Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза при изучении психолого-педагогических дисциплин станет более успешным, если: учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов будет осуществляться с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорскопреподавательского… Читать ещё >

Содержание

  • раздел Наименование темы Стр
  • Глава I. Развитие познавательнопрофессиональной активности как педагогическая проблема
    • 1. Теоретические аспекты развития познавательно-профессиональной активности
    • 2. Методологические основы исследования проблемы развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психологопедагогических дисциплин
    • 1. Выявление педагогических условий и критериев уровней развития познавательно-профессиональной активности
      • 1. 1. Педагогические условия обеспечивающие развитие познавательно-профессиональной' активности курсантов
  • 1−2 Определение и обоснование критериев уровней развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза
    • 2. Задачи, содержание и анализ опытноэкспериментальной работы
  • Анализ результатов педагогического эксперимен-" та
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система подготовки военных кадров, наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несёт в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают её соответствие задачам современного военного строительства Вооружённых Сил Российской Федерации.

Важнейшая задача по укреплению Вооруженных Сил Российской Федерации, поставленная Верховным Главнокомандующим перед Управлением военно-учебных заведений Министерства обороны, обозначена в приказах министра обороны РФ (приказы МО РФ: № 191 от 13.04.93 г. «О развитии системы военного образования ВС РФ», № 362 от 01.10.94 «О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиях их реализации, норматива учебной нагрузки обучающихся и её максимальному объёму», № 195 от Об. Об. 95 г. «О переходе высших военных заведения МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам»), а также в «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности» от 23.06.95 г. и в «Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников», утверждённых Главнокомандующим Сухопутных войск МО Российской Федерации от 9.03.9бг.

В современных условияхРоссийской Армии XXI века необходимы офицеры с развитым мышлением, направленным на созидающе-преобразующую деятельность своих подчинённых. Дух армии, её воинский долг поддерживался и поддерживается, прежде всего, офицерским корпусом. В России офицер — профессионал, он проводник политики государства и организатор боя, душа побед. Поэтому мы рассматриваем процесс развития у курсантов познавательно-профессиональной активности как один из путей повышения уровня подготовки офицерского корпуса при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Составными частями гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых в военных вузах, являются общепринятые дисциплины гуманитарного цикла в других вузах, в том числе психология и педагогика. Каждая из этих дисциплин изучает закономерности определенной сферы развития общества, вооружает курсанта научными знаниями, решая одновременно и задачи развития познавательно-профессиональной активности.

Развивающее значение данного блока дисциплин вытекает из самой их сущности, которая предполагает строгую научность. Из выше перечисленных дисциплин, мы взяли военную педагогику и психологию, так как именно они вооружают будущих офицеров умениями и навыками методической, организаторской * и воспитательной работы, формируют у курсантов качества педагога, воспитателя, методиста, организатора.

При выборе темы нашего изыскания, мы исходили из того, что современная система подготовки военных кадров, наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, имеет ещё ряд противоречий, в частности, необходимостью современной высшей школы в целенаправленном развитии познавательно-профессиональной активности у курсантов, с одной стороны, а с другой — недостаточной практической разработанностью условий реализации данного процесса на практике.

В свою очередь, эти противоречия обусловили несоответствие между:

— возросшей потребностью Вооружённых Сил Российской Федерации в активно развивающемся и реализующем себя в профессиональной деятельности офицере и неразработанностью психолого-педагогических условий для определения дальнейшего развития познавательно-профессиональной деятельности курсанта в образовательном процессе военного вуза;

— определенной разработанностью теории и практики развития познавательно-профессиональной активности в психолого-педагогических науках и отсутствием научно-методических разработок по ее практической реализации;

— имеющимися методическими разработками по общим вопросам познавательной активности, подготовленными научно-методическими центрами, и отсутствием этих разработок для военного вуза.

Отмеченные противоречия негативно влияют на развитие познавательно-профессиональной активности у выпускников военных вузов. Это, как правило, приводит к снижению общего уровня их профессиональной подготовки, связанной одновременно с изменением уровня мировоззренческой культуры курсантов при изучении психолого-педагогических дисциплин.

В условиях дальнейшего реформирования военного образования, перед современной военной педагогической наукой и практикой обучения в высших военных учебных заведениях, на фоне повышения требовательности к активности курсантов в процессе изучении психолого-педагогических дисциплин, остро встала необходимость решения следующей проблемы:

— Необходимо выявить педагогические условия, позволяющие развивать у курсантов военного вуза познавательно-профессиональную активность.

Решение этой проблемы обусловило выбор темы нашего исследования:

Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин".

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучении психолого-педагогических дисциплин.

Объект исследования — процесс подготовки кадровых офицеров в высшем военно-учебном заведении.

Предмет исследования — развитие познавательно-профессиональной активности у будущих офицеров.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза при изучении психолого-педагогических дисциплин станет более успешным, если: учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов будет осуществляться с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорскопреподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лабораторииизучение психолого-педагогических дисциплин будет осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантовпроцесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов будет осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа). Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования: осуществить теоретико-методологический анализ проблемы развития познавательно-профессиональной активности у обучаемых, отражённый в психолого-педагогической литературеконкретизировать понятие «познавательнопрофессиональная активность», его состав и уровни, динамику развития познавательнопрофессиональной активности курсантов применительно к военному вузу/ обосновать и реализовать педагогические условия, способствующие развитию познавательнопрофессиональной активности курсантов в учебно-профессиональной деятельности на основе накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки, обеспечивающего поэтапность процесса обучения с учетом профессионально направленного учебнометодического комплексаразработать и внедрить научно-методические рекомендации, обеспечивающие наиболее эффективное развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза на основе функционирования н-аучно-методической лаборатории.

Методологической основой исследования явились: диалектико-материалистическая теория познания как теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений в развитии личности, определяемой совокупностью всех общественных отношений (В.А.Лекторский, А. М. Миклин и др.) (131, 161). общенаучные положения теории деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, обусловливающей действительность развития его личности (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.)(9, 56, 134, 208, 231). идеи системного, деятельностного, интегративного подходов (А.Н.Аверьянов, И. В. Блауберг,.

Б.Т.Лихачев, А. Б. Новиков, В. Н. Садовский,.

И.Ф.Харламов, В. А. Энгельгардт и др.) (3, 33, 144, 170, 213, 255, 273). организация и развитие творческой, поисковой, познавательной деятельности (А.М.Коршунов,.

В.Г.Разумовский и др.) (118, 198).

Для реализации целей и задач исследования использовались следующие теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, анализ государственного стандарта высшего профессионального образования и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности, а также анализ программ дисциплин психолого-педагогического цикла, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, формирующий), статистические методы обработки экспериментальных данных и др.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в Дальневосточном высшем военном командном танковом училище. Всего исследованием бьшо охвачено 24 6 человек. Исследование проводилось тремя этапами в период с 1996 по 1999 годы.

I этап (1996;1997 гг.) — научно-поисковый.

Он заключался в анализе философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также литературы по вопросам организации процесса развития познавательно-профессиональной активности в военном вузе. Была обоснована проблема, выдвинута цель, определена гипотеза, разработаны задачи исследования и план работы. В числе эмпирических методов применялись следующие: наблюдение за процессом развития познавательно-профессиональной активности курсантованкетирование и обобщение передового опыта. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление уровня развития познавательно-профессиональной активности курсантов.

II этап (1997;1999 гг.) — поисковый.

Этот этап предусматривал продолжение теоретического анализа проблемы совершенствования процесса развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза на основе системного, деятельностного, интегративного подходов 'к организации обучения. На данном этапе был проведен обучающий и формирующий эксперименты. Его целью было определение взаимодействия и оптимального сочетания педагогических условий, обеспечивающих успешность развития познавательно-профессиональной активности при изучении психолого-педагогических дисциплин. Производилась проверка влияния внедряемых педагогических условий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин на динамику развития познавательно-профессиональной активности. Выполнялся сопоставительный анализ полученных результатов с данными контрольных групп.

III этап (2000;2002 гг.) — заключительно-обобщающий.

Он был посвящен обработке материалов исследования: их осмыслению, обобщению, описанию опытно-экспериментальной работы, выработке методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: конкретизировано понятие «познавательно-профессиональная активность» применительно к практике военного вуза, основанное на овладении теоретическими знаниями программного материала по осваиваемой профессии, на стремлении курсантов к совершенствованию своих профессиональных знаний, умений и навыков, на их потребности в выполнении многоуровневых задании, на отношении курсантов к предметам психолого-педагогического цикла и выполнении заданий по этим дисциплинам. выявлены и обоснованы критерии уровней развития у курсантов познавательно-профессиональной активности:

— уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовке;

— уровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовки;

— уровень развития устойчивости внимания;

— уровень умения курсанта самостоятельно развивать познавательно-профессиональную активность. выявлены и обоснованы педагогические условия, являющиеся составной частью схемы процесса развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза: а) учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научнометодической лабораторииб) изучение психолого-педагогических дисциплин осуществляется с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебнопрофессиональной деятельности курсантовв) процесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов будет осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного).

Практическая значимость исследования: внедрена в практику применительно к военному вузу схема развития познавательно-профессиональной активности, отражающей эффективность выполнения квалификационных требований к организации подготовки кадрового офицера, в ходе которой и реализуется познавательно-профессиональная активность курсантов. создана научно-методическая лаборатория, обеспечивающая подготовку учебно-методической документации (лекционных материалов, пособий и рекомендаций, методических указаний, сценариев, деловых игр, проблемных ситуаций и так далее) с учётом тесной взаимосвязи изучаемых дисциплин всех циклов, имеющих профессиональную направленностьразработаны, реализованы рекомендации и учебно-методический комплекс, которые применяются в системе обучения курсантов на базе.

Дальневосточного ВВКТУ (г.Благовещенск, Дальневосточный военный округ).

На защиту выносятся следующие положения: Познавательно-профессиональная активность курсанта (ППА) — это действия (состояние) курсанта, которые характеризуются стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий по усвоению знаний и специальных военных умений в учебном процессе применительно к практике военного вуза. Развитие познавательно-профессиональной активности у курсантов обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:

— учебно-методическое обеспечение процесса обучения курсантов будет осуществляться с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лаборатории;

— изучение психолого-педагогических дисциплин будет осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантов;

— процесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов будет осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного).

Обоснованность и научная достоверность результатов исследования обеспечивается ¦ опорой на методологию системного подходакомплексной методикой исследованиявоспроизводимостью результатов исследованиярепрезентативностью полученных экспериментальных данныхколичественным и качественным анализом этих данныхобработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, во время выступлений на научно-практических, конференциях, в научных выступлениях в Уссурийске, Благовещенске, Хабаровске, Челябинске:

— на научно-практических конференциях Дальневосточного военного округа (1998 г. — г. Уссурийск Приморского края, 1999 г. — г. Благовещенск, 2000 г. — г. Хабаровск);

— на конференции «Методология и методика психолого-педагогических исследований в системе образования» (2000 г., г. Челябинск, ЧГПУ) ;

— на конференции «Педагогическая диагностика: методика педагогического исследования и математическая обработка результатов» (2000 г., г. Челябинск, ЧГПУ);

— на региональной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения» (2001 г., г. Челябинск, ЧГАУ);

— на VIII научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (2001 г., г. Челябинск, ЧГПУ);

— на II региональной конференции «Проблемы сущности человека и типа личности» (2001 г., г. Челябинск, ЧГПУ).

Рекомендации, разработанные автором исследования, использовались в образовательном процессе.

Дальневосточного ВВТКУ (г. Благовещенск Дальневосточный военный округ).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка.

Выводы по 2 главе.

Подводя итоги экспериментального исследования описанного во второй главе, можно сделать следующие выводы:

1. Выявлено значение психолого-педагогических дисциплин в развитии познавательнопрофессиональной активности у курсантов военного вуза. Знание военной психологии и педагогики превращаются в устойчивые представления и понятия, в психолого-педагогический стиль мышления только тогда, когда курсант систематически осмысливает учебный материал, глубоко понимает его теоретическое содержание и практическое значение. Именно этому способствует тщательное продумывание курсантом каждой лекции, самостоятельное изучение рекомендованной психолого-педагогической литературы, а также систематические, глубоко обоснованные выступления на семинарских занятиях. К основным уровням, определяющим степень развития познавательно-профессиональной активности у курсантов, относятся: уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовкеуровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовкиуровень развития устойчивого вниманияуровень умения курсантов самостоятельно развивать познавательно-профессиональную активность.

Экспериментально апробированные методы диагностики познавательно-профессиональной активности, подтвердили мысль о том, что для развития познавательно-профессиональной активности курсантов необходимо реализовать в практике обучения военного вуза следующие педагогические условия: учебно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лабораторииизучение психолого-педагогических дисциплин осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантовпроцесс развития познавательнопрофессиональной активности курсантов осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа).

4. Как показал эксперимент, различные комбинации данных педагогических условий влияют на повышение уровня развития познавательно-профессиональной активности у курсантов, но статистически значимый эффект достигается лишь при реализации всей выделенной группы педагогических условий.

Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Совокупность педагогических условий: учебно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лабораторииизучение психолого-педагогических дисциплин осуществляться с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантовпроцесс развития познавательнопрофессиональной активности курсантов осуществляться поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа) является необходимой и достаточной для эффективного развития у курсанта в учебно-профессиональной деятельности такого качества как познавательно-профессиональная активность.

Заключение

.

Развитие познавательно-профессиональной активности у курсантов рассматривается нами в различных аспектах. Современному кадровому офицеру Российской Армии необходимо иметь не только хорошо сформированные познавательные процессы (память, внимание, мышление), но и умение использовать приобретенные в военном вузе знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. Реальные условия развития познавательно-профессиональной активности у курсантов создаются в учебно-профессиональной деятельности.

Проблема исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих развитию познавательно-профессиональной активности в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Мы считаем, что поставленная цель в целом достигнута. При этом в ходе исследования нами были решены следующие задачи: осуществлён теоретико-методологический анализ проблемы развития познавательно-профессиональной активности у обучаемых, отражённый в психолого-педагогической литературе/ конкретизировано понятие «познавательнопрофессиональная активность», его состав и уровни, динамика развития познавательнопрофессиональной активности курсантов применительно к военному вузуобоснованы и реализованы педагогические условия, способствующие развитию познавательнопрофессиональной активности курсантов в учебно-профессиональной деятельности на основе накопленного и обобщённого опыта военно-профессиональной подготовки, обеспечивающего поэтапность процесса обучения с учетом профессионально направленного учебнометодического комплексаразработаны и внедрены научно-методические рекомендации, обеспечивающие наиболее эффективное развитие познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза на основе функционирования научно-методической лаборатории, которые применялись в системе обучения курсантов на базе Дальневосточного ВВКТУ (г.Благовещенск, Дальневосточный военный округ) В результате проведенного теоретического и экспериментального исследований был предложен научно-практический путь развития познавательнопрофессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема развития познавательно-профессиональной активности курсантов. Актуальность проблемы обусловлена потребностью современного общества в высокообразованном кадровом офицере, способном самостоятельно совершенствовать свои профессиональные знания и творчески применять их (приказы МО РФ: № 191 от 13.04.93 г. «О развитии системы военного образования ВС РФ», № 362 от 01.10.94 «О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиях их реализации, норматива учебной нагрузки обучающихся и её максимальному объёму», № 195 от Об.Об.95г. «О переходе высших военных заведения МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам»), а также в «Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности» (61) от 23.06.95 г. и в «Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников» (101), утверждённых Главнокомандующим Сухопутных войск МО Российской Федерации от 9.03.96г.). Для развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, обеспечивающих эффективное развитие данного качества, в частности, необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

— учебно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов осуществляется с учётом накопленного и обобщённого опыта военнопрофессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов через функционирование научно-методической лаборатории;

— изучение психолого-педагогических дисциплин осуществляется с учетом профессионально направленного учебно-методического комплекса, отражающего специфику учебно-профессиональной деятельности курсантов;

— процесс развития познавательно-профессиональной активности курсантов осуществляется поэтапно (от диагностического до установочного, от установочного до обучающего и от обучающего до результативного этапа).

Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие познавательно-профессиональной активности в военном вузе станет более успешным, если в практике обучения будут учтены педагогические условия, способствующие развитию познавательнопрофессиональной активности курсантов на основе поэтапности изучения психолого-педагогических дисциплин, учитывающих накопленный обобщённый опыт военно-профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного составов, через подготовку учебно-методических пособий, лекций и т. д., имеющий взаимосвязный характер с другими дисциплинами, входящий в учебно-методический комплекс, применяемый нами в исследовании.

Глубокое овладение военной психологией и педагогикой — дело серьезное. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать подчиненных, офицеру недостаточно иметь определенную сумму знаний, которые он получает в военно-учебных заведениях и при самостоятельном изучении литературы. Как показывает практика, ему необходимо выработать у себя психолого-педагогический образ мышления — способность при решении учебно-воспитательных задач, при повседневном руководстве воинами мыслить понятиями психологии и педагогики точно так же, как он мыслит, например, понятиями тактики при решении тактических задач (17 6, с.5) .

Решающую роль в усвоении учебного материала по военной психологии и педагогике играет практическое применение полученных знаний по этим предметам в работе с личным составом во время стажировки в войсках, в повседневной учебе и службе.

Активная и самостоятельная систематическая работа курсантов по овладению военной психологией и педагогикой даёт желаемые результаты — военно-психологические и педагогические знания превращаются в их личные взгляды, в систему психолого-педагогического мышления.

Заявленная тема не исчерпывается проведенным исследованием. Оно может быть продолжено в следующих направлениях: изучение взаимосвязи познавательно-профессиональной активности курсантов и уровня сформированности профессиональной культуры будущего офицерапоиск и реализация иных путей развития познавательно-профессиональной активности курсантов при изучении как психолого-педагогических, так и специальных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Познавательная активностьшкольников./М.: Педагогика, 1989 г., № 7, с.40−43 ^ 2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность ипсихология личности./М.: Наука, 1980 г., 953с.
  2. А.Н. Система: философская категория и реальность./М.: Мысль, 1976 г., 187с.
  3. В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций./М.: Феликс, 1992 г., 126с.
  4. А.Ю. Творческие задания как средство щ активизации познавательной деятельности учащихсястарших классов на предметах гуманитарного цикла./Дисс.канд.пед.наук, Челябинск, 1995 г., 231л.
  5. В.М. Педагогические условия формирования познавательно-профессиональных потребностей у студентов младших курсов техническоговуза./Дисс.канд.пед.наук, Челябинск, ЧелГУ, 1987 г., 226л.
  6. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика./Учебное пособие для вузов./М.: Высшая школа, 1991 г., 363с.
  7. .Г. Познавательные потребности и интересы./Учебные записки ЛГУ, 1959 г., вып. 16, 256л.,
  8. .Г. Человек, как предмет познания./Л.: ЛГУ, 1968 г., 339с.
  9. П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы./М.: Мысль, 1978 г., 438с.
  10. Л.П. Активность учения школьников./М.: * Педагогика, 1968 г., 138с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы./М.: Высшая школа, 1980 г., 368с.
  12. Р. Человеческая память и процесс обучения./М.: Прогресс, 1980 г., 153с.
  13. А.Г. Деятельность и установка./М.: изд-во щ МГУ, 1979 г., 150с.
  14. В.Г. Общество, системность, познание и управления./М.: Политиздат, 1981 г., -432 с.
  15. В.Г. О системном подходе в социальном познании./Вопросы философии, 1973 г., № 6, с. 98 111.
  16. К. Ш. Правдин Ю.П. Формирование ® познавательной активности студентов в процессеобучения./Учебное пособие, Уфа, Башк. ГПИ, 1987 г., 79с.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды./Сот. Ю. К. Бабанский./М.: Педагогика, 1989 г., 560с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности ^ педагогических исследований./М.: Педагогика, 1982 г., 192с.
  19. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности./М.: Знание, 1981 г., 96с.
  20. А. С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе./На материале изучения основ обществознания./Дисс.канд.пед.наук, Челябинск, 1993 г., 217л.
  21. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности./Дидактическая концепция/Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995 г., 141 с.
  22. В. А. Формирование у учащихся понятия «система познавательнойq. деятельности». /Совершенствование процессаформирования научных понятий. Тезисы докладов. Челябинск, 1986 г., с.29−37
  23. Берн Эрик, Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./М.: Лист-НЬЮ, 1997 г., 334с.
  24. П.А. Очерки физиологии движений и ® физиологии активности./М.: Медицина, 1966 г., 349с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии./М.:.Педагогика, 1988 г., 160 с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое . обеспечение учебно-воспитательного процессаподготовки специалистов./М.: Высшая школа, Q 1989 г., 144с.
  27. В.Ф. Дидактические проблемы межпредметных связей при подготовке инженеров-педагогов . /Сборник науч. Тр. ЧГАУ. Психологопедагогические проблемы подготовки инженеров-педагогов в техническом ВУЗе. Г. Челябинск, 2001 г.
  28. В.Ф. Теоретические проблемы внедрения образовательных технологий в учебныйпроцесс./Вестник Челяб. унив-та. Научный журнал, серия 5, № 1, 2001 г.
  29. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшем училище сухопутных войск./Дисс.докт.пед.наук. Казань, 1993 г., 222л.
  30. .П. Многомерный анализ в педагогике и щ педагогической психологии./Вильнюс, 1977 г., 347с.
  31. .П., Паулявичус Р. Б. Система анализа педагогических данных на ЭВМ./Уч.пособие., Вильнюсский пед. Институт, 1987 г., 192с.
  32. И.В. Некоторые методологические проблемы исследования. Теории системного подхода./В кн. трудов ВНИИ системных исследований, 1980 г., п. 7, i® с. 4.
  33. И.В., Садовский В. М. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа./В кн. Философские аспекты системного подхода./ М.: Высшая школа, 1980 г., с. 19−21.
  34. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода./М.: Наука, 1973 г., 270с.
  35. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическаядиагностика интеллекта и личности./Киев: Вища шк., 1978 г., 400с.
  36. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./Ростов-на-Дону, издательство Рост, унив-та, 1983 г., 173с.
  37. Г. А. Носкова Т.Н., Степанов А.а. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения./М.: Педагогика, 1996 г., № 4, с.40−43
  38. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориентированного образования./М.: Педагогика, 1996 г., № 5, с.72−80
  39. А. В. О мышлении и его развитии./Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./М.: изд-во МГУ, 1978 г., 211с.
  40. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика./М.: Педагогика, 1990 г., 139с.
  41. А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур./Проблемы психологии образования. Сб. статей/Под ред. А. А. Вербицкого./М.: ИЦПКПС, ЛОГОС, вып.2, 1994 г., с.12−25
  42. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе./Киев, Вища школа, 1985 г., 176с.
  43. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека./М.: Мысль, 1989 г., 75с.
  44. Л.Г. О педагогических системах./Красноярск: Изд-во Краснояр. унив-та, 1989 г., 101с.
  45. Викулова Н. О. Проблемы организации процесса развития познавательной активности в военном
  46. И.О. Педагогические условия развития ® познавательной активности в старших классахсредней общеобразовательной -школы./Автореферат Дисс. канд.пед.наук, Челябинск, 2001 г., 24с.
  47. В. К. Психологические механизмы мотивации человека./М.: Мысль, 1990 г., 141с.
  48. Вопросы познавательной деятельности: Сб. трудов преподавателей МГПИ им. В. И. Ленина./М.: Изд-воф МГПИ им. В. И. Ленина, 1975 г., 177с.
  49. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования./Воронеж: Изд-во Воронеж, унив-та, 1990 г., 189с.
  50. JI.С. Собрание сочинений в б т./т. 3. /М.: Педагогика, 1983 г.
  51. Л.С. Собрание сочинений в б т./т. 4, /М.: Педагогика, 1983 г.
  52. Т.В. Учебная деятельность и ее средства.
  53. М.: Изд-во МГУ, 1988 г., 225с.
  54. П. Я. Управляемое формирование психических процессов./М.: Изд-во МГУ, 1974 г., 186с.
  55. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания./М.:щ Педагогика, 1974 г., 231с.
  56. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии./М.: Прогресс, 197 6 г., 494с.
  57. Е.П. Программно-целевой метод управления./М.: Знание, 1980 г., 210с.
  58. Ф.Н. Внимание и его воспитание./М.:1. Педагогика, 1972 г., 124с.
  59. B.C. Типы мышления и учебная деятельность: пособие к спецкурсу./Свердловск, Изд-во Урал, унив-та, 1988 г., 134с.
  60. П.Н. Основы педагогической диагностики в военных ВУЗах./Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе./Л.:ф Изд-во Лен. унив-та, 1973 г.
  61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования./Государственные требования к минимуму содержания и уровнюподготовки выпускника по специальности./ГК РФ по высшему образованию, М.: 1995 г.
  62. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогическихисследованиях./М.: Педагогика, 1977 г., 136с.
  63. P.M. Элементы практической психологии./JI.: Изд-во ЛГУ, 1988 г., 479с.
  64. Д.М. Диагностика познавательных интересов и склонностей учащихся: конкретные методики./Калуга: АПН СССР, Институт теории и истории педагогики. Мятлевская школа-лаборатория, щ 1990 г., 30с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования./М.: Педагогика, 1986 г., 240с.
  66. М.А., Малин В.Н. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов
  67. Советская педагогика, 1971 г., № 1, с.73−95.
  68. А. Руководство по образованию немецких учителей./Избр. пед. сочинения./М.: 1956 г., с.106−109
  69. М.Е. и другие. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов./Метод. указания., г. Челябинск: Челяб. ф отд. пед. общ-ва РСФСР, 1991 г., 80с.
  70. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие./М.: Педагогика, 1989 г., 159с.
  71. Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления./М.: Мир., 1919 г., 201с.
  72. С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя./М.: Просвещение, 1986 г., 144с.
  73. Н.П. Формирование рациональных приемовпознавательной деятельностишкольников./Педагогическая психология и школьная практика./Ярославль: Издательство ЯГПИ, 1972 г., с.10−28.
  74. В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования./М.: Academia, 2002 г., 208с.
  75. В. И. Противоречия процесса обучения./Свердловск, 1971 г., 183с.
  76. JI.B. Дидактика и жизнь. /М.: Просвещение, 1968 г., 175с.
  77. А.В. Избранные психологические труды в 2 т./т. 1./М.: Просвещение, 1986 г., 327с.
  78. Э.Ф. Профессиональное становление личностиинженера-педагога./Свердловск, изд-во Уральск, унив-та, 1988 г., 120с.
  79. В. П. Непроизвольное запоминание./М.: Педагогика, 1981 г., 210с.
  80. Зиц Р. Обучение и память./Минск: Феникс, 1984 г., 195с.
  81. Л.Я. Дидактические основы формированиясистемности знаний старшеклассников./М.:1. Педагогика, 1978 г., 128с.
  82. JI.M. Индивидуальный подход к учащимся в трудных ситуациях учебно-воспитательной работы. /М.: Педагогика, 1980 г., 210с.
  83. Ю.М. Системный подход к подготовке инженера широкого профиля./Киев: Вища шк., 1983 г., 58с.
  84. С.А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний./М.: Педагогика, 1991 г., 211с.
  85. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения./Вып. 1./М.: Знание, 1972 г., 72с.
  86. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения./Вып. 2./М.: Знание, 1972 г., — 88с.
  87. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения./Вып. З./М.: Знание, 1973 г., 78с.§-) 89. Ильясов И. И. Система эвристических приемоврешения задач./М.: Издательство Российского открытого университета, 1992 г., 140с.
  88. И. И Структура процесса учения./М.: Издательство МГУ, 1986 г., 198с.
  89. К. Познание и мышление: моделирование и диагностика на уровне информационныхпроцессов./Пер. с нем./М.: Мир, 1959 г., 254с.
  90. А.З. Диагностика уровней познавательной активности школьников./Новые исследования в пед. науках, 1976 г., № 2/28, с.7−12.
  91. З.М. Развитие памяти./Учебно-методические пособие./М.: изд-во МГУ, 197 8 г., 109с.
  92. Л. А. Системный подход, как основа ^ совершенствования педагогическогопроцесса./ВГИПИ. Н.Новгород. 1981 г., 84с.
  93. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение./М.: Знание, 1982 г., 96с.
  94. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность./М.: Знание, 1981 г., 96с.
  95. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов <�§} умственной деятельности и умственное развитиеучащихся./М.: Просвещение, 1968 г., 288с.
  96. М.С. Человеческая деятельность./М.: Политиздат, 1974 г., 328с.
  97. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости./М.: Педагогика, 1982 г., 200с.
  98. З.И. Отстающие в учении старшие школьники./Проблемы психического развития./М.: Педагогика, 1986 г., 915с.
  99. П.Ф. Педагогический процесс./М.: Педагогика, 1974 г., 295с.
  100. Ю.В. Принятие решений как системный процесс./Проблемы индустриальной психологии./Ярославль, 1982 г., с.18−36.щ 103. Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников по специальности ./М.: 1996 г.
  101. В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса, психологии./JT.: изд-во ЛГУ, 1984 г., 171с.
  102. Д.А. Потребности. Поведение. • Воспитание./М.: Мысль, 1988 г., 148с.
  103. К. Вопросы управления./М.: Экономика, 1981 г., 241с.
  104. И.А. Психология управления./Учебник для слушателей Академии МВД СССР./М.: Акад. МВД, 1979 г., 521с.
  105. М.В. Инновации в мировой педагогике: <�§) обучение на основе исследования, игры и дискуссиианализ зарубежного опыта)./Рига: НПЦ
  106. Эксперимент", 1995 г., 176с.
  107. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2/Л.: Изд-во ЛГУ, 1960 г., 304с.
  108. Г. М., Коджаспиров А. Ю. <�§> Педагогический словарь./М.: Изд-во «Academia», 2000 г., 102с.
  109. Ю. Психологическая теория принятия решений./Пер. с польск. Г. Е. Минца, В.Н. Торуса/ Под ред. Б. Б. Бирюкова, послесловие Б. Б. Бирюкова./М.: Прогресс, 1979 г., 504с.
  110. Я.А. Избранные педагогические щ сочинения./в 2 т. т1./М.: Педагогика, 1982 г., 656с.
  111. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательнойшколы./Дисс.докт.пед.наук, Челябинск, 1980 г., 480с.
  112. М.П. Формирование организационных умений познавательной деятельности в учебнойработе старшеклассников./Авторефератдисс. канд.пед.наук, JI., 1975 г., 19с.
  113. М.В. Диалектика как логика и теория познания./М.: Наука,. 1973 г., 324с.
  114. .И. Методы познания в учебном процессе. /Сов. педагогика, 1971 г., № 9, с.25−33.
  115. Ф.Ф. Системный подход и возможности его <�§) применения в педагогических исследованиях./Сов.педагогика, 1979 г., № 9, с.103−115.
  116. A.M. Познание и деятельность./М.: Политиздат, 1967 г., 127с.
  117. A.M. Педагогическое исследование./Уч. Пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей., г. Рязань, 1975 г., 178с.
  118. Э.А. Активизация учебногопознания./Сов. педагогика, 1989 г., № 5, с.9−15.
  119. Краткий словарь по философии./Под ред. Блауберга И.В./М.: Политиздат, 1976 г., 236с.
  120. В.И. Структурные уровни живой материи./М.: Наука, 1969 г., 153с.
  121. В.П. Место системного подхода в q современном научном познании и марксистскойметодологии./Вопросы философии, 1980 г., № 1, с. 6073.
  122. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. /JI.: Изд-во ЛГУ, 1970 г., 114с.
  123. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций./М.: Педагогика, 1981 г, 120с.12 6. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление впрофессиональной деятельности./Вопросыпсихологии, 1986 г., № 2, с.98−106.
  124. Ю.И., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся./М.: Педагогика, 1971 г., 111с.
  125. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению./М.: Педагогика, 1996 г., № 5 с.24−28щ 12 9. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы./М.: Высшая школа, 1991 г., 224с.
  126. В.И. Философские тетради./Полное собрание сочинений, Т.29./М.: Политиздат, 1974 г., 782с.
  127. В.А., Ойзерман Т. Н. Теория познания./В 4-х томах., т. 11 Социально-культурная теория
  128. Ф познания./Под ред. В. А. Лекторского./М.: Мысль, 1991 г., 478с.
  129. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система./Харьков: Вища шк., 1979 г., 143с.
  130. Р.Г. О самостоятельной работе учащихся./Советская педагогика, 1965 г., № 2, с. 241. Ф 31.
  131. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции./М.: Педагогика, 1971 г., 297с.
  132. А.Н. Проблемы развития психики./М.: Изд-во МГУ, 1981 г., -584с.
  133. В.Г. Психологические мотивации учебнойдеятельности./Учебное пособие/Новосибирск: НГПИ, 1987 г., 89с.
  134. И.Я. Дидактические основы методов обучения./М.: Педагогика, 1981 г., 189с.
  135. И. Процесс и структура человеческого учения./М.: Педагогика, 1970 г., 258с.
  136. Я.А. Прогнозирование в военнойпедагогике./М.: ГАВС, 1993 г., 213с.
  137. Лобко-Лобановская Н. А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников./Дисс.докт.пед.наук., Харьков, 1991 г., 243л.
  138. В.И., Троцко А. В. Познавательная ф активность как педагогическая проблема./Сов.педагогика, 1989 г., № 1, с.25−34.
  139. В.Я. Память и процесс развития./М.: Просвещение, 1976 г., 159с.
  140. А. Мотивация и личность./М.: Прогресс, 1984 г., 423с.
  141. А.К. и др. Формирование мотивации учения./М.: Просвещение, 1990 г., 192с.14 9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе./Маркс К., Энгельс Ф.
  142. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  143. Н.И. Гносеологический статус вариативного знания в науке./Дисс.канд.филос.наук: Екатеринбург, 1990 г., 159л.
  144. И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к
  145. Щ использованию технических средств обучения./Уч.метод, пособие./М.: Высшая школа, 1987 г., 175с.
  146. С.Е. Особенности воспитания в современном обществе. Материалы науч.-практ. конференции. Челябинск, 2000 г., с.3−9
  147. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./М.: Педагогика, 1972 г., 168с.
  148. Ф 154. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основныевопросы теории./М.: Педагогика, 1975 г., 367с.
  149. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности./М.: Прогресс, 1989 г., 125с.
  150. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении./М.: Педагогика, 1971 г., 119с.
  151. B.C. Личность как предмет психологического исследования./Пермь, Изд-во Госуниверситета, 1988 г., 112с.
  152. В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки./М.: Высшая школа, 1987 г., 143с.15 9. Методологические основы научного познания./М.: ® Высшая школа, 1972 г, 168с.
  153. Методы системного педагогического исследования./Под редакцией Н. В. Кузьминой./Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 г., 172с.
  154. A.M., Подольский В. А. Категория развития марксистской диалектики./М.: Мысль, 1980 г., 166с.
  155. Ю.А. Саморегуляция и активность @ личности в юношеском возрасте./М.: Просвещение, 1982 г., 191с.
  156. Р.С. Психология./в 2-х кн., кн. 1/Общие основы психологии./М.: Просвещение, Владос, 1994 г., 576с.
  157. Р. С. Психология./в 2-х кн., кн. 2. ^ /Психология образования./М.: Просвещение, Владос, 1994 г., 496с.
  158. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности./М.: Изд-во Моск. унив-та, 1988 г., 166с.
  159. Р.А. Проблемы развития познавательной активности студентов./Казань: изд-во Казан, унив-та, 1980 г., 160с.
  160. Новое в тестировании умственного развития * школьников./Под ред. К. М. Гурвича./М.:1. Педагогика, 1992 г., 154с.
  161. A.M. Очерк теории «интегративных уровней». /Проблемы методологии системного исследования./М.: Мысль, 197 0 г., 98с.
  162. Обучение и развитие./Под ред. Л. В. Занкова./М.: Педагогика, 1975 г., 440с.
  163. С.И. Словарь русского языка./М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей, 1949 г., 848с.
  164. А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии./М.: Педагогика, 1982 г., 121с.
  165. Ю.М. Самопознание и самовоспитание ф характера./М.: Просвещение, 1987 г., 224с.
  166. Педагогика./Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского./М.: Педагогика, 1984 г., 368с.
  167. Педагогика./Под ред. Ю. К. Бабанского./М.:
  168. Просвещение, 1983 г., 608с. ж
  169. И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах./Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина./М.: Педагогика, 1981 г., 480с.
  170. Ю.Н. Особенности управления качества образования в высшем учебном заведении./ВГИПИ. Н.Новгород. Высокие технологии в пед. процессе. 2001 г. с.67
  171. А.В. Вопросы истории и психологии.
  172. Избр. труды./М.: Педагогика, 1984 г., 271с.
  173. И.П. Общая теория систем и анализ процесса обучения./Пермь, 1971 г., 120с.
  174. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении./Теоретико-экспериментальное исследование./М.: Педагогика, 1980 г., 240с.
  175. П.И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. Игра как средство активизации учебного процесса./Советская педагогика, 1985 г., № 3, с. 2229
  176. К.К. Структура и развитие личности./М.: Наука, 1986 г., 255с. ф, 187. Познавательная активность в системе процессовпамяти./Под ред. Чуприковой Н.И./М.: Педагогика, 1990 г., 321с.
  177. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В. Д. Шадрикова./М.: Просвещение, 1990 г., 141с.18 9. Половникова Н. А. Система воспитанияпознавательных сил школьников./Казань: КГПИ, 1975 г., 100с.
  178. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников./М.: Педагогика, 1989 г., 151с.
  179. А.Ф. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся среднегошкольного возраста./Дисс.канд.пед.наук.1. Челябинск, 1995 г., 152л.
  180. Проблемы диагностики умственного развития учащихся./Под. ред. 3.И.Калмыковой./М.: Педагогика, 1975 г., 207с.
  181. Психология управления./Под. ред. Е. С. Кузьмина. /Л.: ЛГПИ, 1983 г., 189с.
  182. Психология. Словарь./Под. ред. А. В. Петровского,
  183. М.Г.Ярошевского./М.: Политиздат, 1990 г., 494с.
  184. Т.А. Некоторые принципы консультирования комплекса методик для учебной деятельности. /Новые исследования в психологии, 1980 г., № 2. с.39−42.
  185. А.И. Историческое познание: системно-ф гносеологический подход./М.: Политиздат, 1982 г.303с.
  186. А.И. Философские проблемы науки. Системный подход./М.: Мысль, 1977 г., 270с.
  187. В.Г. Методология и методы педагогики./Советская педагогика, 198 9 г., № 11, с.40−46
  188. Ф.Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного ВУЗа./Монография, Курган, Курганский гос. университет, 1999 г., 22,2п.л.
  189. Ф.Д. Основные направления совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов ВВПУ/Курган, КВВПАУ, 1986 г., 1, Зп.л.
  190. Ф.Д. Авиационная направленность вобразовательном процессе военногоинститута./Учебное пособие, Барнаул, 1996 г., 2,7п.л.
  191. Ф.Д. Профессиональные дисциплины, как элемент морально-психологического обеспечения образовательного процесса курсантов./Наука и• образование Зауралья, 2000 г., № 1, 1п.л.
  192. А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности./Учебное пособие по спецкурсу./Уфа, БГПИ, 1988 г., 75с.
  193. Г. В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Теленг, 1993 г., 112с.
  194. К. Роджерс. Взгляд на психотерапию, становление * человека./М.: Прогресс, 1994 г., 479с.
  195. А.Н. Содержание общего образования как философско-методологические проблема./Дисс. доктора философ. наук, Екатеринбург, 1992 г.-488л.
  196. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2-х томах, т.1./М.: Педагогика, 1989 г., 488с. ф 209. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2-хтомах, Т.2./М.: Педагогика, 1989 г., 328с.
  197. C.JI. О мышлении и путях его исследования./М.: Педагогика, 1989 г., 328с.
  198. .Ж. Эмиль. Или о воспитании./М.: Педагогика, 1989 г., 403с.
  199. В.М. Педагогические проблемы совершенствования деятельности вузов по подготовке офицерских кадров./М.: Воениздат, 1993 г., 98с.
  200. В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус. Основные проблемы и перспективы развития./Ежегодник. Системные исследования, М.: 1979 г., с.45−63.ф 214. Садовский В. Н. Основания общей теории систем./М.:1. Наука, 1974 г., 279с.
  201. . Общество и образование./М.: Прогресс, 1989 г., 200с.
  202. А.Э. Педагогические условия развития познавательной активности у учащихся младших классов (организационный аспект)./Дисс.канд.пед.наук. Челябинск, 1997 г., 134л.
  203. В.В. Личностно-ориентированное образование./М.: Педагогика, 1994 г., № 5, с.16−21
  204. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием./Челябинск, 1996 г., 121с.
  205. Г. Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов./Иркутск: изд-во Иркут. ун®- та, 1991 г., 232с.
  206. . М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении./Материалы научной конференции./М.: Педагогика, 1965 г., с.4−10.
  207. М.Н. Совершенствование процесса обучения./М.: Педагогика, 1971 г., 206с.
  208. Ф 222. Скаткин М. Н. Методология и методикапедагогических исследований (в помощь начинающему исследователю)./М.: Педагогика, 1986 г., 152с.
  209. Советский энциклопедический словарь./М.: Советская энциклопедия, 1984 г., 1600с.
  210. А.А. Психология запоминания./М.: Учпедгиз, 1949 г., 291с.
  211. Л.Ф., Степинская М. А., Фрумкин М. Л. Анализучебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач./Учебное пособие, Ярославль, 1974 г., 130с.
  212. Г. В. Основы психологической теории деятельности./Л.: изд-во Лениградского университета, 1988 г., 168с.
  213. В.А. О воспитании./М.: Педагогика, * 1982 г., 270с.
  214. Н. и др. Программно-целевой подход в управлении./М.: Прогресс, 1975 г., 192с.
  215. Э. Психодиагностика./М.: Педагогика, 1984 г., 472с.
  216. В.Я. К психологии самостоятельности./М.: Учпедгиз, 1944 г., 121с.
  217. Н.Ф. Управление процессом усвоениязнаний./М.: изд-во МГУ, 1975 г., 344с.
  218. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. /Советская педагогика, 1967 г., № 1, с.28−32.
  219. Н.М. Опыт исследования факторов, определяющих учебно-познавательную и общественнуюактивность студентов технических вузов./М.:
  220. НИИВШ, 1987 г., вып.№ 9, 40с.
  221. Теория познания: в 4-х томах, т. 2. Социально-культурная природа познания./Под ред. В. А. Лекторского, Т. Н. Ойзермана./М.: Мысль, 1991 г., 428с.
  222. O.K. Структура мыслительной щ деятельности человека./М.: изд-во МГУ, 1969 г., 304с.
  223. B.C. О природе образа./М.: Высшая школа, 1963 г., 221с.
  224. Д.Н. Теория установки./Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Уаава./М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г., 448с.
  225. Унт И. Индивидуализация и дифференциацияобучения./М.: Педагогика, 1995 г., 192с.
  226. Управление познавательной деятельностью учащихся. /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной./М.: Изд-во МГУ, 1972 г., 262с.
  227. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий./Дисс.§> док.пед.наук, JI.: 1969 г., 523л.
  228. А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений./Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1994 г., 23с.
  229. А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков./Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1982 г., 2 6с.
  230. Усова А. В. Формирование у школьников научных
  231. Ф понятий в процессе обучения./М.:Педагогика, 1986 г., 176с.
  232. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся./Советская педагогика, 1980 г., № 12, с.45−48
  233. К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти * томах. Т.5./М.: Педагогика, 1990 г., 528с.
  234. Философский энциклопедический словарь./М.: Советская энциклопедия, 1989 г., 815с.
  235. Фридман J1.M. О сущности развивающего обучения./В сб. Развивающее образование: Совершенныепроблемы, материалы Российскойконференции./Челябинск, 1997 г., 42с.
  236. JI.M., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученического коллектива./М.: Просвещение, 1988 г., 207с.
  237. Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся./М.: Педагогика, 1979 г., 1. Ф 175с.
  238. И.Ф. Педагогика./М.: Высшая школа, 1990 г., 575с.
  239. И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям./Советская педагогика, 1986 г., № 4, с.62−67
  240. X. Мотивация и деятельность: в 2-х щ томах. Т.1./М.: Педагогика, 1986 г., 408с.
  241. X. Мотивация и деятельность: в 2-х томах. Т.2./М.: Педагогика, 1986 г., 392с.
  242. Е.А. Организация и проведение деловых игр: Учебно-методическое пособие дляпреподавателей средних специальных учебных заведений./М.: Высшая школа, 1991 г., 318с.
  243. B.C. Метод групповых экспертных оценок. /Советская педагогика, 1987 г., № 5, с.57−59.2 60. Чеснокова И. И. Проблема самосознания впсихологии./М.: Наука, 1977 г., 144с.
  244. Р.Х. Творческий рост педагога./М.: Знание, 1985 г., 80с.
  245. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов./Дисс.канд.псих.наук, М.: 1990 г., 188л.
  246. Ф 266. Штофор В. А. Моделирование и философия ./JI.: Наука, 1966 г., 301с.
  247. А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания./М.: Изд-во МГУ, 1969 г., 167с.
  248. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника./М.: Изд-во МГУ,' 197 9 г., 152с.
  249. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе./Учебное пособие для пед. инст-тов./М.: Просвещение, 1979 г., 160с.
  250. Г. И. Педагогические проблемы формированияпознавательных интересов учащихся/АПН СССР/М.: Педагогика, 1988 г., 203с.
  251. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе./Книга для учителя./М.: Просвещение, 1986 г., 144с.
  252. В.А. Интегратизм путь от простого к ® сложному в познании явлений жизни./Вопросыфилософии, 1970 г., № 11
  253. Ф. Диалектика природы./Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с.343−626.
  254. И.С. Личностно-ориентированноеобучение в современной школе./М.: Педагогика, 1996 г., 201с.
  255. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения./М.: Вопросы психологии, 1995 г., № 2, с.31−42
  256. В.А. Обучение как процесс управления: ^ Психологические аспекты./J1.: изд-во ЛГУ, 1988 г., 206с.
  257. Янг С. Системное управление организацией./Пер. с англ. Под ред. С. А. Никанорова./М.: Сов. радио, 1972 г., 456с.
  258. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности./Челябинск, изд-во§> ЧГПИ, 1991 г., 126с.
  259. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗа.
  260. ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
  261. При выборе показателей, определяющих критерии уровней ' развития познавательно-профессиональной активности, нами использовались методики, предложенные Битинас Б. П., Кочетовым A.M., Битинас Б. П. и Паулявичус Р. Б. (31, 119, 32)
  262. Первый критерий уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовке.
  263. Как часто курсант применяет а) постоянно применяет 5ранее полученные знания при б) пытался применять 3освоении нового в) не сумел применить 1программного материала?
  264. Что предпочитает курсант, когда а) помучиться, но самому найти 5ему задан вопрос на ответ 3сообразительность по знанию б) когда как 1программного материала? в) получить готовый ответ от других
  265. Степень выраженности интереса а) ярко, сильно 5курсанта к занятию, связанному б) когда как 3с умственной работой над в) без интереса 1новым материалом?
  266. Часто ли задаёт вопросы по а) часто 5теме программного материала? б) иногда 3в) очень редко 1
  267. Обработка результатов. Ответы оцениваются всоответствии с таблицей. Сумму баллов полученных по каждому курсанту, следует разделить на пять (числовопросов).
  268. Уровень знания программного материала по военной психолого-педагогической подготовке. Баллы %1. Высокий 4,05−5,00 81−100
  269. Выше среднего 2,55−4,00 51−801. Средний 1,55−2,50 31−501. Низкий 0,00−1,50 0−30
  270. Второй критерий уровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовки
  271. Утверждение: «Я совершенствую свои профессиональные знания, умения и навыки, так как.» Возможные варианты ответов Балл
  272. Понимаю необходимость освоения будущей профессии A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
  273. Интересно учиться A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
  274. Получаю удовольствие от учения A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
  275. Хочу в будущем заниматься самообразованием A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
  276. Хочу быть более развитым A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
  277. Хочу получить как можно больше знаний по выбранной специальности A) да Б) не всегда B) сомневаюсь 5 3 1
  278. Далее определяется уровень познавательнопрофессионального мотива: подсчитывается общее количество баллов, полученное курсантами при выборетого или иного утверждения.
  279. Уровень совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков во время самостоятельной подготовки Баллы %1. Высокий 4,05−5,00 81−100
  280. Выше среднего 2,55−4,00 51−801. Средний 1,55−2,50 31−501. Низкий 0,00−1,50 0−30
  281. Третий критерий уровень развития устойчивого внимания.
  282. Он имеет значение для определения достигнутого уровня развития познавательно-профессиональнойактивности, так как речь идет о применении курсантамиопределённых усилий в учебно-профессиональной деятельности.
  283. Определяется количество выделенных букв из 388, которые необходимо выделить.
  284. Полученные данные сверились с таблицей результатов.
  285. Уровень развития устойчивого внимания. Количество правильных букв Баллы %
  286. Высокий 321−388 6,1−8,0 81−100
  287. Выше среднего 213−320 4,1−6,0 51−80
  288. Средний 175−212 2,1−4,0 31−501. Низкий 150−174 0−2,0 0−30
  289. Четвёртый критерий уровень умения курсанта самостоятельно развивать познавательнопрофессиональную активность.
  290. Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение познавательно-профессиональной активности как качества личности.
  291. Планирование саморазвития процесс многогранный, он связан с решением ряда взаимосвязанных задач, которые подразделяются на ближние, средние и дальние рубежи развития личности военнослужащего.
  292. Одновременно с этим, командирами курсантских подразделений и командиром классного отделения ведётся дневник наблюдений. В нём фиксируются результаты деятельности курсанта по саморазвитию познавательно-профессиональной активности.
  293. Уровень умения курсанта самостоятельно развивать познавательно-профессиональную активность Баллы %1. Высокий 4,05−5,00 81−100
  294. Выше среднего 2,55−4,00 51−801. Средний 1,55−2,50 31−501. Низкий 0,00−1,50 0−30
  295. Критерии оценки уровня развития у курсантов познавательно-профессиональной активности.1. Уровни
  296. Критерии оценки уровня развития познавательно-профессиональной активности Уровни развития познавательно-профессиональной активности у курсанта баллы Проценты
  297. Высокий Выше среднего Средний Низкий Высокий Выше среднего Средний Низкий
Заполнить форму текущей работой