Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза при изучении психолого-педагогических дисциплин станет более успешным, если: учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов будет осуществляться с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорскопреподавательского… Читать ещё >
Содержание
- раздел Наименование темы Стр
- Глава I. Развитие познавательнопрофессиональной активности как педагогическая проблема
- 1. Теоретические аспекты развития познавательно-профессиональной активности
- 2. Методологические основы исследования проблемы развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психологопедагогических дисциплин
- 1. Выявление педагогических условий и критериев уровней развития познавательно-профессиональной активности
- 1. 1. Педагогические условия обеспечивающие развитие познавательно-профессиональной' активности курсантов
- 1. Выявление педагогических условий и критериев уровней развития познавательно-профессиональной активности
- 2. Задачи, содержание и анализ опытноэкспериментальной работы
Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная система подготовки военных кадров, наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несёт в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают её соответствие задачам современного военного строительства Вооружённых Сил Российской Федерации.
Важнейшая задача по укреплению Вооруженных Сил Российской Федерации, поставленная Верховным Главнокомандующим перед Управлением военно-учебных заведений Министерства обороны, обозначена в приказах министра обороны РФ (приказы МО РФ: № 191 от 13.04.93 г. «О развитии системы военного образования ВС РФ», № 362 от 01.10.94 «О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиях их реализации, норматива учебной нагрузки обучающихся и её максимальному объёму», № 195 от Об. Об. 95 г. «О переходе высших военных заведения МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам»), а также в «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности» от 23.06.95 г. и в «Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников», утверждённых Главнокомандующим Сухопутных войск МО Российской Федерации от 9.03.9бг.
В современных условияхРоссийской Армии XXI века необходимы офицеры с развитым мышлением, направленным на созидающе-преобразующую деятельность своих подчинённых. Дух армии, её воинский долг поддерживался и поддерживается, прежде всего, офицерским корпусом. В России офицер — профессионал, он проводник политики государства и организатор боя, душа побед. Поэтому мы рассматриваем процесс развития у курсантов познавательно-профессиональной активности как один из путей повышения уровня подготовки офицерского корпуса при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Составными частями гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых в военных вузах, являются общепринятые дисциплины гуманитарного цикла в других вузах, в том числе психология и педагогика. Каждая из этих дисциплин изучает закономерности определенной сферы развития общества, вооружает курсанта научными знаниями, решая одновременно и задачи развития познавательно-профессиональной активности.
Развивающее значение данного блока дисциплин вытекает из самой их сущности, которая предполагает строгую научность. Из выше перечисленных дисциплин, мы взяли военную педагогику и психологию, так как именно они вооружают будущих офицеров умениями и навыками методической, организаторской * и воспитательной работы, формируют у курсантов качества педагога, воспитателя, методиста, организатора.
При выборе темы нашего изыскания, мы исходили из того, что современная система подготовки военных кадров, наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, имеет ещё ряд противоречий, в частности, необходимостью современной высшей школы в целенаправленном развитии познавательно-профессиональной активности у курсантов, с одной стороны, а с другой — недостаточной практической разработанностью условий реализации данного процесса на практике.
В свою очередь, эти противоречия обусловили несоответствие между:
— возросшей потребностью Вооружённых Сил Российской Федерации в активно развивающемся и реализующем себя в профессиональной деятельности офицере и неразработанностью психолого-педагогических условий для определения дальнейшего развития познавательно-профессиональной деятельности курсанта в образовательном процессе военного вуза;
— определенной разработанностью теории и практики развития познавательно-профессиональной активности в психолого-педагогических науках и отсутствием научно-методических разработок по ее практической реализации;
— имеющимися методическими разработками по общим вопросам познавательной активности, подготовленными научно-методическими центрами, и отсутствием этих разработок для военного вуза.
Отмеченные противоречия негативно влияют на развитие познавательно-профессиональной активности у выпускников военных вузов. Это, как правило, приводит к снижению общего уровня их профессиональной подготовки, связанной одновременно с изменением уровня мировоззренческой культуры курсантов при изучении психолого-педагогических дисциплин.
В условиях дальнейшего реформирования военного образования, перед современной военной педагогической наукой и практикой обучения в высших военных учебных заведениях, на фоне повышения требовательности к активности курсантов в процессе изучении психолого-педагогических дисциплин, остро встала необходимость решения следующей проблемы:
— Необходимо выявить педагогические условия, позволяющие развивать у курсантов военного вуза познавательно-профессиональную активность.
Решение этой проблемы обусловило выбор темы нашего исследования:
Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин".
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучении психолого-педагогических дисциплин.
Объект исследования — процесс подготовки кадровых офицеров в высшем военно-учебном заведении.
Предмет исследования — развитие познавательно-профессиональной активности у будущих офицеров.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза при изучении психолого-педагогических дисциплин станет более успешным, если: учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов будет осуществляться с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорскопреподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лабораторииизучение психолого-педагогических дисциплин будет осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантовпроцесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов будет осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа). Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования: осуществить теоретико-методологический анализ проблемы развития познавательно-профессиональной активности у обучаемых, отражённый в психолого-педагогической литературеконкретизировать понятие «познавательнопрофессиональная активность», его состав и уровни, динамику развития познавательнопрофессиональной активности курсантов применительно к военному вузу/ обосновать и реализовать педагогические условия, способствующие развитию познавательнопрофессиональной активности курсантов в учебно-профессиональной деятельности на основе накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки, обеспечивающего поэтапность процесса обучения с учетом профессионально направленного учебнометодического комплексаразработать и внедрить научно-методические рекомендации, обеспечивающие наиболее эффективное развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза на основе функционирования н-аучно-методической лаборатории.
Методологической основой исследования явились: диалектико-материалистическая теория познания как теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений в развитии личности, определяемой совокупностью всех общественных отношений (В.А.Лекторский, А. М. Миклин и др.) (131, 161). общенаучные положения теории деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, обусловливающей действительность развития его личности (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.)(9, 56, 134, 208, 231). идеи системного, деятельностного, интегративного подходов (А.Н.Аверьянов, И. В. Блауберг,.
Б.Т.Лихачев, А. Б. Новиков, В. Н. Садовский,.
И.Ф.Харламов, В. А. Энгельгардт и др.) (3, 33, 144, 170, 213, 255, 273). организация и развитие творческой, поисковой, познавательной деятельности (А.М.Коршунов,.
В.Г.Разумовский и др.) (118, 198).
Для реализации целей и задач исследования использовались следующие теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, анализ государственного стандарта высшего профессионального образования и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности, а также анализ программ дисциплин психолого-педагогического цикла, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, формирующий), статистические методы обработки экспериментальных данных и др.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в Дальневосточном высшем военном командном танковом училище. Всего исследованием бьшо охвачено 24 6 человек. Исследование проводилось тремя этапами в период с 1996 по 1999 годы.
I этап (1996;1997 гг.) — научно-поисковый.
Он заключался в анализе философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также литературы по вопросам организации процесса развития познавательно-профессиональной активности в военном вузе. Была обоснована проблема, выдвинута цель, определена гипотеза, разработаны задачи исследования и план работы. В числе эмпирических методов применялись следующие: наблюдение за процессом развития познавательно-профессиональной активности курсантованкетирование и обобщение передового опыта. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление уровня развития познавательно-профессиональной активности курсантов.
II этап (1997;1999 гг.) — поисковый.
Этот этап предусматривал продолжение теоретического анализа проблемы совершенствования процесса развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза на основе системного, деятельностного, интегративного подходов 'к организации обучения. На данном этапе был проведен обучающий и формирующий эксперименты. Его целью было определение взаимодействия и оптимального сочетания педагогических условий, обеспечивающих успешность развития познавательно-профессиональной активности при изучении психолого-педагогических дисциплин. Производилась проверка влияния внедряемых педагогических условий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин на динамику развития познавательно-профессиональной активности. Выполнялся сопоставительный анализ полученных результатов с данными контрольных групп.
III этап (2000;2002 гг.) — заключительно-обобщающий.
Он был посвящен обработке материалов исследования: их осмыслению, обобщению, описанию опытно-экспериментальной работы, выработке методических рекомендаций.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: конкретизировано понятие «познавательно-профессиональная активность» применительно к практике военного вуза, основанное на овладении теоретическими знаниями программного материала по осваиваемой профессии, на стремлении курсантов к совершенствованию своих профессиональных знаний, умений и навыков, на их потребности в выполнении многоуровневых задании, на отношении курсантов к предметам психолого-педагогического цикла и выполнении заданий по этим дисциплинам. выявлены и обоснованы критерии уровней развития у курсантов познавательно-профессиональной активности:
— уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовке;
— уровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовки;
— уровень развития устойчивости внимания;
— уровень умения курсанта самостоятельно развивать познавательно-профессиональную активность. выявлены и обоснованы педагогические условия, являющиеся составной частью схемы процесса развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза: а) учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научнометодической лабораторииб) изучение психолого-педагогических дисциплин осуществляется с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебнопрофессиональной деятельности курсантовв) процесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов будет осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного).
Практическая значимость исследования: внедрена в практику применительно к военному вузу схема развития познавательно-профессиональной активности, отражающей эффективность выполнения квалификационных требований к организации подготовки кадрового офицера, в ходе которой и реализуется познавательно-профессиональная активность курсантов. создана научно-методическая лаборатория, обеспечивающая подготовку учебно-методической документации (лекционных материалов, пособий и рекомендаций, методических указаний, сценариев, деловых игр, проблемных ситуаций и так далее) с учётом тесной взаимосвязи изучаемых дисциплин всех циклов, имеющих профессиональную направленностьразработаны, реализованы рекомендации и учебно-методический комплекс, которые применяются в системе обучения курсантов на базе.
Дальневосточного ВВКТУ (г.Благовещенск, Дальневосточный военный округ).
На защиту выносятся следующие положения: Познавательно-профессиональная активность курсанта (ППА) — это действия (состояние) курсанта, которые характеризуются стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий по усвоению знаний и специальных военных умений в учебном процессе применительно к практике военного вуза. Развитие познавательно-профессиональной активности у курсантов обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:
— учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов будет осуществляться с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лаборатории;
— изучение психолого-педагогических дисциплин будет осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантов;
— процесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов будет осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного).
Обоснованность и научная достоверность результатов исследования обеспечивается ¦ опорой на методологию системного подходакомплексной методикой исследованиявоспроизводимостью результатов исследованиярепрезентативностью полученных экспериментальных данныхколичественным и качественным анализом этих данныхобработкой результатов эксперимента методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, во время выступлений на научно-практических, конференциях, в научных выступлениях в Уссурийске, Благовещенске, Хабаровске, Челябинске:
— на научно-практических конференциях Дальневосточного военного округа (1998 г. — г. Уссурийск Приморского края, 1999 г. — г. Благовещенск, 2000 г. — г. Хабаровск);
— на конференции «Методология и методика психолого-педагогических исследований в системе образования» (2000 г., г. Челябинск, ЧГПУ) ;
— на конференции «Педагогическая диагностика: методика педагогического исследования и математическая обработка результатов» (2000 г., г. Челябинск, ЧГПУ);
— на региональной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения» (2001 г., г. Челябинск, ЧГАУ);
— на VIII научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (2001 г., г. Челябинск, ЧГПУ);
— на II региональной конференции «Проблемы сущности человека и типа личности» (2001 г., г. Челябинск, ЧГПУ).
Рекомендации, разработанные автором исследования, использовались в образовательном процессе.
Дальневосточного ВВТКУ (г. Благовещенск Дальневосточный военный округ).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка.
Выводы по 2 главе.
Подводя итоги экспериментального исследования описанного во второй главе, можно сделать следующие выводы:
1. Выявлено значение психолого-педагогических дисциплин в развитии познавательнопрофессиональной активности у курсантов военного вуза. Знание военной психологии и педагогики превращаются в устойчивые представления и понятия, в психолого-педагогический стиль мышления только тогда, когда курсант систематически осмысливает учебный материал, глубоко понимает его теоретическое содержание и практическое значение. Именно этому способствует тщательное продумывание курсантом каждой лекции, самостоятельное изучение рекомендованной психолого-педагогической литературы, а также систематические, глубоко обоснованные выступления на семинарских занятиях. К основным уровням, определяющим степень развития познавательно-профессиональной активности у курсантов, относятся: уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовкеуровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовкиуровень развития устойчивого вниманияуровень умения курсантов самостоятельно развивать познавательно-профессиональную активность.
Экспериментально апробированные методы диагностики познавательно-профессиональной активности, подтвердили мысль о том, что для развития познавательно-профессиональной активности курсантов необходимо реализовать в практике обучения военного вуза следующие педагогические условия: учебно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лабораторииизучение психолого-педагогических дисциплин осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантовпроцесс развития познавательнопрофессиональной активности курсантов осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа).
4. Как показал эксперимент, различные комбинации данных педагогических условий влияют на повышение уровня развития познавательно-профессиональной активности у курсантов, но статистически значимый эффект достигается лишь при реализации всей выделенной группы педагогических условий.
Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Совокупность педагогических условий: учебно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лабораторииизучение психолого-педагогических дисциплин осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантовпроцесс развития познавательнопрофессиональной активности курсантов осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа) является необходимой и достаточной для эффективного развития у курсанта в учебно-профессиональной деятельности такого качества как познавательно-профессиональная активность.
Заключение
.
Развитие познавательно-профессиональной активности у курсантов рассматривается нами в различных аспектах. Современному кадровому офицеру Российской Армии необходимо иметь не только хорошо сформированные познавательные процессы (память, внимание, мышление), но и умение использовать приобретенные в военном вузе знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. Реальные условия развития познавательно-профессиональной активности у курсантов создаются в учебно-профессиональной деятельности.
Проблема исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих развитию познавательно-профессиональной активности в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Мы считаем, что поставленная цель в целом достигнута. При этом в ходе исследования нами были решены следующие задачи: осуществлён теоретико-методологический анализ проблемы развития познавательно-профессиональной активности у обучаемых, отражённый в психолого-педагогической литературе/ конкретизировано понятие «познавательнопрофессиональная активность», его состав и уровни, динамика развития познавательнопрофессиональной активности курсантов применительно к военному вузуобоснованы и реализованы педагогические условия, способствующие развитию познавательнопрофессиональной активности курсантов в учебно-профессиональной деятельности на основе накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки, обеспечивающего поэтапность процесса обучения с учетом профессионально направленного учебнометодического комплексаразработаны и внедрены научно-методические рекомендации, обеспечивающие наиболее эффективное развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза на основе функционирования научно-методической лаборатории, которые применялись в системе обучения курсантов на базе Дальневосточного ВВКТУ (г.Благовещенск, Дальневосточный военный округ) В результате проведенного теоретического и экспериментального исследований был предложен научно-практический путь развития познавательнопрофессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема развития познавательно-профессиональной активности курсантов. Актуальность проблемы обусловлена потребностью современного общества в высокообразованном кадровом офицере, способном самостоятельно совершенствовать свои профессиональные знания и творчески применять их (приказы МО РФ: № 191 от 13.04.93 г. «О развитии системы военного образования ВС РФ», № 362 от 01.10.94 «О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиях их реализации, норматива учебной нагрузки обучающихся и её максимальному объёму», № 195 от Об.Об.95г. «О переходе высших военных заведения МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам»), а также в «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности» (61) от 23.06.95 г. и в «Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников» (101), утверждённых Главнокомандующим Сухопутных войск МО Российской Федерации от 9.03.96г.). Для развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, обеспечивающих эффективное развитие данного качества, в частности, необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
— учебно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военнопрофессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лаборатории;
— изучение психолого-педагогических дисциплин осуществляется с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантов;
— процесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов осуществляется поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа).
Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие познавательно-профессиональной активности в военном вузе станет более успешным, если в практике обучения будут учтены педагогические условия, способствующие развитию познавательнопрофессиональной активности курсантов на основе поэтапности изучения психолого-педагогических дисциплин, учитывающих накопленный обобщённый опыт военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов, через подготовку учебно-методических пособий, лекций и т. д., имеющий взаимосвязный характер с другими дисциплинами, входящий в учебно-методический комплекс, применяемый нами в исследовании.
Глубокое овладение военной психологией и педагогикой — дело серьезное. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать подчиненных, офицеру недостаточно иметь определенную сумму знаний, которые он получает в военно-учебных заведениях и при самостоятельном изучении литературы. Как показывает практика, ему необходимо выработать у себя психолого-педагогический образ мышления — способность при решении учебно-воспитательных задач, при повседневном руководстве воинами мыслить понятиями психологии и педагогики точно так же, как он мыслит, например, понятиями тактики при решении тактических задач (17 6, с.5) .
Решающую роль в усвоении учебного материала по военной психологии и педагогике играет практическое применение полученных знаний по этим предметам в работе с личным составом во время стажировки в войсках, в повседневной учебе и службе.
Активная и самостоятельная систематическая работа курсантов по овладению военной психологией и педагогикой даёт желаемые результаты — военно-психологические и педагогические знания превращаются в их личные взгляды, в систему психолого-педагогического мышления.
Заявленная тема не исчерпывается проведенным исследованием. Оно может быть продолжено в следующих направлениях: изучение взаимосвязи познавательно-профессиональной активности курсантов и уровня сформированности профессиональной культуры будущего офицерапоиск и реализация иных путей развития познавательно-профессиональной активности курсантов при изучении как психолого-педагогических, так и специальных дисциплин.
Список литературы
- Абасов З.А. Познавательная активностьшкольников./М.: Педагогика, 1989 г., № 7, с.40−43 ^ 2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность ипсихология личности./М.: Наука, 1980 г., 953с.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность./М.: Мысль, 1976 г., 187с.
- Андреев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций./М.: Феликс, 1992 г., 126с.
- Акмалов А.Ю. Творческие задания как средство щ активизации познавательной деятельности учащихсястарших классов на предметах гуманитарного цикла./Дисс.канд.пед.наук, Челябинск, 1995 г., 231л.
- Аксенова В.М. Педагогические условия формирования познавательно-профессиональных потребностей у студентов младших курсов техническоговуза./Дисс.канд.пед.наук, Челябинск, ЧелГУ, 1987 г., 226л.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика./Учебное пособие для вузов./М.: Высшая школа, 1991 г., 363с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы./Учебные записки ЛГУ, 1959 г., вып. 16, 256л.,
- Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания./Л.: ЛГУ, 1968 г., 339с.
- Анохин П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы./М.: Мысль, 1978 г., 438с.
- Аристова Л.П. Активность учения школьников./М.: * Педагогика, 1968 г., 138с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы./М.: Высшая школа, 1980 г., 368с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения./М.: Прогресс, 1980 г., 153с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка./М.: изд-во щ МГУ, 1979 г., 150с.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управления./М.: Политиздат, 1981 г., -432 с.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании./Вопросы философии, 1973 г., № 6, с. 98 111.
- Ахияров К. Ш. Правдин Ю.П. Формирование ® познавательной активности студентов в процессеобучения./Учебное пособие, Уфа, Башк. ГПИ, 1987 г., 79с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды./Сот. Ю. К. Бабанский./М.: Педагогика, 1989 г., 560с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности ^ педагогических исследований./М.: Педагогика, 1982 г., 192с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности./М.: Знание, 1981 г., 96с.
- Бароненко А. С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе./На материале изучения основ обществознания./Дисс.канд.пед.наук, Челябинск, 1993 г., 217л.
- Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности./Дидактическая концепция/Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995 г., 141 с.
- Беликов В. А. Формирование у учащихся понятия «система познавательнойq. деятельности». /Совершенствование процессаформирования научных понятий. Тезисы докладов. Челябинск, 1986 г., с.29−37
- Берн Эрик, Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./М.: Лист-НЬЮ, 1997 г., 334с.
- Бернштейн П.А. Очерки физиологии движений и ® физиологии активности./М.: Медицина, 1966 г., 349с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии./М.:.Педагогика, 1988 г., 160 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое . обеспечение учебно-воспитательного процессаподготовки специалистов./М.: Высшая школа, Q 1989 г., 144с.
- Бессараб В.Ф. Дидактические проблемы межпредметных связей при подготовке инженеров-педагогов . /Сборник науч. Тр. ЧГАУ. Психологопедагогические проблемы подготовки инженеров-педагогов в техническом ВУЗе. Г. Челябинск, 2001 г.
- Бессараб В.Ф. Теоретические проблемы внедрения образовательных технологий в учебныйпроцесс./Вестник Челяб. унив-та. Научный журнал, серия 5, № 1, 2001 г.
- Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшем училище сухопутных войск./Дисс.докт.пед.наук. Казань, 1993 г., 222л.
- Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и щ педагогической психологии./Вильнюс, 1977 г., 347с.
- Битинас Б.П., Паулявичус Р. Б. Система анализа педагогических данных на ЭВМ./Уч.пособие., Вильнюсский пед. Институт, 1987 г., 192с.
- Блауберг И.В. Некоторые методологические проблемы исследования. Теории системного подхода./В кн. трудов ВНИИ системных исследований, 1980 г., п. 7, i® с. 4.
- Блауберг И.В., Садовский В. М. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа./В кн. Философские аспекты системного подхода./ М.: Высшая школа, 1980 г., с. 19−21.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода./М.: Наука, 1973 г., 270с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическаядиагностика интеллекта и личности./Киев: Вища шк., 1978 г., 400с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./Ростов-на-Дону, издательство Рост, унив-та, 1983 г., 173с.
- Бордовский Г. А. Носкова Т.Н., Степанов А.а. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения./М.: Педагогика, 1996 г., № 4, с.40−43
- Бондаревская Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориентированного образования./М.: Педагогика, 1996 г., № 5, с.72−80
- Брушлинский А. В. О мышлении и его развитии./Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./М.: изд-во МГУ, 1978 г., 211с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика./М.: Педагогика, 1990 г., 139с.
- Вербицкий А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур./Проблемы психологии образования. Сб. статей/Под ред. А. А. Вербицкого./М.: ИЦПКПС, ЛОГОС, вып.2, 1994 г., с.12−25
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе./Киев, Вища школа, 1985 г., 176с.
- Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека./М.: Мысль, 1989 г., 75с.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах./Красноярск: Изд-во Краснояр. унив-та, 1989 г., 101с.
- Викулова Н. О. Проблемы организации процесса развития познавательной активности в военном
- Викулова И.О. Педагогические условия развития ® познавательной активности в старших классахсредней общеобразовательной -школы./Автореферат Дисс. канд.пед.наук, Челябинск, 2001 г., 24с.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека./М.: Мысль, 1990 г., 141с.
- Вопросы познавательной деятельности: Сб. трудов преподавателей МГПИ им. В. И. Ленина./М.: Изд-воф МГПИ им. В. И. Ленина, 1975 г., 177с.
- Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования./Воронеж: Изд-во Воронеж, унив-та, 1990 г., 189с.
- Выготский JI.С. Собрание сочинений в б т./т. 3. /М.: Педагогика, 1983 г.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в б т./т. 4, /М.: Педагогика, 1983 г.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.
- М.: Изд-во МГУ, 1988 г., 225с.
- Гальперин П. Я. Управляемое формирование психических процессов./М.: Изд-во МГУ, 1974 г., 186с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания./М.:щ Педагогика, 1974 г., 231с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии./М.: Прогресс, 197 6 г., 494с.
- Голубков Е.П. Программно-целевой метод управления./М.: Знание, 1980 г., 210с.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание./М.:1. Педагогика, 1972 г., 124с.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность: пособие к спецкурсу./Свердловск, Изд-во Урал, унив-та, 1988 г., 134с.
- Городов П.Н. Основы педагогической диагностики в военных ВУЗах./Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе./Л.:ф Изд-во Лен. унив-та, 1973 г.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования./Государственные требования к минимуму содержания и уровнюподготовки выпускника по специальности./ГК РФ по высшему образованию, М.: 1995 г.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогическихисследованиях./М.: Педагогика, 1977 г., 136с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии./JI.: Изд-во ЛГУ, 1988 г., 479с.
- Гришин Д.М. Диагностика познавательных интересов и склонностей учащихся: конкретные методики./Калуга: АПН СССР, Институт теории и истории педагогики. Мятлевская школа-лаборатория, щ 1990 г., 30с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования./М.: Педагогика, 1986 г., 240с.
- Данилов М.А., Малин В.Н. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов
- Советская педагогика, 1971 г., № 1, с.73−95.
- Дистервег А. Руководство по образованию немецких учителей./Избр. пед. сочинения./М.: 1956 г., с.106−109
- Дуранов М.Е. и другие. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов./Метод. указания., г. Челябинск: Челяб. ф отд. пед. общ-ва РСФСР, 1991 г., 80с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие./М.: Педагогика, 1989 г., 159с.
- Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления./М.: Мир., 1919 г., 201с.
- Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя./М.: Просвещение, 1986 г., 144с.
- Ерастов Н.П. Формирование рациональных приемовпознавательной деятельностишкольников./Педагогическая психология и школьная практика./Ярославль: Издательство ЯГПИ, 1972 г., с.10−28.
- Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования./М.: Academia, 2002 г., 208с.
- Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения./Свердловск, 1971 г., 183с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. /М.: Просвещение, 1968 г., 175с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 т./т. 1./М.: Просвещение, 1986 г., 327с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личностиинженера-педагога./Свердловск, изд-во Уральск, унив-та, 1988 г., 120с.
- Зинченко В. П. Непроизвольное запоминание./М.: Педагогика, 1981 г., 210с.
- Зиц Р. Обучение и память./Минск: Феникс, 1984 г., 195с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формированиясистемности знаний старшеклассников./М.:1. Педагогика, 1978 г., 128с.
- Зюбин JI.M. Индивидуальный подход к учащимся в трудных ситуациях учебно-воспитательной работы. /М.: Педагогика, 1980 г., 210с.
- Иванов Ю.М. Системный подход к подготовке инженера широкого профиля./Киев: Вища шк., 1983 г., 58с.
- Изюмова С.А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний./М.: Педагогика, 1991 г., 211с.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения./Вып. 1./М.: Знание, 1972 г., 72с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения./Вып. 2./М.: Знание, 1972 г., — 88с.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения./Вып. З./М.: Знание, 1973 г., 78с.§-) 89. Ильясов И. И. Система эвристических приемоврешения задач./М.: Издательство Российского открытого университета, 1992 г., 140с.
- Ильясов И. И Структура процесса учения./М.: Издательство МГУ, 1986 г., 198с.
- Ингенкамп К. Познание и мышление: моделирование и диагностика на уровне информационныхпроцессов./Пер. с нем./М.: Мир, 1959 г., 254с.
- Иоголевич А.З. Диагностика уровней познавательной активности школьников./Новые исследования в пед. науках, 1976 г., № 2/28, с.7−12.
- Истомина З.М. Развитие памяти./Учебно-методические пособие./М.: изд-во МГУ, 197 8 г., 109с.
- Кабанова Л. А. Системный подход, как основа ^ совершенствования педагогическогопроцесса./ВГИПИ. Н.Новгород. 1981 г., 84с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение./М.: Знание, 1982 г., 96с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность./М.: Знание, 1981 г., 96с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов <�§} умственной деятельности и умственное развитиеучащихся./М.: Просвещение, 1968 г., 288с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность./М.: Политиздат, 1974 г., 328с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости./М.: Педагогика, 1982 г., 200с.
- Калмыкова З.И. Отстающие в учении старшие школьники./Проблемы психического развития./М.: Педагогика, 1986 г., 915с.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс./М.: Педагогика, 1974 г., 295с.
- Карпов Ю.В. Принятие решений как системный процесс./Проблемы индустриальной психологии./Ярославль, 1982 г., с.18−36.щ 103. Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников по специальности ./М.: 1996 г.
- Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса, психологии./JT.: изд-во ЛГУ, 1984 г., 171с.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. • Воспитание./М.: Мысль, 1988 г., 148с.
- Киляин К. Вопросы управления./М.: Экономика, 1981 г., 241с.
- Китов И.А. Психология управления./Учебник для слушателей Академии МВД СССР./М.: Акад. МВД, 1979 г., 521с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: <�§) обучение на основе исследования, игры и дискуссиианализ зарубежного опыта)./Рига: НПЦ
- Эксперимент", 1995 г., 176с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2/Л.: Изд-во ЛГУ, 1960 г., 304с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. <�§> Педагогический словарь./М.: Изд-во «Academia», 2000 г., 102с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория принятия решений./Пер. с польск. Г. Е. Минца, В.Н. Торуса/ Под ред. Б. Б. Бирюкова, послесловие Б. Б. Бирюкова./М.: Прогресс, 1979 г., 504с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические щ сочинения./в 2 т. т1./М.: Педагогика, 1982 г., 656с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательнойшколы./Дисс.докт.пед.наук, Челябинск, 1980 г., 480с.
- Кононенко М.П. Формирование организационных умений познавательной деятельности в учебнойработе старшеклассников./Авторефератдисс. канд.пед.наук, JI., 1975 г., 19с.
- Копнин М.В. Диалектика как логика и теория познания./М.: Наука,. 1973 г., 324с.
- Коротяев Б.И. Методы познания в учебном процессе. /Сов. педагогика, 1971 г., № 9, с.25−33.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его <�§) применения в педагогических исследованиях./Сов.педагогика, 1979 г., № 9, с.103−115.
- Коршунов A.M. Познание и деятельность./М.: Политиздат, 1967 г., 127с.
- Кочетов A.M. Педагогическое исследование./Уч. Пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей., г. Рязань, 1975 г., 178с.
- Красновский Э.А. Активизация учебногопознания./Сов. педагогика, 1989 г., № 5, с.9−15.
- Краткий словарь по философии./Под ред. Блауберга И.В./М.: Политиздат, 1976 г., 236с.
- Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи./М.: Наука, 1969 г., 153с.
- Кузьмин В.П. Место системного подхода в q современном научном познании и марксистскойметодологии./Вопросы философии, 1980 г., № 1, с. 6073.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. /JI.: Изд-во ЛГУ, 1970 г., 114с.
- Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций./М.: Педагогика, 1981 г, 120с.12 6. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление впрофессиональной деятельности./Вопросыпсихологии, 1986 г., № 2, с.98−106.
- Кулюткин Ю.И., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся./М.: Педагогика, 1971 г., 111с.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению./М.: Педагогика, 1996 г., № 5 с.24−28щ 12 9. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы./М.: Высшая школа, 1991 г., 224с.
- Ленин В.И. Философские тетради./Полное собрание сочинений, Т.29./М.: Политиздат, 1974 г., 782с.
- Лекторский В.А., Ойзерман Т. Н. Теория познания./В 4-х томах., т. 11 Социально-культурная теория
- Ф познания./Под ред. В. А. Лекторского./М.: Мысль, 1991 г., 478с.
- Лёгенький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система./Харьков: Вища шк., 1979 г., 143с.
- Лемберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся./Советская педагогика, 1965 г., № 2, с. 241. Ф 31.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции./М.: Педагогика, 1971 г., 297с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики./М.: Изд-во МГУ, 1981 г., -584с.
- Леонтьев В.Г. Психологические мотивации учебнойдеятельности./Учебное пособие/Новосибирск: НГПИ, 1987 г., 89с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения./М.: Педагогика, 1981 г., 189с.
- Лингард И. Процесс и структура человеческого учения./М.: Педагогика, 1970 г., 258с.
- Липский Я.А. Прогнозирование в военнойпедагогике./М.: ГАВС, 1993 г., 213с.
- Лобко-Лобановская Н. А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников./Дисс.докт.пед.наук., Харьков, 1991 г., 243л.
- Лозовая В.И., Троцко А. В. Познавательная ф активность как педагогическая проблема./Сов.педагогика, 1989 г., № 1, с.25−34.
- Ляудис В.Я. Память и процесс развития./М.: Просвещение, 1976 г., 159с.
- Маслоу А. Мотивация и личность./М.: Прогресс, 1984 г., 423с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения./М.: Просвещение, 1990 г., 192с.14 9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе./Маркс К., Энгельс Ф.
- Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
- Мартишина Н.И. Гносеологический статус вариативного знания в науке./Дисс.канд.филос.наук: Екатеринбург, 1990 г., 159л.
- Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к
- Щ использованию технических средств обучения./Уч.метод, пособие./М.: Высшая школа, 1987 г., 175с.
- Матушкин С.Е. Особенности воспитания в современном обществе. Материалы науч.-практ. конференции. Челябинск, 2000 г., с.3−9
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./М.: Педагогика, 1972 г., 168с.
- Ф 154. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основныевопросы теории./М.: Педагогика, 1975 г., 367с.
- Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности./М.: Прогресс, 1989 г., 125с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении./М.: Педагогика, 1971 г., 119с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования./Пермь, Изд-во Госуниверситета, 1988 г., 112с.
- Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки./М.: Высшая школа, 1987 г., 143с.15 9. Методологические основы научного познания./М.: ® Высшая школа, 1972 г, 168с.
- Методы системного педагогического исследования./Под редакцией Н. В. Кузьминой./Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 г., 172с.
- Миклин A.M., Подольский В. А. Категория развития марксистской диалектики./М.: Мысль, 1980 г., 166с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность @ личности в юношеском возрасте./М.: Просвещение, 1982 г., 191с.
- Немов Р.С. Психология./в 2-х кн., кн. 1/Общие основы психологии./М.: Просвещение, Владос, 1994 г., 576с.
- Немов Р. С. Психология./в 2-х кн., кн. 2. ^ /Психология образования./М.: Просвещение, Владос, 1994 г., 496с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности./М.: Изд-во Моск. унив-та, 1988 г., 166с.
- Низамов Р.А. Проблемы развития познавательной активности студентов./Казань: изд-во Казан, унив-та, 1980 г., 160с.
- Новое в тестировании умственного развития * школьников./Под ред. К. М. Гурвича./М.:1. Педагогика, 1992 г., 154с.
- Новиков A.M. Очерк теории «интегративных уровней». /Проблемы методологии системного исследования./М.: Мысль, 197 0 г., 98с.
- Обучение и развитие./Под ред. Л. В. Занкова./М.: Педагогика, 1975 г., 440с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка./М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей, 1949 г., 848с.
- Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии./М.: Педагогика, 1982 г., 121с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание ф характера./М.: Просвещение, 1987 г., 224с.
- Педагогика./Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского./М.: Педагогика, 1984 г., 368с.
- Педагогика./Под ред. Ю. К. Бабанского./М.:
- Просвещение, 1983 г., 608с. ж
- Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах./Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина./М.: Педагогика, 1981 г., 480с.
- Петров Ю.Н. Особенности управления качества образования в высшем учебном заведении./ВГИПИ. Н.Новгород. Высокие технологии в пед. процессе. 2001 г. с.67
- Петровский А.В. Вопросы истории и психологии.
- Избр. труды./М.: Педагогика, 1984 г., 271с.
- Пехлецкий И.П. Общая теория систем и анализ процесса обучения./Пермь, 1971 г., 120с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении./Теоретико-экспериментальное исследование./М.: Педагогика, 1980 г., 240с.
- Пидкасистый П.И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. Игра как средство активизации учебного процесса./Советская педагогика, 1985 г., № 3, с. 2229
- Платонов К.К. Структура и развитие личности./М.: Наука, 1986 г., 255с. ф, 187. Познавательная активность в системе процессовпамяти./Под ред. Чуприковой Н.И./М.: Педагогика, 1990 г., 321с.
- Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В. Д. Шадрикова./М.: Просвещение, 1990 г., 141с.18 9. Половникова Н. А. Система воспитанияпознавательных сил школьников./Казань: КГПИ, 1975 г., 100с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников./М.: Педагогика, 1989 г., 151с.
- Присяжная А.Ф. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся среднегошкольного возраста./Дисс.канд.пед.наук.1. Челябинск, 1995 г., 152л.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся./Под. ред. 3.И.Калмыковой./М.: Педагогика, 1975 г., 207с.
- Психология управления./Под. ред. Е. С. Кузьмина. /Л.: ЛГПИ, 1983 г., 189с.
- Психология. Словарь./Под. ред. А. В. Петровского,
- М.Г.Ярошевского./М.: Политиздат, 1990 г., 494с.
- Пушкина Т.А. Некоторые принципы консультирования комплекса методик для учебной деятельности. /Новые исследования в психологии, 1980 г., № 2. с.39−42.
- Ракитов А.И. Историческое познание: системно-ф гносеологический подход./М.: Политиздат, 1982 г.303с.
- Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход./М.: Мысль, 1977 г., 270с.
- Разумовский В.Г. Методология и методы педагогики./Советская педагогика, 198 9 г., № 11, с.40−46
- Рассказов Ф.Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного ВУЗа./Монография, Курган, Курганский гос. университет, 1999 г., 22,2п.л.
- Рассказов Ф.Д. Основные направления совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов ВВПУ/Курган, КВВПАУ, 1986 г., 1, Зп.л.
- Рассказов Ф.Д. Авиационная направленность вобразовательном процессе военногоинститута./Учебное пособие, Барнаул, 1996 г., 2,7п.л.
- Рассказов Ф.Д. Профессиональные дисциплины, как элемент морально-психологического обеспечения образовательного процесса курсантов./Наука и• образование Зауралья, 2000 г., № 1, 1п.л.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности./Учебное пособие по спецкурсу./Уфа, БГПИ, 1988 г., 75с.
- Репкина Г. В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Теленг, 1993 г., 112с.
- К. Роджерс. Взгляд на психотерапию, становление * человека./М.: Прогресс, 1994 г., 479с.
- Ростовцев А.Н. Содержание общего образования как философско-методологические проблема./Дисс. доктора философ. наук, Екатеринбург, 1992 г.-488л.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2-х томах, т.1./М.: Педагогика, 1989 г., 488с. ф 209. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2-хтомах, Т.2./М.: Педагогика, 1989 г., 328с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования./М.: Педагогика, 1989 г., 328с.
- Руссо Ж.Ж. Эмиль. Или о воспитании./М.: Педагогика, 1989 г., 403с.
- Савка В.М. Педагогические проблемы совершенствования деятельности вузов по подготовке офицерских кадров./М.: Воениздат, 1993 г., 98с.
- Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус. Основные проблемы и перспективы развития./Ежегодник. Системные исследования, М.: 1979 г., с.45−63.ф 214. Садовский В. Н. Основания общей теории систем./М.:1. Наука, 1974 г., 279с.
- Саймон Б. Общество и образование./М.: Прогресс, 1989 г., 200с.
- Санько А.Э. Педагогические условия развития познавательной активности у учащихся младших классов (организационный аспект)./Дисс.канд.пед.наук. Челябинск, 1997 г., 134л.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование./М.: Педагогика, 1994 г., № 5, с.16−21
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием./Челябинск, 1996 г., 121с.
- Сериков Г. Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов./Иркутск: изд-во Иркут. ун®- та, 1991 г., 232с.
- Скаткин. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении./Материалы научной конференции./М.: Педагогика, 1965 г., с.4−10.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения./М.: Педагогика, 1971 г., 206с.
- Ф 222. Скаткин М. Н. Методология и методикапедагогических исследований (в помощь начинающему исследователю)./М.: Педагогика, 1986 г., 152с.
- Советский энциклопедический словарь./М.: Советская энциклопедия, 1984 г., 1600с.
- Смирнов А.А. Психология запоминания./М.: Учпедгиз, 1949 г., 291с.
- Спирин Л.Ф., Степинская М. А., Фрумкин М. Л. Анализучебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач./Учебное пособие, Ярославль, 1974 г., 130с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности./Л.: изд-во Лениградского университета, 1988 г., 168с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании./М.: Педагогика, * 1982 г., 270с.
- Стефанов Н. и др. Программно-целевой подход в управлении./М.: Прогресс, 1975 г., 192с.
- Стоуне Э. Психодиагностика./М.: Педагогика, 1984 г., 472с.
- Сыркина В.Я. К психологии самостоятельности./М.: Учпедгиз, 1944 г., 121с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоениязнаний./М.: изд-во МГУ, 1975 г., 344с.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. /Советская педагогика, 1967 г., № 1, с.28−32.
- Тартаковский Н.М. Опыт исследования факторов, определяющих учебно-познавательную и общественнуюактивность студентов технических вузов./М.:
- НИИВШ, 1987 г., вып.№ 9, 40с.
- Теория познания: в 4-х томах, т. 2. Социально-культурная природа познания./Под ред. В. А. Лекторского, Т. Н. Ойзермана./М.: Мысль, 1991 г., 428с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной щ деятельности человека./М.: изд-во МГУ, 1969 г., 304с.
- Тюхтин B.C. О природе образа./М.: Высшая школа, 1963 г., 221с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки./Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Уаава./М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г., 448с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциацияобучения./М.: Педагогика, 1995 г., 192с.
- Управление познавательной деятельностью учащихся. /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной./М.: Изд-во МГУ, 1972 г., 262с.
- Усова А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий./Дисс.§> док.пед.наук, JI.: 1969 г., 523л.
- Усова А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений./Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1994 г., 23с.
- Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков./Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1982 г., 2 6с.
- Усова А. В. Формирование у школьников научных
- Ф понятий в процессе обучения./М.:Педагогика, 1986 г., 176с.
- Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся./Советская педагогика, 1980 г., № 12, с.45−48
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти * томах. Т.5./М.: Педагогика, 1990 г., 528с.
- Философский энциклопедический словарь./М.: Советская энциклопедия, 1989 г., 815с.
- Фридман J1.M. О сущности развивающего обучения./В сб. Развивающее образование: Совершенныепроблемы, материалы Российскойконференции./Челябинск, 1997 г., 42с.
- Фридман JI.M., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученического коллектива./М.: Просвещение, 1988 г., 207с.
- Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся./М.: Педагогика, 1979 г., 1. Ф 175с.
- Харламов И.Ф. Педагогика./М.: Высшая школа, 1990 г., 575с.
- Харламов И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям./Советская педагогика, 1986 г., № 4, с.62−67
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х щ томах. Т.1./М.: Педагогика, 1986 г., 408с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х томах. Т.2./М.: Педагогика, 1986 г., 392с.
- Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр: Учебно-методическое пособие дляпреподавателей средних специальных учебных заведений./М.: Высшая школа, 1991 г., 318с.
- Черепанов B.C. Метод групповых экспертных оценок. /Советская педагогика, 1987 г., № 5, с.57−59.2 60. Чеснокова И. И. Проблема самосознания впсихологии./М.: Наука, 1977 г., 144с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога./М.: Знание, 1985 г., 80с.
- Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов./Дисс.канд.псих.наук, М.: 1990 г., 188л.
- Ф 266. Штофор В. А. Моделирование и философия ./JI.: Наука, 1966 г., 301с.
- Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания./М.: Изд-во МГУ, 1969 г., 167с.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника./М.: Изд-во МГУ,' 197 9 г., 152с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе./Учебное пособие для пед. инст-тов./М.: Просвещение, 1979 г., 160с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формированияпознавательных интересов учащихся/АПН СССР/М.: Педагогика, 1988 г., 203с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе./Книга для учителя./М.: Просвещение, 1986 г., 144с.
- Энгельгардт В.А. Интегратизм путь от простого к ® сложному в познании явлений жизни./Вопросыфилософии, 1970 г., № 11
- Энгельс Ф. Диалектика природы./Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с.343−626.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированноеобучение в современной школе./М.: Педагогика, 1996 г., 201с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения./М.: Вопросы психологии, 1995 г., № 2, с.31−42
- Якушин В.А. Обучение как процесс управления: ^ Психологические аспекты./J1.: изд-во ЛГУ, 1988 г., 206с.
- Янг С. Системное управление организацией./Пер. с англ. Под ред. С. А. Никанорова./М.: Сов. радио, 1972 г., 456с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности./Челябинск, изд-во§> ЧГПИ, 1991 г., 126с.
- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗа.
- ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
- При выборе показателей, определяющих критерии уровней ' развития познавательно-профессиональной активности, нами использовались методики, предложенные Битинас Б. П., Кочетовым A.M., Битинас Б. П. и Паулявичус Р. Б. (31, 119, 32)
- Первый критерий уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовке.
- Как часто курсант применяет а) постоянно применяет 5ранее полученные знания при б) пытался применять 3освоении нового в) не сумел применить 1программного материала?
- Что предпочитает курсант, когда а) помучиться, но самому найти 5ему задан вопрос на ответ 3сообразительность по знанию б) когда как 1программного материала? в) получить готовый ответ от других
- Степень выраженности интереса а) ярко, сильно 5курсанта к занятию, связанному б) когда как 3с умственной работой над в) без интереса 1новым материалом?
- Часто ли задаёт вопросы по а) часто 5теме программного материала? б) иногда 3в) очень редко 1
- Обработка результатов. Ответы оцениваются всоответствии с таблицей. Сумму баллов полученных по каждому курсанту, следует разделить на пять (числовопросов).
- Уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовке. Баллы %1. Высокий 4,05−5,00 81−100
- Выше среднего 2,55−4,00 51−801. Средний 1,55−2,50 31−501. Низкий 0,00−1,50 0−30
- Второй критерий уровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовки
- Утверждение: «Я совершенствую свои профессиональные знания, умения и навыки, так как.» Возможные варианты ответов Балл
- Понимаю необходимость освоения будущей профессии A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
- Интересно учиться A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
- Получаю удовольствие от учения A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
- Хочу в будущем заниматься самообразованием A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
- Хочу быть более развитым A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
- Хочу получить как можно больше знаний по выбранной специальности A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
- Далее определяется уровень познавательнопрофессионального мотива: подсчитывается общее количество баллов, полученное курсантами при выборетого или иного утверждения.
- Уровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовки Баллы %1. Высокий 4,05−5,00 81−100
- Выше среднего 2,55−4,00 51−801. Средний 1,55−2,50 31−501. Низкий 0,00−1,50 0−30
- Третий критерий уровень развития устойчивого внимания.
- Он имеет значение для определения достигнутого уровня развития познавательно-профессиональнойактивности, так как речь идет о применении курсантамиопределённых усилий в учебно-профессиональной деятельности.
- Определяется количество выделенных букв из 388, которые необходимо выделить.
- Полученные данные сверились с таблицей результатов.
- Уровень развития устойчивого внимания. Количество правильных букв Баллы %
- Высокий 321−388 6,1−8,0 81−100
- Выше среднего 213−320 4,1−6,0 51−80
- Средний 175−212 2,1−4,0 31−501. Низкий 150−174 0−2,0 0−30
- Четвёртый критерий уровень умения курсанта самостоятельно развивать познавательнопрофессиональную активность.
- Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение познавательно-профессиональной активности как качества личности.
- Планирование саморазвития процесс многогранный, он связан с решением ряда взаимосвязанных задач, которые подразделяются на ближние, средние и дальние рубежи развития личности военнослужащего.
- Одновременно с этим, командирами курсантских подразделений и командиром классного отделения ведётся дневник наблюдений. В нём фиксируются результаты деятельности курсанта по саморазвитию познавательно-профессиональной активности.
- Уровень умения курсанта самостоятельно развивать познавательно-профессиональную активность Баллы %1. Высокий 4,05−5,00 81−100
- Выше среднего 2,55−4,00 51−801. Средний 1,55−2,50 31−501. Низкий 0,00−1,50 0−30
- Критерии оценки уровня развития у курсантов познавательно-профессиональной активности.1. Уровни
- Критерии оценки уровня развития познавательно-профессиональной активности Уровни развития познавательно-профессиональной активности у курсанта баллы Проценты
- Высокий Выше среднего Средний Низкий Высокий Выше среднего Средний Низкий