Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические условия эффективного воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов: 1) готовность педагогов-дирижёров, руководителей исполнительских коллективов к воспитанию эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов- 2) формирование духовной атмосферы в учебном коллективе, способствующей развитию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-педагогические предпосылки воспитания эстетической культуры учащихся в современных условиях
    • 1. 1. Формирование эстетической культуры личности. в условиях социокультурной модернизации
    • 1. 2. Эстетический компонент молодёжной субкультуры
  • Выводы к главе 1
  • Глава II. Оркестр народных инструментов как субъект. воспитания
    • 2. 1. Оркестр народных инструментов как творческий и культурообразующий коллектив
    • 2. 2. Формирующий потенциал кулыурообразующего пространства оркестра народных инструментов
  • Выводы к главе II

Воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях социокультурной модернизации российского общества актуализируется взаимосвязь традиций и инноваций, усиливается потребность в ценностях народной музыкальной культуры. Изменение вектора общественного сознания, направленного на развитие духовных качеств личности, требует активизации эстетического воспитания подрастающего поколения. Использование формирующего потенциала народной музыкальной культуры при разработке и осуществлении эстетических программ образования повышает эффективность процесса духовного развития личности. К сожалению, в современном российском обществе бездуховность стала фактом действительности, по-прежнему игнорируются потребности и интересы человека, остаются невостребованными эстетические принципы и нравственные нормы. Негативные последствия трансформации находят отражение в молодёжной субкультуре. В сложившихся социально-экономических условиях проблема воспитания эстетической культуры подрастающего поколения приобретает актуальную значимость, так как способствует формированию многомерной личности, имеющей творческую направленность в отношении к действительности и к себе, способной испытывать эстетические эмоции, чувства и реализовывать заложенный природный потенциал в мире культуры.

Оптимизации воспитания эстетической культуры учащихся способствуют детские музыкальные учреждения: детские музыкальные школы и детские школы искусств. В них организованы различные формы творческой деятельности учащихся — исполнительские коллективы, в том числе и учебные оркестры народных инструментов. Народные оркестры, в силу заложенных в них культурных традиций, новаторства педагогов-музыкантов, исполнителей, дирижёров остаются сложившейся ценностью общества и играют значительную роль в эстетическом развитии учащихся. Учебный оркестр народных инструментов представляет собой культурную среду, содержащую высокохудожественные ценностные предметы — музыкальные произведения и музыкальные инструменты. В процессе творческой деятельности через определенные эстетические отношения в оркестре происходит взаимодействие между личностью (оркестрантами) и указанными предметами. Такое взаимодействие наделяет народный оркестр качествами творческого коллектива и позволяет его рассматривать как культурообразующее пространство, которое имеет насыщенное воспитательное содержание и обладает значительным формирующим потен^иароботке теории эстетической культуры личности посвящены исследования: М. С. Кагана, Н. И. Киященко, А. И. Комаровой, Г. А. Петровой, Л. В. Поселягиной, В. И. Самохваловой, Б. В. Сафронова, Р. А. Тельчаровой и др. Проблема эстетического воспитания отражена в работах А. А. Абдуллиной, Л. А. Воловича, С. А. Герасимова, Ю. С. Дружининой, С. П. Жуковской, Л. Х. Кадыровой, Г. В. Караваевой, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова,.

B.П.Матониса и др. Большую роль музыкального искусства в эстетическом развитиии личности отметили Д. Б. Кабалевский, Е. В. Назайкинский,.

C.И.Науменко, С. Х. Раппопорт, А. Н. Сохор и др. Проблемы и перспективы оркестра народных инструментов, в том числе и учебных, выделили педагоги — музыканты М. И. Имханицкий, А. С. Каргин, С. М. Колобков, А. Б. Поздняков, А. В. Тихонов, И. В. Чернышёва, Ю. Н. Шишаков и др.

В процессе радикальной трансформации общества и реконструкции культурного пространства обострились противоречия между: 1) ориентацией общества на многомерную творческую личность, стремящуюся реализовать свои духовные возможности и продолжающимися проявлениями бездуховности в социальной среде- 2) педагогической потребностью в эстетически культурных учащихся — исполнителей на народных инструментах, а также подготовленных слушателей и недостаточной разработанностью вопросов эффективного использования творческих ресурсов в воспитании эстетической культуры музыкантов и слушателей. На основании выявленных противоречий определена проблема педагогического обеспечения процесса воспитания эстетической культуры учащихся средствами народной музыкальной культуры. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и модель, обеспечивающие эффективность воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов.

Объект исследования — воспитание эстетической культуры учащихся в процессе творческой деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия и модель, обеспечивающие эффективность воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности народного оркестра.

Гипотеза исследования — воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов будет эффективным, если будет реализована предлагаемая модель и соблюдены следующие общие и частные педагогические условия:

— обеспечение готовности педагогов-дирижёров, руководителей исполнительских коллективов к воспитанию эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов;

— формирование духовной атмосферы в учебном коллективе, способствующей развитию эстетической культуры учащихся, с учетом специфики и форм проведения занятий;

— учет предрасположенности учащихся к творческой деятельности;

— комплексное влияние содержания музыкального репертуара оркестра на эстетическое развитие учащихся;

— реализация индивидуального подхода к организации и учета возрастных особенностей эстетического становления учащихся в учебно-воспитательном процессе;

— активизация коллективистской направленности творческой деятельности учащихся на уровне эстетических отношений;

— обеспечение интереса учащихся к ценностям музыкальной культуры;

— развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности;

— воспитание способности учащихся к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки в оркестре и самооценке собственной причастности к музыкальной культуре.

Задачи исследования:

1. Раскрыть специфику оркестра народных инструментов как творческого коллектива.

2. Выявить формирующий потенциал культурообразующего пространства оркестра народных инструментов.

3. Апробировать комплекс педагогических условий и модель, обеспечивающих эффективность воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов.

Методологической основой исследования выступают: теория воспитания в коллективе: Б. Т. Лихачёва, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Ю. Сироткина и т. д.- теория и принципы творчества: В. И. Андреева, Б. В. Асафьева, А. С. Каргина, Н. И. Киященко, С. Х. Раппопортатеория возрастных и индивидуальных различий: Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Т. В. Драгуновой, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной,.

B.Н.Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и т. д.- теория эстетики и эстетического воспитания: Ю. Б. Борева, С. А. Герасимова,.

C.М.Даниэля, О. А. Кривцуна, А. А. Радугина, Б. В. Сафронова, В. Г. Яковлева и др.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез содержания философских, психологических, педагогических, эстетических, музыкально-педагогических научно-литературных источников, полученных научных фактов по проблеме становления эстетической культуры учащихсяизучение и анализ педагогического опыта работы, учебных программ, планов занятий с музыкальными коллективами с целью изучения состояния проблемыметод сбора эмпирической информации — анкетирование, наблюдение, педагогическое моделирование, экспериментметоды статистической обработки, качественный и количественный анализ, табличные интерпретации полученных данных.

Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе Казанского государственного университета культуры и искусств. На разных этапах экспериментальная работа проводилась в ДМШ №№ 4, 23 г. Казани, ДМШ г. Волжска.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, изучался и обобщался передовой опыт работы в учебных оркестрах народных инструментов. Определились воспитательные возможности оркестра в плане эстетического развития учащихся, выявились противоречия в духовном воспитании учащихся подросткового возраста. Была определена рабочая гипотеза.

На втором этапе (2000 — 2002 гг.) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментально-программный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия эффективной организации эстетического воспитания учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов.

На третьем этапе (2002 — 2004 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формировались, проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

Научная новизна исследования:

— раскрыта специфика оркестра народных инструментов как творческого коллектива;

— выявлен формирующий потенциал культурообразующего пространства оркестра народных инструментов;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия и разработанная модель, обеспечивающие эффективность процесса воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы составляющие компоненты эстетической культуры личности, определены социально-педагогические предпосылки воспитания эстетической культуры учащихся с учётом выявленных эстетических компонентов в содержании молодежной субкультуры. Выделено содержание воспитательной деятельности культурообразующего пространства учебного оркестра применительно к индивидуальным и возрастным особенностям развития учащихся. Результаты исследования дополняют и конкретизируют современные представления о культурном пространстве в образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают педагогов-дирижёров, руководителей народных оркестров научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации воспитания эстетической культуры учащихся в исполнительских коллективах. Учебное пособие «Эстетическое развитие личности исполнителей в культурообразующем пространстве оркестра народных инструментов» (Казань, 2003), программа спецкурса «Эстетическое развитие личности исполнителей и слушателей в оркестре народных инструментов» (Казань, 2002) используются в работе творческих вузов, культурно-досуговых учреждений, музыкальных и общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием фундаментальных теоретических положений и разнообразных современных педагогических трудов, адекватных объекту и цели данного исследованияразносторонним анализом полученных результатовмоделированием педагогических ситуаций, деятельности и общенияприменением средств статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на кафедре педагогики и психологии КГУКИ, в ходе методических объединений ДМШ г. Казани, всероссийской научно-практической конференции «Проблемы многоуровнего социокультурного образования» (Казань, 2000) — международной научно-практической конференции «Формы и методы воспитательной работы в вузе» (Казань, 2001) — всероссийской научно-методической конференции «Потребности в кадрах социокультурной деятельности: состояние и перспективы изучения» (Казань, 2001) — республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования» (Казань, 2001) — всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования» (Казань, 2002) — межвузовской научной конференции «Гуманистический потенциал культуры и её роль в модернизации российского общества» (Казань, 2002) — всероссийской научно-практической конференции «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» (Казань, 2003) — региональной научной конференции «Экономика и культура: современное состояние, перспективы развития, региональные особенности» (Казань, 2003) — научно-практической конференциирегиональной научно-практической конференции «Социокультурные аспекты развития системы дополнительного профессионального образования» (Казань, 2004) — межвузовской научно-теоретической конференции «Содержание социокультурного образования: проблемы модернизации» (Казань, 2004). Возглавляемый автором данного исследования учебный оркестр народных инструментов ДМШ № 23 г. Казани принимал участие в городском фестивале «Монлы курай» (с 2001 г. по 2005 г.) — в городском конкурсе ансамблей и оркестров народных инструментов музыкальных школ.

2001 г., II место) — в республиканском фестивале-конкурсе исполнителей на народных инструментах (2003 г., II место) и т. д.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование компонентов эстетической культуры личности как содержательной основы молодежной культуры, которые предполагают, что: а) развитие эстетической культуры осуществляется в процессе творческой деятельности через восприятие учащимися предметов искусства, которые активизируют мыслительные процессы на основе эмоционально-чувственных переживанийб) эстетическая культура способна объединить учащихся в творческом коллективе. Специфика учебного оркестра народных инструментов как творческого коллектива состоит в: 1) стадиальности становления, которую определяет ежегодная смена состава оркестра и образует следующие этапы — а) адаптация новых участников, б) совместная творческая деятельность- 2) эстетических отношениях, способствующих активизации эстетической деятельности (исполнительской, творческой) и обогащающих эти действия одухотворенными эмоциональными переживаниями, взаимосвязанными с эстетическим сознанием.

2. Культурообразующее пространство оркестра народных инструментов обладает следующими возможностями: 1) развивает творческую и исполнительскую деятельность согласно индивидуальным художественно-творческим способностям и предрасположенностям- 2) побуждает к эстетическому восприятию музыки- 3) эстетическое восприятие вызывает эстетические эмоции и чувства- 4) эмоционально-чувственное восприятие формирует интерес к народному инструментальному творчеству и оркестровой музыке- 5) формирует художественно-образное мышление через понимание и осознание содержания музыки- 6) формирует эстетический вкус и оценку у исполнителей и слушателей.

3. Педагогические условия эффективного воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов: 1) готовность педагогов-дирижёров, руководителей исполнительских коллективов к воспитанию эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов- 2) формирование духовной атмосферы в учебном коллективе, способствующей развитию эстетической культуры учащихся с учетом специфики и форм проведения занятий- 3) предрасположенность учащихся к творческой деятельности- 4) комплексное влияние содержания музыкального репертуара оркестра на эстетическое развитие учащихся- 5) индивидуальный подход и учет возрастных особенностей эстетического становления учащихся в учебно-воспитательном процессе- 6) активизация коллективистской направленности творческой деятельности учащихся на уровне эстетических отношении- 7) интерес учащихся к ценностям музыкальной культуры- 8) устойчивая мотивация к творческой и исполнительской деятельности- 9) способность учащихся к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки в оркестре и самооценке собственной причастности к музыкальной культуре.

4. Модель эффективной организации воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов, представленная в следующем виде: 1) цель- 2) эстетическая культура личности- 3) основные компоненты эстетической культуры- 4) основные задачи- 5) общие педагогические условия- 6) частные педагогические условия- 7) основные виды творческой деятельности- 8) основные формы творческой деятельности- 9) основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

1. Эстетическая культура учащихся представляет собой динамичную часть всей культуры, реагирующей на социальные перемены, результаты ко торых отражаются в сознании, вызывают определенные эмоциональные ре акции, формируют новые виды деятельности, объединяют в определенную субкультуру. Взаимодействие учащихся с предметами искусства развивает их эстетичес1сие качества через эстетические отношения, побуждает к эстети ческой деятельности, которые можно мобилизовать в творческом коллективе. Тогда эстетическая культура становится базой для новообразующихся прояв лений творческой активности, результатом творческого самовыражения, са моутверждения, средством духовного развития учащихся. Специфика орке стра народных инструментов как творческого коллектива предполагает, что:

1) стадиальность становления определяет ежегодная смена состава оркестра и образует следующие этапы — а) адаптация новых участников, б) совместная творческая деятельность: творческая активность лидеров инструментальных групп (концертмейстеров), психологическая сплоченность, единство мнений и оценок среди учащихся, самостоятельное разрешение спорных ситуаций, волнение за результативность творческой деятельности- 2) эстетические от ношения способствуют активизации эстетической деятельности (исполни тельской, творческой) и обогащают эти действия одухотворенными эмоцио нальными переживаниями, взаимосвязанными с эстетическим сознанием- 3) разнообразный музыкальный репертуар развивает мыслительные процессы ;

мышление, воображение, фантазию, способствует возникновению эстетиче ских чувств- 4) организация эмоционально-чувственного восприятия оркест ровой музыки воспитывает эстетический вкус у слушателей (публичные вы ступления) и исполнителей (учебный процесс, концерты).2. Культурообразующее пространство — это совокупность материаль ных и духовных ценностей, накапливающихся в процессе творческой дея тельности человека. Оно предусматривает наличие традиций и творческой переработки культурных достижений прошлого. Эстетические отношения в коллективе, составные компоненты музыкальной культуры (музыкальные произведения и творческое исполнительство), коллективные качества пред ставляют учебный оркестр в виде культурообразующего пространства, наде лённого насыщенным воспитательным содержанием. Оркестр народных ин струментов представляет собой культурообразующее пространство: во первых, в нём складываются определённые эстетические отношенияво вторых, он состоит из специфических компонентов, наделённых художест венно-эстетическими ценностямив-третьих, обладает коллективными каче ствами, необходимые для эстетического развития учащихся.3. Выделены и обоснованы педагогические условия, разработана и ап робирована модель организации воспитания эстетической культуры учащих ся в творческой деятельности оркестра народных инструментов.4. В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность педа гогических условий и модели воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов. Эстетическая культура учащихся выражается в эстетических отношениях к учебному про цессу в оркестре и друг другу, в появлении интереса и устойчивой мотивации к творческой и концертной деятельности, в способности понимать, анализи ровать содержание музыки и адекватно оценивать свои действия в оркестре. Вместе с тем настоящее исследование не исчерпывает всех проблем воспитания эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов. Разработанные подходы могут служить основанием для определения возможностей учебных оркестровых коллекти вов по развитию эстетической культуры учащихся в индивидуальных фор мах исполнительской деятельности, а также в культурных пространствах детских творческих объединений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в обш-еобразовательной школе: Пособие для учителя Э. Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983.-112 с.
  2. А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: Автореф. дис. …канд. пед. наук А. А. Абдуллина. Казань, 1993. 20 с.
  3. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие Г. С. Абрамова. М.: Академия «Раритет», 1997. 702 с.
  4. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие В. А. Аверин. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. 379 с.
  5. М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике Карачая: Автореф. дис. канд. пед. наук М. Ю. Айбазова. Майкоп, 1997.-21 с.
  6. .Г. Очерки психологии Б.Г.Ананьев. Л.: Наука, 1945.-130 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1988. 238 с.
  8. Н.К. Педагогические основы воспитания нравственноэстетического отношения к природе у студентов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук Н. К. Андриенко. Майкоп, 1996. 18 с. Ю. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности П. К. Анохин. М.: Высшая школа, 1979. 268 с.
  9. Л.Г. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся Л.Г. Арчажников Проблемы музыкального образования: Вестник ЧГПУ. Чебоксары, 1999. 5. 18 30. 179 В. И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981.
  10. В.П. К вопросу дифференцированного обучения руководителей народно-инструментальных коллективов в вузах культуры и искусств В.П, Афанасьев, Г. К. Афанасьев Адекватные формы обучения в курсах музыкальных дисциплин: Сб. ст. Тамбов, 1993. 18 24.
  11. Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности Ю.Л. Афанасьев. Львов: Свит, 1990. 157 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды Ю.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  13. Э.И. Формирование профессионально-педагогической направленности личности старшеклассника средствами социальной культуры: Автореф. дис. …канд. пед. наук Э. И. Байрамова. Казань, 2002. 25 с.
  14. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Л.А.Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. 250 с.
  15. В. Композитор и оркестр русских народных инструментов В. Беляев Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 2. 7 8.
  16. Л.Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах Л.Г. Бендерский. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1992. 190 с.
  17. Л. Музыка всем Л. Бернстайн. М.: Музыка, 1978. 368 с.
  18. Блок В, Оркестр народных инструментов В. Блок. М.: Музыка, 1986. 8 0 с.
  19. Л.Н. Взаимодействие культурно-досугового учреждения и семьи в музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков: Автореф. дис. …канд. пед. наук Л.Н. Боборова- СПб., 1992. 16 с.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. Труды Л. И. Божович. М.- Воронеж, 1995. 382 с. 180
  21. Ю.Б. Эстетика: Учеб. для вузов Ю. Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002.-511 с.
  22. Л.Л. Художественное творчество Л.Л. Бочкарёв. Л.: Наука, 1983. -164 с.
  23. Р.Н. Формы и методы работы с самодеятельным ансамблем русских народных инструментов Р.Н. Варыпаева. М.: Музыка, 1989.-141 с.
  24. Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межличностных отношений: Автореф. дис. канд. пед. наук Е. В. Васильев. Казань, 1996. 19 с.
  25. О.А. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук О. А. Васильченко. Ташкент, 1991. 17 с. ЗО. Введение
  26. НА. Музыкальное развитие ребёнка Н.А.Ветлугина. М.: Педагогика, 1968. 168 с.
  27. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие В. СМухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2000. 624 с.
  28. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие М. В. Гамезо, В. С. Герасимова и др. М.: Пед. общ-во России: Ноосфера, 1999.-272 с.
  29. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения Л.А.Волович. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. 223 с.
  30. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: Сб. трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. Вьш.68. 168 с.
  31. Л.С. Педология подростка: Собр. соч.: В 6 т Л. С. Выготский. М.: Наука, 1984. Т.4. 413 с. 181
  32. Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Автореф. дис. …канд. пед. наук Н. Г. Габдрахманова. Казань, 1997. 19 с.
  33. . О поиске пути к раскрытию художественно-творческой индивидуальности учащихся Б.Гейко Активные формы обучения в курсах музыкальных дисциплин: Сб. ст. Тамбов, 1993. 4 8.
  34. Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю Л.Е.Геккель. Л.: Сов. композитор, 1998. 167 с.
  35. А.И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры А. И. Герцен. М.: Искусство, 1987. 602 с.
  36. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства Д.И. Говорун. Киев: Вища школа, 1990. 141 с.
  37. Г. Композитор и фольклор Г. Головинский. М.: Музыка, 1981.-280 с.
  38. А.Б. О музыкальном искусстве А.Б. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1975. 416 с.
  39. В. У истоков народной музыки славян: Сб. науч. тр. В.Гошовский. М.: Музыка, 1971. 304 с.
  40. Грум-Гржимайло Т. Н. Об искусстве дирижёра Т.Н. Грум-Гржимайло. М.: Знание, 1973. 40 с.
  41. СМ. Искусство видеть мир М.Даниэль. Л.: Искусство, 1990.-221 с.
  42. Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика Л. М. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. 632 с.
  43. Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе Л.Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  44. Ф. На стороне подростков Ф. Дольто. М.: Петербург XXI век: Аграф, 1997. 280 с. 182
  45. Г. Н. Педагогические основы формирования творческой деятельности детей 6−7 лет средствами музыкально-речевого фольклора: Автореф. дис… канд. пед. наук Г. Н. Дубогрызова. Майкоп, 1996. 23 с.
  46. И.В. Особенности обучения и развития школьника 1 3 1 7 лет И.В.Дубровина. М.: Педагогика, 1988. 190 с.
  47. Дьяконова.И. Г. Сохранение и развитие традиций детского коллективного музицирования. Проблемы и перспективы развития ансамблей и оркестров народных инструментов в ДМШ и ДШИ И. Г. Дьяконова Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 2. 4 5.
  48. Г. Л. Психология дирижирования Г.Л. Ержемский. М.: Музыка, 1988. 80 с.
  49. А.В. Творческая активность личности: Содержание,
  50. В.В. Мир художественной культуры В.В. Журавлев. М.: Мысль, 1987. 237 с.
  51. Л.В. Избранные педагогические труды Л.В. Знаков. М.: Педагогика, 1990. 418 с.
  52. А.В. Роль ориентированной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений: Избр. психол. труды: В 2 т. А. В. Запорожец. М.: Наука, 1986. Т.2. 482 с.
  53. .Я. О музыкальной культуре Б.Я Землянский. М.: Музыка, 1987. 144 с.
  54. В.Г. Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов В.Г. Иванов. Л.: Изд-во ЛГИК, 1981. 162 с.
  55. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижёра А.П.Иванов-Радкевич. М.: Музыка, 1973. 80 с.
  56. Н. Диалог о культуре НИконников. Л.: Лениздат, 1987.-203 с. 183
  57. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  58. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
  59. Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи и выступления разных лет Д. Б. Кабалевский. М.: Знание, 1984. 64 с.
  60. М.С. К вопросу о понимании культуры М.С.Каган Философские науки. 1985. № 5. 78 91.
  61. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  62. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи М. С. Каган. Л.: Лениздат, 1991. 384 с.
  63. М.С. Этическое и эстетическое в системе ценностей М.С.Каган, Т. В. Холостова Этическое и эстетическое. 1971. № 1. 15.
  64. Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 17 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук Л. Х. Кадыйрова. Казань, 1999. 25 с.
  65. Д.М. Идейно-нравственное воспитание подростков средствами музыкального искусства: Автореф. дис. канд.пед. наук Д. М. Камалова. Ташкент, 1990. 16 с.
  66. Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук Г. В. Караваева. Казань, 1993. 18 с.
  67. А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном творчестве: Учеб. пособие А. С. Каргин. М.:Просвещение, 1984. -224с. 184
  68. А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие А. С. Каргин. М.: Высшая школа, 1988. 271с.
  69. Кашапова Л. М. Содержание,
  70. Н.И. От опыта к эстетической культуре Н.И.Кияш-енко Эстетическая культура. М.: Искусство, 1996. 164 с.
  71. Н.И. Эстетический вкус Н.И.Киященко, И. Я. Лейзеров Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. 123 с.
  72. Книга по эстетике для музыкантов И. А. Константинов. М.: Музыка, 1983. 272 с.
  73. СМ. Оркестры народных инструментов на рубеже столетий. Традиции и современность СМ. Колобков Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 1. -С.1 3.
  74. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального обучения учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук В. П. Комаров. Казань, 1996. 32 с.
  75. А.И. Эстетическая культура личности А.И.Комарова. Киев: Вища школа, 1988. 152 с.
  76. Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации: Материалы Всероссийской науч. конф. Ю. С. Дружинина. М.: НИИК, 1988. 221 с.
  77. Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом воспитании Н.П. Корыхалова. М.: Музыка, 1989. 112 с. 185
  78. В.А. Формирование нравственно-эстетического идеала у подростков средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук В. А. Кратинова. М., 1988. 17 с.
  79. Ю. О месте музыки среди искусств Ю. Кремлев. М.: Музыка, 1966.-64 с.
  80. Ю. Познавательная роль музыки Ю. Кремлев. М.: Гос.муз.изд-во, 1963. 59 с.
  81. О.А. Эстетика О.А.Кривцун. М.:Аспект Пресс, 1998. -430 с.
  82. Ю.Д. Подготовка учителя музыки к формированию эстетической культуры школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Ю. Д. Кудаков. Чебоксары, 1998. 18 с.
  83. И.В. Избранные труды по методологии физики И.В.Кузнецов. М.: Наука, 1975. 296 с.
  84. И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во УРАО, 1998. 176 с.
  85. Л. Музыка как искусство Л.Кулаковский. М.: Сов. композитор, 1960. 112 с.
  86. Культура и эстетическое сознание: Межвуз. сб. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, ун-та, 1989. 113 с.
  87. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации И. А. Коников. М.: Изд-во Московск. ун-та, 2000. 224 с.
  88. И. Психология эмоций И.Кэррол. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  89. А.Н. Деятельность и личность А.Н.Леонтьев Вопросы философии. 1974. № 4. 87 97.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1983. Т.1. 367 с.
  91. .Т. Воспитательные аспекты обучения Б.Т.Лихачев. М.: Просвещение, 1982.- 191 с. 186
  92. .Т. Теория эстетического воспитания школьников Б.Т.Лихачев. М.: Просвеш-ение, 1985. 176 с.
  93. A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук А. М. Магомедов. Казань, 1985. 20 с.
  94. Н.В. Развитие творческой инициативы старшеклассников в процессе эстетического воспитания учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук Н. В. Маклакова. Казань, 1990. 25 с.
  95. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности В.П.Матонис. Л.: Музыка, 1988. 88 с.
  96. В. О воспитании старшеклассников В.Мудрик. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  97. Музыка и ты: Альманах для школьников А. С. Курцман. М.: Сов. композитор, 1990. -Вьш.9. 80 с. ПО. Музыка и ты: Альманах для школьников М. А. Зильберквит. М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 7. 80 с.
  98. Музыкальная культура народов Поволжья: Сб. науч. трудов. М.: Музыка, 1978.-183 с.
  99. Музыкальная энциклопедия Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т.З. 883 с.
  100. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. 240 с.
  101. Музыкальное исполнительство: Сб. статей. М.: Музыка, 1970. Вып.10.-308с.
  102. Г. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды: Автореф. дис. канд. пед. наук Г. А. Мустафина. Казань, 2001. 28 с. 187
  103. B.C. Детская психология В.С.Мухина. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 352 с.
  104. Ш. Я дирижёр Ш. Мюнш. М.: Музыка, 1965. 85 с.
  105. В.П. Психология отношений В.Н.Мясиш-ев. М.- Воронеж: Ин-т практ. психол- НПО «Модек», 1995. 362 с.
  106. Е.В. О психологии музыкального воспитания Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1972. 368 с.
  107. К. О системе детского музыкального воспитания Пера Ван Хауве К. Найнис Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1976. Вьш.11.-136с.
  108. Народная профессиональная музыка Поволжья и Приуралья: Сб. трудов. М.: Музыка, 1981. Вьш.56. 168 с.
  109. Народное творчество: Вопросы музыкальной самодеятельности и фольклора. М.: Музыка, 1974. 168 с.
  110. Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа- вуз»: Автореф. дис. канд. пед. наук Р. Н. Наурызбаева. Казань, 1997.-27 с.
  111. Р.А. Дидактические основы активизации зебной деятельности студентов Р.А.Низамов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1975.- 302 с.
  112. Н.В. Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья Н.В.Никольский Труды музыкально-этнографического отделения. Казань: Первая гос. типография, 1920. Вьш.1. 72 с.
  113. Л.Ф. Детская возрастная психология: Учеб. пособие Л. Ф. Обухова. М.: Пед. агентство России, 1999. 442 с.
  114. Е.Л. Молодёжные культуры и субкультуры Е.Л.Омельченко. М.: Изд-во «Ин-т социологии РАН», 2000. 264 с. 188
  115. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижёра: Сб. трудов М. И. Имханицкий, В. В. Чистяков. М.: Сов. композитор, 1986. Вып. 85, 156 с.
  116. Основы эстетики и искусствознания и развития И, Л. Любинский, 13−17 лет В. К. Скатерщиков. М.: Искусство, 1973. 264 с.
  117. Особенности обучения школьника П.И. В. Дубровина. М.- Педагогика, 1988. 190 с.
  118. И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального фольклора: Автореф. дис… канд. пед .наук И. Ю. Павлова. Казань, 2001. 26 с.
  119. Г. И. Искусство музыки Г.И.Панкевич. М.: Знание, 1987. -110с.
  120. Педагогика наших дней В. П. Бедерханова. Краснодар: Кн. изд-во, 1989.-414 с.
  121. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов и педколледжей П. И. Пидкасистый. М.: Пед. общество России, 1998. 640 с.
  122. Педагогическое образование: Опыт, проблемы, перспективы В.Б.НОВИЧКОВ. М.: АПН СССР, 1989. 104 с.
  123. А. Время, музыка, музыканты. Размышления и беседы А.Петров. Л.: Сов. композитор, 1987. 136 с.
  124. В. Русский народный оркестр в контексте музыкальной культуры В. Петров Народник: Информационный бюллетень. 2001.- № 2С.З 6.
  125. Г. А. Вопросы эстетической педагогики будущего учителя Г.А.Петрова. Казань: Изд-во Казанск, ун-та, 1976. 200 с.
  126. К.К. Структура и развитие личности К.К.Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
  127. И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов педвузов: В 2 кн. И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 189
  128. А.Б. Значение оригинального репертуара в формировании дирижёра оркестра народных инструментов А.Б. Поздняков Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство: Межвуз. сб. трудов. М.: Музыка, 1979. Вып. 42. 87 102.
  129. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие К. Н. Поливанова. М.: Академия, 2000. 181 с.
  130. В.Б. Оркестр хора им. Пятницкого В. Б. Попов. М.: Сов. композитор, 1979. 176 с.
  131. В.Б. Русская народная инструментальная музыка В.Б.ПОПОНОВ. М.: Знание, 1984. 112 с.
  132. Л.В. Педагогические факторы и критерии развития эстетической культуры студентов филологических факультетов: Автореф. дис. .канд. пед. наук Л. В .Поселягина. Казань, 2002. 20 с.
  133. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989, 205 с.
  134. Проблема систематизации категорий в марксистко-ленинской эстетике М. Ф. Овсянников. М.: Просвещение, 1983. 124 с.
  135. Проблемы музыкального мышления: Сб. статей М. Т. Арановский. М.: Музыка, 1974. -336 с.
  136. Е.С. Формирование нравственной 1сультуры студенческой молодежи Е.С. Протанская Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов.: Сб. науч. трудов.- Л.:ЛГИК, 1981. 162 с.
  137. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия К. В. Сельченок. Смоленск: Русич, 2000. 560 с.
  138. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. Л. М. Семенюк. Самара: Изд. дом «Бахрах М», 2000. Т.1. 233 246.
  139. Пути и средства эстетического воспитания Н. И. Киященко, И.А.КОНИКОВ. М.: Наука, 1989. 190 с. 190
  140. О.П. Слушаем музыку: Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада О. П. Радынова. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
  141. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие Ф.Райс. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  142. Х. Семиотика и языки искусства Х.Раппопорт Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1974. Вьш.2. 17 59.
  143. Рогаль Левицкий Д. Р. Беседы об оркестре Д.Р. Рогаль-Левицкий. М.:Музгиз, 1961.-298 с.
  144. Л. Основы общей психологии Л.Рубинштейн. СПб: Питер, 1999. 720 с.
  145. Ф. Статьи по музыкальному фольклору Ф. Рубцов. Л.-М.: Сов. композитор, 1973. 224 с.
  146. Н.Н. Формирование эстетической культуры учащихся педагогических училищ во внеучебной деятельности: Автореф. дис. …канд. пед. наук Н. Н. Румянцева. Казань, 1994. 16 с.
  147. Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: Учеб. пособие Е. Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1990. 256 с.
  148. Ю.Ю. Общекультурная подготовка студентов технического вуза: Автореф. дис. …канд. пед. наук Ю. Ю. Рыбасова. Казань, 1996. 20 с. 164. Рэй Слэк. Роль музыки в жизни детей и молодёжи Хрестоматия Рэй Слэк, О. А. Апраксина Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990. 278 с.
  149. Р.Т. Социально-культурное творчество Р.Т.Салахутдинов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1997. 87 с. 191
  150. A.M. Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки: Автореф. дис. …канд. пед. наук А. М. Сафина. Казань, 2001. 20 с.
  151. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности Б.В.Сафронов. М.: Знание, 1984. 96 с.
  152. Л.С. Симфоническое исполнительство: Эстетика и история. Исторический очерк Л. С. Сидельников. М: Сов. композитор, 1991. 286 с.
  153. Ф. Теория и практика музыкально-эстетического воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Ф.Сизикова. Чебоксары, 1993.-17 с.
  154. З.В. Молодёжная культура: «за» и «против»: Заметки социолога З. В. Сикевич. Д.: Лениздат, 1990. 204 с.
  155. Г. М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе: Автореф. дис… канд. пед. наук Г. М. Синдикова. Казань, 2000. 38 с.
  156. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие Л. Ю. Сироткин. Самара: Сам. гос. пед. ин-т, 1991. 243 с.
  157. Система эстетического воспитания школьников А. Герасимов. М.: Педагогика, 1983. 264 с.
  158. Е.В. Развитие творческих способностей студентов на основе взаимосвязи физического и эстетического воспитания: Автореф. дис. …канд. пед .наук/Е.В.Смелкова. Казань, 2002. 2 3 с.
  159. Советский энциклопедический словарь A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600 с. 192
  160. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования А. Н. Сохор. Л.: Сов. композитор, 1983. Вып.З. 295 с.
  161. А.Н. Воспитательная роль музыки А.Н.Сохор. Л.: Музыка, 1975.-61 с.
  162. А.Н. Музыкальная культура общества А.Н.Сохор// Вопросы социологии и эстетики музьпси. Л.: Музыка, 1980. 62 с.
  163. Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие Т. А. Стефановская. М: «Совершенство», 1998. 361 с.
  164. У.Ф. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов У.Ф.Суна, Э. А. Абгорян. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1979. 82 с.
  165. У.Ф. Уровень эстетической культуры студентов и некоторые вопросы ее повышения У.Ф.Суна Эстетическое воспитание студентов: Сб. трудов ученых соц. стран. М.: Высшая школа, 1980. 248 с.
  166. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. Т.1. -560 с 1980. -Т.2. 384 с 1981.-Т.3.-640 с.
  167. В.А. Сердце отдаю детям В.А.Сухомлинский. Киев: Радянска школа, 1965. 118 с.
  168. Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание Л.С.Сысоева. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989. 226 с.
  169. Р.А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учеб. пособие Р. А. Тельчарова. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. 131 с.
  170. Р.А. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы Р. А. Тельчарова Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Межвуз. сб. науч. трудов. Владимир, 1991.-149 с. 193
  171. А.В. Учебный оркестр русских народных инструментов. Проблемы и перспективы А. В. Тихонов Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 2. 1 2.
  172. СИ. Познание музыкальных способностей студентов в процессе общения СИ. Торичная. Кишинёв: Истинца, 1989. 212 с.
  173. М.А. Дидактические требования к комплексу заданий для формирования системы знаний учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук М. А. Утакова. М., 1977. 18 с.
  174. Философский энциклопедический словарь Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, СМ. Ковалёв, В. Г. Панов. -М.:Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  175. П. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. М.: Музыка, 1989. 175 с.
  176. Н.Х. Использование народного опыта музыкально эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук Н. Х. Халитова. Казань, 1995. 23 с.
  177. Г. Р. Музыкально-эстетическое воспитание немузыкальных факультетов педвуза: Автореф. дис. …канд. пед. наук Г. Р. Хамзина. Казань, 2002. 28 с.
  178. Я.И. Использование национальных традиций в эстетическом воспитании молодежи Я.И.Ханбикова Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников. М.: АПН СССР, 1977. С62- 63.
  179. Ф.Ф. Интеграция ценностей национальной культуры в систему регионального образования РТ Ф.Ф.Харисов Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1999. 415 с.
  180. Л.А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной ьсультуры: Автореф. дис. …канд. пед. наук Л. А. Харисова. Казань, 1995. 17 с. 194
  181. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие Л. И. Семенюк.-М.-Воронеж:Ин-т практ. психол.:НПО «МОДЭК», 1998.-347 с.
  182. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. 270 с.
  183. Художественная культура: понятия и термины М. С. Каган. М.: Знание, 1978.-208 с.
  184. Г. М. Музыкант и его работа. Проблема психологии творчества Г. М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. 167 с.
  185. И.В. Гениальное открытие в XX XXI веке. Оркестр народных инструментов на радио, ТВ и в СМИ. Взаимодействие жанра музыки для народных инструментов и новых информационных технологий И. В. Чернышева Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 2. 2 4.
  186. В. О психологической устойчивости в деятельности дирижёра оркестра народных инструментов на современном этапе В. Чистяков Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 2. 6 7.
  187. В. Современный русский народный оркестр: Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов В.Чзин. М.: Музыка, 1981.-96 с.
  188. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества В.Н.Шацкая. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  189. Ю.Н. Основные тенденции развития репертуара для русского народного оркестра Ю.Н.Шишаков Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. М.: Музыка, 1987, Вып.93. -С.7−12.
  190. В.Н. Неформальные молодёжные объединения В.Н.Шкурин. М.: Педагогика, 1990. 198 с. 195
  191. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды Д. Б. Эльконин. -М.-ВоронежД995.14 с.
  192. Эстетика: Словарь А. Л. Беляев. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  193. Эстетика: Учеб. пособие для вузов Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 2000. 240 с.
  194. Эстетическая культура И. А. Коников. М.: РАН, Ин-т философии, 1996.-201 с.
  195. Эстетическое воспитание в школе Г. А. Петрова и др. Казань: Издво Казанск. ун-та, 1991. 182 с.
  196. Эстетическое воспитание школьников А. Н. Буров, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1984. 238 с.
  197. В.И. Народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании учаш-ихся 5 6 классов: Автореф. дис. канд. пед. наук В. И. Юцевич. -М., 1970. 18 с.
  198. З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук З. М. Явгильдина. Казань, 1998. 19 с.
  199. П.М. Психология чувств и мотивации П.М.Якобсон. М.- Воронеж: Ин-т практ.психол.: НПО"МОДЭК", 1998.-304 с.
  200. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учеб. пособие Е, Г. Яковлев. М.: Гардарики, 2002. 464 с.
  201. Lalo Ch. Nootions d estetikus. Paris, 1925.- P.83. 223. 8аш1ап E, Les categories estetikues. Paris, 1960. P.3. 196
Заполнить форму текущей работой