Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие правовой компетенции студентов туристского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I. Анализируя современное состояние адаптации выпускников на туристском рынке, удалось выделить факторы, влияющие на процесс правовой адаптации личности студента к будущей профессиональной деятельности: способность и готовность к успешному вхождению в профессиональную, социальную, правовую деятельность трудового коллективаобъем знаний о профессиях, востребованных туристским рынком труда… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Системный и социокультурный подходы к разработке правовой компетенции студентов
    • 1. 2. Проектирование правовой компетенции студентов
    • 1. 3. Концепция правовой подготовки туристских кадров условиях модернизации образования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Структура личностно-ориентированной модели развития правовой компетенции студентов
    • 2. 2. Педагогическая технология как средство формирования и развития правовой компетенции студентов туристского вуза
    • 2. 3. Диагностика развития правовой компетенции студентов и итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе
  • Г) А ТУ ТТТГЧТТТГГХТ/ГС

Развитие правовой компетенции студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Существенные преобразования туристского рынка в России за последние десятилетия привели к I необходимости модернизации многих социальных институтов, в том числе системы профессионального туристского образования. Качественные изменения в экономике и системе правового регулирования в стране в наибольшей степени, по сравнению с другими областями образования, требуют повышения уровня правового образования и сознания граждан.

Существенную роль в развитии профессионального образования начинает играть ряд современных социально-экономических и духовных проблем: опасность недостаточного внимания к правам каждой человеческой личности, ее способности самостоятельно принимать решения, влияющие на её судьбусложность для человека усвоить большие потоки правовой информации в информационном обществесоперничество в достижении успехов, наряду со стремлением к равенству возможностейпроведение рыночных реформ, часто без учета социальной ориентации.

Это в полной мере относится и к правовому образованию на всех его ступенях. В обществе обостряется проблема занятости и необходимость подготовки квалифицированных специалистов, ориентированных не на узкую профессию, а на широкую универсальную подготовку, на включение в разньге виды труда и быструю переориентацию, способных к усвоению новых социальных технологий. В связи с этим все более очевидным становится необходимость обновления сложившихся моделей профессионального туристского образования, которое должно обеспечить соответствие между новым социальным заказом и качеством подготовленности современного менеджера в сфере туризма.

Профессиональная деятельность" специалиста по туризму требует глубоких правовых знаний, так как это обеспечивает высокую конкурентоспособность туристической фирмы. Многие годы туристская деятельность не имела должного правового обеспечения. В настоящее время правовая компетентность персонала туристских фирм обеспечивает повышение качества туристских услуг. Одной из причин недостаточно эффективного решения этой задачи является слабая разработанность теоретических основ и методического обеспечения развития правовой компетенции студентов в учреждениях высшего профессиональною образования i у pi ici с ко го профиля. Существующее противоречие между необходимостью овладения правовой компетенцией и недостаточным учебно-методическим обеспечением, оптимизирующим соотношение теоретического н практического правового обучения в учреждениях высшего профессионального образования туристского профиля, обусловило актуальность темы нашего исследования.

Актуальность проблемы исследования определяет необходимость разработки теоретических и методических основ формирования правовой компетенции, позволяющих обеспечить подготовку высокопрофессиональных специалистов для туристской отрасли, которая предполагает научное обоснование содержания и методику правового обучения и воспитания студентов туристского вуза.

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методического обоснования правовой компетенции студентов туристского вуза на основе личностно-ориентированного подхода и осуществлении его практической реализации.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки в туристском в}'зе.

Предмет исследования — содержание и методика развития правовой компетенции студентов туристского вуза.

Гипотеза исследования: эффективность развития правовой компетенции студентов туристского вуза будет повышайся, coi и.

— обоснована структура психолого-педагогической готовности студентов к различным видам правовой деятельности, и tia этой основе разработана концепция правовой подготовки студентов туристских вузов, основанная на развитии личности студента в процессе формирования правосознания и развития правовой культуры;

— выделены факторы, которые существенно влияют на процесс правовой адаптации личности студента к будущей профессиональной деятельности, на способность и готовность к успешному вхождению в профессиональную, социальную, правовую деятельность в туристской сфереличностно-ориентированная модель развития правовой компетенции студентов туристского вуза будет включать элементы психолого-педагогической готовности к различным видам правовой деятельности в сфере туризма и организационно-педагогические условия эффективного формирования правовой компетенции студентов.

Задачи исследования:

1. Разработать концепцию правовой подготовки студентов туристского вуза, направленную на овладение студентами правовыми знаниями и умениями в области профессиональной (туристской) деятельности с точки зрения усвоения системы знаний о праве как науке и как особой системе социального регулирования.

2. Построить и апробировать модель развития правовой компетенции студентов 1урисгекого вуза па основе лмчностко-ориентированного подхода и системной связи элементов в структуре психолого-педагогической готовности к правовой деятельности.

3. Обосновать комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования правовой компетенции студентов.

Методологическую основу исследования составляют теоретические основы профессионального туристского образования (В.А.Квартальнов, 1997, 2000, 2001; И. В. Зорин, 1998, 2000;2005), по педагогике профессионального образования (С.Я.Батышев, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков, 1 Ш. Загузов, В. А. Сластенин, Ю.ЬС.Бабанский и др.), исследования по теории и методике проблемного обучения (И.Я.Лернер, А. М. Матюшкин, Т. И. Шамова и др.), педагогические исследования по проблемам обучения п формирования содержания образования (В.С.Леднев, 1985; В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, 1991; В. А. Кальней, 1998, 2002;

М.В.Рыжаков, 1999, 2003; С. Е. Шишов, 1997, 2002), по проблемам повышения квалификации и организации процессов дополнительного профессионального образования в сфере туризма (В.И.Жолдак, 1980; В. М. Игумеиов, 1999; А. А. Колмаков, А. И. Сеселкин, Т. В. Кудрявцева, 1999), системному построению общеобразовательных и профессиональных разделов образования (В.А.Кальней, 1998;

B.А.Кабачков и С. А. Полиевский, 1991; А.А.Остапец-Свешников, 1989;

C.Е.Шишов, 1997}, теоретические положения, связанные с изучением правовых вопросов и правовой культуры (С.С.Алексеев, А. В. Бенедиктов, В. М. Гессен, О. С. Иоффе, Б. А. Кистяковский. Н.М.гСорКунов, С. А. Котляревский, С. А. Муромцев, П. И. Ноигородцев, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, В. И. Сергиевич, Е. Н. Трубецкой, Б. Н. Чичерин и др.). правовою образования (Е.В. Аграновский. П. П. Баранов, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, Н. Л. Гранат, Д. А. Керимов, А. В. Мицкевич, В. А. Шегорцев и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской и педагогической литературы, научно-исследовательских работ по теории правового образования, нормативных документов и законодательства в области образования, классификация, сравнение, обобщениепедагогическое наблюдение, анализ программно-целевых методов и статистических наблюдений рынка туристских и образовательных услуг, беседа, рефлексивный анализ наблюдаемых явленийизучение результатов правового образования на разных уровнях профессионального образованияизучение отечественного и зарубежного опыта правового образования, апробация и личный опыт работы.

Научная новизна исследования:

I. Разработана концепция правовой подготовки студентов туристских вузов, основанная на сбалансированном включении в содержание подготовки комплекса дисциплин, последовательное изучение которых обеспечивает необходимый уровень правовой подготовки и позволяет осуществить достижение следующих целей правовой подготовки студентов туристского вуза: развитие личности обучаемого на основе формирования правомерно ориентированного правосознания и развития правовой культурыовладение студентами умениями, необходимыми для применения усвоенных знаний в области профессиональной гурисчской деятельности для решения практических задачусвоение студентами системы знаний о праве как науке и как особой системе социального регулирования: воспитание у студентов гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности: формирование у студентов способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Выделены факторы, влияющие на процесс правовой адаптации личности студента к будущей профессиональной деятельности: способность и готовность к успешному вхождению в профессиональную, социальную, правовую деятельность трудового коллективаобъем знаний о профессиях, востребованных туристским рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективуморально-психологическая подготовка к правовой деятельности, обеспечивающая формирование эмоционально-нравственного отношения к профессии и др.

2. Разработана личностно-ориентированная модель развития правовой компетенции студентов туристского вуза, включающая: элементы в структуре психолого-педагогической готовности к различным видам правовой деятельностицели правовой подготовки студентов туристского вузаобобщенные и частные критерии развития правовой компетенцииструктуру содержания правовой подготовки студентовкомплекс личностно-ориентированиых образовательных технологий и учебных курсовпедагогические аспекты правового воспитания, включающие процедуры формирования правового сознания (важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовые н политические, правовое мышление) и правопослушного поведения студентовусловия актуализации личностно-ориентироваппого правового обученияорганизационно-педагогические условия эффективного формирования правовой копете1 тин студентов.

3. Обоснован комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования правовой компетенции студентов: условие опережения, заключающееся в том, что некоторые упражнения мотивируют студентов к самостоятельному изучению теоретических аспектов той или иной правовой проблемыусловие свободного выбора, заключающееся в том, что, проигрывая ту или иную роль, студент принимает решения, исходя из возможностей данной ролиусловие уникальности, заключающееся в том, что уникальное в каждом студенте поддерживается предоставлением ему возможности быть в роли президента или вице-президента студенческой туркомпании, взять на себя роль лидера, ведущегоусловие опоры, заключающееся в использовании при отборе учебного материала опорных схем, опорных сигналов и др.

Теоретическая значимость исследования. Представляемая работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы развития правовой компетенции студентов в системе высшего профессионального туристского образования программно-целевыми методами, которая решается в рамках системного, личностно-деятельностного подходов в теории профессионального образования. В ходе исследования уточнены и обоснованы понятия, отражающие специфику правовой компетенции студентов туристского вуза, позволяющие выделить исследуемую проблему в качестве актуального направления научного поиска в обласчи теории и методики профессионального образования.

Практическая значимость исследования.

В результате исследования выстроена дидактическая конструкция непрерывного процесса совершенствования правовой компетенции студентов на пути профессионального самоопределения студентов в современных условиях. Она обеспечивается программами ряда курсов: «Правоведение», «Правовое регулирование туристской деятельности», «Хозяйственное право».

Теоретические положения и практические методики, разработанные в рамках исследования, могут быть использованы в других учебных заведениях при преподавании названных учебных курсов.

Исследование проводились в несколько этапов:

1 этап (2002;2003 г. г.) — изучалась литература по теме исследования, анализировался опыт разработки образовательных программ правового обучения и воспитания, опыт развития правового туристского образования на основе программно-целевых методов;

2 этап (2003;2004 г. г.) — проведён анализ опыта правового обучения студентов в России и за рубежом и разработан проект педагогической модели правовой компетенции студентов туристского вуза;

3 этап (2004;2006 г. г.) — организация практической работ по реализации личностно-ориентироваиной модели развития правовой компетенции студен юв туристского вуза, о грабо I к, а ор! аии^аш-ишпо-педагогических условий эффективного формирования правовой компетенции студентов, анализ и корректировка хода исследования, оформление результатов диссертационного исследования.

Экспериментальная база исследований — Российская между народная академия туризма. Всего в эксперименте приняло участие 265 студентов.

На защиту выносятся:

I. Концепция правовой подготовки студентов туристских вузов, основанная на сбалансированном включении в содержание подготовки комплекса дисциплин, способных обеспечить достижение целей правовой подготовки студентов туристского вуза (развитие личности обучаемогоовладение студентами умениями, необходимыми для применения усвоенных знаний в области профессиональной туристской) деятельностиусвоение студентами системы знаний о праве как науке и как особой системе социального регулированиявоспитание у студентов гражданской ответственностиформирование у студентов способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом).

2. Личностно-ориентированная модель развития правовой компетенции студентов туристского вуза, системно связывающая элементы в структуре психолого-педагогической готовности к правовой деятельностицели правовой подготовкиобобщенные и частные критерии, развития правовой компетенцииструктуру содержания правовой подготовки студентовкомплекс личностно-ориентированных образовательных техноло! ий и учебных курсовпедагогические аспекты правового воспитанияусловия актуализации личностно-ориентированного правового обучения: организационно-педагогические условия эффективного формирования правовой компетенции студентов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования правовой компетенции студентов, характеризующийся совокупностью упражнений, мотивирующих студентов к самостоятельному изучению теоретических аспектов правовой проблемысвободным выбором ситуаций проигрывания профессиональных ролейиспользованием при отборе учебного материала опорных схем, опорных сигналов и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях Российской международной академии туризма (Екатеринбург — 2003 г., Москва — 2004 г., Иркутск — 2005 г.), Международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО, 2005 г. Основными базами апробации разработанной модели являлись образовательные учреждения туристского профиляфилиалы РМАТ, кафедра педагогики профессионального туристского образования Российской международной академии туризма и др.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.'. • •.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

I.Анализируя современное состояние адаптации выпускников на туристском рынке, удалось выделить факторы, влияющие на процесс правовой адаптации личности студента к будущей профессиональной деятельности: способность и готовность к успешному вхождению в профессиональную, социальную, правовую деятельность трудового коллективаобъем знаний о профессиях, востребованных туристским рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективуморально-психологическая подготовка к правовой деятельности, обеспечивающая формирование эмоционально-нравственного отношения к профессииположительная мотивация, влияющая на формирование устойчивого интереса к труду, склонности и стремление реализовать себя в правовом секторс профессиональной деятельности. Кроме того, определены активные формы работы по развитию правовой компетенции студентов, п^еспечнвагощие реалп^цню указанных флкюров и успешно зарекомендовавшие себя на практике: проблемно-модульная организация образовательной программы вуза, направленность всех учебных дисциплин на правовую связь с турбнзиссом, производством, сферой г услуг, социокультурным окружениемэкскурсии, составление правовых адаптационных иро1рамм. проведение производственно!', практики под руководством опытных экспертов-юристов от туриндустрииосуществление развития правовой компетенции студентов на широкой гуманитарной основеправовое образование и воспитание студентов на конкретных и реальных фактах туриндустрии.

2. Для построения личностно-ориентированной модели развития правовой компетенции студентов нами приняты следующие основные принципы: перемена ролей, реализуемая на основе личностно-ролевого подхода к правовому обучению, интенсификация правовой подготовки путем организации содержательного и целенаправленного обучения студентов с преподавателями, в форме коллективно-группового обучения. что способствует формированию у них навыков самооценки и взаимооценки личностных качеств, самопознанию и самоопределениюединство формирующего и диагностического подходов с учетом индивидуализации процесса развития правовой компетенции в условиях конкретной профессиональной деятельности, что требует использования диагностики личности, результаты которой служат основанием для разработки и различных вариантов адаптационных средствсовместная деятельность, в которой студент выступает ис как объект правового обучения и воспитания, а как субъект — активный участникинтенсификация, достигаемая за счет интегрирования содержания правовой подготовки к профессиональной адаптации, использования активных, инновационных методов, средств обучения и воспитания, создания вариативных программ для индивидуальной адаптации.

3.В итоге разработана личпоетно-ориенчироваппая модель развития ираБОБой компетенции студентов туристского вуза, включающая: 1) элементы в структуре психолого-педагогической готовности к различным видам правовой деятельности: 2) пени правовой подготовки студснюв турне-око-о вуза- 5/ обобщенные и частные критерии развития правовой компетенции- 4) структуру содержания правовой подготовки студентов- 5) комплекс ли’шостио-ориеитированных образовательных технологий и учебных курсов- 6) педагогические аспекты правового воспитания, включающие процедуры формирования правового сознания (важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовые и политические чувства, правовое мышление) и правопослушного поведения студентов- 7) условия актуализации лпчностпо-ориентироваиного правового обучения- 8) организационно-педагогические условия эффективного формирования правовой компетенции студентов.

4. Для определения эффективности формирования правовой компетенции студентов нами разработана совокупность оценочных методик. Разрабатывая организационные условия повышения эффективности формирования правовой компетенции студентов, мы опирались на положения гуманистической педагогики и психологии: самоактуализация личности, личностный рост, развивающая помощь. Мы учитывали то, что поведение личности определяется не подкреплением, поступающим извне, а врожденным стремлением к актуализации (реализации себя в деятельности, в отношениях с людьми). Учение, в котором заинтересован студент, в котором есть не просто накопление фактов, приращение знаний, а есть изменение (личностный рост) студента, мы называем актуализацией личностно-ориентированного обучения. Исходя из вышесказанного мы сформулировали условия актуализации личностно-ориентированного правового обучения: решение проблем, значимых для обучающихся: конгруэнтные отношения преподавателя и студентасоздание преподавателем «ситуации успеха» (безусловное «положительное» отношение к студенту) — проявление преподаваем эмпатии к студентусоздание психологического комфорта и обеспечение свободывыбора студентам. При разработке организационных условий повышения эффективности правовой компетеппии стулептов мы игырсишиь и, а две принципиальные позиции: учёт мотивационнои сферы личности при формировании правовой компетенции студентовактуализация нравственных правовых позиций через функциональные обязанности обучающихся в процессе их деятельности в турфирме.

5. В завершение опытно-экспериментального этапа работы нами сформулированы следующие орган изационно-педагогические условия эффективного формирования правовой компетенции студентов:

— условие опережения, заключающееся в том, что некоторые упражнения мотивируют студентов к самостоятельному изучению теоретических аспектов той или иной правовой проблемы. Использование деятельностной методики при работе в малых группах как средства, формирующего потребность в приобретении теоретических > знаний, которые реализуются в дальнейшем при участии в деловых играх;

— условие свободного выбора, заключающееся в том, что, проигрывая ту или иную роль, студент принимает решения, исходя из возможностей данной роли. В случае создания студенческой туркомпании студент может выбрать роль в соответствии со своими возможностями;

— условие уникальности, заключающееся в том. что уникальное в каждом студенте поддерживается предоставлением ему возможности быть в роли президента или вице-президента студенческой тукомпании, взять на себя роль лидера, ведущего;

— условие опоры, заключающееся в использовании при отборе учебного материала опорных схем, опорных сигналов. Эти средства помогают студентам отследить логику изложения (подачи) учебного материала и закрепить содержание в сжатом виде;

— условие сознательного принятия ответственности, заключающееся в том, что в тренинге у студента появляется возможность взять ответственность за принятие коллективного решения на себя:

— условие крупных блоков, заключающееся в проведении тренингов, построенных на осноре принципов «технологии погружения». Под 1снологиеи погружения мы понимаем совокупность методов и приемов, применяемых при работе студентов в малых группах и способствующих выработке в процессе изучения правовых понятий личностной позиции студента, а также рефлексии собственных качеств и свойств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, в которой эти понятия и реализуются. Использование технологии погружения является основой для установления логических связен между исследуемыми проблемами правового образования, выделения ведущей мысли отдельно взятой проблемы, формирования уверенности в преодолении возникающих в практической профессиональной деятельности трудностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, положения гипотезы получили свое подтверждение, положения, выносимые на защиту, доказаны. Все это позволило придти к следующему заключению.

Совершенствование процесса профессионально-личностного становления студентов необходимо осуществлять на основе учета следующих факторов: осознанной общественной потребности. роста эффективности деятельности профессионалов, способных к созданию творческого продуктасвободы, выбора при подготовке специалиста туристкой сферы вариантов содержания, технологий, форм и методов обученияинновационной, исследовательской, проектировочной, прогностической доисльноств, специалиста в «непредсказуемых» условиях развития туристского рынкарасширения* функций специалиста-практика в сфере туризма в силу многократного усложнения его деятельности.

Установлено наличие противоречий между требованиями реальной практики в сфере проектирования правовых компетенции обучающихся, развитием их творческой активности и недостаточной технической, НСИЛ.0Л01 ический нодю’ювкой преподавателей и руководителей системы профессионального туристского образования к реализации проблем подготовки студентов к условиям реальной правовой практики. При этом выявлены причины этих противоречий: недостаточное использование возможностей общеобразовательных и профессионально-направленных учебных курсов в развитии правовой компетенцииотсутствие методологического понимания сущности интегрирующего ¡-¡-спала в программах обучения профессионального цикла в пользу усиления в них профессионально — направленного компонентаслабый учет при организации учебного процесса в вузе потребностей личности, государства и общества в целом в необходимости развития правовой компетенциинедостаточное количество квалифицированных руководителей образования и преподавателей, владеющих технологией мониторинга развития правовой компетенции обучающихся.

Психолого-педагогическая готовность к различным видам правовой деятельности в сфере туризма может быть представлена на теоретическом уровне следующей структурой: осознание своих правовых целей и задачосмысливание и оценка условий, в которых будут протекать правовые действияопределение на основе опыта наиболее вероятных способов решения правовых задачпрогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессовоценка соотношения своих возможностей, в том числе уровня притязаниймобилизация сил в соответствии с условиями и правовыми задачами.

Сбалансированное включение в содержание подготовки студентов туристского вуза комплекса дисциплин, последовательное изучение которых обеспечило достаточную правовую подготовку и было направлено на достижение следующих целей правовой подготовки студентов туристского вуза: развитие личности обучаемого на основе формирования правомерно ориентированного правосознания и развития правовой культурыовладение студентами умениями, необходимыми для применения усвоенных знаний в области профессиональной (туристской) деятельности для решения практических задачусвоение студентами системы знаний о праве как науке и как особой системЕ социального регулированиявоспитание у студентов гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированностиформирование у студентов способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

На этой основе разработана концепция правовой подготовки студентов туристских вузов, включающая, кроме целенфакторы, влияющие на процесс правовой адаптации личности студента к будущей профессиональной деятельности: способность и готовность к успешному вхождению в профессиональную, социальную, правовую деятельность трудового коллективаобъем знаний о профессиях, востребованных туристским рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективуморально-психологическая подготовка к правовой деятельности, обеспечивающая формирование эмоционально-нравственного отношения к профессии и др.

Кроме того, разработаны: личпостно-ориентироваиная модель развития правовой компетенции студентов туристского вуза, включающая: элементы в структуре психолого-педагогической готовности к различным видам правовой деятельностицели правовой подготовки студентов туристского вузаобобщенные и частные критерии развития правовой компетенцииструктуру содержания правовой подготовки студентовкомплекс лпчностно-ориентированных образовательных технологий и учебных курсовпедагогические аспекты правового воспитания, включающие процедуры формирования правового сознания (важнейший элемент правового сознания — нравственно-правовые и политические чупстса, правовое мышление] и правопослушного поведения студентовусловия актуализации личностно-ориентированного правового обученияорганизационно-педагогические условия эффективного формирования правовой компетенции студентоворганизационно-педагогические условия эффективного формирования правовой компетенции студентов: условие опережения, заключающееся в том, что некоторые упражнения мотивируют студентов к самостоятельному изучению теоретических аспектов той или иной правовой проблемыусловие свободного выбора, заключающееся в юм, что. проигрывая ту или иную роль, студент принимает решения, исходя из возможностей данной ролиусловие уникальности, заключающееся в том, что уникальное в каждом студенте поддерживается предоставлением ему возможности быть в роли президента или вице-президента студенческой туркомпании, взять на себя роль лидера, ведущегоусловие опоры, заключающееся в использовании при отборе учебного материала опорных схем, опорных сигналов и др.

Активные формы работы по развитию правовоП компетенции студентов обеспечили достижение поставленных целей и успешно зарекомендовали себя на практике. Среди них: проблемно-модульная организация образовательной программы вуза, направленность всех учебных дисциплин на правовую связь с турбизнесом, производством, сферой услуг, социокультурным окружениемэкскурсии, составление правовых адаптационных программ, проведение производственной практики под руководством опытных экспертов-юристов от туриндустрииосуществление развития: правовой компетенции студентов па широкой гуманитарной основеправовое образование и воспитание студентов на конкретных и реальных фактах туриндустрии.

В резз-льтате исследования выстроена дидактическая конструкция непрерывного процесса совершенствования правовой компетенции студентов на пути профессионал того самоопределения студентов в современных)'Словиях. Она обеспечивается программами ряда курсов: «Правоведение», «Правовое регулирование туристской деятельности», «Хозяйственное право». 1 еоретические положения и практические методики, разработанные в рамках исследования, могут быть использованы в других учебных заведениях при преподавании названных учебных курсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни — М.:Мысль, 1991. — 299 с.
  2. И.Г. Роль деловых экономических игр в формировании готовности к профессиональной деятельности / Под. ред. B.C. Данюшенкова. С. Е. Шишова Киров: Издательство ВГПУ, 1999. — 162 с.
  3. И.Г. Учимся продуктивно мыслить Москва: издательство «Про-Пресс» (библиотечка «Вестника образования») — № 2. — 2001. -C.I — 46.
  4. И.Г. Формировать навыки критического мышления Москва: Московская школа (Информационно-аналитическое издание) — № 3. -2000. — С. 21−23.
  5. И.Г. Современные проблемы развития общих компетенций на этапе модернизации образования Москва: НТДСиМО, 1999. — 31 с.
  6. H.A. Личиостно-ориентировакное обучение: вопросы теории и практики Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.
  7. Н.Г. Алгоритмы в процессе обучения /У Тезисы докладов на Г1 съезде Общества психологов М.: Изд-во АПП РСФСР J 963. — С.27−39.
  8. А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IV-X (V-XI) классов: Учеб. пособие /Челяб. пед. ин-т, Челяб. обл. ИУУ. -Челябинск, 1988, — 164 с.
  9. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике М . I0Q6. -360 с.
  10. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева М.- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -384 с.
  11. П.К. Избранные труды. Философские аспоюы теории функциональных систем — М., 1978. 400 с.
  12. Аристотель.О душе М., 193 7 — 179 с.
  13. С.Н. Лекции по теории обучения в высшей школе М., 1974.-237 с.
  14. В.Г. Программно-целевое планирование и управление М., 1990. — 3 18 с.
  15. В.Г. Системность и общество М., 1980. — 3S9 с.
  16. В.Г. Человек в управлении обществом — М., 1997. — 253 с. 1 7. Бабаиский Ю. К. Педагогический процесс М., 1983 — 316 с.
  17. С.Я. Блочно-модульное обучение М., 1997. — 256 с.
  18. С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика № 6. — 1998. — С. 45−49.
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.-175 с.
  20. А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика № 4. — 1994. — С. 26−29.
  21. H.A. Самопознание М., 1990. — 336 с.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитание — М., 1986. — 352 с.
  23. М.Н. Общедидактический подход к гуманизации образования // Педагогика № 5. — 1994. — С.21−25.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения -М.: Изд-во Института профессионального образования. 1995. 336 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии — М., 1989. -192 с.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного ' подхода-М., 1973.-219 с.
  27. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал N5. — 1995. — С.49−58.
  28. A.A. Психология о личности М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988.1.с.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /7 Вопросы психологии N4. — 1978. — С.31−44.
  30. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического .образования // Педагогика № 4. — 1997. — С.66−72.
  31. Е.В. Гуманистическая парадигма лнчпостпо ориентированного образования И Педагогика — N4. !09?. — С. !-1 7.
  32. .С. Аномалии личности М., 1988. — 301 с.
  33. A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологическин журнал N6. — 199! — С. З-1 1.
  34. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение М.: МО-ДЭК, 1996. — 392 с.
  35. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие / Под ред. В. И. Журавлева М&bdquo- 1988. — 239 с.
  36. В.И. Размышления натуралиста Кн.2. М., 1977. — 261 с.
  37. Впутршшсольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой М." 1991. — 214 с.
  38. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания -Чебоксары, *1993. 441 с.4L Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения М., 1993. -169 с.
  39. Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика-пресс, 1996.-287 с.
  40. Л.С. Развитие высших психических функции М.: Изд. АПН, 1960. -319 с!
  41. О.С., Вейсс P.M., Крылова И. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования М., 1995. — 273 с.
  42. П.Я. Опыт систематического определения основных понятий психологии // Вопросы психологии N2. — 1973. — С.37−52.
  43. .С. Методологические проблемы прогнозирования содержания профессионального обучения (на материале среднего специального образования): Автореф. дис. док. пед. паук: 13.00.01 -М., 1980.-37 с.
  44. .С. Философия обр азования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1997. -697 с.
  45. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования М., 1996. — 545 с.
  46. С. Духовный кризис: Статьи и исследования -М., 1995. 256 с.
  47. С. Путешеств! -ie в поисках себя М., 1994. — 3 42 с.
  48. В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  49. В.В. Системные основания образовательной технологии М.:1. О, , «ТОЛ» Т -I .→iicu-ii-n, 1 >Ьо. -i)J и.
  50. П.С. Психология / учебное пособие — М.: Знание. ?999. 304 с.
  51. В.В. Теория развивающего обучения — М.:Иптор. i 996. — 364 с.
  52. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал N4. — 1988. — С.22−32.
  53. А. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1956.-392 с.
  54. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами Белгород, ?993. — 213 с.
  55. В.И. Основы менеджмента: Учеб.пособие. — М., 1994. 127с.
  56. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987.- 189 с.
  57. Н.И. Технология- подготовки и защиты кандидатской диссертации. М.: Исслед. Центр, 1993. — 1 14с.
  58. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования Тюмень. 1995, —363 с.
  59. А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления /'/ Социальное развитие предприятия и работа с кадрами —• М.: Экономика, 1989. С. 158−171.
  60. Л.В. Избранные педагогические труды — М., ?990. -418 с.
  61. A.B. Психология формирования самооценки Минск, 1993. -99 с.
  62. Н.М. Как активизировать обучение в вузе? Горький, 1989. -72 с.
  63. .В. Теория личности в западной психологии М., 1982.483 с.
  64. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: РМАТ, 1997. -240с.
  65. И.В. Образование и карьера в туризме: учебное пособие. М: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  66. И.В. Феномен туризма: избр. соч.: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий.. / И.В.Зорин- Российская международная академия туризма. М.: Наука, 2005. — 552.
  67. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов.- Москва/Афины, 1994. 407 с.
  68. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды / Учебн.пособие. М.: Центр.рекл. — инф. Бюро «Турист», 1986, — с. 101.
  69. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: автореф.дис. .канд.пед.наук., М.: РМАТ, 1998. 21 с.
  70. Г. И., Лапин А. Ю. Теоретико-методические основы начального профессионального образования специалистов туризма. // Сбор1пгк докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма, 98″. С. 70−72.
  71. А.Ф. Преемственность научного знания и принципы соответствия И Проблемы истории и мст-^долопп- научного незнания.- М.: Наука, 1974^ с. 1 12−132. '
  72. И.А. Педагогическая психология Ростов-на-Дону, 1997. — 352
  73. В.П. О целях и ценностях образования II Педагогика № 5. -1997.-С. 14−23.
  74. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии М., 1994. — 265 с.
  75. И.И. Система эвристических приемов решения задач М.: РОУ, 1992. -140 с.
  76. Информатизация и техиологизация сопиального пространства II Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям Москва-Н.Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1994.-С.58−93.
  77. Л.Г. Технология социальная II Современная западная социология. Словарь — М., 1990. --112 с.
  78. Исследования по общей теории систем: Сб., пер. с анг. Общ. Ред. Садовского В. Н., Юдина Э. Г. М., 1969. — 520 с.
  79. Кавтарадзе 1 Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения — М.: Московский пспхолого-социальиый институт, изд-во1. Флинта», 1998. 192 с.
  80. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости -М&bdquo- 1981.-227 с.
  81. В.А., Щишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик» М., 1999. — 86 с.
  82. В.А., Кузнецов В. М., Роговский Ю. М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. М, 1994. — 160с.
  83. Кан-Калик В.А., Никапдров И. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика. 1990. — 144 с.
  84. И. О педагогике М., 1990. — 388 с.
  85. В.В. Зарубежные образовательные технологии СПб. 1997. -252 с.
  86. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. -М.: Финансы и статистика, 1998. т. 1. — 286 с.
  87. В.А. Методика1 профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды В 5 т. М.: Финансы и статистика. 1998.
  88. Т. < ПА О ~ 1.. -го ^ .
  89. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 96с.
  90. УЗ. Квартальнов В. А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.З.-384 с.
  91. В.А. Педагогика и туризм: учебник. — М.: Советский спорт. 2000.-360с.
  92. В.А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.2. — 256 с.
  93. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента па примере РМАТ. М., 1997. — 75 с.
  94. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, ! 997. — 75с.
  95. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. -496с.
  96. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности. Автореф.дис. .докт.пед.наук. — М.: 2000. -35с.
  97. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. -М.: Наука, 1993.-512с.
  98. Кварталы-юв В. А. Туризм: теория и практика: Избр. В 5 т. т.5: Методика профессионального обучения и подготовки специалистов по туризму в России. — М.: Финансы и статистика, 1998. 248с.
  99. В.А. Туризм: теория и практика: Избр.тр. в 5 т. т.2: социальный туризм. М.: Финансы и статистика., 1998. — 256с.
  100. Квартально в В. А. Туризм: теория и практика: Избр.тр. в 5 т. т. З: Новые цели и функции туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 384с.
  101. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М., 1990. — 80 с.
  102. ЮЗ.Квартальнов В. А., Зорин И. В. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма. -М., 1997. вып. 1.
  103. Об.Квартальнов В. А., Зорин И. В. туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. (Зарубеж.опыт). М.: ИПКРТЭО, 1990.
  104. В.А., Солодухпн И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалисюв ппя ¡-гелей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма, 1987−1997 гг. М&bdquo- 1997, — 212 с.
  105. Е.А. Психология профессионального самсюп редел ей ия -Ростов-па-Дону. L996. 5 ! 2 с.
  106. И. Абстрактное понятие системы как методологическое средство // Исследования по общей теории систем — M., 1969. 292 с.
  107. Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1989. ?69 с.
  108. HLKoccod Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод1. М&bdquo- 1998. -128 с.
  109. И.Б. Психология личности в России: столетие развития
  110. П"ТТ-., т Г-. — пгтч ' I гп л →о • «
  111. G<~ 1иЕ>-па-/АОПУ. Г il У, iVy-r. -L J~r С.
  112. А.Ф., Шишов C.B. и др. Управление качеством организации профессионального экономического образования. М: Издательство МФЮА, 2005. — 306 с.
  113. И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики Ростов-па Дону, 1994. — 64 с. 1 15. Краткая философская энциклопедия М.: Издат. Группа „Прогресс“ -„Энциклопедия“, 1994. — 576 с.
  114. Ю.Г. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя М., 1992. — 207 с.
  115. Культура русской речи и эффективность общения / Под ред. Л. Н. Граудиной M., 1996. — 441 с.
  116. ПЗ.Кулюткин 10.Н. Психология обучения взрослых М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  117. Н.И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях -М., 1994.-245 с.
  118. М.М. Сущность и структура методов обучения: Автореф. дис.-.док. пед. наук: 13.00.01 М. 1979. -37 с.
  119. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии М.: МОДЭК, 1998. — 288 с.
  120. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М., 1991.-216 с.
  121. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  122. И.Я. Проблемное обучение М, 1974. — 64 с.
  123. И.Я., Краевскнй В. В. Теоретические основы содержания общего среднего образования М., 1982.- 193 с.
  124. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин СПБ, 1996. — 175 с.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.-448 с.
  126. Л. Основы экономических знаний: Проект прогр. Для X-XI кл. // Рос. экон. журн. N8. — 1992. — С. 125−135.
  127. М. Технология и эффективность социального управления1. JVX J ГГ>/~ Г „ivi., — 1 с.
  128. A.K. Психология профессионализма М., 1996. — 308 с.
  129. А. Самоактуализация // Психология личности / Пол пен. Ю Б. Гапггенрейтер, A.A. Пузырея. — М., 1982. —374 с.
  130. М.И. Поиски путей перестройки профессионального образования // Проблемы организации профессионального образования на интегратнвной основе / Под ред. Ю. С. Тюнникова М. 1990, — Г
  131. М.И. Современный урок М. 1985. — 1 84 с.
  132. Л.vi. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы“ — М.: Дело, i 994. — 2 i 6 с.
  133. Л.М. Психология профессионального развития учителя -M.J 998.-200 с.
  134. Г. В. Региональная система профессионального образования // Специалист № 5−6. — 1994.
  135. В.И. Личность и неврозы Л.: Изд. ЛГУ, 1960 -426 с. !38.Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояниепсихологии отношений человека // Психологическая наука в СССР -М., 1960, 4.2.-С. 110−125.
  136. А.Я. Инновации в образовании Челябинск, 1995. — 223 с.
  137. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика -№ 9. 1990. -С.41−47
  138. Н.Д. Россия ценности общества на рубеже XXI века -М., 1997 — 144 с.
  139. A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений: Автореф. дне. док. пед. наук: 13.00.01 М., 1989. -37 с.
  140. A.M. Профессиональное образование в XXI веке // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы Т. 1. — М. -1999. -С.43−51
  141. A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия // Magister. № 1. — 1998. — С. 17−26.
  142. С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования: Автореф. дис.док. пед. наук: 13.00.01.- Екатеринбург, 1997.-34 с.
  143. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бондаревской Е. В. Ростов-на-Дону, 1995. — 203 с.
  144. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование N8. — 2000. — С.67−74.1480 путях повышения эффективности труда учителя // Под. ред. А. К. Марковой M., 1987. — 104 с.
  145. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий и др. M., 1992. — 416 с.
  146. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  147. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектиости -Ростов-ка-Дону: Феникс, ?996. 512 с.
  148. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностпо-развивающее взаимодействие Ростов-на-Дону. 1996. — 88 с. 1.?3.11.иаже Ж. Избранные психологические труды М., 1969. — 33 I с.
  149. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания M., 1998. -184 с.
  150. П. И. Хайдаров Ж.С. Технология игры с обучении м развитии: Учебное пособие M — РПА, !9С1б. — 269 с.
  151. A.A. К Новой Парадигме в образовании М.: Паренфаль, 1996.- 88 с. 1 57. Питюкоб В.ГО. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М.: Тандем, РОСПЕДАГЕНТСТВО, 1997. -174 с.
  152. К.К. Система психологии и теория отражения — М.: Наука, 1982. 183 с.
  153. К. Логика и рост научного знания: Избранные работы — М., 1983. 605 с.
  154. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования СПб., 1996. — 219 с.
  155. В.А. Драматизм бытия, или Обретение смысла М., 2000. -555 с.
  156. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М., 1995.
  157. Г. Образование для свободы / пер. с англ. И. Иванова, П. Петрова — М.: Российский гос. гуманит, ун-т, 1997. -211 с.
  158. Е.И. Личность в педагогической деятельности Ростов-на-Дону, 1994. — 240 с.
  159. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М., 1994 -479 с.
  160. В.В. Сумерки просвещения M. 1990. — 156 с.
  161. В.М. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Aima mater № 1. — 1991. — С.48−56.
  162. Г. М. Теоретические основы развития начального профессионального образования в России: Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.01 Екатеринбург, 1998. — 36 с.
  163. Российским менталитет: вопросы психологической теории и практики /Под ред. К. А. Абульхановой М., 1997. — 334 с.
  164. С.Л. Проблемы общей психологии М., 1973.- 424 с.
  165. С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии — vi.: ЗАО Изд-во ЭКС-МО-Пресс, 1999.-448 с.
  166. В.В. Личностный подход в образовании- концепция и технология Волгоград: „Перемена“, 1994. -150 с.
  167. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие M, 1995. — 226 с. i 74. Слаетснин. В.А., Подымова Л. С Педагогика: инновационная деятельность. M., 1997. — 224 с.
  168. В.И. Развитие субъективной реапьностн в онтогенезе: Автореф.. докт. псих. н. ML, 1994. -39 с.
  169. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
  170. Л.Ф. Теория и технология решения педали иЧеских ¿-адач / Под ред. П. И Пи-жпси<~того VL, 1997. — ! 74 с.
  171. Статистика в туризме // Туризм: Обзор материалов. Вып.15 МГ: ОнЛайн, 2005 — 132с.
  172. u.M. Психология w психофизиология индивидуальных различий Москва-Воронеж, 1998. — 539 с.
  173. Е.В. Подготовка инженерно-педагогпчеекпх кадров // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы Т. 1. — М., -1999. -С.68−79.
  174. С.И. Смысл жизни М&bdquo- 1994. — 432 с.
  175. Д.Н. Психологические исследования М.: Наука, 1966. -305с.
  176. Д.И. Психология развивающейся личности Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. — 512 с.
  177. Д.И. Психология становления личности М., 1994. — 192 с.
  178. П.А. У водоразделов мысли: Соч. Т.2.- M., i 990. 446 с.
  179. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение, 1989.187 448 с.
  180. К. Так устроен мир: экономика лля юношества: Пер. с англ. / Науч. ред. Ю. Б. Кочеврин М.: изд-во „Дело“ при участии изд-ва „Catallaxy“, 1992. — 96 с.
  181. Г. А. Психология саморазвития- задача для подростков и их педагогов. Пособие для учителей М.-Рига: Эксперимент, 1995 — 239 с.
  182. С.Е. Деловые игры: Методика и практика проведения деловых игр. М.: Институт туризма, 1991. — 87 с.
  183. Л.Д. Педагогические условия изучения рекламного дела в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. N4., 2001.-22 с.
  184. В., Бурляев В. Экспертпо-обучаюшие системы // Высш. обр. в России. 1997. № 2. с. 108−1 13.
  185. М.А. Гибкая технология проблем но-модуль, но го обучения -М., 1996, — 167с.
  186. Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики) — Казань: Центр инновационных технологий, 200! -180с.
  187. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
  188. В. М. Основы человековедения / АПН СССР, Всесоюз. ассоц. работников проф. образования М. 1991 — 7Q с
  189. В.М. Управленческая антропология. Человековсдческая компетентность менеджера — М.: Дом педагогики, 2000. 544с.
  190. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования- опыт, проблемы, перспективы М., ?997. -214 с.
  191. Шигпог. С. Е Методологии и технология pa? pauoiKii образовательных стандартов общего среднего образования. Авторсф. дне. док.^пед. наук: 13.00.01. М., 1997.-34с.
  192. С.П. Организация и технология разработки государсшенных стандартов общего среднего образования М. — Вологда, 1997. — 3 14с.
  193. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе М.: Педагогическое общество России, i 999. — 320 с.
  194. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Ростов-на-Дону, 1995. — 314 с.
  195. Школа самоопределения. Шаг второй М.: НПО „Школа самоопределения“, 1994. — 480 с.
  196. Щедровнцкий Г. П. Очерки по философии образования М., 1993. — 154 с.
  197. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса- М., 1988.- 172 с.
  198. Д.Б. Психология игры М., 1973. — 304 с.
  199. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки М., 1978. — 392 с.
  200. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуацпи М., 1996. -267 с.
  201. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  202. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии № 2. — 1995. — С.32−42.
  203. Ellis A., Cogan J., Howey К. Introduction to the Foundations of Education. -New Jersey, 1991. P.91−117.
  204. Ellis A.E. Reason and emotion in psychotherapy. Revised and updated. New York, 1994.
  205. Kenney B.L. Value-focused Thinking: A Path to Creative Dec isionmakin». Cambridge L., 1992.
  206. Ornstein A., Levine D. Foundations of Education. Boston, i 995. — P. 448 465.
  207. Richard J.-Fr. Les activites mentales. Armand Colin. 1995. 217. Shibhov S. The piiorities of Russian educational policy alter 1991 //
  208. Education standards and Assessment in the Russian Federation Results from Russian-Dutch cooperation in Education / Acco Leuven / Amersfoort. 1998.-P. 17−27.
  209. R. 14−19: Innovation without change // Education review.-1994.-Vol.S, N2.-P.34−38.
  210. Quality Management Systems for the National Qualifications Framework. Quality Assurance in Education and Training// New Zealand Qualifications Authority, Wellington. Feb 1993.
  211. Yalom I.D. The Theory and Practice of Group Psychoterapy. 3ul. N.Y.: Basic Books. 1985.
Заполнить форму текущей работой