Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе
Апробация результатов исследования. О ходе исследования и результатах экспериментальной работы сообщалось на научных конференциях: международных научно-методических конференциях «Высокие технологии в образовательном процессе» (г.Н.Новгород, 2002 — 2006 гг.), «Физика в системе современного образования» (г. Санкт-Петербург, 2005, 2007 гг.), «Физическое образование: проблемы и перспективы» (г… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие профессиональной компетентности учителя как проблема педагогического исследования
- 1. 1. Профессиональная компетентность учителя как многофакторное явление
- 1. 2. Развитие методической компетентности учителя в процессе его профессионально-педагогической деятельности (анализ исследований по проблеме)
- 1. 3. Анализ сложившейся практики по проблеме исследования
- 1. 3. 1. Практическая деятельность учителя в условиях модернизации образования
- 1. 3. 2. Основные затруднения учителей при организации учебного процесса
- 2. 1. Разработка модели профессиональной компетентности учителя
- 2. 2. Средства диагностики уровня развития методической компетентности учителя
- 2. 3. Методическая компетентность в конструктивной деятельности учителя
- 2. 3. 1. Моделирование, проектирование и конструирование процесса обучения
- 2. 3. 2. Теоретические основы конструирования учебного процесса
- 2. 4. Диагностика учебных достижений учащихся как проявление и как результат методической компетентности учителя
- 2. 4. 1. Структура и содержание диагностической деятельности учителя
- 2. 4. 2. Уровневые модели усвоения знаний и принципы разработки диагностических материалов
- 3. 1. Условия развития методической компетентности учителя в процессе педагогической деятельности
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
- 3. 2. 1. Оценка уровня методической компетентности по результатам проведенных уроков и выполненных учителем методических разработок (на примере учителей физики)
- 3. 2. 2. Оценка выполненных учителями заданий, моделирующих процесс обучения
- 3. 2. 3. Диагностика учебных достижений учащихся
Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные цели предлагаемых изменений — повышение качества, доступности, эффективности и усиление практической направленности образования. Одной из важнейших предпосылок повышения качества образования в условиях его модернизации указывается «повышение квалификации учителей по новому содержанию общего среднего образования, реализация комплекса мер воспроизводства и поддержки кадрового потенциала образования и науки». Изменения, происходящие в образовании, делают актуальной проблему развития профессиональной компетентности учителя, определяя потребность в учителях с достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений, способных к профессиональному росту и мобильности. Адаптация к меняющимся условиям педагогической деятельности становится важнейшей предпосылкой успешного труда. В ситуации перманентных изменений содержания, целей обучения, учебников нельзя следовать единым методическим рекомендациям, повторять изученные в вузе основы методики преподавания отдельных уроков и тем. От учителя требуется индивидуальное конструирование урока в соответствии с дидактической ситуацией и содержанием обучения, целями конкретной школы и класса, составом учащихся, учебно-методическими комплектами.
Изучение научной литературы, отражающей разработку вопросов, связанных с профессионально-личностным развитием учителей, показало, что решение обозначенной проблемы в настоящее время имеет серьезное научно-методические обоснование. Российской наукой разрабатывались вопросы педагогических способностей и мастерства, квалификационные требования к учителю (О.А. Абдуллина, В.А. Кан-Калик, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, и др.). В исследованиях С. Г. Вершловского, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика выявлены определенные закономерности осуществления педагогической деятельности как творческого процесса, вычленены условия, способствующие развитию творчества учителя. Вопросам профессиональной компетентности учителя и исследованию ее составляющих посвящены работы И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К Марковой, А. В. Хуторского. Исследования Н. М. Зверевой, О. Г. Красношлыковой, М. И. Лукьяновой, В. А. Метаевой, И. В. Просвирниной, Е. Д. Тенютиной посвящены развитию профессиональной компетентности учителя. И. В. Ирхина, И. Е. Малова исследовали вопросы развития дидактической системы учителя в профессиональной деятельности в процессе непрерывной методической подготовки.
Однако анализ исследований, посвященных компетентностному подходу к подготовке педагогов, показывает, что наряду с признанием профессиональной компетентности учителя как основы педагогической деятельности, присутствует неоднозначность трактовок самого термина. Вопрос о структуре профессиональной компетентности также трактуется неоднозначно. В связи с этим необходимо уточнить понятие «профессиональная компетентность учителя», требования к уровню развития составляющих профессиональной компетентности и диагностические процедуры, позволяющие определить этот уровень, а также условия ее развития в процессе профессиональной деятельности.
В исследованиях, посвященные профессиональной и методической компетентности учителя, остается не рассмотренной важнейшая проблема дидактической обоснованности конструируемых учителем методических решений. Значимость деятельности по научно обоснованному проектированию и конструированию учебного процесса высока в связи с тем, что выпускники педвузов не имеют навыков самостоятельной конструктивной деятельности. В имеющихся учебниках, методических рекомендациях, моделях урока недостаточно показана логика проектирования и конструирования педагогического процесса.
Сам термин «методическая компетентность» остается недостаточно определенным, несмотря на важнейшую роль собственно методической подготовки учителя в его практической деятельности и влияние на эффективность организуемого учебного процесса. Этим определяется актуальность нашего исследования и его тема «Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе».
Мы считаем, что обобщенные умения учителя по организации учебного процесса не развиваются в процессе педагогической деятельности самопроизвольно, но достижение конструктивного уровня методической компетентности достигается систематическим и целенаправленным формированием каждого из компонентов. Только находясь на конструктивном уровне развития методической компетентности, учитель сможет вывести учащихся на максимально возможный для них уровень учебных достижений. Таким образом, формулируется проблема нашего исследования: какова должна быть методическая компетентность учителя для достижения необходимого уровня учебных достижений учащихся?
Цель исследования: разработать модель профессиональной компетентности учителя, обеспечивающую его готовность к обоснованному конструированию учебного процесса в ситуации вариативных содержания и целей обучения и реализовать ее в системе непрерывной подготовки учителей.
Объект исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методическая составляющая профессиональной компетентности учителя и ее влияние на эффективность учебного процесса в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: достижение требуемого уровня эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе возможно, если: — разработана актуальная модель профессиональной компетентности учителя, отвечающая усложнившимся условиям педагогического труда;
— повышение методической компетентности учителя обеспечивается системой его непрерывной подготовки, отвечающей новым задачам и требованиям педагогической деятельности в условиях вариативного содержания и целей учебного процесса;
— разработана методика поэтапного формирования каждого компонента методической компетентности учителя, соответствующего содержанию конструктивной деятельности учителя;
— конструирование учебного процесса ведется на основе объективной диагностики учебных достижений учащихся.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы разработать модель профессиональной компетентности учителя.
2. Разработать критериальный аппарат оценки методической компетентности учителя.
3. Определить составляющие процесса развития методической компетентности учителя.
4. Предложить систему диагностики учебных достижений учащихся для оценки эффективности учебного процесса.
5. Разработать систему непрерывного повышения методической компетентности учителей в процессе их практической деятельности.
6. Установить соответствие методической компетентности учителя и уровня учебных достижений учащихся.
Методологическую основу исследования составляют: системный подход, в соответствии с которым процесс развития методической компетентности учителя рассматривается с позиции целостной системы составляющих ее компонентов и их взаимосвязей (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина), деятельностный подход (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.), антропологический подход к пониманию человека как самоценности, как субъекта деятельности (А.Маслоу, К. Роджерс и др.).
Теоретической основой исследования являются:
— психолого-педагогические представления о процессе обучения, его структуре, роли деятельности учащихся и управлении ею (Ю.А. Бабанский, JL Клинберг, Ч. Куписевич, И .Я. Лернер, Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, Б. Такман, Н. Ф. Талызина, В.А. Якунин) — разработанные концепции профессиональной педагогической деятельности, её составляющих и связях между ними (С.Г Вершловский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. В. Кондратьева, В.А. Кан-Калик, Л. М. Митина, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин и др.);
— разработанные в дидактике категориальный аппарат принципов обучения, содержания, целей, методов, форм и средств обучения (С.Е. Каменецкий, И. Я. Лернер, М. Н. Махмутов, А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, И. М. Чередов, Н.М. Шахмаев);
— концепция связи психолого-педагогической теории с практикой работы учителя (С.Г. Вершловский, Н. М. Зверева, Ю. Н. Кулюткин, А.И. Щербаков).
Методы исследования: анализ педагогической, психологической, методической литературыпедагогическое моделированиенаблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессеанкетирование и интервьюирование учителейтестирование учителейанализ контрольных работ учащихсяметод экспертной оценкипедагогический экспериментстатистические методы обработки его результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Нижегородский центр непрерывного образования (НЦНО), учителя физики, математики, русского языка 45 школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Этапы исследования: 1 этап (1998 — 2002 гг.) — ориентировочно-поисковый. Изучение и анализ литературы по проблеме исследованияуточнение цели, задач, предмета и объекта исследования, его методологического обоснования и методов работыпроведение констатирующего эксперимента среди учителей общеобразовательных школ, осуществляющих повышение квалификации на базе НЦНО.
2 этап (2003;2006 гг.) разрабатывалась и реализовывалась на практике модель профессиональной компетентности учителя, критериальный аппарат оценки методической компетентности, материалы диагностики учебных достижений учащихся, в ходе педагогического эксперимента проверялись и уточнялись составляющие процесса развития методической компетентности учителя.
3 этап (2006;2007 гг.) анализ и систематизация экспериментальных данных, обобщение и оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что.
— разработана модель профессиональной компетентности учителя, позволяющая определить, какими должны быть содержание и структура подготовки учителя, обеспечивающая его готовность к теоретически обоснованному конструированию учебного процесса;
— определены уровни методической компетентности учителя и предложены средства ее диагностикиразработана последовательность этапов развития методической компетентности в соответствии с этапами конструктивной деятельности учителя;
— определена совокупность условий, реализация которых обеспечивает развитие методической составляющей профессиональной компетентности учителя, позволяющее достигать необходимого уровня учебных достижений учащихся.
Теоретическая значимость состоит в том, что.
— внесен вклад в разработку теоретических основ понятия профессиональной компетентности учителя, состоящий в разработке ее модели и структурыуточнены представления об уровнях проявления методической компетентности учителя в педагогической практике;
— показана возможность достижения необходимого уровня методической компетентности в ходе непрерывной работы учителя в специально созданной системе и указаны способы организации соответствующей деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что.
— разработанная модель профессиональной компетентности и критериальный аппарат оценки уровня развития методической компетентности учителя может быть использован в управленческой практике руководителей школ, системе повышения квалификации учителей;
— разработанная система непрерывной подготовки учителя, включающая совокупность составляющих, обеспечивающих развитие методической компетентности учителя в его педагогической практике, может быть использована как в условиях внутришкольной формы работы, так и в работе методических служб;
— разработанные материалы для уровневой диагностики учебных достижений учащихся позволяют эффективно осуществлять диагностическую деятельность учителя на всех этапах, включая управление учебным процессом.
На защиту выносятся: 1. Модель профессиональной компетентности учителя, включающая.
— ее структуру (научно-теоретическая, методическая и психолого-педагогическая составляющие, профессиональная позиция учителя);
— общепедагогические, дидактические и конкретно-методические компоненты методической компетентности учителя;
— уровни развития методической компетентности;
— критерии достижения выделенных уровней в практической деятельности учителяспособы диагностики уровня развития методической компетентности.
2. Уровни проявления методической компетентности учителя в педагогической практике (эмпирический, конструктивный, творческий), отражающие степень владения учителем умением реализовывать учебный процесс на научно-теоретической основе. Критерии достижения выделенных уровней в практической деятельности учителя по каждому компоненту методической компетентности.
3. Система непрерывной подготовки учителя общеобразовательной школы в процессе его педагогической деятельности, направленная на развитие всех составляющих методической компетентности и позволяющая достигать необходимого уровня эффективности учебного процесса. Этапы развития методической компетентности, соответствующие этапам конструктивной деятельности учителя.
4. Доказанное в эксперименте положительное влияние методической компетентности учителя на эффективность учебного процесса в общеобразовательной школе.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, участием в эксперименте большого количества учителей общеобразовательных школ г. Н. Новгорода и Нижегородской области, семилетней работой исследователя в качестве методиста НЦНО.
Апробация результатов исследования. О ходе исследования и результатах экспериментальной работы сообщалось на научных конференциях: международных научно-методических конференциях «Высокие технологии в образовательном процессе» (г.Н.Новгород, 2002 — 2006 гг.), «Физика в системе современного образования» (г. Санкт-Петербург, 2005, 2007 гг.), «Физическое образование: проблемы и перспективы» (г. Москва, 2002, 2007 гг.) — на семинарах и мастерских учителей г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области при НЦНО. Результаты исследования отражены в 23 публикациях. Разработанные программы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ утверждены Ученым советом АПКиППРО. Разработанные материалы для уровневой диагностики учебных достижений учащихся находят свое применение в практике работы школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Библиография включает 184 наименования.
Выводы по главе 3.
1. Определены составляющие подготовки учителя, необходимые для развития методической компетентности учителя без отрыва от педагогической деятельности.
2. Согласно структуре профессиональной компетентности, включающей составляющие (научно-теоретическую, методическую, психолого-педагогическую), выделяются три направления непрерывной подготовки учителя, и разработана организационная структура.
3. Согласно заданному условию соответствия развития компетентности учителя этапам конструктивной деятельности учителя разработана последовательность этапов подготовки учителей.
4. В ходе экспериментальной проверки подтверждена прогнозируемая динамика роста уровня развития методической компетентности учителя в процессе непрерывной подготовки в специально созданной системе. Установлено соответствие методической компетентности учителя и уровня учебных достижений учащихся.
Заключение
.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Разработана модель профессиональной компетентности учителя, включающая структуру (научно-теоретическая, методическая и психолого-педагогическая составляющие, профессиональная позиция учителя) — общепедагогические, дидактические и конкретно-методические компоненты методической компетентности учителяуровни развития методической компетентности и критерии их достижения в практической деятельностиспособы диагностики уровня развития методической компетентности.
2. Разработан критериальный аппарат оценки методической компетентности учителя, включающий оценку умения учителя на практике организовать познавательную деятельность учащихся (анализ посещенных уроков), задания, моделирующие дидактические ситуации, а также проектирование учебного процесса в виде методических разработок.
3. Определены составляющие процесса развития методической компетентности учителя в процессе педагогической деятельности, на основе которых организован процесс непрерывной подготовки учителей.
4. Предложены и использованы материалы диагностики учебных достижений учащихся, позволяющие эффективно осуществлять диагностическую деятельность учителя на всех этапах, включая управление учебным процессом.
5. В ходе реализации разработанной модели профессиональной компетентности учителя подтверждена эффективность развития методической компетентности учителя в процессе непрерывной подготовки в специально созданной системе. Установлено соответствие методической компетентности учителя и уровня учебных достижений учащихся.
Результаты проведенного исследования подтвердили достоверность гипотезы и позволяют утверждать достижение его цели.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и экспериментальный материал требует дальнейшего развития и уточнения. Перспективными направлениями развития методической компетентности учителей может быть перенос полученных рекомендаций на уровень технологий подготовки учителей отдельных предметов и создание учителями собственных технологий обучения.
Список литературы
- Акаева, E.JI. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода / E.JI. Акаева // Педагогическая диагностика. 2006. — № 3. — С. 13−18
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
- Анциферов, Л.И. Физика, 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. И. Анциферов. М.: Мнемозина, 2001. — 415 с.
- Анциферов, Л.И. Физика, 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. И. Анциферов. М.: Мнемозина, 2001. — 383 с.
- Афанасьева, Т.П. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2004. — 116 с.
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 198 с.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. -10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm.
- Ю.Борисова, Ю. В Психологические основания дифференциации обучения физике. Учебное пособие / Ю. В. Борисова, И. В. Гребенев. Н. Новгород: Изд. ННГУ, 2001.- 64 с.
- П.Борисова, Ю. В. Дифференциация обучения физике на основе учета когнитивных стилей учащихся. Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. В. Борисова. Н. Новгород, 2005. — 153 с.
- Бубликов, С. В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе: Дисс. доктора пед. наук: 13.00.02 / С. В. Бубликов. СПб, 2000. — 407 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2002. -352 с.
- М.Власюк, Д. П. Диагностика строения когнитивных структур, формирующихся в процессе изучения школьного курса физики: Автореферат дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Д. П. Власюк. М., 1997. -21с.
- Волвенко, И.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов инженерного профиля: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Волвенко. Самара, 2006. — 22 с.
- Воробьева, М.В. Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики на первой ступени обучения Текст. / М. В. Воробьева, О. В. Лебедева // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2003. — С. 10−14.
- Высотская, С.И. Дидактические основания конструирования процесса обучения / С. И. Высотская, В. В. Краевский // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 1986, № 1 (47). С.36−40
- Гельфман, Э. Г. Цымбал С.Н. Развитие умения анализировать урок одно из условий формирования методической компетентности будущего учителя математики/ Э. Г. Гельфман, С. Н. Цымбал // Современный урок математики:
- Теория и практика: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 29−30 ноября 2005 г. Н. Новгород: НГПУ, 2005. — С. 172 -175
- Глазунов, А.Т. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика / Глазунов А. Т. и др. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
- Гребенев, И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография / И. В. Гребенев. Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2005. — 247с.
- Гребенев, И.В. Дифференциация обучения физике в системе непрерывного образования «школа-вуз». Монография / И. В. Гребенев, Ю. В. Масленникова, М. А. Фаддеев, Е. В. Чупрунов. -Н. Новгород: изд. ННГУ, 2005.- 185 с.
- Гольдина, М.Н. Формирование продуктивного педагогического мышления студента будущего учителя: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Н. Гольдина. — Самара, 2003. — 25 с.
- Горнов, A.M. Формирование проектировочных умений учителя в системе повышения квалификации: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M. Горнов. Кемерово. 2002. — 21 с.
- Гришина, О.В. Профессиональное развитие будущих учителей физики в процессе их подготовки в вузе: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Гришина. Нижний Новгород, 2004. — 21 с.
- Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательных технологий / В. В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2004. — 128 с.
- Дегтярев, Б.И. Уровневые задания по физике для 9 и 10 классов: Пособие для учителя /Б.И. Дегтярев, И. Б. Дегтярева. Киев: Рад. шк., 1988. — 175 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1984. -256 с.
- Дубровская, В.А. Автореферат дисс.канд пед. наук: 13.00.01 В.А.
- Дубровская. -Кемерово, 2007. -19 с.
- Зверева. М.: Педагогическое сообщество России, 2001. — 256 с. 34.3верева, Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики / Н.М.
- Зверева. М.: Просвещение, 1980. — 112 с. 35.3еер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер //Образование и наука. 2002. № 2(14).-С. 15
- Ингекамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингекамп М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников / Отв. Ред. А. Б. Бакурадзе. М.: АПКиППРО, 2005. — 60 с.
- Ирхина, И.В. Развитие дидактической системы учителя в профессиональнойдеятельности: Автореферат дисс. доктора пед. наук: 13.00.01 /И.В.
- Ирхина. Белгород, 2007. — 43 с.
- Кабардин, О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике. 7−11 кл.: Методическое пособие / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. 2-е изд. -М.: Дрофа, 1998. — 192 с.
- Кабардин, О.Ф. Тесты по физике для классов с углубленным изучением физики / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, С. И. Кабардина. -М.: Вербум-М, 2002. -123 с
- Казеев, А.Е. Критериально-ориентированное тестирование при изучении педагогики как фактор формирования педагогической культуры будущего учителя: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Е. Казеев. -Самара, 2004. 22 с.
- Калужская, М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М. В. Калужская, О. С. Уколова, И. Г. Каменских М.: Чистые пруды, 2006.32с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 2 (8)).
- Каменецкий, С. Е. Формы обучения физике: традиции, инновации / С. Е. Каменецкий, В. В. Михайлова. Уфа: 2001. — 166 с.
- Каменецкий С.Е., Смирнов А. В. Новый курс «дидактика физики» // физика в школе. 1999. № 4. с. 58−59.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990.
- Касьянов, В.А. Физика. 11 кл.: Тематическое и поурочное планирование / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
- Кирик, JI.A. Физика 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы / JLA. Кирик. — М.: Илекса, 2003. — 128 с.
- Контроль знаний учащихся / Под ред. В. Г. Разумовского, Р. Ф. Кривошаповой. -М.: Просвещение, 1982. 123 с.
- Корнилова, М.В. Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Корнилова. Кемерово, 2003. — 19 с.
- Котлярова, И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: Автореферат дисс.. доктора пед. наук: 13.00.01 / И. О. Котлярова. Челябинск, 1999. — 43 с.
- Красношлыкова, О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования / О. Г. Красношлыкова // Педагогика. -2006.-№ 1.-С. 60−66.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. -JL: Знание, 1985.-32 с.
- Кукушкин, B.C. Дидактика (теория обучения) / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.
- Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 1: Научно-методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов -н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. — 288 с.
- Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 2: Научно-методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов -н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. — 288 с.
- Лазарев, B.C. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности / B.C. Лазарев, Н. Н. Старинова // Педагогика. 2006. № 2. — с. 51−58.
- Лебедева, Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/ Г. А. Лебедева. М., 1997. — 21 с.
- Лебедева, О.В. Развитие познавательных интересов и способностей школьников на первом этапе обучения физике / О. В. Лебедева // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2001. -С. 8−9.
- Лебедева, О.В. Результаты обучения учащихся в профильных физико-математических классах / О. В. Лебедева, М. А. Фаддеев // Ступени познания: сб. науч. тр. / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2001. — С. 5−7
- Лебедева, О.В. Формирование понятий при решении физических задач / О. В. Лебедева // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2002. — С. 97−98.
- Лебедева, О.В. Методическое объединение учителей физики НЦНО / О. В. Лебедева // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2004. — С. 10−13.
- Лебедева, О.В. Формы внешней дифференциации обучения в совместной работе школы и вуза / О. В, Лебедева // Физика в системе современного образования: материалы VIII междунар. конф. СПб., 2005. — С. 457−458.
- Лебедева, О.В. Методическое объединение учителей физики НЦНО / О. В. Лебедева // Преподавание физики в школе: сб. науч.-метод. ст. / под ред. И. В. Гребенева. Н. Новгород, 2005. — С. 4−13.
- Лебедева, О.В. Система предпрофильной подготовки при обучении физике в 7−9 классе / О. В. Лебедева // Одаренные дети: программа: информ. вестн. адм. Моск. р-на. Н. Новгород, 2005. — № 1. — С. 15−17.
- Лебедева, О.В. Диагностика учебных достижений как основа выбора методов обучения / О. В. Лебедева, И. В. Гребенев // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2005. — С. 10−14.
- Лебедева, О.В. Диагностическая основа для внутренней дифференциации в обучении физике / О. В. Лебедева // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. ст. СПб, 2005. — Вып. 3. — С. 33−38.
- Лебедева, О.В. Развитие научно-теоретической компетентности учителя физики / О. В. Лебедева // Структура и свойства твердых тел: тез. докл. конф. Н. Новгород, 2006. — С. 109−111.
- Лебедева, О.В. Модель профессиональной компетентности учителя физики / О. В. Лебедева // Физика в школе и вузе: междунар. сб. науч. ст. СПб, 2006.-Вып. 5.-С. 52−57.
- Лернер, И.Я. Методы обучения: Дидактика средней школы / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1985. 250 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения как фактор конструирования содержания образования/ Теоретические основы содержания общего среднего образования / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1983.- 118 — 137 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М.:Педагогика, 1971. 442 с.
- Логинова, О.Б. Оценка и эффективность обучения / О. Б. Логинова // Естествознание в школе. 2004. № 2. — С. 46 -50
- Лукашик, А.И. Сборник задач по физике для 7−9 классов общеобразовательных учреждений. 13 изд. / А. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Книга для учителя / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
- Малинин, А.Н. Сборник вопросов и задач по физике: для 10−11 классов общеобразоват. учреждений / А. Н. Малинин. М.: Просвещение, 2002. -220с.
- Малова, И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики: Автореферат дисс. .доктора пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Малова. Ярославль, 2007.-45с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маскаева, Т.Е. Формирование у будущего учителя аналитического подхода к решению дидактических задач: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Маскаева. Нижний Новгород, 2000. — 20 с.
- Масленникова, Ю. В. Раннее профессиональное самоопределение школьников в системе «школа ВУЗ» (на примере физико-математического образования). Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. В. Масленникова. — Н. Новгород, 2002. — 178 с.
- Масленникова, Ю.В. Организация научной работы в области физики среди учащихся 7−9 классов / Ю. В. Масленникова, О. В. Лебедева // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2000. -С.3−4.
- Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1984. — 191 с.
- Машиньян, А.А. Теоретико-методические основы формирования у будущего учителя физики умения проектировать персональные технологии обучения: Автореферат дисс. .доктора пед. наук: 13.00.01 / А. А. Машиньян. М., 2001.-41 с.
- Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. 2006. № 3. — С. 57 — 61.
- Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика, Электродинамика: Пособие для учителя/ С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик, В. А. Орлов и др.- Под ред. С. Я. Шамаша. -М.: Просвещение, 1987. -256с.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: «Дело», 1994. — 216с.
- Митина, Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога/ Л. М. Митина // Библиотека журнала «Директор школы».- Выпуск № 2,1999. 192с.
- Михайлова, В. В. Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм организации обучения физике в основной школе: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. В. Михайлова. М.: 1998. — 223 с.
- Молдавский, Д.Ф. О роли когнитивного опыта в процессе решения задач по механике Текст. / Д. Ф. Молдавский, О. В. Лебедева // Преподавание физики в высшей школе. 2003. — № 26. — С. 58−60.
- Молдавский, Д.Ф. О роли диалога в обучении решению задач по физике Текст. / Д. Ф. Молдавский, О. В. Лебедева // Вестн. ННГУ. Сер. «Инновации в образовании». -2002. Вып. 1(3). — С. 16−18.
- Монахов, В.М. Основы проектирования учебного процесса по физике: генезис, концепция, технология: Монография / В. М. Монахов. М., 2000. -315 с.
- Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. № 6. — С. 26−31
- Никитин, А. А. Методы обучения физике в средней школе: Методическое пособие для учителей физики / А. А. Никитин.- Пермь: 2000. 220 с.
- Никитин, А. А. Теоретические основы обучения учащихся методам научного познания при изучении физики в школе. Дисс. доктора пед. наук: 13.00.02 / А. А. Никитин. СПб., 2001. — 370 с.
- Новикова, О.Л. Проектирование методики мониторинга процесса обучения физике в педагогическом вузе и общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Л. Новикова. Томск, 2004. — 130 с.
- О преподавании физики в 2004/2005 учебном году/ Е. И. Демихов, В. И. Зинковский. М.: МИОО, 2004. — 72с.
- Оноприенко, О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе: Кн. Для учителя / О. В. Оноприенко. М.: Просвещение, 1988.- 128 с.
- Орлов, В.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов, А. А. Фадеева М.: Интеллект-Центр, 2003. — 176 с.
- Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в средней школе / И. М. Осмоловская. Воронеж, 1998. — 160 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое сообщество России, 2004. — 608 с.
- Перевощикова, Е.Н. Формирование диагностической деятельности у будущих учителей математики: Монография / Е. Н. Перевощикова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. — 371 с.
- Петров, А.Ю. Профессиональная компетентность: Понятийно-терминологические проблемы / А. Ю. Петров //Вестник высшей школы. -2004. -№ 10.-С. 6−10.
- Позднякова, JI. Р. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно ориентированной образовательной технологией: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Р. Позднякова. Ростов-на-Дону, 1999.-20 с.
- Попов, С.Е. Вычислительная физика в системе фундаментальной подготовки учителя физики: Автореферат дисс. доктора пед. наук: / С. Е. Попов. СПб., 2006.- 43 с.
- Преподавание физики в школе. Сборник научно-методических статей / под ред. И. В. Гребенева. Н. Новгород: Изд. НЦНО, 2005. — 124 с.
- Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7−11 кл.: Кн. для учителя / В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.- Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. — 190 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / Составители Коровин В. А., Дик Ю. И. М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
- Пронина, И.И. Диагностика уровня достижений учащихся по физике в основной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. И. Пронина. -Челябинск, 1996. 18 с.
- Просвирнина, И.В. Повышаем компетентность учителя / И. В. Просвирина // Педагогическое обозрение. 2004. № 1−2. — С. 74 — 81
- Просвирнина, И.В. Развитие профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы: Автореферат дисс.канд. пед наук: 13.00.01/ И. В. Просвирнина. Нижний Новгород, 2005. — 22 с.
- Пурышева, Н. С. Дифференцированное обучение физике в средней школе / Н. С. Пурышева. М.: РАО, 1993. — 161 с.
- Пурышева, Н. С. Методические основы дифференцированного обучения в средней школе: Дисс. доктора пед. наук: 13.00.01 / Н. С. Пурышева. М., 1995.
- Пурышева, Н.С. Физика, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002. -208 с.
- Пурышева Н.С. Физика, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002. -256 с.
- Пурышева, Н.С. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
- Пурышева, Н.С. Физика. 8 кл.: Тематическое и поурочное планирование / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2003. — 112 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002. — 211 с.
- Разумовский, В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 463 с. — (Библиотека учителя физики).
- Реан, А.А. Психолого-педагогический анализ процесса выбора методов обучения в высшей школе: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. А. Реан.-Л. 1988.-21 с.
- Савенкова, И.Э. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей в России и развитых зарубежных странах: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Э. Савенкова. М., АПКиПРО, 2002. — 180 с.
- Сауров, Ю.А. Основы методологии методики обучения физике: Монография / Ю. А. Сауров. Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2003. — 198с.
- Сауров, Ю.А. Модели уроков. Электродинамика / Ю. А. Сауров. М.: Просвещение, 1984.
- Сауров, Ю.А. Квантовая физика, модели уроков / Ю. А. Сауров, В. В. Мултановский. М.: Просвещение, 1996. — 272 с.
- Сборник задач по физике, 8 класс. / Сост. Лебедева О. В. Дидактические материалы по изучению физики в 8 классе общеобразовательной школы и школы с повышенным уровнем содержания образования. — Н. Новгород, 2003.- 138 с.
- Сборник задач по физике: для 10−11 кл. общеобразовательных учреждений / сост. Г. Н. Степанова М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
- Сергеева, В.П. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие /Ф.В. Каскулова, И. С. Гринченко / Под общ. ред. В. П. Сергеевой. М.: АПКиППРО, 2005. — 116 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
- Симонов, В.П. Директору школы об управлении учебным процессом / В. П. Симонов. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Современный урок физики в средней школе / В. Г. Разумовский, JI.C. Хижнякова, А. И. Архипова и др.- Под ред. В. Г. Разумовского, JI.C. Хижняковой. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Соколов, В.М. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей: Монография / JI.H. Захарова, В. В. Соколова, И. В. Гребенев -М., 1993.-160с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
- Скаткин, М. Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Степанова, Г. Н. Дифференцированное обучение физике в средней школе и пути его реализации на современном этапе / Г. Н Степанова. М., 1995. -235 с.
- Степанова, Т.И. Пути управления качеством подготовки специалистов в современных условиях / Т. И. Степанова // Наука и школа. -2005. -N 5. С. 12−17
- Степанова, Т.И. Научное исследование и опытно-экспериментальная работа как фактор личностного развития педагога / Т. И. Степанова // Наука и школа. -2000. -N 6. С. 18−22
- Степанов, С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина // Вопросы психологии. 1991. № 5.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
- Талызина, Н.Ф. Предисловие к Э. Стоуне «Психопедагогика» / Н. Ф. Талызина. М., 1984. — С.3−7
- Талызина, Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения / Н. Ф. Талызина. М: МГУ, 1969. — 134 с.
- Тенютина, Е.Д. Научно-теоретическая компетентность учителя и ее влияние на характер результатов обучения: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Д. Тенютина. Санкт-Петербург, 1999. — 23 с.
- Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
- Тренева, Т.А. Сборная группа учащихся в составе МША Текст. / Т. А. Тренева, О. В. Лебедева, М. А. Фаддеев // Структура и свойства твердых тел: сборник / Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2006. — С. 22−27.
- Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учителя / Сост. Э.М. Браверманн- Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
- Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики/А.В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Федорова, Н.Б. Совершенствование методики дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся при изучении физики: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Б. Федорова. Рязань, 2002. — 180 с.
- Филиппов, В.М. Реализация концепции модернизации образования: промежуточные итоги / В. М. Филиппов // Педагогическое обозрение. 2004. -№ 1−2. С.3−9
- Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И. Ф. Харламов // Педагогика, 1992. № 7−8. — С. 15−21
- Ходанович, А. И. Инновационное содержание обучения физике в структуре образования школа-вуз. Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. И. Ходанович. С. Пб., 1998. — 22 с.
- Хролович, В.И. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроках физики: Пособие для учителя / В. И. Хролович. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.-86 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544с.
- Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / М. И. Чередов. М.: Педагогика, 1987. — с.
- Чинкина, Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителей в условиях инновационных школ: Автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.Ш. Чинкина.- Казань, 1995.-21 с.
- Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1980. — с.
- Шадриков, В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / В. Д. Шадриков. Саратов, 1989. — с.
- Шалыгина, И.В. «Портфолио» педагогическая технология школьной оценки / И. В. Шалыгина // Естествознание в школе 2004. — № 2. — С. 51 — 53
- Шамова, Т.И. Урок в современной школе и его педагогический анализ / Т. И. Шамова. М.: МГПИ, 1987. — 84 с.
- Шаронова, Н. В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики / Дисс. доктора пед. наук: 13.00.02/Н.В. Шаронова.- М., 1997.
- Шахмаев, Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. Дидактика средней школы / Н.М. Шахмаев- под ред. Скаткина. -М.: Педагогика, 1985.
- Шевякова, К.В. Методика обучения физике в старших классах средней школы с учетом уровневой дифференциации: Автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02 / К. В. Шевякова. М., 1997. — 21 с.
- Шиян, Н.В. Главная задача общего физического образования -повышение его качества / Н. В. Шиян // Физика в школе и вузе. Выпуск 2. Международный сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2005.-С.З- 6
- Шуняева, Н.В. Структура и содержание диагностической деятельности учителя физики при использовании информационных технологий:
- Автореферат дисс. канд пед. наук: 13.00.02/ Н. В. Шуняева.1. Екатеринбург, 2004. 23 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / В. А. Якунин. -Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998.-639 с.
- Янов, Г. В. Проектирование профессионально-ориентирующей системы диагностики качества довузовской подготовки по физике: Автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. В. Янов. Воронеж, 2002 — 21 с.
- Я иду на урок физики. 10 класс: Молекулярная физика: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000. — 272 с.
- Я иду на урок физики. 10 класс: Электродинамика: Книга для учителя. -М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 224 с.
- Frank P. The Place of the Philosophy of Science in the Curriculum of the Physics Student// Science & Education 13: 99−120, 2004. Kluwer Academic Publishers. Printed in the Netherlands.
- Kansanen P. Didactics and its relations to educational psychology: problems in translating a key concept across research communities// International Review of Education, 2002, № 48 (6):p.427−441.
- Kim, Y., Baylor, A.L. Pedagogical Agents as Learning Companions: The Role of Agent Competency and Type of Interaction // Educational Technology Research and Development, Springer US, vol. 54, no. 3, pp. 223−243
- Levinsen, K.T. Qualifying online teachers—Communicative skills and their impact on e-learning quality // Education and Information Technologies, Springer US, 02.12.2006, vol. 12, no. 1, pp. 41−51
- Weld, J., Funk, L «I'm Not the Science Type»: Effect of an Inquiry Biology Content Course on Preservice Elementary Teachers' Intentions About Teaching Science // Journal of Science Teacher Education, Springer Netherlands, vol. 16, no. 3, pp. 189−204