Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной государственной политике России решение проблемы здоровья является актуальным и приоритетным, что отражено в следующих документах: «Конвенция о правах ребенка» (ст. 6, 24) (97), «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст.24) (150), «Основы законодательства РФ по физической культуре и спорту» (151), Закон РФ «Об образовании» (ст.5) (70), Президентская программа «Дети… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни школьников. ф
    • 1. 1. Современная концепция образования и проблема выживания" человечества в 21 веке
    • 1. 2. Социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся, как важнейшего аспекта решения проблемы подготовки их к будущей жизнедеятельности. !
    • 13. Оценка дидактических возможностей учебного предмета химии для реализации валеологического подхода как условия формирования здорового образа жизни учащихся
  • Глава 2. Методическая система реализации J валеологического подхода при обучении химии, ориентированная на формирование здорового образа жизни учащихся
    • 2. 1. Информационно-аксиологический аспект методической системы реализации валеологического подхода при обучении химии
    • 2. 2. Деятельностно-технологический аспект методической системы реализации валеологического подхода при обучении химии
    • 2. 3. Интегрированные спецкурсы валеохимической направленности как внеклассная форма организации обучения школьников основам здорового образа жизни
  • Глава 3. Проверка эффективности методической системы
    • 3. 1. Результаты исследований поисково
    • I. констатирующего этапа педагогического эксперимента
      • 3. 2. Оценка эффективности методической системы реализации валеологического подхода, ориентированной на формирование ЗОЖ учащихся

Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется противоречием, возникшим на настоящем этапе развития цивилизации и состоящем в том, что прогресс материальной кулыуры сопровождался появлением так называемых глобальных проблем современности (проблема здоровья, напрямую связанная с «выживанием» человечества в 21 веке, среди них является центральной), с одной стороны, а с другой стороны, ни медицина, ни образование, также оснащенные достижениями научнотехнического прогресса, не могли противостоять негативным явлениям техногенной эпохи. Разрешение этого противоречия многие ученые видят в замене технократической парадигмы жизнедеятельности людей на гуманистическую (Казначеев В.П., Моисеев Н. Н., Реймерс Н. Ф, Сахаров А. А., Лихачев Д. С., Макареня А.А.).

В контексте идей гуманизма жизнь человека, его здоровье и благополучие являются непреходящей ценностью.

В современной государственной политике России решение проблемы здоровья является актуальным и приоритетным, что отражено в следующих документах: «Конвенция о правах ребенка» (ст. 6, 24) (97), «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст.24) (150), «Основы законодательства РФ по физической культуре и спорту» (151), Закон РФ «Об образовании» (ст.5) (70), Президентская программа «Дети России», «Семейный кодекс РФ» (181), «Декларация прав ребенка» (52), «Национальная доктрина российского образования» (142) и др.

Так как образование является инструментом подготовки учащейся молодежи к будущей жизнедеятельности в условиях современного мира, то социальный заказ, отраженный в правительственных документах, получает реализацию в современной образовательной стратегии, целях, задачах и содержании образования. В настоящее время активно осуществляется процесс валеологизации школьного образования. В рамках концепции валеологизации образования (30, 69, 72, 74, 190) актуальной является задача воспитания у учащихся потребности в здоровье, формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически целесообразного поведения.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся, как фактора, от которого, по мнению большинства специалистов, наполовину зависит состояние здоровья человека, является обязательным условием выполнения требований и установок современной гуманистической концепции образования, так как позволяет решать проблемы «выживания», адаптации личности к меняющимся условиям природной, социальной, культурной среды, безопасности жизнедеятельности.

Следовательно, процесс формирования здорового образа жизни учащихся должен осуществляться в рамках школьного образования целенаправленно, непрерывно и систематически, что обязательно должно найти отражение в ведущих целевых установках естественнонаучного образования.

Обучающие, воспитывающие, развивающие возможности учебных предметов образовательной области «Естествознание» должны быть направлены на решение указанных установок и задач.

Химия как учебный предмет, изучение которого является обязательным для всех школьников и приходится на возрастной период, сензитивный для становления ценностных ориентации личности, имеет большие дидактические возможности для формирования валеологической компетентности учащихся, составляющей один из важных аспектов ЗОЖ. Разработка решения этой проблемы уже началась, подтверждение чему являются исследования, выполненные Н. А. Добрыниной, Д. П. Ерыгиным, И. Д. Зверевым и Н. А. Пугал, Е. И. Кальченко, З. И. Колычевой, В. М. Назаренко, А. А. Макареней, Л. А. Ивченко и Н. А. Макаровой, В.В. Колбано-вым и Г. К. Зайцевым, Л. Г. Татарниковой и другими дидактами и методистами. В этих работах, главным образом, представлены пути формирования химико-валеологических понятий как одно из условий формирования валеологических знаний.

Проведенные ранее исследования позволили поставить более широкую.

ЦЕЛЬ: разработка методических аспектов реализации валеологического подхода при обучении химии как условия формирования здорового образа жизни учащихся в процессе подготовки их к будущей жизнедеятельности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения химии с включением аспектов, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся через реализацию валеологического подхода.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление влияния реализации валеологического подхода на уровень сформированности валеологической компетентности как основы здорового образа жизни и на уровень химических знаний.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: При целенаправленной, непрерывной и систематической реализации валеологического подхода в образовательном процессе по химии можно ожидать прироста уровня валеологической компетентности, составляющей один из важнейших аспектов ЗОЖ, и уровня химических знаний за счет увеличения учебной мотивации и интереса к включаемому материалу, имеющему практическое значение для жизнедеятельности школьника. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. На основании анализа литературы выявить содержание понятия «здоровый образ жизни» в свете современной концепции образования (с учетом проблемы «выживания» как одной из центральных среди глобальных проблем современности) для определения социально — педагогических условий его формирования у школьников.

2. На основе анализа педагогической, психологической, медицинской л методической литературы определить роль, содержание и место валеологического подхода к преподаванию химии в процессе формирования ЗОЖ у учащихся средней школы.

3. Определить способы реализации валеологического подхода лрн обучении химии, с учетом дидактических возможностей этого учебного предмета, направленные на формирование здорового образа жизни учащихся.

4. Осуществить отбор методов диагностики, адекватных проверке уровня сформи-рованности валеологической компетентности.

5. Проверить эффективность предлагаемой методической системы на уроках химии и занятиях интегративных спецкурсов валеохимической направленности.

Методологической основой исследования явились: классические и современные положения мировой и отечественной педагогической мысли, основные принципы дидактики, идеи личностно-ориентированного обучения, являющиеся основой современной концепции образования, современная концепция химического образования (Е.Е Минченхов, Г. В Лисичкин), идеи валеологизации образования, реализуемые в различных научных школах (Э.М.Казин, В. В. Колбанов и Г. К. Зайцев, Л.Г.Татарникова).

Для решения указанных задач нами были использованы следующие методы: анализ педагогической, философской, психологической, медицинской, химической, биологической, методической литературыпедагогическое наблюдениеанкетирование учителей, родителей, учащихсясобеседованиеизучение опыта школ по проблеме валеологизации образованияпедагогический экспериментстатистические методы обработки результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

1. В теоретической разработке условий педагогического руководства валеологиче-ским образованием и воспитанием с целью формирования здорового образа жизни учащихся при обучении химии.

2. В моделировании и разработке методической системы целенаправленного, непрерывного, поэтапного и систематического формирования валеологической компетентности учащихся, лежащей в основе ЗОЖ при изучении химии посредством реализации обучающих, воспитывающих и развивающих возможностей этого учебного предмета в осуществлении валеологического подхода.

Практическая значимость состоит в следующем:

1. Предложены методические рекомендации для педагогического руководства процессом формирования ЗОЖ школьников при обучения химии.

2. Проверена и внедрена в практику школ методическая система осуществления валеологического подхода, ориентированная на формирование ЗОЖ.

3. Разработана и апробирована методика валео-экологического тренинга (пропедевтический этап), разработаны интегрированные спецкурсы валеохимической направленности «Химия окружающей среды и здоровье человека» (экстенсивный этап), «Химия ощущений», «Практическая валеология и хи-мия» (интенсивный этап), которые могут быть рекомендованы для классов различных профилей, предложен глоссарий «Валеология — химия — ЗОЖ» .

4. Разработаны тематические интегральные средства обучения на печатной основе для реализации разработанной методической системы (информационные тексты, таблицы, схемы, задачи с валеологическим содержанием, рисунки, комиксы, кроссворды).

Основные положения, выносимые на защиту: педагогические условия поэтапного формирования валеологической компетентности, являющейся важным аспектом здорового образа жизни учащихся в образовательном процессе по химии при активном использовании обучающих, воспитывающих и развивающих возможностей этого учебного предмета. методическая система реализации валеологического подхода при изучении химии, ориентированная на формирование у учащихся стойкой мотивации на здоровье и повышение валеологической компетентности, лежащих в основе здорового образа жизни.

Внедрение и апробация результатов осуществлялась в 3 школах г. Томска, Томской области и г. Тобольска с общим охватом 237 учащихся, 57 учителей, 176 родителей. Педагогический эксперимент проводился поэтапно с 1993 по 1998 г.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийских, региональных, городских семинарах и конференциях: «Гуманизация образовательных систем в условиях непрерывного образования» (ТомскМосква, 1995), «Традиционные и инновационные процессы в современном образовании» (Томск, 1996), «Модели устойчивого социально-экономического развития республики Алтай и стран Алтай-Саянского региона (Горно-Алтайск, 1996), «Гуманизация педагогического образования. Взаимосвязь психолого-педагогических и культурологических дисциплин» (Томск, 1996), «Гуманизация дошкольного воспитания и общего начального образования. Новые подходы к подготовке воспитателя, педагога и психолога» (Томск, 1996), «Эколого-валеологические проблемы современного образования» (Тобольск, 1997), «Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования» (Томск, 1998), а также на методических семинарах учителей в экспериментальных школах г. Томска, г. Тобольска и Томской области, в ходе чтения лекций студентам ЕФ ТГПУ по курсу «Основы педагогического мастерства», на школьных родительских собраниях и педагогических советах, на заседаниях кафедры органической химии и методики преподавания химии ОмГПУ, в работе научно-исследовательской лаборатории проблем педагогической антропологии ТГПУ, аспирантских семинарах. Идеи диссертационного исследования и методические рекомендации в соответствии с темой исследования изложены в 10 публикациях.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 235 наименований, приложений.

Выводы к третьей главе.

1. На поисково-констатирующем этапе педагогического эксперимента было выявлено состояние исследуемой проблемы посредством анализа анкет учащихся, учителей, родителей, а также на основе анализа контрольных срезов знаний учащихся. Установлено, что проблема формирования ЗОЖ учащихся оценивается учителями и родителями как очень актуальная и значимая. Уровень знаний и информированности учащихся по валеологической проблематике оценен как крайне низкий.

2. Реализация методической системы обеспечивает формирование высокого уровня валеологической компетентности учащихся через становление их валеологической информированности и грамотности, о чем свидетельствуют коэффициенты усвоения валеологических знаний, валеологической информированности, значение уровня валеологической компетентности на интенсивном этапе методической системы формирующего этапа педагогического эксперимента в экспериментальных классах.

3. Осуществление валеологического подхода к изучению химии обеспечивает эффективное усвоение химических знаний учащихся, что продемонстрировано значительным приростом коэффициента усвоения химических знаний на формирующем этапе эксперимента в экспериментальных классах по сравнению с поисковым и по сравнению с уровнем усвоения знаний в контрольных классах на формирующем этапе педагогического эксперимента, а также уровнем коэффициента успешности.

4. Рабочая гипотеза, выдвинутая в начале диссертационного исследования, нашла подтверждение в ходе анализа его результатов.

Заключение

.

Реализация валеологического подхода к изучению химии в средней школе, посредством активного использования обучающих, воспитывающих и развивающих возможностей этого учебного предмета на протяжении всего его изучения, являясь одним из важных условий формирования ЗОЖ подрастающего поколения в процессе подготовки к будущей жизнедеятельности, обеспечивает осуществление идей гуманистической парадигмы развития человеческой цивилизации и глобального образования.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1.Ha основе выявления содержание понятия «здоровый образ жизни» была определена роль обучающей среды (через химическое образование) для становления валеологической компетентности как фактора, оказывающего влияние на качество индивидуального стиля жизнедеятельности в аспекте здоровья среди других социально-педагогических воздействий (валеологическая служба школы, семья, социокультурное пространство).

2.Возможность формирования валеологической компетентности учащихся, являющейся важнейшим аспектом ЗОЖ в образовательном процессе по химии определяется целевыми установками современной концепции школьного химического образования, содержанием учебного предмета химии, наличием существующего методического опыта формирования химико-валеологических понятий при изучении химии.

3.Формирование здорового образа жизни школьников при обучении химии путем целенаправленного, непрерывного, систематического, поэтапного процесса становления валеологической компетентности наиболее эффективно осуществляется на основе применения методической системы реализации валеологического подхода с использованием принципа монтажной интеграции.

4.Разработанная методическая система обеспечивает поэтапное формирование валеологической компетентности школьников при реализации обучающих, развивающих и воспитывающих функций учебного предмета химии через информационно-аксиологический и деятельностно-технологический аспекты на уроках химии, занятиях спецкурсов валеохимической направленности, в индивидуальной самостоятельной и домашней деятельности учащихся.

5.Методами педагогической диагностики, адекватными проверке уровня сформированное&tradeвалеологической компетентности при обучении химии являются поэтапная проверка валеологической информированности через коэффициент связи (методика А.В.Усовой), проверка уровня валеологической грамотности через коэффициент усвоения валеологических знаний (методика А.А.Кыверялга), проверка уровня валеологической компетентности (методика Н.Н.Суртаевой).

6.Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтверждают правильность предположений, выдвинутых в начале исследования и свидетельствуют об эффективности разработанной методической системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизненного пути.-М.: Мысль.-1991. -249с.
  2. НА., Торшин В. И. Экология человека. -М.: КРУК, 1994.
  3. Н.А. Человек и биосфера.-М.: Знание, 1987. -96с.v 4. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека//О проблемах современного человекознания. М.: 1977. -С. 187−274.
  4. Т.В. Всеобщая валеограмотность: шаг первый. // Народное образование.-1995, № 5. С. 107−112.
  5. И.Ю., Гольденберг JI.A. Из опыта подготовки учащихся к коллективной деятельности на уроке //Уимия в школе. -1991. -№ 4. -С.31−34.
  6. М.В., Манке Г. Г. и др. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. // Педагогика. -1992. -№ 9−10. -С.23−28.
  7. М.В., Бородкина Г. В. и др. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования. //Педагогика. -1995. -№ 2. -С.26−31.
  8. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: ФиС. -1987.
  9. Ю.Аркавенко Л. Н. Приглашение к ролевой игре // ИРРО Свердл .обл. Екатеринбург: -1993. -59с.11 .Артамонова Г. А, Сачкова В. Н. Коллективный способ обучения новая педагогическая технология // Биология в школе. -1995. -№ 6. — С.25−31.
  10. Архипова В. В Теоретические основы и практика коллективных занятий. -Л. -1991.
  11. В.Д. О механизме «расчеловечивания» человека в традиционной школьной среде. //Педагогическийвестник. -1996. -№ 8.
  12. Н.Байер К., Шейнберг Л Здоровый образ жизни: Пер. с англ. М.: -Мир. — 1997. — 368с.
  13. А. Реальная угроза будущему нации // Народное образование, 1996. -№ 6. -С. 18−21.
  14. ДА. Основы личностно ориентированной педагогики. -Воронеж. -1996. -318с.
  15. В.И., Психология здоровья. М.: КСП. -1994. -272с.
  16. Н.М., Дозорцева Т. Б. Рекомендации по оптимизации свето-цветовой сферы в школах. -Светотехника. 1983. -№ 18. -С. 11−13.
  17. Бестужев-Лада ИВ. Школа 21 века//Мир нашего завтра.М.:Мысль.-1986.-269с.
  18. М.Н. Интеграция естественно-профессионально-технического образования / Советская педагогика.-1987. -№ 6. -С.81−84.
  19. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования // Советская педагогика, 1987. -1990. -№ 9. -С.59−60.
  20. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. -1996. -№ 1. -С.3−11.
  21. Е.А., Будаговская В. Н., Высоцкий В. Г. и др. Общие вопросы питания здорового человека // Справочник по диетологии. Под ред. М. А. Самсонова и А. А. Покровского. -М.: Медицина. -1992. -С.7−54.
  22. Бим-Бад Б. М. Щит о оборона детства. М.: Изд. Российского открытого университета. 1995. -68с.
  23. Бим-Бад Б.М., Петровский АВ. Образование в контексте социализации // Педагогика -№ 1 -1996. -С.
  24. Е.В. Окружающая среяа и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. М.: -1991. С. 129−136.
  25. И.И. Философсхо-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. -№ 2. -С.48−53.
  26. И.И. Валеология наука о здоровье. -М.: Физкультура и спорт. -1990. -206с.
  27. Т.Т. Использование пар сменного состава при изучении химии в школе. -Л. -1990. -34с.
  28. Валеологические аспекты образования // Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Н. П. Неворотовой. Кемерово -1995.-202с.31 .Введение в эргономику // Под ред. Зинченко В. П. М.: Изд-во. Советское радио. 1974.
  29. Внеклассная работа по химии // Под ред. Г. М. Чернобельской. -М.: 1980. -94с.
  30. Внеурочная работа по химии в средней школе. (Методические рекомендации). // Под редакцией М.Пак. -С.-Пб. Образование. -1993г.
  31. В.И. Здоровье в твоих руках // Биология в школе.-1995.-№ 2.-С.9.
  32. Н.П., Левина Л. С. К результативному обучению через обшение учащихся // Химия в школе. -1991. -№ 1. -С. 15.
  33. ВоскобойниковаН.П. Мурманская методика// Химия в школе. 1993. -№ 1. -С.47−49.
  34. Н.П. Методика Ривина -Баженова // Химия в школе. -1993. -№ 2. -С.49−54.
  35. Н.П. Обратная методика Ривина // Химия в школе. -1993. -№ 3. -С.55−57.
  36. Н.П. Взаимопередача тем // Химия в школе. -1993. -№ 4. -С36−42.
  37. Л.А. Эколого-валеологическое воспитание в школе // Биология в школе. -1997. -№ 2. -С.50−53.
  38. .С. Ф илософ ско- мето до л о гические основания стратегии развития обра-зования.-М.: 1993.
  39. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России //Педагогика. 1996.-№ 5.-С.46−54.
  40. .С. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы // Образование в современном мире. Состояние и тенденции развития // под ред. М. И. Кондакова. -М.: Педагогика.-1986.
  41. П. Курс химии для средней школы, не ведущий к повторению в колледже //Химия в школе.-1940.-№ 6.-С.53−58.
  42. . Что такое психология. В 2-х томах. Т.2.-М.: Мир. -1992. -С. 277−317.
  43. А.А., Назарова Т. С. Кабинет химии: Пособие для учителя.-М.: Просвещение. -1983. -176с.
  44. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение. 1991.-175с.
  45. А.М. Фитодизайн и фитонциды // Фитонциды. Роль в биогеоценозах, значение для медицины. Киев. -Наукова думка. -1981.
  46. С.М. Психогигиена учебных занятий в школе // Психогигиена, детей и подростков. Под ред. Сердюковской Г. Н.-М.: Медицина. -1985. -С. 92−114.Громбах С. М. Степень утомительности уроков и ее изучение // Советская педагогика. -1982. -№ 10. -С. 5861.
  47. М., Вайсмантель X. Химия для любознательных.-М.: Медицина. -1984. -271с.
  48. JI.C. Химию в школе? // Химия в школе.-1996.-№ 1.-С.2−5.
  49. Декларация прав ребенка // Народное образование.-1993.-№ 5. С.22−40.
  50. Дернова Ярмоленко А. Рефлексологический подход в педагогике. JL -Изд -во книжного сектора JITOHO. -1925. -160с.-54.Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону,-Феникс,-1996.-480.
  51. С.Д., Ясвин В. А. Эколого-психологические тренинги // Частная школа. 1996.-№ 4, — С. 63.
  52. В.П., Жукова Г. Ф., Хотимченко С. А. Содержание в продуктах питания нитратов и нитритов и оценка их поступления с суточным рационом // Вопросы питания. -1993. -№ 4. -С. 47−52.
  53. Добрынина Н. А Биологическая роль некоторых химических элементов- // Химия в школе. 1991.-С.6−12.
  54. Доскин В. А, Меркин Э. Н. Цветовой климат. Его роль и значение // Физическая культура в школе. -1979. -№ 9. С.60−62.
  55. В. А., Лаврентьева Н. А. Ритмы жизни. -М.: Медицина. -1991. -174с.
  56. В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему обучения по способностям.-Красноярск-1995.-215с.
  57. В.К. Сотрудничество в обучении.-М.: 1991.
  58. ДП. Некоторые вопросы взаимосвязи школьных курсов химии и биологии // Химия в школе.-1977.-№ 1.-С.26−31.
  59. И.В. Поведенческий фактор и здоровье населения // Здоровье населения в условиях H-L.F. Новосибирск: Наука. 1989.
  60. А. А. Лабораторные опыты и практические работы по химии // Учебное пособие. 8−11 классы. -М.: Аквариум. -1997. -256с.
  61. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. Спб.: 1994.-78с.70.3акон Российской Федерации об образовании. М.: 1992.-36с.
  62. Записная книжка инженера. М.: МПО Восход.-1989.
  63. Иванченко В. А Растения и работоспособность.М.: Знание. -1984. -64с.
  64. Л.А. Формирование химико-валеологических знаний при решении задач гуманистической концепции образования. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. Омск. -1997. -18с.
  65. Л.А. Формирование валеологической культуры школьников в процессе, изучения дисциплин естественнонаучного профиля // Педагогическая культурология. -Тюмень-Тобольск: ТНЦ. СО.РАО. -1995. -С. 200−208.
  66. Игры обучение, тренинг, досуг.//Под ред. Петрусинского В. В. -М.: Новая школа. -1994. -368с.
  67. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. -1984. -№ 4. -С. 89−94.
  68. Как быть здоровым. (Из зарубежного опыта обучения принципам ЗОЖ). Пер. С англ. М.: 1990. -240с.83 .Калинина А. А. Программа факультативного спецкурса «Здоровый образ, жизни, человека в условиях загрязненной биосферы» // Химия в школе.-1995.-№ 6.-С.З1−33.
  69. Калине кий М. И. Питание. Здоровье. Двигательная- активность. -Киев: Наукова думка. -1990. -174с.
  70. Е.И. Гигиеническое, обучение и воспитание школьников. М: Просвещение.-1984.-62с.
  71. Е.И. Медико-гигиенические нормы ЗОЖ //Советское здравоохранение. -М. -Медицина. -1990. 1. -С.47−49.
  72. Т.В., Пегленко B.IL, Ермоленко Т. М Формирование ЗОЖ комплексная проблема медицинских, общественных и естественных наук // ЗОЖ.-Л. 1988. -С. 8−28.
  73. АИ. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа. -1985. -104с.
  74. Н.И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школе: книга для учителя. М.: Просвещение. -1986. -143с.
  75. Е.И. Психология: Учебник для средней школы. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. -1997. -287с.
  76. Г. Н. Система экспериментальных работ при углубленном изучении химии // Химия в школе. -1992. -№ 5−6. -С.35−40.
  77. ДВ. Здоровье школьников: новые тенденции // Биология в школе.-1996.-№ 2.-С.5−9.
  78. Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках // Биология в школе.-1997.-№ 2.-С. 15−19.
  79. Количественные опыты по химии. М: Просвещение. 1972. С. 146−149.
  80. К.Г. Связь ученического эксперимента с повседневной жизнью // Химия в школе. -1988. -№ 3 С.52−53.
  81. З.И. Химия и питание. Программа кружка на интегрированной основе // Химия в школе.-1997.-№ 4.-С.86−88.
  82. Конвенция о правах ребенка // Права человека. Основные международные документы: Сборник документов. -М: -Международные отношения. -1989. -С. 155.
  83. .З. Коллекционирование минералов. -М.: Недра. -1991. -187с.
  84. А.С., Зазнобина JI.C. Использование средств обучения для нормализации учебной нагрузки //Химия в школе,-1985.-№ 5.-С.21−23.
  85. Кругл о в Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М.: 1983. -С. 4−11.
  86. Н.М., Стрельцов Е.А, Кумачев А. И. Экология на уроках химии. МН.: Изд. ООО «Красикопринт». -1996.-208с.
  87. Ю4.Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований.-Таллин.-Валгус.-1971.-в 2-х частях. 4.1.
  88. Ю5.Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин. Вал-гус.-1989.-334с.
  89. Юб.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд. УРАО, 1997.-176с.
  90. Ю7.Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы, — М: Высшая школа. 1991. -224с.
  91. О.Е., Роговцева Н. И., Тряпицына А. П. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга.- С-Пб.: ИЛИ, — 1995, — 228с.
  92. Ю9.Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика. -1981.
  93. V1 Ю. Лернер И .Я. Каким должно бьггь воспитывающее обучение // Химия в школе. -1995. -№ 1.111 .Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. -1995. -№ 1. -С. 40−41.
  94. К.С. Вода. Л: Гидрометеоиздат. -1989. -272с.
  95. З.Лысенко В. М. Концепция глобального образования // Народное образование. № 7−8.1993, — С. №-7.
  96. Пб.Макареня А. А. Гуманитаризация естественнонаучного образования и ее место в решении проблем гуманизации педагогического образования // Гуманизация педагогического образования. Материалы общесибирского семинара. -Томск. -ТПТУ. -1994. -С. 1014.
  97. Макареня, А А Введение в антропоэкологию //Материалы для выполнения самостоятельной работы. -Омск. -1997. -55с.
  98. Н.А. Формирование химико-валеологических знаний в курсе органической химии средней школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. -Омск. -1997.
  99. Н.А., Макареня А. А., Пугал Н. А. Валеология и органическая химия // Рабочая тетрадь для учащихся 10−11 класса общеобразовательной школы. -Выпуск 1,2, 3. -М.: Филиал 'Эверест- химия" СП 'Эверест". -1997.
  100. З.В. Методы активного обучения в экологическом образовании школьников (химический аспект) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п. н. М.:-1993.
  101. Ш. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология: учебное пособие для 9−11 классов общеобразовательной школы. М.: «Школа-Пресс». -1996. -464с.
  102. МартыненкоБ.В., Михалева М. В. Стехиометрия: задачи о природных объектах // Химия вшколе, — 1995, — № 6.- С.33−34.
  103. Методика преподавания химии под ред. Кузнецовой Н. Е. М.: Просвещение. -1984,-415с.
  104. Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным воздухом, водой и пищевыми продуктами. -М.: МЗ СССР. -1986. -46с.
  105. И.И. Этюды о природе человека. Опыт оптимистической философии. АСС. Т.П. М.: Гос. Изд-во. Мед. Лит-ры. 1956. -267с.
  106. И.И. Этюды оптимизма. АСС. Т.П. М.: Гос. Изд-во. Мед. Лит-ры. 1956. -322с.
  107. Е.Е., Лисичкин Г. В. Концепция школьного химического образования // Химия в школе.- 1993, — № 6, — С.2−8.
  108. Мир на пороге 21 столетия. II Под редакцией Купцова В. И. Чебоксары.- 1993.
  109. Н.Н. Человек. Среда. Общество. М.: Наука. -1982.
  110. Т.М. Заболевания, передающиеся подовым путем // Биология в школе. -1996. -№ 2. -С.21−24.
  111. В.М. Эргономика и техническая эстетика // Техническая эстетика. -1969. -№ 7.
  112. Г. М. Активные формы и методы обучения биологии: Книга для учителя. М.: Просвещение. -1989. -192с.
  113. Т.С., Шаповаленко B.C. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и проблема экстремальных ситуаций // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 18−22.
  114. Т.С., Грабецкий, А А, Лаврова В.Н. и др. Химический, эксперимент в школе. -М.: Просвещение. 1981. -127с.
  115. В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. 8−11 класс //Химия в школе. 1993. -№ 5. -С.35−45.
  116. В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования //Химия в школе. -1995. -№ 3. -С.2−4.
  117. В.М. Экологизированный курс химии: От темы к теме // Химия в школе. -1996. -№ 1. -С.29−36.
  118. В.М., Лучинина Н. В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании // Химия в школе. -1993. -№ 3. С. 42.
  119. В.М., Абакаргаджиева П. Новый взгляд на школьный кабинет химии // Химия в школе. -1995. -№ 3. -С.68−70.
  120. Налчаджян, А А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван. -1988.-263с.
  121. Национальная доктрина развития российского образования: проект // Учительская газета. -1997. -№ 43. -С. 12−13.
  122. И.Н. Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников // Начальная школа. -1986. -№ 3. -С. 13−16.
  123. Л. А Металлы в живых организмах: Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 9−10 кл. Сред. Шк. -М.: -Просвещение. -1986. -127с.
  124. Э.Е., Парамонова НГ. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения // Химия в школе. -1996. -№ 5. -С. 15−17.
  125. Э.Е. Школьная химия и потребности общества // Химия в школе. -1996. -№ 3. -С.2−4.
  126. Обучающие игры в химии и методике ее преподавания (методические разработки). М.: МГПИ им. В. И. Ленина. -1990. -82с.
  127. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. -№ 33. -ст. 1318.
  128. Основы законодательства РФ по физической культуре и спорту // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. -№ 22. -С.784.
  129. И 52. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет // Под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М.: 1988.
  130. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие. Кемерово. -1995. -245с.
  131. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей. // Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское пед. агентство. -1996. -602с.
  132. Г. Н. Стресс и его влияние на формирование характера// Эмоциональный стресс и нервно-психические расстройства. -Д.: 1977. -С. 95−99.
  133. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. -М.: МПУ. -1996. -269с.
  134. . Избранные психологические труды. -М: Просвещение. -1969. -419с.
  135. B.C. О связи химии с жизнью // Химия в школе. -1986. -№ 1. -С.46−48.
  136. Преподавание интегрированного курса охраны природы в 9 -11 классах средней школы // Под ред. Ананьева В. А. -Томск.: -1996. -166с.
  137. Природа и дух: Мир философских наук. Учебное пособие в 2-х книгах // Под ред. Обухова В. Л. -СПб. 1995. -Кн. 2. 178с.
  138. Прогностическая концепция целей и содержания образования // Под ред. Лернера И. Я., Журавлева И. К. -М.: РАО. -1994.
  139. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. -М. -Просвещение. -1993. -131с.
  140. Психология: Словарь // Под общ. Ред. Петровского АВ., Ярошевского МГ. М.: Политиздат. -1990. -494с.
  141. И64.Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе // Под ред. Коссаковски А. И др. Пер. с нем. М. Педагогика. -1981. 224с.
  142. Н.А. От приборов к комплексам, от комплексов к системам // Народное образование. -1997. -№ 10. -81−84.
  143. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности // Под ред. Деркача А. А. М.: Изд. Дом «Красная площадь». 1996. -400с.
  144. B.C. Система образования на рубеже третьего тысячелетия / опыт философии педагогики//. -М.: МАИ. -1996. -112с.
  145. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. В 4-х книгах. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живем. Пер. с англ. М.: Мир. -1995. -191с.
  146. К. Металлические загрязнения пищевых продуктов. -М.: Агропромиздат. -1985. -184с.
  147. Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль. -1990.-637с.
  148. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Молодая гвардия. -1994. -367с.
  149. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: Прогресс. -1995. -480с.
  150. К. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. -1993. -№ 5−6.
  151. Э.Г. Химическая гармония организма. М.: Знание. -1989. -31с.
  152. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука. -1988. -193с.
  153. РотенбергВ.С., Бондаренко С. М Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение. -1989. -240.
  154. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика. -1989. -328с.
  155. А.К., Долгая О.И Формирование здорового образа жизни учащихся // Биология в школе. -1990. -№ 3. -С.54−58.
  156. СамоукинаН.В. Орган из адионно-обумающие игры в образовании. -М.: -Народное образование. -1996. -112с.
  157. Р.Г. Гигиена обучения в школе. М: Просвещение. -1974.
  158. Семейный кодекс РФ // Собрание законодательств РФ. -1996. -№ 33. -ст.16.
  159. И.М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа.-1991. -288с.
  160. Со держание и методы осуществления межпредметных связей в курсе химии // Ерыгин Д. П., Дьякова М. Б. -М: 1988.
  161. И.Т. Три урока о здоровом образе жизни // Биология в школе. -1989. -№ 3. -С.32−35.
  162. И.Т., Мамедов Н. М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. -М.: Школа-Пресс. -1996. -176с.
  163. Н.Н. Педагогические технологии. Проектирование. Программа спецкурса для студентов высшей педагогической школы. Тюмень. -1996. -11с.
  164. В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Школа. -1988. -271с.
  165. Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. -Спб.: Петроградский и К, -1995. -352с.
  166. Твое питание и здоровье: Школьный иллюстрированный справочник: Пер. с англ. М.: РОСМЭН. -1996. 96с.
  167. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: -1987. -с.40.
  168. Типовое положение об общеобразовательном учреждении РФ // Учительская газета. -1996. -№ 46.
  169. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе. -1996. -№ 3. -С. 14−22.
  170. И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения // Химия в школе.-1996. -№ 5. -С. 8−11.
  171. Д. Металлы жизни. -М.: 1975. -236с.
  172. У.Л. О причинах утомительности школьных уроков. // Гигиена детей и подростков. Под ред. Сердюковской Г. Н., Громбаха С. М. М.: 1978. — Вып. 6. -С. 24−33.
  173. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика. -1986. -176с.
  174. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, общего и среднего (полного)образования. Образовательная область «Химия», //еженедельное приложение к газете «Первое сентября». «Химия». -1996. -№ 45.
  175. ФедорецГ.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Л.: -1993. -С. 25−28.
  176. Фитоэргономика // Под ред. Гроздинского А. М. Киев. -Наукова думка. -1989. -296с.v203.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // Под ред. Дубровиной И. В. -М.: 1987.
  177. Химия в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России // Химия в школе. -1994. -№ 3. -С. 2−3.
  178. Химия окружающей среды: Пер. с англ. / Под ред. А. П. Цыганкова. -М.: Химия. -1982. -672с.
  179. Химия и общество / Под ред. М. Г. Гольдфельда, -М.: Мир. -1995.-560с.
  180. Д. Молекулярные основы жизни (элементы общей и биологической химии): Пер. с англ. -М.: Мир. -1965. -484с.
  181. К.Б. Химия для всех: Пер. с англ.-М.: Мир. -1965. -400с.
  182. АГ., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье. -М: Просвещение, 1988. -192с.2Ю.Хрипкова АГ. Здоровье школьников // Биология в школе. -1997. -№ 2. -С. 11−14.
  183. Л.С. и др. Об использовании межпредметных связей в работе химического кружка // Химия в школе. -1979. -№ 3. -С. 53−55.
  184. V212. Чарлтон Э. Основные принципы обучения ЗОЖ// Вопросы психологии. -1997. -№ 2. -С.3−14.
  185. Г. М. Основы методики обучения химии. -М.: Просвещение. -1987. -256с.
  186. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. -1996. -№ 3. -С. 116 148
  187. А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни // Физкультура и спорт. -1993. -№ 7. -С. 8−10.
  188. .Н. Валеология. Избранные лекции. -М.: Российское пед. агентство. 1997. -245с.
  189. О.А. Индивидуализация обучения на уроках химии при использовании технологии естественного общения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. Пед. наук. Омск. — 1997. -17с.
  190. С.Г. Методика обучения химии. -М. -Учпедгиз. -1963. -666с.
  191. Д.Д. Школьник и его здоровье. -Ташкент: Медицина УзССР. -160с.
  192. Д.Д. Совершенствование гигиенических знаний школьников // Химия в школе. -1989. -№ 5. -С. 91−95.
  193. А.П. и др. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении // Биология в школе. -1992. -№ 6. -С. 65- 66.
  194. Школа и психическое здоровье учащихся // Под ред. Громбаха С. М М.: Медицина. -1988. -272с.
  195. С. Питание в атомном веке: Как уберечь себя от малых доз радиации// Пер. с англ. -Мн.: Беларусь. -1991. -302с.
  196. М.П., Комаров О. С. Химия и биология нуклеиновых кислот: Книга для учащихся 10−11 классов. -М.: Просвещение. -1990. -160с.
  197. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. -Новосибирск: Наука, 1989. -136с.
  198. Л.И., Коробейникова Л. А. Программа кружка «Химия и кулинария» // Химия в школе. -1992. -№№ 1−2. С57−59.
  199. В. Яды в нашей пище: Пер. с нем. -М. -Мир. -1993. -189с.
  200. Экология и безопасность: Справочник // Под ред. Рыбальского Н. Г. М.: -1992. -Т.1. -4.1. -320с.
  201. Н.М., Заиков Г. Е. Химия и пища. -М.: -Наука. -1986. -173с.
  202. Дж. Элементы: Пер. с англ. -М.: Мир. -1993. -256с.231 .Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.
  203. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М: Сентябрь, 1996. -96с.
  204. Linda und Alex Waniorek. Aromatherapie. Munchen/ Landsberg am Lech: mvg-verl., 1994.
  205. E. Individulle Besonderheiten-individuelle Forderung. Berlin, Volk und Wissen Volksei-gener Verlag, 1981.
  206. W., Schindler P., «Solubility Constants of Metal Oxides, Metal Hydroxides and Metal Hydroxide Salts in Aqueous Solution», Pure Appl. Chem., 6, 130 (1963).
Заполнить форму текущей работой