Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления. Его основанием явились теории личности и мотивации, субъекта деятельности, индивидуальности и развития, общения и отношений личности, культуры и усвоения общественных ценностей. Для разработки концепций исследования существенное значение имели идеи… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Методологический и содержательный анализ категории «творческий стиль педагогического общения»
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы творческого стиля общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе
    • 1. 3. Генезис идей творческого стиля педагогического общения
    • 1. 4. Современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ
    • 2. 1. Сотворчество учителя с учащимися в обучении
    • 2. 2. Эмоциональность педагогического общения учителя и учащегося
    • 2. 3. Единство логической и чувственно-образной форм познания в учебном процессе
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения
  • Выводы по второй главе

Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками обусловлена особенностями современной социокультурной ситуации. Смена приоритетов в системе педагогических ценностей общеобразовательной школы с необходимостью влечет за собой концептуальную перестройку педагогики. Основное содержание реформы образования заключается в смене педагогической парадигмы, и, соответственно, признании главной педагогической ценностью развитие личности школьника.

В психологических, дидактических, социологических исследованиях педагогического общения недостаточное внимание уделяется возможностям формирования творческого стиля общения учителя с младшими школьниками.

Актуальность исследования обусловлена тенденцией развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне радикальных изменений в социальной и экономической сферах нашего общества. В силу опережающего роста прикладных знаний, фундаментальные теории не оказывают достаточного влияния на содержание образовательных процессов, что снижает продуктивность развития интеллекта ученика. Увеличивается разрыв между культурой и образованием, поскольку само по себе знание не замещает духовности и не в состоянии обеспечить процесс целостного формирования личности.

Традиционная система образования недостаточно активно включает учащихся в реальное поле многообразных и разнофункциональных социальных условий жизни. Существующие представления и понятия в педагогической науке и практике недостаточно адекватно отражают принципиально новый педагогический опыт. Актуализируется поиск путей построения образовательных систем нового типа.

Обостряются противоречия между: потребностями развития общества и возможностями образовательных системвозможностями развития личности и сложившимися формами построения образовательного процессаодносторонней ориентацией образования на «знаниеьую» парадигму и необходимостью творческого развития личности [42-а].

Ориентация образования на развитие творческой личности школьника, начиная с первого класса, формирование у него нестандартного мышления, потребности и готовности к инновационной деятельности актуальна как в зарубежной (Аурелио Печчеи, В. М. Марцинкевич, Моритани Масанори и др.), так и в отечественной педагогике (В.И. Андреев, С. И. Архангельский, Е. В. Бондаревская, А. В. Барабанщиков, З. Ф. Есарова, А. Зиновьев, B.C. Данюшенков, О. Н. Кириченко, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, А. Г. Молибога, Н. Д. Никандров, Р. А. Низамов, Г. А. Петрова, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.). Однако в работах названных авторов недостаточное внимание уделяется анализу творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками. Обнаруживается противоречие между большой значимостью творческого стиля общения учителя с детьми и недостаточным вниманием к анализу этой проблемы в теории начального образования. Все вышеизложенное и определило тему исследования: «Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения», проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе их обучения?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — педагогическое общение с младшими школьниками в учебном процессе.

Предмет исследования — творческий стиль педагогического общения учителя с младшими школьниками.

Задачи исследования:

• сформулировать и обосновать совокупность теоретических положений, составляющих методологическую основу исследования творческого стиля педагогического общения с младшими школьниками;

• проанализировать генезис и современное состояние исследуемой проблемы;

• обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия формирования творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения детерминировано единством объективных и субъективных факторов развития личности младшего школьника. Педагогические условия формирования творческого стиля педагогического общения должны быть ориентированы на гуманистическую цель воспитания младшего школьника как творческой личности, развитие его творческой индивидуальности.

Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками может быть успешно реализовано при соблюдении следующих педагогических условий:

• обеспечении сотворчества учителя с учащимися в учебном процессе;

• эмоциональности педагогического общения учителя с учащимися;

• сопряжении логического и чувственно-образного в познавательной деятельности младшего школьника.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности и многофакторном характере её формирования, о подходе к человеку как высшей ценности и самоцели общественного развития.

В основу конкретной методологии исследования положены такие принципы, как единство исторического и логического в педагогическом познании, сочетание личностного и деятельностного подходов в учении и воспитании, структурно-номинативный подход в разработке концепций формирования творческого стиля педагогического общения, на основе которых определены ведущие идеи и методы теоретического обоснования и экспериментального подтверждения.

Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления. Его основанием явились теории личности и мотивации, субъекта деятельности, индивидуальности и развития, общения и отношений личности, культуры и усвоения общественных ценностей. Для разработки концепций исследования существенное значение имели идеи психологической значимости (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн), личностного смысла (А.Н. Леонтьев, Б.А. Сосновский), самореализации человека в труде (М.С. Каган), персонализации личности (А.В. Петровский), диалогичности общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А.А. Ухтомский), ведущего вида деятельности (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Я. Эльконин), профессионально личностного роста обучаемого (С.И. Архангельский, А. А. Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).

Ведущей идеей является субъектное развитие личности учеников в процессе учебного сотворчества с учителем.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, адекватных его задачам и логике:

• теоретический анализ философской, общенаучной, психологопедагогической, социологической литературы по проблеме исследования;

• обобщение передового педагогического опыта;

• эмпирические методы: длительные фиксированные наблюдения, по специально разработанным программам;

• педагогический эксперимент;

• беседы, анкетирование, интервьюирование, ситуационные испытания;

• метод экспертных оценок;

• ранжирование;

• статистические методы.

Источниковую базу исследования составляют нормативные документы Министерства общего и профессионального образования, учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, имеющие большое методическое значениешкольная документация, позволившие определить уровень разработанности современного состояния исследуемой проблемы. Опытно-экспериментальная часть исследования выполнена в средней школе-гимназии № 2 им. А. П. Чехова г. Таганрога.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — подготовительный (1991 — 1992гг.), связанный с изучением философской, общенаучной, психологической, педагогической, историко-педагогической, социологической литературы, определением исходных параметров программы и методики исследования. Он завершился определением темы исследования и ознакомлением с уровнем разработанности её в отечественной и зарубежной педагогикебыли составлены список литературы и план-проспект диссертации.

Второй этап — эмпирический (1992 — 1993гг.), который характеризуется сбором фактического материала по проблеме исследования, корректировкой программы исследования.

Третий этап — опытно-экспериментальный (1994 — 1996гг.). Он характеризуется опытно-экспериментальной проверкой теоретической концепции исследования.

Четвертый этап — завершающий (1997 — 1998гг.). Он был посвящен апробации, систематизации и публикации результатов исследования, литературному оформлению диссертации.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

• разработана и обоснована совокупность положений, определяющих теоретико-методологическую основу исследования творческого стиля педагогического общения как фактора повышения качества обучения;

• расширено и углублено понятие творчества в педагогическом общении учителя начальных классов с учениками;

• выявлены основные характеристики творческого стиля педагогического общения в учебном процессе начальной школы;

• составлена модель формирования творческого стиля педагогического общения учителя с учениками;

• определены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого стиля педагогического общения: сотворчество учителя с учащимися в учебном процессеэмоциональность общенияединство логического и чувственно-образного в педагогическом общении;

• раскрыты зависимость усвоения учебного материала младшими школьниками от сформированности творческого стиля общения в учебном процессе детей друг с другом и учителем.

Полученные результаты свидетельствуют о решении поставленной проблемы.

Практическая значимость исследования обусловлена принципиальной возможностью широкого использования содержащихся в исследовании положений и выводов в системе подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов общеобразовательной школы. Разработанные в диссертации научно-методические рекомендации внедрены в работу Марьевской, Самбековской и других школах Неклинов-скогго района Ростовской области, Хлебодарной средней школы Целин-ского района, средней школе-гимназии № 2 им. А. П. Чехова г. Таганрога и обнаружили достаточно высокую эффективность.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, связанных с личностно-деятельностным и системно-номинативным подходами, применением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью и значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

• понятие и сущностная характеристика творческого стиля общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе;

• теоретическая модель формирования творческого стиля педагогического общения с младшими школьниками в учебном процессе;

• педагогические условия формирования творческого стиля общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе: сотворчество учителя с учащимися в учебном процессе, эмоциональность педагогического общения, синтез чувственно-образного и логического в процессе усвоения учебного материала младшими школьниками.

• зависимость качества усвоения учебного материала младшими школьниками от степени сформированности творческого стиля общения учителя с детьми и детей друг с другом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в публикациях автора, которые используются в практике учителей начальных классов г. Таганрога (школы № 2), сельских школах Ростовской области (Хлебодарской Целинского района, Самбе-ковской, Марьевской Неклиновскокого района), методистами и работниками педагогических колледжей и высшей школы г. Таганрога.

Основные положения диссертации получили одобрение на секции «Школа и общество» Международной Академии педагогических и социальных наук (1995, 1996 гг.) — на Всероссийских и региональных институтских научных конференциях и совещаниях (г. Таганрог, Геленджик, в 1996, 1997 гг.), на которых автор выступал с научными сообщениями.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования и поставлена его проблемарассматриваются основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследованияего методологические основыраскрыты организация и этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимостьанализируется степень разработанности проблемы в педагогической науке, формулируются положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы творческого стиля общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения» сформулирована концепция исследованияобоснована совокупность положений, составляющих методологическую основу творческого стиля педагогического общения. В главе изложено психолого-педагогическое обоснование творческого стиля педагогического общения учителя с учащимися на уроке, рассмотрен генезис идей педагогического общения учителя с учащимися на уроке в историко-педагогическом аспекте: истоки, традиции, содержание на разных этапах общественного развития как в отечественной (русской, дореволюционной, советской), так и зарубежной педагогикепроанализирован современный научный фонд и педагогический опыт творческого стиля педагогического общения в нашей стране и зарубежных развитых странах.

Во второй главе «Педагогические условия формирования творческого стиля педагогического общения учителя с учащимися на уроке» теоретически обоснованы стратегические подходы (личностно-деятельностный, полисубъектный, индивидуально-творческий) к решению поставленной проблемы и опытно-экспериментальным путем выявлены педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого стиля педагогического общения учителя с учащимися в учебном процессе.

В заключении обобщены результаты исследования и изложены его основные выводы.

Общий объем диссертации составляет 186 страниц машинописного текста. В работе приведены 10 таблиц, 6 схем, 3 графика.

Список литературы

включает 186 наименования, из них 14 на иностранных языках.

Приложение содержит:

1. Экспериментальные данные исследования в Хлебодарной школе Цимлянского района Ростовской области.

2. Результаты эксперимента в школе № 2 г. Таганрога.

Выводы по второй главе.

1 .Теоретическое исследование проблемы «Формирование творческого стиля педагогического общения», предпринятое в первой главе, не является самоцелью данной работы. И методологический, и содержательный анализ был необходим лишь для того, чтобы разработать и наполнить конкретным содержанием сущность понятия «столь педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения»: какие должны быть созданы в реальном учебном процессе начальной школы педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого стиля общения учителя с младшими школьниками.

2.Теоретическое и экспериментальное изучение особенностей действия такого педагогического условия развития творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками, как сотворчество в обучении, показало, что сотворчество предполагает позицию учителя не вне, а внутри системы учебной деятельности, т. е. учитель выступает как консультант, организатор среды обучения, своеобразный посредник между учеником и социальным опытом в форме культуры. В этих условиях решающее влияние на младшего школьника оказывает личность учителя, его духовные и нравственные качества. Сотворчество переводит обучение в личностный контекст, превращает его в процесс субъект-субъектного взаимодействия.

3.Эмоциональность педагогического общения с младшими школьниками, преобладание положительных эмоций у младших школьников интенсифицирует мыслительные процессы, снимает интеллектуальные и психические перегрузки в познавательной деятельности, стимулирует интерес и склонности к учению.

4.Сопряжение чувственно-образного и логического в учебном познании придает личную ориентированную направленность деятельности ученика, способствует творчеству в процессе общения и овладения знаниями.

Рассмотрены различные пути сопряжения программного учебного материала и искусства, три модели включения произведений художественной литературы и искусства в контекст изучаемого учебного материала. Обосновывается положение о том, что сопряжение учебного познания в логической и образной формах отражения действительности может осуществляться в процессе преподавания всех учебных предметов начальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило разработать и обосновать концепцию формирования творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе как концепцию сотворчества субъект-субъектных взаимодействий, разработать теоретическую и рабочую модели формирования творческого стиля общения учителя с младшими школьниками. Экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в учебном процессе:

• сотворчество учителя с учащимися в учебном процессе;

• эмоциональность педагогического общения;

• единство логической и чувственно-образной форм в познавательной деятельности младшего школьника.

Значительное повышение качества всех школьников, участвующих в эксперименте, указывает на высокую результативность обучения, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу.

Проведенное исследование на экспериментальных группах убеждает в том, что сотворчество переводит обучение в личностный контекст, превращает его в процесс субъект-субъектного взаимодействия. Учитель выступает как консультант, организатор среды обучения. В этих условиях решающее влияние на младшего школьника оказывает личность педагога, его духовные и нравственные качества.

Эмоциональность педагогического общения снимает интеллектуальные и психические перегрузки в познавательной деятельности, стимулирует интерес к учению.

Сопряжение чувственно-образного и логического в учебном познании способствует творчеству в процессе общения и овладения знаниями.

Таким образом, проблема исследования решена, гипотеза получила подтверждение, цель достигнута.

Перспективным для дальнейшего исследования являются вопросы преемственности формирования творческих стилей педагогического общения учителей с детьми в начальных и средних (особенно 5-х — 6-х) классов общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования// Вопросы психологии. 1988.№ 3. С. 132−138.
  2. Г. С. Нить в лабиринте Петрозаводск: Карелия, 1988.
  3. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. 1994. № 2. С.88−89.
  4. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. -223с.
  5. Ш. А. Как живёте дети?: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -176с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. С. 129−266.
  7. И. Стил на мыслине. София, 1972.
  8. Р.Г. Культура общения// Советская педагогика. 1977. № 12.
  9. Э.Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательного процесса// Педагогика. 1998. № 1. С. 18−24.
  10. Ю.Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И., Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992.11 .Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.
  11. Г. М. Технология творческого освоения опыта педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов. Барнаул: РИЦ «Мастер» ТОО «Визар». 1995. — 133с.
  12. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя// Советская педагогика. 1987. № 2.
  13. С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения //Начальная школа.1986.№ 10.С.2−5.
  14. С.П. и др. Педагогика М.: Просвещение., 1987. — 360 с.
  15. Дж. Наука в истории общества. Наука в истории общества. -М., 1956.
  16. В.М. Общие основы рефлексикологии человека. Л., 1928
  17. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  18. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1975.
  19. А.А. О формировании отношений// Педагогика. 1991. № 8. С.39−44.
  20. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении// Педагогика. 1994. № 1. С.11−17.
  21. А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление// Педагогика. 1992. № 5 6. С. 65 — 67.
  22. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения// Педагогика. 1992. № 5 6. С. 65 — 70.
  23. А.А. Личность и общение. М., МПА. 1995. — 324 с.
  24. М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 227−228.
  25. В.О. О педагогике сотворчества //Alma mater. 1991. № 5.26.а.Васильева О. Н. Наследую творческий опыт// Начальная школа. 1993. № 2. С.27−29.
  26. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. T.2.
  27. Вестник высшей школы.1980, № 11. С. 66.
  28. М.М. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983.
  29. И.П. Много ли в школе талантов?// Педагогика и психология. -М.: Знание, 1989.
  30. И.П. Учим творчеству. Педагогический поиск. М., 1987. С. 101 — 104, 109- 115.
  31. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. М. Просвещение, 1991. — 93 с.
  32. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1. С.223−224.
  33. В.Г., Середний А. П. Интеллектуальные эмоции в структуре проблемного обучения// Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1987. С.103−111.
  34. Т.И., Гончаров И. Ф. Когда учитель-властитель дум. -М.: Просвещение, 1991.
  35. B.C. Культура педагогического общения учителя. М.: Просвещение, 1990.
  36. И.Б. Креативность как профессионально значимое свойство личности учителя // Педагогическое образование. 1991. № 4.
  37. А.Б. Общение: наука искусство.-М.:Знание, 1981 .-58с.39.а. Ермолаева-Томина. Опыт экспериментального изучения творческий способностей // Вопросы психологии. 1987. № 4.
  38. Т.В. Развитие творческих способностей школьников// Начальная школа. № 11. С. 9 -10.
  39. Е.Н. Герой нашего урока. М.: Просвещение., 1988.
  40. Е.Н. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты// Вопросы психологии. 1988. № 6. С.50−56.
  41. Каган М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 203 с.
  42. З.И. Педагогика гуманизма// Педагогика и психология -М.: Знание, 1990. № 6.
  43. Кан-КаликВА О профессионально педагшнеской подготовке учителя// Педагогика. 1976. № 9. С. 76−79.
  44. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. (Методические рекомендации.) М., 1990. — 31 с.
  45. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение. 1987.
  46. П.Ф. Обучение через общение и культуру// Начальная школа. 1993. № 12. С.45−48.
  47. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: Автореф. докт. дисс.- Л., 1968.
  48. Е.А. Социальное и биологическое в контексте формирования профессиональной пригодности// Соотношение биологического и социального в человеке./ Материалы к симпозиуму, — М., 1975. С.210−220.
  49. Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия // Педагогика. 1991. № 10. С. 36 38.
  50. Я.А. Великая Дидактика. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
  51. .Н., Тамбовцева Т. М. Проблема операционнальной структуры индивидуального стиля педагогического общения // Проблемы интегральной индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984. С.95−102.
  52. Я. Избранные педагогические произведения. М.: 1979. С. 345 — 348.
  53. Краткий психологический словарь // Составитель Л, А Карпенко. Под редакцией АВ. Петровского, М. Г. Ярсшевсто.-М.:Палитиздаг.1985.-431 с.
  54. Краткий психологический словарь хрестоматия. Составитель Б. П. Петровский. Под ред. К. К. Платонова. — М.: Высшая школа. 1974. — 134 с.
  55. Н.К. Методические заметки// Пед.соч.Т.З.-М., 1959.С. 552−561.
  56. Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин// Пед.соч. Т.З. М., 1959. С.614−625.бб.Крутецкий В. А., Балбасова Б. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учебное пособие. -М&bdquo- 1991.
  57. В.Т. Творческая природа психики человека// Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113−116.
  58. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.- 115 с.
  59. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: детерминанты и стратегия // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 6. С. 90−96.
  60. К. Детская и педагогическая психология. М., 1958.
  61. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
  62. А.Н. Совместная деятельность, общение, взаимодействие// Вестник высшей школы. 1989. № 11. С.39−45.
  63. А.В. Стиль человека и окружающей действительности: базовые параметры взаимодействия. Пермь, 1994. С. 94−96.
  64. Т.Н., Лиопо Б. А. Личностно-деятельностный подход в развитии гуманистической направленности учителя // Педагогическое образование. 1994. № 10.
  65. С.Н. Когда легко учиться? М.: Педагогика. 1989. 85 с.
  66. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  67. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -79 с.
  68. Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса// Педагогика. 1991. № 12.
  69. Лук П. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  70. П.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
  71. Л.Ю. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 85 с. 81 .Львов М. Р. Развитие творческой деятельности// Начальная школа. 1993. № 1.С.21−25.
  72. А.С. Проблемы педагогического мастерства. Пед. соч. В 8 т. М&bdquo- 1984. Т.4. С. ЗОЗ, 368, 241, 243, 13.
  73. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С.40−48.
  74. К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
  75. Э.И. Индивидуальный стиль общения в оовместшй игровой и предметной деятельности// Вопросы психологии. 1989. № 3. С.63−70.
  76. A.M. Проблемные ситуации в обучении. Педагогика, 1972.
  77. М.И. Работает ли урок на реформу?// Педагогика. 1987. № 5. С.40−43.
  78. B.C. Индивидуальный стиль общения// Психологический журнал. 1982. № 4.
  79. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. С. 163, 167.
  80. К. Инженерно математически сгил на научного мислене // Проблеми на высшего образование, 1980. Кн. 5. С.22−27,38−40,69,138−164.91 .Мищенко А. И. О расширении понятия «содержание педагогического образования"// Педагогика. 1989. № 10. С.87−94.
  81. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Автореф. доктр. пед. наук. -М., 1993.-32 с.
  82. ЭЗ.Молчанова М. А. О формировании творческой направленности профессионально-педагогической культуры учителя// Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность, структура, формирование. -М.: МОСУ, 1996. С, 51−55.
  83. М. Опыты. Кн. 1−3. M.-J1., 1960.
  84. Р. «Талант» като проблем на териято за наукаго// Проблемы на научия талант.- Варшава. 1979.
  85. Эб.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников// Педагогика. 1983. № 5. С.43−46.
  86. А.В. Общение школьников.-М.: Знание, 1987.-77С.
  87. Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству //Советская педагогика, 1987, № 6 98-а.Никандров Н. Д. На пути к гуманизации педагогики// Педагогика. 1990. № 9. С. 41−46.
  88. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущих учителей// Педагогика. 1993. № 12. С.61−64.
  89. И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании -М.: ВНИ, 1985.
  90. И.Б. Системный стиль мышления: особенности познания и управления в сложных системах. М.: Знание, 1986.
  91. Общение и социальная регуляция поведения индивцца// Психолотческие проблемы социальной регуляции поведения. М.: Знание, 1976. -335с. 103. Орлов Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике// Педагогика. 1993. № 4. С.21−26.
  92. Ю4.0конь В. Основы проблемного о^чения М.: Просвещение, 1968. — 208с.
  93. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3−4.
  94. Ю.В. Управление познавательной деятельностью учащихся/ Взаимосвязь чувственного опыта и понятий в учебной деятельности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
  95. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1968. т. 4.
  96. Ю8.Петрова В. А. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982. С.49−58.
  97. В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. М., 1992.
  98. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Автореф. дисс. доктр. пед. наук. Л., 1977.
  99. З.Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-300 с.
  100. Я.А. Фазы творческого процесса. Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983.
  101. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Л.: Творчество и педагогика, 1988. — 125 с.
  102. Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1985. — 94 с.
  103. М.В. Исполнительный стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности: Автореф. канд. дисс. Л., 1984
  104. Проблемы стиля мышления: Научно-аналитический обзор, — М.: ИНИОН, 1986. С.11−13
  105. Развитие творческой активности школьника. //Под ред. A.M. Матюш-кина. М. 1991.
  106. В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике.//Диссертация д.п.н. М., 1972.
  107. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск. 1992.
  108. РиззГ.И. Я. Корчак: ребенка надо уважать // Педагогика. 1996. № 4. С. 69−75.
  109. С.Л. Основы общей психологии.-М., 1946, с.704
  110. Л. Стиль общения и его детерминанты. Автореф. дисс.канд.псих.наук. М., 1988
  111. С.А. Диалог за партой. М.: Просвещение. 1989.
  112. Н.Я. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей. //Педагогика. 1994. № 1. С. 56−64.
  113. Ю. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. 1991. № 5. С. 35 37.
  114. В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. М., 1997. — 31 с.
  115. Л.А. Человеческое общение в интерпретации современной западной философии. Киев: Наук, думка. 1990, С. 110.
  116. В.А. Педагогическое творчество//Педагогика. 1991. № 1.
  117. В.А. Учитель и время // Педагогика. 1990. № 9. С. 4−7.
  118. К.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4.
  119. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка, 1982. С.23−37.
  120. Л.Д. Основы психологии. Р/Д: Феникс, 1996. — 721 с.
  121. Н.И. Обретение педагогического мастерства //Педагогика. 1990. № 11 С.73−75.
  122. .М. Ум полководца //Изб. Труды в 2-х томах. Т.1 М.: Педагогика, 1985. С.223−326, 327.
  123. В.А. Стили деятельности: модель стилей и изменчивыми условиями деятельности. М., 1992. — 340 с.
  124. Л.Н. О народном образовании // Педагогические сочинения 2-е.изд. и доп. М.: Учпед., 1953. С. 338 — 336, 342.
  125. Е. Просвещение и международное взаимопонимание. М., 1987. С 22−23.
  126. .Т. Диалектика и стиль мышления. Ташкент: Узбекистан, 1983.
  127. Х.Т. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров //Педагогика. 1998. № 1. С.66−73.
  128. Е.Н. Проблема стиля в контексте теории деятельности. -Томск: ТГУ, 1978.
  129. К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974, т. 1.
  130. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  131. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923−206 с.
  132. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  133. Н.А. Развивать творческие способности. //Нач. школа. 1995. № 6. С. 5−8.
  134. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977.№ 4.
  135. Н.Ф. О педагогическом мастерстве // Педагогика. 1992. № 7−8. С. 11−15.
  136. С.Л. Сотворчество учителя с учащимися на уроке в процессе педагогического общения. //Сотворчество в обучении. Таганрог: МПА. 1996. С.62−68.
  137. С.Л. Стиль педагогического общения учителя с учащимися на уроке //Сборник аспирантских работ. Таганрог, 1996. ?
  138. С.Л. Теория развития психики Л.С.Выготского в процессе обучения.// Л. С. Выготский выдающееся явление мировой культуры. -Таганрог: МПА, 1996. С.78−83.
  139. О.Г. Инновации в практике обучения //Педагогика. 1993.№ 2.
  140. Г. А., Елизарова Н. В., Фрулина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству//Вопросы психологии. 1993. № 2. С.35−38.
  141. Г. А. Предметность совместной учебной деятельности //Вопросы психологии. 1990. № 1. С.41−44.
  142. М.А. Культура общения.-Л.: Знание, 1983.-32 с.
  143. Р.Х. Творческий рост педагога. М: Знание, 1985.
  144. В.Ф. «Куда и как исчезли тройки?» М.: Педагогика, 1980. ё
  145. В.Ф. Педапоплческий поиск. М. 1987. С. 57 -60,69,91,97 -100.
  146. В.И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. № 6. С.112−115.
  147. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980. т. 2. С. 28, 30.
  148. Н. Потаскаща и свърхнасърчавша дидаскологения /Детская психиатрия. София, 1975.
  149. Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению //Вопросы психологии. 1990. № 4. С.100−102.
  150. М.П. С чего начинается учитель? «Объять необъятное». -М., 1986. С.101−108.165.а.Щербакова Т. Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов-на-Дону, 1994.
  151. Г. И. О проблемах современного урока // Педагогика. 1987. № 1. С. 488.
  152. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы// Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С.103−109
  153. Н.Р. О педагшнеской инновашке II Педагогика. 1992. № 11.
  154. С.Г. Зависимость взаимных требований от структуры совместной деятельности детей //Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. С. 60 — 73.
  155. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопросы психологии 1997.№ 4. С.20−30.171 .Adler A Understanding of human nature.№ 4 1927. 286 p.
  156. Allport G.Persohality. Apsycher interpretation. № 4., 1937
  157. Bellak A.A., Davitz J.R. In collab with kliebard H.M., Human R.T. The language of the Classroom Meaning Communicated in High School Teaching. N.Y. 1969.
  158. Berne E. Principles of group treatment. № 4. 1964.
  159. For chungser gebnisse ur Kreativifot in schule, Ausbir und Wissenschaft. Herazsgogeben von Gerbart Neuer, Berlin, 1989.
  160. Gallagher J. Analyses of Teacher Classroom strategies Associated with student Cognitive and Affective Perfomance Wash. 1968
  161. Hall J.V. Influence intercept communion upon effectiveness of community in organization И G. Menag. Revh .3 1097.P.55
  162. K. Laffitte. Une Une iournee dans une, classe cooperative le desir refronve. Paris: Syros, 1985. C. 70.
  163. Leistungsreserve Schopfertum, Heransgegeber von Gerhart Neuher, Berlin, 1989.
  164. Lorenz R, Molzahnt R, Fugen F. Verhalfensanderung inder schule Systematische Anleitungsprog-ramm fur Lehrer, 1979.
  165. Mc.Croskey S., James C. And others. Power in the classroom. Behavior Alteration Technigues Communication Training and learning. West Virginia University. 1985
  166. Rogers C.R. A way of beening USA/1980.
  167. Rogers C.R. Treetom to learn for the 80's Columbus 1989
  168. Wardell D.M., Royce J.R. Toward a multifactor theory of styles and their relations hips to cognition and affect II S. Pers 1978 V. 46 No 3 P.474.
  169. Шкала сформированности уровней эмоций и интеллекта в усвоении школьниками учебного материала (2 «А» класс, экспериментальный) до эксперимента).
Заполнить форму текущей работой