответственной гражданственности и необходимостью дальнейшей разработки педагогических основ формирования совокупности практико-ориентированных знаний, умений и навыков социального взаимодействия у учащихся высшей школы;
— объемным социализирующим потенциалом молодежного общественного движения и требующей дальнейшей педагогической разработки проблемы социализации будущих педагогов в добровольных молодежных объединениях исходя из сложившихся жизненных реалий pi ценностных ориентаций, а также имея в виду вопросы предупреждения участия молодежи в асоциальных неформальных объединениях националистической и экстремистской направленности.
Актуальная необходимость образовательного разрешения выделенных противоречий, содержательно очерчивающих теоретико-практические границы проблемы исследования, определили тему диссертационной работы: «Формирование социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях».
Объект исследования: образовательное пространство современного высшего учебного заведения гуманитарного профиля.
Предмет исследования: процесс формирования социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях.
Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях как подструктуре образовательного пространства.
Гипотеза исследования: Процесс формирования социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях будет происходить с большей эффективностью, если: актуализируются аксиологические доминанты профессионально-творческой и общественно-гражданской самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работегуманистически обогащается характер, формы и методы деятельности добровольных студенческих объединений педагогической направленностиразвиваются умения и навыки организации другодоминант-ного взаимодействия в молодежной студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы задачи:
1. Уточнить и конкретизировать содержание базовых понятий и категорий исследования.
2.Выявить возможности и особенности, обосновать критерии и уровневые показатели процесса формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений.
3. Разработать структурно-функциональную модель формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений педагогического профиля.
5. Подготовить методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— концепции творческой сущности человека как субъекта деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Бердяев, Э. Берн, Р. Берне, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, И. А. Колесникова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Рындак, Э. Фромм);
— идеи о ведущей роли социального опыта в личностном саморазвитии человека (Г.М. Андреева, Л. И. Божович, Б.З. Вуль-фов, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, И. Я. Лернер, Н. В. Назаров, С. Е. Матушкин, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, В.Д. Шадриков);
— аксиологические контексты личностно-развивающего подхода (Ю.К. Бабанский, В. П. Бездухов, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Кирьякова, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Г. А. Мелеке-сов, В. Д. Повзун, Н. С. Розов, Г. И. Щукина);
— принципы компетентностного подхода к развитию личности педагога (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. Л. Моложавенко, Н. С. Сахарова, В. А. Сластенин, А.В. Хуторской). концептуальные положения теории социализации личности в деятельности общественных объединений в аспекте формирования социальной зрелости и гражданственности (Б.С. Бра-тусь, А. В. Волохов, А. С. Гаязов, М. А. Емельянова, С. П. Иваненков, Н. А. Каргапольцева, М. И. Рожков, Л. Ф. Спирин, Е. И. Тихомирова, П.М. Якобсон).
Методы исследования. В процессе решения поставленных задач использовался комплекс научно-практических методов: теоретический анализ литературы по проблеме и обобщение полученных данныхнаблюдениеанкетированиемоделированиематематическая обработка диагностических данных.
База исследования: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, студенты гуманитарных факультетов в количестве 176 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2003;2004) — был связан с изучением философских и психолого-педагогических трудов отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих теоретические аспекты проблемного поля исследованияосуществлялся анализ состояния проблемы формирования социального опыта личности в научно-методической литературе и специфика педагогической реализации рассматриваемых идей в образовательной практике высшей школыпроводился отбор эмпирического материала, обобщение передового педагогического опыта, критический анализ существующих образовательных подходов к различным аспектам профессионального развития педагогана основе изучения научной литературы и обобщения педагогической практики определялись основные образовательные направления формирования социального опыта личности будущего педагогавыявлялась специфика процесса формирования социального опыта личности студента в деятельности молодежных общественных организацияформулировались цель, гипотеза, задачи исследования, обосновывались педагогические условия.
Второй этап (2004;2006) был посвящен разработке модели процесса формирования социального опыта личности в деятельности молодежных общественных организаций как подструктуры образовательного пространства современного вузаопределению критериев эффективности развивающего образовательного воздействияорганизации и проведению констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работыпрактической апробации структурно-функциональной модели формирования социального опыта будущего педагога в контексте выделенных педагогических условий.
Третий этап (2007;2008) — был связан с внедрением структурно-функциональной модели в образовательное пространство современного вуза, систематизацией и обобщением результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной части исследования, оформлением диссертационной работы и автореферата.
Научная новизна исследования:
— уточнено содержание понятия «социальный опыт студента-будущего педагога» за счет актуализации гуманистической составляющей субъектной позиции личности: в этом отношении социальный опыт представляет собой результат чувственно-эмпирического отражения реальной действительности общественных отношений, педагогически детерминирующий весь спектр когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих проявлений субъекта и повышающий компетентностную эффективность включения будущего специалиста в многогранную совокупность гуманитарных отношений современного общества;
— конкретизировано содержание понятия «молодежные общественные объединения будущих педагогов» как добровольной самодеятельной общности студентов (проектная группа, команда, кружково-клубные объединения, педагогические мастерские, педагогический отряд), деятельная активность которых направлена на практическое решение современных задач профессионально-личностного развития, обогащение опыта компетентностной социализации в приоритете образовательного утверждения общечеловеческих ценностей, демократических принципов самоуправления, максимального слияния общественного и личного интересов;
— выявлены возможности процесса формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений, определяемые преемственной актуализацией ситуаций совместного решения ведущих задач образовательной подготовки (творческое развитие будущего специалистаформирование активной гражданской позицииаксиологическое обогащение адаптационного потенциала личностирасширение сферы социально-значимых отношений, действий и поступков);
— определены особенности процесса формирования социального опыта студентов — будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений, заключающиеся в педагогически управляемом становлении гуманитарных констант ключевых образовательных компетенций личности (насыщение сферы свободного времени самодеятельной активностью просоци-альной направленностиудовлетворение другодоминантной потребности в продуктивной деятельности и созидательном творчествеутверждение субъектных аспектов профессионально-личностной самоактуализации);
— обоснованы критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и уровневые показатели процесса формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений (степень знание-вой осведомленности о содержании гуманистически ориентированного межличностного общенияуверенность в себе и вера в свои силытолерантно-эмпатийные аспекты коммуникативной готовностиадекватность реализации навыков помогающего поведения в расширяющемся пространстве межличностного взаимодействия);
— разработана структурно-функциональная модель формирования социального опыта студентов как субъектов молодежных общественных объединений, логика построения которой определяется идеей расширения образовательных возможностей компе-тентностного становления будущих педагогов во взаимодополняемом единстве развивающих потенциалов учебной и социально полезной, добровольно-коллективной деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научно-педагогические представления о возможных направлениях реализации образовательного потенциала аксиологического подхода и реальных механизмах формирования социального опыта личности в деятельности негосударственных общественных структур, способствуют дальнейшей разработке вопросов оптимизации содержания компетентностного развития будущих педагогов в пространстве социально-образовательной межсубъектной интеграции.
Практическая значимость исследования:
— разработаны содержание и логика программы формирования социального опыта студентов — будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений;
— подготовлены методические рекомендации для педагогов и работников образования по решению поставленных в исследовании практических задач («Адаптация выпускников высших учебных заведений к будущей профессиональной деятельности», «Кураторская деятельность преподавателя вуза»).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позицийкомплексом исследовательских методов и методик, адекватных поставленным задачамрепрезентативностью полученных данныхразнообразием подтверждающих источников и статистической значимостью результатов эксперименталичным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментальной работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическими условиями формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений являются:
— актуализация аксиологических доминант профессионально-творческой и социально-гражданской самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работе;
— гуманистическое обогащение характера, форм и методов деятельности добровольных студенческих объединений педагогической направленности;
— развитие умений и навыков организации другодоминантно-го взаимодействия в молодежной студенческой среде.
2. Актуализация аксиологических доминант профессионально-творческой и социально-гражданской самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работе связана с образовательным восхождением в статус индивидуальных ценностей таких профессионально-личностных качеств будущего педагога, как самостоятельность, уверенность в себе, коммуникабельность, любознательность, восприимчивость, свобода выражения мысли, смелость в высказывании идей, способность к возражению, которые выступают базовыми характеристиками становящегося критического мышления и формируются на основе последовательной реализации принципа добровольного участия студентов в проектной и командно-групповой деятельности (учебные гуманитарные проекты, студенческие педагогические отряды, художественно-коллективное творчество) — важнейшей составляющей этого процесса выступает творческое осмысление опыта педагогической деятельности в «Школе вожатых», направленная организация научно-исследовательской работы, обеспечивающей индивидуальное присвоение ценностей гражданственности и развитие у студентов представлений об определяющей роли гражданской воспитанности в деятельности будущего педагога,.
3. Гуманистическое обогащение характера, форм и методов деятельности добровольных студенческих объединений педагогической направленности заключается в инновационном расширении личностно развивающих возможностей педагогической практики студентов (педагогические мастерские, педагогический клуб, педагогические отряды), активном использовании потенциала социального развития зарубежных молодежных общественных объединений (международный клуб «Сертома», волонтерское движение, движение скаутов), что позволяет естественно соединить профессиональные и социально значимые аспекты образовательной подготовки будущих педагогов, выступает формой личностной самореализации и профессиональной самопрезентации, способствует накоплению опыта гуманных отношений и взаимодействий.
4. Развитие умений и навыков организации другодоминант-ного взаимодействия в молодежной студенческой среде осуществляется во всех видах социально-образовательной деятельности, а также на занятиях разработанного психолого-педагогического тренинга и связывается с оптимизацией сферы межличностного общения и продуктивного взаимодействия становящегося профессионализма личности, подготовкой будущего специалиста к многогранной деятельности в статусе участника молодежных общественных объединений и субъекта профессионально-педагогической активности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования публиковались в печати, докладывались на научно-практических конференциях международного, российского, регионального и областного уровней (Москва-Оренбург, Оренбург, 2000;2006; Одесса, 2007), обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» и кафедры педагогики и психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета.
Личный вклад автора состоит: в осуществлении научно-теоретического анализа педагогических аспектов проблемы формирования социального опыта будущих педагогов в современном образовательном социуме;
— разработке структурно-функциональной модели формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений;
— теоретическом обосновании и практической апробации педагогических условий формирования социального опыта будущих педагогов в поликомпонентном образовательном пространство современного высшего учебного заведения гуманитарного профиля.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Выводы по второй главе:
Организация опытно-экспериментальной работы по реализации социализирующего потенциала образовательного пространства вуза была направлена на доказательное подтверждение выдвинутых в гипотезе положений.
Как свидетельствует положительная динамика полученных экспериментальных данных, актуализация аксиологических доминант самодеятельной (профессионально-творческой) активности личности в учебной и внеучебной работе, обогащение форм и методов деятельности добровольных студенческих объединений, направленное развитие умений и навыков социального поведения студентов правомочны выступить в нашем исследовании в статусе педагогических условий формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений.
Заключение
.
Проведенное теоретико-практическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Уточнено содержание понятия «социальный опыт студента-будущего педагога» за счет актуализации гуманистической составляющей субъектной позиции будущего специалиста: в этом отношении социальный опыт представляет собой интегратив-ное личностное качество, педагогически детерминирующее весь спектр когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих проявлений субъекта, повышающее компетентностную эффективность включения личности в многогранную совокупность социальных отношений современного общества.
2. Конкретизировано содержание понятия «молодежные общественные объединения будущих педагогов» как добровольной самодеятельной общности студентов (проектная группа, команда, кружково-клубные объединения, педагогические мастерские, педагогический отряд), деятельная активность которых направлена на практическое решение задач профессионально-личностного развития, обогащение опыта компетентностной социализации в приоритете утверждения общечеловеческих ценностей, демократических принципов самоуправления, максимального слияния общественного и личного интересов.
3. Выявлены возможности процесса формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений, определяемые преемственной актуализацией ситуаций совместного решения ведущих задач образовательной подготовки (творческое развитие будущего специалистаформирование активной гражданской позицииаксиологическое обогащение адаптационного потенциала личностирасширение сферы социально-значимых отношений, действий и поступков).
4. Определены особенности процесса формирования социального опыта студентов-будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений, заключающиеся в педагогически управляемом становлении гуманитарных констант ключевых образовательных компетенций личности (насыщение сферы свободного времени самодеятельной активностью просо-циальной направленностиудовлетворение другодоминантной потребности в продуктивной деятельности и созидательном творчествеутверждение субъектных аспектов профессионально-личностной самоактуализации).
5. Обоснованы критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и уровневые показатели процесса формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений (степень знание-вой осведомленности о содержании гуманистически ориентированного межличностного общенияуверенность в себе и вера в свои силытолерантно-эмпатийные аспекты коммуникативной готовностиадекватность реализации навыков помогающего поведения в расширяющемся пространстве межличностного взаимодействия);
6. Разработана структурно-функциональная модель формирования социального опыта студентов как субъектов молодежных общественных объединений, логика построения которой определяется идеей расширения образовательных возможностей компетентностного становления будущих педагогов во взаимодополняемом единстве развивающих потенциалов учебной и социально полезной, добровольно-коллективной деятельности.
7. Педагогическими условиями формирования социального опыта будущих педагогов в деятельности молодежных общественных объединений являются: актуализация аксиологических доминант профессионально-творческой и социально-гражданской самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работеобогащение форм и методов деятельности добровольных студенческих объединенийнаправленное развитие умений и навыков социального поведения студентов.
Актуализация аксиологических доминант профессионально-творческой и социально-гражданской самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работе связана с образовательным восхождением в статус индивидуальных ценностей таких профессионально-личностных качеств будущего педагога, как самостоятельность, уверенность в себе, коммуникабельность, любознательность, восприимчивость, свобода выражения мысли, смелость в высказывании идей, способность к возражению, которые выступают базовыми характеристиками становящегося критического мышления и формируются на основе последовательной реализации принципа добровольного участия студентов в проектной и командно-групповой деятельности (учебные гуманитарные проекты, студенческие педагогические отряды, художественно-коллективное творчество) — важнейшей составляющей этого процесса выступает индивидуальное присвоение ценностей гражданственности, творческое осмысление опыта деятельности в «Школе вожатых» как структурной единицы студенческих педагогических отрядовнаправленная организация научно-исследовательской работы, обеспечивающей развитие у студентов представлений об определяющей роли гражданской воспитанности в деятельности будущего педагога.
Обогащение форм и методов деятельности добровольных студенческих объединений заключается в инновационном расширении личностно развивающих возможностей педагогической практики студентов (педагогические мастерские, педагогический клуб, педагогические отряды), активном использовании потенциала социального развития международных молодежных общественных объединений (международный клуб «Сертома»), что позволяет естественно соединить профессиональные и социально значимые аспекты образовательной подготовки будущих педагогов, выступает формой личностной самореализации и профессиональной самопрезентации, способствует накоплению опыта гуманных отношений и взаимодействий.
Направленное развитие умений и навыков социального поведения студентов осуществляется в рамках разработанного психолого-педагогического тренинга и связывается с оптимизацией сферы межличностного общения и продуктивного взаимодействия становящегося профессионализма личности, подготовкой будущего специалиста к многогранной деятельности в статусе участника молодежных общественных объединений и будущего субъекта профессионально-педагогической деятельности.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: сб. науч. трудов «Психология формирования и развития личности» / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абуль-ханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Аверин, В.А. Психология личности : учебное пособие / В. А. Аверин. 2-е издание — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 191 с.
- Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон — пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000. — 284 с.
- Алиева, JI.B. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : автореф. дисс. д-ра пед. наук / JI.B. Алиева. М., 2002. — 38 с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 184 с.
- Ананьев, Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности : Психология личности в трудах отечественных психологов — сост. Л. В. Куликов / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2000. — С. 178−188.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
- Ю.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- П.Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. -608 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
- Аристотель С. Метафизика / Аристотель Стагирит — пер. с греч. А. В. Кубицкого. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 608 с.
- Аршинов, В. Гражданское общество в контексте синергети-ческого подхода / В. А. Аршинов, Н. М. Савичева // Общественные науки и современность. 1999. — № 3. — С. 131−138.
- Асмолов, А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства / А. Г. Асмолов // Воспитание школьников. 1995.-№ 5. — С. 2−5.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды — сост. М. Ю. Бабанский / Ю. К. Бабанский. М: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Батищев, Г. С. Социальные связи человека в культуре / Г. С. Батищев // Культура, человек и картина мира — отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. — М.: Просвещение, 1987. — С. 90−135.
- Бедерханова, В.П. Личностно-ориентированное воспитание в условиях летнего лагеря : сборник материалов научно-практической конференции «Образование и творчество» / В.П. Бе-дерханова. М.: Просвещение, 1998. — С. 58−69.
- Бездухов, В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема : автореф. дисс.. д-ра пед. наук / В. П. Бездухов -СПб., 1995. — 43 с.
- Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельно-стный аспект: монография / В. А. Беликов. М.- Владос, 2004. -357 с.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. -М.- Изд. центр «Академия», 2000. 192 с.
- Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 60−66.
- Беляева, Н. Гражданские ассоциации и государство / Н. А. Беляева // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 4346.
- Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. Т. 1. — М.: Искусство, 1994. — 345 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Эрик Берн — пер. с англ. — общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. — общ. ред. и вст. статья В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. -424 с.
- Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Би-тинас. — М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. -141 с.
- Бодалев, А.А. Общение и формирование личности : избранные труды «Личность и общение» / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — С.77−84.
- Бодалев, А.А. О роли социальной микросреды в достижении человеком вершины в своем развитии : межв. сб. науч. статей «Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие» /
- A.А. Бодалев. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1995. — С. 33−44.
- Боденко, Б.Н. Состояние современного воспитания глазами обучающихся / Б. Н. Боденко // Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания — под. ред.
- B.А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. — М.: Вентана-Графф, 2002. С. 158−173.
- Божович, Л.И. Проблема формирования личности : избранные психологические труды / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1995.- 230 с.
- Большой энциклопедический словарь — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 2002. 1456 с.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1991. 158 с.
- Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
- Борытко, Н.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков -под ред. Н. М. Борытко. М.: Издательский центр «Академзм:ия», 2007.-496 с.
- Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братгз^сь // Психология личности в трудах отечественных психологов г хрестоматия — сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000. С.130- 1 39.
- Буева, И.И. Роль детских общественных организаций создании единого воспитательного пространства / И. И. Буева /У Внешкольник Оренбуржья. 2005. — № 3. — С. 15−17.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978. 216 с.
- Бутрым, Г. А. Пути совершенствования процесса соци:^.лИза ции школьников в системе воспитания: автореф. дисс. .канс^ц. пед. наук / Г. А. Бутрым. Минск: МГУ, 1999. — 23 с.
- Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. •— СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. М.: Издательский центр «Академия», 1 440 с.
- Вентцель, К.Н. Проблема космического воспитания / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание: хрестоматия — сост. и: автор вст. статьи Г. Б. Корнетов. -М.: Изд-во РОУ, 1995. С. 198—203.
- Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук — пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988. 496 с.
- Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях : автореф. дисс.. д--р>а. пед. наук / А. В. Волохов. Ярославль, 1999. — 48 с.
- Воспитание увлечением: формирование и деятельность, клубных объединений / Сост. В. Е. Триодин. М.: Профиздат, X 987.144 с.
- Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вентана-Графф, 2002. — 384 с.
- Вульфов, Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. — М.: Новая школа, 1994. 78 с. 51 .Выготский, J1.C. Психология развития человека / JI.C. Выготский. М.: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. — Вып. 6. — М.: ИН-НОВАТОР, 1996. — С. 10−38.
- Газман, О.С. Развитие и воспитание временного детского коллектива / О. С. Газман // Сов. педагогика. 1978. — № 8. — С. 37−43.
- Гаязов, А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина / А. С. Гаязов. М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2006. — 284 с.
- Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: пособие для самообразования / Б.С. Гер-шунский. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 460 с.
- Гиль, С.С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика: автореф. дисс—д-ра пед. наук / С. С. Гиль. Оренбург, 2001. — 42 с.
- Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42−50.
- Грибанов, В.В. Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок / В. В. Грибанов, Э.П. Теп-лов // Криминологи о неформальных объединениях: сборник науч. статей. М.: Просвещение, 1990. — С. 34−42.
- Гуревич, П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник / П. С. Гуревич. М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. — 528 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 202 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль. Т. 2. — М.: Рус. яз., 1981−1982. — 779 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль Т. 4. — М.: Рус. яз., 1981−1982. — 683 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль. Т.1. ~ М.: Рус. яз., 1981. — 699 с.
- Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. В. Дахин // Народное образование. — 2004.4. С. 136−137.
- Делор, Ж. Образование: необходимая утопия / Жак Делор // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 3−16.
- Дильтей, В. Сущность философии / Вильгельм Дильтей. — М.: Интрада, 2001. 159 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии — общ. ред. и вступит, статья А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. — 620 с.
- Додонов, Б.И. О системе «Личность» / Б. И. Додонов // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия — сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — С.110−119.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006. — 416 с.
- Дюргейм, Э. Социология образования / Э. Дюргейм — пер. с фр. Т. Г. Астаховой — науч. ред. B.C. Собкин, В. Я. Нечаев — вступит, ст. B.C. Собкина. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с.
- Жернов, В.И. Теоретико-методические основы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента педагогического вуза : монография / В. И. Жернов — под ред. М. Е. Дуранова. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1999. — 116 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. № 11. — С. 14−20.78.3инченко, В. П. Как возникает чувство доверия / В.П. Зинчен-ко // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 27−31.
- Иваненков, С.П. Проблема социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1999. — 290 с.
- Иванов, В.П. Человеческая деятельность-познание-искусство / В. П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1977. — 248 с.
- Иванов, И.П. Коллективная организаторская деятельность / И. П. Иванов // Педагогика наших детей: сб. статей. Краснодар: Изд-во Краснодарского пед. ун-та, 1989. — С. 201−221.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 315 с.
- Каменева, Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза : учеб.-метод, пособие / Е. Г. Каменева. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2004. 68 с.
- Каптерев, П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избранные пед. сочинения — под ред. A.M. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. С. 232−257.
- Каргапольцева, Н.А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности / Н. А. Каргапольцева. М.: Педагогический вестник, 1999. — 184 с.
- Килпатрик, У. Метод проектов / Уильям Килпатрик — пер. с англ. М.: Прогресс, 1925. — 144 с.
- Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А. В. Кирьякова и др. — М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 578 с.
- Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография / А. В. Кирьякова. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 188 с.
- Классному руководителю: учеб.-метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 280 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
- Князева, М.М. Педагогические возможности культурологического подхода / М. М. Князева // Новые ценности образования. -Вып.4. М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 78−83.
- Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. М.: Институт молодежи, 1996. — 224 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспи-рова. М.: Гардарики, 2004. — 528 с.
- Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпа-радигмальной рефлексии. Курс лекции по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общение и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
- Константинов, Н.А. История педагогики : учебник для студентов пед. ин-то / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
- Корнетов, Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г, Б. Корнетов // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 43−49.
- Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. — М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997. 224 с.
- Корчак. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1998. — 224 с.
- Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 3−10.
- Краевский, В.В. Педагогика как наука и как учебный предмет / В. В. Краевский // Известия Волгоград, пед. ун-та. 2003. -№ 1. — С. 4−9.
- Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. — 2003. — № 2. -С.11−22.
- Кривов, Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике : автореф. диссканд. пед. наук /
- Ю.И. Кривов. М., 1992. — 20 с.
- Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Монография / Е. А. Крюкова. Волгоград: Перемена. 1999. — 196 с.
- Кузьмин, М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека / М. Н. Кузьмин // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 57−70.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
- Латыш, Л.Б. Региональные особенности управления процессами адаптации молодежи / Л. Б. Латыш // Инновации в образовании. 2006. — № 3. — С. 92−98.
- Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2002. — 603 с.
- Левитан, К.М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во СГУ, 1991. — 168 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Человек и культура / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1961. — 115 с.
- Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Мир, 1999. С. 156−176.
- Леонтьев, Д.А. Я — последняя инстанция в личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия — сост. Л. В. Куликов.- СПб.: Питер, 2000. С. 377−381.
- Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 49 с.
- Липский, И.А. Изменение социального фона воспитания в России на рубеже XX—XXI вв.еков как предпосылка трансформации его парадигм / И. А. Липский // Воспитание: современные парадигмы: монография / А. К. Быков, И. А. Липский, Л. Е. Никитина,
- О.Г.Прохоров и др. — под. общ. редакцией З. А. Багишаева и А. К. Быкова. М.: Московский Север, 2006. — С. 7−22.
- Лисовский, В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи / В. Т. Лисовский // Социальная работа. 1994. — № 1. — С. 57−59.
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1995. 282 с.
- Личность, семья и школа (проблемы социализации учащихся) / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 216 с.
- Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк // Сочинения — ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин — пер. с англ. А. Н. Савина. Т. I. — М.: Мысль, 1985. — С. 78−582.
- Мазниченко, М.А. Что есть знание? Опыт проведения педагогической мастерской / М. А. Мазниченко // Школьные технологии. 2005. — № 6. — С. 29−38.
- Макаренко, А.С. О воспитании / А. С. Макаренко — сост. и авт. вступит, ст. B.C. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2004. -480 с.
- Мальковская, Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников : учебное пособие / Т. Н. Мальковская. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.- 172 с.
- Мальцева, Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков : автореф. дисс.. д-ра пед. наук / Э. А. Мальцева. Ижевск, 2006. — 38 с.
- Малый энциклопедический словарь / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. Т.З. — М.: ТЕРРА, 1997. -1055 ст.
- Мамардашвили, М.К. Мысль в культуре / М.К. Мамарда-швили // Философские науки. 1989. — № 11. — С. 75−81.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя : кн. для учителей / А. К. Маркова. М.- Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. — Т. 42., изд. 2-е М.: Политиздат, 1974. — С. 41−174.
- Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / Абрахам Харольд Маслоу. С-Пб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Матушкин, С.Е. Трудолюбие: содержание и воспитание / С. Е. Матушкин Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2002. — 115 с.
- Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: автореф. дисс.. д-ра пед. наук / Г. А. Мелекесов. Оренбург, 2003. — 36 с.
- Мид, М. Культура и мир детства / Маргарет Мид. М.: Наука, 1998. — 429 с.
- Молодежь в действии: аналитический сборник / Авт.-сост. Е. Панова. М.: Эдиториал УРС, 2001. — 223 с.
- Молодцова, Т.В. Процессы социализации, адаптации и дезадаптации личности : учеб. пособие / Т. В. Молодцова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 168 с.
- Моложавенко, B. J1. Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования / B.JI. Моложавенко // Наука и школа. — 2006. № 4. — С. 6−9.
- НО.Монтень, М. Опыты / Мишель Монтень. Кн. 1. — М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 832 с.
- Мудрик, А.В. Социализация человека / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. — 304 с.
- Найн, А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики / А. Я. Найн // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. — отв. ред. Е. В. Ткаченко. — Вып. 1. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 1996. —С. 21−28
- Назаров, Н.В. Методологические причины недостаточной изученности феномена «педагогическое взаимодействие» : сборник научных трудов «Труды кафедры общей педагогики» / Н. В. Назаров. Вып. 4. — Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2008. — С. 28−39.
- Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
- Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
- Никитин, В.А. Социальная педагогика / В. А. Никитин. М.: Академический проект, 2003. — 272 с.
- Новиков, В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действием / В. В. Новиков // Психологический журнал. 1993. — № 4. — С. 68−75.
- Новые основы социального воспитания: тезисы, выдвигаемые скульптором и педагогом Иннокентием Жуковым // Вестник просвещения. Чита, 1921. — № 2. — 65 с.
- Образовательное пространство // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов — редактор-составитель Н. Б. Крылова. — М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995. С. 63−64.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета: автореф. дисс.. д-ра пед. наук / Т. А. Ольховая. — Оренбург, 2007. 45 с.
- Острогорский, А.Н. Образование и воспитание / А. Н. Острогорский // Острогорский, А. Н. Избранные педагогические сочинения — сост. М. Г. Данильченко. — М.: Педагогика, 1985. — С. 205 271.
- Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-««Сысоева и др. — под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Издво «Проспект», 2004. 432 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. — под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
- Педагогическая антропология: учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 528 с.
- Песталоцци, И.Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений / И. Г. Песталоцци. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 480 с.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский, В.А. «Ролевое» и «субъектное» в личности / В. А. Петровский // Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 357 369.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
- Пискунов, А.И. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху феодализма / А. И. Пискунов // Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — С. 46−50.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И. П. Подласый. Кн. 1. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 576 с.
- Подласый, И.П. Ценности современной молодежи / И. П. Подласый // Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 368 с.
- Поляков, С.Д., Ясницкая, В.Р., Зимин, Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело / С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая, Э. С. Зимин. Ульяновск: Изд-во ВГПУ, 1996. — 136 с.
- Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования) / Под ред. Б. З. Вульфова. — Ч. 1. — М. Екатеринбург, 1993. 63 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 440 с.
- Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека // Психология и педагогика: учеб. пособ. для вузов — сост. и отв. ред. А. А. Радугин — науч. ред. Е. А. Коротков. М.: Центр, 2000. — С. 78−109.
- Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства: материалы семинара. М.: Педагогическое общество РСФСР, 1978. — 93 с.
- Радугин, А.А. Педагогика : учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / А. А. Радугин. М.: Центр, 2002. — 272 с.
- Разумный, В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика. — 1998. № 5. — С. 17- 22.
- Разумный, В.А. Клуб и культура общения / В. А. Разумный. — М.: Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, 1989. — 92 с.
- Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С. И. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2001. 432 с.
- Рожков, М.И. Теоретические основы воспитательного процесса : учеб. пособие / М. И, Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 1999. -117 с.
- Рожков, М.И., Волохов, А.В. Детские организации возможность выбора: методическое пособие / М. И. Рожков, А. В. Волохов. — М.: Педагогика, 1996. — 112 с.
- Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. — 292 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C. JL Рубинштейн. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
- Руководство по организации волонтерской (добровольной)деятельности среди пожилых и для пожилых людей / Под ред. Р. И. Даниловой. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2005. — 48 с.
- Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Жан-Жак Руссо. — СПб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1913. 489 с.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
- Савинова, JI.C. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе всероссийского детского центра «Орленок» : автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л. С. Савинова. — Ярославль, 1999. 20 с.
- Самодеятельные общественные и политические организации и движения в СССР / Авт.-сост. Г. А. Воскресенский. — М.: Дейта-Пресс, 1992. 232 с.
- Санникова, А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе : монография / А. И. Санникова. -Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2000. 134 с.
- Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студента университета : монография / Н. С. Сахарова. — М.: Творческий центр, 2003. 206 с.
- Семь мудрецов. Пророки и чудотворцы древности. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
- Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-методических комплексов (Вопросы теории) / Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 1997. 156 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация Логос, 1999. — 272 с.
- Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. -608 с.
- Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Миже-риков — под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. -448 с.
- Смелзер, Н. Социология / Нейл Смелзер. М.: (New Zersey, 1988.), 1994. — 234 с.
- Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 416 с.
- Смирнов, И.П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. М.: Российская академия образования — НИИРПО, 2006. — 320 с.
- Смирнов, П.И. Социология личности : учеб. пособие / П. И. Смирнов. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. — 380 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 1995. — 270 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич.- Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Соловейчик, С. Воспитание по Иванову / C.JT. Соловейчик.- М.: Педагогика, 1989. 180 с.
- Соловейчик, С. Человек свободный / C.JI. Соловейчик // Первое сентября. 1997. — 19 июля. — С. 1.
- Сопов, В.Ф. Мотивационно-ориентированная модель образовательного пространства / В. Ф. Сопов // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: тез. науч.-практ. конф. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — С. 259−263.
- Социальная психология личности: сб. науч. статей / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 324 с.
- Соя, Н. М. Деятельность комсомольских педагогических отрядов по идейно-политическому воспитанию школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. М. Соя. М., 1986. — 18 с.
- Спирпн, Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя / Л. Ф. Спирин. -Ярославль: Изд-во ЯрГПИ, 1976. 82 с.
- Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Су-хомлинский // Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения — сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. — Т.З. М.: Педагогика, 1981. — С. 205−394.
- Сухомлинский, В.А. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1997.- 224 с.
- Татарова, В.Н. Второе пришествие Тимура / В. Н. Татарова // Ступени. 1990.- № 10. — С. 14−16.
- Теория и история мировой и отечественной культуры. От античности до Возрождения / Под ред. М. Л. Абрамсон, И.С. Свен-цицкой. М.: Изд-во МГОПУ, Ассоциация «Гуманитарий», 1996.- 204 с.
- Теория и практика воспитательных систем / Под ред.: Л. И. Новиковой и др. Кн.2. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 207 с.
- Титов, В.А. Общая педагогика (конспект лекций) / В. А. Титов. М.: А-ПРИОР, 2007. — 271 с.
- Тихомирова, Е.И. Становление школьника-лидера в воспитывающей среде школы : монография / Е. И. Тихомирова. — Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2001. 218 с.
- Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж. Т. Тощенко. М.: Прометей, 1994. — 384 с.
- Тряпицына, А.П. Образовательная программа — маршрут ученика / А. П. Тряпицына. Ч. 2. — СПб.: Питер, 2000. — 136 с.
- Туманова, С.А. Самодержавие и общественные организации в России: 1905−1917 гг. / А. С. Туманова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. — 488 с.
- Федорова, Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности / Н. М. Федорова // Волонтер и общество. Волонтер и власть: научно-практический сборник — сост. С.В. Те-терский. М.: ACADEMIA, 2000. — С. 56−57.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 24−29.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. — 576 с.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Фромм, Э. Душа человека : сб. / Эрих Фромм — пер. с англ. -М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. 572 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
- Хлопин, А. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива / А. Н. Хлопин // Pro et Contra. -1997. Т.2., № 4. — С. 60−76.
- Хрестоматия по истории педагогики. История педагогической мысли в период от Французской буржуазной революции 1789 г. до Парижской Коммуны / Сост.: Т. П. Вейсберг, Н. А. Желваков, С. А. Фрумов. Т.П. Ч. 1. — М.: Госучпедгиз НАРКОМРОСА РСФСР, 1940. — 688 с.
- Хрестоматия по истории педагогики. Античный мир. Средние века. Начало нового времени / Сост. И. Ф. Свадковский — под общ. ред. С. А. Каменева. — Изд. второе. М.: Госучпедгиз, 1936. — 639 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Чернышев, В.М. Среда общественного организма. / В. М. Чернышев. СПб.: МЕРА, 1998. — 518 с.
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2002. — 156 с.
- Шакирова, Д.М., Плотникова, Н.Ф. Интеграция умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов вуза / Д. М. Шакирова, Н. Ф. Плотникова // Инновации в образовании. 2006. — № 3. — С. 120−132.
- Шацкий, С.Т. Работа для будущего: документальное повествование: кн. для учителя / С. Т. Шацкий — сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. -М.: Просвещение, 1989. 223 с.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : учебное пособие / Н. И. Шевандрин. 4.1. — М.: ВЛАДОС, 1995. -544 с.
- Шевченко, Л.Л. Практическая педагогическая этика: экспериментально-дидактический комплекс / Л. Л. Шевченко. М.: Со-боръ, 1997. — 506 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Тамотсу Шибутани — пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. — 248 с.
- Шободаева, А. Российский скаутинг: история, теория, практика / А. Б. Шободаева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. — 143 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1996.- 39 с.
- Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия — сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — С. 188−193.
- Ямбург, Е.Я. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация) / Е. Я. Ямбург. — М.: Новая школа, 1997. 352 с.
- Драганов, П. Място, содержаните и структуре на педагоги-ските дисциплини в подготовкат на учителски кадри / П. Драганов // Народна просвета. 1978. — № 9. — с. 6−13.
- Glifton, R. Practice teaching: survival in a marginal situation / R. Glifton // Canadian Journal of Education. — 1979. v. 4. — p. 6074.
- Grane, C. Attitudes towards acceptance of self and others andadjustment to teaching / C. Grane // British Journal of Educational Psychology. 1974. — v. 44, 1. — p. 6−11.
- Garvey, R. Self-concept and success in student teaching / R. Garvey // Journal of Teacher Education. 1970. — v. 21. — p. 61−73.
- Kotasch, I. The Development of Teacher Education / I. Kotasch // Prospects in Education. 1970. — v. 1. — p. 18−24.
- Milgram, R.M. and Milgram, N.A. Self concept differences in student teacher in primary, elementary, secondary and special education / R.M. Milgram and N.A. Milgram // Psychology in the Schools. 1976. — v. 13. — p. 41−45.
- Peck, R.F. and Tucker, J.A. Research on teacher education in Travers, R. (ed.) Second Handbook on Research in Teaching / R.F. Peck and J.A. Tucker. Chicago: Rand McNally, 1983. — 186 p.